Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Вот и дошла очередь в нашем сюжете до диджериду — духового инструмента, изначально созданного аборигенами Австралии.

Вообще, слово «диджериду» придумано европейцами, а сами аборигены разделяют два понятия: «йдаки» — инструмент, расширяющийся к низу (вулканическая форма канала), и «магу» — цилиндрический с более низким звучанием.

Затем уже появились слай-диджериду (диджерибон) с коленом, передвигая которое можно менять тон (а-ля тромбон).

  • Музыкант Петр Никулин (Рагу) отметил, что в разных культурах есть инструменты, родственные диджу: в Тибете — дунгчен, в Средней Азии — зурна, в Карпатах — трембита, а также ирландский горн.
  • Для аборигенов диджериду — сакральный инструмент, который используется в ритуалах, связанных с инициацией и погребением.
  • Если вы решили освоить этот необычный инструмент, то, по рекомендации диджериду-музыканта Миколы, стоит начать с дешевых вариаций инструментов — пластиковых, из ПВХ труб или из алюминия и углепластика.

Если же брать диджериду из дерева, то чем оно плотнее, тем звук лучше — более разноплановый. Лучше всего звук выдают тропические породы (эвкалипт, тик), также ценится бук, граб и дуб. Но они стоят дороже и технология изготовления сложнее.

Вообще процесс изготовления диджериду состоит из нескольких стадий. Заготовку нужно грамотно высушивать в течение нескольких лет. Затем ее распиливают на две части и вытачивают канал стамесками и другими инструментами.

Причем делается это не ахти как — есть специальные закономерности (толщина стенок, ширина канала). У хорошо склеенного инструмента швы не должны быть видны.

В этом плане аборигенам пришлось проще — за них всю работу делают термиты (они выгрызают сердцевину).

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Предоставлено Юрием Рубиным

Сергей Разумов отметил, что его часто спрашивают «Как сделать дидж?». Он отвечает, что для начала нужно взять подходящее бревно. «А потом?», — спрашивают они. «А потом позвони мне, и я скажу, что дальше с ним делать», — говорит мастер.

За все это время только один человек связался со мной через год или два после разговора и сказал, что взял-таки подходящее бревно и готов слушать, что с ним делать дальше — Сергей Разумов

Если новичка сразу загрузить информацией, то это будет медвежьей услугой. «Человек должен четко осознавать, что ему необходимо. Тогда он сможет по достоинству оценить поступившие знания», — добавил Разумов.

Вообще, в интернете есть множество онлайн-магазинов, где можно заказать себе инструмент. Также можно найти и грамотных мастеров. Если же вы уже обладаете диджем, то научиться игре можно: в Московской школе диджериду (индивидуальные занятия), в «Первозвучии» на «Флаконе», а также в «Австралии».

M24.ru узнал у столичных диджериду-музыкантов и мастеров об особенностях этого древнейшего инструмента — его разновидностях и процессе создания.

Когда впервые узнали про диджериду? Долго искали сообщников?

Диджериду буквально ворвалась в мою жизнь, как свежий воздух в душную комнату. Это событие совпало с трудным периодом в моей жизни и разделило ее на два периода — «до» и «после».

Про существование диджериду узнал из интернета и был просто заворожен звучанием и шокирован тем, что инструменту уже 40 тысяч лет!

Единомышленников не искал вовсе — они сами меня нашли.

Ну разве не чудо — за несколько месяцев до знакомства судьба свела меня с замечательным человеком, оказавшим впоследствии на меня сильное влияние. Уже позже, узнав о диджериду, я осознал закономерность этих двух событий.

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Сергей Разумов

диджериду-музыкант

Знакомый, работавший в музыкальном магазине включил альбом Roots of Australia. Потом еще несколько раз к нему заходил снова послушать. Через месяц я уже сделал первое подобие инструмента из пластиковой трубы, а через полгода — первый деревянный из ели. Так и понеслось…

Единомышленник нашелся через год, параллельно увлеклись. Потом и другие подтянулись.

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Владимир Пчо

диджериду-музыкант

Про диджериду я узнал в 1995 году у путешественника, который ехал из Индии в Аргентину. Мы встретились у друзей в гостях. У него с собой был дидж, но он не умел на нем играть.

Позднее познакомился в Питере с австралийцем, у него был бамбуковый инструмент. Он буквально за пару минут объяснил, как играть на нем, используя циркулярное дыхание.Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Петр Никулин (Рагу)

диджериду-музыкант/мастер

Впервые узнал о нем лет пять назад, когда организовывал этно-фестивали с другом. Мы решили добавить диджериду в программу, так и познакомился.

На обучение пошел к тому же человеку, который у нас играл, там и увидел единомышленников. В Москве диджериду-музыкантов мало, человек 20 наверно. Вообще, сложно кого-либо найти, но те, кто в теме, знают друг друга.

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Роман Термит

диджериду-музыкант

С диджериду познакомился в 2009 году на выступлении Петра Рагу, который играл в группе Safety Magic. До этого я его слышал, но не знал, что это за инструмент и как он выглядит. Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Микола Федоров

диджериду-музыкант

Что может помочь для игры? Мне показалось, что помогает умение битбоксить, это так?

Мне хорошо помогло одно умение — в детстве я мог безостановочно пускать пузырики трубкой в стакане. Это и есть циркулярное дыхание.

Оставалось только на большее отверстие переучиться, да специфическую технику звукоизвлечения добавить. А так еще помогает, например, игра на варгане — схожие приемы артикуляции.

А битбокс разве что добавит своих спецэффектов.Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Владимир Пчо

диджериду-мастер

В принципе, диджериду не сложный в освоении инструмент. Нужно лишь научиться слушать свой организм и не сопротивляться ему. Как и большинство этнических инструментов, игра основана на полном расслаблении и отключении мозга.

Владение битбоксом поможет освоить инструмент быстрее — там также работает принцип циркулярного дыхания.

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Сергей Разумов

диджериду-музыкант

Нужна внутренняя мотивация и какой-нибудь инструмент, на котором можно играть прямо сейчас. Многие люди думают: «Я начну учиться тогда, когда сам сделаю дидж». Но это все фантазии. Кто действительно хочет, тот найдет инструмент, неважно какой. Уже потом можно найти хорошего мастера и заказать у него.Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Петр Никулин (Рагу)

диджериду-музыкант/мастер

Для того, чтобы начать играть, нужно вести себя так, будто бы вы ничего не знаете не только про диджериду, но и про другие духовые инструменты или битбокс.

Начинать надо с чистого листа, так как знания порой мешают все уложить в голове.

Для обучения поможет развитое дыхание и умение концентрировать внимание на своем теле – быстро улавливать изменения звука.

Битбокс тоже хорошо ложится, но для начала нужно изучить базу.

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Микола Федоров

диджериду-музыкант

Битбокс поможет, развитость губ и щек приветствуется. Для игры нужно лишь желание. Также не надо бояться, что сначала ничего не получается.

Роман Термит

диджериду-музыкант

Какой у вас инструмент? В чем их основные отличия?

На данный момент у меня восемь диджериду разных тональностей. Некоторые инструменты со временем уходят к другим людям, взамен появляются новые, интересные мне в данный момент.

Я изготавливаю диджериду в своей мастерской в деревне под Калугой с того самого времени, как узнал про него. Мой первый дидж сделал сам, он до сих пор у меня. Всего изготовил чуть больше 20 инструментов.

Также у меня есть два оригинальных инструмента, заказанных у мастеров из Австралии.

Для начала, чтобы понять азы, можно воспользоваться даже обрезком пластиковой трубы подходящего диаметра.

Сергей Разумов

диджериду-музыкант

Свой первый дидж я сделал из пластиковой трубы и потихоньку начал учиться — слушал записи, освоил циркулярное дыхание. Второй дидж уже был из дерева. Сейчас у меня три концертных: один в ноту Ре — медитативный, есть в ноту Ми — динамичный, а для всех остальных нот я использую диджерибон МакМахона.

Петр Никулин (Рагу)

диджериду-музыкант/мастер

Можно начинать и на пластиковом играть, но звук будет такой же — пластиковый. Лучше деревянный или из фибергласса (от шести тысяч рублей и выше).

У меня на данный момент пять диджей: два из австралийского эвкалипта, один из ореха, один из фибергласса и один из аллюминия. Чем больше разных диджериду, тем лучше для музыканта.

Заказывал все через интернет, магазинов куча, цены разные. В основном дорого: алюминиевый — 12 тысяч рублей, самый дорогой из эвкалипта — 70 тысяч рублей.

Роман Термит

диджериду-музыкант

У меня три основных концертных инструмента. Все они российских мастеров: московского мастера Кузьмы, Вячеслава Карпова, который делал инструменты для группы Zmeiraduga, и уральского мастера Вадима Субботина.

Микола Федоров

диджериду-музыкант

Где нравится играть? С какими инструментами дидж сочетается лучше?

На море люблю играть!

Владимир Пчо

диджериду-мастер

Играю везде, где хорошая акустика и добрая атмосфера. Люблю звучать в компании с другими инструментами, не важно какими, главное — чтобы мелодия лилась красиво.

Диджериду в группе хорошо качает в качестве бас линии. Например, есть ритм-секция и лиды, а дидж звучит между ними и раскачивает слушателя, — вот это я люблю. На мой взгляд, джембе, диджериду и варган — классика жанра.

Сергей Разумов

диджериду-музыкант

Люблю играть везде. Куда брал его с собой, там и играл. Больше нравится играть с людьми, которые могут одновременно играть и слушать. Если же играть на дидже с другими инструментами, то он (его базовая нота) должен быть настроен в определенную ноту.

Лучше всего дидж сочетается с инструментами, сильно отличающимися по звуку: ударными, флейтами, гитарами.

А в первую очередь дидж для меня — инструмент для медитации.

Петр Никулин (Рагу)

диджериду-музыкант/мастер

В основном играю сольно, также есть проект The Didgematics. В декабре буду сотрудничать с ханг-драмером, демо-запись намечена на начало декабря. А если подумать, то больше люблю играть один.

Диджериду сочетается со всеми инструментами — вариантов и экспериментов полно! Лучше всего с ханг-драмом, барабанами и варганом.

Роман Термит

диджериду-музыкант

Лучше всего играть на фестивале, на природе. Если же выступать в зале, то хочется, чтобы у людей было повышенное внимание. Например, в баре или клубе кто-то совершенно случайно сможет для себя открыть этот инструмент, и это здорово.

Но лучше выступать в чайных, йога-клубах и других культурных центрах.

В основном дидж сочетают с перкуссией, варганами, с обертонными инструментами.

Также он хорошо звучит с барабанами, струнными инструментами, электро- и акустической гитарой.

Микола Федоров

диджериду-музыкант

Где проходят диджериду-фестивали? Есть любимые музыканты? В каких проектах участвовали сами?

Во Франции есть крупный фестиваль Airvault. Также диджи популярны в Германии. Но это некоммерческая и не массовая тема. В России отдельного диджериду-фестиваля, как такового, нет. В Питере ребята «Обертонные люди» делали подобное раньше.

Участвую в проекте Safety Magic, также в проекте Тани Калмыковой «Живая Земля». Мне нравится петербуржский коллектив Никиты Малова Hidden Tribe.

Среди мировых имен стоит выделить хранителей традиций Дэвида Бланаси и Джалу Гуррувиви. Также хорошие музыканты Марк Аткинс, Дэвид Хадсон, Alan Dargin, Gary Thomas, Чарли МакМахон, Adam Plack, Stephen Kent.

Петр Никулин (Рагу)

диджериду-музыкант/мастер

Есть сообщество людей как в России, так и за ее пределами, почитающих этот древний инструмент. Люди объединяются, обмениваются опытом, совместно играют, устраивают фестивали. Это хорошо, так как дает стимул для движения вперед.

Главное — оставаться собой, не превращать культуру в тренд и не вешать ярлыков. Я по жизни никогда не имел кумиров и не был фанатом.

Просто на разных этапах своего развития приходит понимание, кто как играет, стараешься слушать и выявлять какие-то уникальные фишки.

Я люблю классический австралийский диджериду и черпаю вдохновение от австралийских же исполнителей. В общем, зри в корень! Осознавай себя!

Сергей Разумов

диджериду-музыкант

Российской тусовки нет, есть две-три группы в соцсетях. Все из разных городов, там же и обмениваются информацией. На нашем с Миколой фестивале Didgetronic многие музыканты собираются, в основном из Москвы.

Также мы организовали ежемесячные диджериду-встречи. И в этом году я выпустил видео-школу по диджериду.

В Европе есть дидже-фестивали, ездил в том году во Францию на крупнейший фест Airvault, но там 99 процентов французы.

Читайте также:  Учим ноты на гитаре

Какой-то общемировой фестиваль…не думаю, что так можно сказать.

Любимые дидже-музыканты: Ондрей Смейкал, Дубравко, Лапайн, Готье, Залем, Майк Джексон.

Роман Термит

диджериду-музыкант

Мы с Романом делаем отдельный фестиваль раз в полгода Didgetronic — название с акцентом на современность. Мы не хотим продолжать древние традиции, а всячески поддерживаем проникновение диджериду в современную культуру. Следующий будет уже четвертым по счету. К нам приезжают люди с разным опытом, и каждый по-своему играет – это здорово.

Я участвовал в проекте Zmeiraduga – это музыкальный перформанс, когда все происходит вживую. Есть проект Татьяны Калмыковой «Живая Земля», исполняющий русскую этническую музыку в современной интерпретации. У нас есть пока что формирующийся проект NeoArchaica, а также Silent Experiment.

Недавно сотрудничал с группой Ascorbic Acid, играющей современную музыку – то арт-рок, то фанк, то джангл.

В Европе самый известный фестиваль, который проводится уже лет 10, — Airvault. Мировые музыканты: Ондрей Смейкал, Готье, Залем.

Микола Федоров

диджериду-музыкант

Дмитрий Кокоулин

Источник: https://www.m24.ru/articles/koncerty/18112013/30002

Диджериду из подручных средств

Диджериду – это этнический музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Инструмент, возможно, ещё более древний, чем варган и бубен. Почитать о нём (и послушать) можно здесь: http://overtone.ru/didjeridoo/

Выглядит он примерно так:

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

С тонкой стороны в него дудят, а с широкой стороны раздаётся гудение, рычание, крякание, квакание, и различные другие трудноописуемые звуки.

Впервые я увидел это чудо первобытной техники пару лет назад в магазине с затейливым ассортиментом “Белые облака”, когда выбирал себе варган. Варган – отдельная история, которая выходит за рамки этого поста.

Я попробовал немного подудеть в диджериду, представленный на витрине, и его басовитое звучание в буквальном смысле потрясло меня. С тех пор меня не покидала мысль купить такую дурацкую штуковину и научиться играть на ней, непонятно правда – зачем. Немного останавливала цена.

Простой диджериду из бамбука стоит около 1000р, а деревянный – порядка 6-8 тыс.рублей.

Аборигены делали этот инструмент из ствола эвкалипта, у которого сердцевина была выгрызена термитами, а также из бамбука.

Современные умельцы делают диджериду из дерева примерно так: находят дерево подходящего размера и формы, распиливают (или раскалывают) его вдоль на две половинки, и выдалбливают их изнутри.

Потом склеивают, раскрашивают – и готово. Но это слишком сложно, да и не очень нужно для новичка.

Первый свой диджериду я сделал из картонной трубы, оставшейся от какого-то рулонного материала.

Труба была достаточно тонкая, края – неудобные, но на ней получалось немного дудеть основным тоном (в тот момент я не задумывался о том, что из неё можно ещё и извлекать какие-то обертона).

Народ на работе, услышав непонятные звуки, недоумевал, а один товарищ, увидев, как я играю на этой штуке, попросил “отсыпать травы”. ????

Конечно, эвкалипт, выгрызенный изнутри термитами – довольно редкая в наших краях вещь. Зато у нас легко можно найти другие материалы несколько более техногенного свойства. В итоге мне удалось сделать несколько разных диджериду:

В статье “Во что дудеть, товарищи?” на сайте overtone.ru описывается, из чего можно сделать диджериду, пригодный для начинающего.

И ещё, летом на фестивале “Пустые Холмы” я встретил у костра около варганной сцены (вот где происходило самое интересное) двух музыкантов с диджериду, один из которых посоветовал мне купить в хозяйственном магазине канализационную трубу диаметром 4 см, и оплавить один из концов трубы с загибанием стенок внутрь так, чтобы диаметр оказался примерно 28-30 мм. Через какое-то время я пошёл в магазин OBI за материалом. Канализационная труба из ПВХ 1 м толщиной 4 см стоила около 40 рублей. Конец трубы, в который предполагается дудеть, оплавил на газовой плите и кое-как загнул внутрь. Получилось немного неровно, но вполне сносно. Потом мне на глаза подвернулась 30-сантиметровая труба такого же диаметра, завалявшаяся после какого-то из ремонтов. Я, недолго думая, удлиннил инструмент с её помощью, звук получился более басовитый и “сочный”, и результат мне понравился.

Потом труба подверглась небольшим “улучшениям”, в частности, я немного расширил выходное отверстие, для этого пришлось разогреть трубу на газу, и надеть на стеклянную бутылку. Чтобы ПВХ не приварилась к стеклу, я предварительно смазал бутылку подсолнечным маслом. И ещё, я чуть-чуть погнул и помял трубу – для эксперимента: может быть, она будет звучать немного иначе. Разницы пока не заметил.

Получившийся в результате диджериду – на фотографии справа:

Немного криво оплавились края трубы:

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Немного расширен раструб:

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Update 14.12.2010
Тут Ярослав, создатель сайта “Украинский диджериду”, пишет, что трубы, которые я купил – вовсе не ПВХ, а на самом деле – полипропилен, и они хуже звучат. Я посмотрел на сайте производителей (Sinikon и Политэк) и убедился, что это действительно так.

Серые трубы для внутренней канализации делаются из полипропилена. А трубы из ПВХ – коричневые, но они начинаются от диаметра 110 мм. Я недавно был на строительном рынке, и мне не удалось с ходу найти трубу именно из ПВХ нужного мне диаметра.

Буду искать дальше – может быть, она на самом деле звучит совсем иначе, даже интересно.

Следующий экспериментальный инструмент был сделан из картонной трубы от рулонного материала, но с более толстыми стенками, и большего диаметра (около 5 см). Такая труба нашлась опять-таки в магазине OBI, но бесплатно.

Был выбор труб разной ширины из достаточно плотного и толстого картона, я выбрал самую широкую, и похоже, зря. Длина трубы была 150 см. Мундштук сделал из воска.

Для этого я купил на рынке в лавке пчеловода большую восковую свечу за 60 рублей, разогрел под горячей водой, и половину свечи загнул в кольцо, а другую половину растопил на водяной бане в пластиковой баночке (чтобы не пачкать нормальной посуды).

Край трубы пропитал воском, вставил в него кольцо, придал ему нужную форму, чтобы внутренний диаметр был около 28-30 мм, и наплавил снаружи воск так, чтобы кольцо держалось.

Один товарищ, посмотрев на эту трубу, назвал её “косяком”.

“Косяк” оказался не очень удачным. При его длине 150 см звук получился совершенно умопомрачительно низкочастотным, но чтобы заставить его дудеть, нужно было выдыхать в него слишком много воздуха, и для игры не хватало дыхания.

Циркулярное дыхание (с непрерывным выдохом) у меня вообще на этой трубе не получалось. Чтобы добиться приемлемого звучания, Я отрезал от трубы сначала 5 см, потом ещё 10, потом ещё, звук стал более высоким, но расход воздуха не изменился.

Звучание было глуховатым и невыразительным, обертона слабо выражены. Кроме того, я поэкспериментировал с диаметром отверстия в мундштуке, уменьшил его до 25 мм, и оказалось, что с таким диаметром стало практически невозможно дудеть.

Мундштук из воска немного прилипает к губам, и при продолжительной игре может деформироваться – не очень хороший вариант.

Причина высокого расхода воздуха – вероятно, большой диаметр трубы. Возможно, структура материала тоже играет роль – из-за того, что стенки поглощают колебания, обратное давление немного снижается. Это гипотеза, не подтверждённая практикой – для полноты эксперимента надо найти где-нибудь такую же картонную трубу толщиной 3-4 см.

Картонная труба – на фотографии слева:

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Так выглядит мундштук из воска:

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.
Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Играть на диджериду дома, на радость соседям, не очень гуманно. К тому же, вы рискуете тем, что вас может выгнать ваша собственная жена из вашего же дома. И я решил, что практиковаться надо на природе – в ближайшем лесу. Я давно хотел сделать разборный инструмент, который можно взять с собой в любое место, или просто носить в рюкзаке, не напрягаясь.

В метро с длинной трубой ходить не очень удобно, а ещё я её часто забывал в разных местах (правда, когда я возвращался, она всегда была на месте). Для походного сборного диджериду я купил 5 труб длиной 30 см, диаметром 5 см. Решил попробовать, что получится из трубы большего диаметра.

Начинающим всё-таки настоятельно рекомендую 4-сантиметровые трубы – на них играть проще чисто физически.

На обучении нам предлагали “учебные” пластиковые диджериду такого же диаметра, но с деревянным мундштуком. Сначала я пытался оплавить и загнуть трубу на огне, но у меня не очень получилось, и в результате я отпилил оплавленный конец, и сделал мундштук из дерева.

Для этого нужно вырезать из доски кругляшок диаметром чуть больше внутреннего диаметра трубы, запрессовать его внутрь, и просверлить в нём отверстие диаметром 28-30 мм.

Затем нужно немного закруглить края (хотя форма мундштука – очень индивидуальная вещь), отшлифовать, и покрыть лаком или маслом.

У меня завалялось несколько дощечек из красного дерева “сапели” толщиной 2 см, но под рукой не было коронки по дереву подходящего диаметра, поэтому я выпилил из дерева угловатую заготовку, вкрутил в центр болт, зажал в дрели, и стал обрабатывать грубой наждачной бумагой.

Опыт показал, что эффективнее всего получается, если обхватить заготовку наждачной бумагой вокруг, но бумага очень быстро нагревается, и чтобы не обжечь руку, нужно в процессе немного перемещать наждачную бумагу вдоль оси. После того, как я сточил заготовку до нужного диаметра, я просверлил фрезой на 30 мм отверстие, получилось немного кривовато, и примерно на 1 мм больше.

Отверстие мне показалось великоватым. Для слеующего эксперимента я купил сверло по дереву диаметром 28 мм.

Результат – в собранном виде вы его видели в предыдущих постах, на фотографии он – в середине, а в сложенном виде он легко помещается в рюкзак:

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Мундштук выглядит вот так:

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Полученный в результате диджериду – немного непривычный, и в нём немного больше расход воздуха, чем в моём первом, из ПВХ 4-сантиметрового диаметра (но всё же меньше, чем в картонном).

Длина трубы получилась около 123 см, но в местах соединений её можно немного раздвигать, и звук будет становиться ниже. Я с удивлением обнаружил, что у меня немного получается играть на нём серединой рта, в то время как на предыдущем у меня получалось играть только боковой частью рта.

Видимо, так влияет форма мундштука, а может быть, сказывается практика.

Мундштук пока ещё остаётся немного шероховатым, его надо будет покрыть каким-нибудь лаком (осталось только выбрать наиболее экологически безопасный лак для этого) и отполировать, либо пропитать обычным подсолнечным маслом. Звучит примерно так же, как 4-сантиметровый, возможно, чуть мощнее, играть немного сложнее.

Хочу выразить огромную благодарность Петру “Raghu” Никулину за обучение, и примеры, как сделать этот музыкальный инструмент своими руками.

Источник: https://milovidoff.ru/2010/12/03/didjeridoo-custom/

О диджериду

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo, оригинальное название «yidaki») — музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1—3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы corroboree и способствует вхождению в транс.

Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»).

При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

—————————————————————————————————

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

didgeridoo

Диджериду(didjeridu, didjeridoo, didgeridu) — этнический музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Вероятно один из самых древних инструментов мира наравне с варганом.

Про австралийское происхождение диджериду можно говорить лишь условно — скорее в Австралии этот инструмент просто сохранился в практически неизменном виде вместе с первобытными племенами туземцев.

Читайте также:  Как определить тональность мелодии?

Во всем остальном мире (в частности в Европе) этот инструмент за долгие тысячелетия эволюционировал в трубу, горн, валторну и другие оркестровые инструменты, группа которых в современной музыке называется “медные духовые”.

Базовый принцип звукоизвлечения совершенно тот же, однако мелодическая игра полностью строится на обертонах, тогда как на диджериду используется основной тон, а 1-2 обертона (на хорошем дидже возможно до 5) идут как украшение. Кроме того, существует много сходных с диджериду инструментов в основном у горцев (Карпаты, Альпы и т.д.

), которые тоже отличаются от диджериду тем, что основная игра идет на обертонах (к примеру, всем известная трембита). Объясняется это малой длиной диджа по сравнению с медными духовыми (если валторну “развернуть” ее длина составит 8 метров!!!) и “горными” инструментами (длина той же трембиты или альпийского рога бывает больше 5 метров). Ближе всего к диджериду из современных духовых бесклапанный тромбон — музыка играется на основном тоне (и обертонах) но у инструмента есть механизм изменения “фактической длины” что позволяет играть мелодическую линию.

Оригинальные австралийские диджериду имеют длину от 0.5 до 2 метров, сделаны из ветки эвкалипта, в которой в засуху термиты выели сердцевину (в ней дольше сохраняется влага).

Также в Австралии делают диджериду и из бамбука, причем наиболее вероятно, что именно бамбук был первым строительным материалом для диджериду — в ряде племен название инструмента означает “бамбук” или схоже с ним по звучанию.

Кстати, само название “диджериду” к Австралии не имеет никакого отношения, это название придумали колонисты, наблюдая за игрой аборигенов, название напоминает звуки, которые издает инструмент. Самое распространенное “аборигенское” название инструмента — yidaki.

Принцип звукоизвлечения на диджериду, как отмечено выше, схож на таковой у современных медных духовых, однако в отличие от них играть на диджериду может человек, абсолютно несведущий в музыке, музыкальной грамоте и принципам композиции. Основное требование — наличие слуха (необязательно музыкального:) и хорошее чувство ритма.

Без последнего тоже можно обойтись, но тогда это уже лучше назвать инструментом для медитации. Кстати насчет этого — диджериду очень способствует расслаблению и концентрации. Ходят целые легенды о том, как благотворно инструмент влияет на людей с нервными расстройствами, да и на обычных людей действует почти магически.

Кстати сказать, что диджериду используется у аборигенов как инструмент сакральный, и у племен существуют специальные песни и священные инструменты для исполнения священных таинств (самые распространенные — обряды рождения, свадьбы и погребения).

Из разряда практических лечебных свойств диджериду — у некоторых людей от игры на диджериду откладывает нос, что весьма приятно.

(взято: http://didjeridu.org.ua/about/)

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

(Цитата статьи с сайта www.overtone.ru)

Музыкальное искусство аборигенов Австралии объединяет сознание с невидимыми законами энергии природы.

По приданию с помощью диджериду аборигены получают знания от природы и из мира снов. Древняя традиция аборигенов с детсва прислушиватся к звукам природы, звукам которые издают животные, птицы.

Звуки ветра, травы на ветру, молнии, треска деревьев и плеска воды. Сущьность правильной игры на диджириду — правильно передавать звуки природы, слится с самой природой с помощью диджериду.

Для мира аборигенов наблюдение за природой и имитация (подражание) природе является очень важным фактом с младенчества.

1 — Это самый древний музыкальный инструмент на земле
2 — Это духовой музыкальный инструмент в оригинальном виде существующий в Arnhem Land на севере Австралии
3 — Изготавливается диджериду из полого ствола дерева или сучка внутри выеденного термитами.

4 — Длинна диджериду обычно 1.

3м, на диджериду не должно быть никаких сучков — ствол должен быть абсолютно гладким
5 — Диджериду обычно используется для аккомпонимента в песнях аборигенов
6 — При игре на диджириду используется «кольцевое дыхание» (цикличное или циркулярное) при котором получается как бы «бесконечный звук»
7 — Диджериду воспроизводит богатый резонансом звук очень низкой частоты, и ритмические рисунки
8 — Традиционно мужской инструмент но при групповом исполнении песни иногда играют женщины и дети
9 — Самое большие вариации формы диджериду встречаются в центральной Австралии в Alice Springs
10 — Диджериду — звук австралии
11 — Если бы у земли был бы звук — этим звуком был бы звук диджериду
12 — Весь мир давно играет на диджериду!! Созданы мноочисленные клубы, диджериду продается на каждом углу! Устраиваются фестивали диджериду!!

Откуда пошло название диджериду? В 1835 году Исследователь Вилсон в первые зарисовал австралийского аборигена, играющего на диджериду. Кстати вполне вероятно, что первые диджериду были из бамбука, который в изобилии произростает на севере Австралии. Название придумано исследователями Австралии- европейцами. Название диджериду у каждого племени ( рода) аборигенов свое и зависит от языковой группы. Всего существует 45 синонимов диджериду. Все они близки — бамбу, бамбук, камбу, пампу итд ( что опять таки может доказывать первоначальное «бамбуковое происхождение диджериду)

Название племени
( группы племен)
Регион обитания Название диджериду
Anindilyakwa Groote Eylandt ngarrriralkpwina = играть на диджириду
Gupapuygu Arnhem Land Yiraka = трахея, дыхательное горло
Djinang Arnhem Land Yirtakki
Iwaidja Cobourg Peninsula Wuyimba = трахея
buyigi = «ударная» диджириду
Jawoyn Katherine artawirr = пустое бревно
Gagudju Kakadu garnbak
Lardil Mornington Island djibolu
Ngarluma Roebourne, WA Kurmur
Nyul Nyul Kimberleys WA ngaribi = бамбук
Warray Adelaide River bambu = бамбук для пения
Mayali Alligator River martba
Pintupi Central Australia paampu
Arrernte Alice Springs Ilpirra

Источник: https://dimartist.wordpress.com/about-didgeridoo/

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов. — MUSIC ACADEMY

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Диджериду

Человек всегда стремился познать самого себя, тщательно изучая историю своей эволюции. До сих пор возникает очень много вопросов о происхождении «человека разумного» – Homo sapiens, и главной загадкой на пути данного познания являются аборигены – коренные жители Австралии.

Это этнографический феномен – обособленная группа племён, которая по своему физиологическому и умственному развитию застыла на уровне эпохи каменного века и до появления колонистов не знала ни колеса, ни письменности. Ученые очень внимательно изучают религию и культуру австралийских аборигенов.

Большой интерес вызывают их легенды о сотворении мира, религиозные обряды, ритуальные танцы, а также примитивный, но очень интересный музыкальный инструмент – диджериду, который особо почитается у племен, ведь его звуки сопровождают священные церемонии и разнообразные шаманские практики.

Для австралийских аборигенов диджериду – сакральный инструмент, обладающий живительной силой. Это голос самой Природы, который отгоняет злых духов и, в то же время, мост, соединяющий миры и эпохи.

Звук

Звук диджериду не похож ни на что. Это реальное прикосновение к чуду, так как низкий рокочущий тон инструмента вызывает мистические ассоциации, связанные с шаманами и голосами духов. Он пронизывает человека, действует на него притягательно и завораживающе.

Аборигены очень тесно связаны с природой, ее звуками: плеском воды, завыванием ветра, шелестом листвы на деревьях, голосами птиц и животных.

Сущность этих звуков исполнитель с наибольшей точностью, в сочетании с горловыми интонациями, старается передать через дрожащее звучание своего священного инструмента.

  Уникальность диджериду заключается ещё и в том, что на нём, звучащим только на одной ноте, можно извлекать широкий спектр украшающих звучание обертонов.

Высота тона диджериду зависит от длины и ширины инструмента: короткий и широкий – имеет более высокий голос, а длинный и узкий звучит гораздо ниже. Играть на диджериду довольно сложно. Во время исполнения задействуются хорошо натренированные мышцы лица, шеи, язык и диафрагма. Кроме этого музыкант обязан владеть сложной техникой непрерывного перманентного дыхания.

Фото:

Интересные факты

  • Двух одинаковых диджериду не существует, так как каждое дерево имеет свое собственное строение: форму ветвей и стволов. Как результат, каждый инструмент неповторим по своему голосу и тембру.
  • Инструмент, кроме наименования диджериду, придуманного европейцами, имеет ещё 45 различных названий, которые он получил в разных племенах коренного населения. Вот некоторые из них – йедаки, бамбу, бомбо, камбу, пампу, гарнбак, иллипра, мартба, джираги, йираки, идаки и другие.
  • У разных народов существуют инструменты, которые очень похожи на диджериду, среди них стоит особо выделить трембиту, популярную у многих наций, альпийский рог и тибетский дунгчен.
  • Гул в ротовой полости исполнителя на диджериду может достигать ста децибелов, что приравнивается к грохоту отбойного молотка.
  • Самый крупный фестиваль исполнителей на диджериду под названием «Airvault»  проходит во Франции уже более 10 лет.
  • В нашей стране первый фестиваль диджериду состоялся в г. Санкт-Петербург 28 июня 2008 года. В России также установлено отмечать День диджериду и приходится он на 28 июня.
  • Музыканты «Битлз» во время своего гастрольного турне по австралийскому континенту решили попробовать поиграть на диджериду. Такое музицирование оставило у них очень яркое впечатление.
  • Мужчина – абориген, исполнитель на диджериду, использует звук инструмента для привлечения внимания понравившейся ему женщины.
  • Ученые доказали, что из-за тренировки дыхательных путей, игра на диджериду помогает прекратить храп, а также способствует профилактике легочных заболеваний.
  • В 19-ом веке, в начале колонизации, в Австралии, существовало 600 племен аборигенов, каждое из которых имело свою территорию, язык и обычаи. К началу 20 века аборигены признавались уже вымирающим народом, так как они составляли не более двух процентов от всего населения австралийского континента.
  • Конструкция
  • Изначально диджериду – это почти нерукотворный музыкальный инструмент, в создании которого принимает участие сама природа.
  • Он представляет собой полую трубу с диаметром от 5 до 10 см и длиной от одного до трех метров, на одной стороне которой располагается мундштук диаметром 3 см.

Если ранее материалом для инструмента служили только эвкалипт и бамбук, то на сегодняшний день для его изготовления используют березу, клен, ольху, ясень, вяз, а также более дешевые пластик или винил. Вес диджериду варьируется от 1,5 до 2,5 кг.

Разновидности

Сегодня диджериду, привлекающее к себе все больше внимания, имеет довольно много разновидностей. Музыканты, чтобы увеличить исполнительские возможности своего инструмента постоянно стараются его модифицировать.

В настоящее время смоделированы закрученные спиралевидные диджериду, а также компактные в форме коробки диджебоксы.

Кроме этого исполнителями на диджериду были изобретены следующие модели инструментов, которые также отличаются формой и внешним видом, среди них:

  • Диджериду Keyed – оснащен системой клапанов;
  • Диджериду Multidrone – инструмент имеет особую форму мундштука и специальное строение канала;
  • Диджерибон – гибрид тромбона и диджериду. Конструкция инструмента допускает изменение длины инструмента во время исполнения, так как включает в себя две трубки, одна из которых вставлена в другую;
  • Диджериду Flute – инструмент имеет звуковые отверстия, что позволяет исполнять сложные мелодии.

Применение

Диджериду является удивительным инструментом, который завоевывает всё большую популярность. Несмотря на свою архаичность, он сегодня стоит в одном ряду с самыми современными музыкальными инструментами планеты. Диджериду весьма универсален и сфера его применения очень разнообразна.

Являясь музыкальным голосом Австралии, инструмент звучит на различных национальных праздниках и фестивалях, кроме этого он традиционно сопровождает сакральные церемонии австралийских аборигенов.

Однако  диджериду в нынешнее время успешно применяется не только на австралийском континенте, но и во всем мире.

Его звучание украшает композиции самых различных современных музыкальных стилей, среди которых: рок, джаз, блюз, поп-музыка, хип-хоп, техно, фанк, панк, рэп, инди-фолк,  фолк-рок, эмбиент и регги. Помимо музыки инструмент находит ещё одно оригинальное применение: он успешно используется в медицине.

Диджериду, не только способен вылечить человека от храпа, но и является уникальным, экзотическим видом вибрационного массажа, который помогает снять стресс, эффективно погружая в медитацию. Расслабляя мышцы, такой массаж помогает при спазмах и болях в суставах, запускает внутренние процессы самоисцеления.

  1. Исполнители
  2. Диджериду – это музыкальный инструмент, с которым большинство людей смогли познакомиться только в конце прошлого века.
  3. Однако он быстро заинтересовал музыкантов–исполнителей, которые старались не только овладеть диковинным инструментом, но и экспериментировали с ним, используя в различных современных музыкальных стилях.

Особый весомый вклад в развитие инструмента внесли следующие исполнители, прославившиеся как искусной игрой на диджериду, так и значительными преобразованиями – модификацией инструмента, среди них: Залем Деларбр (Франция), Грэхэм Виггинс (Англия), Дубравко Лапайн (Хорватия), Чарли МакМахон (Чехия), Ондрей Смейкал (Чехия), Уильям Торен (США).Среди российских музыкантов наиболее известными исполнителями на диджериду являются Светлана Максимова, Аркадий Шилклопер, Петр Никулин, Алексей Захаров, Вадим Субботин, Александр Коновалов.

Читайте также:  Где поиграть на пианино?

История

Диджериду – очень древний музыкальный инструмент, который известен австралийским коренным жителям более сорока тысяч лет.  За всю свою многовековую историю он совсем не изменился и остался до сегодняшних дней в своем первозданном виде. Самое интересное то, что в изготовлении инструмента принимает активное участие сама природа.

В засушливое время термиты – белые муравьи, выедая сердцевину эвкалиптовых деревьев, образуют в их стволах полость. Аборигены тщательно выискивают такие деревья, вырубают их, очищают, приспосабливают восковой мундштук и разукрашивают тотемными рисунками своего племени.

Кроме эвкалипта для изготовления диджериду применяется также бамбук, внутренние перегородки которого удаляют, прогоняя по стволу горячий уголь. Это растение, произрастающее на северных территориях Австралии, как материал для инструмента уступает эвкалипту, он может растрескаться от перепадов температуры, а также от изменения влажности.

Кроме этого бамбуковые диджериду из-за слоистой структуры древесины имеют более глухой звук, менее насыщенный обертонами.

Диджериду для австралийских коренных жителей имеет очень важное сакральное значение. Он символизирует образ Радужного змея Юрлунгур, который согласно мифам аборигенов играл важную роль в сотворении мира, а также является покровителем неба, воды, плодородия и знахарей.

Диджериду является неотъемлемым атрибутом церемоний инициации, а также священных обрядов, через которые аборигены общаются со своими божествами.  Под звуки инструмента они поют и танцуют свой священный ритуальный танец корробори, в котором не только участие чужаков, но просто наблюдение за ним считается недопустимым.

Играют на диджериду в основном мужчины, которых учат этому с самого раннего возраста. Правда в некоторых племенах играть на инструменте разрешается и женщинам, но только не во время религиозных обрядов.

Первые колонисты, которые в начале 19 века начали заселять Австралию, на примитивный инструмент коренных жителей особого внимания не обращали. Интерес к диджериду возник только в последней четверти 20 века, а начиная с 80-х годов инструмент стал стремительно распространяться по всему миру.

Диджериду – инструмент, волшебный голос которого и поныне тревожит сердца людей и заставляет вспомнить об общем земном и духовном начале. Этот инструмент, звучащий всего на одной ноте, сегодня все больше открывается человеку и проникает в его современную культуру, он заставляет людей объединяться, обмениваться опытом, совместно играть и устраивать интересные фестивали.

  • Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
  • Видео: слушать Диджериду
  • Источник:

Диджериду

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Диджериду (англ. didjeridoo) — древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле.

Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki).

Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»), но при этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

Источник: https://shademark.ru/notnaya-gramota/didzheridu-etnicheskij-instrument-avstralijskih-aborigenov.html

Диджериду — что это такое ? Музыкальный инструмент аборигенов

Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания.

Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.

Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы.

Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду.

Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.

Более 2000 лет под музыку диджериду

Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет.  Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.

Диджериду глазами первых европейцев

Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину.

Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду.

 Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.

Европейские этнографические исследования

В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби.

Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов.

 Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.

В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.

Первая запись звучания диджериду

Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин.

Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента.

  В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь  в Восточном Кимберли и в Северных территориях.

В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.

Как изготавливали диджериду

Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны.  Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.

Термиты

Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов.

Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину.

В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.

Породы древесины

С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов.  В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный.

Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона.

Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей.  Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.

Технология обработки

Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки.

Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой.

  Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском.

Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.

Применение инструмента

Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия.

 Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.

Звучание диджериду

Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул.

Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания.

Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.

Церемониальное предназначение

Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира.

Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков.

 Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание.

Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно.

Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты.

При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Диджериду и современность

Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям.

Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке.

Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.

Источник: https://AustraliaLife.ru/didzheridu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector