Мифы и легенды о музыке

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК: «Мифы о музыке». Работа ученицы 9б класса Кристины Бойковой

Мифы и легенды о музыке

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Мифы о музыке. Античные герои, которые связаны с музыкой Презентация подготовлена Кристиной Бойковой, ученицей 9б класса гимназии № 405 Учитель: Н.В.Дудкина Санкт-Петербург, 2015

2 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Античные персонажи, которые связаны с музыкой: Аполлон Пан Музы Орфей Гермес

3 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Аполлон Аполлон, бог света, был также покровителем музыки и других искусств; от звуков его кифары во всей природе разливалась гармония. Симон Вуэ «Аполлон и музы» Фрагмент

4 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Пан Музыкальные способности проявлял и Пан, бог пастухов и стад, которого всегда изображали с козлиными ногами и маленькими рожками; его любимым развлечением было играть на свирели и ухаживать за нимфами.

5 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Музы На горе Олимп, величественном обиталище бессмертных богов, жили также и девять муз, которые все свое время посвящали пению, танцам и игре на различных инструментах; услышав их, люди забывали о своих бедах и горестях.

6 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Миф об Орфее и Эвридике Орфей, ученик музыканта Лина, достиг совершенства в игре на лире. Он женился на красавице Эвридике, которую любил даже больше, чем музыку. Но в день свадьбы на глазах у него она умерла от укуса ядовитой змеи. Несчастный Орфей изливал свое горе в печальных песнях, аккомпанируя себе на лире.

Боги услышали дивную музыку Орфея и прониклись к нему жалостью. Они разрешили ему спуститься в загробный мир и вернуть Эвридику на землю. Но при одном условии: когда он поведет жену за собой к свету, он не должен оглядываться назад. Увы! Орфей нарушил запрет: он на мгновение обернулся, чтобы взглянуть на любимую…

И Эвридика вновь исчезла в загробном мире, теперь уже навсегда. А у Орфея осталась лишь его волшебная музыка.

7 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Пойнтер Эдвард Джон, «Орфей и Эвридика»

8 слайд Мифы и легенды о музыке
9 слайд Мифы и легенды о музыке Описание слайда:

Коро Камиль, «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», 1861. Фрагмент

10 слайд Описание слайда:

Миф об Аполлоне и Гермесе Гермес, бог изобретательства и прогресса, в детстве нашел огромную черепаху, убил ее, взял панцирь и, натянув на него струны из овечьих кишок, сделал музыкальный инструмент – лиру. С тех пор сладкозвучная лира всегда сопровождала Гермеса в его странствиях.

Однажды, оказавшись в Греции, он встретил Аполлона, который пас стадо коров, принадлежавшее богам Олимпа. Озорной Гермес решил подшутить над Аполлоном и украл пятьдесят коров. Но вскоре Аполлон обнаружил пропажу и потребовал, чтобы Гермес в уплату отдал ему лиру.

Впоследствии Аполлон научился так виртуозно играть на этом инструменте, так полюбил его чудесные трели и чарующие мелодии, что стал богом музыки и поэзии.

11 слайд
12 слайд
13 слайд Описание слайда:

Миф об Аполлоне и Марсии Марсий – это сатир, то есть наполовину козел, наполовину человек.

При своей мало располагающей внешности Марсий, однако, замечательно умел играть на авлосе – двойной флейте; но он так зазнался, что посмел бросить вызов самому Аполлону, заявив, будто может сыграть гораздо лучше! Аполлон принял вызов, вступил в состязание с Марсием и, разумеется, победил.

Недаром же он бог музыки! Аполлон был так оскорблен и так разгневан, что жестоко наказал Марсия. Тот хоть и был талантливым музыкантом, все же не смог сравняться с божеством. Как мы видим, с древнейших времен не существует искусства, которое было бы ближе к человеческому сердцу, чем музыка, могло бы больше рассказать о его потаенных чувствах и страстях.

14 слайд Описание слайда:

Йорданс, «Состязание Пана с Аполлоном»

15 слайд Описание слайда:

Миф о Пане и его флейте Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога – и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала.

Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель.

И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

16 слайд Описание слайда:

М.Врубель «Пан»

17 слайд Описание слайда:

Источники Сайты: http://musicabout.beon.ru/25796-912-mify-o-muzyke.zhtml http://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke/ http://sschool8.narod.ru/91_Orpheus/Kart.htm?page=&template= http://sschool8.narod.ru/76_Gods/04_Apollon6.htm

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-mifi-o-muzike-1168003.html

Мифы о музыкальных инструментах

Мифы и легенды о музыке

Мифология породила множество незабываемых героев и чудесных легенд, связанных с музыкой.Почему? Да потому, что человек любит окружать ореолом таинственности и магии все то, чему он не может дать рациональное объяснение.Так повелось в древности, так происходит и сейчас!

  • ­ ­
  • ­ ­
  • Аполлон, бог света, был также покровителем музыки и других искусств; от звуков его кифары во всей природе разливалась гармония.
  • Музыкальные способности проявлял и Пан, бог пастухов и стад, которого всегда изображали с козлиными ногами и маленькими рожками;его любимым развлечением было играть на свирели и ухаживать за нимфами.
  • На горе Олимп, величественном обиталище бессмертных богов, жили также и девять муз, которые все свое время посвящали пению, танцам и игре на различных инструментах; услышав их, люди забывали о своих бедах и горестях.
  • Здесь мы будем рассказывать вам некоторые замечательные истории из античной мифологии, и вы станете лучше понимать, что имеют в виду люди, когда говорят о древней магии музыки.
  • ЛЕГЕНДА О ДУДУКЕ

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг.

Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы.

И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать! » Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь.

Но как только сделаешь это, дерево погибнет».

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он — при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску.

Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним.

В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.

Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви — это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Название инструмента — дудук. В древности носившее название циранапох.

ЛЕГЕНДА О ЛИРЕ

Мифы и легенды о музыке

У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса.

Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь.

Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

У каждого народа – свои легенды о музыке и музыкантах. Устные предания донесли до нас миф об Орфее, усмиряющем диких зверей, о прекрасной Лорелее, увлекавшей своими песнями на дно Рейна легковерных рыбаков, о торговом госте и гусляре Садко…

Легенда о скрипке

  • По одной очень старой легенде, первую скрипку сотворил дьявол. Он сотворил ее для влюбленной девушки, отчаявшейся искать взаимности избранника. Дьявол использовал в качестве материала для создания скрипки ее родных. Из матери девушки был сделан короб скрипки, из ее отца смычок, а из четырех братьев струны. Благодаря дьявольскому инструменту, способному останавливать время, завораживать сердца слушателей, возлюбленный девушки ответил ей взаимностью…
  • Легенда о происхождении домбры. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
  • Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Источники: musicabout.beon.ru, otvet.mail.ru, gra-migracia.ru, forum.amdm.ru, tales-game.net

Мифы и легенды о музыке Мифы и легенды о музыке Мифы и легенды о музыке Мифы и легенды о музыке Мифы и легенды о музыке

Для отделки мансарды чаще всего используется гипсокартон. Листы этого материала следует монтировать на заранее собранный каркас. Другой путь отделки — применение …

Политическая раздробленность Древней Руси

Мифы и легенды о музыке

Политическая раздробленность Руси, кратко говоря, была одним из явлений, которые постоянно присутствовали в истории нашей многострадальной земли. Со времен образования этого …

Русские полководцы

Мифы и легенды о музыке

, знаменитый русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, спаситель Отечества. Впервые отличился в первой Турецкой компании, тогда же, …

Читайте также:  Как раскрутить музыкальную группу? 7 шагов к успеху

Атлантида в Антарктиде

Мифы и легенды о музыке

У Платона Атлантида — обширное царство, основанное богом морей Посейдоном на огромном острове размером с Ливию и Азию, вместе взятые, напомним, …

Традиционная семья остается опорой общества

Специалисты по семейной психологии вот уже не первый год бьют тревогу, указывая на то, что от традиционных семейных ценностей …

Уход за Вашим кондиционером

Для того чтобы правильно ухаживать за кондиционером, необходимо руководствоваться некоторыми правилами. Так, в первую очередь следует уделять внимание чистоте сетчатых …

Видеорегистратор — задачи и возможности

Никто из нас не застрахован от неприятных ситуаций, которые могут произойти, пока мы находимся за рулем автомобиля. Неправомерные действия сотрудников правоохранительных …

Источник: http://objective-news.ru/tayni_drevnih_tsivilizatsiy/mify-o-muzykalnyh-instrumentah.html

Легенды о музыкальных инструментах

Мифы и легенды музыки.

Музыкальное искусство зародилось в глубокой древности и сопровождало человека всю его жизнь.

Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка испокон веков была окружена всевозможными преданиями и мифами, потому что люди наделяли ее мистическими способностями.

Они верили в ее волшебную силу, которая способна творить самые настоящие чудеса и слагали множество легенд о великих певцах, композиторах, исполнителях и их инструментах.

Легенда о скрипке

События старинной легенды разворачивались в итальянском городке Кремоне. Однажды, по главной улице прогуливался волшебник. В те далекие времена частенько можно было встретить в любом городе сказочных персонажей. Любуясь милыми оживленными улицами, он внезапно услышал чарующие звуки скрипки и решил посмотреть, кто это играет.

Оказалось, что музицировал совсем юный человек, который сам изготовил эту скрипку. Волшебнику так понравился инструмент, что он попросил подарить его в обмен на любое исполненное желание. Юношу заинтересовало предложение и он согласился, в замен выбрав вечную жизнь.

Волшебник сказал, что исполнит такое желание, но при одном условии — начинающий мастер должен сделать еще 999 таких же прекрасных инструментов, но предупредил, что на 1000 юноша умрет.

Прошло много лет с тех пор, юноша стал известным скрипичным мастером, его инструменты  были известны не только в стране, но и пользовались большой популярностью за ее пределами. Он делал восхитительные скрипки, альты, виолончели, которым не было равным по красоте звучания.

Когда дело стало подходить к тысячному инструменту, мастер вспомнил слова необычного прохожего и собрал у себя близких и учеников. Поведав им эту удивительную историю, он сказал, что скоро приходит его конец, но считает, что Волшебник сдержал слово и исполнил желание.

Действительно, сделав целую тысячу прекрасных музыкальных инструментов, мастер в каждый из них вложил частичку своей души. Инструменты будут жить вечно, а вместе с ними и душа мастера.

Ну что? Вы догадались о ком идет речь в легенде? Конечно же, о знаменитом итальянском мастере Антонио Страдивари, он на самом деле сделал около тысячи прекрасных и удивительных по красоте  музыкальных инструментов. Многие из них сохранились и по сей день и радуют слушателей своим  проникновенным звучанием, ведь в них поет душа мастера.

Легенда о флейте

Мифы и легенды о музыке

До наших дней дошла древнегреческая легенда, рассказывающая об одном инструменте, разновидности флейты – сиринкс, представляющим несколько соединенных вместе тростниковых трубок. Более распространенное его название – флейта Пана.

В те далекие времена, Сиринкс – это было имя самой прекрасной девушки в городе. Как-то ее повстречал Пан, бог леса и рощи, и настолько понравилась ему она, что влюбился в нее безответно и стал всюду преследовать. Девушка была не рада поклоннику и всячески пыталась избегать встречи.

Однажды, он погнался за ней, но густой лес, под своими зелеными кронами скрыл ее от Пана. Он почти догнал Сиринкс, протянул руку чтобы схватить, но внезапно оказалось, что держит вовсе не прекрасную кисть возлюбленной, а лишь густой тростник.

На свою беду, ослепленный от досады бог леса не догадался, что земля спрятала девушку от него и превратила в камыш. Схватил он эту охапку, решив, что тростниковые заросли скрыли от него прекрасную деву и срезал их ножом.

Слишком поздно понял Пан, что на самом деле произошло, раскаялся, собрал бережно вся тростинки, стал лить слезы и бережно целовать их. В это время произошло чудо, его дыхание случайно проникло в камышовые срезы и зазвучала музыка. Так и появился инструмент с легким и воздушным звучанием, как дуновение ветерка.

Дьявольская трель

Мифы и легенды о музыке

Многим людям во снах являлись великие открытия. Данте приснилась «Божественная комедия, Д. Менделеев увидел свою таблицу во сне, А. Грибоедову ночью привиделся сюжет «Горя от ума». Музыканты не исключение. Весьма загадочная история во сне, если верить легенде, случилась с итальянским скрипачом и композитором XVII века Джузеппе Тартини.

 На протяжении долгого времени Тартини никак не мог закончить одну из своих скрипичных сонат.

Что только не перепробовал великий маэстро, не звучит финал, и все тут! Уставший от бесполезных попыток сочинительства, скрипач заснул. Но соната, словно навязчивая идея, не давала ему покоя и в царстве Морфея.

Не выдержав напора, Тартини и там взялся творчество. Однако чуда не произошло — дописать произведение никак не удавалось.

 Но вдруг перед композитором возник дьявол и предложил сделку: он закончит сочинение, но взамен заберет его душу. Потрясенный Тартини тут же согласился.

Дьявол схватил скрипку и принялся играть его сонату с досочиненным концом — это было так прекрасно, мастерски и виртуозно, что скрипач застыл, притаив дыхание. Миг — он проснулся и сразу же схватил скрипку, чтобы повторить услышанное и тут же записать.

Однако ничего вспомнить, кроме назойливо звучащей трели, Тартини не мог. Именно поэтому сыгранное дьяволом композитор точно записать так и не смог. А сонату так и называл — «Дьявольская трель».

Легенда о дудочке

Однажды Юный Ветерок, резвясь над горами, заметил небольшое дерево, росшее на одной из отвесных скал. Его ветви были сплошь покрыты кипенью крупных белоснежных цветов, источающих изысканный дурманящий аромат.

Таких деревьев Ветер раньше никогда не встречал, и поэтому сразу же стремительно направился к нему. Едва прикоснувшись к его нежным цветам, он услышал удивительные по красоте звуки, которые самым чудесным образом стали складываться в мелодии.

Отныне не мог Ветерок покинуть это дерево, так и играл на лепестках его цветов днями и ночами, наслаждаясь волшебной музыкой.

Но вскоре прознал об этом Верховный Ветер, и со всей яростью обрушился на горы, стер с лица Земли все живое и развеял в пыль истерзанную листву. Но Ветерок смог сберечь свое дерево — он накрыл его собой.

Сжимаясь от ледяных порывов своего Владыки, он бережно обнимал и прижимал к себе каждую веточку. И тогда Верховный Ветер вовсе разгневался и сказал Ветерку: «Любишь свое дерево? Будь по-твоему! Ты навеки останешься с ним.

Забудь, что такое лететь над землей, потому что если ты взлетишь — твое цветущее дерево сразу погибнет». Но это не пугало Ветерка, он решил остаться на скале навсегда.

Вскоре цветы сменились изумрудной листвой, а затем появились ароматные плоды цвета солнца. Все чудней и чудней звучали мелодии на листве и плодах, и Ветерок нисколько не жалел о своем выборе.

Мифы и легенды о музыке

 Пришла осень. Плоды на дереве давно поспели и осыпались, а листва пожухла и опала. Как ни старался Ветерок перебирать голые ветви, они не издавали ни звука. Его сердце стала терзать злая тоска. С грустью наблюдал он за своими братьями, которые носились над горами, кружа в вихрях опавшие золотые листья.

Не выдержал Ветерок, и оставил свое дерево. И как было предсказано Владыкой, в один миг оно погибло — ветви рассыпались прахом, а корни превратились в увядшую траву.

Осталось лежать на скале лишь одно напоминание о когда-то красивом и цветущем дереве — одна единственная веточка, в которой запуталась крохотная частица ветра.

Несколько лет спустя нашел эту веточку деревенский мальчик, собиравший хворост. И смастерил он из нее дудочку, которая чудесным образом играла сама — стоило ее только поднести к губам. Ее мелодии проникали в самое сердце и заставляли искренне трепетать любую душу.

Такова история абрикосовой дудочки, именуемой в Армении дудук. Про звучание этого инструмента говорят: «Так поет душа абрикосового дерева».

Легенда о создании чаранго

Мифы и легенды о музыке

Чаранго – национальный музыкальный инструмент индейцев Латинской Америки. Это сейчас его изготавливают из цельного куска дерева, а раньше в качестве корпуса-резонатора служил панцирь броненосца. И вот почему.

Давным-давно в горах Боливии обитал старый броненосец по имени Киркинчо. Его страстью была музыка. Утро он проводил около большой расщелины в скале, где ветер играл свои мелодии, а вечером спешил на пруд послушать лягушек. Он с упоением наслаждался их песнями, в тайне мечтая научиться петь так же. Но зеленые обитатели пруда лишь смеялись над Киркинчо, называя его глупым.

Однажды броненосец, проводивший свой вечер как всегда на берегу пруда, увидел мальчика. Тот шел по тропинке мимо и нес клетку с канарейками. Как пели эти желтые создания природы! Киркинчо был настолько потрясен их пением, что сразу же бросился вслед за мальчиком.

Несколько часов он бежал за ним, чтобы продлить мгновение наслаждения. Но мальчик шел очень быстро – броненосец выбился из сил и решил продолжить путь, немного погодя. Он прилег на песок, чтобы отдохнуть. Лишь к ночи Киркинчо почувствовал себя полным сил, но звук канареек давно исчез.

Пришлось идти обратно.

Возвращаясь домой, броненосец решил заглянуть к индейскому волшебнику Себастьяну Мамани. «Научи меня петь также, как поют канарейки», – попросил он его. Мамани согласился исполнить желание старого броненосца, взамен попросив у него жизнь.

Утром следующего дня Дон Себастьян гулял возле пруда, наполняя пространство вокруг удивительно красивой песней. Лягушки в изумлении повыпрыгивали на берег, увидев в руках волшебника Киркинчо. Каждая признала в броненосце талантливого певца.

Но, увы, это была маленькая индейская гитара чаранго, которую смастерил Себастьян Мамани. Он просто прикрепил к панцирю Киркинчо деревянную ручку и натянул струны.

Никакого волшебства, кроме удивительных звуков музыки, разливающихся по земле Боливии.

Легенда о происхождении музыки

Из глубины далеких веков пришла к нам казахская народная легенда о происхождении музыки.

 Когда-то давным-давно, в незапамятные времена, ни один из народов, заселяющих нашу голубую планету, не знал, что такое стих и музыка. А что за жизнь без складной речи и льющихся звуков? Скучная и однообразная, без улыбок, смеха и радости. А потому, не знал род людской, что такое праздники, игры и веселые застолья.

Люди ходили мрачнее тучи, тяготила их сердце злая тревога и немая тоска, ибо не могли они спеть песню, чтобы рассеять все печали и невзгоды. Если в дом человека стучалась беда, он всю жизнь оставался несчастным и умирал в смертной тоске, потому что в те далекие времена песня была далеко от земли.

Читайте также:  Мостик к исполнению мечты в школе вокала

Она ютилась где-то высоко в белых и пушистых облаках, и услаждала слух бескрайнего синего неба.

 А тем временем на земле не пели птицы, не звенели ручьи, стремительно несущиеся с высоких гор, и сколько бы ни играл резвый ветер с пушистыми кронами деревьев – они не издавали ни звука. Нависшую над выжженной палящим солнцем степью тишину лишь изредка нарушал вой бури, поднимающий столбы пыли до самого горизонта, ибо в те года земная природа тоже не знала, что такое песня.

Мифы и легенды о музыке

 Но однажды прекрасная, чарующая, таинственная и могущественная песня решила покинуть свой небесный дом и отправиться в путь. Что побудило ее познакомиться поближе с вселенной – до сих пор неизвестно, но песня отправилась в свой первый полет над землей.

Может быть, ей наскучило пребывание на такой недосягаемой высоте? Или, возможно, она просто захотела взмыть над широкой степью под отчим небом? А может, ей стало жаль несчастных людей, не знающих радости и искусства, и она решила помочь им? Сегодня точно никто не скажет, но песня уже летела над полями, лугами, морями и океанами. Иногда она летела очень низко над землей, так, что чувствовала ароматы полевых трав, а иногда взмывала к небесам, ласково заигрывая с нежными порывами ветра, а то и совсем терялась в синих высотах, утопая в кудрявых облаках. В тех местах, где песня летела низко, люди слышали ее, запоминали незнакомые, но такие близкие сердцу напевы, и повторяли их, чтобы сохранить в своей памяти навечно. Там, где она пролетала повыше, народы смогли запомнить лишь малую часть ее богатого наследия. А люди, над которыми песня промчалась совсем высоко, так и не узнали, что такое песня и музыка. Повезло народу казахскому, долго кружила над ним песня, задевая крылом его цветущие степи…

Вывод

Неоспоримо большое значение, которое имеет музыка для человека, еще с древних времен она была обязательным атрибутом обрядов и ритуалов, с помощью нее кавалеры признавались в чувствах своим дамам, наконец, даже на битву войско выступало под звуки музыкального инструмента.

Неудивительно, что практически у каждого народа можно встретить свои сказания о великих музыкантах, композиторах и даже произведениях. Благодаря древним мифам и легендам можно узнать много нового и интересного об этом удивительном виде искусства.

Мы собрали для вас наиболее интересные легенды и мифы, благодаря которым вы не только познакомитесь с культурой различных народов мира, от древних греков, до индейцев из племени Лакота, но и узнаете много необычного о, казалось бы, давно известных вещах.

Согласитесь, что музыка – это настоящее чудо, достойное прекрасных легенд.

Источник: https://multiurok.ru/files/legendy-o-muzykalnykh-instrumentakh.html

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях

Абонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Мифы и легенды о музыкеАбонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Вклад греческой мифологии в современную культуру невозможно переоценить. Язык, бизнес и искусство – всё демонстрирует влияние греческого наследия в сегодняшнем мире. Из мифов выросло искусство: изобразительное, музыкальное, драматическое, словесное.

Из греческого языка произошло само слово «музыка».

Ценности и понятия, олицетворенные мифологическими персонажами Древней Эллады, усваивались культурами западной цивилизации.

Греческие мифы были восприняты римлянами, их интерпретировали средневековые ученые и творцы еще до того, как интерес к Античности оживился в европейской культуре благодаря идеям гуманизма и Возрождению.

Предания эллинов переосмысливали в эпоху неоклассики и романтизма, а также в современном искусстве, мастера которого взяли на вооружение метафизическую составляющую древних мифов.

Сейчас, пожалуй, не найдется края, где бы имя Одиссея (Улисса) не вызывало целую гамму чувств: его хитрость вошла в поговорку; не менее знаменита его ностальгия, тоска по семье, дому. Всем известны такие понятия, как сила Геракла, верность Пенелопы, воинственность Марса, дружба Ахилла и Патрокла, красота Афродиты, страсть Эроса, спокойствие Зевса Олимпийского.

И в музыкальном искусстве мифологические сюжеты Древней Греции занимают большое место. Композиторов разных стран и столетий вдохновляли не только боги и герои, среди которых было много творцов и покровителей искусства, но и то, как широко музыка представлена в звуковой картине мифов и какую огромную роль она играла в воспитании, образовании и общественной жизни того времени.

На выставке читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, написанных в XVI–ХХ вв. Особенно широко представлены античные персонажи в операх, балетах, ораториях и кантатах XVII–XVII веков. Реже встречаются они в музыке ХIХ столетия. И опять заметно возрастает их число в музыке ХХ века.

Мифы и легенды о музыке

Во Франции свою трактовку «Орфея в аду» предложил Жак Оффенбах. В 1948 г. Игорем Стравинским был написан балет «Орфей». Наш современник Александр Журбин создал зонг-оперу «Орфей и Эвридика».

Для более подробного знакомства с темой на выставке представлен список «Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях», охватывающий музыку четырех столетий. Работа выставки продлится до начала ноября.

Из материалов, представленных на выставке:

  • 85.313
  • Б 899
  • К–427675
  • К–422326

Брянцева, В. Н. Мифы Древней Греции и музыка [Текст] / В. Н. Брянцева. – М. : Музыка, 1988. – 43 с.

  1. Щ 971
  2. Г 557
  3. 131249

Глюк, К. В. Альцеста [Ноты] = Alceste : лирическая драма в 3 актах : переложение для пения с фп. : премьера: Вена, Театр di corte, 26 декабря 1767 / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; нем. сцен. ритм. версия А. Зандини. – Милан : Ricordi, 2013. – 179 с. – Текст на итал. яз.

ЭИ–1199 Монтеверди, К. Орфей [Видеозапись] : опера / К. Монтеверди ; дир. Й. Савалл ; реж. Ж. Дефло. – 1 электрон. опт. диск (DVD–ROM). – (Музыкальная видеохрестоматия ; Вып. 1 ; диск 16). – Recorded at Gran Teatre de Liceu, Barcelona, 2002. – Le Concert des Nations – La Capella Reial de Catalunya Jordi Savall.      
  • Щ 971
  • Г 557
  • Н–131250

Глюк, К. Орфей и Эвридика [Ноты] = Orfeo ed Euridice : опера в 3 актах : для пения с фп. : премьера состоялась в Вене : опера сокращена автором для франц. театра в 1774 году : издание соответствует требованиям представления в Милане в 1889 году / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; перелож. Марио Паренти ; сокращение К. Киусури. – Милан : Ricordi, 2014. – 170 с.  – Текст на итал. яз.

  1. Щ 951.0
  2. Л 636
  3. А–9213
  4. 17281
  5. 22015

Лист, Ф. Орфей [Ноты] : симф. поэма / Ф. Лист. – Партитура. – Москва : Музгиз, 1959. – 66 с.

  • Щ 972
  • С 83
  • 61424
  • 61532

Стравинский, И. Ф. Орфей [Ноты] ; Агон : одноакт. балеты / И. Ф. Стравинский, либр. авт. – Партитура. – Москва : Музыка, 1972. – 132 с. – Изд. на рус. и англ. яз.

  1. Щ 971
  2. Ж 914
  3. 87417
  4. 87419
  5. 87853
  6. 122052

Журбин, А. Б. Когда поет Орфей [Ноты] : фрагм. из зонг-оперы «Орфей и Эвридика» : для пения [соло, хор] и фп. / А. Б. Журбин ; сл. Ю. Димитрина. – Ленинград : Советский композитор, 1980. – 58 с. – (КР : Концертный репертуар : эстрада).

Заказать литературу в ЧОУНБ (6 назв.)

Мифы древней Греции в классических музыкальных произведениях: [Электронный ресурс] // Мифы древней Греции XIV–XVI века [сайт]. – Режим доступа: http:// mify.org/music/music.shtml, свободный – Загл. с экрана.

Н. А. Клюева,

ведущий библиотекарь абонемента нотных изданий

30.09.2016  15:40:18

Источник: http://chelreglib.ru/ru/news/2687/

Об этом вредно не знать: семь мифов о музыке

Музыкальный фон не так важен, как воздух и вода, но забывать о нём не надо.

Иногда музыка становится поводом для  начала прекрасной дружбы, романтического знакомства, а в некоторых странах – и для возбуждения уголовного дела.

Специально ко Дню радио TUT.BY разобрал семь мифов о музыке, которые вредно не знать.

Миф №1. Классическая музыка делает нас умнее  

В 1993 году журнал Nature опубликовал результаты любопытного эксперимента.

Американские студенты, которые прослушали сонату Моцарта, справились с задачами на IQ лучше однокурсников, которые до решения теста сидели в тишине либо слушали инструкции по расслаблению.

Казалось, учёные нашли универсальное и приятное средство быстро повысить IQ на восемь-девять баллов. Увы, поумнеть за счёт музыки почти так же невероятно, как похудеть от вибромассажёра.

Последующие опыты показали, что «эффект Моцарта» длится максимум десять минут и действует не на всех. Кому-то вообще лучше решать задачи помогали аудиокниги Стивена Кинга. Участники эксперимента становились способнее тогда, когда слышали то, что им нравится, и из-за этого у них поднималось настроение. А в добром расположении духа мы справляемся с задачами лучше – и это научный факт.

Вывод: Если вам по душе поп-хиты, не выматывайте себя академической музыкой, а включайте, например, радио Unistar. Не факт, что поумнеете, но зато порадуетесь любимой музыке.

Мифы и легенды о музыке Так выглядела бы реклама в интернете, если бы мы умнели от классической музыки.

Несколько лет назад американские телемагазины активно рекламировали «беременнофоны». Предлагалось прикладывать к животу будущей мамы специальные наушники, чтобы малыш появился на свет уже музыкально одарённым. Сомнительно, что от такого устройства был бы эффект.

Во-первых, слух ребёнка начинает функционировать только на четвёртом месяце беременности, а окончательно органы слуха формируются только к шестому. Во-вторых, звуки доходят до малыша через околоплодные воды. Проведите эксперимент: включите музыку, а сами окунитесь в ванну с головой. Что вы слышите? Такую же звуковую кашу слышит и ребёнок.

Вывод: Будущему малышу и так хватает звукового сопровождения: сердцебиение мамы, звуки её голоса и окружающей среды. Так происходит его первое знакомство с внешним миром. Не мешайте этому естественному процессу устройствами вроде «беременнофона». Мамам лучше заботиться о себе и о своём хорошем настроении – это вам и доктор Комаровский подтвердит.

Миф №3. Из года в год музыка становится хуже и примитивнее

«От вашего дабстепа только голова болит». Хотите испортить семейный ужин? Заведите разговор о музыке. Особенно «удачными» такие беседы будут  в семьях, в которых есть подростки.

До 20 лет музыка значит очень много. Она помогает заводить друзей, познавать себя и справляться со стрессами. В этом возрасте мы впервые сталкиваемся с проблемами взрослого мира и острее на них реагируем.

  Именно в этот период между музыкой и человеком возникает сильная эмоциональная связь. Поэтому повзрослев, мы обычно выбираем ту музыку, которая похожа на наши вкусы в юные годы.

Если на какой-то песне вы делаете радио громче, скорее всего, там играет хит, который был популярным, когда вам было чуть меньше 20.

Современники ругали Бетховена за нагромождение звуков, Чайковского – «за попсовость». Вы упрекаете хип-хоп за отсутствие мелодии, а подростки смеются над группой «Руки вверх». У каждого поколения свои гимны, у каждой культуры – свои традиции. Музыка с европейскими корнями воспринимается той частью мозга, которая отвечает за язык, а музыка с африканскими корнями – двигательными отделами.

Вывод: Слушайте больше музыки и держите мозг в тонусе. Ведь можно научиться получать удовольствие от разной музыки и не наживать себе врагов из-за высокомерного отношения к чужим музыкальным вкусам.

Ещё четыре мифа о музыке

Миф №4. Музыка и офис не совместимы

В начале 20 века на производствах часто включали музыку. Считалось, что это поднимает производительность труда. Однако эксперименты этот эффект не подтвердили. Наоборот, людям было тяжелее работать под навязанное музыкальное сопровождение.

Сейчас учёные сходятся в том, что музыка помогает справляться с работой, требующей концентрации, но не требующей глубоких раздумий. Она вытесняет посторонние мысли и помогает не отвлекаться.

Также считается, что экстравертам музыка помогает войти в состояние потока, а интровертов, наоборот, выбивает из рабочей колеи.

Вывод: слушайте музыку в офисе, если это вам помогает. Но не навязывайте свой выбор коллегам. Ищите компромисс или надевайте наушники.

Миф №5. Музыка может заставить вас тратить больше

Некоторые исследования говорят, что мы проводим в магазине больше времени, если слышим незнакомую музыку. Но другие эксперименты показывают, что незнакомая музыка раздражает нас и снижает количество покупок.

А ещё утверждается, что расслабляющая музыка в ресторане избавляет от страха перед высокими ценами – и мы легче платим за бутылку дорогого вина.

Однако другие учёные выяснили, что быстрая музыка повышает аппетит, а медленная снижает.

Вывод: пока что никто толком не знает, как с помощью музыки заставить вас тратить больше. Отсутствие списка покупок и любовь к акциям опустошат ваш кошелёк быстрее, чем музыка из динамиков в магазине.

Миф №6. От музыки нет никакой пользы

Музыка – это не только развлечение. Во время тренировок любимые хиты блокируют сигналы усталости – и мы тренируемся дольше и интенсивнее.

А медики изучают, как музыка может помочь при терапии расстройств аутического спектра, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, восстановлении речи после инсульта.

Вывод: У музыки большие перспективы. Серьёзное изучение этой области только начинается.

Миф №7. Когда грустно, нужно слушать весёлые песни

Именно грустные песни помогают многим людям справиться с плохим настроением. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, «слезливые» песни обостряют наше чувство грусти – и заботливый мозг выделяет специальное вещество, чтобы нас утешить.

Во-вторых, грустные песни позволяют нам пережить неприятные ситуации в более комфортном режиме. Чаще всех за утешением к грустным песням обращаются девочки-подростки.

Вывод: Если от грустной музыки вам становится веселее, с вами всё нормально. Слушайте любимые песни и наслаждайтесь процессом.

Подарок ко Дню радио от радио Unistar (Минск 99,5; Брест 102,3). 

Источник: https://news.tut.by/society/542020.html

Мифы о классической музыке

Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот — те, кто любит легкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум.

Если мы представим себе оба типа звуков на плоскости, то музыкальный звук, тон, будет выглядеть как строго периодическое колебание, а шум — хаотически. В природе же шум и звук соседствуют друг с другом; только человек их классифицирует.

Ближе к XIX веку, в эпоху романтизма, шумовые звуки начинают внедряться в европейскую классическую музыку как музыкальные краски. К началу XX века, когда существующий музыкальный язык зашел в тупик, художники-новаторы увидели в шуме возможность общения с окружающим миром для современного человека.

В среде русского футуризма выросли идеи введения, с одной стороны, музыки в производство (таким образом, чтобы она оказывала стимулирующее влияние на трудящихся), с другой — машин в музыку (создавая, например, симфонии на основе звуков заводов).

С середины 1920-х годов уже даже в среде школьников, пионеров большую популярность приобрели шумовые оркестры, где зазвучал весь окружающий быт.

В начале 1930-х годов, с приходом звукового кино, эксперименты с шумами появляются и в кинематографе. Одновременно на Западе возникает экспериментальная музыка, прежде всего связанная с именами Джона Кейджа, Пьера Шеффера, Эдгара Вареза, — много рефлексирующая на тему шума.

Продолжившись уже после войны в Мекке современных авангардистов —германском Дармштадте, эти эксперименты привели даже к своего рода табу на традиционные (в бытовом понимании) музыкальные звуки: из инструментов стали извлекать любые звуки, кроме собственно музыкальных.

 Так, движение смычка поперек струны заменяется движением смычка вдоль струны или же сам смычок заменяется куском пенопласта; используются различные части инструмента для извлечения разного рода шумов и так далее.

Различия между инструментами и не инструментами стали стираться, и весь мир стал своего рода инструментом. Любой звук (в том числе и шумовой) для музыканта стал просто-напросто средством выразительности.  

Мы сталкиваемся со многими стереотипными представлениями о классической музыке.

Миф № 1: классика — это вершина музыки. Согласно этому мифу, европейская классическая музыка является вершиной эволюции музыкального искусства. На деле, помимо европейской, параллельно существует еще несколько великих музыкальных классических традиций: иранская, арабская, китайская классика, — не меняющиеся на протяжении длительного времени.

Миф № 2: классика записана раз и навсегда. Существование нотной записи как бы подразумевает, что музыка окончательно зафиксирована и может быть легко воспроизведена в любой момент.

На самом деле нотная запись дает лишь условные указания, и, только хорошо понимая множество других обстоятельств создания музыки, музыкант может воспроизвести ее адекватно. Поэтому слушатели классической музыки ходят слушать не само произведение, а его интерпретацию.

Иначе не было бы никакой разницы между учеником школы и прославленным маэстро.

Миф № 3: классику надо слушать в концертном зале. Этой традиции всего примерно двести лет, но она уже умирает. Когда она была действительно жива, бо́льшую часть музыки люди играли для себя сами.

Позже любители музыки стали составлять общества, нанимать оркестры и строить концертные залы. Так появились филармонии  Филармония — (от греч. phileo — «люблю» и harmonia — «гармония, музыка»)..

Миф № 4: классику сложно понять. Разделение музыки на «серьезную» и «легкую» к середине XX века привело к тому, что появилось представление, будто академическая музыка не может быть несерьезной, а слушатель должен быть настроен на прослушивание чего-то возвышенного. На самом деле в академической музыке присутствуют и несерьезные вещи.

Миф № 5: чтобы слушать классику, нужны специальные навыки. Подразумевается, что исполнители не допускают ни одной фальшивой ноты, а у слушателей должен быть некий абсолютный слух.

На деле абсолютный слух — всего-навсего вид памяти, способность запоминать высоты звуков.

Другая разновидность музыкального слуха — относительный слух, когда человек запоминает интервалы между нотами; это просто навык, который развивается с помощью упражнений.

Миф № 6: вся классика — это шедевры великих композиторов. В действительности бывает, что шедевр принадлежит вовсе не великому композитору, а произведение великого композитора, наоборот, довольно слабое. Композиторам, которые стали великими, принято приписывать все самое выдающееся и новаторское.

Например, Баху приписывается, что он изобрел и ввел так называемую равномерную темперацию и современную аппликатуру игры на клавишных инструментах. На самом деле это не так, и в свое время Бах считался старомодным композитором. Если ограничиться в музыке только шедеврами, то невозможно будет понять, чем шедевр отличается от не шедевра и почему он — шедевр.

Простой современный слушатель вряд ли отличит Моцарта от Сальери.  

Мысль реконструировать забытую музыку и вообще забытую культуру — это модернистская идея. В XVI–XVII веках не было такого понятия, как старинная музыка. Так, опера шла, как правило, несколько представлений, после чего писалась новая.

Правда, если покопаться в документах прошлого, можно найти указания на то, что некоторые музыканты задумывались о том, что можно играть музыку, написанную прежде, на инструментах, современных этим произведениям.

Но в целом история открытия старинной музыки началась в 1901 году, когда было основано первое концертное Общество старинных музыкальных инструментов.

В XX веке даже появилась мода на подделки под музыку эпохи барокко. Сама эта музыка открывалась постепенно. Так, Вивальди стал знаменит только в 20-х годах XX века.

В 1960-е годы начинает развиваться течение аутентичного исполнительства: его лидеры — Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, братья Кёйкен — выдвигают тезис о том, что музыку нужно исполнять на тех инструментах, для которых она была написана, и в соответствии с правилами той эпохи, когда музыка была сочинена. Они стали изучать теоретические труды, трактаты, авторские манускрипты с характерными особенностями записи. И вот вы берете текст, берете инструмент, на котором играл, скажем, Моцарт, и язык композитора начинает оживать: сам инструмент диктует, как произносить моцартовский текст.

Постепенно аутентичное движение распространяется практически на всю музыку, не столько старинную, но и уже на классическую: на Бетховена, Чайковского, Малера. Чтобы не нарушать внутренний баланс музыки, ее стали исполнять такими составами и на тех инструментах, для которых она была создана, таким образом, постепенно отбирая репертуар у традиционного симфонического оркестра. 

Кажется, что в оркестре должен быть дирижер, так же как в автомобиле должен быть водитель. Однако дирижер в оркестре появился только в XIX веке. Можно считать, что только с бетховенской симфонической музыки началась эпоха дирижирования как отдельной профессии.

Естественно, в любом ансамбле всегда был один лидер или несколько (обычно первая скрипка или клавесинист), и до поры не требовалось отдельно стоящего человека, вооруженного неслышимым инструментом в виде палочки. Но постепенно оркестры стали разрастаться — число участников концерта стало исчисляться сотнями.

Одновременно в эпоху романтизма появился культ героя, который возносится над толпой. Так фигура, которой изначально отводилась техническая роль, получила исключительное право на интерпретацию.

Вообще, вся симфоническая музыка романтизма устроена таким образом, что эта форма музицирования оказывается удобной и логичной.

Однако симфонический оркестр без дирижера все-таки возможен. Таким был Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс. Он был образован в Москве в 1922 году и просуществовал больше десяти лет. Автором идеи был Лев Моисеевич Цейтлин, выдающийся скрипач, — под его авторитет собрались музыканты из разных оркестров и театров и дали свой первый концерт.

Персимфанс разработал систему, как коллектив без лидера может сыграть вместе партитуру: во-первых, особый способ посадки оркестрантов на сцене — по кругу, частично спиной к зрителю.

Во-вторых, условные обозначения, которыми помечались в партитурах ключевые места.

На самый первый концерт было потрачено шестнадцать репетиций, а дальше, с усовершенствованием метода работы, их становилось все меньше, и постепенно на каждую программу их приходилось уже около шести.

Персимфанс вывел симфоническую музыку за пределы филармонических площадок и исполнял ее, например, в цехах заводов — это была новаторская идея в духе того времени. Работал он по принципу камерного ансамбля: все участники процесса были равноправны, хотя существовал актив, отвечающий за выбор произведения, предварительное изучение партитуры и выработку концепции исполнения.

Персимфанс издавал свой журнал с подробностями об исполняемой музыке, раздавал анкеты, в которых спрашивал мнение зрителей, — это была целая музыкальная организация со своей философией и стилем.

В 1927 году именно Персимфанс привез в Советский Союз Прокофьева.

Луначарский наградил ансамбль званием заслуженного коллектива республики, а правительство выделило денежный приз — первую и последнюю поддержку от государства.

В 1929 году, когда Луначарский был отправлен в отставку, партийные покровители ансамбля начинают один за другим терять посты: получилось так, что сочувствующие Персимфансу партийцы оказались противниками Сталина в вопросе о земле. В 1930 году все эти люди были отстранены от руководства, потом начались знаменитые процессы и стало ясно, что конец Персимфанса не за горами.

Кроме того, условия работы музыкантов на своих основных местах постепенно стали такими, что они просто не успевали репетировать и в конце концов приняли решение разойтись.

В 2008 году в Москве деятельность Персимфанса была возобновлена.  

Источник: https://arzamas.academy/courses/25/2

Ссылка на основную публикацию