Холина Анжелика
Холина Анжелика
Иозас Статкявичюс, Пьер Карден и Анжелика Холина.
Анна Каренина
Иозас Статкявичюс, Даля Бучиене, Анжелика Холина и Мариус Яцовскис
Холина Анжелика
С Мишей Дергачовым — исполнителем роли Сережи в спектакле «Анна Каренина»
Анна Каренина
Премьера спектакля «Анна Каренина», поклоны.
Холина Анжелика
Берег женщин
Пьер Карден и участники спектакля Берег женщин
Хореограф-постановщик
Анжелика Холина — одна из самых известных режиссеров-хореографов Литвы, доцент Литовской Академии Музыки и Театра, основатель театра танца А|CH.
В 1989 г. окончила Вильнюсскую школу балета.
В 1996 г. в Российском университете театрального искусства (ГИТИС) получила специальность режиссера — балетмейстера (курс О.Г. Тарасовой ). Хореографический дебют Анжелики — балет в двух действиях «Медея» (1996 г.) был удостоен премии «Св. Христофор».
Анжелика Холина дважды становилась лауреатом премии Литовского Министерства Культуры «Золотой Крест сцены» за хореографические спектакли «Отелло» (2006 г.) и «Анна Каренина» (2010 г.)
В 2000 г. хореограф Анжелика Холина и Грета Холина (занимающая должность директора театра) основали Театр танца Анжелики Холиной А |CH , который сегодня является одним из самых крупных, профессиональных и успешных театров в Литве.
Спектакли Анжелики Холиной абсолютно разные. Они отличаются интересными режиссёрскими решениями, особым хореографическим почерком, музыкальностью, тонкой эстетикой. Анжелика Холина создала уникальный синтез классического балета, современного танца и актерского мастерства. В спектаклях А.
Холиной вместе с профессиональными артистами балета в сценическом действии принимают участие и актеры драматических театров. Творческая смелость, исполненная смысла эстетика, точно подобранная музыка, костюмы и сценография придает спектаклям особую выразительность настоящего, живого театра.
В течение своего 25 летнего творческого пути Анжелика Холина создала 15 хореографических спектаклей, 2 балета, мюзикл, оперетту, более 100 хореографических миниатюр, стала постановщиком хореографических номеров к операм и фильмам кинокомпании «Warner Brothers».
Миниатюры современной хореографии в постановке Анжелики Холиной с учениками Вильнюсской Балетной школы и Мюнхенской академии танца, награждены Grand-prix и золотыми медалями в международных конкурсах балета в Лозанне, Варне, Москве, Париже, Токио, Нью-Йорке, Стокгольме, Мюнхене и Хельсинки.
С 2008 года Анжелика Холина сотрудничает с Театром имени Евгения Вахтангова, в котором она поставила хореографические спектакли «Берег женщин» (2008), «Анна Каренина» (2012), «Отелло» (2013), «Мужчины и женщины, или Сценарии, по которым живут люди» (2015). Впервые в хореографических спектаклях Анжелики Холиной на сцене драматического театра, без слов, с потрясающей выразительностью жеста и мимики стали играть исключительно драматические артисты.
Как режиссер – хореограф принимала участие в создании спектаклей Вахтанговского театра «Евгений Онегин» (2013), «Минетти» (2015) и «Царь Эдип» (2016), поставленных Римасом Туминасом.
В 2015 году в Большом театре России вместе с Римасом Туминасом в качестве хореографа выпустила премьеру оперы «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича.
В марте 2017 года в качестве хореографа участвовала в выпуске двух одноактных опер — «Царь Эдип» Игоря Стравинского и «Замок герцога Синяя борода» Белы Бартока (режиссер-постановщик Римас Туминас) на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В феврале 2018 — в качестве хореографа выпустила второю постановку на сцене Большого театра — оперу «Пиковая дама» П.И. Чайковского (режиссер-постановщик Римас Туминас).
В июне 2019 — на Международном фестивале античной драматургии в Помпеи в качестве хореографа работала над созданием спектакля «Эдип в Колоне» по пьесе Руджеро Каппуччо (постановка Римаса Туминаса).
В 2011 году Анжелика Холина награждена Рыцарским крестом ордена «За заслуги перед Литвой» в области культуры, а в 2016 году высшей государственной наградой деятелей культуры Литвы, Золотым знаком почета «Неси свой свет и верь».
Источник: http://www.vakhtangov.ru/persones/cholinais
Анжелика Холина: балет без балета
Есть особая прелесть, когда приходится писать о молодом художнике, неважно кто это – певец, танцор, музыкант-исполнитель. Потому что устоявшихся взглядов на его творчество – нет, он ещё полон сил, и наконец, от молодого маэстро можно ждать очень многого.
В этом отношении очень интересно наблюдать за хореографом театра Вахтангова (г. Москва) – Анжеликой Холиной.
- Её жизненная и творческая биография укладывается в жанр мини-описания:
- – 1990г. – Вильнюс (Литва) – явление, пока ещё на свет;
- – 1989г. – окончена Вильнюсская школа балета;
– с 1991г. начала ставить балеты, т.е. – это факт рождения молодого (21 год) хореографа;
– попутно закончила ГИТИС (РАТИ) в Москве в 1996г, создала в Литве – Театр танца Анжелики Холиной (A|CH) – 2000г., а с 2008г. сотрудничает с театром Вахтангова, где её называют режиссёром-хореографом;
– уже успела получить литовский орден «Рыцарский крест» в 2011г., но что гораздо важнее, её учеников (из Вильнюса) уже знают на международных балетных конкурсах, а имя Анжелики Холиной известно в европейских и американских балетных кругах.
Почему театру Вахтангова повезло с Анжеликой Холиной?
История этого театра, тесно связанного с музыкой, необычна, это смешение жанров от классической трагедии до озорного водевиля, это яркие актёры, незабываемые спектакли. Это бурлеск, смех, шутка, но и – глубина мысли и философское начало в то же время.
Сегодня театр – это богатая история и традиции, это режиссёр Римас Туминас. Кроме того, что он талантлив, он ещё и литовец. А это значит, что российским актёрам вольно или невольно «вливается/прививается» некая порция «иной крови». Как режиссёр Р.Туминас стал лауреатом государственной премии РФ и награжден орденом Дружбы народов. Это к вопросу о вкладе Туминаса в российскую культуру.
И вот режиссёр А. Холина попадает в эту среду, и как хореограф получает возможность работать с российскими актёрами. Но возможно, что и она вносит в работу какие-то национальные традиции, по-иному расставляет акценты.
В итоге – изумительная смесь, «коктейль» необычный по вкусу, что всегда было свойственно вахтанговскому театру. Вот и получается, что балетмейстер Анжелика Холина нашла свой театр, а театр получил талантливого режиссёра-хореографа.
О хореографии и исполнителях
В танцевальных спектаклях А.Холиной выступают исключительно драматические актёры, исключение – О.Лерман, у которой за плечами хореографическое училище.
- Описывая эти хореографические «фантазии» в исполнении актёров надо сказать что:
- – работа рук – очень выразительна (а драматические актеры это могут делать хорошо), на работу кисти руки (в соло и ансамблях) надо тоже обращать внимание;
- – о разнообразии поз (и в динамике, и в статике), рисунке, «группировке» тела – заботится хореограф, это её работа;
- – работа ног – тоже достаточно выразительна, но это не балет, это другое, но не менее интересная театральная форма;
– движение актеров на сцене – скорее обычные, а не привычно балетные па. Но они получают какое-то развитие и заострённость.
В обычном драматическом спектакле – таких движений (по диапазону, размаху, выразительности) – нет, там они не нужны.
Значит, отсутствие слова заменяется пластикой тела актера, но балетный танцор такой хореографический «набор» (иногда из-за простоты), скорее всего, выполнять (протанцовывать) – не стал бы. А актеры драмы делают с удовольствием;
– но конечно можно увидеть и рассмотреть и какие-то чисто балетные проявления (вращения, поддержки, шаги, прыжки)
Вот и получается, что на пути от драмы к балету возможны варианты спектаклей без слов, драматического балета и т.п., что Анжелика Холина успешно и талантливо делает.
Кстати, актер А. Нестеренко (вахтанговец) назвал эти представления «танцевальными спектаклями».
Что смотреть
Сегодня в Вахтанговском театре идут 4 спектакля Анжелики Холиной: «Анна Каренина», «Берег женщин», «Отелло», «Мужчины и женщины». Жанр их определён как бессловесные (невербальные) спектакли, т.е. диалогов и монологов – нет, действие передается посредством движения и пластики. Естественно, что звучит музыка, но «танцуют» исключительно драматические актеры.
Видимо, поэтому представления и обозначены не как балеты, а иначе, например, как «хореографическая композиция» или «драма в танцах». В интернете можно найти достаточно масштабные ролики этих спектаклей, а «Берег женщин» – представлен почти полной версией.
- В сети, есть и ролик «Кармен»:
- это спектакль театра балета Анжелики Холиной (A|CH), но работают или точнее «танцуют» в нём – актеры театра Вахтангова.
Ролики «Кармен» и «Анна Каренина» определены как интервью на фоне спектакля, т.е. представлены наиболее яркие фрагменты и высказываются актёры и хореограф:
- Так вот эта форма, когда актёры «танцуют», а потом – говорят, представляется очень удачной, потому что даёт возможность многое понять.
- Что интересного сказала сама Анжелика Холина и её актеры:
- – «спектакль должен быть достоин сцены…, должно быть большое сцепление энергии»;
- – «самый главный критерий, когда артист хочет (работать/танцевать) и когда он – хороший человек»;
– «русские (актёры) чувствуют также, но только в 100 раз больше и глубже, и шире. Это мне подходит. Масштаб их души… русские артисты умеют выразить то, что я хочу»;
– «надо подать все движения и сделать так, чтобы они были ясными». Это скажет актёр Л.Бечевин, а значит, исполнители понимают, какой смысл и содержательность должно нести хореографическое начало, и зритель это может увидеть и понять;
– «их (актёров) не заставишь делать на сцене то, что они не понимают, а значит, каждый шаг должен быть оправдан». Это снова слова хореографа.
О музыке и остальном
Роль музыки у А.Холиной – велика. Музыка многое договаривает, подчёркивает, выделяет и поэтому музыкальной материал, иначе как высокой классикой не назовёшь.
В «Кармен»- это Бизе-Щедрин, в «Анне Карениной» – ярко-театральный Шнитке. В «Отелло»- музыка ДжАдамса, а «Берег женщин» – песни Марлен Дитрих о любви на английском, немецком, французском и иврите.
«Мужчины и женщины» – использована музыка романтических классических балетов. Тема представления – Любовь и сценарии, по которым живут люди, а значит это попытка сказать о самых высоких чувствах средствами искусства иными, чем слово и, может быть, найти её иное понимание.
В «Отелло» сценическая наполненность достигается за счёт количества танцоров и масштабной символической конструкции в виде шара.
В последних спектаклях «Отелло» и «Берег…» – возрастает роль массовых сцен, словно хореограф входит во вкус.
И ещё маленький, но весьма показательный штрих: когда Анжелика Холина рассказывает о спектакле, актёрах, то невольно бросается в глаза её «прибалтийская» сдержанность. Но как же все это контрастирует с динамикой движения, страстями, эмоциями её спектаклей. Вот уж действительно – небо и земля!
Сегодня, когда звучат слова о современном балете, то речь может идти об очень разных представлениях. И многое зависит от режиссёра, создателя спектакля и актёров, с которыми он работает. А уж если маэстро-постановщик не обделён талантом, то мы просто сталкиваемся с новым явлением в театральном жанре, что ярко видно на примере хореографа Анжелики Холиной.
- А самый последний совет: начните знакомство с Анжеликой Холиной с её спектакля «Кармен», а дальше – только удовольствие и наслаждение.
- Александр Бычков.
Источник: https://music-education.ru/anzhelika-holina/
Анжелика Холина: “Я – счастливый человек!” Интервью с режиссером и хореографом
3 июня в кинотеатре Чикаго “Music Box” состоится показ спектакля Московского театра имени Вахтангова “Анна Каренина” (серия “StageRussia HD”, продюсер – Эдди Аронофф). Хореограф-постановщик спектакля – Анжелика Холина. В эксклюзивном интервью вашему корреспонденту она рассказывает о том, как ей работалось с вахтанговскими актерами, что ей больше всего хочется поставить и почему нужно смотреть все ее спектакли.
Краткая биографическая справка. Анжелика Холина. Хореограф-постановщик. Родилась в Вильнюсе. Училась в Вильнюсской школе балета и Российском институте театрального искусства (ГИТИС). Основатель Театра танца А|CH. Доцент Литовской академии музыки и театра.
В репертуаре Театра имени Вахтангова идут четыре спектакля Холиной: “Берег женщин” (2008), “Анна Каренина” (2012), “Отелло” (2013), “Мужчины и женщины, или Сценарии, по которым живут люди” (2015).
Как режиссер-хореограф принимала участие в создании спектаклей Римаса Туминаса “Евгений Онегин“ (2013), “Минетти“ (2015) и “Царь Эдип“ (2016).
- Как в вашей жизни появился театр Вахтангова? С чего все началось?
- Началось все с того, что восемь лет назад театр Вахтангова возглавил литовский режиссер Римас Туминас. Для меня эта новость была очень приятной. Мы с сестрой как раз приехали в Москву, где я училась. Я решила зайти к нему и попросить показать на вахтанговской сцене спектакли моего литовского Театра танца. Хотела в первую очередь, чтобы их увидели мои педагоги, у которых я училась в ГИТИСе. Я рассказала ему про мою идею, а он сказал: “Да, гастроли возможны, но сначала поставьте у нас спектакль”. Так возник “Берег женщин” на песни Марлен Дитрих – первый танцевальный спектакль на сцене театра Вахтангова, сделанный силами драматических актеров, и первый спектакль, поставленный при Туминасе. После успеха Туминас предложил “Анну Каренину”. Этот спектакль я поставила впервые в 2010 году в Вильнюсе. Туминас приходил на премьеру. Там танцевали актеры его Малого театра, женские роли исполняли балерины, мужские – драматические актеры. Туминас предложил перенести этот спектакль на сцену театра Вахтангова, попросив сделать его “более развернутым”. Я придумала более масштабный и академический вариант.
- В какой степени этот “масштабный и академический вариант” повторяет ваш вильнюсский спектакль семилетней давности?
- Структура спектакля неизменна, только некоторые движения и комбинации внутри другие, потому что кроме образов героев я всегда отталкиваюсь от артистов, с которыми работаю. Своей “физикой“, своими возможностями они диктуют мне варианты выразительных средств. Мне интересно лепить образы, помогать драматическим актерам превращаться в танцоров. В моих спектаклях они делают сложнейшие па, не имея при этом школы, но в итоге танцуют, как будто являются профессиональными танцорами. На роль Анны я взяла Ольгу Лерман и вытащила из нее все, что она может и не может.
- Да, но Ольга все-таки училась в Хореографическом училище. А как вы работали с вахтанговскими актерами, которые никогда в жизни не танцевали? Например, с Князевым – драматическим актером, никогда не работавшим в такой стилистике?
- Ольга училась хореографии, но пять лет после окончания училища она не танцевала и никогда не думала, что когда-нибудь ей придется это делать. Навыков у нее больше, чем у других, но пришлось немало поработать. Рост у нее небольшой, надо было сделать высокую, выразительную фигуру, придумать все переходы, которые очень важны в танце… Русские актеры имеют две хорошие черты – они любопытные и смелые. Я понимала, что Князев не хотел оказаться в каком-то неловком положении. Ему надо было проверить, что я ему предложу. Я не ждала от него пируэтов и поддержек. У него есть другие выразительные средства: фигура, стать, руки, взгляд. Все это я использовала, и родился Каренин, которого он принял.
- Принял и сам увлекся…
- Еще как! Он до сих пор эту роль играет с большим удовольствием и никому не отдает. Она его держит в форме, в тонусе. Как говорила прекрасная Ирина Купченко, мой жанр хореографического спектакля гораздо выразительнее драматического театра. Этот жанр близок к кино. Актеры должны передавать все эмоции, всю палитру чувств без слов, а только глазами, позами, движениями. Поэтому у актеров, которые успешны в кино, особенно хорошо получаются роли в моих спектаклях.
- В одном из интервью вы сказали, что “Анна Каренина” — спектакль о тоске по любви. Как вам кажется, возможен ли был другой финал романа?
- Все мои спектакли – о тоске по любви. Я снова и снова обращаюсь и препарирую это сложное чувство сама для себя… Мне кажется, исход мог быть только один. Трагедия была предопределена — жаль, но невозможно сопротивляться разрушительной силе человеческого эгоизма…
- Одной из самых удачных находок в спектакле стала музыка Шнитке. Как у вас возникла идея совместить, казалось бы, несовместимое: Шнитке и Толстого?
- Я сама до сих пор не понимаю, как это получилось. Музыка пришла ко мне сама. Я послушала фрагмент из Кончерто гроссо Шнитке, представила себе дуэтную сцену, и музыка стала “плыть” ко мне. Большая удача, что я смогла из произведений одного композитора найти все сцены в музыке, которые нужны мне по сюжету. Музыка Шнитке — музыка гения… Меня спрашивают, как рождается спектакль? Не знаю. Все приходит само собой. Так и с музыкой. Я ее собрала за полторы недели.
- Вы не можете объяснить, как рождается спектакль. А как рождается хореография? Приходя на сцену, у вас в голове уже есть какие-то движения или вы идете методом проб и ошибок, работая на сцене с исполнителями?
- По-разному. Я никогда не готовлюсь к репетициям, но знаю, о чем хочу поговорить в сцене, которую мы должны репетировать. Когда я беру конкретный материал, я стараюсь раскрыть автора, а не себя, пытаюсь донести его взгляды и идеи.
- От замысла до воплощения – дистанция какого размера? Первые наброски сильно отличаются от окончательного варианта?
- Нет. Я все делаю сразу, без экспериментов. Актерам нужно очень точно и хорошо показать. Если буду менять, искать, то они растеряются и вообще не зафиксируют комбинации. Я знаю эту специфику и поэтому ставлю сразу. И сама я не люблю долгих поисков. Ты должен очень хорошо знать, чего хочешь. Я всегда это знаю.
- После премьеры вы вносите какие-то изменения в спектакль, или он все время идет в первоначальном варианте?
- Редко… Бывает, я вношу минимальные изменения, которые могут принести что-то существенное в готовый вариант. Дорабатываю то, что уже поставлено. Я дожидаюсь того момента, когда актеры обживают полностью спектакль. Где-то год еще надо быть рядом и репетировать, пока они не почувствуют спектакль своим. Тогда я уже могу их оставить.
- Премьера “Анны Карениной” состоялась в 2012 году. Сейчас, глядя на спектакль из 2017 года, вы бы что-нибудь изменили в нем?
- Нет, он спокойно живет в форме, в какой был поставлен, и ничего не просит.
- Хореография имеет границы? Все ли произведения литературы можно поставить этим языком?
- Нет, мне кажется, все поставить этим языком нельзя. Не все произведения поддаются именно этому жанру. Сложно прыгать через время. История должна быть рассказана, как сказка: “жили-были“, “произошло это“, “случилось то“…
- Вы ставите хореографические спектакли, балеты, оперы, мюзиклы. Какой жанр вы считаете наиболее комфортным для себя?
- Все жанры, кроме тех, в которых я себя еще не пробовала. На будущее я оставляю постановку драматического спектакля.
- Правда, что при создании вашего Театра танца за основу вы взяли образец Вуппертальского театра танца Пины Бауш?
- Нет, конечно. Зачем мне другие примеры, если у меня свой мир? Я никогда не создавала себе кумиров. Мой отец всегда говорил мне: “Никогда не смотри на других. Делай все сама”. Я так и делала. Я есть я. И все. Точка. Я отвечаю за каждое движение, дыхание, каждую сцену, за все, что создано в моих спектаклях. Мне не нужно никаких вдохновений со стороны. Я работала так всю жизнь. У меня нет одного стиля. Мои спектакли стилистически все очень разные. Стиль спектаклю диктует тема. Если бы вы посмотрели мои другие спектакли, вам бы показалось, что их ставил другой человек.
- Вы приглашаете балетмейстеров со стороны или работаете только сами?
- Я пробовала приглашать других хореографов, но столкнулась с тем, что мой авторский театр интересней литовской публике, нежели спектакли приглашенных режиссеров. Наверное, в своем театре я должна ставить сама.
- Это только танцевальный театр?
- Я свой театр создала в 2000 году, после пяти лет работы приглашенным хореографом в других театрах. Я соединяла в своих спектаклях людей разных профессий. Этого раньше в Литве не было никогда. Тогда я свой театр назвала Театром танца, хотя, говоря о моих спектаклях, лучше не искать названия. Я люблю живой театр и стараюсь, чтобы мой театр был именно таким – ЖИВЫМ! Я хочу, чтобы человек пришел в зрительный зал, сел на свое место и его бы захватила магия театра, чтобы он чувствовал правду о жизни со сцены и чтобы эта правда его волновала. Я хочу своими постановками попасть в душу человека.
- Когда у вас появился интерес к балету?
- Сколько я себя помню, я всегда была уверена в профессии хореографа. В четыре года отец отвел меня в балетный кружок. Все, чему я там училась, я переносила в детский сад. В пять-шесть лет ставила на елке танцы гномиков и снежинок. Учась в балетной школе, я тоже ставила балетные номера. В девятнадцать лет меня приняли в ГИТИС, хотя по правилам я должна была иметь пять лет стажа артистки балета… Я все время была в профессии. Профессия выбрала меня. Я считаю, что мне очень повезло. Я живу, как на каком-то курорте, в гармонии с собой, миром и тем, что я делаю.
- Если бы вам дали идеальные условия, кучу денег, площадку и сказали поставить все, что вы пожелаете, каким был бы ваш спектакль? По какому произведению?
- Я бы сделала открытие Олимпиады.
- Неожиданный ответ!
- Да. Сама. Одна… Я просто люблю масштаб! Наверное, поэтому мне очень нравится ставить оперы, потому что в них можно соединять грандиозность музыки и огромные составы артистов. Опера предполагает большие пространства. Поэтому, если вы спрашиваете про что-то особенное, то это церемония открытия Олимпиады.
- Вы видели киноверсию “Анны Карениной”?
- Пока нет, но очень бы хотела посмотреть. Мне говорили, что все очень хорошо, красиво и драматургически точно снято.
- Я могу это подтвердить. Как вам кажется, насколько киноверсии отражают замысел художника, или все-таки многое теряется при переносе спектакля со сцены на экран?
- Конечно, спектакль имеет драматургию. Если он выразительный, умный, глубокий, то с какого ракурса не снимай, все равно проявится то самое зерно, которое в нем заложено. Я никогда не боюсь отдавать спектакли на запись для кино или телевидения.
- Если продюсер проекта “Stage Russia” Эдди Аронофф скажет, что хочет еще какой-нибудь ваш спектакль показать в кино, какой будет ваш ответ?
- Пожалуйста. Подходят все! Они все “полнометражные”, можно снимать все.
- В настоящее время в репертуаре Вахтанговского театра идут четыре ваших спектакля. А с Римасом Туминасом вы работаете и “на стороне“. В прошлом году поставили с ним “Катерину Измайлову“ в Большом театре. То есть на своем театре не замыкаетесь? Открыты к сотрудничеству?
- Да, конечно, мне интересно все, и я могу все. Мой график расписан надолго, но я люблю оставлять в нем “окна“ для того, что может “упасть с неба“, то есть для какой-то неожиданной и интересной работы.
- 3 июня в Чикаго будет показ “Анны Карениной“. Представьте, что вы выходите к зрителям и представляете спектакль. Что вы скажете перед открытием занавеса?
- Ничего. Не люблю отнимать у людей их собственные впечатления. Не люблю настраивать, объяснять. Ничего не скажу… Кстати, в следующем году в Чикаго планируются гастроли моего мюзикла “Легенда о любви Барбары Радвилайте и Сигизмунда Августа”.
- Отличная новость. Жду с нетерпением!.. Хорошо, до спектакля вы ничего не скажете. А после? Если после спектакля к вам подойдут зрители, чтобы обсудить увиденное?
- Я не против, но чаще всего зрители пребывают в шоке. Настоящее обсуждение происходит примерно через час… Почему-то так бывает.
- В конце интервью я обычно спрашиваю у своих героев, не хотят ли они что-нибудь добавить из того, о чем я не спросил. Спрошу об этом и у вас.
- Напишите, что я очень счастливый человек. И все. Больше ничего не надо.
Nota bene! Спектакль “Анна Каренина” демонстрируется 3 июня в 11.
30 am в помещении Music Box Theatre по адресу: 3733 North SouthportAvenue, Chicago, IL 60613. Справки — по телефону 773-871-6604. Заказ билетов – на сайте https://www.musicboxtheatre.com/order/add-tickets/10463. Все новости о проекте “Stage Russia HD” — на сайте http://www.stagerussia.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1-2. Анжелика Холина. Фото – Паулюс Гасюнас
Фото 3. Анжелика Холина. Фото из личного архива А.Холиной
Фото 4. Анжелика Холина – Кармен. Фото из личного архива А.Холиной
Источник: http://sergeyelkin.blogspot.com/2017/05/blog-post_22.html
Анжелика Холина: “Живу по принципу “здесь и сейчас“
Творческий тандем Римаса Туминаса и Анжелики Холиной хорошо знаком завсегдатаям Театра им. Е. Вахтангова, в котором с 2007 года литовский режиссёр работает в качестве художественного руководителя. Однако и музыкальные театры не обделены вниманием этого творческого союза. Так, в позапрошлом сезоне Римас Владимирович представил оперу «Катерина Измайлова» на музыку Д.Д.
Шостаковича в Большом театре, в сезоне 2016-2017 в репертуаре Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко появились оперы «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода», а в Большом театре 15 февраля 2018 года состоялась премьера новой версии «Пиковой дамы».
И каждый раз Римас Туминас работает с одной и той же командой, где хореографом-постановщиком выступает именно Анжелика Холина.
Анжелика Холина родилась 30 июля 1970 года в Вильнюсе. В возрасте четырёх лет девушка начала заниматься балетом в одном из кружков родного города, в 1989 году окончила Вильнюсскую школу балета, а двумя годами позже, в возрасте 21 года, впервые попробовала себя в роли хореографа-постановщика.
В 2000 году в Литве создаётся Театр танца Анжелики Холиной (A | CH), а с 2008 года она постоянно сотрудничает с Театром им. Е.Вахтангова, где выступает хореографом в спектаклях Римаса Туминаса, но также ставит и свои собственные спектакли.
Дважды она становилась лауреатом премии Литовского Министерства Культуры «Золотой Крест Сцены» за свои хореографические постановки: в 2006 году за «Отелло» и в 2010 году за «Анну Каренину».
В 2011 году президент Литвы вручила ей орден «Рыцарский Крест» за заслуги в развитии культуры Литвы, а в 2015 году Анжелика получила высшую государственную награду деятелей культуры Литвы – золотой знак почёта «Неси свой свет и верь».
На сегодняшний день, Анжелика Холина – одна из самых известных хореографов Литвы. Её постановки, созданные для начинающих танцовщиков из Литвы и Германии, были отмечены многочисленными премиями на различных крупных балетных конкурсах всего мира: Лозанны, Варны, Москвы, Парижа, Токио, Нью-Йорка.
Её имя известно в европейских и американских балетных кругах. В её послужном списке пятнадцать хореографических спектаклей, два балета, более ста хореографических миниатюр, мюзикл и оперетта, она ставила хореографические номера для оперных спектаклей и фильмов кинокомпании «Warner Brothers».
Если говорить о её творческом подходе, то все спектакли Анжелики неизменно отличает один и тот же принцип – необыкновенный синтез драматического искусства и балета. Благодаря этому, в её работах исключительным образом переплетаются элементы классических па, современного танца, драмы.
По словам хореографа, выбор выразительных средств, танцоров и актеров зависит только от темы постановки. “Я забочусь не о стиле, а ищу выразительные средства. Либо волнует то, что происходит на сцене. Либо не волнует. По такому принципу делаются все мои спектакли.
Их нельзя друг с другом сравнивать. Я могу ставить как угодно. И классические балеты тоже. Тема диктует стилистику.
Мне, в первую очередь, важно, понял ли зритель что-то, был ли тронут, заставила ли я его быть лучше? Увидел ли он в спектакле самого себя?» – говорит Анжелика, отвечая на вопрос о своём стиле.
В Москве с творчеством Анжелики Холиной можно познакомиться, в первую очередь, в Театре им. Е.Вахтангова. В разное время в его репертуар входили четыре полноценных спектакля, в которых Анжелика выступила одновременно и режиссёром, и хореографом.
«Берег Женщин», 2008 год
Хореографический спектакль «Берег женщин» вплоть до этого сезона можно было увидеть на сцене Театра им. Е.Вахтангова. Он представляет собой истории женщин, ставших изгнанницами в результате войны. Волею судьбы все эти женщины были вынуждены покинуть родные дома, привычную жизнь, спасаясь от катастроф и насилия.
Все они встречаются в кафе на набережной, к которой пристал их корабль. У каждой из них своя история: у кого-то это воспоминания; кто-то, напротив, живёт здесь и сейчас, кокетничая с проходящими мужчинами и официантами; кто-то мечтает… Спектакль соткан из песен Марлен Дитрих, а рассказ ведётся на языке танца.
Так, в памяти остаются душераздирающая история «Shir Hatan”, в каждом жесте и взгляде которой читается боль утраты и осознание того, что ничего уже не вернуть; воздушная и невероятно игривая и лёгкая «Meine blondes Baby”; щемяще-страдающая от страха и боязни того, что будет дальше, немецкая версия «Не покидай меня» («Bitte geh nicht fort”).
«Анна Каренина», 2012 год
Спектакль «Анна Каренина» до сих пор регулярно идёт в театре им. Е.Вахтангова и, как отмечают многие зрители, является одним из самых эмоционально сильных произведений, созданных Анжеликой Холиной.
Возможно, отчасти это связано с тем, что главную роль исполняет актриса, у которой за плечами профессиональное балетное образование.
Ольга Лерман, ученица Бакинского хореографического училища и выпускница Краснодарского хореографического училища, получив диплом в знаменитой Щуке, была принята в труппу Театра им. Е.Вахтангова, где партия Анны Карениной и стала настоящим открытием данной актрисы.
Ей удалось создать одновременно хрупкую и очень сильную Анну. Она жаждала счастья и любви и, найдя их, упивалась ими. Анна Ольги постоянно стремилась жить «на полную», не принимая ничего полу-… ни получувств, ни неярких эмоций: если любить, то любить; если страдать, то страдать…
Удивительное переплетение невероятной музыки Альфреда Шнитке, которая восхитительно точно и чётко передавала эмоциональное состояние героев; любопытной и интуитивно понятной хореографии, представляющей собой одновременно и академический танец, и контемпорари; прекрасной игры драматических актёров, которым было достаточно жеста и взгляда, чтобы создать образ…. В этом спектакле на конечный результат играло абсолютно всё, вплоть до света и прожекторов, высвечивающих тех или иных героев.
Невозможно не отметить и потрясающую находку Анжелики Холиной. Все мы знаем, что Анна Каренина покончила жизнь самоубийством, бросившись под поезд, но в спектакле Театра им. Е.Вахтангова этот поезд изображают те, кто когда-то были друзьями и близкими Анны, то есть так называемое светсткое общество.
«Отелло», 2013 год
Следующей хореографической работой, которую представила Анжелика Холина на сцене театра на Старом Арбате, стал спектакль «Отелло».
О своей идее она говорит следующее: «В театре мне хочется говорить о любви, взаимоотношениях и судьбах людей, поэтому я выбрала «Отелло» – великое произведение Шекспира, где он изобразил страшную, поистине потрясающую трагедию человека, который убил самое дорогое ему существо и лишил свою жизнь всякого смысла».
Для этого она прибегает к уже знакомым нам всем средствам: синтезу драматического мастерства, академического танца и современной пластики. И вновь главную женскую роль исполняет Ольга Лерман, создающая совершенно искренний и неподдельный образ юной Дездемоны, бесконечно влюблённой в своего мужа, готовой принимать его «и в радости и в горести».
Певучие руки, невероятно выразительные глаза, буквально излучающие счастье в начале и совершенно потухшие в конце спектакля, лишь усиливают эффект. Полнейшее ощущение разорванной в клочья вывернутой наизнанку души, голова, которая даже после закрытия занавеса, остаётся там, в этой истории любви, ревности, тщеславия и предательства.
Во время финальной сцены можно услышать всхлипывания зрителей, настолько эмоционально музыка, пластика и актёрская игра достигли каждого, кто находился в зале.
И если в антракте первого действия то там, то тут можно было услышать разочарованные комментарии «Нет, «Анна Каренина» будет посильнее и поинтереснее!», то после второго акта все расходились практически в полнейшем молчании, потрясённые увиденным.
И уже только в районе метро можно услышать первые робкие попытки выразить словами то, что в этот вечер актёры передали танцем и движениями. Потрясение? Скорее всего. Разве это не показатель?
«Мужчины и женщины» (или «Сценарии, по которым живут люди»), 2015 год
Последним полноценным спектаклем, поставленным Анжеликой Холиной, стал «Мужчины и женщины» на музыку Чайковского, Шопена и других композиторов.
Основная идея выражена уже в названии – это истории взаимоотношений между мужчинами и женщинами на каждом из этапов их жизни: от раннего детства до глубокой старости, от первого интереса к противоположному полу до семейной рутины и быта через любовь, «притирку» и страсть.
«Любовь – не романтическое всеобещающее чувство. Это столкновение двух разных природ, женской и мужской. Огромным разрушительным оружием в отношениях является ЭГО человека, поэтому любовь часто приносит людям только боль.
Мужчинам и женщинам надо учиться быть вместе и до конца бороться за свою любовь, даже когда их природная несовместимость становится невыносимой», – рассказывает Анжелика Холина.
Создателям удивительным образом удалось показать совершенно различные варианты обеих сторон: от скромниц до девушек-королев, которые ни на секунду не готовы расстаться со своей короной, от обходительных юношей до зацикленных на себе метросексуалах. И хоть каждый герой несколько гиперболизирован и утрирован, ни один из них не выглядит пошло и вульгарно.
Напротив, ни в одном из случаев грань потрясающего юмора и безвкусицы не перейдена, что бывает, увы, крайне редко в премьерах последнего времени. «Трагическая комедия», как характеризует своё детище режиссёр, получился, напротив, невероятно трогательным, но при этом с хорошей иронией, спектаклем, где отдыхаешь душой, но при этом после него начинаешь задумываться.
А разве не для того нужно искусство?
Какие спектакли ждать в ближайщее время? «Я не знаю, что будет завтра. Живу по принципу «здесь и сейчас». Я открыта для жизни, для завтрашнего дня, не загадывая и не придумывая наперед.
Я создаю себе некий комфорт, но, когда надо, мгновенно концентрируюсь. Стороны моей жизни – личной и профессиональной – не смешаны. Я свободна.
Я бы хотела, чтобы люди не теряли веру в театр, ведь он показывает какие мы и напоминает, что мы смертны…»
Источник: https://www.vocidellopera.com/single-post/angelica-kholina
Анжелика Холина поставила спектакль "Мужчины и женщины" в Театре имени Вахтангова
07.10.2015 | 10:21
Хореограф и режиссёр Анжелика Холина семь лет назад дебютировала на сцене Театра имени Вахтангова спектаклем «Берег женщин», потом были «Анна Каренина» и «Отелло».
Толстовские и шекспировские страсти артисты испытывали молча – в танце. К открытию Новой сцены Вахтанговского театра хореограф подготовила новую постановку — «Мужчины и женщины».
По словам автора, это «несколько сценариев, по которым живут люди».
Анжелика Холина уже в четвертый раз работает с вахтанговцами. Но на Новой сцене впервые. Идея устроить парад премьер принадлежала художественному руководителю театра Римасу Туминасу. Поэтому он – в числе первых зрителей. Анжелика Холина признаётся, что рассказать о вечных ценностях языком хореографии она мечтала давно.
«Всегда интересно, что происходит в жизни между мужчинами и женщинами, — говорит режиссер-хореограф и автор либретто Анжелика Холина. — И конечно, это мое мировоззрение, и этот спектакль соткан из моих наблюдений. Мне хотелось, может быть, людям показать свою точку зрения на то, что такое любовь».
В двух актах — буря чувств и эмоций. Десять актеров, разные человеческие типажи: пять мужчин и пять женщин проходят через все этапы отношений — от знакомства до измены и разрыва. Здесь есть романтика, соперничество, кокетство и дикая страсть, как в сцене с участием Дмитрия Ендальцева и Анны Чиповской.
Дмитрий Ендальцев – приглашенный актер театра. Он рассказывает, что сложнее всего ему было освоить классическую хореографию.
«Побороть собственное тело, наверное, побороть лень собственного тела, делать такой физический объем, потому что мы актеры – люди, не танцующие, не балетные. Мы не привыкли быть такими дисциплинированными, наше тело не привыкло быть таким», — говорит Дмитрий Ендальцев.
Анжелика Холина, кстати, сама подбирала музыку к спектаклю – отрывки из балетов Чайковского и Адана. Она не только совместила балетные па с обычной, бытовой пластикой, но и привнесла долю юмора.
Из декораций – лишь табуретки и импровизированная кровать из подушек. Это лаконичное оформление придумал Мариус Яцовскис. С Холиной он сотрудничает уже более 20 лет. Друг друга они понимают с полуслова. «Она всегда знает, чего хочет на сцене.
Спустя 20 лет после всех работ мы даже не пускаемся в длинные дискуссии по поводу декораций, как должна выглядеть сцена», — отмечает художник-сценограф Мариус Яцковскис.
Обычно на предпремьерном показе режиссеры вносят какие-то коррективы, но Анжелика Холина уверена, что поправок не будет. Все готово к премьере.
- «Я работаю без ошибок», — говорит Холина.
- Новости культуры
Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/142642/
Режиссер-хореограф Анжелика Холина: Живу по принципу здесь и сейчас
Спектакль обещает стать значимым событием театрального сезон. В 2012 г. спектакль Холиной «Анна Каренина» в театре им. Евг. Вахтангова был номинирован на «Золотую Маску».
— Вы давно в Москве?
— Я живу в Москве год. Мне всегда нравился город. Вообще-то я здесь с 18-ти лет – училась в ГИТИСе, периодически приезжала, потом работала в Вильнюсе, и снова судьба повернулась так, что я приехала надолго…
— Что произошло?
-Я люблю много работать, люблю масштаб, люблю ставить большие спектакли. Москва – город с потенциальными возможностями. Я попала в эпицентр, потому что я работаю в театре Вахтангова — одном из самых лучших в Москве, ставлю здесь свой третий спектакль… Меня пригласил Туминас.
5 лет назад я ставила «Берег женщин», пару лет назад – «Анну Каренину». Я работала «наездами» в Москве по его приглашению. Но, кажется, я все время была здесь, и поэтому сейчас живу – без напряжения, работаю – с удовольствием, я знаю, что должна жить в этом городе.
Если вы спросите о привязанностях, то я еще очень люблю жить в Литве, а работать все-таки в Москве, и еще отдыхать – в любой точке планеты, где захочу. Мне это нравится. Я люблю постоянную новизну. И хорошо понимаю свою натуру.
Так что для дальнейших предложений я тоже открыта, и приму их легко.
— Где вам сложнее работать?Карьера сложилась быстро и успешно в Москве и в Вильнюсе…
— Сейчас не сложно уже нигде. Я уверена в том, что делаю. Если же уверенности нет, я не берусь, потому что мне нужен результат, который я запланировала и хочу. И я не хочу ошибок. Каждый человек, по-моему, интуитивно понимает и предчувствует результат. Я вслушиваюсь в себя, и только потом берусь за работу, точно зная, что сделаю ее хорошо.
— Помогает ли вам город понять себя?
— Когда я была студенткой, я боялась города. Подолгу не выходила из дома. Мне казалось, что Москва – это серые здания, бегущая масса людей… Я не была влюблена в Москву, как сейчас. Контраст я почувствовала 5 лет назад, когда мы с сестрой приехали к родственникам, и я поняла, что все уже по-другому.
Ушло ощущение страха, другим стало все вокруг, я выросла, Москва перестала давить… В каждом городе нужно иметь свои любимые места. У меня они есть. Я обращаю внимание на старую городскую архитектуру. Ведь люди всегда видят, что они хотят для себя. В городе легко переключить сознание на желаемое.
Поэтому мне очень нравится старая Москва, улочки, где есть атмосфера. Мне нравится водить машину здесь. Я никогда не стою в пробках, потому что понимаю, когда и где нужно проехать. Я люблю европейского типа кафе. Мне не нужен пафос. Нужен уют, я люблю общаться и в этом городе можно встретить много интересных людей.
Не привыкла видеть проблемы, чувствую себя оптимистично и счастливо. Умею не видеть, что и вправду плохо. Это ведь вопрос выбора – каким видеть мир. Все в голове…
— Что для вас значит ваша работа?
— Я просто умею ее делать, и все. Я занимаюсь танцем с 4 лет. Началось все рано, я успешно вошла в профессию. Сначала танцевала в кружке, потом поступила в балетную школу. Плавно перешла в другую профессию – случай… Меня не взяли в Театр Оперы и балета. Отец предложил попробовать поступить в ГИТИС.
И у меня все получилось. И еще я никогда не чувствовала страха перед постановками. Это немаловажно. Мой первый балет был поставлен в Национальном театре оперы и балета Литвы. Мне в ту пору было 24 года. И потом все пошло само-собой. Я даже не задаю себе вопросы в отношении профессии. Я делаю то, что умею.
И все!
— Поддерживают ли вас родители?
— Мои родители — прекрасные интеллигентные люди. С детства благодаря им я посещала театры, выставки. Мы были близки к театру. Папа – художник, архитектор. Мама – с невероятным чувством прекрасного. В советские времена когда все было в дефиците, в нашем доме этого не чувствовалось, так она умела изысканно все сотворить. Мы с сестрой жили в постоянной красоте и мнимом достатке…
— Как вы планируете свой отдых?
— Моя профессия для меня – отдых. Последний двойной отдых был в Прибалтике. Я привезла московских артистов в Палангу, и мы репетировали новый спектакль «Отелло», который скоро выйдет в театре Вахтангова. Паланга – курортный город. Мы репетировали, отдыхали, были очень довольны и практически счастливы.
Что касается других поездок, то мы с сестрой, как правило, едем куда-нибудь зимой. Я люблю лето, солнце, и пытаюсь хотя бы один месяц в год себя ничем не занимать. И каждый раз осваиваю новое место на планете. Еще у нас есть манера поехать неожиданно в Европу, собравшись на выходных.
Придумаем, например, полететь в Амстердам завтра, и так делаем. По ощущениям – хочется, и едешь.
— Как происходит процесс работы?
— Всегда по-разному. «Кармен» я делала на русских артистов, это большой спектакль. Пошли слухи что я собираю труппу и артисты сами ко мне потянулись на пробы. Они хотят со мной работать и это облегчает ситуацию. Ничего никому не нужно доказывать.
— В чем ваша личная сила?
— Наверное, в том, что я знаю, чего хочу. Могу организовать людей, дать им уверенность, это то, что есть у меня самой. Очень важно понимать, что артист откроется, когда подходишь к нему с любовью и уважением. Чувствуешь – и происходит обмен. Я все делаю через любовь, красоту. Я просто всегда хотела работать, не боялась конкуренции.
Даже когда в 98-м году мне запретили закончить одну постановку в Национальном театре оперы и балета, я пошла в Национальный Драматический театр к Римасу Туминасу, и тогда я сделала первой то, что и до сих пор продолжаю этот опыт — на одной сцене соединяю драматических актеров и артистов балета.
Когда несколько лет спустя мы с сестрой приехали к родным в Москву и зашли в театр Вахтангова поздороваться с Туминасом, он снова пригласил меня. И я поставила «Берег женщин» на песни Марлен Дитрих. Это был поворот в моей жизни. Но очень естественный. Мне нравится работать с русским театром.
Это – глубокие театральные корни, культура, традиции. В России также образованные интеллигентные зрители. И очень хочется строить диалог со сцены. Мы ездим на гастроли. Были в Омске, Ярославле, Новосибирске, только что вернулись из Кубы. График развивается. Я показала «Берег женщин» и «Кармен» в Литве. Там всегда очень ждут мои работы.
Я люблю работать с русскими актерами, они — другие. Темперамент другой, масштаб внутренний. Русская душа – это орган, именно орган, абсолютно конкретное в человеке, такая чаша. В Москве высокая конкуренция, все варятся в этом, хотят, придумывают, строят планы, здесь другое стремление, сила. И мне это очень нравится.
Мир вокруг меня я научилась контролировать, я понимаю свое новое качество. И нарабатываю потенциал. Зрителей не обманешь, они тонко чувствуют…
— В чем особенность московских зрителей?
— Мои спектакли для чувствительных людей. Люди считывают то, что я хочу сказать. Принимают очень хорошо. И плачут. И не было ни одного спектакля без бурных оваций стоя. Я работаю в Москве в новом жанре. Понимаю, что больше так никто не делает. Спектакли разные, но все они – красивые. Для меня очень важна эстетика. Это имеет большую силу.
Создать красоту на сцене очень сложно. Но я как раз этим и занимаюсь. Сценография, костюмы, красивые люди, смысл на сцене. Все очень важно. Люди должны идти не «на имя», где стоит на сцене стол, 2 стула и говорят «две звезды». Люди должны получить красивое смысловое зрелище. Эмоции. Я хочу воспитывать публику. И не могу изменить себе.
— Чем отличается работа в литовском театре?
— Надо сказать одну важную вещь – в Литве театр славен режиссером. Всех ведущих режиссеров знают персонально. В Литве вообще много режиссеров мирового масштаба. Мне кажется, это потому, что в Литве есть время поработать спокойно, побыть с собой один на один, прислушаться.
Страна располагает к этому, дает возможность. Мне кажется, смысл – в остановке мгновения. Мы бежим куда-то, не понимая, что стоим в это время на месте. А смысл – в паузе, в отключении от суеты. И поэтому в Литве театр – качественный. Он – про людей.
Их надо понимать – отношения, психологию и на сцене приближаться к правде о человеке…
— А в жизни?
— Я вижу людей. По походке, фигуре, глазам. Поэтому очень точно подбираю артистам роли, это немаловажно. Все начинается с общения. Мне нравится общаться с людьми, принимать их разными. Любить их всех. Каждый человек может что-то сделать, дать, просто это нужно в нем увидеть. Конечно, отношения исчерпываются. Но это неважно.
— Что вы планируете для себя в ближайшем будущем?
— Я не знаю, что будет завтра. Живу по принципу «здесь и сейчас». Я открыта для жизни, для завтрашнего дня, не загадывая и не придумывая наперед.
Я создаю себе некий комфорт, но, когда надо, мгновенно концентрируюсь. Стороны моей жизни – личной и профессиональной- не смешаны. Я свободна.
Я бы хотела, чтобы люди не теряли веру в театр, ведь он показывает какие мы и напоминает, что мы смертны…
Источник: https://moscvichka.ru/moscvichka/2013/11/08/rezhisser-horeograf-anzhelika-holina-zhivu-po-printsipu-zdes-i-sejchas-6480.html