Главные трезвучия лада

Кроме интервалов в ладу можно строить аккорды от разных ступеней. В одной из прошлых глав мы уже упоминали тоническое трезвучие, субдоминантовое и доминантовое.

Это соответственно трезвучия I, IV и V ступеней. Остальные трезвучия своих названий не имеют и называются прямо так: трезвучие II ступени, трезвучие VI ступени.

Кроме основного вида трезвучий в ладу можно строить их обращения, а также септаккорды с обращениями.

Вот так, например, в ре мажоре выглядит тоническое трезвучие с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями и септаккорд II ступени с обращениями:

Главные трезвучия лада
Главные трезвучия лада

Аккорды в ладу можно разбить на группы по функциональности. Есть аккорды субдоминантовой группы, к ним относятся аккорды II, IV и VI ступеней. К аккордам доминантовой группы относятся аккорды III, V и VII ступеней.

Аккорд VI ступени имеет два общих звука с тоническим, поэтому он является самой слабой субдоминантой. Более сильной субдоминантой является аккорд IV ступени и самой сильной — аккорд II ступени.

В доминантовой группе усиление функциональности идёт в другую сторону. Самая слабая доминанта — это аккорд III ступени, потому у него два общих звука с тоникой.

Более сильная доминанта на V ступени и самая сильная на VII.

В классической гармонии аккорды соединяются по следующему принципу:

  • тонический аккорд может перейти в любой аккорд другой группы или в своё обращение;
  • аккорд субдоминантовой группы переходит либо в более сильный аккорд своей группы, либо в аккорд доминантовой группы, либо в тонику.
  • аккорд доминантовой группы — либо в более сильный доминантовый аккорд, либо в тонику.

Усилить аккорд также можно за счёт расширения или альтерации. Расширение — это превращение трезвучия в септаккорд, а альтерация — понижение или повышение отдельных ступеней аккорда.

Последовательность аккордов T-S-D-T в тональности представляет собой полный оборот. Сокращённый вариант T-D-T называется автентическим оборотом, а вариант T-S-T — плагальным.

В гармонии аккорды записываются в четырёхголосном виде, в трезвучии при этом удваивается один из звуков. Самый верхний звук или голос называется сопрано, дальше идёт альт, затем тенор и самый низкий — бас. Сопрано, альт и тенор не могут находиться на расстоянии больше октавы друг от друга, бас от тенора может. Но обычно между басом и тенором не больше двух октав.

Аккорды пишутся на двух нотоносцах, сопрано и альт на верхнем, тенор и бас на нижнем. При этом у сопрано и тенора штили направлены вверх, а у альта и баса — вниз. Расположение аккорда, когда между тремя верхними голосами интервалы только терции или кварты, называется тесным. Если между ними появляются интервалы квинты или сексты, то такое расположение называется широким.

Главные трезвучия лада

При соединении аккордов, если у них есть общий звук, то он обычно остаётся на месте. Такое соединение называется гармоническим. Если общих звуков у аккордов нет или есть, но они не остаются на месте, то такое соединение называется мелодическим. При мелодическом соединении все голоса не должны двигаться в одну сторону, хотя бы один должен пойти в другую.

Теперь соберём всё это вместе и запишем несколько оборотов в ре мажоре. Плагальный оборот с гармоническим соединением:

Главные трезвучия лада

Автентический оборот с мелодическим соединением:

Главные трезвучия лада

Полный оборот:

Главные трезвучия лада

Очень полезно играть эти обороты на фортепиано или клавиатуре.

И ещё одно небольшое замечание. В миноре обычно используется гармонический вид доминанты, то есть повышается седьмая ступень лада. Доминанта при этом становится мажорной. Вот так запишется полный оборот в си миноре (минорные аккорды подписаны с маленькой буквы, мажорные с большой):

Главные трезвучия лада

Задания

Запишите и сыграйте полный оборот в фа мажоре и соль миноре.

Главные трезвучия лада
Главные трезвучия лада

Источник: https://www.kharin.info/music-theory/17-chords-in-harmony/

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия ладаГлавные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Главные трезвучия лада

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Главные трезвучия лада

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Читайте также:  Топ-3 лучших программы для настройки гитары через компьютер

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта».

Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд).

Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия ладаНа каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

Главные трезвучия лада

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

Главные трезвучия лада

Источник: https://music-education.ru/glavnye-trezvuchiya-lada/

Памятка по сольфеджио по теме "Главные трезвучия лада" (3 класс)

Главные трезвучия лада

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.

Трезвучие построенное от I ступени называется – тоническим, т.к. I ступень называется – тоника; от IV ступени лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ступень – субдоминанта; от V ступени лада, называется – доминантовым, т.к. V ступень – доминанта.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, т.к. в его состав входит 6 пониженная ступень: S53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, S53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53

Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из три устойчивых ступеней лада.

Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе две неустойчивые ступени – IV и VI.

Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – II и VII.

Обращения главных трезвучий лада

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия.

Главные трезвучия лада

Трезвучие имеет два обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.

Главные трезвучия лада Главные трезвучия лада

Разрешения главных трезвучий лада

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх.

Таким образом, получается следующее:

S53

  • Т6
  • D 53
  • Т64
  • S6
  • Т64
  • D 6
  • Т53
  • S64
  • Т53
  • D 64
  • Т6

Источник: https://infourok.ru/pamyatka-po-solfedzhio-po-teme-glavnie-trezvuchiya-lada-klass-1817784.html

Главные трезвучия мажора и минора — Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие самые популярные последовательности аккордов можно встретить в песнях?

Главные трезвучия в мажоре

На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять терцию. Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C-dur. Строим трезвучие, от ноты E. Возможны варианты трезвучий:

  1. Мажорное: E-G♯-H
  2. Минорное: E-G-H
  3. Уменьшенное: E-G-B
  4. Увеличенное: E-G♯-H♯

Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).

Читайте также:  Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени мажорного лада (на примере C-dur):

Главные трезвучия лада

Рисунок 1. Главные трезвучия в мажоре

На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:

  • Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
  • Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
  • Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.

Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они наиболее соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Главные трезвучия в миноре

Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d. На рисунке ниже изображён A-moll:

Главные трезвучия лада

Рисунок 2. Главные трезвучия в миноре

В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора, то есть терцией аккорда. Таким образом, вместо ми-соль-си мы скорее всего услышим в музыке ми-соль диез-си. Такое трезвучие помогает музыке двигаться вперед, развиваться:

Главные трезвучия лада

Рисунок 3. Главные трезвучия в миноре

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Соединение аккордов

Соединением (двух) аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом.

Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Они очень широко распространены в музыке. Полезно знать их простейшие соединения, приводим список для мажора и минора:

  • T-D-T
  • t-d-t
  • T-S-T
  • t-s-t
  • T-S-D-T
  • t-s-d-t

Итоги

Вы познакомились с главными трезвучиями мажорного и минорного ладов. Мы их построили от I, IV и V ступеней. Обратите внимание на их простейшие соединения.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?id=41&Itemid=243&option=com_content&view=article&lang=ru

Главные трезвучия лада с разрешением

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.

Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, т.к. в его состав входит 6 пониженная ступень: s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53

Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.

Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени – 4 и 6.

Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – 2 и 7.

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх.

  • Таким образом получается следующая схема:
  • S53 – T6 D53 – T64
  • S6 – T64 D6 – T53

S64 – T 53 D64 – T6

ТРИТОНЫ

Тритоны – это интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся – ув.4 т ум.5. Ув.4 – содержит 4 ступени и 3 тона. Ум.5 – содержит 5 ступеней и 3 тона.

Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.

В натуральном мажоре: ув.4 — на 4 ст., а ум.5 – на 7 ст.

В гармоническом мажоре: ув.4 – на 6 ст., а ум.5 – на 2 ст.

В натуральном миноре: ув.4 – на 6 ст., а ум.5 – на 2 ст.

В гармоническом миноре: ув.4 – на 4 ст., а ум.5 – на 7 ст.

Тритоны – диссонирующие интервалы и требуют разрешения. Ув.4 разрешается в ближайшие устойчивые звуки, в сторону расширения. Ум.5 – в сторону сужения.

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Характерными интервалы — это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7.

Ув2 = 2 ступени + 1,5 тона.

Ум7 = 7 ступеней + 4,5 тона.

Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения. Увеличенные интервалы разрешаются – в сторону расширения. Уменьшённые – в сторону сужения.

Ув2 строится: в гармоническом мажоре – на VI пониженной ступени; в гармоническом миноре – на VII повышенной ступени. Разрешается – в сторону расширения (в ч4).

Ум7 строится: в гармоническом мажоре – на VII ступени; в гармоническом миноре – на VII повышенной ступени. Разрешается – в сторону сужения (ч5).

СЕПТАККОРД.

Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своё название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее — квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.

D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ.

Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название.

D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд, т.к. в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения.

Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.

Читайте также:  Самые известные произведения для аккордеона

ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:

  1. I ступень — тоника
  2. II ступень – нисходящий вводный звук
  3. III ступень – медианта
  4. IV ступень – субдоминанта
  5. V ступень – доминанта
  6. VI ступень – субмедианта
  7. VII ступень – восходящий вводный звук

ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.

ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками.

ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.

  • ВИДА МАЖОРА И МИНОРА.
  • Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ — т – т – т – ½
  • Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной 6 ступенью: т – т – ½- т – ½- 1½– ½
  • Мелодический мажор – при движении вверх идёт как натуральный, а вниз – понижается 6 и 7 ступени.
  • Натуральный минор – имеет строение: т – ½ — 1 – 1 – ½ — т – т
  • Гармонический минор – минорный лад с повышенной 7 ступенью: 1 – ½ — т – т – ½ — 1 ½ — ½
  • Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх повышаются 6 и 7 ступени, а вниз – как в натуральном миноре: т – ½ — т – т – т – т – ½

СИНКОПА — это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются следующие формы синкоп: междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные); внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные).

Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. Внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами.

Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

Главные трезвучия лада

Источник: https://studopedia.net/4_28685_glavnie-trezvuchiya-lada-s-razresheniem.html

Главн трезвуч

  • Главные трезвучия
  • Главные трезвучия строятся на главных ступенях: первой, четвертой и пятой.
  • — Трезвучие на I ступени называется Тоническим и обозначается T53.
  • — Трезвучие на IV ступени называется Субдоминантовым и обозначается S53.
  • — Трезвучие на V ступени называется Доминантовым и обозначается D53.
  • ​​Главные ступени и главные трезвучия в тональности Ре мажор.

Для того, чтобы построить эти аккорды, достаточно написать рядом с ключом знаки в тональности, найти в этой тональности три главные ступени и вверх от них написать три трезвучия. Благодаря знакам при ключе, в натуральном мажоре эти трезвучия всегда будут мажорными, а в натуральном миноре – минорными. Однако, в музыкальной практике доминантовое трезвучие в натуральном миноре встречается редко. Гораздо чаще оно звучит в гармоническом миноре, в котором оно получается мажорным благодаря повышению VII ступени.

​​Главные ступени и главные трезвучия в тональности ми минор.

Каждое из главных трезвучий играет в музыке свою роль. Эти роли называются гармонические функции. Функция тоники – это покой и равновесие. Тоническое трезвучие объединяет в себе все три устойчивые ступени. Функция субдоминанты – легкая неустойчивость, она звучит как мягкий вопрос.

Функция доминанты – острая неустойчивость, конфликтность. В музыкальной школе их часто сравнивают с главными лицами королевства. Тоника – король. Его слово – закон. Субдоминанта – королева. Она имеет свое мнение по многим вопросам, но на совете высказывает его по-женски мягко и аккуратно.

Доминанта – королевский военачальник со вспыльчивым характером и сильной волей.

Три гармонические функции – это основа музыки. На их чередовании построено движение и развитие музыкальной мысли. Послушайте, как звучат в тональности До мажор главные ступени и аккорды, которые строятся на них.

  1. Главные ступени и аккорды главных ступеней в тональности До мажор.
  2. Для старшеклассников и родителей
  3. Примечание 1

Аккордов в каждой тональности гораздо больше, чем три главных трезвучия. Тем не менее, гармонических функций только три. Функцию субдоминанты, помимо трезвучия четвертой ступени, могут выполнять аккорды второй ступени.

Функцию доминанты иногда выполняют септаккорд седьмой ступени и его обращения. Трезвучие шестой ступени, как правило, совмещает в себе черты тоники и субдоминанты и т. д.

  Но тоническую функцию в полном смысле слова может выполнять только тоническое трезвучие.

Примечание 2

Существует немало примеров, когда в музыке не ощущаются и не должны ощущаться гармонические функции. К ним относятся европейская духовная музыка Средневековья и Возрождения, древнерусская церковная музыка, многие народные песни и наигрыши. В этих традициях – как правило, более древних – музыка строится на иных основах, нежели функциональные взаимоотношения аккордовых комплексов.

Источник: http://solfo.ru/glavn-trezvu4.html

Ссылка на основную публикацию