Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

В популярной музыке существует несколько шаблонов для написания песен. Эти шаблоны представляют собой последовательности аккордов, используемые музыкантами из года в год и работающими безотказно.

В таких шаблонах нет ничего плохого – успех песни зависит от многих факторов, поэтому использовать распространенные последовательности аккордов не зазорно. Давайте разберем самые популярные последовательности и посмотрим, в каких песнях они используются.

Ступеневая запись гармоний

Для изучения последовательностей аккордов мы воспользуемся системой ступеневой записи гармонии. Суть такой записи в том, что каждому аккорду в тональности присваивается римская цифра на основании ступеней лада или гаммы. При такой записи мажорные аккорды записываются заглавными римскими цифрами, а минорные – строчными.

Дополнительный плюс ступеневой записи в ее универсальности и простоте. Человек с базовыми знаниями музыкальной теории может воспроизвести последовательности аккордов записанные по такой системе в любой тональности без всяких проблем.

Последовательность I-V-vi-IV

Аккорды в До мажоре: C-G-Am-F;Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Одна из самых популярных последовательностей аккордов в популярной музыке. На Западе часто шутят, что эта последовательность – беспроигрышный билет в любой хит-парад. Особое внимание к этому шаблону привлекло известное видео “4 Chords” австралийского трио The Axis of Awesome, в котором показано более 40 песен на основе схемы I-V-vi-IV.

Популярность и привлекательность для слуха обычно объясняется контрастом между ступенями. Последовательность I-V-vi-IV построена вокруг обыгрывания тоники, доминанты и субдоминанты. В тональности До мажор эта последовательность состоит из аккордов C, G, Am и F, где:

  • C – тоника (I ступень);
  • G – доминанта (V ступень);
  • Am – субмедианта (минорная VI ступень);
  • F – субдоминанта (IV ступень).

Иногда пятая ступень (второй аккорд последовательности) может заменяться на третью, вторую, четвертую или повтор первой ступени, в зависимости от фантазии музыканта. В таких случаях последовательность принимает следующий вид:

  • I-III-VI-IV (C-E-A-F);
  • I-III-vi-IV (C-E-Am-F);
  • I-I-vi-IV (C-C-Am-F);
  • I-II-vi-IV (C-D-Am-F);
  • I-IV-vi-IV (C-F-Am-F).

https://blog.pedalzoo.ru/wp-content/uploads/2017/09/01-I-V-vi-IV.mp3

Известные примеры: The Beatles – Let It Be, Journey – Don’t Stop Believin’, Katy Perry – Save as Draft, Taylor Swift – All Too Well, Aerosmith – Cryin, Richard Marx – Right Here Waiting.

Последовательность vi-IV-I-V или Последовательность аккордов сильной женщины

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Аккорды в До-мажоре: Am-F-C-G

Разновидность предыдущей последовательности, иногда именуемая как «Последовательность аккордов сильной женщин». Первым внимание на эту последовательность обратил колумнист американской газеты Boston Globe Марк Хирш. Журналист отмечал, что изначально заметил эту последовательность в песне Джоан Осборн “One of Us”, после чего решил найти другие ее появления.

Во время поисков Хирш открыл забавный факт. Во время концертного тура Lilith Fair 1998 года, в котором участвовали преимущественно женские коллективы, в репертуаре всех исполнительниц была песня, построенная на последовательности vi-IV-I-V. Отсюда и название «Последовательность аккордов сильных женщин».

Последовательность всегда начинается с минорного аккорда, отчего ее звучание более драматичное, грустное и напряженное. Прогрессия имеет две популярные разновидности:

  • IV-I-V-vi (F-C-G-Am в До мажоре);
  • V-vi-IV-I (G-Am-F-C);

Известные примеры: Joan Osborne – One of Us, The Cranberries – Zombie, Linkin Park – Numb, OneRepublic – Apologize, Lady Gaga – Poker Face.

Последовательность I-vi-IV-V или Последовательность 1950-х

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Аккорды в До-мажоре: C-Am-F-G

На западе эту последовательность часто называют “Heart and Soul Chords” или “Последовательность Ду-воп”. Первой популярной песней написанной по этой схеме считается композиция Ричарда Роджерса “Blue Moon” 1933 года. Так бы она и осталась незамеченное, но в 1950-х прогрессию аккордов взяли на вооружение рок-н-ролльщики, написав огромное количество песен по этой схеме.

Благодаря своей простоте и приятному звучанию, последовательность I-vi-IV-V используют в западных музыкальных школах при изучении основ музыкальной композиции и обучении игре на музыкальных инструментах.

Известные примеры: The Police – Every Breathe You Take, Green Day – Jesus of Suburbia, Michael Jackson – You Are Not Alone, Pink Floyd – The Thin Ice.

12-тактовая блюзовая последовательность I-IV-I-I-IV-IV-I-I-V-IV-I-V

Аккорды в До мажоре: С-F-C-C-F-F-C-C-G-F-C-G

Стандартная блюзовая последовательность аккордов, хорошо знакомая каждому музыканту. Эта схема используется во множестве композиций известных блюзменов Роберта Джонсона и Би Би Кинга, встречается в творчестве The Beatles, Rolling Stones, Джона Майера и других исполнителей.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Известные примеры: The Beatles – Why Don’t We Do It in The Road?, Ray Charles – What’d I Say, ZZ Top – Tush, The White Stripes – Ball and Biscuit, James Brown – I Got You (I Feel Good).

Последовательность I-IV-V-I

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Аккорды в До-мажоре: C-F-G-C

Эта последовательность аккордов обрела популярность в 1960-1970-е гг, и стала своего рода фундаментом рок-музыки. Благодаря простоте, схема полюбилась поэтам-песенникам, рокерам и поп-музыкантам.

Последовательность I-IV-V-I – это блюзовая схема, сокращенная до четырех тактов. Построить песню по этой схеме проще простого: начинаем с тоники, идем через субдоминанту к доминанте и возвращаемся к тонике. Популярность схемы обусловлена тем, что совместное звучание трех сильных ступеней мощно звучит и легко запоминается.

У последовательности есть несколько разновидностей, используемых в разных стилях музыки:

  • I-IV-V-IV (C-F-G-F) часто используется в роке и фолке;
  • I-V-IV-V (C-G-F-G) встречается в блюзе, фолке и кантри-роке;
  • i-iv-v-V7 (Am-Dm-Em-E7) особо любим русскими рокерами и бардами.

Известные примеры: Richie Valens – La Bamba, The Beatles – Twist and Shout, Led Zeppelin – Rock and Roll.

Последовательность bVI-bVII-i

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Аккорды в Ля-миноре: F-G-Am

Минорная последовательность, которая хорошо подходит для медленных песен и баллад. Вместе с тем звучание аккордов в такой последовательности наполняется эпичностью и налетом мистики, что прекрасно подходит для рока.

https://blog.pedalzoo.ru/wp-content/uploads/2017/09/06-bVI-bVII-i.mp3

Известные примеры: Bob Dylan – All Along The Watchtower, Kansas – Carry on My Wayward Son, Blue Oyster Cult – Don’t Fear the Reaper, Aerosmith – Dream On.

Последовательность I-VI-II-V

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Аккорды в До-мажоре: C-A-D-G

Еще одна классическая прогрессия аккордов, ставшая базисом джаза начала XX века. Первым появлением последовательности в популярной музыке считается композиция Гершвина “I Got Rhythm”. Позднее последовательность перебралась в классический фолк и ритм-энд-блюз.

Одной из разновидностей этой последовательности считается бридж Монтгомери-Уорда (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни в популярной музыке), строящийся по схеме I7-IV7-ii7-V7, то есть с использованием септаккордов.

Известные примеры: Etta James – At Last, Bruce Springsteen – Hungry Heart, The Beatles – Tell Me Why.

__________________________________________

Эта статья – партнерский материал от сайта SameSound.ru – познавательное интернет-издание для музыкантов любого уровня. Автор Егор Ревенга, специально для Pedalzoo.

SameSound ВКонтакте

Сайт проекта

Источник: https://blog.pedalzoo.ru/music-theory/chord-progressions/

Power-аккорды — Теория музыки

Редактор: Полина ПолянскаяМузыка: Евгений Тарутаев

Какие аккорды должны знать поклонники рока?

Power-аккорды довольно сильно распространены в рок-музыке, а «тяжёлая» музыка без них просто немыслима. Довольно сложно найти музыканта, играющего на электрогитаре и ни разу не опробовавшего power-аккорды.

Итак, давайте рассмотрим, что же такое power-аккорды. Для начала послушайте звуковой пример, чтобы было ясно, о чём речь:

Пример звучания power-аккордов

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Рисунок 1. Ритм партия звукового примера.

Что такое терцевая структура аккордов

Скорее всего, вы знакомы с мажорными и минорными трезвучиями, септаккордами (нонаккордами и т.д.). При описании этих аккордов всегда обращается внимание на то, что их звуки могут быть расположены по терциям. По терциям… Это важный момент. Аккорды, звуки которых могут быть расположены по терциям, называют аккордами терцевой структуры.

Структура power-аккорда

Power-аккорд может состоять из двух или трёх нот. Вообще, аккордом называют сочетание трёх или более звуков, а две ноты не составляют аккорда. И несмотря на это, power-аккорд вполне может состоять из двух нот. Эти две ноты составляют интервал квинту. Если быть более точным — чистую квинту (3.5 тона). Взгляните на рисунок:

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Рисунок 2. Power-аккорд из двух нот.

  • Синей скобкой обозначен интервал чистая квинта.
  • Если аккорд состоит из трёх нот, то третья нота добавляется сверху так, чтобы между крайними звуками образовался интервал октава:
  • Power-аккорд из трёх нот:

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Рисунок 3. Power-аккорд из трёх нот.

Синей скобкой обозначен интервал чистая квинта, а красной — октава.

Обратите внимание — power-аккорд не является аккордом терцевой структуры, поскольку две его ноты не могут быть расположены по терциям:

  • в случае аккорда из двух нот, между звуками — чистая квинта;
  • в случае аккорда из трёх нот, между нижним и средним звуками — чистая квинта, между средним и верхним звуками — чистая кварта, между крайними звуками — октава.

Обозначение power-аккорда

Обозначается power-аккорд цифрой 5. Связано это с тем, что основной интервал, составляющий аккорд (квинта), также обозначается цифрой 5. Примеры обозначений: G5, F#5, E5 и т.д. Как и в обозначениях других аккордов, буква перед цифрой обозначает основу аккорда.

Довольно часто power-аккорды называют «квинтаккордами». Говорят, что исполнитель играет «на квинтах». Опять же, название вытекает из образованного интервала.

Наклонение power-аккорда

Вспомните мажорное и минорное трезвучия: между крайними звуками образован интервал чистая квинта, а средний звук делит чистую квинту на две терции (большую и малую). Именно средний звук трезвучия задаёт наклонение: оно либо мажорное, либо минорное.

У power-аккорда нет этого звука (можно сказать, что power-аккорд получен из трезвучия, у которого убрали средний звук), в результате чего наклонение аккорда не определено.

Оно либо угадывается (подразумевается) в контексте произведения, либо отсутствующая нота может присутствовать в партии другого инструмента. Оба варианта представлены на рисунке ниже:

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Рисунок 4. Наклонение power-аккорда.

Посмотрите на рисунок. Нижняя партия (а-ля ритм) содержит power-аккорды, верхняя — соло. В рамку синего цвета обведена первая доля, в красную рамку — вторая доля, в зелёную — третья и четвёртая доли.

Первая доля. На протяжении первой доли звучит power-аккорд А5, который состоит из двух нот: A и E. Верхняя партия (соло) содержит ноту C (обведена красным кружком). Она и определит наклонение, поскольку «дополняет» power-аккорд до минорного трезвучия (A-C-E). Если быть более точным, в данном случае нота С является аккордовым звуком (загляните в наш словарь).

Вторая доля. Здесь звучит аккорд Е5, который опять же не определяет наклонение. Однако в солирующей партии есть нота G# (обведена красным кружком), которая «дополняет» аккорд Е5 до мажорного трезвучия (E-G#-H). И в этом случае нота G# является аккордовым звуком.

Читайте также:  Музыкальный лад что это

Третья и четвёртая доли. Это концовка нашего музыкального фрагмента. Ритм партия содержит power-аккорд А5, состоящий из трёх нот, не определяющих наклонение. Солирующая партия берёт одну единственную ноту A, которая ни коим образом не определяет наклонения. Тут мы уже «додумываем» минор, поскольку наши уши только что слышали А5 с минорным наклонением на первой доле.

Если есть необходимость, в нашем словаре Вы можете посмотреть, что такое «Наклонение» подробнее.

Обращение power-аккорда

Поскольку power-аккорд состоит только из двух (различных) звуков, он имеет одно обращение. При переносе нижнего звука на октаву вверх, либо верхнего звука на октаву вниз, образуется интервал чистая кварта. Такой вид обращённого аккорда тоже используется в рок-музыке, но гораздо реже необращённого вида.На рисунке ниже показаны оба способа получения обращения power-аккорда:

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Рисунок 5. Обращение power-аккорда, вариант 1.

Вариант 1. Обращение, полученное путём переноса нижнего звука на одну октаву вверх. Синей рамкой обведён power-аккорд, а красной — его обращение.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Рисунок 6. Обращение power-аккорда, вариант 2.

Вариант 2. Обращение, полученное путём переноса верхнего звука на одну октаву вниз. Синей рамкой обведён power-аккорд, а красной — его обращение.

Обращение power-аккорда (квинтаккорда) довольно часто называют квартаккордом (по названию образовавшегося интервала).

Обращение power-аккорда подчиняется правилам обращения интервалов. Вы можете ознакомиться с ними подробнее в статье «Обращение интервалов».

Применение power-аккорда

Обычно квинтаккорды играют на электрогитаре с использованием приборов дополнительной обработки звука: distortion или overdrive. В результате аккорд звучит насыщенно, плотно, мощно, напористо. Аккорд хорошо «читается», т.к. чистая квинта (и чистая кварта, полученная в результате обращения квинтаккорда) являются консонирующими интервалами (совершенный консонанс).

В рамках нашего сайта мы затрагиваем теорию музыки, поэтому мы не будем подробно останавливаться на способах и нюансах игры квинтаккордами.

Заметим только, что обычно эти аккорды берут на «басовых» струнах (4-я струна, 5-я струна и 6-я струна), а остальные струны в игре не принимают участия.

При взятии power-аккорда часто струны чуть-чуть приглушают ладонью правой руки, что сильно изменяет характер звука.

Итоги

Вы познакомились с популярными в рок-музыке power-аккордами.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?id=293&Itemid=257&lang=ru&option=com_content&view=article

Теория музыки: аккордов Структуры

Когда вы пишете песни и создания музыки, важно знать, что песни состоят из аккордов, которые относятся друг к другу. Если у вас есть понимание того, что аккорды, звуки и эмоции, которые они создают, и как аккорды относиться к другим аккордов, вы будете иметь более легкое время, сочинение музыки.

Что же такое аккорд? Аккорд представляет собой группу (обычно три или более) нот, которые играются вместе. Наиболее распространенные типы аккордов являются Большого и Малого. Основные аккорды звучат весело и радостно, а минорные аккорды немного печальнее звучание. Примечания, содержащиеся в аккордах происходят из масштабах; наиболее распространенный тип масштаба является майор Масштаб.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Основная шкала состоит из семи нот; восьмая нота на октаву выше первой ноты. Простейший тип масштаба писать и играть это шкала мажор, потому что он не содержит знаков. (Острые предметы или Квартиры)

Последовательность интервалов в мажорной гамме является: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Полутон это наименьший отрезок в западной музыке, это интервал между соседними клавишами на клавиатуре фортепиано, или половину тона. Например, 'E' до 'F' является полутон на музыкальном клавиатуры. Тон два полутона, а также можно назвать целый тон. В записке «G» является тон выше 'F' на клавиатуре.

Важно понять мажорную гамму, как заметки из этой шкале используются для создания основные аккорды.

Основные аккорды

Мажорный аккорд содержит корень (или тоник) аккорда, главная треть и одну пятую.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

В тональности до мажор, в 'мажор' аккорд содержит замечания о 'C', 'E' и 'G'. 'E' является основным третий, что в четыре полутона выше «C».

'G' является семь полутонов выше 'C', что делает его пятый выше «С».

Независимо от того, в которых отмечается, вы решите начать аккорд на, если вы добавите большая терция и пятый выше, вы создадите мажорный аккорд.

Минорные аккорды

Минорный аккорд состоит из корня, малая терция и пятая. Малая терция (или сплющенные третий) добавляет к сведению, что делает звук аккорда мрачных.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Чтобы создать минорный аккорд из мажорного аккорда, просто опустите третий на полтона.

Написание музыки с аккордами

Композиторы собрать аккордов для создания музыки, которая звучит гармонично и естественно. В поп-музыке, вы найдете Есть общие прогрессии аккордов, которые часто используются, потому что эти прогрессии хорошо звучат вместе. Существует множество установленных музыкальных правил, которые будут полезны для написания песен; я перечислил некоторые из общих переходов аккордов в таблице ниже.

Общие аккордов

Если аккорд написано на каждой ноты шкалы мажор, результаты будут выглядеть следующим образом:

  1. Аккорд Аккорд мажор шкале Приводит к
  2. С Может появиться в любом месте и привести в любом месте
  3. Дм Аккорды V или VII
  4. Эм IV или VI аккорды
  5. F II, V, или VII аккорды
  6. G VI аккорды
  7. Am II, III, IV, V или аккорды
  8. B Я аккорд

Многие поп-песни состоят из просто I, IV и V аккордов. Большую часть времени, песни будут звучать хорошо, когда вы начинаете и закончить на I аккорда. В тональности до мажор, в I, IV, V прогрессии будет C, F и G. Многие из лучших песен в мире были написаны с этими тремя простыми аккордами, и это прекрасное место для начала, когда пишу песни.

Некоторые из самых популярных аккордов переходов в поп-музыке, являются: I-IV-VI, I-II-VI, и я-IV-VI. Эти аккордов переходы были использованы снова и снова, потому что они просто хорошо звучат.

Если вы заинтересованы в продвижении на ваши аккордов переходы дальше, вы можете обратиться к простой письменной песня карте ниже, которая написана в тональности до мажор. Это замечательное руководство для написания аккордов, которые будут звучать естественно. Если у вас есть аккорды на месте на песню, скорее всего он будет легко начать писать мелодии основаны от ваших фоновых аккордов.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

  • Удачи вам в изучении ваши аккорды, и использовать их, чтобы написать новые песни!
  • Узнать больше о теории музыки в этих онлайн-курсы видео .

Источник: https://ask.audio/articles/music-theory-chord-structures/ru

Структура аккордов: из чего складываются аккорды, Музыкальный класс

Итак, структура аккордов – тема, которую мы сегодня будем развивать. И, прежде всего, давайте обратимся к определению аккорда, уточним, что он собой представляет.

Аккорд – это созвучие, звуковой комплекс. В аккорде единовременно или друг за другом по очереди должны звучать не меньше трёх звуков, потому что созвучия, в которых только два звука, называются по-другому – это интервалы.

И ещё, классическое определение аккорда гласит, что звуки аккорда либо уже расположены по терциям, либо их будет можно расположить по терциям при перестановке.

Вот этот последний пункт, как раз, имеет непосредственное отношение к структуре аккорда.

Поскольку, современная гармония ушла далеко вперёд от норм, установленных музыкой композиторов-классиков, то вот это последнее замечания по поводу расположения по терциям звуков в аккорде не применимо к некоторым современным аккордам, так как их структура имеет в основе другой принцип построения аккорда. Появились такие созвучия, в которых может быть три звука или даже больше, но при всём желании, даже если очень постараться, их ну никак по терциям не расположишь, а только, например, по септимам или секундам.

Что из этого всего следует? Во-первых, из этого следует, что структура аккордов – это их строение, принцип, по которому расположены тоны (звуки) аккорда.

Во-вторых, из выше сказанного также следует, что структура аккордов бывает двух видов: терцовая (классический вариант) и нетерцовая (в основном, характерна для музыки XX века, но встречалась и раньше).

Правда, есть ещё так вид аккордов с так называемой усложнённой терцовой структурой – с заменёнными, пропущенными или добавочными тонами, но мы отдельно рассматривать этот подвид не будем.

При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями. На рисунке изображены как раз примеры таких аккордов с терцовой структурой – как говорит Алексей Кофанов, они чем-то напоминают снеговиков.

Теперь давайте рассмотрим эти аккорды как бы под увеличительным стеклом. Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда.

Главный звук аккорда является его основанием, остальные тоны будут называться так же, как называются и интервалы, которые эти тоны образуют с основанием – то есть терция, квинта, септима, нона и так далее. Названия всех интервалов, в том числе и широких составных, можно повторить с помощью материалов на этой страничке.

Для чего нужно определять название тонов в аккорде? Например, для того чтобы по структуре аккорда дать ему название.

Скажем, если между основанием и самым верхним звуком аккорда образуется интервал септимы – то аккорд называется септаккордом, если нона – то нонаккордом, если ундецима – то, соответственно, ундецимаккордом.

С помощью анализа структуры можно дать название и любым другим аккордам, например всем обращениям доминантсептаккорда.

Итак, в D7, в его основном виде, все звуки расположены по терциям и между основанием аккорда и его самым верхним тоном образуется интервал малой септимы, по причине чего мы и называем этот аккорд септаккордом. Однако, в обращениях D7 расположение тонов иное.

Первое обращение данного септаккорда – квинт-секст аккорд. Название ему даётся по тому, как септима (верхний тон D7) и основной тон соотносятся с басом аккорда, какие интервалы при этом образуются. Основной тон в нашем примере – нота соль, си – терция, ре – квита, а фа – септима.

Мы видим, что бас в данном случае – нота си, расстояние от ноты си до ноты фа, которая является септимой – квинта, а до ноты соль (основания аккорда) – секста. Вот и получается, что название аккорда складывается из названий двух интервалов – квинты и сексты: квинт-секст аккорд.

Читайте также:  Как строить характерные интервалы в любой тональности

Терц-кварт аккорд – откуда берётся его название? Бас аккорда в данном примере – нота ре, всё остальное называется по-прежнему. Расстояние от ре до фа (септимы) – терция, интервал от ре до соль (основание) – кварта. Теперь всё понятно.

Теперь разберёмся с секунд аккордом. Итак, басовой нотой в данном случае становится сама госпожа септима – нота фа. От фа до фа – прима, а интервал от ноты фа до основания соль – секунда.

Точное название аккорда должно было бы произносить как прим-секунд аккорд.

В этом названии первый корень почему-то опускается, по-видимому, для удобства, а может быть и потому что между септимой и септимой интервала не образуется – повторения ноты фа ведь нет.

Вы можете мне возразить. Как можно отнести эти всякие квинт-сексты с секунд-аккордами к терцовым аккордам? Действительно, в их структуре есть иные интервалы, чем терции – например, кварты или секунды.

Но тут нужно иметь в виду то, что эти аккорды не являются самородками по своей природе, это всего лишь обращения тех аккордов-снеговиков, звуки которых прекрасно себя чувствуют, будучи расположенными по терциям.

Да, такие тоже бывают. Например, квартовые, квинтовые созвучия или так называемые «секундовые гроздья», попробуйте-ка их звуки расположить по терциям. Я вам просто покажу примеры таких аккордов, а вы уж сами решайте – обычные они или не обычные. Смотрите:

Давайте, наконец, остановимся и подведём некоторые итоги. Мы начали с того, что дали определение аккорду. Аккорд – это созвучие, целый комплекс звуков, в нём не менее трёх звучащих одновременно или не одновременно нот, которые организованы по какому-либо структурному принципу.

Видов структур аккордов мы назвали два: терцовая структура (характерна для трезвучий, септаккордов с их обращениями) и нетерцовая структура (характерна для секундовых гроздьев, кластеров, квинтовых, квартовых и других аккордов). Проанализировав структуру аккорда, можно дать ему чёткое и точное название.

Аккордов ооочень много. Хотел узнать реально ли запомнить все? Да и нужно ли все это запоминать или достаточно знать основные-часто используемые?

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/struktura-akkordov-iz-chego-skladyvayutsya-akkordy-muzykalnyj-klass

Структура аккордов — МУЗБАНК

Аккорды в чистом виде состоят из 3-х нот, расположенных по терциям. Терция — это интервал между нотами, равный 1.5 тона (малая) и 2 тона (большая).

Терции отсчитываются вверх (в сторону повышения тона) от первой ноты аккорда, которая, собственно, и дает ему название. Т.е. наш любимый Am отсчитывается от ноты A (ля).

Учитывая вышеизложенное, получаем 4 варианта аккорда от одной и той же ноты:

  • Чтобы на практике успешно пользоваться аккомпанементом, необходимо знать буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов.
  • Обозначения звуков и названий аккордов:
  • A — ля
  • B (Bb) — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си
  • Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:
  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима
  •     То, что общеупотребимо:
  •     5- — уменьшенная квинта — 3 тона
  •     5+ — малая   секста   — 4   тона
  •     6  — большая секста   — 4.5 тона
  •     7  — малая   септима  — 5   тонов
  •     7+ — большая септима  — 5.5 тонов
  •     9- — малая нона       — 6.5 тонов
  •     9  — большая нона     — 7   тонов
  •     11 — чистая ундецима  — 8.5 тонов
  • Некоторые применяемые сокращения:
  • verm — нем. «vermindert», уменьшенный
  • dim — англ. «diminished», уменьшенный
  • aug — англ. «augmented», увеличенный
  • maj — англ. «major», больший
  • add — англ. «add», присоединять
  • sus — англ. «suspension», задержание
C мажорное трезвучие
Cm минорное трезвучие
C#5, C5+, C+, Caug увеличенное трезвучие
Cdim, Cverm уменьшенное трезвучие
C7 доминантсептаккорд
Cmaj7, C#7, C7+ большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ «приращения» (похожий на треугольничек или греческую букву «дельта») в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Cm7 малый минорный септаккорд
Cm#7, Cm7+, Cm(maj7) большой минорный септаккорд
Cm7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Co, Cdim7, Cverm7 уменьшенный септаккорд
C6 мажорное трезвучие с большой секстой
Cm6 минорное трезвучие с большой секстой
C7b5, C7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
C7#5, C7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
C6/9, C6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
C9 большой нонаккорд
C7b9, C7/9- малый нонаккорд
Cmaj9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
C11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Cm11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
C13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Cmaj13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Csus доминантсептаккорд с чистой квартой вместо терции

Следует иметь ввиду равноправие знаков альтерации ступеней (кроме, само собой, основного тона) в написании аккорда: + = # = aug (редко) , или — = b = dim. Знаки «+» и «-» могут писаться как перед ступенью, так и после нее (например: C7+ = C+7), однако правильное написание все же знака — перед ступенью.

 Легко заметить, что добавление 7+ или написание maj эквивалентны.По поводу maj — это означает, что в аккорде плюс к имеющимся трем появляется четвертая нота, отстоящая от первой ступени на большую септиму (т.е. на пять с половиной тонов) вверх. Sus — является задержанием.

Вообще это означает, что в мажорном аккорде вместо средней ноты появляется другая, выше прежней на полтона.

 А если встретится Вам обозначение 3+ или 3- , то это повышенная или пониженная на полтона средняя нота аккорда. Встречается такое построение составных аккордов типа Bm/A, D/A, E/G# — так обозначается аккорд с добавленным басом (Аккорд/Бас). 

Сперва зажимается сам аккорд, затем находится указанный бас на ладу и тоже зажимается.

Обозначения:

m — малая терция M — большая терция Т — прима (основной тон) *Остальные обозначения цифровые. Например, 5 — квинта, 7+ — увеличенная септима.

Хроматический ряд ступеней: T | -2 | 2 | m | M | 4 | -5 | 5 | +5 | 6 | 7 | +7 | T(8)

Структура распространенных аккордов (на примере до-мажора):

Название аккорда Структура Написание на примере Чистое трезвучие T | M | 5 C Увеличенное трезвучие T | M | +5 C+ Уменьшенное трезвучие T | m | -5 Cdim (чаще в миноре) Квинтаккорд T | — | 5 C5 Септаккорд T | M | 5 | 7 C7 Секстаккорд T | M | 5 | 6 C6 Увеличенный септаккорд T | M | 5 | +7 C+7 Полууменьшенный септаккорд T | m | -5 | 7 Cm7-5 (чаще в миноре) Уменьшенный септаккорд T | m | -5 | 6 Cdim7, C0, Cdim (минор) Нонаккорд … 5 | 7 | 9 C9 Ундецимаккорд … 5 | 7 | 9 | 11 C11 Терцдецимаккорд … 7 | 9 | 11 | 13 C13 Задержанные аккорды T | 2 или 4 | 5 Csus2 или Csus4

Аккорды с добавками (пример) T | M | 5 | 11 Cadd11, C4

  1. При игре «простыми» аккордами либо зажимаются не все струны, либо звуки дублируются (в унисон и в одну, две октавы). 
  2. При игре «трудными» аккордами приходится пропускать некоторые ступени, даже когда нет необходимости — для большей 
  3. выразительности ввиду острейшего диссонанса в полном аккорде (получаются так называемые прогрессивные аккордовые формы). 
  4. Есть незыблемые правила: никогда нельзя пропускать терцию и септиму, и, наоборот, всегда можно пропускать квинту и приму. 
  5. Всего 5 простейших аккордовых форм, все они берутся тремя пальцами и позволяют использовать баррэ. 
  6. В варианте с открытыми струнами это аккорды: E, A, D, G, C. 
  7. В использовании общих аппликатур на первых порах пригодится таблица нот на гитарном грифе. 
  8. Рассмотрим два ее варианта, различные обозначением нот (бемоли «b» и диезы «#», что равнозначно 
  9. минусу и плюсу — понижение и повышение ступени на полтона соответственно):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 e-||-F—|-F#-|-G—|-G#-|-A—|-A#-|-H—|-C—|-C#-|-D—|-D#-|-E—| H-||-C—|-C#-|-D—|-D#-|-E—|-F—|-F#-|-G—|-G#-|-A—|-A#-|-H—| G-||-G#-|-A—|-A#-|-H—|-C—|-C#-|-D—|-D#-|-E—|-F—|-F#-|-G—| D-||-D#-|-E—|-F—|-F#-|-G—|-G#-|-A—|-A#-|-H—|-C—|-C#-|-D—| A-||-A#-|-H—|-C—|-C#-|-D—|-D#-|-E—|-F—|-F#-|-G—|-G#-|-A—| E-||-F—|-F#-|-G—|-G#-|-A—|-A#-|-H—|-C—|-C#-|-D—|-D#-|-E—| e-||-F—|-Gb-|-G—|-Ab-|-A—|-B—|-H—|-C—|-Db-|-D—|-Eb-|-E—| H-||-C—|-Db-|-D—|-Eb-|-E—|-F—|-Gb-|-G—|-Ab-|-A—|-B—|-H—| G-||-Ab-|-A—|-B—|-H—|-C—|-Db-|-D—|-Eb-|-E—|-F—|-Gb-|-G—| D-||-Eb-|-E—|-F—|-Gb-|-G—|-Ab-|-A—|-B—|-H—|-C—|-Db-|-D—| A-||-B—|-H—|-C—|-Db-|-D—|-Eb-|-E—|-F—|-Gb-|-G—|-Ab-|-A—| E-||-F—|-Gb-|-G—|-Ab-|-A—|-B—|-H—|-C—|-Db-|-D—|-Eb-|-E—|

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Источник: https://muzbank.net/posts/struktura-akkordov.html

Уголок музыканта-исследователя

Предлагаю вниманию читателя небольшой конспект по основам музыкальной гармонии и импровизации. В Сети можно найти достаточно материалов на эту тему, в данном же конспекте лишь обозначены основные направления, в которых должен продвигаться музыкант-любитель в процессе своего развития.

«Что играть, когда не знаю, что играть?» — попробуем найти ответ на этот вопрос 😉

Аккорды состоят из нескольких нот, расположенных по терциям. В зависимости от количества и вида терций, различают несколько классов аккордов.

Основные классы аккордов

  • Мажорное трезвучие — две терции, снизу большая, сверху малая, например: до-ми-соль — до-мажорное трезвучие, ре-фа♯-ля — ре-мажорное трезвучие 1 1
  • Минорное трезвучие — две терции, снизу малая, сверху большая, например: ля-до-ми — ля-минорное трезвучие, си-ре-фа♯ — си-минорное трезвучие 1 1
  • Доминантсептаккорд — три терции — снизу большая, выше малая, и еще малая, например: соль-си-ре-фа — доминантсептаккорд от ноты соль 1
  • Во всех перечисленных классах аккордов расположенные большая и малая терции образуют чистую квинту, благодаря чему звучание аккордов становится достаточно слитным и наполненным.
  • Расположение терцового тона (в трезвучии он находится посередине) определяет класс, и звучание аккорда.
  • Существуют и другие классы аккордов, отличающиеся количеством ступеней, или их альтерацией.
  • Ноты, составляющие аккорд, могут быть перемещены в разные октавы, или удвоены в других октавах. Ниже приведены примеры разных вариантов одного и того же аккорда:
  • 1 1 1 1 1

В современной эстрадной музыке часто используются «гитарные» обозначения аккордов, поэтому их полезно знать не только гитаристам.

Аккорды обозначаются по их основному тону буквами латинского алфавита, начиная от ноты ЛЯ.

  • A — ЛЯ
  • B — СИ
  • C — ДО
  • D — РЕ
  • E — МИ
  • F — ФА
  • G — СОЛЬ
Читайте также:  Интересные факты об искусстве

Различные классы аккордов обозначаются следующим образом

  • Мажорное трезвучие — обозначается просто одной буквой, например: C — до-мажорное трезвучие
  • Минорное трезвучие — к латинской букве добавляется «m», например: Gm — соль-минорное трезвучие
  • Доминантсептаккорд — к латинской букве добавляется «7», например: G7

Для обозначения аккордов, построенных на альтерированных ступенях используются соответствующие знаки альтерации, например: E♭ — ми-бемоль-мажорное трезвучие, F♯m — фа-диез-минорное трезвучие.

Для обозначения альтерации отдельных ступеней аккорда используются знаки «+» и «-» перед цифрами, обозначающими альтерируемые ступени, например: C7-5 — доминантсептаккорд от ноты ДО с пониженной пятой ступенью, Bm-5 — уменьшенное трезвучие (минорное с пониженной квинтой).

Полезно запомнить, какие классы аккордов образуются на разных ступенях тональности.

Трезвучия на ступенях натурального мажора (на примере до-мажора)

  1. мажорное (C)
  2. минорное (Dm)
  3. минорное (Em)
  4. мажорное (F)
  5. мажорное (G)
  6. минорное (Am)
  7. уменьшенное (Bm-5)

Трезвучия на ступенях натурального минора (на примере ля-минора)

  1. минорное (Am)
  2. уменьшенное (Bm-5)
  3. мажорное (C)
  4. минорное (Dm)
  5. минорное (Em)
  6. мажорное (F)
  7. мажорное (G)

На главных ступенях лада (I, IV, V) образуются трезвучия, соответствующие наклонению лада, т.е. в мажоре — мажорные, в миноре — минорные. На остальных ступенях образуются трезвучия противоположного класса.

Часто в целях усложнения, или наоборот — упрощения, гармонической схемы используются замены аккордов.

Замены аккордов производятся по принципу подбора аккорда, максимально похожего на имеющийся. Степень «похожести» аккордов выражается в количестве общих звуков.

Часто используемые замены аккордов

  • Терцовая (медиантовая) — аккорд (трезвучие) заменяется аккордом этой же тональности, отстоящим на терцию вверх или вниз. Новый аккорд имеет с исходным два общих звука, но принадлежит к другому классу, что позволяет порой разбавить минор мажором, или, напротив, подкрасить мажор минором. Солист может рассматривать такие аккорды как единый аккорд, и, соответственно, обыгрывать их одним и тем же звукорядом.
  • Тритоновая — широко используется в джазе для замены доминантсептаккордов. Основана на энгармонизме доминантсептаккордов с пониженной квинтой, отстоящих на тритон. Такая замена позволяет заменить кварто-квинтовые последовательности аккордов на хроматические, и наоборот.

Вместо доминантсептаккорда можно взять (причем на сильную долю) минорный аккорд с секстой, отстоящий от него на кварту ниже (или квинту выше), поскольку он содержит те же звуки, что и доминантовый нонаккорд. Следующая диаграмма иллюстрирует взаимозаменяемость аккордов C9 и Gm6:

{«drawGroups»:true}!C9/Gm6:c@root#0a0;d@#0a0;e@#0a0;g@#0a0;bes@#0a0;g@root#00f;bes@#00f;d@#00f;e@#00f

На этом принципе основана замена доминантсептаккорда последовательностью, в которой перед ним берется аккорд второй ступени соответствующей тональности. Например, в тональности до-мажор, доминантсептаккорд G7 (аккорд пятой ступени) может быть заменен последовательностью Dm7 G7.

Поскольку музыкальный лад создает систему тяготения звуков, трезвучия, построенные на разных ступенях лада, также взаимодействуют друг с другом в плане тяготения.

Выделяют три основные гармонические функции:

  • Тоника (T) — образуется на первой ступени лада, является «центром тяготения» — в нее в конечном итоге разрешаются все гармонические последовательности.
  • Субдоминанта (S) — образуется на четвертой ступени лада, характеризуется направлением гармонического движения от тоники.
  • Доминанта (D) — образуется на пятой ступени лада, характеризуется сильным тяготением в тонику.

Таким образом, основное направление тяготения выглядит следующим образом: T -> S -> D — > T.

Трезвучия, располагающиеся на побочных ступенях лада часто имеют двойную функцию. Например, трезвучие третьей ступени сочетает в себе функцию слабой доминанты и тоники, трезвучие шестой ступени — слабой субдоминанты и тоники.

Трезвучия, располагающиеся на вводных по отношении к тонике ступеням — второй и седьмой не имеют с тоникой общих звуков, и поэтому выполняют функцию очень сильной (но не основной) доминанты (седьмая ступень) и очень сильной (но не основной) субдоминанты (вторая ступень).

Мелодические инструменты, не имеющие возможности извлекать одновременно несколько нот (духовые, отчасти смычковые струнные) для обыгрывания аккордов могут использовать следующие звукоряды:

  • арпеджио
  • пентатоника
  • диатоника
  • система вводных тонов
  • симметричные лады

Арпеджио представляет собой звукоряд, состоящий исключительно из звуков соответствующего аккорда. Это похоже на игру «перебором» на гитаре. При игре арпеджио мелодическая линия полностью сливается с гармонией.

Пентатоника представляет собой пятиступенный звукоряд, состоящий из арпеджио аккорда, и двух дополнительных ступеней.

При обыгрывании мажорных аккордов к арпеджио добавляются вторая и шестая ступени, при обыгрывании минорных — четвертая и седьмая. Например, на до-мажорное трезвучие можно играть пентатонику ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ-ЛЯ.

c'1 d' e' g' a'

На ля-минорное трезвучие — пентатонику ЛЯ-ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ. Как видно, это та же пентатоника, что и для до-мажора — здесь также действует принцип параллельных тональностей.

a'1 c'' d'' e'' g''

Для получения блюзовых интонаций можно играть на мажорную гармонию пентатонику одноименного минора. Для усиления эффекта можно добавить к ней пониженную пятую ступень.

Хотя пентатоника уже отличается от простого арпеджио, тем не менее, она достаточно легко ложится на гармонию, и ей можно легко обыгрывать даже несложные последовательности аккордов.

Вы никогда не промахнетесь мимо тональности, если будете на каждый мажорный аккорд играть мажорную пентатонику, а на каждый минорный — минорную.

Диатоника — семиступенный звукоряд. Его можно получить, добавив к пентатонике еще две ноты. По сравнению с пентатоникой диатоника звучит более ярко и полно. Типичные примеры диатоники — натуральные мажорная и минорная гаммы.

Из-за того, что диатоника включает в себя больше нот, она сильнее привязана к тональности, чем пентатоника. Если для обыгрывания аккорда пентатоникой достаточно было просто различать мажор и минор, в случае с диатоникой требуется также учитывать положение аккорда в тональности.

Основные виды диатоники, используемые для обыгрывания аккордов:

Класс аккорда Гамма
Мажорное трезвучие Натуральный мажор — хорош для мажорной тоники. Строится по схеме тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

  1. c'1 d' e' f' g' a' b' c''
  2. Лидийский лад — натуральный мажор с повышенной четвертой ступенью, хорош для субдоминанты в мажоре, или просто чтобы добавить «света».
  3. c'1 d' e' fis' g' a' b' c''
  4. Миксолидийский лад — натуральный мажор с пониженной седьмой ступенью, хорош для обыгрывания доминанты в мажоре или гармоническом миноре, или просто чтобы добавить «блюзовой» окраски.
  5. c'1 d' e' f' g' a' bes' c''
Минорное трезвучие Натуральный минор — хорош для минорной тоники. Строится по схеме тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

  • c'1 d' es' f' g' aes' bes' c''
  • Фригийский лад — натуральный минор с пониженной второй ступенью, хорош для доминанты в натуральном миноре, или просто чтобы добавить «востока».
  • c'1 des' es' f' g' aes' bes' c''
  • Дорийский лад — натуральный минор с повышенной шестой ступенью, хорош для обыгрывания субдоминанты в натуральном миноре, или просто чтобы убрать из минора излишнюю «лирику».
  • c'1 d' es' f' g' a' bes' c''
Доминантсептаккорд Используется описанный выше миксолидийский лад.

Система вводных тонов образуется добавлением к аккордовым тонам дополнительных вводных тонов, располагающихся на секунду выше и секунду ниже. Вводные тона тяготеют к ближайшим аккордовым тонам, «опевают» их.

Поскольку секунды могут быть большими и малыми, возможны разные варианты построения вводных тонов.

Самый простой вариант — когда вводные тона соответствуют диатоническим ступеням. В таком случае, система вводных тонов расширяет арпеджио до диатоники. В плане музыкального материала это не дает ничего нового, но порой позволяет исполнителю по-новому взглянуть на материал, сформулировать какие-то новые идеи.

Более изощренный способ — использование хроматических ступеней. В таком случае система вводных тонов выходит за рамки тональности, расширяет диатонику, позволяет добиваться более напряженного звучания. Естественно, использовать этот прием надо строго дозированно. Наиболее распространенный вариант — верхний вводный тон отстоит от аккордового тона на большую секунду, а нижний — на малую.

Симметричные лады состоят из ступеней, распределенных на одинаковые интервалы.

Оливье Мессиан называл такие структуры ладами ограниченной транспозиции, т.к. при транспонировании они очень быстро отображаются сами в себя. Это свойство симметричных ладов делает удобным их разучивание и использование в разных тональностях.

Симметричные лады выходят за пределы тональности, поэтому использование их в чистом виде создает довольно напряженное звучание, что, впрочем, бывает полезно в кульминациях, или при обыгрывании доминантовых гармоний. Чтобы смягчить звучание симметричных ладов можно использовать их отрезки в комбинации с диатоникой или пентатоникой.

Некоторые виды симметричных ладов:

Симметричный лад Возможные транспозиции Описание
Хроматическая гамма 1 Образуется двенадцатью ступенями, отстоящими друг от друга на полутон. Хроматическая гамма всего одна, транспонировать ее бесполезно. c'1 cis' d' dis' e' f' fis' g' gis' a' ais' b'
Целотонная гамма 2 Образуется шестью ступенями, отстоящими друг от друга на тон. В природе таких гамм всего две — одна строится от ноты ДО, вторая — от ДО-диез.

  1. c'1 d' e' fis' gis' ais'
  2. cis'1 dis' f' g' a' b'
  3. Целотонная гамма удобна при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.
Уменьшенная гамма 3 Простейший вариант уменьшенного лада — арпеджио уменьшенного септаккорда, т.е. четыре ступени, отстоящие на малую терцию друг от друга.

  • c'1 es' ges' a'
  • cis'1 e' g' ais'
  • d'1 f' aes' b'
  • Другой вариант — восьмиступенная «гамма Римского-Корсакова», строящаяся по схеме «тон-полутон».
  • Уменьшенную гамму можно транспонировать только два раза, на третий раз она повторяет исходную.
  • Уменьшенные гаммы удобны при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.

Благодаря равноправию ступеней в симметричных ладах, такие лады удобно использовать при модуляции для перехода из одной тональности в другую. Гамму исходной тональности сопоставляем с родственным ей симметричным ладом, после чего ступени этого лада переосмысляем в контексте новой тональности.

Источник: https://www.perji-otmetiny.ru/research/chords

Ссылка на основную публикацию