Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Соберитесь с духом – настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь.

Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась.

(Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей – тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).

В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.

И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.

Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами.

Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано.

Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.

Ноты и клавиши

Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!

Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу!

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?Расположение нот на клавишах

Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.

Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?

На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.

Знаки альтерации – изменения высоты тона звука

Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез – повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль – понижает на столько же
  • Дубль-диез – повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль – понижает на столько же
  • Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?фа-до-соль-ре-ля-ми-си

Бемоли при ключе записываются в таком порядке:

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка).

Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать.

Это видно на нижеследующем рисунке.

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.

 Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

  • Гаммы построены из 8 нот
  • Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
  • Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.

Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:

Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Чтобы было проще:

2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

  • На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.
  • Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
  • Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?Нумерация пальцев у музыкантов

  1. Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
  2. Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) →  (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
  3. Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Внимание: из всех правил есть исключения!

В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа #

Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один –  Си b

Вот  то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:

  • Для правой руки: 
  • (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
  • И потом, соответственно, в обратную сторону:
  • (4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
  • Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
  • Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.

Заключение

Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, – лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.

Читайте также:  Как выбрать фортепиано? краткая, но исчерпывающая информация по этому вопросу

Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.

Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!

(36

Источник: https://ProPianino.ru/igra-na-pianino-dlya-nachinayushih

Фортепиано для детей

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

В дореволюционной России каждая семья, которая имела хоть сколько-нибудь приличный достаток, считала необходимым обучать детей пению, игре на пианино, скрипке, виолончели или ином инструменте. Большинство детей из таких семей не становились профессиональными музыкантами, но хороший музыкальный вкус, знание культуры разных стран, прекрасное владение голосом и музыкальным инструментом оставались с ними на всю жизнь.

Во все времена среди музыкантов особой любовью пользовалось фортепиано. Это удивительный инструмент, обладающий богатым звучанием, широкими исполнительскими и изобразительными возможностями.

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Играть на пианино – истинное удовольствие! А для ребенка еще и неоценимая польза! Занятия на фортепиано развивают у детей мелкую моторику, концентрацию внимания, ловкость, координацию, и это далеко не всё! Знаете ли Вы, что службы персонала многих мировых компаний при наборе сотрудников отдают предпочтение тем соискателям, которые имеют музыкальное образование? Связано это с тем, что ни что так не развивает математические, аналитические способности, а также способности структурировать и систематизировать любую информацию, как музыкальное образование, и в особенности занятия фортепиано и скрипкой. 

И в тоже время, пианино – это один из самых трудных для обучения инструментов. Многие дети с радостью начинают учиться игре на нем, но, столкнувшись с большим количеством задач и требований к ним, связанных с обучением, теряют интерес и прекращают занятия.

Понимая это, мы разработали новые программы и методики обучения игре на пианино детей разного возраста, в основу которых легли наши убеждения о том, что занятие должно приносить ребенку радость и удовольствие, вызывать живой интерес к игре на инструменте!

У нас есть понимание того, как превратить обычные занятие не только в способ обучения Вашего ребенка, но и научит его любить музыку. Уроки игры на фортепиано для начинающих организованы в нашей школе с учетом особенности характеров детей.

Наши занятия:

  • Проходят в веселой, комфортной для ребенка обстановке.
  • Увлекательны. Нашей задачей является пробуждение здорового интереса у ребенка, а не его присутствие «для галочки».
  • Не надоедают. Мы уверены, что обучение и веселая обстановка – это вполне совместимые вещи.

Курсы игры на пианино в нашей школе содержат признанные стандарты музыкального образования, включающие в себя комплекс образовательных дисциплин: фортепиано, сольфеджио, слушание музыки и пение для детей.

Мировая многолетняя практика подтверждает, что только комплексный подход может сформировать все необходимые для получения ребенком должного музыкального образования знания, умения и навыки.

Вместе с тем, идя в ногу со временем и опираясь на жизненные реалии и потребности наших юных музыкантов, мы так построили наши программы, что теперь Вашим детям не нужно сидеть на скучных непонятных уроках сольфеджио, зубрить теорию и историю музыки, долго и нудно разбираться в тритонах и септаккордах. Все знания о столь сложных для детей музыкальных понятиях и явлениях, наши студенты получают непосредственно из практики, играя на пианино любимые произведения и исполняя выбранные ими песни.

  

Долой скучную рутину!

Участие в концертах, конкурсах, мастер-классах, фестивалях, красочные пособия, любимая музыка, опытные преподаватели – это немногое из того, что делает частные уроки фортепиано для Вашего ребенка в школе «Три Четверти» радостным праздником!

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?В программу курса входит:

  • фортепиано;
  • вокал;
  • подбор по слуху;
  • музыкальная грамота;
  • слушание музыки.

По окончании курсов наши студенты смогут:

  • выступать на концертах и участвовать в фестивалях;
  • играть на инструменте любимые произведения;
  • исполнять любимые песни под собственный аккомпанемент;
  • читать несложный нотный текст и буквенно-цифровую запись;
  • подбирать по слуху простые мелодии;
  • петь;
  • разбираться в музыкальных стилях и жанрах, знать выдающихся композиторов и исполнителей;
  • повышать и совершенствовать полученные в школе навыки.

Отзывы о нас

 

Преподаватели курса

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Анастасия Сергеевна Андрюшенкова

Директор школы «Три Четверти», педагог в четвёртом поколении, автор методических разработок и учебных пособий.

Анастасия Сергеевна чутко следит за качеством образовательного процесса школы, формирует педагогический состав школы, проводит методические советы и обучение, контролирует уровень освоения студентами школы учебной программы. С теплом и любовью относится ко всём студентам школы и практически каждого знает по имени.

Образование: КМУ им. Танеева, НПГУ им. Минина, ГКА им. Маймонида

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Хаджиева Марина Владимировна

Огромный опыт, безграничная любовь к музыке, стремление всегда идти в ногу со временем и применять новые подходы к обучению музыке делает Марину Владимировну одним из самых уважаемых и любимых преподавателей школы.

Образование: Воронежский государственный институт искусств

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Сироткина Елена Александровна

Прекрасное образование, большой опыт и стремление познавать новые тенденции в музыкальном образовании делают Елену Александровну ценным членом коллектива Школы и отличным наставником наших студентов.

Образование: Литовская музыкальная академия

Расписание групповых занятий по фортепиано

Группа ур.0 — Дети Группа ур.0 — Взрослые
ул. Лукинская, 8
Пн. 18:30 Практика 20:10 Практика
19:20 Теория
Ср. 18:30 Практика 19:20 Практика
20:10 Теория
ул. Самуила Маршака, 24
Пн. 18:30 Практика 20:10 Практика
19:20 Теория
Ср. 18:30 Практика 19:20 Практика
20:10 Теория

Групповые занятия по игре на фортепиано

Стоимость абонементов на 4 недели

(с плановым посещением, на 2019-2020 учебный год)

Колич. занятий в абонем. Продолж. одного занятия Стоимость одного занятия в абонементе (руб.) Стоимость абонемента (руб.)
1 30 мин. 650
4 30 мин. 550 2 200
8 30 мин. 480 3 840
12 30 мин. 420 5 040
1 45 мин. 850
4 45 мин. 750 3 000
8 45 мин. 620 4 960
12 45 мин. 570 6 840
1 60 мин. 1000
4 60 мин. 850 3 400
8 60 мин. 700 5 600
12 60 мин. 675 8 100

Стоимость абонементов на 12 недель

(с плановым посещением, на 2019-2020 учебный год)

Колич. занятий в абонем. Продолж. одного занятия Стоимость одного занятия в абонементе (руб.) Стоимость абонемента (руб.)
1 30 мин. 600
12 30 мин. 500 4 000
24 30 мин. 450 10 800
36 30 мин. 400 14 400
1 45 мин. 850
12 45 мин. 725 8 700
24 45 мин. 600 14 400
36 45 мин. 550 19 800
1 60 мин. 1000
12 60 мин. 850 10 200
24 60 мин. 700 16 800
36 60 мин. 675 24 300

В стоимость абонемента входит право участия в виртуозных марафонах, встречах клуба «три четверти», репетиции к отчетным концертам

Индивидуальные занятия по игре на фортепиано

Стоимость абонементов на 4 недели

(с плановым посещением, на 2019-2020 учебный год)

Колич. занятий в абонем. Продолж. одного занятия Стоимость одного занятия в абонементе (руб.) Стоимость абонемента (руб.)
1 30 мин. 1200
4 30 мин. 1050 4 200
8 30 мин. 950 7 600
12 30 мин. 880 10 560
1 45 мин. 1700
4 45 мин. 1470 5 880
8 45 мин. 1240 9 920
12 45 мин. 1200 14 400
1 60 мин. 1850
4 60 мин. 1740 6 960
8 60 мин. 1450 11 600
12 60 мин. 1300 15 600

Стоимость абонементов на 12 недель

(с плановым посещением, на 2019-2020 учебный год)

Колич. занятий в абонем. Продолж. одного занятия Стоимость одного занятия в абонементе (руб.) Стоимость абонемента (руб.)
1 30 мин. 1200
12 30 мин. 1000 12 000
24 30 мин. 900 21 600
36 30 мин. 800 28 800
1 45 мин. 1700
12 45 мин. 1450 17 400
24 45 мин. 1200 28 800
36 45 мин. 1100 39 600
1 60 мин. 1850
12 60 мин. 1700 20 400
24 60 мин. 1400 33 600
36 60 мин. 1250 45 000

В стоимость абонемента входит право участия в виртуозных марафонах, встречах клуба «три четверти», репетиции к отчетным концертам

Источник: https://TriChetverti.ru/course/fortepiano-dlya-detey

Как научить ребенка играть на фортепиано

Уверенно играющий на фортепиано малыш — гордость родителей. Однако за чисто сыгранными нотами стоят месяцы, даже годы регулярных занятий, нередко сопровождающихся отказом ребенка садиться за инструмент. Задача родителей — создать благоприятные условия для освоения ребенком музыкального навыка и выбрать оптимальный вариант обучения.

Когда начинать?

Четкого мнения о том, когда учиться играть на фортепиано и других клавишных инструментах, у преподавателей нет. В музыкальную школу детей младше 4 лет не принимают, т.к.

малыши в этом возрасте просто не могут должным образом сосредоточиться на занятиях. Однако развивать музыкальные способности дошкольника можно уже с 2−3 лет.

Естественно, осваивать нотную грамоту еще слишком рано — достаточно как можно чаще слушать хорошую музыку, разучивать детские песенки и развивать общую музыкальность.

Виды обучения

Первым делом, родителям следует определиться с видом обучения. Вариантов не очень много — либо самостоятельно обучать малыша игре на пианино, либо передать процесс в руки профессионалов.

Если в семье уже есть опытный пианист и хорошее фортепиано, можно попробовать обойтись собственными силами. В такой форме обучения есть несколько очевидных плюсов:

  • Благоприятная психологическая обстановка;
  • возможность корректировать график занятий;
  • индивидуальная методика;
  • возможность проведения ознакомительных занятий с ребенком в возрасте 3−4 лет.

С другой стороны, все эти плюсы можно рассматривать как слишком мягкий подход к обучению и отсутствие жесткой дисциплины. Даже домашние занятия лучше четко планировать, составляя конкретный план и не допуская чрезмерных поблажек. Так у ребенка выработается правильное и ответственное отношение к занятиям, что крайне необходимо для достижения результата.

Большинство родителей все же предпочитают сразу отдавать детей в музыкальную школу. Среди преимуществ обучения в профессиональной муз. школе можно выделить следующее:

  • Эффективные методики обучения;
  • соблюдение дисциплины;
  • возможность получить профессиональное образование;
  • расширение сферы общения.

Однако далеко не все малыши с удовольствием посещают музыкальную школу — конфликты с преподавателями, чувство ответственности и психологическое давление нередко отбивают желание ребенка освоить игру на пианино.

«Золотой серединой» в таком случае станут занятия с частным преподавателем.

Репетитор точно знает, как научить ребенка играть на фортепиано, но при этом занятия проходят в домашних условиях, что существенно снижает уровень давления на дошкольника.

Опытный преподаватель подберет индивидуальную схему обучения, в зависимости от поставленных целей, и поможет малышу быстрее освоить игры на инструменте.

Учим малыша дома

Итак, вы решили самостоятельно помогать ребенку постигать искусство игры на фортепиано. Эта работа займет не один месяц и потребует от вас терпения и четкого желания достичь результата. Конкретную методику каждый учитель волен выбрать самостоятельно, но некоторые общие правила и советы помогут повысить эффективность обучения.

  • Важную роль играет выбор музыкального инструмента. Фортепиано должно быть качественным — сочный звук, стопроцентно рабочие клавиши. Любые неполадки следует устранить, особенно если вы планируете серьезно заниматься музыкой.
  • Первое занятия — знакомство с инструментом. Позвольте малышу потрогать и понажимать клавиши, почувствовать себя настоящим пианистом. Подберите подходящий стул — он должен быть максимально удобным и достаточно высоким, чтобы ребенок без проблем мог держать руки на клавишах.
  • Научите малыша правильному положению рук. Этот навык дошкольникам сложно освоить с первого раза, поэтому потребуется несколько дней или даже недель на тренировку.
  • Изучение нотной грамоты и теоретических основ — занятие для неусидчивого дошкольника очень скучное. Постарайтесь преподносить материал в игровой форме, создавая понятные и легкие ассоциации.
  • Часто, но коротко. Учить играть на фортепиано дошкольника следует в течение 15−20 минут в день. Часовые занятия, как правило, не дают желаемого эффекта, а лишь утомляю ребенка, отбивая у него желание в дальнейшем садиться за инструмент.
  • Если самостоятельные занятия не отличаются эффективностью, обратитесь к профессионалам. Опытные преподаватели смогут найти подход к вашему малышу.
Читайте также:  Как делать домашние задания по сольфеджио?

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Многие родители думают, что можно сначала учиться играть на синтезаторе, а затем переходить на фортепиано. Однако профессиональные пианисты такой подход считают не совсем верным, т.к.

эти музыкальные инструменты все же отличаются друг от друга. Естественно, это важно лишь в том случае, если вы планируете «сделать» из своего малыша профессионального музыканта.

Игра на клавишных инструментах для развлечения и общего развития соблюдения таких категоричных правил не требует.

Занятия с профессионалами

Если вы решили сразу обратиться к профессионалам и найти частного репетитора/музыкальную школу для малыша, обратите внимание на следующее:

  • Хороший преподаватель — ключ к успеху. Конфликт с учителем может привести к полному нежеланию ребенка заниматься музыкой, даже если у него есть предрасположенность к освоению игры на пианино.
  • На занятия — в хорошем расположении духа. Музыка — это искусство, а для искусства необходимо вдохновение. Расстроенный и уставший малыш вряд ли сможет освоить новый материал и показать хорошие результаты на занятиях. Поэтому постарайтесь поддерживать бодрость духа своего ребенка, чтобы музыка приносила ему удовольствие.
  • Убедитесь, что малышу это интересно. Желание научить ребенка играть на музыкальном инструменте, в основном, исходит от родителей. При этом сам дошкольник может и вовсе быть не заинтересован в занятиях. Заставлять ребенка не следует.

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Умение играть на фортепиано — навык полезный, и задуматься о начале занятий определенно стоит.

Влияние музыки на развитие ребенка колоссально, и вы лично убедитесь в этом, когда ваш малыш с интересом и увлеченностью будет разучивать новую композицию, сидя у пианино.

Дети становятся внимательными, целеустремленными, ответственными, усидчивыми. Главное — создать нужную атмосферу, прислушиваться к желаниям ребенка и поддерживать его в процессе обучения.

А ваш ребенок умеет играть на фортепиано? Какой вид обучения вы считаете наиболее эффективным? Расскажите о своем опыте в х к статье.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/kak-nauchit-riebienka-ighrat-na-fortiepiano

Обучение игре на фортепиано детей от 2,5 лет по методике Н.С.Лемешкиной

Жилина  Алла Александровна, педагог фортепиано высшей категории, г.Москва

Так сложились обстоятельства моей профессиональной карьеры, что после 30 лет работы в музыкальной школе с детьми школьного возраста возникла необходимость работы с детьми 3 — 5 лет.

У меня был опыт работы с детьми такого возраста, но в формате групповых занятий. Заинтересовалась этой темой и летом этого года нашла замечательную методику Надежды Сергеевны «Уроки игры на фортепиано для тех, кто еще плохо говорит, но все понимает».

Возраст обучающихся удивил — 2,5 года! Такого я еще не встречала!

Приобрела методику, изучила и в этом году начала работать по ней. Хочу поделиться своими впечатлениями.

Эта уникальная в своем роде методика предполагает индивидуальные занятия с детьми раннего возраста, с 2 лет. Сама возможность обучать малышей игре на фортепиано в столь раннем возрасте удивила.

Но, прочитав и изучив весь курс, я поняла, что это очень даже возможно! К этой методике прилагаются видеоуроки реальных занятий с малышом. Результаты, которых добилась Надежда Сергеевна меня поразили.

Понравилась в работе форма проведения занятий: в виде игры.

Очень понравилась ненавязчивая манера ведения уроков с элементами неожиданности, постоянное желание удивить маленького ученика! Весь материал в методической работе подан очень подробно и доходчиво так, что можно брать и работать.

Лично я руководствуюсь методикой, когда пишу поурочные планы. Очень помогает просмотр видеоуроков по заданным темам. Ребенок относится к фортепиано как к новой игрушке и с удовольствием играет на нем.

Надежда Сергеевна подробно описала  упражнения для пальчиков и рук. Музыкальный материал в виде различных попевок и песенок, в том числе собственного сочинения, представлен в большом обьеме.

Очень интересно в методике подан материал знакомства с тональностями и октавами. Через ассоциации и слух.

Это здорово, что появилась такая методика, которая превращает уроки фортепиано в занимательную игру.

Благодарна Надежде Сергеевне Лемешкиной за то, что поделилась своим уникальным опытом! Рекомендую методику всем неравнодушным педагогам, готовым учить малышей раннего возраста игре на фортепиано.

Малофеева Лариса Дмитриевна, педагог фортепиано, г.Магнитогорск

Надежда Сергеевна, спасибо за Ваш титанический труд. Я с огромным интересом смотрю все Ваши публикации. Когда я увидела Вашу методику, то тут же её приобрела, чему очень рада.

 Я преподаю фортепиано в общеобразовательной школе, а в этом году с учениками своего класса стала проводить уроки сольфеджио. Дети от 6 до 10 лет и по Вашей методике мы изучаем ноты.

Ученикам очень нравится, а некоторые даже говорят, что сольфеджио – их любимый предмет.

И, конечно, применяю Ваши методы и приёмы в преподавании фортепиано, потому что они незаменимы и при изучении клавиатуры, и основных понятий в музыке, огромен арсенал упражнений по раскрепощению рук, развитию ритма, обожают дети упражнения по развитию слуха, особенно впечатляет учеников образное восприятие музыки, море всевозможных попевок и игр, когда одну и ту же мелодию можно сыграть и спеть с разными словами (здесь ненавязчиво применяется ситуация повтора и происходит закрепление материала) и, многое, многое другое.

Да, я опробовала Вашу методику на практике с маленькими детьми. Занималась с пятилетним мальчиком, который всё воспринимал с восторгом. Его бабушка тут же привела ребёнка в детский сад при школе, и теперь он учится у меня в классе официально, причём его интерес к занятиям растёт, несмотря на то, что дома нет инструмента, и занимаются они только изредка на немой клавиатуре.

И, наконец, была у меня двухлетняя девочка, которая пришла сразу же после дня рождения. Ребёнок очень стеснительный, общался только с мамой, папой и с изредка приходящей бабушкой. Впервые «вышел в свет», впервые увидел меня, сначала пугливо сидел у мамы на ручках, но к концу занятия, которое продолжалось 16 минут, интерес победил робость, она встала и начала реагировать.

С ней проводили занятия каждый день, кроме выходных, а после 10 занятий они уехали в отпуск.

Но за это время произошёл большой сдвиг в развитии: ученица стала закрывать ушки на громкую музыку, правда, к ротику пальчик не понимает прикладывать, слышит марш и хорошо под него двигается, по показу мамы прыгает под польку, кружится под вальс, любит танцевать танец с мамой, любит стучать в бубен под музыку, бегает под быструю музыку с игрушкой, прячется с остановкой, двигает черепашку под медленную музыку. Каждый урок я пою ей песенки-распевки и маленькие песенки, у нас уже 6 песенок, которые на каждом уроке мы повторяем, но, к сожалению, пока она не поёт, зато в движениях большой прогресс. Конечно, всё выполняет по показу мамы, изредка что-то пытается сделать сама.

Я намерена была проводить занятия по 10 минут, но меньше 20, а то и 30 минут не получается, хочется, чтобы результат-то был, вот и провожу, но ребёнок не теряет внимания, удаётся поддерживать интерес сменой занятий. Каждое занятие записываем. Потом я просматриваю видео и планирую следующее занятие – пишу полный конспект, чтобы каждое слово было понятно ребёнку. На это уходит до полутора часов.

Конечно, заниматься с маленьким ребёнком – это большая эмоциональная нагрузка для педагога, но надеюсь в будущем получить достойный результат занятий благодаря Вашей методике, которая очень понятно изложена.

Всё лето я многократно просматривала и конспектировала Ваши уроки, пока законспектировала только около половины. Но с учениками по фортепиано дальше первого урока я ещё не двинулась, поэтому пока всё понятно.

И новый Ваш курс занятий с самыми маленькими детьми мне очень интересен.

Янишаускене Татьяна Вадимовна, педагог фортепиано, г.Калининград

Надежда Сергеевна! Здравствуйте! Хочу поблагодарить Вас за замечательную программу.

По Вашей программе я занимаюсь с детьми всего полгода. Приобрела программу, потому что у меня появилась маленькая ученица, ей тогда было 4 года 8 месяцев. Конечно, в силу ее возраста, мы немного быстрее проходили темы, но ее это очень заинтересовало.

Дальше к занятиям на фортепиано присоединился и ее старший брат. В итоге, родители моих учеников,  узнав,  что я беру детей младшего дошкольного возраста, стали подключить своих младших детей к занятиям на фортепиано. В итоге, за последние полгода у  меня прибавилось в учениках: 3 младших дошкольника и два старших дошкольника.

Спасибо огромное за Ваш труд!  Желаю Вам долгих лет жизни,  здоровья,  сил и творческого вдохновения,  чтобы свой бесценный опыт Вы могли передать не только маленьким музыкантам, но и нам, взрослым учителям!!

Источник: https://musicaleducation.ru/

Мр фо развивающие формы обучения детей игре на фортепиано

Развивающие формы обучения детей игре на фортепиано

Лазарева Н.Н.

     Разработке вопросов музыкального воспитания и образования уделяется всё больше внимания. Изучаются и обобщаются накопленный богатый опыт прошлого и современные достижения. Публикуется большое количество разнопрофильных работ, раскрывающих общие принципы, конкретные формы и методы музыкального воспитания детей в процессе их обучения игре на инструментах.

Среди этих изданий значительное место принадлежит исследованиям, методическим пособиям, статьям посвящённым проблемам музыкального и исполнительского развития детей, обучающихся игре на фортепиано.

     В музыкальных школах страны осуществляются интересные экспериментальные работы по внедрению новых музыкально – воспитательных методов в процессе индивидуального обучения дошкольников и младших школьников.     Необходимость разработки вопросов об фортепианной детской педагогики продиктована требованиями жизни.

Ведь уже на раннем этапе обучения игре на фортепиано дети полнее, чем при занятиях на каком – либо другом инструменте, знакомятся с музыкой, её выразительными возможностями.     Занятия на фортепиано прокладывают дорогу к различным областям музыкальной профессиональной деятельности – исполнительской, теоретической, композиторской, дирижёрской.

     К сожалению, несмотря на поиски новых путей воспитания пианистов, продолжают ещё жить устаревшие, ремесленные формы и методы преподавания тормозящие музыкальное развитие детей. Ориентация большинства преподавателей на воспитание профессионала – исполнителя тормозит широкое музыкальное развитие детей, снижает интерес к музыке основной массы обучающихся.

      Одной из центральных задач современной фортепианной педагогике является поиск средств и приёмов интенсификации музыкально – слухового и творческого развития начинающих пианистов и её проникновения в различные процессы обучения.

Читайте также:  Рейтинг фирм-производителей фортепиано

Всё больше подтверждаются важнейшие положения о первостепенной необходимости развития музыкально – слуховых способностей как основы для дальнейшего воспитания исполнительских навыков. Особое место отводится развитию музыкального мышления ученика, достигаемого систематическим совершенствованием навыков музицирования. На видное место выдвигаются вопросы слухо – творческого воспитания пианиста.

«Самое серьёзное и ответственное – начинать учить на фортепиано. Я утверждаю, что для педагога нет более значительного испытания, чем то, которое заключается в первом прикосновении пальцев ребёнка к клавиатуре.»

                                                                                                             А. Корто

«Нет на свете более тяжёлого и напряжённого труда, чем обучение в годы детства, отрочества и ранней юности.»

                                                                                                В.А. Сухомлинский 

         Я полагаю, что каждый преподаватель в начале своей педагогической деятельности работал не так, как стал работать по мере приобретения опыта, даже если он был достаточно теоретически подготовлен к началу своей работы.       Но недаром профессор Г.Г. Нейгауз говорит в своей книге, что «В таком деле, как занятие искусством, ….

единственно прочный базой всегда будет добытое собственными силами и на собственном опыте изведанное». Действительно, каждый преподаватель в своей повседневной деятельности должен как бы заново «открывать» для себя уже известные истины.     В.В. Листова, талантливый педагог с огромным опытом, говорила всегда, что «….

Чтение книг по методике и знакомство с чужими мыслями, может предостеречь нас от серьёзных ошибок, но это ещё не научит нас преподавать, для этого «самому думать надо».     В наш динамичный век особенно важно делать своё дело не только как можно лучше, но и как можно быстрее.

Исходя из этого положения и нам, преподавателям детских музыкальных школ, работающим в благородной области искусства, нужно ответственно заботиться о том, чтобы результаты нашей работы были и быстрые, и хорошие, чтобы не отставать от запросов жизни. Наша общая цель – формирование музыканта – пианиста.

     Для того чтобы понять как надо обучать, надо ясно понимать, чему надо научить к каким результатам надо прийти, какова цель, к которой надо стремиться. В своей книге профессор Г.Г.

Нейгауз говорил: «Я призываю к тому, чтобы по возможности прямолинейно, не сбиваясь с пути и не слишком задерживаясь на его этапах, стремиться к цели, а цель это – художественное исполнение художественной музыкальной литературы, воскрешение к жизни звука немой нотной записи.

Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента. С детства надо научить ученика разбираться в форме, тематическом материале, гармонической и мелодической структуре исполняемого произведения».     В начале своей педагогической практики цели, которые я себе ставила, были несколько иные, а следовательно и путь.

Я считала, что моя задача, как можно быстрее учить ученика играть на рояле: «ставить руку», обучать приёмам фортепианной игры, т.е. делать из него пианиста. Теперь я ставлю перед собой другую цель, я стараюсь гармонично развивать в ученике не просто пианиста, а музыканта – пианиста.      Пение песен, подбор по слуху, игра в ансамбле с преподавателем, упражнения – всё это есть работа над развитием в ученике музыканта, и всё это проводится в специальном классе фортепиано с первых уроков.     У преподавателя к каждому ученику в каждом конкретном случае должен быть творческий подход.

Начальное обучение должно иметь в себе зародыши всех элементов развития будущего музыканта – пианиста. С первых шагов мы должны: 

воспитывать внутренний слух;учить его слышать то, что он играет;развивать его вкус и фантазию;учить его мыслить – понятие фразы, ритма, формы, ассоциациям, лада, гармонии и т.д.;учить его играть.

     Всё это должно проводиться параллельно и одновременно с первых уроков обучения. В классе фортепианной игры происходит синтез всех знаний и умений ученика при формировании навыков инструментального «чтения» нотной записи.

Нельзя не учитывать что у начинающих учеников переживание красоты мелодии обычно выражается в стремлении играть по слуху их увлечение подбором песен на инструменте надо всемерно поддерживать, умело направляя внимание на разнообразные задания.

I. Подбор мелодий по слуху

Источник: http://gdmshkola.ru/index.php/about-school/muzykalnye-otdeleniya/otdelenie-fortepiano-metodicheskie-razrabotki/22-featured-news/509-mr-fo-razvivayushchie-formy-obucheniya-detej-igre-na-fortepiano

Как помочь ребенку получать удовольствие от игры на пианино?

Когда речь идет об учебе, мы все вспоминаем старую фразу о том, что «начинать нужно смолоду». Неудивительно, что все больше родителей записывает детей на занятия, которые обучат их различным навыкам и повысят их таланты. Одно из таких занятий — игра на пианино.

Решение о том, в каком возрасте детям лучше начать учиться играть на пианино, часто принимают родители. В результате сейчас дети начинают брать уроки игры на пианино уже в 4 года. К сожалению, не все дети учатся играть на пианино легко и быстро. Одним нужно время, других нужно больше убеждать и уговаривать.

Есть дети, которые начинают играть, но бросают на полпути.

Цифровое пианино Samick для детишек

9 простых советов

  1. Убедитесь, что ребенку интересно: В конце концов, если Вашего ребенка это не привлекает, ничего не сработает. Бесполезно заставлять ребенка заниматься тем, что его совершенно не интересует.Может быть, Вашего ребенка немного интересует пианино.

    Можете начать с малого. Постепенно объясните ребенку, что такое пианино. Можете показать ему или ей, как кто-то играет на пианино, и посмотреть, вызовет ли это любопытство и интерес.

    Даже когда Ваш ребенок уже учится играть на пианино, делайте все, чтобы он слышал вокруг себя музыку, особенно фортепианную.

  2. Купите ребенку правильное пианино:Конечно же, для идеальных результатов Вам нужно убедиться, что у них есть правильный инструмент. В нашем случае — правильное пианино.Для этого Вам понадобится помощь, особенно если Вы не специалист по пианино. Вы можете посмотреть в интернете руководства по выбору пианино или спросить совета у людей, обладающих опытом игры. Один из лучших источников информации — преподаватель фортепиано Вашего ребенка или менеджер интернет-магазина Love-Piano. Они лучше всего смогут порекомендовать пианино, которое подойдет Вашему ребенку.

    После покупки идеального пианино для ребенка Вы можете научить его нести ответственность за инструмент. Ребенок также должен  научиться ухаживать за своим пианино. Это научит его заботиться о музыкальном инструменте, обращаться с ним уважительно и чувствовать удовлетворение при каждой игре на нем.

  3. Выберите правильную программу обучения:Это подразумевает выбор правильной школы, а также учителя или инструктора. Если Ваш ребенок берет уроки фортепиано впервые (то есть Вы еще не научили его основным понятиям), убедитесь, что его урок или курс рассчитан на начинающих. В некоторых школах фортепиано умения Вашего ребенка предварительно оценивают, чтобы увидеть, на каком уровне он может начать обучение.
  4. Учитесь и играйте вместе с ребенком:Учиться веселее, если этим можно поделиться. Поэтому Вы должны подумать о том, чтобы учиться вместе с ребенком. Если Вы запишетесь на такой же курс для взрослых, это может оказаться хорошей идеей. Иногда Вы можете даже попытаться брать уроки вместе.

    Наверное, если Вы уже умеете играть на пианино, сценарий будет другим. Вы можете не нанимать профессионального учителя фортепиано, а заниматься с ребенком самостоятельно. Используйте эту возможность для установления контакта с ребенком. Это очень хороший способ проводить время вместе.

  5. Хвалите ребенка и отмечайте его успехи, когда это уместно:Лучшая форма поощрения — это комплименты или похвала за усердную работу и хороший результат. Некоторые родители выдают награду за хорошо выполненную работу. Это может быть их любимый перекус или десерт, или велосипедная прогулка днем. Это мотивирует ребенка улучшать свою игру на пианино.
  6. Превратите занятия в удовольствие вместо обязанности:То, что Ваш ребенок учится играть на пианино, не означает, что к Вам это никак не относится (кроме оплаты счета). Даже преподаватели фортепиано советуют родителям помогать детям упражняться дома.

    Если Вы помогаете ребенку, лучше сделать занятия короткими, но регулярными. Вы можете попытаться предложить ему заниматься от  тридцати минут до часа каждый день. Не забывайте, что у детей обычно короткая концентрация, и им быстро становится скучно. Если вы сделаете время упражнений дольше, они могут почувствовать, что их заставляют заниматься, и потерять удовольствие от занятий.

  7. Разговаривайте с ребенком:Спрашивайте ребенка время от времени, что он думает о своих уроках. Если Вы чувствуете, что ему скучно, подбодрите его или попытайтесь освежить занятия.

    Пытаясь заставить ребенка хорошо себя вести, не используйте уроки пианино в качестве «заложника», угрожая отменить или сократить их, если он откажется что-то делать.

  8. Позвольте им идти в собственном ритме:Многие родители делают ошибку, давя на детей и говоря им: «Ты должен хорошо заниматься» или «Это единственная пьеса, которую ты умеешь играть?». У детей разные способности к обучению. Некоторые учатся быстрее других, у некоторых большая склонность к музыке от природы. Не заставляйте их учиться быстро.

    Также старайтесь не сравнивать успехи своего ребенка с чужими. Это понизит их самооценку, и у них снизится мотивация к учебе, поскольку им это уже не будет приносить удовольствие.

  9. Участвуйте:Это, наверное, самый важный совет для того, чтобы Вашему ребенку было приятно играть на пианино. Участвуйте в этом. Если можете сделать это семейным делом, сделайте!

Заключение

Убедитесь, что Вы рядом с ребенком на протяжении всего пути — от выбора наиболее подходящего пианино для ребенка до решения, стоит ли ему продолжать играть, когда он вырастет. Ваше активное присутствие в процессе обучения и Ваша поддержка как родителя значат очень много.

Оцените эту статью 10

Количество просмотров: 2865

Источник: https://love-piano.ru/blog/kak-pomoch-rebenku-poluchat-udovolstvie-ot-igryi-na-pianino/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector