Самые распространённые формы музыкальных произведений

Презентация на тему: Музыкальные формы Самые распространённые формы музыкальных произведений

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Самые распространённые формы музыкальных произведений Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

№ слайда 2

Описание слайда:

Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.

№ слайда 3

Описание слайда:

Одночастное произведение Произведение, в котором отсутствует деление на части.«Со вьюном я хожу» русская народная песня

№ слайда 4

Описание слайда:

Двухчастная форма Самая простая форма музыкального произведения, обычно состоит из следующих один за другим периодов. «Пусть всегда будет солнце» А.И.Островский, Л.Ошанин«Спят усталые игрушки» А.И.Островский, З.А.Петрова

№ слайда 5

Описание слайда:

Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно (или изменяется лишь слегка), но при каждом повторении в куплете новый текст. Куплетными являются большинство народных песен.«Венецианская ночь» М.И.Глинка«Куплеты тореадора» Ж. Бизе СТРОЕНИЕВступление – куплет (запев, припев)- проигрыш – куплет (запев, припев) — заключение

№ слайда 6

Описание слайда:

Вариационная форма Вариации (от лат. вариация – изменение):1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости.«Полюшко-поле» Л. К.Книппера

№ слайда 7

Описание слайда:

Рондо (от фр. рондо-хоровод, хождение по кругу) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг.«Рондо Фарлафа» М. И. Глинки

№ слайда 8

Описание слайда:

Фуга (бег) – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией.«Токката и фуга ре-минор» И.С.Бах

№ слайда 9

Описание слайда:

Циклические формы ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙКОНЦЕРТ СЮИТА СИМФОНИЯ СОНАТА

№ слайда 10

Описание слайда:

Сюита (фр. Suite-ряд, последовательность). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом.«Сюита в старинном стиле» А.Шнитке«Картинки с выставки» М.Мусоргский«Шехерезада» Н.Римского-Корсакова

№ слайда 11

Описание слайда:

Концерт (состязание) – виртуозное произведение для солирующего инструмента или голоса с сопровождением оркестра.«1-й концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского

№ слайда 12

Описание слайда:

Соната Учебное или концертное произведение для одного или двух инструментов. Обычно состоит из 3-4 разных характеров.«Лунная соната» Л.Бетховен«Апассионата» Л.Бетховен

№ слайда 13

Описание слайда:

Симфония (созвучие) – произведение для оркестра в форме сонатного цикла (3-4 части).«Ленинградская симфония» Д.Б.Шостакович«Патетическая симфония» П.И.Чайковский

№ слайда 14

Описание слайда:

Кантата (от итал. петь) – большое вокально — симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра.«Александр Невский» С.С.Прокофьев

№ слайда 15

Описание слайда:

Оратория Вокально – симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы.«Реквием» В.А.Моцарт

№ слайда 16

Описание слайда:

Вокальный цикл Несколько романсов и песен, объединенных одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен.«Детская» М.П.Мусоргский«Прощание с Петербургом» П.И.Чайковский

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/muzyka/muzykalnye-formy.html

Музыкальная форма

Подробности Категория: Музыкальная теория Опубликовано 03.12.2018 12:03 Просмотров: 827

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Любое содержание должно сохраняться в определённой форме, это касается и музыкального содержания.

Как звуки речи составляют слово, затем фразу, предложение и т.д., так и музыкальные звуки образуют музыкальные фразы, которые объединяются в периоды (законченная музыкальная мысль), части. Фразы, периоды, части музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C … и т. д.

Когда композитор начинает развивать элементы мелодии различными способами, появляются различные типы музыкальных форм.Самая простая музыкальная форма – А. Мелодия при повторении может незначительно меняться, тогда это можно выразить формулой AA1A2 и т.д. Это одночастная форма.

Частушка является примером одночастной формы.

Музыкальная форма может быть двухчастной (AB), трёхчастной (АВА), концентрической (АВСВА). 

Классические музыкальные формы

Сонатная форма

В сона́тной фо́рме три основных раздела: экспозиция, где противопоставляются главная и побочная партии, разработка, где Самые распространённые формы музыкальных произведенийтемы развиваются, реприза, где повторяется экспозиция. Основная идея сонатной формы – конфликтность и динамика развития. Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма, она быстро достигла своих вершин в позднем творчестве Гайдна, Моцарта, а затем Бетховена и остаётся актуальной и в наше время, пережив всевозможные модификации в музыке XIX и XX вв.

Рондо (от франц. «круг»)

Это музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном: A — B — A — C — A — и т.д.

Вариации

Вариации – одна из старейших музыкальных форм, известна с XIII в. Вариации состоят из темы и её нескольких изменённых воспроизведений (вариаций).

Фуга (от лат. fuga «бег»)

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/muzyka/890-muzykalnaya-forma

2 + 2: форма и жанр в музыке

Единственный подвох заключается в том, что музыкальная форма тесно связана с понятием музыкального жанра: соната — это и жанр, и форма; экспромт часто написан в строгой форме, вопреки своему названию; рондо может быть частью более крупной формы — сюиты и т. д. Но если распутать этот клубок, то в основе мы увидим простые языковые структуры, а параллели между формами, жанрами и другими художественными явлениями объясняют не только внутреннее строение музыки, но и общие законы формообразования в искусстве.

Самой массовой музыкальной формой стала куплетно-припевная, в которой чередуются куплет (A) и припев (B).

Она легко узнается из-за широкого распространения, но ошибочно полагать, что вся популярная музыка имеет такое незатейливое строение: часто в ней есть вступление, каденция (заключительный эпизод) и другие части, оставшиеся в наследство от джаза или академической музыки прошлого. Прежде чем научиться различать сложные формы, нужно разобраться с простейшими структурами, из которых состоит любое произведение.

Самые мелкие формообразующие элементы — мотив, фраза и предложение, которые равноценны слову, фразе и тому же предложению в языке. Мотив может состоять из двух звуков (равняющихся слогам) и больше.

Отличить фразу от предложения сложно как в музыке, так и в речи, здесь поможет только особая интуиция или слова, если произведение вокальное. На примере арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» можно легко проследить параллель языковых и музыкальных форм.

«Куда, куда, куда вы удалились?» = мотив, мотив, фраза; все вместе дает нам предложение.

П.И. Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Период — это уже законченная музыкальная мысль, которая может быть самостоятельным коротким произведением. Структура периода — два предложения: первое из них заканчивается неустойчиво или вопросительно, а второе — устойчиво и утвердительно.

Простейшими примерами таких музыкальных конструкций являются частушки: несмотря на жанровое разнообразие, в основе своей все они имеют форму периода.

Отрывок из документального фильма с упоминанием знаменитой частушки «Яблочко»

Произведения инструментальных жанров, написанные в форме периода, часто объединяют в циклы с программным названием, например «Детский альбом» Чайковского или «Двадцать четыре прелюдии» Шопена.

П.И. Чайковский. «Утренняя молитва» из цикла «Детский альбом» в исполнении Михаила Плетнева

Ф. Шопен. Прелюдия № 7 ля мажор, сочинение 28 в исполнении Льва Гунина

Колыбельные также строятся по принципу повторения одного периода. Этот жанр достался нам в наследство со времен первобытно-общинного строя, когда еще не существовало разделения на музыку и быт: колыбельные, трудовые, пастушьи песни органично вплетались в повседневность.

Колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Искусство обособляется и становится отдельной областью при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому: Древний Египет, Индия, Китай, Месопотамия и наконец Греция.

Здесь мы уже находим массу музыкальных жанров, и наиболее интересные среди них — древнегреческая трагедия и комедия, имевшие особую структуру. Так, первая состояла из пролога, перемежающихся между собой диалогов и хоровых сцен, речитативов в сопровождении инструментов и заключения.

Однако музыкальных форм в нашем понимании тогда еще не существовало, мелодия не была самостоятельной и следовала за текстом.

Самые распространённые формы музыкальных произведенийРасшифровка древнегреческой буквенной нотации: верхняя строка символов — вокал (для исполнения голосом), нижняя — инструментальная партия (более древняя). Источник

Хотя Древняя Греция не дает нам музыкальных форм, весьма интересна эволюция вышеупомянутых жанров, зародившихся в этой стране. Много позже, в эпоху Средневековья, на первый план выходит полифония — склад многоголосной музыки, когда несколько разных мелодий звучат одновременно и согласуются между собой.

Источник: https://knife.media/musical-forms/

Перечислите музыкальные формы. Например, симфония..

Наталия Тузина Просветленный (49225) 7 лет назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) .

Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма — Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) . Валентина Саламатова Ученик (209) 3 года назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма — Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Читайте также:  Переломный период у ученика-музыканта. что делать родителям, если ребёнок отказывается от дальнейшего посещения музыкальной школы?

Антон Брагин Ученик (141) 2 года назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма — Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Никита Воловик Знаток (294) 2 года назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма — Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Татьяна Соколова Ученик (119) 2 года назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма — Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Елена Герасимова Ученик (211) 2 года назад Константин Петров Ученик (206) 1 год назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма — Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

lfybk 435 Ученик (105) 1 год назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы:Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная формаПростые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная формаСложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-сонатаЦиклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • ОраторияПолифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • МадригалСпецифические формы эпохи бароккоПростые формы эпохи барокко• Старинная сонатная форма• Составные формы эпохи барокко• Старинная концертная форма• Хоральная обработкаСпецифические формы эпохи романтизма -Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая формаФормы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Ирина Коробкова Ученик (117) 1 год назад Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы — Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы — Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения — Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма — Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра — Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Источник: https://otvet.mail.ru/question/68220010

Билеты по музыкальной литературе. формы

Формы музыкальных произведений

От наименьших составляющих формы к сложным формам.

     Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы. Даже то, что мы пренебрежительно называем словом «аморфный», так же имеет определённые пространственные координаты. Почти невозможно представить себе действительно что-то совсем бесформенное.

Читайте также:  Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

В музыке, как и в речи(и в любом другом виде искусства) форма просто необходима длячёткого выражения определённых мыслей и настроений.Очень часто люди придерживаются ошибочного мнения, что композиторы творят лишь по наитию, по вдохновению, «в свободном полёте», не ориентируясь ни на какие рамки и правила. Это совершенно не так.

Чайковский говорил: «Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых».И сам Пётр Ильич являлся образцовым примером следования этому правилу: каждый день композитор упорно сочинял, иногда «выжимая» из себя музыку, так как боялся разучиться писать. Этот факт кажется невероятным, учитывая то количество произведений, которое создал Чайковский.

И уж совсем трудно поверить в какие-то усилия, слушая знаменитые «Времена года», написанные композитором без особого желания, по заказу периодического издания журнала.

Другим примером подчинения прекрасной музыки строгим правилам формы могут служить полифонические произведения И.С.Баха(«Хорошо темперированный клавир», «Музыкальное приношение», «Искусство фуги» и многие другие) в которых границы музыкальных мыслей высчитывались с математической точностью.

Моцарт, создавший громадное количество произведений практически без черновиков, опирался на устоявшиеся классические законы гармонии и формы. Примеры, таким образом, можно продолжать, но не в количестве суть.

Эти примеры помогли нам убедиться в том, что любое музыкальное произведениенуждается в определённых законах формы.

Сложившаяся в традиции, понятная форма, хорошо воспринимается наслух, делая понимание произведения более доступным. Напротив, когда произведение имеет слишком необычную форму, это затрудняет восприятиепроизведения до полного отторжения и непринятия(например, песни и вокальные циклы Мусоргского, симфонии Малера, коллажи Д.

Кейджа, некоторые произведения современных авторов). Тем не менее, со временем, эти формы также находят своё объяснение и становятся более понятными. Слуховой багаж человека ХХIвека не сравним с восприятием людей ХIХ века и более давних времён.

Поэтому для современного человека, казавшейся в своё время «ужасной» и «варварской» музыка Мусоргского, таковой не кажется.

Суммируя изложенные выше доводы, подведём итог. Итак,

музыкальные формы нужны для:

  • создания чётких границ музыкальным мыслям и настроениям;
  • облегчения восприятия произведения;
  • организации крупных построений (сюита, соната, опера, балет).

Обратимся теперь к понятию музыкальной формы и составляющих еёкомпонентов.

Музыкальная форма– это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив(от латинского — «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот.

Размер мотива может быть разным – от одного — двух звуков до целого такта (смотреть: Шуберт,«Прекрасная мельничиха»,№7. «Нетерпение» – партия левой руки; №3.

«Стой!» — размер начального мотива; Бах,«Х.Т.К.», 1-й том. Фуга до-минор).

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой(по-гречески – «выражение»).

Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким (Шуберт,«Прекрасная мельничиха», №1.

«В путь!»; №12. «Пауза» — мотивы объединяются во фразу).

Фразы объединяются в предложения.Стандартный размер предложения – 4 такта.

Предложения завершаются кадансами(от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.

Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению(Т, S, D, VI).

Из предложений составляется период. Период– это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями.

Различают период повторногои не повторногостроения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.).

Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением.

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма.

Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др.

композиторов).

Одночастная форма (А)– это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А илиА

aa1 ab

Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т.е, повторного строения – см.

некоторые Прелюдии Скрябина), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини).

Схема формы: А А1 или А В.

Важнейшим ( и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность.Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

  • повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;
  • повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;
  • повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.
  • Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA),состоящая из трех периодов, где
  • А— представляет собой изложение музыкальной темы;
  • В — развитие темы Аили новый контрастный материал;А — реприза, точное или измененное повторение части А.
  • Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец»(по-итальянски: dacapoalFine).

Трехчастная форма (так же, как и все предыдущие) бывает простаяи сложная. В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например:

А В А

ababa

Трехчастна форма является один из самых популярных принциповпостроения музыкального произведения.Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных сочинений.

Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского.Помимо самостоятельных инструментальных пьес из «Детского альбома», «Времён года» и др. произведений, любимая композитором 3-х частная форма зачастую организует ГП и ПП в симфониях (см.

4-ю и 6-ю симфонии).

На принципе повторностиоснована также более сложная форма, уходящая корнями в народную песенно-танцевальную традицию Франции.Речь идёт о форме рондо (в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня»).В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен.Рефрен (по-французски – «припев») должен прозвучать не менее 3-х рази может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.

Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.

А В А С А

рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен

Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке: инструментальные пьесы(Моцарт,Турецкий марш из Сонаты для фортепиано ля-мажор, №11, Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба Фигаро»; Бетховен,«К Элизе», «Ярость по поводу потерянного гроша» и многие др.

), романсы и песни(Глинка,«Попутная песня»; Даргомыжский«Старый капрал»), хоры, оперные арии (Глинка,Рондо Антониды из «Ивана Сусанина», Рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы»), последние части крупных форм – сонат и симфоний(например, симфонии Малера), а так же целые оперные или балетные сцены(см.

«Щелкунчик» Чайковского,«Любовь к трём апельсинам» Прокофьева)могут быть организованы формой рондо.

Очень часто форма рондо применяется в пьесах французских клавесинистов (Дакен, «Кукушка», Рамо, Тамбурин, «Курица», Куперен, «Маленькие ветряные мельницы», «Сестра Моника» и многие другие пьесы).

  1. Вариации (от латинского «изменение, разнообразие») – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.
  2. А А1А2А3А4
  3. Вариации

Темаможет быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора.1Она пишется в любой простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной.

Тема повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п.

В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной речи (в зависимости от эпохи и стиля композитора).

Тип вариаций зависит от того, каким способоми насколько сильноизменяется тема. Разновидности вариаций:

1.Вариации на неизменный бас(bassoostinato)илистаринные вариации были известны еще в XVIвеке в Европе.

Модные тогда танцы пассакалияи чаконаписались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу, при этом варьировались только верхние голоса (см: Г.Пёрселл, плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней»).

Техника бассо остинато не осталась достоянием только лишь старинной музыки – в ХХ веке в связи с всплеском интереса к старинной музыке эта техника обрела новую жизнь.

Интересные образцы использования бассо остинато мы находим, например, в произведении Drauhgtmans Contract Майкла Наймана(басовую тему ведёт орган на фоне «трепетания» струнных, в точке «золотого сечения» к этим инструментам подключается клавесин, создавая своим металлическим тембром холодное, жутковатое звучание).

2.Вариации на неизменную мелодию (sopranoostinato)наиболее близки народной музыке. Мелодия повторяется без изменений, а сопровождение варьируется.

Такой тип вариаций ввёл в русскую классическую музыку М.И.

Глинка,поэтому они иногда называются «глинкинские»(см: «Руслан и Людмила»: Песня Баяна, Персидский хор; Равель,«Болеро»; Шостакович,эпизод нашествия из Симфонии №7.).

В западноевропейской классической музыке XVIIIи первой половины XIXсложились 3.строгие (орнаментальные)2вариации,созданные венскими классиками (Й.Гайдном, В.Моцартом, Л.Бетховеным).

Правила строгихвариаций:1.Сохранение лада, метра, общих контуров темы и функциональной основы; 2.Изменение (орнаментация, усложнение) сопровождения; 3.Одна из средних вариаций (как правило, 3-я) пишется в одноимённом миноре или мажоре (см: Моцарт,Соната №11, 1ч.; Бетховен,Соната №2, 2ч., Соната №8, 2ч. и др.).

Приёмы, которыми композиторы пользовались в вариациях, связаны с популярным в XVII-XVIIIвеках искусством импровизации.Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или оперной арии).3Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы существуют и поныне в джазовой музыке.

4.Свободные или романтические вариациипоявились во второй половине XIXвека. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь её с темой была очень слабой. Яркие примеры таких вариаций в большом разнообразии представлены в творчестве Р.

Шумана: это фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Симфонические этюды» и др. произведения. Много вариаций на заимствованные темы оставил гениальный пианист-виртуоз Ф.

Лист(транскрипции на песни Шуберта, на темы Моцарта, Гайдна, Бетховена, темы из итальянских опер и на собственные темы).

  • В музыке встречаются вариации на две, а иногда и на три темы, которые варьируются поочередно. Вариации на две темы называют двойными:
  • А В А1В1А2В2А3В3илиА А1А2А3… В В1В2В3
  • 1-я 2-я Вариации 1-я Вариации 2-я Вариации
  • тема тема тема тема

Примеры двойных вариаций: Глинка, «Камаринская»; Бетховен,Симфония №5, 2ч., Соната №8, «Патетическая», 2 часть, Симфония №9, 4ч.

Вариации на три темы называются тройными.

Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

1 В эпоху раннего Возрождения (XIVXVIвв.) заимствование чужой темы не считалось посягательством на авторские права – существовали специальные жанры, определяющие степень заимствования.

Пародией называлось сочинение на чужую тему, а парафразой – сочинение на собственную тему. Сочинение на чужую или собственную тему распространено в композиторской практике до настоящего момента и выявляет степень мастерства обработки исходной музыкальной мысли.

2Орнамент – узор, украшение. Орнаментальные вариации подразумевали усложнение, «изукарашивание» фактуры. 3Маленький Моцарт, гастролируя с отцом по Европе, удивлял публику свободной импровизацией на любую предложенную тему.

В XIX веке виртуозными импровизациями слушателей ошеломляли Ф.Листи Н.Паганини.

Источник: http://annvic.mypage.ru/bileti-i-voprosi-k-jekzamenu/bileti_po_muzikalnoy_literature_2_1.html

Форма музыкальная

Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева
«Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать
испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты
Бетховена. А школьный хор к очередному празднику
разучивает новые песни.

Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы
произведения очень разные — разные и по жанру, и по форме. Что же
такое — форма в музыке?

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности
построения музыкального произведения: соотношение и способы
развития музыкально-тематического материала, соотношение и
чередование тональностей.

Конечно, каждое музыкальное произведение
обладает своими неповторимыми чертами.

Но все же на протяжении
нескольких веков развития европейской музыки сложились определенные
закономерности, принципы, по которым строятся отдельные типы
произведений.

С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо
знакомы. Это куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен
рассказ о слове «куплет»).

Сходна с ней ведущая от
нее свое происхождение старинная форма рондо.
Основаны они на двух (или — в рондо — нескольких) различных
тематических материалах.

Форма в таких случаях строится на
сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто
контрастных, а порою даже конфликтных тем.

Распространены в музыкальной практике также трехчастная и
двухчастная формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято
изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в
конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется.

В этой
форме пишутся средние части симфоний и
сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы,
например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки
Шопена, песни без слов
Мендельсона, романсы русских и зарубежных
композиторов.

Двухчастная форма распространена меньше, так как
имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без
вывода», без итога. Схема ее: АВ.

Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме.
Это, прежде всего, вариации, которые точнее
можно назвать темой с вариациями. Кроме того, на одной теме
построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга,
канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы
«полифония», «фуга»,
«вариации».

Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть
композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными
формами.

Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при
создании программных произведений, а также при
сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы.

Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности
— наиболее распространенной из всех музыкальных построений.

Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм —
сонатная — в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы —
экспозиция, разработка и реприза — образуют сложную трехчастность —
симметричное и логически завершенное построение. Об этом вы
прочтете в рассказе, посвященном сонате.

Л. В. Михеева

Применительно к музыке о форме говорят в двух аспектах. В широком форма — это звуковое воплощение произведения: от характера интонаций и подбора тембров — до общей композиции и гармонического языка. Каждая нота и каждая пауза несут свою нагрузку, все влияет на содержание целого.

В более узком, технологическом смысле формой называют строение сочинения, его композиционную структуру.

На протяжении развития профессиональной европейской музыки откристаллизовалось определенное количество музыкальных форм, которые, с одной стороны, отвечают оптимальным возможностям человеческого восприятия, с другой — вмещают огромное разнообразие музыкальных «сюжетов», типов музыкальной драматургии.

Многие принципы повторяются в разных формах: контраст материала, повтор, варьирование. Основные музыкальные формы сложились в XVII-XVIII веках. С различными изменениями и модификациями они продолжают жить и в современной музыке. Бывают и так называемые свободные формы.

Но они, во-первых, обычно содержат черты тех или иных устоявшихся форм, а во-вторых, все равно ставят автора перед необходимостью найти некую убедительную, логичную драматургию. Наиболее распространены следующие формы: двухчастная, трехчастная, вариационная, рондо, соната, фуга.

М. Г. Рыцарева

Источник: https://www.classic-music.ru/forma.html

Музыкальные формы. музыкальная форма построение музыкального произведения, соотношение его частей. простейший составной элемент музыки называется мотивом, — презентация

1 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

2 Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.

3 Одночастное произведение Произведение, в котором отсутствует деление на части. « Со вьюном я хожу » русская народная песня

4 Двухчастная форма Самая простая форма музыкального произведения, обычно состоит из следующих один за другим периодов. « Пусть всегда будет солнце » А. И. Островский, Л. Ошанин « Спят усталые игрушки » А. И. Островский, З. А. Петрова

5 Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно ( или изменяется лишь слегка ), но при каждом повторении в куплете новый текст.

Куплетными являются большинство народных песен. « Венецианская ночь » М. И. Глинка « Куплеты тореадора » Ж.

Бизе СТРОЕНИЕ Вступление – куплет ( запев, припев )- проигрыш – куплет ( запев, припев ) — заключение

6 Вариационная форма Вариации ( от лат. вариация – изменение ): 1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. « Полюшко — поле » Л. К. Книппера

7 Рондо Рондо ( от фр. рондо — хоровод, хождение по кругу ) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг. « Рондо Фарлафа » М. И. Глинки

8 Фуга Фуга ( бег ) – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией. « Токката и фуга ре — минор » И. С. Бах

9 Циклические формы СИМФОН ИЯ СЮИТА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ СОНАТА

10 Сюита Сюита ( фр. Suite- ряд, последовательность ). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. « Сюита в старинном стиле » А. Шнитке « Картинки с выставки » М. Мусоргский « Шехерезада » Н. Римского — Корсакова

11 Концерт Концерт ( состязание ) – виртуозное произведение для солирующего инструмента или голоса с сопровождением оркестра. «1- й концерт для фортепиано с оркестром » П. И. Чайковского

12 Соната Учебное или концертное произведение для одного или двух инструментов. Обычно состоит из 3-4 разных характеров. « Лунная соната » Л. Бетховен « Апассионата » Л. Бетховен

13 Симфония Симфония ( созвучие ) – произведение для оркестра в форме сонатного цикла (3-4 части ). « Ленинградская симфония » Д. Б. Шостакович « Патетическая симфония » П. И. Чайковский

14 Кантата Кантата ( от итал. петь ) – большое вокально — симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра. « Александр Невский » С. С. Прокофьев

15 Оратория Вокально – симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы. « Реквием » В. А. Моцарт

16 Вокальный цикл Несколько романсов и песен, объединенных одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен. « Детская » М. П. Мусоргский « Прощание с Петербургом » П. И. Чайковский

Источник: http://www.myshared.ru/slide/441193/

Ссылка на основную публикацию