Тема музыки в литературных произведениях

Тема музыки в литературных произведениях

Литература в музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий Модуль предназначен для изучения темы «Основы музыкальной культуры», подтемы «Музыка как вид искусства»  ция как носитель смысла в музыке.

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой.

Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.).

Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.

Тема музыки в литературных произведениях

Музыка и литература.

Взаимосвязь музыки и литературы Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий Модуль предназначен для изучения темы «Основы музыкальной культуры», подтемы «Музыка как вид искусства»  ция как носитель смысла в музыке.

  На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.).

Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

Тема музыки в литературных произведениях

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.

Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.

Тема музыки в литературных произведениях

Что роднит музыку с литературой?

Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации — ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные — мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи. 

При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, — можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. 

Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху.  По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы? 

Тема музыки в литературных произведениях

  Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.  » width=»640″>

По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений.

В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет.

  Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов. 

Тема музыки в литературных произведениях

Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания. » width=»640″>

Что такое песня?

Песня — наиболее простая, одна из самых распространенных форм вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. 

Романс — это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

  Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности.

Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

Тема музыки в литературных произведениях

«По мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора, «музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок». А для  Стефана Малларме, теоретика символизма, музыка — это дополнительный объём, дарующий читателю более яркие, выпуклые изображения реалий жизни.»

Тема музыки в литературных произведениях

«… искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом».

Ромен Роллан

Тема музыки в литературных произведениях

«Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает её разум»

Ромен Роллан

Тема музыки в литературных произведениях

Да мало того, в одной печальной мелодии разный слушатель «увидит» различные образы — осенний дождливый лес, прощание на перроне влюбленных или трагизм похоронного шествия… » width=»640″>

Каждый из людей по-своему относится к музыке — для одних это профессия, для других хобби, для третьих лишь приятный фон, но все знают о роли этого искусства в жизни и судьбе человечества. Но у музыки, способной тонко и волнующе выразить состояние души человека, всё же ограниченные возможности.

При её бесспорном богатстве на эмоции, она лишена конкретики — чтобы до конца увидеть образ, посылаемый композитором, слушатель должен «включить» фантазию.

Да мало того, в одной печальной мелодии разный слушатель «увидит» различные образы — осенний дождливый лес, прощание на перроне влюбленных или трагизм похоронного шествия…

Источник: https://multiurok.ru/files/litieratura-v-muzykie.html

Музыка 5 класс. Часть I

Литература и музыка…. Как много проникновенных слов можно сказать об их взаимосвязи! Как часто чувства человека (радость и счастье, горе и переживание), его мысли превращались в замечательные литературные и музыкальные произведения. Прочитайте строки стихотворения Е. Ростопчиной «Слова и звуки» (1852), в которых раскрывается взаимосвязь языка слов и языка музыки:

Тема музыки в литературных произведенияхЕкатерина ПетровнаРостопчина (1794–1859)

Слова и звуки… звуки и слова В них жизни, полной жизни выраженье Все, что вмещает сердце, голова ……………………… Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся… блаженство, радость, муки, Любовь, вражду,– все облекаем в них.

Литература и музыка, слово и музыка – это два великих начала, это две стихии искусства.

На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, но порой приходят к согласию и взаимопониманию.

В момент их столкновения и примирения рождаются шедевры – песни, романсы, оперы. Поэтический текст придает музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров.

Что же общего у литературы и музыки, что их роднит и объединяет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Главным источником музыкальных и литературных сюжетов, образов является окружающая нас жизнь. Именно она является источником вдохновения для писателей, поэтов и композиторов, поэтому так многое роднит и объединяет литературу и музыку. Однако средства выражения и форма представления в музыке и литературе – разные.

Литературу и музыку объединяет общность жанров. Например, в поэзии есть песня, романс, запевка. Среди музыкальных произведений можно встретить сказку, поэму и балладу.

Литературные произведения (стихи, сказки, поэмы, баллады, драматические произведения) становятся основой музыкальных произведений, например, стихи – вокальных произведений; поэмы, сказки и драматические произведения – симфоний, опер и балетов. В музыкальных произведениях композиторы используют также народные мелодии и песни, церковные напевы, колокольные звоны.

Что еще объединяет литературу и музыку? Интонация!

Вспомним, что такое интонация. И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

Сказка

Прослушайте фрагмент симфонической картины «Три чуда» из оперы русского композитора Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая звучит в последнем четвертом действии оперы «Сказка о царе Салтане». Вспомните сказку А.С. Пушкина, ее главных героев. Слушая музыку, узнайте главных героев игривую Белку, которая «песенки поет, и орешки все грызет», мужественных богатырей, которые выходят из моря, чтобы охранять столицу; красавицу Царевну-Лебедь, невесту юного Гвидона.
Вот как музыкой создаются образы основных героев:

  • Тема Белки – это щелкающее и звонкое звучание таких музыкальных инструментов, как ксилофон, челеста, гобой, флейта;
  • Тяжелая поступь трех богатырей – звуки марш;
  • Царевна-Лебедь – перезвоны колокольчиков.

Обратите внимание на знакомый мотив народной песни «Во саду ли …..»

Тема музыки в литературных произведенияхНиколай АндреевичРимский-Корсаков, русскийкомпозитор, педагог,дирижер (1844–1908)

Историческая справка
Николая Андреевича Римского-Корсакова называли великим музыкальным сказочником, а еще он был чародеем музыкальной живописи, так как ему удавалось звуками музыки воспроизвести пробуждение весны, картины южного лета, пейзажи русской зимы и роскошные краски золотой осени. А еще Николай Андреевич обладал цветным слухом: он слышал цвет и каждый инструмент он не только слышал, но и представлял определенным цветом.
Опера-сказка «Сказка о царе Салтане» была создана Н.А. Римским-Корсаковым к 100-летному юбилею со дня рождения А.С. Пушкина, премьера оперы состоялась 3 ноября 1900 года в Москве в Товариществе русской частной оперы.

Поэма

Тема музыки в литературных произведенияхАлександр Николаевич Скрябин,русский композитор ипианист (1871–1915)

Прослушайте фрагмент из симфонической поэмы А.Н. Скрябина «Прометей» для фортепиано, оркестра, хора и партии света.
Историческая справка
А.Н. Скрябина по праву можно считать создателем цветомузыки, так как в симфоническую поэму «Прометей» он впервые включил партию света.

Баллада

Былины – это один из самых древних жанров русской народной эпической песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является героическое событие или значимый эпизод русской истории. Народное название былин – старина, старинушка, т.е. предполагается, что речь идет о событиях, которые произошли в прошлом.
Прослушайте Былину о Волхве Всеславиче из картины 1 оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко», которая была написана композитором по русским былинам о гусляре Садко.

Для дополнительного изучения

Прослушайте лекцию «Защитники Отчества в русском народном эпосе. Былина, историческая песня сказания».

Проверьте свои знания, выполнив практические задания «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания и др.»

Последнее изменение: Thursday, 17 July 2014, 17:13

Источник: http://do2.rcokoit.ru/mod/page/view.php?id=369451

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Ручкина  А.И. 1Абрамова  Д.С. 21МОУ «СОШ №18 имени Подольских курсантов», 8 класс2МОУ «Средней общеобразовательной школы №18 имени Подольских курсантов»
Варанкина Е.Ф. 11МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени Подольских курсантов»

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Цель:Выявить ассоциативные связи между музыкальными, художественными и литературными образами и узнать роль музыки для выражения основных идей и целей произведения.

Актуальность проблемы:Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой. Интерес к исследованию классической литературы на точке соприкосновения с музыкой позволяет более точно понять замысел писателя, раскрыть характер героя и многие другие важные вещи, без которых трудно понять суть произведения.

Обоснование выбора темы:С самого рождения мы, авторы данной научно-исследовательской работы, тесно связаны с таким видом искусства, как музыка.

Посещая музыкальную школу, мы не раз замечали, что так или иначе в литературных произведениях присутствуют упоминания об этом виде искусства, а также некоторые сочинения композиторов, известные по всему миру, были написаны именно по творениям писателей и поэтов.

Важно понять, зачем авторы обращаются к этой теме или к упоминаниям и описанию данного вида искусства.

  • Задачи:
  • Найти литературные произведения, в которых музыка занимает значимую роль;
  • Найти взаимосвязь музыки и литературы как в отдельно взятых произведениях, так и в целом;
  • Определить значение образа музыки в литературных произведениях;
  • Рассмотреть множество возможных видов связи между литературой и музыкой;
  • Узнать причину, по которой писатели включают в произведения тему музыки, музыкантов.
  • Методы:
  • Анализ дополнительных источников информации: книги, фильмы, статьи, интернет ресурсы, документы;
  • Индуктивно-дедуктивный метод рассмотрения литературных произведений и художественных образов с целью нахождения примеров связи музыки и художественных рассказов;
  • Обобщение и систематизация полученной информации и изложение её в исследовательской работе.
  • План выполнения работы:
  • Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение методов исследования;
  • Поиск информации, выбор и работа с литературными произведениями разных писателей («Скрипка Ротшильда» Антон Павлович Чехов, «Слепой музыкант» Владимир Галактионович Короленко, «После бала» Лев Николаевич Толстой);
  • Обобщения собранной информации, создание презентации для представления проекта;
  • Защита проекта (раскрытие аргументации позиции, доказательство точки зрения, чёткое, ясное и доступное изложение).

Степень изученности: Значением музыки в литературе увлекаются отнюдь не многие, но всё же есть люди, работы которых в том или ином виде представлены обществу. Таким образом хотелось бы отметить работу «Образ музыки в литературных произведениях» (автор не указан), где выделяется образ музыки как «стерео» изображение к одномерному изображению мира и человека в тексте.

Взаимосвязь музыки и литературы (общее)

«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт

Прежде чем говорить о взаимосвязи двух видов искусства, нужно узнать их определения.

Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующий на психику человека.

Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. (поэзия, проза, драма).

Взаимосвязь музыки и литературы зачастую неразделима. Без музыки не появились бы такие виды искусства, как: опера, балет, оперетта, мюзикл, романс — в основе которых лежат литературные произведения. (Молитва «Ave Maria» была положена Ф. Шубертом на музыку) (см. приложение 1, п. 9). Как ещё несколько примеров, можно привести: (см. приложение 3).

Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.

Интонация (в литературе) – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, логическое ударение, тон, паузы.

Интонация (в музыке) – мелодичный оборот, передающий смысл при помощи средств музыкальной выразительности (темп, ритм, тон, паузы, акценты и т.д.).

И в литературе, и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Интонации могут быть различные: печальные, ласковые, грустные, весёлые, торжественные, обеспокоенные и т.д.

При внимательном прослушивании музыкального произведения, можно явственно услышать завершённые предложения, незаконченные фразы и всё то, что проявляется в речи. Музыковеды зачастую пользуются литературной терминологией. Есть группа определённых терминов, которые используются и там, и там. Интонация, образ, тема, мотив, пауза, метр, ритмика, тембр и другие.

Также многие писатели и поэты обращаются к теме музыки в своих произведениях. Авторы используют этот приём для того, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.

Музыка часто встречается также и в различных сказках. Например, при помощи дудочки крысолова из города ушли все крысы. Или Садко так прекрасно исполнил песню на гуслях, что к нему вышел из Ильмень-озера Царь морской и предложил награду. Волшебные музыкальные инструменты помогают людям. Вряд ли народ и авторы просто так наделяют магическими свойствами именно эти предметы.

Музыка и литература отделились друг от друга, однако общие черты присутствуют в любом случае:

— Понятия добра и зла, ненависти и любви. Моральные принципы сближают эти виды искусства. Они поднимаются и там, и там.

— Стоит упомянуть такие вещи, как эмоциональная окраска и направленность. И музыка, и литература влияют на человека в глубоко-духовном плане. Автор может использовать хоть слова, хоть звуки, хоть ноты – всё равно, это нас трогает, заставляет задуматься.

Источник: https://school-science.ru/5/20/35433

Образ музыки в литературных произведениях

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Образ музыки в прозе
  • · А.Гофман «Кавалер Глюк»

· А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»

· Л.Н.Толстой «После бала», «Крейцерова соната»

2. Образ музыки в лирике

· «Сияла ночь. Луной был полон сад…» А.А.Фет

· «Импровизация» Б.Л.Пастернак

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложение
  • Введение
  • Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
  • Ромен Роллан

Что такое музыка? Это искусство, искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых инструментами или человеческим голосом. Они имеют определенную высоту, ритм, лад, гармонию, тембр. Эти звукосочетания передают состояние души человека.

Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.

«Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает ее разум», — утверждал Ромен Роллан.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. Так, например, К.Бальмонт писал об этом так: «Вся жизнь мира окружена музыкой.

Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все – таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом.

И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул, Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». И это правда. Нет на свете ничего живее музыки.

Однако музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но ее возможности ограничены, как не беспредельны горизонты любого вида искусства, взятого по отдельности.

При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы «увидеть» что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии.

И поэтому музыка, чтобы обрести большую наглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами.

«…Одна возможность остается у нас всегда – возможность уловить связи между явлениями; сетка этих связей может оказаться редкой или густой – в зависимости от нашего внутреннего состояния, от нашего желания по собственному произволу распластать, упростить мир.

То же и в творчестве: здесь не достает самого представления об объекте, оно ускользает от нас.

Однако и здесь можно удовольствоваться тем же – сопоставлять разные грани, отыскивать новые, насколько хватит нашего усердия, вызывать к жизни порой прекрасные в своей многосмысленности образы, украшающие вершины, где эти грани сходятся.»

Так рассуждает о роли музыки в литературе теоретик символизма Стефан Малларме («Музыка в литературе»). Он видит в музыке новую, совершенно неожиданную грань, благодаря которой литературное произведение начинает звучать по-новому, давая более яркое, выпуклое изображение жизни.

Язык слов и язык музыки…. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами.

И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом – соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении.

Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность.

Целью нашей работы и стало исследование роли образа музыки в литературном произведении.

Зачем и когда авторы вводят в свои произведения упоминание о музыкальных произведениях, зачем в рассказах, повестях и романах «звучит» музыка, почему лирические произведения некоторых поэтов напоминают нам музыкальные произведения? Ответы на эти вопросы мы и попробуем найти. Хочется надеяться, что это расширит наш кругозор и нам удастся по-новому взглянуть на мир, полный красоты, гармонии и поэзии.

1. Образ музыки в прозе

Гофман «Кавалер Глюк»

Разве можно даже перечислить те пути, какими приходишь к сочинению музыки?

Это широкая проезжая дорога, и все, кому не лень,

суетятся на ней и торжественно вопят: «Мы посвященные! Мы у цели!»

А между тем в царство грез проникают через врата из слоновой кости;

мало кому дано узреть эти врата, еще меньше – вступить в них!

Гофман был очень талантливым человеком, обладавшим разносторонними дарованиями. Он был автором первой романтической оперы «Ундина» и множества музыкальных произведений; руководителем оркестров; художником, расписывавшим церкви и рисовавшим едкие карикатуры.

Но зарабатывал он себе на жизнь, служа в судебном ведомстве чиновником.

Гофман, в гражданском своем существовании был, в зависимости от поворота судьбы, попеременно судейским чиновником и капельмейстером, истинное свое призвание видел в музыке, славу приобрел себе писательством.

Музыка пронизывает всю его прозу, не только как тема, но как стиль. На самом деле душа Гофмана, душа его искусства шире и музыки и литературы: она – театр.

В театре этом есть, как положено, и музыка, и драма, и комедия, и трагедия.

Он до самозабвения, до безумия любил свою Музыку, любил Поэзию, любил Фантазию, любил Игру — и он то и дело изменял им с Жизнью, с ее многоликостью, с ее и горькой и радостной прозой.

Художественный язык гофмановского времени – романтизм. В богатейшей его грамматике главное правило и исходный закон – несклоняемость духа, независимость его от хода вещей.

Из этого закона выводится и требование абсолютной свободы земного носителя этого духа – человека творческого, вдохновенного, для обозначения которого в романтическом языке охотно используется латинское заимствование – «гений». А в гофмановском языке – еще и греческое «энтузиаст» — «боговдохновенный».

Воплощение такой «боговдохновенности» у Гофмана – прежде всего музыканты. Это, как правило, персонажи, отмеченные несомненной симпатией автора; они составляют круг преимущественно «положительных героев».

Гофман писал, что все человечество делится на «музыкантов» и «просто хороших людей». Он преклонялся перед искусством и высмеивал обывателей. «Просто хорошие люди», если к ним приглядеться, могут оказаться страшными. Ярко это проявляется во всех произведениях Гофмана. Мы рассмотрим его первое произведение – новеллу «Кавалер Глюк».

В этой новелле показано потребительское отношение обывателей к искусству. Музыка одного из прекраснейших немецких композиторов становится средством развлечения людей, не способных понять ни ее глубины, ни заключенной в ней боли.

Их мир это мир, где «дымится морковный кофе, щеголи закуривают сигары, где беседуют о войне и мире, о том, какие в последний раз были на мадам Бетман башмачки…» и где пытаются извлекать музыку «из расстроенной арфы, двух ненастроенных скрипок, чахоточной флейты и астматического фагота», терзая… слушателей.

Умерший композитор является вновь на землю, чтобы защитить свое детище, приоткрыть людям красоту подлинного творчества. Обыватели равнодушны ко всему, что не связано с их эгоистическими интересами, а истинное искусство не должно унижаться до мелочей борьбы с пошлостью, поэтому всю тяжесть трагического разлада между мечтой и реальностью принимает на себя музыкант.

Он видит свою трагедию в том, что «открыл священное непосвященным» и за это «был обречен скитаться среди непосвященных, как дух, отторгнутый от тела…» Но «музыкант» в произведениях Гофмана не столько композитор, художник, поэт, сколько просто одаренный талантом человек, способный проникнуть в мир фантазии и воображения, как, например, герой сказки Гофмана «Золотой горшок».

Музыка (творчество вообще) становится » пропуском» в мир грез, а принадлежность к этому миру — высшая оценка героя в представлении Гофмана.

Эта » маленькая трагедия» Пушкина представляет собой размышление автора о сущности творчества, о гениальности, о назначении искусства.

Пушкин меняет первоначальный вариант названия «Зависть» на «Моцарт и Сальери», т.к. его интересует не нравственность завистника, а философия художника – творца.

Музыка здесь – предмет спора героев, каждый из которых имеет свое представление об искусстве и его роли (смотри Приложение 1).

«У Сальери своя логика; на его стороне своего рода справедливость, парадоксальная в отношении к истине, но для него самого оправдываемая жгучими страданиями его страсти к искусству, не вознагражденной славою. Его страсть – род помешательства при здравом состоянии рассудка.

Сальери так умен, так любит музыку и так понимает ее, что сейчас понял, что Моцарт – гений и что он, Сальери, ничто перед ним.

Приобретенная им слава была счастием его жизни; он ничего больше не требовал у судьбы, — и вдруг видит он «безумца, гуляку праздного», на челе которого горит помазание свыше.

Моцарт по своему простодушию не подозревает собственного величия или не видит в нем ничего особенного.

Для Моцарта слово «гений» нипочем; скажи ему, что он – гений, он преважно согласится с этим, начинайте доказывать, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно.

В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия».

Соглашаясь с мнением В.Г.Белинского, мы хотели бы добавить: «В лице Моцарта автор представил тип непосредственной гениальности равной самому Пушкину». Ведь и понимание искусства и роли человека искусства, представленное Моцартом, созвучно пушкинскому. Попробуем это доказать, опираясь на трактовку пушкинского представления о поэзии и поэте, данную в статье А.Блока «О назначении поэта».

Источник: https://mirznanii.com/a/135415/obraz-muzyki-v-literaturnykh-proizvedeniyakh

Песни в русской литературе

Итак, новый вопрос в одном из вариантов ЕГЭ по литературе: «В каких произведениях русской классики звучат песни?» Давайте вспомним (и споем).

1. «Косцы» И.А. Бунина

Г.Г. Мясоедов «Страдная пора (Косцы)»

Это произведение Иван Алексеевич написал в эмиграции в 1921 году. Как такового сюжета в рассказе Бунина нет: он весь наполнен звуками песен косцов из Рязанской губернии и размышлениями о родной земле и русском человеке.

Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того.

И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни.Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди.

Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому.

Писатель скучает по родине, по землякам.

Находясь на чужбине, Бунин идеализирует прежнюю Россию, «потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки»: уже нет и не будет ни крестьян, ни дворян – останется лишь звучная, свободная народная песня, которую будут петь уже новые люди.

2. «Гроза» А.Н. Островского

И.И. Шишкин «Среди долины ровныя»

Драма начинается с песни «Среди долины ровныя», которую поет часовщик-самоучка Кулигин. Это стихотворение Алексея Мерзлякова, ставшее популярной народной песней. Она является своеобразным эпиграфом ко всему произведению, достаточно вспомнить следующие строки (конкретно их Кулигин уже не поет: он замолкает раньше):

Где ж сердцем отдохнуть могу,Когда гроза взойдет?Друг нежный спит в сырой земле,На помощь не придет!Ни роду нет, ни племениВ чужой мне стороне;Не ластится любезнаяПодруженька ко мне!

Так уже в самом начале пьесы возникает образ грозы, а также мотив одиночества, неприкаянности, жизни без любви. Всё это относится к главной героине драмы – Катерине. С помощью строк из «Среди долины ровныя» Островский выносит будущую трагедию одного человека на общероссийский простор.

3. «Война и мир» Л.Н. Толстого

Елизавета Бём «Наташа»

Вспоминаем знаменитый эпизод пения Наташи Ростовой тогда, когда ее брат Николай вернулся домой после огромного проигрыша и даже подумывал о самоубийстве («Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь»). Наташа счастлива и не хочет омрачать себя чужими печалями, расспрашивать брата, почему он грустен. Но это ей и не потребовалось: после того, как она начала петь «ту баркароллу (прим. народную песню венецианских гондольеров), которую особенно любил Денисов», Николай Ростов испытал на себе очищающую силу искусства:

«Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее…»О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор!

Ростов понимает, что он счастлив: счастлив, потому что сестра попадает в ноты, счастлив, потому что неожиданно для самого себя начал ей подпевать… Песня исцеляет героя и помогает понять, что в жизни истинное, а что – ложное.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a983d4f799d9dbfb510dc6e/5ae63cb1fd96b16361b8f584

Эстезис — Музыкальность литературы: краткий обзор

СТАТЬЯМузыкальность литературы: краткий обзор

Музыка – неотъемлемая часть художественного мира многих литературных произведений. С ее помощью легко можно «вписать» события и героев в необходимый культурный контекст, создать эмоциональный колорит…

А еще она может проникнуть вглубь текста, особым образом повлияв на его структуру и язык.

В этой статье мы попробуем разобраться в том, что такое музыкальность литературы, чем она отличается от «музыки в литературе», и что нужно авторам и читателям для верного понимания «музыкальных» текстов.

Для того, чтобы привести примеры взаимодействия литературы и музыки, совсем необязательно быть специалистом. Можно вспомнить массу литературных произведений с героями-музыкантами и описаниями музыки (реальной или вымышленной). Ещё проще будет обратиться к вокальным жанрам (от оперы до песни) за сочетанием «слова плюс музыка».

Если что, называется копнуть глубже, получится вспомнить литературные тексты, в которых музыка играет важную сюжетную роль.

На этом, однако , возможности взаимодействия двух видов искусств не заканчиваются – а чтобы должным образом их описать, нужно обратиться к литературоведческому термину «музыкальность», смысл которого кажется простым и очевидным только на первый взгляд.

Джованни Мишель Гранери. «Театр Реджо в Турине» (1752)

Под музыкальностью литературных произведений понимается их сходство с теми или иными принципами, формальными особенностями или выразительными приемами, присущими музыке.

Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении.

Общепризнанным пока является только то, что музыкальность – разновидность интермедиальности (процесса взаимодействия различных медиа, а в более узком смысле – разных видов искусства).

Понятие интермедиальности напрямую связано с интертекстуальностью и отношением ко всем произведениям искусства вне зависимости от их типа как к текстам. С этой точки зрения можно сравнивать, к примеру, литературу и живопись (экфрасис), живопись и кинематограф – даже литературу и архитектуру.

Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении.

Почему музыкальности так тяжело дать определение? Дело в том, что в любых интермедиальных исследованиях (то есть исследованиях на стыке двух видов искусств) автор сталкивается с рядом проблем, которые в рамках одной научной парадигмы обычно не возникают.

Во-первых, в литературоведении и музыковедении есть ряд ключевых терминов с разным значением: форма, композиция, мотив.

 Во-вторых, исследователю может быть не всегда понятно, что искать в тексте помимо прямых упоминаний музыки – и тогда он начинает усиленно штудировать биографию писателя на предмет музыкального образования, абсолютного слуха или родственников-музыкантов.

 Возможна и обратная ситуация – воспользовавшись, на первый взгляд, прозрачным указанием на конкретное музыкальное произведение (например, «Крейцерова соната» Л. Толстого), жанр («Струнный квартет» В. Вулф) или отдельный термин («Контрапункт» О. Хаксли), литературовед начинает проводить параллели…

и в каждом случае может найти разный набор признаков музыкальности (а может и не найти их вовсе). Так и получается, что музыкальность проще описывать или на примере конкретных литературных произведений, или как список возможных приемов, приближающих литературный текст к музыке.

Как музыка попадает в литературный текст

Что делает текст «музыкальным»? Должен ли писатель иметь какие-то особые познания в сфере музыковедения? Наконец, что насчёт читателя — нужно ли ему музыковедческое образование, чтобы разобраться в авторском замысле? 

Йозеф Гайдн играет в струнном квартете (1790)

Чтобы ответить на эти вопросы, удобно будет сперва обратиться к классификации разных видов взаимодействия литературы и музыки (на самом деле, их гораздо больше, чем мы с вами насчитали). 

  • Классификация эта принадлежит американскому литературоведу Стивену Шеру (с дополнениями современного австрийского ученого Вернера Вольфа). Типов сосуществования литература и музыки всего 3:
  • — литература в музыке (так называемая программная музыка),
  • — музыка + литература (любая вокальная музыка)

— музыка в литературе. Последний тип оказывается наиболее сложным и разветвленным – к нему Шер относит «словесную музыку» (word music), «вербальную музыку» (verbal music) и «структурный параллелизм».

Второй способ описания присутствия музыки в литературе – это разделение на «открытый» и закрытый тип. Открытый тип взаимодействия — это всё та же вокальная музыка. Аудитории (в данном случае – слушателю) вполне очевидно присутствие обоих компонентов, словесного и музыкального, и никаких специальных знаний для их восприятия не нужно. 

Бартоломео Беттера. «Натюрморт с музыкальными инструментами» (XVII век)

Закрытый тип взаимодействия, как нетрудно догадаться – это случай, в котором используются средства только одного вида искусства, в то время как второй в нём тем или иным образом скрыт.

Если в музыке скрыто присутствует литература, то речь будет идти о программной музыке – в таком случае у произведения без слов будет «говорящее» название, которое может, например, отсылать к литературному произведению*.

В свою очередь, основных форм скрытого музыкального присутствия в тексте две: тематизация и имитация. Тематизация подразумевает описание музыкальных произведений, всевозможные отсылки к реально существующим или выдуманными опусам. В случае с тематизацией о музыке в тексте рассказывается.

В свою очередь, имитация значит, что автор литературного произведения пытается подражать каким-либо музыкальным особенностям, показывая их средствами литературы. 

Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.

Как видим, легко предположить, что у произведения с чертами музыкальной имитации необязательно будет тематическая связь с музыкой. Верно и обратное. Допустим, яркий пример тематизации музыки в литературе – «Крейцерова соната» Л. Толстого.

Исследователи, однако, не раз пытались найти в ней черты имитации, сравнивая композицию текста со структурой сонатной формы (с переменным успехом).

В этом смысле сонатная форма особенно любима литературоведами, поскольку хорошо накладывается на многие произведения – нужно лишь два контрастирующих начала (непохожие герои или образные сферы) и следование структуре «экспозиция-разработка-реприза».

Нетрудно поддаться соблазну искать «репризу» (или часть текста, в том или ином смысле повторяющую экспозицию), забыв о том, что это построение, в сущности, не является чисто музыкальным. Как отмечает А. Е.

Махов, структура сонатной формы повторяет структуру ораторской речи – тезис-антитезис-синтез, то есть чисто теоретически любой литературный текст с подобной структурой можно называть «сонатным»… В случае со структурой целого текста вряд ли возможно «случайное совпадение» с музыкальной формой, которое автор совершенно не планировал.

К. Н. Гийсбрехтс. «Перегородка с письмами и нотной тетрадью» (1668)

Стоит ли тогда вообще проводить структурные параллели между литературными и музыкальными произведениями? На наш взгляд, стоит. 

Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.

Во-первых, многие писатели сознательно задумывали свои тексты как «музыкальные», и исследовать способы, которые они использовали для «музыкализации» текста, крайне интересно.

 Во-вторых, если автор не оставил никаких указаний на музыкальную природу своего произведения, но музыкальные черты в нем все равно угадываются, необходимо поразмышлять о причинах такого сходства.

Самое главное – не сдаться перед лицом проблем.

Музыковеды от литературы: профессионалы и любители

Так что насчёт музыкального образования литераторов, которые экспериментируют на стыке двух искусств? Разумеется, его уровень у писателей самый разный.

Например, Андрей Белый, перу которого принадлежат одни из самых необычных «синтетических» работ – четыре «Симфонии», на момент их написания слабо себе представлял, что такое реальная симфония (и что более примечательно, слабо этим интересовался). У автора рассказа «Струнный квартет» Вирджинии Вулф было прекрасное образование, но не музыкальное.

Хулио Кортасар при всей своей любви к экспериментам на границе литературы и музыки был меломаном-любителем, хотя и большим энтузиастом. Пожалуй, одним из немногих профессиональных музыкантов со значительной литературной карьерой был Энтони Берджесс.

Для филологов и «обычных» читателей музыкальных текстов информация, изложенная выше, значит всего лишь то, что авторским отсылкам к музыке не всегда следует доверять. Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).

И все же, если музыка присутствует в тексте скрыто, как читателю об этом догадаться? Стоит ли ему вооружиться музыкальной энциклопедией, если у любимого автора был абсолютный слух и полный дом музыкально одаренной родни? 

Выше мы уже установили, что эффект музыкальности достаточно субъективен – как для автора (у которого, скорее всего, будет чисто концептуальное понимание музыки и ее особенностей), так и для читателя (который может «увидеть музыку» там, где она, возможно, даже не планировалась).

 Поэтому непрофессионалу по-прежнему можно бесстрашно читать любую литературу и проводить любые параллели, не боясь своей неосведомленности – о симфониях или контрапункте он может знать не больше (и не меньше!) самого автора.

А активному непрофессионалу, конечно, никто не запрещает поискать дополнительную информацию, которая вполне может углубить «музыкальное» прочтение текста.

«Музыкальные» тексты:

  1. А. Чехов, «Черный монах» (1893). Это произведение Чехова – своего рода веха в русскоязычных исследованиях музыкальности. Замечание Д.

     Шостаковича о том, что повесть якобы написана в сонатной форме, заставляет все новые и новые поколения исследователей искать сонатность в чеховском тексте – а также в других его рассказах (и даже драматических произведениях).

  2. А. Белый «Симфонии» (1902-1908).

    В произведениях Белого главным образом интересно то, как именно он ломает привычную «литературность» текста. Приближается ли он к музыке – вопрос спорный, но результаты экспериментов определенно заслуживают внимания.

  3. В. Вулф «Струнный квартет» (1921).

    Вирджиния Вулф частично выстраивает свой рассказ по модели неназванного струнного квартета Моцарта, и перемены в характере музыки причудливо сплетаются с мыслями и чувствами героини в виде поэтизированного потока сознания.

     

Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).

Содержание музыки, таким образом, позволяет сделать повествование более субъективным.

  1. Д. Джойс «Сирены» (1922). Двенадцатый эпизод романа «Улисс» лидирует по количеству «музыкальных» исследований в зарубежном литературоведении. На предмет возможных связей с музыкой рассматриваются язык, образная система, композиционные особенности… Правда, некоторые филологи и музыковеды с иронией относятся к серьезным попыткам увидеть в тексте Джойса конкретную музыкальную форму – у разных авторов и версии самые разные.
  2. Джеймс Болдуин, «Блюз Сонни» (1957). Рассказ американского писателя – яркий пример того, как в тексте сосуществуют тематизация и имитация музыки. С одной стороны, здесь есть герой-пианист и его музыка, переосмысленная как метафора внутренней жизни; с другой – целый музыкализированный фрагмент текста, который изображает выступление джаз-бэнда и активно использует звукопись и словесные повторы, приближаясь в итоге к джазовой импровизации.
  3. Э. Берджесс. «Наполеоновская симфония» (1974). Берджесс, напомним, профессиональный композитор – и свой роман о самом знаменитом французском императоре написал, ориентируясь на Симфонию №3 Бетховена («Героическую»).
  4. Х. Кортасар «Клон» (1980). Об этом экспериментальном рассказе, основанном на «Музыкальном приношении» И. С. Баха, мы уже подробнее писали в июльском номере «Эстезиса» за 2016 год. Упоминали мы ранее и о кортасаровском «Преследователе», где, как и у Джеймса Болдуина, центральной становится фигура безумного джазового гения Чарли Паркера – эти два рассказа любопытно читать в паре.
  5. Г. Джосиповичи «Гольдберг-вариации» (2002). Роман британского писателя – еще один пример использования произведения И. С. Баха как модели для «многочастного» литературного текста.
  1. (Также у Джосиповичи есть короткий экспериментальный рассказ «Фуга», своеобразно развивающий идею одноименной музыкальной формы).
  2. А для полноты вашего литературно-музыкального плейлиста советуем внимательно ознакомиться с другими статьями номера: ничто так не помогает объяснить трудную тему, как хорошие и разнообразные примеры. ■ 
  3. Екатерина Рубинская

Источник: https://aesthesis.ru/magazine/july17/music-literature

Ссылка на основную публикацию