Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Один из краеугольных камней литературной фантастики — роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В дословном переводе: «Фаренгейт, 451: Температура, при которой возгорается бумага». И это ошибка. Недолгое расследование — и выясняется: бумага, изготовленная из вискозы (книжная) воспламеняется при температуре 450 градусов… Цельсия. Писатель перепутал температурные шкалы.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

В октябре 2012 года в Лондоне на аукцион был выставлен самый дорогой в мире градусник: из меди, с тонкой стеклянной колбой и запечатанной внутри нее ртутью, с нанесенными чуть ли не от руки делениями. На обратной стороне градусника — пометка, кому он принадлежал. Звали этого человека Даниэль Габриэль Фаренгейт. Градусник был сделан им в 1718 году. Стартовая цена аукциона — 7 тысяч.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Цельсий впервые ввел в измерение температуры термометр с десятичной шкалой. Вот только сделал это таким образом, что на нуле у него была температура кипения воды, а на отметке «100» — начало таяния льда.

Эту точку знаменитому шведскому врачу и ботанику Карлу Линнею привычнее было отмечать нулем. Он посоветовал перевернуть шкалу изобретения своего соотечественника. Как выясняется теперь — с головы на ноги.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Когда Фаренгейт разрабатывал шкалу для своего термометра, он решил взять за 100 градусов температуру человеческого тела. Эталон температуры нашелся тут же — им стала жена Фаренгейта. Случилось так, что в этот день она приболела и температурила. Вот так и получилось, что +38 по Цельсию — это +100 по Фаренгейту.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Почему на медицинских градусниках крайней отметкой на шкале является +42 по Цельсию? Очень просто. При этой температуре белок человеческой крови начинает сворачиваться, а в мозге нарастает нарушение обмена веществ. Как говорят медэксперты, идут процессы, несовместимые с дальнейшей жизнью.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

В США и англоязычных странах температуру меряют, держа градусник во рту. Такой метод измерения считается более точным и надежным, чем в подмышечной впадине. Но если говорить о максимальной точности — придется измерять температуру тела в прямой кишке. Получится значение температуры, наиболее близкое к температуре внутренних органов.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Приспособление, похожее на термометр, описал в своих трудах древнегреческий механик Герон Александрийский. Правда, он предлагал использовать расширение воды при нагревании для подъема тяжестей. Изучив его труды, итальянец Галилео Галилей в 1597 году изобрел термоскоп, весьма близкий по функции к современным медицинским градусникам.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Может ли термометр заменить большой палец человеческой руки? Может! И заменял. Пивоварам. Пока не изобрели соответствующие приборы, они определяли правильную температуру готовящегося пива опусканием в него большого пальца. Это было очень важно для своевременного добавления дрожжей. Именно с тех времен и пошло выражение «правило большого пальца».

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Температурная шкала Цельсия к последней четверти XX века вытеснила почти по всему миру устаревшую шкалу Фаренгейта. Кроме Северной Америки — США и Канады.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Абсолютный ноль — температура, при которой тепловая энергия уже не может быть извлечена из вещества. По Цельсию это -273,15 градусов. По Кельвину — 0. Его температурная шкала используется преимущественно в теоретической и экспериментальной физике.

Источник: https://1001fact.ru/interesnye-fakty-o-termometre/

Термометр для тела: какой тип будет точнее и безопаснее

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Минусы

Ртутный термометр самый точный, но и самый опасный из-за ртути. Это опасный для человека металл, пары которого негативно влияют на здоровье.

Разбитие такого термометра может обернуться серьезными проблемами.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Минусы

Минус галинстановых термометров – вам придётся сильно потрудиться, чтобы сбить показатели хотя бы на 3°С. Галинстан не такой подвижный, как ртуть, и течет по стеклянной трубке термометра с трудом. Также и этот вид термометра требует очень плотного прилегания к телу. Без него термометр может показывать неверные значения.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Минусы

У электронного термометра можно выделить два основных минуса. Первый – это стоимость, которая достигает 1000 рублей за 1 штуку. Второй – неточный результат без плотного прилегания устройства к телу. Поэтому маленьким детям измерить температуру таким термометром проблематично. Они же и секунды не могут усидеть на месте.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Минусы

Инфракрасный термометр стоит весьма недешево – от 1200 рублей и выше. Фактическая погрешность прибора ±0,2 °С. Для того, чтобы добиться точности необходимо, провести серию измерений. При этом использовать такой прибор необходимо строго на определенных участках тела – на лбу, висках или в ушной раковине.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Смотрим на ртутные. Показания термометра в защитной пленке – 36. 1°С, его «соседа» без пленки – такие же. Из этого вывод – наличие пленки на результат не влияет. Третий продемонстрировал 36.2°С, четвертый – 36.2 °С.

Анализируем показания галинстановых термометров. Первый – 36.1°С, второй – 36.2°С.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение Градусник тональностей: одно интересное наблюдение Подпишитесь на полезные статьи

Каждую неделю мы рассказываем о новых сравнительных тестах продуктов питания и бытовой техники. Коротко и по делу.

Источник: https://roscontrol.com/community/article/termometr-dlya-tela/

Термометр

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

В настоящее время весьма проблематично представить свою жизнь без такого устройства как термометр. С помощью термометра можно измерять температуру разных материалов, даже тех, которые изменяют свой вес во время изменения температуры.

Термометры бывают ртутного и спиртового типа. Работают и те и другие одинаково. Если термометр приложить к горячему или холодному месту, высота столбца будет подниматься или опускаться.

Современные термометры имеют калибровку в градусах Цельсия.

История создания

Градусник тональностей: одно интересное наблюдениеПервый термометр назывался «thermo scope». Ученые того времени изобретали термоскопы разных модификаций. Однако главным создателем термометра является итальянский изобретатель по имени Санторайо, который первый предложил вместить количественный масштаб в термометр. В 1593-м году Галилео Галилей изобрел обыкновенный водный термометр, который уже мог измерять температуру. В 1714-м году Фаренгейт создал термометр ртутного типа, который в будущем начал использоваться чаще остальных. В начале 17-го столетия не было ни одного метода для измерения высоких температур. Санторайо создал устройство по шаблону ветра, а также водный метр, «пульсилогиум», и «термоскоп», которые в дальнейшем стали использоваться в качестве основных термометров.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдениеДэниел Габриель Фаренгейт – это немецкий физик, создавший первый термометр спиртового типа в 1709-м году, и термометр ртутного типа в 1714-м. В начале 1724-го года Фаренгейт учредил температурный размер, который в будущем получил название «температурная шкала Фаренгейта».

Цельсий

Градусник тональностей: одно интересное наблюдениеДоподлинно известно, что Цельсий изобрел температурную шкалу до 100 градусов, которая была разделена на сто частей. Шкалу Цельсия официально приняли только в 1948-м году на международной конференции. Андре Цельсий был рожден в небольшом городке Упсале, Швеция в 1701-м году. Он решил пойти по стопам отца, который в то время был профессором астрономии. В 1741-м году он создал первую обсерваторию, которая на тот момент была единственной во всей Швеции. Обсерватория получила название.

«Uppsala Observatory», в которой Андре был главным управляющим. Шкала Цельсия была изобретена в 1742-м году, за что Андре получил премию за вклад в развитие Грегорианского календаря и наблюдения за северным сиянием Авроры.

В 1733-м году он издал собрание, включающее 316 наблюдений за северным сиянием Авроры, а в 1737-м году участвовал в научной экспедиции, посвященной измерению единичного уровня меридиана в полярных зонах. В начале 1741-го года он построил первую шведскую обсерваторию.

Одним из важнейших вопросов, на которые пытались найти ответы ученые того времени, была форма земли. Исаак Ньютон выдвинул предположение, что земля не обладает формой полной сферы, а больше походит на сглаженный шар.

Благодаря картографическим изменениям, проведенным французскими учеными, было сделано обратное предположение, согласно которому земной шар имел удлинение в полюсах.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

В конце 1735-го года, научная экспедиция отправилась в Южную Америку, а другая на север Швеции. Андре Цельсий был профессиональным членом этой экспедиции. По информации проведенных исследований стало ясно, что земной шар имеет сглаживание по полюсам.

Андре Цельсий, как известно, был не просто изобретателем и ученым в области астрономии, он отлично знал физику. После проведенных исследований Андре обнаружил, что северное сияние Авроры оказало значительное влияние на компасные стрелки.

Однако известность ему принесла температурная шкала, которая основывалась на бурлении и промерзании воды. Шкалу Цельсия приняли как единый стандарт. Сегодня она используется во всех научно-исследовательских опытах и в каждом доме. Андре Цельсий скончался в 1744-м году, когда ему было всего 42 года.

Он успел поставить множество научных и исследовательских экспериментов, многие из которых так и не успел закончить.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение
Градусник тональностей: одно интересное наблюдение
Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Источник: https://mostinfo.su/6658-termometr.html

Научно-популярный сайт о метеорологии

В прошлой статье Вы познакомились с работой метеорологических станций. Далее речь пойдет о средствах, с помощью которых ведутся наблюдения за погодой.

В этом параграфе мы рассмотрим один из основных приборов, который используется на всех типах метеостанций и метеопостов. Кроме того, этот прибор есть в каждом доме. Как Вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о термометрах.

На сегодняшний день существует множество разновидностей термометров. Они различаются по механизму и диапазону измерения температуры, строению, рабочим жидкостям, областям применение и др.

Но, пожалуй, самыми распространенными являются жидкостные термометры. Они измеряют температуру, как воздуха, так и почвы (снега).

Кроме того, с помощью них измеряют влажность воздуха и его характеристики (парциальное давление водяного пара, дефицит насыщения, температуру точки росы). Но обо всем по порядку.

Принцип работы термометра основан на свойстве жидкости изменять свой объем под влияние нагревания или охлаждения. В современных термометрах основными рабочими жидкостями являются спирт и ртуть. Из-за разных свойств, их используют в разных диапазонах температур. Так, спиртовые термометры лучше работают при низких температурах, а ртутные – при высоких.

Термометр ТМ-4

Для измерения температуры воздуха на метеостанциях и постах применяется метеорологический психрометрический термометр, имеющий маркировку ТМ-4.

Его конструкция сравнительно проста: в защитной стеклянной оболочке находятся резервуар с ртутью, из которого выводится капилляр, прикрепленный к шкале. Как правило шкалы имеют цену деления равную 0,2°С. Отличительной особенностью ТМ4 является резервуар шарообразной формы.

Верхний предел измеряемой температуры колеблется от +41°С до +50°С, а нижний — от -31°С до -35°С.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Термометр ТМ-4 психрометрический

Термометр ТМ-4 не зря имеет прибавку «психрометрический». С его помощью можно измерять влажность воздуха. Как же это сделать? – Все просто.

Необходимо взять два одинаковых термометра ТМ-4 (это нужно для более точных измерений): один из них обернуть батистом (специальной тканью), который перед измерениями будет смачиваться дистиллированной водой.

Читайте также:  Главные тайны вольфганга амадея моцарта

Таким образом, получаем так называемые сухой и смоченный термометры, которые называются психрометрической парой или станционным психрометром.

Принцип действия психрометра основан на измерении равновесной температуры смоченного термометра. То есть такой температуры, при которой тепло, затрачиваемое на испарение воды с поверхности резервуара смоченного термометра равно притоку тепла к резервуару из воздуха и по телу термометра. Для каждого значения влажности она своя.

Само значение влажности и ее характеристики можно вычислять по формулам, или воспользоваться готовыми результатами расчета, используя показания сухого и смоченного термометров. Они все сведены в сборник, называемый «Психрометрические таблицы».

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Фрагмент психрометрической таблицы

Минимальный термометр ТМ-2

Предназначен для измерения минимальной температуры воздуха и почвы между сроками наблюдений. Диапазон измеряемых температур находится в пределах от -70 до +40°С.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Минимальный термометр ТМ-2

Это спиртовой термометр, в капилляре которого в столбике спирта находится стеклянный штифт с головками на концах. По положению штифта и определяется минимальная температура между сроками.

Минимальный термометр ТМ-2 при измерении устанавливается горизонтально, а конец штифта (головка) подводится к краю спирта в капилляре. При исправном состоянии термометра штифт не должен выходить из спирта.

При понижении температуры столбик укорачивается, поверхностная пленка спирта приходит в соприкосновение с головкой штифта и увлекает его в сторону уменьшения показаний. Когда же вследствие повышения температуры столбик спирта удлиняется, штифт остается на месте.

Следовательно, при горизонтальном положении термометра тот конец штифта, который находится ближе к поверхности столбика спирта, показывает самую низкую температуру со времени последней установки штифта.

Максимальный термометр ТМ-1

Измеряет максимальную температуру от -35 до +70°С между сроками. Способность измерять максимальную температуру обусловлена особенностью строения резервуара термометра. В его дно впаян узкий конический стеклянный штифт. Конец штифта входит в начало капилляра, сужая его поперечное сечении, что затрудняет в этом месте свободный проход ртути при изменении температуры.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Максимальный термометр ТМ-1

При повышении температуры ртуть вытесняется в капилляр с достаточным для преодоления этого сужения усилием.

При понижении же температуры сил внутреннего сцепления ртути недостаточно для преодоления повышенного трения в месте сужения отверстия капилляра, ртутный столбик мгновенно разрывается на две части — одна быстро уходит в резервуар, а вторая часть остается в капилляре, заполняя его от деления, при котором началось понижение температуры, до места обрыва.

Таким образом, максимальный термометр фиксирует наибольшее значение температуры между сроками наблюдений. Для того чтобы оторвавшийся столбик ртути соединить с той частью, которая находится в резервуаре, термометр следует энергично встряхнуть, держа его в руке резервуаром вниз.

Измерение температуры почвы

Для агрометеорологов важно знать не только температуру на поверхности почвы, но и на глубине. Одним из средств, для измерения «глубинной температуры» являются коленчатые термометры Савинова.

Они представляют собой комплект из четырех стеклянных ртутных термометров с цилиндрическими резервуарами, концы которых округлены. От всех термометров их отличает наличие изгиба, отстоящем от резервуара на 2 – 3 см. Величина изгиба равна 135°.

Это позволяет устанавливать термометры в почве так, чтобы резервуар и часть термометра до изгиба находились в горизонтальном положении под слоем почвы, а часть термометра со шкалой располагалась над почвой.

Каждый термометр имеет шкалу только в той части термометра, которая располагается над почвой и доступна для отсчетов. Ниже шкалы оболочка термометра заполнена ватой и сургучными прослойками. Данными термометрами измеряется температура почвы на глубинах 5, 10, 15 и 20 см.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Коленчатые термометры Савинова

Пожалуй, самым громоздким средством измерения температуры являются вытяжные почвенно-глубинные термометры. Они измеряют температуру почвы на глубинах 0.2, 0.4, 0.8, 1.2, 1.6, 2.4 и 3.2 м.

Сам по себе термометр практически ни чем не отличается от обычных: стеклянный ртутный термометр с цилиндрическим резервуаром и стеклянной шкалой. Он помещается в специальную оправу с металлическим наконечником. Для лучшего теплового контакта пространство между резервуаром термометра и стенками металлического наконечника заполняется медными или латунными опилками.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Почвенно-глубинные термометры

Большую часть установки занимает деревянный стержень, к которому крепится термометр в оправе. На другом конце стержня закреплен металлический колпачок с кольцом. Внутри колпачка имеется фетровая (или войлочная) кольцевая прокладка. Для уменьшения обмена воздуха внутри трубы на стержне также укрепляются плотные фетровые (войлочные) кольца.

Чтобы было возможно измерять температуру, предварительно вкапывают эбонитовую или винифлексовую трубу на нужную глубину. Затем вставляют в нее стержень с термометром. Наконечник оправы касается нижнего конца трубы, а колпачок, плотно закрывает верхний срез трубы. В срок наблюдения наблюдатель вытягивает термометр из трубы и снимает показания. Отсюда и название: вытяжные термометры.

Похожие темы:

Профессия метеоролог

Метеорологические наблюдения

Метеорологическая площадка

Источник: https://meteo59.ru/book/pribory-i-nablyudeniya/termometry.php

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение…

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Суть этой схемы в том, что каждая тональность занимает определённую отметку на шкале в зависимости от числа ключевых знаков в ней. Например, в соль мажоре один диез, в ре мажоре – их два, в ля мажоре – три и т.д. Соответственно, чем больше диезов в тональности, тем «жарче» её «температура», и тем более высокое положение она занимает на шкале «градусника».

А вот бемольные тональности сравнивают с «минусовой температурой», поэтому в случае с бемолями всё наоборот: чем больше бемолей в тональности, тем она «холоднее» и тем ниже её положение на шкале градусника тональностей.

Градусник тональностей – и забавно, и наглядно!

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Как видно из схемы, тональности с наибольшим числом ключевых знаков – это до-диез мажор с параллельным ей ля-диез минором и до-бемоль мажор с параллельным ей ля-бемоль миноре. В них по семь диезов и семь бемолей. На градуснике они занимают крайние положения на шкале: до-диез мажор – самая «жаркая» тональность, а до-бемоль мажор – самая «холодная».

Тональности, в которых ключевых знаков нет – а это до мажор и ля минор, ассоциируются с нулевым показателем шкалы градусника: в них ноль диезов и ноль бемолей.

Для всех остальных тональностей, взглянув на наш градусник, легко можно установить число знаков при ключе. При этом чем выше находится тональность на шкале, тем она «жарче» и «диезнее», и, наоборот, чем ниже тональность располагается на шкале, тем она «холоднее» и «бемольнее».

Для большей наглядности я решил сделать шкалу градусника цветной. Все диезные тональности помещены в кружочки красноватого оттенка: чем больше знаков в тональности, тем насыщеннее цвет – от едва уловимого розоватого до тёмно-вишнёвого. Все бемольные тональности – в кружочках с синим оттенком: чем больше бемоле, тем темнее становится оттенок синего – от бледно-голубого до тёмно-синего.

В центре, как вы уже догадались, бирюзовым цветом выделен кружочек для нейтральный строёв – до мажора и ля минора – тональностей, в которых нет никаких знаков при ключе.

Практическое применение градусника тональностей

Для чего нужен градусник тональностей? Ну в таком виде, в каком я его вам представил, он может стать и небольшой удобной шпаргалкой для ориентирования в ключевых знаках, и наглядной схемой, которая поможет вам все эти тональности усвоить и запомнить.

Но истинное предназначение градусника, на самом деле, заключается в другом! Он задуман для того, чтобы легко просчитывать разницу количества ключевых знаков двух различных тональностей.

Например, между си мажором и соль мажором – разница в четыре диеза. Ля мажор отличается от фа мажора также на четыре знака.

Но, как же так??? Ведь в ля мажоре три диеза, а в фа мажоре всего один бемоль, откуда взялись эти четыре знака?

Ответ на этот вопрос даёт наш градусник тональностей: ля мажор находится в «плюсовой» части шкалы среди диезных тональностей, до «нулевого» до мажора – как раз три знака; фа мажор занимает первое деление «минусовой» шкалы, то есть находится среди бемольных тональностей, от до мажора до него – один бемоль; 3+1=4 – всё просто…

Любопытно, что разница между самыми далёкими по градуснику тональностями (до-диез мажором и до-бемоль мажором) составляет целых 14 знаков: 7 диезов + 7 бемолей.

Как находить ключевые знаки одноимённой тональности с помощью градусника тональностей?

Это-то есть обещанное интересное наблюдение над этим градусником. Дело в том, что одноимённые тональности различаются на три знака. Напоминаю, что одноимённые тональности – это те, у которых одна и т а же тоника, но противоположное ладовое наклонение (ну, к примеру, фа мажор и фа минор, или ми мажор и ми минор и т.д.).

Так вот, в одноимённом миноре всегда на три знака меньше по сравнению с одноимённым мажором. В одноимённом мажоре, по сравнению с одноимённым минором, наоборот, на три знака больше.

Например, если мы знаем, сколько знаков в ре мажоре (а в нём два диеза – фа и до), то легко можем вычислить знаки в ре миноре. Для этого спускаемся на три деления градусника ниже, и получаем один бемоль (ну а раз бемоль один, то это уж непременно будет си бемоль). Вот так!

Небольшое послесловие…

Если честно, я никогда сам не пользовался градусником тональностей, хотя и знаю о существовании такой схемы уже 7-8 лет. И вот, лишь несколько дней назад, меня снова этот самый градусник сильно заинтересовал. Интерес к нему пробудился в связи с вопросом, который прислала мне на почту одна из читательниц. За что ей огромное спасибо!

Ещё хотел сказать, что у градусника тональностей есть «изобретатель», то есть автор. Вот только имени его я вспомнить пока не смог. Как найду – обязательно сообщу! Всё! Пока!

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Источник: https://music-education.ru/gradusnik-tonalnostej/

Просто о сложном. Ребенок и изучение шкалы — ТЕРМОМЕТР

Градусник тональностей: одно интересное наблюдениеОднажды Малыши начинают расспрашивать про часы, термометр и др. Мы объясняем. Но родители часто сталкиваются, что порой сложно объяснить, как это все действует.

  • Шкала на разных предметах и приборах может помочь в изучение с ребенком частей и целого, деления, порядковому и обратному счету.
  • Некоторые распространённые шкалы
  • Температурные шкалы разных стран и времён (Цельсия, Фаренгейта, Кельвина)
  • Шкала Рихтера интенсивности землетрясений
  • Шкала Бофорта скорости ветра
  • Шкала Мооса — шкала твёрдости минералов
  • Цветовая палитра, Атлас цветов
  • Что можно использовать для изучения дома? А заодно научить ребенка разбираться с этими штуками:
  • Сантиметровая лента или рулетка
  • Линейка
  • Термометр
  • Часы
  • Весы электронные
  • Сантиметровая лента — можно изучать порядковый и обратный счет, части и целое, можно что-то измерить, по прямой, кривой или окружности.
  • Линейка – опять же изучать порядковый и обратный счет, части и целое, можно по прямой, также начертить прямую линию.
  • Термометр – изучение порядкового, обратного счета, положительные и отрицательные числа, температуру окружающей среды, сравнения, термометр как прибор.
  • Часы – изучение времени, деление круга на части и др.
  • Весы электронные – на них также есть измерительная шкала, конечно, и изучение веса.
  • Для простого понимания и объяснения можно делать наглядные модели часов, весов, термометра.
  • Термометр.
Читайте также:  Как стать музыкантом: простые стратегии достижения желаемой цели

Мой сын Семён (4г) давно заинтересовался уличным термометром, который висит за окном. Если при нем упомянешь: «Сколько сегодня градусов?», кричит: «Я! Я! Я!» И впереди бежит, чтобы первым успеть посмотреть.

Градусник тональностей: одно интересное наблюдениеДля более близкого изучения термометра, я вспомнила опыт моего школьного детства. Мы делали термометр из картона. Конечно, решила воплотить в жизнь идею с термометром. Вот совместный результат нашего творчества.

Наш термометр! Выставляю температуру. Так, у нас «ноль». «Мама, пойдем лепить снеговика!»

Думаю, играть и изучать его, сынок будет часто. Ведь Сёма у нас исследователь разных явлений.

Сыну очень понравилось. Активно участвовал в изготовлении и радовался результату. Приклеил на окно недалеко от обычного термометра, а вокруг – наклейки. «Мама, смотри как красиво!»

  1. Чем хорош термометр при изучении?
  2. Легко объяснить понятие ноля
  3. Изучение счета
  4. Порядковый и обратный отсчет
  5. Понятие положительных и отрицательных чисел

Десятки (5,10,15 и т.д.)

Мелкие деления без цифр что значат (есть на часах, линейке и т.д.)

  • Температурная Точка замерзания-таяния воды
  • Соотношение понятий шкала с цифрами — физические ощущения тела
  • Еще мама и сын поиграли с новым термометром в такую игру.

Сёма взял готовый термометр в руки и стал передвигать веревочку. Я озвучивать движение красной веревочки. Еще при рисовании шкалы на термометре сразу объяснила, что ниже ноля –холодно, выше – тепло.

Движение вверх: Теплее — снег тает, совсем тепло — шубу сняли, еще теплее – травка растет, листики появляются, птички прилетели, насекомые появились. Жарко становится, совсем легкую одежду одели, пойдем купаться на речку. И т.п.

Движение вниз: Было жарко, теперь тепло. Ветер прохладный подул, дождь начался холодный. Ой, все холодней, лужи замерзли, снег пошел, б-б-бр. Где моя шуба? Пойдем кататься на лыжах! Совсем холодно, где теплая печка!

И все говорю, в зависимости от движения нитки верх-вниз. Ребенок запоминает связь между положением границы красно-белой нитки и моими словами, которые описывают мои ощущения. Семёна это очень впечатлило. Вот погонял веревочку!

В этой статье я рассказала, как шкалы на вещах и приборах, можно использовать в развивалках. Первым был термометр.

А как и с помощью чего вы изучаете эти явления? Интересно узнать ваши идеи.

Мастер-класс «Как мы делали термометр» смотрите здесь

Источник: http://razvitie-doma.ru/nash-dom/razvivayushhaya-sreda/prosto-o-slozhnom-rebenok-i-izuchenie-shkalyi.htm

Градусник тональностей – помощник музыканту!

Градусник тональностей – это наглядная схема для работы со всеми тридцатью музыкальными тональностями. Тональности разделяются на две группы, одни – жаркие, горячие, соответствуют плюсовой шкале градусника; другие – наоборот, холодные, их можно условно привязать к минусовой шкале.

Горячими считаются диезные тональности, причём, чем больше диезов в тональности, тем жарче «температура» на градуснике, тем более высокую ступень она занимает на шкале. Холодными будут, естественно, низкие, бемольные тональности, и, чем больше бемолей, тем ниже будет «температура», и тем ниже нужно искать тональность на шкале.

В центре градусника располагаются и как бы соответствуют «нулю» две тональности без знаков (в них «ноль» знаков) – До мажор и параллельный ей ля минор. Всё логично, естественно и привычно. В чём-то вся эта схема подобна квинтовому кругу, только раскрытому, в котором диезная и бемольная ветви выпрямлены и привязаны к столбику.

Кто придумал градусник тональностей?

Градусник тональностей изобрёл известный композитор и преподаватель Валерий Давыдович Подвала. С его изобретением можно встретиться в учебниках для детей «Давайте сочинять музыку».

С помощью градусника композитор подсказывает ребятам, начавшим заниматься музыкой, самые быстрые и верные способы поиска субдоминант, доминант, родственных тональностей и ещё много других вещей. Градусник тональностей очень понравился музыкантам, и о нём узнали очень много людей.

На красочном градуснике В. Подвалы мы видим, что мажорные тональности занимают красную половинку шкалы, а минорные – синюю. В середине находятся тональности До мажор с ля минором, выше их – все диезные строи, а ниже – бемольные. Числа говорят о том, сколько в той или иной тональности знаков.

Для того чтобы назвать знаки точно, придётся вспомнить порядок диезов (фа, до, соль, ре, ля, ми, си) и порядок бемолей (си, ми, ля, ре, соль, до, фа), поскольку градусник указывает только на количество диезов и бемолей, но не называет их. Мы самостоятельно должны выбрать нужные.

Усовершенствованный градусник тональностей

Для того чтобы на градуснике можно было подсмотреть не только количество диезов и бемолей в какой-то из тональностей, но также увидеть, какие именно это будут знаки, мы решили изготовить и представить вам его усовершенствованную модель.

На картинке вы можете видеть градусник с двойной шкалой. По правую сторону показано количество знаков в той или иной тональности. По левую сторону записаны: вверх порядок диезов (ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), а вниз – порядок бемолей (СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА).

Для того чтобы назвать знаки тональности мы находим её на градуснике, смотрим количество знаков, а затем от нуля поднимаемся или спускаемся по левой шкале, называя все знаки до тех пор, пока не доберёмся до выбранной тональности. Диез или бемоль, который выставлен напротив нужной тональности будет в ней последним.

Например, мы хотим узнать, сколько знаков в тональности Си мажор. Находим её на градуснике – она находится среди диезных строёв, в ней 5 диезов, а именно (от «нуля»): фа, до, соль, ре и ля.

Ещё пример – разберёмся с тональностью Ре-бемоль мажор. Она записана на «морозной», бемольной стороне, знаков по градуснику пять, а именно (спускаемся от «нуля»): си, ми, ля, ре и соль.

Ниже мы представим вам ещё один вариант градусника – с буквенными обозначениями тональностей. Использовать в учёбе можно любой, какой больше понравится. Скачать оба градусника для распечатки можно ЗДЕСЬ.

Как ещё можно использовать градусник тональностей?

Как известно, запомнить ключевые знаки в тональностях можно и без градусника, например по «мажорным правилам». «Мажорными правилами» мы тут назвали правила для быстрого нахождения знаков в мажорных тональностях. Напомним их вам:

  1. в диезных тональностях последний диез на ступеньку ниже, чем тоника;
  2. в бемольных тональностях тоника прячется за последним бемолем (то есть равна предпоследнему бемолю).

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Кроме того, все тональности со временем и даже очень быстро запоминаются, что необходимость куда-то подсматривать просто отпадаем. Так как же можно применить градусник тональностей?

Во-первых, очень удобно смотреть по нему разницу в знаках. Берём две тональности, подсчитываем, на сколько градусов они различаются, и получаем ответ. Например, тональности Ре мажор и Фа мажор различаются на три знака. А тональности До бемоль мажор и До-диез  мажор – на 14 знаков.

Во-вторых, по градуснику можно легко найти главные ступени – субдоминанту (так называется IV ступень в ладу) и доминанту (так называется V ступень).

Доминанта будет находиться на градус выше от тоники, а субдоминанта – на градус ниже.

Например: для До мажора (тоника До) доминантой будет звук «соль» и доминантовой тональностью будет Соль мажор, а субдоминантой будет звук «фа», субдоминантовой тональностью – Фа мажор.

В-третьих, градусник позволяет быстро находить основные родственные тональности.

Тональностей первой степени родства всего шесть (об этом мы ещё будем говорить подробно чуть позже), и пять из них можно определить почти мгновенно! Как? Одна родственная тональность находится на той же ступени градусника, что и та, у которой мы ищем «родственников», ещё две – на градус выше, и ещё две – на градус ниже. Шестую «засекреченную» тональность по градуснику искать неудобно (этому мы научим вам позже).

Например, найдём пять родственных тональностей для ми минора. Это будут: Соль мажор (на той же уровне «температуры»), Ре мажор и си минор (на градус выше), До мажор и ля минор (на градус ниже). Шестой тональностью будет Си мажор (как искать, пока не говорим).

Или ещё пример: поищем ближайших «родственников» для Ми-бемоль мажора. Это будут: до минор (в той же клеточке), Си-бемоль мажор и соль минор (выше), а также Ля-бемоль мажор и фа минор (ниже). Шестой тональностью здесь является ля-бемоль минор (куда занесло-то).

Таким образом, применение у нашего градусника может быть довольно широким. Если же вам известны ещё какие-то иные способы работы с такой схемой, то, пожалуйста, отпишитесь об этом в комментариях к данной статье. А также задавайте свои вопросы, если они у вас появились.

А теперь давайте сделаем музыкальную паузу. Предлагаем вам послушать замечательную музыку великого Людвига ван Бетховена. Для вас прозвучит соната для скрипки и фортепиано № 5 под названием «Весенняя»

Бетховен — Соната № 5 «Весенняя» для скрипки и фортепиано

Источник: http://muz-teoretik.ru/gradusnik-tonalnostej/

"Измерение температуры" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие «Измерение температуры»

Цель: раскрыть понятие «температура», знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.

Задачи:

  • ознакомить детей с понятием «температура»;
  • формировать представление о приборе для измерения температуры (термометре);
  • сформировать представление о разных видах термометров;
  • формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
  • систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
  • пополнить словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
  • Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.
  • Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;
  • регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;
  • познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;
  • коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.
  • Учебно-техническое обеспечение: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (холодной и теплой) (на каждого ребенка); мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект лабораторного оборудования: «Наблюдение за погодой».
Читайте также:  Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент?

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Начинается занятие. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте

И на занятии не зевайте.

 

Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.

2. Актуализация знаний.

1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на занятии) Вступительное слово воспитателя. Беседа.

— Ребята, когда мы произносим слова «тепло», «холодно», «горячо», что мы имеем ввиду?

— Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет.

Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет — дотрагиваемся рукой до лба.

Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Но только таким способом нельзя точно узнать температуру.

— Я поняла, что вам знакомо слово температура.

— А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?

— Правильно, термометр — это специальный точный прибор для измерения температуры.

— Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?

3. Постановка цели занятия.

— Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему занятия. (Сегодня на занятии мы познакомимся с термометром и будем измерять температуру).

— Совершенно верно.

4. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с термометром.

  1. — Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.
  2. (воспитатель демонстрирует термометр и рассказывает об устройство термометра).
  3. Рассказ воспитателя.

Рассмотрим термометр. Основные части термометра — шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа).

Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла.

Записывают так: +5*.

Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак «-» и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -5*.

Фронтальная работа.

— А теперь выполните задание.

— Перед вами термометр для определения температуры воздуха. Определите по шкале, какая сейчас температура воздуха в группе?

— Мы уже выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, воды, воздуха нельзя.

— Как же выглядят другие термометры? Давайте рассмотрим их.

-У меня в руке сейчас медицинский термометр. Проведём эксперимент.

— С помощью медицинского термометра я сейчас измерю температуру своего тела, пока мы будем знакомиться с памяткой по измерению температуры тела. (ставлю себе градусник на 2-3 минуты) .

— Ребята, а теперь обратим особое внимание на правило по технике безопасности при измерении температуры тела человека (медицинский термометр).

— Ребята, обращаю ваше внимание. Если медицинский термометр показывает температуру тела выше тридцати семи градусов, значит, человек заболел.

-Эксперимент проведён. Вынимаю градусник. Определите по шкале термометра температуру моего тела.

  • — А говорят так: тридцать шесть и восемь.
  • — Ответьте мне: здорова я или нет?
  • — Совершенно верно.
  • — Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.
  • — Сейчас мы проведём интересный опыт.

— У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Наливаем из термоса в стакан №1 тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке.

Стакан с холодной водой пока не трогаем.

— Приступаем к работе.

— Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?

— Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.

— Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?

— Почему так происходит?

Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.

— А теперь немного отдохнём.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

1) Работа в паре.

— Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.

Дети собирают «термометр» из фрагментов. После окончания работы, учащиеся обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они собрали все части).

Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.

1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.

4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.

4) Обобщение.

После выполнения практической работы воспитатель обобщает знания, полученные в течение занятия.

— Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на занятии. Ответьте на вопросы.

  1. — Каким образом можно точно измерить температуру?
  2. — Для чего нужно уметь точно определять температуру?
  3. — Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?
  4. — Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?

9. Итог занятия. Рефлексия.

— Что сегодня на занятии вы узнали нового?

— Что научились делать?

— Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.

— Занятие окончено.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/04/17/izmerenie-temperatury

Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности? Снова про градусник тональностей

Источник: ссылка на страницу

Вообще количество ключевых знаков и собственно сами эти знаки (диезы с бемолями) нужно просто запомнить и просто знать. Рано или поздно они запоминаются автоматически – хотите вы этого или не хотите. А на начальном этапе можно пользоваться разнообразными шпаргалками. Одна из таких шпаргалок по сольфеджио – градусник тональностей.

О градуснике тональностей я уже рассказывал – почитать и посмотреть шикарный красочный градусник тональностей можно здесь. В прошлой статье я рассказывал о том, как с помощью этой схемы можно легко определять знаки в одноимённых тональностях (то есть таких, в которых тоника одинаковая, а лад – разный: например, ля-мажор и ля-минор).

Кроме того, градусник удобен в тех случаях, когда нужно точно и быстро определить: на сколько знаков одна тональность удалена от другой, на какое количество знаков различаются две тональности.

Теперь спешу сообщить, что градуснику нашлось и ещё одно практическое применение. Если этот самый градусник немножко модернизировать, то он станет более наглядным и станет показывать не только, сколько знаков в тональности. но ещё и конкретно, какие знаки в том-то мажоре и в том-то миноре. Сейчас всё объясню.

Обычный градусник тональностей: покажет фантик, но конфетку не даст…

На картинке вы видите градусник таким, какой он обычно предстаёт в учебнике: «градусная» шкала с количеством знаков, а рядом с ней написаны тональности (мажорная и параллельная её минорная – в них ведь одинаковое количество диезов или бемолей).

Как пользоваться таким градусником? Если вам известны порядок диезов и порядок бемолей. то нет никаких проблем: просто смотрите количество знаков и отсчитываете по порядку ровно столько, сколько нужно. Скажем, в ля мажоре три знака – три диеза: сразу ясно, что в ля мажоре фа, до и соль диезы.

Но если ряды диезов и бемолей вы ещё не запомнили, то, что и говорить, такой градусник вам не поможет: покажет фантик (число знаков), а конфетку не даст (не назовёт конкретные диезы и бемоли).

Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

К шкале с количеством знаков я решил «прилепить» другую шкалу, которая ещё бы и называла все диезы и бемоли по их порядку.

В верхней половине градусной шкалы красным цветом выделены все диезы – от 1 до 7 (фа до соль ре ля ми си), в нижней половине, синим цветом, выделены все бемоли – также от 1 до 7 (си ми ля ре соль до фа).

В центре – «нулевые тональности», то есть тональности без ключевых знаков – это, как известно, до мажор и ля минор.

Как пользоваться? Очень просто! Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор.

Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности.

То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!

Или другой пример: нужно найти знаки в тональности ля-бемоль мажор. Эта тональность у нас среди «бемольных» – находим её и, начиная от нуля, спускаясь вниз, называем всё её бемоли, а их 4: си, ми, ля и ре! Гениально! =)

Да, кстати, если вам уже надоело пользоваться всякими шпаргалками, то можете ими и не пользоваться, а почитать статью о том, как запомнить ключевые знаки, после которой знаки в тональностях не забудешь, даже если специально стараться выбросить их из головы! Удачи!

© Автор — Евгений Завьялов (админ)

скачать dle 12.1

Источник: https://www.zdravosil.ru/v/d/275427-kak-uznat-skolko-znakov-pri-klyuche-v-tonalnosti-snova-pro-gradusnik-tonalnostej.html

Ссылка на основную публикацию