Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник? (посвящяется всем учителям инструментальных классов)

23 Янв 2013

Давайте поговорим о творце и ремесленнике. Каждый из нас что-то может делать: мастерить, сочинять, Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник?  (посвящяется всем учителям инструментальных классов)писать, рисовать, лечить, защищать. Кто-то это делает плохо, кто-то хорошо, кто-то отлично.  Но лишь немногие делают свое дело как никто другой, по особому, ни как все, эксклюзивно.  Основная масса людей делает  свою работу для того, чтобы получить прибыль. Но есть работа, ради которой человек готов жертвовать всем: временем, деньгами, отдыхом. И при этом он не думает о прибыли. Он счастлив, он получает огромное удовольствие и наслаждение.

Радость творца – в самом творчестве; другой награды не нужно. В тот момент, когда вы начинаете думать о какой-то награде, кроме своей работы, вы становитесь просто ремесленником, а не творцом. В этом и заключается разница.

На первый взгляд она незаметна, но она существенна последствием. Ремесленник производит продукт (пусть даже прекрасный) для реализации и получения прибыли. Творец же создает шедевр, который становится  достоянием человечества. Каждый из нас ремесленник.

Но давайте не забывать, что в каждом из нас живет и творец! Любви и добра вам!

Великий голландский художник Ван Гог хотел быть живописцем. Он был из бедной семьи. Родные сказали ему: “Это не для нас” Его отец работал в угольной шахте.

Но Ван Гог был абсолютно уверен, что это его призвание; какая разница, может он себе это позволить или нет – он должен быть художником. Семья отказалась от него.

Младший брат каждое воскресенье давал ему денег, которых должно было хватить как раз на неделю, чтобы заплатить за еду и крышу над головой. Три дня он голодал, четыре дня ел. Ему приходилось поститься три дня, чтобы купить краски и холст для своих картин.

Его картины настолько опережали свое время – гений всегда опережает время – что за всю жизнь у него не купили ни одной картины. До настоящего времени сохранилось всего двести полотен, и каждое стоит более миллиона долларов – а этот человек жил в крайней бедности, как последний нищий.

Его брат думал, что он глубоко страдает от того, что никто не понимает его живопись. Люди смеялись над его картинами. Он внес в живопись новое начало – он был пионером.

Брат сказал своему другу:

— Я дам тебе денег; купи у него хотя бы одну картину. Он будет счастлив, что хотя бы один человек понимает его живопись.

Этот человек не разбирался в живописи, но все же пошел. Ван Гог был очень счастлив, он показывал ему то одну картину, то другую, но этот человек сказал:

— Давайте любую. Не задерживайте меня; вот деньги. Это был удар. Этот человек даже не взглянул на картины: “Мне все равно – берите деньги и дайте мне картину”. Ван Гог сказал:

— Эти картины не продаются, и скажите моему брату, чтобы он не тратил денег зря. Это не ваши деньги – я же вижу, что вы в этом нисколько не разбираетесь. Мой брат послал вас, чтобы меня утешить. Убирайтесь отсюда! Меня не интересует, продаются мои картины или нет; я полностью удовлетворен, создавая их.

Над первопроходцами всегда смеются; творец, который не повторяет  прошлое, но приносит будущее, непременно бывает не понят.

Рекомендую еще к прочтению:

  • Вкус плода
  • Бог поможет
  • Напряги мозги
  • Знак свыше
  • Быть счастливым

Смотрите также

При цитировании и использовании любых материалов блога активная гиперссылка на svklub.com обязательна.

Источник: http://svklub.com/tvorets-i-remeslennik/

Статья на тему: "Учитель — творец учебного процесса"

Творчество — высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Естественно, что к ней человек приходит не сразу. Способности учителя к самостоятельному педагогическому творчеству не приходят сами собой. Условия, в которых возможно проявления творчества, не делают учителя творцом. Возможность еще должна стать реальностью в самой деятельности учителя.

В действительности бывают учителя, владеющие техникой преподавания, но работающие неинтересно. Они не способны зажечь своих учеников страстью познания. Такие учителя и сами не получают от своей работы радости.

Чтобы избежать этого, будущий учитель еще на студенческой скамье должен начать работу над собой, воспитывать в себе те качества личности и те умения, которые сделают его работу в школе творческой и дадут ему высокое удовлетворение.

Учитель-мастер работает над формированием в себе необходимых для педагога качеств, когда осваивает теоретические основы педагогической науки, навыки работы с классным коллективом, с один учеником.

Причем нельзя оставлять без внимания такие «пустяки», как умение стоять, сидеть, подняться со стула из-за стола, повысить голос, улыбнуться, посмотреть, подойти к доске, к ученику и т. д.

Творчество учителя начинается с его первых самостоятельных шагов в школе. Когда он из ученика превращается в учителя.

С опытом появляется потребность посмотреть на свои действия со стороны. Он обладает искусством наблюдения, которое становится основой сознательного, целенаправленного накопления им фактов педагогической работы.

На следующем этапе приходит умение отбирать главное к своей работе, строить предвидение, сознательно планировать дальнейшую работу.

В деятельности учителя закрепляется лучшее, отвергается неудачное, формируется педагогическая интуиция, позволяющая быстро применять адекватные педагогические средства в любой непредвиденной ситуации. 

Однако на одной интуиции нельзя успешно работать. У учителя возникает потребность более глубокого осмысления своей деятельности, возрастает интерес к педагогике, методике преподавания.

Учитель становится сознательным творцом педагогической действительности и участником научного творчества в области педагогики.

Но до этого момента, начинающему учителю необходимо пройти ряд обязательных этапов становления учителя как профессионала.

Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник?  (посвящяется всем учителям инструментальных классов)

Накопить опыт. А что такое педагогический опыт? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых учителем? Да, но если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности.

Они должны произвести впечатления на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уже эта мысль сделается правилом воспитательной деятельности педагога.

По мере накопления опыта в своей профессии учитель многие из своих действий начинает выполнять бессознательно, автоматически, приобретает навыки педагогической работы.

С одной стороны, усвоение таких навыков облегчает труд и способствует его продуктивности.

Учителю уже не нужно постоянно следить за собой: за стилем своей речи, за манерой держаться перед классом, за точным распределением времени по этапам урока. С другой стороны полная автоматизация всех действий учителя в процессе обучения таит в себе опасность превращения творческой работы в ремесленную. Как избежать преподавания по шаблону? Однозначного ответа по этому поводу не найти.

Но повседневный самоконтроль, установка на видение новых проблем, на оценку ситуаций, возникающих в классе, изучение передового педагогического опыта, введение элементов новых технологий в процесс обучения, эксперимент и т.д. помогут учителю в становлении творческой личности.

Есть еще одно очень важное обстоятельство. Педагогический труд — труд коллективный. Учитель обучает и воспитывает не одиночек, а детей, объединенных в коллектив. И сам он работает не один, а в педагогическом коллективе. Настоящий прочный успех в работе приносят не отдельные учителя — мастера, а дружный труд всего коллектива. 

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/statya-na-temu-uchitel-tvorets-uchebnogo-protsessa.html

Ремесленник или творец?

Можно дискутировать о противоположности «ремесленников» и «свободно мыслящих» профессионалов в интеллектуальном поле. Но эта дискуссия теряет свою продуктивность с точки зрения осмысления реальных реформ высшей школы в России.

Здесь мы рискуем смешать процесс самостоятельного «воспитания души» и процесс государственного профессионального образования. А они вряд ли совпадают.

Главное отличие состоит в присутствии «заказа» высшей школе: со стороны личности, общества, рынка, государства.

https://www.youtube.com/watch?v=TZ9R4Qg7zD4

Воспитание «универсально мыслящих, свободных людей» в качестве государственного «заказа» — задача столь же насильственная, как и любая другая заданность. Избежать «заказа» вообще невозможно, поскольку любое образование — это культурное насилие, а диплом — подтверждение его успеха. Может ли государственное образовательное учреждение дистанцироваться от заказа власти? Это нонсенс.

«Заказ рынка» университетам игнорировать также не удастся, поскольку за этим несимпатичным названием стоят конкретные люди, которые приходят в вуз с надеждой получить шанс на социальную успешность.

В российском обществе сейчас один за другим закрываются социальные «лифты», которые позволяют людям из низших социальных слоев повысить свой статус. Герметизируется сословие чиновников, превращаясь в «номенклатуру», которая выталкивает «чужих».

Потеря статуса армии закрыла социальный лифт через военную службу. Генералами становятся сыновья генералов. Сложности в предпринимательстве затрудняют создание «своего дела» и формирование успешного слоя «буржуазии».

Образование и массовая культура (пресловутая «попса») остались чуть ли не единственной возможностью проникнуть в более высокий социальный слой. «Добротное высшее профессиональное образование» все еще воспринимается как реальный жизненный шанс.

В качестве приоритетной жизненной ценности «национальная идея» уже есть — это «личная успешность». Ее приземленность и цинизм могут ужасать; национальная деструктивность ее бесспорна. Когда основная масса активного населения ставит личную успешность выше общего блага, то «Родина» становится всего лишь территорией для карьеры.

Но может ли образовательное учреждение не учитывать жизненные предпочтения населения? Можно ли предложить людям вместо этой мечты статус «свободно мыслящего человека»? Тот ли это статус, который принесет его обладателю социальную успешность, а в вузы ринутся толпы талантов? Перевесит ли абстрактная ценность гражданского общества в сознании отдельного человека ценность его собственной судьбы? Как показывают опросы, в современной России высокое место занимают две группы ценностей: патриархально-патерналистские и индивидуалистические. Какую задачу должны выполнить вузы? «Зажечь свет»? Это глубоко индивидуальный выбор и удел немногих и исключительных личностей. Он не может быть задачей массового (!) государственного (!) образования. Свобода — состояние души, тип духовной жизни и редко имеет отношение к образованию. Все зависит от личности и от того, кто станет для нее подлинным Учителем. Между тем преподаватель вуза в России сам находится под прессом «успешен — неуспешен».

Разумеется, нужен не транслятор готового знания. Это давно уже невозможно. Самые закосневшие педагоги способны транслировать только свои собственные знания, свой арсенал, свою личность, ничего больше. Это первый тип преподавателя: транслируется то, что знает сам учитель.

Преподаватели второго рода учат тому, «что нужно ученику» — здесь больше перспектив, хотя это труднее. Весь вопрос в том, что действительно нужно.

Кто это определяет? Студент? Министерство? Университет? Методисты? Чаще всего сам преподаватель, исходя из собственного опыта, более или менее значительного.

Преподаватель теперь в большей степени режиссер «сценария образования», менеджер, лоцман в океане информации. А ведь он лоцман-самоучка, режиссер из самодеятельности.

Может быть, вложить все — деньги, время, любовь — в преподавателя? Ведь, имея в виду изменение системы, воздействовать надо на людей. Только они в силах что-то изменить.

А реальными мотивами деятельности преподавателя выступают соображения: «приказали», «заплатили», «интересно». Хорошо, если это совпадет. А если нет? Разумеется, есть профессиональная гордость, энтузиазм, педагогический «драйв».

Мы готовы опереться лишь на это? И твердо рассчитывать на успех?

Лидия БЕРЕЗОВАЯ, доктор исторических наук, профессор

Источник: http://www.ug.ru/archive/15196

Эссе. "Я — учитель"

  • Россия,г.Братск
  • МБОУ «СОШ №37»
  • Учитель математики
  • Радаева Алена Геннадьевна

Эссе.

«Я — учитель»

  1. Современному миру нужны яркие личности,
  2. нужны талантливые учителя.
  3. Серость порождает серость.
  4. Огонь зажигает огонь.
  5. Анатолий Гин.

Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, любого из нас. Именно поэтому вечный вопрос «Учитель- ремесленник или творец?» особенно актуален в современной педагогике.

Мы все, конечно, понимаем, что вопрос некорректный и, в каком-то смысле, провокационный. Ясно, что нельзя однозначно оценить нашу профессию как творческую или нетворческую. Она позволяет проявлять фантазию, экспериментировать и создавать что-то новое.

Вместе с тем, в ней есть повседневная рутина, сводящая творчество учителя к минимуму.

Однако не случайно формулируется вопрос так, поскольку именно в такой форме его ставят сегодня родители и чиновники, часто весьма туманно представляя себе учительские будни.

Среди родителей бытует мнение: задача учителя- пересказ учебника, показ решения примеров и проверка знаний и умений.

В понимании этой категории граждан учитель-это человек, который должен за определенную плату предоставить их детям образовательные услуги, обеспечивающие некоторый реальный результат, выраженные соответствующими оценками.

При этом родителей не интересует, как педагог будет добиваться цели — это его личное дело. Дети, которые замечательно чувствуют подобные веяния в настроениях родителей, очень быстро понимают, что от них хотят не знаний, а результатов, выраженных в оценках и баллах. Они успешно начинают работать на достижение нужного результата.

Казалось бы, это не так уж и плохо — какая разница, какую цель мы преследуем? Но нет, опыт показывает, что такие дети делают ровно столько, сколько от них требует программа или содержание  работы.

Их невозможно заставить написать лишнее предложение, их нельзя заставить решить дополнительную задачу. Требование учителя сделать что-то сверх установленного они воспринимают как нарушение своих прав.

С такими детьми не получится решать нестандартные задачи; их нельзя заинтересовать математикой, поскольку они относятся к ней как  к системе этапов, через которые нужно пройти, чтобы получить результаты.

Медленно, но верно мы идем к тому, что в некотором будущем родители и дети будут диктовать нам, учителям, свои требования. Сейчас вполне серьезно обсуждается проблема создания профильной школы, когда ученики будут сами выбирать те предметы, которые захотят изучать в старших классах углубленно.

В нашей стране вполне реально можно представить ситуацию, когда дети и родители станут выбирать себе не только предметы для углубления, но и базовые. При таком повороте событий есть все шансы, что математика в старших классах умрет как предмет, как явление.

И только от учителя будет зависеть, захотят ли ученики заниматься его предметом.

Бытует мнение, что в точных науках мало творчества. На вопрос   «Учитель математики — это творческая профессия или нет?» я уверенно отвечаю: «Да!»

 Я считаю свою профессию творческой и хочу, чтобы таковой ее считало общество. Нам просто необходимо работать соответствующим образом — нешаблонно, эмоционально, увлекательно.

И не просто работать, а  активно заявлять всему обществу о себе и своей замечательной профессии.

Курс математики должен быть фактически развивающим для ученика, который будет ему интересен и полезен, который даст не только знания — умения — навыки, но еще и понимание происходящего, и развитие, и положительные эмоции.

           Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Это качества настоящего учителя. Таким образом, педагогическая деятельность – это творческий процесс, а не стихийный или бессознательный акт.

  • Подчеркну основные особенности своей творческой деятельности:
  • — конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и время его использования на уроке;
  • — техническая наблюдательность;
  • — критичность;
  • — способность к ассоциированию;
  • — установление аналогий;
  • — применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
  • — стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
  • — использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика.
  • Только творческий труд открывает наибольшие возможности для всестороннего развития личности учащегося, способствует реализации природного и накопленного потенциала, доставляет морально- психологическое удовлетворение.
  • А значит основные умения, свойства и качества педагога это:
  • -знание детской психологии;
  • -индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребенку;
  • -умение общаться и сотрудничать с детьми;
  • -умение создавать условия для успешного проявления в ребенке его наилучших качеств и способностей;
  • -умение создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости.

Творчество – это труд и поиск. Труд тяжелый, поиск долгий. Так давайте думать, смеяться, чувствовать, помогать, играть, творить и учить этому других!

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/2328-855.html

Исполнительская деятельность учителя как средство формирования интереса учащихся к музыке

Проблема формирования интереса к музыке у подрастающего поколения принадлежит к числу важнейших. Интерес имеет огромную побудительную силу, так как под его влиянием возникает стремление узнать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, активно применить их в различных видах деятельности.

Интерес к музыке учащихся общеобразовательной школы может рассматриваться как эмоционально-оценочное отношение к музыкальным ценностям через различные виды музыкальной деятельности, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальной потребности, которая вызывает сложный комплекс эмоций, переживаний, оценочных суждений.

Сформировать художественные вкусы, выработать у учащихся активную жизненную позицию – задача всей системы эстетического воспитания. Решения этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих определенной системой знаний, умений и навыков.

Деятельность учителя музыки связана с решением бесконечного множества задач, возникающих в процессе педагогической работы.

Безусловно, широкое привлечение современных технических средств обучения повышает качество музыкального образования, но особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников: учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует наличия инструмента в классе и исполнительских умений учителя, способствующих формированию интереса к музыке и музыкальным занятиям, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

Исследователи приходят к выводу, что основным видом музыкально-педагогической деятельности учителя музыки является музыкально-исполнительская деятельность, «без которой учитель музыки не назывался бы учителем музыки» [1]. Специфика музыкально-педагогической деятельности органически связывает педагогику с музыкальным исполнительством.

Исполнительская практика студентов в школе является одной из форм про­фессиональной подготовки будущего учителя музыки. Необходимость ее обусловлена содержанием будущей профессиональной деятельности.

Исполнительская деятельность способствует закреплению и совершенствованию профессио­нальных умений и навыков студентов, приобретенных ими в классах музыкальных дисциплин исполнительского цикла (музыкально-инструментальная подготовка, дирижирование, хоровой класс, концертмейстерский класс и ансамбль, постановка голоса).

Исполнительская практика предполагает различные виды исполнения: соло, в ансамбле, в качестве ру­ководителя хора, инструментального ансамбля, кон­цертмейстера.

Все это непременно связа­но с музыкально-воспитательной, образова­тельной и просветительской деятельностью.

Основным видом практики является выступление перед детской аудиторией в качестве исполнителя-лектора, что наиболее полно отвечает задачам работы учителя.

На практике в младших классах следует стремиться к мак­симальной образности выступления, к созданию необходимой эмоциональной атмосферы, способствующей восприятию учащи­мися общего характера и настроения произведения.

Например, в младших классах было предложено для слушания произведение В. Ходоша «Красная шапочка». Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний и нюансов музыка передает характер и настроение, приключения главной героини.

Точное нахождение композитором средств музыкальной выразительности позволило учащимся ярко обрисовать «музыкальную картинку».

Исполненные повторно фрагменты пьесы позволили поговорить о таких понятиях в музыке как темп, динамика, регистр и других средствах музыкальной выразительности, которыми композитор передал характеры персонажей, явления природы, чувства.

В процессе исполнения музыкального произведения с беседой о нем учитель имеет возможность сыграть произведение целиком, показывать фрагменты, говоря о средствах музыкальной выразительности иллюстрировать их, вовлекая в беседу учащихся.

Безусловно, то, что учитель играет на музыкальных инструментах, повышает его авторитет, его личность более интересна ученикам. Дети часто стоят у инструмента и смотрят, как играет учитель (особенно в младших классах), пытаются извлечь какие-то звуки и т.д.

Или, например, при исполнении учителем любимой детьми песни, кто-то начинает подпевать, кто-то делает пластические движения под музыку или отстукивает ритм. Каждый ребенок по-своему чувствует и переживает музыку, в то же время весь класс находится в ее атмосфере, под ее влиянием.

В процессе коллективного исполнения музыкального произведения ученики, как и учитель, оказываются включенными в исполнительский процесс. Такие виды деятельности, как вокальное и инструментальное исполнительство в большей степени привлекательны для учащихся и интересны школьникам, они предполагают наличие аккомпаниаторских умений у учителя.

В школе вокальные ансамбли, хоровое исполнение песен сопровождается аккомпанементом, в младших классах, когда дети вовлекаются еще и в оркестр, учитель берет на себя основную функцию, так как партия фортепиано (или аккордеона) является основной, музыкообразующей, а шумовые инструменты в руках учащихся – это, в основном, ритмическая поддержка.

Концертмейстерская деятельность для большинства учителей психологически легче, чем сольное исполнительство: ответственность делится с солистом, хором. Одновременно с этим профессиональная сложность деятельности концертмейстера существенна даже в нетрудном репертуаре, поскольку к обычным исполнительским задачам прибавляются задачи ансамблевые.

В период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе учащимся предлагалось в разделе слушание музыки исполнение музыкальных произведений в записи и исполнение на инструменте, исполнение вокальных произведений в записи и исполнение студентами в ансамбле (вокалист и концертмейстер). «Живое» исполнительство, безусловно, привлекает внимание учащихся к исполнителю и исполняемой музыке.

Бывают такие ситуации на уроке, когда общение с музыкой выражается полной тишиной. Приведем в пример урок в 6 классе, где после прослушивания детьми Вальса Ф.

Шопена в классе стояла такая тишина, которая лучше всяких слов «говорила» о мыслях и чувствах детей.

Мы считаем такое молчание детей на уроке очень важным, так как ребята продолжают «проживать» музыку, пребывая в атмосфере эмоциональной заряженности.

В процессе работы в школе нами замечено, что учащиеся любят слушать музыку в исполнении учителя. Каждое новое произведение вызывает у них всегда живой интерес. Ученики слушают в абсолютной тишине, и эта тишина не простое проявление дисциплины, а следствие глубокого интереса, эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства.

Список литературы

1. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика – СПб: Алетейя, 2001.  

2014 © Кисель А.Г.

Источник: http://nauka-rastudent.ru/4/1297/

4. СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ТВОРЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Творчество — высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Естественно, что к ней человек приходит не сразу. Способности учителя к самостоятельному педагогическому творчеству не приходят сами собой.

Мы рассмотрели объективные условия, в которых возможно проявление творчества, однако, как показывает действительность, эти условия сами по себе еще не делают учителя творцом.

Возможность еще должна стать реальностью в самой деятельности учителя.

В действительности бывают учителя, хотя и владеющие техникой преподавания, но работающие неинтересно; они не способны зажечь своих учеников страстью познания. Такие учителя и сами не получают от своей работы радости.

Чтобы избежать этого, будущий учитель еще на студенческой скамье должен начать работу над собой, воспитывать в себе те качества личности и те умения, которые сделают его работу в школе творческой и дадут ему высокое удовлетворение.

Нужно помнить также, что творчески можно построить преподавание любого предмета. Д.И.

Менделеев говорил, что сознательный и любящий свое дело учитель может плодотворно-влиять на ученика при помощи любого предмета преподавания, и вспоминал в связи с этим высказывание другого великого русского ученого — математика и выдающегося педагога П. Л. Чебышева о том, что учительница музыки своими уроками более всех иных учителей сделала из него то, чем он стал в жизни.

Каким должен быть учитель, какие качества, необходимые для творческой работы, он должен воспитать в себе?

Советский учитель должен обладать марксистским мировоззрением, быть общественником, не только превосходно знать науку, основы которой он преподает, но и быть всесторонне образованным человеком, обладать высокими моральными качествами, волевыми чертами характера. Он должен уметь изучать учеников и анализировать собственную деятельность.

Учителю необходимо иметь ряд специальных педагогических способностей: умение ясно и кратко излагать материал детям, выделять проблемы; наблюдательность, позволяющую понимать личность ученика, его психическое состояние в разнообразных педагогических ситуациях; быструю и точную ориентировку в таких ситуациях; самостоятельный склад мышления, организаторские способности.

Однако все эти качества могут оказаться недостаточными, если учитель не воспитает в себе необходимые для работы с детьми черты характера: целеустремленность, направленность на преодоление трудностей, возникающих в работе; выдержку — умение тормозить мешающие достижению цели мысли, чувства, желания; самоконтроль — сознательное управление мыслями, желаниями, настроением для достижения учебно-воспитательной цели; настойчивость, связанную с затратой больших сознательных усилий воли; чуткость и тактичность, скромность и требовательность к себе.

Все перечисленные качества и черты характера, конечно, не даются педагогу в готовом виде, они формируются как результат нелегкого процесса профессионального совершенствования.

Хотя такое совершенствование неразрывно связано со всем тем, что формирует личность педагога, и путь к мастерству для каждого — свой, неповторимый, все же, обращаясь к опыту педагогов — мастеров своего дела, можно различить в нем некоторые общие черты, ряд ступеней, этапов овладения педагогическим искусством.

Учитель-мастер работает над формированием в себе необходимых для педагога качеств еще в студенческие годы, когда осваиваются теоретические основы будущей профессии и приобретаются первоначальные навыки работы в классе.

Очень важно с самого начала овладеть основами педагогической техники. Как известно, А. С.

Макаренко придавал очень большое и даже решающее значение таким, на первый взгляд, «пустякам», как умение стоять, сидеть, подняться со стула из-за стола, повысить голос, улыбнуться, посмотреть и т. д.

Творчество учителя, первые педагогические находки начинаются с его первых самостоятельных шагов в школе, с которыми связана определенная психологическая перестройка,— ведь он выступает в новой роли, превращается из ученика в учителя.

Соответственно меняется и позиция, с которой он смотрит на педагогический процесс, его отношение к этому процессу.

Теперь он уже не просто усваивает педагогические знания и действует в соответствии с ними, но ищет собственные пути в этой работе.

Когда же начинающий учитель становится опытным, зрелым педагогом, у него появляется потребность посмотреть на свои действия как бы со стороны, он овладевает искусством наблюдения, которое становится основой сознательного, целенаправленного накопления им фактов педагогической работы. Эти наблюдения во все большей степени сопровождаются первичным анализом, самооценкой собственных действий.

На следующем этапе, когда накапливается достаточное количество фактов, на основе привычки к сопоставлению наблюдений приходит умение отбирать главное к своей работе, строить предвидение, сознательно планировать дальнейшую работу. В деятельности учителя закрепляется лучшее, отвергается неудачное, формируется педагогическая интуиция, позволяющая быстро применять адекватные педагогические средства в любой непредвиденной ситуации.

Однако на одной интуиции нельзя успешно работать. Учитель испытывает потребность более глубокого осмысления своей деятельности на основе педагогической теории.

У него возрастает интерес к педагогике как дисциплине, дающей возможность строить конкретное преподавание на базе достоверных научных знаний.

Учитель становится сознательным творцом педагогической действительности и участником научного творчества в области педагогики.

Здесь полезно вновь обратиться к мысли К. Д.

Ушинского о том, что передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт, и к тем его высказываниям, где подчеркивается значение для педагога-практика самостоятельного осмысления накопленных им фактов: «…Что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем.

Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога».

С этим высказыванием К. Д. Ушинского перекликаются слова академика И. П. Павлова в его обращении к молодежи: «…Изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие».

Конечно, этими этапами не определяется фатально творческая жизнь учителя. Выделение их в определенном смысле условно, творчество — обобщенный результат наблюдения над процессом профессионального совершенствования учителей.

Искусство самонаблюдения, например, может прийти к учителю не сразу, но умение анализировать и оценивать собственные действия необходимо ему с самого начала и в той или иной мере проявляется уже в работе начинающего педагога. Степень и уровень осмысления учителем педагогических фактов может с годами повышаться, но сами факты накапливаются учителем постепенно.

Таким образом, все виды деятельности учителя на всех этапах имеют постоянную основу, возрастает уровень осмысления этой деятельности и способность к самостоятельной эффективной ее организации.

Нам остается рассмотреть еще один вопрос, связанный с местом творчества уже не во всей системе педагогической деятельности, а в деятельности отдельного учителя. Это вопрос об автоматизируемых и неавтоматизируемых моментах его работы.

По мере накопления опыта в своей профессии учитель многие из своих действий на уроке и во внеклассной работе начинает выполнять бессознательно, автоматически, приобретает навыки педагогической работы. С одной стороны, усвоение таких навыков облегчает труд и способствует его продуктивности.

Учителю уже не нужно постоянно следить за собой — за стилем своей речи, за манерой держаться перед классом, за точным распределением времени по этапам урока и т. п.

С другой — полная автоматизация всех действий учителя в процессе обучения таит в себе опасность превращения творческой работы в ремесленную, когда учитель начинает преподавать по раз и навсегда установленному трафарету.

Как найти меру сочетания автоматизированных и неавтоматизированных действий? По этому поводу нельзя дать готового ответа. Меру должен найти и постоянно ощущать сам учитель. Повседневный самоконтроль, установка на видение новых проблем, на оценку ситуаций, возникающих в классе, помогут ему избежать шаблона в работе.

Автоматизация обучающих действий полезна до тех пор, пока она освобождает место для творчества, избавляет педагога от скованности, от необходимости обдумывать каждый свой шаг.

Она вредна, если распространяется на всю систему преподавания, если учитель преподает из года в год и в каждом классе одинаково, не реагируя на новые, неповторимые ситуации.

Иными словами, она вредна, если мешает его творческому росту.

И, наконец, нужно иметь в виду одно очень важное обстоятельство. По самой природе своей педагогический труд — труд коллективный. Учитель обучает и воспитывает не одиночек, а детей, объединенных в коллектив. И сам он работает не в одиночку, а в педагогическом коллективе. В коллективе формируется его творческая индивидуальность.

Настоящий, прочный успех в работе приносят не отдельные учителя-мастера, а дружный труд всего учительского коллектива. В. А.

Сухомлинский, добившийся замечательных успехов в организации творческой работы всех учителей школы, которой он руководил, отмечал, что творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения.

Теперь, когда мы рассмотрели в основном (конечно, не исчерпывающим образом) проблему творческой деятельности учителя, вернемся к началу главы и попробуем ответить на поставленные там вопросы.

Как сочетается точное выполнение предписаний, заключенных в учебных программах, учебниках, руководствах, с самостоятельным, творческим отношением учителя к порученному ему делу? На основании изложенного в главе на этот вопрос можно ответить так. Выполнение предписаний не мешает педагогическому творчеству.

Напротив, оно способствует такому творчеству, ибо позволяет учителю опираться на коллективный многолетний труд многих педагогов, положенный в основу проектов педагогической деятельности, избавляет его от необходимости заново и в одиночку повторять этот труд.

Реализуя на практике проект, он созидает конкретную педагогическую действительность, творит ее.

Как используются учителем материалы педагогической науки? Фундаментальные педагогические знания о сущности обучения, о закономерных связях, объективно существующих в педагогическом процессе, нужны учителю для осознания его деятельности. Желание и умение теоретически осмысливать свою деятельность в терминах и понятиях педагогической науки свидетельствуют о профессиональной зрелости учителя, о творческом подходе к делу.

Каковы этапы профессионального совершенствования учителя? В своем творческом становлении учитель идет от накопления первоначальных педагогических знаний через накопление фактов своей собственной практической работы к глубокому теоретическому осмыслению этих фактов с целью самостоятельного использования всего арсенала педагогических средств, без чего невозможна настоящая творческая работа.

Какие качества должен воспитывать в себе учитель? Выше дано перечисление этих «качеств. Из них главные для творческой работы: марксистское мировоззрение, всесторонняя образованность, высокие моральные качества, волевые черты характера, способность к анализу и самоанализу, способность стать на точку зрения ученика, чтобы лучше понять его внутренний мир.

В чем сущность педагогического творчества? В сочетании умения при реализации проекта действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний и в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов такой деятельности.

Что касается спора, в котором инициатива и творчество учителя противопоставляются методическим рекомендациям, в свете всего сказанного, по-видимому, ясно, что такое противопоставление не имеет смысла, ибо одно является условием другого.

Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписаний (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.

В то же время такая работа, в которой возникает новая педагогическая действительность, служит для педагогической науки новым объектом изучения. Результаты такого изучения кладутся в основу составления новых предписаний.

В таких предписаниях отражаются в научно переосмысленном виде результаты педагогического творчества, и уже поэтому они такому творчеству противостоять не могут.

Становится ясным также, что проекты педагогической деятельности — конечный продукт всей совокупности педагогических, в частности, дидактических исследований. Чтобы составить научно обоснованный проект, необходимо множество исследований разного типа, и, конечно, не каждое из этих исследований направлено прямо и специально на помощь учителю.

В заключение необходимо упомянуть о том, что описанные пути и этапы подготовки учителя к творческой работе в действительности тоже не противостоят друг другу.

Они взаимодействуют и накладываются один на другой.

Не ждать наступления этапа творчества, а готовиться к нему уже в вузе, творить уже с первых шагов — вот что должно быть правилом для каждого, посвятившего себя благородной профессии учителя.

Источник: https://didaktica.ru/prepodavanie-kak-tvorcheskaya-deyatelnost/72-4-stanovlenie-uchitelya-kak-tvorca.html

Учителю посвящается

Скажу «спасибо» и думаю – так мало, Чего же боле мне сказать? Сказать «люблю», но все ведь знают, Ведь все прекрасно понимают, Что вы и так родная мне.

Салимет Майлыбаевой

Скажу «спасибо» и думаю – так мало, Чего же боле мне сказать? Сказать «люблю», но все ведь знают, Ведь все прекрасно понимают, Что вы и так родная мне. Вы ярче звёздочек во мгле, И даже солнышка во тьме.

Пусть не достигнуть тех высот, что вы, Но есть тот идеал, К которому стремятся все мои мечты. Мой идеал – ведь это вы. Учитель мой, наставник мой. И всем кричу с открытою душой, Что вы умны, нежны и благородны.

И с именем прекрасным «Салимет» Вы мне как муза, мой поэт,

  • И друг мне много, много лет!
  • Джанет Сагиндикова, 17 лет, кружок «Тулпар», с. Карагас, Ногайский р-н  
  • English is the best!

Представьте, что вы поехали на экскурсию в другую страну. И вам захотелось увидеть что-нибудь особенное. А для этого нужно спросить у прохожих, как пройти к интересующему объекту.

Но как спросить дорогу, если не знаешь иностранного языка? В школе мы изучаем разные предметы, и у каждого учителя свой метод: кто-то ведёт себя с нами построже, кто-то – помягче. Мой любимый учитель-предметник – Асият Вагабовна Устарханова, которая ведёт у нас уроки английского языка.

Я написала для неё в этом году вот такое поздравление с 8 Марта: My dear, dear teacher! I love you very much. I want you to be happy, It is the Eighth of March! Девиз Асият Вагабовны в работе – «Всегда давай второй шанс». Она всегда даёт возможность исправить «двойку» до занесения её в журнал.

Благодаря Асият Вагабовне наша группа знает английский очень хорошо. Это касается не только журнальных оценок. На всех олимпиадах, викторинах, брейн-рингах её ученики занимают первые места.

Теперь мы точно можем не беспокоиться о том, как будем объясняться со своими сверстниками в Англии или Америке, если доведётся поехать туда.

Зумрат Исалова, 8 «з» кл., кружок «Юный журналист», гимназия № 35, пос. Ленинкент  

  1. Нашей классной маме
  2. Посвящается Загире Ажилиевне Нурлубаевой, учителю русского языка, классному руководителю 11 «а» класса

За окном зима, Холодно и снежно. Я задумалась сама И сижу прилежно. Проклинаю в сей поре Я дежурну долю. Все играют во дворе, Веселятся вволю. Мне достался лучший класс: Любим мы друг друга, Ажилиевна у нас – Лучшая подруга. Хоть строга она порой, Когда нам хохочется, После школы нам домой Уходить не хочется.

Потому как нам она Хоть учитель – мама. Скажем, класс не уберём, – Ну как дома драма. В совершенстве свой предмет Знает, без сомненья, Споры наши все на нет Приведёт в мгновенье. Учит юные умы Лучшая подруга, Чтоб любили, берегли Мы всегда друг друга. В путь-дорогу уходить Скоро в вьюгу снежную.

Верю, сможем сохранить

К вам любовь мы нежную.

Гульжаминат Байманбетова, 11 «а» кл., литературный кружок «Тулпар», с. Карагас, Ногайский р-н  

 Учитель наш

Посвящается Марине Кошманбетовне Кидирниязовой

Учитель наш, как ты нам дорог! Пусть жизни путь ваш будет долог. Всегда вы милая, всегда своя, Без вас в душе всегда тоска. Ваши глаза, улыбка ваша – Это всё достоянье ваше, Нету в мире никого вас краше. «Марина Кошманбетовна» – мы вас величаем, Самой лучшей вас считаем. Для нас вы – в конце туннеля луч, Улыбкой разгоните вы стаи туч. Наш разум в ваших руках,

  • А ваш образ в наших мечтах.
  • Джанет Сагиндикова, 17 лет, литературный кружок «Тулпар», с. Карагас, Ногайский р-н  

Источник: http://www.dagorlenok.ru/articles/literaturno-tvorcheskiy-klub-podsnezhnik/uchitelyu_posvyashaetsya/

Когда учитель-творец

«Быть человеком – это много, но быть женщиной – еще больше»
М. Ларни

8 марта – Международный женский день, праздник весны и внимания к женщине. В этот день мы освобождаемся от работы, а наши «прекрасные половинки» проявляют к нам множество знаков внимания, дарят цветы и подарки.

В современном обществе старомодный удел женщины, характеризующийся как дети, кухня, церковь, понемногу уходит в прошлое. Всегда считалось, что мужчина “властвует и правит”, в то время как женщина является домохозяйкой.

Но время не стоит на месте, и сейчас женщины наравне с мужчинами активно участвуют в различных сферах общественной жизни. Женщины, покинув, веками принадлежавшее им место у семейного очага, вышли на арену общественной жизни и заявили о себе, как о самостоятельной силе современной цивилизации.

С этим трудно спорить, потому что их профессиональные качества во многих случаях не уступают, а чем-то и превосходят профессиональные качества мужчин, в частности, в интеллектуальной области. Стоит заметить, что женщины умело, совмещают и карьеру и дом, воспитание детей, что тоже немало важно.

Мне удалось побеседовать с учителем начальных классов МБОУ Сосновской СОШ №2 Мариной Анатольевной Долгополовой.

Учитель… Какое обычное и какое вместительное это слово! Тот, кто учит, кто обогащает ум и душу молодого человека, кто открывает перед ним неисчерпаемые запасы знаний и бессмертных моральных ценностей.

И если тебе в жизни посчастливилось, и ты встретил настоящего учителя, свою жизнь ты проживешь недаром. Частичка его сердца, его самого будет в твоей жизни вечно светить и помогать выжить в сложные минуты.

Промелькнут года, но память будет возвращать нас в лучшую пору жизни – школьную.

Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой — физиком, третий — геологом, четвертый — хирургом, а  Марина Анатольевна еще с самого раннего детства хотела стать именно  учителем.

Учитель, педагог, наставник — это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем.

«Об  этой  профессии  я  мечтала  с  детства,  потому  что  хотелось  быть  похожей  на  свою  первую  учительницу   Агнию  Алексеевну  Истомину,  добрую  и  строгую,  требовательную  и  справедливую»- рассказывает  Марина Анатольевна.

Ее детство прошло в рабочем поселке Сосновка. После окончания 10 класса средней школы она поступила в Тамбовский педагогический институт. И закончив его в 1995 году решила вернуться в Сосновку, в свою родную школу.

Здесь и  начала свою трудовую деятельность. Свой первый урок Марина Анатольевна запомнила на всю жизнь.

«  С  гордостью  и  с  волнением  я  шла  на  него,  и  задумывалась:  а  смогу  ли  я   стать  настоящим  учителем? И, конечно,  этот  урок  я  буду  помнить  всегда».

В  начале  своей  педагогической  карьеры    была  участницей  районного  конкурса  «Учитель  Года»  и  заняла  2  место.

18 лет не покладая рук Марина Анатольевна работает учителем начальных классов. Первые ее выпускники уже стали мамами и папами, после окончания Вузов вернулись в свою родную Сосновку. Марина Анатольевна говорит, что каждый ее ученик остается в сердце навсегда.

Она является учителем высшей категории. Награждена  Почётными  грамотами  районного  отдела  образования  и  Управления  образования  и  науки  Тамбовской  области.

Человек творческий, это педагог высокой профессиональной компетентности.  Любовь у нее к ученикам проявляется во внимании и терпении.

Юмор и оптимизм, трудолюбие и удивительная проницательность – вот главные качества Марины Анатольевны.

«У  меня  самая  ответственная  профессия  —  Учитель,  самая  интересная  профессия  – Творец.  Именно  благодаря  этой  профессии  я  расту  сама,  набираюсь  мудрости,  учусь  терпению  и  чувствую  себя  нужным  человеком»- говорит Марина Анатольевна.

Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, еще глупеньких детишек, непослушных озорников,  выросли достойные люди! Марина Анатольевна не просто дает  знания, она оставляет след в душе каждого ребенка.

Девочки доверяют ей свои секреты и тайны, а мальчишки обращаются за советом. Просто вторая мама, которая воспитывает подопечных, как своих детей, понимает и всегда приходит на помощь! «Я переживаю, волнуюсь за каждого своего ученика. Мы вместе радуемся успехам и победам.

Ведь победы моих детей – это, прежде всего мои победы»- говорит Марина Анатольевна.

Марина Анатольевна знает, что каждый ученик не просто человек, которому нужна ласка и приветливость, а личность, со своим внутренним миром, взглядом на жизнь.  С ней не бывает скучно! А какая она выдумщица!  Сколько интересных мероприятий готовит  и проводит в своем классе.

Наше образование меняется с каждым годом. В этом году ввели в школах Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Марина Анатольевна считает, что это   позволяет  каждому  ребёнку  находиться  в  интересном  процессе  поиска.

   Ей  лично  близок  такой  подход,  когда  урок  превращается  в  совместный  поиск,  где  в  творческом  общении  каждый  открывает  для  себя  что-то  новое,  где  невозможно  закончить  урок,  поставив  точку  в  решении  проблемы.

  Хочется  искать  и  работать   дальше,  тем  более  что  поле  поиска  значительно  расширилось  – это  электронные  энциклопедии,  Интернет,  ТВ,  библиотеки.

Марина Анатольевна не только профессионал своего дела на работе, она еще и мама, которая воспитывает двух прекрасных детей. А если летом заглянуть в ее палисадник, то будешь приятно удивлен красотой и разнообразием цветов, интересным ландшафтным дизайном, который выдумывает замысловатая хозяйка.

Идеал женщины нового века – это женщина, активно развивающаяся, демонстрирующая свою индивидуальность, уверенная в собственных силах и интеллекте.

Источник: http://gvozd.tstu.ru/?p=71

Учитель вечен на земле! Из истории образования и учительства

Учитель вечен на земле!Из истории образования и учительства…

В двадцатом веке и в двухсотом -Учитель вечен на земле, —

это строчки из стихотворения И. И. Бейнаровича, учителя-историка с 50-летним стажем. А в чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так:

Если б не было учителя,То и не было б, наверное,Ни поэта, ни мыслителя,Ни Шекспира, ни Коперника.И поныне бы, наверное,Если б не было учителя,Неоткрытые АмерикиОставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,Никогда б не взмыли в небо мы,Если б в нас его стараньямиКрылья выращены не были.Без его бы сердца доброгоНе был мир так удивителен.Потому нам так и дорогоИмя нашего учителя.

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя.

Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.

Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества.

В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы — для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов — готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Более обширным было образование в жреческих школах. Здесь, кроме обучения письму, счёту, чтению, преподавалось также право, астрономия, астрология, медицина, и, конечно, большое внимание уделялось религии.

В античном мире сложились три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).

Античный период с его высокоразвитой культурой и искусством имеет большое значение для формирования учительской профессии. От человека, занимавшегося педагогической деятельностью, требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством.

Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». В Древней Греции произошло разделение деятельности по обучению и воспитанию детей и юношества.

В Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика» и др.

  • Люди, занимавшиеся педагогической деятельностью, в Древней Греции назывались:
  • педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение» — воспитатель) — домашний раб, сопровождавший ребёнка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребёнка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя;
  • педоном (пайдоном) — воспитатель детей от 7 до 15 лет, в его задачу входила подготовка к военной службе, физическое развитие, воспитание дисциплины, терпеливости, умения переносить физические лишения;
  • грамматист — учитель грамоты, обучал письму, чтению, счёту;
  • кифарист — учитель музыки (игры на кифаре, лире), знакомил с поэзией;
  • дидаскал — учитель хора, хорового пения;
  • софист — платный учитель, обучал «мудрости управлять частными и общественными делами».
  • Расцвет греческой культуры во многом обязан этим учителям —  грамматистам, дидаскалам, кифаристам и др.

В Древней Греции существовали различные типы учебных заведений. Мусические школы — для детей 7-16 лет, где давалось начальное образование, а также литературное и музыкальное.

Гимнастические школы — для детей 12-16 лет, где занимались физической подготовкой детей и подростков.

Гимнасии (или палестры) — для юношей 16-18 лет, в них завершалось образование, полученное в мусической и гимнастической школах, обучались философии, литературе, политике, совершенствовались в области гимнастики.

В период расцвета Древней Греции было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарг. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древнем Риме широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков из богатых и знатных семей. Подросток, окончивший такую школу в 15 лет, мог посвятить себя деятельности политического и судебного оратора.

Подростки и юноши от 13-14 до 16-19 лет могли обучаться в риторских школах, которые можно назвать высшими учебными заведениями. После падения Римской империи (476 г.

) античные школы исчезли не сразу, некоторое время ещё существовали школы грамматиков и риторов.

В средневековую эпоху появляются новые формы обучения и воспитания. Центрами образования становятся монастыри, при них создаются школы, а роль учителей выполняют лица духовного звания: священники и монахи. Но постепенно появляются и городские школы.

Развитие торговли, промышленности требует образованных, грамотных людей. Для этих школ купеческими гильдиями и ремесленными цехами приглашаются наёмные учителя. Появляются и частные школы. Учителей становится всё больше и больше, учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе.

Это по-прежнему лица духовного звания, позднее — выпускники университетов.

При дворах богатых аристократов были и свои домашние учителя, входившие в состав обслуживающего персонала. Так как системы профессионального образования учителей ещё не существовало, эту задачу выполняли книги. Это были педагогические сочинения Винсента из Бове («О воспитании детей знатных граждан»), Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др.

Фундаментальным произведением, обобщившим всё, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632).

Эту книгу можно назвать первой педагогической энциклопедией, где говорилось о цели обучения и воспитания, чему и как учить, какие требования предъявлять. С. Л. Соловейчик так сказал о нём: «Коменский впервые учил учителей преподавать…

Его так и называли — «учитель учителей», как позже стали называть немецкого педагога Дистервега — «учитель немецких учителей» и русского педагога Ушинского — «учитель русских учителей».

В 1652 году Я. А. Коменским были написаны «Законы для учителей» — своеобразный кодекс профессиональной чести педагога.

Коменскому принадлежит и описание школы, какой она должна быть: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи.

Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад…».

Всё это справедливо и сегодня. В эпоху капитализма школьное дело продолжает бурно развиваться, а профессия учителя приобретает всё более массовый характер. Появляются многочисленные школы и училища различных типов.

Наряду с классической школой появляются реальные и профессиональные школы, готовящие кадры для промышленности и торговли. Одновременно в 18-19 вв.

в дворянских и буржуазных семьях было распространено домашнее воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернёров (от фр. Gouverneur — управлять).

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб.

Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди».

Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения… Одно из них – «Поучение Владимира Мономаха».

Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука».

С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия — было открыто в 1632 году.

В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы.

При Петре I был издан указ об открытии цифирных школ. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов». Учителями этих школ должны были стать выпускники Навигацкой школы или Морской академии. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян).

Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

С развитием горнозаводской промышленности открываются горнозаводские школы для обучения детей нижних чинов грамоте и «горным делам».

1724 год – Петром I подписан Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук с университетскими курсами и гимназией. В 1755 году открывается гимназия для дворян и разночинцев при Московском университете (основан в 1755 г.).

Были в России и частные школы, например училище Феофана Прокоповича, созданное в 1721 году.

Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге — Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию.

Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек.

Но чем больше требовалось грамотных людей — для развития производства, строительства, освоения новых земель — тем больше становилось и разнообразных учебных заведений.

Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи (например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году), вновь открытые университеты (в Казани, Харькове). Но подбор учителей и педагогов-наставников составлял большую проблему.

До конца XVIII века в России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ.

Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение — учительская семинария.

В дворянских семьях по-прежнему продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения — первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования. Появилась чёткая система образования: приходская школа (1 год) — уездное училище (2 года) — гимназия (4 года) — университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию.

Реальное училище давало возможность поступить в технологический институт или сельскохозяйственную академию. Девочки учились отдельно, в женских гимназиях, затем мог ли поступить на Высшие женские курсы. Если в начале XIX века гимназий в России было 32, то к середине века уже около 100, в конце — 165, а в 1915 году средних учебных заведений уже насчитывалось 1798.

Симон Соловейчик в своей книге «Час ученичества» представляет общий ход развития народного образования в России на примере известных, знаменитых её граждан:

«Тенденция обозначается ясно, — пишет Соловейчик, — с каждым десятилетием образование всё более упорядочено. Если продолжать список, то всё чаще станут попадаться два слова: гимназия и университет (или высшее техническое училище, или институт)».

Россия была разделена на шесть учебных округов — в каждом из них был университет (в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте, Вильно, Харькове). Многие выпускники университетов пополняли число университетских преподавателей.

Рост числа учебных заведений требовал всё большего количества учителей, их по-прежнему катастрофически их хватало.

В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета.

Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов.

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров.

В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3-годичным обучением – учительские семинарии. В 1894-м их было уже 60, в них обучалось 4600 учащихся, в том числе 613 девушек.

В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

Постер: иллюстрация Николая Устинова к книге Юрия Коваля «Полынные сказки».

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/uchitel-vechen-na-zemle-iz-istorii-obrazovaniya-i-uchitelstva

Ссылка на основную публикацию