Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

Альфред Шнитке

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

Гамбург, Вена, Загреб, Будапешт, Лондон, Амстердам – география городов, в которых состоялись премьеры произведений Альфреда Шнитке, включает в себя всю Европу.

Он был одним из немногих советских композиторов, чьи произведения практически в равной мере исполнялись как на родине, так и за рубежом.

Это связано и с его многогранным талантом, уникальным авторским стилем, возникшим в перекличке с музыкой Малера, Брукнера, Шостаковича, и с его многонациональной и мультикультурной личностью.

Краткую биографию Альфреда Шнитке и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его родители имели немецкие корни, и именно немецкий стал первым языком мальчика. Обучение музыки для него началось в 12-летнем возрасте в Вене, где его отец работал собкором одной из газет.

В 15 лет Альфред поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. К этому периоду относятся и первые попытки писать музыку. Биография Шнитке гласит, что в 1953 он становится студентом Московской консерватории, где заканчивает и основной курс, и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в альма-матер инструментовку.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

У композитора было два брака. Со своей второй супругой, Ириной Федоровной Катаевой, он познакомился, когда она пришла брать у него уроки фортепиано для поступления в Институт им. Гнесиных. В 1961 году они поженились, в 1965 у пары родился сын Андрей.

В 1986 он получил Госпремию РСФСР, год спустя – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1990 году композитор по приглашению уехал работать в Германию, где начал преподавание в Гамбургской высшей школе музыки, сотрудничал с оперными и балетными труппами.

Из-за последовавшего инсульта и нестабильной ситуации в России он решил принять германское гражданство. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало.

Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. В этом состоянии композитор написал Девятую симфонию. 3 августа 1998 года Альфреда Шнитке не стало.

Похоронен композитор в Москве.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

Интересные факты о Шнитке

  • Музыка Шнитке нравилась далеко не всем. Однажды в Воронеже должен был исполняться его Второй скрипичный концерт. Накануне его отменили, распространив недостоверную информацию о болезни исполнителя. В вечер концерта скрипач и дирижер во фраках встали возле концертного зала, чтобы зрители видели, что выступление не состоялось по идейным соображениям.
  • Несмотря на то, что А. Шнитке является композитором фильма «Белорусский вокзал», главная песня «Нам нужна одна победа» написана Б. Окуджавой. Шнитке принадлежит ее аранжировка и идея включения в финальный эпизод картины.
  • Одним из самых известных почитателей творчества Шнитке является балетмейстер Джон Ноймайер. На музыку композитора он поставил балеты «Трамвай «Желание»» и «Отелло». После личного знакомства в 1985 году хореограф заказал Шнитке балет «Пер Гюнт», премьера которого состоялась в Гамбурге 22 января 1989 года, вторая редакция увидела свет в 2015 году. В 2001 году в память о композиторе Ноймайер поставил на его музыку в Мариинском театре балет «Звуки пустых страниц».
  • Согласно биографии Шнитке, в 1965 году композитор специально для выступления своей жены Ирины на концерте современной музыки в Институте им. Гнесиных написал «Вариации на один аккорд».
  • В 1977 году в Парижскую оперу была приглашена советская творческая команда для постановки «Пиковой дамы» П.И. Чайковского – режиссер Ю. Любимов, художник Д. Боровский, композитор А. Шнитке. Был предложен совершенно новый взгляд на оперу, с включением в нее пушкинских цитат и редакцией либретто и партитуры. В советской прессе разразился скандал после разгромной статьи дирижера Большого театра А. Жюрайтиса. Любимова не выпустили из страны на генеральную репетицию, руководство театра отказалось от спектакля. «Пиковая дама» в версии Любимова-Шнитке была поставлена в 1990 году в Карлсруэ, в 1993 году – в Бостоне, а в 1997 – в Москве.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

  • Одним из главных популяризаторов музыки Шнитке является Юрий Башмет. В 1986 году он стал первым исполнителем Концерта для альта с оркестром, под его управлением в России впервые прозвучала Девятая симфония.
  • Композиторы-современники по-разному относились к творчеству Шнитке. Его единомышленниками были С. Губайдулина и Э. Денисов. Радикально отрицательно высказывался о музыке Шнитке Г. Свиридов, положительно – Р. Щедрин, Д. Шостакович.
  • Любимым композитором Шнитке был И.С. Бах.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

  • Училище, студентом хорового отделения которого был Альфред Гарриевич, с 1999 года называется Московский государственный институт музыки им А.Г. Шнитке. Согласие на присвоение институту его имени композитор дал лично. В 1998 на базе учебного заведения образован Шнитке-центр, а в 2000 году – открыт единственный в мире музей композитора.
  • Супруга композитора охарактеризовала его, как идеального человека и мужа – доброго, справедливого, честного и заботливого.

Творчество Шнитке

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

Альфред Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыка к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя.

Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке. Его неповторимый творческий стиль сформировался в середине 60-х. Шнитке одним из первых в Советском Союзе стал использовать метод алеаторики, дающий интерпретаторам большие возможности для импровизаций. Таким произведением стала Первая симфония (1974).

Она посвящена дирижеру Г. Рождественскому — её первому исполнителю. Несмотря на то, что произведение имело все необходимые согласования, центральные филармонии страны – московская, ленинградская, не решились представить столь радикальную музыку. Симфония была впервые сыграна в Нижнем Новгороде.

В 1972 на Всесоюзном конкурсе балета состоялась премьера первого балета композитора, «Лабиринты». Идея, либретто и хореография произведения принадлежали В. Васильеву.

В 70-е Шнитке ввел в музыкальный обиход термин «полистилистика». Он начал повсеместно применять этот принцип, сводя в одном произведении несочетаемые эстетики – Баха и нововенскую школу, Глинку и Вагнера.

Из биографии Шнитке мы узнаём, что в 1972 году в память о скончавшейся матери композитор пишет Фортепианный квинтет, из него к 1975 году вырастает «Реквием. В 1977 композитор открыл цикл Concerto Grosso. Автор обособил эти концерты идеей непротивостоящего оркестру солиста.

Музыка полистилистического Concerto Grosso №1 много раз использовалась автором для создания мелодий к фильмам.

В этот период Шнитке обращается к музыкальным истокам, народной, духовной песне. Так рождается «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на тексты Франциска Ассизского, «Миннезанг» для 52 хористов, основанный на поэзии средневековых немецких рыцарей.

Вторая симфония родилась под впечатлением от посещения австрийского монастыря Сан-Флориан, в котором похоронен А. Брукнер. Католическая «невидимая месса», услышанная Шнитке там, предопределила характер и форму этой «симфонии на хоровом фоне».

Третья симфония была написана на основе немецкой музыки, а Четвертая явилась воплощением грандиозного замысла, объединяющего религии.

Шнитке музыкальными средствами описал принцип «Бог един», включив в музыку интонации православного, католического, протестантского и синагогального пения.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

В 1983 году появляется кантата «История доктора Иоганна Фауста». Идею написать музыку к произведению Гёте композитор вынашивал несколько лет. Он отказался от создания оперы, поскольку считал, что тогда музыка вступит в противоречие с литературным первоисточником. В основе кантаты лежат последние главы И. Шписа «Народная книга».

Тем не менее 11 лет спустя опера «История доктора Иоганна Фауста» все же была написана, а кантата включена в ее третий акт. Концерт № 1 для виолончели с оркестром 1986 года стал первым произведением, созданным композитором после болезни.

По плану в Концерте должно было быть другое окончание, но Шнитке дописал финальную мелодию и усилил звучание виолончели микрофоном. Симфония №5 и Concerto grosso №4 (1987) стали одним произведением, в котором эти два знаковых для Шнитке жанра соединились сквозь призму авторского взгляда на музыку Г. Малера.

В это десятилетие были созданы значительные хоровые произведения: Три хора по православным молитвам (1984), Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци (1985), «Стихи покаянные» (1987).

  • В 90-е годы были написаны четыре симфонии, включая последнюю, Девятую, две фортепианные сонаты, оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо» по заказам Амстердамской и Гамбургской опер, Concerti Grossi №5 и №6.
  • Чужой среди своих

«Я, немецкий композитор из России…» — именно так назван биографический фильм об Альфреде Шнитке, вышедший в 1990 году. Полу-немец, полу-еврей, родившийся в Поволжье, в семье которого говорили исключительно по-немецки. Кем себя ощущал композитор?

Отец его, Гарри Викторович, несмотря на немецкую фамилию, был по национальности евреем, родился во Франкфурте-на-Майне, а в 12 лет с родителями переехал в СССР. С 1930 года семья обосновалась в Покровске (Энгельсе), где проживала большая община поволжских немцев.

Там он познакомился с будущей матерью композитора – Марией Иосифовной Фогель, этнической немкой, мать которой вообще не знала русского языка. С отцом Альфред говорил по-русски, с матерью – по-немецки.

В 16 лет при получении паспорта в графе «национальность» он написал «еврей».

Сам композитор признавался, что до конца не чувствовал себя ни немцем – поскольку родился и большую часть жизни прожил в России, ни евреем – поскольку не говорил на идише, ни русским – поскольку в нем не было ни капли русской крови. Несмотря на логичность завершения пути в Германии, она оказалась его последним домом по воле случая.

В 1989 году Шнитке пригласили в Гамбург поработать, он уехал вместе с супругой. В 1991 году туда же перебралась семья его сына. Первоначально планировалось, что после нескольких лет работы супруги Шнитке вернутся в Москву, однако два инсульта композитора не позволили этого сделать – ему требовалось постоянное наблюдение врачей.

Его семья живет в Германии и сегодня.

Проклятие Девятой симфонии

Бетховен, Шуберт, Дворжак, Брукнер, Малер… Этих музыкантов объединяет проклятие Девятой симфонии – для всех них она стала последней. Как и для Альфреда Шнитке.

Он писал ее уже глубоко больным, левой рукой, поскольку правая сторона тела была парализована, а сам он почти не мог говорить, поэтому нотная запись требовала расшифровки и доработки. Премьера сочинения, интерпретированного и исполненного Г.

Рождественским, состоялась в Москве 19 июня 1998 года. Шнитке, увидев отредактированную партитуру и услышав запись с концерта, был чрезвычайно огорчен результатом и запретил к исполнению эту редакцию.

Так закончилось не только многолетнее сотрудничество – Шнитке написал для Рождественского более 30 произведений, но и дружба композитора и дирижера. Родные Шнитке считают даже, что именно эти переживания послужили причиной его скорой кончины.

Ирина Федоровна попросила Н.С. Корндорфа воссоздать симфонию по партитуре мужа, но в процессе работы композитор трагически погиб. Затем она обратилась к А. Раскатову. Премьера его редакции состоялась 16 июня 2007 года.

Однако истинно мистическим произведением в жизни композитора стала не Девятая симфония, а «История доктора Иоганна Фауста». После окончания кантаты его сразил первый инсульт, а после окончания оперы – последний, от которого он уже не оправился.

Музыка Шнитке в кино

Советский кинематограф невозможно представить без фильмов, в которых звучит музыка Шнитке. Между 1961 и 1984 годами им была написана музыка к более чем 60 картинам. Среди них:

  • «Мертвые души» (1984) и «Маленькие трагедии» (1979) М. Швейцера,
  • «Фантазии Фарятьева» (1979) И. Авербаха,
  • «Сказка странствий» (1983), «Экипаж» (1979) и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) А. Митты,
  • «Прощание» и «Агония» (1981) Э. Климова,
  • «Восхождение» (1976) Л. Шепитько,
  • «Горячий снег» (1972) Г. Егиазарова,
  • «Белорусский вокзал» (1971) А. Смирнова,
  • «Дядя Ваня» (1970) А. Кончаловского,
  • «Комиссар» (1967) А. Аскольдова,
  • «Вызываем огонь на себя» (1964) С. Колосова.
Читайте также:  Отдаем ребенка в музыкальную школу: что нужно знать?

Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке:

  • «Лобстер», 2015
  • «Остров проклятых», 2010
  • «Куда приводят мечты», 1998

Музыку одного из последних выдающихся композиторов 20 века в полной мере открывает век 21. Время показывает неиссякаемый интерес исследователей и слушателей к его творчеству, включая малоизвестные и ранее неизданные сочинения.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Альфреде Шнитке

Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/alfred-shnitke

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

Музыка сегодня проникает во все сферы нашей жизни. Скорее можно сказать, что нет такой области, где бы музыка ни звучала. Естественно, что это в полной мере относится и к киноискусству. Давным-давно остались в прошлом те времена, когда фильмы показывали только в кинотеатрах и пианист-иллюстратор своей игрой дополнял происходящее на экране.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыкаНа смену немым фильмам пришло звуковое кино, потом мы узнали про стереозвучание, а дальше обычным явлением стало 3D-изображение. И всё это время музыка в фильмах постоянно присутствовала, и была необходимым элементом.

Но кинозрители, поглощённые сюжетом фильма не всегда задумываются над вопросом: а кто же занимается созданием киномузыки. А есть и ещё более интересный вопрос: если фильмов, вчера, сегодня и завтра – очень много, то откуда взять столько музыки, чтобы её хватило и на драмы, трагедии с комедиями, и на все остальные фильмы?

 О работе кинокомпозиторов

Сколько фильмов – столько и музыки, и с этим не поспоришь. А значит, музыку нужно сочинять, исполнять и записывать в звуковую дорожку к любому фильму. Но прежде чем звукорежиссер приступит к записи звукового сопровождения надо, чтобы музыку кто-то сочинил. И как раз этим и занимаются кинокомпозиторы.

Всё-таки нужно попытаться определиться с видами киномузыки:

  • иллюстративная, подчеркивающая события, действия, а по сути – самая простая;
  • уже известная, когда-то прозвучавшая, часто классика (может быть и популярная);
  • музыка, специально написанная для конкретного фильма, может включать иллюстративные моменты, отдельные инструментальные темы и номера, песни и т.п.
  • Но общее у всех этих видов то, что музыка в фильмах всё-таки занимает не самое главное место.
  • И поэтому кинокомпозитор вынужден «быть слугой» сюжета, событий, героев и всего того, что увидит кино- (и теле-) зритель.
  • Эти рассуждения понадобились для того, чтобы доказать и подчеркнуть трудность и определённую художественную зависимость кинокомпозитора.
  • И тогда становится понятным масштаб таланта, гениальности композитора Альфреда Шнитке, сумевшего заявить о себе в полный голос сначала через работу в качестве кинокомпозитора.
  • Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

 А зачем Шнитке была нужна киномузыка?

С одной стороны ответ простой: в консерватории и аспирантуре обучение закончено (1958-61гг.), преподавательская работа – это ещё не творчество. А заказывать и исполнять музыку молодого композитора Альфреда Шнитке никто не спешил.

Тогда остается одно: писать музыку к фильмам и вырабатывать свой язык и стиль. Благо потребность в киномузыке есть всегда.

Позже сам композитор скажет, что начиная с начала 60х он «будет вынужден писать киномузыку в течение 20 лет». Это и элементарная работа композитора для «добывания хлеба насущного», и отличная возможность для поисков и экспериментов.

Шнитке относится к числу композиторов, которым удалось шагнуть за рамки киножанра и при этом создавать не только «прикладную» музыку. Причина тому – гениальность мастера и огромная работоспособность.

С период с 1961 по 1998 (год смерти) написана музыка более чем к 80 фильмам и мультфильмам. Жанры фильмов с музыкой Шнитке чрезвычайно разнообразны: от высокой трагедии до комедии, фарса и фильмов о спорте.

Стилистика и музыкальный язык Шнитке в киноработах – предельно разнообразны и контрастны. Музыкальные критики напишут, что он (А.

Шнитке) охватывает, всё что нужно, использует всё, что было выдумано (в музыке) до него.

Вот и получается, что киномузыка Альфреда Шнитке – это ключ к пониманию его музыки, созданной в серьёзных академических жанрах.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

О лучших фильмах с музыкой Шнитке

Конечно, внимания они заслуживают все, но обо всех рассказать трудно, поэтому – просто стоит назвать некоторые:

  • «Комиссар» (реж. А.Аскольдов) – более 20 лет находился под запретом по идейным соображениям, но всё-таки зрители фильм увидели;
  • «Белорусский вокзал» – специально для фильма Б.Окуджавой была сочинена песня, звучащая и в виде марша (оркестровка и остальная музыка принадлежат А.Шнитке);
  • «Спорт, спорт, спорт» (реж.Э.Климов);
  • «Дядя Ваня» (реж. А.Михалков-Кончаловский);
  • «Агония» (реж. Э.Климов) – главный герой – Г.Распутин;
  • «Белый пароход» – по повести Ч.Айтматова;
  • «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (реж. А.Митта) – по мотивам произведений А.Пушкина о царе Петре;
  • «Маленькие трагедии» (реж.М.Швейцер) – на основе произведений А.Пушкина;
  • «Сказка странствий» (реж А.Митта);
  • «Мертвые души» (реж.М.Швейцер) – кроме музыки к фильму существует ещё «Гоголь-сюита» к спектаклю театра на Таганке «Ревизская сказка»;
  • «Мастер и Маргарита» (реж. Ю.Кара) – судьба фильма и путь к зрителям были трудны и противоречивыми, но вариант фильма в сети сегодня можно найти.

Названия дают представление о темах и сюжетах. Более проницательные читатели обратят внимание на имена режиссеров, среди них много известных и значительных.

А есть ещё и музыка к мультфильмам, например «Стеклянная гармоника», где через детский жанр  и музыку А. Шнитке, режиссер А. Хржановский начинает разговор о шедеврах изобразительного искусства.

Но лучше всего о киномузыке А.Шнитке скажут его друзья: режиссеры, музыканты-исполнители, композиторы.

 О национальном начале в музыке Шнитке и полистилистике

Обычно это бывает связано с национальностью, семейными традициями, ощущением принадлежности к определенной духовной культуре.

Немецкое, еврейское и русское начало – у Шнитке слились воедино. Это сложно, это непривычно, это необычно, но в тоже время просто и талантливо, как может это «сплавить» воедино гениальный творец-музыкант.

Термин поли (poly) – переводится как много. Применительно к музыке Шнитке это значит, что отражено и показано разнообразие стилей, жанров и направлений: классика, авангард, старинные хоралы и духовное песнопение, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарная музыка, джаз и др.

Композитор использовал приемы полистилистики и коллажа, а также своеобразного «инструментального театра» (характерность и яркая определенность тембров). Точный звуковой баланс и логичная драматургия придает целевую направленность и организует развитие чрезвычайно пёстрого материала, разграничивая подлинное и антуражное, и утверждая в итоге высокий позитивный идеал.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

О главном и важном

Сформулируем идеи:

  • через фильм-событие, фильм-аллегорию музыка Альфреда Шнитке заставляет задуматься о важном, главном в жизни отдельного человека, общества, нации, всего человечества;
  • когда-то Шнитке сказал, что музыка – это «подслушанные крики времени». И совершенно неважно, по какому поводу это сказано. Гораздо важнее, что Мастер понимает, объясняет и переводит «крики, вопли, слова и шёпот» своих современников в музыкальные звуки. А значит, современники и потомки услышат, что звучало в наших душах;
  • Шнитке разговаривает со своим слушателем на языке музыки о важных вещах. Но этот язык надо научиться понимать, только тогда придет понимание мыслей композитора;
  • киномузыка Шнитке – может помочь в понимании, потому что есть видеоряд, потому что слушать и одновременно смотреть – это чуть-чуть легче.

А дальше – встреча с музыкой Альфреда Шнитке, гения 2й половины 20в. Никто не обещает, что это будет легко, но это нужно, чтобы найти в себе человека, чтобы понять, что в жизни должно быть главным.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

Источник: https://music-education.ru/alfred-shnitke/

Киномузыка: какая она? Альфред Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 года — 3 августа 1998 года) — крупнейший советский (и немецкий) композитор, классик мировой музыки ХХ века. Корни семьи — немецко-еврейские, это к вопросу об имени-фамилии. Жизнь и творчество его хорошо изучены.

Музыка Альфреда Шнитке сложна — нет, не для понимания, а для восприятия. Это глобальная проблема «академической» музыки ХХ века, а может быть, это проблема и слушателей, вопрос сложный, долгий и даже немного болезненный.

Но остается киномузыка — заведомо «более понятный» язык, особый жанр со своими законами. В киномузыке можно тоже сказать многое, причем для большой аудитории, оставаясь самим собой. Это хороший опыт, новая творческая лаборатория, поле для экспериментов. Что греха таить — это и неплохая материальная поддержка в трудные времена, не случайно сам Шнитке пошутил про «продажу тела».

Более 20 лет Шнитке посвятил киномузыке, написав музыку к почти восьми десяткам фильмов: от «Белорусского вокзала» — к «Мастеру и Маргарите».

Надо сказать, что режиссеры (а это все маститые режиссеры с мировым именем) практически никогда не выдвигали известному композитору никаких особых требований, что само по себе предполагает замечательные условия для творчества. Единственный, пожалуй, случай — это работа Шнитке с Андреем (Андроном) Кончаловским (Михалковым).

Мало кто знает, что Кончаловский по первому образованию — профессиональный музыкант: консерваторию вот только не стал заканчивать, а так весь путь прошел. И у него к фильму «Дядя Ваня» были не только режиссерские, но и конкретные музыкальные пожелания. Эти пожелания Шнитке, безусловно, принял во внимание.

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыкаО. Ю. Языков, «Портрет Художника. Памяти Шнитке», 1999 г. Источник

Главная особенность его музыки — полистилистика, и, соответственно, Шнитке сам был виртуозным стилизатором. Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, авангард — все было в сфере интересов, понимания и полного владения всеми выразительными средствами всех эпох.

Но владеть стилями — мало, нужна осмысленность.

И вот знаменитый фильм «Маленькие трагедии» по Пушкину — как можно было бы решить музыкальные проблемы в части «Моцарт и Сальери»? Сальери мог бы с помощью Шнитке заиграть «как Сальери», но вот он (роль Сальери исполнил Смоктуновский) уже после совершения злодейства подходит к клавесину, а клавесин отвечает стуком и диссонансными аккордовыми кляксами. Такой прямой перевод на музыкальный язык тезиса пушкинского героя (Моцарта) о том, что гений и злодейство — «две вещи несовместные»…

Первый же фильм (с символичным для Шнитке названием) — это «Вступление» (режиссер Таланкин). Много Альфред Шнитке работал с режиссерами Элемом Климовым и Ларисой Шепитько (мужем и женой, которые снимали и по отдельности, и вместе — вплоть до гибели Ларисы Ефимовны в автокатастрофе).

Таковы «Прощание» (режиссеры Климов-Шепитько), «Восхождение» (режиссер Лариса Шепитько), где и сцена мужества, и сцена предательства переданы, в том числе, с помощью мощного пласта музыки.

Знаменитый фильм «Агония» (режиссер Э. Климов) — здесь киномузыка построена на странных, даже шокирующих сочетаниях-парадоксах.

Расстрел рабочих — вальс, соблазнение Распутиным чужой жены — танго, убийство Распутина — легкая, почти бальная музыка, Юсупов и убиваемый старец — полька на патефоне. «Банальность зла», эффект обманчивой отстраненности.

Танго из этого фильма вошло в «серьезную музыку» композитора, а также стало отдельно исполняемым произведением.

Фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой (режиссер Аскольдов), пролежавший на полках более 20 лет, а затем получивший множество международных призов, обязан своим успехом, в том числе, и музыке Шнитке. Вспомним хотя бы одну из главных сцен — наложение двух колыбельных.

Читайте также:  Главные тайны вольфганга амадея моцарта

Сделать обзор всех фильмов, музыку к которым написал Альфред Шнитке, категорически невозможно. Тем более что фильмы всем знакомы, все их видели и еще не раз посмотрят, это классика кинематографа.

А сейчас мне хочется сделать неожиданный ход и все-таки предложить послушать не «кинематографического» Шнитке. Которого якобы и слушать невозможно. Неужели? Как, например, па-де-де из балета «Эскизы» по Гоголю?

Или, например, танго из оперы Шнитке «Жизнь с идиотом»?

Все-таки, может, не стоит бояться и серьезной музыки нашего века? Хотя бы иногда.

Что еще почитать по теме?

Киномузыка: какая она? Дмитрий ШостаковичКиномузыка: какая она? Нино Рота и его темы любвиКиномузыка: какая она? Мишель Легран и его «Шербурские зонтики»

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/92405/

Альфред Шнитке: "Музыка — это подслушанные крики времени"

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыкаАльфред Шнитке

“Музыка – это подслушанные крики времени” – такие слова Альфред Шнитке поместил в качестве эпиграфа к своему дипломному сочинению, оратории “Нагасаки”.

Шнитке — крупнейший советский композитор так называемого “второго поколения”. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. В своем непрестанном слышании трагической сущности бытия композитор стал продолжателем мироощущения, шедшего и от Достоевского, и от Малера.

Масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука – всё это крайне характерно для творчества Альфреда Шнитке. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, на Волге. Его отец – Гарри Шнитке – был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать – Мария Фогель – была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.

В 1958 году Альфред окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в 1960-м был принят в Союз композиторов, в 1961-м окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция).

Как вспоминает супруга композитора, известная пианистка Ирина Катаева-Шнитке:

“Мы познакомились с Альфредом в самом начале 60-х. Я приехала из Ленинграда, где окончила десятилетку при консерватории.

Музыка познакомила и соединила нас: мне нужно было продолжать образование, и моим репетитором стал аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке. Тогда он был женат, и я ходила заниматься к нему домой, в квартиру неподалеку от Ленинского проспекта.

В один прекрасный день он сказал, что заниматься со мной больше не может, потому что относится ко мне не просто как к ученице. Но я вообще не хотела выходить замуж.

Таким образом мы встречались с ним несколько месяцев, а потом я решила, что все это пора прекращать.

Альфред Шнитке обиделся и исчез, но через полгода мы увиделись вновь. Я уже училась в Гнесинском институте и позвонила ему – нужен был учебник по истории музыки. Он попросил меня приехать к нему, а домой я вернулась уже вечером. Тогда-то мы и поняли, что должны быть вместе. Свадьбу мы сыграли в феврале 1961 года…”

Первым произведением, которое открыло «зрелого Шнитке» и предрешило многие черты дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт.

Вечные темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились здесь в яркой контрастной драматургии, где линию «положительных персонажей» образовали солирующая скрипка и группа струнных, линию «отрицательных» — отщепившийся от струнной группы контрабас, духовые, ударные, фортепиано.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.

Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки.

Среди произведений композитора: оперы – “Одиннадцатая заповедь” и “Жизнь с идиотом”, балет “Лабиринты”, оратория “Нагасаки”, прелюдия памяти Дмитрия Шостаковича, кантата “История доктора Иоганна Фауста” и др.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.

Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п.

Композитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приемы «инструментального театра» (движение музыкантов по сцене).

Четкая драматургия придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.

Полистилистику как яркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной перенапряженности Шнитке использовал во множестве других своих сочинений — Второй сонате для скрипки, Второй и Третьей симфониях, Третьем и Четвертом скрипичном концертах, альтовом Концерте, «Посвящении Паганини» и др.

Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период «ретро», «новой простоты», внезапно наступивший в европейской музыке в 70-х гг. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические Реквием, фортепианный Квинтет — произведения, биографически связанные со смертью матери, потом отца.

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/signdates/alfred-schnitke-birthday/

Четыре лучшие мелодии Альфреда Шнитке из советских фильмов

  • Шнитке писал музыку к кино, мультфильмам и театральным спектаклям исключительно из прагматических соображений: это был для него единственный способ заработать на жизнь в 60-70-е годы.
  • 1. «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил», режиссёр Александр Митта, 1976 год
  • Мелодия из этого фильма, сопровождающая сцену на верфи, наверняка осталась бы незамеченной, если бы Шнитке не включил её несколько позже в свой знаменитый Кончерто гроссо (№1), который имел оглушительный успех и сделал имя композитора очень популярным и у нас и на Западе.
  • К сожалению, этот фрагмент есть только в таком (электронном звучании).

2. «Агония», режиссёр Элем Климов, 1974 год.

Этот фильм был снят в 1974 году, но показан на советских экранах лишь спустя 11 лет — в 1985. За это время, чтобы музыка не пропадала даром, Шнитке использовал тему Танго из него в упомянутом выше Первом Кончерто гроссо (а позже ещё и в опере «Жизнь с идиотом»).

Так что к моменту выхода фильма эта знойная мелодия была уже многим хорошо знакома. На этом основании многие думают, что Шнитке взял эту тему из Кончерто гроссо и использовал её в фильме. Но дело обстояло ровно наоборот.

Кстати, Шнитке утверждал, что мелодию этого танго он слышал в детстве в исполнении своей бабушки.

3. «Сказка странствий», режиссёр Александр Митта, 1983 год

Этот тот случай, когда именно музыка делает фильм. Без этой мелодии «Сказка странствий» потеряла бы свою неповторимую атмосферу.

На фоне этой музыки Марта (Татьяна Аксюта) голосом Марины Неёловой признаётся Орландо (Андрею Миронову) в любви.

4. «Горячий снег», режиссёр Гавриил Егиазаров, 1972 год

«Горячий снег» был создан на основе одноимённого романа о войне Юрия Бондарева.

Гармонь и гитара выводят простую мелодию фронтового вальса. Она завораживает своей щемящей душу печалью.

Самое главное о композиторе Альфреде Шнитке — здесь.

Подписывайтесь ЗДЕСЬ, если было интересно. Не забудьте поделиться с друзьями, и СПАСИБО за лайки!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5c9c626a3d199a00b3d31cbc

Альфред Шнитке

  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:57 Альфред Шнитке Поток (1969)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 06:13 Альфред Шнитке Tango
  • Прослушать скачать добавить в избранное 08:39 Альфред Шнитке Хоровой концерт: Собранье песен сих…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:16 Альфред Шнитке Повесть о неизвестном актере 2 (Три сестры)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке к/ф «Сказка странствий», 1983
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:30 Альфред Шнитке Вальс (к/ф ''Экипаж'', 1979)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:27 Альфред Шнитке Заключительный фрагмент из музыки к кинофильму «Экипаж» (в советском фильме про героизм пилотов — и
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:19 Альфред Шнитке Любовное настроение (К/ф Экипаж)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:30 Альфред Шнитке Взлёт (к/ф ''Экипаж'', 1979)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 07:16 Альфред Шнитке Гоголь-сюита. музыка к спектаклю тр 1,2,9,15
  • Прослушать скачать добавить в избранное 06:39 Альфред Шнитке Кончерто гроссо №1 V. Рондо
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 07:06 Альфред Шнитке Concerto Grosso №1 (5) Рондо Agitato ''Безумиe'' (из оперы ''Жизнь с идиотом'')
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 08:38 Альфред Шнитке Поздравительное рондо
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:15 Альфред Шнитке Musica nostalgica
  • Прослушать скачать добавить в избранное 07:06 Альфред Шнитке Concerto Grosso №1, 5ч. Рондо «Безумие» из оп. «Жизнь с идиотом»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:30 Альфред Шнитке Вальс /OST Экипаж/ (SD 2012-2013 Боброва — Соловьёв)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:33 Альфред Шнитке Сюита в старинном стиле, часть 3: Менуэт (Владимир Кафельников — труба, Лариса Грабко — фортепиано,
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:02 Альфред Шнитке Фауст-кантата (Ария Мефистофеля, танго смерти)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:08 Альфред Шнитке Реквием — (13) «Credo » — «Верую»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 06:16 Альфред Шнитке Соната для виолончели и фортепиано №1 часть 2 (М. Ростропович — влч.)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 11:51 Альфред Шнитке Соната для виолончели и фортепиано №1 часть 3 (М. Ростропович — влч.)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:32 Альфред Шнитке Соната для виолончели и фортепиано №1 часть 1 (М. Ростропович — влч.)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:07 Альфред Шнитке Объяснение в любви
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (К/ф «Сказка странствий»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке 15.Объяснение в любви (к/ф «Сказка странствий», 1983)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (К/ф Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (OST Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви ( К/ф «Сказка странствий»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви из кф Сказка странствий
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:22 Альфред Шнитке Объяснение в любви (к/ф «Сказка странствий»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:36 Альфред Шнитке Объяснение в любви (Re-Touch)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (к фСказка странствий , 1983)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке Объяснение в любви
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:07 Альфред Шнитке Наго изыдохо на плачь сеи (11)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:28 Альфред Шнитке Шабаш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:03 Альфред Шнитке Гимн IV для виолончели, фагота, контрабаса, клавесина, арфы, литавр и колоколов (Allegretto) — А. Ив
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке «Полет» из «Сказка странствий» музыка моей души, к сожалению я пролетел мимо своей судьбы.
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:07 Альфред Шнитке Наг изыдох (из цикла «Стихи покаянные»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:57 Альфред Шнитке Поток (Запись сделана в 1969 году, на синтезаторе АНС)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 07:06 Альфред Шнитке Гениальная вещь !!! Альфреда Шнитке !! пронизывает до глубины души !! ВСЕМбыстро !!! поверьте !! над
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке Полёт [к/ф «Сказка странствий»]
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке Полёт (К/ф Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:38 Альфред Шнитке Эпилог (Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Сказка странствий
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:34 Альфред Шнитке Мертвые души — увертюра
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:11 Альфред Шнитке полька Шинель
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:14 Альфред Шнитке Зимняя дорога (Музыка для воображаемой пьесы)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:23 Альфред Шнитке Повесть о неизвестном актёре
Читайте также:  Таблицы характера музыки

Источник: https://byhta.com/s/35171055-Alfred_SHnitke_-_Uvertyura_Pod_rozhdestvo_iz_filma_Skazka_stranstvij_Alfred_SHnitke_Muzyka_k_k/

Альфред Шнитке

Альфред Шнитке [июл. 14, 2009|02:43 pm]
Посвящается тем, кого с нами нет.
chtoby_pomnili[flying_cheetah]

Творчество — это беспрерывный экзамен перед собой.Ошибки есть единственная животворная почва для существования искусства

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе Саратовской области, которая в то время называлась АССР Немцев Поволжья. Учиться музыке он начал поздно, в двенадцать лет. Брал уроки фортепиано в Вене (где оказался с отцом-переводчиком) у пианистки Шарлотты Рубер, которая занималась, скорее, не пианистической техникой, а общемузыкальным развитием.

Когда отцу подарили аккардеон, Альфред практически сразу стал сочинять музыку и наигрывать на нём, чем существенно испортил себе технику игры на фортепиано.В 14 лет Шнитке поступил в музыкальное училище имени Октябрьской революции на хоровое отделение. Интересно, что о вступительных экзаменах он узнал совершенно случайно и приготовился фактически за три дня.

Жил Шнитке в Подмосковье и тратил на дорогу больше трёх часов.Преподаватель Василий Михайлович Шатерников заразил его любовью к Скрябину и Рахманинову, которые в конце сороковых — начале пятидесятых считались ещё довольно радикальными.В это время Шнитке пишет в основном произведения малой формы.

Концерт его, с которым в 1953 году  он поступил в консерваторию, написан под влиянием Рахманинова и Прокофьева. Преподаватели отмечали, что это произведение молодого композитора «слишком смелое».

Даже будучи студентом консерватории, Шнитке (как и другие) мог слушать Стравинского только по специальному разрешению. Основные произведения Прокофьева и Шостаковича были в принципе недоступны. Практически та же ситуация была с опусами Бартока, Шенберга и Хиндемита. Между тем, именно музыка Шостаковича и Стравинского больше всего занимает Шнитке в это время. Пытаясь разгадать секреты их мастерства, он пишет теоретические работы, которые во многом способствуют формированию его как композитора. Позднее Шнитке признается, что по типу музыкального мышления ему ближе всего был Шостакович и его «драматический симфонизм».Большую помощь в знакомстве с современной музыкой оказывает ему Эдисон Денисов. То, что многими воспринимается как авангард, для Денисова и Шнитке строгая и ясная музыка. Самым талантливым из своих сокурсников, оказавшим на него влияние, Шнитке считал известного авангардиста Караманова. Услышать произведения Караманова «живьём» можно нечасто, но не так давно его «Реквием» исполняла башметовская «Новая Росия».К 54-55 годам относятся первые опыты Шнитке в  додекафонии. На последних курсах консерватории заметное влияние на Шнитке оказывает Карл Орф, в частности знаменитая «Кармина Бурана». Исполненная на фестиваль молодежи и студентов, она вызвала всплеск интереса к неопримитивизму и неоклассицизму. В этом стиле написана оратория Шнитке «Нагасаки» (дипломная работа), вызвавшая волну критики со стороны Союза композиторов. Первоначально Альфред Гарриевич хотел писать кантату на стихотворение Бориса Слуцкого «Кёльнская яма», но преподаватели не одобрили выбор.Закончив Консерватирию, Шнитке поступает в аспирантуру. Ему заказывают «странные», по его мнению,произведения: «Песни войны и мира», «Поэму о космосе», две оперы: про негров и про борьбу за мир. В результате я Шнитке смело экспериментирует, в частности в «Поэме о космосе» пишет партии для электрических инструментов: эквадина, кампаноллы, терменвокса и электрофортепиано. Неспособность композитора написать всё это в духе, желаемом заказчиком, приводит к тому, что Шнитке попадает в чёрный список Союза Композиторов.Когда в Советский Союз приезжает известный итальянский авангардист Луиджи Ноно, Шнитке и его товарищи по цеху (Караманов, Каретников и другие) не получают приглашения на концерт и вынуждены слушать его, стоя за дверью.Выступление Ноно и беседа с ним произвели сильное впечатление: Ноно посоветовал молодому композитору пристальнее изучать партитуры предшественников, что Шнитке и сделал. Зарабатывал он в основном киномузыкой, постоянно сотрудничал с Ларисой Шепитько (её памяти посвящен второй струнный квартет), Элемом Климовым и Александром Миттой. Киномузыка оказывает на Шнитке неожиданное воздействе — учит его монтировать внешне несходный музыкальный материал. Шнитке вёл активную переписку с западными композиторами: Пуссером, Ноно, Штокгаузеном, которые посылали ему ноты и кассеты с записями недоступной в Союзе современной академической музыки.В 1965 году Шнитке написал по заказу импровизацию и фугу для конкурса Чайковского. Впрочем, на конкурсе её никто так и не исполнил, и только в 1975 году известный пианист Владимир Крайнев включил её в свой репертуар.В 1966 году жена Шнитке Ирина оканчивала Гнесинский институт по классу фортепиано и хотела сыграть «что-нибудь современое». Специально для её экзамена Альфред Гарриевич сочинил Вариации на один аккорд. В 1967 году во время музыкального фестиваля «Варшавская осень» Шнитке познакомился с лидером венгерской музыки — Дьёрдем Лигети. Творчество Альфреда Гарриевича этого времени наиболее «конструктивно» (неслучайно в это время он пишет статью о «мастере конструктивной музыки» Эдисоне Денисове), в этом «конструктивном» стиле создан в частности цикл на стихи Марины Цветаевой. Однако, для Шнитке это только период роста. Как сказал он сам: «Я пытаюсь найти пусть более примитивный и менее гарантированный по качеству, но все же менее «поддельный язык». По моему глубокому убеждению, желание отразить жизненные процессы, отсекая какие-то, казалось бы, ненужные подробности и оставляя некую кристаллическую структуру, неверно». После этого Шнитке создал наиболее значимые свои произведения — Вторую сонату для скрипки, Симфонии, Второй концерт и Квинтет.Будучи человеком творческим, Шнитке черпал идеи для своих произведений из совершенно разных источников. Так интереснейший приём — резкая пауза в разгар нарастания действия — был заимствован им из спектаклей С. Михоэлса, а в основе произведения «PIANISSIMO…» — рассказ Кафки «В исправительной колонии».1969 году Шнитке пишет своё единственное электронное произведение — «Электронный поток». Запись происходила в Музее Скрябина на инструменте, который так и назывался — АНС (Александр Николаевич Скрябин)В 1971 году солист Большого Театра Владимир Васильев предложил Шнитке написать балет «Лабиринты» для солиста и солистки. Первый из пяти эпизодов был представлен на балетмейстерском конкурсе в 1972 году, мужскую партию танцевал Александр Годунов. Музыку и постановку обвинили в «авантардизме». Тогда же по заказу крупнейшего гобоиста Хайнца Холлигера Альфред Гарриевич пишет концерт для гобоя, арфы и струнного оркестра, который был исполнен на Загребском фестивале (определённо, в Югославиии нравы были помягче). Для себя Шнитке называл этот концерт «траурным концертом» — за несколько лет он потерял несколько близких людей, и это нашло отражение в настроении и построении этого произведения.Когда исполнение Первой симфонии Штитке было запрещено в Москве, Геннадий Рождественский продирижировал её в Горьком. Посодействовал этому Родион Щедрин. В симфонии Шнитке использует коллажный принцип, здесь можно найти цитаты из Пятой симфонии Бетховена, марша Шопена, «Пер Гюнта» Грига, «Сказок венского леса» Штрауса, концерта Чайковского, «Летки-Енки», григорианских хоралов, «Прощальной симфонии» Гайдна.В 1972 году умерла мать композитора Мария Иосифовна Фогель. В течение четырёх лет Шнитке пишет фортепианный квинтет, посвященный её памяти.В 1974 году Геннадий Рождественский для своего концерта «Музыка и живопись» предложил Штитке написать музыкальное произведение, навеянное полотнами Клее. Так появился «Жёлтый звук». Исполнение его должно было сопровождаться пантомимой, но тогда так и не состоялось.»Реквием» первоначально писался как музыка к спектаклю театра Моссовета «Дон Карлос». Записывали при этом музыку в Таллине по ночам.В 1982 году, когда Шнитке было сорок восемь лет, он был крещен по католическому обряду.В 1986 году для знаменитого хореографа Джона Ноймайера Шнитке пишет балет по пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».С 1961 по 1972 год Шнитке занимался преподавательской деятельностью, но не испытывал к педагогике ни малейшей привязанности. Любимые композиторы Шнитке Моцарт и «естественный, как природа» Малер. Среди исполнителей, для которых он писал свои произведения, скрипачи Марк Лубоцкий и Гидон Кремер, квартет Бородина. Дирижёры Геннадий Рождественский и Эри Клас многое сделали для популяризации музыки Шнитке.Вокальная музыка и сценические формы никогда особенно не привлекали композитора, зато с детства он мечтал писать произведения для оркестра. Альфред Шнитке неоднократно читал лекции в самых разных аудиториях, рассказывая о современной музыке.Знакомые неоднократно подчёркивали, что по натуре Шнитке — открытый, простой и доступный человек, нисколько не испорченный мировой славой. Кроме того, он отличался большой терпимостью, в том числе, по отношению к «неакадемическим» музыкантам.В 1990 году Шнитке с семьёй уехал в Германию, где преподавал в Гамбургской консерватории. В это же время он обратился к жанру оперы и написал друг за другом «Жизнь с идиотом» (по Виктору Ерофееву), «Джезуальдо» (Венская опера впервые за многие годы заказала оперу современному композитору) и «Историю доктора Иоганна Фауста».Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств. Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств. Альфред Шнитке удостоен премии «Триумф» — императорской премии Японии. Перенёс три инсульта, после последнего был почти полностью парализован, но продолжал писать музыку (в частности, девятую симфонию, посвященную Геннадию Рождественскому). Cкончался в Гамбурге 3 августа 1998 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.В Москве проходит Международный музыкальный фестиваль имени Шнитке, открыт музыкальный институт имени Шнитке. Имя Шнитке носит Саратовская филармония.

Comments:
From: mumrick_uiksare2009-07-14 11:43 am (Link)

(вспелескивая руками)а Губайдуллина?.. разве «не доросла» до «классика»?

From: flying_cheetah2009-07-14 01:32 pm (Link)

Ир, ну, Софья Асгатовна вроде как жива, дай ей бог здоровья. Кстати, у неё одно «л» в фамилии:)))

From: mumrick_uiksare2009-07-15 08:21 am (Link)

ясно, значит «классиком» становятся только посмертно. долгих лет, долгих лет!)вообще-то встречала оба написания.) это я, должно быть, от почтения выбрала двойное «л» — весомей звучит)))

From: annakora2009-07-14 11:57 am (Link)

Спасибо.

From: sibrp2009-07-14 02:35 pm (Link)

Название поста прекрасно, но как же второй последний классик — Свиридов? Судьба распорядилась так, что Георгий Васильевич и Альфред Гарриевич ушли из жизни в один и тот же год. Хронологический интервал здесь, конечно, неприменим. С уходом гениев из физической жизни закончился 20-й век. И больше ничего уже не будет.

From: danielad2009-07-14 05:32 pm (Link)

Действительно, спасибо!

From: amphian2009-08-10 01:34 pm (Link)

Мой любимый композитор. Величайший мастер русской музыки последней трети XX века.

Источник: https://chtoby-pomnili.livejournal.com/338435.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector