Какие бывают стихотворные размеры?

Перейти к теме «Рифмы и рифмовки»

Формы стихотворного ритма разнообразны. Способы организации стихотворного текста образуют различные системы стихосложения.

  • Например, силлабическая система стихосложения ритм создаётся при помощи повторения строк с одинаковым количеством слогов, при этом расположение ударных и безударных слогов не упорядочено.
  • С одной страны гром, 
  • С другой страны гром,
  • Смутно в возду́хе!
  • Ужасно в ухе!
  • Набегли тучи
  • Воду несучи,
  • Небо закрыли,
  • В страх помутили!
  • Молнии сверкают,
  • Страхом поражают,
  • Треск в лесу с перуна,
  • И темнеет лу́на,

Вихри бегут с прахом…

(В.К. Тредиаковский)

Тоническая система стихосложения предполагает повторение ударных слогов, при этом число безударных слогов между ударениями свободно варьируется:

Моя фамилия в поэтической рубрике. Радуюсь я — это мой труд вливается в труд моей республики. 

(В.В. Маяковский)

Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Какие бывают стихотворные размеры?Шуточная иллюстрация к теме. Источник — социальные сети

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя…(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея. (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. «Лишнее» ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреческого музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги. 

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.Когда не в шутку занемог…(А.С. Пушкин)

  1. – | – | – | – | –– | – | – | – |
  2. В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба.
  3. Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» — Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.Пожар, пожар пригнал меня сюда. (И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –– | – | – | – | – | Это пример 5-стопного ямба.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать! Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам. А пуще дочери, да сами добряки. Дались нам эти языки! (А.С. Грибоедов)

– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – – | – | – | – | – | – |– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба. В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги. Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёныйВоздух усталые силы бодрит…(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | – | – – | – – | – – | Это пример 4-стопного дактиля.

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.Обняв, его держит и греет старик.(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия.

По синим волнам океана,Лишь звёзды блеснут в небесах…(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –– | – – | – – | Это пример 3-стопного амфибрахия.

Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,Я такого угла не видал…(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –– – | – – | – – | Это пример 3-стопного анапеста.

Источник: http://mosliter.ru/teoriya/poezia1/stihotvornye_razmery/

Как определить стихотворный размер

Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом.

Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают.

Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров.

Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять.

И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд­ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…). 

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г, Он уважа́ть себя́ заста́вил И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее.

В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»).

А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке, где спускают семь шкур по старинке —

жа́рят заживо, вдумчиво бьют,

ко́рмят сельдью и пить не дают. А когда торжествует наука,

в хо́д идет просвещенная мука:

ра́й утраченный (вид из окна) — ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня Ямб: Ива́нва́нва́нва́н Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м).

Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»).

Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно.

А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек.

 / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

  • Когда обидой — опилась Душа разгневанная, Когда семижды зареклась
  • Сражаться с демонами —
  • Не с теми, ливнями огней В бе́здну нисхлестнутыми: С земными низостями дней.
  • С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись От рева рыночного!

Ва́шими вымахами ввысь

Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои Всем корнем шествующий!

  1. и́вы-провидицы мои!
  2. Вяз — яростный Авессалом, На пытке вздыбленная Сосна — ты, уст моих псалом:
  3. Го́речь рябиновая…

Березы-девственницы!

К вам! В живоплещущую ртуть Листвы — пусть рушащейся! Впервые руки распахнуть!

  • Забросить рукописи!
  • Зеленых отсветов рои… Как в руки — плещущие… Простоволосые мои,
  • Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше.

Читайте также:  Упражнения для развития музыкального слуха

Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному.

Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Какие бывают стихотворные размеры?

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит.

В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее.

Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий.

Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!).

А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов).

Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения.

В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки.

Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу. 

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере­ходных форм.

Есть сложные про­из­ведения — в которых автор в разных строках или фраг­ментах любит стал­кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники.

Наконец, есть сложные гибрид­ные размеры (которыми, например, написа­но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе­циа­листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы.

Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви­тельной связи.

В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон­това (не знаю, убедит ли он вас):

Источник: https://arzamas.academy/materials/1627

Какие бывают стихотворные размеры

26 мая 2014

Автор КакПросто!

Для русского стихосложения характерна силлабо-тоническость. К сведению, для тонической системы главенствующую роль играет количество ударений в строке, силлабика же опирается исключительно на рифму. Стихотворный размер рассчитывается, исходя из чередования ударных слогов с безударными.

статьи

Какие бывают стихотворные размеры?

Стопы являют собою группы слогов одной строки. Количество слогов в стихе является показателем для определения размера. А количество самих стоп свидетельствует о том, сколькистопный размер перед вами.

Брахиколон – однодольный размер. В каждой стопе расположено слово, вмещающее единственный слог. При этом, строка может вмещать несколько стоп («Ночь, день. Звук, шаг…» Таццу Такамаро).

Среди наиболее распространенных стоп: двусложные (ямб и хорей), а также трехсложные стопы (дактиль, амфибрахий, анапест). Хорей (трахей) – двусложная стопа с ударением на первом слоге. («Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий…» А.С. Пушкин)Ямб – двусложная стопа, с ударением, падающим на второй слог.

В том случае, если слово достаточно длинное, то внимание заостряется и на вторичном ударении. («Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог…» А.С. Пушкин)Дактилем (от греч. Dáktylos — «палец») именуют трехсложную стопу, в которой лишь первый слог ударный, остальные два — безударные.

Амфибрахий (греч.

аmphibrachys – краткий с двух сторон) – трехсложная стопа с ударным слогом посередине.

Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад), соответственно характеризуется ударением, падающим на последний (третий) слог.

По трехсложным стопам существует специальная памятка, в которой зашифрованы основополагающие особенности каждой из них. «ДАМА вечером калитку запирает». Аббревиатура «Д/АМ/А» таит в себе все три стопы.

Фраза же «вЕчером калИтку запирАет» отлично демонстрирует образцы чередования ударных и безударных слогов.

Существуют и многосложные размеры, которые предполагают слияние нескольких простых. Наиболее популярными, пожалуй, считаются пеон и пентон. Пеон состоит из одного ударного и трех безударных слогов, причем, они могут идти в любой последовательности, в зависимости от которой различают четыре вида пеона.

С пентоном (пятисложником) та же история, только это пятисложная стопа, один из слогов которой под ударением. Пятисложник является одним из старейших неклассических размеров русской поэзии. Строфы характеризуются отсутствием рифмы (белый стих). В пример можно привести строфу из А.В.

Кольцова: «Не шуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь!»

Видео по теме

Источники:

  • Какие бывают стихотворные размеры?
  • Стихотворный размер

Распечатать

Какие бывают стихотворные размеры

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-854173-kakie-byvayut-stihotvornye-razmery

Как определять стихотворные размеры

Для того, чтобы написать красивое стихотворение, мало умения рифмовать слова, нужно еще и немного разбираться в технике написания поэзии. Поэтому нужно знать, как определять стихотворные размеры.

 Ямб, дактильпиррихийамфибрахий или хорей, как в этом разобраться? Вообще, на самом деле, это совсем несложно, главное запомнить алгоритм.

Если Вы будете его знать, то определение формы стиха не составит для Вас большого труда и не займет много времени.

Инструкция:

  • Для начала вам нужно знать, что такое стопа. Данный термин обозначает группу слогов, на один из которых падает ударение. От этого, собственно, зависят и размеры (двух-, трех-, четырех- или даже пятисложные виды). Самыми часто встречаемыми являются именно двухсложные (называются они ямбами и хореями), а также трехсложные (анапесты, дактили и амфибрахии).
  • Итак, чтоб узнать стихотворный размер того или иного произведения, нужно для начала разделить каждое слово в строке на отдельные слоги. Далее необходимо обозначить, какие из них ударные, а какие нет. Для того, чтобы было удобнее, делают специальные схемы, помечая каждый слог отдельной черточкой, а тот из них, который является ударным – над ним ставят символ ударения.
  • После того, как Вы нарисовали схему, нужно посмотреть, на какой слог во всей стопе падает ударение. Если это первый слог из двух – значит это хорей. Схематично он выглядит примерно так: / ` _ /. Что такое ямб? Он выглядит как: / _ `/ и означает, что ударение приходится именно на второй слог.
  • С ямбами и хореями разобраться несложно, но как быть с трехсложными размерами? Стихотворные формы этого типа называются дактилямианапестами иамфибрахиями. Начнем с первого. Итак, дактиль – это трехсложный размер, в котором ударение ставится на первый слог. Выглядит он таким образом: / ` _ _ /. Дальше все просто, если есть три слога и ударение поставлено на второй слог, то это – амфибрахий, а если на последний – анапест. Схематичное изображение амфибрахия и анапеста: / _ `_ / и / _ _ `/.
  • Вообще, этим всем не ограничивается определение стихотворных размеров, так как количество стоп в произведении может быть очень разным. Не стоит думать, что кроме двустопных и трехстопных видов больше ничего нет, ведь встречаются и четырех-, и пяти-, и шести-, и даже девятистопные варианты.
  • Правда, для того, чтобы безошибочно определить форму стихотворного произведения, нужно еще знать определенные нюансы. Так, к примеру, бывают ситуации, когда ударный слог просто пропущен. Это, конечно, не влияет на вид размера, но необходимо знать, что если, например, в двустопных размерах на ритмически сильном месте строчки есть пропуск ударения – то перед Вами пиррихий. Другими словами, пиррихий – это такая разновидность, в которой есть два подряд идущих безударных слога. Если такая же ситуация наблюдается в трехсложном размере, то это явление называется трибрахием.
  • Зачем вообще необходимо определять стихотворные размеры? Все дело в том, что в любой поэзии важным является не только содержание, то есть смысл, но и сама форма, в которой она создан (ритм, стихотворная музыка, такт и звучание). Поэтому так важно не просто определить данный параметр, но и показать, как он влияет на все стихотворение в целом.
  • Что обозначают размеры стихов? К примеру, ямб больше всего подходит для торжественных и энергичных произведений, хорей – для нежных напевов и колыбельных, трехсложные же размеры больше всего напоминают разговорную речь.

Как делать анализ стихотворения

В силу некоторых особенностей, стихотворение считается более сложным произведением, нежели проза. Это обусловлено наличием таких несвойственных обычному тексту нюансов, как рифма, художественные переносы значений и метафоры.

Если вам интересно, как сделать анализ стихотворения, то эта статья как раз для вас.

Усвоив этот материал, вы сможете понять, как можно отличить стих Лермонтова от стиха Пушкина, чем поэзия Бальмонта отличается от поэзии Гумилева, и в чем похожи между собой Блок и Брюсов. План анализа стихотворения состоит из шести пунктов, вкратце о которых мы вам и расскажем.

  • Итак, анализ стиха начинается с определения его жанралирикабиография,история и т.д. Помните, что стих, как и проза, несет такую же смысловую нагрузку, и может отображать любые стороны нашей жизни.
  • Следующий пункт – анализ сюжета. Правда, если автор описывает свои чувства, состояние или впечатления, то сюжета как такового, может и не быть.
  • Наиболее важный этап в анализе стихотворения – определение его размера. Чаще всего встречаются такие размеры как хорейямбанапестамфибрахий и дактиль. Их отличие друг от друга заключается в количестве слогов и размещении ударения, что задает такт всему стихотворению.
  • Рифма – это основное отличие стиха от прозы, поэтому в анализе ей следует уделить особое внимание. Укажите на периодичность рифмыпарнаякольцевая или перекрестная.
  • Анализируя стихотворение, опишите художественные образы, использованные автором для передачи и усиления свои чувств. Это может быть гиперболааллегория, метафора и т.д.
  • Ну и, наконец, последний этап анализа стиха – определение его стилистического направления — романтизмфутуризммодернизм и т.д.
Читайте также:  Гармония: период для игры

Для наглядности мы проведем анализ стихотворения Пушкина.

В качестве примера можно взять одно из пяти самых известных стихотворений этого поэта: «Пророк», «Памятник», «Я вас любил», «Зимнее утро» или «Я помню чудное мгновенье». Мы выберем «Я помню чудное мгновенье», так как именно этот стих изучается во всех школах стран СНГ.

Итак, это стихотворение – это лирическое произведение с автобиографическими элементами.

Оно имеет ярко выраженный сюжет, в котором рассказывается о встрече поэта с его возлюбленной, последующем изгнании, описывается взросление поэта, его прощание с юношескими идеалами и мечтами.

Последние две строфы рассказывают о новой встрече Пушкина и его женщины, благодаря которой в сердце героя возвращается любовь.

Анализ этого лирического стихотворения показал, что оно написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы. В тексте стиха используются такие художественный образы как «гений чистой красоты», «мимолетное виденье», «чудное мгновенье» и многие другие. Стилистическое направление стиха – романтизм.

План анализа стихотворения

  • Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
  • Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: «Весенняя гроза», «Незнакомка». К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…» относится и к пейзажной лирике, и к философской).
  • Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в «Словаре литературоведческих терминов». Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
  • Композиция — построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
  • Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры — синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
  • Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация — это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс — повторение гласных звуков с той же целью.
  • Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
  • Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
  • Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.
  • Вот так делается  краткий анализ стихотворения.
  • Сравнительный анализ стихотворений
  • Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.
  • План:
  • время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
  • жанр;
  • темы произведений;
  • сравнение образов лирических героев;
  • сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
  • композиция произведений;
  • основная мысль стихотворений;
  • размер, рифма.

Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.

Анализ стихотворения Есенина «Зима» 1911—1912

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках.

Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика.

Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии.

Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела». Странно выглядит и последняя строфа.

В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам.

Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии.

Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется».

В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

И.А.Бунин (1870— 1953) — один из крупнейших русских пи­сателей-реалистов, в равной степени владевший искусством про­зы и поэзии. России и русской душе посвящены его рассказы и стихотворения. Тема детства также была в поле зрения писателя.

Он не раз публиковал для детей свои произведения.

В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под от­крытым небом»(1898), вслед за ним — «Стихи и рассказы»(1900), «Полевые цветы»(1901).

Мощно бьющий родник детских воспоминаний был для Буни­на одним из источников вдохновения. С детства сохраненное художническое зре­ние позволяло писателю наслаждаться подробностями, мелкими деталями природы и вместе с тем обозревать разом целый мир вокруг.

  1. «Первый снег» Иван Бунин
  2. Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглися
  3. Пред закатом небеса.
  4. Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На поля, на сад пустынный
  5. Первым снегом понесло…
  6. И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалой
  7. Вереницею гусей.
  8. Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений.

С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря.

Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы.

Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим.

Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.

Родился Иван Бунин  1870 году в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, он начинает добывать хлеб литературным трудом.

   Бунин создавал произведения не только для взрослых, но и для детей.

Пурпур – ярко-красный цвет.  

Источник: https://multiurok.ru/files/kak-opriedieliat-stikhotvornyie-razmiery.html

Стихотворные размеры

В этой статье я хочу коротко и понятно объяснить, что такое стихотворный размер, какие стихотворные размеры существуют, как их запомнить и определить размер стиха.

1. Что такое стихотворный размер?

Размер стиха (метр, метрическая схема) — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Стопа — это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

2. Какие существуют стихотворные размеры?

Стихотворные размеры делятся на двусложные и трехсложные (в зависимости от количества слогов в стопе).

К двусложным относятся ямб и хорей, а к трехсложным: дактиль, амфибрахий, анапест. Всего 5 стихотворных размеров.

Разберем каждый из них по отдельности.

Хорей — двусложная стопа, ударение падает на первый слог.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,Ви́хри сне́жные крутя́;То, как зве́рь, она заво́ет,То запла́чет, как дитя́ , А.С.Пушкин

Читайте также:  Лучшие музыкальные фильмы: фильмы, которые понравятся каждому

Ямб — двусложная стопа, ударение падает на второй слог.

Я по́мню чу́дное мгнове́нье:Передо мно́й яви́лась ты́,Как мимоле́тное виде́нье,Как ге́ний чи́стой красоты́. А. С. Пушкин

Дактиль — трехсложная стопа, ударение падает на первый слог.

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жноюМчи́тесь вы, бу́дто как я́ же, изгна́нникиС ми́лого се́вера в сто́рону ю́жную. М. Ю. Лермонтов

Амфибрахий — трехсложная стопа, ударение падает на второй слог.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,Не с го́р побежа́ли ручьи́ Моро́з-воево́да дозо́ромОбхо́дит владе́нья свои́. Н. А. Некрасов

Анапест -трехсложная стопа, ударение падает на третий слог.

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —Без конца́ и без кра́ю мечта́!Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

И приве́тствую зво́ном щита́!

А. А. Блок

3. Как запомнить стихотворные размеры?

Начнем с двусложных. Слово «Ямб» начинается на букву»Я», а т.к. «я» — последняя буква алфавита, то и ударение падает на второй слог. Соответственно, в хорее на первый.

Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно кодовое слово: ДАМА. Расшифровывается оно так:

Д — дактиль, Ам — амфибрахий, А — анапест (в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе).

4. Как определить размер стиха?

Чтобы определить размер стиха, нужно:

1. Подчеркнуть гласные буквы.

2. Произнести строку нараспев и расставить ударение.

  • 3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение:
  • а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб;
  • б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.

Пример:

Я пришеел к тебе с приветом,Рассказа́ть, что солнце встало,Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

А. Фет

  1. Определение стихотворного размера:
  2. Я прише́л к тебе́ с приве́том,
  3. Рассказа́ть, что со́лнце вста́ло,
  4. Что оно́ горя́чим све́том
  5. По листа́м затрепета́ло.
  6. Ударение через 1 слог, значит стопа двусложная.

    Разобьем стих на стопы:

  7. Я при|ше́л к те/бе́ с при/ве́том,
  8. Расска/за́ть, что/со́лнце/ вста́ло,
  9. Что о/но́ го/ря́чим/ све́том
  10. По ли/ста́м за/трепе/та́ло.
  11. В данном случае, в каждой стопе ударение падает либо на первый слог, либо вовсе отсутствует (такое тоже возможно)

Т.к.

во всех стопах, где присутствует ударение, оно падает на первый слог, то стихотворный размер — хорей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b41b6c01577a800a9b6f4bb/5b44946eccce4f00a9f3066a

Часть 1. Система стихосложения и стихотворные размеры: как определить размер стихотворения?

Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в системе стихосложения и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.

*Знаковые обозначения:
_ — безударный слог
_/ — ударный слог
/ — конец строки
| — разграничение групп слогов

// — конец строфы

Перед знакомством с размерами погрузимся в экскурс по теории и истории литературы.
Система стихосложения состоит из трёх основных групп, каждая из которых существовала в разные периоды развития литературы: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – самый старый способ организации стихотворного текста. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных.

Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Характерна эта система для литературы XVII-XVIII веков, в частности, для былин – ярчайших представителей фольклора.

Обратимся к отрывку из русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проанализируем его звуковой состав.

«Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество…»

Первоначально посчитаем количество слогов в каждой строчке. Помним, что слогом является минимальная часть слова, включающая в себя только одну гласную.

как-у-слав-но-го-у-го-ро-да-чер-ни-го-ва
наг-на-но-тут-си-лы-мно-го-мно-жест-во

Далее расставим акценты. Обратите внимание на то, что нам не важны все ударения! Мы выделяем только сильные ударения, которые читаются с акцентом. Для этого прочитайте отрывок вслух, медленно и с выражением.

как-у-слАв-но-го-у-гО-ро-да-чер-нИ-го-ва
нАг-на-но-тут-сИ-лы-мно-го-мнО-жест-во

Звуковая схема будет выглядеть следующим образом:

_ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _
_/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _

Первая строка состоит из 13 слогов: 3 ударных, 10 безударных. Во второй строке из 11 слогов 3 ударных, 8 безударных. Таким образом, мы подтверждаем факт, что Тонике важно только количество тонов (акцентов / ударений) в каждой строчке.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Данная система характерна для периода рождения собственно русской литературы – Классицизма (XVIII в.).

Проанализируем отрывок из стихотворения В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России».

  • «Начну на флейте стихи печальны;
    Зря на Россию чрез страны дальны…»
  • нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны
    зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны
  • _ _/_ _/_ _ _/_ _/_
    _ _/_ _/_ _ _/_ _/_

Каждая строка состоит из 10 слогов. Силлабическое стихосложение – это слоговая система, поэтому совпадение расположения ударных и безударных слогов не важно.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – основа русской классической поэзии, в которой важным является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное.

Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
Размер – это схема чередования ударных и безударных слогов.
Размеры делятся на две категории: двухсложные и трёхсложные.

В первом случае объединяются два слога (один ударный, один безударный), во втором – три (один ударный, два безударных).

Двухсложные размеры:

ХОРЕЙ – первый слог ударный, второй слог безударный ( _/ _)

«Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»)

ЯМБ – первый слог безударный, второй слог ударный ( _ _/)

«Учись у них – у дуба, у берёзы. / Кругом зима. Жестокая пора!»
(отрывок из стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»)

Трёхсложные размеры:

ДАКТИЛЬ – первый слог ударный, два последующих слога безударные (_/ _ _)

«Как хорошо ты, о море ночное, — / Здесь лучезарно, там сизо-темно…»
(отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»)

АМФИБРАХИЙ – второй слог ударный, предшествующий и последующий слоги безударные (_ _/ _)

«И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»)

АНАПЕСТ – последний слог ударный, два предшествующих слога безударные (_ _ _/)

«Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от весёлых подруг…»
(отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»)

Если в строках один раз выпадают сразу два безударных слога или неожиданно появляются два следующих друг за другом ударных слога, не спешите ругать себя за ошибку. Это может быть намеренное авторское нарушение.

Спондей – два подряд ударных слога (_/_/).
Пиррихий – два подряд безударных слога (_ _).

  1. Такие нарушения – частое явление, особенно в лирике «Серебряного века», тяготеющей к новаторству и смешению размеров, но на всякий случай стоит себя проверить и ещё раз разобрать стихотворение.
  2. Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
  3. Федосова Олеся Евгеньевна,
    преподаватель русского языка и литературы

Источник: https://kurs-ege24.ru/article/chast-1-sistema-stikhoslozheniya-i-stikhot/

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

      Стопа – единица измерения стихотворного размера.       Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

     Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.      Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха    

      Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.       Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.

Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений: «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению. «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы. «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется. «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1)    расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2)    расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3)    составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  • 1)    Пронумеровать все слоги в строке.
  • 2)    Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  • 2)    Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  • 3)    Выписать подряд номера ударных слогов.
  • 4)    Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб

Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/656-stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector