Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Получившая широкое распространение в нашей стране (в учеб­ных курсах гармонии), система тонального родства Римского-Корса­кова — при ее несомненных больших достоинствах и практической Целесообразности — все же не соответствует живой практике компо­зиции, особенно в том, что относится к связи отдаленных тональнос­тей (модуляции почти никогда не делаются по планам, вытекающим из систематики 2-й и 3-й степеней родства). Не оправдывает себя и ряд предписаний к построению тональных планов (в особенности за­прет одного из самых необходимых приемов — многократного шага

на один и тот же интервал, — см., например, начало разработки I части 4-й симфонии Чайковского).

Едва ли правильно игнорирова­ние одноименной тональности как ближайшей (в музыке, где приме­няется мажоро-минорный лад, одноименная тоника легко подменя­ет собой основную, даже и безо всякой модуляции, то есть +Т к °Т ближе, чем +D).

Так, неверно, что к C-dur ближе f-moll (находящий­ся в 1-й степени родства), чем c-moll (который оказывается во 2-й). Переход в одноименный лад — это ладовое отклонение (модальное отклонение), в отличие от отклонения тонального.

Одна из лучших систематик тонального родства принадлежит И. В. Способину (в двух вариантах; см. Лекции по курсу гармонии. С. 42-44), пример 141.

141 Система тонального родства И. В. Способина (1-й вариант)

I Тональности диатонического родства II Тональности мажоро-минорного родства
Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике! Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике! Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!
III Тональности хроматического родства
Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!
I Тональности диатонического родства II Тональности мажоро-минорного родства
Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике! Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике! Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!
III Тональности хроматического родства
Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Новый шаг в системе Способина — учет распространенности в музыке мажоро-минорной системы, легкого перехода через одно­именную тонику (а она не случайно стоит первой за пределами соб­ственно диатоники) в тональности диатонические, ей столь же близ­кие, как и основная диатоника.

Мажоро-минорное родство, собствен­но, должно быть у Способина не 2-й степенью или второй группой (Способин скептически высказывался о категоричности разведения родственных тональностей по разным классам-степеням), а второй половиной тональностей первой группы.

Тогда всего групп должно

стать не три, а две: I (а, б), II. Однако с учетом положения одноимен­ной тоники в мажоро-минорном ладу отнесение ее в группу тональ­ностей после всей диатоники не кажется убедительным.

Если быть более последовательным в идее систематики Способина, то следова­ло бы, вероятно, ввести одноименную тонику в группу тоники, сде­лать соответственно 1-ю степень «двухъярусной» (где оба «яруса» почти равнодоступны с точки зрения двухладовой тоники), перевес­ти неаполитанскую гармонию в группу ладовых смешений вместе с традиционными гармониями мажоро-минора, перевести мажорную медианту (большую терцию вверх) также в группу ладовых смеше­ний, учесть обратно-функциональный характер родства некоторых гармоний (например, C-dur к h-moll находится в таком же отноше­нии, как и Des-dur к C-dur). Получится следующий вариант систе­матики тонального родства (пример 142).

Тоника

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

  • Диатоническое (моноладовое) родство
  • Смешение
  • ладов (мажоро-минор)
  • Хроматическое родство

Не избавлена система Способина от общего недостатка систематик родства тональностей: непроясненности вопроса о том, к чему же соб­ственно относятся систематики — к модуляциям или к отклонениям? Ведь если это отклонения, тогда, конечно, II ступень мажора ближе к тонике, чем, скажем, мажорная гармония III. A вот если взять моду­ляции, тогда картина резко меняется: III — встречается много чаще, чем находящаяся в диссонантно-секундовом отношении II.

И еще один общий вопрос возникает по отношению ко всем си­стемам родства тональностей: на какой состав (и пропорции) элемен­тов тональностей рассчитана систематика; соответственно — к то­нальности, на какой стадии ее эволюции они относятся? Ведь ясно, что система Римского-Корсакова, при всем ее идеально-математи­ческом совершенстве, не соответствует комплексу элементов тональ­ности времен XVII в. (да и последующих XVIII и XIX) и что почти все системы непригодны для понимания музыки XX в., тем более для ее сочинения.

В музыке XX в. структура тональности радикально изменилась.

Композиторы уже не пользуются просто априорно готовыми блоками-комплексами тональных элементов (по принципу Modus prius factus или Tonus prius factus), a создают структуру тональности (системы) вместе с сочинением темы, фактуры и т. д.

И если прежние системы тонального родства претендовали на всеобщность, ибо всеобщими были сами тональные структуры (несмотря на ощутимую эволю­цию), то принцип индивидуального творчества тональной структуры делает и родство явлением не системным, а индивидуальным.

Како­вы конкретные тональные структуры, таковы и конкретные сход­ства или несходства между ними. (Так, в теме охотников из «Пети и волка» Прокофьева к основной тональности C-dur самой близкой оказывается H-dur, так как этот C-dur состоит всего из двух аккор­дов: C-dur и H-dur.)

Ну и, наконец, остается большим вопросом, чего добивается ком­позитор — связности, плавности и мягкости перехода от одной то­нальности к другой или же, наоборот, эффекта яркости, неожидан­ности, непредвидимости.

Что же касается классико-романтической гармонии, то связи между тональностями в большой мере зависят от конкретной тонально-функциональной структуры тональности на всяком этапе ее эволюции. По мере расширения границ данной тональности (мажо­ро-минорные объединения, альтерация и др.) усиливается ее родство отдаленным тональностям (и тенденция ко «всетональности»).

Литература

1. Беляев В. М. «Анализ модуляций в сонатах Бетховена» С. И. Танеева // Русская книга о Бетховене. М., 1927.

2. Дилецкий Н. П. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музы­кального искусства. Вып. 7. М., 1979.

3. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки [1839]. М., 1893.

4. Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Вып. 1-2 [1884-1885] // Полное собрание сочинений. Т. IV, М., 1960.

5. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.

6. Танеев С. И. Несколько писем по музыкально-теоретическим вопросам // С. И. Та­неев. Материалы и документы. Т. I. М., 1952.

7. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [1909]. 2-е изд. М., 1959. Вступление.

8. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.

9. Холопов Ю. Н. Тональность // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/26324.html

Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора

Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки.

Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни.

В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.

Что такое родственные тональности

Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.

Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.

Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Что относится к родственным тональностям

Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу.

При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства.

Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Как определить родство тональностей

Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:

C D E F G A B

Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:

Dm, Em, F, G, Am.

При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.

  • Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:
  • Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.
  • Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:
  • Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.
  • Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.
  • Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.
  • Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

 Последовательности аккордов

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка.

Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей.

Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка.  Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.

Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.

Читайте также:  Куда поставить пианино: как создать рабочее место пианиста?

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Родственные тональности мажора

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

  1. Родственные тональности мажора расположены на следующих ступенях любой гаммы:
  2. VI – здесь находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной
  3. IV — субдоминанта
  4. II – минорная тональность, параллельная субдоминанте
  5. V — доминанта
  6. III – параллельная доминанте минорная тональность

Родственные тональности минора

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

  • Родственные тональности минора расположены на этих ступенях:
  • III – параллельная мажорная тональность
  • IV — субдоминанта
  • VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты
  • V – доминанта, либо гармоническая мажорная тональность.
  • VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.
  • Обратите внимание на то, что в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на второй.

Источник: https://pereborom.ru/rodstvennye-tonalnosti/

Степени родства тональностей

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

Под родством тональностей подразумевают наличие или отсутствие общих аккордов с учетом их принадлежности к ладам сопоставляемых тональностей

Единая таблица родстваТри степени родства тональностейОпределение степеней родства тональностейАльтернативный программный поиск 3-х ст родства тональностейСтепени родства ладов – расширенная системаПрограммный поиск 7-и степеней родства аккордов, ладов, тональностей

Единая таблица родства тональностей

Таблица дает исчерпывающие ответы за доли секунды. Справляйтесь во встроенных комментариях, и тогда легко усвоите суть данной темы.

*Не знаю, насколько востребована в наше время трактовка в виде 4-х степеней родства. Если необходимость острая, пишите в комментариях, сделаем универсальный скрипт, включающий и данные требования (кнопка такая уже прикручена в правом верхнем углу).

Данная тема для студентов является одной из наиболее сложных. К учащимся теоретических отделений по данному вопросу предъявляются бескомпромиссные требования. Сервис дает знания даже при выполнении конкретно поставленной задачи.

От учащегося требуется лишь уверенно нажимать на все имеющиеся кнопки.

Три степени родства тональностей

В ряде учебных пособий по вопросу степени родства тональностей можно встретить расхождения. Конкретно: СПб школа (Н.А. Р-Корсаков) описывает 3 степени родства, а Московская школа (П.И. Чайковский) 4. Существенной разницы нет.

Там где 4 степени: 2-я степень родства делится на два пункта, а дальше без расхождений. Будьте к этому готовыми. Классическая теория подразумевает 3 степени родства между тональностями, они основываются на общности трезвучий.

Рассматривается общность звуков, выстраиваемых в трезвучия.

Определение степеней родства тональностей

Расчет вида родства производится по степени общности трезвучий, построенных в каждой тональности.

Для общности рассматриваются расчетные трезвучия, которые располагаются на ступенях звукорядов мажора или минора за исключением VII ступени в мажоре и II ступени в миноре (здесь все просто: на этих ступенях строится уменьшенное трезвучие), а также это трезвучие гармонической субдоминанты (для мажора) и гармонической доминанты (для минора).

Для мажора расчетными будут трезвучия II, III, IV, V, VI и IV гарм. ступеней

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Для минора расчетными будут трезвучия III, IV, V, VI, VII и V гарм. ступеней

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

  • Для того чтобы самостоятельно определить все степени родства для любой из тональностей, нужно знать:

1. в первой степени родства тоническое трезвучие первой тональности должно содержаться в одном из расчетных трезвучий второй тональности2. во второй степени родства тональности должны иметь хотя бы одно общее расчетное трезвучие3. в третьей степени родства тональности не содержат ни одного из общих расчетных трезвучий

Расшифруем:

1. Первая степень родства двух тональностей подразумевает обязательную принадлежность их тонических трезвучий к числу общих для обеих тональностей аккордов. Сообразительные музыканты догадаются, что в мажоре это тональности трезвучий всех ступеней, кроме VII (ее трезвучие — уменьшенное).

Здесь в силу традиций еще приплюсовывается трезвучие гармонической (минорной) субдоминанты. Пример для До мажора будет совсем уж простым, приведем на Фа мажоре. Итак, это тональности:Gm, Am, Bb, Bbm, C, Dm.Минорная тональность также имеет шесть тональностей первой степени родства.

Это тональности всех натуральных ступеней, кроме II (ее трезвучие также уменьшенное) + тональность гармонической доминанты (V ступени).Например, для Ре минора это: F, Gm, Am, A, Bb, C.

Если первая тональность находится в первой степени родства к исходной тональности, то и исходная будет находиться с ней в первой степени родства. Пример: Eb и Fm. В этом нет никакого противоречия.

Это условие выполняется взаимно попарно и для гармонической субдоминанты мажора и для гармонической доминанты минора (пример: для До мажора Fm – это гарм. субдоминанта, а C в Фа миноре это гармоническая доминанта).2. Вторая степень родства.

Для попадания в разряд второй степени родства наша тональность должна иметь не менее одного общего трезвучия с исходной, но оно не должно быть тоническим (иначе будет 1-я ст. родства). Каждая тональность (и мажорная, и минорная) имеет по 12 тональностей второй степени родства. Для быстрого их определения пользуйтесь нашим программным поиском (см. ниже).При смене местами исследуемой и исходной тональности условие также не меняется.

3. С третьей степенью родства все совсем просто – это тональности, не содержащие общих трезвучий вообще. Всего их пять. Какие? — смотрите ниже.

Что здесь еще необходимо добавить. Разумеется, бемольные тональности не имеют трезвучий, содержащих диезы, но т.к.

темперация в музыке уже принята безоговорочно, и существует всего 5 тональностей третьей степени родства вместо бесконечного их количества, благодаря применению энгармонических эквивалентов тональностям с их трезвучиями.

В противном случае ряд продолжился бы не до 5-и, а до абсурдной бесконечности тональностей с абсурдным многократным дублированием бемолей им диезов.

4 степени родства тональностей. Московский бригадный учебник описывает 4 степени родства тональностей. Разница с СПб школой здесь будет лишь в том, что в московской школе вторая степень родства разбивается на две части (2-ю и 3-ю соответственно), оттесняя третью (Питерскую) часть на четвертую позицию.

При этом по московской школе ко второй степени родства относятся четыре тональности, имеющие два общих расчетных трезвучия при двух знаках разницы в ключе. Например, фа мажор и соль мажор имеют общее трезвучие ля-до-ми, являющееся трезвучием III ступени в фа мажоре и II — в соль мажоре.

В третьей степени родства находятся восемь тональностей, которые имеют одно общее расчетное трезвучие.

Программный поиск (по таблицам)

Для удобства поиска и для проверки на знание предмета, таблицы поиска удаленных аккордов также настроены и на поиск степеней родства тональностей. Благодаря поиску теперь каждый легко может получить полный список родственных тональностей к любой из выбранных.

Поиск за считанные секунды выдаст результат родства, либо позволит определить отношение родства к любым имеющимся парам тональностей.

Практическая польза автоматического сервиса по отношению к родству тональностей заключается еще и в том, что ученик (студент) всегда может устроить себе проверку на качество своих познаний в первой, второй или третьей степенях тонального родства.

Поиск всех тональностей любой степени родства для исходной тональности

Чтобы получить полный список всех тональностей, родственной исходной, необходимо перейти сюда, ничего не вводить в главное поисковое окно, а только выбрать три параметра в выпадающих вкладках расширенного поиска (EXTENDED SEARCH).1.    Тональность (key, tonality)2.

    Степень родства с мажором, если ищете для мажора, выбранного в пункте №1 (мажор и параллельный минор даны в паре)3.    Степень родства с параллельным минором, если ищете для минора, выбранного в пункте №1 (мажор и минор даны в паре)И нажать на кнопку поиска вверху.

Например, ищем для До Мажора все тональности 1-й степени родства:

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Красным на рисунке выделено то, что нужно выставить в опциях по поиску 1-й степени родства для До мажора и сама кнопка Search.

После нажатия кнопки Search вы увидите следующий результат:

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

На рисунке красным выделены соответственные тональности (вернее обозначения их тонических септаккордов).

Обозначения даны в американской системе, где Си обозначается как B, а Си бемоль как Bb.

Пусть семерки Вас не смущают (у сервиса еще множество функций для работы с септаккордами, родство тональностей — небольшое приложение к ним).

Для поиска других степеней родства для других тональностей — действуем по аналогии

Примечание: студенты знают, что F# мажор = Сольb мажору, поиск в ряде случаев будет выдавать оба энгармонических варианта для тональностей с большим количеством знаков.

Теперь даже для самых насыщенных ключевыми знаками тональностей можно легко определить все виды родственных тональностей. Что важно, результаты даются таким образом, чтобы избежать нереально далеких тональностей, т.е. им сразу дается энгармоническая замена тональности, содержащей наименьшее количество ключевых знаков. Это удобно.

Почему были придуманы степени родства тональностей? – ответ очевиден, при сопоставлении тональностей слушателем ощущается условное расстояние между ними. Все в сравнении. Тональности первой степени родства звучат близко, ожидаемо, т.к. многие из функций одной, уже являются функциями другой тональности.

Поэтому и модуляций, осуществляющих гармоничный переход в эти тональности, в музыке встречается больше, и в классической, и в народной. Тональности второй степень родства звучат по отношению друг к другу уже подальше, неожиданно.

Конечно, каждая при сопоставлении имеет свою краску, а в музыкальном контексте или в масштабах формы создает свое настроение, но все же – это второй круг удаленности. Тональности третьей степени родства звучат по отношению друг к другу не то чтобы далеко, а, вернее сказать, отстраненно. В современной музыке данные сопоставления тональностей встречаются чаще.

Для чего были придуманы степени родства тональностей? – на поверхности отыщется не много ответов на данный вопрос. Чтобы как-то упорядочить виды модуляций и подвести некую теоретическую базу под расстояния в соприкасающихся тональностях (ладах).

  1. Классическое распределение тональностей на три степени родства имеет  свои положительные теоретические стороны.—————————————
  2. Для практического применения платформа КараокеДжаз рассматривает семь видов родства ладов.
Читайте также:  Акустическая гитара по оптимальной цене

II. Степени родства ладов – расширенная система

Под родством тональностей также уместно подразумевать наличие общих для двух тональностей звуков

КараокеДжаз практический взгляд на родство тональностей подразумевает 7 видов родства между всеми тональностями, всеми известными и неизвестными (трансформированными) ладами. С прицелом на практическое применение.Родство тональностей в классическом виде (3 или 4 степени родства) устанавливается по трезвучию, т.е.

по факту по нижнему тетрахорду, который в двух вариантах (мажор или минор) неизменен. Внесение изменений в данный тетрахорд перевернет ряд родственных связей. Для примера можно представить дважды гармонические лады или лады народной музыки, там будет другая сетка трезвучий и несколько измененные степени родства, следовательно, т.к.

каждый лад добавит как минимум по 1-му какому-нибудь знаку.Примерять родство тональностей по верхнему тетрахорду никому и в голову не приходило. Выход за рамки замкнутой системы, очевидно, продиктовал условие – остановиться на том, что есть, и ограничить огромное число красок, расстояний и общих звуков рамками трех градаций, т.е. тремя видами родства.

Проблема стоит несколько шире. Сопоставление межтональных связей в музыке только для неизменяемого нижнего тетрахорда – некоего незыблемого столпа по сравнению с верхним – развивает музыкальное мышление с ограничением выбора, подразумевает некое хождение вокруг столбов, от одного к другому, что является еще и высшей формой музыкальной динамики (здесь подразумевается модуляция).

Неизменность нижнего тетрахорда – если призадуматься, это и есть господство ионийского (с параллельным минорным) лада над остальными (более семи) ладами, которые исторически равноправны по отношению друг к другу. Так что, мышление отражается на продукте. Вот почему у технарей в искусстве кризис, а у народа в творчестве – нет.

При оперировании классическими правилами над ладами народной музыки посыплются многие постулаты, доминантсептаккорд может стать уже не таким и малым мажорным септаккордом, разрешать его уже не будет такой акустической целесообразности, шестая ступень уйдет в разряд диссонансов и т.п. и т.д. Классические правила уже не будут едиными на всю систему.

Если любое произведение перенести в другой лад, получится много корявых, или смешных, или неубедительных мест. Это говорит только о том, что в данной системе другие правила, а не о том, что лад хуже подходит для композиции. И т.д., и т.п.Но вернемся к степеням родства.

Базовый вопрос, сколько надо выделить степеней родства между ладами (именно так, а не «тональностями»), — ответ очевиден: семь. Чем нужно руководствоваться? – количеством общих звуков. Что еще примечательного, анализ джазового исполнительства мастеров бибопа, показывает, что ладов намного больше, чем 7 или 9.

При игре импровизаций джазмены используют производные лады, существующие в рамках расстояний между основным ладом и ладом удаленного аккорда, т.е. по отношению к основному ладу удаленный аккорд будет звучать максимально приемлемо уже не в ионийском ладу. Здесь и начинается много интересного. Новые аккорды порождают новые лады.

Самый плодовитый в этом отношении именно малый мажорный септаккорд, особенно если взять в расчет его акустический атрибут к альтерации (а также к расщеплению) квинты.Пример2Но и у других аккордов есть часть этих возможностей.Родство по верхнему и по нижнему тетрахорду дает динамичную систему и содержит богатый + интересный потенциал.

Уже субдоминанта по отношению к тональности звучит в лидийском ладу. Но здесь она субдоминанта *(неустой). А в случае, если лад сам по себе лидийский, как в данном случае трансформируется какой-нибудь далекий малый мажорный септаккорд? – здесь мы понимаем, что выходим за рамки традиционной гармонии.Самое большое родство, к примеру, будет у ионийского мажора и миксолидийского лада от доминанты (7 звуков), почему они и образовали такую прочную тональную связь. Это и есть седьмая самая расширенная связь.

Программный поиск 7-и степеней родства аккордов, ладов, тональностей

Для поиска расширенного родства необходимо перейти сюда, ничего не вводить в главное поисковое окно, а только выбрать два параметра в выпадающих вкладках расширенного поиска (EXTENDED SEARCH).

1    Тональность (key, tonality) – выбрать тональность

2    common sounds – выбрать количество общих звуков: от 1 – до 7

И нажать на кнопку поиска вверху

Например, ищем для ля мажора самые родные лады (выбрать 7). Пример3Таблицы настроены на показ максимальных связей между ладами, не обязательно, что при этом лад будет ионийским или эолийским, или вообще классифицированным наукой ладом.

Все общие звуки подробно выписаны.Как вы понимаете, система сильно разомкнулась, открыв просторы для экспериментов.

Таблицы имеют еще потенциал для дополнений и включений, но уже в рамках такого родства есть простор для творчества, и есть конкретика.

——————————

На нашем ресурсе имеются таблицы удаленных аккордов, где в более подробном виде производится поиск общих звуков для заданной и исходной тональности, использование которого дает конкретные границы пересечения разных ладов и тональностей в пределах всего квинтового круга. В таблицах вы найдете не только общие для двух тональностей трезвучия, но все звуки, конкретно по каждому случаю и в энгармонических вариантах. Перейти к таблицам удаленных аккордов.

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/degree-relatives-keys

Музыкальный онлайн колледж

В классической гармонии, которая, как известно, основана на тональном движении – одним из важных вопросов является взаимоотношение тональностей и их родство.

Также как внутри мажорного и минорного лада ступени выполняют свою определенную роль (функцию), так и тональности внутри произведения распределяются в соответствии с принципами родства тональности. Также как существуют устойчивые и неустойчивые ступени – можно говорить об устойчивости и неустойчивости определённых тональностей.

Следует сказать, что не существует универсальной системы родства тональностей, которую можно было бы назвать эталонной. Каждый композитор разрабатывал и разрабатывает свою систему на основе существующих в творчестве других музыкантов. Поэтому главная задача композитора – это изучить разные системы и выбрать ту, которая ему подходит.

Для более глубоко понимания принципов родства тональностей стоит обратиться в эпохе становления тональности в противовес модальности.

В модальной системе существовала следующая система.

Все лады имели один и тот же звукоряд. Как правило, CDEFGAB и соответственно один и тот же набор аккордов. Разница между ладами определялась по звуку, который принимался за устой. Транспозиция ладов практически не применялась.

В тональной системе используются другие принципы. При смене устоя меняется звукоряд и соответственно аккордовый набор – отсюда возникает проблема родства тональности.

И здесь возникают интересные соотношения. Параллельная тональность, имеющая одинаковый звукоряд с основной (как в модальности) – используется реже, чем  тональности V и IV ступени.

То есть при звуковом оформлении функции, композиторы уже поняли, что и тональности этих ступеней будет наиболее близки.

Первая простейшая схема отклонений это T-D-S-T. Как Вы видите, это схема противоположна той, по которой движутся аккорды в классической схеме.

Более полная схема формируется во времена Баха – обойти все 6 тональностей построенные на основе аккордов гаммы. Это наиболее классическая схема отклонений и модуляций, которая использовалась многими теоретиками и композиторами.

  • В XVIII веке появились стандарты – модуляционные планы, которые использовались большинством композиторов.
  • Для мажорной тональности это движение следующего плана I-V-VI-IV-II и если нужно добавляли III ступень.
  • Для минора схема была другой: I-III-VII-V-IV-VI-I.
  • Это наиболее популярные схемы, конечно, были не единственными возможными, но самое главное, что они наглядно обрисовывают круг родственных тональностей.

Это тональности, построенные на ступенях гаммы. Кроме того наиболее близкой считалась одноименная тональность – это легко увидеть и по типичным кадансам времен Баха, когда минорное произведение заканчивалось мажорной тоникой, а также по тональным планам произведений венских классиков.

Классически выделяют 3 степени родства тональности.

  1. Тональности, отличающиеся на один знак + одноименная
  2. Тональности 1 степени родства к предыдущим
  3. И далее точно также.

Однако данная схема не всегда соответствует практике и требует уточнений, которые и были введены Римским-Корсаковым. Это касалось тональности Fm родственной по гармоническому мажору. И тональности E для A минора – которая являлась зеркальным отражением мажорной.

Однако в схеме Римского-Корсакова одноименная тональность оказывается дальше, чем аккорд минорной субдоминанты, что, конечно же, не верно.

Одна из лучших схем предложена Способиным (Лекции по курсу Гармонии):

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

На основе этой схемы Холопов создал свою наиболее универсальную, которая в отличие от всех других схем является двухуровневой. Это  позволяет с легкостью переходить в любую из 24 тональностей и наиболее близко к практике композиции.

  1. В этой схеме родство рассматривает не от одной тональности, а сразу в контексте современного мажоро-минора.
  2. Минус любой схемы родства тональностей в том, что, во-первых, она требует разного подхода для отклонений и модуляций.
  3. Во-вторых, в каждом стиле своя уникальная система и нельзя слепо перенести в нее схему отклонений из другого стиля.
  4. Таким образом, как я писал в начале статьи, важно изучить и освоить разные отклонения и модуляции и на основе их создать свою уникальную композиционную систему родства тональностей.
  5. Удачи Вам в этом нелегком деле!

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Источник: http://study-music.ru/rodstvennye-tonalnosti/

Урок сольфеджио №12: Родственность тональностей. 1 степень родства

  • Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов).
  • Рассмотрим тональность До-мажор:

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Рисунок 1. Тональность до-мажор

На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации, поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор

На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:

  • До-мажор на I ступени.
  • Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV).
  • Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V).
  • Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
  • Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени.
  • Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени.
  • В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.
Читайте также:  Топ 9 самых знаменитых барабанщиц

Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.

Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:

  • на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
  • параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
  • параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
  • тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре).

Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей первой степени.

Источник: https://muzshok.by/blog-post/urok-solfedzhio-12-rodstvennost-tonalnostej-1-stepen-rodstva

Материалы по теме «степени родства тональностей»

Родство тональностей – большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством их общих элементов: звуков, аккордов, интервалов. Тональное движение в музыкальном произведении, удаление от тоники или приближение к ней подчиняется определенной системе связи и взаимодействия тональностей.

Теорию родства тональностей развивали многие теоретики XVIII-XX вв. В России система родства тональностей была впервые изложена и обоснована в «Учебнике гармонии» Римского-Корсакова. Впоследствии сложились и другие системы тонального родства, принадлежащие Б.Яворскому, Г.Катуару, И.Способину, А.Мутли, С.

Григорьеву и другим.

Критерий общности звукового состава, наличия общих аккордов – основной при определении степени родства тональностей как в системе Римского-Корсакова, так и в большинстве последующих.

Второй критерий, положенный в основу системы родства тональностей Б. Яворским, затем И.

Способиным, — это ладофункциональная связь тонических аккордов соотносимых тональностей, а следовательно, — ладофункциональная связь самих тональностей.

Группу тональностей первой степени родства по Римскому-Корсакову характеризует присутствие в составе данной тональности тонических трезвучий родственных тональностей. Таких тональностей шесть: для C-dur это d, e F,f,g,a. Для a-moll – G,F,e,E,d,C. Эти родственные тональности (кроме параллели и гармонических S и D) отличаются от основной на 1 ключевой знак.

В группу второй степени родства Римский-Корсаков относит 12 тональностей, тонические трезвучия которых не входят в исходную тональность, но которые имеют по крайней мере 1 общее трезвучие с исходной тональностью. Для C-dur это As,A,B,H,D,Es,E,g,b,h,c. Для a-moll это f,fis,g,gis,b,h,c,cis,A,B,H,D.

«Бригадный» учебник, развивая теорию Римского-Корсакова, делит эту большую группу на две, исходя из количества общих аккордов. Таким образом, во вторую группу попадает 4 тональности, которые имеют с исходной два общих аккорда. Для C-dur это D,B,h,g. Для a-moll – h,g,D,B. Эти 4 тональности объединяет также то, что они отличаются от исходной на 2 ключевых знака.

Остальные 8 тональностей из второй группы родства по Римскому-Корсакову относят к третьей степени родства.

Они имеют лишь 1 общий аккорд с исходной тональностью, и этот аккорд принадлежит гармоническому ладу (гармоническая S или D).

Разница в знаках между этими тональностями и основной колеблется от 3 до 5, поэтому этот признак не может стать основным в нахождении этих тональностей. Предлагаем запомнить эти тональности с помощью интервальной симметрии:

1 способ.

A – E – H (м.2)←C-dur→(м.2) Des – As – Es

Так определяем 6 мажорных тональностей для мажора и 6 минорных для минора. Оставшиеся 2 тональности: для C-dur – c-moll и b-moll, для a-moll – A-dur и H-dur.

2 способ.

(м.3↓) A С-dur Es (м.2↑)

c b

Четвертая степень родства тональностей (или третья по Римскому-Корсакову) включает в себя 5 тональностей, не имеющих ни одного общего аккорда с исходной. Для C-dur это – Fis, fis, cis, gis, dis. Для a-moll это – dis, Es (Dis), As, Des, Fis. Они отличаются от исходной на 3-6 ключевых знаков. Их можно запомнить следующим образом: две из тональностей этой группы имеют максимальную разницу в знаках с исходной – 6 и представляют собой тональность, отстоящую от примы тоники на тритон, и ее параллель (для C-dur это Fis и dis). Еще три тональности — это тональности, тоники которых однотерцовы по отношению к T, S и D исходной тональности. Однотерцовыми называются трезвучия, имеющие общий терцовый тона, например: до-ми-соль и до#-ми-соль# или ре-фа-ля и ре -фа-ля . Следовательно для C-dur это будут тональности cis, fis и gis.

Деление тональностей по степеням родства может иметь и иные исходные обоснования. Так, А.

Мясоедов в своем Учебнике гармонии разделяет тональности на три степени родства (как и Римский-Корсаков), выводя 2 степень из следующей посылки: «Ко второй степени родства относятся тональности, тонические трезвучия которых могут быть построены в звукорядах тональностей 1-й степени родства к исходной, но не встречаются в ней» (с.145).

Так, методом сложного отбора автор учебника получает те же 12 тональностей, что и Римский-Корсаков. К третьей степени родства автор относит те 5 тональностей, тоники которых можно построить в звукорядах тональностей второй степени родства и которые не встречаются в звукорядах основной тональности и тональностей 1 степени родства.

В «Руководстве к практическому изучению гармонии» Чайковский делит все тональности на две группы: родственные, которые совпадают с тональностями 1 степени родства системы Римского-Корсакова, и неродственные – все остальные.

К такому же выводу приходит и С.Григорьев, который считает, что в классификации тональностей «не может быть ряда тональных групп с постоянным числом тональностей… По отношению к любой данной тональности все остальные образуют две тональные зоны – родственных и неродственных тональностей. Обе зоны не разделяются твердо фиксируемой, неподвижной границей, а плавно смыкаются…» (4, с.318).

Однако в учебном процессе мы будем опираться на систему, предложенную «бригадным» учебником, учитывая явное методическое удобство деления тональностей на 4 группы по наличию и количеству общих аккордов, облегчающее построение модуляций с участием общего аккорда.

Литература по теме:

1. И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1985. – С.390-392.

2. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.143-146.

3. Т.Мюллер. Гармония. — М.: «Музыка», 1982. – С. 85-94, 150-154.

4. С.Григорьев. Теоретический курс гармонии. – М. : «Музыка», 1981. – С. 301-318.

Источник: https://cyberpedia.su/12xaf81.html

Родство тональностей

В тональной музыке в качестве основных (или главных) используются, как известно, тридцать различных тональностей и все они находятся в определенных связях или соотношениях друг с другом.

Наиболее близкими по отношению к данной являются тональности, имеющие с ней много общего либо в звуковом составе и, следовательно, аккордике, либо обнаруживающие непосредственное ладофункциональное соподчинение их тонических трезвучий, как главных трезвучий лада.

Существуют различные взгляды на родство тональностей, в соответствии с которыми строятся системы, включающие в себя несколько степеней родства. Рассмотрим классификацию родства тональностей по системе Римского-Корсакова.

Он подразделяет все тональности по трем степеням родства. Тональностей первого родства — шесть, второго — двенадцать, третьего — пять.

Для каждого мажора тональностями первой степени родства будут являть такие тональностей, в которых тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

  • · тональность параллельного минора (то есть VI ступени);
  • · тональности доминанты и субдоминанты и параллельные им минорные тональности (то есть, соответственно, III и II ступеней);
  • · тональность минорной субдоминанты (IVг) — от гармонического вида данного мажора:

Для каждого минора родственными будут тоже шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

  • · тональность параллельного мажора (то есть III натуральной ступени);
  • · тональности натуральной доминанты (dн) и субдоминанты и параллельные им мажорные тональности (то есть, соответственно, VIIн и VI ступеней);
  • · тональность мажорной доминанты (Dг) — от гармонического вида данного минора:

Итак, в диатоническом родстве с данным мажором находятся две мажорные и четыре минорные тональности, а с данным минором — две минорные и четыре мажорные тональности.

Разница в ключевых знаках при этом бывает различной и потому не может служить единственным достоверным признаком близости или отдаленности сравниваемых тональностей. Так, у параллельных тональностей ключевые обозначения всегда одни и те же, потому что звуковой состав, их натуральных видов идентичен.

Тональности доминанты и субдоминанты и их параллельные тональности всегда отличаются от данной мажорной или минорной тональности на один ключевой знак: доминантовые — в сторону увеличения диезов, субдоминантовые — в сторону увеличения бемолей.

А вот тональности гармонической (минорной) субдоминанты для мажора и гармонической (мажорной) доминанты для минора разнятся с основной тональностью сразу на четыре ключевых знака: первая — в сторону увеличения бемолей, вторая — в сторону увеличения диезов.

Кстати, это обстоятельство широко используется в модуляционной технике для ускорения переходов в далекие тональности.

Таким образом, мы рассмотрели основные понятия, связанные с классической тональностью. В качестве основных признаков тональной системы можно выделить, следущее:

  • · централизованность;
  • · функциональная дифференцированность;
  • · двуладовость;
  • · аккорд является главным объектом развития.

Во второй половине XIX века наблюдалось ее дальнейшее развитие. Рассмотрим некоторые этапы эволюции классической тональности.

Источник: https://studwood.ru/564687/kulturologiya/rodstvo_tonalnostey

Ссылка на основную публикацию