Новгородский цикл былин

  • Сегодня на уроке мы:
  • — поговорим о новгородских былинах;
  • — разберём былину «Садко».
  • Мы уже знаем, что былины – это песни-сказания о жизни Древней Руси, о славных русских богатырях и их подвигах во славу родной земли. 

Все былины принято делить на два цикла – Киевские и Новгородские. Названия циклов говорят сами за себя: по месту действия основного героя, а чаще всего и по месту рождения. 

  1. Говорил ему Алеша Попович млад:
  2. — Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,
  3. Ко ласковому князю Владимиру .
  4. ***
  5. В славном великом Новеграде
  6. А и жил Буслай до девяноста лет,
  7. С Новым-городом жил, не перечился.

В Киевских былинах события разворачиваются в Киеве или же недалеко от него. Всегда в былинах либо присутствует, либо поминается князь Владимир. Богатыри защищают Русскую землю от каких бы то ни было врагов – кочевников, татар, змея или ещё какой напасти. Герои Киевских былин – это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Новгородский цикл былин

  • Хозяин от был Илья Муромец,
  • Илья Муромец сын Иванов,
  • Его верный слуга – Добрынюшка,
  • Добрынюшка Никитин сын.

Былины Новгородского цикла несколько иного склада. Князь в Новгороде не имел такого влияния, как в Киеве. Его могли пригласить на княжение, а могли и «путь указать», если становился неугоден новгородцам.

Новгородский цикл былин

  1. И татарского ига Новгород практически не знал, поэтому тема защиты родины далеко не главная в былинах Новгородских.
  2. Будет Васенька семи годов,—
  3. Отдавала матушка родимая,
  4. Матера вдова Амелфа Тимофеевна,
  5. Учить его во грамоте,
  6. А грамота ему в наук пошла;
  7. Присадила пером его писать,
  8. Письмо Василью в наук пошло;
  9. Отдавала петью учить церковному,
  10. Петьё Василью в наук пошло.

Новгород недаром называли Господин Великий Новгород. Это был почти город-республика.

Новгородский цикл былин

Он самостоятельно заключал торговые договоры на торговлю с западными странами, славился богатством. Поэтому и главные герои Новгородских былин выделяются не только силой, но, в первую очередь, торговой сметкой, ловкостью, интересом к дальним странам.

Новгородский цикл былин

Главные герои Новгородских былин – это Садко и Василий Буслаев. Они родились и выросли в Новгороде, их приключения, труды связаны с Новгородом. Садко – купец, богатый гость. Василий Буслаев – буйная удаль, бесшабашное молодечество.

  • Говорит тут Василий Буслаевич:
  • «Гой еси вы, мужики новогородские!
  • Бьюсь с вами о велик заклад —
  • Напущаюсь я на весь Новгород битися, дратися
  • Со всею дружиною хороброю;
  • Тако вы мене с дружиною побьете Новым-городом,
  • Буду вам платить дани-выходы по смерть свою,
  • На всякий год по три тысячи;
  • А буде ж я вас побью и вы мне покоритеся,
  • То вам платить буду такову же дань».
  • Былина «Садко» начинается с рассказа о том, как «в славном в Нове-граде

был Садко-купец, богатый гость». Но богатым он стал не сразу. Первоначально Садко был беден, зарабатывал себе на жизнь тем, что «по пирам ходил-играл». И зависел от того, позовут его на пир или нет.

Садко талантливый музыкант. Его игра на гуслях способна даже природу удивить и тронуть. А вот новгородских купцов его талант не интересует. Нищий гусляр им нужен только тогда, когда они после сытного угощения хотят повеселиться. И не часто Садко «зовут на почестен пир».

  1. Садка день не зовут на почестен пир,
  2. Другой не зовут на почестен пир
  3. И третий не зовут на почестен пир.

Царь морской прекрасно понимает печаль гусляра. Не только бедность тяготит Садко, а и пренебрежительное отношение к его искусству. Оттого и предлагает владыка моря не просто обогатить Садко, но и возвеличить в глазах самодовольных купцов.

  • — Ай же ты, Садхо новгородский!
  • Не знаю, чем буде тебя пожаловать
  • За твои за утехи за великие,
  • За твою-то игру нежную:
  • Аль бессчетной золотой казной?
  • А не то ступай во Новгород
  • И спорь, что в Ильмень-озере
  • Есть рыба — золоты перья.
  • Побившись «о велик заклад», Садко вылавливает из Ильмень-озера «рыбку — золоты перья» и становится хозяином выигранных купеческих лавок. Он теперь богат:
  • Стал Садко поторговывать,
  • Стал получать барыши великие.
  • Во своих палатах белокаменных
  • Устроил Садко все по-небесному:
  • На небе солнце — и в палатах солнце,
  • На небе месяц — и в палатах месяц,
  • На небе звезды — и в палатах звезды.
  • Но эта победа над купцами изменила Садко к худшему. Он решил, что теперь равных ему нет, что он может противопоставить себя всему Новгороду:
  • На свою бессчетну золоту казну
  • Повыкуплю товары новогородские,
  • Худые товары и добрые!
  • Мы видим, как пытавшийся одолеть весь город Садко был посрамлен в своей гордыне:
  • Как тут Садко пораздумался:
  • «Не выкупить товара со всего бела света:
  • Еще повыкуплю товары московские,
  • Подоспеют товары заморские.
  • Не я, видно, купец богат новогородский —
  • Побогаче меня славный Новгород».
  • Никогда один человек не сможет быть сильнее и славнее общества – такова основная мысль былины.

Новгородский цикл былин

Во второй части былины Садко везёт новгородские товары в другие страны. Теперь он служит Великому Новгороду и радеет о его славе и богатстве.

  1. На свою бессчётну золоту казну
  2. Построил Садко тридцать кораблей,
  3. На те на корабли на черлёные
  4. Свалил товары новогородские.
  5. Как поехал он по синю морю,
  6. Воротил он в Золоту Орду,
  7. Продавал товары новогородские,
  8. Получал барыши великие,
  9. Поезжал назад во Новгород,
  10. Поезжал он по синю морю.

Садко – купец. Он привык считать деньги. И отправляясь к морскому царю, он пишет завещание:

  • Он стал именьице отписывать:
  • Кое именье отписывал божьим церквам,
  • Иное именье нищей братии,
  • Иное именьице молодой жене,
  • Остатное именье дружине хороброей.
  • Сам познавший нищету, Садко не забывает и «нищую братию».

Морской царь на Садко не гневается, он рад такому гостю. А то, что тот принес с собой гусли, и вовсе приводит царя в отличное настроение.

  1. — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
  2. Век ты, Садко, по морю езживал,
  3. Мне, царю, дани не плачивал,
  4. А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
  5. Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;
  6. Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Былины складывались в течение многих веков. К моменту появления «Садко» христианство уже прочно вошло в жизнь русских людей. Это видно из завещания Садко: «кое именье отписывал божьим церквам», а более всего из того эпизода, в котором герою помогает святой Николай.

Явившись под видом «старика седатого», святитель дает советы, как перестать играть и в то же время не навлечь на себя гнев морского царя. А в благодарность за это Садко по возвращении в Новгород «состроил церкву соборную Миколе Можайскому».

Новгородский цикл былин

Если летописи создавались в основном по приказу власть имущих, то былины творились народом. В Киевских былинах князь часто показан человеком слабохарактерным, чванливым, может без причины обидеть богатыря, а при опасности теряется и не знает, что делать.

Новгородский цикл былин

В Новгородских былинах богатое купечество презрительно относится к бедному люду, обижает и унижает его. Поэтому в былинах сбывается вековечная мечта народа преодолеть эту несправедливость, разбогатеть.

  • Потом Садко-купец, богатый гость,
  • Зазвал к себе на почестен пир
  • Тыих мужиков новогородскиих
  • И тыих настоятелей новогородскиих:
  • Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
  • Все на пиру наедалися,
  • Все на пиру напивалися,
  • Похвальбами все похвалялися.
  • В прежние-то времена настоятели новгородские на Садко бы и не глянули.

Садко становится тем героем, который добивается всего: богатства, почета, уважения. Он уже не нищий гусляр, игрой добывающий кусок хлеба. Он – Садко, богатый гость. И больше не рискует своим благополучием и самой жизнью:

  1. Не стал больше ездить Садко на сине море,
  2. Стал поживать Садко во Нове-граде.
  3. «Садко» — одна из жемчужин русской народной поэзии.
  4. Виссарион Григорьевич Белинский

Источник: https://videouroki.net/video/03-novgorodskij-cikl-bylin-sadko.html

Былины новгородские

До сих пор еще народ в своих песнях вспоминает и новгородскую необузданную вольницу, и народные драки, а также прежнюю славу и богатство Новгорода.

В одной новгородской былине (Василий Буслаевич) изображен буйный удалец-повольник.

«В славном Великом Новгороде, говорится в былине, жил старый Буслай девяносто лет, жил он со всеми в мире-согласии, ладил с чернью новгородской, поперек ей слова не говаривал. Умер он и остались по нем имение великое, вдова его да чадо малое, Васенька. Отдавала мать сына своего учить грамоте, письму да пению церковному.

Ученье ему впрок пошло, и нет во всем Новгороде такого певца, как Васенька; да на беду повадился он пир пировать с веселыми удалыми молодцами.

Пьет он, – допьяна напивается, по улицам похаживает да шуточки недобрые пошучивает: кого за руку возьмет – руку вывихнет, кого за ногу хватит – ногу вывернет… Идут мужики новгородские жаловаться Васиной матушке.

«Честная вдова, – говорят ей, – уйми ты свое чадо милое! Нехорошие шутки стал он пошучивать! А то ведь с такой удачей молодецкой быть ему в реке Волхове!» Стала мать журить сына. Не по душе это пришлось Васеньке: обозлился он на мужиков, что жаловались на него да грозили потопить его на Волхове.

Задумал он собрать себе дружину храбрую. Пишет он «ярлыки (записки) скорописчаты»: «Кто хочет пить и есть из готового, валися к Ваське на широкий двор, – тот пей и ешь готовое и носи платье разноцветное». Рассылает он эти ярлыки по улицам и проулочкам новгородским.

Собираются к нему удальцы со всех концов: пришел Костя Новоторженин, пришли Потанюшка Хроменький, Хомушка Горбатый и другие. Пробует их силу Васенька Баслаевич, – заставляет выпить чару зелена вина на полтора ведра, бьет каждого из них палицей в двенадцать пуд. Коли молодец стоит при этом, не шелохнется, братается Васенька с ним и принимает его в «свою дружину храбрую». Набрал себе он тридцать удальцов.

Вызывает тогда он всех мужиков новгородских на бой. Те принимают вызов. Начинается свалка на Волховском мосту. Плохо мужикам новгородским, – много их избито, изранено; дружина Васильева одолевает их. Видят они – дело плохо, – на хитрости пускаются.

Побежали к матери Василия, принесли подарки и просят: «Прими у нас дорогие подарочки и уйми свое чадо милое!» Мать унимает сына, сажает в глубокий погреб; покоряется ей Васенька, – не смеет он ослушаться родимой матушки.

Плохо пришлось и дружине без него; стали одолевать ее мужики новгородские. Выпускают тогда Василия из погреба.

Разгорелось его сердце богатырское, схватил он ось тележную и бросается своим на помощь, – мужиков так валом и валит. Стали снова они просить матушку вступиться за них. Посылает она Васильева крестового батюшку унять сынка.

Одевает старчище-пилигримище колпак на голову в двадцать пуд, берет клюку в руки в десять пуд, приходит на мост к Василию, глядит ему прямо в ясны очи и говорит ему: «Ай же ты, мое чадо крестное! Укроти свое сердце богатырское, оставь мужичков хоть малую часть».

Расходилось сердце у Васеньки: нет на него ни уйму ни удержу. «Ай же ты, крестный мой батюшка! – говорит он в ответ.

 – Не дал я тебе яичко во Христов день, дам я тебе яичко в Петров день!» Щелкнул он крестного батюшку осью железною, – тут крестовому батюшке и славу поют.

Сама мать приходит унимать расходившегося Васеньку; догадалась старушка, зашла сзади и пала на плечи его могучие. «Ай же ты, чадо мое милое, – говорит она, – укроти свое сердце богатырское, оставь мужичков хоть малую часть!»

Тут Васильюшка Буслаевич опускает руки свои могучие к сырой земле, выпадает ось железная из белых рук.

«Ай ты, свет-государыня-матушка, – говорит он, – умела ты унять мою силу великую, догадалась зайти позади меня, и если бы зашла ты спереди, то не спустил бы тебе государыне-матушке, убил бы тебя заместо мужика новгородского». Оставляет тогда Васенька смертное побоище. Оставил он мужиков малую часть, а набил их, что пройти нельзя.

Много беды да грехов натворил Василий Буслаевич. «Смолоду бито много, граблено, под старость надо душу спасти», – говорит он и просит у своей государыни-матушки благословенья великого «итти в Иерусалим-град со своей дружиною храброю, Господу Богу помолитися, ко святой святыне приложитися, в Ердане-реке искупатися».

 – «Чадо мое милое, – отвечает ему мать, – коли ты пойдешь на добрые дела, дам тебе благословение великое, а коли ты, дитя, на разбой пойдешь, и не дам тебе благословения, а и не носи Василья сыра земля!..» Пускается Василий со своей дружиной в путь далекий по рекам и морям.

Приезжает он наконец в Иерусалим, служит обедню за матушку, за себя, служит панихиду по батюшке, купается в Иордане. На возвратном пути Василий гибнет. Увидел он большой камень на горе; написано на нем: «Кто перескочит через камень поперек – тому ничего не будет, а кто станет вдоль скакать – сломать тому буйну голову».

Загорелось у Василия сердце неразумное, заговорила удаль буйная, – стал он вдоль скакать и убился до смерти».

Новгородский цикл былин

Прорись новгородской берестяной грамоты

Другая былина о Садке-Богатом госте показывает, что у народа сохранилась память о богатстве старого Новгорода. Сказываются в этой былине и языческие верования – вера в «водяного бога».

Читайте также:  Как сделать музыкальный клип?

Жил-был в Новгороде Садко. Был он гусляр, ходил по веселым пирам, тешил богатых людей своей игрой искусной, – тем он и жил. Часты бывали пиры в богатом Новгороде. Но вот случилось раз – день приходит, другой, третий, – не зовут Садка на почестей пир. Соскучился Садко, пошел он к Ильмень-озеру, сел на камень прибрежный и стал наигрывать на своих гуселках.

Как вдруг вода в озере всколыбалася; вышел из воды царь морской и говорит: «Ай же ты, Садко Новгородский, не знаю, чем тебя пожаловать за твои утехи великия, за твою игру нежную. Ступай ты в Новгород и бейся об заклад, заложи свою буйну голову, а с купцов выряжай лавки товара красного и спорь, что в Ильмень-озере есть рыба-золоты перья.

Как побьешься об заклад, поди свяжи шелковый невод и приезжай рыбу ловить в Ильмень-озере. Дам я тебе три рыбины-золоты перья; тогда ты, Садко, счастлив будешь». Он сделал так, как велел ему царь морской. Позвали Садко на почестей пир. Тешил гостей он игрой своей искусной, тешились гости и вином хмельным.

Стал тут он хвастать, что знает чудо чудное в Ильмень-озере, что есть в озере рыба-золоты перья. Заспорили купцы, что не может быть в озере такой диковинной рыбы. Предлагает тогда Садко биться об заклад. «Заложу я свою буйну голову, – говорит он купцам, – а вы закладывайте лавки товара красного». Нашлись три купца – ударились об заклад.

Связали невод шелковый и поехали ловить рыбу на Ильмень-озеро. Закинули тоньку – и добыли рыбку-золоты перья, во второй раз закинули – добыли вторую рыбку-золоты перья, третью тоньку закинули – третью золотоперую рыбку добыли. Делать нечего – отдали купцы Садку свои лавки товара красного.

Стал с той поры он поторговывать, стал получать барыши хорошие; нажил он имение великое, построил себе палаты белокаменные, сам стал задавать пиры на славу.

Зазвал он раз к себе на пир гостей – настоятелей новгородских.

Все на пиру наедалися, все на пиру напивалися, похвальбами все похвалялися: кто хвастает бессчетной золотой казной, кто похваляется силой молодецкой, кто – конем добрым, кто – славным отечеством, кто – молодым молодечеством. А Садко все помалчивает.

Стали тут говорить гости: «Что же наш Садко ничем не похвастает?» Говорит он в ответ: «Чем мне хвастаться? У меня ли золота казна не тощится, цветно платьице не носится, дружина храбрая не изменяется.

А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной: на свою золоту казну повыкуплю все товары новгородские, худые товары и добрые!» Не успел он и слова вымолвить, как настоятели новгородские ударились с ним о великий заклад – в тридцать тысяч, что не выкупить ему всех товаров новгородских.

Вставал на другой день Садко рано утром, будил своих молодцов, без счета давал им золотой казны, рассылал их по всем улицам торговым, а сам шел в гостиный ряд – вдвойне товаров принавезено, вдвойне товаров принапасено на славу Новгорода Великого. Садко опять скупил все товары.

На третий день снова выходит он с дружиной своей покупать товары – втройне товаров принавезено, втройне принапасено; подоспели товары московские. Призадумался тут богатый Садко – не в меру, видно, похвастался. «Не выкупить товара со всего бела света, – говорит он, – выкуплю товары московские – подоспеют товары заморские.

Не я, видно, богат купец новгородский – побогаче меня славный Новгород!» Пришлось Садку уплатить заклад.

Построил он тридцать кораблей, нагрузил на них товары новгородские; продавал их за морем, получал барыши великие, насыпал бочки красна золота, чиста серебра. Едет Садко назад в Новгород. Приключилось вдруг диво дивное на море. Поднялась страшная буря, «волною бьет, паруса рвет, ломает корабли червленые, а корабли нейдут с места».

«Век мы по морю ездили, – говорит Садко, – а морскому царю дани не оплачивали: видно, царь морской от нас дани требует. Приказывает Садко бросить в море бочку чиста серебра, а буря не унимается, а корабли все с места нейдут. Бросают бочку красна золота – не помогает и это.

«Видно, царь морской требует живой головы во синее море!» – говорит Садко. Два раза мечут жеребей, кому идти во синее море. Оба раза жеребей указывает на Садко. Покоряется он своей участи. Пишет духовное завещание: часть имения отписывает Божьим церквям, часть – нищей братии, часть – молодой жене, а остаток – дружине своей храброй.

Берет с собою он свои гуселки. «Бросьте, – говорит, – на воду доску дубовую – не так страшна будет мне смерть». Остался Садко на синем море, а корабли полетели, как черные вороны, – полетели в Новгород Великий. Заснул Садко на доске дубовой, а проснулся во синем море, на самом дне.

Увидел он на дне палату белокаменную, зашел в палату, видит – сидит там царь морской. «Ай же ты, Садко купец, богатый гость! – говорит морской царь. – Век ты по морю езживал, мне, царю, дани не плачивал, а теперь сам пришел мне в подарочек. Поиграй мне в свои гуселки яровчаты». Стал Садко играть.

Как расплясался тут царь морской! Играл Садко сутки, играл другие, играл и третьи, а все пляшет царь морской! В синем море вода всколыбалася, с песком желтым смутилася, стало разбивать много кораблей на синем море, стало много гибнуть добра, много тонуть людей праведных. Стал в Новгороде народ молиться Николе Можайскому.

Вдруг слышит Садко – тронул кто-то его за плечо правое, и слышит он голос: «Полно тебе, Садко, играть в гуселки яровчаты!» Обернулся он, видит: стоит старик седой. Говорит ему Садко: «У меня воля не своя во синем море – приказано мне играть».

Отвечает ему старик: «А ты струночки повырывай, шпенечки повыломай, скажи: у меня струночек не случилось, а шпенечков не пригодилося, сломалися гуселки яровчаты – не во что больше играть. Станет тебе царь предлагать жениться, выбирай девицу Чернавушку. Будешь в Новгороде, на свою бессчетну золоту казну построй церковь Николе Можайскому».

Послушался Садко, исполнил все, как приказал старец. (Женился на девице Чернавушке). Было на дне морском столование – почестей пир. Заснул Садко на синем море, а проснулся в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. Смотрит он – бегут его корабли по Волхову.

Встречает он свою дружину. Дивуется дружина: «Остался Садко в синем море, очутился он впереди нас в Новгороде!» Как повыгрузил Садко с кораблей свою бессчетну золоту казну, построил он церковь соборную Николе Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на синее море, стал себе поживать в Новгороде.

Так в песнях народа сказывается о Великом Новгороде старая быль пополам с вымыслом. Вспоминает народ о торговле и богатстве старого Новгорода, вспоминает об удальцах-повольниках, буйства и грабежи которых немало бед причинили Русской земле, вспоминает и о внутренних смутах в Новгороде, которые и сгубили его…

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=170943

Новгородский цикл былин, Музыкальный класс

Новгородский цикл былин

В русском эпосе особняком стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали не ратные подвиги и политические события государственного масштаба, а случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда занимали отдельное место в жизни, а, значит, и в культуре Руси.

Слагали и рассказывали эти былины скоморохи, которыми особенно славился древний город. Естественно, за щедрую награду они старались угодить вкусам новгородской буржуазии, создавая яркие, увлекательные, а порой и забавные сюжеты из их жизни.

Самый известный герой новгородский сказаний – Садко. Вышедший из небогатой среды (то ли гусляр, то ли простой купец, то ли просто добрый молодец) он становится весьма состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлечённых идеей обогащения жителей торгового центра.

В сюжетах былин о Садке можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда всё это могло быть заключено в одно сказание. Но в любом варианте большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, все легенды о Садке прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

Былина о Ставре

Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством.

Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода, а прототипом служит сотский, заточённый Владимиром Мономахом.

Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

Былины о Василии Буслаеве

Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев, ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

Выражением вкусов новгородских жителей становятся и другие былины – о Хотене Блудовиче, решившем посвататься к дочери спесивой и богатой вдовы, о богатом госте Терентьище и т.д. Они носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской буржуазии.

Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Самим своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий.

Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в былинах киевского цикла, а на обычную жизнь древнего города.

Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминают скорее яркие и захватывающие «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями.

Именно поэтому новгородские былины выделяют среди своих «собратьев», относя скорее к разряду европейских новелл о городской жизни (фабльо).

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/novgorodskij-cikl-bylin-muzykalnyj-klass

Новгородский цикл былин — виртуальный урок словесности

Со второй половины XI века, когда единое Киевское государство распадается на обособленные феодальные княжества, в наиболее крупных и культурно развитых княжествах по уже известным образцам создаются былины о местных героях-богатырях. Такие былины появились в богатом Новгороде.

Здесь нет воинских подвигов, борьбы с оружием в руках за независимость. Речь идет о торговом могуществе, о соперничестве Новгорода с Москвой. В новгородских былинах отразился быт средневекового города, – например, изображаются кулачные бои – любимое развлечение древних новгородцев.

В былине «Садко и Морской царь» соединены картины реальной жизни древнего Новгорода с причудливой фантастикой. В первых эпизодах былины воссоздана хорошо знакомая новгородцам ситуация: богатый купец Садко нагружает корабли товарами и отправляется в чужие страны.

С редкой для былин точностью передается его маршрут: Волхов – Ладожское озеро – Нева – море. Но дальше эта точность нарушается: морем Садко попадает в Золотую Орду. На обратном пути он переживает фантастическое приключение. Корабли Садко застывают на месте, хотя буря рвет паруса.

Садко посылает своих слуг посмотреть, не сели ли корабли на «луду подводную» (подводную россыпь камней, каких много на Белом море). Причина в другом. Это Морской царь напоминает, что ему давно не платили дань: не приносили человеческой жертвы.

Жребий указывает, что ему нужен именно Садко.

На долю Садко выпадает три испытания. Первое: он должен подтвердить славу великого музыканта, повеселить царя игрой на гуслях. Игра оканчивается бедой: разгулявшаяся от пляски царя морская стихия топит корабли.

Вдруг около Садко оказывается старичок (святой Микола Можайский или святой Николай – покровитель новгородцев), которого Морской царь не видит. По совету старичка Садко рвет струны и выламывает «шпенёчки». Второе испытание заключается в том, что Садко должен разгадать трудную загадку.

От отгадки иногда зависит жизнь героя, иногда отгадка – это условие его женитьбы. Правильный ответ дал Садко: булат-железо дороже злата-серебра, потому что без «булату-железа жить-то не можно…». Выбор невесты – последнее, самое важное испытание. Три группы по триста девиц пройдут перед ним.

Но если Садко женится в морском царстве, он навсегда останется здесь. Выручает героя Микола Можайский: он указывает на девушку Чернаву. По одним вариантам былины, она – единственная земная девушка в подводном царстве. По другим, девушка эта – воплощение реки, текущей близ Новгорода.

И действительно, когда Садко просыпается после свадебного обряда, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы.

Садко в былине и богатый новгородский купец, и музыкант, владеющий волшебным инструментом, и жених, выбирающий суженую. Он не похож на киевских богатырей-воинов. Все, что с ним происходит, делается по чьей-то воле. Но то, что он прошёл через все испытания и благополучно возвратился домой, делает его в народном представлении богатырем.

Другой знаменитый герой былин новгородского цикла – удалец и озорник Василий Буслаев. Свои подвиги он совершает на городских улицах, на берегу Волхова, в купеческих и боярских хоромах, воюет с новгородцами. Иногда богатырствует просто для развлечения. В былине «Смерть Василия Буслаевича» рассказывается о его гибели. Отправился Василий в далекое путешествие – а Иерусалим-град:

Читайте также:  Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия
У меня с молоду было бито-граблено,Под старость ту надо душу спасти.

Паломникам предписано соблюдать благочестие, молиться. Озорнику Василию Буслаеву это оказалось не под силу. Многие правила и запреты нарушил он, противопоставляя им свою богатырскую силу. На пути в Иерусалим Василий попадает на гору Сорочинскую, видит здесь человеческий череп и грубо пинает его.

Говорит голова, кость человеческа:«Не попинывай, Василий, меня, сухую кость,Суху голову, кость человеческу, –Да был молодец я не в пору твою,Не в твою пору, да не в твою ровню Не бывать тебе, Василий, на святой Руси,Не видать тебе, Василий, своей матушки…»

На обратном пути Буслаев останавливается на том же месте и видит огромный «сер горюч камень» с надписью:

А кто-де у камня станет тешиться,А и тешиться-забавлятися,Вдоль скакать по каменю –Сломить будет буйну голову.

Василий понимает эту надпись не как предупреждение, а как вызов ему, богатырю. Первый прыжок окончился благополучно. Василий и говорит: «Я назад пятми (пятками) скочу и опять перескочу». И пал Василий «на сер горюч камень, Разломил себе буйну голову».

Камень этот – могильный, под ним погребен богатырь. Прыгать – значит оскорблять память умершего. Камень в то же время – символ царства Смерти. Нарушая запрет, Василий Буслаев словно бы стремится проникнуть в это царство. Смерть забирает его.

Деяния богатырей часто направлены на то, чтобы снять какой-то запрет. Но успеха они достигают лишь тогда, когда делается это во имя высокой цели.

(По книге Б. Путилова «Богатырская застава»)

Источник: https://www.sites.google.com/site/kopiavirtualnyjurokslovesnosti/literatura/6-klass/byliny/novgorodskij-cikl-bylin

Новгородские былины. Обзор цикла — История

Новгородские былины – классические.

Новгород не подвергался татаро – монгольскому нашествию, а посему полнее, чем другие города Руси, сохранил исторические ценности как XI-XII вв., так и XIII-XIV вв. Новгород археологически изучен лучше других городов Руси и Северной Европы. Это позволило ученым полнее осветить историю Новгорода.

Город занимал совершенно особое положение: это относится как к начальному периоду развития города, так и к более поздней эпохе, когда Новгород был столицей республики.

Многие новгородские особенности сохранялись длительное время после присоединения Новгорода к Московскому государству: новгородские меры, вес, монеты. Например:

  • 1) Единицы измерения
  • -мерная сажень -176 см
  • -большая сажень -250 см
  • -простая сажень -152 см
  • 2) Локти для измерения тканей -44 см (1/4 мерной сажени).

Раскопки в Новгороде приоткрыли пласт языческой ментальности и культуры. Возможно, в самом начале строительства города, в том месте, где Волхов вытекает из озера Ильмень, существовало языческое святилище двух славянских богов: Перуна и Велеса, которыми клялись русские воины-язычники. Легендарное русское сказание XVII в.

о начале Новгорода указывает, что в Перыне (урочище) был погребен древний священный ящер (крокодил), божество реки Волхов. У новгородских словен, живших по берегам Волхова и Ильмень-озера, культ воды был одним из главных: герой новгородской былины гусляр Садко своим благополучием обязан помощи царя подводного пространства.

Вера в предания о драконе подтверждается множеством изображений дракона-ящера с символами струящейся воды на различных новгородских вещах. Рукояти деревянных ковшей, ритуальных сосудов, бывших составной частью братчины («братчина» – товарищество, круг, где в складчину варили пиво, гуляли и веселились), украшены мордами драконов-ящеров.

Спинки кресел, сидений глав семейств покрывались орнаментальными поясами из переплетенных драконов. С крыш свешивались драконьи морды, во время дождя воплощая водную стихию. Весла новгородских судов оформлялись головками ящеров. Почитание ящеров в русском и белорусском фольклоре прослеживались вплоть до рубежа XIX-XX вв.

: существует обрядовая хоровая игра, при которой парень-ящер выбирает девушку («сидит Ящер [Яша] в золотом кресле под ореховым кустом»).

В Новгороде сил и средств на войны тратилось меньше, чем на юге, поэтому здесь активнее развивались ремесла, росла торговля, умножались богатства. Осознание собственной силы привело верхушку города Новгорода к борьбе за автономию. С XII в.

Новгород стал республикой, в которой приглашаемому со стороны князю принадлежала исполнительная власть. «Классическим» периодом истории Новгорода считается XII-XV вв.

Учитывая характер новгородских былин, есть основания полагать, что они создавались именно в это время, вероятно, ближе к XV в.

Былины о Садко.

Торговый облик Новгорода повлиял на специфику сюжетов о Садко. Садко, бедный гусляр (его бедность противопоставлена богатству Новгорода), решил сразиться с новгородскими купцами, не традиционно, по-богатырски, а фигурально, скупив все товары. Атрибут Садко – гусли – прямо связывает его с новгородской культурой. Б. А.

Рыбаков так описывает новгородские гусли: «Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленьких головки «ящерят».

На оборотной стороне гусель присутствуют все три жизненные зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всеми и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Орнаментика новгородских гусель XI-XIV вв.

прямо указывает на связь этого культового инструмента со стихией воды и с ее повелителем, царем подводного царства – ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».

Наряду с древними мифологическими божествами в былине о Садко присутствует устойчивая деталь поздней, христианской поры. Когда Садко играет на гуслях, морской царь веселится со своей царицей Белорыбицей – а море бушует, гибнут корабли.

Тогда к Садко обращается святой Николай., чтобы он перестал играть, порвал струны, не обрекал на гибель людей. Садко сделал так, как его просил святой Николай.

Оказавшись освобожденным из плена морского царя, Садко строит церковь в честь святого Николая.

Варианты имени героя таковы: Сотко, Садок, Цадок. Впервые имя Садко встречается в сборнике Кирши Данилова. Былина о Садко — единственная в русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий мир и встречает там подводного царя.

Морской царь относится к нему не враждебно – архаическая черта. Не раз в фольклористике XIX в.

Садко «роднили» то с Зигфридом из «Песни о Нибелунгах», то с Вяйнямейненом из «Калевалы», предполагая заимствование, завезенное по трогово-культурным путям.

Разрешение конфликта в песне о Садко носит не столько былинный, сколько сказочный характер: герой становится богат.

(Звучание имени Садко и интенция образа сродни еврейскому слову «цадик» — праведный человек, святой).

Источник: https://student2.ru/istoriya/375762-novgorodskie-byliny-obzor-cikla/

Былины о русских богатырях. Новгородские былины

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И. П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины, по замечанию В.П. Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси…».1

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа.

Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом.

Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.2

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул…

«Меня разбудили, – вспоминал он, – странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал.

Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением.

Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления.

Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице.

Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте.

Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец, Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин.

Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления».2

Об исполнении былин и об отношении крестьян к их содержанию свидетельствует этнограф В.Н. Харузина:

«День был воскресный и народу в деревне много. Горница быстро наполнилась народом […]. Сели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка [сказитель Никифор Прохоров], невысокого роста старик, коренастый и плечистый.

Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо, с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то простодушное, детски беспомощное […].

Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло все лукавое, детское и наивное.

Что-то вдохновенное выступило на нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея.

Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие.

По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они.

Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор.

– Ай да старик, как поет… Ну уж потешил […]

– Пожалуй, и сказка все это, – нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все.

– Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.

– Мне вот что думается: кому же это под силу – вишь ведь как он его.

– На то и богатырь – ты что думаешь?.. Не то что мы с тобой – богатырь!.. Ему что? Нам невозможно, а ему легко, – разъясняли со всех сторон».3

Герои былин. Русские богатыри.

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних.

Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией.

Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Подциклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные.

Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил.

В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями.

Читайте также:  Музыкальные инструменты своими руками: как и из чего можно сделать?

Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах.

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация.

Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.

Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста.

Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита.

А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются.

Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».8

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города.

События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах.

Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой.

В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств.

Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин.

В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы.

Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В.

Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие.

Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи».

Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В. Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз Новгороду».

Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью.

Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Источник: https://cyberpedia.su/4x77eb.html

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Новгородский цикл былин. Былина «Садко». учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Методическая разработка урока по литературе  в 7 классе.

Бенько Л.А., учитель русского языка и литературы

Тема: Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Цели: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко»,           с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»,                             с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи;  эстетическое и патриотическое воспитание;

 (Учебник «Литература.7 класс» В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012)

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».

                                                                              Ход урока:

I Оргмомент.1. Проверка домашнего задания:

  • Тест на знание содержания былины «Садко»:1) Назовите место действия былины:а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев2) Каким музыкальным инструментом владел главный герой:а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами3) Чем пообещал наградить Садко морской царь:а) казной б) рыбой — золотые перья в) красным товаром г) городами4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю:а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба – золотые перья5) Какому святому построил церковь главный герой:а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в) Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому2. Новая тема:1 Слово учителя
  • Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.
  • Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
  • Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.

Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей  на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. 

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.

Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.

  1. 2 Беседа по вопросам.
  2. – Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?
  3. – Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?
  4. Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».

(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя.

Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит».

Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).

Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи.

Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища.

Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам  былин? (Обычно  в  былинах  рассказывается  о  воинских  подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем).

В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского  князя – три  городка,  едет  получить  с  них  оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую».

По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной  силой.  Вольга  приглашает  Микулу  «в  товарищи»,  и  они  продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию.

Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

  • 3 Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).
  • Художественные особенности былин
  • Их роль в былине
  • 1) Гипербола (преувеличение)
  • Таким образом народ подчеркивал могущество
  • своих героев
  • 2) Прием троичности
  • Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
  • 3) Повторы
  • Таким образом акцентируется внимание на самом главном
  • 4) Постоянные эпитеты
  • Помогают характеризовать героев былины
  • 5) Использование речитативов
  • Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях
  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.

В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.

-Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?

Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».

-Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?

В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.

(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)

-Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?

6 Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей .7. Итоги, оценки. 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/09/18/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-literature-v-7-klasse

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector