Известные хоры из опер верди

Известные хоры из опер Верди

Джузеппе Верди

Первая опера появилась в Италии в Средние века. Может быть, итальянцы более музыкальны от природы,  чем другие люди, а  быть может, так совпало, что лучшие композиторы родились под небом античного Рима.

И одним из этих гениев оперной музыки был Джузеппе Верди. О его музыкальных шедеврах мы говорили в предыдущей статье, когда учились слушать оперную музыку и получать от этого удовольствие. Продолжим?

Опера “Аида”

Одной из самых зрелищных, ярких и неповторимых музыкальных вещей Верди стала опера “Аида”.

К моменту ее создания композитор был таким знаменитым и востребованным, что гонорар в 30 тысяч долларов за копию нот и право поставить впервые “Аиду” в Каире был получен незамедлительно.

Действие развивается в Египте во времена фараонов, но накал страстей и быстрая смена самых разных событий, яркие костюмы, экзотические образы, совершенно необычная для европейского уха музыка настолько притягательны и современны своими эмоциями, что зритель проникается действом на сцене с первой минуты. Хотя прочесть либретто перед представлением не помешает. Из него мы узнаем о том, кто такая Аида и какую роль она сыграет в судьбе египетского военачальника Радамеса.

Знаменитый Марш из оперы “Аида” и несколько фото из сценических постановок оперы:

  • Экзотический Танец мавританских мальчиков из второго действия оперы и фрагменты спектаклей:

Опера “Отелло”

Одно из знаменитейших произведений Верди – опера «Отелло», написанная по мотивам знаменитой шекспировской пьесы. Коварство и предательство сопутствует здесь с искренней любовью, верной дружбой и высокими отношениями. Трагический конец предрешен.

  1. Хор “Победа!” из оперы и несколько фрагментов разных спектаклей “Отело”:

Вместо заключения

Почему сейчас оперные театры не так популярны, как кино, клубы, другие места отдыха?

Ответ прост, и уровень культуры, образование тут вовсе ни при чем. В кино все идут отдохнуть,  а опера  заставляет думать, переживать, сочувствовать.  После прослушивания оперы человек выходит из театра не отдохнувшим, нет, а наполненным чувствами, эмоциями; способным на высокие поступки ради любимого человека, своей семьи, родины.

Быть может, наши рассказы об оперном искусстве Джузеппе Верди изменили ваши представления об опере? И вы теперь с интересом готовы выслушать всю оперу целиком? Сходите в театр! А мы еще продолжим разговор о композиторах и оперных спектаклях позже. Присоединяйтесь.  Делитесь впечатлениями.

Источник:

Хоровые постановки – Оперные

Известные хоры из опер Верди

Хоры из классических опер в репертуаре старшего хора «Веснянка»

«Евгений Онегин»

Одна из лучших опер Петра Ильича Чайковского не могла не привлечь внимания старшего хора. Её фрагменты составили часть выпускных спектаклей 1993 (квартет из начала оперы) и 2002 (сцена на балу) годов, а несколько хоров украсили концертный репертуар «Веснянки».

Это и запевная Ларинских крестьян «Болят мои скоры ноженьки…», и задорная «Уж как по мосту-мосточку», и яркий хор на именинах Татьяны «Вот так сюрприз…», и наиболее известная «Девицы-красавицы», которые с большим успехом исполняются как в столичных концертных залах, так и на гастролях.

«Волшебная флейта»

Знаменитая опера великого Моцарта также была поставлена в качестве выпускного спектакля, причём целых три раза – в 1998 и 2002 (режиссёр В.П. Попова), а также в 2006 году (режиссёр П. Прибыток). В итоге бравурный заключительный хор и камерный «Das Klingelt» прочно вошли в репертуар хора «Веснянка».

«Орфей»

Опера К. Глюка, благодаря которой он и прославился, также попала в наши выпускные спектакли (1995, 2005 гг.). Хор «Кто здесь блуждающий…» давно известен тем, кто ездит со старшим хором в летние лагеря и использует его в одном из старейших костюмированных действ нашей студии. А знаменитую мелодию для флейты переложил для старшего хора московский композитор Степан Соснин.

«Набукко»

Хор «Va, pensiero» известен даже незнакомому ни с творчеством Верди, ни с его оперой «Набукко» человеку. Эта мелодия популярна во всём мире, чем и воспользовался концертный хор «Веснянка» при подготовке к гастролям в Хорватии.

На выступлении в лучшем зале Дубровника, в Княжеском Дворе (средневековый зал под открытым небом), «Va, pensiero» произвело огромное впечатление на публику, не ожидавшую от детского хора исполнения такого серьёзного и мощного произведения.

«Любовь к трём апельсинам»

Одно из наших фирменных произведений (аранжировка написана композитором Э. Леоновым специально для «Веснянки») – это марш из оперы С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Яркая и напряжённая мелодия, с которой знакомы миллионы людей, не зная толком, откуда она взялась.

В 2004 году в качестве выпускного спектакля была поставлена средневековая версия итальянской сказки «Любовь к трём апельсинам», в которой звучали произведения композиторов XIII-XVII веков в сопровождении живого ансамбля музыкантов (волынка, колёсная лира, флейты, клавесин, ударные).

«Ода к радости» из 9 симфонии Л. Бетховена

Знаменитая последняя симфония Л.

Бетховена во многом революционна – какой ещё композитор использовал в подобных произведениях хор, кто ещё мог написать такую сильную и красивую полифоническую мелодию, поддерживаемую голосами в последней части симфонии! Конечно, «Ода к радости» написана для взрослого смешанного состава, однако старший хор «Веснянка» тоже может «грянуть» это произведение безо всяких поблажек на возраст. В репертуар оно вошло в связи с традиционными поездками в Баварию, где исполнение в финальной части концерта этого произведения неизменно вызывало бурные овации присутствовавших соотечественников великого композитора.

«Князь Игорь»

Опера нашего прославленного композитора Бородина во многом известна публике по песне «Улетай на крыльях ветра», которая и вошла в репертуар старшего хора и, более того, послужила названием одному из наших дисков, который был записан в 2003 году.

«Кармен»

Сцены из всемирно известной оперы Жоржа Бизе были использованы в выпускном спектакле 2002 года. Вдобавок к этому, наш ансамблевый репертуар пополнился великолепным квинтетом из «Кармен», который в разное время исполнялся разными составами ребят с неизменным успехом у публики.

«Сказка о царе Салтане»

Ещё один наш знаменитый композитор из «Могучей кучки» – Н.А. Римский-Корсаков привлёк внимание «Веснянки» своей замечательной оперой, когда понадобилось искать очередную тему для постановки выпускного спектакля в 2009 году. Причём получилось так, что первыми придумали реализовать эту идею педагоги младшего хора “Солнышко”, которые с успехом и поставили адаптированную версию спектакля.

Выпускники же старшего хора занялись более глобальной постановкой (большая сцена, массивные декорации, многочисленные костюмы) под руководством профессионального художника-оформителя Сергея Тимонина и режиссёра Татьяны Шерышевой (наши выпускники). В итоге на сцене появился ещё один красочный спектакль, хор из которого («С крепкий дуб тебе повырасти…») и стал частью оперного репертуара «Веснянки».

«Ночь перед Рождеством»

Эта опера Н.А. Римского-Корсакова также появилась на большой сцене нашего Дворца Творчества в качестве выпускного спектакля студии (2005 год). Яркие образы фантастических повестей Н.В.

Гоголя в сочетании с игровой музыкой оперы составили прекрасную основу постановки, в которой участвовал, конечно же, и старший хор. Ведь в репертуаре «Веснянки» так много мелодичных и удивительных украинских напевов, хоровых и ансамблевых произведений.

Из оперы «Ночь перед Рождеством» особенно часто исполняется концертным хором «Колядка девчат».

«Жизнь за царя»

  • Одна из первых русских опер, которую написал ещё в 1836 году один из родоначальников русской классической музыки Михаил Иванович Глинка – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
  • Великолепный хор «Славься» из этой оперы был неофициальным династическим гимном царской России и достойно претендовал на право стать нынешним государственным гимном.
  • Это праздничное, патриотическое произведение с большим удовольствием исполняет старший хор, завершая им большие концерты и торжественные встречи.

«Мессия»

Источник:

Известные хоры из опер Верди, Музыкальный класс

Известные хоры из опер Верди

В отличие от традиций раннего бельканто, в которых делался акцент в основном на сольные арии, Верди отвел хоровой музыке важное место в своём оперном творчестве. Он создал музыкальную драму, в которой судьбы героев не развивались в сценическом вакууме, а были вплетены в народную жизнь и являлись отражением исторического момента.

Многие хоры из опер Верди показывают сплочённость народа под гнетом захватчиков, что было очень актуально для современников композитора, боровшихся за независимость Италии. Многие хоровые ансамбли, написанные великим Верди, стали впоследствии народными песнями.

В третьем акте историко-героической оперы, принесшей Верди первый успех, плененные иудеи скорбно ожидают казни в вавилонском плену.

Им неоткуда ждать спасения, ведь вавилонская царевна Абигайль, захватившая трон своего безумного отца Набукко, отдала приказ уничтожить всех евреев и свою сводную сестру Фенену, принявшую иудейство. Пленники вспоминают утраченную родину, прекрасный Иерусалим и просят Бога дать им силы.

Нарастающая сила мелодии превращает молитву чуть ли не в боевой призыв и не оставляет сомнений, что народ, объединённый духом свободолюбия, стоически вынесет все испытания.

По сюжету оперы Иегова совершает чудо и возвращает разум раскаявшемуся Набукко, однако для современников Верди, которые не ждали милости от высших сил, этот хор стал гимном в освободительной борьбе итальянцев против австрийцев. Патриоты настолько прониклись страстностью музыки Верди, что окрестили его «Маэстро итальянской революции».

Опера «Сила судьбы»: хор «Rataplan, rataplan, della gloria»

Третья картина третьего акта оперы посвящена будням военного лагеря испанцев в Веллетри.

Верди, ненадолго оставив романтические страсти знати, мастерски рисует картины народной жизни: тут и грубоватые солдаты на привале, и хитрая цыганка Прециозилла, предсказывающая судьбу, и маркитантки, флиртующие с юными солдатами, и нищие, просящие милостыню, и карикатурный монах фра Мелитоне, укоряющий солдат в распутстве и призывающий покаяться перед сражением.

В финале картины все персонажи под аккомпанемент одного лишь барабана объединяются в хоровой сцене, в котором солирует Прециозилла. Это, возможно, самая веселая музыка для хора из опер Верди, однако, если задуматься, для многих солдат, идущих на бой, эта песня станет последней.

Однако великий композитор не ограничивался реалистичными народными сценами. Среди оригинальных музыкальных находок Верди — хоры ведьм из первого акта шекспировской драмы, которые начинаются с экспрессивного женского визга. Ведьмы, собравшиеся возле поля недавнего сражения, открывают шотландским полководцам Макбету и Банко их будущее.

Яркие оркестровые краски явственно прорисовывают издёвку, с которой жрицы тьмы предрекают, что Макбет станет королем Шотландии, а Банко — родоначальником правящей династии. Для обоих танов такое развитие событий не сулит ничего хорошего, и вскоре предсказания ведьм начинают сбываться…

Источник: https://shademark.ru/muz-teoriya/izvestnye-hory-iz-oper-verdi.html

Хоры из комических опер зарубежных композиторов — ноты для хора

Известные хоры из опер Верди Хоровые произведения Хоры из комических опер зарубежных композиторов для смешанного хора в сопровождении фортепиано составитель К. Никитин «Музыка», 1987г. номер 3273

  • (pdf, 6 Мб)
  • содержание:

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Предлагаемый сборник является первым выпуском готовящейся к изданию серии, посвященной хорам и хоровым сценам из комических опер, оперетт и мюзиклов русских, советских и зарубежных композиторов.

Цель предпринимаемого издания — расширение концертного и учебного репертуара хоровых коллективов, включение в него музыки демократичной, отличающейся ярким мелодизмом, искренностью, жизнерадостностью и лиризмом. При отборе материалов предпочтение отдано произведениям мало известным или забытым.

Критерием для включения в сборники тех или иных фрагментов служат художественные достоинства и своеобразие музыки, законченность номеров и соответствие выразительных средств исполнительским возможностям современных хоровых коллективов.

В первом выпуске представлены хоры из итальянской, французской, австрийской, немецкой и чешской комической оперы, относящейся к периоду с 70-х годов XVIII до 70-х годов XIX века.

В музыкальной культуре различных национальных школ Западной Европы комическая опера (в широком смысле слова — опера комедийного содержания) занимает одно из ведущих мест: в Италии это опера-буффа, в Германии и Австрии —- зингшпиль, во Франции — собственно комическая опера, в Испании — тонадилья и т. д.

Будучи по внешним признакам антиподом серьезной оперы, а по сути — неизбежным и закономерным ее дополнением, этот жанр вводит в круг образов бытовой драмы или сказочного вымысла. Здесь действуют персонажи, в поведении которых нет ничего отвлеченно-героического: они похожи на слушателя, как и он похож на них.

Читайте также:  Характер музыкального произведения

Здесь разыгрываются ситуации, знакомые каждому, звучит здоровый, иногда чуть грубоватый смех и действуют правила игры, перенесенные сюда из театра Commedia dellarte из народного искусства, исполненного глубинным оптимизмом и юмором.

Данный выпуск, как и вся серия, предназначен для руководителей хоров (в первую очередь любительских и учебных), но может быть использован и в качестве пособия к курсам хоровой литературы и хороведения, хорового дирижирования и чтения партитур. Однако это именно и прежде всего репертуарный сборник, а не хрестоматия, поэтому здесь нет и не может быть полноты и всеохватности.

Ошибки и опечатки предыдущих изданий исправлены здесь без дополнительных оговорок, а система нотной записи приведена в соответствие с современными требованиями. Эквиритмический перевод большей части номеров выполнен специально для настоящего издания. Составитель будет благодарен за любые замечания, пожелания и предложения, продиктованные профессиональной заинтересованностью.

К. Никитин

  • В. А. Моцарт. Хор садовников и садовниц из оперы-буффа «Мнимая садовница»
  • Дж. Россини. Хор пиратов из оперы-буффа «Итальянка в Алжире».
  • Г. Доницетти. Интродукция и хор из оперы-буффа «Любовный напиток»
  • А. Адан. Хор из комической оперы «Почтальон из Лонжюмо»
  • Д. Обер. Хор моряков из комической оперы «Гайдэ, или Секрет»
  • О. Николаи, Хор эльфов из оперы «Виндзорские проказницы»
  • Ж. Бизе. Два хора из оперы «Джамиле»
    • 1. Грезы Гаруна
    • 2. Песня Гаруна с хором
  • Р. Планкет. Баллада о колоколах из комической оперы «Корневильские колокола»
  • Б. Сметана. Хор молотильщиков из комической оперы «Тайна»
  • Б. Сметана. Хор девушек из оперы «Чертова стена»

Известные хоры из опер Верди Скачать ноты для хора

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/chorus/opera.htm

«Шедевры мировой оперы» с Владимиром Федосеевым

Известные хоры из опер Верди

Никакого квинтета в опере Верди «Риголетто», конечно же, нет, но в третьем акте, как известно, есть знаменитый квартет. В нем сюжетно сходятся голоса главных персонажей (сопрано, меццо-сопрано, тенора и баритона). Именно этот номер, удачно объединив всех участников-солистов гала-программы «Шедевры мировой оперы», представленной в Большом зале Московской консерватории 5 сентября, прозвучал как единственный, но музыкально значимый и весьма представительный бис.

В этот вечер главным виновником торжества, несомненно, стал маэстро Владимир Федосеев,

привычно занявший место за дирижерским пультом возглавляемого им Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского.

В межсезонье, ровно месяц назад со дня концерта, выдающийся русский дирижер отметил свое 85-летие, и в числе посвященных сему юбилею мероприятий нового концертного сезона названное событие – первое.

В силу этого – вовсе нисколько даже не опрометчиво! – мы и говорим о «квинтете» исполнителей во главе с юбиляром.

Роскошный «звездный» квартет отечественных певцов-солистов, давно снискавший восторги как своей, так и зарубежной публики, составили сопрано Альбина Шагимуратова, меццо-сопрано Агунда Кулаева, тенор Алексей Татаринцев и баритон Василий Ладюк (имена, меломанам хорошо известные и в представлении не нуждающиеся).

Основной блок весьма насыщенного и продолжительного концерта в двух отделениях (первое – русское, второе – западноевропейское) пришелся на оперные арии и несколько в меньшей степени – на дуэты из опер.

А собственно оркестровых номеров в программе вечера было предусмотрено всего два: «Похвала пустыне» (вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») и интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь».

В них маэстро-юбиляр, репертуарным коньком которого всегда, естественно, был и остается русский классический репертуар XIX века, во всеоружии вдохновенного мастерства и богатейшего творческого опыта предстал и на сей раз.

В качестве коллективного участника вечера был задействован Большой хор «Мастера хорового пения»

(художественный руководитель – Лев Конторович), и монументальная симфонически-хоровая фреска «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» вылилась в мощную кульминацию-апофеоз русского отделения.

Хоровой пласт возник и в западноевропейском блоке: его триумфально открыл «Триумфальный марш» из оперы Верди «Аида».

Хоровой поддержкой было обеспечено и восхитительное, стилистически точное, в плане нюансировки выверенное исполнение признанной дивой мировой оперы Альбиной Шагимуратовой известнейшей «Casta Diva» (каватины Нормы из одноименной оперы Беллини).

Жалко лишь, что при наличии хора и такого грандиозного исполнения мы не услышали выход Нормы полностью – с завершающей его бравурной кабалеттой.

Но блеснуть подвижностью голоса и феноменальной колоратурной техникой певица легко смогла в каватине Людмилы из первого акта оперы Глинки «Руслан и Людмила». А представленная ею ария Снегурочки из пролога одноименной оперы Римского-Корсакова не только растопила сердца меломанов, но и – после июньской премьеры этой оперы в Большом театре России – заставила взгрустнуть:

такая роскошная Снегурочка главной музыкальной сцене страны может лишь только сниться!

В программе концерта Альбина Шагимуратова приняла также участие в исполнении трех дуэтов: Адины и Неморино из первого акта «Любовного напитка» Доницетти (с Алексеем Татаринцевым), Розины и Фигаро из первого акта «Севильского цирюльника» Россини (с Василием Ладюком), Лакме и Малики из первого акта «Лакме» Делиба (с Агундой Кулаевой).

Если первые два дуэта прозвучали ожидаемо добротно, на очень высоком профессиональном уровне, то помимо этого акварельно-нежный «цветочный дуэт» сопрано и меццо-сопрано, в котором голоса певиц изумительно сливались в филигранно-тонкое кружево, просто умиротворил, восхитил, очаровал…

Агунда Кулаева, одна из ярчайших звезд нового поколения певцов Большого театра, разнопланово ярко, драматически экспрессивно предстала и в сольных номерах – в арии Любаши из второго акта «Царской невесты» Римского-Корсакова и в романсе Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи.

Другие психологические пласты ее самобытного вокально-актерского дарования проступили как в дуэте Любаши и Грязного из первого акта «Царской невесты» (с Василием Ладюком), так в дуэте Кончаковны и Владимира Игоревича из второго акта оперы Бородина «Князь Игорь» (с Алексеем Татаринцевым).

Последний сольно представил каватину Владимира Игоревича из второго акта, а также популярнейшее ариозо Вертера из третьего акта одноименной оперы Массне, найдя в прорисовке мини-портретов каждого из героев удивительно светлые, но стилистически индивидуальные вокальные краски.

Особой тонкостью и акцентированной изысканностью отличались и музыкальные портреты, нарисованные Василием Ладюком.

Речитатив и ария Грязного из первого акта – то, что сегодня в исполнении певца можно услышать лишь в рамках концерта. Для него это своего рода репертуарный эксперимент, но эксперимент чрезвычайно обнадеживающий, удачный. Это относится и к его дуэту с Любашей.

И всё же особой царственностью белькантовой отделки певец покорил в двухчастной развернутой арии Альфонсо из второго акта оперы Доницетти «Фаворитка».

На волне музыкального драйва баритон Василий Ладюк и тенор Алексей Татаринцев сошлись также в мужском романтическом дуэте – дуэте Зурги и Надира из первого акта «Искателей жемчуга» Бизе.

Юбилейный концерт Владимира Федосеева, БСО им. П.И. Чайковского, Большого хора «Мастера хорового пения» и квартета первоклассных солистов, пристальное внимание которым было уделено выше, стал одним из ярчайших событий на старте нового концертного сезона.

Фаворитов среди певцов-солистов в этот вечер просто не было: отдать предпочтение кому-то одному из них было невозможно.

Был целый «звездный» квартет, превратившийся с маэстро-дирижером в квинтет. На таком масштабном и качественном оперном гала в стенах Большого зала Московской консерватории присутствовать не доводилось, пожалуй, уже довольно долгое время – и послевкусие от этой впечатляющей оперной феерии в сердцах благодарных меломанов, безусловно, сохранится надолго!

Источник: https://www.belcanto.ru/17091402.html

Пять знаменитых оперных хоров, которые стали гимнами

1. Михаил Иванович Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»

Великолепный монархический гимн «Славься», которым заканчивается первая русская классическая опера, весь 19 век был неофициальным российским гимном. При первых его звуках вся публика в театре вставала, как при исполнении «Боже, царя храни».

В советское время текст хора (как и всей оперы) переписали, и теперь это патриотический гимн, который с невероятной помпой, которая Глинке и не снилась, исполняется на военных парадах и государственных праздниках.

2. Джузеппе Верди. Хор пленённых евреев из оперы «Набукко»

С оперы «Набукко» началась известность Верди. Это крайне запутанная история о противостоянии Иудеи и Вавилона. В третьем действии иудеи, которых должны наутро казнить, молятся о том, чтобы их Родина когда-нибудь стала свободной.

Этот тихий хор в ритме вальса («Va pensiero, sull’ali dorate» / «Лети, мысль, на золотых крыльях») попал в болевую точку национального сознания (Италия была тогда была под властью Австрии), и стал гимном Рисорджименто.

Он и теперь будит эмоции патриотизма в итальянцах, что видно из этого ролика.

Это фрагмент из постановки «Набукко» в Римском оперном театре. Во время оваций кто-то кричит «Viva Italia!», и дирижёр Рикардо Мути произносит импровизированный политический спич на тему гибнущей Италии (это был момент сильнейшего экономического и политического кризиса 2011 года).

После чего публика поёт этот хор вместе с артистами. На словах «О, моя отчизна!» все встают в едином порыве. Многие плачут. Хор звучит с отметки 3.40.

3. Георг Фридрих Гендель «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

Оратория, конечно, не опера, но в ней тоже есть сюжет, действующие лица, арии, ансамбли и хоры. Только сценического действия нет. Поэтому знаменитую «Аллилуйю» вполне можно включить в этот список.

Знаменитый генделевский хор чуть ли не с первого исполнения 250 лет тому назад считается главным религиозным гимном. В Англии принято вставать при его исполнении.

4. Рихард Вагнер. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»

С легкой руки английской принцессы Виктории, которая придумала сопроводить им собственную церемонию бракосочетания (в 1858 году), этот хор стал свадебным гимном, и уже 150 лет сопровождает шествие невесты к алтарю в западных странах. В церкви он обычно звучит в инструментальном варианте, без хора.

5. Джузеппе Верди. Триумфальный марш и хор из оперы «Аида»

Под эту музыку в опере торжественно шествует египетское войско, только что разгромившее эфиопов. Иногда с живыми лошадьми и слонами на сцене.

Победный фанфары отлично поднимают боевой дух и укрепляют веру в победу. Потому эта популярнейшая мелодия стала одним из гимнов футбольных болельщиков.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b9d4ded0a646400aa400c22

5 знаменитых «литературных» опер Джузеппе Верди

Родился Верди в глухой итальянской деревне Ронколе. Его отец содержал трактир, а мать была пряхой. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили ему спинет. Вскоре на одарённого мальчика обратил внимание богатый торговец Антонио Барецци, благодаря которому тот поехал учиться в соседний город Буссето. В это время у Джузеппе также пробудилась тяга к серьёзному чтению — его любимыми авторами стали Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер и Мандзони.

В 1833 году юноша отправился в Милан, чтобы поступить в Консерваторию (сегодня она носит его имя), однако потерпел фиаско — его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры».

Юноша начал брать частные уроки контрапункта, в свободное время посещая оперные спектакли. В 1830 году, вернувшись в Буссето, он дал своё первое публичное выступление в доме Барецци.

Шесть лет спустя Джузеппе женился на его дочери Маргарите, родившей Верди двух детей.

Счастливый случай помог начинающему композитору получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», поставленную в 1838 году под названием «Оберто, граф Бонифачо».

После премьеры импресарио театра «Ла Скала» Бартоломео Мерелли предложил Верди контракт на написание двух опер — «Король на час» и «Набукко».

Композитор с головой погрузился в работу, но вскоре его молодую семью постигла страшная трагедия — оба ребёнка скончались. В 1940 году не стало и Маргариты, ставшей жертвой энцефалита.

Потрясенный и сломленный, Верди больше не желал ничего сочинять. Через силу он вернулся к работе над оперой «Набукко», выведшей его из глубокого духовного кризиса и сделавшая композитором первой величины.

Одну из главных ролей в «Набукко» пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди.

Читайте также:  Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

С тех пор его произведения, вдохновлённые героическими сюжетами и книгами современных писателей, звучали в театрах по всей Европе и пользовались неизменным успехом.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском сюжетов, лучше всего отвечающих особенностям его композиторского дарования.

Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь богатые драматизмом сцены и кипящих страстью персонажей.

До последних дней композитор создавал всё новые шедевры. 26 его опер стали настоящим украшением мировой музыкальной сокровищницы.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку известных произведений Верди, основанных на литературных сюжетах.

«Жанна д'Арк» (Giovanna d’Arco, 1845) по пьесе Фридриха Шиллера «Орлеанская дева»

Ангелы возлагают на юную девушку миссию спасения Франции от англичан, а злые духи обещают счастье на Земле. Жанна колеблется, но увидев короля Франции Карла, без памяти влюбляется в него и позволяет демонам овладеть её сердцем. После победного сражения Карл собирается жениться на девушке, но отец обвиняет Жанну в сговоре с дьяволом и народ требует сжечь её как ведьму.

Сюжет оперы разворачивается вокруг трёх главных действующих лиц: Жанны, её отца Жака и Карла. Особенно важной с драматургической точки зрения является фигура Жака, постоянно совершающего форсирующие события действия. Особенно ярко представлено его превращение из заботливого отца, переживающего за судьбу дочери, в религиозного фанатика, одержимого предрассудками.

В письме Чезаре де Санктису от 16 мая 1853 года, композитор указывал: «сильные характеры рождают сильные столкновения и сильное воздействие вызывается естественно». Этой установки он придерживался на протяжении всего творчества.

Позднее опера была поставлена на другое либретто — по требованию цензуры из него исчезли намёки на освободительную борьбу, а повествование было перенесено в древнюю Грецию.

[OBJ Увертюра из оперы «Жанна д'Арк» в исполнении оркестра Романо Гандольфи (Тоскана)]

«Макбет» (Macbeth, 1847) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира

Сюжет открывается хором ведьм, предсказывающих полководцу Макбету королевский трон. Леди Макбет, движимая злобой и амбициями уговаривает мужа убить короля и занять его место.

Четырёхактная опера по мотивам знаменитой трагедии Шекспира впервые была поставлена на сцене в 1847 году, после чего Верди переписал почти всю партитуру — обновлённая опера появилась на сцене только 20 лет спустя и пользовалась даже большей популярностью.

[OBJ Лео Нуччи в роли Макбета]

«Риголетто» (Rigoletto, 1851) по пьесе Виктора Гюго «Король забавляется»

Долгое время пьеса Гюго была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. По требованию цензуры исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле — более симпатичным Риголетто.

Опера вызвала волну восторгов — впервые в центральной сцене оперы появился персонаж, находящийся за пределами общества. Состоящая из исключительно ярких арий (взять хотя бы «Сердце красавиц склонно к измене и к перемене, как ветер мая…

» (перевод Петра Калашникова), «Риголетто» является чуть ли не лучшей оперой из когда-либо написанных.

[OBJ «La Donna È Mobile» — ария герцога в исполнении Лучано Паваротти (фрагмент из фильма «Риголетто», 1983)]

«Травиата» (La Traviata, 1853) по пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»

Представленная на сцене венецианского театра «Ла Фениче», в 1853 году опера потерпела провал, однако после переработки была признана жемчужиной творчества Верди и стала самой известной его оперой.

Необычным, в первую очередь, стал выбор главной героини – умирающей от неизлечимой болезни куртизанки Виолетты Валери.

Таким образом, Верди снова поставил на центральную роль персонаж, отвергнутый обществом.

[OBJ Фрагмент из оперы «Травиата» в исполнении Анны Нетребко, Роландо Вильясона и Томаса Хэмпсона (дирижёр — Карло Рицци)]

«Отелло» (Otello, 1887) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира

Музыкальная трагедия поражала зрителей правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров — портреты Отелло и коварного Яго были отмечены необычайной рельефностью и драматической силой. Кроме того, «Отелло» не содержал традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы — данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера.

[OBJ Фрагмент из оперы «Отелло» в исполнении Ольги Романко и Пласидо Доминго]

Источник: https://vm.ru/culture/479872-5-znamenityh-literaturnyh-oper-dzhuzeppe-verdi

Популярные оперы и вокальные шедевры

Подборка самых известных вокальных номеров: Знаменитые арии, кантаты, оды, оратории…

Все, что связано с вокалом и оперным искусством.

Произведения упорядочены по народному рейтингу классики с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 1: Жорж Бизе «Кармен. Хабанера» Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 154337
    • У любви, как у пташки, крылья, Её нельзя никак поймать. Тщетны были бы все усилья,
    • Но крыльев ей нам не связать.
  • № 2: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Финальный хор» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 121965

    Неофициальный гимн царской Российской Империи «Славься, славься, нашъ русский Царь!»

  • № 3: Петр Ильич Чайковский «Пиковая дама. Ария Германа» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 88005

    Что наша жизнь? Игра!

  • № 4: Петр Ильич Чайковский «Евгений Онегин. Ария Ленского» Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 87024
    2. Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий
    3. мне готовит?
  • № 5: Вольфганг Амадей Моцарт «Волшебная флейта. Папагено и Папагена» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 83099

    — Па-па-па ?! — Па-па-па !! — Па-па-па-па …

    — Па-па-па-па !!!

  • № 6: Вольфганг Амадей Моцарт «Волшебная флейта. Царица ночи» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 83032

    Самая популярная ария для колоратурного сопрано. Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen (В моей душе пылает жажда мести) — вторая ария Царицы ночи (Die Königin der Nacht), из второго акта оперы.

  • № 7: Николай Римский-Корсаков «Садко. Ария Индийского гостя» Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 81598
    • Песнь Индийского гостя Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полудённом —
    • Далёкой Индии чудес.
  • № 8: Николай Римский-Корсаков «Садко. Ария Варяжского гостя» Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 80333
    2. Песнь Варяжского Гостя О скалы грозные дробятся с ревом волны, И с белой пеной крутясь бегут назад, Но тверды серые утесы,
    3. Выносят воли напор над морем стоя.
  • № 9: Жорж Бизе «Кармен. Куплеты Эскамильо» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 78125

    Тореадор, смелее! Тореадор! Тореадор! Знай, что испанок жгучие глаза На тебя смотрят страстно И ждет тебя любовь, тореадор,

    Да ждет тебя любовь.

  • № 10: Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро. Ария Фигаро» Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 74364
    • «Мальчик резвый кудрявый, влюбленный Адонис, женской лаской прельщённый, Не довольно ль вертеться, кружиться,
    • Не пора ли мужчиною быть.»
  • № 11: Джузеппе Верди «Травиата. Застольная песнь» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 71967

    Libiamo ne lieti calici (с итал. — «Поднимем мы кубки веселья»; в русскоязычных источниках часто «Застольная песня») — дуэт из второй сцены первого акта оперы «Травиата» Джузеппе Верди.

  • № 12: Джузеппе Верди «Риголетто. Песенка Герцога» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 71349

    Сердце красавиц склонно к измене И к перемене, как ветер мая. Клятвами страстными сердце взволнует, Этими ж губками лжёт и целует. Можно браниться, можно сердиться, Но не влюбиться всё же нельзя,

    Всё же нельзя, всё же нельзя!

  • № 13: Джузеппе Верди «Набукко. Хор пленных иудеев» Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 69765
    2. «Va, pensiero» — хор из третьего акта оперы «Набукко» Джузеппе Верди, наиболее известный музыкальный фрагмент этой оперы.
  • № 14: Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан. Ария Лепорелло (Ария со списком)» Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 69601
    • Знаменитая ария со списком, в котором записаны бесчисленные любовные похождения Дона Жуана во многих странах.
  • № 15: Александр Бородин «Князь Игорь. Половецкие пляски» Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 68416
    2. Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели,
    3. Где было так привольно нам с тобою.
  • № 16: Шарль Гуно «Фауст. Куплеты Мефистофеля» Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 67132
    • Куплеты Мефистофеля — визитная карточка оперы «Фауст».
    • «Люди гибнут за металл!»
  • № 17: Имре Кальман «Принцесса цирка. Ария мистера Икс» Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 66580
    2. Устал я греться у чужого огня Но где же сердце, что полюбит меня Живу без ласки, боль свою затая
    3. Всегда быть в маске судьба моя
  • № 18: Джоаккино Россини «Севильский цирюльник. Каватина Фигаро» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 64129

  • № 19: Имре Кальман «Сильва. Песенка Бони» Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 63658
    • Без женщин жить нельзя на свете, нет! В них солнце мая, в них любви рассвет, Тут нежный взгляд – признанье там,
    • Как солнце луч, приятны нам.
  • № 20: Джузеппе Верди «Травиата. Ария Виолетты» Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 62870
    2. Арию «Быть свободной, быть беспечной» («Sempre libera») Виолетта исполняет после бала и знакомства с Альфредом, отбрасывая нахлынувшие на нее чувства.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Источник: http://classicaltest.net/ru/music/opera

Va, pensiero

Мелодия и первые строфы «Va, pensiero»

«Va, pensiero» — хор из третьего акта оперы «Набукко» (1842) Джузеппе Верди, наиболее известный[источник не указан 1365 дней] музыкальный фрагмент этой оперы.

Слова «Va, pensiero» принадлежат Темистокле Солера — автору либретто «Набукко», но являются парафразом библейского псалма 136 «На реках вавилонских». Исполнители «Va', pensiero» представляют еврейских изгнанников, плачущих в вавилонском плену о потерянной родине и разрушенном Первом Храме.

Критики называли «Набукко» «драмой для хора» и даже «хоральной фреской», такое большое значение в опере играет хор. Хор пленных иудеев из «Набукко» стал в некотором смысле вторым национальным гимном Италии — именно он звучал при открытии заново отстроенного Ла Скала после Второй мировой войны, а на похоронах самого Верди и на похоронах Тосканини его пел народ.

В 1990-е годы в Италии рассматривалась идея замены излишне политизированного гимна «Fratelli d’Italia» («Братья Италии»), с 1946 года считавшегося «временным», на «Va', pensiero».

Только в 2005 году песня «Fratelli d’Italia» приобрела законный статус государственного гимна.

Однако до настоящего времени «Va', pensiero» продолжает считаться неофициальным гимном итальянского региона Падания и исполняется на всех мероприятиях итальянской партии «Лига Севера».

В настоящее время хор «Va, pensiero» часто повторяется по требованию публики[1].

Текст хора

Оригинальный текст (итальянский):

Va, pensiero, sull’ali dorate;
Va, ti posa sui clivi, sui colli,
Ove olezzano tepide e molli
L’aure dolci del suolo natal!

Del Giordano le rive saluta,
Di Sionne le torri atterrate…
Oh mia patria sì bella e perduta!
Oh membranza sì cara e fatal!

Arpa d’or dei fatidici vati,
Perché muta dal salice pendi?
Le memorie nel petto riaccendi,
Ci favella del tempo che fu!

O simile di Solima[2] ai fati
Traggi un suono di crudo lamento,
O t’ispiri il Signore un concento
Che ne infonda al patire virtù! *3 VOLTE

Русский перевод:

Лети, мысль, на золотых крыльях;
лети, отдыхая на горах и холмах,
туда, где воздух напоен теплом и нежностью,
сладостным ароматом родной земли!

Поприветствуй берега Иордана,
разрушенные башни Сиона…
О, прекрасная утраченная родина!
Дорогие, роковые воспоминания!

Золотая арфа древних пророков,
почему, немая, ты висишь на вербе?
Пробуди память в сердце,
расскажи о былом времени!

Пусть прозвучит твой стон,
столь же горький, как судьба Иерусалима,
пусть Господь внушит тебе мелодию,
которая даст нам силы страдать!

Читайте также:  Как сделать качественную аудиозапись в домашних условиях: советы звукорежиссёра-практика

На русском языке номер также известен на слова «Ты прекрасна, о Родина наша…», в которых нет упоминаний про Израиль, и угадывается скорее Россия («… И цветами покрыты луга. Полноводны могучие реки, …»).

Примечания

  1. ↑ Обзоры постановок в прессе Бостона (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 марта 2010. Архивировано 28 августа 2008 года.
  2. ↑ Поэтическое название Иерусалима

Ссылки

  • Верди «Va, pensiero» на youtube.com
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Va,_pensiero

Верди – гала. К 200-летию со дня рождения композитора. Любимые арии, дуэты, симфонические и хоровые фрагменты из опер

Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР.

В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году.

С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В.

 Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно.

Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова.

Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах.

С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги.

В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В.

 Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории.

К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года.

«Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны.

Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции.

Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.

Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В.

 Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).

В аспирантуре судьба свела В. К. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.

В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями.

Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» — символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса.

Итальянцы тогда писали о музыканте: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».

В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.

В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Д. Кривицкий, А. Виеру.

«…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене.

Поддерживать современных композиторов – наш долг», — говорит дирижер.

Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.

С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.

Дирижером осуществлено свыше 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как в России, так за рубежом.

Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года).

Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.

Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского Общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.

В настоящее время внимание дирижера отдано Г. Малеру: силами Госкапеллы впервые в России проводится уникальный цикл «Густав Малер и его время», рассчитанный на несколько лет. В 2015 году, когда широко отмечался юбилей Чайковского, В.

Полянский и Капелла провели фестиваль «Музыка на все времена», названный в СМИ «беспрецедентным».  В рамках фестиваля прозвучали все симфонии композитора, Девять духовных хоров, «Литургия св.

Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама» в концертном исполнении.

С 2000 года в программах Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер.

Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в частности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы.

Среди представленных капеллой вердиевских шедевров — оперы «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Макбет» и другие. К 200-летию со дня рождения Верди на исторический сцене Большого театра В.

 Полянский с Госкапеллой провел гала-концерт “Viva, Verdi”, в который вошли  фрагменты из 13 опер и «Реквиема» композитора. Проект оказался настолько востребован, что был затем неоднократно повторен в абонементах Московской филармонии и на закрытии фестиваля «Янтарное ожерелье» (Калининград, 2015).

Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» А. Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), оратория «Государево дело» А. Чайковского (2013).

Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров.

Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и, таким образом, расширить и обогатить свой репертуар.

Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.

Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский – народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

Источник: https://meloman.ru/concert/verdi-galak-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-kompozitorabrlyubimye-arii-duety-simfonicheskiebri-horovye-fragmenty-iz-oper/

Ссылка на основную публикацию