Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

  • Висл
  • Волынка
  • Бойран
  • Мандолины
  • Фиддл

Вислы

Ирландская дудочка (висл, дословно — свисток, что в общем правильно, если посильнее дунуть) — одна палочка и девять дырочек. Шесть рабочих отверстий позволяют извлечь семь нот натурального мажора.

Вторую и начало третьей октавы играют передуванием. Специальные комбинации позволяют брать бемоли. Делают их во многих тональностях — A, Bb (строй волынки), C, D, Eb F, G (это сказывается на размере); остальные — по заказу.

В основном иcпользуют C и D — соответственно для песен в C/Dm и D/Em.

Вислы бывают двух основных типов — цилиндрические и конические. Цилиндрические представляют собой металлическую трубку (из бронзы или никеля) с просверленными отверстиями и пластиковым мундштуком. Отличаются ярким звуком. Основные марки: Generation, Feadog, Waltons.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Висл Generation

Профессиональные цилиндрические вислы делают целиком из алюминия. Оригинальный сильный звук, который уже и не висл, но еще и не флейта. Марки: Howard, Chieftain.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Висл Chieftain

Конические вислы (известные как Pennywhistle — название свое получили за то, что некоторые шустрые граждане, играя на этих самых вислах в общественных местах, умудрялись заработать немножко этих самых пенни) — как видно на фото — свернутый в конус жестяной лист, пропаянный по шву с обратной стороны, с деревянной вставкой в мундштуке. Характерный достаточно мягкий «шипяший» звук. Выпускаются также на октаву ниже (low whistle). При игре с другими инструментами создает ощущение «глубины звука». Марки: Clark, Shaw

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Конический висл Shaw

Волынки (шотландские и ирландские)

Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) полного размера (full size) убивает все живое в радиусе 3 метров от волынщика. Попытки играть на ней в маленких залах типа Magnifique оканчиваются полным параличом публики.

Состоит собственно из bag'a (т.е. сумки), мундштука, нескольких дронов (drones — издающих характерный звук постоянного тона, обычно 1 бас, 2 тенора) и чантера (chanter), обычно в Bb, на коем, собственно, и играется мелодия.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Шотландская волынка

Кстати о мелодии. Если кто не знает — объясняем: окромя того что это шоу, это еще и музыка, и если вы не в состоянии запомнить мелодию, это еще не значит, что ее не помнит волынщик.

Для того чтобы люди не умирали на концертах и домашних сейшнах, была придумана малая волынка (smallpipe). Основное ее отличие от большой — вполне приемлимая сила и без того неоднозначного на восприятие звука (я от него в восторге… первые 10 минут). Кроме того, в нее гораздо легче дуть, так что изучать премудрости игры лучше именно на ней.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Малая волынка

Кстати об обучении. Наряду с тренировкой легких, на первых порах рекомендуется использовать Practice chanter (тот же чантер, что и в волынке, но с мундштуком), в который и дуть легче, и забот не так много — надувать, нажимать, играть… и все сразу!

  • Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Чантер
  • Угадайте, что это?
  • Electronic practice chanter

Едва ли вы угадали — это electronic practice chanter, или, по-русски говоря — электронный тренировочный чантер, имитирующий шотландскую волынку. С правой стороны имеется гнездо для подключения наушников. Поддерживает натуральные звуки C и D.

Выпускается с черным, либо прозрачным корпусом (видимо по аналогии с прорезями на Hi-End технике для наблюдения магического свечения ламп и пр. крутостей).

Ежели вы всерьез планируете тренироваться в неподходящих для этого местах ( по пути на работу / с работы / к любимой девушке/ или когда она только что заснула, а тем паче если «она» — это не она, а, скажем, теща!) может быть, этот девайс и поможет вам.

Для больших любителей выкурить трубочку во время концерта придумана еще одна хитрая вещь — Uilleann (Elbow) Pipe (ирландская волынка). Как вы уже наверное догадались, дуть в нее не надо. Закачка воздуха производится с помощью мехов. Стандартный строй — D, но по заказу делают любые.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Ирландская волынка

От шотландских волынок UP ушла так же далеко, как флейта Бема от висла: чантер позволяет брать полутона, так что строй становится непринципиальным. Кроме того, трость позволяет передуванием играть на октаву выше. С помощью дополнительных регуляторов на дронах появляется возможность вытворять всякие интересные штуки типа игры аккордами.

Кроме полной комплектации UP бывают половинной — без дополнительных регуляторов, и ученической — без дронов.

Бойран (bodhran)

Традиционный ирландский ударный инструмент, как правило — деревянная рама, обтянутая натуральной кожей. Держат левой рукой, уперев в брюхо; бьют правой, зажав в ней палочку на манер авторучки так, чтобы при скользящих ударах вниз-вверх оба конца палочки били по коже (основная техника).

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры Бойран, вид спереди Бойран, вид сзади

Палочки (stick) кроме стандартной формы бывают вычурной и еще более вычурной со смещенным центром тяжести.

Обычная палочка Вычурная палочка
Палочка со смещенным центром тяжести

Характер звука значительно меняется в зависимости от угла, под которым происходит удар и от положения левой руки на внутренней поверхности кожи. Бывают настраиваемые (tuneable) и ненастраиваемые модели диаметром 14-22 дюйма.

Мандолины

Семейство мандолин кроме всем привычной маленькой мандолины (mandolin) включает в себя старшую сестренку мандолу (mandola), мамашу мандоцело (mandocello) и папашу мандобас (mandobass) — отставить улыбку!. Однажды малютку мандолину соблазнил сорванец банджо (banjo).

Плод их юной любви, появившийся через положеное время, нарекли мандобанджо (mandobanjo). Подобный поворот событий не мог не отразиться на ближайших родственниках.

Дядюшка ситар (sittern) так расстроился, что вместо ADADA стал звучать как ADGAD, а временами даже как DGDAD, а тетушка бузуки (bouzouki) — ну и имена у этих греков! — даже обзавелась дополнительной парой струн, чтобы не выделяться из стройных рядов семейства мандолин.

Между тем бесчинства извращенца банджо на том не закончились. Привлеченный классическими формами, он обесчестил почтенную гитару, оставив на память о пылком африканском любовнике дочурку гитарбанджо (guitar banjo).

Опасаясь мести со стороны возмущенной общественности, банджо сделал слабую попытку загримироваться — обзавелся 5-ой струной (размеров на 5 меньше — видимо отобрал у какого-то дитяти) и сменил строй на GDGBD. Но это не помогло ему уйти от ответа: пойманный разъяренной толпой, он был кас… ну, в общем, оторвали ему лады и натянули нейлоновые струны на гриф.

Мандолина строится так же как скрипка — GDAE. Кроме классической итальянской формы с грушевидным кузовом (round back) в фолк-музыке чаще используется модель с плоским кузовом (flat back — на примере мандолы). И не удивительно.

Уверенно держать в руках инструмент, задняя часть которого представляет собой вытянутую полусферу, да еще покрытую лаком, можно лишь в трезвом состоянии, усевшись в классическую позицию «нога на ногу».

Подобные требования к музыканту, как вы понимаете, привели не к укреплению трезвого образа жизни, а к появлению инструмента, который твердо стоит между ног. Новый дизайн получил название «кельтского».

Классическая мандолина Мандола

Тенор мандола (tenor mandola) строится так же как альт — CGDA и внешне напоминает подрощенную мандолину. Правда, в ирландской музыке чаще используется октав мандола (octave mandola, америкацы кличут ее octave mandolin), настраиваемая как GDAE на октаву ниже мандолины.

Мандоцело (mandocello) строится на октаву ниже тенор мандолы CGDA. Выглядит соответственно на октаву больше.

Мандоцело

Мандобас (mandobass) строится EADG . Выглядит, хм… соответственно.

Ситар (sittern) в последнее время, как и другие инструменты семейства мандолин, сменил дизайн на плоскокузовной (flat back), так что основным отличием осталось наличие 10 парных струн, которые строятся как кому в голову взбредет, и более короткий и широкий гриф (на самом деле, струн может быть и больше, и меньше — от 8 до … ). Встречаются варианты настройки ADADA, ADGAD, DGDAD, плюс ко всему часто используют каподастр.

Ситар

Бузуки (bouzouki) — греческий вариант лютни. Традиционные греческие строятся CFAD. Вообще-то раньше их делали с шестью парными струнами (DAD), но сейчас греческие мастера делают в основном восьмиструнные CFAD с грушевидным кузовом (round back).

Бузуки

Ирландские музыканты в своем стремлении все подобные инструменты перестроить в GDAE не обошли вниманием и бузуки, заодно приведя к общему знаменателю и дизайн. Появление моделей с плоским кузовом (flat back) сделало бузуки очень похожими на октав мандолу, вот только гриф у бузуки подлиннее.

Подобная адаптация привела к тому, что грань между «ирландскими» бузуки (irish bouzouki) и октав мандолой пролегла где-то в районе 58-го сантиметра шкалы грифа, так что все что короче — мандола, что длиннее — бузуки.

Звук у «ирландской» разновидности более открытый и яркий, чем у греческой, да и держать ее поудобнее.

Ирландские бузуки

Тенор банджо (tenor banjo) широко используется не только в традиционной ирландской музыке, но и в традиционном джазе.

У него более мелкая мензура, чем у G банжо, и четыре струны, настроенных CGDA, но практически все ирландские музыканты настраивают ниже — GDAE, на октаву ниже мандолины и скрипки.

Большей популярностью пользуются инструменты с укороченной мензурой (17 ладов вместо 19), поскольку их аппликатура соответствует скрипичной.

Тенор банджо

5-тиструнное банджо (5-string banjo) обычно используется в bluegrass и country музыке, но в порядке диверсификации используется в качестве аккомпанемента в песнях различных музыкальных направлений. Среди вариантов настройки наиболее распространены gDGBD и gCGDB.

Отличается наличием 5-й струны, пришлепнутой сбоку-припеку на пятом ладу со стороны басовых струн. Безладовый вариант банджо (fretless banjo), как правило с нейлоновыми струнами, использовался раньше для игры вместе со скрипкой в силу более согласованного звучания.

  1. Гриф 5-тиструнного банджо
  2. Мандобанджо либо банджолин (mandobanjo or banjolin), как видно из названия — результат неправильной ликвидации погрома в музыкальном магазине: резонатор от банджо, гриф от мандолины, звук — ну, это надо слышать.
  3. Мандобанджо

Гитарбанджо (guitar banjo) — идеальный выход для гитариста, когда хочется извлекать звуки банджо, а учиться лень. Собственно, гитарный гриф, 6 струн, те же аккорды, а звук…

Гитарбанджо

Фиддл (fiddle)

То что в Италии принято называть violin, а в России скрипкой, в руках ирландского музыканта превращается в фиддл. Так что если на сцене кто-то кого-то называет Фидлером — это не конкурс молодых еврейских дарований, а концерт ирландской музыки.

Колесная лира

Источник: по материалам сайта группы Воинство Сидов (Slua Si)

Источник: https://biblib.pro/articles/encyclopedia/irlandskie_narodnie_muzikalinie_instrumenti

Ирландская национальная музыка и танцы | Энциклопедия волынки (bagpipe)

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Ирландская национальная музыка сегодня популярна не только в стране изумрудного острова, а и во всем мире. Многие популярные исполнители включают в свой репертуар кельтскую музыку и ирландский фолк.

Музыкальные инструменты Ирландии

Как красиво и мелодично звучит ирландская музыка в современной обработке! Многие коллективы при исполнении такой музыки используют народные инструменты Ирландии.

Национальные музыкальные инструменты Ирландии:

  1.  Флейта тинвистл.
  2.  Ирландская скрипка Фиддл.
  3.  Ирландская арфа.
  4.  Ирландская волынка.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанрыФлейта тинвистл — вид флейты, который придумал простой чернорабочий Роберт Кларк. Так как флейты из дерева стоили дорого, Роберт начал делать эти музыкальные инструменты из покрытой оловом жести. Флейты Роберта Кларка стали называть «тинвистлами».

Они очень быстро стали популярными. Успех был просто ошеломительный. Простой рабочий Роберт Кларк стал очень богатым и знаменитым. Сегодня флейта тинвистл имеет статус национального инструмента.

Скрипка Фиддл – ирландский аналог скрипки.

История появления этого музыкального инструмента очень необычна и интересна.

В давние времена на одном из кораблей, приплывших к берегам Ирландии, находились в большом количестве дешёвые скрипки. Любопытному ирландскому народу стало интересно, что же это за инструмент. Не было человека, который бы обучил игре на скрипке. Поэтому, ирландцы начали осваивать технику самостоятельно.

Читайте также:  Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Получилось так, что они все делали не так, как нужно: неправильно держали инструмент, канифоли струны, вместо того, чтобы канифолить смычок. В результате всего этого появилась новая ирландская манера игры на скрипке.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанрыИрландская арфа — геральдический символ и национальная эмблема Ирландии. Ирландская национальная музыка известна во всем мире благодаря знаменитой арфе. Этот инструмент во все времена любили и почитали в Ирландии. Во времена кельтских вождей самым почитаемым человеком, после вождей и бардов, считался арфист. Арфисты играли на великолепных золотых инструментах, украшенных драгоценными камнями. Во время войны арфисты поднимали боевой настрой, поощряли к сражению с врагом.

Сказочные струны арфы, играющие прекрасные народные ирландские мотивы, и сегодня словно переносят в давние средневековые времена, завораживают так, что теряется чувство реальности.

Ирландская волынка – любимый инструмент музыкантов. Она не похожа на волынки Западной Европы: воздух в трубки ирландской волынки нагнетается при помощи специальных мехов, а не легкими музыканта. Ирландские волынщики по праву носят гордое имя — «короли народной музыки».

Ирландская волынка чаще всего звучала при исполнении ирландской народной музыки. Сегодня, учитывая усовершенствование инструмента и техническое мастерство исполнителей, звуки волынки можно услышать во многих музыкальных стилях.

Ирландская музыка, ирландский фолк представлены двумя видами жанров:

  •  вокальными;
  •  танцевальными.

Вокальные жанры народной ирландской музыки

Любимый вокальный жанр ирландцев — баллада. Это очень поэтичный жанр, это сказка, рассказываемая в стихах. Такие рассказы – песни повествуют о жизни, о любви, о мужестве, прославляют героев. И все это повествование происходит под аккомпанемент знаменитой ирландской арфы. Это очень похоже на исполнение русских былин с гуслями.

Источник: http://www.volynki.ru/?p=30113

Английская народная музыка: неизменный дух традиций

Английская народная музыка как часть английского фольклора формировалась под влиянием исторических событий разных эпох, культурных традиций и эстетических предпочтений жителей отдельных областей страны.

Своими корнями английский фольклор уходит в мифологию народов, из которых сформировалась английская нация – англов, саксов, юты, а также кельтских и германских племен. Тесное соседство с Ирландией, Уэльсом, Шотландией не могло не отразиться на сходстве мотивов и родственности тематики и персонажей фольклора этих стран с английским народным творчеством.

Тематика и персонажи английского фольклора

О чем и о ком поется в народных песнях Англии? Давайте перечислим несколько главных образов:

  • Одним из центральных персонажей английского эпоса является король Артур – легендарный предводитель бриттов в борьбе против завоевателей. Неопровержимых подтверждений его исторического существования нет, но множество мифов и легенд о нем и его доблестных рыцарях круглого стола стало неотъемлемой частью английского фольклора.
  • Ещё одним героем английских баллад и легенд, реальность существования которого остается спорной, является Робин Гуд – знаменитый предводитель разбойников, грабивших в Шервудском лесу богачей и отдававших награбленное бедным и нуждающимся.
  • Кроме того, английский фольклор так же, как и шотландский, изобилует множеством причудливых сказочных персонажей – духов, призраков, демонов, домовых, драконов и прочих мифологических существ. К последним относятся эльфы, тролли, людоеды, ведьмы.

Таким образом, фольклор освещает, как правило, героику освободительной борьбы или романтические образы благородных защитников притесняемого класса, а также воспроизводит некоторые языческие поверья и сказания дохристианского периода истории Англии.

Песенные жанры английской народной музыки и их особенности

Хронологически обособление народной музыки Англии как отдельного культурного пласта совпадает с прибытием англов на острова в V веке н. э.

Поскольку запись музыки в то время не велась, то представление о форме и содержании ранних народных английских песен мы имеем достаточно обобщенное.

Позже на основе традиционных английских песен сформировались такие жанры, как кэрол, джига, шанти, хорнпайп.

Кэрол в настоящее время ассоциируется с рождественской песней, хотя на самом деле диапазон этого жанра намного шире: это может быть сочетание светских и духовных, или так называемых паралитургических песнопений, в которых используются библейские сюжеты и неканонические тексты с прославлением Иисуса Христа. Кроме того, существует множество застольных, колыбельных, детских песен в жанре кэрол.

Одним из самых известных песенных жанров английской народной музыки является баллада.

В разные исторические периоды баллады воспевали национальных героев (короля Артура или Робина Гуда, к примеру) и имели повествовательный сюжет в эмоциональном романтическом обрамлении.

Баллада, как и кэрол, первоначально исполнялась в сочетании с хороводным танцем (round-dance) и только впоследствии отпочковалась, как самостоятельный песенный жанр.

Морские песни шанти имели изначально два предназначения: согласовывать движения моряков при выполнении ими каких-либо корабельных работ и скрашивать однообразный и монотонный досуг после тяжелой работы. Песни этого жанра отличаются характерным акцентированием на определенные слова, во время которого моряки делали синхронное усилие (рывок каната, например).

«Зелёные рукава» или «Green sleeves» – одна из наиболее известных английских народных песен, дошедшая до нас из средневековья. Загадочная и чарующая мелодия погружает слушателя в эпоху доблестных рыцарей и прекрасных дам. Авторство песни иногда отдают королю Генриху VIII, якобы посвятившему её своей возлюбленной Анне Болейн. Давайте послушаем и вспомним эту мелодию.

Танцевальные жанры английской народной музыки и их особенности

Свое название английский народный танец джига позаимствовал у небольшой скрипки, на которой исполнялось музыкальное сопровождение танца.

Быстрая джига в размере 12/8 исполняется, как правило, мужчинами, выстроившимися в одну линию, символизирующую крепостную стену. Более женственный вариант танца исполняется в размере 9/8 и предполагает использование мягкой, эластичной обуви.

Техника исполнения джиги заключается в многочисленных прыжках, пируэтах, скольжениях, исполняемых в разных ритмах в зависимости от вида танца.

Ещё один английский народный танец – хорнпайп назван в честь другого музыкального инструмента – шотландского духового и имеет несколько разновидностей, среди которых наиболее известные – Rickets Hornpipe и The Ladies Hornpipe. Исполняется в различных ритмических рисунках и характерен раскачивающимися движениями лодыжек. Первоначально исполнялся только мужчинами, сегодня доступен и женщинам.

Танец Моррис (или танец с мечами) тоже первоначально исполнялся только мужчинами и представлял собой некое действо, посвященное празднованию Майского дня.

Историки полагают, что танец имеет языческие корни и возник на основе древних ритуалов. Исполняется под музыкальное сопровождение волынок и барабанов.

Многие англичане до сих пор верят, что танец Моррис приносит удачу как зрителям, так и исполнителям.

Английские народные музыкальные инструменты

Разные исторические периоды обогатили коллекцию инструментария, используемого при исполнении английской народной музыки образцами, сделавшими звучание необычайно самобытным и своеобразным.

Один из них – лютня – струнный щипковый инструмент, пришедший в английский фольклор предположительно из аравийской культуры. Первоначально лютня имела 4-5 струн, в современном варианте инструмент может насчитывать до 35 струн, в связи с чем несколько видоизменилась и его форма.

  • Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры
  • Еще одним традиционным народным музыкальным инструментом Англии является так называемый hammered dulcimer (или цимбалы) – струнный ударный инструмент, устанавливаемый на подставке перед музыкантом, который для извлечения звуков пользуется специальными молоточками.
  • Достаточно часто при исполнении английского фольклора используются клавесин, труба, тамбурин, shawm (разновидность гобоя), hurdy gurdy (или колесная лира), скрипка и волынка.

Сегодняшний день английской народной музыки

Огромный вклад в систематизацию английского фольклора и сохранение культурного наследия внес Сесил Джеймс Шарп (1859-1924).

Этот английский педагог и музыковед сумел систематизировать материалы, собранные разными этнографическими группами и собрал уникальную многотомную коллекцию народных песен и баллад. Последователями Шарпа была продолжена его работа.

Сегодня интерес к английской народной музыке поддерживается путем проведения фольклорных фестивалей, а также проникновением народных мотивов в современную музыку.

Автор – Игорь Светличенко

Источник: http://muz-teoretik.ru/anglijskaya-narodnaya-muzyka/

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры, Музыкальный класс

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельт скую» музыку.

Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии. Давайте рассмотрим ирландскую музыку, но начнем с инструментов.

Как появилась флейта тинвистл?

Тинвистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности).

Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом.

Успех флейт Роберта (названных тинвистлами) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.

Фиддл – ирландская скрипка

Есть любопытная истории о том, как в Ирландии появился фиддл – местный аналог скрипки. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.

Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так, нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифоли струны. Поскольку выход из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Знаменитая ирландская арфа

Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой.

  • Ирландская волынка – старая знакомая?
  • Ирландских волынщиков иногда величают «королями народной музыки», и ирландская волынка заметно отличается от волынок Западной Европы: воздух в трубки нагнетается не силой легких музыканта, а с помощью специальных мехов, как на гармошке.
  • Ирландская народная музыка славится как изумительными песнями, то есть вокальными жанрами, так и зажигательными танцами.

Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи. Видимо с той поры слово джига (или более обывательское — жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием.

Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам. Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости (когда написались и шутили черезчур «шутливо», грубовато).

Другой популярный танцевально-музыкальный жанр — это рил, который тоже играют в быстром темпе.

Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия. Жига в этом отношении чем-то сродни итальянской тарантелле (из-за своих чётких триольных фигур на 6/8 или 9/8), а вот ритм рила – более ровный, почти лишённый остроты, идёт этот танец в двудольном или четырёхдольном размере.

Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время (время появления неизвестно), то рил, напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила).

Читайте также:  Анжелика холина: балет без балета

В чём-то близкой рилу является полька – чешский танец, который завезли на кельтские земли солдаты и учителя танцев. В этом жанре двухдольный размер, как в риле и тоже важен ритм, как основа. Но если в риле важна ровность и непрерывность движения, то в польке, и вы это прекрасно знаете, в польке у нас всегда чёткость и разделённость (притопы).

Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы. Правда ведь, это всё напоминает русские былины с их гусельными переборами?

Одним из древних вокальных жанров в Ирландии был шан-нос

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/irlandskaya-narodnaya-muzyka-nacionalnye-muzykalnye-instrumenty-tancevalnye-i-vokalnye-zhanry-muzykalnyj-klass

Музыкальная культура ирландии и ее отражение в современной музыкальной культуре

Современная ситуация в мире характеризуется возрождением интереса к народной культуре различных национальностей. Одной из популярных является музыкальная   культура Ирландии.

Ирландия необычная, сохранившая много традиций страна, музыкальная культура которой оказывает влияние на историю музыки и в настоящее время. В последние годы достаточно популярными становятся ирландские мотивы, инструменты и танцы.

Особенности ирландской музыки обусловлены географическим положением страны, особенностями характера ее жителей и многими другими факторами. Рассмотрим некоторые из них.

Флаг является национальным символом Ирландии и представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: зелёной у древкового края полотнища, белой – в середине, и оранжевой – у свободного края полотнища.

Зелёный цвет символизирует католиков, оранжевый – протестантов, белый – мир между ними. Герб Ирландии представляет собой золотую арфу с серебряными струнами в лазоревом (синем) поле.

Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.

Символом страны считается трехлистный клевер, потому — что клевер растёт в Ирландии повсюду. Клевер напоминает крест, которым Святой Патрик обратил Ирландию (кельтов) в христианство. Именно на нем он показал единство Отца, Сына и Святого Духа. Святой Патрик один из наиболее известных и почитаемых христианских святых, он – покровитель Ирландии.

Так же весьма интересен ирландский национальный характер. Отличить коренного ирландца от туриста можно по внешнему виду. Считается, что традиционная ирландская внешность – это ярко-рыжие волосы, веснушки и голубые глаза. Хотя предки ирландцев – кельты – были жгучими брюнетами, но любили красить волосы в рыжий цвет.

Также распознать ирландца можно по фамилии – по префиксам «О’», «Мак» и «Фитц» в начале. Чрезвычайная общительность и любопытство – их национальные черты. Ирландцы – одни из немногих жителей мира, которые и по сей день не променяли книги на телевидение. Ирландцы не просто читают, а с удовольствием сами пишут, особенно это касается поэзии.

В стране выпускается порядка нескольких десятков журналов, публикующих местную поэзию

Основу любой музыкальной культуры составляют музыкальные инструменты. Любопытно, что истинно ирландских инструментов нет, есть инструменты заимствованные, переделанные на своеобразный манер. Наиболее известными являются арфа, ирландская скрипка, тин вистл, боуран, волынка.

Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Археологи находят на территории Ирландии кельтские арфы, датируемые XII веком. Сохранившиеся древние экземпляры относятся к XV веку.

История инструмента тин вистл теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле. «Tin» — жестяной, whistle. 

Ирландская скрипка появилась благодаря следующей истории. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами. Поскольку выходцы из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

 Древнейшая ирландская волынка, пятого века, была крестьянским инструментом, в мешок которого воздух нагнетался ртом. В древних ирландских летописях встречаются упоминания о волынщиках-трубкодувах.

От шотландской волынки она отличается тем, что ирландцы усовершенствовали механизм инструмента, добавив в него несколько дополнительных клапанов и регуляторов, тем самым усложнив и не без того непростой инструмент.

Благодаря изменениям звучание волынки приобрело больше тембров, красок.

Боуран – ирландский бубен, применяемый, как правило, для ритмического сопровождения традиционной ирландской музыки, а также изредка для сольной игры.

Как и все народы мира, ирландцы не только играли на музыкальных инструментах, но и пели. Любимый вокальный жанр ирландцев – баллада. Это очень поэтичный жанр, это сказка, рассказываемая в стихах. И все это повествование происходит под аккомпанемент знаменитой ирландской арфы.

 Самым древним вокальным жанром в Ирландии считается шан-нос, представляющее собой импровизационное пение. Его отличительная особенность – большое количество распевов. Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения.

Самым известным танцевальным жанром считается джига. Изначально это был парный танец, который танцевали и девушки, и юноши. Чуть позже танец приобрел юмористические черты и его стали танцевать матросы. Джига – сугубо мужской танец, иногда с элементами некоторой грубости. Но сейчас его танцуют и девушки.

Рил – второй по популярности танцевально-музыкальный жанр. Музыка джиги и музыка рила отличается ритмом. Жига, благодаря своим четким триольным фигурам на 6/8 или 9/8, напоминает итальянскую тарантеллу. Ровный, без остроты рил отличается двудольным или четырёхдольным размером.

 Как и во всём мире, так и в Ирландии с течением времени музыка приобретала профессиональный характер. Люди стали обучаться нотной грамоте, узнавать о новых направлениях музыкальной мысли. Самые талантливые, любопытные и трудолюбивые стали в итоге знаменитыми на весь мир.

Майкл Уильям Балф – ирландский оперный певец, композитор, известный, в частности, оперой «Цыганка» (The Bohemian Girl) и кантатой «Мазепа».

Джон Филд – ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России. Джон Филд был создателем ноктюрна в нынешнем смысле этого слова.

Если в XVIII – начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к кассации и инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, то именно Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки.

Достаточно популярны в современной мировой культуре ирландские музыкальные группы, исполняющие музыку в разных стилях. Охарактеризуем наиболее значительные из них.

The Cranberries – ирландская рок-группа, которая была основана в 1990 году.  Группа исполняет музыку в жанрах: альтернативный рок, фолк-рок, кельтик-рок, инди-рок. Самой известным произведением является песня «Zombie».

Уильям Рори Галлахер – ирландский блюз-рок-гитарист, автор многочисленных песен. По версии Британского журнала «Classic rock», Галлахер включён в список величайших гитаристов всех времён.

Крис де Бург – ирландский рок-музыкант, композитор. Его излюбленными жанрами является арт–рок, поп, софт–рок. Одной из известных композиций является песня «The Lady in Red».

В ирландском стиле играют следующие группы:

«Celtic dreams» – фолк, folk metal, celtic.   Spiritual Seasons – группа из Харькова, Украина, играющая ирландский и скандинавский фолк-рок. Dropkick Murphys – американская кельтик-панк-группа. Все участники Dropkick Murphys чтут культурные и исторические традиции ирландского народа.

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельтскую» музыку. Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии.

Список литературы:

  1. Ирландия и Ирландцы. На границе миров. ТЗТ анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://liveplanet.ru/91-all/293-irland (дата обращения: 25.03.2017)

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxi/76829

Ирландская народная музыка

Ирландская музыка связана с танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой. Вся жизнь в Ирландии – вечный концерт с песнями и танцами.

Ирландская музыка (и много веков назад, и сейчас) сопровождает буквально каждое важное событие.

Она всегда звучала перед военными сражениями, во время религиозных обрядов, на свадьбах, народных праздниках, ярмарках и вечеринках, в пабах и на улицах.

Ирландская музыка является продолжением музыкальных традиций древних кельтов. Именно они сделали музыку частью своих религиозных ритуалов.

Старинная форма ирландской повествовательной песни – «сеан-нос» (шан-нос). Эти песни поют на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к началу 18 в.

Публика активно участвует в исполнении сеан-нос, реагируя стандартными шутками, репликами и криками. Певцы могут подчеркнуть отдельные слова песни посредством мелодии или разыграть вдвоем музыкальную интермедию.

Мелодии песен обильно украшаются мелизмами или сложными ритмическими фигурами, часто звучат акапелльно (певец сам себе аккомпанирует голосом).

Пение без аккомпанемента имеет различные варианты. Существует три основных варианта sean-nos — манстерский, коннахтский и ольстерский — что соответствует числу и названию провинций Ирландии, где находятся гэлтахты (Gaeltachtai).

Певцы из англоговорящих областей Ирландии (Galltacht), а также других стран могут либо придерживаться одного из этих вариантов, либо смешивать их — в зависимости от того, где они обучались. Носители официального стандарта ирландского языка чаще всего смешивают варианты sean-nos.

Не все варианты одинаково сложны: коннахтский (западный) — в большей степени, манстерский (южный) чуть проще и резче, а ольстерский (северный) буквально поражает своей простотой.

Ольстерский sean-nos наиболее сильно отличается от двух остальных. Этот вариант сложился под влиянием шотландских народных песен (Scots Gaelic Songs), которые имеют менее замысловатый мелодический рисунок, чем sean-nos . Исполнители sean-nos из Донегола обычно стараются сохранять ровный ритм в течение всей песни. Мелодия здесь представлена упрощенно (для sean-nos).

Коннахтский и манстерский варианты труднее отличить друг от друга, если, конечно, не знать диалектных особенностей языка. Оба направления предполагают наличие сложной мелодии, где основные приемы фольклорной музыки сочетаются с другими приемами, требующими большего мастерства.

Существует два основных типа орнаментации («украшения») мелодии: мелизматический и интервальный. Мелизматическая орнаментация выражается, как правило, в замене или выделении основной ноты группой смежных вспомогательных нот.

В некоторых случаях вместо группы вспомогательных нот используется одна-единственная нота, ведущая к основной. Известен также вариант, когда основная нота заменяется двумя вспомогательными.

Интервальная орнаментация связана с изменениями паузы между двумя нотами: она либо должна варьироваться по долготе, либо заполняется переходными нотами. Кроме того, в sean-nos может варьироваться не только тип орнаментации, но даже и основная тема.

Выделяются три типа вариаций: мелизматический, интервальный и ритмический.

Наличие в sean-nos орнаментации и вариаций совершенно исключает возможность хорового исполнения.

Если такие попытки и предпринимались, то ни к чему хорошему они не явно вели, так как все тонкости орнаментации и вариаций в этом случае полностью сглаживались, и оставалась лишь ничем не прикрытая основная тема, нечто, что может спеть каждый, но чего петь не стоит. Поэтому, если на записи певцы поют вместе, они поют не дуэтом, а по очереди.

Вот несколько очень простых приемов sean-nos:

В большинстве случаев исполнители стараются как можно дольше держать основные ноты, которые обычно совпадают с главными словами песни.

В результате музыкальное наполнение зачастую преобладает над смыслом текста, особенно если исполнитель уделяет больше внимания мелодии.

Некоторые певцы, наоборот, концентрируются только на тексте — в ущерб музыкальной стороне, однако наиболее талантливые исполнители способны сочетать слова и музыку таким образом, чтобы передать свое восприятие песни.

Источник: https://poisk-ru.ru/s28201t4.html

Музыкальная культура Ирландии

Слайд 1

Читайте также:  Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент?

Музыкальная культура Ирландии Выполнил: Масевнин И.Р.

Слайд 2

Ирла́ндия , — государство в Северной Европе, занимающее бо́льшую часть острова Ирландия . Название страны происходит от ирландского Éire — государство. Столица — город Дублин . Современная ситуация в мире характеризуется возрождением интереса к народной культуре различных национальностей. Одной из популярных является музыкальная культура Ирландии.

Ирландия необычная, сохранившая много традиций страна, музыкальная культура которой оказывает влияние на историю музыки и в настоящее время. В последние годы достаточно популярными становятся ирландские мотивы, инструменты и танцы.

Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.

Слайд 3

Ирландцы – одни из немногих жителей мира, которые и по сей день не променяли книги на телевидение. Ирландцы не просто читают, а с удовольствием сами пишут, особенно это касается поэзии. В стране выпускается порядка нескольких десятков журналов, публикующих местную поэзию.

Основу любой музыкальной культуры составляют музыкальные инструменты. Любопытно, что истинно ирландских инструментов нет, есть инструменты заимствованные, переделанные на своеобразный манер. Наиболее известными являются арфа, ирландская скрипка, тинвистл , боуран , волынка.

  • Слайд 4
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИРЛАНДИИ
  • Слайд 5

Флейта тин- вистл Тин- вистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности). Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом.

Успех флейт Роберта (названных тин- вистлами ) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин- вистл — в контексте ирландской народной музыки — довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд.

Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке, которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле .

Слайд 6

Фиддл – ирландская скрипка Ирландская скрипка появилась благодаря следующей истории. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.

Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так , как нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифолили струны.

Поскольку выходцы из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Слайд 7

Ирландская арфа Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой .

Слайд 8

Ирландская волынка В мешок воздух нагнетается локтевыми мехами, в отличие, например, от шотландской горской волынки, в мешок которой воздух нагнетается ртом . В древних ирландских летописях встречаются упоминания о волынщиках- трубкодувах .

От шотландской волынки она отличается тем, что ирландцы усовершенствовали механизм инструмента, добавив в него несколько дополнительных клапанов и регуляторов, тем самым усложнив и не без того непростой инструмент.

Благодаря изменениям звучание волынки приобрело больше тембров, красок.

  1. Слайд 9
  2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ИРЛАНДСКОЙ МУЗЫКИ
  3. Слайд 10

Джига Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи.

Видимо с той поры слово джига (или более обывательское — жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием. Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам.

Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости.

Слайд 11

Рил Другой популярный танцевально-музыкальный жанр — это рил , который тоже играют в быстром темпе. Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия.

Рил – более ровный, почти лишённый остроты, этот танец идёт в двудольном или четырёхдольном размере.

Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время, то рил , напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила ).

  • Слайд 12
  • ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ИРЛАНДСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
  • Слайд 13

Баллада Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы.

Слайд 14

Шан -нос Самым древним вокальным жанром в Ирландии считается шан -нос, представляющее собой импровизационное пение. Его отличительная особенность – большое количество распевов. Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/06/10/muzykalnaya-kultura-irlandii

Урок по музыке «Музыка народов мира» (УМК Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ФГОС)

  • Модель урока « Музыка народов мира»
  • Музыка.7 класс
  • 1.Тема урока:«Музыка народов мира»

2. Дидактическая цель: Создать условия для формирования представления о разнообразии, сходстве и значимости музыкального фольклора разных народов.

3. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.

4. Планируемые результаты:

4.1. предметные -знать жанры народной музыки, народные инструменты; понимать значение терминов аутентичная «этномузыка», «обоработка»;

  1. — различать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов;
  2. -понимать значение фольклора как части общей культуры народа; выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре; понимать связь народной и профессиональной музыки;
  3. -уметь выражать свое отношение к искусству, высказываться на музыкальную тему;
  4. — знать известных исполнителей народной музыки.
  5. 4.2 метапредметные:
  6. Познавательные:
  7. осуществлять поиск необходимойинформации, уметь выделять главную мысль при работе с текстом;
  8. осуществлять запись выборочной информации
  9. Коммуникативные:
  10. владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения;
  11. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  12. высказывать свое суждение в процессе решения ситуативной задачи.
  13. Регулятивные:
  14. Ставить, принимать и сохранять учебную задачу;
  15. уметь выполнять интеллектуальную работу в команде,уметь контролировать и оценивать свои действия

4.3. личностные:

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • уметь уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • развивать эстетический вкус, художественное мышление, сопереживание.

5. Методы обучения: проблемное обучение, критического мышления при работе с учебными текстами.

6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

7. Средства обучения: презентация, ПК, учебные тексты, музыкальный материал: 1.попурри «танцы народов мира». 2.Песня Валенки в исполнении Лидии Руслановой 3. «Валенки» в исполнении Пелагеи. 4. «Косторома» группа «Иван Купала»

  1. Ход урока.
  2. Оргмомент.
  3. Приветствие учителя.
  4. Ученики настраиваются на урок, проверяют готовность рабочего места.
  5. Актуализация знаний и умений.
  6. Организация познавательной деятельности учеников.

Послушайте попурри. Попурри — это соединение нескольких произведений на одну тему. Определите, какая музыка прозвучала и обозначьте тему попурри.

  • Ученики слушают музыку, отвечают, что прозвучала танцевальная музыка разных народов.
  • Тема нашего урока будет именно такой: «Музыка разных народов»
  • А вы узнали музыка каких народов была использована?
  • Называют свои варианты.
  • А как вы думаете, это была народная или композиторская музыка?
  • Ответы учеников.
  • Были фрагменты народной, и были композиторские произведения.
  • Учитель помогает в затруднительных ситуациях, если не могут точно назвать какому именно народу принадлежит данный музыкальный фрагмент.
  • Целеполагание и мотивация
  • Какие задачи можем поставить на урок?
  • Ученики определяют цели и задачи урока:
  • — узнать отличия и похожесть музыки разных народов;
  • — узнать о чем пели и на каких инструментах играли;
  • — как композиторы могут сочинить музыку настолько похожую на народную;
  • Изучение нового материала
  • Энциклопедия Кольера

Работа с текстами. Тексты составлены с использованием статьи «НАРОДНАЯ МУЗЫКА это: »

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6100/%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%90%D0%AF

Учитель раздает учебные тексты.

Найдите и выделите маркером главную информацию, связанную с нашей темой. Запишите в тетрадь.

Текст 1.

Народная музыка не записывается. Ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов. Носителями ее являются не музыканты – профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям. Появляются ее варианты .

Народную музыку можно также определять через связь с определенной этнической общностью, в которой она бытует. Ее отличает не городской, сельский характер и примитивные методы исполнения. 

В конце 20 в. технический прогресс и СМИ Совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой.

 Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в  сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов, она исполняется как образованными музыкантами, так и крестьянами и любителями, звучит на дисках и в Интернете, а также в живом исполнении.

Текст 2.

Исследования музыкального фольклора  до 19 века носили теоретический характер, а во второй половине 19 в. ученые стали собирать народные  песни, используя нотную, а позднее фонографическую и магнитофонную запись.

Наибольшее значение  имели музыкально-этнографические исследования,  вдали от города в глухих деревнях. 

Наибольшее значение в осмыслении народной музыки имели музыкально-этнографические исследования, проведенные под руководством американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда (1825-1896) в Великобритании и венгерским композитором и фольклористом Белой Бартоком (1825-1945) в странах Восточной Европы. 

В России фольклор изучали собиратели русских песен Ю.Н.Мельгунов и Н.Е.Пальчиков  композиторы А.Н. Серов, Н.А. Римский-Корсаков, М. Балакирев, А. Лядов.

Первый сборник русских народных песен был опубликован в1776 (второе издание в 1782) В.Ф.Трутовским — музыкантом, служившим при дворе Екатерины Великой». Его публикация  содержит 60 песен и озаглавлена «Собрание русских простых песен с нотами»

В 20 в. музыкальный фольклор стал рассматриваться советской музыкальной теорией как один из важнейших источников композиторского творчества. Одним из самых значительных советских теоретиков был Б.В.Асафьев (1884-1949).

Текст 3.

Великобритания и кельтский пояс (Шотландия, Ирландия)

Шотландский национальный инструмент – волынка. наибольшую популярность получила исполняемая шотландскими волынщиками. Популярна музыка движения, включая танцевальные жанры (хорнпайп, рил, жига, а также стретспей) и военные марши в исполнении различных духовых оркестров. Большинство 

волынщиков-кельтов  — самоучки любители, однако  появляется все больше профессиональных музыкантов, делающих записи и выступающих с концертами. Помимо инструментальной музыки, в Шотландии распространены и различные жанры вокальной народной музыки.

гаэльские певцы изобрели «инструментальное» пение для аккомпанемента танцам. Распространены также трудовые песни. Гаэльские т.н. валяльные песни исполняются в процессе обработки шерсти (ее толкут в длинных деревянных лотках), часто группами женщин по 12-16 человек.

 Эти песни  обычно посвящены местным событиям, историям из жизни; запевает песню солистка, которой отвечает хор остальных работниц.

Ирландская музыка связана с языком и танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой.

 В Ирландии используется множество народных инструментов: местные виды волынок, деревянных флейт, скрипок и свистков, а также ирландский бубен (бодран).

  Немалую роль в ирландской музыке играет арфа, являющаяся национальным инструментом и геральдической эмблемой.

Текст 4.

Германия.

Для этой страны характерны два типа народной музыки: вокальная и танцевальная. Большие, хорошо организованные мужские хоры поют на различных общественных празднествах по всей Германии.

  Обширный репертуар таких ансамблей и хоров  включал духовные песнопения, популярные песни, традиционные народные песни, вокальную танцевальную музыку и романсы. В Южной Германии популярна короткая песня, называемая шнадерхюпферль (Schnaderhpferl).

 Такие песни побуждают публику начать танцы, воодушевляют музыкантов и танцоров. Их задорные, насмешливые тексты, состоящие из четырех строк, являются импровизацией на какую-либо актуальную тему, от любви до политики

Испания. Испанское фламенко демонстрирует чертымногочисленных культурных традиций, стоявших у его истоков, — индо-пакистанских, мусульманских,еврейских и греческих.

 Возможно, благодаря усиленной иммиграции евреев, мусульман и цыган в Испаниюво времена испанской инквизиции и возникло фламенко, когда народные музыканты бежали из городскихцерковных центров в горы, где возник новый синкретический стиль (по-арабски «феламенгу» — «крестьянин-беженец» — слово, от которого, возможно, произошел термин «фламенко»).

 Фламенко включает пение(канте), танец (байле), сольную гитарную музыку (тока), ритм (халео) и речитацию. Для надлежащегоисполнения необходимо, чтобы каждый элемент служил частью единого целого. Фламенко переживает сегодня возрождение. 

Ученики индивидуально работают с текстом. Выделяют маркером главную мысль. Выписывают.

Работа в группах.

Обсуждают в группах. Готовятся озвучить результатов своей работы.

Группа3 и 4 презентует результат свой групповой работы

Закрепление и первичное применение знаний

У нас не было текста об особенностях народной музыки России. Давайте составим его.

Какие моменты надо озвучить?

Ученики предлагают темы и поясняют содержание

Жанры русских народных песен (колыбельные, трудовые, плясовые, былины, частушки, обрядовые и т.д.) Особенности исполнения (многоголосие, распевания, много коротких куплетов и т.п.).

  1. Народные инструменты (балалайка, гармонь, рожок, свирель, жалейка, ложки и др.)
  2. Ситуации в которых звучит музыка.
  3. Учитель корректирует правильность ответов. Дополняет информацию
  4. Группа 1 и 2 презентуют результат своей работы.
  5. Ученики конструируют вопросы по теме текстов 1 и 2 для групповой дискуссии и предлагают спорные темы для обсуждения
  6. Темы обсуждения:

Любители и профессионалы. Что лучше?

Зачем композиторы изучали народную аутентичную музыку? что лучше- народная аутентичная музыка или сочиненная композиторами сильно похожая на народную? Что легче слушать?

Как влияют новые технических средств на исполнение народной музыки.

Что лучше? современные обработки фольклорных произведений или аутентичное традиционное исполнение?

  • Ученики высказывают свои суждения по темам
  • Слушание примеров. Сравнение
  • Песня Валенки в исполнении Лидии Руслановой и в исполнении Пелагеи.
  • Пример слияния аутентичного и современного исполнения: «Косторома» группа «Иван Купала»
  • Учитель корректирует грамотность ответов. Дополняет информацию
  • Каких еще исполнителей народной музыки знаете?
  • Кто из них сохраняет аутентичный стиль исполнения?
  • Ученики называют певцов, ансамбли, хоры, оркестры.
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия.
  • Ученики высказывают свои суждения по результативности работы учащихся в группах.
  • Запишите свои впечатления о работе на уроке, продолжив предложения
  • Сегодня я …
  • Урок мне запомнился, потому что…
  • Я хочу сказать спасибо
  • Инструктаж о выполнении домашнего задания
  • Домашнее задание на выбор:
  • 1.Составить афишу концерта «Голоса народов мира»
  • 2. Сделать презентацию или буклет «Народные инструменты разных народов» или «танцы разных народов»

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_muzika_narodov_mira_124734.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector