Юмор в классической музыке

Юмор в классической музыке Юмор в классической музыке Юмор в классической музыке

Основной принцип юмора в музыке — такой же, как и в других искусствах: показать банальные вещи в необычном и неожиданном ракурсе либо выставить излишне официозные фигуры и лозунги в преувеличенном или искаженном виде, доведя их до абсурда или карикатурности. Отсюда и появляются два основных объекта для музыкальных шуток: банальность, иногда принимающая вид пошлости или самодовольного невежества, и помпезный официоз во всех их проявлениях.

Несмешные шутки

Подавляющее большинство музыкальных «шуток» и «юморесок» практически не имеют ничего общего с юмором в нашем понимании. Такие известные пьесы, как «Шутка» (Badinerie, из Оркестровой сюиты №2, си минор) Иоганна Баха, «Юмореска» (Humoresque, op. 101, №7) Антонина Дворжака или «Юмореска» (op.

10, №5) Сергея Рахманинова, могут вызывать восхищение, но вряд ли вызовут именно смех — даже при очень сложной цепочке культурных ассоциаций. Эти произведения скорее своеобразные «шутки гениев», написанные легко, не вполне всерьез.

К ним следует относиться с той же легкостью, но смеяться при этом вовсе необязательно.

Иоганн Себастьян Бах. Badinerie, из Оркестровой сюиты №2, си минор:

Такой же смысл несет в себе слово «скерцо» (scherzo) в названии или в подзаголовке многих музыкальных произведений. Это слово в переводе с итальянского означает «шутка».

Первоначально скерцо было одной из частей классической симфонии, иногда заменявшей традиционный менуэт, а потом стало вполне самостоятельным музыкальным жанром. Основные формальные признаки скерцо — стремительный быстрый темп и трехчастная форма da capo.

Но в самой музыке скерцо, несмотря на его «шуточное» название, юмор присутствует далеко не всегда, как, например, в скерцо Фредерика Шопена. Исключением являются скерцо, написанные намеренно смешно, — например, юмористическое скерцо «Кот и мышь» (The Cat and the Mouse.

Scherzo Humoristique) Аарона Копленда. Юмор в этом скерцо проявляется в звукоизобразительности — в частности, в передаче кошачьего мяуканья звуками фортепиано или в изображении стремительной погони кота за мышью.

Фредерик Шопен. Скерцо №1 си минор:

Аарон Копленд. The Cat and the Mouse. Scherzo Humoristique:

Все дело в названии

Иногда юмористическая идея, сознательно заложенная композитором в музыкальном произведении, проявляется не столько в музыке, сколько в названии. Знаменитое Рондо cоль мажор (Rondo à capriccio, op.

129) Людвига ван Бетховена — стремительное, мощное и яростное, возможно, воспринималось бы совсем по-другому, если бы не авторский подзаголовок «Ярость по поводу утерянного гроша» (Die Wut über den verlorenen Groschen).

Естественно, настоящая бетховенская буря, неожиданно оказавшаяся в стакане воды, не может не вызвать у слушателя добродушную усмешку.

Людвиг ван Бетховен. Rondo à capriccio, op. 129:

Особым любителем смешных названий был французский композитор Эрик Сати.

В списке его произведений можно обнаружить «Вялые прелюдии для собаки» (Préludes flasques, pour un chien), «Бюрократическую сонатину» (Sonatine bureaucratique), «Изысканные вальсы пресыщенного жеманника» (Valses distinguées du précieux dégoûté) и многое другое. Однако в самой музыке этих произведений ничего собственно смешного нет.

Эрик Сати. «Sonatine Burocratique»:

Юмор для избранных

Противоположность этим шуткам — чисто музыкальный юмор, восприятие которого основано на тонких ассоциациях, заложенных композитором в музыку в надежде, что мы их поймем и оценим.

Характерный пример такого юмора — сюита «Карнавал животных» (Le carnaval des animaux) Камиля Сен-Санса с подзаголовком «Большая зоологическая фантазия» (Grande fantaisie zoologique).

Это та самая сюита, в состав которой входит знаменитый «Лебедь» (Le Cygne), который с легкой руки балетмейстера Михаила Фокина и балерины Анны Павловой стал известен в России как «Умирающий лебедь». На самом деле лебедь Сен-Санса и не думал умирать, а лишь важно и самодовольно демонстрировал свою красоту слушателям.

В 14 пьесах «Карнавала животных» композитор применял самые разнообразные юмористические приемы.

Одним из них было звукоподражание, популярное у французских музыкантов еще со времен барокко: например, забавное кудахтанье и кукареканье в пьесе «Куры и петухи» (Poules et Coqs), трогательный голос «Кукушки в чаще леса» (Le coucou au fond des bois) и нарочно противные крики осла в пьесе «Персонажи с длинными ушами» (Personnages à longues oreilles) — которые мастерски изображали инструменты симфонического оркестра.

Другим юмористическим приемом этого цикла было использование мелодических, тембровых и других контекстных ассоциаций. В частности, звучание известных мелодий в необычном изложении.

Так, например, тягучая тема пьесы «Черепахи» (Tortues) на поверку оказалась замедленной версией самого знаменитого французского канкана из оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду» (Orphée aux Enfers).

Или пьеса «Ископаемые» (Fossiles), в которой на протяжении около полутора минут в темпе Allegro ridicolo («насмешливое» аллегро) звучат темы из «Пляски смерти» (Danse macabre, op.

40) самого Сен-Санса в изложении ксилофона, изображающего стук костей пляшущих скелетов; известной французской песенки «Ah, vous dirai-je, maman!»; а также каватины Розины из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Особо ироничной получилась пьеса Сен-Санса «Пианисты» (Pianistes). Эти «страшные звери» его музыкального зоопарка изображаются при помощи двух роялей, на которых исполнители нарочито неумело, но занудно-настойчиво разыгрывают гаммы и упражнения.

Камиль Сен-Санс. Карнавал животных:

Смешить по-русски

Русская классическая музыка в целом отличается от западноевропейской повышенной философской нагрузкой. Именно поэтому ее по большей части сложно использовать в качестве фона: она слишком серьезна и заставляет себя слушать.

И даже юмор, который иногда присутствует в произведениях русских композиторов, почти никогда не бывает вполне беззаботным.

Это всегда либо сатира — социальная или политическая, либо гротеск, либо смех сквозь слезы, рефлексию и самоуничижение.

Один из ярких примеров русского музыкального юмора — сатирическая песня-сценка «Раёк» Модеста Мусоргского, в которой композитор высмеял некоторых известных деятелей культуры того времени. Сделал он это так мастерски, что, по свидетельствам очевидцев, сами объекты насмешек до слез хохотали во время премьеры сочинения.

Опера другого композитора «Могучей кучки» Александра Бородина — «Богатыри», невероятно смешная сама по себе, оказалась настолько неудобной для власти, что обе попытки поставить ее — и при царском режиме, и в СССР 1930-х годов — были запрещены цензурой.

А в опере Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина «Золотой петушок», поставленной в 1908 году, вскоре после первой русской революции, царь Додон в «муках творчества» выдавливал из себя любовное признание на мотив песенки «Чижик-Пыжик».

Это было и смешно, и невероятно смело — и потому положило начало череде «эзоповых» протестов деятелей искусства против режима как явления.

В более безобидном контексте — как озорное ребячество — использовал похожий прием Дмитрий Шостакович в Первом концерте для фортепиано с оркестром (op.

35), первая часть которого начиналась с интонаций «Аппассионаты» (Сонаты для фортепиано №23 фа минор Людвига ван Бетховена) — не без намека на известную ленинскую фразу «Ничего не знаю лучше Аппассионаты».

В задорном финале Концерта цитата из Ре-мажорной сонаты Йозефа Гайдна (Hob. XVI:37) весело соседствовала с мотивами уличных песенок про «Цыпленка жареного» и «Отличные галоши».

Дмитрий Шостакович. Концерт №1 для фортепиано с оркестром, ор. 35, финал:

В дальнейшем юмор Шостаковича приобрел более мрачную окраску, приблизился к гротеску и политической сатире: в его зрелых сочинениях периодически возникали ритмы еврейского танца фрейлахс или интонации грузинской песни «Сулико», напоминавшие о жертвах сталинских репрессий и о периодических гонениях на евреев в СССР. Пародийно-сатирический характер носил и эпизод нашествия из первой части Седьмой симфонии (соч. 60) Шостаковича: нарочитая тупость и механистичность темы этого эпизода стала музыкальной карикатурой на врага, в духе шаржей кукрыниксов.

  • Дмитрий Шостакович. Симфония №7, 1-я часть:
  • Одним из традиционных поводов для иронии у русских композиторов была тема пьянства, приобретавшая разную окраску — от карикатурного юмора в песне Александра Дюбюка «Улица, улица» до зловещего гротеска в песне пьянеющего Варлаама «Как едет Ён» из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
  • Александр Дюбюк. «Улица, улица»:

Сатира социальная чаще всего жила в песнях. Например, в «Козле» Александра Даргомыжского и «Семинаристе» Модеста Мусоргского. Ее отголоски слышны и в советской музыке, в частности у того же Шостаковича, например в его «Сатирах» на слова Саши Черного.

Модест Мусоргский. «Семинарист»:

Пожалуй, одно из немногих просто юмористических произведений русской музыки — это «Парафразы» для фортепиано в три руки, написанные целой группой русских композиторов — Александром Бородиным, Николаем Римским-Корсаковым, Цезарем Кюи и Анатолием Лядовым. Это коллективное сочинение было остроумной пародией на различные музыкальные жанры и стили, популярные во второй половине XIX века, вместе с присущими им штампами и банальностями.

Указание на исполнение «Парафраз» именно в три руки, а не в две и не в четыре, говорит о том, что один из двух пианистов, сидящих за инструментом, может играть свою партию всего одной рукой — настолько она незатейлива. Кстати говоря, в англоязычной традиции эта тема, популярная во всем мире, называется «chopsticks». Тем самым имеется в виду, что ее можно сыграть всего двумя пальцами — или вообще китайскими палочками для еды.

Алексей Сканави

culture.ru

Источник: https://musicseasons.org/nad-chem-smeyutsya-kompozitory/

Музыкальные афоризмы, музыкальные цитаты и музыкальный юмор

В этом разделе представлены лучшие музыкальные афоризмы, цитаты и короткие фразы, затрагивающие различные музыкальные грани. Раздел постоянно пополняется новыми высказываниями
и музыкальным юмором.

Юмор в классической музыке

  • Последнее время слушать музыку приятнее, чем людей.
  • Как музыку не сортируй, а папку «разное» создать придется.
  • Вы ничего не знаете о страхе, если у вас среди ночи не падала стоящая у изголовья кровати гитара.
  • На концерте девочки из группы «Блестящие» обогнали свою фонограмму на две песни и уехали домой пораньше. (афоризмы, цитаты о вокалистках и пении / юмор, приколы про вокал)
  • Я надеюсь, что сегодня вы пpекpасно пpоведёте вечеp, но сначала я попою. (Валерий Леонтьев)
  • Хит – песня, которая позволяет вам думать, что и вы умеете петь. (Арнольд Глазгоу)
  • Когда человек перестает быть в твоей жизни, то обязательно есть такая песня, которая будет напоминать о нём.
  • Почему бы не сделать так, чтобы популярные песни могли слушать лишь те, среди кого они популярны?
  • Исполнитель плохой песни всегда начинает аплодировать первым. (Бинг Кросби /афоризмы, цитаты о вокалистах и пении / юмор, приколы про вокал)
  • Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет. (Оскар Уайльд)
  • Старый любовник, старый конь и старый певец никуда не годятся. (Вольтер / афоризмы, цитаты о вокалистах и пении / юмор, приколы про вокал)
  • Теперь не сразу поймёшь, что имеют в виду, когда говорят про ГОЛОсистую певицу. (Владимир Бирашевич / афоризмы, цитаты о вокалистках и пении / юмор, приколы про вокал)
  • Блюз — это когда хорошему человеку плохо. (афоризмы, цитаты о блюзе / юмор, приколы про музыкантов)
  • Из песни слова не выкинешь, но можно выкинуть песню. (Эмиль Кроткий)
  • Есть музыка, на которую ничего не ложится, кроме нецензурных слов. (Александр Минченков)
  • Чем хуже голос у певицы, тем меньше на ней одежды. (Татьяна Левицкая / афоризмы, цитаты о вокалистках и пении / юмор, приколы про вокал)

Сильный голос. Но противный. (афоризмы, цитаты о вокалистках и пении / юмор, приколы про вокал)

В детстве я был такой слабый, что меня били даже в музыкальной школе.

Пение никогда не было нашим сильным местом! Хотя наши сильные места никогда не умели петь. (афоризмы, цитаты о вокалистах и пении / юмор, приколы про вокал)

  1. Бах и Бетховен – это пацаны, которые пишут музыку чисто для мобилок.
  2. Арфа – это обнажённое фортепиано.
  3. Из всех видов шума музыка – наименее неприятный. (Сэмюэл Джонсон)
  4. Если я слишком громок для вас, значит, вы слишком стары для меня. (Стив Бейторс)
  5. Настоящий меломан – тот, кто, услышав голос женщины, поющей в ванной, нагибается к замочной скважине и прикладывает к ней ухо!
Читайте также:  Что такое тональность

Ни ноты без банкноты! Деньги в руки – будут звуки. (афоризмы, цитаты о музыкантах и оркестре / юмор, приколы про музыкантов)

Если у рояля все клавиши чёрные, поднимите крышку. (афоризмы, цитаты о пианистах / юмор, приколы про музыкантов)

Тяжела и неказиста жизнь супруги вокалиста. (афоризмы, цитаты о вокалистах и пении / юмор, приколы про вокал)

Билет на концерт стоил десять рублей. Концерт ничего не стоил. (Василий Смирнов)

  • Сам играю, сам пою, сам билеты продаю. (музыкальные пословицы и поговорки / народные пословицы о музыке)
  • Пел хорошо, но долго. (афоризмы, цитаты о вокалистах и пении / юмор, приколы про вокал)
  • Если бы в опере симфонический оркестр играл чуть потише, а артисты не топали так громко по сцене, то лучшего места для сна было бы ни отыскать. (Юрий Татаркин / афоризмы, цитаты об опере и классической музыке)
  • Я очень люблю эту песню не слушать.
  • Если ваша песенка спета под фонограмму, значит ещё не всё потеряно. (афоризмы, цитаты о вокалистах и пении / юмор, приколы про вокал)
  • Жаль, по-человечески жаль Памелу Андерсон, которая так никогда и не сможет сыграть на баяне. (афоризмы, цитаты о музыкантах и оркестре / юмор, приколы про музыкантов)

Почему ты продал свой тромбон? — А я случайно узнал, что мой сосед купил ружьё! (афоризмы, цитаты о музыкантах и оркестре / юмор, приколы про музыкантов)

Поп музыкант не знает, какой будет его следующая пластинка. Классический музыкант не знает, какой будет его следующая партия. Джазовый музыкант не знает, какой будет его следующая нота. (Саш Бар)

  1. Сегодня он играет джаз, А завтра – Родину продаст. (афоризмы, цитаты о джазе / юмор, приколы про джаз)
  2. Певицу на руках толпа носила, но выступить на сцене не просила. (Валерий Казанжанц / афоризмы, цитаты о вокалистках и пении / юмор, приколы про вокал)
  3. Певец, у которого нет голоса, всегда найдёт подходящую аудиторию, у которой нет слуха. (Евгений Кащеев)
  4. Даром только птички поют. (Федор Шаляпин / афоризмы, цитаты о вокалистах и пении / юмор, приколы про вокал)
  5. Опера – это вид искусства, в котором у зрителя наступает счастье, если расслышал знакомое слово. (Виталий Власенко / афоризмы, цитаты об опере и классической музыке)

Джаз называли музыкой для богатых. Джаз называли музыкой для бедных. Но джаз всегда оставался музыкой для умных. (афоризмы, цитаты о джазе / юмор, приколы про джаз)

Я пою не для всех — я пою для каждого. (Эдит Пиаф / афоризмы, цитаты о вокалистках и пении / юмор, приколы про вокал)

Ничто не способно повлиять на любовь народа к классической музыке. Как пили под Шопена и Мендельсона – так и пьют. (Валентин Домиль)

  • Арфы нет, возьмите бубен! (к/ф «В бой идут одни старики»)
  • Сочинять не так уж трудно, труднее всего — зачеркивать лишние ноты. (Иоганнес Брамс)
  • Музыка объединяет всех, кроме соседей. (Константин Мелихан)
  • Когда я смотрю новости, я понимаю: миром правят те, кто никогда не слушает музыку. (Боб Дилан)
  • Опера — единственное место в мире, где герой, получив удар кинжалом в спину, начинает петь. (Борис Виан / афоризмы, цитаты об опере и классической музыке)

Я очень люблю трогательную музыку. Сыграйте нам военный марш, да погромче… (к/ф «Здравствуйте, я ваша тетя!»)

  1. Бах почти заставляет меня поверить в Бога. (Роджер Фрай)
  2. Играй всегда так, будто тебя слушает артист. (Роберт Шуман / афоризмы, цитаты о музыкантах и оркестре / юмор, приколы про музыкантов)
  3. Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не понимает. (Вольфганг Моцарт)
  4. Самая большая ошибка, которую только могут сделать родители, – это зачать ребёнка под плохую музыку. (Эми Уайнхаус)
  5. Я работаю в хору, все орут и я ору. (афоризмы, цитаты о вокалистах и хоре / юмор, приколы про вокал)

Я не могу долго слушать Вагнера. У меня возникает непреодолимое желание напасть на Польшу. (Вуди Аллен)

  • Добиться того, чтобы твою пластинку передали по радио, гораздо сложнее, чем провести законопроект через конгресс. (Кэл Рудман)
  • Остались всего три репетиции до позора! (афоризмы, цитаты о музыкантах и оркестре / юмор, приколы про музыкантов)
  • Если кто-то в оркестре сыграл фальшиво, главное – успеть посмотреть с укором на соседа. (афоризмы, цитаты о музыкантах и оркестре / юмор, приколы про музыкантов)
  • Играй, как следует, фраер, а то наваляю! (к/ф «Мы из джаза» / афоризмы, цитаты о музыкантах и оркестре / юмор, приколы про музыкантов)
  • Джаз — это когда пять парней играют одновременно разные песни. (афоризмы, цитаты о джазе / юмор, приколы про джазменов)
  • И ослы имеют отношение к музыке — их шкуpу натягивают на баpабан.
  • Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку. (Джоаккино Россини)
  • Лучше уж петь в опере, чем ее слушать. (Дон Херолд / афоризмы, цитаты об опере и классической музыке)
  • Если бы не скрипка и не бас, то музыкант свиней бы пас. (музыкальные пословицы и поговорки / народные пословицы о музыке)
  • Мои соседи слушают хорошую музыку, и не важно, хотят они этого или нет.
  • Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре. (Дэвид Бирн)
  • И ворона свою песню хвалит. (музыкальные пословицы и поговорки / народные пословицы о музыке)
  • Каждый день следует прослушать хоть одну песню. (Иоганн Вольфганг Гёте)
  • Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу. (Василий Сухомлинский)
  • Ты не пой, ты просто ходи туда, сюда. (афоризмы, цитаты о вокалистках и пении / юмор, приколы про вокал)

Все новое и революционное всегда себе с трудом дорогу пробивало. Мы тоже хороши… увлеклись шумовыми эффектами. (к/ф «Мы из джаза»)

Я играю на басе, хоть ноты ведаю не все. (музыкальные пословицы и поговорки / народные пословицы о музыке)

Есть оперы, которые начинаются в шесть вечера; через три часа после начала вы смотрите на часы, и они показывают 6.20. (Дэвид Рандолф / афоризмы, цитаты об опере и классической музыке)

Источник: http://www.lafestamusic.info/ru/show-biz/interesting/aphorisms

Юмор в музыке

Юмор в музыке

Никита Богословский — автор самых знаменитых песен и самых издевательских шуток. Пусть вас не обманывает то, что он на этом снимке так лирично смотрит в рояль. Как гласит молва, одному своему коллеге он налил вот в такой же рояль водку и пустил туда плавать шпроты.

То, что мы сегодня слушаем классическую музыку с серьезными лицами — одна из самых удачных шуток природы. Ведь когда-то слова музыкант и шут значили одно и то же.

Музыканты — несерьезные люди. И всегда такими были. Еще в средние века их задачей было веселить публику. Этим занимались не все, конечно, музыканты поголовно — были еще церковные певцы, которые посвящали себя таким несмешным темам, как спасение душ.

Но «игрецы» из народа, от которых и пошла большей частью классика, были еще теми весельчаками. Что, кстати, отражалось в названии их профессии. В средневековой Европе бродячих музыкантов звали жонглерами, в России музыканты были одновременно шутами и скоморохами.

При дворе Анны Иоанновны, например, служил шутом один знаменитый в то время итальянский скрипач с несусветным прозвищем Педрилло.

Примечательно, какое у него было звание — он был не какой-нибудь народный артист, а звался гордо: «русский первый дурак…известный скрипач…и славный трус ордена св. Бенедикта».

Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что им изменило чувство юмора. Почти про каждого великого музыканта до сих пор рассказывают смешные байки. Большими шутниками были композиторы Пуччини, Россини и скрипач Паганини, и даже автор мрачных симфоний Шостакович в жизни был не дурак повеселиться.

Однажды (гласит молва) Шостаковичу удалось разыграть не кого-нибудь, а композитора Никиту Богословского. А Богословский, как известно, считался королем розыгрыша. Проявление остроумия в Шостаковиче его задело за живое, и он решил отыграться. Дело было в Ленинграде. Спустя пару дней Богословский встретил своего обидчика на Невском.

Не подал и виду, что обижен, любезно поздоровался, а потом, как он сам рассказал в одном интервью, «быстро пробежал до здания бывшей Думы, там тогда стояли извозчики. Быстро проехал назад, догнал Шостаковича и снова поздоровался с ним, идя ему навстречу. Он ответил мне с некоторым сомнением и удивлением.

Когда же я поздоровался с ним, идя ему навстречу в третий раз, он испугался и перешел на другую сторону».

Через день Богословский добил Шостаковича, позвонив его маме и передав через нее Шостаковичу привет и извинения, что не смог зайти на день рожденья, поскольку уже целую неделю находится в Москве.

Говорят, это был самый безобидный розыгрыш Богословского. Все остальные его шутки оказывались куда более ехидными и зловредными.

Так, его стараниями писатель Губарев (по другой версии — виолончелист Ростропович) услышали по радио, что якобы награждены Сталинской премией.

Обрадовались, стали обмывать звание с гостями, и вдруг опять сообщение по радио:  «такому-то и такому-то — Сталинская премия, а Губареву (Ростроповичу) — х…»

Рассказывают еще, что Богословский вместе с друзьями сорвал концерт композитора Михаила Чулаки — выпустил в зал, где проходил концерт, целую стаю воробьев. Птицы летали по залу, чирикали и гадили на головы слушателей и исполнителей.

Простой музыкальный народ, а не только знаменитости, тоже не прочь посмеяться.

Большие любители злорадных шуточек — оркестранты, способные наклеить черную бумагу на очки заснувшему коллеге, чтобы тот, проснувшись, решил, что ослеп, или припечатать обидной кличкой дирижера («Ведро», «Пончик с ядом»…). Братья музыканты сочиняют на досуге и анекдоты.

В этих анекдотах часто фигурирует, кстати, аналог «чукчи» — обычно это духовик или альтист, над которым сочинители анекдотов либо просто издеваются, либо заставляют его попадать во всякие дурацкие ситуации.

Вот, например:

В симфонический оркестр приходит новый альтист.

Начинается репетиция. Альтист смотрит в незнакомые ноты, играет.

Вдруг видит — в нотах пометка «пригнуться». Альтист машинально пригибается. На следующей странице — то же самое. Альтист осознает комичность ситуации, считает это чьей-то злой шуткой и решает больше не пригибаться.

  • Наступает следующая пометка, альтист сидит, держит осанку… и вдруг получает резкий удар по шее кулисой сидящего сзади тромбона.
  • Жанр музыкальных анекдотов процветает и сейчас, о чем свидетельствуют свежие экземпляры, такие как вот этот:
  • Разговор двух новых русских:
  • — Пойду учиться в консерваторию на пианиста!
  • — Зачем?

— Ну прикинь! Большой театр! Огромный зал! Куча народу! Все смотрят на меня! А я сижу на сцене и пальцы гну!

Музыканты шутят

После всего сказанного ясно, что когда музыканты берутся за перо и начинают писать музыку, у них далеко не всегда выходят реквиемы. Юмор в музыке отпечатался даже в названиях.

Происхождение таких жанров, как шутка, юмореска или скерцо (scherzo — «шутка» по-итальянски), вполне прозрачно.

Причем никто не брезговал смехом в музыке — даже такие глыбы, как Иоганн Себастьян Бах, были не прочь породить в перерывах между глубокомысленными опусами какую-нибудь безобидную «Шутку».

Хотя, строго говоря, композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения — и эффект может получиться более впечатляющим.

Даже беглого взгляда в историю музыки достаточно, чтобы понять: самые разные музыкальные произведения проникнуты самыми разными оттенками смеха — от добродушной улыбки до иронии, сарказма или какого-нибудь жутковатого черного юмора. Веселые проделки позволял себе папаша Гайдн.

Читайте также:  Какие оперы написал моцарт? 5 самых известных опер

Однажды он проучил публику, имевшую привычку спать на концертах.

(Заметим: видимо, амплуа классики как скучной музыки существовало еще Бог весть когда!) Гайдн написал тишайшую, сладчайшую симфонию, специально устроенную таким образом, что как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми.

Тот же Гайдн сочинил так называемую «Прощальную симфонию», исполняя которую оркестранты один за другим покидали сцену, пока не оставался один музыкант, в одиночестве доигрывающий свою партию, а потом задувающий свечу и уходящий за кулисы в кромешной тьме.

Кстати, у этой шутки было продолжение.

Говорят, однажды подобное же произведение, сочиненное уже Рихардом Штраусом, исполняли в Карлсбаде (нынешних Карловых Варах), славящихся своими минеральными водами. И некий слушатель смотрел-смотрел, как уходят музыканты, в конце концов не выдержал и шепнул композитору: видите, как действуют на организм карлсбадские воды!!

Но не все композиторы смеялись в музыке так добродушно. Композитор Гектор Берлиоз, измучавшись от несчастной любви, жестоко высмеял в своей «Фантастической симфонии» возлюбленную.

Римский-Корсаков и вовсе отважился на политическую сатиру: насмеялся над героем своей оперы «Золотой петушок» царем Додоном, заставив того спеть, среди прочего, любовную арию на мотив «Чижика-пыжика».

Кстати, в этой опере смех присутствует еще в «концентрированном» виде: один из важных мотивов — хохот Шемаханской царицы, переданный музыкальными средствами.

Отличный пример анекдота или карикатуры в музыке — уморительный «Карнавал животных» Сен-Санса. Надо сказать, что этот композитор вообще был шутником-виртуозом. И по всему своему «Карнавалу…» он рассыпал множество шуток — причем многие из них посвящены музыке и музыкантам. Судите сами.

В цикле четырнадцать пьес, изображающих разных зверей: черепах, птиц, слона, кенгуру, и т.д. Посреди всего этого музыкального зоопарка слушателю вдруг предлагают полюбоваться на редких зверей — … пианистов. Пианисты эти и правда, как звери, долбят гаммы. Долбят зверски, старательно, хотя и заплетающимися пальцами.

И это еще не все: номер с пианистами непосредственно переходит в пьесу под названием «Fossilis» — латинский термин, означающий «ископаемое животное». И как вы думаете, что за ископаемое изобразил здесь Сен-Санс? Не кого иного, как священную корову — самого В.А.

Моцарта!!! В пьесе, начавшейся очень мило, довольно скоро обнаруживается мотив из моцартовского Allegretto, которое в детских музыкальных школах играют все начинающие пианисты. Вот так!

Но и это еще не все. В той же «зоологической фантазии» есть один номер с бронебойными фортепианными пассажами — он требует от исполнителя этакого показного спортивного пианизма, который у нас сейчас, к сожалению, в моде.

И вот так слушаешь эту пьесу и нет-нет да и покажется: это разыгрываются студенты консерватории перед конкурсом Чайковского… А потом заглянешь в название номера — и прочитаешь … «Дикие ослы».

Кстати, есть в «Карнавале…» одна не то разгневанная, не то обиженная пьеска с загадочным названием: «Персонажи с длинными ушами». Интересно, какие такие персонажи имеются в виду. Уж не слушатели ли.

 (Послушать «Карнавал животных» на странице «Зверская музыка»)

Это просто смешно

В новейшей истории музыки есть один занятный персонаж — американский композитор Джон Кейдж. Ему принадлежит произведение «4:33», целиком состоящее из тишины — в трех частях. Это произведение создано для фортепиано или любого другого инструмента или нескольких инструментов, и тишина в нем длится 4 минуты 33 секунды или любое другое количество времени.

Кейдж позволял себе выходки самого разного толка. Он первым предложил исполнять музыку на роялях, в струны которых засунута всякая дребедень вроде гаек и ластиков. Проблем с отсутствием вдохновенья он не испытывал: сочинял музыку путем подбрасывания монетки.

А одно его произведение записано вообще не нотами, а графическими символами: плюсами, точками и скобочками. Кстати, о скобочках: я абсолютно убеждена, что, живи Кейдж в наше время, он бы непременно записал хотя бы одну свою пьесу компьютерными смайликами.

Однажды я слышала, как профессура Московской консерватории исполняла произведения Кейджа. Вначале пианист Любимов с ехидным видом исполнил на рояле, выставленном на улицу перед памятником Чайковскому, произведение «4:33». Затем на сцену Малого зала консерватории вышли музыканты, которые стали надувать и лопать воздушные шарики.

Там же, на сцене, засел с убийственно серьезным лицом один молодой пианист, и стал настукивать некий текст одним пальцем на пишущей машинке. Время от времени он вынимал бумажку из машинки, делал из нее самолетик и пускал его в зал.

Разворачивая пойманные самолетики, публика читала: «Артист не имеет права злоупотреблять временем зрителя».

Не знаю, ссылался ли Кейдж когда-нибудь на фразу барона Мюнхаузена: «Все самые большие глупости в мире делаются в мире с серьезным выражением лица — а потому улыбайтесь, господа, улыбайтесь…» Но в любом случае эта фраза могла бы стать хорошим эпиграфом к его творчеству. Да и почти ко всей истории музыки тоже.

Анна Благая

Смотрите также: Скрипка и Микки-Маус (ваше внимание там должны привлечь мультфильмы номер 2 и 3)

Источник: http://blagaya.ru/put/articles/muzhumor/

Анекдоты о классической музыке

Девочка приходит в хор и говорит:
 — Дяденька! Я хочу петь басом!  — Девочка, а скажи что-нибудь грубо!

 — Я хочу петь басом, с$ки!

У нас в гостях композитор Тихон Хренников. Скажите нам, что вы сочинили за последнее время?  — Хммм. Ну, вот, скажем, недавно я положил на музыку…

 — (перебивая, с ужасом) Да?! Какая жалость!..

На вступительных экзаменах в музыкальное училище встретились «виртуоз-пианист» и «двоечник». Двоечник посмотрел, как играет «виртуоз» и обалдел. И тут на экзамен в приемную комиссию вызвали «виртуоза». Через несколько минут он вышел с сильным огорчением на лице.  — Не сдал, — сказал он и ушел. Следующего вызвали «двоечника».

«Да куда уж мне», — подумал он, — «если такой „виртуоз“ не сдал». Председатель приемной комиссии вежливо сказал:  — Возьмите на рояле ноту «до». Двоечник послушно взял ноту «до»  — А теперь возьмите ноту «соль» Двоечник послушно взял ноту «соль»  — Поздравляем! Вы зачислены в училище на отделение фортепиано.

Двоечник в недоумении спросил:  — А как же тот парень, который был передо мною?

 — А тот как начал рыскать по клавишам, сразу видно, что к экзамену не готов!

Кто такие Бах и Бетховен? Это чистааа пацаны, которые для сотовых телефонов музыку пишут…

Идут Василий Иванович и Петька мимо консерватории. Василий Иванович говорит:  — Петька, тебе нравится камерная музыка?

 — Да что ты, Василий Иванович, я и не сидел-то ни разу.

Пpиходит пpогpаммист к пианистy — посмотpеть на новый pояль. Долго ходит вокpyг, хмыкает, потом заявляет:
 — Клава неyдобная — всего 84 клавиши, половина фyнкциональных, ни одна не подписана, хотя… шифт нажимать ногой — оpигинально…

Рассказывается от лица пожилого грузина-флейтиста с характерным акцентом…
 — Играли ми как-то канцерт для персидский шах. Персидский шах ошен понравился наш канцерт, и он велел наполнить наши инструменты золотой монэт.

В болшой барабан влэз 10000 золотой монэт, в саксофон — 3000 золотой монэт, а в этот сучий инструмент нэ влэз ни один золотой монэт! Другой раз играли ми канцерт для немецкий канцлер. Немецкий канцлер ошен понравился наш канцерт, и он велел наполнить наши инструменты немецкий марка.

В болшой барабан влэз 20000 немецкий марка, в саксофон — 6000 немецкий марка, а в этот сучий инструмент нэ влэз ни один немецкий марка! Трэтий раз играли ми канцерт для русский царь. Русский царь ошен не понравился наш канцерт, и он велел засунуть наши инструменты нам в зад.

Болшой барабан нэ влэз, cаксофон не влэз, а этот сучий инструмент влэз по самий си-бемоль!!!

Грузин сдает экзамен в консерваторию. Ему члены комиссии говорят: «Сейчас мы проверим Ваш слух. Вы отвернетесь, мы нажмем на рояле одну клавишу, а Вы нам скажите, какая это нота и какой октавы.»

Грузин отворачивается. Нажимают клавишу. Грузин поворачивается, медленно оглядывает всех членов комиссии подозрительным взглядом, затем показывает пальцем на одного из них: «Ты нажал!»

На репетицию оркестра скрипач пришел с мешками под глазами, помятый и не в настроении.  — Что случилось?  — Всю ночь кошки орали под окнам — не давали уснуть.  — Ничего хоть орали?

 — Да так, попсу всякую.

Встречаются два друга, поклонники музыки.
 — Пойдем завтра на концерт на Ростроповича?  — Не. Не могу. Завтра Шпильман играет. Через некоторое время:

 — Слушай, в пятницу приезжает Монсеррат Кабалье, я два билета достал, пойдешь?

 — Нет, не могу, в пятницу у Шпильмана концерт…  — Слушай, кто такой этот Шпильман? — изумленно спрашивает друг.

 — Да я почем знаю? Просто когда у него концерт, я с его женой трахаюсь.

В Филармонии идет концерт для скрипки с оркестром. На переднем плане стоит скрипач, ведет соло. В первых рядах сидит мужик и истерично заливается слезами на протяжении всего концерта.

После концерта мужик приходит за кулисы выразить свои чувства:
 — Слышь — скрипка это… я тебя так понимаю, так понимаю.

Я сам слесарем работаю и бывает тоже так напильником весь день туда-сюда, туда-сюда поэтому я тебя так понимаю, но вот это — левой рукой, пальчиками — извини, выпендреж…

Разговор двух новых русских:
 — Пойду учиться в консерваторию на пианиста!  — Зачем?

 — Ну прикинь! Большой театр! Огромный зал! Куча народу! Все смотрят на меня! А я сижу на сцене и пальцы гну!

Выступление симфонического оркестра. Все играют красивую мелодию, вдруг один из скрипачей подскакивает и кричит:  — Кто сказал «пошел на хрен!»? К одному соседу:  — Ты?  — Нет… К другому:  — Ты?  — Нет…

Скрипач садится и задумчиво говорит:

 — Да… Наверно музыка навеяла…

Репетиция оркестра. Дирижер, обращаясь к концертмейстеру контрабасов:  — Контрабасы, настройтесь! Жуткая же фальшь! Концертмейстер контрабасов дергает все струны поочередно и сообщает:  — Маэстро, у нас все струны одинаково натянуты! Концертмейстер альтов:

 — Идиот! Дело же не в натяжении, важно, что б колки были параллельно!

— Чем отличается контрабас от гроба?
 — В гробу мертвец внутри.

В оркестр устраивается молодой барабанщик. Руководитель садится в зал его слушать. Тот для большей важности раскрывает ноты и ставит перед собой. Играет довольно уверенно, но смотрит в ноты. Руководителя заинтересовало, что же там написано? Встает, заходит на сцену. Заглядывает в ноты. Видит текст:

«БРЭК «Р-Р-Р-Р-УКО-ТО-ДАМ», по левой-чёсовой и переход на «КОДУ»!

— Ты Баха слышал?
 — Да, слышал, крутой клавишник…

Источник: https://www.tulamusic.ru/humor/klassicanekdot/

Смешное (шутки и анекдоты про музыкантов)

Выбери СВОЙ инструмент!

Музыка и математика

Существует историческое предание о том, как древнегреческий математик Пифагор исследовал музыку с математической точки зрения.
Однажды, проходя мимо кузницы, он был удивлен интересным сочетанием звуков, которые производили кузнецы своими молотами.

Пифагор прислушался и определил, что звон самого большого молота и трех других, поменьше, сочетаются, как музыкальные интервалы кварта, квинта и октава.
Пифагор заинтересовался этим и попросил разрешения взвесить молотки.

Тщательно взвесив молотки, он установил, что их веса относятся как 12 : 9 : 8 : 6.

Великий ученый и не подозревал, что несколькими веками позд­нее открытое им соотношение будет развито и станет одним из ос­новных в современной теории музыки.

Музыке не надо учиться

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах покорял своих современников виртуозной игрой на органе. Один из его слу­шателей как-то спросил Баха:
—   Вы исполняете любую музыку очень непринужденно. Навер­ное, выучиться так играть очень легко. Вы не скажете, как можно это сделать побыстрее?

Читайте также:  Как выбрать синтезатор для ребёнка? детский синтезатор – любимая игрушка малыша

—   Для того чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться, -ответил Бах. — В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши.

Детские воспоминания — не самые нежные

Однажды итальянский композитор Россини услышал от сво­его приятеля, что какой-то человек собрал коллекцию… орудий пыток.
—   А есть в этой коллекции пианино? — поинтересовался Россини.
—   Пианино? — удивился приятель, — конечно, нет.

—   Значит, в детстве этот коллекционер не учился музыке, — сказал Россини.

Главное в сочинительстве — ремесло

Французского композитора Жан Филиппа Рамо часто упрекали в том, что в своих операх он использует плохие либретто. Однако, Рамо был убежден, что мастерство композитора заключается в том, что любой текст он должен уметь превратить в либретто, преодолев его недостатки хорошей музыкой.
—  Вы можете мне дать хоть полицейский протокол, — шутил Рамо, — и я сделаю из него оперное либретто.

Тонкость слуха

Французский композитор Жан Филипп Рамо лежал при смерти, и к нему пришел священник. Сначала он старался воздействовать на закоренелого безбожника словом. Потом, видя, что никакие уговоры не помогают, и умирающий не помышляет о покаянии, священник запел молитву.
Рамо вслушался в то, как старательно блеет священник, а затем с усилием повернул голову и прошептал:

—  Что вы там поете? У вас же нет слуха?

Великодушие великого композитора

Австрийский композитор Йозеф Гайдн как-то раз выступал с концертом и обратил внимание, что в зале было много свобод­ных мест. Устроители концерта начали смущенно извиняться перед великим композитором, но Гайдн в свою очередь постарался их утешить:
—  Не надо так волноваться, ведь на свободе музыка звучит гораздо лучше.

Юность гениев

Австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту было всего семь лет, когда он выступал с концертами в Германии. После концерта к нему подошел мальчик лет четырнадцати и сказал:
—  Как прекрасно ты играешь! Мне никогда так не научиться.

—    Отчего же? Ты ведь совсем большой. Сначала попробуй, а если не получится, то сначала запиши ноты.
—    Да я пишу…Правда, я пишу стихи.
—    Это ведь тоже очень интересно.

И, наверное, труднее, чем со­чинять музыку?
—    Отчего же? Совсем легко! Ты попробуй…

Знаете, кто оказался собеседником Моцарта? Им был еще совсем юный писатель Гете.

Оценка великого маэстро

Однажды композитор Людвиг ван Бетховен приехал в город Дрезден, где его пригласили послушать довольно посредственную оперу итальянского композитора по фамилии Паэр. Опера Паэра называлась «Элеонора».

После окончания спектакля Паэр подошел к Бетховену и спросил, какого мнение великого композитора о только что услышанной опере.

Бетховен ответил следующее:
—  Ваша опера мне так понравилась, что я… напишу к ней музыку.

Самое удивительное, что Бетховен не шутил. Он сдержал свое обещание и написал на тот же сюжет свою собственную оперу. Толь­ко назвал ее по-другому — «Фиделио».

Высокая похвала

Австрийский композитор Франц Шуберт сочинял так много пе­сен, что порой забывал свои собственные мелодии. Однажды ему дали послушать инструментальное переложение одной из его песен. После того, как музыка отзвучала, композитора попросили дать оцен­ку только что услышанного.
—  Славная песенка, — воскликнул Шуберт. — Интересно, а кто ее автор?

В лучах великой славы

Композитор Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Порой у него даже не было нотной бумаги, чтобы записывать свои сочине­ния, и его приятели, приходя к нему, занимались тем, что на простых листках рисовали для него нотные строчки.
Когда одного из приятелей Шуберта, тоже музыканта, спустя много лет спросили, какие из написанных им вещей он считает наи­более выдающимися, то получили ответ:

—  Это нотные линейки, которые я рисовал для Шуберта.

Скромность возрастает со временем

Французского композитора Шарля Гуно как-то раз спросили, меняется ли у композиторов мнение о себе самом в течение жизни? Гуно ответил:
—  Конечно, меняется. Обычно, в молодости на вопрос, кто явля­ется величайшим композитором современности, человек отвечает: «Я».

Потом он начинает отвечать так: «Я и Моцарт». В зрелости обыч­но ответ звучит так: «Моцарт и я». А к концу жизни говоришь только: «Моцарт».

Сколько угощения, столько и развлечения

Венгерский композитор Ференц Лист был как-то раз приглашен в гости, где его угостили очень скромно. Не успел Лист доесть свою еду, как хозяйка дома пригласила его к роялю и попросила поиграть для нее и для гостей. Лист нажал несколько аккордов и ответил:
—  Свою еду я уже отработал.

Первые музыкальные опыты Эдварда Грига

Григу было 12 лет, когда он принес в школу исписанную им самим нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига».

Учитель, особым расположением которого мальчик не пользо­вался, подошел к нему, взглянул на тетрадь и произнес ироничным тоном:
— Ах, так, юноша музыкален! Юноша сочиняет! Полюбуйтесь-ка: этот парень сочиняет музыку.
Он с интересом перелистал тетрадку. Юный Григ уже предвкушал похвалу.

Но учитель внезапно схватил юного композитора за воло­сы так, что у того потемнело в глазах, и холодно процедил сквозь зубы:

—  В другой раз приноси с собой, как полагается, немецкий словарь, а эту ерунду оставляй дома…

Чудеса бывают!

Григ и его друг дирижер Франц Бейер отправились на рыбалку. Во время ловли рыбы у Грига внезапно сложилась какая-то музыкаль­ная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал ее и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду.

Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил ее из воды.
Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся ее напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:
-Что это?..

Бейер совершенно невозмутимо ответил:
—  Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

-Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! — в великом изумле­нии сказал Григ. — Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

Звонок с того света

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла из его собственных произведений. Но в последнюю мину­ту Григ неожиданно заменил последний номер программы пьесой Бетховена. На следующий день в газете появилась злая рецензия известного норвежского критика, который терпеть не мог музыку Грига.

Критик особенно строго отнесся к последнему номеру кон­церта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо».
После этого Григ позвонил критику по телефону и сказал:
—  Вас беспокоит дух Бетховена.

Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!

От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Шутка Рахманинова

Одна поклонница спросила композитора С.В. Рахманинова:
—    Сергей Васильевич, правду говорят, что композитором надо родиться?

  • —    Совершенная правда, — сказал Рахманинов, — потому что не ро­дившись, вы не станете не только композитором, но и вообще — ни­кем.
  • А вкусный супчик любите?
  • Кухарка русского композитора Сергея Ивановича Танеева уко­ряла своего хозяина в том, что он мало дает концертов:
    —  Хоть бы еще где-нибудь выступили, Сергей Иванович, а то лавровый лист кончается, нечего в суп класть.

Композитор пожелал узнать, какая связь между его музыкой и супом. Оказалось, что кухарка кладет в суп лавровые листочки, которые отламывает с лавровых венков, преподносимых компози­тору почитателями его таланта.

Истории о Федоре Шаляпине

Много забавных историй связано с именем великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.

Когда Федор Иванович Шаляпин был совсем молодым, то он вме­сте со своим приятелем — будущим знаменитым писателем Алексеем Максимовичем Горьким — ходил на прослушивание в хор.

Оба они то­гда испытывали большую нужду и решили подработать в хоре певчи­ми.

Каково же было их изумление, когда в результате отбора Горький был приглашен в хоровую труппу, а Шаляпину, впоследствии — зна­менитому во всем мире русскому басу, ответили отказом.

* * *

Широкоизвестной стала беседа Федора Шаляпина с извозчиком, который спросил его:
—   А ты, барин, чем занимаешься?
—   Я пою, — ответил Шаляпин.

—   Подумаешь, петь-то и я умею, — возразил извозчик. — Я тебя спрашиваю, каким ты делом занимаешься?

* * *

Чтобы не волноваться на выступлении, Федор Иванович Шаля­пин всегда крестился перед выходом на сцену. Однажды он пел роль дьявола по имени Мефистофель и был соответствующим образом загримирован.

Федор Иванович стоял за кулисами, ожидая выхода, и не видел, что среди декораций стоит и за ним наблюдает маленький внук одного из рабочих сцены. Подошло время выхода Шаляпина на сцену. Он привычно осенил себя крестом и шагнул из-за кулис к зрителям.

Этот поступок очень напугал ребенка, который в вол­нении побежал к дедушке и рассказал, что видел дьявола, который перекрестился.
— Ну и что, — важно ответил ему дедушка. — Это театр, здесь и не такое бывает.

На десерт — учиться будем

Один посредственный композитор был недоволен тем, что Дмит­рий Шостакович критикует его музыку. Поэтому он стал пресле­довать Шостаковича с требованиями научить его писать хорошую музыку. Однажды он пристал к Шостаковичу в столовой, где тот обедал.
— Дмитрий Дмитриевич, когда же вы научите меня писать хорошую музыку?

  1. — Вот сейчас доем и прямо сразу научу, — раздраженно ответил композитор.
  2. ***
  3. Конферансье выходит и объявляет: Русская народная песня «Как меня, младу младёшеньку», обработал Шостакович.
  4. ***

Из дверей Московской консерватории, пошатываясь, выходит студент. Видит перед собой памятник Петру Ильичу Чайковскому, и со злобой говорит: — Ну что, Моцарт, та-та-та-та-а-ам (на мотив Пятой симфонии Бетховена)! — Закончил я эту твою консерваторию!..

***

Концерт симфонического оркестра. Играют какую-то симфонию. Дирижер самозабвенно размахивает палочкой. Форте, крещендо, фортиссимо, еще крещендо, генеральная кульминация. Наконец секундная пауза перед завершающим апофеоз аккордом… И в наступившей тишине в зале раздается голос: — А я в таких случаях пользуюсь маргарином…

  • ***
  • Объявление: «Всемирно известный струнный квартет объявляет конкурс на замещение вакантных должностей: первой и второй скрипок, а также виолончели».
  • ***

Шарль Гуно как-то разговаривал с молодым композитором. Автор «Фауста» задумчиво произнес: — Чем дальше мы продвигаемся в нашем искусстве, тем больше ценим своих предшественников. Будучи в вашем возрасте, я говорил о себе «Я». Двадцати пяти лет говорил: «Я и Моцарт». В сорок лет: «Моцарт и я». А теперь говорю тихонько: «Моцарт»…

***

В одном провинциальном городке Ференц Легар дирижировал оркестром, исполнявшим его произведения. После первой репетиции он заметил директору концертного зала: — В вашем оркестре трубач и барабанщик играют так громко, что скрипок и виолончелей совсем не слышно. — Именно этого мы и добиваемся, — пояснил директор, — вы просто не знаете наших скрипачей и виолончелистов!

***

На исполнении симфонической поэмы Клода Дебюсси «Море» однажды присутствовали автор и известный французский композитор Эрик Сати. Когда оркестр сыграл первую часть, которая носит название «На море от зари до полудня», Дебюсси спросил своего приятеля, как ему понравилась музыка. Сати, улыбаясь, ответил: — Около половины одиннадцатого было очень красиво.

***

Сталину однажды сказали: — Наверное, когда-нибудь одну из улиц Москвы назовут улицей Хренникова… Сталин ответил: — Зачем? Уже есть такая улица — Неглинка.

***

Один композитор обратился к известному музыкальному критику, чтобы тот послушал его новую оперу. — У вашей оперы есть будущее, — сказал критик, когда композитор окончил играть. — Уверяю вас, что ее поставят тогда, когда уже не будут ставить ни «Лоэнгрина», ни «Кармен», ни «Пиковую даму»… — Вы действительно так считаете? — обрадовался композитор. — … но не раньше, — закончил мысль критик

***

— Какая разница между хорошим дирижером и плохим? — спросили как-то у Ганса Бюлова. — Хороший дирижер держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре, — последовал ответ.

Источник: http://sopilkar.ru/members/humor/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector