Музыкальные интервалы — первое знакомство

  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
  • «Детская школа искусств с. Александров-Гай»
  • Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
  • Открытый урок по сольфеджио
  • « Первое знакомство с интервалами»
  • Выполнила
  • Мамонова Нина Сергеевна
  • преподаватель первой
  • квалификационной категории
  • с. Александров-Гай
  • май 2015 г.
  • Тема урока : «Первое знакомство с интервалами»
  • Цель занятия :
  • -знакомство с интервалами в музыке;
  • -повышение познавательного интереса к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности;
  • -изучение и закрепление нового материала.
  • Задачи урока:
  • Образовательные
  • -освоение новой темы:
  • -совершенствование певческих навыков;
  • -введение новой терминологии.
  • Развивающие:
  • -развитие слухового представления;
  • -развитие творческих способностей и мышления обучающихся;
  • -развитие умения применять знания на практике.
  • Методы обучения:
  • -практический (пение упражнений, игра на инструменте)
  • -словесный (вопросы, рассказ, объяснение преподавателя)
  • -наглядно-демонстрационный (таблицы, карточки, показ и исполнение преподавателя)
  • Применения педагогических технологий.

Создание на уроке проблемной ситуации вопросами преподавателя. Обучающиеся включают активную мыслительную деятельность , высказывают свое мнение, которое потом закрепляют на практике.

  1. Индивидуальность и дифференциация.

Использование дифференциации в обучении – подбор видов деятельности для обучения именно для этой группы. Выбор разных методов и приемов для усвоения данной темы.

Включение игровых моментов на уроке сольфеджио, повышает интерес к занятиям , активизирует их творческую деятельность.

  1. Личностное – ориентированное обучение.

Развитие творческого воображения обучающегося , развитие познавательных способностей каждого ребенка, создание на уроке необходимых условий для самореализации обучающихся.

  1. Здоровьесберегающая технология.

Создание на уроке положительный, эмоциональный фон, который благоприятно влияет на здоровье детей. Включение в процесс урока физминутки и разминки (несложные движения и жесты под музыку или стихи).

  1. Тип урока : комбинированный
  2. Форма урока : групповая
  3. Степень сложности : средняя

Материальное обеспечение урока : фортепиано, доска с нотными линейками, Г.Ф.Калинина «Рабочая тетрадь .Сольфеджио» 1 класс, нотные тетради, карандаши, ластики, наглядный раздаточный материал.

Список литературы :

  1. Рабочая учебная программа «Сольфеджио» срок обучения 8(9) лет, реализуемая в МБУДО «ДШИ»

  2. Г.Ф.Калинина «Сольфеджио. Рабочая тетрадь» 1 класс

Планируемый результат

  1. Усвоение полученных знаний об интервалах

  2. Освоить новые музыкальные термины

  3. Осознать и запомнить ступеневую величину интервалов

  4. Научится отличать на слух диссонанс и консонанс.

Структура занятия :

Продолжительность занятия 1ч. 10 минут

  1. Организованная часть — приветствие, проверка домашнего задания.

  2. Основная часть (вхождение в тему) – знакомство с новым материалам, его осмысление

  3. Заключительная часть – первичная проверка понимания темы урока, закрепление знаний, подведения итогов, оценка результатов, домашнее задание.

Пояснительная записка.

На уроке приходится переключатся с одной формы работы на другую учитывая особенности обучающихся младшего школьного возраста. Занятие предназначено для обучающихся 1 класса по предмету сольфеджио .

Это первое занятие в изучении темы « Интервалы», направленное на начальное понятие интервал, его количественная величина, понятие мелодический и гармонический интервал, диссонанс и консонанс , атак же первоначальное восприятие интервалов на слух.

В занятии использованы различные формы в изучении нового материала. Использование наглядного материала на уроке помогает лучшему запоминанию нового материала.

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте ребята ! Сегодня у нас необычный урок. Необычной он потому , что мы с вами отправимся в волшебную музыкальную страну , которая называется «Интервалия», где главный персонаж – ИНТЕРВАЛ. В нашей музыкальной стране «Интервалии» все герои живут очень дружно и счастливо, в тесной дружбе с гаммами, аккордами, тональностями, ритмом.

Я предлагаю, вам вместе со мной отправится туда за интересными и полезными знаниями. Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые нам очень пригодятся в дальнейшем путешествии по музыкальной стране. И там мы начинаем. Постарайтесь, как всегда быть внимательными и активными.

Интервалы – это кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение. Вы наверное уже слышали слово ИНТЕРВАЛ раньше. Оно используется не только в музыке.

Если вы обращали внимание, то на уроках физкультуры , когда вы идете или бежите друг за другом, часто можно услышать от преподавателя «Держите интервал» , то есть нужно держатся друг от друга на определенном расстоянии , что бы не сбиться в кучу.

А какие примеры из жизни можете привести вы????

Обучающиеся : Перемена – это интервал между уроками, каникулы – это интервал между четвертями, деления на часовом циферблате начерчены с одинаковым интервалом, линейки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом и т.д.

Преподаватель: Молодцы! Исходя из наших примеров, мы с вами делаем вывод, что интервал это определенное расстояние между чем то. А в музыке интервал – это расстояние между звуками.

В интервале звуки могут звучать по очереди, друг за другом, как в мелодии которую мы играем или поем (показ на инструменте преподавателем). Такой интервал называют мелодическим. А если звуки в интервале звучат одновременно (показ преподавателя на инструменте), то такой интервал называется гармоническим.

Таким образом делаем вывод что интервал – это расстояние между двумя звуками , взятых последовательно или одновременно.

  • (Обучающиеся повторяют определение, что такое интервал)
  • Преподаватель : Что такое интервал?
  • Обучающиеся : Это расстояние между двумя звуками

Преподаватель : Правильно. Эти звуки можно сыграть одновременно, а можно друг за другом. Если два звука сыграть одновременно получается какой интервал????

Обучающиеся : Интервал гармонический

Преподаватель: Совершенно верно. А если два звука исполнить по очереди получается какой интервал???

  1. Обучающиеся : Мелодический интервал.
  2. Преподаватель: Правильно, молодцы! А теперь я хочу что бы вы послушали и определили какой звучит интервал –гармонический или мелодический
  3. (Преподаватель играет разные виды интервалов, а обучающиеся по очереди определяют на слух гармонический он или мелодический и дают ответы)

Преподаватель: Молодцы, все справились с заданием. Ну вот уже кое-что об интервалах вы узнали. Но это еще не все , продолжаем изучать дальше.

Интервалы могут располагаться близко друг к другу (показ преподавателя на инструменте) то есть могут быть узкими. А могут быть и широкими, это когда звуки находятся далеко друг от друга (показ преподавателя на инструменте).

Преподаватель предлагает закрыть глаза и послушать как звучат интервалы широкие и узкие, а затем обучающиеся по очереди слушают и дают ответ какой интервал звучал узкий или широкий.

Преподаватель: Молодцы, хорошо отвечали. В нашей музыкальной стране живут всего восемь простых интервалов и все они находятся в пределах октавы.

У каждого есть свое название необыкновенное и сказочное : прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Эти имена пришли к нам из древнего языка – латыни. Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция –третья и т.д.

Еще следует обратить внимание , что из-за иностранного происхождения названий буква «е» в словах произносится как «Э» .

( преподаватель показывает карточки с названиями интервалов и вместе с обучающимися проговаривают название всех интервалов).

Преподаватель: Так как интервал это расстояние значит его можно измерить. Скажите мне пожалуйста расстояние между городами чем измеряется???

Обучающиеся: в километрах

Преподаватель: А расстояние между партами в чем можно измерить???

Обучающиеся: в сантиметрах

Преподаватель: А как вы думаете чем можно измерить расстояние между звуками в интервале? А интервалы измеряются ступенями. Каждый интервал обозначается цифрой от 1 до 8, которая обозначает количество ступеней в интервале. В приме – 1 ступень, в секунде – 2 ступени, в терции – 3 ступени и т.д.

  • (на доске прикрепляются таблички с названием интервалов и количеством ступеней для каждого)
  • Преподаватель: А теперь я вам предлагаю поиграть в одну игру, я вам буду называть интервал, а вы показывать столько пальцев сколько ступеней в названом интервале.
  • (обучающиеся при игре проговаривают название интервала и количество ступеней вместе с преподавателем)
  • Физ.минутка
  • Мы ногами топ – топ,
  • Мы руками хлоп – хлоп,
  • Мы глазами миг – миг,
  • Мы плечами чик – чик,
  • Раз, два, раз, два,
  • Заниматься нам пора,
  • Раз- сюда, два – туда,
  • Повернись вокруг себя,
  • Раз – присели, два – привстали,
  • Руки кверху все подняли.

Преподаватель: А теперь закрепим еще раз, поработав в рабочей тетради (обучающиеся открывают рабочую тетрадь Г.Ф.Калининой на стр. 29 и вместе с преподавателем выполняют задание №1,2)

Преподаватель: Молодцы! Все замечательно справились с заданием. А сейчас я вас попрошу внимательно послушать , я вам сейчас сыграю два интервала , а вы должны будете мне сказать чем они отличаются друг от друга.

(преподаватель играет и консонанс и диссонанс)

Обучающиеся: Один звучал красиво , ласково, а другой – неприятно, не красиво.

Преподаватель: Правильно! Один интервалы могут звучать резко (показ еще раз на инструменте преподавателем)- они называются диссонансами, а другие звучат красиво, благозвучно (показ преподавателя на инструменте) — они называются консонансами.

(Обучающимся предлагается по играть в игру. У каждого на парте лежат по две каточки с рисунками. На одной нарисован дикобраз, на другой кошечка. Преподаватель играет поочередно разные и интервалы , а обучающиеся слушают и поднимают карточку с выбранные персонажем.)

  1. Физминутка
  2. У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)
  3. Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда — сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

Преподаватель: А сейчас мы с вами попробуем построить интервалы на доске и в нотной тетради . Давайте вспомним какими цифрами обозначается каждый интервал. (вместе с преподавателем обучающиеся повторяют ступеневую величину каждого интервала)

(Обучающиеся по очереди строят у доски интервалы от нот ориентируясь только на ступеневую величину)

Преподаватель: Молодцы! Теперь то же самое мы с вами попробуем сделать от всех белых клавиш на инструменте.

(Обучающиеся по очереди выходят к инструменту и строят интервалы проигрывая их)

Преподаватель: замечательно все справились с заданием. Ребята интервал это не только определенное количество ступеней . Каждый интервал имеет свою окраску, свой характер, у каждого свое настроение и какой то образ. Конечно, на одном уроке невозможно охватить весь материал по данной теме, поэтому в дальнейшем мы еще очень часто будем с ними встречаться.

Читайте также:  Мифы и легенды о музыке

Преподаватель: А сейчас давайте подведем итог нашего урока, подведем итог тому, с чем мы сегодня познакомились, какие новые музыкальные термины выучили.

Преподаватель: Ребята сегодня мы играли, пели, определяли на слух. С этой работой вы справились хорошо, молодцы! Итак с чем же мы сегодня познакомились???

Обучающиеся: мы познакомились с интервалом

Преподаватель: Правильно. Мы узнали, что такое интервал. А кто скажет, что же это такое интервал?

Обучающиеся: интервал это расстояние между двумя звуками

Преподаватель: Правильно. А еще мы с вами узнали , что интервалы бывают гармонические и мелодические. Как их различаем???

Обучающиеся: Гармонические –когда два звука звучат одновременно, а мелодические – когда два звука звучат последовательно.

Преподаватель: Еще мы с вами узнали, что они могут звучать по разному. Одни приятно, благозвучно, а другие – резко. Как называются такие интервалы???

Обучающиеся: Резко звучащие это диссонансы, а благозвучные – консонансы.

Преподаватель: А так же мы сегодня узнали ,что у каждого интервала есть свое название и у каждого определенное количество ступеней. Давайте вместе повторим их.

Обучающиеся называют интервалы вместе с преподавателем и называют количество ступеней показывая пальцами.

Преподаватель: А самое главное мы сегодня узнали , что интервалы очень важный элемент музыкального языка и каждый из них имеет свой образ и свое настроение.

Преподаватель: Замечательно. Вы все молодцы. А теперь давайте запишем и разберем домашнее задание.

  1. Выполнить задание в рабочей тетради Г.Ф.Калининой (стр.29 №4 (а,б))

  2. Решить кроссворд (взят в интернете )

Преподаватель: Спасибо ребята за вашу работу на уроке. Наш урок подошел к концу. Домашнее задание мы разобрали. До свидания!

Приложение №1

По горизонтали2. Интервал, который содержит три ступени.3. Перерыв звучания в музыкальном произведении4. Знак, который ставится в начале нотоносца.5. Одновременное звучание трех нот.

7. Первая ступень лада.

  • По вертикали1. интервал, который содержит две ступени 
  • 3. интервал, который содержит одну ступень; 

4. интервал, который содержит четыре ступени. 

6. интервал, который содержит пять ступеней. 

Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство Музыкальные интервалы - первое знакомство

Источник: https://multiurok.ru/files/piervoie-znakomstvo-s-intiervalami.html

Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов.

«Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца.

Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-001.mp3

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-002.mp3

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-003.mp3

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Читайте также:  Музыкальные конкурсы на свадьбу

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу.

Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы.

То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

Источник: http://muz-teoretik.ru/muzykalnye-intervaly/

План-конспект урока по теме: «Интервалы – это просто!» Конспект урока. | Социальная сеть работников образования

  • МБОУ ДОД  «Пикалёвская  детская школа искусств»
  • Конспект открытого урока-занятия
  • по теме «Интервалы – это просто!»

Преподаватель: Никитина Е. Ф.

  1. Учащиеся: 1 класс фортепиано, скрипка
  2. 2012-2013 учебный год
  3. Урок с учащимися 1 класса (струнного, фортепианного отделений) по предмету «Сольфеджио».

Преподаватель: Никитина Е.Ф.

  • Дата проведения урока: 16 апреля 2013 года.
  • Тема в образовательной программе – «Интервалы»
  • Цель изучения темы: Развитие гармонического слуха учащихся.
  • Задачи изучения темы:
  • познакомить с простыми интервалами;
  • научить отличать звучание различных интервалов;
  • научить интонировать простые интервалы;
  • научить определять интервалы в  нотном тексте;
  • научить играть интервалы на фортепиано;
  • научить записывать интервалы нотами.

Место учебного занятия в системе занятий: занятие проводится по разделу  образовательной программы «Сольфеджио 1 класс». Это первое занятие тематического блока «Интервалы».

  1. Тема урока:  «Интервалы – это  просто!»
  2. Цель урока:
  3. Основная – знакомство с интервалом в музыке,  его образно – эмоциональное восприятие.
  4. Сопутствующая —  развитие  творческих  способностей,  музыкального кругозора  детей  посредством  усвоения  музыкальной грамоты.
  5. Задачи:
  6. Образовательные:
  • изучение и первичное закрепление нового учебного материала;
  • введение новой терминологии;

Развивающие:

  • развитие музыкального мышления;
  • развитие познавательного интереса и творческих способностей;
  • развитие памяти, дикции, эмоционального состояния, импровизации  в движениях;
  • умение применять знания на практике;

Воспитательные:

  • воспитание творческой активности;
  • воспитание волевых качеств;
  • воспитание умения работать в группе.

Обучающиеся должны:

знать:

  • что такое интервал;
  • название интервалов;
  • обозначения интервалов;

уметь:

  • анализировать интервалы в гармоническом и мелодическом звучании;
  • строить интервалы  вверх и вниз;
  • определять интервалы в нотном тексте;

иметь представление:

  • о ширине простых интервалов;
  • о консонансах и диссонансах (как фонических характеристиках созвучий);
  • о тритонах.

Методический материал:

  1. Учебная программа «Сольфеджио. Срок обучения 7-8 лет», реализуемая в МБОУ ДОД «ПДШИ»;
  2. Давыдова Е.В.  Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие  — М.: Музыка, 1986 – 160 стр.
  3. Зебряк Т.А. Играем на уроках сольфеджио.
  4. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории! – издание 5-е, стереотипное. Серия «Учебные пособия для ДМШ»-Ростов-на-Дону: Феникс,2013-91с.
  • Вид урока: изучение и закрепление нового материала.
  • Тип урока: комбинированный.
  • Степень сложности: средняя.
  • Форма урока: групповая.
  • Продолжительность урока:  1час 10минут.
  • Структура урока:
  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Вхождение в тему — 3 мин.
  3. Основная часть — 40 мин.
  4. Закрепление знаний и способов действий  — 20мин.
  5. Подведение  итогов, домашнее задание — 5 мин.

Педагогические технологии:

  • обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного диалога;
  • личностно-ориентированная технология.

Методы реализации поставленных задач:

  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • наглядно-зрительный;
  • эвристический (частично-поисковый);
  • практический;
  • творческий.
  1. Прогнозируемый результат:
  2. знания:   обучающиеся будут знать качественные и количественные характеристики простых интервалов;
  3. умения:   обучающиеся будут уметь строить и определять в нотном тексте простые интервалы;
  4. навыки:   обучающиеся  будут обладать навыками восприятия интервалов на слух, их пения и игры на фортепиано.
  5. Оборудование:
  • учебный класс (фортепиано,  доска с нотными линейками);
  • учебный комплекс:
  • дидактические средства – таблицы, ноты, раздаточный материал;
  • технические средства – музыкальный центр, CD-диски.

Учебные пособия:

  1. 1.Баева Н.- Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс.- М.: «Кифара»,2010.–80с.
  2. Калинина Г.В. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: изд-во «Издатель Калинин В.В.», 2008.- 32с.
  3. Металлиди Ж.Л.,  Перцовская А.И. Сольфеджио: Мы играем, сочиняем и поём: для 1-ого класса детской музыкальной школы: учебное пособие. – СПб.: изд-во « Композитор-Санкт-Петербург», 2011.- 99с.

Предварительная работа:

  1. заранее были разложены пособия на партах;
  • обучающиеся были уведомлены о проведении фото — съёмки занятия.
  • План урока
  • Организационный момент:  приветствие учителя – 2 минуты.
  • Задача – эмоциональный настрой учащихся.
  • Вхождение в тему:  объявление темы урока – 3 минуты.
  • Задачи: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
  • Методы: беседа, наглядно-зрительный.
  • Критерии усвоения:  высокая степень сосредоточенности при подготовке к  уроку.
  • Основная часть: сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала – 40 минут.
  • Задачи: обеспечение восприятия, осознания, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений к объекту  изучения.
  • Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, репродуктивный.
  • Критерии усвоения: показателями эффективности усвоения учащимися нового материала будут правильные ответы на конкретные вопросы, активность и увлечённость всего класса.
  • Заключительная часть:
  1. первичная проверка понимания темы урока — 5 минут;
  2. закрепление знаний и способов действий — 7 минут;
  3. обобщение и систематизация знаний — 3 минуты;
  4. контроль и самопроверка знаний — 5минут;
  5. подведение итогов урока — 3 минуты;
  6. домашнее задание — 2 минуты.

Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Методы; беседа, объяснение, слуховые упражнения, выполнение задания за фортепиано.

https://www.youtube.com/watch?v=Ci7FaLDheNY

Критерии усвоения:1.Минимальное количество неверных ответов всех учащихся.

2. Отсутствие неопределённых высказываний («не знаю») при проведении рефлексии.

3. Самостоятельность выполнения заданий в знакомой и изменённой ситуации.

4. Учащиеся могут сами объяснить содержание домашнего задания.

Конспект:

Преподаватель: — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую  и  очень важную для  всех  музыкантов тему — интервалы.   Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово « интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут».

Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут.  Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу.

А какие примеры можете привести вы, ребята?

Учащиеся: — перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов.

Преподаватель: — Правильно, молодцы! Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов.

А если два звука прозвучат одновременно, то  интервал назовём гармоническим. И я бы дала такое определение — интервал — это одновременное или последовательное сочетание двух звуков.                         Вот,  кое-что об интервалах нам стало известно. Изучаем дальше.

Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Но на самом деле интервалов не так уж и много — всего лишь   восемь простых интервалов в пределах одной октавы, нам вполне их хватит на ближайшие годы.

Называются они сказочно-непонятно: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. 

В любой гамме восемь нот, восемь ступенек. Пробежимся для разминки по звуковой лесенке вверх- вниз.

Учащиеся:  поют гамму  До мажор с названием нот, а затем поют, называя ступени.

Преподаватель:  Теперь, тоже для разминки, сосчитаем ступени до восьми, но не по-русски, а по-латыни: прима—первая, секунда—вторая и т.д.

 Ребята, перед вами лежат наглядные пособия. Картинка соответствует звучанию определённого интервала, есть его название и обозначение. И сейчас мы научимся петь интервалы. Но следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э».

Учащиеся:  под аккомпанемент педагога  поют интервалы  по-порядку  вверх и вниз.

Преподаватель:  Теперь поговорим о том  как научится определять интервалы на слух. А для этого я расскажу вам сказку про интервалы. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.

Сказка про интервалы.  ( см. Приложение 1.)

  1. Во время рассказа осуществляется  следующая работа по формированию умений и навыков учащихся:
  2. — развитие интонационной точности (спеть  интервал чисто и выразительно);
  3. — воспитание слухового самоконтроля;

— развитие устной речи, образного мышления учащихся, умения фантазировать (как, например, выглядит Фея-Квинта, где она живёт, с кем дружит и т.д.);

— чередование заданий с эмоционально-двигательной разрядкой (показать как  тянет свои руки-ветки большая Септима или как приветливо раскрывает нам навстречу свои лапки добрый Тритон (ув.4)  и т. п.).

Читайте также:  Что можно поиграть на фортепиано? как восстановить навыки игры на фортепиано после большого перерыва?

Преподаватель:  Вот мы и познакомились со всеми простыми интервалами. Теперь будем определять интервалы на слух. И когда вы услышите интервал, то сначала спросите себя о том:

  • — близкий интервал (верхняя половина наших наглядных пособий) или широкий (нижняя часть картинок);
  • — как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, октава) или неприятно, резко (секунда, септима);
  • — какому герою нашей сказки подходит данный интервал по характеру звучания.
  • Учащиеся: — определяют интервалы устно коллективно и индивидуально;      — записывают интервалы в тетрадь (5 тактов, только цифру);
  • — проверяют и оценивают работу соседа по парте;
  • — играют интервалы на фортепиано.

Преподаватель:  — Замечательно! Молодцы!

А теперь подведём итог. Понравился вам урок?

  1. Что понравилось больше всего?
  2. Всё ли было понятно?
  3. — Послушайте домашнее задание:
  4. — раскрасить предложенные мной пособия или нарисовать свои;
  5. — играть интервалы вверх и вниз от ноты До и произносить вслух их названия.

Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Приложение 1.

Сказка про интервалы.

Ранним-ранним утром, когда капельки росы (Прима)  на листочках ещё не высохли, две девочки, две подружки по имени Терции  взяли в руки корзиночки и пошли в лес по цветы, по ягоды. За ними побежали собачки. Их звали Секунды.

Ягодка за ягодкой,  цветочек за цветочком и не заметили они, что зашли далеко. Вдруг из лесной чащи выскочила злая ведьма Септима.

Огромная, 3-х метрового роста, семь зубов во рту, семь косичек на голове, семь пальцев на руках-ветках. Каждый день она бродила по лесу и ворчала своим скрипучим голосом. Увидела подружек Терций, схватила их и потащила в своё жилище, которое охраняли два Тритона, сидевшие на цепи. Один Тритон был добрым (ув.4 — тритон «возьми»), а второй Тритон жадным (ум.5 — «не дам»).

А собачки Секундочки прибежали в родную деревню и разбудили бравого солдата по имени Кварта. Он увидел, что собачки-Секундочки одни и сразу понял, что с девочками Терциями случилась беда и нужно идти им на выручку.  Но куда?  Может быть Фея Квинта знает? Скорее к ней! А Квинта жила неподалёку от страшного леса, на берегу красивого озера в доме-теремке.

Красивая, добрая, ласковая всем помогала, выручала из беды. И на этот раз она не отказала в помощи, только для этого позвала своих друзей, лесных жителей — благородных оленей по кличке Сексты. Сексты проводили Кварту с Секундами к избушке Септимы.

Когда подошли ближе, то услышали звуки, похожие на скрежет куска старого метала – это Большая Септима стаскивала сухие деревья, ветки, сучья для  костра посреди поляны и пела.

Олени-Сексты встали на двух тропинках, собачки-Секундочки подбежали ближе к избушке, а прямо на Большую Септиму из-за кустов вышел солдат-Кварта. Стой! Большая Септима заметалась, кинулась к избушке – там Секундочки.

Караул! – на одной тропинке Олень (б.6). Убивают! – на другой тропинке Олень (м.6).

Тогда большая Септима сникла, съёжилась, стала Малой Септимой, жалобно хныкала: — « Пожалейте меня, старую бабушку! Зачем брала девочек?

Скучно одной в лесу.., поговорить не с кем..,чаю выпить не с кем..,

песен попеть не с кем».

«Ладно» — сказал Солдат – Пойдёшь с нами к доброй Фее Квинте и будешь у неё экономкой служить. И будешь ты теперь Малая Септима, и будешь во всём помогать доброй Квинте».

И шествие двинулось по тропинке. Тритоны подумали, что это им снится.  Когда все поравнялись с ними, Тритоны взмолились: — «Снимите цепь, возьмите с собой!» Они были рады своему освобождению  и кувыркались на поляне.

Фея  Квинта ласково встретила девочек, солдата и собачек, накормила их и показала тропинку к дому. Квинта, Олени-Сексты  и Малая Септима долго смотрели им в след, а Септима даже помахала им на прощание рукой. И стала у неё вместо сухого сучка обычная рука.

Всё затихло вокруг…  Это наступила ночь (октава).

Конец.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/12/17/intervaly-eto-prosto-konspekt-uroka

Методический доклад на тему " Музыкальные "интервалы — первое знакомство

  • МБОУДО « Детская школа искусств» г.Рыльска
  • Методический доклад по предмету « Сольфеджио» на тему
  • « Музыкальные интервалы – первое знакомство»
  • Подготовила преподаватель
  • музыкально – теоретических
  • дисциплин

Панфилова Т.М.

2019год

Роль интервала в музыке, его выразительных возможностей огромна. Без долгой и кропотливой работы над интервалами невозможно развитие музыкального слуха.

«Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов» — писал о роли интервала в музыке Борис Владимирович Асафьев, русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик.

Сравним две разные мелодии: пусть это будет русская народная песня «Как под горкой, под горой» и известная детская песенка «В лесу родилась ёлочка» муз. Л.К.Бекмана. Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше.

В первой песенке мы слышим, будто мелодия поднимается по ступенькам – сперва от ноты «до» к ноте «ре», потом от ноты «ре» к ноте «ми» и т.д. А вот во второй песенке мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступеней («в лесу» – ход от « до» к «ля»).

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых складывается мелодия.

Изучение темы начинается уже в первом классе, когда обучающимся 6 — 7 лет. Исходя из психологических особенностей этого возраста в занятии следует использовать разнообразные формы подачи материала. Использование презентаций помогает лучшему запоминанию нового материала.

При изучени темы «Интервал» следует сначала подготовить учащихся.

На этом этапе дети уже должны знать понятия «тон», «полутон»: здесь полезным будет упражнение на зрительную память – показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и черных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, играть на инструменте, а также считать от любого звука любую тоновую величину.

Когда учащиеся научатся быстро и легко считать тоновую величину в восходящем и нисходящем движении можно переходить к объяснению темы «Интервал».

Детей младшего возраста знакомить с интервалами следует в игровой и занимательной форме. Игра включает ребенка в активный процесс познания музыки, позволяет активизировать эмоции, память. В игре ребенок раскрепощается, забывает об «официальности» урока. Новые термины следует давать не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала.

Ребенку трудно воспринимать абстрактные понятия «прима», « секунда», «терция», «кварта», «квинта», «секста», «септима», «октава», поэтому лучше всего преподносить интервалы образно, в виде сказок. Каждый образ должен отражать характер конкретного интервала».

Пусть он знает названия интервала и запоминает образ ( при этом развивается образное мышление, включается активный слух).

  1. « Опорные образы» — огромное подспорье в дальнейшей работе .Они должны быть яркими, легко запоминающимися, такими, чтобы их можно было легко артистически обыграть:
  2. Секунда – ежик, маленький и большой;
  3. Терция – кошечка;
  4. Кварта – ворона;
  5. Квинта – медуза;
  6. Секста – олень, красивый и грациозный;
  7. Септима – баба — Яга;
  8. Октава – жираф;
  9. Все это рассказать детям на одном уроке, показать иллюстрации, на следующем уроке большинство из ребят смогут отличить интервалы друг от друга.

При построении интервалов учащиеся должны научиться считать количество звуков в интервале, таким образом, добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш .

При построении следует обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков, особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно легко удается их узнавать по расположению звуков.

  • Например:
  • звуки примы можно назвать «двойняшками», так как звуки повторяются;
  • звуки секунды — «ступеньками», так как звуки в ней расположены рядом, по порядку друг за другом;

звуки терции — «столбиком», у которого пропущен один звук и т.д.

В мелодическом освоении интервалов помогут краткие песенки – попевки, сочиненные на каждый интервал. Важно, чтобы песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане. Например, осваивать «секунды» в народных песнях – прибаутках :

  1. « Андрей – воробей»;
  2. « Дин –дон»;
  3. « Дождик»
  4. Впоследствии выбранные или выученные песенки- попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш.
  5. Также можно предложить ребенку пропевать каждый интервал вверх и вниз:
  6. До – ми; Ми – до…и с заполнением:
  7. До – ре – ми –терция;
  8. До – ре – ми – фа – соль — квинта
  9. Очень полезно давать пройденные интервалы парами, и обязательно сказать, какие два вида сейчас нужно отличить, например: только секунды и кварты.
  10. Если дети «прошли» все интервалы, можно определять их по группам:
  11. «Узкие»: секунда и терция;
  12. «Средние»: кварта и квинта;
  13. «Широкие»: секста, септима, октава;
  14. «Консонансы» звучат приятно, мягко;
  15. «Диссонансы» звучат резко, напряженно;

Предложить прослушать произведение, в мелодии которого будет неоднократно встречаться интервал, например, секунда, являясь основным выразительным элементом в изображении данного образа.(«Быстрый ручеек» Ф.Бейера)

  • Применять в работе над интервалами интересные задания — загадки: при проигрывании пьесы учащиеся должны угадать, какого персонажа хотел изобразить композитор, при помощи каких интервалов.
  •    .
  • Интервалы – это большой объем материала, нельзя точно сказать, сколько времени потребуется на то, чтобы их запомнить и научиться определять их на слух.
  •  В заключении хочется сказать несколько обобщений.

При освоении темы «Интервал» можно использовать разные формы работы, приемы и методы. Главной целью должно быть желание педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного возраста. Подбирать яркие музыкальные примеры, рассуждать о роли «интервала» в музыке.

  1. .
  2. Список литературы:
  3. Т.Сиротина «Интервалы»;

Л.Н.Лёхина «Путешествие в страну интервалов»;

С.В. Белецкий «Азбука музыки»;

О.П.Камозина « Неправильное сольфеджио»

 .

Источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-doklad-na-temu-muzikalnie-intervali-pervoe-znakomstvo-3832004.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector