Подбор музыки на слух: гений или навык? размышление

Сольфеджио: друг или враг музыканта

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Музыка – это огромный мир, который имеет собственные правила и основы. Изучать музыкальные дисциплины достаточно интересно и увлекательно, если знать правильный подход, и к таковым относится сольфеджио. К сожалению, многие музыканты без должного внимания относятся к этому предмету. Почему это происходит, что представляет собой сольфеджио и многое другое можно прочитать в данной статье.

Что такое сольфеджио

Сольфеджио – это музыкальная дисциплина. В переводе с итальянского языка переводится, как «пение по нотам». Сольфеджио изучается на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная с музыкальной школы, заканчивая консерваторией.

Главной особенностью является насыщенность в изучении. На уроках обычно применяются следующие формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей:

  1. Теоретические знания
  2. Сольфеджирование (пение по нотам)
  3. Развитие слуховых навыков
  4. Написание музыкальных диктантов
  5. Творческие задания
  6. Метроритмическая работа
Форма работы Виды Вырабатываемые навыки
Теоретические знания Изучение нотной грамоты. Правила строения интервалов, аккордов, ладов, музыкальных форм, синтаксис, приёмы развития муз. материала, жанровые особенности, гармонические функции.   Изучение основных музыкальных терминов. Проведение анализа муз. фрагментов. Умение применять теоретические знания на практике. 
Сольфеджирование (пение по нотам) Чтение с листа нотных примеров в различных тональностях одноголосно, дуэтом или совместно с хором. Овладение мастерством чтения нот с листа и точным интонационным воспроизведением нотного текста одноголосного или двухголосного, совершенствование вокальных навыков. 
Развитие слуховых навыков Определение на слух отдельных звуков, интервалов, ладов и тональностей, аккордов, трезвучий. Анализ музыкального произведения на слух. Подбор аккомпанемента на слух. Запись цифровок и гармонических оборотов. Умение слышать и определять музыкальные элементы на слух. Развитие внутреннего слуха. Возможность отличать тембры инструментов и музыкальные краски произведений. Умение анализировать форму на слух. Навык быстрого подбора аккомпанемента или мелодической линии. 
Написание музыкальных диктантов Проведение устных и письменных диктантов в различных тональностях, одноголосных и двухголосных, размерах и темпах. Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха учащегося.
Творческие задания Подбор произведений с гармонией, основы композиции, импровизация, досочинения и сочинения в определенных тональностях, жанрах, ритмических фигурах.  Умение сочинять музыку в конкретном стиле, жанре. Навык импровизации. Свободное владение инструментом.
Метроритмическая работа Изучение на практике ритмических фигур, ритмослогов, метра, размера. Формирование ритмической основы.

Таким образом, сольфеджио способствует развитию в человеке широкого в музыкальном плане творческого потенциала.

Стоит отметить, что существует два основных вида сольфеджио:

Классическое сольфеджио включает в себя основные термины, понятия и практические упражнения. Это музыкальные основы. Примечательно, что данный вид сольфеджио в большей степени строится на принципах школы классицизма и романтизма.

Джазовое сольфеджио рассматривает основные термины, характерные для джазовой музыки. Примечательно, что данный вид сольфеджио изучается в музыкальных училищах и консерваториях, преимущественно на отделениях Эстрадно-джазового вокала. Если речь идет о начальном или среднем музыкальном образовании, то подобная дисциплина применима для джазовых вокальных студий.

 Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление   Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Почему многие не любят сольфеджио?

Наверное, почему многие люди не любят сольфеджио понятно еще из предыдущего пункта. Ведь согласитесь, что запомнить и разобраться в таком объемном материале достаточно сложно. На данный момент времени можно выделить следующие основные причины отрицания сольфеджио:

  • Отсутствие от природы абсолютного слуха. Учащемуся сложнее, запоминать звуки, на обработку высоты требуется больше времени, в итоге на фоне других более успешных учеников может выработаться комплекс, а следовательно, и не любовь к предмету.
  • Музыкальная одаренность. Как бы парадоксально, это не звучало, но дети и взрослые, которые от природы наделены музыкальными способностями часто разочаровываются. Они, итак, слышат точную высоту звука и могут безошибочно определить тональность, а если еще и чувство ритма не хромает, то сольфеджио вообще теряет для них весь смысл. Как показывает практика, такие люди начинают пропускать занятия, вместе с этим теряется теоретическая база, начинаются проблемы в предмете.
  • Неуспеваемость по предмету. Сложность сольфеджио заключается в том, что необходимо время, чтобы выработать определенный практический навык. Кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, при этом этапы контроля знаний никто не отменял. В итоге, человек, старающийся получить знания, может получить плохую оценку, что соответственно не является стимулом.
  • Некомпетентный педагог. Сколько историй, о том, как предмет был не любим из-за педагога, который отбивал все желание заниматься.
  • Жёсткий контроль родителей. Многие родители стремятся сделать из собственных детей Моцартов, они часами мучают ребенка занятиями, убивая его самостоятельность. Конечно, контроль в занятиях со стороны родителей необходим, но музыка не может превращаться в пытку. Отец Паганини запирал собственного ребенка в чулане и лишал еды, если Никколо не выучивал задания. Конечно, ребенок стал знаменит, но какова цена? Заниматься музыкой – это великое удовольствие, ребенок должен, понять это сам.
  • Наверное, это основные причины, которые мешают по-настоящему проникнуться предметом и осознать все его значимость и необходимость.  
  • Зачем необходимо сольфеджио? Польза предмета
  • Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление
  • Вне зависимости от времени, навыки, полученные от занятий, будут приносить музыкантам со всего мира необъятную пользу. К положительным качествам сольфеджио можно отнести развитие следующих навыков:
  • Полная свобода во владении инструментом.
  • Прочная теоретическая база, совершенное знание музыкального языка.
  • Умение анализировать произведение по нотам и на слух.
  • Композиторское мастерство.
  • Умение импровизировать в различных жанрах, стилях и т.д.
  • Навык подбора музыкального произведения в короткое время.
  • Сокращение времени на запоминание музыкального материала.
  • Формирование музыкального слуха: абсолютного или относительного.
  • Четкая ритмическая основа.
  • Чистая интонация.
  • Формирование мелодического и гармонического слуха.
  • Возможность различать тембральную краску инструментов.

Пользу данной дисциплины нельзя недооценивать, ведь именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности. Подчеркиваем, предмет дает именно профессиональную базу.

Согласитесь, что в мире можно найти миллион талантливых людей, которые хорошо поют, могут играть на инструменте, подбирают песни, но их нельзя назвать профессионалами, так как они делают это интуитивно. Они не знают нотной грамоты, терминологии, никогда не обучались в музыкальной школе.

Несмотря на наличие их таланта, начать развиваться в музыкальной отрасли или получать образование, без изучения школьной базы, они вряд ли смогут.

Но не стоит печалиться раньше времени, вне зависимости от возраста можно начать изучать сольфеджио. Главное проводить занятия систематически и в правильном порядке, в более взрослом возрасте лучше нанять репетитора по сольфеджио, если это ребенок, то вполне можно ограничиться занятиями в музыкальной школе.

Чтобы изучать сольфеджио требуется следующее:

  • Фортепиано или синтезатор или MIDI-клавиатура.
  • Нотная тетрадь.
  • Карандаш и ластик.
  • Учебное пособие.
  • Тетрадь для записи терминов.
  • Желание постигать данную науку.
  • Время и силы.

 Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Сольфеджио является таким предметом, который требует большой самоотдачи. Не пугайтесь, если, что-то не получается с первого раза, систематические упражнения сделают свое дело. Необходимо помнить, то что легко дается, также легко теряется. Если вы нарабатывали навык ценой усилий, тратили время, то полученные результаты будут радовать больше.  

Так друг или враг?

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Чтобы, кто не говорил, сольфеджио является неоспоримым другом музыканта. Необходимо только понять, что сложности придумываем мы сами. Просто поймите, зачем вам эти знания, что принесут они в будущем. Поверьте, ваши труды в изучении не пропадут даром. Сольфеджио – это основа музыки, постигнув данную дисциплину, можно стать настоящим музыкантом, так давайте не упускать этот шанс! 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/solfedzhio

Методы обучения игре по слуху

Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного на основе музыкально — слуховых представле­ний без помощи нот. Успешность игры по слуху зависит от прочности и степени развития слухо-двигательной взаимосвязи.

И если развитию слухо­вых представлений наряду с классом баяна (аккордеона) во многом спо­собствует сольфеджио и хоровой класс, то формирование слухо- двигательной взаимосвязи осуществляется исключительно в классе специального ин­струмента под непосредственным руководством педагога.

  • Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкаль­ного материала по слуху. Подбор имеет две формы:
  • а) усвоение музыки в первоночальной тональности.
  • б) усвоение музыки в новой тональности, то есть в виде транспонирования

В процессе подбора и транспонирования у студентов развивается музыкаль­ная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо-двигательная взаимосвязь; учащийся постигает слухом ритм, элементы лада, тональности, гармонические средства (интервалы, аккорды), закономерности развития мелодии и гармонии обособленно и в комплексе и, наконец, приобщается к ощущению формы. Практика показывает: если у студента имеется ясное слуховое представление мелодии, то, несмотря на отсутствие иг­ровых навыков, он при желании — быстрее или медленнее, одним или нес­колькими пальцами, но обязательно подбирет её на инструменте (говорить о художественности я не буду). Поэтому первоочередная задача педагога — всячески содействовать развитию и укреплению слуховых представлений стремиться к тому, чтобы студент последовательно накапливал их.

Самым доступным проявлением музыкально-слуховых представлений является пение. Поэтому первые лаги в развитии внутреннего слуха надо начинать с него.

По меткому замечанию Теплова дети, показывающие на первых уроках хорошую способность к слуховым представлениям, проходят период их накопления «сами», без помощи педагога.

«Но те, которые приходят не пройдя его,- а таковы все дети, слух которых оценивается, обычно как «средний», или «плохой»,- должны начинать, обучение с пения».

На первых те уроках необходимо преобщать студентов к различию и сравнению темпов, штрихов, и особенно ладов — мажорного и минорного («веселого» и «грустного»), специально подбирая для этого короткие попевки. Например:

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Точность воспроизведения музыкального материала (посредством интонирования голосом и путем подбора на инструменте) служит в этот период основным критерием оценки слуховых и ритмических представлений, кри­терием оценки музыкальной памяти. Все музыкальные примеры подбираются на инструменте одним пальцем, на что педагог не должен делать замеча­ния, так как основная цель упражнения — правильное нахождение заданных звуков и ритмических сочетаний.

Научившись правильно находить и исполнять отдельные звуки, учащийся приступает к разучиванию простейших мелодий. Вот здесь уже необходимо требовать от них правильной посадки, постановки инструмента, рук, пальцев, строгой аппликатуры.

Усвоенные в классе мелодии, ученик дома должен транспонировать в одну-две новые тональности. Например: в классе до мажор, дома — соль, фа мажор.

Студент должен исполнять мелодии свободно, выразительно, красивым звуком — эти качества необходимо воспитывать у будущих, музыкантов с первых же шагов обучения.

Мелодии, строящиеся по ступеням гаммы и звукам трезвучия, позволяют осуществлять обучение на основе так назы­ваемой позиционной игры, при которой сохраняется положение кисти рук, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев.

Все это воспитывает у начинающих исполнителей аппликатурную организованность. Позиционная игра на баяне, в силу трех рядного строе­ния правой клавиатуры имеет несколько иной смысл, чем на аккордеоне. Здесь позиция кисти при четырехпальцевой аппликатуре сохраняется: в процессе игры гаммообразных мелодий кисть руки располагается под углом к грифу, арпеджированных — паралельно грифу.

Воспитательное значение позиционной игры возрастает, если педагог систематически дает ученикам задания по транспонированию усвоенных в позиции; мелодий, обращая их внимание на следующие факторы: На правой клавиатуре аккордеона при исполнении мелодий в новой тональ­ности, аппликатура сохраняется независимо от того, на какую клавишу — белую или черную — придется 1-й палец.

Например:

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

На правой клавиатуре баяна:

1) при транспонировании гаммообразных мелодий каждый из трех участвующих в игре пальцев — 2,3,4, соответствуют своему ряду — первому, второму, третьему.

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

  1. 2) при транспонировании мелодии, строящихся по звукам трезвучии,
  2. аппликатура остается неизменной.
  3. Например:

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

  • Данные методические указания, с одной стороны, облегчают подбор и транспонирование, с другой — способствуют зарождению и налаживанию первич­ной слухо-двигательной взаимосвязи, дисциплинирует работу пальцев и закрепляют правильные игровые навыки.
  • В процессе донотного обучения студент приобретает все, что требуется для зрительно-слухового восприятия легчайшего нотного текста:
  • а) простейшие слуховые представления;
  • б) знание записи длительностей и высоты звуков, а также расположения клавиш на инструменте;
  • в) элементарные игровые навыки.

Донотное обучение значительно облегчает формирование элементар­ных игровых навыков. Это происходит за счет сохранения объектов вни­мания учащихся: он, не прикован к нотному тексту, ему не нужно искать соответствующие нотным знакам клавиши.

В данный период музыкальный ма­териал, усваеваемый посредством подбора и транспонирования, одновременно служит и для формирования элементарных игровых навыков.

Читайте также:  Анжелика холина: балет без балета

Матери­ал для игры по слуху, чтению с листа и транспонированию, основное назначение которого — развитие слухо-двигательных и зрительно-слухо­вых представлений, должен быть более легким в техническом отношении; не превышать слухового опыта учащихся; сочетать в себе элемент нового с хорошо знакомым; иметь свою, более четкую последовательность усложнения трудностей — ладовых, мелодических, ритмических, гармонических, фактурных и тональных. Также педагогу необходимо иметь в виду сле­дующее: если студент раз-другой не справится с подбором, он мо­жет потерять веру в свои силы, вследствии чего интерес к этой важной форме музицирования угаснет. Подготовка слуха к осознанию каждого нового задания проводится через слуховой анализ материала.

Практика показывает, что когда ритмический рисунок мелодии уложился в сознании, то и другие элементы музыкальной речи исполняются значительно успешнее.

Именно поэтому к ритмической четкости исполнения необходимо предъявлять самые высокие требования с самого начала обучения, более того, именно с ритмических фигураций следует начинать запоминание предназначенной для подбора по слуху музыки. Приведу несколько установочных уп­ражнений. Упражнения на усвоение ритмической структуры:

  1. а) точное выстукивание ритмического рисунка мелодии,
  2. б) выстукивание сильных долей,
  3. в) выстукивание слабых долей,
  4. г) исполнение педагогом (играет, напевает, выстукивает) первой фразы – студентом — второй, педагогом – третьей, студентом – четвертой,
  5. д) выстукивание первой фразы реально, второй – «про себя», третьей — реально, четвертой – «про себя».
  6. Эти методические приемы дают возможность определить правильность усво­ения учащимся длительностей мелодии и её размера (пульсацию сильных и слабых долей).
  7. Упражнения на усвоение мелодии:
  8. а) студент определяет количество фраз, их мелодическое сходство и различие, направление мелодического движения,

б) педагог исполняет (поет, играет) запев песни, студент — припев, педагог — первую фразу, студент-вторую и т.д.,

  • в) первую фразу мелодии студент поет вслух, вторую – «про себя», третью — вслух, четвертую – «про себя»,
  • г) первую фразу студент поет, вторую выстукивает, запев песни поет — припев выстукивает,
  • д) студент поет мелодию от любого заданного построения.
  • В процессе выполнения целевых установок у студентов планомерно развивается музыкальная память, которую развивать следует двумя способами:
  • 1) студент запоминает музыку отдельными фразами, чтобы сосредоточить­ся на небольшом объекте и детально «схватить» его слухом;
  • 2) учащийся запоминает музыку целыми периодами, чтобы «схватить» ее в общих чертах.

Лучше запоминаются мелодии с ясной направленностью движения, четким ритмом, короткими фразами. При повторе фраз мелодия в восемь тактов запоминается лучше, чем мелодия в четыре такта, не содержащая повто­ров.

Для подбора и транспонирования по слуху удобно использовать записанные на магнитофонную пленку, диск, напетые или наигранные мелодии без сопровождения и с сопровождением.

Такими мелодиями могут быть темы и отрывки из произведений, пройденные студентами на уроках музыки и методики преподавания.

Подобранные по слуху мелодии полезно затем самостоятельно запи­сывать нотами в форме самодиктанта, который является показателем уров­ня музыкально-слухового развития баяниста (аккордеониста). Основные задачи самодиктанта — уметь делать внутри слышимое видимым, развивать музыкальную память и внутренний слух, укреплять зрительно-слухо-двигательную взаимосвязь.



Источник: https://infopedia.su/6×9179.html

Как улучшить восприятие английского на слух: 2 важнейших совета

Аудирование – это навык, а любой навык нужно развивать (= тренировать). Но многие изучающие английский студенты ошибочно полагают, что для этого достаточно как можно чаще слушать английскую речь. Увы, это не так.

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Это как прогуливаться по парку в надежде, что такое действие поможет тебе развить выносливость перед предстоящим марафоном. Выносливость – это тоже навык. Чтобы его развить, тебе нужно пробежать сначала 1 круг, потом 2, потом 3, 4, 5, 6, 7… и так далее, чтобы твое тело было достаточно натренированным для длительных забегов. То же самое с аудированием.

В этой статье мы назовем 2 самых важных правила, которые помогут твоим ушам не только слУшать, но и слЫшать английскую речь.

Первое правило: заменяй пассивное слушание на активное

Несмотря на то, что аудирование – это пассивный навык (в отличие от говорения и письма), в жизни тебе понадобится активное слушание.

В жизни мы не только слушаем, но и реагируем, отвечаем на внешнее воздействие. Часть информации – ненужной, лишней, шумовой – во время общения мы можем отсеять, «пропустить мимо ушей».

Но ту, которая потребуется для ответного действия, мы обязательно уловим.

Также читай: Тренировка «Аудиовызов»: качаем навык перевода на слух

Во время тренировок на аудирование тебе нужно создать такую же ситуацию «необходимости ответного реагирования». Если ты занимаешься по учебнику с аудиодиском, то выполняй задания вроде «прослушай диалог – ответь на вопросы по его содержанию». Если без учебника, то придумывай для себя испытания самостоятельно:

– Слушай подкаст или видео и записывай содержание. После – проверяй себя. Тебе поможет Youtube канал Daily English Dictation, на котором в одном видео зачитывается диктант, а в следующем – дается правильный ответ.

– Слушая аудиозапись, выписывай основные слова: существительные, прилагательные, глаголы. После этого прочитай их последовательность и попробуй догадаться о содержании всего текста. Аудиозаписи ты найдешь в статьях: «10 аудио на английском для начинающих» и «Лучшие подкасты на английском».

– Попробуй представить картину происходящего, опираясь только на звук. Например, включи серию какого-нибудь сериала в оригинале (с которым ты знаком, но конкретно эту серию пока не видел) и послушай отрывок из него, не смотря в этот момент на экран.

Во время прослушивания представляй, что в этот момент происходит: кто говорит, о чем, что происходит в их жизни на этот раз? После этой «процедуры» снова запусти отрывок и посмотри его уже совместно с картинкой.

Все ли твои предположения были верны?

В помощь статья: Где смотреть сериалы на английском: список бесплатных сайтов

– Выискивай в аудио конкретную информацию. Например, слушай запись прогноза погоды и пытайся расслышать количество градусов. Или слушай спортивные новости и вычленяй там результаты матча.

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление
Плыть по течению – не подходит для развития навыка. Нужны активные действия!

– Попрактикуйся в смысловом прогнозировании. Для этого включи какую-нибудь аудиозапись и внимательно послушай ее содержание. Через какое-то время нажми на паузу и попробуй догадаться, что произойдет в ней дальше. Представил? Включай, слушай дальше и сравнивай.

– Проходи тренировки аудирования в приложении Lingualeo. Механики наших тренировок также построены на прокачивании активного слушания: тебе предлагается прослушать аудиозапись, а после выполнить ряд упражнений на понимание. Тренировки доступны в приложении для iOS и Android.

РЕЗЮМИРУЕМ: не ограничивай себя пассивным аудированием. Да, слушать английскую речь – важно и нужно. Но одно только слушание не сможет развить и усовершенствовать твой навык.

Когда ты занимаешься с какой-либо аудиозаписью, то обязательно преследуй какую-нибудь цель: предсказать содержание, услышать ответ на определенный вопрос, записать последовательность событий и др.

Так ты научишься вычленять в речи нужную тебе информацию.

Второе правило: работай над произношением

Люди, обладающие музыкальным слухом (аудирование у них, как правило, на высоте), очень быстро осваивают все мельчайшие детали верного произношения и говорят без акцента. Есть и обратная связь: работая над своим произношением, ты улучшишь аудирование!

Также читай: Рубрика «Разбираем сложные звуки английского на видео, скороговорках, песнях»

Научно доказано, что мы лучше расслышим то, что можем сказать сами. Поэтому предлагаем тебе алгоритм работы, которым с нами поделилась наш друг и популярный видеоблогер Ольга Козарь.

Алгоритм работы с аудиозаписью для любого уровня

Алгоритм подойдет для студента с любым уровнем (главное, чтобы аудиозапись ему соответствовала). Тебе потребуется аудио и ее скрипт, т.е. текст. Аудио с текстами можно найти здесь.

  1. Текст пока убираем в сторону (не читать!) и слушаем запись, пытаясь разобрать содержание (2-4 раза). Если после этих прослушиваний ты так и не понял бОльшую часть записи, то слушай снова, пока не поймешь. Поскольку цель – услышать и понять хоть что-то, а лучше все.
  2. Следующий шаг: достаем скрипт и слушаем вновь, следя по тексту. Заметь: на этом этапе тебе не обязательно знать значения всех слов. Желательное соотношение ~ 80% знакомых слов и 20% – незнакомых (это будет твой словарный прирост). Перевод можно посмотреть после тренировки, а пока попробуй догадаться по контексту (1 раз).
  3. Далее – снова слушаем без текста (1 раз).
  4. Затем слушаем, следим по тексту и повторяем, копируем, обезьянничаем вслед за диктором! (2-3 раза). Твоя задача – максимально приблизиться к его звучанию.
  5. Снова слушаем без текста (1 раз).

Для любителей воспринимать на слух: видео Ольги об этом алгоритме

Алгоритм работы с аудиозаписью для среднего и высокого уровня

Если твое аудирование уже «выше этого», но ты не готов останавливаться на достигнутом, тебе подойдет более сложный алгоритм работы с аудиозаписью. Вновь потребуется аудио и скрипт.

  1. Опять же слушаем аудио БЕЗ текста (1-2 раза, а точнее – пока не поймем бОльшую часть содержания).
  2. Записываем слова на слух, т.е делаем транскрипт (как на диктанте). Тебе будет что-то непонятно. Это нормально. Попробуй догадаться из контекста.
  3. Теперь достаем скрипт и проверяем наш транскрип на правильность.
  4. Слушаем и следим по оригинальному тексту (1 раз).
  5. Берем карандаш, разбиваем текст на кусочки и делаем пометки про интонацию и ударение. Где у диктора паузы? Какие слова ударные? Куда у диктора идет голос? Вверх? Вниз? И тд.
  6. Не забываем про главный шаг: копируем за диктором (2-3 раза).
  7. Еще раз слушаем без текста (1 раз).

РЕЗЮМИРУЕМ: во время работы над аудированием, обязательно работай и над своим произношением! Повторяй текст аудио вслед за диктором, старайся максимально приблизиться к его звучанию. Произношение и аудирование теснейшим образом связаны и взаимно улучшают друг друга.

Не пойми нас неправильно

Только ни в коем случае не подумай, что мы советуем тебе перестать просто так слушать подкасты, смотреть сериалы, фильмы, рекламные ролики в оригинале и прекратить копаться в текстах любимых песен. Все это полезно, а главное – интересно (заинтересованность – ключ к успеху в изучении языка).

Мы просто настаиваем на том, что свое аудирование нужно «качать», а все только что перечисленные процедуры будут, что называется, для души.

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление
Удовольствие от английского никто не отменял!

Давай подведем итоги

  • Помимо пассивного слушания для удовольствия, занимайся тренировками на активное слушание. Для этого при прослушивании какой-либо аудиозаписи ты должен преследовать определенную цель.
  • Во время работы с аудио работай над своим произношением: копируй и повторяй вслед за диктором. Когда ты научишься произносить – ты научишься это слышать.
  • Не забывай тренировать распознавание на слух отдельных, уже изученных тобою слов через тренировки Аудирование и Аудиовызов.

Ну что же, друг, на сегодня мы закончим. И да пребудет с тобою сила и идеальный слух!

Источник: https://corp.lingualeo.com/ru/2017/02/20/kak-uluchshit-vospriyatie-angliyskogo-na-sluh/

Как развить музыкальный слух? — музыкальная школа Staccato

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление Jeremy Vessey

Примерно 5% жителей планеты имеет абсолютный музыкальный слух. Большая часть — обладает слухом более или менее развитым. Есть третья категория людей: они совершенно не способны воспринимать музыкальные звуки. Это связано с очень редкой патологией «амузией», которая возникает при поражении отделов коры головного мозга.

Музыкальный слух — не суперспособность, его можно развить без вмешательства сверхъестественных сил и укуса радиоактивного певчего соловья.

Если вы не замечаете, что птица под окном поет диссонирующие созвучия, т.е. не обладаете абсолютным слухом, и не наблюдаетесь нейробиологами, т.е. не страдаете «амузией», — эта статья для вас.

Музыкальный слух ≠ умение петь

Сомнения в собственных способностях часто начинаются после неудачного исполнения любимого хита в караоке и острот друзей по поводу ваших вокальных талантов.

Но пение мимо нот — еще не повод записывать себя в музыкальные лузеры. В профессиональной литературе встречается термин «отсутствие координации между слухом и голосом».

Парадокс, но, если вы слышите, что фальшивите, это и есть доказательство музыкального слуха. А координацию можно развить.

Способ № 1: сольфеджио с педагогом

Пожалуй, самый надежный способ — найти преподавателя по сольфеджио. Он научит вас нотной грамоте, объяснит понятие лада, покажет, как строить интервалы и аккорды. По ощущениям, сольфеджио — музыкальная математика. Но благодаря ей вы вникните в суть музыки и отлично разовьете слух.

Читайте также:  Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Музыковеды различают гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный, интонационный и другие виды слуха (около 10). Если вы всерьез хотите прокачать музыкальный слух — обратитесь к специалисту. Он составит программу, соответствующую вашим данным, и результаты появятся быстрее.

Способ № 2: самостоятельные занятия

Закрепите результат дома. Есть много простых, но действенных упражнений для развития слуха и координации. Сядьте за фортепьяно, синтезатор или откройте сайты online-pianino.ru или recursivearts.com с виртуальным инструментом и начните тренироваться.

Гаммы

Спойте гамму вверх-вниз: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до». Проверяйте себя на инструменте. Так внутренний слух привыкнет работать, и с каждым разом интонирование будет улучшаться.

Хроматические гаммы

Теперь нажимайте и белые, и черные клавиши подряд, начиная с «до» удобной вам по диапазону октавы, и пойте каждый звук на «ла» или «ду». Сосредоточьтесь и следите за чистотой исполнения.

Арпеджио

Сыграйте: «До, ми, соль, до (верхнее), соль, ми, до». Пойте на «ла», а лучше с названиями нот — они указаны на клавишах.

Интервалы

Интервалы — это промежутки между нотами. Стройте их в следующем порядке: «До-ре-до, до-ми-до, до-фа-до» и т.д. Проверяйте себя инструментом. Сначала звуковые скачки будет сложно повторить, но скоро все получится.

Делайте каждое упражнение раз 20-30, тогда слух запомнит, как звучат ноты, а голос почувствует, как их петь.

Не пожалейте времени и прочитайте эти книги. В них необходимая теория и много полезных упражнений и советов.

  • П.Н. Бережанский «Абсолютный музыкальный слух»
  • Г. И. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
  • С.М. Майкапар «Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития».

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление Rawpixel

Способ № 3: занятие с компьютерной программой

Мы нашли несколько веб-сервисов, который помогут вам научиться различать ноты, интервалы и аккорды: программы предлагают упражнения и фиксируют прогресс. Можете пользоваться онлайн или установить на компьютер, планшет, смартфон.

Способ № 4: Видео на Youtube

Занятия с педагогом — основа в обучении сольфеджио. Видео на Youtube мы рекомендуем использовать как вспомогательный материал при подготовке к урокам. Можете подписаться на блог школы Staccato «Не пой при мне», где мы рассказываем о различных вокальных техниках, но иногда и затрагиваем тему развития слуха и подбора известных песен.

«Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.1 «Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.2 «Не пой при мне» | Ed Sheeran — Shape of you. Подбор на слух

Когда ждать результат?

Точно сказать, когда вы почувствуете прогресс, сложно. Все зависит от исходных данных и ваших усилий. Не ждите волшебных метаморфоз: слух развивается согласно диалектическому закону о переходе количества в качество.

Не исключаем, что в какой-то миг вам захочется плюнуть на мелодические премудрости, ведь петь можно и фальшиво, зато от души! Но если не бросите, найдете грамотного педагога по сольфеджио, будете 20-30 минут в день уделять домашним упражнениям и занятиям с веб-сервисами — результат действительно вас поразит.

Источник: https://www.staccatoschool.com/prokachivaem-ushi-kak-razvit-muzykalnyj-sluh/

Музыкальный онлайн колледж

Что нужно для того, чтобы подбирать любую на слух?

Один из навыков о котором мечтают многие начинающие музыканты это умение подбирать музыку на слух. Помню когда я делал первые шаги в освоении гитары, для меня подбор музыки на слух казался чем-то из области фантастики. И когда мои учителя с легкостью подбирали мелодии или аккорды на слух, то естественно, что я мечтал этому научиться.

  • Однако на уроках в музыкальной школе этому не учили, а состоявшиеся музыканты говорили, что с практикой все получится.
  • Эхх…
  • Хотел бы я знать, то что знаю сейчас… Сэкономил бы пару лет музыкальной жизни, как минимум…
  • Отвлекся, простите:)
  • Итак, подбор музыки на слух — какие навыки нам нужны для этого?
  • В первую очередь вспомним, что любая музыка это ритм, мелодика и гармония.

Соответственно ритмический, мелодический и гармонический слух это первое, что нам понадобиться. Но сегодня я хотел бы ограничиться только тем, что касается подбора мелодии на слух.

Что нужно музыканту для того, чтобы подобрать мелодию на слух?

В первую очередь определим, что мелодия может быть одноголосной, то есть задача просто подобрать мелодию. А второй вариант это мелодия, которая звучит в контексте, то есть есть аккомпанемент, бас, ударные и т.д

Значит первый навык это умение вычленять мелодию из многоголосной ткани. На самом деле любой человек занимается этим постоянно. Мы слушаем песню, а воспринимаем мелодию вокала, слушаем мелодию к кинофильму запоминая именно мелодическую линию и т.д

С этим разобрались. Какие еще элементы?

Для того, чтобы быстро и без проблем подобрать мелодию музыкант должен обладать следующими навыками:

  1. Умение слышать лад и ступени лада

Конечно можно подбирать ноты на слух, перебирая звуки на инструменте. Но такой подход будет очень медленным и имеет смысл только на первом этапе развития слуха. Если же вы слышите ступени лада, то инструмент вам не понадобиться и вы сможете просто записать мелодию нотами.

  1. Развитый ритмический слух

Так как любая мелодия основана на ритмической рисунке, то очевидно, что кроме ступеней нужно уметь различать ритмические фигуры, а также верно определять размер мелодии, так как неверное определение размера мешает правильному восприятию ритма мелодии.

Ритмические фигуры условно подразделяются на 3 большие группы: 2-кратное деление, 3-кратное и условное деление.

Естественно, что музыкант должен быть в состоянии не только отличать одну группу от другой, но и слышать все элементы ритмической тональности в рамках звучащей группы.

  1. Понимание структуры мелодии

Навык, который приобретается с опытом и позволяет предсказывать развитие мелодии. Умение слышать фразы, мотивы и их взаимодействие значительно облегчает процесс подбора мелодии на слух.

Также сюда можно включить умение распознавать такие элементы музыкального развития как вариации, секвенции, расширения, сжатия.

По сути, при достаточном уровне развития этого навыка вы можете запомнить мелодию с первого прослушивания!

  1. Умение мгновенно слышать интервалы

Хотя для подбора мелодии достаточно хорошо развитого ладового чувства, все же интервальный слух помогает контролировать точность слухового восприятия и ускоряет процесс перевода звуков в ноты.

Казалось бы, мы же говорим о мелодии — зачем нам гармония? Но мелодические линии нередко используют арпеджио аккордов, кроме того, умение слышать смену аккордов в мелодическом движение помогает лучше запомнить структуру мелодии, а в некоторых случаях можно анализировать мелодию через гармонию.

Думаю здесь все понятно. Если вы не знаете свой инструмент и не умеете на нем играть, то подобрать даже 2 ноты будет сложной задачей. Но для развития навыков подбора мелодии на инструменте нужно заниматься правильно. Петь, работать с аппликатурой и т.д

Возможно первые мелодии вы будете подбирать несколько дней, поэтому без этого навыка бессмыслено пытаться освоить это искусство.

Бесконечное прослушивание отрезков мелодии, тыкание в ноты на инструменте, попытки простучать ритм и определить метр. На первых порах все это может вас порядком злить.

Но именно так нарабатываются долгосрочные навыки, которые помогут вам позже в импровизации, композиции или опять же в игре на слух.

Несмотря на то, что такого понятия как музыкальная память в психологии не существует, все же среди музыкантов это понятие является достаточно ходовым и подразумевает совокупность различных навыков.

Главное, что мы должны помнить о музыкальной памяти это то, что она развивается, а также то, что она формируется под влиянием разумного осмысления музыки.

Чем больше вы знаете о музыке, тем проще она вам кажется, тем легче вам предугадать движение композиционной мысли и, как следствие, вы можете без труда запоминать достаточно большие отрывки музыки.

Как видите, для того, чтобы подобрать мелодию на слух нужно прокачивать все обозначенные выше навыки. Но радостная новость состоит в том, что если работать над каждым из этих навыков, то вы будете прогрессировать гораздо быстрее, так как ваши действия будут осмысленными и легко контролируемыми.

  1. Кстати, для тех, кто хочет освоить этот важнейший навык — научиться подбирать любые мелодии на слух, записывать их нотами и играть на инструменте через 10 дней я запускаю новый практикум, полностью посвященный практическому развитию навыков подбора мелодии на слух.
  2. Запишитесь в ранний список и вы сможете принять участие в практикуме на специальных условиях.
  3. Ссылка для записи в ранний список https://gandy-mail.ru/topic/subs/29011

Источник: http://study-music.ru/kak-podobrat-melodiyu-na-slux/

Как научиться подбирать на слух ноты

Вам понадобится

  • — фортепиано или синтезатор;
  • — инструмент, на котором вы собираетесь играть аккомпанемент;
  • — таблица гамм, аккордов и арпеджио;
  • — лист нотной бумаги;
  • — карандаш.

Инструкция

Определите диапазон своего голоса. Пропойте звукоряд. Звуки можно не называть и петь их на какой-нибудь слог, вроде «ля-ля-ля» или «тра-та-та». Одни звуки вам будет петь удобно, другие — не очень, а третьи окажутся либо слишком высокими, либо слишком низкими.

Найдите на клавиатуре самый высокий звук, который вы можете спеть, пусть даже исполняете вы его с большим напряжением. Запишите его нотами или буквами. Например, это фа второй октавы. Точно так же найдите звук, ниже которого вы уже не сможете взять ничего. Пусть это будет соль малой октавы. Таким образом, ваш полный диапазон — расстояние между соль малой октавы и фа второй.

Спойте звукоряд от самого низкого звука к самому высокому и наоборот. Обратите внимание на то, что звуки, находящиеся рядом с экстремальными, вам петь не очень удобно. Определите самый низкий и самый высокий из них. Обычно неудобны три-четыре ноты в верхней и нижней частях полного диапазона. В приведенном примере это, скорее всего, будут до первой октавы и ре второй. Этот интервал и является удобным для вас диапазоном. Посмотрите в ноты песни, которую вы собираетесь разучивать. Определите, в какой части нотного стана находится большая часть составляющих ее звуков и насколько эта часть соответствует вашему диапазону. Несколько нот, находящихся в доступной, но не очень удобной части звукоряда, вы возьмете, если умеете правильно управлять дыханием. Но большую их часть вы должны брать без напряжения.

Если подавляющее большинство звуков песни находится вне вашего диапазона, попробуйте транспонировать мелодию. Определите тональность, в которой она записана. Делается это по ключевым знакам и последней ноте.

Посмотрите в таблице гамм, аккордов и арпеджио, какой тональности соответствуют данные ключевые знаки. Отличить мажор от минора можно по звучанию. Мажор звучит бодро и весело, минор — грустно и лирически.

Определите, насколько нужно опустить самый высокий звук песни, чтобы вы смогли его взять. Посчитайте, какой ступени исходной тональности он соответствует. Он будет находиться на той же самой ступени нужной вам тональности. Отсчитайте от него соответствующее количество ступеней и определите тонику.

Посмотрите, какой интервал составляют тоники исходной и новой тональностей. На такой же интервал перенесите все остальные звуки мелодии и запишите их. Точно так же транспонируйте аккорды аккомпанемента.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-50809-kak-nauchitsya-podbirat-na-sluh-noty

Уроки подбора музыки по слуху онлайн — Моя Мечта — Международная онлайн школа музыки

Целенаправленное обучение подбору музыки на слух проходит не в каждом музыкальном заведении, поэтому даже после его окончания не все выпускники в полной мере владеют этим навыком. Игра на слух является одним из важнейших навыков исполнителя или педагога музыки, так вы получаете возможность сделать аранжировку любимой песни, сыграть аккомпанемент голосу или другому инструменту или воспроизвести услышанную мелодию.

Уроки подбора музыки по слуху являются частью курсов по импровизации и музыкальной композиции. Вы можете изучить этот навык отдельно или в составе программы другого курса.

Мы предлагаем вашему вниманию онлайн уроки подбора музыки на слух (фортепиано, синтезатор, гитара и другие инструментальные специальности, представленные в нашей школе) для любого музыкального уровня – от начального до профессионального по двум программам обучения.

Читайте также:  Осваиваем три вида минора

1. Базовый онлайн курс подбора музыки по слуху

(24 занятия по 60 мин + пробный урок)

В программу базового курса входит:

  • Подбор на слух мелодии в простых тональностях (до 2 знаков альтерации у ключа).
  • Знакомство с несколькими видами аккомпанемента и его подбор на слух в простых тональностях.
  • Подбор аккомпанемента по обозначениям аккордов и сочинение элементарных фактур.
  • Подбор сопровождения по слуху.
  • Теоретические основы подбора музыки на слух.

2. Углубленный онлайн курс подбора музыки по слуху

(48 занятий по 60 мин + пробный урок)

В программу углубленного курса входит:

  • Программа базового курса
  • Подбор мелодии и аккомпанемента в более сложных тональностях.
  • Элементы сочинения (вступление, проигрыш, заключение).
  • Развитие слуховых навыков.

Для желающих заниматься по онлайн уроках подбора музыки по слуху будут полезны онлайн уроки сольфеджио и повышение исполнительского уровня игры на инструменте в режиме регулярных занятий или консультаций. Занимающимся по двум и более программам предоставляется скидка!

Студенты могут продолжить повышать уровень навыка на дистанционных онлайн уроках подбора музыки на слух в режиме консультаций или разовых занятий.

Подать заявку на уроки

Источник: http://music-mydream.com/courses/dopolnitelnye-programmy/120-uroki-podbora-muzyki-po-sluhu-onlin

Учимся слушать

Наверное, каждый начинающий музыкант мечтал о том, чтобы научиться с ходу воспроизводить любую понравившуюся мелодию. Опытные музыканты знают, что для этого нужно приложить немало усилий.

В начале обучения кажется, что ноты «мешают», что лучше бы совсем обойтись без них. А спустя время понимаешь, что это наши помощники, и играть «по слуху», то есть без нот, намного трудней. Не всякие опытные исполнители способны на это.

Но научиться подбирать несложные мелодии может научиться каждый.



Как подобрать мелодию на слух? Для этого, прежде всего, нужно научиться слушать, ведь этот вид творчества именно так и называется «игра по слуху» или «подбор по слуху».

Воспроизвести можно только ту мелодию, которую запомнил, а запомнить музыкальное произведение можно только после неоднократного прослушивания.

Кто-то легко запомнит мелодический рисунок с одного разa, кому-то понадобится гораздо больше.

Попробуйте пропеть

В идеале нужно научиться еще и воспроизводить мелодию голосом, и, следуя за голосом, подыскивать нужную клавишу на инструменте. Но это не обязательно. Есть такое понятие, как внутренний слух.

Он помогает нам услышать мелодию в сознании, «в голове», а затем начать воспроизводить голосом и на инструменте.

Внутренний слух поможет и тем начинающим музыкантам, которые умеют следовать голосом за звучащей мелодией (на инструменте, в записи), но не могут правильно воспроизвести ее без сопровождения – «плавают» по тональности, не точно интонируют.

Разбейте на кусочки

Запомнив мелодию, можно попытаться разбить ее на музыкальные фразы. Определить сколько их, одинаковые ли они или различаются, существенные ли различия или небольшие.

Рассмотрим в качестве примера русскую народную песню «Во поле береза стояла». Вообще начинать учиться подбору по слуху лучше всего именно с народных песен.

Наверное, мы генетически настроены на восприятие мотивов родной земли.

  • Несколько раз прослушав мелодию, можно определить, что состоит она из четырех фраз:
  • 1. Во поле береза стояла
  • 2. Во поле кудрявая стояла
  • 3. Люли-люли стояла
  • 4. Люли-люли стояла

Первая и вторая фраза почти идентичны, только во второй фразе на слог «ле» приходится скачок вверх. Третья и четвертая фразы идентичны полностью. Таким образом, внимательно прослушав песню, можно определить сложность задачи. В нашем примере она существенно упрощается за счет повторений.

Подведем итог на сегодня: Чтобы научиться подбирать мелодию на слух, нужно во-первых, внимательно прослушать и запомнить ее, и во-вторых, разбить мелодию на музыкальные фразы. Это, конечно, еще не все. О том, что делать дальше, речь пойдет в селдующей статье.

Источник: http://myfortepiano.ru/kak-podobrat-melodiju-na-sluh-chast-1.php

Как научиться подбирать мелодию на слух? На каком муз. инструменте проще?

Да, Вы правы, действительно, гораздо интересней и увлекательней научиться самому подбирать любую мелодию, а не только играть по нотам.

Вот несколько важных моментов в этом процессе, на которые стоит обратить внимание:

  • Не бояться, что не получится
  • Выбирать знакомые мелодии
  • Выбирать простые мелодии
  • Выбирать не быструю мелодию, с размеренным темпом
  • Не бояться начать с любой ноты
  • Тренироваться, тренироваться и тренироваться 🙂

Подробнее:

  • Нужно настроиться на то, что нет ничего невозможного, всему можно научиться, и это действительно так. Подбирать мелодии на слух — это не достояние только исключительных людей — важно это понимать, чтобы страх неудачи не сковывал.
  • Когда человек только учится подбирать музыку на слух, лучше начинать с хорошо знакомых, которые человек очень-очень часто слышал, а желательно и чтобы он мог их пропеть. Если человек не может полностью напеть мотив, то, вряд ли, сможет его сыграть, по крайней мере, ему будет очень сложно — в этом случае лучше включить эту музыку, чтобы вточности вспомнить мотив.

Но лучше брать абсолютно знакомые песни — это очень важно, потому что если человек начнет подбирать подряд любые мелодии, то его очень скоро может постигнуть разочарование и может показаться, что у него нет к этому способностей. Но это не так — просто выбор мелодии очень важен на начальном этапе.

  • Третий момент — помимо того, что мелодия должна быть хорошо знакомой, еще очень важно, чтобы она была простой. В этом плане хорошо подходят, например, песни советской эпохи. Современные, особенно, иностранные песни начинающему будет подобрать в разы сложнее (хотя есть исключения, но, в основном, это так).
  • Чем быстрее темп музыки, тем сложнее начинающему будет ее подобрать.
  • Лиха беда начала. Человек думает: «С какой же ноты начать играть? Ведь если ошибешся с первой нотой, то дальше уже мелодия не получится…» И этот страх сковывает :(. Но он напрасен. На самом деле, начать мелодию можно абсолютно с любой ноты! Мелодия будет звучать несколько «иначе», но ее мотив будет, все равно, узнаваем.

Поэтому нажимаем смело на любую понравившуюся клавишу (для клавишных) и стараемся дальше подобрать хотя бы несколько нот мелодии.

Как только у нас это получилось (то есть эти несколько нот вполне выдают нашу мелодию), можно и откалиброваться, то есть начинаем играть этот мотив, начав уже с другой ноты (то есть, если играли с ноты ми, то теперь пробуем с ноты фа), если не достаточно чисто, то опять со следующей, и так пробуем все семь нот, пока не найдем идеальный вариант — это самая несложная часть подбора мелодии и очень быстрая, на самом деле. А дальше уже подобрать оставшуюся часть проще, когда начало положено.

  • С опытом все становится легче. Чем чаще человек будет подбирать мелодии, тем лучше и быстрей начнет получаться — это закономерный результат любого опыта. Как говорится, если долго мучаться, что-нибудь, все равно, получится :). Если есть хороший стимул и немного упорства, то рано или поздно и эта крепость сдастся!

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/211278-kak-nauchitsja-podbirat-melodiju-na-sluh-na-kakom-muz-instrumente-prosche.html

Подбор музыки по слуху и аранжировка музыкальных произведений

  • Цель: закрепление навыка подбора музыки по слуху и аранжировки музыкальных произведений.
  • Задачи:
  • обучающие:
  • ×научить слышать высоту музыкальных звуков;
  • ×закрепить теоретические знания по темам «тональность», «аккорд» и «отклонение в другую тональность».
  • развивающие:
  • ×способствовать развитию гармонического и звуковысотного слуха;
  • ×развивать навык подбора  аккордового сопровождения мелодии с отклонением в другую тональность.
  • воспитательные:
  • ×воспитывать слушательскую  культуру и доброжелательное отношение при анализе музыкального исполнения.
  • Оборудование:
  • -фортепиано;
  • -синтезаторы;
  • -наушники.
  • Предварительная работа.

Знакомство с  необходимыми теоретическими понятиями (тональность, главные ступени, трезвучия главных ступеней, отклонение и другие).

Освоение навыков определения тональности в музыке, построения трезвучий главных ступеней, гармонизация мелодии с отклонением в другую тональность.

Ход занятия.

Организационная часть.

Педагог:Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, должен ли музыкант обязательно уметь подбирать музыку по слуху?

Дети: Да.

Педагог: А зачем? Ведь есть ноты. Но на самом деле могут быть ситуации, когда музыканта просят сыграть какую-нибудь песню сиюминутно, и у музыканта нет времени искать ноты. Конечно, речь не идёт о классической музыке.

Классическую музыку мы будем разучивать по нотам. Но современную популярную музыку порою бывает проще и быстрее подобрать по слуху, чем разучивать по нотам. К тому же надо заметить, что подбирать музыку по слуху это очень увлекательное занятие.

Вы согласны со мной?

Дети: Да.

Педагог. Поэтому сегодня мы с вами будем продолжать учиться подбирать музыку по слуху и делать аранжировку к музыкальным произведениям. А подбирать мы сегодня будем всем известную и всеми любимую песню Владимира Шаинского «Голубой вагон».

  1. Основная часть
  2. Педагог: С чего мы начинаем подбор музыки?
  3. Дети:С мелодии.

Педагог:Правильно.Чтобы вы не мешали друг другу, один из вас подойдёт ко мне за  фортепиано, остальные сядут за синтезаторы и будут подбирать в наушниках.

Подбор мелодии по слуху.

Педагог играет мелодию: каждую фразу несколько раз, пока дети правильно не повторят за ним. Когда все дети подобрали мелодию песни, они снимают наушники и играют её все вместе, одновременно проверяя  правильность мелодии у себя и у своих товарищей, и при необходимости корректируют её.

Актуализация теоретических знаний.

Педагог:Молодцы, ребята! Теперь, когда мелодия у нас подобрана, что мы будем делать дальше?

Дети: Подбирать аккорды.

Педагог: Правильно. А какие мы будем строить аккорды?

  • Дети: Трезвучия главных ступеней.
  • Педагог: Какие ступени мы называем главными?
  • Дети: Первую – тоника, четвёртую – субдоминанта, пятую – доминанта.
  • Педагог: А что нам надо определить в мелодии, чтобы построить главные ступени и трезвучия главных ступеней?
  • Дети: Тональность.
  • Педагог: А что такое тональность?
  • Дети: Это тоника и лад.
  • Педагог: Итак, тональность этой музыки? 
  • Дети: Соль минор.
  • Дети строят трезвучия главных ступеней в тональности соль минор, вслух проговаривая получившиеся звуки аккордов.
  • Педагог: Итак, теперь мы эти аккорды будем по слуху подбирать к нашей мелодии.
  • Гармонизация мелодии.

Дети расходятся за синтезаторы, одевают наушники и самостоятельно подбирают аккорды к мелодии. Затем все подходят к фортепиано. Один из учащихся садится за инструмент и играет мелодию с теми аккордами, которые он подобрал. Остальные дети вслух комментируют правильность или неправильность подбора. Как правило, трудность возникает там, где происходит отклонение в другую тональность.

Педагог:Если нам не подходит ни одно из наших трезвучий, это означает, что здесь происходит…?

Дети:  Отклонение в другую тональность

Педагог: Правильно! И здесь мы уже по слуху находим новую тонику и к ней строим доминанту, так как отклонение в другую тональность происходит только через…?

  1. Дети: Доминанту.
  2. Педагог: В данном случае у нас произошло отклонение в тональность…?
  3. Дети: Фа мажор.
  4. Педагог: Ну а теперь, ребята, я предлагаю вам пройти за синтезаторы и сделать аранжировку этой песни.
  5. Аранжировка музыки и её исполнение.

Дети самостоятельно аранжируют песню на синтезаторе, а потом исполняют её по очереди перед своими товарищами. После каждого исполнения дети коллективно обсуждают, что было удачно в аранжировке, а что нет. В своём анализе дети отмечают, насколько удачно был подобран музыкальный стиль, инструмент, темп исполняемой музыки. Все исполнения награждаются аплодисментами.

Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Какая была цель нашего занятия?

  • Дети: Подобрать по слуху мелодию песни «Голубой вагон»,  аккордовое сопровождение к мелодии и сделать  аранжировку песни на синтезаторе.
  • Педагог: Как вы считаете, мы достигли цели нашего занятия?
  • Дети:  Да!
  • Педагог:  А что необходимо было сделать  для достижения этой  цели и с какими трудностями вы столкнулись?
  • Дети совместно с педагогом вспоминают весь пошаговый процесс занятия.

Дети:  Когда мы подбираем мелодию по слуху, надо внимательно слушать, куда идут звуки, выше или ниже. Когда мы гармонизуем мелодию, то надо помнить о том, что может быть отклонение в другую тональность.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Наше занятие окончено. До свидания.

Литература:

  1. Белецкий С.В. Образовательная программа «Элементы музыкальной речи». Омск  «РЕМИС»,  2002г.
  2. Белецкий С.В. Образовательная программа «Основы чтения нотного письма». Омск «РЕМИС»,  2003г.

Источник: https://open-lesson.net/4449/

Ссылка на основную публикацию