Характер музыкального произведения

Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное.

Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков
считал, что самое главное средство выразительности — ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко. Мелодии без ритма не бывает.

А ритм может существовать и без мелодии. Как? Помните, как мы выстукивали по столу ритмические фигуры?

В том, что мелодия не может существовать без ритма (и не только без ритма), мы сейчас убедимся.

Что это такое?

Похоже на отрывок гаммы. А это?

Что-то знакомое… Похоже на марш… На марш Шумана!

А теперь приставьте ноты первого отрывка к ритму второго. И отрывок гаммы тоже окажется отрывком мелодии марша Шумана. Но по звукам без ритма этого не понять. А по ритму можно догадаться даже и без звуков нужной высоты.

В мыслях, в том числе и музыкальных, должен быть порядок. Ритм вносит этот порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности.

Попробуйте выделить из каких-нибудь слов только гласные или только согласные. Кто такой Уа? А что такое «и» или «а»? А если я скажу: «Шмн нпсл мрш. В мрш чтк ртм». Кое-что понятно. Сергей Сергеевич Прокофьев
в черновиках для быстроты пропускал гласные. А его подпись выглядит так: .

В музыкальном языке высота звука подобна гласным, а длительность — согласным. Но в любом языке одинаково нужны как гласные, так и согласные. Поэтому нельзя сказать, что главнее — мелодия или ритм.

…продолжаем заполнять табличку..

Попробуем взять какой-нибудь любой набор звуков. Например, такой:

А почему бы не попробовать организовать, согласовать эти звуки в каком-нибудь ритме? Вдруг этого будет достаточно, чтобы получилась мелодия? Возьмём ритм из какой-нибудь уже написанной, известной мелодии. Пожалуй, нам может подойти для этого первое предложение пьесы Эдварда Грига
«Смерть Озе». В нём тоже четырнадцать звуков:

Теперь выпишем ритмический рисунок этого музыкального фрагмента:

А теперь попробуем произвести «скрещивание» нашей абракадабры с этим ритмом:

Сыграйте, что получилось. Нечто странное. Правда, уже не совсем абракадабра. В первых двух тактах есть даже какая-то экзотическая красота. Но чем дальше, тем больше теряется и путается наша музыкальная мысль.

Вспомните два основных отличительных признака любого звука. Вспомнили? Правильно, длительность
и высота
. Что мы сделали с длительностями? Согласовали
их с помощью ритма.

А высоту звуков мы как-нибудь пытались согласовать? То-то же.

Помните басню Ивана Андреевича Крылова
про Лебедя, Щуку и Рака? «Когда в товарищах согласья нет, на лад
их дело не пойдёт».

Слово «лад» нам уже встречалось в самом начале, когда мы упоминали два основных лада — мажор и минор. Мы знаем, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка — это прежде всего искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии.

Теперь нетрудно сообразить, что такое лад. Его определение отличается от определения ритма только одним словом. Догадались, каким?

Наверно, с помощью лада можно «исправить» и нашу мелодию? Ну-ка, попробуем. Она начинается с до
. Попробуем до мажор
. Значит, надо убрать все бемоли. Кое-где потребуется изменить ноты.

Например, в начале второго такта лучше взять до
вместо си
, чтобы на первую, сильную долю попала устойчивая, первая ступень лада.

Можно ещё «сгладить» некоторые неудобные скачки
— ходы на широкие интервалы, которые тяжело петь. К примеру, вот так:

И что же? Получилась вполне грамотная, «причёсанная» мелодия, но… невыразительная. Даже предыдущая, «корявая» была интереснее. Её интонационные «колючки» создавали диковатый, таинственный образ
.

Образ! Вот в чём секрет. В этой нашей гладкой мелодии нет образа. Она ни о чём. Просто перебор звуков лада в определённом ритме. Говоря о средствах
музыкальной выразительности, нельзя забывать и о цели
. А цель — это сама музыкальная выразительность
. Не имея этой цели, ни один композитор не возьмётся за нотную бумагу.

В нашем «эксперименте» лад стал лишь организатором звуков по высоте. Но в настоящей музыке это не только организатор, но и мощное средство выразительности.

В знаменитой Двадцать третьей фортепианной сонате Людвига ван Бетховена
, известной под названием «Аппассионата», что значит «страстная», две основные темы (главная и побочная) похожи друг на друга энергичным, волевым ритмом, движением мелодии по ступеням трезвучия.

Но в главной теме это трезвучие минорное, а в побочной — мажорное. Поэтому главная тема звучит сурово и драматично, а побочная — светло, решительно, торжественно:

В фортепианной пьесе великого французского композитора Клода Дебюсси
«Девушка с волосами цвета льна» мелодия движется по звукам, захватывающим и мажорное, и параллельное минорное трезвучие. Определить лад здесь невозможно: мажор и минор всё время «мерцают». От этого мелодия становится лёгкой, воздушной, как бы прозрачной, её очертания кажутся «размытыми» (оригинал на полтона ниже):

Иногда композиторы используют необычные лады, которые усиливают выразительность музыки. Таких примеров много у Грига. Вот начало одного из его вальсов:

Характер музыкального произведения

Сыграйте одну правую руку: какая тональность? Ля мажор
.

А может быть, ми мажор
… Сыграйте мелодию с аккомпанементом, и вы услышите, что это мелодический ля минор
, только при движении вниз (второй и третий такты) ступени остаются повышенными, хотя «по правилам» должны быть соль-бекар
и фа-бекар
. Эта «неправильность» придаёт музыке более изящный, игривый характер. Такие своеобразные лады характерны для норвежской народной музыки, которую хорошо знал и очень любил Григ.

Ещё более необычные лады, не похожие ни на мажор, ни на минор, часто используются для создания сказочных, фантастических образов. Приведу несколько примеров:

Пример 25 Н.А.Римский-Корсаков, ариозо Царя Морского из оперы «Садко» (оригинал на полтона выше)

Характер музыкального произведения

Пример 26 Э.Григ, Танец Анитры из музыки к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Характер музыкального произведения

Пример 27 М.П.Мусоргский, «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (оригинал на полтона ниже)

Характер музыкального произведения

Во всех этих примерах много случайных знаков — диезов, бемолей и бекаров. Они не «укладываются» в тональность, которую показывают ключевые знаки. От этих «неправильных» звуков мелодия становится угловатой, причудливой, непохожей на «обычные» мелодии. Такая «странность» мелодии вызывает в нашем воображении нереальные, сказочные образы.

Все мелодии, которые я привёл в примерах, написаны в XIX веке. В ХХ веке композиторы стали ещё смелее «нарушать правила» в использовании лада и тональности. И не только в музыке сказочной.

В мелодии из второй части Девятой симфонии
Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
пониженные, «чужие» ступени в конце каждой фразы придают музыке ещё более задумчивый и немного сумрачный характер:

Характер музыкального произведения

А вот другая мелодия — энергичная, активная и немного шутливая. Это начало Четвёртой фортепианной сонаты
современного петербургского композитора Бориса Ивановича Тищенко
.

Юмор здесь в том, что мелодия как будто «не может» найти свою тонику — пробует то один звук, то другой. Получаются забавные и интересные ладовые «отклонения».

Но потом из этой весёлой мелодии развернётся напряжённая и отнюдь не шуточная звуковая драма.

Характер музыкального произведения

Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности
.

Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.

Элементы музыкальной выразительности

Мелодия

Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия
– одноголосно выраженная музыкальная мысль.

Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых.

Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.

У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими.

Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно.

Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

Лад

Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки.

Читайте также:  Известные хоры из опер верди

Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад
.

Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.

Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

Регистры

По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний
.

Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.

С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

Ритм

Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом
. В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.

Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.

Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

Метр

При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.

Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром
. В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.

В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти.

Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности.

А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.

До встречи!

С уважением, Ирина Анищенко

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение идет, в основном, восьмыми (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Характер музыкального произведения

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Характер музыкального произведения

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном.

Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель.

Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Характер музыкального произведения

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

Источник: https://spinamoya.ru/harakter-muzykalnogo-proizvedeniya-teoriya-muzyki-lad.html

Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе

Характер музыкального произведения

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные — выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые — марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

Характер музыкального произведения

  • СЛОВАРЬ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО
  • СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ
  1. Веселая
  2. Радостная
  3. Спокойная
  4. Грустная
  5. Добрая
  6. Печальная
  7. Серьезная
  8. Игривая
  9. Взволнованная
  10. Неторопливая
  11. Встревоженная
  12. Сдержанная
  13. Задорная
  14. Торжественная
  15. Жалобная
  16. Мужественная
  17. Звонкая
  18. Таинственная
  19. Убаюкивающая
  20. Праздничная
  21. Бесстрашная
  22. Тоскливая
  23. Стремительная
  24. Тяжелая
  25. Колыбельная
  26. Поэтичная
  27. Сказочная
  28. Озорная
  29. Вьюжная
  30. Скорбная
  31. Бодрая
  32. Нежная
  33. Грузная
  34. Боевая
  35. Возвышенная
  36. Шутливая
  37. Мягкая
  38. Ненастная
  39. Ласковая
  40. Страшная
  41. Хмурая
  42. Волшебная
  43. Важная
  44. Громоздкая
  45. Смелая
  46. Плавная
  47. Тревожная
  48. Мечтательная
  49. Колючая
  50. Зловещая
  51. Маршевая
  52. Плачущая
  53. Бойкая
  54. Мощная
  55. Отважная
  56. Задумчивая
  57. Забавная
  58. Беспокойная
  59. Напевная
  60. Четкая
  61. Пугливая
  62. Одухотворенная
  63. Мечтательная
  64. Грубая
  65. Неуклюжая
  66. Решительная
  67. Просящая
  68. Осторожная
  69. Отчетливая
  70. Резвая
  71. Сердечная
  72. Протяжная
  73. Богатырская
  74. Угловатая
  75. Легкая
  76. Сердитая
  77. Торопливая
  78. Задушевная
  79. Прыгучая
  80. Хороводная
  81. Загадочная
  82. Недовольная
  83. Светлая
  84. Щемящая
  85. Гордая
  86. Густая
  87. Грозная
  88. Скачущая
  89. Трепетная
  90. Мирная
  91. Трепещущая
  92. Трогательная
  93. Темная
  94. Настороженная
  95. Могучая
  96. Насыщенная
  97. Суровая
  98. Безмятежная
  99. Отчаявшаяся
  100. Острая
  101. Трагичная
  102. Солнечная
  103. Победная
  104. Душевная
  105. Динамичная
  106. Приветливая
  107. Раскаявшаяся
  108. Напевная
  109. Сверкающая
  110. Добродушная
  111. Подкрадывающаяся
  112. Величественная
  113. Доверчивая
  114. Тягучая
  115. Ослепительная
  116. Призывная
  117. Проникновенная
  118. Наивная
  119. Грозная
  120. Надломленная
  121. Беззлобная
  122. Плясовая
  123. Чуткая
  124. Светлая
  125. Злая
  126. Ликующая
  127. Улыбающаяся
  128. Прозрачная
  129. Лиричная
  130. Восторженная
  131. Беззаботная
  132. Завороженная
  133. Живая
  134. Пышная
  135. Шумная
  136. Покорная
  137. Яркая
  138. Невозмутимая
  139. Жизнеутверждающая
  140. Лучезарная
  141. Неприхотливая
  142. Оптимистичная
  143. Грациозная
  144. Эффектная
Читайте также:  Влияние классической музыки на человека

Характер музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Характер музыкального произведения Характер музыкального произведения Характер музыкального произведения

  • Схема анализа элементов музыкальной речи
  • Элемент музыкальной речи
  • 1.
  • интонация
  • 2.
  • Виды элементов музыкальной речи
  • Приемы определения элементов музыкальной речи
  • Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…
  • ритм
  • 3.
  • 4.
  • Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…
  • Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…
  • темп
  • 5.
  • Мелодия
  • Медленный, умеренный, медленный
  • Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки
  • Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…
  • штрихи
  • Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку
  • 6.
  • Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии
  • Отрывисто, связно, не связно
  • лад
  • Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)
  • Мажор (светлый)
  • Минор (темный)
  • Соотнести с цветовой окраской

Характер музыкального произведения, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) » width=»640″

  1. СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО
  2. произведения
  3. Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке
  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

  • Музыкальное
  • произведение
  • Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

  1. Развитие музыки.
  2. Изобразительность музыки
  3. Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

— О чем это произведение? — Как бы вы его назвали и почему? — Сколько в нем героев? — Как они действуют? — Какими показаны герои? — Чему они нас учат? — Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или: — Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке? — Что важнее в песне – мелодия или слова? — А в человеке что важнее – ум или сердце? — Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? — Что переживал композитор, когда писал эту музыку?  — Какие чувства он хотел передать? — Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? — Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)? — Каков жанр («кит»)? — Почему так решили? — Каков характер музыки? — Композиторская или народная? — Почему? — Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? — Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Источник: https://multiurok.ru/files/skhemy-i-tablitsy-dlia-analiza-muzykalnykh-proizve.html

Музыка и характер человека

Характер музыкального произведенияСкажите какую музыку вы любите и я скажу кто вы…

Музыка-это ритм жизни, саундтрек к нашему существованию. Она поднимает настроение, заполняет тишину, релаксирует, задает ритм, способна стать мотиватором и допингом.

Психологи считают,что  существует тесная связь между характером человека и его музыкальными предпочтениями. Благодаря опросу, в котором участвовало 36000 человек из разных стран мира, ученые получили результаты, которые удивили и сломали бытующие стереотипы.

Наиболее удивил  ученых тот факт что любители тяжелого рока оказались натурами тонкими,  и имели очень много общего с поклонниками классической музыки.

Именно поклонники ROCK/HEAVY METAL  набрали наивысший балл при прохождении теста на IQ. Немного отставали за ними по уровню IQ поклонники классической и симфонической музыки.

Самый низкий уровень IQ оказался у поклонников музыкальных направлений R’N’B  и RAP.

Музыка и характер (результаты исследования):

  • BLUES —  обладатель высокой самооценки, человек творческий, добрый,общительный                    и раскрепощенный
  • JAZZ —  обладатель высокой самооценки, творческая личность, раскованный и                                   коммуникабельный
  • CLASSICAL MUSIC — обладатель высокой самооценки, креативный, замкнутый
  • RAP — обладатель высокой самооценки, коммуникабелен
  • OPERA — уверенный в себе, творческий, сердечный
  • COUNTRY AND WESTERN — трудоголик, коммуникабелен
  • REGGAE — обладатель высокой самооценки, креативный, не трудоголик, коммуникабельный,     душевный
  • DANCE — креативный, общительный, решительный
  • INDIE — самооценка занижена, человек творческий, беспокойный, трудоголизмом не страдает
  • BOLLYWOOD — креативный, беспокойный, общительный
  • ROCK/HEAVY METAL — творческая личность, добрый, общительный, самооценка занижена
  • CHART POP — уверенный в себе, коммуникабельный, добросовестный, идущий проторенными   тропами
  • SOUL — уверенный в себе, креативный, добродушный

Музыка и характер деятельности человека

Существует взаимосвязь между музыкальным предпочтением и уровнем дохода — эту закономерность выявил исследовательский центр портала superjob.ru в результате опроса, проведенного в 2011 году.

 В ходе исследований было обнаружено, что с увеличением доходов растет интерес к классической музыке, блюзу, джазу, авторской песне, а вот число поклонников хип — хопа наоборот снижается.

Стало очевидным, что существует закономерность между музыкальными пристрастиями и профессиональной сферой  деятельности.

Вы можете ознакомиться с результатами опроса:

Характер музыкального произведения

Требуется помощь в решении каких-либо вопросов? Вы можете заказать консультацию у квалифицированного астролога. Стоимость договорная (в зависимости от сложности вопроса).

Источник: http://tvkoh.com/samopoznanie/muzika-i-harakter-cheloveka.html

Что является важнейшим свойством музыкального содержания обобщение. Характер музыкального произведения. Выразительные средства музыки

Безграничный мир жизни, человеческих чувств, мечтаний и идеалов есть содержание музыки, выявленное с помощью музыкальной формы. Иногда человек предстает в музыке в качестве главного героя, персонажа, как, например, смелый пионер Петя или его ворчливый дедушка в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Но чаще он остается как бы за кадром.

«Я думал, сердце позабыло» — так начинается одно из стихотворений А. С. Пушкина. Кто этот «я»? Стремимся ли мы зрительно представить облик лирического героя? Нет, способ восприятия здесь иной: герой смотрит на мир вместе с нами. Мы не видим его, но явственно ощущаем его присутствие.

А если стихотворение глубоко взволновало нас, то это значит, что «художественное я» стихотворения слилось с нашим собственным «я». Такого полного слияния умеет добиваться и музыка. «Широка страна моя родная», — поет человек и испытывает те же чувства, что и герой песни. «Художественное я», обязательное для всех искусств, принимает различные формы.

Можно говорить о герое конкретного произведения, например маленькой прелюдии, но также — и о героях индивидуального, национального и исторического стилей.

Какими же сторонами раскрывается в музыке человек — и изображенный персонаж, и «художественное я»? Для персонажа очень важны внешние приметы его облика. Музыка, конечно, не может изобразить цвет волос или форму носа. Но воплощаемые ею особенности жестов, походки и манеры речи невольно заставляют домысливать и внешний вид персонажа.

Трудно не представить себе мямлю, рохлю Вашека, слушая его арию «Ах, что это тако-ое!» из оперы Б. Сметаны «Проданная невеста», или по‑лисьи хитрого и липкого Бомелия из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

Инструментальная музыка тоже полна персонажей — галантных, юрких, суматошных, эксцентричных, величавых, благородных и вульгарных.

С легкостью различаем мы в музыке типы женских и мужских характеров. Достаточно напомнить, к примеру, о тонкой, хрупкой и нежной Снегурочке и пылкой, страстной Купаве из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Велики возможности музыки в воспроизведении психических и эмоциональных состояний человека. Почти физически ощущаем мы тяжкое и смутное течение странно путающихся мыслей в сцене бреда князя Андрея из оперы Прокофьева «Война и мир».

В персонажах и героях, как и в живых людях, возраст, темперамент, жизненный тонус, эмоциональные состояния тесно сплетены с чертами социальными, историческими, культурными, национальными. Человек ликовал, отчаивался, испытывал гнев во все времена, во всех странах.

Смеялись короли, смеялись крестьяне, смеялись ремесленники. Но мы не найдем двух одинаково выраженных чувств. Сколько, например, видов радости в музыке? Столько, сколько в ней героев.

Искрометная итальянская тарантелла и удалая русская пляска, томно‑сладостное аргентинское танго и горделивый полонез, бесхитростная радость пастушеского наигрыша и изысканно-жеманный придворный танец, трепетный экстаз героя произведений А. Н.

Скрябина и целомудренное ощущение счастья, наполняющее мелодии С. В. Рахманинова, — за всеми этими проявлениями радости мы ощущаем конкретного человека.

Читайте также:  Как научится импровизировать на гитаре

Различное жизненное содержание также вызывает различные чувства. Бестолковая и злая радость горе‑богатыря Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, предательски убившего соперника, и светлая радость Людмилы — принципиально разные чувства.

Как же воплощает музыка обстоятельства жизни? Широко пользуется она изобразительными приемами. Часто мы слышим в ней журчание ручейков, шум прибоя, раскаты грома, завывания бури или еле слышный шелест листвы, голоса птиц.

Но даже эти простейшие звукоизображения оказываются проявлениями внутреннего мира человека. «Рассвет на Москве‑реке» М. П. Мусоргского, «Утро» Э.

Грига — это, конечно же, не только картины просыпающейся природы, расцветающей в звуках и красках, это также и обновление души человека.

Музыка может воссоздавать и более сложные жизненные обстоятельства. Нельзя в буквальном смысле слова изобразить такое социально-политическое явление, как фашизм. Но можно создать его обобщенный образ, как это с гневом и негодованием сделал Д. Д. Шостакович в своей 7‑й симфонии. Развязно-танцевальные, почти опереточные мотивчики накладываются на механический маршевый ритм.

В результате складывается образ чудовищной бездуховности, нагловато-самодовольного, кичливого любования силой. Эта страшная сила надвигается, подминая под себя всё, заслоняет весь горизонт, пока не останавливается силой духовной и гуманной. Наряду со статичными зарисовками жизненных обстоятельств мы встречаемся в музыкальных произведениях и с различными ситуациями, событиями.

Источник: https://bestzagar.ru/stay/chto-yavlyaetsya-vazhneishim-svoistvom-muzykalnogo-soderzhaniya/

Характер музыкального произведения, Музыкальный класс

Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.

Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.

Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:

  1. Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
  2. Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
  3. Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
  4. Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.

Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.

Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя

Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски.

Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени.

Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.

Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.

  1. Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
  2. Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
  3. Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
  4. Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.

Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.

Кстати, вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей их произведений задуманных характер? Читайте небольшую статью и скачивайте таблицы характера музыки.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/xarakter-muzykalnogo-proizvedeniya-muzykalnyj-klass

Музыка выражает настроения чувства характер людей

Музыка рассказывает нам о своем содержании, но только не словами, а звуками — тихими, ласковыми или громкими, напряженными.

Она может звучать быстро, весело, звонко или спокойно, медленно, неторопливо; быть отрывистой или плавной; звучать высоко, светло или темно, низко, напряженно. Послушайте «Колыбельную песенку».

Это произведение для фортепиано, без голоса. Музыка спокойная, ласковая, нежная — убаюкивающая…

Комплект для проведения занятий по материалам О. П. Радыновой «Слушаем музыку»: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий. Для детей дошкольного возраста.

Обновлено!

Учимся различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства — динамику, направление мелодических интонаций, ладовую окраску как выразительное средство музыки, уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов. Закрепляем представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.

Комплект для проведения комплекса занятий по материалам О. П. Радыновой «Слушаем музыку»: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий. Для детей старшего дошкольного возраста.

Учим детей различать оттенки настроений в пьесах с одинаковыми названиями, находить в них сходство и отличия, средства музыкальной выразительности.

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. «Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная».

Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери — деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения…

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Учим детей различать и определять словесно разные настроения музыки: ласковое, веселое, грустное, различать их оттенки, привлекаем внимание детей к выразительным интонациям музыки.

Комплект для проведения музыкального занятия по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Мечтатель и выдумщик, Роберт Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки. Сегодня вы познакомитесь с пьесой, в которой смелый наездник бесстрашно погоняет своего коня и мчится, преодолевая все преграды…

Комплект для проведения комплекса занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий. Для детей старшего дошкольного возраста.

Учим детей различать оттенки настроений, передавать характер музыки в движениях, подбирать тембры музыкальных инструментов и игрушек, соответствующих характеру мелодии.

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка»… Кто такая плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней.

Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Еще, к сожалению, бывают дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. А резвушкой называют девочку — непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте.

Все бы ей веселиться, прыгать да бегать!

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер…

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле.

Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах. Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей.

Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки»…

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Источник: http://music-fantasy.ru/muzyka-vyrazhaet-nastroeniya-chuvstva-harakter-lyudey

Ссылка на основную публикацию