Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

С годами студенты все меньше поддаются дифференциации: запоминаются немногие лучшие, ради которых и стараешься, выкладываешься, а основная серая масса радует мало – она в лучшем случае пополнит ряды стремительно редеющего рабочего класса, в худшем – маргинализируется и неумолимо будет скатываться на самое «дно» жизни, где и проведет остаток дней, ежели не появится на политической арене новый Жириновский, готовый повести за собой эту свору обиженных и недоучившихся люмпен-пролетариев.

Проблема, которая давно является хронической и оттого сразу бросается в глаза уже в работе с первокурсниками, — разрыв между школьными и вузовскими требованиями, точнее, неподготовленность, неадаптированность абитуриентов к новой для себя среде.

Первокурсники не торопятся расстаться с «милыми» школярскими привычками, в частности, с наивной уверенностью в том, что с ними по-прежнему будут носиться, как с писаной торбой, уговаривать несговорчивых учителей поставить «тройку», а то и «пятерку» (если речь идет о потенциальных медалистах), идти у них на поводу буквально во всем.

Свою негативную роль, конечно, играет и взимание платы за учебу. Оно дисциплинирует и обязывает только с одной стороны и серьезно развращает с другой. Вот только один характерный случай: после первого организационного занятия с первокурсниками один из студентов с искренним удивлением спросил у преподавателя: «А что, здесь еще нужно учиться?»

Конечно, подготовительные курсы, которых где только нынче нет, частично компенсируют отставание школы от вуза, но они не в силах ликвидировать его полностью, поэтому проходит немало времени, прежде чем вчерашние абитуриенты обретают студенческую психологию. Происходит это, в основном, к старшим курсам.

Едва ли не впервые в собственной практике мне довелось столкнуться с группами, где преобладали юноши. 17-18 лет – возраст активного освоения жизни во всех ее соблазнах и явно возросшего интереса к противоположному полу.

Разговоры о духовной сущности любви и платоническом периоде влюбленности и ухаживания здесь «прокатывают» мало – требуется другое.

Не раз отмечал, что бунинское «Я к ней вошел в полночный час…» даже на этих прожженных циников и нигилистов действует отрезвляюще и хотя бы частично будит те «добрые чувства», о которых когда-то высказался другой наш классик.

Внешняя брутальность часто маскирует судорожную нежность, которой ребята стесняются.

Зажимы и объятия в коридорах, пощипывания и похлопывания за известные места однокурсниц сигнализируют нам вовсе не о распущенности или неумении себя вести (хотя откуда ей взяться – культуре поведения, когда в семье учат одному, в школе – другому, на улице – третьему?!), а о желании любви, стремлении к ней наряду с глубокой закомплексованностью при страхе как-то выдать себя, обнаружить ее.

Разумеется, приходилось иметь дело и с отношением к гуманитарным предметам как к ненужному балласту на уровне примитивного вопроса «А зачем нам это надо?» Одни коллеги этот вопрос игнорируют, другие пускаются в длинные, путаные объяснения, которые ничего не объясняют, а лишь запутывают суть вопроса.

О необходимости самообразования сказано не сейчас и не нами – вот только необходимость эта осознается далеко не всеми и не сразу.

Тем, кто нацелен на карьеру, на успех, на возвышение над другими, объяснять почти ничего не надо – они как губка впитывают все и уже потом выяснится, что останется в них надолго, что – на несколько минут.

Вот только этих «нацеленных», как уже было сказано выше, явное меньшинство, хоть и работать с ними – одно удовольствие.

Общая низкая культура, несомненно, дает о себе знать на всех уровнях общения со студентами, да что там студенты – в масштабе страны! Мы часто судим по себе: раз это знаем мы – должны знать и они, тогда как они еще никому ничего не должны; это поколение, свободное от многого, почти от всего и уж точно напрочь лишенное т.н. «интеллигентских комплексов»: врать плохо, красть нехорошо и т.д.

Пока нечасто, но все-таки оказываются в учебных аудиториях и дети индиго, с которыми нужно особенно держать ухо востро. Словом, личный пример преподавателя значит чрезвычайно много и едва ли это нуждается в каких-то особых доказательствах.

Случается, что предмет любят именно из-за преподавателя, благодаря ему.

Могут по-прежнему мало что понимать в предмете, но уже тянутся, стараются и заслуживают похвалы хотя бы за это старание, даже если конечный результат – экзаменационная оценка – будет скромным.

До сих пор для меня загадка: как в современной молодежи сочетаются приземленность, прагматизм мышления («А это будет на экзамене?») с неким инфантилизмом, наивной уверенностью, что все им разжуют и положат в рот, надо только все время держать его открытым; что все сделают за них взрослые дяди и тети. Впрочем, дяди и тети откровенно побаиваются как старшеклассников, так и студентов – мало ли что у них на уме, зато денег много…

Неоднократно на общих собраниях преподавателей поднимался вопрос о низкой явке студентов на занятия и о причинах этого. Назывались разные причины. Думается, что одной из них стала попытка совмещать несовместимое – работу и учебу.

Не знаю ни одного студента, у кого бы такое совмещение было успешным, неизбежно приходится чем-то жертвовать и чаще всего в остатке оказывается именно учеба.

Вот почему в собственной практике никогда не требую никаких объяснительных и не выслушиваю извинений за неявку на занятия – причин предостаточно, а если в моих глазах они – неуважительные, то для них – наоборот, ибо у каждого – своя правда.

Еще один бич нашего времени применительно к студенческой молодежи – неумение мыслить абстрактно, образно. Иначе чем объяснить, что на вопрос преподавателя социологии «что такое мобильный человек?» следует ответ: «человек с мобильным телефоном».

Логика железная, убийственная, абсолютно прямолинейная.

Или пример из собственной практики: на вопрос о причинах названия «золотой век русской культуры» студентка-заочница совершенно искренне ответила, что стали вручать больше золотых медалей в гимназиях и вузах и столь же искренне недоумевала, почему я отправил ее восвояси.

Недорабатывает ли школа, влияет ли семья? Думается, что в гораздо большей степени на неокрепшие умы влияют СМИ, т.н. «желтая пресса», где все выдается за чистую монету и даже извинения за дутые сенсации могут не последовать, а если следуют – мелким шрифтом и не на первой полосе издания.

Отмечаю, что аудитория начинает гораздо внимательнее слушать, когда ты начинаешь актуализировать материал рассказами из личного опыта или об увиденном, услышанном от других. В западной практике преподавания все это считается дурным тоном: от преподавателя ждут сухого изложения материала с минимумом «отсебятины», ибо он пришел в аудиторию помогать студентам овладевать знаниями.

У нас – наоборот. Оставлю в стороне вопрос – хорошо это или дурно. Для меня несомненно одно – параграф из учебника студент, конечно, в состоянии прочесть и сам, но разберется ли он в прочитанном сам? Вопрос риторический. Сухая теория, без которой и в ряде гуманитарных наук не обойтись, просто обязывает к ее «оживляжу», а там, глядишь, благодаря ему – будет лучше и крепче усвоена.

Влияние массовой культуры сказывается и на узком понимании студентами творчества, точнее, искусства, ибо творчество – оно от имени Творца, а искусство – от дьявола, поскольку призвано искушать.

К великому сожалению, даже на уровне школьных завучей по воспитательной работе эта работа сводится только к проведению дискотек и КВН-ов, которые давно себя исчерпали и изжили, словно и нету никаких других форм.

Такова специфика преподавания гуманитарных предметов в техническом вузе. Разумеется, работать можно и нужно со всеми, вот наличествовало бы только у большинства в аудитории оба умения – слушать и слышать.

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/specifika-prepodavaniya-gumanitarnyx-disciplin-v-texnicheskom-vuze-muzykalnyj-klass

Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей

Есенбекова А. Э., Дусталиева С. М. Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 57-58. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14562/ (дата обращения: 20.10.2019).



Ключевые слова: методика преподавания, технические дисциплины, профессиональное развитие, инертный метод, интенсивные методы, интенсивный метод.

Методика преподавания — наука прикладная, а это значит, что в самом процессе обучения теория и практика должны сочетаться не произвольно, а в разумных пропорциях.

Если изучается сложный материал, то в работе над ним преобладает теория: объяснение, рассуждение, беседа и другие методы изучения теории.

Когда изучаемый новый материал закрепляется, формирование у учащихся соответствующих умений и навыков требует его практического освоения, упражнений. [3]

Интенсивное развитие условий в обществе выдвигают повышенные требования к качеству подготовки и профессиональному развитию специалистов в высших учебных заведениях.

В основе обучения выделяют три основных элементов, а именно знание, накопленные изучением технической литературы, умение, способностью правильно излагать свою мысль, и профессиональные навыки.

Названные элементы выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны обучающихся — в качестве продуктов усвоения. Знание, умение, навыки тесно взаимосвязаны друг с другом, и естественно совершенствуют учебный процесс. Как же применяют эти элементы в преподавании?

Технические дисциплины отличаются от гуманитарных тем, что при их изложении приходится обращаться к терминологическому и иллюстративному материалу различного уровня, начиная от формул, схем, рисунков до графиков и баз данных.

При формировании знаний у студентов важное значение представляет умение довести необходимое знание, данные до обучающихся. Например, по физике, стандартизации необходимо приводить числовые данные с очень высокой точностью после запятой, но иногда это ведет к усложнению понимания и анализа, вывода этих же числовых данных.

Каждый обучающимся техническим специальностям должен научиться обращаться с учебной и технической литературами, уметь обрабатывать экспериментальные данные после статической обработки, приводя их к очень высокой точности. [1]

Важнейшей частью образования является обучение студентов самостоятельно мыслить, принимать и усваивать изложенный материал. Будущее потенциальных специалистов нашей страны в основном зависит от самостоятельных занятий студентов и компетентности преподавателей.

Преподавание специальных дисциплин в высших учебных заведениях включает в себя изучение возможностей и способов изучения выбранных дисциплин на профессиональном уровне, изучение современных методик обучения и возможность получения доступных навыков их применения, а так же, выработка методов итоговых контролей знаний студентов, специальных дисциплин.

Процесс обучения в высших учебных заведения должен стимулировать студентов (бакалавров, специалистов, магистров и т. д.) использовать полученные знания на практике и в решении поставленных перед ними задач. Так же, важно грамотное изложение преподавателем, темы его дисциплин в высшем учебном заведении.

Педагог должен учитывать индивидуальные особенности студентов, их возраст, и степень нагрузки. [2]

Существуют два основных метода, которые мы выделяем и используем в преподавании технических дисциплин.

– Инертный метод, который используется при обучении студентов всех курсов и специальностей, направленное на аудиторное прослушивание лекции, при этом студенты, занимают пассивную роль слушателей, а преподаватель является действующим лицом и управляет ходом занятия.

Данный метод преподавания, по оценкам современных педагогических технологий, является самым неэффективным, но иногда этот метод неплохо работает, у преподавателей с хорошим опытом, и при работе со студентами, у которых четко поставлены цели, направленные на глубокое изучение предполагаемых дисциплин

Читайте также:  Каково устройство пианино

– Интенсивный метод, в котором обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники данного занятия. В данном виде занятии преподаватель и студенты находятся на равных правах. Студенты могут задавать вопросы и вести активный диалог с преподавателем.

Каждый преподаватель с годами для себя выбирает несколько хороших методик преподавания, которые использует для обучения студентов, чтобы студенты после пройденных учебных дисциплин, могли их применять на практике, умели быстро решать поставленные задачи, умели быстро находить правильное решение при необходимом экстремальном решении. Я использую в основном инертный метод и метод проектов, хотя многие специалисты считают, что инертный метод является самым неэффективным в преподавании и передачи знаний студентов, но для меня этот метод самый оптимальный, который годами показал, что эта методика направлена на углубленное изучение дисциплин. Вторая методика метод проектов, студенты здесь работают самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, преподаватель только является наладчиком, помогает направить студентов в нужное направление, а всю работу по подготовке темы дисциплин готовят студенты самостоятельно.

Хорошая методика преподавания обеспечивает объединение интересов, как преподавателя, так и студентов, на основе соединения необходимости изучения специальной дисциплины с позитивной мотивацией на освоение данного курса.

Эффективность и качество проведения занятия по предмету определяется профессиональным талантом и методическим мастерством преподавателя.

Он должен уметь в каждом конкретном случае, из всего многообразия существующих форм, методов и средств обучения, отобрать наиболее рациональные, с учетом специфических особенностей контингента студентов, личного уровня подготовки, своего практического опыта.

Литература:

  1. Тукшаитов Р. Х. Основы динамической метрологии и анализа результатов статистической обработки. Казань: Мастер Лайн, 2001. 278 с.
  2. Тукшаитов Р. Х. Основы представления результатов статистической обработки на графиках, диаграммах и в таблицах. Казань: КГЭУ, 2006. 227 с.
  3. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. — Краснодар: Куб ГАУ, 2011. — 150 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инертный метод, студент, обучение студентов, дисциплина, преподаватель, техническая литература, высокая точность, методика преподавания, Интенсивный метод, хорошая методика преподавания.

В данной статье разобраны основные методы и дана классификация преподавания лекций в университете. По опросу студентов второго курса, выдвинуты предложения по улучшению качества освоения учебного материала на лекциях.

В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать познавательную деятельность студентов.

Усманов Б. Ш., Жураева Г. Х., Ядгарова А. А. Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин

Специфика обучения студентов дисциплинам технического направления подготовки от гуманитарного в большей степени

Инновационные методы обучения в преподавании техническихтехническое средство обучения, студент, высшее образование, учебный…

Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания.

Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.

Ее задача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их…

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на…

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателей профессиональной школы, тесно связаны с…

Преподаватель должен помочь студентам выработать умение творчески мыслить, развить

Используемые нами методы позволяют студентам в дальнейшем применять полученные

1. Авдеюк О.А. К проблеме адаптации в вузе студентов заочной формы обучения /О.А. Авдеюк…

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях. Преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО стараются не отстать от инновационных методов преподавания общеобразовательных предметов…

  • Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и
  • Конечно же, в методике преподавания имеются разнообразные современные
  • Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Автор постоянно совершенствует исследовательскую методику обучения студентов.

Руководя исследовательской работой студентов, автор заметил, что они хорошо владеют компьютерной графикой, и решил привлечь их к творческой работе.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14562/

Научная статья на тему “Обучение студентов-иностранцев гуманитарным дисциплинам в техническом вузе”

Ключевые слова: иностранные студенты, эффективность обучения, результативность обучения, формирование общекультурных и общеучебных компетенций.

В настоящее время студенты-иностранцы из дальнего и ближнего зарубежья являются частью любой учебной группы вне зависимости от выбранной ими специальности или направления.

Однако такие студенты в силу своей относительной немногочисленности не всегда становятся объектом пристального внимания преподавателей, работающих с ними.

Цель данной статьи заключается в выявлении основных проблем, возникающих в процессе обучения студентов-иностранцев в русскоязычной среде, и способов их решения.

Студенты, обучающиеся в российском региональном вузе, не всегда воспринимаются преподавателями и русскоязычными студентами как иностранцы.

Это относится, например, к студентам – выходцам из Украины и Беларуси, которые, как и русские, принадлежат к одному славянскому типу.

Таким образом, своеобразным маркером, позволяющим дифференцировать студента-иностранца, для группы в большей степени является язык и в меньшей степени национальный признак.

Степень владения студентом русским языком, на котором ведется преподавание в российских вузах, определяет, насколько успешным будет процесс обучения данного студента. Также хорошее знание языка позволяет студентам проявлять себя во внеучебной деятельности и в межличностном общении.

Русский язык сегодня нередко становится разменной монетой и средством для манипуляций недобросовестными политиками в целом ряде государств, бывшими до недавнего времени республиками, частью единой страны под названием СССР.

Культурная политика, проводимая такими государствами в области иноязычных культур и в частности русского языка и русской культуры, привела к тому, что абитуриенты иностранцы, поступающие в российские вузы, владеют русским языком и обладают знаниями по русской культуре лишь в той степени, в какой они имели возможность изучить их у себя на родине.

В некоторых бывших союзных республиках статус русского языка по-прежнему остается высоким и русским языком владеет, а значит и использует в разных сферах жизнедеятельности значительная часть населения.

К таким странам относятся Беларусь, Казахстан, Украина, Молдова [4, с. 3].

В других государствах русский язык распространен в меньшей степени, а значит, уровень владения языком  абитуриентами-иностранцами имеет тенденцию к снижению.

Большая часть студентов, прибывающая на обучения из стран СНГ, и все студенты из дальнего зарубежья изучают русский язык как иностранный [1, с.177].

Учеба студентов-иностранцев на подготовительном факультете университета дает им возможность улучшить свое знание русского языка.

На занятиях по научному стилю речи такие студенты изучают терминологию, что в дальнейшем позволит им читать тексты по специальности. Многие студенты репродуцируют достаточно большие части текстов на русском языке, близко к первоисточнику.

Они могут объяснить, по просьбе преподавателя, значение того или иного термина или пояснить смысл того или иного предложения.

Под руководством научного руководителя студенты-иностранцы готовят доклады, с которыми они выступают на студенческих конференциях.

Однако данные умения и навыки не охватывают всех видов учебной деятельности в вузе.

Например, большинство студентов-иностранцев, обучающихся на основных курсах университета, не имеют сформированного навыка понимания аудиотекстов, затрудняются, а то и вовсе не могут самостоятельно составить монологическое высказывание по заданной теме, не могут участвовать в дискуссиях, которые возникают стихийно или которые специально задаются преподавателем на занятии.

Причины данных затруднений студентов те же: плохое владение русским языком и невозможность за короткий период времени, который выделяется на обучение иностранных учащихся на подготовительном факультете – этот срок варьируется от одного года до нескольких месяцев – подготовить их ко всем видам учебной деятельности. Это приводит к тому, что определенные виды деятельности становятся ведущими, а другие, не исчезая совсем, оказываются оттесненными на периферию.

  • Формирование умений и навыков понимания аудиотекстов и составления монологических высказываний, ведения дискуссии, отстаивание своей точки зрения является наиболее трудными как для студентов, так и для преподавателей, работающих с иностранными студентами.
  • Они требуют колоссальных временных, а также физических и эмоциональных затрат как со стороны обучающегося, так и со стороны преподавателя, и формируются коллективом преподавателей в течение длительного времени.
  • Данные навыки не проявляются в полной мере сразу, что затрудняет объективную оценку работы конкретного преподавателя и не позволяет достойно оценит вклад преподавателей, работающих со студентами-иностранцами на начальном этапе.
  • Само пребывание студента-иностранца в русскоязычной среде не является гарантом того, что он будет владеть русским языком на уровне, близком к уровню носителя языка, что, в свою очередь, позволит ему использовать язык в профессиональном общении.

Большая роль при изучении студентами-иностранцами русского языка отводится самостоятельной работе студентов, которая, как известно, занимает примерно половину времени, выделяемого на изучение предмета. Эта работа обязательно должна контролироваться преподавателем, работающими с иностранцами.

Однако в нагрузке для преподавателей учитывается только аудиторные виды деятельности.

Индивидуальная работа со студентами-иностранцами, которая в ряде случаев является более трудозатратной, по сравнению с работой с русскоязычными студентами, не оговаривается вовсе.

Проверка письменных контрольных работ предусмотрена только на заочном отделении. Кроме того, нет четких критериев и способов для оценивания именно самостоятельной работы студентов-иностранцев.

Сложность также заключается и в том, что самостоятельная работа студента apriori предполагает сформированность целого ряда общеучебных умений и навыков, которые не только у абитуриентов, но даже у студентов средних курсов оказываются недостаточно сформированными [3, с. 185]. Например, навык работы с информацией.

Она включает такие аспекты, как чтение специальной литературы, выделение главной и второстепенной информации, компрессию текста и его краткую запись.

Так же следует учесть умение использовать данную информацию в учебной и профессиональной сфере: анализировать и сопоставлять информацию из разных источников, делать умозаключения.

  1. Эти общеучебные компетенции формируются не только во время аудиторной работы, но и в процессе самостоятельной работы студентов.
  2. К трудностям, которые возникают в процессе работы со студентами-иностранцами на разных этапах их обучения в вузе при изучении профессиональных дисциплин, добавляются некоторые специфические трудности во время изучения студентами гуманитарных дисциплин.
  3. Гуманитарный цикл является обязательной частью всех ФГОСов и учебных планов подготовки бакалавров всех направлений и специальностей.

Помимо истории, философии и иностранного языка практически на всех факультетах технического вуза преподается такая дисциплина, как культурология. Введенная повсеместно, она преследует цель «ограничения технократизма и сциентизма», ориентации на «развитие человека как самозначущую ценность» [2, с. 10].

В то же время рассмотрение и анализ большинства вопросов и тем на лекциях и практических занятиях по данной дисциплине предъявляет серьезные требования к эрудиции вчерашних выпускников, к знанию ими истории российского государства, культуры русского народа, обычаев и традиций народов, населяющих РФ.

Иностранные студенты, обучающиеся в Тверском государственном техническом вузе, – это по-преимуществу студенты из стран Ближнего Востока, Азии и Африки.

Европейская культура в широком смысле этого слова и русская культура в частности являются для них практически не известной областью знания.

Справедливости ради стоит отметить, что такими же неизвестными для русскоязычных студентов являются культуры стран Востока и особенно африканские культуры.

Проблемы, связанные с обучением студентов из Ближнего Зарубежья гуманитарным дисциплинам, во многом схожи с проблемами, возникающими при обучении студентов из дальнего зарубежья.

Студенты-иностранцы имеют достаточно поверхностное представление о многих явлениях культуры, связанных с политической, экономической, социальной, культурной сторонами жизнедеятельности российского государства в середине второго десятилетия XXI века, несмотря на общедоступность информации. Они не умеют выражать свою точку зрения на те или иные события, которые происходят сегодня в мире и в российском государстве в частности.

Читайте также:  Особенности выбора учебных центров в россии

Кроме того, сейчас наблюдается большое количество фальсификаций и попыток переписать многие страницы истории в угоду политической конъюнктуре, и студенты, в силу своей неопытности и частого отсутствия критического мышления легко поддаются пропагандистским лозунгам.

Широкое распространение массовой культуры привело к тому, что современные студенты воспринимают информацию как множество фактов, которые забываются также легко, как и добываются. Самостоятельно, без помощи преподавателя, студенты часто не могут критично осмыслить, определить причины и следствия большинства процессов и явлений, происходящих в мире.

Представляется, однако, что некоторые из этих трудностей могут быть преодолены.

Во-первых, следует обратить внимание на источники информации, которые используют студенты при подготовке к семинарам и коллоквиумам, при написании рефератов и составлении презентаций и т.д.

Научная литература, которая используется студентами технического вуза при подготовке к практическим занятиям по специальным дисциплинам, значительно отличается от специальной литературы по гуманитарным дисциплинам и объемом, и манерой изложения информации, и способами ее интерпретации. Это создает предпосылки для чтения и изучения студентами не первоисточников, а вторичных текстов.

Поэтому работа с первоисточниками и оригинальной научной литературой должна стать основой самостоятельной работы студента-иностранца при подготовке докладов и выступлений на семинарских занятиях, и преподаватель должен оказывать студенту помощь, консультируя его по всем возникающим вопросам.

Во-вторых, учитывая степень владения студентов-иностранцев русским языком на данном этапе и тенденцию к ухудшению владением русским языком, преподавателям, читающим гуманитарные дисциплины, следует создать методические материалы по этим предметам с глоссарием, ми и переводом терминов на английский язык-посредник. Это могут быть тексты лекций, раздаточные материалы, которые могут быть использованы студентами-иностранцами во время работы в группах на практических занятиях и т. д.

Студенты-иностранцы, лучше других своих соотечественников владеющие русским языком, а также русскоязычные студенты могут стать консультантами для иностранных студентов на различных этапах работы в определенных учебных ситуациях. Воспитательный эффект такого взаимодействия в целом превышает возможные риски, связанные с непрофессиональным «обучением», каким в данном случае является обучение студентов студентами.

Общеизвестным является тот факт, что студенты-иностранцы, выбирающие для обучения российский вуз ориентируются, в первую очередь, на его место в рейтинге вузов, которое он занимает. Диплом, который получит выпускник данного вуза, подчас является главной целью его обучения.

Степень же удовлетворенности преподаванием и обучением, возможность личностного развития чаще всего не являются первостепенными при выборе вуза, но оказываются определяющими во время учебы и в целом влияют на оценку вуза иностранными студентами после его окончания.

Лучшие вузы мира уделяют самое пристальное внимание индивидуальной работе со студентами-иностранцами, дают им возможность выбора программ, используют такие формы и способы работы со студентами, которые позволят максимально полно раскрыть их индивидуальные способности.

Представляется, что этот путь является единственно перспективным и для российских региональных вузов в работе с иностранными студентами. В то же время трудная, многогранная, требующая полной самоотдачи работа со студентами-иностранцами должна достойно оцениваться в количественном и качественном отношении.

Требования, которые сегодня предъявляются к выпускникам вуза, делают необходимым обратить более пристальное внимание и более жестко оценивать степень готовности абитуриентов к обучению в вузе: это является справедливым как при определении уровня владения русским языком будущего студента, так и при оценке его общеобразовательного уровня. Также необходимо обеспечить профессиональную подготовку на курсах повышения квалификации всех преподавателей, которые работают с данным контингентом обучающихся.

Список использованных источников

1. Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX-XXI веков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.
2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 384 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.

4. Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности. М.: ЦИРКОН, «Евразийский монитор», 2009. 57 с.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/nauchnaja-statja-na-temu-obuchenie-studentov-inostrancev-gumanitarnym-disciplinam-v-tehnicheskom-vuze/

Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях (статья)

  • Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях
  • Огаджанян Н.М
  • ГБОУ СПО СК «СТАВРОПОЛЬСИКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Воспитание – процесс целенаправленного развития человека, включающий освоение культуры, ценностей и норм общества.

Воспитание всей своей сутью ориентировано, прежде всего на будущее, поскольку предполагает наличие определенной цели, определенного идеала, к которому устремлен процесс формирования человека1.

Гуманитарные дисциплины выполняя, в числе других, культурно-воспитательную функцию, способствуют формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину, красоту.

Фундаментальные знания современных специалистов должны включать не только законы рыночной экономики, но и законы социального развития общества, чтобы удовлетворить потребность кооперативных организаций в высококвалифицированных специалистах, умеющих по-современному мыслить и самостоятельно принимать решения. Образовательным учреждениям кооперативной системы необходимо формировать социальное мышление студентов, усиливать философско-психологические аспекты в преподавании как профильных, так и общегуманитарных дисциплин.

Возрастание темпов социальной жизни, глубинные перемены во всех сферах общественной жизни ставят перед человеком проблемы мировоззренческой ориентации, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направления своей деятельности. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль играют гуманитарные дисциплины. Изучение их должно способствовать подготовке широко образованных, творческих и ясно мыслящих специалистов.

Подготовка экономистов традиционно осуществлялась в России в целом, и в кооперативном образовании в частности, на высоком уровне. Но очень часто возникает проблема непонимания студентами ценности и необходимости изучения гуманитарных дисциплин.

Их аргументом являются ссылки на то, что отвлечение на гуманитарные предметы не способствует обретению профессионализма. При этом некоторые из них утверждают, что на современном рынке труда востребована узкая специализация.

Нередки при этом ссылки на примеры западного образования, ориентированного, по представлениям студентов, исключительно на подготовку узких профессионалов. Встречается даже представление молодых людей об изучении гуманитарных дисциплин как о бесполезном занятии.

Иными словами, гуманитарная составляющая образования, по их мнению, не способствует обретению высокого профессионализма.

Студенты, приходящие в Ссуз в разном возрасте и довольно часто с опытом физического труда, не имеют оформившейся потребности в новом направлении познания в силу невысокого уровня предшествующего образования и соответствующего опыта. Современное же развитие науки в целом предполагает взаимодействие самых разных отраслей знания и видов деятельности в образовании специалистов.

При общении со студентами в учебное и внеучебное время можно сделать вывод о том, что у многих из них практически отсутствуют навыки гуманитарного, целостного мышления, то есть молодые люди не имеют представления о взаимосвязи всех общественных явлений во времени и пространстве.

Студенты отделяют современность от всей истории социального развития. Соотнести конкретные факты и явления современности с закономерностями общественных отношений молодым людям очень сложно, так как их багаж общей культуры обеднен.

Для них процесс осмысления фактов современности как проявлений универсальных закономерностей человеческого существования начинается, подчас, лишь в университете.

Гуманитарные науки, по их мнению, не имеют прикладного значения, поэтому многие студенты экономического вуза основное внимание стараются уделить, прежде всего, точным и профильным дисциплинам. Однако изучение гуманитарных предметов формирует способ целостного объемного мышления, который помогает всесторонней реализации творческих потенций личности.

Учебные занятия по таким дисциплинам, как литература, культурология и др. имеют огромное значение как форма необходимого двустороннего общения студента и через преподавателя. Ведь любой дискуссионный момент учебного занятия предполагает воспроизведение и использование знаний, являющихся частью общей культуры.

Все чаще преподавателям гуманитарных дисциплин приходится сталкиваться с качественно иными, чем несколько лет назад, трудностями. Одной из проблем, усугубленной массовой коммерциализацией образования, является постепенная утрата способности многих студентов работать с печатными источниками.

Молодые люди, закончившие среднюю школу в последние годы, зачастую плохо считывают текст, при этом самые простые и знакомые из повседневности слова искажаются ими при устном произнесении.

Это свидетельствует о неумении воспринимать контекст написанного, улавливать как его общий смысл, так и понимать значение отдельных слов. Можно сделать вывод, что изучаемый материал представляется многим студентам абстракцией, подлежащей механическому заучиванию и дальнейшему озвучиванию.

Например, студенты заимствуют материалы докладов или рефератов из Интернета, не обращая внимания на его достоверность и правильность.

Уровень знаний и общей культуры студентов является в определенной мере отражением социокультурной ситуации в обществе. Искажение ими хрестоматийных имен литераторов, художников, музыкантов и названий художественных произведений – свидетельство снижения уровня общей осведомленности.

Имена и понятия, являющиеся национальной гордостью, не присутствуют в средствах массовой информации и не запечатлеваются в памяти. Также очень сложно определить историческое время золотого и серебряного веков русской культуры.

К тому же ограниченное методическими нормами преподавание в школе литературы, мировой художественной культуры и истории обедняет содержание этих предметов.

Поэтому преподавателю гуманитарных дисциплин в экономическом вузе при условии жесткого ограничения учебных часов необходимо решать сложнейшую задачу не только способствовать появлению интереса к данным предметам, но и развитию потребности у студентов к дальнейшему самообразованию.

Высокообразованная личность, обладающая широтой кругозора – одна из наиболее действенных аргументов в необходимости изучения гуманитарных дисциплин.

Следовательно, в процессе работы со студентами нужен не только преподаватель-предметник, но и личность, собеседник. Гуманитарные дисциплины предполагают личностное общение преподавателя и студентов.

Отвлечение в разумных пределах на обсуждение волнующих вопросов, не имеющих непосредственного отношения к теме занятия, не только не наносит ущерба постижению предмета, но и заставляет студентов хотя бы на время задуматься над сложными процессами бытия.

Это предполагает большую требовательность преподавателя к самому себе, так как он должен быть гуманитарием в самом высоком смысле этого слова, что является еще одним из наиболее важных аргументов в изучении гуманитарных дисциплин.

Актуальной проблемой являются и методика, специфические приемы и пути работы над литературным произведением в многонациональных группах, которые сложны и в недостаточной степени изучены наукой. Именно поэтому, а также вследствие реальной распространенности многонациональных учебных коллективов, она имеет социально-культурную значимость.

Важность данной проблемы с теоретической и практической сторон проявляется в недостаточном количестве работ, специально ей посвященных. Принцип диалога культур в учреждениях с многонациональным составом учащихся требует разработки особых методик преподавания русской литературы.

Украинские, белорусские, таджикские, туркменские школьники из стран СНГ по уровню своих знаний и менталитету значительно отличаются от башкирских, осетинских, мордовских, чеченских учащихся, которых также достаточно в учебных группах.

Важным фактором, который нельзя не учитывать, является и то положение, что эти учащиеся приходят в образовательные учреждения с различным уровнем подготовки. Также имеет свою специфику восприятие русской художественной литературы учащимися других национальностей. Оно отличается специфическим пониманием и толкованием явлений русской культуры в отличие от родной.

Решить эту проблему можно путем создания системы изучения русской литературы в учреждениях среднего профессионального образования на основе уроков эмоционально-образного типа, способствующей формированию гуманистических идеалов и становлению личности гражданина, обеспечивающей качественное обучение, использованием при изучении русской литературы в многонациональном классе аудиовизуальных компонентов с целью создания объединяющего учащихся эмоционально-образного фона, атмосферы. Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях среднего профессионального образования с многонациональным составом учащихся будут способствовать росту национального самосознания учащихся. При закреплении приоритета общечеловеческих ценностей, более качественному, осознанному, творческому освоению русской литературы. Именно преподаватель создает особую атмосферу эмоционально-образного отношения к литературе и ее восприятия, формируя систему уроков нетрадиционного типа, при этом постоянно опираясь на общечеловеческий нравственный стержень художественных произведений и образов; использует и приучает учащихся применять принцип сопоставления, в том числе сопоставления национальных литератур и культурных явлений; осознанно и целенаправленно стремится реализовать принцип диалога культур с учетом многонационального состава учебной группы. Эти формы уроков русской литературы развивают духовный мир учащихся, закрепляют те начала их национального самосознания, которые не противопоставляются общероссийскому гражданскому сознанию, а гармонично взаимодействуют с ним в структуре личностного мировоззрения. Это способствует достижению межнациональной терпимости, взаимоуважения всех участников социального межкультурного диалога, приобщения их к общечеловеческим гуманитарным ценностям.

Читайте также:  Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся

Важное значение приобретает использование в ходе урока аудиовизуальных компонентов (иллюстраций, живописи, музыки, кино- и видеоматериалов), способствующих решению воспитательно-образовательных задач урока своими специфическими средствами. Но для этого нужен электронный носитель, чтобы можно применить компьютерные учебные программы.

Если в естественных дисциплинах их применение воспринимается как дело неизбежное по мере компьютеризации и информатизации учебного процесса, то в преподавании гуманитарных дисциплин все обстоит иначе.

Здесь по-прежнему наблюдается не только боязнь компьютерной техники, но и недоверие к информационным технологиям, включая те из них, которые предназначены для изучения конкретной предметной области (литературы, истории, культурологи и т.д.).

Это, скорее всего, объясняется не только уровнем нашей нынешней ментальности, но и внутренним сопротивлением, поскольку эффективность применения компьютерного обучения в практикуемой ими предметной области не нуждается в подтверждении.

Кооперация на современном этапе нуждается в образованных, компетентных, интеллектуально развитых, духовно богатых специалистах.

Изучение гуманитарных дисциплин в кооперативном вузе призвано пробудить в студентах и у практических работников личностные качества, умение мыслить, благородное стремление служить людям.

Именно в процессе изучения гуманитарных дисциплин студенты получают представления о том, как их профессиональные знания использовать в добрых делах, на благо людей и страны в целом.

1

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/problemy-prepodavaniya-gumanitarnykh-distsiplin-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh-statya.html

О проблеме преподавания графических дисциплин в техническом вузе | мой онлайн универ

Графическая информация является универ- сальным языком общения во всех сферах дея — тельности человека. Графические изображения используются не только в профессиональной сфере, но и широко применяются в обыденной жизни (указатели, пиктограммы и схемы проез — да и пр.).

В процессе изучения графических дисциплин студенты технического вуза должны приобрести навыки работы с любой по назна- чению и виду графической информацией: от традиционного чертежа и текстового документа до рекламного презентационного ролика, пик — тограммы и т. п.

, выполненных современными средствами графики.

В технике чертежи являются основным средством выражения инженерных идей. Мето — ды начертательной геометрии являются теоре — тической базой для решения задач техническо — го черчения [1].

Для того, чтобы адекватно вы — разить конструкторский замысел с помощью рисунка, эскиза, чертежа, требуется знание тео — ретических основ построения изображений объектов различной природы, видеть в много — образии объектов их геометрическую сущность и представлять себе возможности их взаимо — действия и сочетаемости.

Это и составляет предмет изучения начертательной геометрии и инженерной графики. Закономерности перево — да пространственных объектов в плоскостное изображение на основе определенных правил и алгоритмов изучает начертательная геометрия.

Графические дисциплины, традиционно изу — чаемые в техническом вузе в первом и втором семестрах, способствуют формированию у сту — дентов основ знаний и умений, необходимых для успешного освоения преемственных дис — циплин технического профиля, изучаемых в последующих семестрах.

Эти знания важны при работе над графической частью курсового проекта, изучении теории машин и механизмов, деталей машин, специальных дисциплин. Изу — чение графических дисциплин формирует ин- теллектуальную сферу инженера и его готов — ность к профессиональной проектно-конструк — торской деятельности.

  • Специфика графических дисциплин начер — тательной геометрии и инженерной компью — терной графики заключается в том, что они по — зволяют перейти от реального объекта к его модели и осуществить обратный процесс: от модели – к реальному объекту. При этом дан — ные переходы от объемных фигур к плоскост — ным и назад позволяют не только сохранить
  • геометрические параметры фигур, но и восста-
  • навливать положение оригинала в пространстве.
  • Изображение фигуры на плоскости как гра — фический способ представления информации о ней имеет преимущества в сравнении с други — ми способами:
  • – профессиональное общение между спе — циалистами становится более эффективным, так как образы, создаваемые на основе зри — тельного восприятия, обладают большей ассо- циативной силой, чем вербальное описание;
  • – изображение является универсальным языком интернационального общения, тогда как вербальное общение требует для понима-
  • ния, как минимум знания языка собеседника.

Начертательная геометрия как научная дис — циплина со времен ее основоположника Г. Мон — жа (1746–1818) заняла достойное место в выс — шей школе.

Ее важнейшее прикладное значение состоит в том, что она учит владеть графиче — ским языком, выполнять и читать чертежи и другие изображения плоских и объемных фи — гур. Без этого невозможно формирование ин — женера с развитым пространственным мышле — нием.

Изучая курс «Инженерная графика», сту — денты осваивают общие требования к выпол — нению чертежей в соответствии с ГОСТами ЕСКД, основы геометрического и проекцион — ного черчения, правила построения комплекс- ных чертежей и аксонометрических проекций; выполняют чертежи машиностроительного на — правления. В процессе обучения они решают проекционные задачи, основанные на методах проецирования начертательной геометрии, вы- полняют комплексные и сборочные чертежи, разрабатывают машиностроительные чертежи.

Графическая подготовка в техническом вузе основывается на преемственности школьных курсов геометрии и черчения и графических дисциплин вуза. При всей значимости графиче — ской подготовки для последующего профес- сионального образования изучение графиче — ских дисциплин в рамках общеобразовательной школы осуществляется в явно недостаточном объеме.

Об этом свидетельствуют трудности, которые испытывают учащиеся средних и выс — ших учебных заведений при решении учебных, производственно-технических, научно-творчес — ких задач, связанных с созданием геометриче — ских образов и оперирования ими [2].

При ана — лизе качества графической подготовки выпуск- ников общеобразовательных школ исследова — тели постоянно отмечают слабое развитие про-

  1. странственного мышления, формальное усвое-
  2. ние ими геометрических знаний [3, 4].
  3. Для выявления трудностей, возникающих у студентов первого курса при изучении начерта — тельной геометрии и инженерной графики, ис-

пользовались такие методы, как анкетирование, тестирование, контрольные работы по опреде — лению остаточных знаний, устные опросы сту- дентов. Анализ причин трудностей при изуче — нии графических дисциплин показан на рис. 1.

Вышеперечисленные причины способству- ют потере интереса к изучению графических дисциплин у 50 % студентов.

Таким образом, основными причинами возникновения трудно — стей можно считать: низкий уровень школьной подготовки, несформированное пространствен — ное мышление, непонимание сущности и смыс — ла графических предметов, преподавание дис — циплин без учета способностей студентов к восприятию учебного материала, отсутствие умений организовывать самостоятельную рабо — ту по предмету без участия преподавателя.

Для повышения эффективности изучения графических дисциплин, необходимо для 40 % студентов дополнительное общение с препода — вателем.

Недостаток наглядности для понима — ния учебной информации отмечают 32 % оп — рошенных студентов, 38 % хотели бы иметь возможность выбора степени сложности зада — ния и 45 % считают, что использование при — кладных графических компьютерных программ для выполнения геометрических построений будет способствовать повышению эффективно — сти изучения учебных дисциплин, 28 % хоте — лось бы иметь возможность изучать модели де — талей (рис. 2).

Проведенные результаты анкетирования, педагогические наблюдения и беседы со сту — дентами и преподавателями, осмысление лич — ного преподавательского опыта позволили сде — лать вывод о том, что подавляющее большин — ство студентов не имеют развитых навыков са- мостоятельной работы; методическое обеспече — ние учебного процесса не всегда соответствует уровню обученности и способностей студентов. Повышению эффективности обучения графиче — ским дисциплинам, с учетом специфики этих дисциплин, может способствовать использова — ние прикладных графических программ.

  • Внедрение компьютерных технологий трех — мерного моделирования в учебный процесс тре — бует переосмысления сложившихся традиций
  • преподавания инженерной графики и начерта-
  • тельной геометрии. Наиболее полным, точным и наглядным источником информации об объ-
  • екте является его 3D-модель. С ее использова-
  • нием может быть при необходимости оформле-
  • на конструкторская документация на электрон-

ных или бумажных носителях [5]. Для конст — руктора работа с 3D-моделями является удоб — ным и эффективным способом проектирования.

  1. Благодаря современным графическим програм-
  2. мам, модель можно рассматривать со всех сто-
  3. рон, а также устанавливать настройку динами-
  4. ческого движения модели. Это свойство очень удобно при создании демонстрационных роли-
  5. ков, например, получение сборочного чертежа.
  6. Актуальность проблемы грамотного ис-
  7. пользования компьютерных технологий для обучения графическим дисциплинам отражена
  8. во многих публикациях на эту тему. В них про-
  9. рабатываются как вопросы теоретических ос-
  10. нов компьютерного моделирования [6], так и конкретные практические вопросы с конкрет — ным описанием технологии [7].
  11. На кафедре «Начертательная геометрия и компьютерная графика» Волгоградского госу — дарственного технического университета про — водится работа по формированию современной методики преподавания графических дисцип — лин с учетом их специфических особенностей. В исследовании были поставлены следующие задачи:
  12. – восполнить недостаток наглядности при построении изображений за счет усиления ви — зуальности объектов;
  13. – стимулировать развитие пространствен — ного мышления студентов с целью формирова — ния образного конструкторского мышления;
  14. – активизировать самостоятельность сту-
  15. дентов при изучении графических дисциплин;
  16. – повысить эффективность графической подготовки студентов технического вуза в рам — ках существующего учебного плана.
  17. При разработке рабочих заданий и учебных
  18. пособий использовался метод твердотельного моделирования. Этот метод является актуаль-
  19. ным при построении демонстрационных моде-
  20. лей, также как инструмент для решения гео-
  21. метрических задач. При выполнении заданий студентам предоставлялась возможность само-
  22. стоятельного выбора метода решения задач.
  23. Это создавало условия для повышения их твор — ческой активности, духа соревновательности и заинтересованности студентов, так как не мог-
  24. ло быть двух одинаковых вариантов решения

графической задачи. На рис. 3 представлено одно из таких решений.

Методика, основанная на традиционных подходах к преподаванию графических дисци — плин – метод ортогонального проецирования, не противоречит новым виртуальным формам подачи графической информации. Уместно привести в данном контексте высказывание Конфуция «Только лелея старое, можно созда — вать новое».

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что включение в программу обуче — ния графическим дисциплинам пакетов при — кладных графических программ не нарушает сложившуюся систему интерпретации геомет — рических образов, а наоборот, оказывает поло — жительное влияние на эффективность обуче — ния.

Визуализация подачи графической инфор — мации способствует адекватному восприятию геометрических образов, формированию образ — ного конструкторского мышления.

Материал взят из: Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 9(69)

(Visited 214 times, 1 visits today)

Источник: http://moyuniver.net/o-probleme-prepodavaniya-graficheskix-disciplin-v-texnicheskom-vuze/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector