Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

От чего зависит наличие талантов и способностей?  

Ученые давно интересовались вопросом: существует ли ген гениальности. Почему одни люди более талантливы, чем другие?

Кто-то берет в руки кисть и легко создает шедевры, кто-то имеет от природы красивый голос, кто-то сочиняет музыку и стихи, кто-то  с детства гениально танцует, кто-то выигрывает Олимпиаду.

Почему это происходит? Это гены родителей? Это звезды, под которыми рождается человек? Это душа, которая приходит в этот мир с определенными способностями? Или это результаты воспитания и обучения?

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Безусловно, все эти факторы в большей или меньшей степени оказывают влияние на развитие ребенка.

Но как же определить в раннем возрасте какие способности и таланты есть  у ребенка и что нужно развивать в первую очередь?

Как же распознать талант малыша? Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Обычно на таких проверках ребенка просят спеть знакомую песенку, повторить ноты или мелодию, которые играет преподаватель, повторить ритмический рисунок, а также наблюдают в целом эмоциональную реакцию на разную музыку.

Но обычно такое тестирование проводят не раньше, чем ребенку исполнится 5-7 лет.

А существуют ли способы проверить способности к музыке до 3-х летнего возраста?  

Для начала давайте определимся с тем,что такое музыкальные способности?

Музыкальные способности — это с одной стороны комплекс физиологических данных: слух, чувство ритма, моторика, внимание, музыкальная память.

Физические способности необходимы для того, чтобы овладеть техникой игры на каком-то инструменте, в том числе на самом совершенном инструменте — голосе. Но технических данных недостаточно, чтобы стать настоящим музыкантом, который при помощи музыки проникает в души слушателей.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?
Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

«Моему ребенку наступил медведь на ухо»

Очень часто музыкальные способности родители малыша связывают с тем, насколько он или она попадает в ноты, говоря простым языком, правильно поет ту или иную мелодию. Но это одно из больших заблуждений.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

На самом деле очень часто взрослый или ребенок слышит, как нужно спеть мелодию, но не может повторить ее голосом. Это говорит не о том, что нет музыкального слуха, а только о том, что не налажена дорожка между голосом и внутренним слухом.

  • Дети очень быстро учатся, и безусловно то, что ребенок «не попадает в ноты», не может стать поводом для отказа от музыкальных занятий.
  • Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий, обнаруживался впоследствии абсолютный музыкальный слух — умение определять высоту любой ноты на слух.
  • Да и для взрослых существует множество техник, которые позволяют изменить ситуацию и улучшить интонационную чистоту пения.

Поэтому запомните: пение не может быть основным показателем наличия или отсутствия у ребенка музыкальных способностей.

Важная статистика: только 5% людей не имеют музыкального слуха. У остальных людей слух находится в разных стадиях развития, а значит можно улучшить ситуацию.

Как же проверить — есть ли музыкальные способности у совсем крошечного малыша?

 

На что стоит обратить внимание

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Я могу перечислить несколько критериев, на которые стоит обратить внимание. Скорее всего музыкально одарённый ребенок:

  1. проявляет явный интерес к музыке;
  2. любит музыкальные игрушки;
  3. подпевает маме;
  4. эмоционально реагирует на звучание любимой музыки;
  5. начинает пританцовывать, еще до того, как начинает ходить.

Но вот вопрос: что является причиной и следствием, «яйцом и курицей»?

Малыш так реагирует на музыку, потому что у него музыкальные способности от природы? Или потому что ребенок с детства занимается музыкой, как многие гениальные музыканты?

 Новорожденные имеют от рождения абсолютный слух 

Американские ученые сделали интересное предположение, что у всех новорожденных есть абсолютный слух. Способность определять высоту ноты помогает детям научиться говорить.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Были проведены исследования, в ходе которых восьмимесячным малышам и взрослым давали прослушать сложные музыкальные фразы. После того, как фраза игралась несколько раз, в нее вносили небольшие изменения и давали прослушать повторно. Какого было удивление ученых, когда они обнаружили: дети реагировали даже на небольшие изменения, на которые взрослые не обращали внимание.

Также доказано, что малыши помнят мелодии, которые мама слушала или пела во время беременности.

Уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью…

Интересно, что при этом уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью, если не продолжать их развивать в первые годы жизни. Так же взрослые забывают выученный иностранный язык, если не говорят на нем.

Еще один факт, подтверждающий эту версию: известно, что абсолютный слух сохраняется в странах, где говорят на тональных языках например, китайском. Тональный язык — это когда один и тот же звук обозначает разные буквы в зависимости от того, на какой высоте он произносится.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Не нужно  непременно стремиться определить, есть ли музыкальные способности, нужно просто заниматься с малышом музыкой с рождения

Если вы хотите, чтобы у вашего малыша был хороший музыкальный слух, не нужно непременно стремиться определять его музыкальные способности. Нужно просто с самого рождения заниматься с ним музыкой, чтобы не утратить то, что дано от природы.

И начать можно с простых музыкальных игр. Предлагаем скачать одну из них — музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

  1. Скачать музыкальную игру >>>
  2. А еще важно знать, что занятия музыкой с самого рождения нужны не только для того, чтобы в будущем вырос новый Моцарт, Паганини или Мария Каллас.
  3. Психологами доказано, что занятия музыкой оказывают прямое положительное воздействие на общее развитие ребенка. Подробно о воздействии музыки на ребенка читайте в этой статье >>>
  4. Автор проекта ДОМузыка, Мария Шаро

Источник: https://maria-sharo.com/kak-opredelit-est-li-u-vashego-rebenka-muzyikalnyie-sposobnosti/

Диагностика музыкальных способностей детей

Первые способности у многих детей проявляются уже в достаточно раннем возрасте. Кто-то хорошо рисует, кто-то быстро бегает, кто-то легко решает математические задачки, а кто-то с точностью воспроизводит мелодии.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста — серьезная тема, которой отведен целый раздел в психолого-педагогической практике.

Доверить ее лучше специалистам в этой области, однако некоторые методики можно применить и в домашних условиях.

Что нужно оценить

Нужно понимать, что под музыкальными способностями понимается не просто умение петь или играть на инструменте. Оценивать необходимо множество факторов, в том числе:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма;
  • координацию и моторику;
  • музыкальную память;
  • музыкальное чутье.

Одни факторы обусловлены физиологическими данными, другие — особенностями характера и темперамента. Соответственно, некоторые навыки можно успешно развить практически с нуля. Например, как развивать слух ребенка, знает любой профессиональный педагог по музыкальным дисциплинам.

Другое дело — врожденная музыкальная интуиция. Далеко не все популярные певцы, композиторы и музыканты могут похвастаться ее наличием.

Поэтому если уже с раннего возраста ребенок демонстрирует умение легко воспроизводить мелодии, значит, занятия музыкой в его жизни обязательно должны присутствовать. В то же время, если малыш, по мнению взрослых, не очень хорошо поет, рано ставить крест на его музыкальных способностях.

Исполнение песен — это, по большей степени, показатель умения владеть вокалом, а этот навык не является единственным определяющим в вопросе музыкального потенциала ребенка.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Общение и наблюдение

Существует множество исследований и теорий, рассказывающих о том, как определить музыкальные способности у ребенка. Самый простой способ при этом — просто наблюдать за ним. Обращайте внимание на следующие моменты:

  • Общий интерес ребенка к музыке. Как он реагирует на песни? Прислушивается ли к фоновой музыке? Подпевает, подтанцовывает в процессе? Нравится ли ему какой-то конкретный стиль или его интересуют разные музыкальные направления?
  • Музыкальная память. Напевает ли малыш в течение дня ранее услышанные песни? Насколько точно он воспроизводит слова и мелодию? Возможно, ребенок сам придумывает «композиции», пусть даже без слов?
  • Чтение стихов. Стихотворения сами по себе очень ритмичны и выразительны. Если малыш обладает музыкальными способностями, то и стихи он будет читать эмоционально, не игнорируя интонационные ударения и паузы.
  • Публичные выступления. Диагностику развития музыкальных способностей детей можно проводить даже во время их выступлений в детском саду. Это могут быть как музыкальные номера, так и просто участие в пьесах. Стремление малыша показать себя на утренник — еще один важный момент, определяющий музыкальный потенциал.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

И все же наиболее значимым фактором является непосредственно интерес ребенка к музыке. Все остальное — это лишь дополнительные показатели его психологической и эмоциональной готовности к занятиям.

Кстати, сам малыш тоже может рассказать взрослым о своей заинтересованности в изучении музыкальных дисциплин. Заведите с ним разговор о современных исполнителях, музыкальных инструментах и т. д. Посмотрите на его реакцию относительно данной темы и открытость в обсуждении.

Методики и упражнения

Помимо простого наблюдения, взрослые могут выполнять и простые упражнения, направленные на определение музыкального слуха и чувства ритма малыша. Проводить их лучше в игровой форме, чтобы ребенок больше увлекся процессом.

  1. Включите или сыграйте на инструменте простую мелодию — короткую и понятную. Попросите ребенка ее воспроизвести. Если не получается с первого раза, повторите попытку несколько раз.
  2. Сыграйте на фортепиано два звука — из нижнего и верхнего регистра. Задача малыша — определить, какой звук выше, а какой — ниже. Если он не знает, что значит «выше и ниже» в отношении звуков, объясните ему, а затем повторите упражнение.
  3. Включите любую достаточно мелодичную песню. Попросите малыша похлопать в ладоши или потанцевать под музыку. Это упражнение поможет определить чувство ритма, от которого нередко зависит выбор музыкального инструмента для ребенка.
  4. Простучите или прохлопайте небольшой музыкальный отрывок. Попросите малыша повторить. При необходимости простучите отрывок еще несколько раз.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Нередко родителям кажется, что ребенок талантлив от рождения, поэтому по собственному решению определяют его в музыкальную школу. Однако объективные выводы относительно музыкального потенциала могут сделать только специалисты с музыкальной практикой.

А как вы обнаружили у своего малыша музыкальные способности? Планируете ли вы записать его в музыкальную школу, и проявляет ли сам ребенок интерес к музыке? Поделитесь своими историями в комментариях.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei-dietiei

Диагностика музыкальных способностей детей

  • Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?
  • Диагностика музыкальных способностей  поможет проанализировать возможности  ребенка,
  • спланировать дальнейшую работу, выработать тактику общего развития ребенка и развития его музыкальных способностей.

Есть ли у моего ребенка музыкальные способности? – Этот вопрос волнует многих родителей. Но если не волнует, то, по крайне мере, интересует.

Вспоминаю первые годы работы в музыкальной школе. Конец мая – начало июня – время вступительных экзаменов в школу.

Два дня были консультации для детей и их родителей, затем два дня проходили вступительные экзамены. В это время в школе невозможно было протиснуться из-за большого количества поступающих и их родителей. Чтобы поступить в школу, дети сдавали настоящие экзамены.

Помнится, комиссия состояла приблизительно из десятка преподавателей. Ребеночек самостоятельно, без родителей, входил в большой зал, за фортепиано – экзаменатор (обычно преподаватель сольфеджио). И состоялась целая процедура выявления музыкальных способностей будущего ученика.

Затем ребенок должен был подойти к членам комиссии и ответить на их вопросы. А заведующая фортепианным отделом всегда оценивала кисть ребенка, цепкость кончиков пальцев, гибкость и пластичность кисти. Конкурс в те годы доходил до 3-4 человек на место.

Такой ажиотаж длился довольно долгое время – несколько лет. Затем желающих обучаться музыке становилось все меньше и меньше. И однажды две музыкальные школы объединили в одну, и контингент учащихся сократился вдвое. Многие преподаватели сменили профессию, так как зарплата была очень низкая, да и ту не выплачивали месяцами.
В школе остались те, кто не мыслил себя без музыки и детей.

Но все проходит. Прошло и это. Постепенно жизнь стабилизировалась, и опять возникла потребность в музыке и музыкальном образовании.

Но изменилась форма приема в музыкальную школу. Сейчас нет такой помпезности. Захотел ребенок обучаться в школе – пришли родители, написали заявление, ребенка прослушал преподаватель, который набирает учащихся в свой класс, или преподаватель сольфеджио. Поставили оценки в графе заявления. Есть место – ребенок учится, нет – ждет, когда будет следующий выпуск и место освободится.

Все проще, и нет такого серьезного стресса для ребенка, когда он сдавал вступительные экзамены.

Читайте также:  Песня «тёмная ночь»: история одной замечательной песни

Меняются критерии. Сейчас главное при поступлении в музыкальную школу – желание ученика обучаться музыке, и желание родителей взвалить на себя лишние заботы и хлопоты на долгие годы обучения. Но цель у родителей благородная — эстетическое развитие ребенка!

Во время первой встречи преподавателя и будущего ученика очень важно определить в отправной точке обучения возможности и способности ребенка, чтобы планировать дальнейшую работу.
Но нужно помнить! Во время диагностики обязательно должна быть спокойная, комфортная атмосфера, а отношение к ребенку – приветливое.

  1. Диагностику музыкальных способностей проводим по нескольким параметрам:
  2. — Звуковысотные и ладово-регистровые ощущения
    — Мелодический и гармонический слух
    — Чувство ритма
    — Чувство динамики
  3. — Эмоциональный отзыв на музыку
  4. Диагностика звуковысотных ощущений
  5. — Предлагаем ребенку задание:
    Сейчас я сыграю звук, спою его, затем мы повторим вместе, а потом ты споешь сам.

Дальше можно усложнить задание. Играем отдельные звуки, а ребенок на какой-то слог (например, слог «та») повторяет самостоятельно звук голосом.

Высота звуков   

— Объясняем ребенку, что есть звуки высокие, средние и низкие. Высокие (сыграть их) — похожи на капельки дождя, прыжки зайчика, пение птиц высоко в небе. Поднимаем руки вверх, ребенок повторяет, имитируя полет птиц высоко в небе.
Низкие звуки (сыграть) похожи на медведя. (Руки внизу)

И есть средние звуки. Они находятся посредине клавиатуры инструмента. Средние звуки может спеть человек. (Сыграть средние звуки, руки вытянуты вперед).

Попутно сыграть очень высокие и очень низкие звуки и сказать, что эти звуки человек не может спеть.
Преподаватель играет средние, низкие или высокие звуки. А ребенок показывает руками их высоту: если высокие – руки вверх, низкие – руки внизу, средние – руки вытягивает вперед.

Движение мелодии

— Даем задание – определить, куда движется мелодия. Играем восходящую и нисходящую мелодию. Например, «Скок – поскок», «Во поле береза стояла», «Вверх по ступенькам поднимись», а ребенок рукой показывает движение мелодии.

Точность интонирования

— Когда ребенок немного освоился, а этому способствуют игровые формы, можно предложить для повторения небольшие песенки: «Дин-дон», «Василек», «Маленькая елочка». Петь можно со словами или слогами. — Проверяем точность интонирования.

— Если ребенок справляется, усложняем задание. Даем для сравнения мажорное и минорное трезвучие (нисходящее движение), нужно спеть точно каждый звук слогами.

— Затем можно предложить спеть песенки в нисходящем движении в мажоре и миноре. Например, «Во поле береза стояла» (первую фразу) и «Галя по садочку ходила».

Мелодический и гармонический слух

— Игра «Отгадай звук» (например, один из трех звуков)
Ребенок стоит спиной к инструменту. Учитель играет звук (например, в пределах терции). Затем ребенок поворачивается и ищет его на клавиатуре. Нужно выбрать одну клавишу из трех обозначенных. Обозначить клавиши можно фишками или цветными полосками.

— Для проверки гармонического слуха проводим игру «Отгадай, сколько звуков». Показать ребенку, как звучит один звук, и как звучит два звука (гармонические интервалы). Не глядя на клавиши, ребенок определяет количество звуков. Можно усложнить задание. Показать, как звучат три звука, сказать, что здесь много звуков и посчитать с ребенком до трех.

  • Чувство ритма
  • Можно предложить такие задания:
  • — пошагать под звуки марша.
    — пение песенки с прохлопыванием ритмического рисунка
    — повторение голосом на слог «та» несложного ритма
  • — повторить ритмический рисунок, прохлопывая в ладоши без дублирования голосом.
  • Диагностика ощущений динамики

— Игра «Сделай, как я». Преподаватель играет отдельные звуки – громко или тихо. Ребенок должен повторить, соблюдая динамику.

— Игра «Угадай – громко или тихо». Если звучит тихая музыка – ребенок присаживается на корточки, а если громкая — размахивает руками, жесты широкие и активные.

  1. Диагностика эмоционального отзыва на музыку
  2. — Предлагаем выразительно рассказать стихотворение, а если ребенок маленький повторить за преподавателем отдельные фразы и изобразит все в ролях:
    Например, «Воет серый волк в лесу» — грозно
  3. «По дороге Петя шел» — радостно и беззаботно, «и горошину нашел» — удивленно.
  4. — Предложить маленькие пьески в мажорном и минорном ладу и определить – «грустно» — «весело».
  5. Вот такой приблизительный план диагностики.
  6. Тестирование поможет ближе познакомиться с ребенком, наладить уже во время первой встречи теплые и добрые отношения (благодаря игровым формам), проанализировать его возможности и способности.
  7. Такая диагностика поможет спланировать дальнейшую работу с ребенком, выработать тактику общего развития ребенка и развития его музыкальных способностей.

А Вы знаете, как влияет темперамент ребенка на занятия музыкой?   —  Прочтите!

Ирина  Анищенко

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/diagnostika-muzykalnyx-sposobnostej-detej

Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей

  • Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:
  • • Беседа с ребенком
  • • Определение общей музыкальности ребенка
  • • Тестирование музыкальных способностей

Беседа с ребенком- самый простой и элементарный способ узнать о его способностях и склонности к музыке. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Можно поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Беседа с ребенком должна преследовать две цели:

1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки.

Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

  1. Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.
  2. 2) Определить интерес ребенка к музыке и творчеству:
  3. • Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?
  4. • Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?
  5. • Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)?
  6. • Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему?
  7. • Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?

• Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.

Так можно определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

  • О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:
  • • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;
  • • явное проявление интереса к звучанию музыки;
  • • яркое эмоциональное проявление радости во время звучания любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);
  • • ребенок любит слушать разную музыку, не только детские песни ;
  • Важно для достижения успеха:

• Интерес, склонность ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

  1. Определение склонность к музыке у детей в дошкольном возрасте
  2. Здесь применимы три способа – беседа с ребенком, тестирование и определение общей музыкальности ребенка.
  3. Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?
  4. 1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:
  5. • Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.
  6. 2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.
  7. • Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).
  8. • Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта.
  9. Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

  • Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей
  • Цель: выявление общей музыкальности ребенка, определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти.
  • Таблица

Ф.И. ребенка,

  1. возраст
  2. Музыкальный слух
  3. Чувство ритма
  4. Тест 1
  5. Тест 2
  6. Диагностические задания:

Тест 1. Попросить ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажать на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков.

Затем нажать две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажать те же клавиши по очереди.

Читайте также:  Пианино yamaha поможет реализовать творческие способности

Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросить, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно.

Тест 3. Спеть ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросить ребенка повторить. Затем спеть ноту Ля первой октавы и снова попросить повторить. Если ребенку трудно петь в этом диапазоне, спеть ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробовать разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно петь без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Звук фортепиано «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросить ребенка спеть любимую песенку.

  • Таким образом, тесты 3-5 позволяют проверить:
  • • музыкальный слух ребенка;
  • • музыкальную память;
  • • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу);
  • • диапазон голоса ребенка;
  • • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»);
  • Если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый.
  • Определение чувство ритма

Тест 1. Простучать (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросить ребенка повторить. Повторить тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросить ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполнить или поставить запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать…».

Тест 3. Попросить ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграть или поставить запись любой ритмичной детской музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче.

  1. Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.
  2. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
  3. Индивидуальный образовательный маршрут
  4. Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.
  5. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Ф.И. ребенка__________________________________________

Ф.И. ребенка__________________________________________

  • Возраст______________________________________________
  • Музыкальная деятельность (развитие вокальных способностей)
  • Месяц
  • Параметры
  • 1
  • Самостоятельная музыкально-певческая деятельность
  • 2
  • Музыкальный слух
  • 3
  • Чувство ритма
  • 4
  • Эмоциональность/Артистизм
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Заключение
  • Рекомендации___________________________________________________________

Сержант Людмила Юрьевна

Похожие материалы

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/diagnostika-vyyavleniya-u-rebenka-muzykalnyh-sposobnostey-1049515

Диагностика музыкальных способностей

  • Музыкальные способности — это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
  • Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
  • Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
  • 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
  • 2) применимы для массового исследования;
  • 3) дают сравнимые между собой результаты.
  • Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
  • Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.
  • Практические диагностические тесты
  • 1. Диагностика чувства темпа и метроритма
  • Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)».

После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом).

Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

  1. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).
  2. После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.
  3. Критерии оценки:
  4. — адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  5. — адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  6. — ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  7. — сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение — низкий уровень.
  8. 2. Тест — игра на изучение чувства ритма
  9. «Ладошки»
  10. Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
  11. Стимулирующий материал
  12. 1. Детская песня «Дин-дон»
  13. 2. Детская песня «Петушок»

3. М. Красев «Ёлочка»

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

  • Критерии оценки:
  • — точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень;
  • — воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) — средний уровень;
  • -адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов — слабый уровень
  • — неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса — низкий уровень.
  • Дигностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
  • «Гармонические загадки»

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

  1. Критерии оценки:
  2. слабый уровень — угадано ребёнком 1-3 созвучия
  3. средний уровень — угадано ребёнком 4-7 созвучий
  4. высокий уровень — угадано ребёнком 8-10 созвучий
  5. «Повтори мелодию»
  6. Цель:
  7. определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/testi/diagnostika_muzykalnykh_sposobnostei

Диагностика музыкальных способностей

Подготовила

Чурилова О.В.,

  • педагог дополнительного образования МОАУДО «ДДЮ»
  • Диагностика
  • музыкальных способностей
  • слайд № 1
  • Музыкальные способности — это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
  • музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального, проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

Прежде всего, уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в дополнительном образовании.

Назначение диагностики музыкальных способностей школьников связано с исследованием музыкальности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, муз-ритмическое чувство) ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

  1. В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.
  2. Слайд № 2 (диагностики)
  3. Предлагаемые методические диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
  4. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
  5. 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
  6. 2) применимы для массового исследования;
  7. 3) дают сравнимые между собой результаты.
  8. Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
  9. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.
  10. Практические диагностические тесты
  11. 1. Диагностика чувства темпа и метроритма
  12. 2. Тест — игра на изучение чувства ритма
  13. 3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
  14. 4. Диагностика чувства тембра
  15. 5. Диагностика динамического чувства
  16. 6. Диагностика чувства музыкальной формы
  17. 7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
  18. 8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
  19. 9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
  20. Диагностических методик и тестов множество, я хочу остановиться на диагностике эмоциональных переживаний младших школьников в процессе восприятия ими музыкальных произведений на занятиях по слушанию музыки 1, 2, 3 групп музыкальной студии вокально-хорового отделения ансамбля «Карамельки».
  21. Слайд № 3 (методики Барышевой, САН)
  22. Расскажу подробнее о нескольких методиках:
  23. 1. метод семантического дифференциала

2.методика «Эмоциональное полотно» Л.Я. Дорфмана,

3. методика «Цветовое моделирование музыки» Т.А. Барышевой,

4. экспресс-вариант методики САН «Градусник».

Совокупность данных методов позволяет нам рассматривать особенности эмоциональных переживаний, эмоциональную отзывчивость на музыку, пронаблюдать динамику эмоциональных состояний в процессе восприятия музыкальных произведений, а также диагностировать ладовое чувство, самочувствие, активность и настроение.

Для диагностики эмоциональных переживаний были выбраны музыкальные произведения, которые по характеру и эмоциональному содержанию отражали две противоположные по знаку базисные эмоции по классификации К. Изарда. Как известно, Эмоцию радости в музыке выражает мажорный лад, эмоцию печали, грусти минорный лад.

Были выбраны два музыкальных фрагмента 2 прелюдии Ф. Шопена «Радость» — Прелюдия №3 соль мажор – яркая, жизнерадостная, бурно-стремительная, веселая, праздничная.

«Печаль» Прелюдия №4 ми минор – лирическая, скорбно-задумчивая, светлая грусть, постепенно музыка приобретает взволнованный характер, после стихает и заканчивается тихо и мягко.

Слайд № 4 (методика «Семантический дифференциал»)

Для определения эмоционального содержания – настроения, характера музыки и эмоционального отношения к прослушиваемому произведению использовалась методика «Семантический дифференциал» в модификации Т.А. Барышевой.

Семантический дифференциал в известной мере уже адаптирован для применения в исследованиях явлений духовной культуры и искусства.

Читайте также:  Интересные факты об искусстве

Из всего словаря, которым пользуются дети для характеристики музыки, была отобрана группа прилагательных, наиболее часто употребляемых и, как правило, «присутствующих» в эмоциональных программах музыкальных произведений. Эти признаки-определения являются полярными противоположностями.

Детям выдавалась таблица с прилагательными-определениями. Имея на руках такую таблицу, ребята после прослушивания каждого произведения отвечали на следующие вопросы: 1. Какие из этих слов соответствуют характеру музыки? 2. В какой степени эти признаки выражены в музыке? (Степень выраженности устанавливается по пятибалльной шкале).

Поскольку в противоположных парах прилагательных отражены многие параметры отношений: знак (радостная-печальная); интенсивность (степень выраженности всех признаков), уровень активации (активная-пассивная, быстрая-медленная, спокойная-возбужденная); различные сенсорные ассоциации (светлая-темная, легкая-тяжелая, мягкая-жесткая), фиксирующие косвенно знак эмоции; эстетическая (красивая-некрасивая) и нравственная оценка (добрая-злая), в результате математической обработки результатов эксперимента можно получить довольно полную картину качества эмоциональных переживаний — результатов воздействия музыки на эмоциональную сферу личности.

Слайд № 5 (Количественные данные в процентном отношении представлены в таблице)

Исходя из полученных данных по методике «Семантический дифференциал», в которой дети выбирали из противоположных пар прилагательные, соответствующие характеру музыки и определяли степень выраженности этих признаков, мажорная музыка воспринимается и определяется младшими школьниками более конкретно, безошибочно определяют лад (настроение) мажорного произведения, все 100% школьников отмечают категорию «радостная». 94% учащихся считают, что музыка «добрая».Младшие школьники отдают предпочтение первому столбцу прилагательных.Верно определяют уровень активации (темп музыки), при восприятии мажорной музыки отмечают определения «быстрая, активная».

Слайд № 6

При оценивании минорной музыки, можно сделать вывод, что она воспринимается более субъективно, так как школьники выбирают почти все предложенные прилагательные, характеризующие музыку.

Выбор школьниками определений содержания музыки как «печальная, спокойная и медленная» совпадает с объективным описанием этого музыкального фрагмента. Испытуемые точно определяют лад (настроение) и темп музыки.

По результатам можно сказать, что минорная (печальная) музыка вызывает амбивалентные переживания, более субъективно воспринимается и переживается школьниками.

Анализируя данные по восприятию и определению мажорной (радостной) и минорной (грустной) музыки, младшие школьники определяют многие параметры отношений. Безошибочно определяют знак эмоции,дают эстетическую и нравственную оценку музыке.

Слайд № 7

С целью оценивания и подтверждения эмоционального содержания музыки и эмоционального состояния в процессе восприятия музыки, применялась методика «Эмоциональное полотно Л.Я. Дорфмана».

В основу методики положена структурно-динамическая модель эмоциональных переживаний, психологический состав которых включает три качественных компонента: модальность, энергия, интенциональность (направленность).

Диагностика заключалась в следующем: дети прослушивают различные по эмоциональному содержанию музыкальные тексты и оценивают их с помощью вопросника «Эмоциональное полотно». Музыкальные тексты предварительно классифицируются по эмоциональному содержанию.

Вариантами музыкальных текстов явились: «Радость» — Ф. Шопен. Прелюдия № 3, оп 28 соль мажор; «Печаль» — Ф. Шопен. Прелюдия №4, оп 28 ми минор.

Детям предлагалась следующая инструкция: «Представьте, что Вы находитесь в концертном зале. Звучит музыка. Под ее влиянием Вы сосредотачиваетесь на ваших переживаниях. Оцените эмоциональное содержание музыки и ваше состояние».

  • Анализируя методику «Эмоциональное полотно», которая использовалась для оценивания и подтверждения связи эмоционального содержания музыки и эмоционального состояния, можно сказать, что субъективные программы описания содержания музыки испытуемых совпадают с объективным описанием прослушиваемых музыкальных произведений.
  • Младшие школьники практически безошибочно определяют лад (окраску) музыкального фрагмента, влияющий на характер музыки, настроение и эмоциональное состояние самих испытуемых.
  • Слайд № 8

С целью определения эмоциональных состояний в ситуации восприятия музыки использовалась методика «Цветовое моделирование музыки» Т.А. Барышевой. Для того чтобы метод цветовых предпочтений «действовал» эффективно, у детей формировалось осознанное отношение к цвету как средству эмоциональной выразительности.

Для этого была создана проблемная ситуация: рассказали детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: «Когда в эту комнату входит человек, то комната сразу расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению вошедшего в нее человека.

Как вы думаете, какие цвета соответствуют печали? А радость, какими красками мы нарисуем?».

Детям после прослушивания музыкального произведения предлагалось «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку (8 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный).

Затем дополнить композицию своими красками.

Такое сочетание «обязательных» для выбора цветов и свободнее «сочинение» собственных позволяет с достаточной точностью анализировать результаты с помощью психологических интерпретаций цветов и их сочетаний.

Слайд № 8

По результатам методики «Цветовое моделирование музыки» выявлено, что школьники «рисуют музыку», используя восемь основных цветов, некоторые дополняют композицию другими красками.

В ситуации восприятия мажорной (радостной) музыки из восьми предложенных цветов младшими школьниками не используются цвета серый и черный. Остальные цвета используются в сочетании. Мажорная (радостная) музыка у большинства младших школьников ассоциируется с теплыми тонами красок, это желтый, красный, зеленый.

При рисовании мажорной музыки у 89% школьников преобладает желтый цвет, 81% школьников использует красный цвет, зеленым цветом рисуют 73% испытуемых.

Такие модели музыки свидетельствуют о позитивном и активном характере эмоциональных состояний, возникающих в ситуации восприятия музыки. О пробуждении познавательной сферы, активизации интеллектуальных чувств.

Музыкальное произведение в данном случае стимулирует потребность действовать.

При рисовании минорной (грустной) музыки испытуемые используют все восемь предложенных цветов. Отдавая предпочтение холодным тонам красок, фиолетовый цвет используют 81% школьников.

Фиолетовая гамма композиции при восприятии музыки означает состояние романтической зачарованности, появления эстетических чувств, мотивация «бегства» в мир фантазий, мечты, собственных переживаний. Синий цвет доминирует у 76% школьников.

Синие композиции музыки свидетельствуют о возникновении эмоционального контакта с музыкальным произведением, сильного и глубокого эстетического сопереживания, коммуникативных чувств.

Нет одноцветных моделей, в композициях используются четыре – пять цветов.

Дети изображают музыку размытыми линиями и пятнами. Встречаются волнообразные и четкие линии, зигзаги, завитки, круги, фигуры, дети пытаются нарисовать некий образ, используя геометрические фигуры. Это свидетельствует о том, что музыка воспринимается ими не только на основе коллективного бессознательного, а на индивидуальных переживаниях.

Слайды № 9,10

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мажорная музыка легче воспринимается младшими школьниками, ассоциируется с теплыми цветами, в композициях прослеживается в большинстве случаев положительный полюс переживаний.

Минорная музыка более сложна для восприятия младшими школьниками, используются все цвета, хотя предпочтение отдают холодным оттенкам, в композициях преобладают амбивалентные переживания по эмоциональному значению использования цветов.

Слайд № 11

С целью оперативной оценки функционального состояния (самочувствия, активности и настроения) до и после воздействия музыки на эмоциональное состояние младших школьников, использовался экспресс-вариант методики САН «Градусник».

Методика «Градусник» представляет собой быструю оценку функционального состояния (самочувствия, активности и настроения) по пятибалльной шкале. Эта методика проводилась дважды: вначале занятия по слушанию музыки и после.

Выдавались бланки с пятибалльной шкалой, где они должны были отметить свое самочувствие, активность и настроение. Предлагалась инструкция: «Сначала оцените свое самочувствие и поставьте на соответствующем делении. Аналогично оцените степень активности и настроение».

Оценка результатов производилась по следующей формуле: интегральный коэффициент высчитывается по формуле: САН=К=сан : 3

  1. Слайд № 12
  2. По результатам методики «Градусник», которая проводилась до музыкального воздействия и после, оценивалось функциональное состояние испытуемых.
  3. Провели сравнительный анализ воздействия и влияния музыки на эмоциональное состояние младших школьников.
  4. Из таблицы видно, что после прослушивания мажорной музыки у большинства испытуемых изменилось функциональное состояние в сторону оценки «отлично», после восприятия минорной музыки оценки самочувствия, активности и настроения понизились.
  5. Слайд № № 13, 14
  6. Для наглядного представления функционального состояния до и после восприятия мажорной и минорной музыки результаты представлены на рисунке — Графическое представление функционального состояния школьников до и после восприятия мажорной и минорной музыки.
  7. Слайд № 15 (вывод)

Обобщая результаты по всем методикам, можно сделать вывод о том, что музыка положительно и благотворно влияет на эмоциональные переживания младших школьников, пробуждая эстетические и нравственные чувства. Музыка вызывает эмоции, соответствующие настроению и характеру музыки. Воздействует на самочувствие, активность и настроение.

Результаты диагностики показали, что младшие школьники практически безошибочно определяют лад и эмоциональную модальность, интенсивность, уровень активации (темп) музыки, влияющий на характер музыки и эмоциональные переживания младших школьников.

В процессе восприятия музыкального произведения наблюдается динамика эмоционального состояния соответственно содержанию музыки.

Источник: http://metodrabota.ucoz.net/publ/diagnostika_muzykalnykh_sposobnostej/1-1-0-13

Как выявить музыкальные способности у ребенка

Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, «самая строгая мать» (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Это, безусловно, так. Но все же советуем вам обратить внимание на некоторые важные для определения музыкальных способностей моменты (вдруг ваш ребенок не просто талантлив, а гениален?!):

— Ребенок узнает знакомые мелодии,

— Ребенок различает звуки по высоте:
(«птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким», » у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы» и т. д.)

— Самостоятельно или вместе со взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

— Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста «в телевизоре»).

— Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

  • — Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;
  • — Ребенок способен адекватно реагировать на характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, а также менять свои движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения;
  • — Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение до конца;

— Ребенок в состоянии понимать музыкальный образ, интерпретировать его в разных видах художественной и игровой деятельности (рисует, танцует, играет роль, сочиняет под влиянием прослушанной музыки т.д.)

  1. — Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;
  2. — Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;
  3. — Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);

— И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

— яркое эмоциональное переживание музыки,
— интерес к ней и

— желание заниматься музыкальной деятельностью.

Источник: https://rcmuzyka.com/kak-vyyavit-muzykalnye-sposobnosti-u-rebenka/

Ссылка на основную публикацию