Диагноз – не-моцарт… надо ли педагогу переживать? заметка про обучение детей игре на фортепиано

Время летит быстро, вот вашему ребенку уже 5, 6, 7 лет и родители мечтают увидеть своё чадо, виртуозно играющее на рояле. Вот тут мамы и папы часто в растерянности, ведь педагогов много, а выбрать нужно одного, да такого, чтобы учил ребенка минимум 7 лет. 

Точно определите свои цели

Для начала определитесь, какой уровень подготовки нужен вашему ребенку? Тогда вам будет понятно, где ему лучше учиться:

  • в музыкальной школе,
  • в творческой студии,
  • на дому.

Как правило, многие родители желают дать сыну или дочери профессиональную музыкальную подготовку и ведут его в музыкальную школу.

Это правильный выбор, если вы хотите дать ребенку всестороннее профессиональное музыкальное образование,

где по окончании он получит аттестат государственного образца. Документ говорит о том, что ребенок получил профессиональный начальный музыкальный уровень. И это старт для дальнейшего профессионального обучения в музыкальном колледже и консерватории.

Диагноз – не-Моцарт… Надо ли педагогу переживать? Заметка про обучение детей игре на фортепиано

Фортепиано требует терпения и дисциплины

Надо сказать, все приходят в школу с «желанием научиться играть» на том или ином инструменте, но буквально через полгода-год из 20-ти учащихся «желание» остаётся примерно у половины. Тут в первую очередь спешат винить учителя: не заинтересовал, не разбудил в нем любовь к предмету, предвзято относился и т. п.  Да, бывают и такие педагоги, но поверьте,

чаще всего это происходит из-за отсутствия дисциплины, как в семье, так и в классе

Обучение игре на фортепиано — это многолетний процесс. Он требует терпения ученика и родителей, систематических занятий, как школьных, так и домашних! Не просто так ведь установили 7 лет школьного музыкального образования. Ребёнок растёт физически и интеллектуально, программа также рассчитана на то, чтобы развивать ученика согласно его способностям и физическим возможностям.

Чего ждать от музыкальных кружков и студий

Постарайтесь выяснить, какой уровень знаний они дают, какие требования предъявляются к обучению. Уточните, насколько профессионален педагогический состав. Если дети приходят туда весело проводить время, а в конце года вам демонстрируют шоу «Кто во что горазд», то это относится к любительскому уровню. Конечно, некоторым детям и родителям

будут интересны такие студии, центры и клубы, если ребенок плавает, играет в шахматы, скачет на коне, ходит на курсы «Кройки и шитья»

Такому вундеркинду, чтобы получить свою минуту славы, нужно где-то себя «выплеснуть».

Что дадут занятия на дому

Что касается занятий с педагогом на дому, то здесь тоже есть нюансы. Родители должны понимать, что педагог, приходя к вам, должен стремиться строить занятия по программе  музыкальной школы. То есть задача педагога в целом — научить играть на фортепиано. Сюда входит:

  • обучение ребенка чтению по нотам в процессе игры,
  • обучение основным теоретическим знаниям,
  • обучение некоторым аспектам творческой работы.

Одним словом, педагог должен делать все, чтобы ребенок был грамотным, чтобы мог в будущем (лет через 10-15) открыть ноты с несложной фактурой и самостоятельно разобрать понравившееся ему произведение. И мог бы в музыкальном обучении при необходимости помочь своим детям.

Коммерсанты от музыки

Если вы попали в руки педагога, для которого обучение только бизнес, то вам можно только посочувствовать… Самое неприятное, что даже спустя годы вы можете не догадываться об отсутствии у ребенка профессиональных знаний.

Он играет антипрофессионально, потому что так его обучил некомпетентный педагог, который просто заработал на этом деньги и будет вас убеждать, что пальцы перестанут торчать в разные стороны сами по себе через какое-то время, что знать и читать ноты ребенку необязательно, и т. п. И

все это для того, чтобы ничего не понимающие родители были счастливы, видя своё чадо играющим на инструменте, и хвастали перед соседями

Признаки халтурщика

Педагог должен быть профессионалом в своей работе. Десятки студентов ежегодно заканчивают консерваторию, но не все из них умеют преподавать! Хотя они и получают знания по предметам «Методика» и «Педагогика», но  учить и объяснять дано не каждому. Для того, чтобы понять, насколько профессионален педагог, вам нужно посмотреть его работу,

послушать игру его учеников на концертах, конкурсах или посмотреть видеозаписи их выступлений

На что обращать внимание:

Постановка рук! Если все его ученики

  • играют искореженными пальцами, торчащими в разные стороны;
  • запоминают ноты по цветам или подписывают их словами;
  • стучат по инструменту;
  • учатся играть (копируя) с рук педагога;
  • играют произведения не по возрасту и интеллекту (к примеру, «Вальс цветов» Чайковского в 7-8 лет),

то рекомендую вам расстаться с таким «специалистом»! Это говорит о том, что педагог либо не владеет методикой обучения, либо относится к работе как к халтуре.

Диагноз – не-Моцарт… Надо ли педагогу переживать? Заметка про обучение детей игре на фортепиано

Педагога без диплома не бывает

Убедитесь, что педагог действительно закончил музыкальное  училище (сейчас это колледж) или консерваторию по отделению фортепиано и в дипломе ему присвоена квалификация «Преподаватель фортепиано».

Многие родители даже не задумываются о том, что упуская этот пункт, обманывают себя. Как неприятно спустя 5 лет выяснить причину плохой подготовки из-за того, что, к примеру,  ваш «учитель» обучался по классу скрипки, домбры, хорового дирижирования и т. п. Самое удивительное, что

такие педагоги считают себя правыми до последнего момента

Уважаемые родители, возьмите на заметку — официально такие педагоги не имеют права работать! Адекватный педагог-пианист не будет обучать игре на скрипке, виолончели или заниматься профессиональной постановкой голоса, потому что не владеет методикой преподавания в этом направлении.

Вы спросите, почему же все остальные так уверено берутся преподавать фортепиано? А потому, что у всех инструменталистов, дирижеров, вокалистов в консерватории был и есть обязательный предмет «Общее фортепиано», где студентам дают не специальные знания, а основы владения инструментом.

Дело в том, что ни один инструменталист, дирижер, вокалист без поддержки пианиста не выступает.

Задумайтесь — зачем делить музыкантов на отделения, если они после окончания консерватории «на все руки музыканты»?! Но если вас устраивает общее знакомство с инструментом «на два пальца», без профессиональных знаний, то вам такой педагог вполне подойдет.

Ошибки профессиональных преподавателей

Но случается также, что и квалифицированные педагоги-пианисты работают некомпетентно, не выполняя  элементарных требований. Поэтому смотрите на работу педагога.

Итог его работы — не рекомендация довольной мамы, а игра учеников. Если педагог работает ответственно, любит свое дело, имеет творческий подход и требователен к ученикам, тогда можете смело учиться у него.

И неважно, где он будет обучать вашего ребенка — в школе или на дому.

Ошибки родителей в погоне за результатом

У родителей иногда бывают неоправданные ожидания. К примеру, не огорчайте педагога таким вопросом: «Почему он 3 месяца занимается и до сих пор не играет «Лунную сонату» Бетховена или концерт №2 Рахманинова?».  Задумайтесь, почему Бетховен и Рахманинов, прежде чем написать такие произведения, сами учились не один год? Ответ очевиден.

Не удивляйтесь, если ваш педагог после такого вопроса откажется заниматься с ребенком. Очевидно, цель у вас, мягко говоря, некорректная, ни один педагог не сможет соответствовать таким запросам.

Во-первых, эти произведения играют либо в колледже и консерватории, либо в специальной музыкальной школе для одаренных детей.

И даже в школе такого уровня не стоит задавать таких вопросов — вас там точно не поймут…

Во-вторых,

обучение игре на фортепиано — это не веселье на батуте и не игры с клоуном, а серьезный творческий многолетний труд

Причем совместный труд учителя, ребенка и родителей! Обратите внимание, что как правило,

за каждым гениальным музыкантом стоят профессиональные преподаватели и гениально-терпеливые и настойчивые родители

Задача родителей

В первую очередь родители должны выстроить хороший контакт с педагогом. Ответственность за результат возложен как на педагога, так и на ребенка. Если вы будете ходить на занятия к высокопрофессиональному педагогу, но не будете закреплять их ежедневными домашними тренировками, результат будет минимальный.

Вам необходимо настроить ребенка на то, что это обучающий процесс, требующий терпения и многих часов занятий. И родители должны быть с ним вместе в процессе обучения год или два.

Помните! Если педагог будет авторитетом для вас, значит он будет авторитетом и для вашего ребенка! Научиться игре на фортепиано прежде всего необходимо ребенку. А учитель помогает ему в этом нелегком процессе обучения, который требует терпения.

Татьяна Тайматова, преподаватель детской музыкальной школы «Елiм ай»

Источник: https://365info.kz/2016/09/ishhem-pedagoga-po-fortepiano

Диагноз – не-Моцарт… Надо ли педагогу переживать? Заметка про обучение детей игре на фортепиано, Музыкальный класс

Диагноз – не-Моцарт… Надо ли педагогу переживать? Заметка про обучение детей игре на фортепиано

В ваш класс пришел новый ученик. Первый рубеж – вступительный экзамен – им успешно преодолён. Теперь настал ваш черед познакомиться с этим малышом. Какой он? Талантливый, «середнячок» или вовсе малоспособный? Что за лотерейный билетик вам достался?

Обучение детей игре на фортепиано – процесс непростой и ответственный, особенно в начальный период. Анализ природного потенциала ребёнка поможет правильно спланировать будущую работу с учетом сильных и слабых сторон.

Приёмная комиссия уже оценила его по схеме «слух-ритм-память». А что, если баллы эти – так себе? Будет ли это значить бесперспективность ваших педагогических усилий в обучении игре на фортепиано? К счастью, нет!

  • Во-первых, если ребенок не в силах чисто проинтонировать мелодию, это не приговор «Нет слуха!». Это всего лишь означает отсутствие связи между внутренним слухом и голосом.
  • Во-вторых, фортепиано не скрипка, где слуховой контроль – необходимое условие качественного исполнения. Грязная певческая интонация не мешает игре пианиста, ведь ему дарован чудо-инструмент с уже готовым строем.
  • В-третьих, слух можно развить, даже до абсолютного. Погружение в мир звуков – подбор по слуху, пение в школьном хоре, уроки сольфеджио, а тем более занятия по специальным методикам, например Д. Огороднова, – весьма этому способствует.

Расшатанное метроритмическое чувство поддается корректировке чуть сложнее. Призыв «услышь сильную долю», «почувствуй, что восьмушки надо играть быстрее» будет для ребенка абстракцией. Пусть ученик найдет метр и ритм в себе, в своих движениях.

Шагайте. Идите вместе с музыкой. Равномерность шагов создает метрическую упорядоченность. Измерение музыкального времени через ходьбу лежит в основе пособия Н. Бергер «Сначала – ритм», которое можно порекомендовать тем, кто столкнулся с ритмическими трудностями.

При обучении детей игре на фортепиано важную роль играет физиологическое строение пианистического аппарата. Внимательно рассмотрите руки малыша, оценив, насколько он разовьется технически.

Суждение, что виртуозами станут только обладатели длинных и тонких пальцев, – миф. Напротив, длина, особенно в сочетании с мышечной слабостью и прогибающимися фалангами, скорее помеха для беглости.

А вот короткопалые крепкие «коренастики» вполне уверенно порхают в гаммах.

Объективные дефекты, которые нельзя изменить:

  1. маленькая (меньше октавы) рука;
  2. массивный негнущийся большой палец.

Прочие же недостатки исправляются гимнастикой по системе Й. Гата или А. Шмидт-Шкловской.

Оценив слух, ритм, руки, педагог провозглашает: «К занятиям пригоден». А вот согласен ли на них?

Один ученик, подобно Маше из мультфильма, радостно восклицает: «И как же я жила без пианино? И как же я без музыки жила?». Другого привели в школу амбициозные родители, мечтающие о триумфе талантливого чада.

А чадо-то на уроках послушно кивает, молчит и, кажется, скучает.

Подумайте: кто из них быстрей разовьётся? Часто малоодаренность компенсируется интересом и трудолюбием, а талант затухает, не раскрывшись, из-за лени и пассивности.

Ваш первый совместный год пролетит незаметно, ведь начальное обучение детей игре на фортепиано происходит в развлекательной форме. Осознание того, что исполнение – это труд, придёт чуть позже. А пока развивайте, увлекайте, влюбляйте своего «середнячка» в Музыку. И тогда его путь будет радостным, без стресса, слёз и разочарований.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/diagnoz-ne-mocart-nado-li-pedagogu-perezhivat-zametka-pro-obuchenie-detej-igre-na-fortepiano-muzykalnyj-klass

Специфические особенности работы над произведениями в.а.моцарта с учащимися в классе фортепиано методическая разработка на тему

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В.А.МОЦАРТА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Шамрицкая В.В.

Трудно переоценить значение В.А. Моцарта в воспитании каждого музыканта. Музыка Моцарта кажется удивительно созвучной  современности, необходимой человеку наших дней.

        Не секрет, что работа над произведениями Моцарта ставит перед исполнителем трудные задачи. Кроме проблем содержания, интерпретации, возникает ряд вопросов касающихся артикуляции, фразировки, темпа, звука и т.д.

        Если говорить об особенностях исполнительства музыки XVIII века, то речь здесь идет о строгих правилах, которые должны были выполняться неукоснительно.

        Музыка Моцарта стоит на грани двух эпох,  старой и новой, а именно: клавирной и фортепианной. Выдающийся пианист нашей эпохи Э.

Гилельс, участвуя в жюри на международных конкурсах, заметил, что исполнение сочинений Моцарта в редких случаях звучит убедительно. Одни играют грубо, другие — сухо, третьи — сентиментально.

        Воспитанные на фортепианной литературе XIX века пианисты невольно переносят черты интерпретации этой литературы на сочинения Моцарта.

        В сущности, все сонаты Моцарта, а также фантазии и концерты — фортепианные сочинения. Лишь некоторые ранние сонаты и вариации носят клавесинный характер.  В целом, в его творчестве уживаются клавирные и фортепианные черты.

        Прозрачность ткани связывают его творчество с клавесином, кантилена и вокальная пластика рассчитаны на возможности фортепиано.

Читайте также:  Как писать музыку на компьютере

        Конечно, исполняя произведения Моцарта на фортепиано, мы не должны пытаться сделать их похожими на старинные, но учитывать особенности старинного звучания необходимо.

        Инструменты того времени сильно отличались от современных роялей. Они обладали более тихим, прозрачным, «зернистым» звучанием.

        Для того, чтобы конкретно ощутить масштабы динамики XVIII века, смысл эффектов, обозначений (например,  mF>p или  sF>p) необходимо послушать звучание клавесинов, познакомиться с их красочным серебристым нежным тембром.

Знакомство с игрой на клавесине влияет на точность и тонкость звукоизвлечения, особенно — туше.

Фортепиано XVIII века обладал большей прозрачностью в нижних регистрах, а верхних звучал более округло, что  нивелировало разницу между регистрами.

        Диапазон рояля всего в пять октав не мешал Моцарту при сочинении музыки демонстрировать необыкновенную изобретательность.

Основные специфические особенности прочтения текста в  сочинениях  В.А. Моцарта

        Основным, главным, решающим источником являются подлинники фортепианных произведений. В Зальцбурге, на родине композитора, в Моцартеуме — центре современного моцартоведения,  побывало немало людей, интересующихся его творчеством. Ознакомившись с оригиналами произведений, все они приходят к выводу, насколько точен был Моцарт в записи  исполнительских указаний.

        Гений, жизнь которого проходила в вечной спешке, внимательно выписывал знаки артикуляции, темпы, динамику. Маленькая лига, протянутая на лишнюю ноту кардинально меняла смысл музыки.

                              Звукоизвлечение, артикуляция.

         Моцарт требовал точности вслушивания в каждый элемент -важна чуткость к мельчайшим интонациям богатейшей по выразительности мелодической линии.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2014/10/06/spetsificheskie-osobennosti-raboty-nad

Нужно ли музыкальное образование ребенку? Как привить детям любовь к музыке?. Новости. Первый канал

Занятия музыкой делают людей умнее. К такому выводу пришли ученые после серии экспериментов. Добровольцам дали посмотреть фильм с запутанным сюжетом. Так вот — люди с музыкальным образованием все как один разобрались, что к чему. А те, кто никогда не занимался музыкой, переспрашивали друг у друга, что означают реплики героев.

Ученые также выяснили, что звучание нот воспринимается той частью мозга, которая отвечает за автоматические функции тела, такие как дыхание и сердцебиение. А активнее всего наш ум начинает работать при звуках живой, а ещe лучше импровизированной музыки.

Степан Сергеевич Игнатьев девяти лет отроду никак не может решить, какое произведение показать журналистам, пока его тезка и одноклассник играет отрывок из симфонии Баха.

Степан Игнатьев, ученик средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Я вам хочу показать свое сочинение ноктюрн си бемоль минор пм-84».

В пять лет упросил родителей купить пианино, в семь — из души полилась музыка собственного сочинения. Сегодня третьеклассник спецшколы при Гнесинском училище уверенно рассуждает, какими качествами обладает настоящий музыкант.

Степан Игнатьев: «Талантом, артистизмом, техникой! И главное, не унывать никогда».

Котята и зайчики — у педагога Татьяны Семеновны Беркуль своя шкала оценок для таких малышей, вместо пятерок и четверок. Назвала цыпленком — не обессудь, еще работать и работать нужно. Лизонька — определенно котенок. Начала заниматься почти непозволительно поздно, в шесть лет, когда родители переехали из Абакана. Через два года по-настоящему тяжелого труда Лиза — одна из лучших учениц.

Синяки, мозоли, болезни позвоночника — не самое тяжелое испытание на том тернистом пути, который выбрали они или их родители.

По 7 часов в день за пианино вот уже 10 лет подряд для Даниила Трифонова — не наказание; не понимает, как можно устать от музыки. Это его первый концерт с Нижегородским филармоническим оркестром. Мама с улыбкой вспоминает, как у восьмилетнего солиста прямо на сцене выпал молочный зуб.

Даниил Трифонов, ученик средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Понял, что не доиграю с зубом во рту, — и решил проглотить!»

Когда родители поняли, что у ребенка талант, решили переехать в Москву. Ушли с любимой работы, продали квартиру, заняли денег у родственников — как раз хватило на переезд — не в столицу, в город Железнодорожный в Подмосковье. «Час пик»- это произведение Даня сочинил, когда ехал на учебу, — о наболевшем.

Сочинения, которые казались невероятно сложными для маленьких музыкантов еще 10 лет назад, сегодня играет практически каждый второй.

Начинают заниматься года в три, посвящают этому все свое время, и все же никогда нельзя сказать точно, кому выпадет главный приз — солировать в мире классической музыки.

Даже если в 6 лет ребенок необычайно одарен, возможно, к 15 его обгонят в успехах одноклассники, до сих пор себя не раскрывшие.

Людвиг Ван Бетховен даже пьесу написал «Прощание с фортепьяно», расставшись с ним ненадолго.

Не воспринимайте музыкальный инструмент как неодушевленный предмет, советуют педагоги своим ученикам, и не расставайтесь с ним больше, чем на несколько часов.

Даже если успех придет не сразу, в конце концов, когда Федор Шаляпин и Алексей Пешков пришли поступать в хор, приняли только будущего писателя Горького.

Вот это удача! В перерыве между занятиями Лиза буквально возносится на небеса — упоительный сбой в ее поминутно распланированном графике. Алла хорошо знает главное правило: в таком возрасте ребенок может быть менее талантлив, главное — насколько талантлива мама. Она даже бросила работу — все свое время посвящает маленькой скрипачке.

Степан Сергеевич опаздывает на урок — увлекся сочинительством, не заметил как время пробежало. Эх, учительница будет ругать! При таком ритме не сложно про ритмику забыть. Но эта подготовка, уверяют педагоги, даром не пропадет.

Михаил Хохлов, директор средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Сколько бы лет ребенок ни потратил на музыкальные занятия, не бесполезно в любой профессии. Моторика плюс образ художественный, координация движений, ног. Если это 5-10 лет развивается, легко овладеть любой профессией».

Карты с гастролей и конкурсов — Даниил увлекается географией, обожает фотографировать и писать музыку на компьютере. Его мама считает: говорить о загубленном детстве просто нелепо.

Марина Трифонова, мама Даниила: «У него очень интересное детство, общается с интересными людьми, много ездит, любит путешествовать, и все увлечения совпадают с его основным занятием».

После тяжелого трудового дня они не спешат расходиться — самое время устроить настоящий джемсейшн. Улыбаются: с любимыми не расставайтесь — все получится, если есть настоящая страсть.

Ведущая: «Забавная история произошла в Голландии. 20-летний грабитель через окно влез в квартиру, хозяева которой уехали на недельку на курорт. Набив добром несколько мешков, он уже собирался покинуть было гостеприимный дом, как вдруг увидел в гостиной пианино. Преступник не удержался от соблазна, сел за инструмент и начал вдохновенно играть. Соседи услышали его и вызвали полицию.

Оказалось, что молодой человек увлекался музыкой, но денег на пианино у него не было. О том, как распознать, что в ребенке скрывается музыкальный талант, и как с этим талантом быть, мы поговорим с преподавателем Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных Натальей Бойцовой.

Скажите, а вот можно ли определить, что у ребенка есть музыкальный слух и что действительно ему стоит заниматься музыкой?»

Наталья Бойцова: «Конечно, можно. И обычно, если музыкальные данные яркие, то они проявляются в раннем детстве. Ребенок чисто поет, хорошо запоминает мелодии, но даже если таких данных у него не проявляется рано, то это не значит, что его не надо обучать музыке. Наоборот, обучение музыкой можно начинать очень рано, и это будет для ребенка положительным на всю жизнь».

Ведущая: «Как определить, какой инструмент выбрать ребенку? И стоит ли прислушиваться к его мнению?»

Наталья Бойцова: «Самым подходящим возрастом для начала занятий на инструменте считается возраст пяти-шести лет. Но сейчас в детских садах, в музыкальных школах мы видим и более раннее начало занятий, например, есть группы, где занимаются дети трех-четырех лет.

И обычно эти дети занимаются музыкой в игровой форме. И эти занятия, с призами, с соревнованиями, — вот они готовят ребенка к началу занятий на инструменте.

Конечно, именно в таких группах раннего развития ребенок может познакомиться с музыкальными инструментами — и что ему понравится, конечно, его надо слушать».

Ведущая: «Ну, вот некоторые родители насильно отдают, например, ребенок хочет скрипкой заниматься, они отдают его на фортепиано. Будет толк из таких занятий?»

Наталья Бойцова: «Вы знаете, ребенок он, конечно, еще не обладает никаким опытом, он не может знать. Насильно ничего не надо делать, конечно, нужно считаться с ребенком, и с его желанием. Потом он разберется сам, я думаю».

Ведущая: «А как вообще можно заинтересовать ребенка в занятиях музыкой? Вот есть ли какие-то конкретные советы, что могут родители сделать, чтобы ребенок увлекся музыкой?»

Наталья Бойцова: «Конечно, ставить детям слушать музыку и ходить вместе с ними в концерты, и обсуждать потом то, что они слышали. И в игровой форме вовлекать его вот в это действо, которое называется музыкой. Вот это было бы очень полезным».

Ведущая: «Я по себе помню, что занятия музыкой не были в радость. Очень хотелось погулять, поиграть, но родители заставляли, иногда просто до слез буквально. Теперь я им, в общем-то, признательна. А вообще, стоит ли ребенка вот так вот заставлять заниматься музыкой?»

Наталья Бойцова: «Ну, если он не хочет, активно не хочет, и у него нет хороших данных музыкальных, я думаю, что не стоит. Но не надо, мне кажется, делать из него раньше времени вот такого профессионала, с которого будут много спрашивать, и относиться к нему, подходить к нему с очень серьезных позиций. Пусть он будет просто хорошим любителем».

Ведущая: «Если взрослый человек вдруг решил наверстать упущенное и освоить какой-то инструмент. Это возможно?»

Наталья Бойцова: «Это возможно. Конечно, в музыкальную школу его не примут туда, где учатся дети, но, например, есть музыкальные школы, которые занимаются по особым программам. И вот у нас при музыкальном колледже имени Гнесиных есть музыкальные школы, куда может прийти человек любого возраста и составить индивидуальную программу занятий и наверстать упущенное. Такие случае известны».

Ведущая: «За какой срок можно более-менее прилично научиться играть на фортепиано взрослому?»

Наталья Бойцова: «Взрослому, если с нуля, ну, за год, пожалуй, что-нибудь он изобразить сможет. Но насколько будет быстро развиваться его виртуозность, это зависит от его природных данных, конечно».

Ведущая: «А вот самоучители, можно ли по ним научиться играть?»

Наталья Бойцова: «Вы знаете, самоучители они… — конечно, хорошо, что они есть, но очень многое зависит от вот такой передачи ремесла из рук в руки, от одного человека к другому. И не обращаясь к преподавателю… — вряд ли, потому что постановка руки — это такое индивидуальное дело и здесь, конечно, нужен специалист, который покажет. Здесь очень важен еще и показ».

Источник: https://www.1tv.ru/news/2007-03-23/210702-nuzhno_li_muzykalnoe_obrazovanie_rebenku_kak_privit_detyam_lyubov_k_muzyke

Надо ли учить детей музыке и как это делать

Довольно часто мы на вопрос знакомых о том, будем ли отдавать малыша в музыкальную школу, отшучиваемся и забываем об этом почти сразу. А зря – не стоит беспричинно лишать своего сына или дочь возможности окунуться в прекрасный мир музыки. Не бойтесь, что ребенку будет неинтересно, всегда есть возможность организовать процесс обучения так, чтобы по-настоящему увлечь малыша.

Выбираем подходящее время для начала учебы

У нас сын в 5 лет пошел в музыкальную школу, сам заявил, что хочет играть на пианино. Вот уже пятый год ходит – и на пианино играет, и в хоре поет.

По мнению педагогов, надо успеть «захватить» два периода, когда ваш ребенок проявляет интерес к музыке и начинает проситься в кружки. Примерно в 6-7 лет ребенок вдруг сам просит купить пианино и отдать его в музыкальную школу.

Как правило, этот период длится не больше года, но упускать его не стоит.

Именно в этом возрасте нужно начинать ходить с малышом на концерты, вместе петь в караоке, и заодно послушать, как сын или дочь поют соло.

Ребенка можно заинтересовать музыкальными видами искусства – сводите его на балет со знакомым сюжетом («Золушка», «Спящая красавица»).

Во время антракта, когда музыканты уходят отдыхать, можно подвести ребенка к оркестровой яме и, указывая на музыкальные инструменты, коротко рассказать о них.

Следующий период заинтересованности музыкой наступает в 13-14 лет. Во время переходного возраста подросток стремится проявить себя как состоявшуюся личность, и одним из способов самовыражения является музыка.

Выбираем подходящий инструмент

По статистике, чаще всего родители отдают ребенка учиться играть на пианино или на скрипке. Эти инструменты прекрасно развивают музыкальный слух, чувство стиля, вырабатывают усидчивость, очень важную для музыканта. Но они по праву считаются самыми сложными. Непоседливому, не умеющему сосредотачиваться малышу такой инструмент не подойдет.

Есть ли идеальный инструмент для маленького Моцарта? Оказывается, есть – это флейта. Ее звуки поражают своей мелодичностью, а что может явиться большим стимулом? Кроме того, флейта – недорогой инструмент и, как сказано выше, издающий красивые поющие звуки, ведь не стоит забывать, что слушать гаммы придется не только вам, но и соседям.

Когда вы будете выбирать инструмент для очень активного или, наоборот, слишком застенчивого мальчика, вспомните о барабанах.

Читайте также:  Каково устройство пианино

Они обладают интересными качествами – в зависимости от темперамента, ребенок может или раскрепоститься, или «забрать» избыток энергии.

Барабанщики практически всегда репетируют в специальном помещении в школе, поэтому инструмент совершенно безопасен для родительских и соседских ушей.

Гитара тоже нравится многим детям – даже самые простые аккорды звучат красиво, а научиться играть на ней сравнительно легко. К тому же, это умение помогает завоевать авторитет сверстников. Начинать учиться играть на гитаре можно уже тогда, когда ребенок до нее «дорастет», и ему будет удобно держать в руках инструмент.

Выбираем подходящие методы обучения

Я — педагог по вокалу и с уверенностью могу сказать, что слух можно развить любому человеку. Просто для всех нужно разное время.

Можно самим делать элементарные упражнения — различать высокие, низкие звуки, повторять несложный ритм и движение мелодии.

Юному музыканту очень важно знать, что родители искренне заинтересованы в его успехах. Поэтому время от времени просите ребенка сыграть то, чему он научился.

Также можно попробовать несколько игровых вариантов обучения:

Играем роль. Пусть малыш примерит на себя роль учителя, а родители, соответственно, учеников.

Соединяем музыку с другим видом творчества. Малышам бывает сложно запомнить написание нот. Попробуйте вылепить ноты из пластилина или вырезать из цветной бумаги, а затем приклеить их на заранее нарисованный нотный стан. 

Ищем компанию. 6-летнему ребенку будет приятнее заниматься музыкой, если его компаньоном и «слушателем» будет любимая игрушка.

Ученые считают, что музыкальный слух есть абсолютно у всех детей, только у кого-то он выражен более ярко, у кого-то – менее.

Некоторые из нас, не обученные в детстве музыке, не питают к ней ни малейшего интереса, а зря: последние исследования показали, что прослушивание классических произведений оказывает положительное действие на работу нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем.

К тому же, занятия музыкой помогают малышу быстрее учиться читать и писать, а потом, когда он станет старше, запоминать и сочинять. И, наконец, это прекрасный способ самовыражения!

Источник: https://deti.mail.ru/article/kogda-vesti-rebenka-v-muzykalnuyu-shkolu/

Уроки музыки: нужно ли мучить ребенка?

Идти или не идти в 1 сентября в непервый класс обычный школы — такой вопрос, как правило, не стоит. А как быть, если ребенок наотрез отказывается возвращаться в «музыкалку»?

Как показывает практика, в 1-2-м классе дети ходят в музыкальную школу с удовольствием. Педагогам уже после года занятий понятно, есть ли у ребенка талант. А для детей кризис наступает года через четыре.

К этому моменту в программе появляются произведения, которые легко разобрать, но трудно сыграть. Занятий с педагогом уже недостаточно — нужно усердно упражняться и дома.

И повзрослевшие школьники, сознавая, что музыка не будет их профессией, а труда нужно вкладывать много, начинают «бастовать».

— Часто даже очень одаренные дети ленятся заниматься, — говорит Тамара Казакова, заместитель директора ДМШ Академического музыкального колледжа при Московской консерватории. — И в этом — вина родителей.

Именно они должны с малых лет внушать ребенку, что просто получать удовольствие — не главная задача в жизни. Удовольствие нужно испытывать от труда, от преодоления.

Ведь в обучении музыке нужно уметь преодолевать трудности.

По мнению преподавателей музыки, внимание родителей — главная составляющая успеха детей в учебе.

— Если взрослые занимаются своим ребенком, то все у него нормально, — уверены в столичной музыкальной школе № 79. — Но, к

сожалению, мамы и папы сейчас слишком поглощены зарабатыванием денег. Бывает так, что ребенок выступает на концерте (и замечательно выступает!), а у мамы с папой даже нет времени приехать посмотреть. А иногда основная причина нежелания заниматься музыкой — загруженность в школе обычной.

Дети, разобравшись с объемными домашними заданиями, просто не в силах пойти еще и в музыкалку. А потом ведь нужно позаниматься дома за инструментом! Желание иметь хоть немного свободного времени — это вполне нормально. Поэтому для занятий музыкой нужно найти мотивацию.

Как это сделать?

Ребенок легче увлечется музыкой, если она звучит в его доме. Пойте колыбельные младенцам. Включайте тем, кто постарше, детские песенки.

Подготовьте ребенка к первому визиту в музыкальную школу. Скажите ему, например: «Я тебя сейчас в такое чудесное место отведу — там храм музыки, там такие инструменты красивые!» Тогда малыш пойдет туда с интересом, с ожиданием чуда.

Ведь если приказать: «Пойдем, будешь музыке учиться!» — он и не поймет, зачем ему это нужно. После поступления в музыкальную школу установите для ребенка четкий режим дня.

Он должен твердо знать, когда можно погулять, а когда надо сделать домашние задания или сесть за инструмент.

  • Маленькие дети в принципе не могут сами учиться — нужно, чтобы родители контролировали процесс занятий.
  • Чего хочет дочка?

Причиной отсутствия интереса к занятиям могут стать проблемы со здоровьем. У музыкантов должны быть, к примеру, хорошая координация движений, психомоторика. Музыкой заниматься не так просто: руки исполнителя двигаются «автономно» друг от друга, да еще нужно одновременно смотреть в ноты, слушать, что играешь, а в идеале — еще и артистически что-то изображать.

— Порой детям физически тяжело играть на каком-то определенном инструменте, — рассказывает Дарья Баландина, заместитель директора музыкальной школы № 82. — К примеру, мальчик хиленький, небольшого роста, а его отдают учиться играть на гитаре.

Но он даже не увидит, что делают его руки! В таких случаях мы советуем либо выбрать другой инструмент, либо подождать, пока ребенок подрастет. А вот отсутствие музыкального слуха препятствием для учебы в музыкальной школе не считается.

Первые несколько классов — хотя бы для общего развития — способны одолеть все дети. Другое дело, что родители часто не знают, чего хочет их ребенок. Бывает, мама ведет дочку учиться играть на пианино только потому, что это ее собственная несбывшаяся детская мечта.

Тогда как дочка стремится (может быть, еще не совсем осознанно) танцевать.

— Такой ребенок мог бы гораздо плодотворнее и с гораздо большим удовольствием провести эти семь лет, занимаясь танцами, — рассуждает Дарья Баландина. — Но родители стоят на своем. И их чадо продолжает из-под палки ходить в музыкальную школу.

Занимается с ненавистью. И школу потом вспоминает с ненавистью… Как этого избежать? Просто родителям нужно с ребенком общаться! А ведь сегодня можно нередко увидеть такую картину: идут мама с дочкой по улице и обе молчат.

Им не о чем поговорить!Кнут и пряник

Однако самое главное в музыкальной школе — это учитель. Есть преподаватели, к которым дети бегут, а есть — от которых бегут. Поэтому родителям нужно сначала присмотреться к учителям, поговорить с ними, понять, с кем приятнее общаться. Один человек веселый, общительный, а другой — чопорный, строгий и очень требовательный. С кем лично вам было бы комфортнее?

Представление, что учитель музыки должен быть суровым и бить линейкой по рукам за ошибки, устарело. Да, Моцарта заставляли заниматься. Паганини били по рукам и запирали в чулане. Но заставляли-то многих, а знаем мы только Моцарта и Паганини.

Бывает, что отношения педагога и ребенка не налаживаются просто потому, что они люди разного склада. Тогда родители могут попросить поменять учителя.

Хотя, по мнению сотрудников музыкальных школ, мамы часто списывают на психологическую несовместимость с учителем обыкновенную лень ребенка.

И все-таки «гром грянул»: ребенок заявляет, что в музыкалку ходить не хочет. Что делать родителям?

— Если ребенок проучился по 7-летней программе хотя бы 2-3 года, бросать занятия уже просто глупо! — считает Дарья Баландина. — И тут момент педагогический: надо научить ребенка доводить дело до конца. А то сегодня он музыку бросил и пошел, скажем, на танцы. Потом он и танцы бросит. И институт бросит… Привычка! А вот облегчить страдания юных музыкантов в последние годы учебы можно.

Порой достаточным доводом оказывается как раз то, что осталось учиться меньше половины: что ж, мол, зря все эти годы «мучился»? Надо получить результат — диплом! Можно с ребенком заключить соглашение.

К примеру, одна мама сказала сыну, что после окончания школы никогда не попросит его подойти к инструменту — но диплом он должен ей принести! Кстати, мальчик доучился и, будучи уже взрослым, иногда играет на фортепиано по собственной инициативе.

Еще один вариант — сменить инструмент. Так, если у ребенка-скрипача появилась ненависть к музыкальной школе, то можно перевести его на духовые инструменты — флейту, кларнет. Там тоже нужно трудиться, но звукоизвлечение там проще, звуки приятнее, и результат достигается быстрее, что тоже важно.

Чаще ходите с детьми на концерты. И не только на выступления знаменитостей, но и на те, где показывают мастерство тинейджеры. Дети ведь — «повторюшки»! Если ребенок увидит, что кто-то из сверстников хорошо играет, он, возможно, попытается быть не хуже. Организуйте домашние концерты — с афишами, пригласительными билетами, концертными нарядами и, конечно, аплодисментами публики.

Переведите ребенка с дневного на вечернее отделение (то есть с 7-летней на 5-летнюю программу). Так и «мучения» удастся сократить, и диплом можно получить.

— Да ничего родители не могут сделать, чтобы их ребенок любил музыкальную школу! — считает Михаил Лазарев, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава, профессор Международной Академии наук и искусств.

— Если ребенок долго-долго сидит у инструмента и совершенствует мелкую моторику — это для него просто неестественно. Ведь его сверстники гуляют, а он почему-то должен несколько часов заниматься непонятно чем. Да, из учеников музыкальных школ иногда вырастают Рихтеры. Но их единицы.

И никто никогда не интересовался, что чувствуют миллионы остальных воспитанников.

Я изучал этот вопрос. Вот, к примеру, человек учился играть на скрипке. Он закончил школу и… больше ни разу в жизни не взял скрипку в руки! Что это? Значит, это было насилие над ним! А заставляя ребенка учиться музыке через силу, родители рискуют его просто сломать.

Впрочем, у самого Михаила Лазарева сын с 9 лет учился играть на гитаре.

— Мы нашли для него по-настоящему талантливого педагога, — рассказывает профессор. — Такого, который сумел заставить сына поверить в себя. Он так хвалил мальчика, что тот чуть обычную школу не бросил — занимался одной гитарой. А ведь в основном в наших школах ребенка унижают: «Нет, у тебя опять не получилось!» То есть ребенок занимается тем, что у него не выходит. Отсюда и проблемы.

Кстати, похожая ситуация складывается и в большинстве общеобразовательных школ. Но там ребенок противостоит давлению педагогов вместе с коллективом сверстников. А в музыкальной школе он остается один на один с инструментом и преподавателем. Поэтому нужно резко изменять преподавание в наших музыкальных школах.

Сейчас там действует средневековая система, которая не учитывает ни физиологии, ни психологии ребенка. Раньше, когда не было телевидения, может быть, всеобщее музицирование — это было здорово. Сегодня это не так! Во всяком случае, программу музыкальных школ следовало бы пересмотреть. Ввести, например, новых, более современных и узнаваемых композиторов.

Тогда и восприятие детьми музыки стало бы другим.

Источник: https://lady.mail.ru/article/75669-uroki-muzyki-nuzhno-li-muchit-rebenka/

Почему не стоит учить ребёнка музыке

Музыкальные школы по непонятной причине популярны среди родителей, как и танцевальные кружки или художественные школы. Пользу танцев ещё можно обнаружить (всё-таки физическая нагрузка), а вот с рисованием и музыкой беда.

Когда-то давно умение играть на инструменте и делать наброски в альбомах было пропуском в «приличное общество». Видимо, с тех пор люди уверены, что научить ребёнка играть на виолончели или тромбоне — отличный способ воспитания.

Пора пересмотреть этот подход.

Главный вопрос — зачем

Родители думают, что музыкальная школа поможет развить слух и голос, поэтому надо записать ребёнка на занятия. Стоп.

Первый вопрос: вы уверены, что надо развивать то, чего нет?

Музыкальный слух, чувство ритма — это всё приобретается со временем, но если у ребёнка не было задатков, великий музыкант из него не вырастет. Моцарта, может, и учили играть чуть ли не с младенчества. Но с тех пор так издевались много над кем, а Моцарт как был один, так и остался.

Приведите ребёнка на прослушивание, пусть педагоги расскажут, есть ли смысл в учёбе. Только учтите, что некоторые преподаватели готовы заливаться соловьём и рассказывать, какой у вас гениальный малыш, лишь бы вы отдали деньги за занятия. Так что выбирайте консультанта, который не заинтересован финансово в вашем ребёнке.

Читайте также:  Как стать музыкантом: простые стратегии достижения желаемой цели

Второй вопрос: зачем вашему ребёнку слух и голос?

Подумайте, где будет петь ребёнок кроме отчётного концерта в музыкальной школе. Ладно, допустим, будет участвовать в шоу и станет победителем «Евровидения» (хотя это сомнительное достижение). А где он будет играть на валторне?

Сколько человек закончили музыкальную школу, но не стали даже звёздами караоке. Их потолок — сыграть «Собачий вальс» и три блатных аккорда, если увидят инструмент.

И вот ради этого нужно было несколько лет каждый день портить осанку и зрение? Серьёзно?

Востребованных музыкантов не так уж много, жизнь у них не самая простая. Тянет ребёнка в музыку — выбирайте инструменты, которые хоть как-то пригодятся в музыкальных коллективах (говорят, с хорошими ударниками напряжёнка).

4 неубедительные причины, почему ребёнка нужно отвести в музыкальную школу

Иногда родители отправляют ребёнка в музыкальную школу не разбирая, зачем это делают. И даже находят для этого удивительные объяснения.

1. Ребёнку нужно развивать музыкальный вкус

Нужно, но для этого необязательно на чём-то играть. Именно для эстетического образования хватит прослушивания музыки.

Музыкальная школа — это для тех, кто не может не музицировать. Призвание, если хотите. Вкус тут ни при чём.

2. У вас есть какой-то инструмент

Не ведите ребёнка в музыкалку только потому, что у вас от былых времён осталось фортепиано или аккордеон.

У кого-то годами стоят «Ласточки» и «Чайки», с которых раз в неделю заботливо стирают пыль. Продать их невозможно, потому что они никому вообще не нужны, это не работы великих мастеров.

А выбросить жалко: вот Юля и Петя подрастут, будут заниматься. Юлю и Петю, конечно, не спрашивают.

Не надо издеваться над детьми, потому что у вас не хватает духу выбросить хлам.

3. Надо быть правильным родителем

Музыкальная школа по-прежнему считается признаком «правильного» всестороннего развития.

Этот тренд уже порядком достал: если вы не водите ребёнка в музыкалку, на танцы, потом ещё на английский и порисовать, то вы плохой родитель, вы ленитесь.

Тот факт, что настоящий родитель сам может рассказать о многом, а не станет спихивать ребёнка на преподавателей, старательно игнорируется. Так же старательно, как и факт, что хороший родитель прислушивается к желаниям ребёнка, а не к массовой истерии по поводу раннего развития.

4. Вы мечтали ходить в музыкальную школу

Это уже банально, и все об этом знают, поэтому коротко: если вы о чём-то мечтали, но у вас не срослось, не заставляйте ребёнка жить вашей выдуманной жизнью. Иначе ваше чадо тоже будет мечтать, но напрасно: некогда будет заниматься мечтой, музыка ждёт.

Есть только один повод привести ребёнка в музыкалку — он сам так захотел.

Что будет, если настаивать на продолжении занятий

Бывает и так: ребёнок интересовался музыкой, но потом решил бросить учёбу. Неудивительно: музыкальные школы измываются над детьми классической музыкой, которая мало кому интересна (давайте только без снобизма).

Это необходимо, чтобы наработать технику, но педагоги не адаптируют главную тему из «Игры престолов» для четвёртого класса музыкальной школы. У гитаристов есть хотя бы табы, которыми забит интернет. У остальных и этого нет.

Не спорю, что иногда нужно проявить твёрдость, если ребёнок собрался бросить музыкалку из-за каприза, но при этом у него есть талант. Иногда нужно разобраться, почему занятия надоели, и помочь продвинуться дальше: сменить учителя, поменять репертуар.

Но когда проблема именно в нежелании играть, то не надо давить. Вы-то можете заставить ребёнка учиться и поставить галочку в графе «обеспечил всестороннее развитие». Только вашему ребёнку потом с этим жить.

Если ребёнок хочет заниматься, его не приходится заставлять. А если приходится силой гнать его к инструменту, вас ждут самые пренеприятные последствия.

  • Ребёнок возненавидит музыку. Нельзя любить из-под палки. И если заставлять ребёнка заниматься музыкой, скорее всего после выпускного он с радостью забудет всё, чему его учили.
  • Ребёнок затаит обиду на вас. Родительская тирания — шаткая база для строительства доверительных отношений.
  • Ребёнок обрастёт комплексами. Он будет бояться инструмента и выступлений, уничтожит самооценку, приобретёт невроз и вообще весь букет психологических проблем, которые появляются у слишком ответственных и чувствительных людей при занятиях не своим делом. Это тяжёлый случай, но и так бывает.
  • Ребёнок зря потратит время. Это щадящий вариант, если у него устойчивая психика и он умеет с философским спокойствием относиться к таким мелочам, как музыкальная школа.

Примерно то же самое можно сказать и про художественную школу. Кому-то навыки рисования пригодятся, если ребёнок станет дизайнером или архитектором. Как правило, детей, которые хотят рисовать, не остановить.

А вот если ребёнок с трудом тащится на занятие, чтобы уныло копировать очередной натюрморт, то весь результат этих стараний будет пылиться в папочке «Петины работы».

Хотя это время можно было потратить на что-то более полезное.

Если ребёнок ничем не интересуется, пусть занимается спортом. Современному школьнику движение нужнее, чем эстетическое воспитание.

Музыка и художественное образование — дорога не для всех и каждого. Лучше вовремя бросить неинтересное дело и найти тот кружок, который будет приносить хоть какую-то пользу, чем заканчивать школу и мечтать дотянуть до выпускного.

Источник: https://Lifehacker.ru/dont-force-your-child/

Ребенок-гений: моцарт

История о том, как был замечен гений музыканта, и какой награды он был удостоен еще в самом раннем возрасте за запись нот.

Редакция «Летидора» публикует отрывок из рукописи «Удивительные истории о музыке» Льва Мадорского и Анатолия Зака. В этой книге рассказаны истории детства великих композиторов.

«Музыка окружала маленького Моцарта с рождения. Думаем, что едва появившись на свет, а, может, даже ещё раньше, находясь в животе матери, крошечный Вольфанг не только слышал её, но чувствовал как она наполняет его, обволакивает, покачивает на своих ласковых, тёплых волнах. Тем более, что музыка в доме звучала постоянно: мама хорошо играла на фортепиано, а отец был учителем музыки.

В тот день, когда случилось чудо, о котором хотим рассказать, всё было как обычно. Папа с утра ушёл на работу. Мама готовила обед на кухне. Пятилетняя сестрёнка Нинерль играла с куклами в соседней комнате.

И вдруг, неожиданно, в какой-то момент трёхлетний Вольфанг услышал музыку. Эту музыку он никогда раньше не слышал. Она явилась непонятно откуда. Она звучала у него в голове. Она повторялась снова и снова. Вольфанг чувствовал, что ему надо что-то сделать с этой новой музыкой, но он не знал что.

Вольфанг зашёл к маме на кухню: – Я слышу музыку. Что мне делать? – Не мешай. Видишь я готовлю обед. Если тебе скучно, иди поиграй с Нинель. Он зашёл к Нинерль: – Я слышу музыку. Что мне делать? – Я тоже слышу музыку. Ну и что? – Это новая музыка. Ты её не могла слышать. Нинерль удивлённо взглянула на брата и сказала почти тоже, что и мама:

– Не мешай. Видишь я готовлю обед для кукол.

Вольфанг ушёл в свою комнату, замер и прислушался. Музыка продолжала звучать и надо было что-то делать. Если был бы дома папа, он, наверно, подсказал бы что. Малыш подошёл к столу. Там лежали нотные листы, на которых папа записывал музыку. Вольфанг с трудом влез на высокий стул, взял лежавшее рядом гусиное перо и обмакнул его в чернильницу. С этого момента и начинается настоящее чудо.

Трёхлетний Моцарт стал записывать музыку, звучавшую в его голове. Он стал писать концерт для фортепиано. Тут всё непонятно. Всё – чудо. Во-первых, малыш не знал нот. Он не мог их знать, потому что никто его нотам не учил.

Да и кому придёт в голову учить нотам трёхлетнего ребёнка? Во-вторых, он никогда не записывал музыку в нотах. Ведь чтобы записать музыку в нотах, надо уметь это делать.

И, наконец, в-третьих, вундеркинд Моцарт не имел представления, как сочиняются концерты для фортепиано. Этому его тоже никто не учил.

Тем не менее, маленький Моцарт писал быстро и увлечённо. Он перепачкал в чернилах всё, что можно было перепачкать: руки, лицо, одежду, стол, пол около стола. Да и сами нотные листы были в нотных кляксах. Он писал и писал. Тут не остаётся сомнений. Это было чудо. Рукой малыша двигал Всевышний.

Малыш даже не заметил, как вошёл в комнату, вернувшийся с работы отец. – Ты что делаешь, сынок? – Пишу концерт для фортепиано. – Можно посмотреть?

– Да, посмотри, папа.

Старший Моцарт взял нотные листы и стал их рассматривать. Его изумлению не было предела. Это был концерт для фортепиано. Написанный по всем правилам. С оригинальными музыкальными темами. Это было невероятно. Это было сказке подобно.

Такого просто не могло быть. – Тебе помогала мама? – Нет, никто мне не помогал. Мама сказала, чтобы я не мешал ей готовить обед. Леопольд ( так звали отца Моцарта) долго и задумчиво смотрел на сына и знал, что сказать. Он стал свидетелем чуда.

Настоящего чуда.

После этого папа переписал концерт начисто и сыграл его. Это была прекрасная музыка. К великому сожалению, при всевозможных переездах первое произведение Моцарта не сохранилось.

Чудо-ребёнок Моцарт младший снова и снова продолжал и до сих пор продолжает удивлять мир. Уже начиная с 4-х лет (такого не было в истории) он даёт концерты, разъезжая по всей Европе с папой и тоже очень музыкально одарённой 6-летней сестрёнкой Нинерль.

Когда Вольфангу исполнилось 14 лет, его музыкальные произведения, также как и его искусство блестящего пианиста, получают широкую известность. И тут хотим рассказать ещё об одном проявлении феноменальных музыкальных способностей юного гения.

Весной 1770 года Вольфанг был на гастролях в Риме. Приближался день рождения Нинерль и мальчик, который очень любил сестрёнку, размышлял о том, чтобы ей подарить.

Как-то папа рассказал ему, что по религиозным праздникам папский хор исполняет литургическую мессу известного итальянского композитора Грегорио Аллегри для двух хоров. Он сказал ему также, что месса Аллегри –личная собственность папского хора.

Её ноты запрещается переписывать, а, тем более. издавать. Месса хранится в рукописи, под строгой охраной, в одном экземпляре.

Тогда у юного Моцарта появляется сумасшедшая, абсолютно мальчишеская идея – записать по памяти эту мессу и подарить сестре на день рождения.

Как раз приближался религиозный праздник. Вольфанг пошёл в церковь, прослушал один раз эту сложнейшую, девятиголосную, длившуюся целый час мессу и, придя домой, записал её в нотах. По памяти! Ниннерль была очень довольна столь необычным подарком.

Доносчики папы римского знали всё и через некоторое время ( видимо, сестра Моцарта или сам Моцарт рассказали кому-то о таком подарке) Святейшему доложили о случившемся. Но он не поверил: «Человеку такое не под силу». Однако, упорные слухи, что невозможное всё-таки произошло, бродили по городу.

Однажды вечером около гостиницы, где во время гастролей проживал Леопольд Моцарт с детьми, остановилась карета с папским вензелем. Из кареты вышел священник в чёрной сутане. Он спросил портье, в каком номере проживают Моцарты. Поднялся на второй этаж и постучал. Открыл дверь Моцарт старший.

– Я руководитель папского хора, – представился пастор. – Проходите, пожалуйста, садитесь, – пригласил его Леопольд, подозревая о чём пойдёт речь и немного волнуясь.

Они сели. Вольфанг и Нинерль вышли из соседней комнаты.

– Это правда, что Ваш сына по памяти записал мессу Аллегри? – спросил священник. Леопольд помолчал и посмотрел на сына. – Да, правда, – сказал мальчик. – Разве это запрещено.

– Принеси, пожалуйста, ноты, – не отвечая на вопрос, попросил пастор.

Вольфанг взглянул на сестру. Та ушла в соседнюю комнату, вернулась с рукописью и передала её руководителю хора. Тот погрузился в изучение нот. Все напряжённо молчали.

– Просто немыслимо, – воскликнул священник, просмотрев рукопись до конца. Я не нашёл ни одной ошибки. Неужели ты слушал мессу всего один раз? – Да, один.

Ошеломлённый пастор развёл руками и попрощался. Через некоторое время вышел указ папы Римского о награждении Вольфанга Моцарта одним из высших орденов Ватикана, орденом рыцаря Золотой Шпоры за, как было написано в указе : « …удивительный, данный Богом, музыкальный дар».

Со дня смерти Моцарта прошло более двух веков, но и сейчас можно смело сказать, что в мировой истории не было человека, обладавшего таким, как у него, музыкальным даром. И сегодня мы можем повторить вслед за великим русским композитором Чайковским: «Творчество Моцарта – это кульминационная точка, до которой красота достигала в музыке».

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/rebenok-geniy-mocart.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector