Гармония: играем период с прерванной каденцией

x

Check Also

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, как поступить в музыкальную школу

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, история церковного пения

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда

Гармония: играем период с прерванной каденцией

проходящие обороты, вспомогательные обороты, гармонические обороты

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, музыкальные профессии

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, как настроить фортепиано

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, компьютерная музыка

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, как придумать мелодию

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, как сделать музыкальный клип

Без кейворда, раскрутка музыкальной группы

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Без кейворда, специфика преподавание гуманитарных дисциплин

как привить детям любовь к музыке, как привить любовь к музыке

Без кейворда, влияние музыки на психику человека

Без кейворда, музыкальное развитие ребёнка

Без кейворда, периодизация музыкальной культуры

Без кейворда, градусник тональностей

Источник: https://myscript.ru/name/garmoniya-igraem-period-s-prervannoj-kadentsiej-muzykalnyj-klass

Что такое каденция на примере гармонии темы Someday My Prince Will Come

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы узнаем, что такое каденция на примере гармонического отрезка джазовой темы Someday My Prince Will Come.

Часто в музыкальных произведениях можно услышать последний гармонический отрезок, который звучит как завершение. Это и есть каденция. Умение завершить музыкальное произведение считается показателем уровня исполнительского мастерства. Это достаточно важно, на мой взгляд.

  • Мы уже анализировали гармонию темы My prince Will Come, но лишь основную её часть.
  • У нее есть достаточно интересное завершение, что собственно и можно назвать каденцией.
  • В нотах она выглядит так:
  • Гармония: играем период с прерванной каденциейрис. 1

Но самое интересное на мой взгляд понять, что же это функционально за аккорды. Узнав это мы сможем применять эти ходы и в своей музыке.

Итак, произведение у нас в тональности Bb (Си бемоль мажор). Каденцию, изображенную на рисунке 1 можно отнести к этой тональности.

Происхождение аккордов Fm7 и Bb7.

Хотя выглядит странно — там откуда-то взялся Фа минор семь (Fm7), а в диатоническом варианте должен был бы быть Фа семь (F7). Но как мы уже писали в этой статье у нас есть еще и мелодический мажор. Вот в нём-то (то есть в мелодическом Си бемоль мажоре) и получается вместо F7 Fm7.

Гармония: играем период с прерванной каденциейрис. 2

Да, важная вещь — когда используется мелодический вариант гаммы вместо натурального, как тут у нас — это меняет звучание композиции в сторону большего напряжения и как будто бы движение куда-то начинается. Мы что-то подобное делали уже в статье про завершающую фразу в музыке. Для каденции это нам подходит.

Далее у нас Си бемоль семь, что также можно объяснить использованием ноты из мелодического мажора. То есть в Bbmaj7 вместо ля взяли ля бемоль.

Кстати, B7 в нашем случае это доминанта к субдоминанте от четвертой ступени, в которую мы собственно и переходим дальше. О подобном мы писали уже в статье побочная доминанта — пример использования.

Аккорды Ebmaj7 и Edim7.

Эти аккорды — это субдоминанта (самая стандартная — 4-ой ступени). А вот с Edim7 немного посложнее. Это можно отнести функционально к побочной доминанте к аккорду Dm7 (медианта от третьей ступени в мажоре).

Но это не сам аккорд A7, а его замена уменьшенным септаккордом. Edim7 это ведь по-звуковому составу абсолютно то же самое, что и A#dim7.

  1. Кстати, появление A7 в тональности Bb можно объяснить ещё и с помощью альтерации (про ладовую альтерацию читайте здесь). Ведь мы в мажоре можем повысить четвертую ступень и вторую:
  2. Гармония: играем период с прерванной каденциейрис. 3
  3. Как видите на рисунке 3 с помощью альтерации можно получить такой аккорд, то есть это тот же септаккорд от седьмой ступени в мажоре (в диатоническом варианте полууменьшенный), но с повышенными ступенями.
  4. Аккорды Dm7 и С#7.

Dm7 — это понятно медианта третьей ступени, к которой мы брали доминанту (Edim7) в предыдущем примере. То есть — всё логично…

Далее С#7. Это можно назвать тритоновой заменой аккорда G7 (мы писали о ней здесь). А он (G7), в свою очередь получается побочная доминанта, к аккорду второй ступени в Си бемоль мажоре, то есть к Cm7.

Аккорды Cm7 и F7.

Ну а тут все стандартно — последовательность: 2, 5, то есть субдоминанта второй ступени в Си бемоль мажоре и её доминанта (5-ая ступень). После F7 можно прийти в тонику (Bbmaj7) и закончить пьеску.

Итак, давайте послушаем как же звучит завершение, что мы разобрали в этой статье.

слушать музыку

Источник: https://gorstorehov.com/page/chto-takoe-kadenciya

Элементы музыкальной речи. Мелодия, период, каденции, типы каденций

I. Элементы музыкальной речи. Мелодия.

Средствамимузыкальной выразительности являются мелодия, гармония, лад, метр, ритм (основные средства),а также регистр, тембр, динамика, темп, штрих (необходимо иметь представление о каждом из перечисленных средств).

Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.Мелодия – одно из важнейших выразительных средств музыки; музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. В мелодии выявляют себя такие средства выразительности как лад, метр, ритм, форма (структура).

Мелодия имеет сходство с речью, важнейший ее элемент – интонация, при помощи различных интонаций, а также ритма, темпа и т. д. можно выразить в мелодии самые разнообразные эмоции, содержание.

Так же, как и речь, мелодия делится на части. Части мелодии или музыкального произведения называются построениями; они бывают различные по продолжительности. Граница между построениями называется цезурой.

II. Период. Предложение, фраза, мотив. Каденции.

Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли.Наименьшее музыкальное построение, выражающее относительно завершенную музыкальную мысль, называется периодом.

Период может быть формой самостоятельного небольшого произведения (или являться частью более крупной музыкальной формы).

Простейший тип периода представляет собой построение из 8 тактов.

Чаще всего период делится на 2 части – 2 предложения (по 4 такта). Предложение, в свою очередь, делится на более мелкие построения – фразы (по 2 такта). Наименьшее построение – мотив, он равен 1-му такту.

  • Виды периода.
  • В тональном отношении периоды бывают: однотональный (при окончании периода сохраняется первоначальная тональность) и модулирующий (завершается в другой тональности, к моменту окончания периода происходит модуляция в новую тональность).
  • В тематическом отношении: период повторного строения (предложения периода начинаются одинаково или предложенияотличаются только каденциями), период неповторного строения (начала предложений не имеют тематического сходства).

Каденцией (или кадансом) называется гармоническое заключение построения. Каденциями завершаются предложения периода.

III. Типы каденций.

По месту в форме периода: серединная (в конце первого предложения) и заключительная (завершает период).

По степени завершенности, функциональной устойчивости: половинная (завершение не на тонике, чаще всего на доминантовом трезвучии), полная (завершение на тонике; полная каденция может быть совершенной и несовершенной), прерванная (содержащая переход доминанты в трезвучие VIступени вместо тоники).

Что такое совершенная и несовершенная полная каденция. Полная каденция (т. е.

каденция, завершающаяся тоникой) называется совершенной, если: а) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), б) в мелодии (верхнем голосе) звучит в завершение Iступень лада (тоника), в) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты – консонирующей (D53) или диссонирующей (D7), г) тоническое трезвучие звучит на сильной доле такта. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков полная каденция будет называться несовершенной.

!Серединная каденция чаще всего бывает половинной, заключительная каденция (завершающая период) – полной совершенной.

Читайте также:  Цифровые фортепиано: виды, преимущества и критерии выбора

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – аккорд, часто использующийся в каденциях (совпадает по звукам с тоническим квартсекстаккордом – T64 в мажоре и t64 в миноре). Звучит на сильной или относительно сильной доле такта.

Кадансовому квартсекстаккорду может предшествовать тоника (тоническое трезвучие), чаще же ему предшествует субдоминанта (субдоминантовое трезвучие или субдоминантовый секстаккорд).

После К64 звучит доминанта в основном виде (D53или D7, в заключительных каденциях чаще – D7).

  1. Примеры каденций:
  2. S6 – K64 – D53 – половинная;
  3. T53 – K64 – D53 – половинная;
  4. S6 – K64 – (D53) – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  5. S53 – D53 – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  6. S53 – D53 – T53 – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  7. S6 – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  8. S6 – K64 – D53 – D2 – T6 – полная (несовершенная);
  9. S53 – K64 – D53 – D7 – VI53 – прерванная.
  10. Билет 10

Источник: https://studopedia.net/7_12227_elementi-muzikalnoy-rechi-melodiya-period-kadentsii-tipi-kadentsiy.html

Учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального факультета педагогического вуза. Изучению курса гармонии отводится один семестр

Учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального факультета — страница №1/3

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ИСКУСТВ И МХК

ГАРМОНИЯ

  • Составитель Николаева Татьяна Анатольевна
  • Казань – 2012
  • Печатается по решению учебно-методической комиссии кафедры теории
  • искусств и МХК института филологии и искусств.
  • УДК 781:37.3
  • ББК 85.314 Р
  • Н 63
  • Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкально-педагогических, исполнительских факультетов учебных заведений.

Николаева Т.А. Гармония. Учебно-методическое пособие. Казань: КФУ, ИФИ, 2012- 145 страниц.

Пособие включает краткое содержание курса гармонии и состоит из трех частей: диатоническая гармония, хроматическая гармония и гармонизация пентатоники. В пособие включены вопросы для повторения, письменные задания, произведения для гармонического анализа. Каждая часть учебного пособия завершается списком литературы.

  1. Рецензенты:
  2. УДК 781:37.3
  3. ББК 85.314Р

Раимова С.И. – кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель искусств РТ (ПФУ, ИФИ).
Файзулаева М.П. – кандидат искусствоведения, профессор,Заслуженный деятель искусств РФ и РТ (КГУКИ).

Н 63
С Казанский (Приволжский) Федеральный Университет. Институт филологии и искусств. 2012.

Диатоническая гармония

Настоящее учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального факультета педагогического вуза. Изучению курса гармонии отводится один семестр.

В учебнике сочетается изложение теоретического материала с практическими заданиями, в которые входят: теоретические вопросы по изучаемому материалу; упражнения по игре на фортепиано гармонических последовательностей, гармонизация мелодий и баса; музыкальные примеры для гармонического анализа.

Названные темы в оглавлении должны быть изучены за один семестр (54 часа), поэтому порядок изучаемых тем изменен по сравнению с традиционным курсом гармонии.

Так, вначале учебного пособия дается краткий очерк по истории предмета. Темы — трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды главных ступеней — объединены в один раздел, где раскрываются условия их соединения и временного звучания. К гармонизации мелодии и баса целесообразно приступить после изучения тем: «Период. Предложение. Кадансовый квартсекстаккорд. Доминансептаккорд и его обращения.

  • Освоение аккордики главных трезвучий и их обращений, а так же кадансового квартсекстаккорда и доминантсептаккорда, позволит студентам уже на начальном этапе обучения создавать более художественные музыкальные построения.

Источник: https://umotnas.ru/umot/uchebnoe-posobie-po-garmonii-prednaznachaetsya-dlya-studentov/

Гармония (специальность 0501, 1999 г.) :

Министерство культуры Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

  • ГАРМОНИЯ программа для музыкальных училищ
  • по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»
  • 1999

Москва

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство».

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Теория музыки», кандидат искусствоведения О.Н.Соколова,
Рецензенты   –   преподаватель-консультант Н.В.Бойцова
 –   преподаватель МГК им. П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения Е.А.Николаева

Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования.

Инструментальное исполнительство включает в себя разнообразные специализации, по которым ведется подготовка студентов средних учебных заведений указанного профиля. Это специальности 0501.01 «Фортепиано», 0501.02 «Оркестровые струнные инструменты», 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты», 0501.04 «Инструменты народного оркестра».

Любая сфера деятельности музыкантов, прошедших обучение соответственно той или иной инструментальной специализации, – исполнительская, преподавательская, культурно-просветительская, – предполагает высокую степень профессионализма и предъявляет существенные требования к уровню и содержанию подготовки выпускаемых специалистов. Последнее в значительной мере касается общих гуманитарных предметов, но в особенности относится к специальным и общепрофессиональным дисциплинам.

  1. Важнейшее место среди общепрофессиональных дисциплин занимают предметы музыкально-теоретического цикла и, в частности, гармония, которая изучается представителями специальности «Инструментальное исполнительство» (0501) в течение пяти учебных семестров (III-VII).
  2. Предмет «Гармония» играет особо важную роль в формировании у исполнителей цельных представлений об искусстве, своеобразии его отдельных историко-стилевых этапов, выразительной специфике музыкально-языковых средств.
  3. В рамках данного курса (наряду со смежными курсами «Элементарная теория музыки» – I-II семестры, «Анализ музыкальных произведений» – VII-VIII семестры) в значительной мере вырабатываются навыки анализа музыки, необходимые для разнообразных видов профессиональной деятельности исполнителей-инструменталистов.

Различные учебно-практические работы, традиционные для курса гармонии (такие как гармонизация мелодии, упражнения на фортепиано, те или иные виды письменных и устных творческих заданий), не являются самодовлеющими.

Необходимость их выполнения подчинена общим задачам формирования у обучающихся музыкантов основ художественного мышления и восприятия, воспитания эстетического вкуса и чувства стиля, развития музыкального слуха через практическое освоение музыкальной реальности.

Укажем также на особую значимость подготовки выпускников по данному предмету в связи с тем, что его изучение в дальнейшем продолжается в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а программа конкурсных экзаменов в музыкальные ВУЗы включает в себя как обязательные составляющие письменное и устное испытания по гармонии.

Действующие программы по гармонии для исполнителей относятся к 1988 году и составлены старшим преподавателем В.В.Базарновой (объединенная программа для специальностей «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки») и кандидатом искусствоведения Н.Г.Бать (программа для специальностей «Духовые и ударные инструменты» и «Народные инструменты»).

Отметив некоторые изменения в учебных планах последних лет, коснувшиеся прежде всего специальностей 0501.03 и 0501.04, и, в меньшей мере, специальностей 0501.01 и 0501.021, – подчеркнем, что названные учебные программы предлагают немало ценных методических указаний и практически полезных для педагога рекомендаций, а потому не утрачивают своего значения.

1 Общее количество учебных часов, их распределение по семестрам, число экзаменов и их место в курсе.

Объем курса 176 часов занятия групповые

курса «Гармония» является общим для представителей всех инструментальных специализаций, а музыкальным материалом для практического освоения предмета предстает классическая русская и зарубежная музыка XVIII-XIX веков, произведения ХХ века, опирающиеся на закономерности тональной гармонии.

Планировка курса в целом едина для всех исполнительских специальностей. Первые три семестра (III-V) посвящены изучению диатонических средств, следующие два (VI-VII) – изучению хроматики. При этом детальность и глубина проработки отдельных тем курса применительно к той или иной специальности различны.

Последним обусловлены некоторые различия в уровне подготовленности выпускников-инструменталистов по данному предмету, а следовательно, – и в уровне экзаменационных требований. Так, в целом более высокие по уровню требования предъявляются к представителям специальностей 0501.01 «Фортепиано» и 0501.

Читайте также:  Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

02 «Оркестровые струнные инструменты» в сравнении со специальностями 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» и 0501.04 «Инструменты народного оркестра». Укажем также, что студенты, обучающиеся по специальностям «Арфа», «Контрабас» (0501.

02), традиционно проходят подготовку по предмету «Гармония» вместе с представителями специальности 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты».

Учебники гармонии, которые можно использовать в процессе изучения предмета в среднем звене профессионального образования, достаточно разнообразны. Они интересны содержащимся в них учебно-практическим музыкальным материалом, глубоки по методическим основаниям.

Наибольшее распространение получил бригадный учебник (авторы И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов), – один из лучших отечественных учебников гармонии. Кроме него в работе с исполнителями-инструменталистами могут быть применены: «Гармония» А.Степанова, «Учебник гармонии» А.Мясоедова, «Гармония» Е.

Абызовой, «Учебник гармонии» Ю.Тюлина и Н.Привано.

Следующий ниже тематический план представляет один из возможных вариантов построения курса, ориентированный на использование тех из названных учебников, которые близки по принципу изложения материала учебнику гармонии П.И.Чайковского ([1], [3]).

Освоение трезвучий всех ступеней (основа методики П.И.

Чайковского) позволяет сразу же, на начальном этапе курса, представить характерность, с одной стороны, гармонии западноевропейской музыки (с ее опорой на мажор и гармонический минор, четкой ладовой централизацией, особой ролью основных тональных функций), с другой стороны, – гармонии русской музыки, хотя и, несомненно, испытавшей на себе воздействие западноевропейской классики, но генетически связанной с древними пластами национальной музыкальной культуры (песенной, церковной)*, а потому обладающей присущими именно ей качествами (особое значение наряду с мажором натурального минора, роль ладовой переменности, плагальность).

В данном тематическом плане использован концентрический принцип расположения материала, суть которого «в неоднократном обращении к одному и тому же гармоническому средству на различных уровнях курса с целью постепенного более разностороннего его изучения и более глубокого его усвоения» ([21], с.22).**

Распределение материала в данном плане соответствует установленной в ГМУ им. Гнесиных продолжительности учебных семестров (16 и 20 недель) и может быть изменено в других условиях.

*) См. об этом [20], главы 1-4.

  вернуться **) Такие неоднократные обращения сделаны, например, в рамках первой части курса к проблеме переменных тональных функций и диатонических субсистем (на уровне освоения трезвучий, затем секстаккордов, далее – септаккордов и их обращений). Так же постепенно расширяется в этом разделе представление о фригийских оборотах, диатонических секвенциях.   вернуться

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№пптем Название и краткое содержание темы Кол-вочасов
III семестр 32
Введение.

Источник: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/harmonia_0501_1999

КАДЕНЦИЯ

Авторы: С. Н. Лебедев

КАДЕ́НЦИЯ (от лат. cadens – падающий, оканчивающийся; род. п. cadentis), 1) в тональной музыке – типизированный гармонический оборот, завершающий любое построение. Типизированный завершающий гармонический или мелодический оборот в старинной европейской модальной и прототональной музыке называется также клаузулой (лат.

clausula – заключение). Каденция в классико-романтической тональной музыке называется также кадансом (франц. cadence). Количество элементов каденции в теории и практике композиции не нормировано; ключевыми являются последние два элемента – созвучия  или звука.

Термины для обозначения ключевых элементов каденции в современной элементарной теории музыки отсутствуют; в теоретических трактатах 16–18 вв. последний звук (и связанное с ним созвучие) стандартно называется ультимой (лат. ultima [nota, vox] – последняя [нота]), предпоследний – пенультимой (лат.

penultima – предпоследняя); реже выделяется третий от конца звук – антепенультима (лат. antepenultima – находящаяся перед предпоследней).

Переход от предпоследнего созвучия (пенультимы) каденции к последнему (ультиме) в психологии музыкального восприятия интерпретируется как переход от ладового неустоя к устою (см. Устой и неустой), падение диссонантного напряжения (см. Консонанс и диссонанс), окончание гармонического движения и т. п.

Отсюда типичная ритмическая диспозиция ключевых элементов каденции: ультима ставится в положение «метрического устоя» (в системе тактовой ритмики располагается на сильной доле такта, в мензуральной ритмике – в начале модуса (1), темпуса, пролации,  пенультима – «метрического неустоя» [соответственно, на слабой доле такта, внутри названных отделов мензуры (1)].

Одна из базовых категорий гармонии, каденция теснейшим образом связана с музыкальной формой. В старинной европейской текстомузыкальной форме каденции получают названия в зависимости от соответствующих разделов текстовой (поэтической или прозаической, в т. ч.

молитвословной) формы. Различаются генеральная, строфная, полустрофная, строчная и внутристрочная каденции.

Степень «тяжести» (иерархической значимости) каденции зависит от значимости раздела текстовой формы, к которому данная каденция относится; наиболее значимы ультимы генеральной и строфной каденции, наименее – внутристрочных.

В автономной музыке каденции следуют специфике музыкальной формы; в типичном случае они маркируют разделы формы-конструкции, их иерархическая «тяжесть» зависит от соотношения разделов целого (срединные, заключительные и дополнительные каденции).

Иногда логику гармонического развёртывания композитор намеренно приводит в противоречие с логикой формы-структуры. В типичном случае для организации микроконфликта гармонии и формы ультима каденция располагается не в конце ожидаемого построения, а в начале следующего. Этот композиционный приём известен с 14 в. (см.

, например, рондó Гильома де Машо «Puis qu'en oubli»). Теория музыки 16–17 вв. называла такого рода каденцию «ускользающей» (итал. cadenza fuggita / sfuggita); в музыке того же времени ускользающие каденции часто и эффектно применял К. Джезуальдо. В учениях о гармонии кон. 19 – 20 вв.

, ориентированных на гармоническую тональность, такие каденции были названы «вторгающимися».

В модальной многоголосной музыке расположение каденции в форме именуется каденционным планом (нем. Kadenzplan), логика которого (по принципу модальности) заключается в «обходе ступеней» звукоряда (нем. Stufengang).

В классико-романтической и барочной тональной музыке по ультимам каденции судят о тональном плане.

Каденционный план и тональный план показывают опоры лада в динамике, то есть схему развёртывания лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.

В классико-романтической тональности наиболее устойчивы полные каденции – с окончанием на тонике (T); они могут быть совершенными [T в мелодическом положении примы, в тяжёлом такте, после доминанты (D) или субдоминанты (S), в основном виде, а не в обращении] и несовершенными (если хотя бы одно из этих условий не соблюдается). На гранях построений возможны также половинные каденции (с окончанием на D, редко на S) и прерванные (избегание ожидаемой остановки на T).

По функциональному составу (см. Функций теория) различают каденции автентические (D-T) и плагальные (S-T).

От автентической и плагальной каденции следует отличать автентический и плагальный аккордовые обороты (последовательности), которые в изобилии встречаются в музыке эпохи Возрождения, особенно в светских многоголосных песнях (фроттола, вилланелла, баллетто, шансон), но также и в изысканных жанрах (мотет, мадригал, многоголосная месса), задолго до того как сформировалось представление о тональных функциях классической гармонии.

Гармоническому типу каденции исторически предшествовали монодические каденции: в псалмовых тонах григорианского хорала – медиация (лат. mediatio – посредие) и терминация (лат. terminatio – заключение).

В светской музыке Позднего Средневековья (балладах, баллатах, рондó, виреле и др.) – открытая (франц. ouvert, итал. aperto) и закрытая (франц. clos, итал. chiuso). В многоголосной музыке Позднего Средневековья и Возрождения (до 17 в.

) применялись модально-гармонические каденции [см. Модальность (в музыке); илл. 1 к статье Гармония], из них наиболее характерная и узнаваемая – готическая каденция (термин М. А. Сапонова). Особый вид заключительной каденции в музыке 17–18 вв.

 – фригийская каденция, происхождение которой традиционно связывают со средневековыми третьим и четвёртым тонами (см. в статье Церковные лады).

В музыке 20–21 вв., не опирающейся на гармоническую тональность (см. Атональность), общепризнанной типологии каденций не существует, и само их существование составляет предмет научной полемики. Ю. Н. Холопов полагал, что в ряде случаев можно говорить о «смысловом эффекте» каденции, который достигается средствами «новой гармонии».

Латинское слово «cadentia» в музыкально-теоретическом контексте встречается у Якоба Льежского (14 в.

Читайте также:  Когда лучше начинать обучение музыке?

); этим термином он обозначал «естественное стремление [inclinatio] несовершенного созвучия к совершенному», то есть элементарную (двухчленную) сонантную ячейку «диссонанс-консонанс» (несовершенный консонанс – совершенный консонанс) безотносительно к её положению в музыкальной форме.

В значении, близком современному, термин впервые зафиксирован у итальянского теоретика Флоренция де Факсолиса («Liber musices», 1496). Самая ранняя детальная классификация каденций, со множеством нотных примеров из полифонической музыки, принадлежит Н. Вичентино (1555). Автор самой авторитетной классификации – Дж. Царлино («Основы гармоники», 1558).

Классификация, принятая в системе классико-романтической тональности, восходит к Ж. Ф. Рамо (1737), который называл каденцией любой переход от D к T (франц. cadence parfaite, «совершенная каденция») или от S к T (франц. cadence imparfaite – «несовершенная каденция» или cadence irréguliere – «нерегулярная каденция») вне какой-либо связи с поэтическим текстом или разделами музыкальной формы.

2) Итал. cadenza. Виртуозное соло в некоторых вокальных и инструментальных жанрах (ария, концерт). В эпоху барокко каденции импровизировались исполнителями, с конца 18 в. записывались самими композиторами (начиная с инструментальных концертов В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена).

Новые каденции к классическим концертам сочинялись и в дальнейшем, например каденции Бетховена, И. Н. Гуммеля, Ш. Гуно, И. Брамса, К. Штокхаузена и др. – к концертам Моцарта. Известные авторы каденций к скрипичным концертам – Л. С. Ауэр, Ф. Крейслер, к клавирным – К. Шуман, В.

Кемпф, Чик Кориа. Вокальную каденцию к мотету Моцарта «Exsultate, jubilate» написал Р. Штраус (1919). Импровизируемые каденции характерны для музыкантов, выступающих в русле аутентичного исполнительства, и для исполнителей джаза (в их числе – саксофонисты Дж.

Колтрейн и Сонни Роллинз).

Источник: https://bigenc.ru/music/text/5097021

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.

Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.

4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин.  Все напетые 94 номера.

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса

Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?catid=49:2010-10-17-14-48-51&id=1268:2012-09-27-13-52-40&Itemid=94&option=com_content&view=article

VI ступень. Прерванная каденция. Классическая гармония, теория музыки

Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу.

Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Самым большим достоинством обучающих видео является то, что они стараются давать самую свежую, самую актуальную информацию.

Мир вокруг нас в эру технологий постоянно меняется, и печатные обучающие издания просто не успевают выдавать свежую информацию.

Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т.д. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам.

Для учеников начальных классов также можно найти обучения английскому языку, помощь в изучении школьных предметов. Для более старших учеников созданы обучающие ролики, которые помогут подготовиться к контрольным, к экзаменам либо же просто углубить свои познания в каком-то определенном предмете.

Приобретенные знания могут качественным образом сказаться на их умственном потенциале, а также Вас порадовать отличными оценками.

Для молодых людей, что уже окончили школу, учатся или не учатся в университете, есть множество увлекательных образовательных видео. Они им могут помочь в углублении знаний по профессии, на которую учатся.

Или же получить профессию, например программиста, веб-дизайнера, SEO-оптимизатора и прочее.

Таким профессия пока в университетах не учат, поэтому специалистом в этой продвинутой и актуальной сфере можно стать только занимаясь самообразованием, в чем мы и стараемся помочь, собирая самые полезные ролики.

Для взрослых людей эта тема тоже актуальна, так как очень часто бывает, что проработав по профессии годы, приходит понимание, что это не твое и хочется освоить что-то более подходящее для себя и одновременно прибыльное.

Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее.

Еще для взрослых людей очень хорошо подойдет тема создания и развития собственного бизнеса.

Также среди образовательных роликов есть видео с общей направленностью, которые подойдут для практически любого возраста, в них можно узнать о том, как зарождалась жизнь, какие теории эволюции существуют, факты из истории и т.д.

Они отлично расширяют кругозор человека, делают его гораздо более эрудированным и приятным интеллектуальным собеседником. Такие познавательные видео, действительно, полезно смотреть всем без исключения, так как знание – это сила.

Желаем Вам приятного и полезного просмотра!

В наше время просто необходимо быть, что называется «на волне». Имеется в виду не только новости, но и развитие собственного ума. Если Вы хотите развиваться, познавать мир, быть востребованным в обществе и интересным, то этот раздел именно для Вас.

Источник: https://imperiya.by/video/1QqeVxcK8YT/VI-stupen-prervannaya-kadentsiya-klassicheskaya-garmoniya-teoriya-muzyiki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector