Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?Эстрадное волнение — обязательный атрибут нашего обучения. Все дети, учась в музыкальной школе, начиная с первого года обучения периодически сдают экзамены. Фактически это академический концерт, где детки в нарядной одежде выступают со сцены, получая за свой труд оценку от комиссии преподавателей.

Довольно ответственное подведение итогов работы. Очень красивое и памятное зрелище. Экзамен по специальности отличается от обычных экзаменов в школе не только этим.

Могу вас уверить, что этот экзамен намного сложнее любых других. А я знаю, о чём говорю, поскольку была круглой отличницей в обеих школах.

До сих пор в кошмарных снах об экзаменах я никогда не вижу себя, не знающей ответа на вопрос экзаменатора по физике, математике или литературе. Нет. Я всегда вижу себя на сцене за роялем, при полном зале забывающую текст. И слышу гробовую тишину, от которой просыпаюсь в холодном поту.

Публичный позор – необыкновенно сильная эмоция. Именно эта причина заставляет так переживать за своё выступление всех детей, начиная с первых шагов обучения.

Наверное, это не очень хорошо, что детская психика систематически травмируется, начиная со столь раннего возраста. Тем более, что это для многих – уже на всю жизнь: по нескольку раз в год, (а то и месяц) выходы на сцену перед публикой.

С другой стороны, это воспитывает чувство ответственности за результат работы, приучает к собранности, концентрации всех сил на решении определённой задачи в конкретный момент времени, учит владеть эмоциями, вырабатывает волю, и не только исполнительскую.

В случае удачного выступления чувство удовлетворения и радости с лихвой окупает все затраченные усилия. Ну а в случае неудачи – это закаляет характер, делает музыканта сильным, стимулирует к более серьёзной подготовке.

Практика всех музыкантов: от самых юных до самых великих, показывает, что «совсем не волнуются только бездарности». Полностью преодолеть эстрадное волнение невозможно. Как же всё-таки свести к минимуму негативные эмоции, связанные с выходом на сцену?

Очень хорошо помню свои первые академконцерты. Мне было тревожно только лишь от одной мысли: почему это все вокруг волнуются, а мне хоть бы что? Может, со мной что-то не так? Раз все волнуются, значит это нормально. Как бы это сделать так, чтобы и у себя вызвать волнение? Но нет, не получалось.

А почему не получалось? Да потому, что выход на сцену для меня был своеобразной игрой. Ведь не волнуемся же мы, играя на пляже в бадминтон, например? Подумаешь, не поймала воланчик! Ну проиграла, ну выиграла, какая разница? Идём лучше поплаваем!

В раннем детстве мне просто удавалось не придавать этому событию (сдаче экзамена) особого значения, и потому это доставляло не волнение, а удовольствие: выход в красивом платьице на сцену, звучание музыки, предвкушение предстоящего отдыха (каникул), получение новой программы.

Не было стыдно от того, что можно забыть текст. Ну и что? Конечно, очень скоро всё изменилось.

А жаль! Значительно позже я прочитала у Григория Когана в его замечательной книге «У врат мастерства» подтверждение своих мыслей о том, что именно неоправданное преувеличение масштаба события (выступление на сцене, всего лишь одно из очень многих предстоящих в жизни) является основной причиной наших страданий.

Эта причина действительно основная. Со временем я нашла ещё две. Таким образом на сегодняшний день мои рекомендации по уменьшению неприятных ощущений в день выступления сводятся к трём пунктам:

1. Осознать реальное значение события. Ты – всего лишь ученик, ещё не мастер. Ты имеешь право на ошибку, и ты не обязан играть безукоризненно. Это выступление – одно из очень многих, оно ничего не решает.

Как бы ты ни сыграл, мнение окружающих о тебе не изменится. Самое плохое, что может быть – они подумают, что ты недоучил программу. Ну, не доучил! И что?

Рекомендации для родителей: каким бы ни был результат выступления вашего ребёнка, его стоит отпраздновать, как радостное событие. Ни в коем случае не упрекайте ребёнка ни в чём – здоровье в любом случае гораздо важнее! В каком-то смысле это действительно всего лишь игра, как и вся наша жизнь. И играть в эту игру надо весело!

2. Во время игры нельзя ставить перед собой задачу, которая начинается с частицы «не»: «не думать о тексте», «не волноваться» и т.д. Лучше всего – как можно плотнее нагрузить голову текущими задачами.

Вспомнить, что написано в нотах между строк: какая динамика, вилочки, фразировка, штрихи, агогика, педализация. Обострите до предела свой слух, следите за тем, что звучит, вслушивайтесь в каждый звук.

Есть очень много нюансов, о которых шла речь на уроках. Каждая мелочь, которая отрабатывалась в классе, должна быть учтена во время исполнения на сцене. Если постараться всё это вспомнить и воплотить в звучании, для волнения просто не останется времени.

3. Заблаговременно нарисовать в нотах и выучить «опорные точки». Тогда вы точно будете знать, что в любой момент в случае «выпадения» из памяти текста можно легко выкрутиться.

Для этого достаточно прыгнуть на ближайшую из предстоящих опорных точек. Страх забывания текста – одна из главных причин неуверенности на сцене. Хорошо выученные опорные точки снимают эту причину.

Если удастся сделать всё, о чём я написала в этих трёх пунктах, то волнение будет вами владеть лишь до первых звуков вашего выступления.

Затем произойдёт «включение» в музыку и… впереди останутся только положительно окрашенные эмоции!
Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?
Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Источник: https://tatzilbert.ru/estradnoe-volnenie/

Этапы волнения на сцене

Психические состояния каждого человека индивидуальны и неповторимы. Но всё же, применительно к эстрадному волнению, можно выделить довольно чёткую периодичность со своими психологическими особенностями. Итак, эстрадное волнение в своём развитии обычно проходит пять фаз.

     Первая фаза — длительное предконцертное состояние. Она не имеет четких временных границ, так как наступает, как только музыканту (альтисту) становится известна дата выступления.

В зависимости от подготовленности к нему или собственных расчетов волнение периодически возникает с той или иной силой.

Однако по мере приближения к установленной дате и напоминаний педагога мысль альтиста о концерте все чаще посещает и будоражит исполнителя: появляется раздражительность, бессонница, частая смена настроений. Все это усиливается и в день концерта или накануне его становится болезненно острым.

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

     Это — вторая фаза, непосредственное предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается сильное недомогание, альтист жалуется, что заболел и выступать не может.

Однако если педагог или сам альтист не преодолеет это состояние, связанное, как правило, с эстрадным волнением, оно будет всегда сопутствовать предконцертной и концертной ситуации.

Преодоление же малодушия, требующее немалых волевых усилий со стороны педагога и со стороны альтиста, успокаивает выступающего и приносит ему облегчение.

    Во второй фазе чаще всего выявляется характер эстрадного волнения, и выявляются основные его разновидности. Это:

  1. Волнение-подъем, сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие…

  2. Волнение-паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и тревожность вырастает до страха.

    Такое предконцертное состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым.

    Преодолеть его или справиться с ним трудно, но можно, если с помощью педагога или собственного волевого усилия переключить внимание альтиста со своего самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана, выполнение темповых и динамических указаний.

  3. Волнение-апатия, от которого тоже можно ожидать отрицательных результатов. Это — угнетенное и подавленное состояние, когда цель и содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль альтиста — скорее бы все это окончилось.

Но вот наступает время выхода из артистической на эстраду. Это самая короткая и самая острая, третья фаза эстрадного волнения. Альтист остается один на один, и педагог уже ничем не может ему помочь. Третья фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего.

Вот как с известной долей иронии пишет о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «Честно говоря, не могу сказать, чтобы я дирижировал оркестром, ибо целиком был поглощен мыслью о том, как справиться с парализовавшим меня страхом. По эстраде я шел с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела.

Закона тяготения для меня, казалось, не существовало. Я плыл по нереальному, как сон, миру, который отнюдь не был розовым, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение». Точно так же описывают музыканты и студенты консерваторий свое состояние во время выхода на эстраду: «все было как в тумане», «ничего не помню».

Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть, чтобы альтист осознанно и целенаправленно выполнял все предконцертные действия Для этого желательно прорепетировать с альтистом-исполнителем выход к инструменту, проверку строя (у струнников), расположение стула и чистоту клавиатуры и т. д.

(в то же время не затягивая приготовления к игре что расхолаживает обычно слушателей). Эти внешние атрибуты, помимо создания внутренней подготовленности к исполнению, помогают возникновению спокойного и делового настроения у выступающего.

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

     Четвертая фаза — начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы.

Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которому вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность — наиболее уязвимые стороны для альтиста и начинающего артиста.

Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили основные детали концертного выступления и поведения, исполнение будет устойчивым.

     Очень большое значение имеет послеконцертное состояние альтиста, которое можно выделить  как пятую фазу. К сожалению, она недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем переживание, которое насыщено эмоциональными перегрузками, не может мгновенно прекратиться с уходом с эстрады — оно продолжается еще довольно долго.

Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание — «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!» Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников! Редко кто даже из взрослых исполнителей равнодушен к отзывам.

Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям.

Источник: https://violamusic.me/scenicheskoe-volnenie/etap-volneniya-muzykanta.html

Причины сценического волнения и способы его преодоления

Главная → Файлы для скачивания → Искусство: ИЗО, МХК, музыка → Другое Вечёрко Светлана Ильинична Преподаватель фортепиано, концертмейстер Школа искусств №2 г.Караганда Причины сценического волнения и способы его преодоления ВечёркоC.И., Школа искусств №2 г.Караганда Преподаватель фортепиано, концертмейстер.

Читайте также:  Как раскрутить музыкальную группу? 7 шагов к успеху

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. С состоянием тревожности перед концертным исполнением музыкант-исполнитель сталкивается в разные периоды своей творче-ской деятельности. Приемам саморегуляции сценического состояния, уделяется при-стальное внимание в исследовательской литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=i3H41cuBHQA

Будучи концертмейстером и сталкиваясь с данной проблемой на практике, мною сделаны следующие выводы: Существуют 2-е точки зрения по проблеме борьбы с эстрадным волнением. 1.

Реального, ощутимого решения нет и быть не может: если человек владеет со-бой в экстремальных условиях сценического выступления, обращать волнение себе на пользу, а не во вред, следовательно, есть основания (разумеется, при прочих необхо-димых условиях) заниматься такого рода деятельностью. В противном случае целесо-образнее принять решение о смене профессии. 2.

Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного ро-да «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Имея большой личный опыт концертных выступлений, целиком поддерживаю мнение о том, что сценическое волнение можно и нужно уметь держать под контро-лем.

Опираясь на труды учёных-психологов, опыт великих музыкантов и на соб-ственный опыт, хочется выделить главное в этой области исследований: 1.

Стороны личности, влияющие на особенности того или иного состояния музы-канта до концерта, во время него и после: • психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, по-требность в такой деятельности; • творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания; • особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения и др.); • типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент. Все стороны личности, перечисленные выше, взаимосвязаны и взаимозависимы. На собственном опыте знаю, что сценическое состояние музыканта-исполнителя формируется под воздействием всех подструктур. 2.Потребности музыканта, в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности. Они различны по их мотивации: • потребность в исполнительском процессе; • потребность в общении со слушателями; • потребность в активном воздействии на слушателей. Наиболее ценными являются потребность участия в исполнительском процессе и в общении с публикой. Каковы же причины страха перед сценой? В данном случае следует говорить о комплексе причин: 1) Первая причина-внушенная мысль о возможном «провале». Мысль о неудач-ном выступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения. 2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не дол-жен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Во время концертного ис-полнения могут быть неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания. 3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с вол-нением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. 4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным факто-ром.[2] 5) Пятая причина– усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. В своей педагогической и концертмейстерской практике,для психологической подготовки к выступлению, мною выработаны средства саморегуляции эмоциональ-ного состояния. Отметим наиболее важные: • дыхательные упражнения, тонизирующие сердечную деятельность; • сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и прие-мах технического, художественного воплощения; • представление сознанием всего музыкального образа исполняемого произведе-ния; • освобождающие, активизирующие физические упражнения исполнительского аппарата, помогающие войти в рабочее состояние. При подготовке концертной программы, преподавателю со своими учениками следует придерживаться определённых правил. 1)Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начи-нать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься». 2)Первоначально хорошо выучить произведение в голове, пропевая голосом, об-ращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические и ритми-ческие особенности. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах — это потом поможет «вылезти» из сложных ситуаций. 2)«Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов. 3)Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе. 4)Ближе к выступлению начать «собирать» произведение — проигрывать от нача-ла до конца не в конечно быстрых темпах. Будут видны недочёты, которые необхо-димо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции». 5)Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на пуб-лике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке — перед своей семьей, друзьями. 6)«Накатка» — многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки.Немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва вы-носливости, силы и т.д. Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготов-ки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необ-ходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста.Успех достигается там, где все три функции психики — интеллектуальная, эмоциональная и двигательная — действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.[1] Используемая литература: 1.Гольденвейзер, Александр 1975. «Об исполнительстве» Москва 2.Гофман, Иосиф 1961. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» Москва 3.Маккиннон, Лилиас 1967. «Игра наизусть» Москва 4.Перельман, Натан 1981. «В классе рояля» Санкт-Петербург Полный текст материала Причины сценического волнения и способы его преодоления смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Скачать материал с Pedsovet.su Хотите лучше владеть компьютером?

Оставьте отзыв к материалу:

Всего: 1

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Источник: http://pedsovet.su/load/117-1-0-33658

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение, Музыкальный класс

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Волнение перед выступлением – так называемое эстрадное волнение – способно испортить публичное выступление, даже если оно представляет собой плод долгих и упорных репетиций.

Всё дело в том, что на сцене артист попадает в непривычную для себя обстановку – зону дискомфорта. И на этот дискомфорт мгновенно отзывается весь организм.

Чаще всего такой адреналин полезен и иногда даже приятен, но у некоторых людей всё же может подняться давление, начаться тремор рук и ног, а это негативно сказывается на моторике.

Результат – выступление проходит совсем не так, как хотелось бы исполнителю.

Что же можно предпринять, чтобы снизить влияние эстрадного волнения на исполнительскую деятельность музыканта?

Первое и главное условие победы над сценическим волнением – это опыт. Некоторые думают: «Чем больше выступлений, тем лучше». На самом деле сама частота ситуации публичного выступления не так уж и важна – важно, чтобы выступления были, чтобы к ним велась целенаправленная подготовка.

Второе не менее необходимое условие – нет, это не идеально выученная программа, это работа мозга.

Когда вышли на сцену – не начинайте играть до тех пор, пока вы не удостоверитесь, что вы соображаете, что делаете. Никогда не позволяйте себе исполнять музыку «на автопилоте».

Контролируйте весь процесс, даже если это вам кажется невозможным. Это вам действительно всего лишь кажется, не бойтесь разрушить мираж.

Само творчество и мыслительная деятельность отвлекают от волнения. Волнение просто никуда не исчезает (и не исчезнет никогда), оно просто должно уйти на задний план, скрыться, спрятаться так, что вы его перестанете ощущать. Вот будет забавно: я вижу, как трясутся мои руки, но почему-то эта тряска не мешает чисто играть пассажи!

Третье – таки перестраховывайтесь и учите произведения, как следует! Распространёнными среди музыкантов опасениями является страх забыть и страх не сыграть то, что плохо проучено… То есть, к естественному волнению еще добавляются какие-то дополнительные поводы: волнение за плохо выученные пассажи и отдельные места

Если приходится играть наизусть, очень важно развивать не механическую память, или по-другому, мышечную память. Произведение нельзя знать одними «пальцами»! Развивайте логически-следственную память. Для этого необходимо проучивать произведение отдельными кусками, начиная с разных мест.

Четвёртое . Оно заключается в адекватном и позитивном восприятии себя, как исполнителя. С уровнем мастерства, конечно, растёт уверенность в себе. Однако, на это нужно время.

И поэтому важно помнить, что любой провал забывается слушателями очень быстро. А для исполнителя, он будет служить толчком к еще большим усилиям и стараниям.

Не стоит заниматься самоедством – это просто неприлично, чёрт вас возьми!

Помните, что эстрадное волнение – это нормально. Нужно лишь «приручить» его! Ведь даже самые опытные и зрелые музыканты признаются, что всегда испытывают волнение перед выходом на сцену. Что и говорить о тех музыкантах, которые всю жизнь играют в оркестровой яме – к ним не прикованы взгляды зрителей. Многие из них уже, к сожалению, почти не в состоянии выйти на сцену и сыграть что-либо.

А вот маленькие дети обычно не испытывают больших затруднений при выступлениях. Они охотно выступают, совершенно не смущаясь, и испытывают удовольствие от этого занятия. В чем же причина? Все просто – они не занимаются «самобичеванием» и относятся к выступлению просто.

Так и нам, взрослым людям нужно почувствовать себя маленькими детьми и, сделав всё, чтобы снизить эффект эстрадного волнения, получать от выступления радость.

Источник: https://plusss48.ru/isskustvo-dlya-dushi/muzykantu-kak-nejtralizovat-estradnoe-volnenie-muzykalnyj-klass

«Сценическое волнение и способы его преодоления» — PDF

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ И НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Сценическое волнение и способы его преодоления» г. Ханты-Мансийск 2013 г.

Читайте также:  Виды музыкального слуха: что к чему?

2 Одобрено на заседании МО фортепианного отдела МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» Протокол от 2013 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» 2013 г. Я.И. Родь М.П. Разработчик: преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» Маслеева Наталья Александровна

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение Концепция появления тревоги Возможные причины сценического волнения Волнение. Подготовка к выступлению Заключение Список использованной литературы 2

4 Введение «Исполняйте произведение на сцене как дома, а дома как на сцене!» Святослав Рихтер Есть ли такой исполнитель, который не волнуется на сцене? Артист, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения, образно именуемых немецкими музыкантами Lampenfieber? Волнение 1 испытывают все артисты без исключения, начиная с самого первого публичного выступления в детском возрасте и заканчивая концертами в зрелом возрасте. Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного рода «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Умело и тщательно проведенная подготовка музыканта к публичному выступлению, владение механизмами психологической саморегуляции и прочее все это имеет достаточно большое значение для максимального раскрытия возможностей, внутренних резервов в момент нахождения на сцене и позволяет утверждать, что попытки решить проблему сценического волнения, отнюдь не бесперспективны. Особенности самой личности исполнителя также имеют огромное значение наряду с его психологической готовностью к выступлению на сцене. Исходя из этого, можно говорить о воспитании исполнительских навыков, 1 Душевное волнение (от лат. affectus страсть) сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. В философском значении внутреннее состояние человека, характеризующееся резким обострением чувств, с одновременным усилением воли и ослаблением мышления, отличающееся от страсти меньшей продолжительностью и незначительной по сравнению со страстью душевной глубиной, возникающее, как правило, в ответ на сильный раздражитель и проявляющееся в виде бурной кратковременной эмоции. [35] 3

5 опыте и практике поведения на сцене, дающих наиболее комфортные условия для воплощения всего исполнительского замысла. Цель исследования выявить возможные причины сценического волнения, определить способы минимализации волнения в период подготовки ученика к концертному выступлению. Актуальность темы исследования.

Поднятая тема очень обширна и проблемна, поэтому, начиная с конца XVII века, многие профессиональные музыканты с интересом обращались к ней, методисты включали ее в свои работы о воспитании музыканта-исполнителя.

Сегодня эта тема актуальна и значима для многих педагогов, исполнителей, учащихся, так как еще недостаточно хорошо осмыслены и систематизированы психологические подходы к ее решению. Сценического волнение глубоко индивидуальное явление, как индивидуальны и пути его преодоления. Степень разработанности темы.

Приемы управления сценическим состоянием важный компонент психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению, но, вместе с тем, методика этого управления изучена не в полной мере.

Музыканты с опаской пишут научные работы по проблемам сценического волнения, потому что не обладают необходимыми знаниями в области психологии, а психологи с осторожностью обращаются к этой теме, потому что не имеют опыта в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Наиболее известные авторы научных работ среди музыкантовпианистов, рассматривающих природу сценического состояния Л. А. Баренбойм, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг. А.Б. Гольденвейзер говорил, что был бы благодарен тому, кто научил бы его преодолевать страх перед эстрадным волнением. Задачи исследования: 1. рассмотреть концепции появления тревоги некоторых философов и выявить их общность. 4

6 2. выявить возможные причины сценического волнения. 3. проследить основные этапы подготовки к концертному выступлению. Объектом исследования является психологическое состояние ученика-исполнителя. Предмет исследования сценическое волнение ученика-пианиста. Вместе с тем отметим, что проблема волнения затрагивает всех артистов без исключения.

Главный принцип современного исполнительства заключается в том, что каждый музыкант сам для себя, исходя из собственных ощущений, должен анализировать процессы и изобретать способы контроля своего поведения на сцене. В подростковом, ученическом возрасте этот процесс должен проходить под пристальным вниманием педагога-наставника.

Поэтому в данном исследовании особое место будет занимать вопрос подготовки учеников к сценическому выступлению. Каждое публичное выступление представляет собой новую, неповторяющуюся ситуацию. Огромной разницей для исполнителя является, сдает ли он экзамен, принимает ли участие в конкурсе или выступает на публичном концерте. Научная новизна исследования.

Новизной данного исследования будет доказательство возможности перевоплощения энергии волнения в другие, полезные и улучшающие результат выступления факторы.

Излишнее волнение не позволяет пользоваться возможностями деятельной стороны разума, а порой ставит под сомнение реализацию всего задуманного и наработанного за долгое время, и что самое страшное это может произойти во время ответственного выступления. 5

7 Концепция появления тревоги. Ситуация сценического выступления любым человеком воспринимается как стрессовая, поскольку любая аудитория (от одного до нескольких тысяч человек) вызывает чувство ответственности и повышенной требовательности к себе.

В этом случае необходимо разобраться, какое поведение является вполне понятным и оправданным, а какое поведение можно считать неадекватным.

Кто-то часто сам придумывает себе «недобрых зрителей», кто-то с нетерпением ждет выхода на сцену, испытывая творческий подъем, а многие так переживают сам процесс исполнения и состояние своего «аппарата», что совсем не задумываются о присутствии публики.

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения, в частности, проявления состояния тревожности. «Тревога это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [35].

В сравнении со страхом реакцией на конкретную угрозу тревога представляет собой беспредметный страх, вызываемый не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в случае, если она появится. Типичными биологическими условиями для развития тревоги являются новая, неизвестная ситуация.

У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Субъективно тревога переживается как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, воспринимаемыми с преувеличением их могущества и угрожающего характера. Исходя из этого, например, перед выступлением ученик пребывает в состоянии рассеянного внимания, его сознание пытается определить источник тревоги. Происходит это примерно так «Все ли я надежно выучил? А как я буду справляться с этим пассажем? Много ли 6

8 публики в зале? Кажется руки холодные, а что будет на сцене?» И так далее. По этой причине тревожность может расстраивать другие виды деятельности, нарушать их направленность и продуктивность. Некоторые теоретики предполагают, что поведение детей, как нормальное, так и ненормальное, несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры.

Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Некоторые виды взаимоотношений с окружающими людьми, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Тем самым, родители и социальная среда, начиная с самого рождения будущего артиста, формируют в нем личностные качества и характер.

В итоге это определяет степень его решительности, уверенности, способность самообладания на сцене, особенности его темперамента, харизматичности и многое другое именно эти качества становятся доминирующими в момент нахождения на сцене.

На проблему проявления тревоги у теоретиков также нет единой точки зрения, как и на способы ее коррекции или полного решения.

Вот некоторые из них, определяющие состояние тревоги как некий внутренний или внешний конфликт: Самые первые результаты австрийского психолога Зигмунда Фрейда ( ) в терапии расстройств вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность привела его к предположению о том, тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. В зависимости от того, откуда исходит угроза для эго, психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги: а) реалистическая тревога означает эмоциональный ответ на угрозу и понимание опасностей внешнего мира. Для реалистической тревоги, в 7

9 отличие от страха, характерна достаточно высокая степень неопределенности.

Так, если накануне концерта плохо подготовленный ученик совершенно определенно и обоснованно боится «провала», то ученик, тщательно подготовившийся, тем не менее также может испытывать напряжение и дискомфорт, обусловленные тревогой, связанной с предстоящим выступлением.

б) невротическая тревога представляет собой эмоциональный ответ на опасность того, что человек не сможет контролировать подсознательные импульсные реакции, инстинктивные побуждения, вызванные стрессовой ситуацией.

в) моральная тревога происходит от объективного страха испытать чувство вины за какие-то поступки или действия, которые нарушают собственные перфекционистские требования. Для примера можно представить ученика, который должным образом отнесся к выступлению на сцене и добросовестно освоил необходимое произведение.

Его стремление сыграть идеально, то самое перфекционистическое начало может вызывать сомнение относительно собственной подготовленности. Ученику начинает казаться, что некоторые детали произведения недостаточно осмысленны или, возможно, не совсем качественно выучен текст. Эти сомнения могут негативно отразиться на выступлении, если дать им волю.

Австрийский психолог Альфред А длер ( ) утверждал, что весь стиль жизни человека формируется под влиянием творческих способностей личности. Адлер считал человека ответственным за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Однако он полагал, что все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству, цель которого достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. На людей на самом деле сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. 8

10 В «философии очевидного» немецкий врач-психиатр, Фредерик Саломон Перлз ( ) развивает утверждение, что очевидный фактор состоит в том, что человек имеет два уровня существования, характеризующиеся как внутренний и внешний мир.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что у исполнителя существует три уровня восприятия произведения в момент исполнения: — предслышание: представление в уме и предвосхищение внутренним слухом каждого звука; — непосредственное взятие звука; — получение результата: исполнитель слышит и анализирует получившееся звукоизвлечение, сравнивая его с предслышанием. Таким образом, представленные концепции проявления волнения и тревоги охватывают все значимые области рассмотрения темы данного исследования. Почти все они определяют чувство тревоги как реакцию на возникающий конфликт. 9

11 Возможные причины сценического волнения. «В течение многих лет я испытываю ужасные страдания перед выступлением, это муки, которые невозможно описать. Ужасное внутреннее волнение, страхи со всем и вся — все это не что иное, как нечистая совесть».

Игнаций Ян Падеревский Нет двух исполнителей, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на концертную площадку. Один ученик смертельно боится ошибиться, забыть текст, другой смущѐн обстановкой концертного зала, ему не по себе от сотен устремлѐнных на него глаз.

Кто-то хочет больше того, на что способен, и мучается, чувствуя свою беспомощность, кому-то все надоело, и он мечтает поскорее уйти домой, а некоторые ученики испытывают состояние творческого подъема и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.

Читайте также:  Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Преподаватель должен помочь ученику осознать причину своего волнения на сцене, а также понять, что необходимо ему для достижения оптимального концертного состояния. 1) Осознание общественной значимости выступления. Чрезмерное волнение привносит осознание общественной значимости публичного выступления.

Каждый выход на сцену имеет определенную цель, в большей или меньшей степени значимую для ученика. От успешного выступления может зависеть сдача экзамена, получение лауреатского звания и т.д. В результате возникает состояние, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным.

Российский исследователь феномена общественной значимости публичного выступления А.Л. Готсдинер отметил, что большинство детей в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что 10

12 они не понимают его общественной значимости. Дети чувствуют себя гораздо свободнее, если в зале много знакомых, и это их вдохновляет. Но в подростковом возрасте приходит осознание общественной значимости концертного выступления, и появляется боязнь выхода на сцену. Любая установка сделать выступление «важным» должна считаться негативной и непродуктивной.

Основная цель состоит в развитии и отработке мысленных упражнений, которые помогут освободить событие выступления от всякой «важности». Проще говоря, чем знáчимее воспринимается предстоящее событие, тем больше возникает психологических и физических проблем.

Независимо от роли данного выступления в жизни музыканта, не стоит забывать об исполнении музыки как о высшей цели существования исполнителя. 2) Желание быть признанным. Подход к выступлению с ожиданиями какого-либо одобрения (такого как физическое и эмоциональное вдохновение и одобрение слушателей) представляет собой еще одно серьезное препятствие для творчества.

В человеческой натуре заложено ожидание награды за усилия. Так же, часто ученики очень серьезно относятся к одобрению и похвале педагога. Они нуждаются в поддержке перед выступлением, а так же в справедливой критике после него. 3) Неправильное расходование энергии.

Правильное расходование энергии имеет прямую, следственную связь со степенью расслабления, которую вы сможете достигнуть. Чрезмерная энергия и напряжение обладают сокрушительным эффектом на технику игры, физическую выносливость и контроль эмоций. Природа «работы» музыканта заключается в концентрации, а не в физической активности.

Целью является достижение физического и эмоционального «покоя». Если взглянуть на любые видео величайших исполнителей, то легко заметить, насколько они спокойны. Наивно полагать, что мастера не волнуются и не испытывают эмоционального возбуждения, 11

Источник: https://docplayer.ru/28592115-Scenicheskoe-volnenie-i-sposoby-ego-preodoleniya.html

Преодоление сценического волнения начинающего певца

Музыканту-исполнителю 
важно вспомнить то самочувствие, то психическое состояние, при котором 
были достигнуты творческие успехи, и, готовясь к новому выступлению, сделать 
попытку вновь испытать это ощущение. Так поступают многие исполнители.  Вредно преувеличивать значение предстоящего концертного выступления.

Неумелый музыкальный 
педагог, работая с учеником, порой 
чрезмерно драматизирует ситуацию, нагнетает излишнюю тревогу за исход 
предстоящего выступления и к 
началу концерта учащийся как бы «перегорает», он не в силах вынести на своих плечах внушённый ему груз огромной ответственности. Важно, поддерживая в себе чувство ответственности, не поддаваться тревоге.

Взаимозависимость типа темперамента и 
форм проявления сценического волнения в музыкальной психологии.

Музыканты, имеющие 
сильный неуравновешенный тип нервной 
системы (холерики), чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку».

Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности (флегматики) чаще впадают в состояние творческой апатии.

Труднее прочих преодолевают нездоровые формы сценического волнения музыканты со слабым типом нервной системы (меланхолики).

Причины сценического волнения и их генетические истоки.

Чаще всего 
волнение навевается мыслями (или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моего выступления?», «Какое место будет отведено мне в профессиональной иерархии?» др. Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя.

Чувство ответственности 
исполнителя за свое выступление 
является важной составляющей в синдроме сценического волнения. Когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато для него определенными потерями на эстраде. Отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя.

Преодоление сценического волнения в музыкальной 
психологии

Многие музыканты, педагоги указывали на прямую зависимость успешности выступления артиста от уровня подготовки. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко разучено музыкальное произведение.

Многие музыканты тщательнейшим образом изучают тонкости нотного текста, обдумывают исполнительский план, бесконечно репетируют все фрагменты предстоящего выступления, но, выходя на сцену, теряют способность контролировать происходящее и не могут успешно реализовать выношенные художественные намерения.

Молодых исполнителей надо подготавливать к выходу на сцену – и подготавливать не только в профессионально-исполнительском плане, но и психологическом.

Умение сосредоточиться 
на исполняемом произведении следует 
специально развивать. Следует иногда говорить ученику на уроке: «Представь, что ты поешь на публике. Войди в это состояние. Причем твоя основная и главная задача — сосредоточиться на исполняемом произведении.

Присутствие большого числа людей, неожиданные шумы – кашель, упавшие ключи, сигнал телефона – ничто не должно тебя отвлекать. Требуется предельная концентрация внимания на звучании голоса, на фразировке, на показе образа и т.д. — вот твоя цель, и чем скорее ты достигнешь ее, тем скорее станешь артистом».

Способность самососредоточения, как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением, можно и нужно развивать в процессе предконцертной подготовки учащегося.

Любовь к сцене, к публичному выступлению, к эстрадному самочувствию, следует всячески культивировать у молодых музыкантов.

Одна из первопричин сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Волнуются, исполняя песню публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются.

Провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточней выученности текста.

И, тем не менее, произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») принесет ему уверенность в себе.

Существуют специальные 
приемы аутотренинга (самовнушения), которые при умелом использовании помогают ученикам преодолевать эстрадное волнение. Следует объяснить детям, что сила внушения и самовнушения – великая вещь. От нее больше пользы, чем от всех таблеток вместе взятых.

Имеет значение, как исполнитель проводит время перед выступлением. Объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления. По этому вопросу существуют различные мнения.

Кто-то в преддверии выступления занимается больше, кто-то меньше обычного; одни ищут общения, контактов с близкими, для других важнее одиночество.

Будущему исполнителю необходимо опробовать на собственном опыте различные варианты подготовки к публичному выступлению, отобрать для себя то, что наилучшим образом согласуется с его индивидуально-личностными особенностями и свойствами.

Вопрос о психологической 
подготовке вокалиста к концертному 
выступлению  решается с учетом индивидуальной нервно-психологической конституции 
ученика, знания о реакции организма 
ученика на различные ситуации, на те или иные приемы воздействия. Это становится важнейшим этапом в работе над музыкальным произведением в период подготовки ребенка к концертному выступлению.

Музыканты, которые 
во время концертного выступления 
не могут сосредоточиться на творческих задачах, нуждаются в аутосуггестии перед выходом на эстраду.

Им важно обрести чувство нетерпения и желания петь.

И если музыкант сумел в процессе изучения произведения и подготовки к выступлению обрести, осознать его как нечто интересное, эстетически ценное, все второстепенные мысли и заботы исчезнут сами собой.

Музыканты, которые 
не верят в свои возможности и 
панически боятся случайных ошибок, должны уяснить, что одна удачно спетая музыкальная фраза важнее десятка 
случайных ошибок.

Можно случайно ошибиться, но нельзя случайно достичь высоких творческих результатов, и поэтому оценивать художника следует не по его промахам, а по его достижениям.

Если хоть что-то в выступлении получилось хорошо, то исполнителю можно простить многие «грехи», потому что творческие удачи — и есть то главное, ради чего исполнитель вышел к публике. Понимание этих простых истин облегчает психологическую подготовку к предстоящему выступлению.

Музыканты, которые 
жалуются, что перед выходом на сцену теряют интерес к концерту, должны позаботиться о том, чтобы ощущение творческого подъёма, оптимальный уровень возбуждения возникли именно к началу выступления, и не раньше. Им очень важно расчётливо беречь свои физические и духовные силы, разумно чередовать творческую работу и отдых.

И, наконец, музыкантам, которые сетуют, что робеют в эмоциогенной обстановке концертного зала, рекомендуется особый приём психологической подготовки.

Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения представить себя на сцене заполненного публикой концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности, праздника и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу.

Вначале целесообразно 
тренировать, «осваивать» одну конкретную эмоцию, которая осваивается тем 
быстрее, если постоянно воспроизводится в мимике, движениях, во взгляде. 
 

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые 
в подростковом возрасте, представители 
сценических профессий не перестают 
ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры.

Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации 
разного рода «издержек» эстрадных 
стрессов, то, во всяком случае, ослабления их последствий.

Умело и тщательно 
проведенная подготовка музыканта к публичному выступлению, владение механизмами психологической саморегуляции, сценический опыт и прочие – все это имеет достаточно большое значение в данном случае, позволяя утверждать, что попытки решить проблему сценического волнения отнюдь не бесперспективны.

Психологическая подготовка ученика к выступлению 
имеет не меньшее значение, нежели профессионально-исполнительская подготовка как таковая — на этой позиции сходится подавляющая часть преподавателей.

Вся работа, которая велась учеником над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления музыканта-исполнителя и его профпригодностью.

Возможны ситуации, когда щедро одаренный ученик терпит, в силу тех или иных причин, сценическое фиаско; возможны и такие ситуации, когда неплохо показать себя может и учащийся не слишком яркой одаренности, и, тем не менее, сценой проверяется, как уже говорилось, решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и устойчивость психики, и др.

Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической 
устойчивости должна, в принципе, вестись 
с детских лет. Существует точка 
зрения, что музыкант-исполнитель, часто 
и успешно выступавший в детские 
годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением.

К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над 
музыкальным произведением. Концертность – это, прежде всего внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что исполнителя слушают.

Знание психических (индивидуально-личностных) и профессиональных свойств ученика в их взаимосвязях и зависимостях абсолютно необходимы педагогу в выработке оптимальных путей и способов поведения к концертным выступлениям.

Диагностика характера ребенка, его внутренних состояний, его индивидуальных реакций на те или иные ситуации способствует правильному выбору психологической стратегии и тактики педагога в наиболее важные для его подопечного моменты.

Выступления полезны 
на всех этапах обучения (с посильным 
репертуаром). Выступления тонизируют певцов, активизируют самостоятельную 
работу, обнаруживают коллективно недостатки занятий, учат исполнителей реализовываться художественно, преодолевая концертный стресс.

  • Формы преодоления сценического волнения:
  • Удобный диапазон
  • Использование движения
  • Репертуар
  • Выступления в 
    ансамбле
  • Частота выступлений
  • Предконцертная 
    психологическая подготовка.

Источник: http://student.zoomru.ru/muzika/preodolenie-scenicheskogo-volneniya-nachinajushhego-pevca/66473.538472.s2.html

Ссылка на основную публикацию