Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Описание слайда:

ФЕНОМЕН «ЦВЕТНОГО» СЛУХА

2 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха
3 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Описание слайда:

Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю и др.

все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки.

Например, для Римского-Корсакова ре мажор имел золотистый оттенок и вызывал ощущение радости и света, для Асафьева он окрашивался в цвет изумрудной газонной зелени после весеннего дождя.

Ре-бемоль мажор представлялся Римскому-Корсакову темноватым и теплым, Кенелю – лимонно-жёлтым, Асафьеву – красным заревом, а у Скребкова вызывал ассоциации с зелёным цветом. Но бывали и удивительные совпадения. О тональности ми мажор высказывались, как о синей, цвета ночного неба.

Ре мажор вызывал ассоциации у Римского-Корсакова с желтоватым, царственным цветом, у Асафьева – это солнечные лучи, интенсивный жаркий свет, а у Скребкова и Кенеля – жёлтый. Стоит отметить, что все названные музыканты обладали абсолютным слухом.

4 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха
5 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Описание слайда:

Давайте для начала разберёмся, что это такое? Это система знакомства с нотной грамотой, где каждой ноте отводится свой цвет по цветам радуги: До — красная Ре — оранжевая Ми — желтая Фа — зелёная Соль — голубая Ля — синяя Си — фиолетовая

6 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха
7 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Описание слайда:

А теперь давайте разберёмся в том, с какой целью мы будем использовать цветные ноты? Если разговор идёт о детях:

8 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Описание слайда:

Вариант 1. Музыка только для общего развития, удовольствия, радости соприкосновения и музыкальная школа точно нет — цветные нотки отличный способ музицирования.

9 слайд Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Описание слайда:

Вариант 2 Если вы раздумываете отдавать ли малыша в музыкальную школу и склоняетесь к варианту — скорее да, чем нет, то цветные нотки под вопросом. Можно попробовать, но не увлекаться, использовать элементами в играх.

10 слайд Описание слайда:

Вариант 3 В Музыкальную школу однозначно идём, то никаких цветных ноток. Нечего ребёнку «пудрить мозги». Это только запутает его. Рисуйте, лепите, пойте, играйте, но ноты нужно сразу вводить как обычные ноты. По опыту — очень тормозит детей.

11 слайд Описание слайда:

Варианты нот.

12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд

Краткое описание документа:

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-fenomen-cvetnogo-sluha-2358001.html

Можно ли увидеть музыку? Цветной слух, 6 класс

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Наша кнопка

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Скачать материал

  • ЧУ ОО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РОСИНКА»
  • Западного административного округа города Москвы
  • Можно ли увидеть музыку?
  • Цветной слух
  • Авторы работы
  • Ремпель Эстер, 6 класс ЧУОО СОШ «Росинка»
  • Мамонова Елена Ивановна, учитель музыки
  • Оглавление
  • Введение
  • 3
  • Основная часть
  • Глава 1. Цветной слух
  • 5
  • 1.1 Цветной слух, как аспект музыкального восприятия
  • 5

1.2. Творческая биография музыкантов, обладавших цветным слухом

  1. 9
  2. 1.3 Выводы
  3. 15
  4. Глава 2. Экспериментальное исследование существования цветного слуха
  5. 16
  6. 2.1 Организация и методы исследования феномена цветного слуха
  7. 16

2.2. Описание и анализ результатов исследования

  • 17
  • Выводы
  • 21
  • Заключение
  • 22
  • Список источников информации
  • 23
  • Приложения
  • Приложение 1. Анкета
  • 24
  • Введение
  • «Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ»

Н. А. Римский — Корсаков

Почему человек, слушая музыку, часто представляет себе видимые образы? При богослужении храмов всех конфессий звучит музыка. Известно, что 30% успеха кинофильма составляет удачный саундтрек. Гёте сказал, что « Архитектура – это музыка, застывшая в камне».

Можно предположить, что в мировосприятии человека звуковые и визуальные образы связываются воедино, создавая единую картину.

Поэтому проблемой нашего исследования является необходимость понять, почему человек использует музыку для восприятия других видов искусств.

  1. С научной точки зрения, актуальность данной работы состоит в установлении связи визуальных видов искусства с музыкой и их комплексного восприятия человеком.
  2. С социальной точки зрения, актуальность заключается в возможности рассказать людям о цветном слухе.
  3. Для меня лично работа актуальна тем, что я смогу расширить своё понимание того, как музыка воздействует на сознание человека.
  4. Учебное исследование реализуется в предметных рамках МХК, музыки, психологии, изобразительная искусства .
  5. Объект исследования: музыка
  6. Предмет исследования: цветной слух
  7. Гипотеза исследования: музыка, цвет, свет и форма дополняют и помогают более полному и целостному восприятию друг друга.
  8. На основании выше изложенного мы ставим пред собой следующую цель: рассмотреть связь музыки и визуальных видов искусства.
  9. Для реализации поставленной цели, нами (мною) были выдвинуты следующие задачи.
  1. Определить суть цветного слуха на материале различных источников информации.

  2. Ознакомиться с творческой биографией композиторов, обладавших цветным слухом.

  1. Провести эксперимент «Имеют ли цветной слух люди сегодня?»

В исследовании были использованы следующие методы:

  1. Определения понятий.

  2. Анализ и синтез материала из различных источников информации (энциклопедии, словари-справочники, научно-популярная и художественная литература, ресурсы сети Интернет).

  3. Эксперимент.

  4. Моделирование слайд шоу и сценария эксперимента.

  5. Обобщение данных в ходе работы.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования и творческий эксперимент помогут моим одноклассникам и всем увлекающимся музыкой узнать, что такое цветной слух. А также материалы исследования можно использовать на уроках музыки.

Глава 1. Цветной слух

    1. Цветной слух, как аспект музыкального восприятия

Практически все люди проходят этапы увлечения музыкой. Но воздействие музыки зависит не только от свойств исполняемого музыкального произведения, но и от характера его восприятия.

В свою очередь, искусство восприятия музыкального произведения требует определенных психологических навыков. Восприятие — сложный психический процесс.

Воспринимать музыку — значит различать ее характер, следить за сменой интонации, настроений.

Постепенно, с приобретением некоторого опыта человек начинает соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов.

Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Б. М. Теплов считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Если человек музыкально развит, он может воспринимать музыку с первого прослушивания, а затем углублять эти образы, открывая для себя что — то новое с каждым прослушиванием.

Музыка является одним из самых абстрактных видов искусства и обладает свойством у разных людей вызывать разные чувства, ассоциации и размышления. Музыка воздействует на чувства человека, которые он испытывает на момент прослушивания. Поэтому музыкальное восприятие зависит от жизненного опыта, возраста человека и от его сиюминутного состояния.

Каждый человек реагирует на музыку, некоторые начинают танцевать, некоторые воображают зрительные образы, некоторые размышляют о вопросах, которые поднимает в нем музыка. Это зависит от общего развития человека.

Некоторым людям с рождения дан музыкальный слух и их уровень музыкального восприятия уже на начальных этапах значительно выше, чем у людей, не обладающих им.

Музыкальный слух так же бывает разным.

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам наиболее распространён относительный (или интервальный) слух — способность определять и воспроизводить звуковые и высотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т.д При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком.

Внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений.

Интонационный слух — способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи.

Интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

  • Гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте.
  • Ладовый слух — способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука в контексте той или иной музыкальной композиции.

Источник: https://doc4web.ru/muzika/mozhno-li-uvidet-muziku-cvetnoy-sluh-klass.html

Я вижу звук, я слышу цвет

  • Я вижу звук, я слышу цвет
  • Музыка и цвет: о феномене цветного слуха
  • «…музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ»

Н.А. Римский-Корсаков

Мир искусства полон загадок и необычных явлений, которые будоражат умы многих исследований. Одна из них – это способность видеть звуки.

От звука к смыслу

Еще в Древней Индии мудрецы говорили о неразрывной связи музыки и цвета, это же подтверждал и Аристотель, утверждая, что соотношение звуков подобно музыкальным звучаниям.

Пифагорейцы также принимали во внимание эту взаимосвязь, у них цвета спектра приравнивались к семи тонам, этим же вопросом интересовался Ньютон. В XVII веке монах Л.

Кастель задумал сконструировать цветовой клавесин, немного позднее эту же идею подхватил русский композитор А. Скрябин.

Исследованием звука занимался немецкий физик Эрнест Хладни. Ему принадлежит немало открытий в области физики и акустики.  Он с помощью научных экспериментов с фигурами Хладни на поверхности колеблющейся пластинки доказал взаимосвязь этих двух понятий и показал, как можно увидеть музыку.

Еще один деятель, который занимался изучением этого вопроса —  филолог А.П. Журавлев. Который активно занимался вопросом взаимосвязи цвета и звука в стихах и доказал, что звуки действительно могут выдавать образы. Так, он пришел к выводу, что гласные звуки в стихах символизируют собой цвет. Этим же в свое время интересовался французский языковед К. Нироп и А. Рембо.

Музыка – цвет

Мы же рассмотрим подробнее уникальное явление —  цветной слух, его следует отличать от простого образного мышления. Это достаточно редкое проявление синестезии – синопсия. Известно, что этим даром были наделены Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, Б.В.

Читайте также:  Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

Афанасьев, О. Мессиан и М. Кенер. Исследования этого феномена проводились как в СССР, так и за рубежом.

Так, например, французский психолог, изучавший этот вопрос выделяет три версии происхождения цветного слуха: эмбриологическую, физиологическую и психологическую.

Интересно, что люди, наделенные синопсией способны видеть таким образом не каждую тональность и не каждый звук, причем у каждого из них это свой, индивидуальный цвет. Например, А.Н.

Скрябин видел тональности До мажор, Фа мажор и Соль мажор, как красный и оранжево-розовый, остальные же цвета он вывел по квинтовому кругу. У Н.А. Римского-Корсакова эти же тональности представляли белый, ярко-зеленый и светло-коричневый цвет. Б.

Асафьев описывает тональность Соль мажор, как изумруд газонов после дождя. Ми мажор, наоборот, представлен у всех в одинаковых синих оттенках.

Пытаясь донести до слушателей свое видение звуков, А. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей», в партитуре которой отдельной строчкой вписана световая строка. А композиции Н.А. Римского-Корсакова часто называют «звуковой живописью».

Так, для картин моря в своих операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» он использует тональность Ми мажор.

В «Снегурочке» главную героиню сопровождает также эта тональность, которая затем изменяется на более «теплую» Ре бемоль мажор в сцене таяния.

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Развитие цветного слуха

Развитием цветовых ассоциаций в свое время занимался музыковед В.Б. Брайнин. Он даже разработал свою систему, посвященную этим взаимосвязям и успешно практиковал ее.

Безусловно, цветной слух, как уже отмечалось, достаточно редкое явление, оставляющее до сих пор открытым некоторые вопросы.  Гораздо проще развить образные ассоциации, возникающие при прослушивании тех или иных композиций.

Причем у каждого из нас это восприятие будет сугубо индивидуально.

Слушайте классику, посещайте концерты симфонической музыки и как знать, возможно и для вас удивительный мир звуков заблистает своими, яркими красками.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/o-muzyke/ya-vizhu-zvuk-ya-slyshu-tsvet

Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку

Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки.

Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества.

Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет.

Что такое «цветной слух»

В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность хроместезии или «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К.

Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево.

Система «раскрашивания» музыки у каждого композитора тоже была своя. Н.А. Римский – Корсаков делал музыку очень изобразительной, наделял ее «графической звукописью», основываясь на собственных чувствах и задумках, тогда как австрийский композитор Арнольд Шенберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами различных инструментов симфонического оркестра.

Синтез искусств

Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.

Музыка и цвет: о феномене цветного слухаСоответствие цветов и тональностей по Скрябину. Источник: Википедия

Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют».

А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года.

Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.

Титульный листа «Прометея» («Поэмы огня»). Источник: А.Н. Скрябина

Загадка световой строки

По замыслу А.Н. Скрябина, Прометей олицетворял собой символ творческого начала, образ ницшеанского «сверхчеловека», который на пути к идеалу преодолевает все трудности и препятствия.

Александр Николаевич хотел визуально воссоздать в произведении «образ пламени» — некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

И для этого композитор «изобрел» новые музыкальные средства выразительности — свет и цвет, которые воплотил в «световой строке».

Для исполнения поэмы «Прометей» нужны были оркестр, хор, орган, фортепиано и специальный световой аппарат. Последнему отводилась особая роль – воспроизвести партию света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. В партитуре произведения А.Н.

Скрябин расписал «световую строку» для исполнения двумя голосами. Верхний голос был более подвижным и отвечал за смену гармонии. Нижний – за философскую составляющую. В световой строке также доминировали два цвета – фиолетовый и красный.

Первый ассоциировался со сферой духа и нематериальным началом, второй выступал как его противоположность и обозначал материю. По задумке композитора, в конце партии света происходил выход за пределы материального мира, поэтому финал произведения был решен в фиолетовом цвете.

А систему всего «Прометея» музыкант представлял в виде кольца «дух-материя-дух».

Трудности исполнения светомузыки

Первое исполнение «Прометея» состоялось в марте 1911 года в Москве под управлением дирижера Сергея Кусевицкого, за фортепиано сидел сам А.Н. Скрябин.

Но на московской премьере для зрителей не сыграли «световую строку» – в последний момент Александр Николаевич сделал в партитуре «Поэмы огня» пометку: «Может исполняться без световой строки».

Композитор объяснил это тем, что светомузыкальный аппарат не успели изготовить в срок, так как его устройство оказалось слишком сложным для воплощения.

Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» долгое время исполнялся как обычная симфоническая поэма. Однако близкие друзья Александра Николаевича все же могли увидеть «Поэму огня» с цветом и светом, но только в домашних условиях. По эскизам композитора его друг, профессор А.Э.

Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой.

Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому. Этому кругу соответствовал квинтовый тональный круг, согласно которому каждая нота имела свой цвет. Световой круг А.Н.

Скрябин подвесил к потолку в своем кабинете. Во время игры за кнопочной панелью сидела жена композитора Татьяна Шлецер и «сопровождала» фортепианные партии Александра Николаевича световыми эффектами.

Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке А.Н. Скрябина его другом, инженером А.Э. Мозером. Из экспозиции Музея А.Н. Скрябина

И все же такой световой круг был несовершенен. Во времена Скрябина использовались лампочки накаливания, которые изначально обладали желтым спектром, поэтому достичь нужного цветового оттенка было очень сложно.

Более того, с помощью обычных лампочек невозможно было плавно «перевести» один цвет в другой, например, красный в желтый. Как и плавно изменить напряжение — заставить одну и ту же лампочку гореть или более тускло, или более ярко.

Работа с домашним световым кругом создавала много проблем, поэтому было необходимо создать более совершенный световой аппарат, чтобы исполнять произведения не только в кругу друзей, но и для широкой публики.

Впервые «Прометей» вместе с партией света был сыгран в 1915 году в Карнеги-Холле оркестром Русского симфонического общества.  Знаменитый изобретатель Томас Эдисон в тот период сконструировал световой орган, с помощью которого строка «Luce», наконец, смогла быть реализована в концертном зале. Однако отсутствие автора произведения привело к вольной трактовке некоторых световых эффектов.

МОСГОРТУР благодарит Музей А.Н. Скрбина за помощь в подготовке материала

Источник: https://ludirosta.ru/post/kak-aleksandr-skryabin-otkryl-miru-svetomuzyku_858

Что такое "цветной слух"

«Цветной слух» лишь одна из многих разновидностей синестезии. Но именно он сделал синестезию романтической и магически-притягательной. А ещё поспособствовал рождению нового вида искусства: светомузыки.

«Скрябинская» цветовая клавиатура. «Кодишь на прологе — и словно ты накурился. Ты, вроде бы, тоже кодишь, но этой какой-то ад невообразимый, где запах можно описать стулом, а время — фиолетовое».(с)Башорг.Фактически описано состоянии синестезии, курить для этого необязательно.

С древнейших времён люди стремились «каталогизировать» мир и найти в нём неочевидные связи. Это было и своего рода формой познания, и магией: тот, кому открывались истинные законы мира, обретал власть на ним. Сейчас эти древние каталоги могут показаться забавными: ну какая связь между печенью, синим цветом и планетой Юпитер?.. А в китайской системе у-син («пять элементов») они связаны.

Но некоторые связи существуют на самом деле, пусть и только в человеческом восприятии.

Синестезия феномен, когда раздражение одного органа чувств ведёт к непроизвольному отклику в другом.

Так связаны слух и зрение при музыкальной синестезии: кажется, что звуки и созвучия имеют определённый цвет.

Единой теории возникновения синестезии нет. С одной стороны, цветовые ассоциации у разных людей не совпадают то есть реальной связи между звуками и цветами нет. С другой стороны, предрасположенность к синестезии передаётся по наследству то есть некая физиологическая основа у неё есть.

***

Соединить звуки, цвета (а также известные планеты, времена года, телесные жидкости и прочее) в правильном «каталоге» пытались с доисторических времён. Врачи и психологи начали исследовать синестезию в XIX веке.

Любопытно, что ни у одного реального синестета не отмечено самой «логичной» связи между цветами и звуками. Семь нот не раскрашены в семь цветов радуги. Раскраска всегда индивидуальная и без явных закономерностей. Нередко в ней бывают и повторы.

Цветовая клавиатура Римского-Корсакова.

…В наши дни люди спокойно относятся к небольшим особенностям восприятия, никак не влияющим на личность. Нам очевидно, что синестезия безобидна. Если кто-то воспринимает музыку цветной что ж, замечательно.

Но 50-100 лет назад отношение было другим. Самые невинные индивидуальные особенности вызывали беспокойство, страх или гнев. Вспомним, как во времена наших бабушек относились к «неправильной» одежде или к «неправильной» музыке. А синестезию нельзя выключить или снять.

Её называли патологией, рассматривали как анатомический дефект («путаницу слуховых и зрительных нервов»). По умолчанию считалось, что синестезия, как всякая ненормальность, причиняет страдания.

Академик Лурия обнаружил случаи (очень редкие) действительно патологической синестезии во время галлюцинаций они встречались при церебральном артериосклерозе и при токсикозе на поздних стадиях беременности.

Что же, раз есть такие случаи, значит, любая синестезия болезненна и её надо лечить?

Читайте также:  Тропарь и кондак празднику преображения господня – ноты обиходных распевов.

Разумеется, возникло и «противодействие». Раз синестезия была у таких выдающихся людей, как Римский-Корсаков, Кандинский и Фейнман, значит, она признак гениального разума. Она открывает истинное видение мира и только высокодуховная личность, посвящённая в тайны эзотерики, может в полной мере постичь эту истину.

  • На самом деле, конечно, ни то, ни другое.
  • ***
  • Что можно рассказать о «цветном слухе» сейчас?

Цветной слух вовсе не означает визуальных галлюцинаций. Когда люди с синестезией слушают музыку, у них не рябят перед глазами цвета. Цветной слух скорее устойчивая ассоциация, но не «умственная», а «чувственная». Она возникает непроизвольно. Сознательно взять и «перекрасить» звуки в своём восприятии нельзя. Но на ассоциации легко можно не обращать внимания.

Ассоциации у всех синестетов индивидуальны, хотя есть небольшие «перевесы» у некоторых сочетаний (нота до и до-мажор обычно либо белые, либо красные и практически никогда не жёлтые или коричневые).

Кроме цветовых, ассоциации бывают художественными или эмоциональными.

Например, музыковед Асафьев описывал ми-мажор как «ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное«, а ля-мажор как «скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение«.

У Петра Ильича Чайковского именно ре-бемоль-мажор «тональность любви», хотя технически все мажоры одинаковы. У многих синестетов есть представление, что диезные тональности блестящие, а бемольные матовые.

На эмоциональные ассоциации влияет и слуховой опыт. До-минор кажется особенно патетическим. В до-миноре написаны Патетическая соната и Пятая симфония Бетховена, производящие незабываемое впечатление. Трудно сказать, что здесь будет причиной, а что следствием.

По разным исследованиям синестетов в мире от 1 до 4%. Но отдельные синестетические ассоциации есть у большинства людей. Попробуйте представить, какого цвета холод.

Чаще всего он окажется белым (как снег) или синим (как маркер холодной воды на водопроводном кране), и крайне маловероятно, что он окажется красным.

А некоторые акустико-тактильные ассоциации это просто норма (как пресловутый скрип гвоздя по стеклу).

Как люди с цветным слухом воспринимают светомузыку?

Цвета светомузыки практически никогда не совпадают со «слышимыми» цветами из-за индивидуальной «раскраски». Поэтому игра света воспринимается как ещё одна самостоятельная мелодия. Она может казаться более или менее удачной, так же, как звуковая.

Является ли цветной слух признаком творческой личности?

Есть только один признак творческой личности это творчество. Как абсолютный слух не делает музыкантом, так и цветной слух не даёт преимуществ. Единственная область, где он может принести заметную пользу это мнемотехники, системы запоминания.

Какие ещё разновидности синестезии бывают?

К настоящему времени их насчитали уже десятки. Чаще всего встречается акустико-тактильная настолько часто, что это статистическая норма. Пиломоторный рефлекс («гусиная кожа», мурашки) срабатывает при определённых звуках.

В англоязычном мире используется термин ASMR (автономная сенсорная меридиональная реакция) или бытовой термин eargasm («слуховой оргазм» для приятных случаев ASMR). Графемно-цветовая синестезия это ощущение цвета букв или цифр.

«Числовая карта» особенность восприятия, при которой последовательности цифр (например, телефонные номера) складываются в графические фигуры.

  1. Ссылки:
  2. Синестезия.
  3. ___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/5b42a7bf8a640900a928896c

Связь звука и цвета

Какая связь между цветом и звуком и почему такая связь есть?

Это удивительно, но существует тесная связь звука и цвета.Звуки – это гармонические колебания, частоты которых относятся как целые числа и вызывают у человека приятные ощущения (консонанс). Близкие, но отличающиеся по частоте колебания вызывают неприятные ощущения (диссонанс).

Звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум.
Гармоничность всех форм проявления материи была еще давно замечена людьми. Пифагор считал отношения следующих чисел магическими: 1/2, 2/3, 3/4.

Основной единицей, которой можно измерить все структуры музыкального языка, является полутон(наименьшее расстояние между двумя звуками). Простейший и основной из них — интервал. Интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины.

Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой и получается музыкальное произведение.

Попробуем разобраться на примере

Что мы имеем:

— частота, измеряется в герцах (Hz), ее суть, по простому, сколько раз в секунду происходит колебание. Например, если вам удастся постучать по барабану со скоростью 4 удара в секунду, то это будет означать, что вы стучите с частотой 4Hz.

— длина волны — величина обратная частоте и определяет промежуток между колебаниями. Между частотой и длинной волны существует взаимосвязь, а именно: частота = скорость/длина волны. Соответсвенно, у колебания с частотой 4 Hz будет длина волны 1/4 = 0.25 м.

— каждая нота имеет свою частоту

— каждый монохроматический(чистый) цвет определяется своей длиной волны, и соответственно имеет частоту равную скорость света/длину волн

— нота находится на определённой октаве. Чтобы поднять ноту на одну октаву вверх, её частоту надо умножить на 2. Например, если нота Ля первой октавы имеет частоту 220Hz, то у Ля второй октавы частота будет 220×2 = 440Hz.

Если мы будем идти всё выше и выше по нотам, то заметим, что на 41 октаве частота будет попадать в спектр видимого излучения, который находится в диапозоне от 380 до 740 нанометров (405-780 THz). Вот тут мы и начинаем сопоставлять ноту определённому цвету.

Теперь наложим на эту схему на радугу. Окажется, что все цвета спектра укладываются в эту систему. Голубой и синий цвета, для эмоционального восприятия они идентичны, разница только в интенсивности окраски.

Оказалось то, что весь видимый человеческим глазом спектр помещается в одну октаву от Фа# до Фа. Следовательно тот факт, что человек выделяет в радуге 7 основных цветов, а в стандартной гамме 7 нот — это не просто совпадение, а взаимосвязь.

  • Визуально получается вот такая схема:
  • Значение A (например 8000A) — это единица измерения Ангстрем.
  • 1 ангстрем = 1.0 × 10-10 метра = 0,1 нм = 100 пм
  • 10000 Å = 1 мкм

Данная единица измерения часто используется в физике, поскольку 10−10 м — это приблизительный радиус орбиты электрона в невозбуждённом атоме водорода. Цвета видимого спектра измеряется тысячами ангстрем.

Видимый спектр света, простирается от около 7000 Å (красного) до 4000 (фиолетовый). Кроме того, для каждого из семи основных цветов, соответствующих частотам звука и расположению музыкальных нот октавы звук преобразуется в видимый человеком спектр.
Вот разбивка интервалов из одного исследования по взаимосвязи цвета и музыки:

Красный – м2 и б7 (малая секунда и большая септима), в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое.

Оранжевый — б2 и м7 (большая секунда и малая септима), более мягкий, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущего.

Желтый — м3 и б6(малая терция и большая секста), прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы — основа минора, лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.

Зеленый — б3 и м6(большая терция и малая секста), цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы — основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.

Голубой и синий — ч4 и ч5(чистая кварта и чистая квинта), цвет моря, неба, простора. Интервалы звучат таким же образом — широко, просторно, немного как бы в «пустоте».

Фиолетовый — ув4 и ум5(увеличенная кварта и уменьшенная квинта), самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую.

Они дают возможность проникнуть в мир музыкального космоса. Их звучание необыкновенно таинственно, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. Оно точно совпадает с фиолетовым цветом, таким же напряженным и самым неустойчивым во всем цветовом спектре.

Этот цвет вибрирует и колеблется, очень легко переходит в цвета, его составляющие — красный и синий.

Белый — октава, диапазон, в который вписываются абсолютно все музыкальные интервалы. Она воспринимается как абсолютный покой. Слияние всех цветов радуги дает белый цвет. Октава выражается числом 8, кратным 4. А 4, по пифагорейской системе, символ квадрата, завершенности, окончания.

Это всего лишь малая часть той информации, которую можно рассказать о взаимосвязи звука и цвета.
Есть более серьезные исследования, которые проводились как в России, так и на Западе. Я попытался объяснить и обобщить для тех, кто не знаком с теорией музыки эту связку.

Год назад я занимался работой, связанной с анализом картин и построением цветовой карты для выявлении закономерностей.

Источник: https://UchenikSpb.ru/kbase/svyaz-zvuka-i-tsveta/

Цветной слух — это… Что такое Цветной слух?

Основная статья: Синестезия

Цветной слух или синопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками.

Речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами.

Следует различать зрительное восприятие, образность мышления и собственно цветной слух: образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов, обладателей такой способности, — довольно неприятное и трудноконтролируемое, главным образом из-за повышенной чувствительности к окружающему человека в повседневной жизни информационному шуму.

Синестетиками в музыке были, например, Скрябин[1][2], Римский-Корсаков[3][4] и Мессиан, из наших современников — Томас Кёнер (нем. Thomas Köner) или недавно погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета.

Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки. Также музыкант и художник М.

Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный этому жанру мир музыки[5].

Французский психолог Теодюль Рибо (1839—1916) приводит три гипотезы происхождения цветного слуха, которые уже в его время (то есть в XIX веке) были общеизвестны.

Он пишет: «По эмбриологической гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу.

Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая, видящая здесь ассоциацию»[6].
Сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются, главным образом, «физиологической гипотезы», если воспользоваться дефиницией Рибо.

Есть, однако, и серьёзные возражения, ставящие под сомнение саму идею такого рода синестезии и предполагающие наличие лишь образных ассоциаций[7][8]. Для синестезии известны случаи наследования (а физиологические признаки более вероятно наследуемы, нежели устойчивые ассоциации)[9], например, Владимир Набоков и его жена Вера Слоним оба были синестетиками, как и их сын Дмитрий.

Существует и музыкально-педагогическая система В. Б. Брайнина, посвящённая связям между относительной (ладовой) высотой музыкальных звуков и определёнными цветами спектра.

Читайте также:  Как раскрутить музыкальную группу? 7 шагов к успеху

В этой системе предусмотрено развитие цветного восприятия ступеней модальных ладов у детей[10].

В работе Брайнина, однако, говорится лишь об объективных предпосылках для возникновения образных ассоциаций, а не о подлинной возможности развития синестетического восприятия.

  1. Сабанеев Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей» // Музыкальный современник. Петроград, 1916, Вып. 4-5, с. 169—175
  2. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Был ли Скрябин синестетом?
  3. Ястребцев В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета, 1908, № 39-40, с. 842—845.
  4. «Цветной слух» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова
  5. «Неземная истина Чюрлёниса» //журнал «Чудеса и Приключения»
  6. Рибо Т. Творческое воображение. — Спб., 1901, c. 23-39.
  7. Галеев Б. М. Цветной слух: природа и функции в искусстве. // Художник и философия цвета в искусстве (тезизы международной конференции). — Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 1997, с. 75-77.
  8. Ванечкина И. Л. Цветной слух и светомузыка. // Языки науки — языки искусства (тезизы IV международной конференции «Нелинейный мир»). — Москва, 1999, с. 27.
  9. Functional magnetic resonance imaging of synesthesia  (англ.)
  10. Брайнин В. Б. Метод графических представлений как средство развития музыкального слуха. Микрохроматический слух. «Цветной» слух // Internationales Symposium «Musikalische Fruherziehung in Wien», ноябрь 1990 (пер. с немецкого)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418188

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности младших школьников

Боронина Е. В., Кадина В. В. Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности младших школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9441/ (дата обращения: 20.10.2019).

Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цвета — в живописи, слов — в поэзии, волновало многих людей с давних времён. Ещё древнегреческий философ Аристотель в своём трактате «О душе» писал: «Цвета по приятности их гармоний могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными»[10].

Для Пифагорейцев, так называли себя ученики и последователи учения древнегреческого философа и математика Пифагора, цвета спектра соответствовали семи музыкальным тонам. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, отмечал что, цвета удивительно согласуются с музыкой [8].

Английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон, рассматривая радужную полоску света на стене, определил, что она состоит из целой цветовой гаммы, сходной со звуковой. Недостающий в музыке восьмой тон учёный назвал «индиго». В итоге каждому цвету соответствовал звук, таким образом, данное открытие приблизило учёных к разгадке таинственной связи звука и цвета.

Среди людей большая редкость встретить тех, кто обладает уникальным даром видеть в звуке цвет, т. е. цветным слухом, но всё же подсознательно мы чувствуем оттенки музыки и слушаем только то произведение, которое «окрашено» в приятные нам цвета.

Уникальным даром — цветным слухом, обладали всего лишь несколько композиторов: русские композиторы Н. А. Римский — Корсаков и А. Н. Скрябин, немецкие композитор — Р. Вагнер и французский композитор Гектор Берлиоз. Однако именно русского композитора А. Н.

 Скрябина обладавшего от природы цветным слухом, считают основоположником цветомузыки.

Он выстроил свой спектр, в котором нота «до» обозначала красный цвет, нота «ре» — желтый, «ля» — зеленый, ноты «ми» и «си»- сине-белесоватый, «фа» — ярко синий, а нота «соль» — оранжево-розовый.

Впоследствии исследования в этой области были продолжены. С помощью специальной аппаратуры было установлено, что спокойная музыка окрашена в оттенки розового, успокаивает и снимает депрессивное состояние. В психологии этот цвет олицетворяет доброту, романтичность и любовь.

Громкая и агрессивная музыка имеет цвета от тёмно-синего до красного, вызывая беспокойство, грусть, приводя к депрессии. Красный цвет, возбуждая нервную систему, приводит к агрессии. Музыка, окрашенная в голубой цвет, снимает напряжение, даёт ощущение комфорта и успокаивает.

Конечно, это только общие положения о воздействии музыки и цвета на психику человека, но даже такой сведения можно использовать для воздействия на настроение и самочувствие.

В детском возрасте органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребёнка легче научить воспринимать музыку цвета, чем взрослого.

Развитие цветомузыкального восприятия у младших школьников является эффективным средством эстетического воспитания [7].

Цветомузыкальное восприятие можно активно использовать на уроке музыки с помощью высокохудожественных образцов музыкального и изобразительного искусства.

Способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета проявляется учащимися в отображении художественного образа музыкального произведения при выражении в рисунке своих цветоощущений.

Создавая художественный образ музыкального произведения на уроке, мы используем методику В. В.

 Домагацких, изложенную в работе «Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшегодошкольного возраста», которая основана на постепенном усвоении средств выразительности сначала изобразительного искусства, а затем изобразительно-выразительных средств музыки, в конечном итоге, у детей формируется эмоционально-оценочное, ценностное отношение к произведениям искусства в целом [7].

При использовании этой методики на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы развивается эмоциональное отношение детей к классическим произведениям музыкального искусства, увеличивается длительность прослушивания, возникает желание слушать и понимать музыку как непрерывный процесс смены образов, настроений и чувств. При изображении музыкального образа в рисунке у учащегося развивается эмоциональное отношение к цвету как к выразительному средству, которое передаёт различные оттенки эмоционального состояния.

В частности, на уроке музыки ««Картинки с выставки» М. П. Мусоргского» во втором классе ставится главный вопрос: отличаются ли образы рисунков художника от музыкальных образов, созданных композитором. На этом уроке используется два этапа методики В. В. Домагацких — «Мир цвета» и «Цветомузыка».

В первой части занятия «Мир цвета» учащиеся знакомятся с картинами художника В. Гартмана, одна из которых носит название «Часы». Вместе с учителем дети анализируют колорит рисунка и выявляют сочетание цветов, отражающие настроение автора.

Используя новые определения из «словаря эмоций» О. П.

 Радыновой [9], позволяющие расширить представление о чувствах человека и его эмоциях, выраженных в цвете картины, дети учатся понимать свои ощущения от прослушанной музыки и соотносить их с цветом.

Во второй части занятия «Цветомузыка» иллюстрации убираются, чтобы смысловое содержание картин не превалировало над впечатлениями от музыкальных образов и не оказывало влияния на рисунки детей. Слушая пьесу М. П.

 Мусоргского «Баба — Яга», учащиеся через чувства тревоги и волнения представляют героя, скрытого в этом музыкальном произведении, отразив свои эмоции в цвете рисунка. У В. Гартмана — это изящный эскиз часов в виде избушки на курьих ножках, а у М.

Мусоргского — яркий и мощный динамический образ Бабы — Яги. В пьесе с помощью выразительных средств композитор создает интересную изобразительную картину, где слышны ворчание, сердитые выкрики, стуки и полёт героини над землёй. Слушая музыкальное произведение М. П.

 Мусоргского «Баба — Яга», ученики через эмоции формируют образное представление о героине картины и отражают в рисунках своё эмоциональное состояние с помощью цветосочетаний.

Таким образом, ученики анализируют звучание и рассуждают о том, насколько по- разному видит художник и композитор образ своего героя, как ярко и эмоционально музыка отображает картины художника.

Особое значение в нашей работе, приобретают нетрадиционные виды и формы работы. Одной из таких форм работы является проектная деятельность [11].

Вот уже третий год подряд успешно реализуется информационно — практико — ориентированный проект «Шаг из урока в музыкальную жизнь», в котором принимают участие дети разных возрастов — учащиеся общеобразовательной и музыкальной школ. В этом учебном году проект носит название «Музыка на мольберте». В концертном зале Детской школы искусств имени М. П.

 Максаковой проходило очередное мероприятие проекта — интегрированный урок, под названием «Звучащие картины». Под яркие образные выступления обучающихся музыкальных отделений школы, исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах, учащиеся общеобразовательной школы рисовали свои художественные отзывы на музыку.

В исполнении ученицы фортепианного отделения прозвучало произведение шведского композитора Г. Ю. Беренса «Весёлая радуга». Звуки музыки передавали нам, как после дождя капли преломляются на солнце, и появляется семицветная радуга. Детям было предложено, послушав музыкальную зарисовку, вспомнить цвета радуги и нарисовать яркую картину весенней природы.

Следующая музыкальная пьеса польского композитора Ф. Рыбицкого «Кот и мышь», прозвучала в исполнении ученика народного отделения. «Кот важный и неторопливый охотится за быстрой и юркой мышкой. А догонит он её или нет, дети узнали, послушав пьесу до конца. Во время исполнения пьесы учащиеся рисовали яркие образы героев музыкального произведения.

Так появились на мольбертах яркие разноцветные картины героев музыкальных произведений. Тема данного проекта объединила два искусства — музыку и живопись.

Программа проекта включает разные формы работы: интегрированные уроки, мастер — классы преподавателей музыки, литературы и изобразительного искусства, концерты учащихся «Детской школы искусств», открытые уроки по изобразительному искусству, выставки художественных работ.

Стремление преподавателей развивать у учащихся образное мышление с помощью цветомузыкальных ассоциаций, способствует неординарному видению музыкальных образов.

Мероприятия проекта направлены на музыкально — эстетическое воспитание детей и родителей, духовный рост ребёнка как личности, умение в музыке ощущать не только звуковые эмоции, но и цвет.

Цветомузыкальное восприятие является творческим процессом, направленным на формирование способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющейся в художественной деятельности ребёнка. Так происходит развитие эмоционально — ценностного отношения ребёнка к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Во время проведения проекта учащиеся знакомятся с различными видами искусства: музыка, изобразительное и декоративно прикладное искусство, история музыки и литература.

Работа над проектом активизирует и расширяет словарный запас, развивает образное мышление, эстетический вкус, формирует уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными и художественными традициями.

В процессе музыкально — творческой деятельности учащихся происходит формирование интереса к музыкальному и художественному творчеству. Это позволяет выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].

Помочь открыть для детей то прекрасное в искусстве, без чего жизнь не может быть возможной и интересной, реализовать творческие способности детей — главная задача нашей работы.

Здесь также важно изменить отношение школьников и родителей к предмету «Музыка» и показать, насколько важную роль играет музыкальное искусство в формировании духовной культуры, в развитии интеллектуальной, творческой и социально-активной личности ребёнка.

Литература:

  1.                Асмолов А. Г., Бугменская Г. В., Володарская И. А. и д. р.; «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; от действия к мысли; пособие для учителя» под ред. Асмолова А. Г. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978–5-09–019148–7.
  2.                Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материалах пространственных искусств/Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский Художник, 1981. — 351 с.
  3.                Бине А. Вопрос о цветном слухе/Альманах музыкальной психологии. М.: Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского, 1994. — С. 28–47
  4.                Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л., Художник, 1983. — 233 с.
  5.                Ворожейкина О. И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 21 с.
  6.                Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  7.                Домогацких В. В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 2000 176 c. РГБ ОД, 61:01–13/109–6
  8.                Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., в 11 т., т. 3. — М.: 1950–1959, с.253.
  9.                Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений. 2-е изд. М., 1998.
  10.            Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Том 1. Стр. 101. Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирское Рериховского Общества Новосибирск 2007.
  11.            Фоминова М. А. Метод проектов в системе работы преподавателя курса «Мировая художественная культура». В сб. «Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «искусство» (в помощь учителю).- М.: Фирма МХК, 2001. — с. 106–128.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9441/

Ссылка на основную публикацию