Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т — это тоника, S — субдоминанта, D — доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить «стандартную» гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии. Значит тоника — аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го.

Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Настало время поговорить подробнее на эту тему.

Итак, начнём с тоники.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Построить Т53 можно следующим образом — берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью о трезвучиях, дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Секстаккорд — это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).

Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так — Т64.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква «T» — обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.

Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия — один и тот же аккорд — C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах.

Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности.

Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Получившийся у нас аккорд — Фа-мажор, теперь найдём его другие «варианты». По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше).

В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет — G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше — переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон — этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения.

Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите «ре» и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в «до», затем возьмите «фа» — она будет «тяготеть» в «ми», а потом «ля», она будет разрешаться в «соль», ну и «си» тяготеет в «до». Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

То есть фа в «ми», а «соль, си, ре» в «до». Да вот нота «соль» казалось бы, а разрешается в «до» — она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота «соль» и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к «до», только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Этот аккорд разрешается следующим образом:

«Си» и «ре» разрешаются в ноту «до», фа в «ми», соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

  • Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

  1. Данный вариант также имеет своё разрешение:

Здесь всё то же самое — неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые — «фа» в «ми», «ре» и «си» в «до». Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе — квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) — «гибрид» тоники и доминанты — бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки — тоника (Т).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Следующая запись, на которую можно наткнуться — это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.

Источник: https://gorstorehov.com/page/obrashenie-akkordov-na-pianino

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся, Музыкальный класс

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Читайте также:  Музыкальные программы для компьютера

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

  1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
  2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два , дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

Первое обращение называется секстаккордом . Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое . Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Всё! Благодарю за внимание! Успехов!

Огромное спасибо) Очень помогли разобраться

Нет ли тут ошибки построения аккордов от ноты Ми, не укладывается в вышеописанный алгоритм построения обращений от До и Ре (интервалы верные, но нет аналогии с До и Ре)? Спасибо

Спасибо огромное! Очень помогли! Не знала что и как, занимаясь музыкой пять лет. Было стыдно, теперь нет. Теперь гений)

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/obrashhenie-trezvuchij-vidy-obrashhenij-kak-stroyatsya-muzykalnyj-klass

Билет№18 Виды трезвучий и их интервальное строение. Обращение трезвучий и их интервальное строение

  • Аккорд — созвучие из трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
  • Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенным по терциям называются трезвучием.
  • В зависимости от величины терций и их взаимного расположения можно образовать 4 вида трезвучий.
Название Обознач. Нотный пример Акустич. восприятие
Мажорное трезвучие Б53 Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся? Консонанс
Минорное трезвучие М53 Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся? Консонанс
Уменьшенное трезвучие Ум53 Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся? Диссонанс
Увеличенное трезвучие Ув53 Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся? Диссонанс

Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным. Каждый звук аккорда имеет свое название. Основной или нижний, звук трезвучие называется примой,

  1. второй или средний — терцией,
  2. третий или верхний — квинтой.
  3. Каждое трезвучие кроме своего основного вида имеет два обращения, первое из которых называется секстаккордом, а второе — квартсекстаккордом.
  4. Секстаккорд всегда строится на терцовом тоне, а квартсекстаккорд — на квинтовом тоне трезвучия.
  5. Обращения трезвучий образуются в результате перемещения нижнего звука аккорда на октаву вверх или наоборот, верхнего звука на октаву вниз (остальные звуки при этом остаются на месте).

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Б53 Б6 Б64 (Б53)

Интервальный состав трезвучий и их обращений

Трезвучия Секстаккорды Квартсекстаккорды
Б53 = б.3+м.3 Б6 = м.3+ч.4 Б64 = ч.4+б.3
М53 = м.3+б.3 М6 = б.3+ч.4 М 64 = ч.4+м.3
Ум 53 = м.3+м.3 Ум6 = м.3+ув.4 Ум 64 = ув.4+м.3
Ув53 = б.3+б.3 Ув6 = б.3+ум.4 Ув 64 = ум.4+б.3

Билет№19 Главные трезвучия мажора и минора и их обращения. Разрешение аккордов субдоминанты и доминанты.

На каждой ступени гаммы может быть расположены любые трезвучия.

  • Трезвучие, построенное на I ступени, называется тоническим;
  • На IV ступени — субдоминантовым;
  • Построенное на V ступени — доминантовым.
  • Трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях называют главными трезвучиями.
  • Главными называются потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре – минорными) и тем самым выявляют специфику лада.
  • Строение главных трезвучий в гармоническихвидах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:
  • С– dur гармонический а– moll гармонический

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

  1. T S D t s d
  2. Каждое из этих трезвучий имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
  3. С – dur

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

  • I I6 I64 IV IV6 IV64 V V6 V64
  • Субдоминантовое и доминантовое трезвучия — консонирующие, но неустойчивые аккорды.
  • Простейшее их разрешение в тоническийаккорд делается посредством оставления общего звука на месте и плавного перехода двух остальных неустойчивых звуков на секунду (то есть в ближайшие устойчивые звуки тонического трезвучия в одну сторону):

С – dur

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

  1. IV IV6 IV64 V V6 V64
  2. Билет№20 Соединение главных трезвучий и их обращений.
  3. Гармонические обороты.
  4. Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.
  5. Соединением

Источник: https://zdamsam.ru/b44097.html

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Читайте также:  Как преодолеть зажатость в голосе?

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

  • Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?
  • Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?
  • И пример обращения трезвучия:
  • Секстаккорд (6) – терция+кварта
  • Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция
  • Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?
  • Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.
  • Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:
  • Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?
  • Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?
  • Логично, что и септаккорды могут обращаться:
  • Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда
  • Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция
  • Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие
  • Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Источник: https://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-postroenie-akkordov-izmenenie-tonalnosti.html

Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)

Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.

Что для этого надо уметь?

  1. Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
  2. Уметь строить аккорды в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
  3. Делать обращения аккордов.
  4. Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.

Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).

Обращение аккордов

До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.

В до-мажорном аккорде (С):

  • До – это основной тон
  • Ми – это терция
  • Соль – это квинта
  • Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?
  • Надеюсь, все понятно?

Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.

Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Что дают нам эти знания? А вот что:

  • Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
  • Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом

Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.

  1. Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.
  2. Выглядеть это должно примерно так:
  3. Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.

  • Вот пример, как это должно выглядеть:
  • Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?
  • А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:
  • В До-мажоре – C – Em – Dm – G – C – Em – Am – Dm – F – G – C
  • В Ре-мажоре – D – Hm – Em – A – Em – G – A – D
  • В Фа-мажоре – F – B (это си-бемоль) – C – F – Dm – Gm – B – C – F
  • ну и в Соль-мажоре – G – Em – C – D – G

Напомню:

  • большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
  •  большая латинская буква с маленькой буквой “m” – это минорный аккорд
  • мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный – наоборот – м3 + б3
  • латинское обозначение аккордов: C (до) – D (ре) – E (ми) – F (фа) – G (соль) – А (ля) – H (си) – B (си бемоль)

Источник: https://ProPianino.ru/akkordy-chast-3-urok-7

Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)

Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:

  1. Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
  2. Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
  3. Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.

Предыдущий урок

был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.

На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.

Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль».

Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до».

Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.

С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.

Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым.

Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.

Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.

Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.

Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:

Источник: https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/akkordy-chast-3-obrashcheniya-akkordov-vidy-soprovozhdeniya-muzykalnaya-faktura-urok-7-samouchitelya-fortepiano

Обр трезвуч

Обращения трезвучий

Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.

Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.

Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд.

Третье обращение трезвучия называется квартсекстаккорд. Оно образуется, если переместить ноты трезвучия таким образом, чтобы внизу оказался квинтовый тон.

И так:

— У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б53, М53, Ум53 и Ув53). В простейшем виде оно состоит из двух терций.

Читайте также:  Зигмунд фрейд о природе художественного творчества

— У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б6, М6, Ум6 и Ув6). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.

— У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б64, М64, Ум64, Ув64). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.

С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.

​​Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.

Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.

  • Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в
  • небе, как воздушный шар.
  • Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,
  • к небу.
  • Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.
  • Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.
  • Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.
  • Это нужно знать твердо
  • Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:
  • — Тоническое трезвучие T53 строится на первой ступени;
  • — Тонический секстаккорд T6 – на третьей;
  • — Тонический квартсекстаккорд T64 – на пятой;
  • — Субдоминантовое трезвучие S53 строится на четвертой ступени;
  • — Субдоминантовый секстаккорд S6 – на шестой;
  • — Субдоминантовый квартсекстаккорд S64 – на первой;
  • — Доминантовое трезвучие D53 строится на пятой ступени;
  • — Доминантовый секстаккорд D6 – на седьмой;
  • — Доминантовый квартсекстаккорд D64 – на второй.
  • ​​Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.

Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники.

​​Схема строения трезвучий с обращениями.

Для старшеклассников и родителей

Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.

​​Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).

  1. Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии. При это важно соблюдать следующие принципы:
  2. — В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде
  3. — В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.

Источник: http://solfo.ru/obr-trezv.html

Обращение трезвучий — Что такое обращение трезвучия? — 2 ответа



В разделе Музыка на вопрос Что такое обращение трезвучия? заданный автором Ѓля лучший ответ это

Ответ от Ded pihto[гуру]это аккордпостроенный от ноты в сторонуне к верхней .а к нижней октаве. .те считаем тоны-полутоны не вправоа влево

напр на пианино. аккордеон и тд. .

Ответ от Futctmanka[гуру]Трезву?чие — аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия.

Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением [1].

Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается цифрой 6[2].

квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 4 и 6 (или 6 и 4)[2]. В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение чистой кварты в основании.

Ответ от Aleksey Ivankoff[гуру]Проще говоря.Если это обращение трёхзвучного аккорда, например Тонического трезвучия в До мажоре.До, ми, соль — T53То первое его обращение: Ми, соль, до — T63, мы как бы перекинули ноту До на актаву выше.

И второе: Соль, до, ми — T64, уже и ноту ми перекинули.И это последнее обращение, то есть суть как бы аккорда не меняется, те же звуки, просто они теперь расположены по разному и между ними теперь не везде терция.

Если же брать четырёхзвучный аккорд, например D7, который строится на пятой ступени, то бишь звук соль в до мажоре.D7 — соль, си, ре, фа — септ.D65 — си, ре, фа, соль — квинт секст.D43 — ре, фа, соль, си — терц кварт.

D2 — фа, соль, си, ре — секунд аккорд, так как образует секунду в начале.

Секунда будет во всех обращениях, а так как D7 это не обращение, а изначальный аккорд, то секунды в нем нет, все звуки в нём разбросаны равномерно — на терцию.

Ответ от Дмитрий Низяев[гуру]Это такое расположение его звуков, при котором НИЖНИМ становится НЕ основной звук трезвучия.Ответ от Wthr thrwtht[новичек]это перенос нижнего звука на окт вверх, а верхнего на окт внизОтвет от 2 ответа[гуру] Привет! Вот еще темы с нужными ответами:Музыкальная теория. метки: Музыка Главные трезвучия лада, их обращения метки: Музыка Обращения расскозать о главных трезвучиях лада и их обращения метки: Другое как построить главные трезвучия с обращениями в до миноре метки: Музыка Самостоятельное обучение игре на пианино метки: Музыка Какие основные этапы обучения игры на гитаре? метки: Хобби Трезвучие на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Трезвучие

Источник: https://2oa.ru/obrashchenie-trezvuchii/

GuitarLine.Ru

Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.

Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.

Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.

www.7not.ru :

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.

«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.

Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.

Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом.

Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста.

В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.

Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.

Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.

Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.

Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.

Аккорд С мажор, основание аккорда на 3-ей струне. Слева направо — С мажорное трезвучие, первое обращение (секстаккорд), второе обращение (квартсекстаккорд).
Аккорд С мажор, основание аккорда на 4-ой струне. Слева направо — С мажорное трезвучие, первое обращение (секстаккорд), второе обращение (квартсекстаккорд).
Аккорд С мажор, основание аккорда на 5-ой струне. Слева направо — С мажорное трезвучие, первое обращение (секстаккорд), второе обращение (квартсекстаккорд).
Аккорд С мажор, основание аккорда на 6-ой струне. Слева направо — С мажорное трезвучие, первое обращение (секстаккорд), второе обращение (квартсекстаккорд).

Продолжаем изучать тему аккордов для гитары и CAGED guitar chord system:

Источник: http://guitarline.ru/2010/06/01/obrashheniya-akkordov/

Ссылка на основную публикацию