Виды музыкального творчества

Виды музыкального творчества

С самого раннего возраста человек знакомится с творчеством людей прошлого и настоящего. Поэзия, живопись, скульптура — все это окружает его на протяжении всей жизни, рождая определенные эмоции и чувства. Любое произведение искусства может произвести на человека позитивное или негативное впечатление, либо оставить равнодушным. Иногда творчество настолько увлекает людей, что они начинают заниматься им самостоятельно — пишут картины, сочиняют музыку или стихотворения. Некоторые даже способны сделать из своего увлечения дополнительный источник дохода.

Виды музыкального творчества

Главная задача художественного творчества — научить человека светлым и добрым чувствам.

Поэтому ребенка знакомят с лучшими произведениями мирового искусства, живописи и литературы, в которых рассказывается о любви к родине, красоте родной природы, дружбе и любви. Но не всякое творчество способно вызывать позитивные эмоции.

Существует достаточно много кинофильмов, пьес, романов о негативных сторонах человеческого характера, после которых остается тяжелое впечатление.

Не случайно школьники пишут сочинения, в которых анализируют прочитанные ими художественные произведения. Ведь характеры и события, описанные в них, оказали влияние на мировоззрение читателей, и не теряют актуальности сегодня. Кто-то узнает в героях фильмов, книг или пьес самих себя, потому что они испытывают те же проблемы или оказываются в похожих ситуациях.

Влияние художественного творчества — литературы, музыки, живописи, скульптуры на человека заключается в эмоциях, которые он испытывает.

Если произведение искусства находит отклик в его душе, то он будет возвращаться к нему снова и снова, искать ответы на актуальные вопросы или отвлекаться от повседневных забот. Не менее полезно искусство, когда оно становится хобби.

В этом случае оно не только помогает отвлечься, но и приобрести единомышленников и поклонников.

Музыка сопровождает людей на протяжении всей жизни, но немногие задумываются о силе ее влияния на психику человека. У каждого найдутся музыкальные произведения, способные вызывать определенные эмоции — прилив энергии или, наоборот, расслабление. Некоторые виды музыки также оказывают позитивное влияние на умственную активность, как, например, классика или джаз.

В современной музыке существует достаточно большое количество стилей и направлений, а также их смешений. Психика человека чаще всего испытывает воздействие следующих из них:

  • классическая музыка. С ней, в первую очередь, знакомят детей. Существуют даже специальные детские музыкальные произведения, обладающие просветительской функцией. Например, симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» в игровой форме знакомит малышей с музыкальными инструментами, а некоторые произведения «Детского альбома» П.Чайковского дают представление о музыке разных народов Европы. Занятия в музыкальной школе способствуют развитию у детей навыков самодисциплины и улучшению памяти;
  • джаз. Любители джаза отмечают, что именно этот стиль помогает расслабиться и подумать о чем-нибудь приятном. Как и классика, ритмы джаза позитивно влияют на умственную активность;
  • рок. При слове «рок» воображение чаще всего рисует образ истошно вопящего длинноволосого певца, трясущего головой на сцене. И данный стереотип давно не имеет ничего общего с действительностью. Рок — это не только электрические гитары и громкие барабаны. Многие направления рока могут быть достаточно спокойными. Другое распространенное заблуждение о рок-музыке — то, что под его воздействием подростки совершают самоубийства. Но в этих печальных ситуациях виноват вовсе не рок, а другие причины — отсутствие понимания в семье или ощущение одиночества;
  • поп-музыка. Далеко не вся поп-музыка является примитивной, как могут считать некоторые преданные ценители рока или джаза. И она может оказывать позитивное воздействие, когда психика человека испытывает потребность в романтическом настроении. Многие популярные исполнители обладают достаточно красивыми голосами и поют песни с проникновенными стихами и мелодией.

Если человек увлечен музыкой слишком сильно, то следующим шагом после активного прослушивания становится обучение игре на музыкальном инструменте и исполнение музыкальных произведений перед зрительской аудиторией.

Виды музыкального творчества

Необязательно стремиться стать звездой российского или мирового шоу-бизнеса. Некоторым достаточно просто играть или петь для близких , друзей или небольшой аудитории со стороны. Музыка для них — это хобби, а не источник дохода или самореализации.

Даже сегодня, несмотря на некоторый спад интереса к занятиям музыкой, находится немало детей, которым нравится петь или играть на музыкальных инструментах. Самым востребованным и популярным инструментом, по-прежнему, остается гитара. Освоение даже простейших аккордов позволит разучить несколько песен для исполнения в кругу друзей.

Сегодня помимо традиционных музыкальных школ, где изучают основы сольфеджио и игры на фортепиано, существуют и школы рока. В них преподают не только классические предметы, но и такие дисциплины, как «Основы звукозаписи» или «Основы аранжировки». Занятия в них пользуются успехом у тех, кто хочет посвятить себя современной музыке или сделать ее своим хобби.

Если музыкант или группа достаточно амбициозны, то они делают из своего занятия не просто хобби, но средство завоевания доверия публики и даже источник дохода.

Но сегодня при большом количестве групп и исполнителей сделать это достаточно непросто. Для соприкосновения с миром шоу-бизнеса необходима крепкая и устойчивая нервная система.

Активная борьба за признание публики сопряжена с высокой конкуренцией, интригами и конфликтами.

Даже если певец, музыкант или группа не добиваются существенного успеха у публики, занятия музыкой всегда оказывают позитивное влияние на их жизнь. Увлечение помогает отвлечься от ежедневной рутины и бытовых проблем, способствует развитию дисциплины и дарит положительные эмоции.

Источник: https://MedAboutMe.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/hobbi/muzyka_odin_iz_glavnykh_vidov_tvorchestva_dlya_cheloveka/

Виды музыкального творчества

Виды музыкального творчества

Вообще обычно в литературе под видами музыкального (и не только музыкального) творчества подразумевают: профессиональное, народное и самодеятельное творчество. Иногда разделяют и по-другому: например, светское искусство, церковное искусство и популярная музыка. Мы с вами попытаемся копнуть глубже и описать что-нибудь более конкретное.

Вот какие основные виды музыкального творчества можно определить:

Создание музыки, то есть композиторское творчество – сочинение новых произведений: опер, симфоний, пьес, песен и так далее.

В этой области творчества есть много дорог: кто-то пишет музыку для театра, кто-то для кино, кто-то пытается передать свои замыслы в звуках чисто инструментальной музыки, кто-то рисует меткие музыкальные портреты, некоторые хотят выразить в музыкальном произведении трагедию или фарс, иногда авторы умудряются музыкой написать историческую летопись. Как видите, композитор – настоящий творец! Правда бывает и по-другому.

Например, кто-то пишет всего лишь для того, чтобы доказать, что умеет писать, а есть и такие композиторы, которые пишут бессмыслицу для того, чтобы восторженные слушатели пытались обнаружить смысл там, где его нет! Надеемся, что вы к последним «метателям пыли в глаза» не имеете никакого отношения? Вы ведь согласны, что музыка не должна быть бессмысленной?

Переработка чужой музыки – аранжировка.

Это тоже творчество! Какую цель преследует аранжировщик? Сменить формат! Сделать так, чтобы музыку можно было показать как можно большему числу людей, да так, чтобы от изменений не убавилось бы в ней смысла.

Это достойная цель настоящего художника. А вот лишать музыку со смыслом её смысла – например, опошлять музыку классическую – это не творческий метод. Такие «молодцы», увы, не настоящие творцы.

Музыкально-поэтическое творчество – создание текстов музыкальных произведений. Да! Это тоже можно отнести к видам именно музыкального творчества. Причём речь не обязательно идёт только о народных песнях и стихах для романсов. Сильный текст нужен и в театре! Создать либретто для оперы – это вам не халам-балам. Кое-чт о правилах сочинения текстов для песен можно почитать здесь.

Звукорежиссура – ещё один вид музыкального творчества. Очень востребована и очень увлекательна. Без работы музыкального режиссёра фильм может и не получить своих лавров на фестивале. Хотя, что это мы? Звукорежиссура может быть не только профессией, но и отличным домашним хобби.

Исполнительское творчество (игра на музыкальных инструментах и пение). Тоже творчество! Кто-то спросит, а что же они творят? Что создают? Можно ответить так по-философски – они создают звуковые потоки. На самом деле исполнители – вокалисты и инструменталисты, а также их разнообразные ансамбли – создают уникальные вещи – художественно-музыкально-смысловые полотна.

Иногда то, что они создают, записывается в видео или аудио формат. Так что, несправедливо лишать исполнителей творческих венцов – они творцы, их продукты мы слушаем.

У исполнителей тоже разные цели – одни хотят своей игрой во всём соответствовать исполнительским традициям или, может быть, точно выразить именно то, что по их мнению вложил в произведение автор. Другие играют кавер-версии.

Кстати, классная штучка эти каверы – это форма оживления подзабытых мелодий, их актуализации.

Что и говорить, сейчас музыки столько разнообразной, что даже при огромном желании, её не то чтобы не удержать в памяти всю ну просто никак не получается.

А тут на тебе – едешь в авто или маршрутке и по радио слышишь очередной кавер-хит, и думаешь: «Блиииин, да это ж песня сто лет назад была популярной… А хорошая-таки музыка, здорово, что про неё вспомнили».

Импровизация – это сочинение музыки прямо во время её исполнения. Так же как и в исполнительстве продукт творчества – уникальный и неповторимый, если никакими способами этот продукт не зафиксировать (ноты, аудио, видео).

Продюсерская работа. В старину (так условно выражаясь) продюсеров называли импресарио. Продюсеры – это такие люди, которые варятся в общей творческой «каше из топора» и там высматривают для себя оригинальных личностей, вовлекают их в какой-нибудь интересный проект, а затем, раскрутив этот проект не по-детски, срубают огромные бабки.

Да, продюсер – это и расчётливый бизнесмен, и творец в одном лице. Таковы уж особенности продюсерской работы, но само продюссирование совершенно спокойно можно отнести к видам музыкального творчества, потому что без творчества тут никак.

Музыкальное писательство, критика и журналистика – ещё одна область музыкального творчества. Ну, тут и говорить нечего – те, кто пишут о музыке умные и весёлые книжки, статьи в газеты и энциклопедии, научные труды и фельетоны – несомненно, самые настоящие творцы!

Музыкально-изобразительное искусство. А вот вы думали, что такого не бывает? Вот вам, пожалуйста. Во-первых, иногда композитор не только сочиняет музыку, но и пишет картины о своей музыке. Так делали, например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис и русский композитор Николай Рославец. Во-вторых, многие сейчас занимаются визуализацией – очень интересное и модное направление.

Кстати, вы знаете о феномене цветного слуха? Это когда человек ассоциирует определённые звуки или тональности с каким-либо цветом. Может быть у кого-то из вас, дорогие читатели, цветной слух?

Слушание музыки – это тоже один из видов музыкального творчества. Что же созидают слушатели, кроме аплодисментов, конечно? А они, воспринимая музыку, в своём воображении создают художественные образы, представления, ассоциации – и это тоже, самое настоящее творчество.

Подбор музыки по слуху – да и ещё раз да! Это умение, которое очень ценится в широкой общественной среде. Обычно людей, которые умеют подбирать по слуху любые мелодии, почитают за умельцев.

Музыкальным творчеством может заниматься каждый!

Самое главное, что именно в творчестве может реализовать себя абсолютно любой человек. Чтобы быть творцом, не обязательно становится профессионалом, не обязательно проходить какую-то серьёзную школу. Творчество исходит из сердца, его главный рабочий инструмент – воображение.

Виды музыкального творчества не нужно путать с музыкальными профессиями, о которых можно почитать тут – «Какие бывают музыкальные профессии?».

Читайте также:  Тест на знание нотной грамоты

Виды музыкального творчества

Источник: https://music-education.ru/vidy-muzykalnogo-tvorchestva/

Каким бывает музыкальное творчество

Виды музыкального творчества

Музыка неразрывно связана с людьми, которые ее слушают, но еще больше она связана с людьми, которые ее создают. Но кого же можно назвать по-настоящему создателем или творцом музыки? Многие ответят, что такими людьми являются только композиторы – и они будут неправы. Создание музыки – это крайне сложный и многоэтапный процесс. И каждый, кто принимает в нем участие, реализует свое собственное музыкальное творчество.

Сотворение музыки

Но все-таки именно композиторы находятся в самом начале этой цепочки. Именно они делают одно из самых сложных и магических в мире действий – они пускают в этот мир музыку, которой еще не было. И хоть цели композиторы при этом преследуют самые различные, каждый из них претендует на гордое звание творца.

Когда речь заходит о создании текстов для песен или арий, то многие ошибочно относят это творчество к литературному.

Но даже если берется уже готовый стихотворный текст, то чтобы положить его на ноты, поэту необходимо не только учитывать все нюансы, связанные с ритмом и рифмой, но и прекрасно разбираться в самой музыке.

Ведь любая песенная ария – это самая настоящая музыка, переданная за счет звучания голоса, но наделенная к тому же еще и словесным смыслом.

Исполнение музыки и песен

На вопрос о том, стоит ли считать творцами музыки музыкантов-инструменталистов и вокалистов, наверняка многие ответят «нет».

Ведь этим людям, на первый взгляд, ненужно ничего создавать – ноты расписаны, партии предложены… Однако именно музыканты, вокалисты, музыкальные группы делают самое главное и важное во всем музыкальном творчестве – они позволяют услышать музыку.

При этом каждый из них вносит в нее частичку собственной личности, создавая поистине неповторимое творение.

Какой бы совершенной не была предложенная когда-то кем-то музыка, но меняющиеся современные требования, появления новых музыкальных инструментов или возможностей – все это приводит к тому, что сегодня мастера по аранжировке не сидят, сложа руки, а творят новую музыку. Кому-то это может показаться не столь грандиозным, ведь они фактически перерабатывают чужие произведения. Но оживить всем известные мелодии, вдохнуть в них новую жизнь, не меняя при этом идеи, вложенной композитором, — это настоящее искусство.

Диджеинг

Но сводить звуковые дорожки можно и совершенно иным способом, как это доказал в 1935 году первый в мире диджей. С тех пор диджеинг, как новый вид музыкально творчества, активно развивается.

И благодаря нему старые мелодии зазвучали не только по-новому, но и стали нести в себе другой смысл и идею.

Как оказалось, но за счет добавления различных спецэффектов и создания миксов из множества треков, сегодняшние диджеи способны создать уникальные музыкальные произведения.

Звукорежиссура

С развитием современных технологий, шоу-бизнеса и новых видов искусств в музыкальном творчестве появилось еще одно направление – звукорежиссура. Оно столь стремительно развивается и так востребовано, что сегодня звукорежиссер действительно один из самых влиятельных в среде музыкантов.

Как в любом музыкальном творчестве, от звукорежиссера требуется обладать незаурядными талантами к созданию музыки. Также он должен понимать настроение и смысл музыки, который она в себе несет. Более того, именно работа звукорежиссера позволяет исправить ошибки и огрехи, допущенные музыкантами при исполнении. А это значит, что именно звукорежиссер делает музыку совершеннее.

Музыкально-изобразительное искусство

Как создание музыкальных текстов напрямую связано с литературой, так и создание картин может быть напрямую связанным с музыкой. Истории известны музыканты-композиторы, которые писали прекрасные картины, основанные на визуализации их же собственной музыки (например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис). В настоящее время у этого творческого направления есть масса последователей.

Кроме того, с музыкально-изобразительным искусством связан и такой феномен человеческого мышления, как «цветной» музыкальный слух, которым были награждены некоторые известные музыканты, среди которых русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, австрийский композитор А.Шёнберг и многие другие. Они видели различные музыкальные тональности в определенных цветах.

Прослушивание музыки

Ну и конечно, что одним из самых важных видов музыкального творчества является прослушивание музыки. Ведь вся музыка создается для того, чтобы ее услышали, а заложенную в нее идею поняли.

Конечно, в современный век высоких скоростей многие предпочитают слушать музыку фоном, не вникая в ее настроение и суть.

Но если слушать вдумчиво и сознательно, вкладывая в музыку часть своей души, то невольно станешь творцом персонального мира, полного гармонии и звуков.

Читать также

Источник: https://orangevinil.ru/interesnoe/kakim_byvaet_muzykalnoe_tvorchestvo/

Развитие детского творчества в различных видах музыкальной деятельности — PDF

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Аннотация к рабочей программе музыкального руководителя Гришиной Е. И. для детей старшей группы общеразвивающей направленности Рабочая программа музыкального руководителя государственного бюджетного дошкольного

Подробнее

Аннотация к рабочей программе музыкального руководителя. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в современной педагогической теории и практике является одним из лучших способов раскрытия индивидуальных

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Журавушка» Индивидуальная (подгрупповая) работа с детьми среднего дошкольного возраста по музыкальному воспитанию. Составила

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10» 660001 г.красноярск ул. Пушкина, 11. тел.298-58-07, KRKMDOU10@mail.ru КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развивающая предметно-пространственная

Подробнее

Аннотация к программе по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста (дети от 3 до 4 лет) Музыкальный руководитель Гришина Е. И. Рабочая программа воспитательно-образовательной

Подробнее

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Музыкальный руководитель: Муратова Э.Ю. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового

Подробнее

1 РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ Самостоятельная музыкальная деятельность одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке,

Подробнее

Мир музыкальных звуков (3 часа) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Восприятие и воспроизведение звуков окружающего

Подробнее

Аннотация к рабочим программам музыкальных руководителей Основная идея рабочей программы гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Подробнее

Виды музыкальной деятельности в детском саду Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время

Подробнее

Календарный план музыкального руководителя по программе ладушки-1 >>> Календарный план музыкального руководителя по программе ладушки-1 Календарный план музыкального руководителя по программе ладушки-1

Подробнее

Календарный план музыкального руководителя по программе ладушки-1 >>> Календарный план музыкального руководителя по программе ладушки-1 Календарный план музыкального руководителя по программе ладушки-1

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социальноличностного направления развития воспитанников 0 Родничок» Аннотация

Подробнее

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Е.Е. Бойко Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному

Подробнее

Методика музыкального развития С.Н. Обухова, доцент кафедры развития дошкольного образования, к.п.н. План: 1. Сущность основных понятий методики музыкального развития. 2. Жанры музыкального искусства,

Подробнее

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Слайд 1 Музыка, среди многочисленных элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в

Подробнее

«Развитие чувства ритма у детей старшего возраста дошкольного возраста на музыкальных занятиях через игры и упражнения» Подготовила музыкальный руководитель Эмирова Ф.Ю. Основная задача музыкального воспитания

Подробнее

образовательной программы Первый год обучения 4-5 лет Для детей 1 года обучения продолжительность занятий 30 минут, количество занятий в неделю 2раза. Итого — 64 часа в год. Приоритетные задачи:

Подробнее

Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости,

Подробнее

Описание мониторинга. Для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений

Подробнее

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ с ЗПР по музыке 1 класс Разработчик: Яснопольская Л.П., учитель музыки 2017г. 1.Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе авторской

Подробнее

Консультация по теме: «Методы музыкального образования» Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования. Метод путь, способ продвижения

Подробнее

Макеева Татьяна Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ ДС 17 «Веселые гномики» с. Небуг Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников состоит Обязательная часть Вариативная часть

Подробнее

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ 1 КЛАСС Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы»,

Подробнее

1.Планируемые результаты. Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны: — продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными

Подробнее

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга Отчет о проделанной работе за 2013-2014 учебный год Составитель: руководитель

Подробнее

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ в старшей группе сентябрь года Ф.И. ребенка Ладовое Муз.-слуховое Чувство чувство представление. ритма 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Всего Общи урове Высокий уровень 36 баллов

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составил: музыкальный руководитель МБОУ Школа 12 г.о. Самара, Трухтанова Наталия Петровна Технология развития музыкально

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 97» Консультация «Роль воспитателя на музыкальных мероприятиях» (для педагогов) Подготовила: Музыкальный

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87» Принято на заседании Утверждено: педагогического совета приказ от 20 г. Протокол заведующий МБДОУ «Детский»

Подробнее

МБДОУ «детский сад «Родничок» с.быков Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» подготовила: муз. руководитель: Черевко Я.Ю. Самостоятельная

Подробнее

Рабочая программа курса «Музыка» для учащихся 2 «А» класса 2015-2016 учебный год Учитель начальных классов: Ю.А. Ширяева Пермь 2015 Пояснительная записка Рабочая программа по музыке разработана на основе

Подробнее

Согласовано: педагогическим советом протокол от 0.09.0 Утверждено: заведующий МБДОУ Л.Н.Савченко приказ от 0.09.0 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «ГАРМОНИЯ» Тарасовой К. Л., Нестеренко Т. В.,

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад 141» «Игра на музыкальных инструментах один из видов детского исполнительства» (из опыта работы) Музыкальный

Подробнее

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно — педагогической работы, проводимые с глубоко умственно отсталыми детьми. Они оказывают благотворное влияние

Подробнее

I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Цель Задачи Принципы и подходы к формированию рабочей программы Реализация содержания Основной образовательной программы дошкольного образования

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАСНКА ДЕТСКИЙ САД 13 «ЧЕБУРАШКА» ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

Подробнее

Дошкольное образование Музыкальная деятельность Средняя группа Рабочая программа Москва Настоящая рабочая образовательная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Подробнее

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Выполнила: Блинкова А.И. Образовательные области Задачи образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного

Подробнее

Планируемые результаты изучения предмета Название раздела Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Ученик научится Ученик получит возможность для формирования 1. Мир музыкальных

Подробнее

МУ «Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района» Консультация для воспитателей «Наглядные пособия и музыкально дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольников» Подготовила:

Читайте также:  Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры

Подробнее

Особенности проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи. Не секрет, что дети с нарушением речи обладают рядом особенностей. Речевые нарушения, как правило, сопровождаются и различными

Подробнее

Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» 1 класс. Название раздела 1. Мир Музыкальных звуков. 2. Ритм движение жизни. 3. Мелодия царица музыки.. Музыкальн ые краски. 5. Музыкальн ые жанры: песня,

Подробнее

урока Тема урока Колво часов Характеристика деятельности обучаемого РОССИЯ — РОДИНА МОЯ. (3 часа) Дата проведения урока по факт. плану. Мелодия. Урок-беседа. Урок изучения и первичного 2. Здравствуй, Родина

Подробнее

Божкова Лариса Николаевна, музыкальный руководитель, Захарова Ольга Дмитриевна, музыкальный руководитель, Гензе Надежда Ивановна, педагог- психолог, Левитина Ольга Александровна, педагог дополнительного

Подробнее

Цели и задачи музыкальной деятельности. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства,

Подробнее

Аннотация рабочей программы музыка 3 класс Рабочая программа по предмету «Музыка» для I IV классов разработана и составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго

Подробнее

Пояснительная записка Исполнительство на детских музыкальных инструментах важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием

Подробнее

Музыкально дидактические игры для детей 2 3 лет 1.Игра на развитие тембрового и динамического слуха «На чём играю?» (2-3 года) Цель : Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 до2). Необходимо знание

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/27942565-Razvitie-detskogo-tvorchestva-v-razlichnyh-vidah-muzykalnoy-deyatelnosti.html

Развитие детского музыкального творчества | Педагогический опыт (ДОУ) | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

  • Бекасова Анна Юрьевна
  • Организация: МБДОУ «Детский сад «Добрыня»
  • Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

С введением ФГОС изменилось отношение к дошкольному образованию, стандарт направлен на индивидуализацию ребёнка. Самым главным является социализация детей, приобщение к ценностной культуре мира.

А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности. В связи с этим перед нами встаёт важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Поэтому, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является неотемлемой частью развития одарённости.

Целью моей работы стало развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе импровизации.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню возможностей дошкольника творческие упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О.П.Радыновой и мн. др.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу и специальную литературу по определению творческих способностей;
  2. рассмотреть сущность творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
  3. провести наблюдение на педагогической практике по выявлению особенностей развития творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности.

Методы исследования:

  • теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы;
  • наблюдение;
  • анализ результатов деятельности детей; диагностика, беседа.

творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

У  ребенка дошкольного возраста начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания.

Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

В процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

После прослушивания произведения, я предлагаю детям оркестровать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагаю разучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, создаю условия для  ребенка, учитывая возможности каждого инструмента.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции — сравнение, анализ, синтез.

Формирование у ребёнка творческих способностей, позволит расширить представления об окружающем мире, выраженных в музыке, связать их с жизнью, в процессе различных видов музыкальной деятельности. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения.

Основные направления и способы развития детского музыкального творчества с позиции педагогической науки.

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.

Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх.

Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым.

Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

  1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:

  • способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);
  • способности к творческому восприятию музыки.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной.

Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом.

Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание.

Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

  1. 1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
  2. 2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
  3. 3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях.

Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

Любовь Семеновна Ходонович для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания.

Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

  • соблюдение принципа свободы;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
  • развитие основных музыкальных способностей;
  • оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
  • Таким образом, подобрав методы и приемы, систематизировав работу по данной теме, вовлекая в свою работу педагогов и родителей, все это  позволило создать условия для развития творческих  способностей у детей дошкольного возраста, во всех видах музыкальной деятельности.
  • Изучив содержательную сторону творческих способностей и возможностей детей в музыкальной деятельности, мы можем предположить, что использование творческих заданий, их вариативность, создание положительной мотивации предполагает успешное развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста и развитию одарённости.
  • Список литературы
  1. Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 2000 г
  2. Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 2003 г
  3. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1999 г.
  4. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.
  5. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.
  6. Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 2002 г.
  7. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,
  8. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.
Читайте также:  Пианино yamaha поможет реализовать творческие способности

Источник: https://www.pedm.ru/categories/11/articles/1130

Виды музыкальной деятельности детей

Деятельность — это активный процесс овладения общественным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

  • В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
  • — слушание музыки;
  • — детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);
  • — музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты);
  • — продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения.

Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ.

В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность

Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.

Другим   видом   музыкальной деятельности является детское исполнительство.   Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и  искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение — деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин — певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции.

Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмическое движениеотносится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания — ритмики.

Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма.

Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Игра на детских музыкальных инструментах — металлофоне и ударных — полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).

Музыкально-дидактические игры — музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество.

В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер — музыкальному переживанию.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

, а также специальные знания о способах исполнительства.

Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-7 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха.

При построении музыкальной деятельности руководствуются задачами эстетического воспитания.

Главная из них — воспитание эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, но в наибольшей степени — в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.

Анализ музыкальной деятельности показал, что каждый из ее видов помимо общей эмоциональной отзывчивости выполняет свое специфическое назначение (служит средством развития какой-либо музыкальной способности), и поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Источник: https://students-library.com/library/read/53875-vidy-muzykalnoj-deatelnosti-detej

"Этапы развития детского творчества в различных видах музыкальной деятельности"

4. Этапы развития детского творчества в различных видах музыкальной деятельности

Музыкальное творчество проявляется в разных видах деятельности. Это песенное творчество, когда ребенок импровизирует простейшие мелодии. Это музыкально-игровое творчество, когда ребенок самостоятельно находит способы воплощения музыкально-игрового образа.

Становление этого образа зависит от музыки, которая придаёт ему выразительность, подсказывает ребенку его характерные черты, побуждает к развертыванию сюжета.

И, наконец, это танцевальное творчество, когда дошкольник комбинирует из знакомых элементов танца новые композиции.

  • В детском музыкальном творчестве можно выделить 4 этапа:
  • -На первом этапе дается задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности;
  • -На 2-м этапе предполагаются задания, способствующие освоению способов творческой деятельности;
  • -Следующий этап — задания на самостоятельные действия детей;

-На заключительном этапе — исполнение сочинений в жизни. Поскольку формирование творчества происходит поэтапно, то в песенном творчестве Ветлугина выделила следующие этапы: На первом этапе — это попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали.

Вот трубит горн, созывает ребят (ту-ру-ру), вот звучит барабан (трам-та-ра-рам-та). Кто хотел бы быть горнистом? А вот кукла, её надо уложить спать и спеть ей колыбельную (ля-ля-ля).

Послушаем: кто лучше споёт-сочинит свою песенку, тогда её можно исполнить всем вместе.

Следующий этап творчества − музыкальные вопросы и ответы (диалоги). Ведётся диалог в игровой форме. Педагог сначала читает текст, затем задаёт вопрос:

-Что ты хочешь, кошечка?

-Молока немножечко.

В своих ответах они должны найти разнообразные и выразительные интонации — жалобные, просительные, сердитые и так далее. Педагог говорит, что это можно спеть, и предлагает послушать, как сочинил этот «разговор» композитор. Исполняется песня «Зайка, зайка, где был?» (музыка Т. П. Ломовой).

«Теперь и мы с вами будем вести «музыкальный разговор», -говорит воспитатель и начинает петь, а ребенок должен придумать свою мелодию в ответ. Дети слушают и отвечают, кому лучше удалось выполнить задание, а кто просто повторяет мелодию, которую сочинил композитор.

Выполняя эти творческие задания на нескольких занятиях подряд, дети привыкают к ним, хотя на первых порах они казались им очень трудными.

Другой этап − подведение детей к импровизации на определённый текст. Здесь важно найти и сопоставить два контрастных по настроению текста. Эти тексты должны быть краткими и образными. Педагог может напомнить, что в прошлом году уже сочиняли такие песенки, и исполнить песни-образцы «Осенью», «Весной», музыка Г. С. Зингера. Дети поют на этот текст свои импровизации.

Дальнейший этап − предложить сочинить пьесы не только на заданный текст, но и спеть их в определенном жанре: марш — пляска — колыбельная песня. Образцы для них уже созданы («Колыбельная», «Марш» музыка В. Г. Агафонникова, «Плясовая» музыка Т.

П. Ломовой). Методика применения этих образцов остаётся той же. Дети с увлечением импровизируют, и это творчество приносит им радость. Усвоив способ песенных импровизаций, дети охотно применяют его и в своих играх. Песня входит в жизнь ребенка.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Творческая деятельность — это творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического, художественного восприятия, сопереживания искусства, а также пробуждение способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Для общего художественного развития полезно вовлекать ребенка не только в «воспринимающую», но и творческую деятельность.

Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку:

-сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция; носителем содержания импровизации как продукта творчества является сам деятельностный процесс; элементарная импровизация доступна всем детям.

Под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс. Попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению — есть творчество.

  1. Особенности детского творчества заключаются: во-первых, в относительной новизне продукта творчества; во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка.
  2. Эти характеристики и отличают творчество детей от творчества взрослых.
  3. Генетически источником развития детского художественного творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свою фантазию.
  4. Музыкальное творчество проявляется в разных видах деятельности: песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, игре на детских музыкальных инструментах.
  5. В детском музыкальном творчестве можно выделить 4 этапа:
  6. -на первом этапе даются задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности;
  7. -на 2-м этапе предполагаются задания, способствующие освоению способов творческой деятельности;
  8. — следующий этап — задания на самостоятельные действия детей;
  9. -на заключительном этапе — исполнение сочинений в жизни.

Источник: https://infourok.ru/etapi-razvitiya-detskogo-tvorchestva-v-razlichnih-vidah-muzikalnoy-deyatelnosti-2864509.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector