Среди любителей музыки находятся ценители оперы. Для них, а также для тех, кто хочет погрузиться в потрясающий мир оперной музыки, мы составили этот топ 10 самых лучших опер.
Автором музыки является Джоаккино Россини, а либретто написал Чезаре Стербини. Основой для этой оперы послужила комедия «Севильский цирюльник», которую написал в 1773 году драматург Пьер Бомарше. Данная опера является комедийной. Она высмеивает лицемерие и превозносит любовь и жизнерадостность.
Автор музыки – Сергей Сергеевич Прокофьев, авторы либретто – этот же композитор и Мира Мендельсон-Прокофьева. Данная опера создана по мотивам романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Впервые на сцене опера была поставлена в 1946 году.
Данное произведение является оперой-зингшпилем. Автором музыки является Вольфганг Амадей Моцарт, а либретто создал Эмануэль Шиканедер. Впервые зрители увидели эту оперу 30 сентября 1791 года.
Тогда она была поставлена в театре «Ауф дер Виден», расположенном в Вене. Сюжет оперы наполнен волшебством и сказкой. Тем не менее, персонажам приходится принимать серьезные решения.
Они идут к счастью сквозь трудности и пытаются заслужить его добрыми делами.
Музыка данной оперы создана Винченцо Беллини, либретто же написано Феличе Романи. Основой для данной оперы послужила трагедия «Норма, или Детоубийство», которую написал Александр Суме. Впервые опера «Норма» была поставлена 26 декабря 1831 года в театре «Ла Скала», в Милане. Данная опера рассказывает историю о любви жрицы Нормы к Поллиону, который изменил ей с другой жрицей, Адальджизой.
Музыку к этой опере создал Джузеппе Верди, а либретто написал Франческо Мария Пьяве. Опера «Травиата» создана по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».
Первая постановка данной оперы состоялась 6 марта 1853 года, и зрители увидели ее в театре «Ла Фениче» в Венеции. Сюжет оперы разворачивается в середине XIX века.
В центре повествования – куртизанка, которая умирает от неизлечимой болезни.
Музыку к опере «Мадам Баттерфляй» создал Джакомо Пуччини, а либретто написали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Данная опера была создана по мотивам драмы «Гейша», написанной Давидом Беласко.
Премьера «Мадам Баттерфляй» состоялась 17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала». Новая редакция данной оперы предстала перед зрителями 28 мая 1904 года, в театре «Гранде» в Брешиа.
Опера «Мадам Баттерфляй» рассказывает о несчастной любви девушки по имени Чио-Чио-сан.
Музыку к данному произведению создал Петр Ильич Чайковский, а либретто написал Константин Шиловский. Опера «Евгений Онегин» основывается на одноименном романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина.
Впервые публика смогла насладиться этой оперой в марте 1879 года. Премьера состоялась в Малом театре, в Москве. Данная опера повествует о печальной истории любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Музыку к опере «Фауст» написал Шарль Гуно, а либретто создали Жюль Барбье и Мишель Карре. Эта опера создана по мотивам первой части трагедии «Фауст» Иоганна Вольфганга Гете. На русский язык данную оперу перевел Петр Иванович Калашников.
Премьера оперы «Фауст» состоялась 19 марта 1859 года в «Театр лирик», в Париже. В окончательной редакции зрители впервые увидели ее 3 марта 1869 года в «Гранд-Опера», в Париже. В центре сюжета данной оперы – Фауст, человек, продавший душу демону Мефистофелю.
Опера «Фауст» рассказывает о любви Фауста и Маргариты.
Создание данной оперы заказал египетский хедив Исмаил-паша для Каирского оперного театра.
Музыку к опере «Аида» создал Джузеппе Верди, а либретто написал, опираясь на сценарий египтолога Франсуа Огюста Фердинана Мариета, Антонио Гисланцони.
Данная опера рассказывает печальную историю любви между Радамесом, предводителем египетских войск, и Аидой, рабыней (а на самом деле, дочерью эфиопского царя, с войсками которого сражались египтяне).
Автором музыки к данной опере стал Жорж Бизе, а либретто создали Анри Мельяк и Людовик Галеви. Опера «Кармен» создана по мотивам новеллы Проспера Мериме «Кармен». Впервые зрители увидели эту оперу 3 марта 1875 года. Премьера произошла в театре «Опера-Комик» в Париже. Главные герои оперы – Кармен и Дон Хозе. Они влюбляются друг в друга, но это чувство приводит в их судьбы беду.
Побывав в оперном театре, Вы наполните свою душу впечатлениями о невероятно красивой музыке.
Источник: http://top5-top10.ru/top-10-samyx-luchshix-oper/
От Иисуса до Моцарта: 8 знаменитых рок-опер
Развитие популярной музыки во второй половине XX века дало множество самых удивительных музыкальных гибридов, не последними из которых были рок-оперы, авторы которых пытались выйти за рамки трехминутных поп-песен и применить в сочинительстве полученное «классическое» образование. Soyuz.Ru вспоминает некоторые из самых известных работ в этом жанре – как зарубежных, так и отечественных.
«Jesus Christ Superstar» (1970)
Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
Главная рок-опера в этом списке вышла в свет в 1970 году и оказалась наиболее известным произведением композитора Эндрю Ллойда Уэббера и поэта Тима Райса, а также одной из самых впечатляющих страниц в биографии вокалиста Deep Purple Йена Гиллана, исполнившего партию Иисуса. Едва ли не все ее арии встали вровень с лучшими рок-хитами, а сама рок-опера впоследствии была экранизирована и породила еще несколько версий, в том числе русскоязычную.
«Рассказанная в такой необычной форме, давно всем известная история последних дней жизни Иисуса Христа, всколыхнула веру в Него на другом, эмоциональном уровне у тех, кто и до этого считал себя религиозным.
Что касается тех, кто жил, не веря, то для многих эта рок-опера стала тогда поворотным моментом в жизни, принеся счастье веры.
Я знал тогда немало как молодых хиппи, так и взрослых людей, ставших христианами под воздействием этого произведения», – вспоминает лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов, сам приложивший немало усилий для популяризации этого шедевра в СССР.
«Tommy» (1970)
The Who
В том же 1970 году на свет появилась и еще одна работа, претендующая на звание одной из первых рок-опер.
Идею ее основной автор и гитарист группы Пит Таунсенд вынашивал еще с 1966 года, однако придумать подходящую концепцию ему удалось только после знакомства с учением Мехер Бабы, в основе которого лежали идеи сострадания, любви и самоанализа. Все это вылилось в идею альбома о глухом, слепом и немом ребенке, обретающем исцеление благодаря игре в пинбол.
Хотя сама концепция и сюжетная линия пластинки не может не вызывать нареканий, песни с нее оказались выше любых споров: в 2003 году журнал Rolling Stone поставил «Tommy» на 96-е место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен. А такие песни с него, как «See Me, Feel Me» и «Pinball Wizard», неизменно входят в репертуар группы, выступающей до сих пор.
(Видео – отрывок из музыкального фильма «Томми» 1975 года, снятого по мотивам рок-оперы.)
«Jeff Wayne’s Musical Version of The War of the Worlds» (1978)
Jeff Wayne
Научная фантастика всегда была одним из главных источников вдохновения для исполнителей прогрессивного рока, поэтому нет ничего удивительного, что основой для еще одной известной рок-оперы стала знаменитая «Война миров» Герберта Уэллса.
В записи двойного альбома о нашествии марсиан приняли участие такие известные к тому моменту музыканты, как лидер группы Thin Lizzy Фил Лайнотт и музыкант Moody Blues Джастин Хейворд: исполненная им песня «Forever Autumn» стала одним из главных хитов пластинки.
Сама же запись, увы, не стала тяжеловесом, равным «Христу» или «Томми», однако многие не без оснований причисляют ее к наиболее видным представителям концептуального прогрессив-рока.
«Орфей и Эвридика» (1975)
Александр Журбин, Юрий Димитрин
Бум рок-опер на Западе не мог остаться без внимания в СССР: услышав все ту же «Jesus Christ Superstar», художественный руководитель ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев обратился к композитору Александру Журбину, который вместе с либреттистом Юрием Димитриным создал современный вариант мифа об Орфее и Эвридике. Худсовет отнесся к работе с энтузиазмом, однако, чтобы избежать запретного тогда слова, ее переименовали в «зонг-оперу». Исполнение Орфея, партию которого спел Альберт Асадуллин, и Эвридики – будущей эстрадной звезды 80-х Ирины Понаровской, а также участие оперного баритона Богдана Вивчаровского обеспечило работе долгую жизнь: за десять сезонов спектакль был сыгран около 2000 раз. Хотя за границей он показан не был, в 1976 журнал Musical Week провозгласил «Орфея» спектаклем 1975 года «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки».
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976)
Алексей Рыбников, Павел Грушко
- «Просим милости, мадамы с джентльменами,
- Двадцать центов – и уйдете обалденными!
- Заходите, кто любитель небывалого:
- Голова Мурьеты и рука Трехпалого!»
- (Видео – отрывок из художественного фильма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» 1982 года, снятого по мотивам рок-оперы.)
Без «Иисуса Христа» не могла бы возникнуть и другая знаменитая в нашем отечестве рок-опера, основанная на истории легендарного чилийского преступника Хоакина Мурьеты. Стихи поэта Пабло Неруды устраивали и ЦК ВЛКСМ, которому был нужен идейно броский, боевой спектакль, и режиссера Марка Захарова.
«За несколько лет до того вышел «Иисус Христос – суперзвезда», и в воздухе носилась идея сделать в России свою рок-оперу. Марк Захаров, который всегда внимательно следил за тенденциями моды, решил, что и в «Ленкоме» нужно думать о таком спектакле, — рассказывал автор музыки Алексей Рыбников. — Сюжетная линия показалась мне очень интересной – благородство основной идеи, динамичность действия, разнообразие характеров и ситуаций – все это создавало богатую основу для музыкального творчества. Я решил делать «Звезду и смерть…» как симфо-рок, сочетание большой симфонической формы и рок-ритмов».
В угоду цензуре постановку пришлось корректировать несколько раз, зато конечный результат понравился и журналистам, и зрителям: за 17 сезонов спектакль был сыгран 1050 раз, не считая многочисленных гастролей и выступлений на огромных стадионах.
«Юнона и Авось» (1979)
Алексей Рыбников, Андрей Вознесенский
Через несколько лет после «Мурьеты» Алексей Рыбников показал Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений.
Первоначально они должны были стать основой музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве», однако поэт Андрей Вознесенский, к которому Захаров обратился за либретто, предложил вместо этого свою поэму «Авось» о любви русского посланника в Америке Николая Резанова и юной испанки Кончиты. Новый спектакль прошел худсовет с первого раза, а впоследствии был показан в Париже и Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах. А как минимум одна из написанных для него песен зажила собственной жизнью – можно не видеть спектакля ни в театре, ни в записи, но песню, начинающуюся со слов «Ты меня на рассвете разбудишь» хоть раз слышали едва ли не все.
«Стадион» (1985)
Александр Градский
Говорят, что нынешний наставник шоу «Голос» пришел в музыку с наполеоновской целью, которую он формулировал ни много ни мало как «убрать битлов»: сделать это ему не удалось, но глыбой в собственном отечестве он стал – во многом благодаря масштабным и действительно сильным проектам вроде нашумевшего альбома «Русские песни».
Событием стала и его версия истории певца Виктора Хары: на запись собственной рок-оперы, посвященной его жизни и гибели, он привлек едва ли не всех, кто вообще умел петь – включая Иосифа Кобзона, Аллу Пугачеву и певца группы «Цветы» Александра Лосева.
Право же, подобный набор сам по себе достаточное основание для любопытства со стороны почитателей рок-опер.
«Mozart: L’Opera Rock»
Жан-Пьер Пило, Оливье Шультез
Франция – одна из тех стран, которые ассоциируются с роком в меньшей степени, чем, скажем, Британия или даже Германия. Тем не менее ещё в 2008 году именно там появилась на свет идея показать Моцарта первым рок-музыкантом в истории – гением-бунтарем, чья судьба изобилует взлетами и падениями.
Такой подход оказался весьма необычен и принес постановке Дова Аттья и Альбера Коэна номинацию на премию «Хрустальный глобус», а диск с записью рок-оперы получил статус бриллиантового диска, разошедшись тиражом более 750 000 копий.
Помимо Франции, спектакль с триумфом прошел в Бельгии, Швейцарии, на Украине и в России, а одна из его песен, «L’Assasymphonie» («Симфония убийства»), получила награду NRJ Music Awards в категории «Франкоязычная песня года», хоть и воскресила давно опровергнутую теорию о Сальери-завистнике Моцарта.
Кстати, во время второго турне мюзикла по Украине и России исполнитель партии Сальери Флоран Мот исполнял «L’Assasymphonie» на русском языке.
Источник: https://www.soyuz.ru/articles/1398
10 самых известных произведений Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт является одной из важнейших фигур в истории музыки, оказав своим творчеством на нее огромное влияние.
В отличие от коллег, работавших в одном направлении, Моцарт писал в разных стилях и везде сумел добиться успеха.
Строгие и глубокие формы его произведений были наполнены особой эмоциональностью, благодаря чему знатоки без труда узнавали его почерк.
Больше всего внимания он уделял опере, питая к ней особую любовь. Его считают одним из основных реформаторов жанра (наряду с Кристофом Глюком), а его музыкальную драматургию — эталоном.
Прожив всего 35 лет, композитор оставил богатое наследие и мы сегодня вспомним 10 самых известных произведений Моцарта из огромного списка его работ.
10. Притворная простушка
Эту оперу композитор написал в ~1768 году, когда ему было всего 12 лет. Ее заказал австрийский император Иосиф II, но премьеру пришлось отложить на год. Венские музыканты испугались конкуренции со стороны юного дарования и начали плести интриги, поэтому широкая публика ознакомилась с произведением лишь в 1769 году.
Несмотря на теплый прием, фурора оно не вызвало и на долгие годы было забыто, пока в 1921 году его вновь не поставили в немецком Карлсруэ.
В основу оперы легло либретто Карло Гольдони, написанное в стиле жесткой сатиры, однако Моцарт при создании музыки кардинально все изменил. Звучание получилось мягким, особенно партия Розины, и несмотря на присутствующие условности и некоторую угловатость отдельных фрагментов, для 12-летнего ребенка это было потрясающее сочинение.
Всем сразу стало понятно, что перед ними огромный талант, и впереди его ждет великое будущее.
9. Маленькая ночная серенада
Моцарт специализировался на создании серьезной музыки, однако на заказ писал и легкие произведения.
На концертах и придворных балах, популярных в то время, часто исполнялась развлекательная музыка и «Маленькая ночная серенада» была написана для одного из таких мероприятий.
Так, по крайней мере, считает большинство экспертов, ибо точные мотивы, побудившие композитора написать этот шедевр неизвестны.
Серенада состоит из 4-х частей и была придумана в 1787 году, впоследствии став одной из визитных карточек Моцарта.
Опубликовали ее уже после его смерти — в 1821 году. Изначально в ней было 5 частей, но последняя была безвозвратно утеряна и доподлинно неизвестно, что с ней произошло.
8. Обманутый жених
У этой оперы довольно интересная история: во-первых, она никогда не исполнялась, так как не была закончена, а во-вторых, автор либретто неизвестен.
Некоторые историки утверждают, что летом 1783 года Моцарту его прислал Лоренцо да Понте, но за достоверность этого факта ручаться нельзя.
Композитор сперва согласился написать оперу для итальянской труппы, выступавшей в Вене, но по неизвестным причинам прекратил работу.
Возможно, он не смог качественно адаптировать музыку для венской сцены и решил бросить, а возможно причиной стало начало его работы над «Свадьбой Фигаро».
7. Турецкий марш
- «Турецкий марш», известный также как «Турецкое Рондо» и Alla Turca, является третьей, заключительной частью сонаты для фортепиано № 11 ля мажор.
- Это произведение получилось настолько самобытным, что его часто исполняют отдельно от всей сонаты и популярность у него наибольшая.
- Во второй половине XVIII века (марш был написан в 1784 году) в моде была турецкая музыка, поэтому Моцарт попытался воссоздать звучание янычар.
- Это далеко не единственный его эксперимент в этом направлении: в собственной опере Entführung aus dem Serail композитор также подражал турецкому звучанию.
6. Свадьба Фигаро
- Если в случае с «Обманутым женихом» Лоренцо да Понте лишь предположительно является автором либретто, то «Женитьба Фигаро» совершенно точно была написана им по мотивам публикации Пьера-Огюстена Бомарше.
- Моцарт работал над этой оперой 5 месяцев, потратив много сил, но премьерная постановка 1 мая 1786 года в Вене успеха не имела.
- Впрочем, композитор не сильно удивился: произведение высмеивало аристократию и затрагивало тему французской революции, а люди уже тогда не любили, когда им говорят правду о них самих.
- В результате «Свадьбу» даже запретили в Вене, а вот в Праге она имела колоссальный успех (ее там сыграли в декабре того же года).
Интересный факт: для пения на русском языке оперу первым перевел Петр Ильич Чайковский, всегда восхищавшийся творчеством Моцарта.
5. Дон Жуан
- В основе оперы лежит пьеса Антонио де Саморы, а либретто по ней написал все тот же Лоренцо да Понте.
- Своим появлением на свет она обязана успеху «Свадьбы Фигаро» в Праге: после громкой премьеры предприниматель Паскуале Бондини предложил Моцарту контракт на новое произведение и тот его принял.
- «Дон Жуан» был написан в спешке: несмотря на то, что премьеру перенесли с 14 на 29 октября 1787 года, музыкантам все равно пришлось играть фактически без репетиций, так как ноты они получили незадолго до выхода на сцену в день концерта.
- Моцарт дописывал заключительные партитуры буквально на ходу, поэтому все опасались провала, но все обошлось.
Любопытный факт: по неподтвержденным данным, композитор вместе с да Понте встречались с Казановой и брали у него консультацию.
4. Реквием
В июле 1791 года в дом к Моцарту пришел неизвестный мужчина, облаченный в черное. Он заказал у композитора заупокойную мессу и внес предоплату, после чего удалился. Позже выяснилось, что это был слуга графа Франца фон Вальзегга, которому месса была нужна для его недавно умершей супруги.
Несмотря на то, что композитор принял аванс и пообещал все сделать, во время работы над «Реквиемом» он часто прерывался на другие, более срочные и выгодные заказы.
К сожалению для всех, мессу композитор так и не закончил, рано скончавшись. Существуют неподтвержденные слухи, что чувствовавший приближение смерти Моцарт грустно шутил, что пишет «Реквием» для себя.
Когда его не стало, жена испугалась, что заказчик заберет выданные авансом деньги, поэтому она попросила друзей Моцарта дописать мессу. Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер эту просьбу выполнили, отдав дань уважения почившему товарищу.
3. Волшебная флейта
- Написанная на либретто Эмануэля Шиканедера, комедийная опера «Волшебная флейта», по некоторым легендам, считается причиной смерти Моцарта.
- История, для которой он писал музыку, высмеивает масонские ритуалы, а сам композитор, как известно, входил в орден «вольных каменщиков».
- Некоторые любители конспирологии считают, что не оценившая юмора венская ложа «заказала» композитора.
2. Концерт для фортепиано с оркестром №21
Концерт для фортепианного соло, флейты, двух гобоев, двух фаготов, двух валторн в Си, двух труб в Си, литавр и струнных. Состоит из тех частей:
- Allegro maestoso
- Аndante
- Allegro vivace assai
Наибольшей популярностью пользуется вторая часть, исполняемая в субдоминирующем ключе фа мажор и также состоящая из трех частей.
Даже сейчас, спустя несколько веков после написания, этот концерт по-прежнему способен вызвать мурашки на коже.
1. Симфония №40
- Композитор закончил работу над 40-й симфонией через три недели после завершения 39-й, выпустил сразу 2 произведения в июле 1788 года.
- Незадолго до смерти Моцарт вновь вернулся к «Симфонии №40» и немного переработал ее, добавив в числе прочего кларнет.
- Фрагменты из нее часто можно услышать в кино, видеоиграх и даже в песнях современных исполнителей, которые не гнушаются делать каверы на классику.
Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-proizvedeniya-mocarta.html
Топ 10 самых знаменитых опер в мире
Всем поклонникам классической музыки, наверняка, интересным будет узнать, какие оперы признаны в мире самыми лучшими, хотя, что и говорить, на эту тему можно дискутировать часами.
Оперные произведения по праву занимают важную нишу в ветке музыкально-драматических произведений, они почитались самыми аристократическими кругами нашего общества и, надо заметить, остаются популярными по сей день.
Как известно, оперные произведения бывают разными – романтические, комические, опера-балет и так далее – однако, среди них всех есть те, которые признаны лучшими из лучших. Давайте узнаем, о чем идет речь.
- «Травиата», Джузеппе Верди
Открывает наш топ 10 самых знаменитых опер в мире «Травиата», написанная композитором Джузеппе Верди.
Интересным является тот факт, что первая постановка, которая проходила в Венеции в 1853 году, потерпела сокрушительный провал, однако, после нескольких доработок приобрела мировую славу и известность.
Опера повествует о красивой куртизанке с неизлечимой болезнью, жизнь которой полна любви, интриг, обманов, позднего раскаяния и даже самопожертвования.
- «Война и мир», С. Прокофьев по роману Л. Н. Толстого
Если вы читали книгу или хотя бы смотрели одноименный фильм, то, наверняка, знаете, в чем там соль.
Пышные балы, утонченные дамы, совсем юная Наташа Ростова, французские офицеры, простые жители и действия, разворачивающиеся на фоне войны 1812 года.
План оперы состоит из двух частей и предполагает показ, разделенный на два вечера, однако, существует и специальный сокращенный вариант для одного вечера.
Пожалуй, одно из самых узнаваемых произведений в мире классической музыки, мелодии и даже целые арии из «Кармен» известны в народе, их часто можно услышать в фильмах или даже мультфильмах.
Первая постановка «Кармен» свершилась именно в Париже в 1875 году, и, опять-таки, завершилась полным провалом, ее раскритиковали в пух и прах, возможно, именно бурные обсуждения творения и создали для «Кармен» ее будущую популярность.
После небольшой доработки она снова появилась на парижских подмостках, после чего продолжила свое триумфальное шествие по всей Европе, Америке и России.
- «Лючия ди Ламмермур», Г. Доницетти
Трагическая опера итальянского композитора, которая на сегодняшний день является одним из лучших образцов стиля бельканто. Если говорить о сюжете, то он сильно напомнит «Ромео и Джульетту», ведь здесь, как и там, есть трагическая история влюбленных, роковые ошибки, враждующие кланы, пылкие чувства, безумие и горькая смерть в финале.
- «Богема», Джакомо Пуччини
Искренняя и трагическая история швеи Мими и ее возлюбленного поэта Рудольфа, которая разворачивается на фоне жизни тогдашней богемы Парижа. Впервые произведение вышло в свет в 1896 году, сегодня же остается одним из самых популярных в мире, а арии из нее входят в обязательную концертную программу любого уважающего себя оперного артиста.
- «Севильский цирюльник», Джоаккино Россини
Комическая и яркая опера, которая рассказывает о хитром и остроумном цирюльнике Фигаро. Так уж случилось, что граф Альмавиве влюбился в красавицу Розину, а Фигаро со всех сил помогает ему добиться расположения красавицы.
Произведение озорное и увлекательное, полное веселых недоразумений и путаницы.
Премьера, как и у многих других известных произведений, была неудачной, однако, со временем, «Севильский цирюльник» стал пользоваться бурной популярностью у зрителя, что и продолжается по сей день.
- «Волшебная флейта», В. А. Моцарт
Разве можно представить себе список опер, в котором бы не значилось имя гениального композитора Моцарта? Вероятно, самой знаменитой и наиболее часто исполняемой его оперой является именно «Волшебная флейта», которая впервые была поставлена в Вене. Дирижером выступал сам композитор! В центре истории – принц Тамино, который проходит через все испытания и трудности, чтобы добиться любви и расположения дочери Царицы ночи.
- «Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт
Еще одно произведение Моцарта, повествующее о суматохе подготовки к свадьбе камердинера Фигаро и хорошенькой служанки Сюзанны. А хлопот, как оказалось, хватает! Все это оформлено в юмористической и очень воодушевляющей манере. Впервые опера была поставлена в Вене в 1786 году, но полное признание получила только после повторной постановки в Праге того же года.
- «Евгений Онегин», П. И. Чайковский
Известнейшее произведение русского композитора, без которого список известнейших опер мира не был бы полным. «Евгений Онегин» прекрасно сочетает в себе мелодичность пушкинского слова и гармоничность музыки Чайковского, кстати, это одна из тех знаменитых опер, которая пользуется бурным успехом у зрителя на Западе.
- «Норма», Винченцо Беллини
Ее называют ультраклассикой, в особенности, великолепную и крайне сложную арию «Casta Diva». Премьера оперы состоялась в 1831 году, в Милане. В наше время справиться со сложнейшими партиями сопрано смогли немногие, среди них Галина Вишневская и непревзойденная Монтсеррат Каабалье.
Источник: https://brjunetka.ru/top-10-naibolee-izvestnyih-oper-v-mire/
Самые известные произведения Моцарта
Инструкция
Музыкальный мир Вольфганга Амадея Моцарта представляется слушателям с разных сторон: в нем скрыты недосягаемые тайны и предельно ясно ощущается окружающая действительность, он уносит в космические дали и существует неотделимо от человека.
Талант музыканта Моцарт унаследовал от своего отца, придворного скрипача и композитора, под умелым руководством которого развивались музыкальные способности детей.
Гениальность мальчика проявилась уже в четырехлетнем возрасте: он стремительно овладевал искусством игры на нескольких музыкальных инструментах, даже сочинял музыку.
Во время гастрольных поездок отца выступления сестры клавиристки и брата, певца, музыканта, дирижера и импровизатора, вызывали бурный восторг у публики.
В четырнадцатилетнем возрасте он уже обладатель папского ордена «Золотой шпоры», член Филармонической академии в итальянском городе Болонья.
Многочисленные поездки предоставили Моцарту возможность познакомиться с музыкальными произведениями разных стран и композиторов, помогали осваивать разные жанры музыки.
Первые симфонии появились у маленького композитора после знакомства с немецким известным сочинителем музыки Бахом, а в двенадцатилетнем возрасте талантливый Вольфганг получает музыкальные заказы.
Но столичные европейские дворы не обратили внимание на одаренного юношу, и Моцарту пришлось исполнять должность концертмейстера при дворе родного города Зальцбург. Это время создания духовной музыки, развлекательных пьес, к которым он обращался и в своем дальнейшем творчестве.
Многие любители классической музыки знают переполненную юмором «Маленькую ночную серенаду». В огромном ряду произведений, созданных композитором, высоко стоит передающая мятежное настроение эпохи «Бури и натиска» Симфония соль минор №25.
Симфонии для скрипки, клавирные сонаты, постановки опер – музыкальное наследие, оставленное Моцартом до прибытия его в Вену. Венский дебют композитора, произведение «Похищение из сераля», был высоко оценен, но в дальнейшем заказы на оперы поступали нечасто.
Главные творения Вольфганга Амадея Моцарта – оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». Опера «Волшебная флейта», воспевающая светлое и разумное, исполненный скорбным чувством незавершенный гением Реквием – последние творения великого композитора, навсегда оставшиеся бессмертными.
Художественные интересы композитора, по-новому глубоко и серьезно воплощенные, формировались под воздействием произведений Баха, Генделя, Гайдна.
Музыка талантливого композитора приобретала глубоко индивидуальные черты, становилась совершенной, а в венском дворе он был необходим только как создатель танцев для проведения маскарадов.
Смерть Вольфганга Амадея Моцарта была внезапной и давала немало поводов для существования домыслов об отравлении гения (здесь уместно вспомнить трагедию А. Пушкина «Моцарт и Сальери»).
Для последующих поколений творческое наследие Моцарта является неподражаемым образцом музыкального искусства. Художественный мир великого композитора населяют самые разнообразные персонажи, передающие особенности человеческих характеров. От произведений веет духом событий, совершающихся в эпоху жизни гения, главным из которых является Великая французская революция.
Согласно исследованиям медиков и психологов, музыка Моцарта способна излечивать людей от разных болезней, так как она обладает положительной энергетикой. Особенный эффект музыка австрийского композитора производит на детей, оказывая плодотворное действие на их психику и интеллект.
Источники:
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-823962-samye-izvestnye-proizvedeniya-mocarta
Моцарт
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.Д. Шостакович
Оперы —
духовный зингшпиль (сценич. оратория) Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я ч. коллективного соч., 1767, Зальцбург);
школьная опера (лат. комедия) Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либр. Р. Видля по «Метаморфозам» Овидия, 1767, Зальцбургский ун-т);
оперы-сериа:
Митридат, царь понтийский (Mitridate, re di Ponto, либр. В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770, Милан, т-р «Реджо дукаль»), Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант (Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781, Мюнхен, Резиденцтеатр), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либр. П. Метастазио, переделка К. Маццолы, 1791, Прага, Сословный т-р);
serenata teatrale Асканий в Альбе (Ascanio in Alba, либр. Дж. Парини, 1771, Милан, т-р «Реджо дукале»), serenata drammatica Сон Сципиона (Il sogno di Scipione, либр. П. Метастазио, 1772, Зальцбург);
dramma per musica Луций Сулла (Lucio Silla, либр. Дж. де Гамерры, переделка П. Метастазио, 1772, Милан, т-р «Реджо дукале»); dramma per musica Царь-пастух (Il re pastore, либр. П. Метастазио, 1775, Зальцбург);
оперы-буффа:
Притворная простушка (La finta semplice, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони, 1768, пост. 1769, Зальцбург), Мнимая садовница (La finta giardiniera, либр. предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775, Мюнхен, Редутенхаус), Каирский гусь (L’oca del Cairo, либр. Дж. Вареско, 1783, не закончена; с новым франц. либретто и доп. из «Обманутого жениха» пост.
1867, Париж), Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783, не закончена), Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro, либр. Л. Да Понте по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1786, Вена, «Бургтеатр»), Все они таковы (Cosi fan tutte, либр. Л.
Да Понте, 1790, Вена, «Бургтеатр»);
dramma giocoso Дон Жуан (Наказанный распутник, или Дон Жуан, Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni, либр. Л. Да Понте по испан. легенде, обработанной в комедии «Севильский обольститель, или Каменный гость» Тирсо де Молина, и частично по либр. Дж. Бертати из оперы «Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость» Дж. Гаццаниги, 1787, Прага, Национальный театр графа Ностица);
зингшпили:
Бастьен и Бастьенна (либр. Ф. Вайскерна по пьесе «Любовь Бастьена и Бастьенны» Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу «Деревенский колдун» Ж. Ж.
Руссо, 1768, Вена, частный дом), Заида (Сераль, Zaide, Das Serail, либр. А. Шахтнера, 1779-80, не закончена, 1866, Франкфурт-на-Майне, Штадттеатр), Похищение из сераля (Die Entfьhrung aus dem Serail, либр. К. Ф. Брецнера, переделка Г.
Стефани-младшего, 1782, Вена, Нац. придв. т-р — «Бургтеатр»);
Komedie mit Musik Директор театра (Der Scnauspieldirektor, либр. Г. Стефани-младшего, 1786, Вена, дворец Шёнбрунн);
большая опера Волшебная флейта (Die Zauberflцte, либр. Э. Шиканедера по сказке «Лулу, или Волшебная флейта» К. М. Виланда с доп. из его же сказок «Лабиринт» и «Умные мальчуганы», а также по либр. К. В. Хенслера из оперы «Праздник солнца у браминов» Венцеля Мюллера, драмы «Томас, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера и романа «Сетос» Ж. Террасона, 1791, Вена, «Виденертеатр»);
балет-пантомима — Безделушки (Les petits riens, балетмейстер Ж. Ж. Новер, 1778, Париж, т-р «Королевская академия музыки»);
мессы — 17 (1768-80, сочинены в Зальцбурге, в т.ч. т.н. Коронационная, 1779), 2 (1775, сочинена в Мюнхене; 1783, сочинена в Beне, не закончена);
реквием (1791, не закончен, с доп. Ф. Кс. Зюсмайра, исп. 1793, Вена);
4 литании, 2 вечерни (Vesper), Kyrie, оффертории, мотеты и др.;
оратория (azione sacra) Освобождённая Ветулия (La Betulia liberata, сл. П. Метастазио, 1771);
кантаты:
итал. — Кающийся Давид (Davidde pеnitente, 1785), нем. — Надгробная музыка (Grabmusik, 1767), Тебе, душа вселенной (Dir, Seele des Weltalls, 1785), Радость каменщиков (Die Maurerfreude, 1785), Вы, чтущие творца неизмеримого мира (Die ihr des unermeЯlichen Weltalls Schцpfer ehrt, для гол. с фп., 1791), Маленькая масонская кантата (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791);
для оркестра —
симфонии: (В этой и последующих рубриках произв. М. обозначены по номерам указателя Л. фон Кёхеля (К…); буквы КА обозначают приложение (Anhang) к этому указателю)
1764-65 — Es-dur (К 16); 1765 — D-dur (К 19), B-dur (К 22); 1767 — F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 — D-dur (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит др., в той же тональности, приписывавшаяся отцу, т.н.
Neue Lambacher), B-dur (KA 214), D-dur (К 48); 1769 — C-dur (К 73); 1770 — D-dur (К 81), D-dur (К 97), D-dur (К 95), D-dur (К 84), G-dur (К 74); 1771 — B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), C-dur (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 — G-dur (К 124), C-dur (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), D-dur (К 133), A-dur (К 134), D-dur (К 161, К 163; из 3 частей первые 2 — увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 — C-dur (К 162), G-dur (К 199), D-dur (К 181), Es-dur (К 184, Ouvertьre), B-dur (К 182), g-moll (K 183); 1774 — C-dur (К 200), A-dur (К 201), D-dur (К 202); 1778 — D-dur (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouvertьre, Mozart?); 1779 — C-dur (K 318, Ouvertьre), B-dur (K 319); 1780 — C-dur (K 338); 1782 — D-dur (K 385, Haffner); 1783 — C-dur (K 425, Linzer); 1786 — D-dur (K 504, Prager); 1788 — Es-dur (K 543), g-moll (K 550), C-dur (K 551, Jupiter);
- концерты для фортепиано с opкестром: 1773 — D-dur (K 175); 1776 — B-dur (К 238), C-dur (К 246); 1777 — Es-dur (K 271); 1782 — A-dur (К 414); 1782-83 — F-dur (К 413), C-dur (K 415); 1784 — Es-dur (К 449), B-dur (К 450), D-dur (К 451), G-dur (К 453), B-dur (К 456), F-dur (К 459, Krцnungskonzert I); 1785 — d-moll (К 466), C-dur (К 467), Es-dur (K 482); 1786 — A-dur (К 488), c-moll (К 491), C-dur (К 503); 1788 — D-dur (К 537, Krцnungskonzert II); 1791 — B-dur (К 595);
- рондо для фортепиано с оркестром:
1782 — D-dur (К 382), A-dur (K 386); - концерт для 2 фортепиано с оркестром:
1779 — Es-dur (К 365); - концерт для 3 фортепиано с оркестром:
1776 — F-dur (К 242);
концерты для скрипки с оркестром: 1775 — B-dur (К 207), D-dur (К 211), G-dur (К 216), D-dur (К 218), A-dur (К 219) (принадлежность М. 3 др. концертов для скр., в т.ч. D-dur (К 271 а, 1777?), оспаривается);
- рондо для скрипки с оркестром:
1781 — C-dur (К 373); - концерт для 2 скрипок с оркестром:
1774 — C-dur (К 190, Concertone, Большой концерт); - концерт для скрипки и альта с оркестром:
1779 — Es-dur (К 364, Sinfonia concertante. Концертная симфония); - концерт для флейты с оркестром:
1778 — G-dur (К 313); - концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром:
1778 — D-dur (К 314); - концерт для кларнета с оркестром:
1791 — A-dur (К 622); - концерт для фагота с оркестром:
1774 — B-dur (К 191); - концерты для валторны с оркестром:
1782 — D-dur (К 412); 1783 — Es-dur (К 417), Es-dur (К 447); 1786 — Es-dur (К 495); - концерт для флейты и арфы с оркестром:
1778 — C-dur (К 299); - серенады для симфонического оркестра: 1769 — D-dur (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 — D-dur (К 185); 1774 — D-dur (К 203); 1775 — D-dur (K 204); 1776 — D-dur (К 250, Haffner), F-dur (К 101, Stдndchen); 1776-77 — D-dur (К 286, Notturno для 4 орк.); 1779 — D-dur (K 320);
- серенады для струнного оркестра: 1776 — D-dur (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 — G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik);
- серенады для духового ансамбля: 1781 — B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); 1781-82 — Es-dur (К 375, секстет); 1782 — c-moll (К 388, Nacht-Musique, октет);
- дивертисменты для оркестра: 1771 — Es-dur (К 113, Concerto); 1772 — D-dur (К 131); 1773 — D-dur (K 205); 1776 — F-dur (К 247), D-dur (К 251); 1777 — B-dur (K 287); 1779 — D-dur (K 334);
- дивертисменты для струнного оркестра: 1772 — D-dur (К 136), B-dur (К 137), F-dur (К 138);
дивертисменты для духового ансамбля: 1773 (?) — C-dur (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 — B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 — B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (К 213, секстет); 1776 — B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), C-dur (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 — B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 — 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассетгорна и фагот);
разные пьесы для оркестра и ансамбля: 1766 — Galimathias musicum (Quodlibet, К 32, орк. с клавиром); 1785 — Maurerische Trauermusik, c-moll (К 477); 1787 — Ein musikalischer SpaЯ, F-dur (K 522, 2 скр., альт, бас и 2 валторны); марши (нек-рые присоединялись к серенадам), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, «немецкие» и др.), части симфоний и др.;
церковные сонаты —
для органа(?) и струнного оркестра:
1772 (?) — Es-dur (К 67), B-dur (К 68), D-dur (К 69);
- для органа и струнного оркестра:
1772 — D-dur (К 144), F-dur (К 145); 1775 — B-dur (К 212); 1776 — G-dur (К 241), F-dur (К 224), A-dur (К 225), F-dur (К 244), D-dur (К 245); 1777 — G-dur (К 274); 1779 — C-dur (К 328); 1780 — C-dur (К 336); - для органа и оркестра:
1776 — C-dur (К 263); 1779 — C-dur (К 278), C-dur (К 329); - квинтеты —
- для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели: 1773 — B-dur (К 174); 1787 — C-dur (К 515), c-moll (К 406, обработка серенады Для дух. инструментов К 388); 1791 — Es-dur (К 614);
- для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета:
1789 — A-dur (К 581); - для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или 2-й виолончели):
1782 — Es-dur (К 407); - для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота:
1784 — Es-dur (К 452); - для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели:
1791 — Adagio und Rondo, c-moll — C-dur (К 617); - квартеты —
для 2 скрипок, альта и виолончели: 1770 — G-dur (К 80); 1772 — D-dur (К 155), G-dur (К 156); 1772 −73 — C-dur (К 157), D-dur (К 158); 1773 — B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), C-dur (К 170), Es-dur (К 171), B-dur (К 172), d-moll (К 173); 1782 — G-dur (К 387); 1783 — d-moll (К 421), Es-dur (К 428); 1784 — B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 — C-dur (К 465); 1786 — D-dur (К 499); 1788 — c-moll (К 546, Adagio und Fuge); 1789 — D-dur (К 575); 1790 — B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 (1783?) — 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405);
- для скрипки, альта, виолончели и флейты: 1777 — D-dur (К 285); 1778 — G-dur (К 285а), C-dur (KA 171), A-dur (К 298);
- для скрипки, альта, виолончели и гобоя: 1781 — F-dur (К 370);
- для фортепиано, скрипки, альта и виолончели: 1785 — g-moll (К 478), Es-dur (К 493);
- трио —
- для 2 скр, и виолончели — 1777 — B-dur (К 266);
для скрипки, альта и виолончели:
1782 — 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (перелож. и присоединение к каждой фуге вступления, в четырех номерах — Adagio M., в двух номерах — перелож. Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 — Divertimento Es-dur (К 563);
- для фортепиано, скрипки и виолончели: 1776 — B-dur (К 254, Divertimento); 1783 — d-moll (К 442), 1786 — G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 — E-dur (К 542), C-dur (К 548), G-dur (К 564);
- для фортепиано, альта и кларнета:
1786 — Es-dur (К 498); - дуэты —
для фортепиано и скрипки: сонаты — 1762-64 — C-dur (К 6); 1763-64 — D-dur (К 7), B-dur (К 8); 1764 — G-dur (К 9), B-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (К 12), F-dur (К 13), C-dur (К 14), B-dur (К 15) (сонаты К 10-15 для фп. и скр. или флейты, по желанию с влч.
); 1766 — Es-dur (К 26), G-dur (К 27), C-dur (К 28), D-dur (К 29), F-dur (К 30), B-dur (К 31); 1778 — G-dur (К 301), Es-dur (К 302), C-dur (К 303), A-dur (К 305), C-dur (К 296), e-moll (К 304), D-dur (К 306); 1779 — B-dur (К 378); 1781 — G-dur (К 379), F-dur (К 376), F-dur (К 377), Es-dur (К 380); 1782 — C-dur (К 403), C-dur (К 404), A-dur (К 402); 1784 — B-dur (К 454); 1785 — Es-dur (К 481); 1787 — A-dur (К 526); 1788 — F-dur (К 547);
вариации — 2 цикла, 1781; вариации для скр. и альта: duo — 1783 — G-dur (К 423), B-dur (К 424);
- для фагота и виолончели:
соната — 1775 — B-dur (К 292); - для 2 бассетгорнов:
12 duo — 1786 (К 487); - для фортепиано в 4 руки — сонаты: 1765 — C-dur (К 19d); 1772 — D-dur (К 381); 1774 — B-dur (К 358); 1786 — F-dur (К 497); 1787 — C-dur (К 521); вариации — G-dur (К 501);
- для 2 фортепиано —
соната: 1781 — D-dur (К 448); фуга — 1783 — c-moll
(К 426); - для клавира (фортепиано):
сонаты — 1774 — C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (К 281), Es-dur (К 282), G-dur (К 283); 1775 — D-dur (К 284), 1777 — C-dur (К 309), D-dur (К 311); 1778 — a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333); 1784 — c-moll (К 457); 1788 — F-dur (К 533), C-dur (К 545), F-dur (KA 135, KA 138 а); 1789 — B-dur (К 570), D-dur (К 576); вариации — 15 циклов (1766-91); рондо — 1786 — D-dur (К 485), F-dur (К 494, вошло в сонату К 533); 1787 — a-moll (К 511); фантазии — 1782 — c-moll (К 396, первонач. для фп. и скр.), d-moll (К 397); 1785 — c-moll (К 475); разные пьесы — Allegro (несколько номеров), менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш; для органчика — Adagio и Allegro (1790), фантазия, Andante (1791);
- для стеклянной гармоники — Adagio (1791);
- вокальные произведения с оркестром —
арии (свыше 50), ансамбли, хоры, песни; - вокальные произведения с фортепиано—
песни (30), ансамбли;
Источник: http://mozart.belcanto.ru/work.html