Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы — М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др.

, постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне.

Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия».

Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

Сцена из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

А теперь — музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/pravoslavnaya-cerkovnaya-muzyka-i-russkaya-muzykalnaya-klassika-muzykalnyj-klass

Православная Церковь и классическая музыка

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

Добрый день, дорогие посетители нашего православного островка «Семья и Вера»!

Современное радио ─ это сплошная музыка. И не просто музыка, а исполнение песен, с пропагандой «легкой» жизни, «легкой» любви и полной безответственности.

Конечно, такими песнями увлекаться — просто грех!

Также не стоит увлекаться и теми песнями, которые хоть и не имеют греховного смысла (то есть, в них не воспеваются внебрачные отношения, роскошная жизнь, эгоизм, себялюбие и прочее), но в которых присутствует одна лишь барабанная дробь. Такие «произведения» крутят на дискотеках и в танцевальных клубах.

  • Остается классическая музыка.
  • Но если заглянуть глубже, то и она (эта музыка), предмет всего лишь — земной.
  • Архимандриту Тихону (Шевкунову), автору книги «Несвятые святые», задали вопрос:
  • Как относится Православная Церковь к классической музыке?

─ Если бы Вы хотели узнать мое мнение, то я скажу, что, к классической музыке отношусь двояко, ─ отвечает архимандрит Тихон. ─ С одной стороны, поскольку человек состоит по учению Церкви из духа, души и тела, то душа, душевное, не-духовные потребности конечно должны находить пищу.

В определенное время становления православного человека конечно же лучше слушать классическую музыку, чем разрушительные для души, либо пустые произведения некоторых современных авторов.

Но по мере того, как человек познает духовный мир, он с удивлением замечает, что когда-то любимые им и несомненно великие произведения музыкального искусства становятся для него все менее и менее интересными.»

  1. К мнению архимандрита Тихона присоединяется вся команда сайта «Семья и Вера».
  2. По своему собственному опыту, и по опыту своих знакомых и друзей мы также можем сказать, что приближаясь к Богу, знакомясь с церковным пением, наша душа познает куда более сладостный и красивый Небесный мир, чем звучание разных земных инструментов.
  3. Можно также сказать, что голос — самый красивый инструмент!
  4. А если еще он исполняет Божественные песнопения, то это человеческое пение становиться сродни — ангельскому!
  5. Чтобы в этом убедиться, можете прослушать замечательный хор Сретенского монастыря, поющий Божественную литургию.
  6.  >

Источник: http://semyaivera.ru/2013/06/06/pravoslavnaya-tserkov-i-klassicheskaya-muzyika/

Музыка и песни — Православные аудиокниги

Иерей Георгий Галахов живет в г. Рязани и служит в Вознесенском храме. Кроме духовного имеет высшее музыкальное образование – окончил Воронежский государственный институт искусств. Многие годы работал певцом, хормейстером, регентом, священником-регентом.

Альбом песен протоиерея Олега Скобли «Крестный ход».

Сборник духовных песен протоиерея Олега Скобли «Земля обетованная».

Протоиерей Олег Скобля — настоятель храма свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Санкт-Петербурга. В музыкальном творчестве отца Олега…

Альбом песен Светланы Копыловой «Ностальгия».

Альбом «О Тебе пою…» Просто песни.

Альбом «Не обижайте матерей». Песни о семье и матери.

Альбом песен Светланы Копыловой «Ювенальная юстиция или гражданская позиция».

Альбом автора и исполнителя духовных песен священника Георгия Галахова. Рязань, 2016 год.

В основе песен этого альбома лежат истории из жизни, рассказанные людьми о том, как в трудные минуты их посетило Божие…

Эти песни — о жизни и о смерти, о детстве и о старости, о том внутреннем диалоге человека с Богом,…

Альбом «Друг мой Небесный» посвящен тому самому Другу, который есть у каждого из нас, если мы крещены Святым Крещением, но…

Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983…

Пасха светлая, Пасха красная! Ах, как сладко поют соловьи! И встает над землей утро ясное В дивном свете Христовой любви!

Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию рингтоны на православную тематику. Рингтон — это короткое музыкальное произведение, которое устанавливается в качестве мелодии…

Юлия Берёзова — известная исполнительница православной песни, композитор, лауреат республиканских и российских конкурсов, почетный гость фестиваля «Русь Святая».

Мужской хор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.

Сборник песен православной певицы Светланы Копыловой на стихи современных авторов.

Вдоль трассы, где рекламные щиты Глазам не верю: неужели царь? Портрет знакомый… Милые черты… Под ним слова: Прости нас, Государь!

Протодиакон Михаил Спельник — известный автор-исполнитель православной песни, удостоенный государственного звания Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Знаменные песнопения Древней Руси. Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции.

Источник: https://azbyka.ru/audio/1/muzyka-i-pesni

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика. Русский церковные композиторы и их музыка Мелос русских композиторов и церковные песнопения

lions-store.ru → Продукты для похудения

Красота Православного Богослужения определяется целым рядом взаимодополняющих факторов: церковная архитектура, колокольные звоны, облачения священнослужителей, следование древним Богослужебным уставам и, конечно же, церковное пение.

После десятилетий государственного атеизма возвращаются в храмы Святой Руси древние песнопения, появляются новые музыкальные произведения.

О композиторском творчестве сегодня мы попросили рассказать регента Свято-Воскресенского храма города Майкопа, профессора Светлану Хватову.

О современном церковном композиторском творчестве

Процесс храмостроительства и храмоукрасительства в постсоветское время сопряжен с повсеместным восстановлением певческого дела и характеризуется неодинаковым подходом к его осуществлению. Эти годы были благодатны для наполнения восстанавливаемых и вновь открывшихся храмов.

Несколько ранее, в 60-е-80-е годы, повсеместно открывались музыкальные школы и училища (в каждом городе областного значения), консерватории (в крупных региональных центрах). В школах реализовывалась программа Д. Д. Кабалевского, одной из основных идей которой была «каждый класс — хор». Специальность хормейстера была чрезвычайно востребована.

Действовали более десяти стандартов хорового профиля (академического и народного, профессиональной и самодеятельной направленности, среднего и высшего уровня и пр.). Хоровой класс включался в учебные планы и других специальностей (например, теории музыки).

После празднования 1000-летия Крещения Руси творческий потенциал музыкантов, избравших церковное служение, нашел многообразное приложение и реализовывался в разных формах: это регентование, пение в хоре, богослужебное чтение, музыкально-педагогическая деятельность в воскресных школах, и — в случае необходимости — гармонизация, аранжировка, переложения для церковных ансамблей и хоров.

Не удивительно, что новый вид деятельности стал достаточно популярным. Новоиспеченные певчие, не имеющие богословской подготовки, но владеющие хоровой технологией и обученные теоретическим дисциплинам, основам композиции и стилизации с энтузиазмом принялись трудиться на клиросе. Для храма не писал только ленивый.

Занимаясь исследованием данной проблемы, нами собрано более 9 тысяч единиц сочинений более чем ста авторов постсоветского времени, обращавшихся к каноническим богослужебным текстам. Информатизация всех сфер деятельности привела к неконтролируемому распространению новодела. Качество лавинообразно хлынувших в храмы партитур, мягко говоря, разное.

Анализ изданных в последнее двадцатипятилетие богослужебных сочинений показывает, что этот временной отрезок условно можно разделить на два периода:

Первый — 90-е гг. — время значительного увеличения числа церковных композиторов, наполнения церковных библиотек самым разным по стилистике и качеству нотным материалом, время «проб и ошибок», увеличения доли современной авторской музыки для ансамблей и хоров, обращения к различным богослужебным текстам — от вседневных до самых редких Второй ‑ 2000-е гг.

— время усиленной работы над качеством звучащего в церковных хорах, разъяснительная работа с регентами, организация Интернет-ресурсов, имеющих дидактическую направленность, возобновление процедуры своего рода «грифования нот», рекомендованных к исполнению («По Благословению…» и пр.).

Все это принесло свои плоды: в церковных хорах стали тщательнее относиться к отбору репертуара и осторожнее в творческих экспериментах; резко уменьшилось количество пишущих для клироса, выделилась группа наиболее исполняемых авторов, издаются и переиздаются ноты произведений, получивших признание в регентской среде.

Активизировались регентские сайты, форумы, в дискуссиях кристаллизовалось если не общее мнение, то, как минимум позиция…

Пути развития богослужебного певческого творчества сегодня существуют как радикально обновленческие, так и принципиально традиционные. Между этими направлениями в тени узнаваемой стилистики богослужебной музыки пребывают десятки композиторов и сотни распевщиков-аранжировщиков, подчиняя служению свою авторскую индивидуальность, согреваемые мыслью, что творят во славу Божию.

Это музыканты, получившие как специальное музыкальное так и духовное образование, которые служат в храме — певчие, регенты, священнослужители.

Они трудятся самозабвенно, истово, порой принимая монашеский постриг, иногда достигающие достаточно высокого уровня в церковной иерархии (среди них — три архиепископа). Идеальный вариант, но, как известно, достаточно редкий.

Если при этом они талантливы и одарены как композиторы — рождаются феномены уровня Чеснокова, Кастальского. Деятельность многих из них — А. Гринченко, иг. И. Денисовой, архиеп. Ионафана (Елецких), архим. Матфея (Мормыля), П. Миролюбова, С. Рябченко, дьяк.

Сергия (Трубачева), С. Толстокулакова, В. Файнера и др. — это «посвящение церковному хору»: регентование, богослужебное пение и сочинение — единое целое и главное дело жизни.

Есть также регенты и певчие, для которых пение в церковно хоре — дело праздничное (воскресное), остальное время посвящено светской работе, педагогической, концертной и пр.

Они регулярно занимаются аранжировками, гармонизациями, изложением «на подобен» отсутствующих в нотных источниках тропарей, кондаков, стихир, и лишь изредка создавая оригинальное авторское песнопение.

Это еженедельная обязанность, своего рода «производственная необходимость», восполняющая недостатки традиционной певческой подготовки. Художественный уровень их творческих работ различен. Осознавая это, авторы публикуют лишь наиболее удачные на их взгляд и востребованные песнопения.

Встречаются также композиторы и исполнители, которые экспериментируют с каноническим словом, привносят новейшие техники, перетекстовывают полюбившуюся музыку.

Современный композитор при создании духовных песнопений для церкви более или менее осознанно избирает художественный прототип для «подражания», «работы по модели»: обиход, «в духе Византийских распевов», воссоздание уже найденного фактурного приема, ставшего потом типичным в сочинениях других на этот же богослужебный текст.

Существуют во множестве произведения как образцы для подражания. К ним можно отнести песнопения в гармонизациях А. Ф. Львова и С. В. Смоленского, прот. П. И. Турчанинова. «Образцами для подражания» и сегодня являются указанные выше стилевые модели, а также конкретные ноты, используемые иногда как «цитатники».

Часто это Литургия Византийского распева (Литургия древних напевов) в изложении И. Сахно, Обиход в гармонизации А. Ф. Львова, Обиход в гармонизации С. Смоленского, напевы на глас тропарные, прокимновые, стихирные и ирмолойные Киевские, Московские и Петербургские (на южных приходах особенно любимы Киевские).

Источник: https://lions-store.ru/pravoslavnaya-cerkovnaya-muzyka-i-russkaya-muzykalnaya-klassika/

Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков

План-конспект урока по Основам православной культуры

Тема: Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков.

Г.В. Свиридов – крупнейший русский композитор 20 века.

Учитель ОПК Зимина Алла Викторовна

Тема урока.

Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков.

Г.В. Свиридов – крупнейший русский композитор 20 века.

Цели урока:

  1. Образовательная — познакомить обучающихся с православной музыкой русских композиторов Д.С. Бортянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова.

  1. Развивающая – развивать музыкальный слух, потребность в православной музыке.

  1. Воспитательная – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, русским традициям, православной музыке, патриотизм, порядочность, честность.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портреты композиторов, музыкальные произведения гимн «Коль славен» Д.С. Бортянского, «Трисвятая песнь» П.И. Чайковского, «Ныне отпущаеши» С.В. Рахманинов, «Слава и Аллилуйя», «Время, вперёд!» Г.В. Свиридрва.

  1. Проверка домашнего задания

Церковно-певческое искусство на Руси, основные этапы его развития. Древнерусское знаменное пение. История многоголосного или партесного пения в России.

а) Вопросы:

  1. Что вы можете сказать о музыкольно-песенном жанре в дохристианскую эпоху на Руси?

  2. Назовите основной вид церковной профессиональной музыки?

(Знаменный распев)

  1. Почему он получил такое название?

(Потому, что записывался «крюками», «знаменами», т.е. особыми знаками, не имевшими конкретной высоты и чёткого рисунка.)

  1. Что положено в основу знаменного распева?

(В основу знаменного распева положено осмогласие. Это значит, что вся музыка состоит из 8 напевов. Каждый напев был оригинальным музыкальным строем с устойчивым набором маленьких, в несколько звуков, мелодий, из соединения которых и образовывалась музыкальная ткань песнопения.)

  1. Перечислите характерные стилистические особенности знаменного распева?

(Одноголосое пение, акапелла, возвышенно-суровый, строгий, сдержанный характер, спокойно-размеренный ритм, плавная, пластичная мелодика.)

  1. Демественное пение – дайте пояснение термина демественное.

(Искусное)

  1. Особенности искусного пения.

(Расставание с речитативностью, появляется широта милодического дыхания, протяжённость линий, внутри которых текст распевается свободно и гибко, включает обороты и мотивы народных песен, это делает его музыкально сложнее , ярче, красочнее.)

  1. В каких случаях используют искусное пение?

(В торжественных: венчание, освещение церкви.)

  1. Партесное пение. Поясните значение термина партесное.

(Пение по хоровым партиям.)

  1. Где зародилось партесное пение?

(В странах Западной Европы, окончательно сформировалось в Белорусии и в Украине, в готовом виде было ввезено в Москву в 17 веке.)

  1. Перечислите специфические особенности партесного пения.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/uroki/pravoslaviieirusskaiamuzykaispolzovaniieeliemientovpravoslavnoimuzykivtvorchiestvievielikikhkompozitorov1820viekov

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика. О современном церковном композиторском творчестве Церковный композитор

Церковная музыка существует столько же, сколько существует сама Церковь.

За две тысячи лет она превратилась в искусство, требующее высочайшего мастерства, вобрала в себя традиции народов, в культуру которых приходила, но все же сохранила свое неповторимое свойство приближать человека к Богу Путь русской духовной музыки был непростым: она то усложнялась, то стремилась к упрощению; в ней использовались древнерусская, греческая, византийская, итальянская, грузинская традиции пения; забывалась и вновь возрождалась исконно русская крюковая нотация. И все же она не перестала быть молитвой — простой и светлой. Историю музыки можно изучать, но ее невозможно передать в датах — Она становится понятной только через Биографии и творчество людей, ее создающих.

Настоящее издание представляет совой сборник статей, посвященных жизненному и творческому пути композиторов, оставивших свой след в истории духовной музыки. Написанные разными авторами в разное время, они образуют уникальную по широте охвата работу.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ

Пение в христианской Первоцеркви. Протоиерей Д. Аллеманов
Песнотворцы и песнопевцы первенствующей Церкви
Церковное пение в III и IVвв
Песнотворцы и песнопевцы III и IVвв
Пение вV-VII вв
Песнотворцы и песнопевцы V — VII вв
Пение и песнотворцы Греко-Восточной Церкви от VIII в
Песнотворцы и песнопевцы от VIII в. до XV в.

включительно
Пение Западной Церкви
Имена наиболее видных теоретиков духовной музыки Западной Церкви
Преподобный Иоанн Дамаскин, песнопевец Православной Восточной
Церкви. Протоиерей Д. Разумовский
Исторический обзор песнопевцев Греческой Церкви.

Архиепископ Филарет (Гумилевский)
Святитель Василий Великий
Святитель Иоанн Златоуст
Преподобный Роман Сладкопевец

  • Преподобный Косма Маиумскйй
  • ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА В РОССИИ

Певческие коллективы и распевщики Древней Руси. . В. Мартынов
Богослужебное пение и композиторское творчество. В. Мартынов
Начало партесного пения в России. Протоиерей Д.

Разумовский
Первое многоголосное, или партесное, пение Русской Церкви
Вторая эпоха партесного пения в России
Партесное пение в Русской Церкви при Бортнянском
Партесное пение Русской Церкви после Бортнянского
О Церковном пении. Л.Парийский
Вступительная лекция по истории церковного пения. С.

Смоленский
Один из «больных» вопросов церковного пения. А Никольский
Экфонетика в православном богослужении. Б. Кутузов
Жизненные правила для регента-любителя. Протоиерей А. Правдолюбов

Религиозные задачи церковного хора. Протоиерей А. Правдолюбов

КОМПОЗИТОРЫ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ

Максим Созонтович Березовский. М. Рыцарева
Бортнянский Дмитрий Степанович. А.Кашпур,В. Авраменко
О личности и церковно-музыкальном творчестве АЛ. Веделя. В. Петрушевский
Петр Иванович Турчанинов. С. Шебуренков
Архимандрит Феофан (Феодор Александров). Г.Алфеев
Глинка и его духовно-музыкальная деятельность. И.

Соловьев
Петр Ильич Чайковский. А. Кашпур, В.Авраменко
Александр Андреевич Архангельский. В. Бакуменко
Степан Васильевич Смоленский — основоположник нового
направления. Иеродиакон Андрей (Данилов)
Памяти церковного композитора АД Кастальского. Я. Парийский
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. В.

Авраменко
Гречанинов Александр Тихонович. В. Авраменко
Церковные песнопения Д.В. Аллеманова. С. Шебуренков
Виктор Сергеевич Калинников. А Кашпур, Е. Игнатьева
Церковный композитор священник Василий Зиновьев. В. Бакуменко
Вехи жизни и творчества П.Г. Чесноковх Диакон А. Нефедов
Алексей Евлампиевич Туренков. А.

Кашпур, Е. Игнатьева, Е. Таргонская

О. Матфей: на чужом основании никогда ничего не строил. М. Денисов

50 КРАТКИХ БИОГРАФИЙ КОМПОЗИТОРОВ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ. Е. Игнатьева

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Посмотреть другие книги и диски

Красота Православного Богослужения определяется целым рядом взаимодополняющих факторов: церковная архитектура, колокольные звоны, облачения священнослужителей, следование древним Богослужебным уставам и, конечно же, церковное пение.

После десятилетий государственного атеизма возвращаются в храмы Святой Руси древние песнопения, появляются новые музыкальные произведения.

О композиторском творчестве сегодня мы попросили рассказать регента Свято-Воскресенского храма города Майкопа, профессора Светлану Хватову.

О современном церковном композиторском творчестве

Процесс храмостроительства и храмоукрасительства в постсоветское время сопряжен с повсеместным восстановлением певческого дела и характеризуется неодинаковым подходом к его осуществлению. Эти годы были благодатны для наполнения восстанавливаемых и вновь открывшихся храмов.

Несколько ранее, в 60-е-80-е годы, повсеместно открывались музыкальные школы и училища (в каждом городе областного значения), консерватории (в крупных региональных центрах). В школах реализовывалась программа Д. Д. Кабалевского, одной из основных идей которой была «каждый класс — хор». Специальность хормейстера была чрезвычайно востребована.

Действовали более десяти стандартов хорового профиля (академического и народного, профессиональной и самодеятельной направленности, среднего и высшего уровня и пр.). Хоровой класс включался в учебные планы и других специальностей (например, теории музыки).

После празднования 1000-летия Крещения Руси творческий потенциал музыкантов, избравших церковное служение, нашел многообразное приложение и реализовывался в разных формах: это регентование, пение в хоре, богослужебное чтение, музыкально-педагогическая деятельность в воскресных школах, и — в случае необходимости — гармонизация, аранжировка, переложения для церковных ансамблей и хоров.

Не удивительно, что новый вид деятельности стал достаточно популярным. Новоиспеченные певчие, не имеющие богословской подготовки, но владеющие хоровой технологией и обученные теоретическим дисциплинам, основам композиции и стилизации с энтузиазмом принялись трудиться на клиросе. Для храма не писал только ленивый.

Занимаясь исследованием данной проблемы, нами собрано более 9 тысяч единиц сочинений более чем ста авторов постсоветского времени, обращавшихся к каноническим богослужебным текстам. Информатизация всех сфер деятельности привела к неконтролируемому распространению новодела. Качество лавинообразно хлынувших в храмы партитур, мягко говоря, разное.

Анализ изданных в последнее двадцатипятилетие богослужебных сочинений показывает, что этот временной отрезок условно можно разделить на два периода:

Первый — 90-е гг. — время значительного увеличения числа церковных композиторов, наполнения церковных библиотек самым разным по стилистике и качеству нотным материалом, время «проб и ошибок», увеличения доли современной авторской музыки для ансамблей и хоров, обращения к различным богослужебным текстам — от вседневных до самых редких Второй ‑ 2000-е гг.

— время усиленной работы над качеством звучащего в церковных хорах, разъяснительная работа с регентами, организация Интернет-ресурсов, имеющих дидактическую направленность, возобновление процедуры своего рода «грифования нот», рекомендованных к исполнению («По Благословению…» и пр.).

Все это принесло свои плоды: в церковных хорах стали тщательнее относиться к отбору репертуара и осторожнее в творческих экспериментах; резко уменьшилось количество пишущих для клироса, выделилась группа наиболее исполняемых авторов, издаются и переиздаются ноты произведений, получивших признание в регентской среде.

Активизировались регентские сайты, форумы, в дискуссиях кристаллизовалось если не общее мнение, то, как минимум позиция…

Пути развития богослужебного певческого творчества сегодня существуют как радикально обновленческие, так и принципиально традиционные. Между этими направлениями в тени узнаваемой стилистики богослужебной музыки пребывают десятки композиторов и сотни распевщиков-аранжировщиков, подчиняя служению свою авторскую индивидуальность, согреваемые мыслью, что творят во славу Божию.

Это музыканты, получившие как специальное музыкальное так и духовное образование, которые служат в храме — певчие, регенты, священнослужители.

Они трудятся самозабвенно, истово, порой принимая монашеский постриг, иногда достигающие достаточно высокого уровня в церковной иерархии (среди них — три архиепископа). Идеальный вариант, но, как известно, достаточно редкий.

Если при этом они талантливы и одарены как композиторы — рождаются феномены уровня Чеснокова, Кастальского. Деятельность многих из них — А. Гринченко, иг. И. Денисовой, архиеп. Ионафана (Елецких), архим. Матфея (Мормыля), П. Миролюбова, С. Рябченко, дьяк.

Сергия (Трубачева), С. Толстокулакова, В. Файнера и др. — это «посвящение церковному хору»: регентование, богослужебное пение и сочинение — единое целое и главное дело жизни.

Есть также регенты и певчие, для которых пение в церковно хоре — дело праздничное (воскресное), остальное время посвящено светской работе, педагогической, концертной и пр.

Они регулярно занимаются аранжировками, гармонизациями, изложением «на подобен» отсутствующих в нотных источниках тропарей, кондаков, стихир, и лишь изредка создавая оригинальное авторское песнопение.

Это еженедельная обязанность, своего рода «производственная необходимость», восполняющая недостатки традиционной певческой подготовки. Художественный уровень их творческих работ различен. Осознавая это, авторы публикуют лишь наиболее удачные на их взгляд и востребованные песнопения.

Встречаются также композиторы и исполнители, которые экспериментируют с каноническим словом, привносят новейшие техники, перетекстовывают полюбившуюся музыку.

Современный композитор при создании духовных песнопений для церкви более или менее осознанно избирает художественный прототип для «подражания», «работы по модели»: обиход, «в духе Византийских распевов», воссоздание уже найденного фактурного приема, ставшего потом типичным в сочинениях других на этот же богослужебный текст.

Существуют во множестве произведения как образцы для подражания. К ним можно отнести песнопения в гармонизациях А. Ф. Львова и С. В. Смоленского, прот. П. И. Турчанинова. «Образцами для подражания» и сегодня являются указанные выше стилевые модели, а также конкретные ноты, используемые иногда как «цитатники».

Часто это Литургия Византийского распева (Литургия древних напевов) в изложении И. Сахно, Обиход в гармонизации А. Ф. Львова, Обиход в гармонизации С. Смоленского, напевы на глас тропарные, прокимновые, стихирные и ирмолойные Киевские, Московские и Петербургские (на южных приходах особенно любимы Киевские).

Источник: https://ctik.ru/health/pravoslavnaya-cerkovnaya-muzyka-i-russkaya-muzykalnaya-klassika-o/

«Духовная музыка в творчестве русских композиторов XIX начала XX веков» — PDF

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Введение христианства на Руси. Широкое распространение письменности и искусства. Центральный обряд древней культуры богослужение, соединившее элементы словесного, театрального, изобразительного, музыкального,

Подробнее

Рабочий лист по теме: «Культурное наследие христианской Руси» Откуда на Русь пришло христианство? Задание первое. Восточные славяне обычно называли Греческим царством, а — Царьградом. Это было сильное,

Подробнее

Вестник ПСТГУ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства 2012. Вып. 1 (7). С. 202 209 ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ ДИАКОН СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ С 1997 г. нами ведется работа по подготовке к изданию

Подробнее

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания. Рабочая

Подробнее

2 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ IV ОТКРЫТОГО ГОРОДСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ДУХОВНОЙ ПЕСНИ «БЛАГОВЕСТ» «Всякое дыхание, да славит Господа!» Подлинная культура просто немыслима без причастности к преображающему Свету вечной

Подробнее

1 Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 4 класса разработана на основе авторской программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М.: Просвещение, 2014г. Учебник по музыке

Подробнее

2 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, УЧАЩИЕСЯ 2 КЛАССА: выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов — классиков и современных

Подробнее

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе «Программы по музыке 5-7 классов для общеобразовательных учреждений» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Музыка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития

Подробнее

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Казаковская средняя общеобразовательная школа Принята педагогическим советом протокол от 205г. УТВЕРЖДАЮ директор школы / Л.А.Ястребова приказ от 205

Подробнее

30 Продолжение III класс (34 ч) Россия Родина моя (5 ч) Мелодия душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».

Подробнее

Музыка 5-6 класс Результаты освоения учебного предмета Музыка Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: 5 класс формирование основ музыкальной культуры,

Подробнее

Основные задачи изучения учебного предмета музыка во 2 классе. Формирование и развитие Культуры музыкального восприятия у младших школьников Формирование и развитие музыкально исполнительской культуры

Подробнее

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по музыке к концу 2 класса. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; чувство уважения

Подробнее

«В начале было слово» (посвящается Дню славянской письменности и культуры) В рамках проекта по краеведению, в соответствии с приоритетным направлением ДОУ (духовно-нравственное воспитание дошкольников),материал

Подробнее

Основное общее образование Аннотация к рабочей программе по предмету Музыка 5-9 классы Аннотация к рабочим программам по музыке в 5-9 классах 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной

Подробнее

2 Дата проведения уро Тема Характеристика основных видов деятельности По плану Фактич. ка 1. 3.09 Мелодия. Различать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные

Подробнее

Авторские произведения в репертуаре детского хора Хороших Любовь Викторовна, преподаватель по классу аккордеона МБУ ДО «Детская школа искусств 2» г. Старый Оскол Русская духовная музыка один из интереснейших

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/72452761-Duhovnaya-muzyka-v-tvorchestve-russkih-kompozitorov-xix-nachala-xx-vekov.html

Ссылка на основную публикацию