Главные тайны вольфганга амадея моцарта

 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, — 5.12.1791, Вена) — австрийский композитор.

Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта, как ни одного другого гения, утопает в мифах и легендах. Многие возникли вскоре после его смерти, некоторые родились позже, но все удивительно живучи до сих пор. Сквозь века нам уже не рассмотреть правду, что дает почву для многочисленных трактовок мифов и их разоблачений.

Моцарта звали Вольфганг Амадей. При крещении Моцарту дали имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Греческое «Теофил» по-немецки означает «Готтлиб», а по-латыни — «Амадей» (то есть «любящий Бога»). Из всех трех вариантов лучше всего на слух воспринимается Амадей. Это имя Моцарт себе и выбрал.

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их.

Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть — виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы.

За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами…

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу.

Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта — в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки.

Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.

Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров — симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Миф: Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение.

На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения — его служанка получала 12 гульденов в год).

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

В 1782-м опера Моцарта «Похищение из сераля» имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов.

И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше).

По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги.

Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: «У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей… Куда же ты деваешь деньги?»

И Моцарт ответил: «Но у меня есть жена Констанца! Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей…»

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством. Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым.

  • Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова…
  • Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество «вышло из моды», композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.
  • Моцарт писал реквием на свою смерть.

Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием — для себя. Так повествует легенда.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. (Вот Сальери как раз писал реквием на свою смерть в 1804-м. Но умер гораздо позже, в 1825-м.)

Спорны и причины смерти Моцарта. Болезнь его протекала очень быстро, и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от «сильной лихорадки». Что вызвало лихорадку, не ясно, и это неудивительно для того уровня развития медицины.

Гения лечили лучшие венские врачи принятыми в то время методами. (В результате прописанных ему кровопусканий, по подсчетам, Моцарт потерял около двух литров крови.) Вполне вероятно, что в тот год в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний, нечто вроде гриппа. Хотя теорий о болезни, убившей гения, десятки: от трихинеллеза до отравления.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Похоронен в забвении. Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков… На кладбище его провожал один-единственный человек… Вдова отказалась прийти на похороны… Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение…

Все это не совсем так.

В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей.

Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики.

А «скупой» ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Принесен в жертву масонами.

Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи (вместе с другом Гайдном). Его последняя опера, «Волшебная флейта», содержит масонские темы и аллегории. Но…

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Дальше домыслы: руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Вот и пал гений жертвой антихристианского масонского заговора: масоны отравили его ртутью, намеренно скрыли следы могилы и похитили из нее череп для своих обрядов.

Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже. По теории 60-х годов XX века, смерть Моцарта стала жертвоприношением при освящении нового масонского храма.

Моцарт и Сальери.

О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали.

Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты.

Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о «гении и злодействе». Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера «Амадей», по которой был снят фильм Милоша Формана. Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов.

Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше.

Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист…

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Эффект Моцарта.

Этот термин относится к набору противоречивых научных выводов о том, что классическая музыка кратковременно (минут на 15-20) повышает некоторые умственные способности человека (например, пространственное мышление). И о том, что слушать Моцарта в колыбели полезно для младенческого ума.

Пассивное прослушивание произведений Моцарта, или классической музыки вообще, не приводит ни к краткосрочному, ни к постоянному повышению интеллектуальных способностей. К таким выводам пришли немецкие ученые в ходе исследования, проведенного по заказу министерства образования и науки Германии.

  1. То есть некий положительный эффект, длящийся не больше 20 минут после прослушивания, был обнаружен, но он проявлялся от любой музыки и даже чтения.
  2. Источник:  Neo-ezoterika

Источник: https://www.tabula-rasa24.ru/tvorchestvo/item/381-legendy-i-mify-o-motsarte

Вольфганг Амадей Моцарт — тайны жизни и смерти композитора

27 января 1756 г. в Зальцбурге родился Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт). Wolfgang Amadeus Mozart — прославленный австрийский композитор капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист,  органист.

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Музыкальные способности у него проявились в раннем возрасте, когда Моцарту было около трех лет.

Как говорил сам музыкант: «Я не слышу в своём воображении части музыки последовательно, я слышу её всю сразу.

И это наслаждение!» Моцарт признан одним из величайших композиторов: уникальность музыканта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Читайте также:  Осваиваем три вида минора

Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаКартина XIX века, Моцарт и его отец за занятием музыкой

Великого композитора всю жизнь сопровождали тайны и заговоры. Один из самых серьезных считается конфликт и заговор Сальери. Творчество Моцарта, драма и загадка его жизни и смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств.

Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно. Наиболее известные (драмы. Пьесы. Книги), были: 1830 — «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — А. С.

Пушкин (драма); 1855 — «Моцарт на пути в Прагу» — Эдуард Мёрике (повесть); 1967 — «Возвышенное и земное» — Вейс, Дэвид, (роман); 1970 — «Убийство Моцарта» — Вейс, Дэвид (роман); 1979 — «Амадей» — Питер Шеффер, (пьеса); 1991 — «Моцарт: социология одного гения» — Норберт Элиас (социологическое исследование); 2002 — «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» — Э. Радзинский (историческое эссе); а также книгу о композиторе написал Г. В. Чичерин, «Старый повар». — К. Г. Паустовский

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Как известно, умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи, на тридцать шестом году жизни, в своей квартире в Вене. Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров.

Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью.

Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Но, на ряд вопросов связанных с смертью музыканта и сейчас ни один из авторов не смог дать ответы:
1) Высказывания Моцарта о том, что его собираются отравить или отравили. И, чем ближе к смерти, тем высказывания эти становились всё определенней.

2) Факт, что врачи (тем более — в связи с финансовой ситуацией больного) не рассматривали помещение пациента в больницу.

3) К смертному одру не позвали священника — для Австрии того времени совершенно неслыханное дело (в Австрии и масоны исповедывались перед смертью). Или церковь отказала в исповеди?

Этот отказ мог быть связан и с серьезным конфликтом с архиепископом Зальцбургским. Некоторые считают что и отравление было также связано с этим конфликтом. Конфликт начался когда Моцарт был на службе у архиепископа, но находясь в Мюнхене решил задержатся там дольше положенного. Узнав об этом, Коллоредо приказал Моцарту срочно прибыть в Вену.

Далее конфликт начала только усиливаться. Моцарт был оскорблён, тем, что архиепископ обращался с ним, как со слугой, и даже распорядился, чтобы тот во время обеда сидел рядом с камердинерами.

Архиепископ Коллоредо действительно был скупым, несправедливым и невежественным правителем, он не только запрещал Моцарту проводить выступления ради собственной выгоды, но и всячески ограничивал Моцарту доступ в дома знатных особ — потенциальных покровителей Моцарта.

В итоге, ссора достигла своего апогея в мае: Моцарт подал прошение об отставке, однако архиепископ отказался его принять. Тогда музыкант стал вести себя подчёркнуто вызывающе, надеясь таким способом получить свободу. И Моцарт добился своего: в следующем месяце композитор был уволен буквально пинком под зад дворецким архиепископа, графом Арко.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

4) Врачи долго не подписывали свидетельство о смерти. Совершенно неопределённая причина смерти, указанная в регистрации смертей.

5) Полное соответствие симптомов болезни Моцарта отравлению «популярным» ядом acqua toffana (мышьяк, свинец и сурьма, с примесью ртути).

Смертные муки, которые принял Моцарт, ужасны. В последние дни жизни тело музыканта представляло собой страшное зрелище.

Всё оно, включая руки и ноги, неимоверно опухло, и от тела исходило такое зловоние, что приблизиться было трудно, даже зажав нос.

Но не смотря на такое состоянии Моцарт продолжает работать над Реквиемом, проявив высочайшее мужество и несгибаемую волю. Нет героизма выше того, что продемонстрировал он.

  • 6) Мгновенный устойчивый слух распространившийся по Вене практически сразу же после смерти о том, что композитора отравили,
  • 7) Обстоятельства погребения Моцарта в общей могиле.
  • 8) Почему никто из людей, провожавших его в последний путь, так и не дошёл до кладбища и не присутствовал при захоронении тела.
  • Существует и много других вопросов, ответов на которые до сих пор не найдено.

Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаСобрание масонской ложи в XVIII веке. Предполагают, что в правом нижнем углу на картине изображен Моцарт беседующий со своим другом

Лучшее, Моцарт

Также Известно, что 14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit».

Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в масонской ложе. Как писал А.

Эйнштейн (немецкий музыковед-историк, музыкальный критик, издатель): «Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, — самая мысль о масонстве пронизывает его творчество».  Говорят, что многие произведения Моцарта и сейчас используются при ритуалах, а для некоторых лож являются гимном.

Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаМоцарт и Констанция (жена) во время своего медового месяца. Открытка XIX ве. У них было 6 детей 4 из которых умерли еще в детстве

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

Кстати, несмотря на то, что существует множество портретов Моцарта, получить представление о его внешности нелегко: количество подлинных портретов сравнительно мало. Наиболее точным отражением внешности Моцарта исследователи считают неоконченный портрет работы Йозефа Ланге, созданной когда композитору было 26 лет (1782 г.).

Портрет Моцарта работы Йозефа Ланге, 1782|1789 год

    Эммануэль Шиканедер в роли Папагено в Волшебной флейте
    Памятник Моцарту в Зальцбурге
    Зальцбург зимой.
    Памятник Моцарту в Вене, Австрия

    • Booking.com

    Источник: https://juicyworld.org/mozart/

    Биография Моцарта: топ-5 интересных фактов

    Вольфганг Амадей Моцарт — один из мэтров классической музыки. Он появился на свет более 260 лет назад — 27 января 1756 года. Его родителями были австрийцы Леопольд и Анна-Мария.

    Отец служил скрипачом и композитором в придворной капелле, а мать была дочерью комиссара-попечителя богадельни. Их семья была многодетной, потому что в ней родилось семеро детей.

    Однако многие малыши покинули свет в очень раннем возрасте. Выжили только Вольфганг и его сестра.

    Детство прославленного композитора — череда ярких и увлекательных событий. Это история, полная музыки. Уже в три года юный вундеркинд наигрывал незатейливые мелодии на крошечной скрипке. В возрасте четырех лет он пытался сам сочинять произведения. В шесть лет маленький музыкант виртуозно исполнял сложнейшие композиции.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТайны биографии Моцарта: годы жизни

    Самым главным в истории музыки было то, что в семь лет он мог без ошибок назвать тона и аккорды, взятые на разных музыкальных инструментах. Маленький Амадей также прославился своей импровизацией на органе и клавесине.

    Юный музыкант вызывал бурю восторга везде, где бы ни появлялся. Особым успехом у признательной публики пользовались его концерты с сестрой Марией-Анной.

    Жизнь и творчество Моцарта

    Создатель великих классических произведений прожил совсем недолгую, но очень насыщенную жизнь: всего 35 лет (годы жизни Моцарта — 1756-1971). Однако он спешил жить и наслаждаться жизнью. Поэтому за столь короткий срок известный композитор стал бессмертной легендой.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТайны биографии Моцарта: жизнь и творчество

    В четырнадцать лет он покорил Италию. В Болонье Вольфганг Амадей выиграл музыкальное соревнование у опытных музыкантов, которые годились ему в отцы. Боденская академия даже приняла молодого гения в свои ряды.

    После возвращения из Италии юный Амадей головой ушел в сочинение. Сколько написал вундеркинд интересных творений за этот период, сосчитать сложно. С его легкой руки на свет появилось немало сонат, симфоний и квартетов. Его самые популярные произведения:

    • «Ночная серенада»;
    • «Рондо в турецком стиле»;
    • «Ария Дон Жуана»;
    • увертюра к Опере «Свадьба Фигаро»;
    • обе симфонии соль минор №25 и №40 и другие.

    Музыка и женщины составляли всю взрослую жизнь композитора. Прекрасные дамы всегда сопровождали Амадея. Сначала была первая любовь Моцарта — известная певица Элоиза Вебер. Она умело играла на чувствах молодого человека. А в итоге просто отказалась от его общества.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТайны биографии Моцарта: личная жизнь

    Разочарованный композитор сразу же заметил ее сестру. Спокойная и уравновешенная Констанция Вебер — чем не замена вспыльчивой и ветреной особе Элоизе? Эта прелестная барышня в итоге завладела сердцем Амадея. А немного позже — и его кошельком. Она стала единственной женой Моцарта. Констанция боготворила своего супруга. Поэтому и закрывала глаза на все похождения честолюбца.

    При жизни Амадей не был известен, хотя и пользовался успехом у богатой публики. Поэтому его семья жила на грани бедности. Им едва хватало денег, чтобы не умереть с голоду. При этом в 1790 году, оставив жену дома, композитор отправился в путешествие.

    Мангейм, Мюнхен и Франкфурт стали местами его паломничества. Здесь музыкант окунулся в феерию чувственных наслаждений. На долгое время забыл о жене и детях. В какой-то момент ему стало стыдно. Он написал любимой Констанции чувственное письмо с извинениями. Обещал вернуться в родное гнездо.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТайны биографии Моцарта: последние мгновения жизни

    Однако преградой для исполнения обещаний стал тиф. Он свалил композитора навсегда в один момент. Смерть любимого стала для госпожи Моцарт настоящим ударом. Она хотела уйти вслед за ним. Однако этому не суждено было сбыться. Последние годы тихая женщина провела с другим человеком. Она удачно вышла замуж и пережила Амадея на полвека.

    Из множества хронологических таблиц жизни Моцарта, составленными историками, мы отобрали список самых значительных дат в жизни композитора:

    • 1769-1771 годы — вояж по Италии;
    • 1782 год — женитьба на Констанции Вебер;
    • 1786 год — презентация оперы «Свадьба Фигаро»;
    • 1787 год — назначение Моцарта камерным музыкантом и композитором при Иосифе II;
    • 1791 год — написание оперы «Волшебная флейта».

    Интересные события из жизни музыканта и композитора можно перечислять очень долго. Поэтому стоит остановиться на самых интересных из них.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТайны биографии Моцарта: юный Моцарт гастролирует с семьей

    Вольфганг Амадей с раннего детства гастролировал с отцом. Чудо-малыш развлекал публику так: юному композитору завязывали глаза, и он начинал играть на клавесине. Тканью накрывалась и клавиатура. Однако эти уловки не мешали виртуозу извлекать приятный чистый звук из музыкального инструмента.

    К списку 5 фактов относится и необычный случай с кошкой. На одном из представлений на сцену к маленькому музыканту выбежала кошка. Животное настолько понравилось малышу, что он сразу же позабыл о публике. Амадей сбежал со сцены вслед за злополучной кошкой, и в результате получил нагоняй от отца. На что ответил, что кошка может сбежать, а вот клавесин никуда не денется.

    Даже церковь считала Амадея вундеркиндом. Хотя на тот момент в Голландии музыка испытывала гонения. Духовенство же увидело в таланте малыша божий перст.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТайны биографии Моцарта: представление юного Моцарта мадам Помпадур

    Моцарт получил Орден Рыцаря золотой шпоры от самого Папы Римского. Эту награду вручили музыканту за безупречное переписывание сложнейшего музыкального произведения. Слуга божий был невероятно удивлен безупречностью нотной записи.

    Немногие знают, что сын великого композитора около 30 лет прожил в украинском городе Львове. Здесь он учил детей игре на фортепиано. Франц Ксавер Моцарт также выступал в городе с концертами и дирижировал оркестром. Сын великого композитора даже написал несколько пьес по украинским мотивам.

    Главное фото: musement.com

    Читайте также:  Подбор музыки на слух: гений или навык? размышление

    Самые лучшие и интересные статьи на нашем канале в Яндекс.Дзен

    Источник: https://1000sovetov.ru/article_tainy-biografii-mocarta-top-5-interesnykh-faktov

    Посмертная тайна Моцарта

    Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

    Его чарующая музыка до сих пор звучит со всех мировых сцен. Прославленные дирижёры от первой до последней ноты знают каждое его произведение. Вольфганг Амадей Моцарт прожил недолго. Но он оставил после себя величайшее музыкальное наследие. А также несколько удивительных тайн, над разгадкой которых историки бьются и по сей день.

    В 1986 году на очередной выставке, посвящённой Моцарту, на обозрение публики был представлен… череп великого композитора! Люди с интересом рассматривали экспонат. Еще бы, ведь некогда это было вместилищем гениального мозга.

    К профессору Рудольфу Ангермюллеру, который является одним из распорядителей международного фонда Моцартеум, подошел известный антрополог — доктор Целлер, работавший в Кельтском музее. Он предложил свои услуги в воссоздании портрета великого композитора.

    Ангермюллер с радостью согласился, и в процессе приватной беседы высказал мысли, которые его давно терзали. Профессор считал, что сей череп не принадлежит великому немцу.

    Доктор Целлер проявил участие, и предложил услуги профессора палеонтологии Готфрида Тихи, который, к слову сказать, был земляком великого зальзбужца.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТихи немедленно прибыл в распоряжение Ангермюллера, и занялся научными изысканиями. Однако, как показало время, доверились Готфриду зря. Через неделю на первых полосах местных газет появилась фотография, на которой Тихи позирует в одном из местных газет, держа в руках череп маэстро. Когда он явился в фонд, то гордо заявил, что череп действительно принадлежит Моцарту. Однако никаких внятных аргументов в пользу своей версии не предоставил, ограничившись лишь описанием самого черепа.

    Вместе с тем, кое что любопытное Тихи обнаружил — трещину в теменной кости, которая срослась. Травма ускользнула от внимания всех историков. Но, исходя из характера повреждений, Моцарт должен был страдать сильными головными болями на протяжении всей своей жизни. Так и было на сомом деле, по свидетельствам современников.

    Группа антропологов сопоставили рентгеновские снимки черепа с самым известным прижизненным портретом Моцарта, принадлежавшем кисти Штока. Череп идеально вписывался в портрет. После чего Тихи окончательно успокоился, повторил, что череп действительно принадлежит великому композитору и с помпой удалился восвояси.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаТем не менее, многих искусствоведов не удовлетворило заключение этого взбалмошного человека. И через три года была собрана новая группа, возглавляемая австрийцами Иоганном Шилвасси (судебно-медицинский эксперт) и Хербертом Кричером (профессор истории). Группа сделала гипсовый слепок черепа, и начали восстанавливать лицо по методу, который применяют в криминалистике для восстановления внешности покойного.

    Пластилиновый бюст сравнили с портретом Штока и сделали выводы: в целом контуры мягких тканей совпадают с рисунком. В конечном счете, оба эксперта пришли к единодушному выводу — в их руках, действительно, череп Вольфганга Амадея Моцарта.

    Но такая бескомпромиссность привела ученный мир в замешательство. Ведь в мире науки (особенно такой неточной, как история) не может быть однозначных заключений. Ученый мир раскололся на две части.

    Одни признавали правоту профессоров, другие считали, что они не имеют права делать такие категорические заявления. И у них были все основания так считать. Ведь у черепа не сохранилось нижний челюсти (которая является немаловажным элементом при восстановлении портрета).

    К тому же сама история обнаружения останков попахивает криминалом…

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаСтоит начать с самого начала. Точнее, с момента смерти маэстро. По Вене (в которой Моцарт скрывался от кредиторов) слух о смерти великого композитора разлетелся подобно черной молнии. Моментально начали искать виновных в смерти мастера, благо врагов и злопыхателей у него при жизни хватало.

    Подозревали Франца Зюсмайера, о котором вспыльчивый Вольфганг отзывался весьма нелестно.

    Чуть позже Антонио Сальери косвенно признался в своей причастности к смерти гения (видимо итальянец окончательно отчаялся прославиться на стезе великих отравителей, и уподобился Герострату, будто бы уничтожившему храм Артемиды). Злые языки поговаривали, что убийство — дело рук жены Констанции.

    Однако подробнейшие изыскания историков позволили точно установить, что Вольфганг Амадей Моцарт умер от ревматической лихорадки. Последние годы он прозябал в бедности, запутался в долгах, был истощен и подавлен.

    5 декабря его прах предали земле. Вопреки бытующему мнению, Моцарт не был похоронен как безродный простолюдин в общей могиле. Друг и поклонник гения великого композитора, барон Готфрид ван Свитен организовал приличные похороны. Выложив девять гульденов, он заказал катафалк, приобрел место на кладбище и предал тело своего великого друга земле.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаОднако австрийские законы могут показаться современникам кощунственными, по отношению к телу гения. По австрийским законам того времени, в одной могиле могли быть похоронены не менее пяти человек. Поэтому через десять лет рядом с Моцартом лежало еще четыре человека, чуть менее одаренные, но такие же полноправные граждане Австрийской Империи.

    Через пятьдесят лет венский гравёр Якоб Хиртль получил в подарок череп. Как сказал его прежний хозяин, гробовщик Ротмайер, это было «вместилище великого ума». Возможно, могильщик запомнил, где похоронен композитор.И когда в очередной раз к Моцарту «подселяли» нового соседа, землекоп забрал знаменитый череп себе.

    Однако не исключено, что Ротмайер был одним из «охотников за останками». В те времена было модно иметь у себя дома кости какого-нибудь известного деятеля. В любом случае, о мотивах поступка этого человека мы уже никогда не узнаем.

    После смерти Якоба Хиртля, череп достался его брату Йозефу, который был человеком высокообразованным. Узнав, что это череп маэстро, он подверг его подробнейшему исследованию. В протоколе обследования значилось, что первоначально у черепа имелась и нижняя челюсть, подвязанная проволокой. Верхняя челюсть имела семь зубов.

    Главные тайны Вольфганга Амадея МоцартаИ тут появляется первая нестыковка. У черепа, ныне выставленного в музее, зубов одиннадцать. Как появились недостающие четыре зуба? И является ли данный экспонат черепом Моцарта?

    Имеется лишь одна возможность установить подлинность костей -экспертиза ДНК. При жизни маэстро, и после его смерти, было срезано несколько прядей волос, которые хранятся как в нескольких европейских музеях, так и в частных коллекциях. Возможно, стоит взять образцы от каждой пряди, и сравнить их с ДНК черепа.

    Но эта экспертиза еще впереди. Посмертная тайна Моцарта пока остаётся неразгаданной. Однако наука вполне способна дать нам четкую разгадку. Нужно лишь время.

    Источник: http://tainoe.info/posmertnaya-tayna-motsarta.html

    Тайна смерти Вольфганга Амадея Моцарта..

    Существует более восьмидесяти теорий смерти Вольфганга Амадея Моцарта…

    Как врачи-недоучки залечили Моцарта до смерти

    Истинные причины смерти гениального композитора исследует немецкий журналист, биолог и философ Йорг Циттлау в своей новой книге «Могло быть и хуже. Истории знаменитых пациентов и их горе-врачей»

    Вечер 15 июля 1791 года в Вене не предвещал никакой беды. После чрезвычайно солнечного и жаркого дня все здесь радостно ожидало предстоящей прохлады.

    Настроение было хорошее, много говорили, перемывали кому-то косточки и смеялись, ведь Австрия и ее столица сияли в таком великолепии, какому остальная Европа могла только завидовать. Однако у дома № 970 по Рауэнштейнгассе началось некое таинственное представление.

    Из подъехавшей кареты вышел человек, глубоко закутанный в черный плащ с капюшоном так, чтобы нельзя было увидеть его лица. Он вошел в дом и поднялся на второй этаж, где жил Вольфганг Амадей Моцарт. Человек в черном сообщил композитору, что один видный господин хотел бы заказать ему реквием.

    Имя заказчика он умолчал, но сообщил, что у того «умер человек, который был и всегда будет ему очень дорог. Он хотел бы каждый год тихо, но достойно отмечать день этой смерти, и просит вас сочинить ему для этого Реквием».

    Моцарт был сбит с толку не только просьбой человека, но и всем его внешним видом, той торжественностью, которая заключалась в его словах. Он принял заказ, хотя эта встреча и укрепила в нем страх за свою жизнь и уверенность в близости конца. Не прошло и пяти месяцев, как композитор действительно скончался — и с тех пор не перестают множиться бесчисленные легенды о его смерти и о том отношении, которое имел к ней черный вестник. В наше время уже известно, что этот посланец приходил не для того, чтобы возвестить Моцарту о его собственной смерти. Посетитель не был ни соперником Моцарта Антонио Сальери, ни чиновником, как показано в фильме Милоша Формана «Амадеус». Напротив, это был человек, заказавший реквием по поручению графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха в память об усопшей жене. Трагическое музыкальное произведение было действительно позже исполнено.

    В любом случае, ни Черный человек, ни кто-либо другой не приблизил конец Моцарта Композитор сам мог на многие годы продлить свою жизнь — если бы он больше заботился о своем здоровье, выборе врачей и лекарств.

    Золотые пилюли

    Уже маленьким ребенком Вольфганг познакомился с диагнозами и методами лечения того времени. Он и его сестра Наннерль преподносились публике их отцом, Георгом Леопольдом Моцартом, как редкие юные музыкальные дарования. Ради этого он удалил от них все радости беззаботного детства и наложил тяжелое бремя постоянных разъездов. Семья Моцартов совершала, по большей части в коляске, турне по всей Европе, что подрывало и без того некрепкое здоровье Вольфганга. Уже осенью 1762 года — он был шести лет от роду — по пути в Вену мальчик серьезно заболел. Его отец отмечал: «Он кричал от боли… Когда он лежал в постели, я пытался понять, что именно у него болит; я находил какие-то пятна величиной с крейцер, красные и несколько выпуклые. У него был жар, и мы лечили его „черным порохом“ и еще маркграфским порошком». Оба этих средства были обычными лекарствами Леопольда, который все медицинское обеспечение семьи держал в своих руках. Наставления он, однако, получал у именитых врачей и аптекарей.

    «Черный порох», pulvis epilepticus niger, был тогда, как позволяет понять его латинское название, средством для лечения эпилепсии. Он также считался, как сейчас аспирин, препаратом против простуды и общего недомогания.

    Лекарство состояло из перемолотых частей липового древесного угля, раковин устриц, слоновой кости, оленьего рога и янтаря. В 1774 году он был вычеркнут из врачебных пособий как бесполезное средство.

    Однако Леопольд (а позже и Вольфганг Амадей) Моцарт по-прежнему выписывал его в аптеках.

    Маркграфский порошок был особенно любим в среде аптекарей и докторов. Он приготовлялся из смеси девяти или десяти различных компонентов, среди которых числились корень пиона, выкопанный при убывающей луне, слоновая кость, омела, кораллы и нарост папоротника. Особенно примечателен был способ его применения. Порошок заворачивался в кусочек золотой фольги и потом проглатывался как позолоченная пилюля. Этим надеялись усилить действие лекарственных трав. Золотая фольга по крайней мере не причиняла никакого вреда, но из-за способа применения снадобье сильно прибавляло в цене. При лечении юного Моцарта ни одно из лекарственных средств не привело к ожидаемому результату, ребенку становилось только хуже. Был вызван доктор графини фон Цинцендорф, который диагностировал у мальчика скарлатину, что, по оценке современных историков медицины, было достаточно близко к истине. Очевидно, юный музыкант страдал от erythema nodosum, воспаления подкожной жировой прослойки: она вызывается аллергией в сочетании с инфекцией. Об этом врач, однако, еще ничего не знал. Он вновь назначил маркграфский порошок, хотя тот до сих пор не возымел никакого действия. Вдобавок он предписал использовать разные другие средства, среди которых был сок из разбитых маковых головок, богатый опиатами. Так маленький Вольфганг пережил свое первое опьянение. Он долго не мог прийти в себя, но каким-то образом лечение позволило ему вновь встать на ноги. Его отец восклицал: «Болезнь мальчика отбросила нас на четыре недели назад». Кроме того, врачи стоили слишком дорого, чтобы поездка могла окупиться. Когда Моцарты в январе 1763 года вновь вернулись в Зальцбург, Вольфганг страдал уже от ревматической лихорадки, возможно, бывшей следствием недолеченной erythema nodosum. Она осталась навсегда его верной жизненной спутницей и позже рассматривалась как одна из причин его смерти.

    Читайте также:  Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

    Ангина, оспа, тиф

    Пусть и ослабленные болезнью, оба чудо-ребенка продвигались далее. Путь лежал через крупные города Европы.

    В феврале 1764 Вольфганг перенес такую тяжелую форму ангины, что отец говорил о состоянии сына: «Лишь от милости Господней зависит, поднимет ли Он это чудо природы с постели или заберет к себе».

    В июле 1765 года оба ребенка заразились тифом, от которого сестра похудела так, что остались только кожа да кости. Около года спустя Вольфгангу предстояло перенести еще одно обострение своего ревматизма суставов. Но отец гнал своих детей дальше.

    В сентябре 1767 года он опять приехал в Вену, где в это самое время свирепствовала оспа. Брат и сестра немедленно заболели смертельно опасной инфекцией. Лекарствами были «черный порох» и маркграфский порошок. Вольфганг от этого по целым дням бредил — но они с сестрой пережили и это мучение.

    В начале 1769 года Леопольд Моцарт понял, что ему больше нет смысла путешествовать с обоими детьми. Наннерли к тому времени исполнилось уже восемнадцать лет, и ее нельзя было выставлять «чудо-ребенком» Но тринадцатилетний Вольфганг был еще в новинку в тех странах, где его до сих пор не видели. Итак, отец и сын отправились в итальянскую поездку одни. Это турне, как и ожидалось, стало наиболее успешным, поэтому двумя годами позже они его повторили. Во время путешествия у Вольфганга проявилось заболевание, которое среди прочих его недугов было особенно сильно заметно. Наннерль писала в одном своем письме, что ее брат когда-то был «прекрасным ребенком», но после недавнего пребывания в Италии его шрамы от оспы приобрели «чужеземную желтую окраску», которая окончательно его изуродовала. Это было похоже на воспаление печени, хотя, по всей видимости, им не являлось. Леопольд и Вольфганг умалчивали о болезни.

    А был ли отравитель?

    В сентябре 1777 года отец и сын собирались в новое турне, но зальцбургский работодатель Леопольда, архиепископ Иероним граф фон Кол-лоредо, запретил поездку. Вольфганг должен был отправиться с матерью на отдых. Анна Мария Моцарт страдала от одышки и ожирения; а тот факт, что она произвела на свет семерых детей, из которых только двое достигли взрослого возраста, повлиял на нее и душевно и физически. Путешествие стало для Моцарта глотком свежего воздуха. Анна Мария не могла больше удерживать своего склонного к праздности и мотовству сына. Поездка закончилась уже в Мангейме, где Вольфганг влюбился в неизвестную певицу, в связи с чем забыл все свои музыкальные амбиции. Однако не все складывалось так благополучно, как ему хотелось бы, ибо, во-первых, у него недоставало денег, а во-вторых, он вновь захворал. У него начались кашель, насморк, головная боль и ангина, против которых он — как того и следовало ожидать — прописал себе «черный порох». После того как ему с грехом пополам удалось поправиться, они с матерью отправились в Париж. Это было последним путешествием Анны Марии: у нее открылась лихорадка (возможно, тиф), и она умерла. Вольфганг вернулся в Ман-гейм, к своей великой любви, но та не желала больше о нем знать, и остаться там он не смог. Разочарованному гению не оставалось ничего другого, кроме как отправиться обратно в Зальцбург, к отцу. Но и тут он долго не задержался. Он уехал в Вену, где надеялся найти больше возможностей для выражения своих идей. Работу он не нашел, зато встретил новую любовь. Его бывшая ненаглядная из Мангейма вместе с семьей приехала по рабочему приглашению в австрийскую столицу. У нее была сестра по имени Констанца, на которой Вольфганг тотчас постановил жениться. Они обвенчались против воли Леопольда 4 августа 1782 года. И тут к музыканту пришел успех. Все в Вене хотели его слышать, все жаждали его сочинений. Денежные дела пошли в гору, и Вольфганг с женой могли себе позволить снимать квартиру в самой дорогой и красивой части города. Но этап материального благополучия оказался кратким. Уже шесть лет спустя экономическое положение Моцарта было безнадежно расшатано. На то имелось две причины: венская публика была непредсказуема в своих музыкальных предпочтениях, а Вольфганг и Констанца были непредсказуемы в способах прожигания денежных средств. Здоровье музыканта также стало ухудшаться. Он предполагал, что его кто-то отравил, однако никаких конкретных соображений по поводу личности отравителя не высказывал. Признаки его недуга были непонятны: слабость, депрессии, полное отсутствие сил, пугливость и духовная апатия. К концу 1791 года он все чаще вынужден был оставаться в кровати. Врач предписал ему полный покой и запретил работать, что ужасало музыканта — у него не было денег, а нужно было содержать семью.

    Уксус не помог

    С 20 ноября Моцарт уже не мог более покидать свою постель. Руки и ноги распухли, вдобавок по всему телу появились отеки. С ними пытались бороться с помощью тугой ночной рубашки. За музыкантом теперь ухаживали два врача: Томас Франц Клоссет и Матиас фон Саллаба. Последний был экспертом по лечению отравлений, но не стоит считать это конкретным указанием на причину смерти композитора. Ведь Саллаба был, во-первых, вызван не Моцартом, а своим коллегой, и, во-вторых, в своем диагнозе говорил не об отравлении, а о «горячечной лихорадке с сыпью». Этим понятием тогда с одинаковым успехом обозначалась любая лихорадка, хотя сочетание «горячечная лихорадка» есть с медицинской точки зрения плеоназм — а это прозрачный намек на то, что врачи Моцарта не могли даже примерно классифицировать причину его страданий. Софи, золовка Моцарта, которая прилежно заботилась о больном, утверждала позднее, что медики не могли прийти к согласию о способе лечения.

    Вечером 4 декабря 1791 года у пациента начались сильнейшая лихорадка и непереносимые головные боли. Послали за доктором Клоссетом, но он был в театре и приказал передать, что прибудет сразу после представления. Он явился чуть позже часа пополуночи.

    Доктор приказал золовке Моцарта обмывать виски и лоб пациента уксусом и холодной водой. Софи возразила, что холод может повредить такому тяжелому больному.

    Но доктор Клоссет и слышать об этом не хотел: в конце концов, это он был лечащим врачом! Тогда Софи положила на лоб Моцарту влажный платок. Здесь мы с полным правом можем спросить себя, почему медик не сделал этого сам, если так был уверен в своих методах лечения.

    В любом случае, как рассказывала Софи, после холодного прикосновения дрожь пробежала по телу Моцарта — и он умер. Творцу «Волшебной флейты» не исполнилось и тридцати шести лет.

    Следствие покажет

    Антонио Сальери

    С тех пор не утихают сплетни и споры о том, что же стало причиной смерти Моцарта Существует более восьмидесяти теорий его смерти. Это свидетельствует о том, как сложно получить точные сведения о способе лечения, когда пациент умер так давно.

    Много предположений возникло относительно методов доктора Клоссета и доктора Саллаба, ведь они не оставили после себя никаких заметок по этому поводу. С учетом славы их пациента это выглядит серьезным упущением. Впервые медицински освидетельствовать смерть Моцарта было поручено венскому медику доктору Эдуарду Винценту Гульднеру фон Лобесу.

    Он пришел к заключению, что музыкант не был отравлен, а умер от ревматической воспалительной лихорадки и страдал от типичных симптомов воспаления мозговой оболочки. «Эти диагнозы не соответствуют тому, что мы сегодня под ними понимаем, и их значение остается расплывчатым», — заявляет терапевт и исследователь жизни Моцарта доктор Каспар Францен из университетской клиники Регенсбурга.

    Кроме того, Гульднер никогда не видел объекта своей экспертизы лично; его заключение основывалось скорее на устных показаниях врачей Моцарта и не было абсолютно точным. Тем не менее воспаление мозговой оболочки и ревматическая лихорадка являются основой для разных теорий отравления, выдвинутых в последние годы.

    В них в качестве отравителей, помимо Сальери, Франца фон Вальзегг-Штуппаха и жены композитора Констанцы, которая предположительно состояла в связи с одним из учеников Моцарта, называются также и некоторые его кредиторы. Под подозрение попали даже франкмасоны, к которым Моцарт принадлежал с 1784 года и чей ритуал композитор изобразил в «Волшебной флейте».

    Для всех этих теорий существуют как подтверждающие улики, так и трудные для ответа вопросы Также отсутствуют серьезные мотивы. Действительно, Моцарт уже не был так любим в Вене, миг славы оказался кратким, после чего звезда его стала закатываться плавно и неудержимо. К концу своей жизни он был слишком незначителен и неопасен, чтобы кому-либо понадобилось его убивать.

    Если же это действительно было отравление, то скорее не из низменных побуждений, а из желания помочь больному Моцарту, то есть по недосмотру или ошибке. Ведь композитор долгое время думал, что заразился сифилисом. Скорее всего, страх был безосновательным, но в те времена сифилис был одним из самых распространенных и горячо обсуждаемых заболеваний.

    В число друзей Моцарта входил некто Готфрид ван Свитен, чей отец, врач по профессии, лечил своих пациентов вином с примесью ртути — Liquor mercurii Swietenii — вполне действенным, но также и очень рискованным средством против пресловутой инфекции.

    Вполне возможно, что ван Свитен рекомендовал это лекарство и для Моцарта, который принимал его, видимо, с таким же усердием, с которым до этого лечился своими порошками, и поэтому сильно превышал положенную дозу. Проверить это не представляется возможным, потому что от тела Моцарта не осталось и следа. После смерти он был погребен «по третьему классу», и когда его вдова через семнадцать (!) лет стала разыскивать его могилу, она узнала, что кладбище было перекопано.

    Источник: https://p-i-f.livejournal.com/1593601.html

    Ссылка на основную публикацию