Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Сольфеджио: друг или враг музыканта

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Музыка – это огромный мир, который имеет собственные правила и основы. Изучать музыкальные дисциплины достаточно интересно и увлекательно, если знать правильный подход, и к таковым относится сольфеджио. К сожалению, многие музыканты без должного внимания относятся к этому предмету. Почему это происходит, что представляет собой сольфеджио и многое другое можно прочитать в данной статье.

Что такое сольфеджио

Сольфеджио – это музыкальная дисциплина. В переводе с итальянского языка переводится, как «пение по нотам». Сольфеджио изучается на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная с музыкальной школы, заканчивая консерваторией.

Главной особенностью является насыщенность в изучении. На уроках обычно применяются следующие формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей:

  1. Теоретические знания
  2. Сольфеджирование (пение по нотам)
  3. Развитие слуховых навыков
  4. Написание музыкальных диктантов
  5. Творческие задания
  6. Метроритмическая работа
Форма работы Виды Вырабатываемые навыки
Теоретические знания Изучение нотной грамоты. Правила строения интервалов, аккордов, ладов, музыкальных форм, синтаксис, приёмы развития муз. материала, жанровые особенности, гармонические функции.   Изучение основных музыкальных терминов. Проведение анализа муз. фрагментов. Умение применять теоретические знания на практике. 
Сольфеджирование (пение по нотам) Чтение с листа нотных примеров в различных тональностях одноголосно, дуэтом или совместно с хором. Овладение мастерством чтения нот с листа и точным интонационным воспроизведением нотного текста одноголосного или двухголосного, совершенствование вокальных навыков. 
Развитие слуховых навыков Определение на слух отдельных звуков, интервалов, ладов и тональностей, аккордов, трезвучий. Анализ музыкального произведения на слух. Подбор аккомпанемента на слух. Запись цифровок и гармонических оборотов. Умение слышать и определять музыкальные элементы на слух. Развитие внутреннего слуха. Возможность отличать тембры инструментов и музыкальные краски произведений. Умение анализировать форму на слух. Навык быстрого подбора аккомпанемента или мелодической линии. 
Написание музыкальных диктантов Проведение устных и письменных диктантов в различных тональностях, одноголосных и двухголосных, размерах и темпах. Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха учащегося.
Творческие задания Подбор произведений с гармонией, основы композиции, импровизация, досочинения и сочинения в определенных тональностях, жанрах, ритмических фигурах.  Умение сочинять музыку в конкретном стиле, жанре. Навык импровизации. Свободное владение инструментом.
Метроритмическая работа Изучение на практике ритмических фигур, ритмослогов, метра, размера. Формирование ритмической основы.

Таким образом, сольфеджио способствует развитию в человеке широкого в музыкальном плане творческого потенциала.

Стоит отметить, что существует два основных вида сольфеджио:

Классическое сольфеджио включает в себя основные термины, понятия и практические упражнения. Это музыкальные основы. Примечательно, что данный вид сольфеджио в большей степени строится на принципах школы классицизма и романтизма.

Джазовое сольфеджио рассматривает основные термины, характерные для джазовой музыки. Примечательно, что данный вид сольфеджио изучается в музыкальных училищах и консерваториях, преимущественно на отделениях Эстрадно-джазового вокала. Если речь идет о начальном или среднем музыкальном образовании, то подобная дисциплина применима для джазовых вокальных студий.

 Сольфеджио и гармония: зачем их изучать   Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Почему многие не любят сольфеджио?

Наверное, почему многие люди не любят сольфеджио понятно еще из предыдущего пункта. Ведь согласитесь, что запомнить и разобраться в таком объемном материале достаточно сложно. На данный момент времени можно выделить следующие основные причины отрицания сольфеджио:

  • Отсутствие от природы абсолютного слуха. Учащемуся сложнее, запоминать звуки, на обработку высоты требуется больше времени, в итоге на фоне других более успешных учеников может выработаться комплекс, а следовательно, и не любовь к предмету.
  • Музыкальная одаренность. Как бы парадоксально, это не звучало, но дети и взрослые, которые от природы наделены музыкальными способностями часто разочаровываются. Они, итак, слышат точную высоту звука и могут безошибочно определить тональность, а если еще и чувство ритма не хромает, то сольфеджио вообще теряет для них весь смысл. Как показывает практика, такие люди начинают пропускать занятия, вместе с этим теряется теоретическая база, начинаются проблемы в предмете.
  • Неуспеваемость по предмету. Сложность сольфеджио заключается в том, что необходимо время, чтобы выработать определенный практический навык. Кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, при этом этапы контроля знаний никто не отменял. В итоге, человек, старающийся получить знания, может получить плохую оценку, что соответственно не является стимулом.
  • Некомпетентный педагог. Сколько историй, о том, как предмет был не любим из-за педагога, который отбивал все желание заниматься.
  • Жёсткий контроль родителей. Многие родители стремятся сделать из собственных детей Моцартов, они часами мучают ребенка занятиями, убивая его самостоятельность. Конечно, контроль в занятиях со стороны родителей необходим, но музыка не может превращаться в пытку. Отец Паганини запирал собственного ребенка в чулане и лишал еды, если Никколо не выучивал задания. Конечно, ребенок стал знаменит, но какова цена? Заниматься музыкой – это великое удовольствие, ребенок должен, понять это сам.
  • Наверное, это основные причины, которые мешают по-настоящему проникнуться предметом и осознать все его значимость и необходимость.  
  • Зачем необходимо сольфеджио? Польза предмета
  • Сольфеджио и гармония: зачем их изучать
  • Вне зависимости от времени, навыки, полученные от занятий, будут приносить музыкантам со всего мира необъятную пользу. К положительным качествам сольфеджио можно отнести развитие следующих навыков:
  • Полная свобода во владении инструментом.
  • Прочная теоретическая база, совершенное знание музыкального языка.
  • Умение анализировать произведение по нотам и на слух.
  • Композиторское мастерство.
  • Умение импровизировать в различных жанрах, стилях и т.д.
  • Навык подбора музыкального произведения в короткое время.
  • Сокращение времени на запоминание музыкального материала.
  • Формирование музыкального слуха: абсолютного или относительного.
  • Четкая ритмическая основа.
  • Чистая интонация.
  • Формирование мелодического и гармонического слуха.
  • Возможность различать тембральную краску инструментов.

Пользу данной дисциплины нельзя недооценивать, ведь именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности. Подчеркиваем, предмет дает именно профессиональную базу.

Согласитесь, что в мире можно найти миллион талантливых людей, которые хорошо поют, могут играть на инструменте, подбирают песни, но их нельзя назвать профессионалами, так как они делают это интуитивно. Они не знают нотной грамоты, терминологии, никогда не обучались в музыкальной школе.

Несмотря на наличие их таланта, начать развиваться в музыкальной отрасли или получать образование, без изучения школьной базы, они вряд ли смогут.

Но не стоит печалиться раньше времени, вне зависимости от возраста можно начать изучать сольфеджио. Главное проводить занятия систематически и в правильном порядке, в более взрослом возрасте лучше нанять репетитора по сольфеджио, если это ребенок, то вполне можно ограничиться занятиями в музыкальной школе.

Чтобы изучать сольфеджио требуется следующее:

  • Фортепиано или синтезатор или MIDI-клавиатура.
  • Нотная тетрадь.
  • Карандаш и ластик.
  • Учебное пособие.
  • Тетрадь для записи терминов.
  • Желание постигать данную науку.
  • Время и силы.

 Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Сольфеджио является таким предметом, который требует большой самоотдачи. Не пугайтесь, если, что-то не получается с первого раза, систематические упражнения сделают свое дело. Необходимо помнить, то что легко дается, также легко теряется. Если вы нарабатывали навык ценой усилий, тратили время, то полученные результаты будут радовать больше.  

Так друг или враг?

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Чтобы, кто не говорил, сольфеджио является неоспоримым другом музыканта. Необходимо только понять, что сложности придумываем мы сами. Просто поймите, зачем вам эти знания, что принесут они в будущем. Поверьте, ваши труды в изучении не пропадут даром. Сольфеджио – это основа музыки, постигнув данную дисциплину, можно стать настоящим музыкантом, так давайте не упускать этот шанс! 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/solfedzhio

Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты.

Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.

А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок.

Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму.

Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке, напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота 🙂

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага 🙂

Шаг 1. Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.

Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.

C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Надеюсь понятно, если что-то непонятно, задавайте вопросы в комментариях (снизу). А также прочитайте предыдущий урок: Изучаем аккорды минорные и мажорные. Тональность Ля-минор.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2.
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд

A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.

Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

И так далее…

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G.
Всего-то 7 аккордов!!! 🙂 Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?

Читайте также:  Русская хоровая музыка x-xvi веков

Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си. Смотрите рисунок ниже.

  • Сольфеджио и гармония: зачем их изучать
  • 100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг.
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов, все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

  1. Am-Dm-Em-Am
    Am-F-Dm-Em
    Am-C-Dm-G
    Am-Dm-C-G
    Am-F-G-Am
    Am-G-F-Em
  2. Am-F-C-G
  3. Am-Am-Dm-E
    Am-F-Dm-E
    Am-Am-F-E
    Am-G-F-E
  4. Am-F-C-E
  5. Создаем свой трек с нуля Урок 1.
    А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:
  6. Am-Am-Am-G
    Am-Am-Am-E
  7. Am-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся, это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит!

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

Скачать flp проект. Урок 6

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки, она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.

Источник: http://neo-klass.ru/uroki-sozdanie-kompyuternoy-muzyki/prostoy-urok-garmonii-obuchenie-notnaya-gramota/

Простая аранжировка песни

~Совет первый:~

Какой бы вид искусства мы не взяли, в любом из них можно совершенствоваться бесконечно. Это касается и любого вида музыкальной деятельности. Поэтому так важны в музыке и чтение нот с листа, и настойчивые занятия на инструменте, и сольфеджио, и вокал, и изучение гармонии, и подбор по слуху.



Преумножение знаний и практических навыков по одному из музыкальных предметов, неизбежно приводит к увеличению знаний и навыков по другому предмету. Это ответ для тех учеников, которые задаются вопросом, зачем им скучные гаммы и теория, если они решили заниматься музыкой для того, чтобы научиться подбирать по слуху популярные песенки.

Предположим, мелодию и аккомпанемент мы подобрали. На этом можно и остановиться. Но предела совершенству нет. Этот постулат особенно справедлив в творчестве. Мелодию можно усовершенствовать, приукрасить.

Здесь нам снова понадобятся знания о тонике, субдоминанте и доминанте, вернее, о трезвучиях, построенных на этих ступенях и их обращениях.

Напомним, что в случае доминанты мы рассматриваем не только трезвучие, но и доминантсептаккорд.

Так как аккомпанемент мы уже подобрали, то мы уже знаем, в каком такте звучит тоника, в каком — субдоминанта и в каком — доминанта. На самом деле аккордов гораздо больше, но начинать лучше всего с последовательности Т-S-D-Т.

Рассмотрим образец самой простой гармонизации на примере песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»

Предположим, мы подобрали песню в до мажоре, выяснили, что в 9-м такте здесь имеет место переход в параллельную тональность ля минор, определили аккорды для аккомпанемента. Все это запишем, поставим сверху буквенные обозначения аккордов.

Пожелание друзьям ноты 0:00/0:00 Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Теперь мы наглядно видим, какой аккорд приходится на каждый такт. В первом такте у нас имеет место до мажорный аккорд. В его состав входят нотки «до», «ми», «соль». Вот и возьмем одну из них (в данном случае «до») для гармонизации 1-го и 2-го тактов.

В 4-м такте звучит доминанта. В данном случае будет уместно доминантовое трезвучие.

В 7-м такте от доминантового трезвучия мы оставим только нотку «ре», которую в 8-м такте меняем на «до», так как в 8-м такте у нас музыкальная фраза завершается до-мажорной гармонией.

Далее мы наблюдаем переход в параллельную тональность ля минор. В 10-м такте мы возьмем нотку «ля», которая входит в ля минорное трезвучие. В 11-м такте звучит уже субдоминанта (в ля миноре это будет звук «ре»). Но в качестве гармонии мы оставим ноту «ля», так в ре-минорное трезвучие («ре», «фа», «ля») звук «ля» входит.

В 13-м такте гармония меняется на доминанту ля минора (это трезвучие или доминантсептаккорд от ноты «ми»), поэтому в 14-м такте мы можем взять ноту «соль диез», которая входит в этот аккорд («ми», «соль диез», «ре»). В 15-м такте мелодия завершается тоническим трезвучием, значит, в качестве гармонии мы снова можем взять ноту «ля».

Далее мелодия повторяется.

Теперь прослушайте, что получилось. Сравните, насколько украсилась мелодия по сравнению с первым вариантом. 0:00/0:00 Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Это самый простой пример украшения одноголосной мелодии. Каждый музыкант может по-своему обработать или аранжировать музыкальное произведение. Опыт, навыки и теоретические знания помогут ему в этом.

Источник: http://myfortepiano.ru/prostejshaja-garmonija.php

Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?

У учеников и выпускников музыкальных школ есть представление о том, что сольфеджио – это слишком сложная наука, освоение которой не каждому под силу.

Многие считают, что его и вовсе не нужно осваивать, поскольку на практике результат не столь очевиден, как от других музыкальных дисциплин.

Подобные суждения связаны с недостаточным пониманием того, что такое сольфеджио и чему оно учит, как его применить в жизни.

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Результат от уроков игры на любом музыкальном инструменте виден сразу – это умение играть. Результат же этого курса далеко не так очевиден, хоть он и развивает основные музыкальные навыки – чувство ритма, музыкальный слух, память, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению других музыкальных предметов.

Что такое сольфеджио?

Слово «сольфеджио» является итальянским термином и буквально обозначает «пение по нотам». Это дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Именно он позволяет в полной мере наслаждаться искусством звуков – сочинять и исполнять музыку.

Для любого певца и музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить благодаря урокам сольфеджио. Нельзя исполнять какую-либо музыку, если не попадаешь в ноты. Активное восприятие является гарантией овладения новыми навыками в короткие сроки. Именно поэтому важность уроков сольфеджио для начинающих певцов и музыкантов нельзя недооценивать.

Что включает в себя эта музыкальная дисциплина

Как и любая дисциплина, сольфеджио включает в себя несколько важных разделов.

  1. Сольфеджирование – пение, при котором называют каждую ноту. При этом важно произносить их интонационно и ритмически верно.
  2. Музыкальные диктанты. Принцип их проведения похож с написанием диктантов в школе, только вместо букв необходимо фиксировать музыкальные знаки. Преподаватель играет на каком-либо клавишном инструменте мелодию (последовательность звуков), а ученики записывают все нотами, при этом соблюдая их высоту и длительность, а также музыкальные паузы (перерывы между звуками).
  3. Слуховой анализ. Для каждого музыканта очень важно уметь на слух определять характер услышанной музыки, ее лад, темп, ритмические особенности и структуру.

Какие навыки приобретаются благодаря урокам сольфеджио?

Приступать непосредственно к изучению этой дисциплины можно только лишь после освоения как минимум нотной грамоты. Именно поэтому сольфеджио для начинающих музыкантов и певцов заключается в изучении нот и других музыкальных знаков.

Уроки сольфеджио помогают освоить такой важный навык, как умение чисто спеть любую мелодию без предварительной репетиции. Благодаря музыкальным диктантам развивается умение мысленно представить, подобрать на инструменте и правильно записать нотами услышанную мелодию. Также можно освоить такой полезный навык, как умение подбирать и играть аккомпанемент к любой мелодии.

Почему сольфеджио не пользуется популярностью у новичков?

Несомненно, уроки «пения по нотам» дают отличные результаты, однако у начинающих музыкантов эта дисциплина не пользуется особой популярностью. Причин этому может быть несколько.

Во-первых, не все понимают, что такое сольфеджио, и насколько важные навыки можно приобрести в процессе обучения этой музыкальной дисциплине.

Во-вторых, нужно регулярно и в течение очень долгого времени делать специальные упражнения, прежде чем удастся достичь заметных результатов, и далеко не у всех учеников хватает терпения.

Третья причина – это особенности программы по этой музыкальной дисциплине. Она ориентирована на подготовку профессиональных певцов и музыкантов.

Поэтому лишь диктантами и пением с листа занятия не ограничиваются.

Построение и пение гамм, аккорды от заданных нот, интервалы, тональность, трезвучие, одноголосие – сольфеджио изучает массу понятий, без которых нельзя обойтись ни одному музыканту-профессионалу.

Нужно ли «пение по нотам» гитаристам?

Научить человека игре на гитаре можно, конечно, и без знания нот. Однако активизировать процесс глубокого понимания и осознания музыки помогут именно занятия сольфеджио.

Как же понять, что такое сольфеджио на гитаре? Это, прежде всего, формирование в сознании музыканта устойчивых закономерностей различных звуковых сочетаний, которыми по мере обучения будет все легче и легче пользоваться, смешивать их и получать возможность писать новую музыку.

Сольфеджио формирует у гитариста совершенно новое, более качественное видение грифа, позволяет иначе воспринимать процесс написания новых музыкальных композиций, соло-партий, аккомпанементов. Игра молодых гитаристов, не изучавших сольфеджио, становится однобокой и примитивной. Такие музыканты практически не поддаются переучиванию, а техника их игры неэластична.

Нужен ли учитель при обучении?

Понятно, что основная составляющая сольфеджио – ноты. Кажется, что выучить обозначение нот, их длительность, ключи, размер, нотный стан можно самостоятельно. Однако все не так просто, как может показаться, – контроль необходим во всем, особенно на начальных этапах обучения.

Конечно, благодаря современным компьютерным программам можно обучаться урокам сольфеджио и в домашних условиях, но живой контроль будет намного действеннее, поскольку человек, в отличие от машины, может сопереживать, чувствовать, наслаждаться мелодией.

Читайте также:  Как сочинить текст песни?

Понимание того, что такое сольфеджио, и зачем оно необходимо, является очень важным моментом для каждого певца и музыканта. Ведь сольфеджио – это не просто скучные занятия, это целый комплекс определенных знаний и навыков, доведенных до автоматизма, позволяющих создавать свои яркие музыкальные шедевры.

Источник: https://autogear.ru/article/156/353/chto-takoe-solfedjio-i-zachem-ono-nujno/

Для чего нужно сольфеджио? | Школьный музыкант

Что такое «сольфеджио»? Это пение по нотам. Этот учебный предмет является обязательным для учащихся и студентов музыкальных школ, училищ  и консерватории. Однако далеко не все юные музыканты испытывают восторг от этого предмета, а многие даже приравнивают уроки сольфеджио к высшей математике.

Для чего же нужно «сольфеджио»? Теоретические и практические основы сольфеджио создают базу для развития музыкального слуха и, как следствие, наиболее тонкого восприятия музыкального материала. Курс сольфеджио делится на теорию и практику. Теория сольфеджио содержит музыкальную грамоту, являющуюся основой построения любого музыкального произведения.

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Знание теории музыки в ее всевозможных приложениях играет весомую роль в воспитании музыканта. Так, упражнения из курса «Сольфеджио» формируют и тренируют важнейший профессиональный инструмент любого музыканта – его музыкальный слух.

Сольфеджио дает нам навыки пения по нотам. Освоив основные теоретические и практические положения курса «Сольфеджио», мы сможем видеть ноты и понимать, какая музыка ими записана и наоборот: услышав музыку, мы будем знать, как записать ее нотами.

Практический курс сольфеджио содержит комплекс всевозможных упражнений и произведений, направленных на развитие музыкального слуха и практическое освоение музыкальной грамоты. На практических занятиях ученики поют разные фрагменты из музыкальных произведений, пишут музыкальные диктанты, учатся анализировать движение услышанных мелодий, музыкальных созвучий.

Начинается обучение сольфеджио с освоения навыков написания и чтения нот. Изучение нотной грамоты обязательный элемент сольфеджио. Период изучения нотной грамоты не должен быть затянут.

Для освоения нотной грамоты будет достаточно двух месяцев. После этого начинается изучение основных видов мажоров и миноров, тональностей, созвучий, аккордов.

На практических занятиях учащиеся поют гаммы, упражнения, подкрепляющие теорию.

Умение «сольфеджировать» относится к техническим навыкам. Его можно сравнить с умением читать. Мы ведь практически не распознаем отдельные буквы при чтении для последующего сложения их в слова.

Мы читаем словами, словосочетаниями, фразами, а то и целыми предложениями.

То же самое происходит со временем и при сольфеджировании: мы привыкаем читать с листа не отдельные ноты, а музыкальную фразу целиком, понимаем ее звучание, слышим ее своим внутренним слухом.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num=»3″ data-matched-content-columns-num=»2″

Источник: https://shkolamuzikant.ru/dlya-chego-nuzhno-solfedzhio/

Зачем изучать сольфеджио, теорию музыки и гармонию? всё о музыкальных предметах (дисциплинах)

Мода и увлечения у каждого бывают свои, а потому иногда очень приятно найти единомышленников, оценить их коллекцию марок или же мастерство в определенной игре.

Тут собраны различные видеоролики, которые посвящены тому или иному увлечению.

Не важно, любите ли Вы шахматы, теннис или же собирать диких, необузданных животных под своей крышей — тут Вам удастся найти хороший видео — контент по душе.

Сейчас очень популярно как в сети, так и в реальности одно увлечение доступное по большей части только женскому полу – Мейк-ап на камеру. Обычным зрителям покажется, что в этих видеороликах девушки просто красятся и раздувают из мухи слона. Но на самом деле эти красотки демонстрируют свои художественные навыки, которые развивали годами.

В таких видео Вы сможете найти советы, лайфхаки, а также подчеркнете множество полезных моментов, которые упускали в своей жизни. Фигуристые модели и их стилисты расскажут Вам, какие подбирать тени для глаз, и какое подобрать платье к Вашей прическе. Для многих женщин это стало своеобразным хобби, которому они уделяют почти всю свою жизнь.

Помимо мейк-апа многие девушки просто обожают шоппинг, а потому частенько заливают на «Youtube» свои походы в местный торговый центр, где отовариваются одеждой и начинают её обозревать и мерить.

Такие девицы частенько собирают у себя дома целую коллекцию различных нарядов, а некоторые могли бы даже открыть свой магазин и несколько лет торговать одеждой — настолько у них много купленных нарядов. И вся их необъятная коллекция попадает в объектив камеры.

Мне если честно непонятно зачем многие девушки смотрят подобное, но клиенты у такого контента есть и это немного странно.

Впрочем, не только девушки любят моду и стиль и отличились своими хобби, у мужчин также есть немало различных увлечений, которые могут поразить до глубины души.

Кто-то коллекционирует салфетки из магазинов, кто-то любит играть в спортивные симуляторы (что само по себе дико), но есть и такие, которые занимаются целыми днями тем, что пристают к женщинам и коллекционируют их поцелуи.

При этом, свои приключения они предпочитают записывать на видеокамеру, а потом выставлять ролики на всеобщее обозрение и делать из себя великих мачо.

В любом случае в нашем мире есть так много разных увлечений, занятий, дел и все они могут увлечь человека с определенным складом ума на некоторое время, а может и вовсе на всю жизнь. Их так много, что перечислять их и дальше ну попросту нет смысла.

На этой страничке Вы сможете найти сотни различных видео, и они могут быть посвящены чему угодно. Ведь сколько людей — столько и увлечений. Каждый человек может выдумать для себя определенную «убивалку» времени.

Порой вас даже может удивлять то на что способен человеческий мозг, если ему скучно, однако не стоит удивляться, если Ваши собственные увлечения будут для кого-то странными.

Смотрите на людей занимающихся своим любимым делом, смейтесь от глупости происходящего или же подчеркивайте для себя определенные вещи, которым Вы сможете найти применения в своей жизни. Тут по большей части собран развлекательный и информационный и стильный видео контент.

Источник: https://videonews.guru/video/2Pj_mdL5z9K/zachem-izuchat-solfedjio-teoriyu-muzyiki-i-garmoniyu-vs-o-muzyikalnyih-predmetah-distsiplinah.html

Новое о старом: гармония на уроках сольфеджио в музыкальной школе

Гусева А. В.

  • Новое о старом:
  • гармония на уроках сольфеджио в музыкальной школе
  • — Сыграй доминантсептаккорд от звука соль.
  • Ученик сыграл.
  • — Какой тональности он принадлежит?
  • — Так он же от звука!
  • Из подслушанного диалога преподавателя с учеником

    Вот уже сколько десятков лет в нашей стране сохраняется традиция – с первого по седьмой класс на уроках сольфеджио изучаются основы классической музыки. На следующем этапе обучения музыке – в училище – происходит практически то же самое.

Но можно ли утверждать, что одиннадцать (!) лет общения с учебной дисциплиной сольфеджио  приводят к положительным результатам, а именно, — учащиеся чисто поют выученные номера, поют   с листа, слышат все изученные за этот период классические элементы, пишут одноголосные и двухголосные диктанты (мы оставляем пока без критической оценки сложившиеся формы работы на сольфеджио и, тем более, конечные цели этой учебной дисциплины)? К сожалению, приходится констатировать обратное: чем больше усугубляется теоретическая платформа предмета, призванного воспитывать и развивать музыкальный слух, особенно в начальных классах музыкальной школы, тем скромнее выглядят результаты выпускного экзамена в данном случае. Вопрос, связанный с эмоциональным отношением к сольфеджио, с формированием искренней заинтересованности в музыке за счет часов, проведенных на уроках сольфеджио, лучше опустить.

    А ведь на дворе уже ХХI век! И от классической эпохи нас отделяет, можно сказать, период в три столетия.

Неужели за это время не сложилась методика, необходимая для скорейшего и успешного освоения  основ классической системы? Скорейшего  потому, что надо бы еще успеть познакомиться (хоть чуть-чуть) с какими-то элементами музыкальной речи, свойственной веку предыдущему – веку двадцатому!   

   В ответ можно услышать возражения преподавателей: «Какие новации ХХ века? Нам бы азы классики освоить». Но ведь играют дети на специальности что-то из музыки ХХ века, например, пьесы Бартока, Прокофьева, Слонимского, Металлиди. Значит, и в сольфеджио должны найти отражение хотя бы некоторые новации предыдущего столетия.

Если учесть, что у пианистов и струнников в вузе отсутствует предмет под названием сольфеджио, а при поступлении в консерваторию ими показываются знания лишь классических элементов,  то стоит признать, что слуховая работа по освоению особенностей музыкального языка ХХ века учебными планами в настоящий момент не предусматривается.

     Современный учащийся, между прочим, не только играет на уроках по специальности что-нибудь из Бартока, Сигмейстера, Прокофьева и еще из кого-нибудь нашей современности, но и звонит по мобильному телефону, с шести лет уже активно играет в компьютерные игры, на каникулах ездит в Египет, Финляндию или Швейцарию.

А в нотных тетрадках по сольфеджио у выпускника музыкальной школы можно найти следующие задания: построить доминантсептаккорд от звука си бемоль вниз, разрешить тритон всеми доступными средствами, определить на слух тонические, доминантовые, а иногда и субдоминантовые аккорды, находящиеся в гордой изоляции, сами по себе, т. е.

,  принадлежащие разным тональностям и, конечно же, без привязки к какому-либо музыкальному тексту. Со стороны преподавателя неподдельное негодование может вызвать, например,  незнание учащимся ключевых знаков фа диез минора.

В то же время стандартные приемные требования по сольфеджио при поступлении в музыкальное училище, несмотря на многочисленность тестов, входящих в данный экзамен, не включают ни одного задания, выявляющего музыкальную отзывчивость абитуриента, а также его практические навыки в  области музыки.    

    Критическое состояние современного музыкального образования за последние годы все больше становится предметом научных дискуссий, научно-методических конференций. Наболевшие проблемы музыкального образования получили своеобразную концентрацию в весьма симптоматичном по своему названию сборнике статей «Как преподавать сольфеджио в ХХI веке», вышедшем в 2006 году.

Редактор-составитель этого сборника М. Карасева отмечает, что «вопрос о выживаемости музыкально-теоретических дисциплин (и сольфеджио в их числе) на любом уровне отечественного образования стоит сегодня как никогда остро». Е.

Дерунец указывает на причину кризисного положения дел в учебном процессе: «Оторванность музыкально-теоретических дисциплин от непосредственных нужд исполнительской практики приводит к тому, что полученные учащимися знания оказываются непрочными, и значительная их часть вскоре исчезает из памяти». Е.

Лернер приходит к выводу о необходимости использования радикальных мер:  «проект новой программы по теоретическим предметам можно разработать лишь при одном условии – пересмотра концепции всей системы музыкального образования».

Источник: https://harmonyspb.ucoz.ru/publ/novoe_o_starom_garmonija_na_urokakh_solfedzhio_v_muzykalnoj_shkole/1-1-0-18

Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности :

Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, «договаривает», дополняет мысли, заложенные в ней.

Вместе с тем, гармония в музыке — это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Читайте также:  Музыкальные интервалы - первое знакомство

Что такое гармония в музыке? Определение — это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

Определение

Гармония — многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий «благозвучие», и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

  • Гармония — неотъемлемая часть художественного мышления
  • Гармония — приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что «благозвучие»
  • Гармония — слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.
  • Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.
  • Гармония — одно или группа созвучий
  • Гармония — учение о последовательности созвучий
  • Гармония в узком значении — это системные принципы организации звуковысотных соотношений
  • Гармония в широком значении — любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.
  • Гармония — объединение звуков в созвучия и их связное последование
  • Гармония — научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов.

Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все…).

Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она — одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

В современном значении термин «гармония» начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

Особенности гармонии

Как видно из определений, гармония — наука непростая. Главное, что изучается в гармонии — аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

Аккорд — созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

Аккорд — созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

Источник: https://www.syl.ru/article/399994/chto-takoe-garmoniya-v-muzyike-opredelenie-ponyatie-i-osobennosti

Для чего нужно сольфеджио?

Для чего нужно сольфеджио?

(выступление на род.собрании Макейчук В.А.)

Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень.

Ю.П. Юкечев.

Что мы знаем о сольфеджио? Множество детей и их родителей, не связанных с музыкой, считает его чем-то нудным и лишним, вроде жужжания надоевшего комара. Но это ведь далеко не так!

Всем понятно, что глухой не слышит музыки совсем. Человек с неразвитым слухом слышит в ней простейшие элементы выразительности: динамику, темп, родные интонации бытовой музыки, кочующие из мелодии в мелодию. Человек с развитым слухом слышит тонко и изыскано. Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств.

Необходимо совершенно отчетливо осознавать и не таить никаких иллюзий, что литературные соревнования по подбору эпитетов к услышанной музыке могут хоть как-то помочь УСЛЫШАТЬ музыку.

Чтобы это произошло, надо иметь развитое слуховое восприятие, а не способность хорошо и красиво говорить. Как образно написал профессор В.

 Медушевский нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты…».

Дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться музыкой — от фольклора до творений великих классиков, называется СОЛЬФЕДЖИО.

Оно способно помочь ребенку постепенно превратить в своем сознании музыкальный шум в звуковое наслаждение. Поэтому сольфеджио должно быть основой любого сколько-нибудь серьезного обучения музыке.

Говоря «серьезного», здесь имеется в виду не только профессиональное обучение, а любое обучение музыке, от которого предполагается, что будет толк.

Когда детишки начинают учиться музыке, то первое, что они узнают — это названия нот, их написание на нотном стане, их длительности. Без этого ничего невозможно сыграть. Вот это-то и есть начатки сольфеджио, и их преподаёт педагог по специальности — тот, кто учит играть на инструменте. Строго говоря, это

теоретическая часть, но без неё продвинуться в нашем деле нельзя. Это как учить буквы, которые потом сложатся в слова, это — музыкальная грамота. Ну и конечно, в школе есть и отдельный предмет – «сольфеджио», который ведут профессионалы, специалисты именно по этому вопросу.

Дальше — больше! Зная музыкальную грамоту и развивая свой слух, дети научаться читать ноты — вначале медленно, а затем всё более бегло. Затем, понимая логику строения музыкального предложения – фразы — юные таланты начнут быстрее и осмысленнее осваивать музыкальные произведения.

Это ускорит их прогресс в игре, расширит репертуар, откроет новые возможности.

Вы улавливаете, какие открываются горизонты, какие перспективы появляются у детей? Понимание основ строения музыки, её законов расширяет «слышание», придаёт игре смысл и неповторимость-ту «изюминку» индивидуальности, которая и отличает одарённых людей.

Что же надо сделать, чтобы не упустить эту возможность? Посещать регулярно уроки сольфеджио — раз. Делать домашние задания — два.

Если ребёнку самому вдруг что-то показалось сложным или непонятным -постарайтесь ему помочь. Не можете, не понимаете сами? Ещё раз попросите педагога объяснить. Пропущенные и непонятные материалы — настоящий бич. Это как в математике: что-то упустил — и всё последующее становится непонятным абсолютно. Нельзя доводить до такого положения вещей.

Очень печально видеть, когда способный человечек, хорошо играющий на своём инструменте, не может поступить в училище или специальную музыкальную школу, потому что у него огромные пробелы в знаниях и умениях по сольфеджио. А ведь дальше предстоит изучение гармонии и полифонии.

И что же — этот бедолага так и останется за бортом профессии, к которой у него есть несомненные способности только оттого, что на раннем этапе занятий он чего-то не усвоил? А родители вовремя не озаботились ему помочь? Есть такие ученики, которым как раз такая ситуация помешала развернуться в полную силу — они всё время в чём-то отставали, что-то не понимали.

Некоторые части музыкальной ткани так и оставались для них тарабарщиной — так они у них и звучали. А всё потому, что они не уделяли этому предмету должного внимания.

Сольфеджио — это наша «пояснительная записка», наша «палочка-выручалочка», это волшебные слова, открывающие вход в пещеру, полную сокровищ. Как же нам с ним поладить? Что же это за наука?

Это наука о том, как строится «тело» музыки.

Это предмет, на котором можно найти ответы на многие вопросы: как подобрать на инструменте любимую мелодию, где живут эти «загадочные» аккорды, можно ли записать услышанную мелодию по памяти? Сольфеджио — это занимательная музыкальная математика, формы развития музыкального слуха и чувства ритма, помощь в чтении с листа незнакомой пьесы и многое другое.

В этой статье затронуты вопросы пользы от изучения сольфеджио при игре на инструменте. Но не забывайте, что дети могут захотеть сочинять музыку, и тогда это будет уже просто их «хлеб». И при подборе «на слух» на инструменте умение услышать и узнать — просто незаменимо.

Итак, помните — уделяя должное внимание сольфеджио, Вы работаете на будущее своего ребёнка. Не допускайте сбоев! Желаю удачи!

Источник: http://gdmshkola.ru/index.php/roditelyam/sovetuem-prochitat/dlya-chego-nuzhno-solfedzhio

Зачем изучать сольфеджио?

Вопросом, зачем изучать сольфеджио и что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу или занимаются музыкой в рамках дополнительного образования. Почему дети, обучающиеся игре на музыкальном инструменте в обязательном порядке изучают сольфеджио? Какая между ними взаимосвязь?

Попробуем познакомиться с этой загадочной музыкальной дисциплиной поближе, возможно, многие вопросы, в том числе изучать или не изучать, отпадут у родителей сами собой.

«Сольфеджио» – красивое итальянское слово, которое сложилось из названий двух нот – «соль» и «фа» и в переводе означает «пение по нотам». Это музыкальная дисциплина, основной задачей которой является развитие музыкального слуха – главного инструмента любого музыканта.

Воспитание музыкального слуха, а также развитие чувства ритма учеников достигается на уроках сольфеджио с помощью пения одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений, написания мелодических и ритмических диктантов, слухового анализа музыкального материала.

Самым тесным образом с сольфеджио связана теория музыки. Граница между ними очень условна, поэтому в школе они изучаются вместе, как две составляющих одного предмета: теория музыки теоретически объясняет, из чего и как устроена музыка, а сольфеджио – на практике тренирует навыки, необходимые музыканту.

Основными из таких навыков являются:

Сольфеджирование – пение специальных одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений и номеров (отрывков из известных музыкальных произведений) с называнием каждой ноты. Таким образом развивается интонационный и гармонический слух.

— Восприятие музыки на слух. Слуховой анализ различных созвучий, аккордов, ладов и других музыкальных структур.

— Умение записать услышанную мелодию нотными знаками. Это достигается постоянной практикой написания музыкальных диктантов.

  • Непоседы Открытый урок — Сольфеджио
  • Занятия сольфеджио развивают слух: человек начинает различать самые тонкие звуковысотные, динамические и ритмические нюансы музыки, восприятие и исполнение музыки становится богаче и разнообразнее.
  • Уроки сольфеджио развивают навыки интонирования («чистого», точного пения без фальши): человек может воспроизвести музыку и вслух и про себя, «слышать внутренним слухом».
  • Умение читать с листа (петь или играть без ошибок совершенно новый музыкальный текст), которому на сольфеджио уделяется значительная часть урока, необходимо каждому музыканту, не только профессионалу, но и в не меньшей степени любителю: быстро воспроизвести нотный текст невозможно без наработанных умений, полученных еще в самые первые годы обучения музыке.

Для тех, кто хочет сочинять музыку, знания, полученные на уроках сольфеджио, являются базовыми. Благодаря отточенным навыкам, музыкант может перенести в нотную тетрадь мелодию, которая возникла у него в голове, а также грамотно выстроить форму произведения.

Уроки сольфеджио помогают легко подобрать по слуху музыкальное сопровождение к любой мелодии или саму мелодию, что так необходимо музыканту-любителю.

Зачем изучать сольфеджио? Если отвечать одним предложением, то для развития музыкального слуха : именно сольфеджио превращает его из простой музыкальной способности в мощный профессиональный инструмент.

Источник: https://rcmuzyka.com/zachem-izuchat-solfedzhio/

Ссылка на основную публикацию