Опера моцарта «дон жуан» — сюжет, общий обзор

Великие мастера считали, что музыка это всего лишь подражание человеческому пению. Если так, любой шедевр меркнет перед обычной колыбельной. Но когда вокал выходит на первый план – это уже высочайшее искусство. Здесь гений Моцарта не знает себе равных.

Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор

Самые известные оперы Вольфганг Моцарт написал в тот период, когда умение композитора наполнять музыку своими чувствами было на пике, а в «Дон Жуане» это искусство достигло кульминации.

До конца неясно, откуда в европейском фольклоре взялся сюжет о роковом сердцееде. Несколько столетий образ Дон Жуана кочует из одного произведения в другое. Такая популярность говорит о том, что история о соблазнителе затрагивает человеческие переживания, не зависящие от эпохи.

Для оперы Да Понте переработал ранее изданную версию «Дон Жуана» (авторство приписывается Бертати). Были убраны некоторые персонажи, за счет чего оставшиеся получились более выразительными. Расширена роль Донны Анны, которая у Бертати появлялась лишь вначале. Исследователи считают, что именно Моцарт сделал эту роль одной из главных.

Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор

Сюжет, на который писал музыку Моцарт, является довольно традиционным, он был хорошо известен тогдашней публике. Здесь Дон Жуан – подлец, виновный не только в соблазнении невинных женщин, но и в убийстве, множестве обманов, посредством которых он и завлекает дам в свои сети.

С другой стороны, на протяжении всего действия, главный герой так и не овладевает ни одной из намеченных жертв. Среди действующих лиц есть обманутая и покинутая им (в прошлом) женщина. Она неотступно следует за Дон Жуаном, спасая Церлину, затем призывая бывшего возлюбленного к покаянию.

Жажда жизни в Дон Жуане огромна, его дух не смущается ничем, сметая все на своем пути. Интересно раскрывается характер персонажа – во взаимодействии с другими героями оперы. Зрителю даже может показаться, что это получается случайно, но таков замысел авторов.

Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор

Главной является мысль о возмездии за грех. Особо католицизм порицает плотские грехи, тело считается источником порока.

Не стоит преуменьшать влияние, оказываемое религией на общество всего лишь сотню лет назад. Что уж говорить о временах, в которые жил Моцарт. Открытый вызов традиционным ценностям, легкость, с которой Дон Жуан переходит от одного увлечения к другому, его дерзость и самонадеянность – все это рассматривалось как грех.

Лишь в последние десятилетия подобный образ поведения стал навязываться молодежи как образец для подражания, даже некий героизм. Но в христианской религии подобное не только порицается, но достойно вечных мук. Не столько само «плохое» поведение, сколько нежелание от него отказаться. Именно его Дон Жуан демонстрирует в последнем акте.

Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор

Донна Анна – пример сильной женщины, захваченной жаждой мести за смерть отца. Сражаясь за свою честь, она становится настоящей воительницей. Но затем как будто забывает о том, что злодей пытался силой овладеть ею. Донна Анна помнит только о гибели родителя. Строго говоря, по тем временам подобное убийство не считалось достойным суда, потому что два дворянина сошлись в открытом поединке.

У некоторых авторов есть версия, по которой Дон Жуан на самом деле овладел донной Анной, но большинство исследователей ее не поддерживают.

Церлина – деревенская невеста, простая, но страстная натура. Это наиболее близкий к главному герою по характеру персонаж. Увлеченная сладкими речами, она уже почти отдается соблазнителю. Затем также легко все забывает, оказываясь снова рядом со своим женихом, покорно ожидая от его руки наказания.

Эльвира – покинутая пассия Дон Жуана, с которой он общается перед тем, как состоялась встреча с Каменным гостем. Отчаянная попытка Эльвиры спасти возлюбленного остается бесплодной. Партии этого персонажа полны сильных эмоций, требующих особого исполнительского таланта.

Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор

Появление Командора, который словно чеканит свои реплики, неподвижно стоя посреди сцены, выглядит действительно ужасающе для участников действия. Слуга настолько обезумел, что пытается спрятаться под стол. Но его хозяин смело принимает вызов. Хотя очень скоро понимает, что столкнулся с неодолимой силой, не отступает.

Интересно, как разные постановщики подходят к подаче всей оперы в целом и финала в частности. Кто-то использует сценические эффекты по максимуму, усиливая эффект музыки. Но некоторые режиссеры оставляют героев без особенно пышных костюмов, пользуются минимальным количеством декораций, отдавая первое место именно артистам и оркестру.

После того, как главный герой проваливается в преисподнюю, появляются преследователи и понимают, что возмездие свершилось.

Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор

Драматическая составляющая в этом произведении выведена автором на новый уровень. Моцарт далек от морализаторства или буффанады. Несмотря на то что главный герой совершает неприглядные поступки, остаться равнодушным к нему просто невозможно.

Особенно сильны ансамбли, которые можно услышать довольно часто. Хотя трехчасовая опера требует от современного неподготовленного слушателя значительных усилий, это связано, скорее, не с особенностями оперной формы, а с тем накалом страстей, которыми «заряжена» музыка.

П. Чайковский считал «Дон Жуана» одной из лучших опер, созданных когда-либо в мире. Такой она и осталась по сей день.

Смотреть оперу Моцарта — Дон Жуан

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/opera-mocarta-amp-laquo-don-zhuan-amp-raquo-syuzhet-obshhij-obzor-muzykalnyj-klass

Краткое содержание оперы Дон Жуан Моцарта

Первая сцена – слуга Дон-Жуана Лепорелло прогуливается у дома Командора и ропщет на то, как ему надоело прислуживать своему господину. Вдруг раздается шум. Из дома выбегает Анна – дочь Командора.

Девушка ведет за собой Дон-Жуана, который втайне пробрался к ней в комнату под покровом ночи. На звук выходит отец Анны и решает сразиться с молодым человеком. В поединке он терпит поражение и погибает. Дон-Жуан и его слуга спешно покидает место преступления.

Жених Анны Оттавио утешает девушку, и вместе они дают клятву возмездия.

Далее главный герой встречает донну Эльвиру – свою давнюю возлюбленную. Чувства девушки еще не остыли, и она упрекает Дон-Жуана за то, что он ее покинул. Молодой человек тут же скрывается, а слуга, чтобы утешить Эльвиру, показывает список женщин, сердца которых были похищены ловеласом.

Вскоре главный герой и его слуга оказываются на сельском празднике. Молодой человек завидит премилую беседу с крестьянской девушкой Церлиной, однако все его планы рушит Эльвира, неустанно преследующая своего соблазнителя. В этот момент Анна узнает в Дон-Жуане душегуба, который убил ее отца. Настало время для мщения.

Чтобы соблазнить Церлину, Дон-Жуан устраивает крестьянский праздник. Жених девушки прячется в беседке, откуда внимательно следит за своей невестой и ее спутником. Мазетто видит, что хозяин празднества направляется в ту же беседку. Жених резко выходит из нее, но Дон-Жуан не теряется и приглашает влюбленную пару посетить праздничное мероприятие.

Гости танцуют в замке. На праздник являются также донна Анна, ее жених и донна Эльвира. Их лица спрятаны под масками. По приказу Дон-Жуана слуга отвлекает Мазетто, чтобы его господин смог незаметно увести Церлину.

Не успевает соблазнитель отвести ее в отдельную комнату, как девушка начинает пронзительно кричать. Гости спешат ей на помощь. Дон-Жуан обвиняет во всем Лепорелло, но его слова ни у кого не вызывают доверия.

Все грозятся ему отомстить.

Желая продолжить свои похождения, молодой человек приступает к обольщению камеристки Эльвиры. Чтобы встретиться с ней, Дон-Жуан меняется со своим слугой верхней одеждой. Лепорелло отвлекает Эльвиру серенадой, а главный герой тем временем входит в дом.

Неожиданно появляется Мазетто, который вместе с крестьянами ищет Дон-Жуана, чтобы вызвать его на дуэль. Молодой человек притворяется Лепореллло и направляет крестьян по ложному следу.

Оставшись один на один с Мазетто, Дон-Жуан отнимает у последнего оружие, избивает и скрывается.

Донна Эльвира идет за своим «возлюбленным». Недолгий путь приводит ее к вестибюлю. Сюда же приходит Анна, которую сопровождает Оттавио. В поисках негодяя-соблазнителя здесь же оказываются Церлина и Мазетто. Как только они видят Лепорелло, то приняв его за Дон-Жуана, нападают на него с угрозами. Не без труда ему все же удается убедить всех, что он вовсе не Дон-Жуан.

Главный герой и его слуга встречаются рядом с могилой Командора. Молодой человек со смехом рассказывает Лепорелло о своих похождениях. Вдруг раздается громогласный голос Командора, который возвещает герою скорый конец. Дон-Жуан зовет Командора к себе в гости. Тот соглашается.

Дон-Жуан устраивает веселый ужин. Появляется Эльвира со своими упреками, но даже она не способна испортить праздник. Внезапно раздается пронзительный вопль Эльвиры. Лепорелло, который отправился посмотреть, что произошло, тоже вскрикивает от ужаса.

Оба они столкнулись с грозным каменным гостем. Командор приглашает героя покаяться в своих грешных поступках, на что тот отвечает гордым отказом. Статуя не терпит возражений и увлекает Дон-Жуана за собой в преисподнюю.

Действующие лица произносят известную истину: порок наказан, а добро побеждает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор

  • Краткое содержание Лед и пламя Брэдбери
    В книге описывается далекое будущее, в котором люди стали осваивать иные планеты. Между 2 освоенными мирами началась космическая борьба. Во время сражений космический корабль прилетел на малоизученную планету
  • Краткое содержание Катаев Белеет парус одинокий
    Преподаватель училища Василий Петрович Бачей и двое его сыновей отдыхали летом на даче. Но каникулы заканчивались, пора было возвращаться в Одессу. Старший из мальчиков, восьмилетний Петя, последний раз обошёл места, которые любил, и искупался в море.
  • Чехов
    Антон Павлович с самых ранних лет был приучен к труду, что в дальнейшем помогло ему добиться успеха в жизни. Его отец был добрым, но справедливым. Он приучил юного Антона Павловича к труду.
  • Краткое содержание Кошкина пижама Брэдбери
    По шоссе, навстречу друг к другу ехали два автомобиля. Увидев на дороге маленького котёнка, они одновременно остановились. Открыв дверь, из одного автомобиля вышла привлекательная женщина
  • Краткое содержание Моцарт и Сальери Пушкина
    Сальери вспоминает свое детство. Он с самого рождения любил искусство. Он помнит, как слушал церковный орган. Ему очень нравилось его звучание. Он даже иногда плакал от наслаждения. Ему не интересны были игры с другими детьми

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/opery-i-balety/don-zhuan-mocarta

Дон Жуан (Моцарт)

Гениальный Моцарт на протяжении всей своей творческой жизни создавал многочисленные музыкальные шедевры, одним из которых стала опера Дон Жуан, обладающая двумя действиями.

Читайте также:  Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

Итальянское либретто к произведению было создано Да Понте, часть которого составляла опера Гаццаниги, положенная на либретто Бертати. В основе обоих произведений гениальное произведение – «Каменный гость».

Впервые произведение представлял Национальный театр в Праге в конце октября 1787 года.

Действия оперы разворачиваются в XVII веке в испанской Севилье и ее окрестностях.

Сюжет основан на старинной легенде, которая рассказывает о дерзком авантюристе, любителе женского пола. Легенда зародилась в средневековой Испании, но стала популярной во всем мире.

Впервые сюжет был использован испанцем Молина – известным драматургом. К образу героя-любовника обращались Мольер и Байрон, Гофман и Пушкин, Мериме и другие. Глюк поставил в Вене балет.

Все известные оперы, написанные по сюжету легенды, обладают самыми разными трактовками: положительными и отрицательными.

Работать над Дон Жуаном Моцарт начинает в конце весны 1787, а уже в конце октября произведение было поставлено на сцене пражского театра.

Майская премьера в Вене основана на пражской опере, но с определенными изменениями. В частности отмечается тот факт, что либретто носит комедийный образ.

Однако со стороны музыки произведение Моцарта изобилует глубиной, страстью и столкновениями различных характеров.

Содержание произведения начинает свое раскрытие со сцены перед домом Командора, где ходит Лепорелло – слуга Дон Жуана, жалующийся на свою судьбу. Его тираду прерывает шум: это из дома выбегает дочь командора и Дон Жуан в маске.

На шум выходит отец и вступает в схватку с незнакомцем в маске, стремясь защитить свою дочь. Главный герой оперы и его слуга убегают, дочь плачет над телом отца, а ее жених – дон Оттавио дает клятву о мести, что поддерживает и Анна.

Дон Жуан не оставляет свои авантюры, что приводит его к встрече со старой возлюбленной – донной Эльвирой. Женщина любит ловеласа, и осыпаемый морем упреков он удаляется. А слуга, дабы утешить женщину, открывает перед ней весь список женщин, которых соблазнил Дон-Жуан.

Краткое содержание произведения продолжается сценой праздника в селе, куда попадают герои. Дон Жуан беседует с крестьянкой Церлиной, но его коварным планам мешает донна Эльвира. Благодаря инциденту донна Анна узнает отцеубийцу и решает мстить.

Но Дон Жуан не собирается отказываться от Церлины, что дает ему повод устроить в замке праздник для крестьян. У девушки есть жених, ревнивца зовут Мазетто и он, спрятавшись в беседке, наблюдает за тем, как ведут себя Дон Жуан и Церлина.

У беседки и случается встреча Дон Жуана, Церлины и Мазетто, которого авантюрист и приглашает с невестой на праздник.

Следующая сцена разворачивается в залах замка, где танцуют гости. Именно туда приходят мстители, на лицах которых – маски: донны Эльвира и Анна, а также дон Оттавио.

Лепорелло отдает приказ отвлечь жениха, а сам увлекает крестьянку в уединенную комнату, откуда вскоре слышны крики о помощи. Все спешат помочь девушке.

Дон-Жуан говорит о своей невиновности, но никто не верит и ему грозят жестокими карами.

Несмотря ни на что Дон-Жуан продолжает свои любовные поиски, и он останавливает свой взор на камеристке Эльвиры. Ради того, чтобы попасть к девушке он переодевается слугой, а Эльвиру выманивает на улицу нежной серенадой.

Донна выходит и следует за переодетым слугой, думая, что это Дон Жуан. Однако войти в дом он не может из-за Мазетто и ищущих его крестьян. Воспользовавшись тем, что он переодет, авантюрист направляет крестьян по ложному пути.

Оставшийся Мазетто теряет оружие, жестоко избивается Дон Жуан, который скрывается. Жениха утешает Церлина.

Донна Эльвира, продолжая следовать за переодетым слугой, попадает в дом донны Анны, где встречаются все герои оперы. Переодетый Лепорелло чуть не погибает под кулаками нападавших, но успевает доказать, что он не господин, но слуга.

Следующую сцену автор оперы раскрывает на кладбище, куда приходят слуга и господин. Их встреча случается у могилы Командора, которому установили внушительную статую. Дон Жуан хвастается слуге своими новыми любовными подвигами. Звучит загробный голос Командора, возвещающего о том, что ночью Дон Жуан умрет. Смеясь, авантюрист приглашает статую к себе на ужин, на что получает согласие.

На веселом ужине у Дон Жуана появляется с упреками Эльвира, но, не добившись ничего, она собралась уходить. Однако в дверях она и Лепорелло сталкиваются со статуей Командора. От Каменного гостя поступает в адрес Дон Жуана предложение покаяться во всех грехах, но тот отказывается.

Тогда Командор берет его за руку и оба отправляются в ад. Встреча и разговор сопровождаются громом и молнией. Но как только герои исчезли, зажегся яркий свет. Из уст участников истории звучит истина о том, что добродетель всегда торжествует, а порок получает заслуженное наказание.

Сегодня слушать самые знаменитые арии из оперы Дон Жуан на сайте клуба «Орфей» могут все любители оперных шедевров бесплатно и в режиме онлайн. Здесь же размещаются самые новые и исторические видео разнообразных постановок, находящиеся в открытом доступе. 

Источник: http://orfey.club/opyeri/don-zhuan-motcart/

Характеристика оперы Моцарта "Дон Жуан"

В своей книге «Моцарт и австрийский музыкальный театр», Е.

Черная обращает внимание на историю обращения Мольера к теме древней испанской легенды: «В своем обращении к теме «Дона Жуана» Моцарт не был пионером: в профессиональном театре сюжет «Дон-Жуана» имел свою давнюю традицию, и от впервые опубликованной в 1630 году рукописи Тирсо де Молина «Севильский обольститель, или Каменный гость» до моцартовской оперы прошел длинный и сложный путь. Возникнув из двух легендарных мотивов разного происхождения – одного средневекового , другого – эпохи Возрождения , он, в силу своей драматичности, быстро распространился по всем европейским странам. Иногда в центре внимания оказывались даже не любовные авантюры героя, а ловкие проделки его слуги и картины гибели Дон-Жуана с активным участием чертей и фейерверка».

Об истории обращения к популярному сюжету, находим сведения и у И. Гивенталь. «К средневековой испанской легенде о севильском обольстителе Дон-Жуане обращались: Мольер – во Франции, Тирсо да Молина – в Испании, Гольдони — в Италии.

Сюжет, как правило, трактовался в плане моралезующем: порок в образе Дон-Жуана наказывался, добродетель торжествовала. По мотивам легенды свои импровизированные спектакли разыгрывали труппы бродячих театров.

Здесь было много поводов для фарсовых ситуаций: публика потешалась драками, которые происходили между женщинами из-за Дон-Жуана, её забавляли проделки Лепорелло или комически-устрашающие финальные сцены, в которых черти тащили нераскаящегося грешника в ад.»

В 18 веке сюжет проникает на музыкальную сцену и широко используется в опере и в балете.

В год создания Моцартом «Дон-Жуана» в городах Италии шло одновременно несколько опер под этим названием, в частности «Дон-Жуан» Гаццаниги, который исполнялся не только в Италии, но и в Вене.

Этот спектакль Моцарт, по-видимому, знал. Сюжет «Дон-Жуана» был модным, исконно связанным с народной драмой, и это нравилось публике.

«Дон-Жуан» Моцарта появился в 1787 г., представив зрителям противопоставление мира чувственного и духовного, утверждая их единство и конфликтность. Пользуясь этим материалом, композитор создал своё произведение, с которым смог выступить со своеобразным протестом против условности традиционного оперного искусства.

Концепция Моцарта резко отличалась от всего, что бытовало на оперной сцене: равноправие трагедийных и гротескных сцен, сочетание реализма и фантастики, динамические характеристики, целиком опирающиеся на действия героев.

Мало известно об отношении композитора к литературному материалу, о его мыслях по поводу героев «Дон-Жуану».

Но немногочисленные заметки на полях партитуры по-прежнему обнаруживают внимание Моцарта к сюжетной стороне либретто, его острый глаз и тонкое чутье драматурга.

Некоторые его поправки к тексту касаются несоответствия сценических деталей, большинство относится к углублению психологической трактовки материала.

Интересный материал о первой постановке оперы и восприятии музыкальной драмы Моцарта, находим у Г. Чичерина в исследовательском этюде о Моцарте: «Господство психологического начала даёт возможность внутреннего освещения внешних символов фабулы.

Через углубление внутреннего мира в ряде «разрезов» внутренний смысл внешних символов фабулы становится ясен. Через внутренний мир рвется наружу, как наивнутреннейшая сила, демонизм, ужас глубин жизни, мировая стихийность, эрос как мировая сила жизни, ощущение рока, мрак и скорбь человеческих судеб.

Это и есть отличительная черта «Дон-Жуана», это и есть то, что проходит через всю музыкальную драму с начала до конца.

20 июня 1831 года Гёте говорил Эккерману: “Как можно сказать, что Моцарт скомпоновал своего «Дон-Жуана».

В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и обвеяны дыханием единой жизни, при чем созидающий его отнюдь не идёт путем отдельных попыток и сложения кусков по своему произволу, но находится в демонической власти своего гения и должен выполнять то, что этот последний ему предписывает.”

Кстати, «Дон-Жуан»… не понравился 18 веку.

…какой контраст: с одной стороны – легкий дух и условности 18 века, с другой – Моцартовский «Дон-Жуан», о котором Аберт пишет: “С устрашающей дикостью музыка устремляется через все высоты и глубины человеческих судеб; она вновь ведет нас в мир, мрачное величие которого заставляет замирать сердце, а вслед за тем в ограниченную тусклую сферу будничного”».

Музыкальную концепцию Моцарта, Е.

Черная трактует так: «…при всем своем богатстве, гениально проста: развитие ее основано на столкновении образов Дон-Жуана и Командора; им открывается и заключается опера, и оно же является стержнем всех сцен и событий.

Один образ олицетворяет непосредственность и необузданность чувств, другой – строгость и сознание морального долга. Оба контрастных образа, отражаясь в ряде музыкальных тем, проходят через всю оперу.

Характеристика Дон-Жуана имеет, наоборот, подчеркнуто-бытовой колорит.

Его арии, партии в ансамблях, даже отдельные реплики обнаруживают близость к песенно-танцевальным жанрам и обладают симметричной, квадратной структурой, при этом специфика вокала используется Моцартом необычайно богато: от скороговорки до широкой ариозной кантилены, во всем блеске разнообразной динамики, смены ритмов, оттенков, приемов.

Чувственно-обаятельные мелодии с мечтательными окончаниями и дерзкие упрямые ходы голоса, стремительная виртуозность и героические интонации, полные благородства и мужества, — таков музыкальный облик Дон-Жуана, многогранность которого противопоставлена строгому образу Командора».

Интерпретацию образов оперы, дают Гивенталь и Щукина-Гингольд. «Моцартовский «Дон-Жуан» — не беспечный распутник, каким его трактует традиция, а человек бесконечно влюбленный в жизнь, опьяненный ею.

Читайте также:  Самые распространённые формы музыкальных произведений

… Во всех своих поступках Дон-Жуан следует лишь велениям собственного сердца; общепринятые нормы «дозволенного» и «недозволенного» — не для него.

Образ этот несет в себе черты исключительной личности, бунтарски утверждающей право человека на свободное самовыявление.

Донна Анна, облик которой был едва намечен либреттистом, вырастает у Моцарта в одну из самых трагических фигур спектакля.

Помимо драматически ярких арий, композитор выделяет партию Донны Анны в ансамблях, сообщив ей утонченную выразительность.

Не делая добавлений к тексту, не изменяя характера её реплик, но, психологически переосмыслив их, он придал образу такую драматическую силу, такую многогранность, что Донна Анна по праву противостоит Дон-Жуану.

Об образе Донны Анны писали и спорили много. … Предметом спора обычно являлась любовь Донны Анны к Дон-Жуану. … утверждение Э. Т. А. Гофмана, что терзания Донны Анны связаны с ее тайной страстью к Дон-Жуану, имеет «под собой серьезное основание».

Можно предположить, что в сложный мир его Донны Анны входят и страсть, и сознание вины перед отцом, и жажда мести.

Моцарт наделил этот образ особой одухотворенностью и строгостью, создал конкретное «контрдействие» по отношению к главному герою: возвышенный мир Донны Анны, ее моральная борьба противопоставлены беспечному, чувственному миру Дон-Жуана.

Арии в «Дон-Жуане» выявляют … самую его сущность. При этом они так тесно связаны с действием, даны в таком подчеркнуто театральном ракурсе, что вне связи с определенной ситуацией кажутся подчас чрезмерно экспрессивными и напряженными, — не случайно в концертах их исполняют сравнительно редко.

Музыкальная концепция оперы предвосхитила рождение нового жанра – психологической драмы – оказавшего в дальнейшем огромное влияние на развитие романтической оперы.

Моцарт дает свое решение … проблемы. Он вовсе не обличает порок и не утверждает торжество нравственного начало, более того – он подвергает сомнению абсолютность самих этих понятий.

По сути, в опере сталкивается два разных принципа восприятия жизни: в одном случае жизнь понимается как следование выработанным человечеством представлениям о добре, справедливости, долге , в другом – как выявление заложенных в человеке стихийных сил, чуждых рассудочности, раскрывающих себя вне установлений гуманистической культуры .

История Дон-Жуана приобретает символически-обобщающий смысл, она дает Моцарту возможность приоткрыть завесу над вечно волнующей человека тайной жизни и смерти. И в этом – главная проблематика оперы.

Композитор воплотил в этой опере свое понимание жизни и смерти в их глубоком, нерасторжимом единстве».

Главное, что оказывается отмечено — композитор создает в «Дон-Жуане» новый тип оперного жанра, аналога которому нет в музыке 18 века. В 19 веке он получит развитие в жанре психологической оперы.

Сам композитор назвал произведение «drama giocoso» — «веселая драма», подчеркивая совмещение в ней элементов комических и серьезных. Такое обозначение не было «изобретением» Моцарта: его можно найти в операх итальянских музыкантов 18 века; «drama giocoso» стоит в подзаголовке одной из более ранних опер Моцарта – «Мнимой садовницы», написанной в жанре оперы buffa.

Опираясь на выше сказанное, можно смело сделать вывод о том, что Моцартовский «Дон-Жуан» во многом предвосхитил романтизм в музыке. Может быть именно поэтому Э. Т. А. Гофман так восхищался этой музыкой.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/motsarta-don-zhyan.html

Трилогия опер Моцарта-да Понте: Дон Жуан/Don Giovanni

mary_eglantineНебольшое введение в историю трилогии Свадьба Фигаро/Nozze di Figaro Дон ЖуанDon Giovannidramma giocosoПремьера состоялась в октябре 1787 (на сцене Сословного театра в Праге, где впоследствии снимали оперные сцены «Амадея»).Опера «Дон Жуан» появилась на волне пражского успеха «Свадьбы Фигаро» и впервые была поставлена именно в Праге. Позже премьера состоялась в Вене, но с несколькими изменениями: одна из арий дона Оттавио была заменена более простой в техническом отношении и удобной для венского исполнителя роли, во втором акте появился сугубо комический дуэт Церлины и Лепорелло, но самым существенным изменением, которое несколько смещало акцент оперы, был финал. В пражской постановке за гибелью дона Жуана следовал секстет, в котором все герои рассказывали о том, как они собираются жить после всего, что случилось, и планы более-менее оптимистичные, все собираются жить тихой и мирной жизнью. Уже одно это меняет точку зрения на весь сюжет: зло наказано, но люди, которые, в общем-то, случайно оказались вовлечены в стремительное движение дона Жуана по жизненному пути, сделали из этой истории какие-то выводы и дальше собираются жить тихой и мирной жизнью, чтобы забыть обо всем, что случилось.Кроме того, все некоторые второстепенные персонажи могут быть показаны совершенно по-разному и романтическая трактовка далеко не единственная. Всё это лежит в сугубо актерской, игровой составляющей этой оперы, но, тем не менее, добавляет много красок при просмотре собственно спектакля. Например, донна Эльвира, всеми силами мешающая дону Жуану соблазнять очередных барышень, в одной постановке может быть обычной вздорной женщиной, которая гоняется за своим соблазнителем и кричит о его поступках на всех перекрестках, а в другой — мстительницей, появление которой становится для дона Жуана началом конца. А Дон Оттавио, жених донны Анны, с которого она берёт клятву отомстить за убийство её отца, может быть благородным рыцарем или просто слабовольным человеком, которого ведет за собой одержимая местью женщина…

Но главное выразительное средство в опере — это, всё-таки музыка. Благодаря «Амадею», все в общих чертах знают сцену появления Командора и «мотив судьбы», но начинается опера совсем в другом ключе: мажорная часть увертюры плавно переходит в первую сцену, в начале которой Лепорелло комично жалуется на нелегкую жизнь слуги дона Жуана. Вдруг появляется дон Жуан, он спасается бегством, потому что проник в дом донны Анны, притворившись другим, а теперь обман раскрыт, но дону Жуану всё-таки удается скрыть свое лицо. На шум прибегает отец донны Анны, начинается поединок…. В финале этой сцены действие, начавшееся так бурно, внезапно замирает и звучит небольшое трио, в котором собрано любимое многоголосие Моцарта: Командор понимает, что он умирает и прощается с жизнью, дон Жуан рад: он победил и, в конце концов, старик сам напросился, Лепорелло, как всегда, переживает о собственной шкуре, которую дон Жуан постоянно подвергает опасности — у каждого свои мысли, эмоции, но всё это сливается в одну гармоничную мелодию.

Потом на сцене появляется донна Эльвира, которая гналась за доном Жуаном, чтобы сказать ему, что он ей безразличен мерзавец.

Чтобы успокоить разбушевавшуюся даму Лепорелло предлагает ей смириться: квадрат не станет кругом, она не первая и не последняя, и, мягко говоря, не последняя.

В качестве доказательства он демонстрирует полный список возлюбленных своего господина: в Италии – 640 побед, в Германии – 231, во Франции – 100, в Турции – 91, ну а в Испании – тысяча три… И список пополняется ежедневно!

Избавившись от преследовательницы, дон Жуан оказывается на крестьянской свадьбе. Невеста, которую зовут Церлина, очень хороша, он без особых затруднений оказывается с ней наедине и демонстрирует навыки соблазнения в дуэте «Руку свою мне дашь ты…» (La ci darem la mano).

В этом фрагменте очень хорошо видно, как драматическое развивается именно в музыке.

Сначала речитатив вводит нас в курс дела, а затем начинается дуэт: сначала дон Жуан очень мягко и вкрадчиво уговаривает Церлину уединиться с ним в доме в его имении, Церлине такое предложение лестно (и её можно понять), но всё же она сомневается, ведь риск оказаться обманутой слишком велик. Дон Жуан усиливает натиск, Церлина начинает поддаваться, и после того, как он в третий раз повторяет тот же самый мотив, она наконец-то принимает его предложение (а кто бы не?).

Впервые на ваших экранах! Русские субтитры! Достаточно нажать кнопку «СС» на рамке проигрывателя и они сразу появятся. Собственно, отсутствие русских субтитров — главная причина, по которой каждый пост сводится к банальному пересказу сюжета: все записи, которые есть на Ютьюб, в лучшем случае снабжены английскими субтитрами.

К счастью, в самый последний момент появляется донна Эльвира и спасает бедняжку из рук соблазнителя. Дон Жуан не слишком расстраивается: новые кандидатки быстро появляются, да и на его вилле уже готово большое празднество, на которое переодетыми являются донна Анна с женихом и донной Эльвирой – пара хочет отомстить за убийство Командора, а Эльвира им помогает. Попытка убийства не удается, дон Жуан сбегает, становится понятно, что человеческие силы остановить его не в силах. Осознав это, донна Эльвира в то же время понимает, что, несмотря на все страдания, которые причинил ей дон Жуан, она переживает за него и жалеет, хочет, чтобы он отказался от своей нынешней бездумной жизни. Она приходит к дону Жуану в дом, но тот только смеётся над ней. Уходя, она видит статую Командора. Он явился по приглашению своего убийцы и приглашает совершить ответный визит. Лепорелло отговаривает хозяина, предлагает соврать, что времени нет, срочные дела (да-да, именно это он и говорит), но дон Жуан слишком горд для того, чтобы под надуманными предлогами сбегать от правосудия, он идёт по выбранному пути до конца и погибает.

Источник: https://mary-eglantine.livejournal.com/209840.html

ClassicLive.org …мелодия — душа музыки..

Подробности Родительская категория: Опера, балет

  • Дон Жуан (опера)
  • Либретто
  • Все страницы

Страница 1 из 2

В. А. Моцарт

Комическая опера в двух действиях

Сюжет оперы «Дон Жуан»

Темной испанской ночью Ворчливый Лепорелло жалуется на жизнь: его беспокоят бесконечный похождения хозяина – Дон Жуана. И в данный момент он вынужден ждать на улице своего господина, который прокрался к донне Анне, которая подняла шум и удерживает своего соблазнителя. Лицо обидчика закрыто. Отец донны Анны вызывает Дон-Жуана на поединок, последний сражает старого командора.

Дон-Жуан готов к новым приключениям. Однако в новой прекрасной незнакомке, он к сожалению своему узнает когда-то давно покинутую им донну Эльвиру. Вернуться к прошлому – не в его принципах. Страдания терзающейся Эльвиры вызывают у него лишь досаду. Лепорелло, утешая Эльвиру, показывает список обольщенных Дон Жуаном красавиц, в котором только «испанок тысячи три».

Читайте также:  Лучшие авторские песни: из истории

Крестьяне Мазетто и Церлина празднуют свою свадьбу. И здесь поспел Дон Жуан – ему приглянулась. Еще чуть-чуть – и девушка готова сдаться натиску внезапного кавалера, но появление Эльвиры, а затем Анны и ее жениха дона Оттавио расстраивает планы соблазнителя. Анна желает отомстить Дон Жуану за гибель отца руками Оттавио.

В разгаре праздник, сулящий Дон Жуану новые развлечения. Туда же проникают Эльвира, Анна и Оттавио в масках, желая отомстить обидчику. Дон Жуан увлекает Церлину из зала. Раздаются крики Церлины, которая молит о помощи. Дон-Жуан и Лепорелло вынуждены бежать.

На этот раз внимание искателя приключений привлекла ее камеристка Эльвиры. Дон-Жуан поет серенаду под окном Эльвиры, поменявшись платьем со своим слугой.

Обманутая Эльвира попадает в объятия переодетого Лепорелло. Дон Жуан направляет крестьян, разыскивающих его, в разные стороны и, избив Мазетто, скрывается.

Мстители же, принимают  Лепорелло за ненавистного им Дон-Жуана, который в ужасе называет свое имя и убегает.

На кладбище Дон-Жуан в очередной раз как ни в чем не бывало рассказывает слуге историю своих преключений. В этот момент слышится возшлас статуи убитого командора, которую Дон-Жуан приглашает отужинать.

Позже в его замке Эльвира тщетно пытается образумить Дон-Жуана, пытаясь уговорить его оставить тот порочный путь, который он выбрал, ведь его ждет страшное возмездие. В ту же секунду слышатся тяжелые шаги статуи командора, предвещая скорый конец Дон-Жуана который смело идет он навстречу неминуемой гибели.

Твердый в своих убеждениях, он смело отвечает отказом на требование командора к покаянию. Под страшные удары грома и сверкания молнии, командор увлекает Дон-Жуана в бездну. Здесь же находятся оскорбленные Анна и Оттавио, Церлина и Мазетто, жажжующие жестокой мести, однако находят лишь дрожащего от страха Лепорелло.

Мстители торжествуют победе справедливости —Дон-Жуан понес заслуженную наказание.

Источник: https://www.classiclive.org/2011-05-02-08-13-16/115-2011-05-06-10-52-27.html

Краткое содержание: Вольфганг Амадей Моцарт. Дон-Жуан

  • ДОН-ЖУАН
  • Опера в двух актах1
  • Либретто Л. да Понте
  • Действующие лица:
  1. Дон-Жуан
  2. Командор
  3. Донна Анна, его дочь
  4. Дон Оттавио, жених донны Анны
  5. Донна Эльвира
  6. Лепорелло, слуга Дон-Жуана
  7. Церлина
  8. Мазетто
  • баритон
  • бас
  • сопрано
  • тенор
  • сопрано
  • бас
  • сопрано
  • бас

Крестьяне, крестьянки, музыканты и слуги.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане,
дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в
средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих
европейских странах.

Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де
Молина (1571—1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе
Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон-Жуана обращаются Байрон,
Гофман, Пушкин, Мериме и др.

Неоднократно использовали эту тему и музыканты — в
1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон-Жуан»; известен также целый ряд
опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон-Жуане получала разную
трактовку.

В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску,
Дон-Жуан охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий
заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные,
привлекательные черты — бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски
идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.

После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт
получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на
сюжет «Дон-Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера
состоялась в Праге 29 октября того же года.

Для венской постановки (7 мая 1788
года) в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения. Либретто,
написанное Л. да Понте (1749—1838) на итальянском языке, выдержано в комедийном
плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии.

Композитор создал
замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых
столкновений характеров.

Дон-Жуан Моцарта — образ сложный, многогранный.
Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует,
облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной
жизненной энергии.

Остальные персонажи оперы — неразлучный спутник Дон-Жуана
Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая
донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто —
занимают подчиненное положение.

Их поступки, мысли и чувства связаны с
действиями Дон-Жуана.

МУЗЫКА

Моцарт назвал свою оперу «dramma
giocosa», что означает «веселая драма», или, в свободном
переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие произведения, в
котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Эта
особенность придает опере большую жизненную правдивость.

Мастер
музыкально-психологической характеристики, Моцарт ярко и выразительно рисует в
ариях чувства своих героев, а их взаимоотношения, порой тонкие и сложные,
раскрывает в многочисленных ансамблях.

Драматургия оперы строится на
сопоставлении противоположных начал — радости, света и рокового возмездия,
бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и
командора.

На контрасте мрачного, трагического вступления и
брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра.

В первом акте — быстрое чередование различных
эпизодов. Небольшая шутливо-грубоватая ария Лепорелло «День и ночь изволь
служить» рисует образ этого комического персонажа.

В музыке драматического
терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь
умирающего командора, испуг Лепорелло. Бурной, страстной взволнованностью
насыщена ария оскорбленной Эльвиры «Где он, узнать решила».

В обращенной к
Эльвире арии Лепорелло «Вот извольте» комическая скороговорка сменяется
плавным, нежно-вкрадчивым менуэтом, пародирующим обольстительные речи
Дон-Жуана.

Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины
«Ручку мне дашь свою ты»; мягкая, обволакивающая чувственной прелестью речь
Дон-Жуана звучит все настойчивее, в то время как все более робкими становятся
музыкальные фразы колеблющейся Церлины. Возвышенно-благородный склад души донны
Анны раскрывается в арии «Теперь нам известно».

Источник: http://vsekratko.ru/opera/005.html

Дон Жуан

Картина перваяСад ночью.Лепорелло, слуга Дон Жуана, поджидает своего господина, проникшего в дом Командора с целью соблазнить дочь хозяина — Донну Анну. Появляется Дон; Донне Анне удалось помешать обидчику, и теперь она пытается понять, кто перед ней.

Командор, встревоженный криками дочери, спешит на помощь, но Дон Жуан смертельно ранит его. Лепорелло и Дон Жуан скрываются. Донна Анна, отправившаяся за помощью, возвращается в сопровождении Дона Оттавио, с которым она обручена, и нескольких слуг и видит перед собой тело Командора.

Донна Анна и Дон Оттавио вместе клянутся отомстить убийце.

Картина вторая

Улица ночью. В поисках приключений Дон Жуан и Лепорелло встречают Донну Эльвиру, некогда соблазненную и брошенную Дон Жуаном. Она ищет его, чтобы призвать к ответу. Узнав в Эльвире одну из своих прежних подруг, повеса незамедлительно исчезает, оставив Лепорелло объясняться с девушкой.

Слуга с готовностью демонстрирует ей длинный список любовных побед господина. Донна Эльвира удаляется, твердо решив наказать вероломного возлюбленного. Крестьяне справляют свадьбу Церлины и Мазетто. Дон Жуан появляется в сопровождении Лепорелло и учтиво приветствует невесту.

Он приглашает всю компанию отпраздновать свадьбу в своем загородном поместье и сам берется проводить туда Церлину. Лепорелло под удобным предлогом уводит Мазетто, однако тот не обманывается относительно происходящего и жаждет объяснения с Церлиной. Оставшись наедине с девушкой, Дон Жуан пытается увлечь ее блестящими посулами.

Однако неожиданное появление Донны Эльвиры мешает ему осуществить свои намерения: она обличает изменника и уводит с собой Церлину. Только что вошедшие Донна Анна и Дон Оттавио не узнают в Дон Жуане убийцу Командора и стремятся заручиться его поддержкой, чтобы покарать преступника.

Возвращается Донна Эльвира, жалуясь на прегрешения неверного возлюбленного, и Дон Жуан незаметно удаляется. Однако Донна Анна по голосу узнает в нем своего соблазнителя и убийцу отца и умоляет Дона Оттавио немедля отомстить злодею. Дон Оттавио дает себе клятву выполнить желание возлюбленной.

Тем временем Дон Жуан распоряжается приготовлениями к празднику, надеясь во время торжества овладеть юной и привлекательной Церлиной.

Картина третья

Сад с двумя воротами, запертыми снаружи. Две беседки. Мазетто упрекает Церлину в неверности, но невеста успокаивает его, утверждая, что любвеобильный кавалер не посягнул на ее честь. Появляется Дон Жуан; Мазетто прячется в беседке и подсматривает за ними.

Однако распутник замечает его и, не растерявшись, приглашает на бал вместе с Церлиной. Входят трое в масках: это Дон Оттавио, Донна Анна и Донна Эльвира. Они разыскивают Дон Жуана, но он не узнает их и вместе с другими приглашает на праздник.

Картина четвертая

Ярко освещенная зала, убранная для роскошного бала. Во время празднества Дон Жуан пытается соблазнить Церлину, но приезд Донны Анны, Дона Оттавио и Донны Эльвиры разрушает его планы. Он безуспешно пытается обвинить во всем Лепорелло, осыпает присутствующих угрозами, а затем скрывается. Картина перваяУлица.

Лепорелло хочет отказаться от своей службы, но Дон Жуан уговаривает его остаться и даже поменяться с ним одеждой, желая обольстить служанку Донны Эльвиры. Эльвира подходит к окну; Дон Жуан, спрятавшись за спиной Лепорелло, объявляет ей о своем раскаянии. Поверив ему, Эльвира уходит со слугой, которого по ошибке принимает за своего прежнего возлюбленного.

Дон Жуан принимается петь серенады служанке, но и на этот раз вынужден отступить: внезапно входит Мазетто в окружении вооруженных крестьян, собирающихся расправиться с беззаконником. Мазетто узнает Лепорелло в платье Дон Жуана и осведомляется у него о хозяине. Но переодетый Дон, пользуясь случаем, спроваживает крестьян, остается наедине с Мазетто и избивает его.

Подоспевшая Церлина укоряет своего жениха за ревность, но нежно ухаживает за ним.

Картина вторая

Темная комната в доме Донны Анны. Донна Анна, Дон Оттавио, Церлина и Мазетто разоблачают переодетого Лепорелло и видят, что Донна Эльвира обманута. Слуге с трудом удается избежать заслуженного наказания. Дон Оттавио, окончательно убедившись в вине Дон Жуана, решает выдать негодяя властям; Донна Эльвира не может скрыть жалости к нему.

Картина третья

Кладбище. Несколько конных статуй и статуя Командора. Дон Жуан встречает Лепорелло и рассказывает ему об очередной безнравственной проделке. Статуя Командора, похороненного на этом кладбище, обретает дар речи и угрожает нечестивцу; Дон Жуан приглашает ее на ужин.

Картина четвертая

Сумрачная комната. Дон Оттавио убеждает Донну Анну, что Дон Жуан скоро будет наказан по закону, и спрашивает, готова ли она выйти за него замуж. Однако Дона Анна, измученная недавними событиями, вновь и вновь говорит ему о своей любви, но умоляет не торопиться.

Картина пятая

Столовая. Празднично накрытый стол. Дон Жуан весело пирует. Донна Эльвира убеждает его покаяться в совершенных грехах; он не обращает на нее внимания. В дверях появляется статуя Командора.

Лепорелло прячется под стол, а Дон Жуан остается лицом к лицу с мрачным призраком. Статуя призывает его к раскаянию; Дон Жуан отказывается и проваливается в преисподнюю. Лепорелло рассказывает о смерти своего господина пришедшим взять его под стражу.

Звучит заключительный ансамбль, светлый и безмятежный.

Распечатать

Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/567/libretto/

Ссылка на основную публикацию