Как запомнить интервалы? музыкальные хиты – в помощь!

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь! Главная→Музыкальная школа→Музыкальная грамота и музыкальный слух→интервалы Музыкальная школа для взрослых

Музыкальная грамота и музыкальный слух
Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

     Интервал– расстояние между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно. 

Умение слышать и определять какой интервал звучит – основа основ для развития музыкального слуха.

Для начала ознакомьтесь с теоретической частью. Для самостоятельных занятий есть специально созданное аудио-пособие.

  • Названия интервалов происходят от латинских числительных:
  • прима (1)
  • секунда (2)
  • терция (3)
  • кварта (4)
  • квинта (5)
  • секста (6)
  • септима (7)
  • октава (8)

     Если звуки сыграны последовательно – это называется мелодический вид. Это для развития мелодического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать мелодию.

     Если звуки сыграны одновременно – это гармонический вид. Это для развития гармонического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать гармонии (т.е. аккорды)

     Часть интервалов бывают двух видов (большие и малые), а часть – одного вида (чистые). Не будем вдаваться в музыковедческие подробности, просто примите эти сведения как данность.

     1. Прима. Самое маленькое расстояние – от одного до того же звука. Это один и тот же звук.

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

 Чистая прима – ч.1

     2. Секунда. Два соседних звука.

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

     Если сыграть одновременно два звука, то секунда имеет напряжённое, чуть резковатое звучание. Если сыграть не одновременно, а подряд два звука, то секунда звучит немного грустно, жалостно. Секунды могут быть малые (две соседние клавиши) и большие. Малая секунда – полутон, большая секунда – тон (два полутона. полутон+полутон=тон). Малые секунды звучат более напряжённо, чем большие.

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Малая секунда – м.2.

Большая секунда – б.2.

     3. Терция. ( «звуки через один» — «до – ми», «соль – си», «ля – до»). Терции звучат очень гармонично и «красиво» (как сказал Стив Мартин: «говорить о музыке — всё равно, что танцевать об архитектуре»). Действительно, говоря о музыке очень сложно подобрать слова, поэтому просто доверьтесь своим ощущениям.

Сравните: «до – ми» — терция и «до – ми-бемоль» — тоже терция. «До – ми» — большая терция, «до – ми-бемоль» — малая. Сравните: «соль – си» и «соль – си-бемоль». Большая терция соответственно больше чем малая. У большой терции более светлое звучание, у малой – более сумеречное.

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Малая терция – м.3.

Большая терция – б.3.

     4. Кварта. Призыв. Не случайно именно с кварты начинаются государственные гимны, марши. Сыграйте: «соль – до» (вверх. внизу «соль», а потом выше — «до»)

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

      «Труба зовёт». Именно на интервал кварта настроены сигналы скорой помощи.

Чистая кварта – ч.4.

     5. Квинта. Пустота. Эта пустота не со знаком минус. Это – объём, абсолют. Сыграйте одновременно «до – соль». Сыграйте в разных октавах. Чувствуете, как звучит? Квинты – это каркас, остов всех музыкальных гармоний.

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Чистая квинта – ч.5.

А теперь сыграйте «си – фа». Это не квинта. Слышите, какое резкое звучание? ( «Си – фа-диез» — это квинта, а «си-фа» — не квинта).

Этот интервал называется тритон (название не от млекопитающего, живущего в пруду, а от того, что в этом интервале три тона. Вспомните, — полутон – расстояние между двумя соседними звуками. Два полутона – тон.

А три тона – этот самый тритон. «Кракозябра» одним словом). Тритон на чуть больше кварты и чуть меньше квинты.

     6. Секста. Очень романтичная. Широкий интервал.

Сыграйте «до – ля», «ре – си»:

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

     Сексты бывают большие и малые:

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Большая секста «до – ля» (вверх) — начало песни «В лесу родилась ёлочка».

Малая секста – начало песни «История любви» ( «Love story»)

Малая секста – м.6.

Большая секста – б.6.

     7. Септима. Бывают большие — и малые.

     Напряженные, как и секунды. Широкий интервал. Большие септимы более резкие, малые – менее резкие по звучанию.

Малая септима – м.7.

Большая септима – б.7.

     8. Октава. Один и тот же звук через октаву. Очень слитное звучание.

Чистая октава – ч.8.

  1.      Итак, у нас есть:
  2.      Ещё раз подытожим:
  3. Прима (1) и Октава (8) – один и тот же звук
  4. Секунда (2) и Септима (7) – резко звучат.

Секунда – звуки рядом. Септима  — далеко.

  • Терция (3) и Секста (6) – «краска», «романтическое звучание».
  • Терция – звуки достаточно близко, Секста – широко.
  • Кварта (4) – призыв
  • Квинта (5) – остов, пустота.
  •      Если выписать все интервалы подряд в порядке увеличения, то вот что получится:
  • 0 полутонов — ч.1 — чистая прима
  • 1 полутон — м.2 — малая секунда
  • 2 полутона — б.2 – большая секунда
  • 3 полутона — м.3 – малая терция
  • 4 полутона — б.3 – большая терция
  • 5 полутонов — ч.4 – чистая кварта
  • 6 полутонов — тритон
  • 7 полутонов — ч.5 – чистая квинта
  • 8 полутонов — м.6 – малая секста
  • 9 полутонов — б.6 – большая секста
  • 10 полутонов — м.7 – малая септима
  • 11 полутонов — б.7 – большая септима
  • 12 полутонов — ч.8 – чистая октава

        Именно интервалы «цепляют» сознание и подсознание. Достаточно двух-трёх взятых звуков, чтобы вызвать определённые чувства и ощущения.

(Вспомните кинофильмы, сериалы: для подчёркивания какой-нибудь ситуации звучит музыка, вернее чаще всего это несколько звуков в определённом интервале.

Если вы раньше не замечали этого, то теперь постарайтесь обратить внимание. Всё очень закономерно и интересно!)

05.09.2011, 87202 просмотра.

Источник: https://abrosova.ru/school/21/212/

Песни под гитаруМузыкальные интервалы

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Интервалы:

Интервалы — представляют собой расстояние между двумя нотами.
Расстояние между нотами До и Фа соответствует интервалу, называемому КВАРТОЙ, поскольку содержит четыре ноты До — Ре — Ми — Фа.
Интервалы определяются не только количественно, но и качественно, и всего таким образом получается пять категорий интервалов:

  • Чистые интервалы
    Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Большие интервалы
    Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Малые интервалы
    Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Уменьшенные интервалы
    Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Увеличенные интервалы
    Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Наблюдая за приведенными примерами, вы можете заметить, что мажорная гамма, начиная с тоники, представлена четырьмя большими интервалами(До — Ре, До — ми, До — Ля, До — Си) и тремя чистыми интервалами (До — Фа, До — Соль, До — До).
  • Также можно заметить, что малые интервалы соответствуют большим интервалам, пониженным на полтона (знак бемоль), под уменьшенными интервалами будем понимать чистые и малые интервалы, также пониженные на полтона.
  • Напротив, увеличенные интервалы представляют собой большие и чистые интервалы, повышенные на полтона.
    Эти интервалы могут распространяться и  за пределы одной октавы:

НОНА — интервал, состоящий из октавы и секунды (До — Ре следующей октавы).
ДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и терции (До — Ми следующей отавы).
УНДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и кварты (До — Фа следующей октавы).
ДУОДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и квинты (До — Соль следующей октавы).
ТЕРЦДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и сексты (До — Ля следующей октавы).

Теперь рассмотрим интервалы, расположенные в порядке повышения звуков:
интервал До — Фа образуется из четырех ступеней (До — Ре — Ми — Фа). Если мы захотим оценить интервал До — Фа в порядке понижения звуков, то он будет состоять из пяти ступеней (До — Си — Ля — Соль — Фа).

 Обращением интервалов называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым. увеличенный уменьшенным, и наоборот.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ >>>

Источник: https://nagitaru.ru/intervalyi/

Сольфеджио онлайн — тест

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Здравствуйте, уважаемые читатели. На данной странице вы можете проверить свой музыкальный слух воспользовавшись блоком «Сольфеджио онлайн». Давайте разберёмся как это работает. Для того чтобы проверить свой музыкальный слух — нажмите «Начать». Предварительно вы можете выбрать одну из пяти представленных тональностей, а также режим. По-умолчанию будет включен режим «нота» и тональность До мажор.

Можно угадать одну ноту — режим «нота», угадать пять нот — режим «тест», угадать интервал — режим «интервалы».

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!рис. 1

Нажав на кнопку «Начать» вам будет проиграна либо нота, либо интервал, в соответствии с режимом, который вы выбрали. Далее из списка вам надо выбрать, какая нота/интервал прозвучала(л) и нажать на кнопку «Проверить».

Если вы угадали правильно, то высветится знак солнца.В случает выбора режима теста вам будет показано сколько нот из предложенных вы угадали. Нажав кнопку «Еще раз» вы можете пройти тест заново, выбрать другую тональность или режим.

  • Вы можете также включить или отключить показ правильной ноты или интервала в том случае если вы не угадали (по-умолчанию — выключено), нажав на зеленый квадрат с нотой в левом нижнем углу:
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!рис. 2
  • А вот и сам тест — желаю удачи.

Об интервалах

Вы услышите, что звучание всех интервалов разное, но можно их разделить на несколько групп — какие-то звучат резко и неблагозвучно — эта группа так и называется резкими или диссонансами, к ним относятся секунды (м2, б2), септимы (м7, б7), а также тритон (который называют уменьшенной квинтой — ум5 или увеличенной квартой — ув4). Все остальные интервалы — благозвучные.

Но последние также можно разделить на большие-малые и чистые. Большими и малыми благозвучными интервалами бывают терции и сексты, чистыми кварты, квинты, октавы (чистые называют еще «пустыми», так как они имеют звук ни мажорный, ни минорный).

Большие и малые, как вы помните, отличаются своим звучанием — большая терция (б3), к примеру — звучит мажорно (весело) и является главным показателем мажорности аккорда, малая(м3) — минорно (грустно), с секстами также — большая (б6) — имеет мажорное звучание малая (м6) — минорное.

Теперь когда вы знаете как по звучанию распределяются интервалы вам легче будет сориентироваться в процессе узнавания их на слух.

Источник: https://gorstorehov.com/page/solfedzhio-onlayn-test-na-muzikalniy-sluh

Музыкальный онлайн колледж

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Умение определять интервалы является важнейшим в деятельности музыканта.
При этом навык быстрого распознавания интервалов важен не только на начальном этапе развития музыканта, но и на более продвинутых уровнях.

  • Однако не каждый музыкант уделяет достаточное внимание развитию этого навыка.
  • Вспоминая свои занятия в музыкальной школе я помню тот ужас и смятение, которые постоянно испытывал на слуховых анализах.
  • Проблема была не в том, что я не слышал интервалы или не знал их названия, а в том, что мне просто не объяснили каким образом отличать один интервал от другого.
  • Однако позже я легко научился определять интервалы на слух и при этом для меня было достаточно одного занятия с педагогом, чтобы решить эту проблемы.
  • Что может помочь Вам быстрее научиться определять интервалы на слух?
  • 1. Психология
  • Как это не парадоксально озвучит, но основы психологии, а конкретно особенности восприятия — один из ключевых моментов современного сольфеджио.
  • Несмотря на то, что мы развиваем слух — важно уделить внимание и другим органам восприятия, так как кинестетику нужен один подход, для визуала другой, а для аудиала третий.
Читайте также:  Правильное продвижение музыкальной группы - советы pr-менеджера

Если Вам близка эта идея, то важно соотносить интервалы с вашей модальностью — визуал может представлять ноты написанные на нотоносце, расстояние между клавишами фортепиано или ступени. Возможно каждый интервал будет ассоциироваться у вас цветом.

Здесь каждый может найти то, что ему подходит лучше всего.
2. Варьирование

Здесь имеется ввиду варьирование методов работы. Играйте интервалы, пойте, подбирайте мелодии на слух, пишите диктанты и т.дИщите новый возможности для тренировки слуха. Устройте для него настоящий crush test!

Меняйте тембры или держите один интервал в голове целый день.

Или еще отличный подход для современного музыканта — меняйте мелодию звонка каждый день таким образом, чтобы запоминать интервалы. Например, сегодня терция, завтра септима и т. д.

3. Собирайте коллекцию песен

Какая то песня засела в ваш мозг?:)

Используйте это на пользу — выпишите ее в таблицу интервалов. Таким образом, Вы можете собрать приличную коллекцию песен (как минимум 24).

Также Вы можете дополнять эту коллекцию интервалами в ладу, что развивает не только интервальный слух, но и ладово-тональный.

Еще несколько фишек для запоминания интервалов:

Секунды — очень легко запомнить, как элемент гаммы. Так как гаммы играет любой инструменталист очень много раз, то это пожалуй самый легкий интервал для определения на слух.

Терции — арпеджио также распространенный элемент технических занятий, а также основа трезвучий. Поэтому звучание терций достаточно привычно для большинства музыкантов.

Кварты и квинты — как правило, главная проблема это сравнение этих интервалов, так как они являются обращениями друг друга и похожи по звучанию. Здесь нужно научиться слышит опорный тон интервала в квинте это нижний тон в кварте это верхний тон.

Тритон — «дьявол в музыке». Его сложно не узнать, но если у вас есть с этим проблемы, то попробуйте сравнить его с квартой или квинтой. Тритон будет немного больше кварты или меньше квинты.

Сексты — сексты звучат мажорно или минорно, как и терции. Все, что вам нужно это услышать, что они шире квинты. Если вы слышите мажорное звучание, то попробуйте пропеть квинту и добавить еще одну ступень.

Септимы — легче всего запомнить, как составную часть аккордов. Малая септима доминантсептаккорд, большая мажорный. Также большая септима острый диссонанс и звучит, как секунда, но широкая (странное описание получилось, но думаю идею вы поняли)

Надеюсь, что данная информация будет Вам полезна!
Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Источник: http://study-music.ru/razvitie-sluxa-intervaly-fishki-i-sovety/

Гармонические и мелодические интервалы в музыке

Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.

Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.

Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.

Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).

Как различать интервалы на слух?

Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?

Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.

Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.

Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)

Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.

Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):

  • Прима – это серый зайка, который скачет с кочки на кочку.
  • Секунда – ежик, потому что она звучит колюче, как иголки на спинке ежика.
  • Терция – кукушка, очень уж ее звучанье напоминает кукование.
  • Кварта – орёл, звучит напряженно, серьезно и воинственно.
  • Квинта – медуза, звучит пусто, прозрачно.
  • Секста – олень, газель, звучит очень красиво, элегантно.
  • Септима – жираф, звуки септимы далеко друг от друга, путь от одного до другого длинный, как шея жирафа.
  • Октава – птичка, которая только что была на земле, но мгновенно вспорхнула и поднялась высоко на макушку лесной ели.

В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.

ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Консонансы и диссонансы в музыке

Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.

Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.

  • Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».
  • К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:
  • Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
  • Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
  • Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
  • Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
  • Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
  • Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
  • Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
  • Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.

Запоминаем интервалы по песням

Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.

Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:

Интервал Интонирование вверх Интонирование вниз
Чистая прима Русская песня «Во поле береза стояла», английская рождественская песня «Jingle bells»
Малая секунда Песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», «Солнечный круг» Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40»
Большая секунда Английская песня «Happy birthday», колыбельная Медведицы «Ложкой снег мешая» Песенка из мультфильма «Антошка-Антошка»
Малая терция Песня «Подмосковные вечера», начало минорного трезвучия Новогодняя песня «Маленькой елочке холодно зимой», интонация кукушки
Большая терция Начало мажорного трезвучия, Марш веселых ребят «Легко на сердце от песни веселой» Детская песня «Чижик-Пыжик»
Чистая кварта Государственный гимн Российской Федерации «Россия – священная наша держава» Детская песня «В траве сидел кузнечик»
Чистая квинта Русская народная песня «По малину в сад пойдем» Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается»
Малая секста Песня «Прекрасное далеко», Вальс №7 Шопена Инструментальная мелодия «История любви»
Большая секста Новогодняя песня «В лесу родилась елочка», Песня Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне»
Малая септима Романс Варламова «Горные вершины»

Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.

Источник: http://muz-teoretik.ru/garmonicheskie-i-melodicheskie-intervaly/

Online игра "Гармонические интервалы"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Page 3

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Page 4

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше
не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо ..

По техническим причинам мы большене выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения 🙁

В игре звучат 3 варианта первых 10 инструметов из данного списка. Весь список из 20 тембров, с 9 вариантами для каждого, представлен в полной версии данной игры, входящей в программу 'Профессор Музыки 1'.

Читайте также:  Топ-3 лучших программы для настройки гитары через компьютер

Таким образом, в этой онлайн игре 30 звуковых вопросов, а в полной версии – 180.     1. Литавры / Timpani     2. Маримба / Marimba     3. Колокола / Tubular Bells     4. Рояль / Grand Piano     5. Гитара / Guitar     6. Арфа / Harp     7. Банджо / Banjo     8.

Клавесин / Harpsichord     9. Скрипка / Violin     10. Виолончель / Cello

        11. Орган / Organ         12. Аккордеон / Accordion         13. Флейта / Flute         14. Труба / Trumpet         15. Валторна / French Horn         16. Тромбон / Trombone         17. Саксофон / Saxophone         18. Гобой / Oboe         19. Кларнет / Clarinet

  •         20. Фагот / Bassoon

Именно в связи с выпуском этой игры мы подготовили страницу с кратким описанием 10-ти акустических музыкальных инструментов. Покажите её вашему ребенку – ему наверняка будет интересно!

Алексей Устинов, 2010-07-03

Игра обновлена 2013-11-20

* Тембровый слух – важный навык, необходимый любому и особенно начинающему музыканту. Правда, не так много специальных программ, особенно игр, позволяющих развивать и совершенствовать тембровый слух. Я давно мечтал сделать интересную обучающую игру на тренировку этого навыка. Так вот, теперь эта игра сделана и она доступна для ВСЕХ!

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Page 5

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше
не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо ..

По техническим причинам мы большене выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения 🙁

Конечно, кто-то может сказать, что это же САМЫЕ ПРОСТЫЕ символы … Да! И именно с них начинается изучение нотной грамоты.

Если ваш ребёнок только начинает учиться в музыкальной школе или вы собираетесь обучать его музыке, то дайте ему поиграть в эту игру, чтобы он ознакомился с основными символами.

Представьте, как ему будет приятно сказать педагогу или приятелю, подружке, что он уже ЗНАЕТ, как называется эта закорючка! Впрочем, если вы сами решили осваивать нотную грамоту, то игра будет полезна и вам…

Источник: http://virartech.ru/games/14-harmonic-intervals

Интервалы

Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «интервал»? Скорее всего, первым словом может быть слово «расстояние». И это правильно. Интервалы в музыке — это расстояния между двумя нотами. А так как расстояния могут быть самые разные: через одну ноту, а может быть, и через десять нот, то и интервалы тоже бывают разными. 

Нажмите на картинку и файл скачается.

Интервалы в музыке — это как кирпичи для строительства дома. Если разбираешься в интервалах, то грамотно сможешь придумать главную мелодию, аккордовую последовательность, сможешь правильно передать нужную эмоцию в музыке.

Сложнее бывает, если в интервалах не разбираешься, или не слышишь их (путаешься при опознавании интервалов). Рассмотрим в этой статье, какие бывают интервалы, чем отличаются они в характеристике звучания друг от друга, и как можно развивать слух при помощи интервалов.

Также подскажу несколько приемов, как запоминать интервалы при помощи ассоциаций. 

В музыке для обозначения интервалов используются латинские названия чисел. Значит если интервал имеет расстояние в 5 ступеней, то такой интервал будет называться «квинта» — значит «пятый».

Для расстояния нот в семь ступеней существует название «септима» — «седьмой», и т.д. Важно понимать, что существует теоретическое и фактическое расстояния в интервалах. Они отличаются.

Если посмотрите на таблицу выше, то сможете обнаружить эту особенность. 

Названия интервалы получили от теоретического расстояния. В зависимости от того, расстояние из скольких нот используется в интервале, даются следующие числовые названия:

Прима — дословно переводится как «первый», «один». Играя приму, вы просто повторяете одну ноту два раза. 

Часто повторение одной ноты много раз встречается в речитативах, либо в мелодических партиях, где нужно как-бы раскачать выбранную ноту. Чаще всего приму используют на главной ноте тональности — тонике (нота, в честь которой названа тональность). 

Cекунда —  переводится как «второй», «два». Используются две ноты, рядом стоящие.

Секунды бывают двух видов: малая и большая. Малая секунда — это звучание двух рядом стоящих клавиш. Если между ними больше нет никаких клавиш, то — это малая секунда. А ещё такое расстояние называется полутон

Если вы хотите получить большую секунду, тогда нужно играть расстояние в один тон. На клавишах это будет выглядеть как две стоящие рядом клавиши, внутри которых умещается ещё одна (см. рисунки).

В чистом виде, проигрывая одновременно две стоящие рядом клавиши, получается довольно диссонирующее сочетание (грязноватое, не строящее). Однако, если такие сочетания играются одновременно с другими звуками, то в общем и в целом, мы получаем различные приятные на слух, гармонии. 

Для облегчения узнаваемости интервалов и быстрого развития слуха, есть смысл создавать для каждого интервала, свои образные ассоциации. Так как каждый интервал имеет свой персональный характер звучания, при таком подходе, вам в дальнейшем будет легче узнавать тот или иной интервал. 

Так вот, согласно такому методу, и большую и малую секунду легче представить в виде небольшого животного, например ёжика, за то, что он колючий. А большинство музыкантов дают характеристику для интервала «секунда» как «колючая», или «жалобная». 

После ряда сравнений и прослушиваний различных интервалов, вы самостоятельно сможете назначать на каждый интервал свои образные ассоциации, а это в свою очередь, очень сильно разовьет ваш слух и ассоциативный ряд. Все это очень сильно пригодится при музицировании. 

Терция — переводится «третий», «три», расстояние в три ноты.

Интервал «терция» тоже бывает двух видов: большая и малая терции. Для того, чтобы построить терции, вы можете нажать на любые две белые клавиши, которые друг от друга стоят через одну белую (см. рисунок). 

В зависимости от того сколько полутонов в каждом случае выйдет, вы получите звучание либо малой терции, либо большой.

В большой терции 4 полутона (это 4 самых маленьких расстояний между клавишами, сложенных вместе). А в малой терции три полутона. Зная такую схему этого интервала, вы сможете построить нужную для вас терцию от любой клавиши.

Согласно нашему методу добавления образной ассоциации, для терции легче назначить какое-нибудь мягкое пушистое животное, например кошку. Терция очень гармонично звучит, по-другому, это называется консонанс. Также можно сказать о терции как о «добром», «теплом» интервале.

В идеале, чем лучше вы слышите разницу между разными интервалами, тем лучше и легче вы их будете распознавать в разных мелодиях. 

Кварта —  переводится как «четвертый», «четыре» и включает в себя расстояние из четырех нот.

В зависимости от того сколько полутонов в каждом случае выйдет, вы получите звучание либо малой терции, либо большой.

В большой терции 4 полутона (это 4 самых маленьких расстояний между клавишами, сложенных вместе). А в малой терции три полутона. Зная такую схему этого интервала, вы сможете построить нужную для вас терцию от любой клавиши.

Кварта часто звучит очень торжественно. Этот интервал нередко играют фанфары в какие-либо яркие моменты жизни общества. Именно кварта может точно передать яркость, торжественность, важность звучания в мелодии. 

Например, нынешний гимн РФ в самом начале своей мелодии имеет именно кварту, что позволяет этому произведению иметь максимально подходящий настрой. Кстати, во многих гимнах кварта часто встречается именно из-за такого особого звучания.

Тритон —  расшифровывается как «три тона» (шесть полутонов), и включает в себя расстояние из четырех или пять нот, в зависимости от типа обозначения.

Этот интервал относится к разряду уменьшенных или увеличенных. Соответственно, он может быть одновременно и «увеличенной квартой» (чуть большее расстояние, чем у обычной кварты), либо «уменьшенной квинтой» (чуть меньшее расстояние, чем у обычной квинты).

Этот уникальный по составу интервал является сильно диссонирующим, с достаточно тревожным и даже пугающим  звучанием.  

Также вы можете почитать более подробную статью про необычные интервалы тритоны. И название их не связано с конкретным животным.

Квинта —  переводится «пятый», «пять». Расстояние в пять ступеней. 

Квинта часто звучит весьма таинственно, иногда полупустой. Такой ощущение может происходить, возможно, потому что внутри квинты условно может поместиться еще одна нота. И тогда мы услышим обычный аккорд. Но так как в квинте мы не слышим эту серединную ноту, то наш мозг воспринимает такой интервал как какой-то «недоделанный», пустой. 

Интервал квинта часто можно встретить в самой кульминационной части в композициях с довольно серьезным содержанием. Еще при помощи квинты можно хорошо передать пространство и объем в произведении. Можно сказать, что при использовании квинт в важных частях произведения создается неземное, не бытовое звучание и настроение.

Секста —  переводится «шестой», «шесть». Расстояние в шесть ступеней. 

Секста бывает двух видов: большая и малая (см. рисунок).  По звучанию она достаточно мягкая и относительно нежная. 

Малая секста чаще всего звучит минорно, в отличие от большой.  

И большая и малая секста звучат достаточно широко. Позволяют передать певучесть в звучании, особенно если играть ноты поочередно. Но даже и одновременно сыгранные ноты в этом интервале создадут достаточно благозвучное сочетание. По характеру сексты чем-то напоминают терции, только более широкие по звучанию.  

Кстати, есть очень интересная особенность всех интервалов: если нижнюю ноту интервала перекинуть на диапазон выше Например, интервал С3-A3 переделать на A3-C4, т.е. верхнюю ноту интервала оставить без изменений, а нижнюю перекинуть наверх в следующую октаву, то можно получить новый интервал, по характеру очень близкий к первоначальному.

Септима — переводится как «седьмой», «семь». Это расстояние в семь ступеней. 

Септимы также как и сексты бывают большие и малые. Но в отличие от секст, септимы звучат далеко не «мягко». Некоторые находят их звучание «кричащим», «резким». Особенно если обе ноты интервала звучат одновременно. 

Читайте также:  Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

Большие септимы еще более диссонирующие по звучанию относительно малых. При прослушивании большой септимы, у большинства слушателей будет сильное желание верхний звук перевести на полутон выше (тогда получится октава — очень чистый по звучанию интервал).

Септимы и большие и малые являются крайними нотами септаккордов. Т.е. если внутри интервала септима дописать еще две ноты, то можно получить весьма гармоничные и достаточно мягкие по звучанию сочетания нот. Однако в чистом виде септимы всегда звучат диссонирующе (негармонично). 

Октава — переводится как «восьмой», «восемь». Расстояние в восемь ступеней.

Октава всегда звучит очень чисто, и от любой ноты, октава прекрасно сочетается с остальными партиями. В большинстве случаев интервал октава передает в произведении объем и масштаб. 

Представленные выше интервалы используются гораздо чаще, чем, те которые пойдут ниже. После октавы, которая по сути — построение одной и той же ноты в разных диапазонах, идут еще бОльшие интервалы. 

Такие большие интервалы как нона («девятый»), децима («десятый»), ундецима («одиннадцатый»), дуодецима («двенадцатый») и терцдецима («тринадцатый») чаще используются не по отдельности, а в составе больших аккордов — например, таких как ноннаккорды, ундецимаккорды и терцдецимаккорды. Но как и сами такие большие аккорды, так и сами большие интервалы в действительности встречаются реже. Например, большие аккорды чаще можно встретить в джазовой музыке, а большие интервалы при сочетании нескольких инструментов в композиции. 

Расстояния между нотами могут быть и больше)

Интервалы делятся на малые, большие и чистые. Чистыми всегда будут прима, кварта, квинта и октава. Это означает, что в любой тональности и при любом раскладе такие интервалы всегда будут звучать одинаково и не будут менять своего оттенка звучания. Оттого они чистые, т.е. безызменные. В то время, как другие оставшиеся интервалы могут быть как малыми, так и большими.

Также все интервалы могут быть уменьшенными либо увеличенными, когда их фактическое расстояние чуть меньше или больше основных базовых расстояний. Такая особенность может возникать, когда ноты пишутся на нотном стане с использованием знаков альтерации: диезов и бемолей.

Если происходит несостыковка по фактическому и теоретическому расстоянию между нотами (а такое частенько бывает в классической теории музыки), то и появляются особенные интервалы. На практике это выглядит как написание одного интервала. а звучание другого (тогда и ставится знак «уменьшенный» либо «увеличенный»).

 

В случае с электронным отображением нот все гораздо проще )). Такой объем информации по интервалам вряд ли пригодится, если вы планируете изучать создание музыки в электронных программах. Разве только захотите расшифровывать строение аккордов в буквенно-цифровом отображении. 

Источник: https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/muzykalnaja-gramota/intervaly/

Как по нотам: 7 приложений для тех, кто хочет научиться классической музыке

Цена: 66 рублей

Это приложение, как и следует из его названия, можно посоветовать тем, кто пока не знает нот. Перед вами фортепианная клавиатура на четыре октавы. Вы нажимаете на какую-то клавишу, и на экране высвечивается правильное название этой ноты и ее обозначение в басовом или скрипичном ключе.

Проверьте настройки: если вам проще вначале запомнить итальянские названия нот (до–ре–ми–фа–соль–ля–си), начните с них, а потом разбирайтесь и с альтернативной буквенной системой (A–B–C–D–E–F–G). Следите за своими успехами при помощи встроенных тестов. И когда хорошо освоитесь с нотным станом, можете переходить к изучению ладов и аккордов.

И обязательно загляните в справочный раздел, в котором собрана информация о важных музыкальных обозначениях, таких как stacсato или sforzando.

Цена: 99 рублей

Это приложение тоже помогает выучить нотную грамоту. Здесь вам нужно нажимать на фортепианной клавиатуре те клавиши, которые соответствуют изображенным на слайдах нотам.

Стоит учесть, что тесты здесь довольно непростые: часто нужно определять ноты на дополнительных линейках, которые трудно подсчитать в уме.

Но это еще не все: здесь также можно научиться различать музыкальные интервалы (это соотношения звуков, взятых одновременно или последовательно) и даже выучить знаки в тональностях квинтово-квартового круга (это система, позволяющая распознать, сколько диезов и бемолей в разных тональностях; например, когда играешь гамму до-мажор на фортепианной клавиатуре, то нажимаешь только белые клавиши, а в си-бемоль-мажоре попадаются и черные). Приложение довольно беспощадно составляет рейтинг точности ответов и позволяет дотошно следить за собственным прогрессом в изучении нот.

Тестовая версия бесплатно, полная версия — 269 рублей

Девятая симфония Бетховена — одно из ключевых произведений во всей истории классической музыки. Сегодня благодаря технике звукозаписи его можно услышать во множестве интерпретаций. С помощью этого приложения становится проще сравнивать между собой четыре трактовки дирижеров Фричаи, Караяна, Бернстайна и Гардинера.

Просто переключайтесь прямо по ходу прослушивания симфонии с одной записи на другую и следите при этом за партитурой. Также вы можете смотреть здесь на оркестровую схему по секциям и читать комментарии музыковедов с анализом симфонии.

К сожалению, опробовать все эти возможности в бесплатной тестовой версии приложения можно только для одного небольшого отрывка из второй части. Полную версию лучше скачивать на айпад.

Это приложение для тех, кто хочет проверить свои знания в области оперного искусства. Можно выбрать практический и теоретический путь. Например, в разделе «Угадай мелодию» вам предстоит определить оперу, из которой была прослушана запись (кстати, достаточно неплохого качества). А в разделе «Композиторы» нужно просто отвечать на вопрос, кто написал ту или иную оперу.

Особенность этого приложения в том, что оно принимает только верные ответы, а если вы сделаете ошибку, то оно не показывает вам при этом, как нужно было ответить правильно. Кого-то из пользователей такие правила игры явно расстраивают, но кого-то как раз вдохновляют: значит, есть повод еще раз послушать все четыре оперы, из которых вы не смогли выбрать правильную в тесте.

Тестовая версия для айфона бесплатно

Всем нам хорошо знаком обычный тембр фортепиано. Но если положить всего лишь нескольких предметов на струны этого инструмента, он может зазвучать совсем по-другому.

Особенно прославился подобным препарированием рояля Джон Кейдж — он использовал для этого гайки, шурупы и гвозди. Это позволило воссоздать такой звук, словно играет не пианист, а целый ансамбль ударных инструментов.

В бесплатной версии этого приложения, которая доступна для айфона, можно поиграть на семи подготовленных клавишах.

А вот в полной версии для айпада представлено уже 30 разных модифицированных звуков — правда, пока она доступна только американским пользователям (зато российские пользователи Android могут скачать оба варианта). Все свои радикальные импровизации здесь можно записывать и потом переслушивать заново.

Тестовая версия бесплатно, полная версия — 329 рублей

Это приложение разработано специально для детей, но, если отключить в настройках фоновую музыку, оно вполне подойдет и взрослым. Используя его, можно научиться интуитивно писать короткие мелодии, соблюдая тональные правила.

Программа будет восторженно радоваться каждой вашей композиторской удаче, подсказывать, на какой ноте лучше закончить сочинение, а потом даже исполнит ваше произведение на блокфлейте.

В полной версии приложения творчество будет еще более свободным: можно выбирать тональность, музыкальный размер и инструмент для прослушивания собственных сочинений.

Тестовая версия бесплатно, полная — 229 рублей

У этого приложения довольно строгий дизайн, и может даже показаться, что оно создано исключительно для студентов-музыковедов. Но это не так: с его помощью могут развить свой музыкальный слух даже непрофессиональные музыканты.

Здесь можно научиться определять малые и большие интервалы, уменьшенные и увеличенные, минорные и мажорные гаммы и аккорды и попробовать записывать со слуха мелодические фразы из трех нот.

Хотя даже арсенал тестовой версии приложения никак нельзя назвать скудным, в полной упражнений для постижения сольфеджио еще больше — 230.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9828-music-apps

Как запомнить интервалы и развить музыкальный слух?

Любителям музыки и музыкальных клипов посвящается эта категория. Тут мы постарались собрать самые популярные, классные и мелодичные клипы от различных авторов. Мы не стали дискриминировать наших посетителей, а потому залили множество разных направлений. Тут есть как рок-клипы, так и с классические, всеми известные мелодии и, конечно же, не забыли про рэп.

Начнем, пожалуй, с рэпа, ведь именно этот стиль сейчас безумно популярен в странах бывшего Советского Союза и обрел просто невиданную ранее популярность. В общем, создание подобной музыки не требует особых навыков или же слуха, а потому сочинять рэп может каждый проходимец.

Создается несложный, рифмованный текст, который читают с определенной интонацией, а на заднем фоне играет зацикленная мелодия, которую сами рэперы называют битом. Сочиняют несложные вирши даже школьники.

Стихи редко посвящены чему-то возвышенному, а все чаще задевают нашу грязную и неоднозначную реальность.

Вторым же по популярности музыкальным направлением в наших странах можно считать попсу. Это тоже довольно простые, ритмичные песни с цепляющим припевом и ярким видеорядом, которые собирают миллионы просмотров.

Главной особенностью этого жанра можно считать очень простые тексты, в которых все внимание уделено припеву. Впрочем, многие поп-исполнители стараются вытащить свою музыку с помощью необычного и даже порой странного видеоряда.

Они завлекают своих слушателей яркими визуальными образами и простой тягучей, а порой и глупой мелодией.

Помимо популярных направлений есть и менее массовые, но более качественные жанры. Например, Рок-музыка. У нее есть множество различных подвидов, от простенького гранджа до более тяжелых металлических композиций с адскими выкриками. Такой стиль способен задевать различные темы и жизненные вопросы.

Она может задавать своим слушателям различные вопросы и не давать на них ответа. Композиция может быть о простых человеческих чувствах и отношениях вроде любви, предательства, дружбы и т.д. А также может рассказывать какую-то интересную историю, в общем, эта музыка довольна универсальна.

К тому же исполнители этого жанра тоже любят экспериментировать в своих клипах и порой радуют свою аудиторию очень качественным видеорядом.

Однако существует еще целая масса различных стилей, которые в несколько раз лучше и качественней того, что сейчас популярно. Ведь, как это всем известно, если что-то становится массовым, оно чаще всего теряет свой неповторимый шарм. А жадные исполнители начинают клепать свои недобросовестные подделки, желая заработать как можно больше зеленых бумажек.

Если Вы просто меломан, и Вам просто нравится слушать музыку вне зависимости от её жанра, то Вам откроются сотни и тысячи видеороликов с музыкальными клипами. У нас Вы можете слушать и смотреть клипы абсолютно бесплатно и без регистрации. Ничто не сможет помешать Вам наслаждаться своей любимой композицией и смотреть на любимых исполнителей. Желаем Вам приятного просмотра и прослушивания!

Источник: https://imperiya.by/video/s48BkmiAibG/kak-zapomnit-intervalyi-i-razvit-muzyikalnyiy-sluh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector