Таблицы характера музыки

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/v-lesu-rod.mp3

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

  • Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.
  • Таблицы характера музыки
  • К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.
  • Таблицы характера музыки
  • Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.
  • Таблицы характера музыки

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном.

Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель.

Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

Таблица темпов, их обозначений и значений

В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.

Темп Транскрипция Перевод Метроном
Медленные темпы
 Largo  лярго  широко  ок. 45
Lento  ленто  протяжно  ок. 52
 Adagio  адажио  медленно  ок. 60
 Grave  граве  важно  ок. 40
Умеренные темпы
 Andante  анданте  не спеша  ок. 65
 Andantino  андантино  неторопливо  ок. 70
 Sostenuto  состэнуто  сдержанно  ок. 75
 Moderato  модерато  умеренно  ок. 80
Allegretto аллегретто подвижно  ок. 100
Быстрые темпы
 Allegro аллегро  скоро  ок. 132
 Vivo  виво  живо  ок. 140
 Vivace  виваче  живо  ок. 160
 Presto  престо  быстро  ок. 180
 Prestissimo  престиссимо  очень быстро  ок. 208

Замедление и ускорение темпа произведения

Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения.

Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).

Таблицы характера музыки

Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.

Уточнение музыкальных темпов

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

Источник: http://muz-teoretik.ru/tempy-v-muzyke/

Анализ музыкального произведения

Материал для данной статьи был взят из работы студентки V курса Шахтинского музыкального училища Шишкиной Аллы и опубликован с ее разрешения.

Публикуется не вся работа целиком, а только те интересные моменты, которые могут помочь начинающему музыканту, студенту при совершении анализа музыкального произведения.

В данной работе производится анализ музыкального произведения на примере русской народной песни «За окном черёмуха колышится» и подается как работа над вариационной формой в старших классах ДМШ по специальности домра, что, однако, не мешает использовать ее как образец для анализа любого музыкального произведения.

Определение вариационной формы, типы вариаций, принцип варьирования

Вариация — variation (вариационно) — изменение, перемена, разнообразие; в музыке — преобразование или развитие музыкальной темы (музыкальной мысли) при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств.

Вариационный способ развития находит широкое и высокохудожественное применение у русских классиков и связан у них с вариационностью, как одной из характерных черт русского народного творчества.

В композиционной структуре тема с вариациями — это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа.

По своему смыслу и выразительным возможностям, форма вариаций призвана разносторонне и разнообразно показать основную тему. Тема эта обычно проста и вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Также трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.

Многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником возникновения вариационной формы. Здесь мы находим образцы как гармонических, так и полифонических стилей.

Появление их связано со стремлением музыкантов к импровизации.

Позже у профессионалов-исполнителей, например, при повторении мелодии сонаты или концерта, было желание украсить её различной орнаментикой, с целью показать виртуозные качества исполнителя.

Исторически сложилось три основных типа вариационной формы: старинные (вариации на бассо-остинато), классические (строгие) и свободные. Кроме основных, есть ещё вариации на две темы, так называемые двойные вариации, вариации сопрано-астинато, т.е. неизменный верхний голос и т.п.

Варьирование народных мелодий

Варьирование народных мелодий — это обычно свободные вариации. Свободные вариации — это тип вариаций, связанный методом варьирования. Такие вариации характерны для послеклассической эпохи. Облик темы тогда был предельно изменчив, и если заглянуть из середины произведения в его начало, то можно было и не узнать основную тему.

Такие вариации представляют целую серию контрастных по жанру и смыслу вариаций близких основной теме. Здесь различие преобладает над сходством. Формула вариации хоть и остаётся A, Al, A2, A3 и т.д., но основная тема уже не несёт первоначальный образ. Может варьироваться и тональность и форма темы, может доходить до приёмов полифонического изложения.

Композитор может даже вычленить какой-то фрагмент темы и варьировать только его.

Принципы варьирования могут быть: ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т.д.

Исходя из этого многие вариации могут находиться обособленно и напоминать больше сюиту, чем вариации.

Количество вариаций в этой форме не ограниченно (как, например, в классических вариациях, где 3-4 вариации — это как бы экспозиция, две средние — разработка, последние 3-4 — это мощное утверждение основной темы, т.е. тематическое обрамление)

Исполнительский анализ

Исполнительский анализ включает в себя сведения о композиторе и конкретном произведении

Значение репертуара в процессе воспитания учащегося Детской музыкальной школы переоценить сложно. Художественное произведение — это одновременно цель и средство обучения исполнителя.

Умение убедительно раскрывать художественное содержание музыкального произведения — сверхзадача любого музыканта, а воспитание этого качества в ученике — сверхзадача его педагога.

Процесс этот в свою очередь осуществляется путём планомерного освоения учебного репертуара.

Прежде чем музыкальное произведение будет предложено ученику, преподаватель должен тщательно проанализировать методическую направленность своего выбора, то есть выполнить исполнительский анализ. Как правило, это должен быть художественно ценный материал.

Преподаватель определяет цели и задачи избираемого произведения и пути его освоения. Важно точно рассчитать степень сложности материала и потенциала учащегося, чтобы не замедлить его поступательного развития.

Любое завышение или занижение сложности произведения необходимо тщательно обосновывать.

В Детской музыкальной школе первое знакомство учащегося с новым музыкальным материалом, как правило, начинается с его иллюстрации. Это может быть прослушивание на концерте, в записи или, что предпочтительнее, исполнение самого педагога.

В любом случае иллюстрация должна быть эталонной.

Для этого преподаватель неизбежно должен овладеть всеми профессиональными сторонами исполнения предполагаемого произведения, чему будет способствовать его предварительный исполнительский анализ:

  • сведения о композиторе и конкретном произведении,
  • представления о стиле,
  • художественное содержание (характер), образы, ассоциации.

Подобный исполнительский анализ необходим преподавателю не только для убедительной иллюстрации ученику художественных сторон репертуара, но и для непосредственной работы над произведением учащегося, когда возникнет потребность в объяснении задач, стоящих перед ним.

При этом сухой анализ произведения должен облекаться в доступную форму, язык преподавателя дожжен быть интересным, эмоциональным, образным. Г.

Нейгауз утверждал: «Тот, кто только переживает искусство, остаётся навсегда лишь любителем; кто только размышляет о нём, будет исследователем -музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы: живейшего восприятия и соображения». (Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» стр.56)

Прежде, чем приступить к изучению русской народной песни «За окном черёмуха колышется» в обработке В.Городовской, я должена быть уверена, что ребёнок технически и эмоционально готов к исполнению этого произведения.

Учащийся должен уметь: быстро перестраиваться с одного настроения на другое, слышать краску мажора и минора, исполнять тремоло legato, владеть сменой позиций, озвучивать высокие ноты (т.е.

исполнение в высоком регистре), исполнять legato приёмом игры вниз и чередуя приёмы (вниз-вверх), аккорды арпеджато, флажолеты, эмоционально ярким, уметь исполнять контрастную динамику (от ff и резко р). Если ребёнок, достаточно готов, я предложу ему в исполнении учащихся старших классов прослушать это произведение.

Первое впечатление для ребёнка очень важно. На этом этапе он захочет сыграть как его коллега по классу, в этот момент проявиться элемент состязания, желания быть лучше своего товарища.

Если он услышит в исполнении своего преподавателя или в записи известных исполнителей, у учащегося появится желание быть похожим на них и добиться таких же результатов. Эмоциональное восприятие при первом показе оставляет огромный след в душе ученика. Он может полюбить всей душой это произведение или не воспринять его.

Читайте также:  Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор

Следовательно, преподаватель должен быть готов к показу этого произведения и соответственно настроить ребёнка.   В этом поможет рассказ о вариационной форме, в которой написано данное произведение, о принципах варьирования, о тональном плане, и т.п.

Помогут для понимания произведения и некоторые сведения о композиторе и об авторе обработки этого произведения. Вера Николаевна Городовская родилась в г.Ростове в семье музыкантов.

В 1935 году поступила в Ярославское музыкальное училище по классу фортепиано, где впервые познакомилась с народными инструментами, работая концертмейстером в том же училище. Начала играть на гуслях в оркестре народных инструментов г.Ярославля.

С третьего курса Городовскую, как особо одарённую, направляют учится в Московскую Государственную консерваторию. В 1938 году Вера Городовская становится артисткой Гос. русского народного оркестра СССР. Концертная деятельность её началась в 40-х годах, когда во главе оркестра стал Н.П.Осипов.

Пианистка аккомпанировала этому виртуозу балалаечнику в радиопередачах, на концертах, тогда же Городовская освоила щипковые гусли, на которых играла в оркестре до 1981 года. Первые композиторские опыты Веры Николаевны относятся к 40-м годам. Она создала для оркестра и солирующих инструментов много произведений.

Для домры: Рондо и пьесу «Весёлая домра», «За окном черёмуха колышется», «Маленький вальс», «Песня», «Тёмно-вишнёвая шаль», «У зари-то, у зореньки», «Фантазия на две русские темы», «Скерцо», «Концертная пьеса».

Художественное содержание (характер) образы, ассоциации обязательно присутствуют в исполнительском анализе произведения

  • Затем можно рассказать о художественном содержании песни, на тему которой написаны вариации:
  • Под окном черёмуха колышется,
    Распуская лепестки свои…
    За рекой знакомый голос слышится
  • Да поют всю ночку соловьи.
  1. Сердце девичье забилось радостно…
    Как свежо, как хорошо в саду!
    Жди меня, мой ласковый, мой сладостный,
  2. Я в заветный час приду.

Ох, зачем тобою сердце вынуто?
Для кого теперь твой блещет взгляд?
Мне не жаль, что я тобой покинута,

Жаль, что люди много говорят.

Прямо к речке тропочка протоптана.
Спит мальчонка — он не виноват!
Я не буду плакать и печалиться,

  • Не вернётся прошлое назад.
  • И, вздохнув всей грудью свежим воздухом,
    Оглянулась ещё раз назад…
    Мне не жаль, что я тобой покинута,
  • Жаль, что люди много говорят.
  • Под окном черёмуха колышется,
    Ветер рвёт черёмухи листы.
    За рекой уж голоса не слышится,
  • Не поют там больше соловьи.
  • Текст песни сразу настраивает на восприятие характера мелодии произведения.

Лирическое распевное начало изложение темы в h-moll передаёт грустное настроение человека, от имени которого мы слушаем рассказ. Автор вариаций, в некоторой степени следует содержанию текста песни.

Музыкальный материал первой вариации, возможно ассоциировать со словами начала второго куплета («Как свежо, как хорошо в саду…) и представить диалог главной героини и её любимого, чьи отношения ещё ничем не омрачены.

Во второй вариации ещё можно представить образ ласковой природы, переклички с пением птиц, но тревожные нотки начинают преобладать.

После проведения темы в мажоре, где была надежда на благополучный финал, в третьей вариации подул ветер перемен. Смена темпа, возвращение минорной тональности, беспокойное чередование шестнадцатых в партии домр приводят к кульминации всего произведения в четвёртой вариации. В этом эпизоде можно соотнести слова песни «Мне не жаль, что я тобой покинута, жаль, что люди много говорят..».

Последнее проведение припева после мощного обрыва музыкального материала на «?», которое звучит контрастом на «р», соответсвуют словам «За рекой уж голоса не слышится, не поют там больше соловьи».

  1. В целом это трагедийного плана произведение, поэтому ученик должен уже уметь исполнять и переживать такого плана эмоции.
  2. музыки, в отличие от смысла речи, менее определённо, и полностью раскрыть и понять его могут немногие.
  3. Истинный музыкант может вложить в своё исполнение определённый смысл, который приковывает внимание так же, как и смысл слов.
  4. Одно дело — чувствовать музыку, другое -понимать и уж совсем особое дело — авторитетно говорить её языком.

Анализ вариационной формы, связь её с содержанием, наличие кульминаций

Фразировка вариационной формы

Это обработка написана в форме свободных вариаций, что даёт возможность разносторонне и разнообразно показать тему. В целом произведение — это однотактовое вступление, тема и 4 вариации. Тема написана в форме периода квадратного строения из двух предложений (запев и припев):. Вступление (1 такта) в партии фортепиано вводит слушателей в состояние покоя.

Тоническая аккордовая гармония (си минор) готовит появление темы. Лирическое появление темы в темпе «Moderato», исполняется штрихом легато. Приёмы игры используются тремоло. Первое предложение (запев), состоит из 2-х фраз (2+2 такта), оканчивается доминантой.

Кульминации фраз приходятся на чётные такты. Тема куплетного строения, поэтому первое предложение соответствует запеву, а второе предложение припеву. Русским народным песням свойственно повторение припева. В этой песне тоже есть это повторение. Второй припев начинается в двухчетвертном такте. Сжатие метра, доминанта к соль минору помогают сделать главную кульминацию всей темы именно здесь.

В целом вся тема состоит из 12 тактов (3 предложения: 4 — запев, 4 — припев, 4 — второй припев)

•   Следующий этап: разбиваем вариационную форму на фразы.

Первая вариация — это повторение темы

Источник: http://margashov.com/player/analiz-muz-proizvedeniya.html

Таблицы характера музыки, Музыкальный класс

В нотной записи, как это ни парадоксально, композиторы фиксируют не только «ноты», но и «шифруют» большое количество самой разнообразной информации, которая должна помочь исполнителю, умеющему читать между строк, раскрыть художественную сущность исполняемого произведения.

Конечно, большую смысловую нагрузку несёт, к примеру, название, заголовок, но есть в нотном тексте и другие словесные и буквенные обозначения, через которые мы узнаём о характере музыки. Это темповые указания, это динамические оттенки или слова, относящиеся к настроению и т.д.

Эти специальные обозначения музыканты узнают частью во время своей учёбы, а частью, просто обращаясь к словарю иностранных музыкальных терминов. Однако, как правило, словарь не в любой нужный момент оказывается под рукой, а уж что делать в этой ситуации самоучкам вообще не понятно.

Решение проблемы такое: просто завести собственный словарик – некие таблицы характера музыки, постоянно пополняемые всё новыми и новыми терминами (по мере их обнаружения). Чтобы облегчить эту задачу, предлагаю скачать и распечатать (или сохранить) уже готовые таблицы характера музыки. Я сделал их в двух вариантах:

  • 1) вариант для самоучек и начинающих музыкантов – несколько таблиц (основные музыкальные темпы, динамические оттенки и собственно таблицы итальянских терминов с переводами из числа тех, которые довольно часто встречаются в нотах для вокалистов и инструменталистов).
  • 2) вариант для учёных музыкантов – сокращённый, таблицы только итальянских слов, с помощью которых чаще всего передают настроение и характер музыки.
  • На случай, если у вас таблички не открылись по первым ссылкам, предлагаю альтернативную ссылку, скачать pdf-файл можно с «народа»: отсюда – Таблицы характера музыки.pdf

Что вы найдёте в этих файлах? Упорядоченные таблички самых нужных музыканту терминов. В одном месте собрано самое необходимое: показано, как обозначать, как читать (транскрипция итальянского языка русскими буквами + правильные ударения), ну и, разумеется, перевод.

Справочный материал по этой теме можно найти не только в словарях и в Интернете. Практически в любом магазине канцелярских товаров продаются специальные дневники для музыкальной школы. Как правило, на последних страничках таких дневников и публикуется «куча всякой полезной всячины», в том числе и таблицы музыкальных терминов и таблицы характера музыки.

Надеюсь, что у вас всё открылось и распечаталось как надо. Если нет, то добавляйтесь в друзья в контакте, пишите – пришлю. Что ещё добавить? Если вам понравился пост, то обязательно его «лайкните».

На десерт предлагаю посмотреть и послушать коё-что клёвенькое. Это зажигательные Румынские танцы Б. Бартока – венгерского композитора. В видео их исполняют скрипачка и пианист, но, кстати, есть версия и для сольного фортепиано. Так что, кому понравится – дерзайте (выучить под силу каждому)! Запись сделана прямо с открытого концерта на площади в Амстердаме. Обязательно дослушайте до конца!

Бела Барток. Шесть румынских танцев

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/tablicy-xaraktera-muzyki-muzykalnyj-klass

Основные музыкальные понятия

Аккорд — созвучие, которое включает три или более звука.

Арпеджио — исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного звука за другим. Обозначается особым знаком, выставляемым перед аккордом.

Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты.

Аппликатура — наиболее удобный выбор пальцев при игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой под или над нотой.

  • Бемоль — знак альтерации, понижающий звук на полтона.
  • Бекар — знак альтерации, отменяющий действие диеза или бемоля.
  • Во́льта — знак, обозначающий повторяющейся части музыкального произведения.
  • Гамма — звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения.
  • Диссонанс — несогласное, «беспокойное», резкое созвучие.
  • Диез — знак альтерации, повышающий звук на полтона.
  • Диапазон — звуковой объём данного голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса или инструмента.
  • Динамические оттенки — изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.
  • Затакт — неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение.
  • Интервал — сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно.
  • Инструментальная музыка — музыка для исполнения на музыкальных инструментах.
  • Консонанс — звучание более мягкое, звуки как бы сливаются друг с другом.
  • Ключевые знаки — знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.
  • Кода — заключительная часть музыкального произведения, завершающая его в целом.
  • Мелодия — музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.
  • Метр — равномерное чередование акцентов в музыке.
  • Модуляция — переход из одной тональности в другую.
  • Простые размеры — двухдольные и трёхдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте.
  • Репри́за — часть, содержащая повторение музыкального материала после его развития или изложения нового.

Симфония — оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. В основе развития симфонии лежит принцип «сонатной формы».

  1. Синкопа — перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.
  2. Соната — крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро.
  3. Сюита — многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, разнообразных по содержанию и построенных по принципу контраста.

Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживлённого, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого крупного произведения.

Скрипичный ключ — условный знак, который обозначает, что нота соль первой октавы находится на второй линии нотоносца.

Соло — исполнение произведения одним певцом или музыкантом.

Тактовая черта — вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.

  • Тембр — характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту.
  • Темп — скорость исполнения музыки.
  • Триоль — ритмическая фигура из трёх нот, вместо обычной группы из двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.
  • Тоника — первая ступень лада.
  • Трель (мелизм) — равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звука.

Тональность — высота лада. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.

Ферма́та — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению её длительность.

Цезура — момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза между фразами.

Что такое корал в музыке??????

ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.

Читайте также:  Какие типы музыки бывают

Источник: https://ru.any-notes.com/information/terms/basic-musical-concepts/

Что такое средства музыкальной выразительности?

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину.

Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии.

Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр,  фактура и метр.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

Мелодия

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

Регистр

  • Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
  • Различают:
  • — высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
    — средний регистр (ассоциации с голосом человека),
  • — низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

Ритм

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

  1. Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
  2. Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
  3. Виды ритмических рисунков
  4. Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
  5. В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

  • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) — обостряет, активизирует движение.
  • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
  • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
  • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

Размер

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку.

Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. .

И так далее, в зависимости от размера.

Темп

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

Тембр

Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

Женские и мужские голоса:

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).
  • Группы инструментов симфонического оркестра
  • Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
    — Струнные инструменты
    — Деревянные духовые инструменты
    — Meднные духовые инструменты
  • — Ударные инструменты

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

  • Piano pianissimo  — ppp — предельно тихо
  • Pianissimo — pp — очень тихо
  • Piano — p — тихо
  • Mezzo piano — mp — не очень тихо
  • Mecco forte — mf — не очень громко
  • Forte — f — громко
  • Fortissimo — ff — очень громко
  • Forte fortissimo — fff — предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo — cresc. — усиливая
Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
Subito forte — sub.f. — внезапно громко
Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
Decrescendo -decresc. — ослабляя
Smorzando — smorc. — замирая

Morendo — morendo — замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Метр

  1. Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

  2. В нотной записи метр выражается в размере ( верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

  3. Основные типы метра
    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38 ).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

  • В переводе с греческого harmonia означает созвучие.
  • Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.
  • Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.
  • Виды аккордов:

По количеству звуков:
— Трезвучия – аккорды из трех звуков.

Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

— Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

  1. По интервальному строению:
    — аккорды секундового строения ( кластеры)
    — аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд )
    — аккорды квартового строения (квартаккорды)
  2. — аккорды квинтового строения (квинтаккорды).
  3. В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.
  4. В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.
  5. Происхождение гармонии связано с многоголосным пением, известным уже в средние века ( 6 — 8 век).

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Одноголосная фактура: любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.

Многоголосная фактура: гомофония, полифония

Источник: https://shkolnaiapora.ru/question/chto-takoe-sredstva-muzykalnoj-vyrazitelnosti

Основные элементы музыкального языка

Основные элементы музыкального языка

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т.п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».(Р. Шуман)

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов.

В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно.

Мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства.

Мелодия

Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского…

Вы уже знаете немало музыкальных произведений. Они остались в вашей памяти. Если вы попытаетесь их вспомнить, то наверняка будете напевать мелодию. За работой музыкальной памяти замечательно проследил  А. С. Пушкин в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Моцарт восклицает, обращаясь к Сальери:

Да! Бомарше ведь был тебе приятель;Ты для него Тарара сочинил,Вещь славную. Там есть один мотив…Я все твержу его, когда я счастлив…

  • Ла-ла-ла-ла…
  • «Тарар» — опера итальянского композитора Антонио Сальери на либретто Пьера Бомарше.

Прежде всего, Моцарт вспоминает мотив – выразительную частицу мелодии. Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере. А что же такое мелодия? Мелодия — развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Слово «мелодия» произошло от двух слов — melos — песнь, и ode — пение. В общем, мелодия — это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.

Несколько звуков образуют мотив — маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Мелодия — главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения, это душа музыкального произведения.

Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче.

За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией.

Завершается мелодия кадансом — устойчивым оборотом.

Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать свое благоухание ночной прохладе.

Мелодии тоже «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины — кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу. Яркий пример тому — песня Е. Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника». Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации, подчеркнутой звонкими повторами самой высокой ноты.

Читайте также:  Ритмичная музыка для занятий спортом

Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы — мотивы — объединяются во фразы.

Музыкальная фраза, как правило, образуется из двух-трех мотивов. Ее продолжительность определяется продолжительностью дыхания исполнителя, поющего или играющего на духовом инструменте.

(В исполнении музыки на смычковых, клавишных инструментах влияние дыхания на величину фразы не ощутимо, но также учитывается.)

Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

Кульминация (от латинского culminis- вершина) обычно располагается в тактах 5-6 8-тактного периода или в тактах 12-13 16-тактного периода (то есть в третьей четверти периода) и в этих случаях приходится на так называемую точку «золотого сечения».

Смысл «Золотого сечения» в красоте строгих пропорций, соразмерности и гармонической уравновешенности частей и целого. «Золотая пропорция» есть и в строении человеческого тела, и в архитектуре, и в живописи.

Принцип «золотого сечения» применял великий итальянский ученый и художник XV — начала XVI века Леонардо да Винчи, хотя учение о пропорциях успешно развивалось и претворялось на практике еще в Древней Греции.

Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.  Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет конца напеву.

Один звук переходит в другой, песня льётся беспрерывным потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А ещё ее называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались композиторы П. Чайковский, С.

Рахманинов и др.

Послушайте русскую народную песню «Соловушка» в исполнении Большого детского хора. Неторопливо, напевно течёт широкая мелодия.

А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи. Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют сказителями. Такие мелодии называют речитативными.

Слово «речитатив» происходит от латинского recitare, что означает — чтение вслух, декламация. Речитатив — полупение, полуговор.

Особенно часто композиторы обращаются к речитативу в опере, где он служит одним из средств музыкальной характеристики героев. Например, в неторопливой и величественной мелодии речитатива Сусанина встаёт мужественный образ героя оперы М. Глинки.

В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от вокальных, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками.

Замечательные образы инструментальных мелодий можно встретить в фортепианных произведениях великого польского композитора Ф. Шопена.

В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка.

Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Дж. Верди, сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и многих других композиторов стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям.

Гармония

Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки.

Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. А иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена.

В ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония.

Последовательность аккордов вместе с мелодией называется гармонией.

Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию.  Аккорды, созвучия и их последовательность и составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.

В Полонезе ля мажор Шопена мощное «оркестровое» звучание рояля достигается благодаря многозвучным аккордам, сопровождающим мелодию торжественного героического характера.

В музыке существует много произведений, которые звучат легко и грациозно. Например, танцы. Аккорды в одновременном звучании здесь воспринимались бы слишком тяжеловесно и неуклюже.

Поэтому в аккомпанементе танцев на сильной доле тактов звучит отдельно нижний звук аккорда (бас), а затем его остальные звуки в одновременном звучании. Такой вид изложения гармонии используется в Вальсе ля бемоль мажор Ф.

Шуберта, который придаёт музыке лёгкость и изящество звучания.

В произведениях напевного лирического характера, для достижения мягкого, «струнного» звучания гармонии, часто применяются разложенные по звукам аккорды. В «Лунной» сонате Л. Бетховена такое звучание аккомпанемента, в сочетании с неторопливым движением печальной мелодии, придаёт музыке плавность и создаёт возвышенно-благородное настроение.

Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего-то необычного, загадочного.

Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, например, чудо волшебного превращения лебёдушек в красных девиц в опере Н.

Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных» аккордов.

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. Баха.

В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

Ритм

Ритм — организатор музыкальных звуков во времени. Ритм означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.

Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам даёт оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.

…Ночь. Дворец окружен врагами — войсками римлян. Обитателям дворца грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди выбегают из отдаленных покоев дворца. Они толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние шаги…

Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.

Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает и большой барабан… Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.

Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора М. Равеля «Болеро».

Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций).

«Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно-страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик sоlо.

Лад

Напомним, что в музыке лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука — тоники. В европейской музыке наиболее распространённые лады — мажор и минор.

Большая часть произведений, которые вы играете и о которых идет речь в нашей книге, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Г. Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, одевшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов-тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь — вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

Темп

Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп — в медленном.

Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их принято обозначать на итальянском языке.

Largo (ларго) — очень медленно и широко.Adagio (адажио) — медленно, спокойно.

Andante

(анданте) — в темпе спокойного шага.Allegro (аллегро) — быстро.

Presto (престо) — очень быстро.

Часто встречаются разновидности этих темпов:

Moderato (модерато) – умеренно, сдержано.Allegretto (аллегретто) — достаточно оживлённо.

Vivace (виваче) — живо.

Послушайте фрагмент основной темы знаменитой Фантазии ре минор великого В. Моцарта. Послушайте, как удачно подобрана мягкая пульсирующая фактура аккомпанемента к этой нежной, хрупкой мелодии.

А следующий пример тоже из музыки В. Моцарта — популярнейший финал его фортепианной сонаты, известный также под названием Турецкий марш или Турецкое рондо. Зажигательная музыка, совсем другая. Здесь В. Моцарт не грустит, не мечтает, а заразительно веселится.

Раньше темпы в музыке определялись приблизительно, по настроению. Но иногда композиторы хотели обозначить темп очень точно. В начале XIX века немецкий механик И. Мельцель специально для этого изобрёл метроном. Нужная скорость легко находится по метроному.

Динамика

Не менее важно динамика исполнения, то есть сила звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.

Основных динамических оттенков два, и вы их отлично знаете: форте — громко и пиано — тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: F и Р.

Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко — FF (фортиссимо) или очень тихо — РР (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила звучания изменяется не раз. Давайте вспомним пьесу П.

Чайковского «Баба-Яга». Музыка начинается чуть слышно, потом ее звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает.

Как будто издалека показалась ступа с Бабой Ягой, пронеслась мимо нас и исчезла вдали.

Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий музыкальный образ.

Тембр

Одну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на скрипке, и на флейте, и на гитаре. А можно спеть.

И даже если играть её на всех этих инструментах в одной и той же тональности, в одном и том же темпе, с одними и теми же нюансами и штрихами, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром.

Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак.

Тембр — особая окраска звука, свойственная каждому голосу и инструменту. По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга.

Выразительность голоса певца, прежде всего, зависит от красоты его тембра.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/osnovnye-elementy-muzykalnogo-yazyka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector