Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

Тайны воздействия музыки на человека, на окружающий мир не перестают волновать людей неравнодушных, осознанно относящихся к жизни, подаренной нам Богом, и стремящихся наполнить эту жизнь Божественным звучанием. Мы уже публиковали на сайте статью, рассказывающую о влияние музыки на сознание народов. Сегодня мы представляем статью, написанную руководителем Московского Сириус-Центра Ольгой Ляховой.

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

Музыка – это сила, которую можно употребить, как во благо, так и во зло. С давних пор известно, что музыка является фактором, задающим направление развитию цивилизации. Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) говорил:

«Всегда нужно остерегаться введения нового типа музыки, как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки сказывается на важнейших аспектах политического уклада».

Музыка – это энергия, вибрация, имеющая звуковую частоту. Звуковые волны могут быть полны гармонии, либо диссонанса.

Рассмотрим, как на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр.

РИТМ оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека – и на его тело, и на его эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, работы мозга, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул.

МЕЛОДИЯ воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды.

Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определённое физиологическое и психологическое воздействие.

Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.

ТЕМБР. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию.

  • «Если вы хотите раскрыть секреты Вселенной,
  • думайте категориями энергий, частот и вибраций»
  • Никола Тесла

Как известно, в основе музыкального строя лежит частота. Наука киматика, изучающая визуализацию звука и вибрации, доказывает, что частота и вибрация являются мастер-ключами и организационной основой для создания всей материи и жизни на этой планете. А на какой частоте должны быть настроены музыкальные инструменты для правильного, гармоничного воздействия музыки?

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

В музыкальной истории для настройки музыкальных инструментов всегда использовалась нота «ля» частотой 432 герца. Обнаруженные древние египетские инструменты были настроены на 432 Гц.

Строй 432 Гц существовал в античности, начиная от Платона, Гиппократа, Аристотеля, Пифагора и других великих мыслителей и философов, которые, как известно, обладали бесценными знаниями о целебном воздействии музыки на человека и вылечивали многих людей именно силой музыки.

Величайший скрипичный мастер всех времен Антонио Страдивари (1644-1737) создавал свои шедевры именно в настройке 432 герц.

Т.Альбинони «Адажио» (на частоте 432 Гц)

Первая попытка массово изменить частоту музыкальной волны произошла в 1884 году, но усилиями Джузеппе Верди (1813-1901) – великого итальянского композитора, удалось сохранить прежний строй. После этого настройку «ля» равную 432 герц стали именовать «Вердиевским строем».

В 1953 Международная Организация по Стандартизации (ISO) приняла строй «Ля» = 440 Гц, как основной концертный. После принятия этого стандарта 23 тысячи музыкантов из Франции провели референдум в поддержку «Вердиевского строя» 432 герц, но были вежливо проигнорированы. И вот уже более 60 лет стандартный камертон издает звук «ля» первой октавы частотой 440 Гц.

Откуда же и когда появилась нота «ля» частотой 440 герц?

После смерти Верди в 1910 году Дж. К. Диген, служащий ВМС США, ученик физика Г. Гельмгольца, убедил американскую Федерацию Музыкантов принять 440 герц, как стандартный универсальный строй для оркестров и музыкальных групп. Диген был профессионалом в области теории света и звука, его мнение являлось основополагающим при изучении музыкальной акустики.

Он спроектировал военный перезвон на 440 герц, который использовался для пропагандистских новостей во время Второй мировой войны. Да, перед войной понадобилась иная музыка – музыка, которая будет внушать воевать, музыка, которая будет указывать, что делать, что потреблять и так далее.

Несмотря на протест многих музыкантов, их буквально заставили играть музыку на частоте 440 герц.

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

Также незадолго до Второй мировой войны, в 1936 году, министр нацистского движения и тайный лидер в управлении массами Й. Геббельс пересмотрел в Германии стандарт настройки музыкальных инструментов на 440 герц – частоту, которая сильнее всего воздействует на мозг человека, и может быть использована для управления сознанием большого количества людей и пропаганды нацизма.

Эффект воздействия частоты 440 герц объясняется тем, что, если лишить человеческий организм естественной настройки 432 Гц и поднять натуральный тон немного выше, то мозг будет регулярно получать раздражение.

Кроме того люди перестанут развиваться, появится множество психических отклонений, человек начнёт закрываться в себе, им станет гораздо легче управлять. Строй 440 герц – это ментальный уровень, уровень эго, контроля, страха и власти.

При частоте звука 440 герц происходит раздражение определённых областей мозга, «удобных» для закладки различных программ, а частоты от 430 до 435 герц позволяют спокойно и обдуманно воспринимать информацию в правильном порядке.

  1. «Музыка — величайшая сила. Она может заставить
  2. человека любить и ненавидеть, прощать и убивать»
  3. Пифагор

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

Частота 432 Гц имеет совершенный гармонический баланс, это единственная частота, которая вызывает Пифагорейскую музыкальную спираль.

Известно открытие Пифагора в области теории музыки.

Суть его в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу.

Приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длинны струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2; 2:3; 3:4. Таким образом Пифагор связал основные музыкальные интервалы с дробями.

Пифагорейцы открыли «золотую пропорцию» – «точку золотого сечения», которая определяет в музыке точное место кульминации. Эта пропорция была названа Пифагором Божественной, ибо она вы​ражает сокровенные глубинные соответствия, прису​щие эволюции Космоса.

Спираль, построенная Пи​фагором, есть символ движения, развития и развёр​тывания Вселенной, которая содержит в себе знаменитый и неразгаданный Код Платона.

Недавно американский математик и историк науки Джей Кеннеди, который работает в Манчестерском университете в Великобритании, объявил, что ему удалось расшифровать тайный Код Платона, скрытый в произведениях древнегреческого философа.

Как утверждает учёный, Платон разделял пифагорейские представления о музыке сфер – неслышной музыкальной гармонии мироздания – и свои произведения строил по законам музыкальной гармонии. «Один из самых знаменитых платоновских диалогов «Государство» разделён на двенадцать частей, по числу звуков в хроматической музыкальной гамме, представления о которой были у древних греков. Причём, на каждый стык приходятся фразы, так или иначе относящиеся к музыке или звукам»,– заявил исследователь.

А что собой представляют древние частоты сольфеджио? Это оригинальные звуковые частоты, используемые в древних григорианских песнопениях, например, таких как великий Гимн Св. Иоанну Крестителю.

Гвидо, Гимн Св. Иоанну Крестителю

Большинство из тех частот, как утверждали церковные власти, были потеряны много веков назад. Эти мощные частоты были обнаружены доктором Джозефом Пулео, который изучал древние манускрипты Григорианских монахов и обнаружил, что их Песнопения являлись могущественными целителями именно благодаря специальной аранжировке шести тонов сольфеджио. Вот они:

  • «До» 396 Гц – освобождение от чувства вины и страха;
  • «Ре» 417 Гц – нейтрализация ситуаций и содействие изменениям;
  • «Ми» 528 Гц – трансформация и чудеса (восстановление ДНК);
  • «Фа» 639 Гц – подключение и отношения;
  • «Соль» 741 Гц – пробуждение интуиции;
  • «Ля» 852 Гц – возвращение к духовному порядку.

При этом частота 432 Гц в древнем сольфеджио получается интересным образом: 24 часа х 60 минут х 60 секунд = 864.000; 864:2=432.

Музыкальная частота выполняет роль носителя, который возбуждает и выбирает определённые зоны восприятия, остальное воздействие происходит на совершенно других частотных диапазонах (октавах). Происходит также наложение индивидуальности автора и исполнителя.

Музыку стоит рассматривать гораздо шире, чем просто звук, слушать и использовать с умом. Многие из нас хотят повысить собственные вибрации, чтобы быть способными открыться новым энергиям мира, добра, любви, изобилия. И важным шагом к этому является осознание того, какую музыку мы слушаем, и какое воздействие она оказывает на наш организм.

При выборе музыкальных произведений желательно отслеживать собственную реакцию и развивать наблюдательность.

И даже, если всё описанное выше не побудило выбирать музыку, написанную на частоте 432 Гц, то, по крайней мере, можно более избирательно относиться к музыке и обращать внимание на свои реакции в виде чувств, эмоций и мыслей, возникающих в момент звучания мелодии.

Ольга Ляхова. Москва

— Диски с классической музыкой в интернет-магазине «СИРИУС»

Источник: https://sirius-centers.net/books/2016/02/29/index.htm

Исцеляющая сила музыки. От Пифагора до наших дней

        Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.
  • Очень музыка занятна,
  • Слуху нашему приятна.
  • Можно ею исцелять,
  • Тучи в небе разгонять.
  • Всё о ней, для кругозора,
  • Начиная с Пифагора!

Здравствуй! Здравствуй мой юный друг, здравствуйте и вы, взрослые дети, те, которые не утратили с возрастом способность удивляться и радоваться маленьким открытиям, красоте этого мира и верить в чудеса, которые иногда случаются с нами. Но только если мы верим, что это может быть! Потому что, если ты не веришь в чудо, то просто не дашь ему возможности проявиться. Сегодня я вас приглашаю в дальнее путешествие сквозь века и оттуда немного по-новому взглянуть на наш мир.

Давно это было, очень давно, более двух тысяч лет назад, а точнее, в VI веке до н.э. Мнемарху –  знатному жителю древнегреческого города Самоса, предстояло длительное путешествие, в которое он взял и свою жену Партениду. Во время путешествия в Дельфах он зашёл в храм Аполлона, чтобы узнать, удачной ли будет его поездка.

Пифия, дельфийская пророчица, предсказала ему не только успешную поездку, но и рождение сына, который прославится своей красотой, мудростью и добрыми делами, и принесёт всему человечеству огромную пользу.

Новорождённого малыша Мнемарх в честь дельфийской пророчицы назвал Пифагором, жена его, по древней традиции, приняла имя Пифаида, а через год, вернувшись из дальней поездки, Мнемарх воздвиг святилище в честь бога Аполлона.

Он слышал музыку Сфер

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

Имя Пифагора, как великого математика, всем известно ещё со школьной скамьи, и первое, что сразу вспоминается в связи с этим именем, — его знаменитая теорема. Но Пифагор не только математик — он великий мудрец, мыслитель, философ, организовавший собственную школу, из которой выходили учёные мужи, философы, видные политические и государственные деятели.

Огромное значение Пифагор предавал музыке и для эстетического воспитания своих учеников, и в качестве мощного воздействия на душевное состояние для лечения многих недугов своих воспитанников. Пифагор считал, что всё в природе можно измерить, всё подчиняется числу, и познать мир — это значит познать управляющие им числа.

Читайте также:  Каково устройство пианино

То есть первичным в Мироздании, согласно Пифагору, является природа чисел и пропорций, пронизывающая всё вокруг — включая природу, человека и весь космос. И  поэтому всё гармонично и прекрасно.

В понятие гармонии Пифагор включал симметрию и отношения целого и его частей — принцип «золотого сечения» (помните, ребята, в 7 номере нашего журнала мы рассказывали вам о золотом сечении — Божественной пропорции, лежащей в основе мироздания).

И это прекрасное, воздействуя на чувства людей посредством образов и форм, гармоничных ритмов и песен, красивых мелодий, излечивает человеческие нравы и страсти, приводит в гармонию душевные силы. Этот великий учёный во всём искал гармонию — в геометрии, арифметике, в движении небесных тел, в музыке. А фундаментом гармонии он считал числа.

Пифагорейская гамма

Остановимся подробнее на музыке.  Именно Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» (т.е.

последовательное расположение звуков, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем порядке) и проведя эксперименты по изучению музыкальных тонов; найденные соотношения он выразил на языке математики.

Эта последовательность звуков легла в основу современных звукорядов. С течением времени «пифагорейская гамма» совершенствовалась, и к этому процессу «приложили руку» не только музыканты, но и учёные.

Именно Пифагор открыл законы музыкальной гармонии и свойства гармонических отношений между звуками.  Рассказывают, как это произошло. Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор услышал, как на наковальне ковали железо, и одновременные удары молотов издавали очень гармоничные звуки.

Конечно, он зашёл в кузницу, чтобы выяснить, от чего зависит высота тона звука. Придя домой, он начал эксперименты: вбил колышек в стену и на него стал подвешивать одинаковые струны с разным количеством гирек, добиваясь нужного тона.

Таким образом, он определил точное числовое соотношение интервалов между звуками, приятными для слуха (в музыке это явление называют консонансом).

Сейчас мы слушаем музыкальные произведения, совершенно не задумываясь, что гармоничное соотношение звуков, открытое ещё Пифагором, служит нам по сей день, радуя наш слух красивыми созвучиями, мелодичностью, приводя нас самих в такое же гармоничное состояние, исцеляя и раскрывая наши души…

Для своих учеников он упорядочил и привёл в систему настройки и аранжировки, придумав сочетание диатонических, хроматических и энгармонических созвучий. Расскажу об этом более подробно, ребята. Построение таких ладов, или, по-другому, звукорядов отличается друг от друга интервалами между звуками.

«Диатонические лады», или как их ещё называют «натуральные» — это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы с интервалами между звуками тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Например, между звуками «до» и «ре» — целый тон или 2 полутона, а вот между «ми» и «фа» — всего полтона.

Хроматический — лад, построенный по полутонам и содержащий все 12 звуков, входящих в октаву, т.е. «до»-«до диез»-«ре»-«ре диез»-«ми»-«фа»-«фа диез» и т.д. Здесь между звуками интервал всего полтона.

На клавиатуре вы можете их легко увидеть по белым и чёрным клавишам: между белой и соседней чёрной клавишей всего полтона, а между двумя белыми, между которыми есть и чёрная клавиша, — уже тон. Там, где между двумя белыми клавишами нет чёрной — тоже полутон.

Таких сочетаний всего два: между звуками-клавишами «ми»-«фа» и «си»-«до».

Энгармони́зм (от др.-греч. — созвучие) — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Например звук «до диез» и звук «ре бемоль» звучит одинаково — это один и тот же звук, а вот пишется по-разному.

Открытие Пифагором терапевтического эффекта музыки

С помощью этих созвучий Пифагор приводил в гармонию любые негативные состояния души — печаль, гнев, зависть и многое другое.

Конечно, в Древней Греции знали, что музыка может возбуждать, поднимать боевой дух воинов или спортсменов, но особого значения этому не придавали.

Пифагор же обратил на это самое серьёзное внимание, и в этом смысле именно ему принадлежит открытие терапевтического эффекта музыки.

Пифагор полагал, «что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая Душа, и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу».

Музыка сопровождала Пифагора и его учеников в течение всего дня: по вечерам проводилось хоровое пение, сопровождавшееся струнными инструментами. Когда же его ученики засыпали, с помощью музыки он освобождал их ум от дневных волнений и впечатлений, и они спали спокойно и видели вещие сны.

Утром же, играя на лире или напевая под звуки лиры уже другие мелодии, он приводил их в бодрое состояние и готовность усваивать новые знания.

Пифагор воздействовал музыкой и пением и на больных людей, устраняя многие болезни и страдания души и тела. Он классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт.

«Некоторые мелодии были созданы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежд и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости, против злобных и гневных порывов, против заблуждений души.

А были ещё мелодии, которые умеряли желания».

Биографы Пифагора утверждают, что он слышал и понимал Гармонию и Созвучие Небесных Сфер и движущихся по ним светил — планет, которые издают пение более насыщенное и полнозвучное, чем любые смертные.

Оно мелодично и прекрасно в своём разнообразии, потому что движение светил слагается из их неодинаковых и разнообразных шумов, скоростей и величин, взаимного расположения. А все небесные тела расставлены, как говорил Пифагор, в некой исключительно музыкальной пропорции.

Для своих учеников он, насколько это было возможно, воспроизводил эти космические звучания игрой на инструментах или голосом. А ты, мой друг, хотел бы услышать «пение» далёких звёзд, музыку необъятного неба?..

«Эффект Моцарта»

А теперь, мой друг, я предлагаю тебе переместиться во времени в XVIII век уже нашей эры. В австрийском городе Зальцбурге в семье музыканта, учителя музыки и капельмейстера Леопольда Моцарта 27 января 1756 г. появился на свет будущий знаменитый композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

Мать Вольфганга, Анна Мария Моцарт, дочь музыканта, обладала очень красивым голосом, и мальчик впитывал звуки песен и серенад матери, ещё находясь в её утробе.

По словам Дона Кэмпбелла, автора замечательной книги «Эффект Моцарта», исследователя, композитора и музыканта, Моцарт «родился буквально вылепленным из музыки».

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

Одарённому ребёнку не было ещё и трёх лет, когда отец стал обучать его игре на клавесине, скрипке и органе, а в четыре года он пробовал написать свой первый концерт для клавесина.

В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии, где дети впервые выступали, как музыканты. Амадею исполнилось в ту пору 6 лет.

В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию, а в следующем 1763 г. в Париже были изданы его первые сонаты для клавесина и скрипки.

Одарённый ребёнок продолжал удивлять публику своим талантом музыканта, композитора и импровизатора, слава его росла. Мальчику было всего 9 лет, когда были опубликованы и исполнены его первые симфонии.

Трудолюбие Моцарта просто поражало. Одно за другим из под его пера появлялись на свет произведения, которые пользовались неизменным успехом.

Его музыка поражала своей чистотой, лёгкостью, необычайно солнечной энергией.

Не зря современные исследователи, которые изучают влияние музыки на человека, в один голос заявляют, что наиболее сильным психоэмоциональным и оздоравливающим воздействием на слушателя обладает именно музыка Моцарта.  Почему? Давайте приведем примеры из жизни, описанные в книге Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта», и попытаемся ответить на этот вопрос.

Источник: https://zharptica8.ru/?page_id=3282

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка, Музыкальный класс

Рубрика: Непознанное

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

Все слышали о Пифагоре и его теореме, но далеко не все знают о том, что это был великий мудрец, который повлиял на древнегреческую и древнеримскую культуру, оставив неизгладимый след в мировой истории. Пифагор считался первым философом, еще он сделал множество открытий в музыке, геометрии и астрономии; также, он был непобедим в кулачных боях.

Философ сначала учился у своих соотечественников и был посвящен в Элевсинские мистерии. Потом он много путешествовал и собирал по крупицам истину у разных учителей, например, он побывал в Египте, в Сирии, в Финикии, учился у халдеев, проходил через вавилонские мистерии и есть даже свидетельства, что Пифагор получал знания у браминов в Индии.

Собрав паззлы разных учений, философ вывел учение о Гармонии, которой подчинено все. Потом Пифагор создал свое общество, которое было своего рода аристократией духа, где люди обучались искусствам и наукам, тренировали свое тело различными упражнениями и воспитывали свой дух с помощью различных практик и предписаний.

Учение Пифагора показывало единство всего во множестве, а главная цель человека была выражена в том, что путем саморазвития человек достигал соединения с Космосом, избегая дальнейшего перерождения.

Музыкальная гармония в учении Пифагора является моделью вселенской гармонии, которая состоит из нот – различных аспектов Мироздания.

Считалось, что Пифагор слышал музыку сфер, которая была определенными звуковыми колебаниями, что исходили от звезд и планет и вместе сплетались в божественную гармонию — Мнемосину.

Также, Пифагор и его ученики использовали определенные песнопения и звуки лиры, чтобы успокоить свой ум либо исцелиться от определенных болезней.

По легенде именно Пифагор открыл законы музыкальной гармонии и свойства гармонических отношений между звуками. Легенда гласит, что учитель однажды прогуливался и услышал звуки молотов из кузницы, которые ковали железо; прислушавшись к ним, он понял, что их стук создает гармонию.

Позже, опытным путем Пифагор установил, что различие звуков зависит только от массы молотка, а не от других характеристик. Потом философ сделал из струн устройство с различным количеством гирек; струны крепились к гвоздю, который был вбит в стену его дома. Ударяя по струнам, он вывел понятие октавы, и то, что её соотношение равно 2:1, открыл квинту и кварту.

Затем Пифагор сделал устройство с параллельными струнами, которые натягивались колками. С помощью этого инструмента он установил, что определенные созвучия и законы есть во многих инструментах: флейтах, цимбалах, лирах и других устройствах, с помощью которых можно производить ритм и мелодию.

Есть легенда, которая повествует о том, что однажды гуляя, Пифагор увидел неистовую пьяную толпу, которая вела себя неподобающим образом, а впереди толпы шел флейтист. Философ приказал этому музыканту, сопровождавшему толпу, играть в спондаическом размере – тот заиграл, и вмиг все протрезвели и успокоились. Так с помощью музыки можно управлять людьми.

Современные научные теории и практическое подтверждение пифагорийских взглядов на музыку

Звуки могут, как исцелить, так и убить. Лечение музыкой, например, арфотерапия, в некоторых странах была признаётся и изучается (например, в Британском институте арфовые мелодии используют для облегчения прохождения курса химиотерапии). Пифагорийское учение о музыке сфер подтверждается современной теорией суперструн: колебаниями, которыми пронизано все космическое пространство.

Читайте также:  Как легко и быстро выучить ноты

Источник: https://pargames.ru/ufo/110438-nemnogo_o_tom_kakimi_uzami_svyazanyi_pifagor_i_muzyika_muzyikalnyiy_klass.html

Пифагорейская теория музыки

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка.

Вселенная составлена из последовательных стадий добра, начинающихся с материи, которая есть наинизшая стадия, и восходящих к духу, который есть наивысшая стадия. В человеке его высшая природа есть summum bonum (сумма добра), Отсюда следует, что она должна осознавать добро с готовностью, потому что добро в мире, внешнее по отношению к нему, находится в гармоничном отношении с добром, которое есть в душе человека. То, что человек называет, следовательно, злом, имеет общее с материей, или наименьшей степенью его собственной противоположности. Наименьшая степень добра предполагает подобным же образом наименьшую степень гармонии и красоты. Таким образом, это искажение (зло) есть диссонанс элементов, самих по себе гармоничных. Искажение неестественно, поскольку сумма всех вещей является Добром, естественно, что все вещи должны разделять природу Добра и сочетаться так, чтобы комбинации их были гармоничными. Гармония есть проявление Воли вечного Добра.

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

В высшей степени вероятно, что греческие инициированные получили свое знание о философских и терапевтических аспектах музыки от египтян, которые, в свою , очередь, рассматривали Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Осирис и Исида были патронами музыки и поэзии.

Платон, описывая эти античные искусства египтян, говорит, что песни и поэзия были у египтян в течение, по крайней мере, десяти тысяч лет и что они были такой возвышенной и одухотворенной природы, что только боги иля богоподобные люди могли сочинить их.

В Мистериях лира считалась секретным символом человеческой конституции, корпус инструмента представлял физическое тело, струны — нервы, а музыкант — дух, Играя на нервах, дух таким образом сотворил гармонию нормальной музыки, которая, однако, превращается в дисгармонию, ..если природа человека развращена.

Если древние китайцы, индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как. дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания. Хотя, как говорят, сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы.

Получив основные сведения о божественной теории музыки от жрецов различных Мистерий, в которые он был инициирован, Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но было выдумано следующее объяснение.

Однажды, размышляя над проблемой гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла.

Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале.

Он вошел в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и прикидывания в уме их веса вернулся в собственный дом, сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые, К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко второй — в девять, к третьей — в восемь, и к четвертой — в шесть фунтов, Эти различные веса соответствовали весу молотков медника.Пифагор обнаружил, что первая и четвертая струны, когда звучат вместе, дают гармонический интервал октавы, потому что удваивание веса имело тот же эффект, что и укорачивание струны наполовину. Натяжение первой струны было в два раза больше, чем четвертой струны, и, как говорят, их соотношение равно 2:1, или двукратное. Подобным же рассуждением он пришел к заключению, что первая и третья струны дают гармонию диапенте, или квинту. Натяжение первой струны было в полтора раза больше, нежели третьей струны, и их соотношение было 3:2, или полуторное. Подобным же образом вторая и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая и третья, давали гармонию диапенте. Продолжая это исследование, Пифагор открыл, что первая и вторая струны дают гармонию diatessaron, или терцию, натяжение первой струны на треть больше, чем второй, их соотношение 4:3, или sesquitertian. Третья и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая и вторая, дают ту же гармонию. Согласно Ямвлиху, вторая и третья струны имеют соотношение 8:9, или epogdoan.Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе, или пирамиде из точек, Тетракптс образован из первых четырех чисел: 1, 2, 3 и 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Хотя теория гармонических интервалов, изложенная выше, является правильной, молоточки, бьющие по металлу в описанной выше манере, не дают тех тонов, которые им приписываются. По всей вероятности, Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным инструментом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами).Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную. Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение, как в высшую тайну своих Мистерий. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами. Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование определенных естественных законов.Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко» всем феноменам Природы, пойдя настолько далеко, что установил при этом гармонические отношения между планетами, созвездиями и элементами. Интересным примером современного подтверждения древнего философского учения является прогрессия элементов согласно их гармоническим отношениям. Если упорядочить перечень элементов по восходящей в зависимости от атомных весов, то, по А. Ньюленду, каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства. Это открытие в современной химии известно под именем закона октавы.Поскольку считалось, что гармония определяется не чувственным восприятием, но разумом и математикой, пифагорейцы сами себя называли канониками, чтобы отличить себя от Гармонической Школы, которая полагала истинными принципами гармонии вкус и интуицию. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на. чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной».Пифагор отдавал столь явное предпочтение струнным инструментам, что предупреждал своих учеников против дозволения ушам прислушиваться к звукам флейты и цимбал. Он далее утверждал, что душа должна быть очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует аккомпанировать на лире. В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Рассказывают о таком эпизоде: как-то наблюдая за звездами, Пифагор увидел молодого человека, который ломился в дом своей подруги и, будучи пьяным и сгорая от ревности, хотел поджечь дом. Ярость молодого человека подчеркивалась игрой флейтиста, который был недалеко от этого места и играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор убедил музыканта изменить мелодию на медленную и ритмичную музыку, после чего опьяненный молодой человек собрал свой хворост и ретировался домой.Есть также история о том, что Эмпедокл, ученик Пифагора, быстро изменив модус музыкальной композиции, спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека, приговоренного Анхитом к публичному наказанию. Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом.Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода, В своем университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в крут, посреди которого стоял один из них, дирижируя хору и аккомпанируя на лире.Терапевтическая музыка Пифагора описывалась таким образом Ямвлихом: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще и мелодии, которые умеряли желания» (см, «Жизнь Пифагора»).Вероятно, пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами. Так, например, Плиний говорил, что Сатурн движется в дорийском ладе, а Юпитер — во фригийском. Кажется, что и темпераменты тоже могут рассматриваться в свете различных модусов, то же относится и к страстям, Таким образом, гнев, который является огненной страстью, может быть усилен огненным модусом и нейтрализован водным модусом.Далеко идущим воздействием музыки на греческую культуру интересовался Эмиль Науманн: 'Платон ограничивал значение музыки, полагая ее предназначенной только лишь для того, чтобы создавать бодрые мелодии, внушать любовь ко всему благородному и ненавидеть все плохое. Он полагал, что нет ничего более влиятельного на внутренние чувства людей, нежели мелодия и ритм. Будучи твердо убежденным в этом, он соглашался с Дамоном из Афин, музыкальным учителем Сократа, что введение новой возбуждающей шкалы может представить угрозу для целой нации и что невозможно изменить ключ без потрясения основ государства. Платон считал, что музыка, которая облагораживает ум, гораздо более высоких порядков, нежели музыка, апеллирующая к чувствам, и он сильно настаивал на том, что долг государственных людей запретить всякую изнеженную и похотливую музыку и дозволять только чистую и благородную и что бодрые и живые мелодии для мужчин, а мягкие и плавные — для женщин. Из этого видно, что музыка играла значительную роль в воспитании греческой молодежи.; Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало ее значение сомнительным и заранее трудно было предвидеть, произведет ли она на людей благодетельное или губительное действие. Народный вкус, всегда замешанный на чувственных и распутных мелодиях, должно рассматривать с величайшим презрением» (см. «Историю музыки»).

Даже сегодня военная музыка используется с впечатляющим эффектом во время войн и религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, все же очень сильно влияет на эмоции светских людей.

Читайте также:  Ритмичная музыка для занятий спортом

МУЗЫКА СФЕР

Наиболее величественной, но и наименее известной спекуляцией Пифагора являлись размышления о сидерических гармониях. Говорят, что из всех людей только Пифагор слышал музыку сфер.

Кажется, халдеи были первыми, кто осознал, что небесные тела исполняют космический гимн по мере их движения по небу, Иов описывал время, «когда звезды утреннего неба поют вместе», и в 'Венецианском купце» автор приписываемых Шекспиру пьес пишет: «Такой орбиты, даже малой, нет, которая не пела бы голосами ангелов».

Но столь мало осталось от теории небесной музыки Пифагора, что возможны лишь слабые попытки приближения к его мыслям относительно этого предмета.Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним — к абсолютной материи. Другими словами, струна натянута между небом и землей.

Считая внутрь от периферии небес, Пифагор, разделил Вселенную, согласно одним авторитетам, на девять частей, согласно другим -на двенадцать. Последняя система была такой. Первая сфера была эмпиреями, или же сферой неподвижных звезд, которая являлась обиталищем бессмертных.

Со второй по двенадцатую были сферы (по порядку) Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны, огня, воздуха, воды и земли. Этот порядок семи планет (Солнце и Луна рассматривались в старой астрономии как планеты) тождествен символизму подсвечника у евреев: солнце в центре в качестве главного ствола с тремя планетами по сторонам.

Пифагорейцы давали имена различным нотам диатонической шкалы, согласно Макробию, исходя из скорости и величины планетарных тел. Каждая из этих гигантских сфер, мчась через бесконечное пространство, как полагали, издает звук определенного тона, который возникает за счет непрерывного смещения эфирной пыли.

Так как эти тона были манифестациями божественного порядка и движения, то отсюда следовало, что они разделяли гармонию своих собственных источников. «Теория, что планеты при своем вращении вокруг земли производят определенные звуки, отличающиеся друг от друга в зависимости от величины, быстроты движения тел и их удаления была общепринятой у греков.

Таким образом, Сатурн, наиболее далекая планета, давал самый низкий звук, а Луна, ближайшая планета, самый высокий звук. Звуки семи планет и сфера неподвижных звезд вместе с тем, что над нами (Антихтон), являются девятью Музами, а их совместная симфония называется Мнемозиной» (см. «Канон»).

Эта цитата содержит неявную ссылку на деление Вселенной на девять, которое уже упоминалось нами.Греки также осознавали фундаментальное соотношение между отдельными сферами семи планет и семью священными гласными звуками.

Первые небеса произносят священный гласный звук А (Альфа); вторые небеса — священный звук Е (Эпсилон); третьи — Н (Эта); четвертые -1 (Йота); пятые — О (Омикрон); шестые — Y (Ипсилон); седьмые небеса — священную гласную Л (Омега). Когда семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца (см. «Против ересей» Ирения).

Хотя это точно не установлено, вполне вероятно, что планетарные небеса должны рассматриваться как восходящие в пифагоровом порядке, начиная со сферы Луны, которая должна представлять первые небеса.Многие древние инструменты имеют семь струн, и, по преданию, Пифагор был тем, кто добавил восьмую струну к лире Терпандра.

Семь струн всегда соотносились с семью органами человеческого тела и с семью планетами. Имена Бога воспринимались тоже в качестве форм, образованных из комбинаций семи планетарных гармоний. Египтяне ограничивали свои священные песни семью первичными звуками, запрещая произносить иные звуки в храме.

Один из их гимнов содержал следующее заклинание: «Семь звуковых тонов воздают хвалу Тебе, Великий Бог, вечно творящий Отец всей вселенной». В другом гимне Божество так описывает Самого Себя: «Я великая неразрушимая лира всего мира, на-строенная на песни небес» (см. «Историю музыки» Науманна).

Пифагорейцы верили, что все, что существует, имеет голос и что все создания вечно поют хвалу Создатели). Человек не смог удержать в себе эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материального существования. Когда он освободит себя от бремени низшего мира с его ограничениями чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век.

Гармония распознает гармонию, и, когда человеческая душа возвратит свое истинное достояние, она не только услышит небесный хор, но и присоединится в вечном гимне к Вечному Добру, контролирующему бесконечное число частей Бытия.Греческие Мистерии включали в себя доктрину соотношения, существующего между музыкой и формой.

Элементы архитектуры, например, должны были быть совместимыми с музыкальными нотами и тонами или же имели музыкальные аналоги. Следовательно, когда воздвигалось здание, в котором комбинировались эти элементы, само здание уподоблялось музыкальной струне, которая является гармоничной только в том случае, когда она полностью удовлетворяет математическим требованиям гармонических интервалов. Реализация этой аналогии привела Гете к мысли о том, что «архитектура есть онемевшая музыка».При конструировании своих храмов инициации древние жрецы демонстрировали высочайшее знание принципов, лежащих в основе феномена вибрации. Ритуалы Мистерий включали специальные речевые эффекты при произнесении фраз, и для этой цели делались специальные звуковые залы. Слово, которое прошептали в такой зале, наполняло почти грохотом и все здание. Даже Дерево и камни, которые использовались в строительстве храмов, были настолько пропитаны звуковыми вибрациями религиозных церемоний, что при ударе по ним они воспроизводили те тона, которые звучали в ритуалах.

Каждый элемент в Природе имеет свой нотный ключ. Если эти элементы скомбинированы в сложную структуру, результатом является струна, которая, если зазвучит, заставит распасться составляющие части.

Подобным же образом каждый человек имеет свой ключ, такой, что, если он зазвучит, человек будет уничтожен.

Аллегория стен иерихонских, обрушившихся от труб израилевых, несомненно является попыткой установить тайное значение индивидуальных ключей или вибраций.

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Источник: http://www.symbolizm.ru/index.php/sound/258-pithagormusic

Мысли о музыке. Пифагор

?

barucaba (barucaba) wrote, 2017-02-28 12:47:00 barucaba barucaba 2017-02-28 12:47:00 Category:

Первые научные принципы музыкальной эстетики были заложены Пифагором и его последователями. До Пифагора эстетика базировалась на основе мифологии, то есть на фантастическом представлении о природе и обществе. С Пифагора начинается история научной эстетики, опирающейся на законы естественно-научного познания. Пифагорейцы считали, что в основе всех вещей лежит число. Этим самым была высказана догадка о закономерности природы и мира в целом.

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)До нас не дошли достоверные сведения о Пифагоре и его школе. Большинство сведений о пифагорействе содержится в поздних источниках и часто носит полулегендарный, полумифалогический характер. Пифагорейское учение о музыке излагается в трактате «О пифагорейской жизни» философа Ямвлиха IV века н.э., о нём сообщают в своих музыкальных трактатах Плутарх, Квинтилиан, Марциан Капелла, а также математик Теон из Смирны, историк Страбон и другие.

Время жизни Пифагора обычно относят к VI веку до н.э. Ему приписывается открытие математических отношений, лежащих в основе музыкальных интервалов. Его последователи — Гиппас, Филолай, Архит из Тарена разрабатывали, наряду с этим, вопросы музыкальной акустики.

В трактате «О пифагорейской жизни» Ямвлих выдвигает на первый план учение Пифагора о музыкальном катарсисе, о нравственном и практически-медицинском значении музыки. Об этом Ямвлих говорит наиболее подробно.

По его словам, Пифагор «установил в качестве первого — воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходитт врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей… Он ещё полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом.

И, действительно, у него было обыкновение пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание, существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв. Другие в свою очередь — против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены.

Ещё иной род песнетворчества был найден против вожделений«.МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: ПифагорЯмвлих иллюстрирует пифагорейскую концепцию музыкального катарсиса знаменитой историей о некоем разбушевавшемся юноше, которого Пифагору удалось утихомирить, сменив фригийский лад на размеренный дорийский.

Этой истории суждено было в течение более, чем десяти веков странствовать по страницам музыкальных трактатов Западной Европы. Идея музыкального катарсиса — постоянный мотив всех античных авторов, излагающих пифагорейское учение о музыке.Бюст Пифагора в Капитолийском музее в РимеДругая характерная для пифагорейской музыкальной эстетики особенность — убеждение в космическом значении музыки, которое содержится в учении о гармонии сфер. Согласно представлениям пифагорейцев, движение небесных тел создаёт прекрасную музыку. Весь космос представляет гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. В одном из источников это учение излагается следующим образом: «Когда же несутся солнце, луна и ещё столь великое множество таких огромных светил со столь великою быстротою, невозможно, чтобы не возникал некоторый необыкновенный по силе звук. Предположив это и приняв, что скорости движения их, зависящие от расстояний, имеют отношения созвучий, они говорят, что от кругового движения светил возникает гармонический звук. А так как казалось странным, что мы не слышим этого звука, то в объяснении этого они говорят, что причиной этого является то, что тотчас по рождении имеется этот звук, так что он вовсе не отличается от противоположной ему тишины… Таким образом, подобно тому, как медникам, вследствие привычки, кажется, что нет никакого различия между тишиной и стуком при работе их, так и со всеми людьми бывает то же самое при восприятии гармонии сфер».Фёдор Бронников. Гимн пифагорейцев солнцу

Пифагорейскому пониманию гармонии свойственны элементы диалектики: «Гармония вообще возникает из противоположностей. Ибо «гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного».

При характеристике музыкальной эстетики пифагорейцев нельзя пройти мимо их открытий в области музыкальной акустики и теории звука. Именно пифагорейцам принадлежит идея о связи высоты тона с быстротой движения и частотой колебаний. Об этом мы читаем у Архита в его трактате «Гармоника»: «…

из звуков, которые нами ощущаются, те кажутся высокими, которые получаются от ударов с быстротой и силой, а те, которые идут медленно и слабо, кажутся нам низкими…» Так Архит закладывает основы музыкальной акустики.

Архит связывает качество музыкального звука, его высоту или низкость, — именно с движением, причем, это движение он понимает не механически, как результат столкновения различных тел, но как удар этих тел по воздуху и как движение самого ударяемого воздуха. Тем самым он создаёт динамическую картину движения звука.

Архиту принадлежит также учение о гармонической пропорции, которое он применил к характеристике музыкальных тонов и измерению интервалов. По его заключению, октава делится не арифметически — на два равных интервала, а гармонически — на два неравных, на кварту 3/4 и квинту 3/2.

Пытаясь определить числовую величину интервала, Архит приходил к учению о трёх типах пропорции — арифметической, геометрической и гармонической. Таким образом, пифагорейцы заложили эмпирические основы музыкальной акустики и впервые сформулировали некоторые понятия и принципы музыкальной теории.

Источник: https://barucaba.livejournal.com/247171.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector