Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

© Музыка детям. 2007-2015

Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту. Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах. Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.

Любое копирование материалов только с  разрешения и  с  активной ссылкой на наш сайт!

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать

Устойчивые и неустойчивые.Вводные тоны. Разрешение ступеней.

Слово «тон» в этом случае имеет другое значение. Ты слышала, наверное, как музыканты говорят про кого-нибудь: «Он взял неверный тон». Не подумай, что этот кто-то схватил тон и пошел. Этот кто-то просто сыграл или спел неверный звук.

Вводный тон — это звук, который ближе всех к тонике, — и все!

В музыке, чтобы показать тональность, часто обращаются к седьмой ступеньке, так как знают, что она обязательно приведет к тонике.

В конце этой мелодии ты непременно придешь к ноте ДО — к первой, самой устойчивой ступени.

Только нота ДО даст в конце мелодии ощущение устойчивости. Первая ступень самая устойчивая на волшебной лестнице.

— Честно говоря, дорогая королева, я здесь тоже могу оказаться, — вмешался король Медианта с третьей ступени. — Все-таки я тоже как-никак устойчивый звук! И тоже притягивать умею!

— Да и я могу завершить эту музыкальную фразу — произнес министр Доминанта с пятой ступени. — Ведь я тоже устойчивый! И хоть вам, дорогая королева, всегда подчиняюсь, тоже по-своему притягательный.

— Но моя ступень все-таки самая устойчивая, и ко мне притягиваются не только вводные, но и все звуки моего королевства, моей тональности, — сказала королева Тоника.

— Не волнуйся, дорогая королева, — вмешалась в спор Сольмина.

— Все неустойчивые ступени: и вводные, и четвертая с шестой — должны притягиваться прежде всего к ближайшим устойчивым. В музыке это называется тяготением…

— Да-да, — перебила Диссона, — все неустойчивые звуки т-я-янутся и тянутся, пока не перейдут к устойчивым и не успокоятся.

Музыканты называют такой переход разрешением. Только знай: когда ты просишь разрешения у взрослых — это совсем другое слово.

В музыке разрешение — это переход от неустойчивых звуков к устойчивым или — ах,' как я это не люблю! — переход от резких созвучий к красивеньким!

Ну, дорогая Диссона, — вступила в разговор Сольмина. — Если неустойчивые звуки (их еще называют неустоями) совсем не будут разрешаться в устойчивые (устои), то в мелодии будет ощущение незавершенности, а если мы будем слышать только резкие созвучия, то всем нам очень захочется покоя.

— Вот-вот, — подтвердила нота ДО, — я и говорю, что именно тоника всегда дает ощущение покоя и завершенности мелодии.

С этими словами Тоника посмотрела на короля, министра и примирительно улыбнулась. — Ну вот, — сказала Сольмина, — теперь ты знакома со всеми ступеньками волшебной лестницы.

Посмотри еще раз на эти ступени и постарайся запомнить.

Отзывы, комментарии
Музыкальная азбука

Источник: http://www.muz-urok.ru/ustoychiv_neustoychivyie2.htm

В гамме есть устойчивые ступени (i, iii, v) и неустойчивые (ii, iv, vi, vii). самая устойчивая — i. на ней удобнее всего закончить мелодию

Вот послушайте: можно ли так закончить эту мелодию?

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Попробуйте спеть или сыграть эту мелодию, подставляя для окончания каждый раз новую ноту: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Выберите лучший вариант окончания. Вы заметили, что окончания на нотах Ре, Фа, Ля и Си совсем не подходят для этой мелодии? Они звучат очень неустойчиво и на них нельзя закончить мелодию. Ноты Ми и Соль подходят для окончания, но самый лучший вариант – окончание на ноте До.

Задание 30. Спойте песни «Жучка» и «Паровоз». Подберите самые удачные ноты для окончания этих песен.

Почему же во всех этих песнях для окончания лучше всего подходит нота ДО, а возможные варианты – ноты МИ и СОЛЬ?

Все дело в том, что как только звуки гаммы попадают на музыкальную лестницу, они перестают быть просто звуками. Они начинают «общаться» друг с другом, при этом подчиняясь особым законам. Так, например, нота До, попадая на первую, устойчивую, ступень сама становится устойчивой, а нота Си – неустойчивой, потому что встает на седьмую, неустойчивую, ступень.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Лад. Тоника. СТУПЕНИ ЛАДА.

Спойте гамму от ноты До. Вы заметили, как удивительно стройно звучит эта гамма? Все звуки здесь ладят между собой. (Когда люди ладят между собой, можно назвать это дружбой.) Такое согласие звуков называется ЛАД.

Лад — это маленькая семья, но непременно королевская. Пришло время совершить путешествие в Ладовое королевство и познакомиться с его жителями.

В Ладовом королевстве, как и в любом другом, есть Королева и Король, их слуги и помощники, есть важные персоны и те, кто им подчиняется.

В ладовом королевстве есть свои законы, и главный из них — закон притяжения.

Города в этом королевстве называются ладами. И самые известные из них МАЖОР и МИНОР. Живут в этих городах два короля, два брата – Мажор (в переводе с итальянского – больший) и Минор (меньший).

Мажор светлым, радостным взглядом на мир смотрит, а Минор – грустным, печальным. По этому взгляду их легко узнать можно.

Сравните две мелодии. Какая написана в мажоре, а какая в миноре?

№12.Осень М.Красев

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

№13. Савка и Гришка

Белорусская народная песня

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Но главные в этих городах не короли, а королевы. Королева в ладовом королевстве живет на самой устойчивой ступени, на первой и зовется ТОНИКОЙ. Она прекрасно ладит со всеми жителями своего города и управляет ими при помощи волшебного магнита.

Сила тяготения или притяжения действует на всех, но сильнее всего – на ближайшие к Тонике ступени – II и VII. Их зовут Верхний и Нижний ВВОДНЫЕ ТОНЫ (ведут к Тонике). Вот три песенки Вводных звуков:

№ 14.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

№ 15.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

  • № 16.
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
  • Жил был ниж- ний ввод- ный тон на седь- мой сту- пе- ни,
  • Был он в То- ни- ку влюб- лен, не- раз- лу- чен с не- ю.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Ну а верх- ний ввод- ный тон то- же с То- ни- кой дру- жил.

Со вто- рой сту- пень- ки он в го- сти к То- ни- ке хо- дил.

Править королеве Тонике помогает принцесса ДОМИНАНТА. Ее имя переводится с латинского как «Главенствующая, главная». Она очень самостоятельная, ладит со всеми неустойчивыми звуками, часто общается с Тоникой. Несмотря на то, что Доминанта стоит на устойчивой (V) ступени, она может звучать неустойчиво, и остановка на ней часто напоминает вопрос:

№ 17.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

№ 18. Песенка-загадка

№ 19.

Задание 31. В № 19 первое предложение (вопрос) заканчивается на Доминанте и звучит неустойчиво. Придумайте и запишите окончание второго предложения, чтобы оно звучало утвердительно. Спойте песенку со словами и сольфеджио.

Как и все неустойчивые звуки, Доминанта подчиняется Тонике – разрешается в Тонику. В произведениях разрешение Доминанты в Тонику (V — I) чаще всего встречается в конце. Это делает музыкальную фразу более завершенной, придает определенность, уверенность. Как восклицательный знак в конце предложения.

  1. № 20.
  2. До- ми- нан- та в То- ни- ку хо- чет раз- ре- шить- ся,
  3. К ко- ро- ле- ве То- ни- ке каж- дый звук стре- мит- ся!
  4. № 21. Английская народная песня

Задание 32. Спойте № 21 сольфеджио. Определите, на каких ступенях заканчивается каждая музыкальная фраза. Придумайте и запишите ритмический аккомпанемент к этой песне.

Задание 33. Допишите пропущенные ноты по цифрам, которые обозначают ступени. Самостоятельно придумайте окончания для первого и второго предложения. Спойте песню со словами и сольфеджио.

IV III IV ? IV ? ? ? ?

Кто ко- пы — том бьет – цок — цок? Э — то рез — вый мой ко — нек!

На третьей (III) ступени в ладовом королевстве живет Король, его называют МЕДИАНТА. От короля зависит, какое настроение в городе – мажорное или минорное. В мажоре – король МАЖОРНАЯ МЕДИАНТА, а в миноре – МИНОРНАЯ МЕДИАНТА.

Рядом с королем, на четвертой (IV) ступени живет добрая фея СУБДОМИНАНТА. Приставка суб— в ее имени означает под-, перед. Она находится на одну ступень ниже Доминанты, под Доминантой (или перед Доминантой). После Субдоминанты появление Доминанты становится более торжественным.

На шестой (VI) ступени, рядом с Доминантой, живет ее младший брат – маленький принц. Шестая ступень всегда разрешается в пятую.

№ 22.

Задание 34. Пропойте следующие мелодии с названием нот. Определите ступень, на которой останавливается движение и разрешите ее в устойчивую.

  • а)
  • б)
  • в)
  • г)
  • РЕПРИЗА.
Репризой называется знак повторения в музыке
  1. то есть, музыкальный отрывок, выделенный репризой, исполняется дважды.
  2. Если знак репризы стоит только в конце произведения или его части, нужно повторить всё с начала:
  3. № 23.

Размер . ДИРИЖИРОВАНИЕ на

Вы знаете, кто такой дирижёр? В оркестре или в хоре это самый главный человек,- он руководит коллективом музыкантов во время исполнения музыкального произведения, делает игру музыкантов слаженной. Дирижёр управляет музыкантами с помощью особых движений рук, показывая характер музыкального произведения, его скорость, громкость и пульс.

Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями. (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.

») По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты.

В двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая.

Сильную долю в любом метре дирижёр показывает движением руки вниз. В размере 2/4 слабая доля показывается движением руки вверх. Вот так:

  • левая рука правая рука
  • 2 1 1 2

Задание 35. Спойте № 24 со словами и сольфеджио. Попробуйте продирижировать это произведение. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз.

  1. № 24.Пастушья песня
  2. Французская народная песня
  3. Умеренно

Тональность.

Спойте гамму от ноты До сольфеджио в ритме и с дирижированием. Попробуйте определить какой лад в этой гамме, мажорный или минорный?

Читайте также:  Как стать диджеем?

№ 25.

Самая устойчивая нота в этой гамме – нота До. Именно эта нота будет тоникой. А лад в этой гамме мажорный. Значит, эта гамма будет называться «До-мажор». Такое же имя будет носить и тональность.

  • Тоника + Лад = Тональность
  • Тональность в музыке – это семья устойчивых и неустойчивых звуков, главный из которых – Тоника.
  • Тоникой может стать любая нота, и тогда все другие ноты тоже меняют роли и занимают соответствующие их новому положению ступени.

Задание 36. Напишите в таблице названия тональностей.

Тоника Лад Тональность
Фа мажор
Си минор
Ми мажор
До Минор
Cоль Минор
Ля Мажор
Ре Мажор

Задание 37. Пропойте следующие песни. Попробуйте самостоятельно определить тонику. В каких тональностях написаны эти песни?

№ 26. Эстонская народная песня

№ 27. Хоровод М.Попова

Весело

Задание 38. В следующих примерах песенка Велосипедист путешествует по разным тональностям. Определите тональность для каждого примера, подпишите ступени. Спойте песенку в разных тональностях со словами и сольфеджио. Определите сколько фраз в этой песенке, есть ли среди них похожие?

  1. № 28. Велосипедист
  2. а) БыстроА.Метелицын
  3. б) Быстро
  4. в) Быстро

Теперь вы знаете, что звуки, попадая на музыкальную лестницу, становятся жителями Ладового королевства и начинают подчиняться законам Лада (главный из которых — закон тяготения). Одни звуки попадают на устойчивые ступени, другие – на неустойчивые, одни притягиваются Тоникой, другие – стремятся к более близким устойчивым ступеням — к Доминанте или к Медианте.

Но сильнее всех тяготения седьмой ступени в первую (VII – I) и четвертой в третью (IV – III). Все дело в том, что расстояние между ступенями музыкальной лестницы в Ладовом королевстве неодинаковое. И чем ближе неустойчивая ступень к устойчивой, тем сильнее тяготение. Расстояние это измеряется не метрами и сантиметрами, а ТОНАМИ и ПОЛУТОНАМИ.

  • ТОН И ПОЛУТОН
  • Только на линейках нотного стана расстояние между соседними нотами всегда одинаковое, а на слух и на клавишах бывает и разное.
  • Если вы внимательно посмотрите, как на клавиатуре фортепиано располагаются звуки «До-мажора», то увидите, что иногда между двумя белыми клавишам есть запасная черная клавиша (например, между «До» и «Ре», между «Ре» и «Ми», «Фа» и «Соль»), а иногда ее нет (например, между «Ми» и «Фа», «Си» и «До»).

Когда между двумя клавишами есть еще одна, запасная, — расстояние между этими звуками целый ТОН (обозначается буквой Т). Тоны могут возникать не только между двумя белыми клавишами с запасной черной посередине, но и между черными клавишами с запасной белой.

Самое короткое расстояние между двумя нотами называется ПОЛУТОН (обозначается буквой П). Оно настолько маленькое, что между двумя звуками не может поместиться ни одна запасная клавиша. Такое расстояние возникает, например, между нотами «Ми» и «Фа», «До» и «Ре-бемоль»:

Тон и Полутон отличаются не только своим строением, но и звучанием. Сравните две песенки:

№ 29. А.Бевзенко

  1. а)
  2. б)

Определите, какое расстояние между нотами в первой песне, Тон или Полутон? А во второй?

  • Вы заметили, что Тон звучит более уверенно, широко, а Полутон – узкий, неуверенный, даже немного плаксивый?
  • Задание 39. Определите расстояние между нотами:
  • Задание 40.
  • а) От данных звуков постройте вверх Полутон, подпишите вторую ноту.
  • б) От данных звуков постройте вверх целый Тон, подпишите вторую ноту.

Задание 41. Внимательно прочтите стихи. Определите, к какому стихотворению можно сочинить мелодию с Полутоном, а к какому больше подойдет мелодия с Тоном. Попробуйте самостоятельно придумать эти мелодии (можете пользоваться инструментом).

  1. Зайку бросила хозяйка,
  2. Под дождем остался зайка.
  3. Со скамейки слезть не мог –
  4. Весь до ниточки промок.
  5. А.Барто
  6. Если на нас упадет ананас,
  7. Сок ананасный польется на нас.
  8. Но ананас упадет не на нас –
  9. Он не растет в огороде у нас.
  10. П.Синявский

Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 6083; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s76976t1.html

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  1. Трезвучия побочных ступеней,  а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).
  2. На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия – одно также с противоположным ладом, а второе – уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
    Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение.

Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент.

И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая! – любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько – неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника – самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения.

Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением».

И так далее – все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  • I ступень – самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  • II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  • III ступень – устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  • IV ступень – неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;
  • V ступень – устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  • VI ступень – неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  • VII – самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков – устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие – самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

  1. Процесс сочинения музыки – как ее мелодии, так и гармонии – в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…
  2. Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:
  3. Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
  4. Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

(3

Источник: https://ProPianino.ru/akkordy-chast-2

Музыкальный онлайн колледж

  • Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.
  • Что это такое и вообще для чего это нужно?
  • Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.

Именно тональная система строится на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

  1. Теперь проделайте следующий опыт.
  2. Сыграйте гамму до мажор.
  3. Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.
  4. Количество вариантов здесь небольшое.
  5. Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II, IV, VI,VII ступени.
  6. Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.
  7. Каждая ступень, не входящая в аккорд, стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.
Читайте также:  Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними. Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.

Существуют и другие системы организации звуков, в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы. Но основа для изучения звуковых системы это тональность, так как она проста и понятна.

  • Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.
  • Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные (7 ступень).
  • Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.
  • В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.
  • Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.
  • Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.
  • Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.
  • Но о них мы сегодня не будем говорить.
  • Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.

Давайте подведем итог:

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

  1. Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.
  2. Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.
  3. Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.
  4. Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.
  5. Подробности здесь 

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Источник: http://study-music.ru/ustojchivye-stupeni-lada/

Устойчивые и неустойчивые. Вводные тоны. Разрешение ступеней

Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru

Устойчивые и неустойчивые.   Вводные тоны. Разрешение ступеней. 

 

У аккорда все звуки не могут находиться рядом.

Правда, я обожаю вставлять в аккорды парочку звуков подряд, но Сольмина считает, что я должна спрашивать у нее на это разрешение. Понимаешь, Ася, если бы музыканты сочиняли музыку только так, как любит Сольмина, всем бы это давно надоело!

Знай, я — главная фея в музыкальной стране! Я очень люблю соединять звуки так, чтобы получались музыкальные кляксы, вроде того кластера, что ты сыграла.

Я знаю, что ты хочешь получить камертон. Я верну его тебе, но при одном условии: ты будешь моей ученицей. А я расскажу тебе о том, о чем Сольмина рассказывать не любит — Хорошо, хорошо, — поторопилась ответить Ася. — Я буду про все внимательно слушать.

появилась Сольмина. — Ой, как я рада видеть вас, фея Сольмина! — воскликнула Ася. Фея Диссона решила… Я буду… — Я все знаю. Ты будешь ученицей Диссоны. Вот и отлично! Мы вместе будем рассказывать тебе о нашей стране. Правда, мы часто спорим, но, я думаю, ты скоро привыкнешь к этому. А теперь — в путь!

Ася посмотрела на Диссону и увидела, что фея довольно улыбается. Когда они втроем оказались на волшебной лестнице, королева ДО радостно приветствовала их:

— Как я рада, как я рада! Эй, ну-ка подайте мне парадную мантию!

Со второй и седьмой ступенек соскочили две очаровательные служанки и быстро заговорили:

Ах, мы всегда готовы, дорогая королева! Вот ваша мантия, ваше величество! Я вам помогу надеть ее!

— Нет, я! — Нет, я!

— Прекратите сейчас же! — воскликнула королева Тоника. — Извините, дорогие гости, моих служанок. Крутятся вокруг и уверяют, что они меня опекают или, как они говорят, опевают!

— Ваше величество! Все должны знать, какая вы важная! — И какая вы красивая, и какая притягательная! — Хи-хи, — захихикала Диссона.

— Будешь тут притягательной, если у тебя магнитик спрятан в первой ступеньке! Не бойся, не утащу. А попробуй слезь с нее и попритягивай, стоя на седьмой! Ничегошеньки не получится, сама со всех ног побежишь к первой! Так-то, нотка Д0

— Я пока не собираюсь перебираться на седьмую ступеньку — обиженно проговорила нота ДО. — Сольмина обещала, что я еще долго буду королевой!

— Не нужно ссориться! — успокоила нотку Сольмина. — Представь-ка лучше нам своих служанок.

— У королевы Тоники, важно начала нота ДО,

две служанки, на второй и  на седьмой ступеньке, а у короля и министра по одной.

 У короля — на четвертой,

у министра — на шестой. Та, что находится на седьмой ступеньке, самая быстрая и самая нужная. Ее называют вводным тоном, так как она ведет в тонику.

— Только не подумай, Ася, — вмешалась Диссона, что между первой и седьмой ступеньками мажора расстояние тон, ты же помнишь, что полтона (чтобы быстрее в тонику попасть).

Слово «тон» в этом случае имеет другое значение. Ты слышала, наверное, как музыканты говорят про кого-нибудь: «Он взял неверный тон». Не подумай, что этот кто-то схватил тон и пошел. Этот кто-то просто сыграл или спел неверный звук. Вводный тон — это звук, который ближе всех к тонике, — и все!

  • В музыке, чтобы показать тональность, часто обращаются к седьмой ступеньке, так как знают, что она обязательно приведет к тонике.
  •                   В конце этой мелодии ты непременно придешь к ноте ДО — к первой, самой устойчивой ступени.  

К тонике часто приводит и вторая ступень. Она тоже называется вводным тоном, хотя тут магнитик не так сильно действует: все-таки целый тон  до первой ступени — тоники.

                 

Только нота ДО даст в конце мелодии ощущение устойчивости. Первая ступень самая устойчивая на волшебной лестнице.

— Честно говоря, дорогая королева, я здесь тоже могу оказаться, — вмешался король Медианта с третьей ступени. — Все-таки я тоже как-никак устойчивый звук! И тоже притягивать умею!

— Да и я могу завершить эту музыкальную фразу — произнес министр Доминанта с пятой ступени. — Ведь я тоже устойчивый! И хоть вам, дорогая королева, всегда подчиняюсь, тоже по-своему притягательный.

— Но моя ступень все-таки самая устойчивая, и ко мне притягиваются не только вводные, но и все звуки моего королевства, моей тональности, — сказала королева Тоника.

— Не волнуйся, дорогая королева, — вмешалась в спор Сольмина.  — Все неустойчивые ступени: и вводные, и четвертая с шестой — должны притягиваться прежде всего к ближайшим устойчивым. В музыке это называется тяготением…

— Да-да, — перебила Диссона, — все неустойчивые звуки т-я-янутся и тянутся, пока не перейдут к устойчивым и не успокоятся.

Музыканты называют такой переход разрешением.

Только знай: когда ты просишь разрешения у взрослых — это совсем другое слово.

В музыке разрешение — это переход от неустойчивых звуков к устойчивым или — ах,' как я это не люблю! — переход от резких созвучий к красивеньким!

Ну, дорогая Диссона, — вступила в разговор Сольмина. — Если неустойчивые звуки (их еще называют неустоями) совсем не будут разрешаться в устойчивые (устои), то в мелодии будет ощущение незавершенности, а если мы будем слышать только резкие созвучия, то всем нам очень захочется покоя.

  1. — Вот-вот, — подтвердила нота ДО, — я и говорю, что именно тоника всегда дает ощущение покоя и завершенности мелодии.
  2. — Ну вот, — сказала Сольмина, — теперь ты знакома со всеми ступеньками волшебной лестницы.
  3. Посмотри еще раз на эти ступени и постарайся запомнить.

Ну, а если звуки складываются в аккорды, то нет ничего лучше, чем закончить произведение тоническим трезвучием! С этими словами Тоника посмотрела на короля, министра и примирительно улыбнулась.

Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru

Источник: http://kurskdshi3.ru/6/134/162/181/

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Читайте также:  Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь.

Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой.

Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

  • Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
  • 1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
  • 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
  • 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
  • Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.

Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg

У меня такой вопрос.

Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия.

То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?

супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться ��

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/ustojchivye-i-neustojchivye-stupeni-v-raznyx-tonalnostyax-muzykalnyj-klass

Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад

Слушая или исполняя музыкальное произведение, мы наблюдаем, что образующие его звуки находятся между собой в определенном соотношении. Это выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки, в частности мелодии, некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой и называется тоникой.

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения к устойчивым звукам. Это состояние характерно для неустойчивых звуков, находящихся на расстоянии секунды от устойчивых звуков.

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной системе.

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад.

Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили мажорный и минорный лад.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция – между нижним и средним звуками, и малая – между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал – чистая квинта.

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием. Неустойчивые звуки располагаются среди устойчивых звуков, прилегая к ним. Мажорный лад состоит из семи звуков.

Расположение звуков лада в порядке высоты называется звукорядом лада или гаммой. Звуки образующие гамму называются ступенями. В гамме мажорного лада семь ступеней. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами.

Ступени мажорной гаммы образуют последовательность секунд. Порядок расположения ступеней и секунд следующий:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком – натуральным мажором.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные – побочными ступенями.

Доминанта (в пер. с русского языка, означает преобладающая или главенствующая) расположена на чистую квинту выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука – это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень – тоника – является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы.

II, IV, VI, VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Более острое тяготение свойственно ступеням: VII к I, IV к III и II к I.

Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней VI к V, II к III, IV к V.

Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей

Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука. принятого за тонику. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада, то есть слова мажор.

Например, До мажор или С-dur, Соль мажор или G-dur и т.д.

Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. В ее состав входят все основные ступени музыкального звукоряда.

В состав тональностей мажорного лада, построенных от других ступеней музыкального звукоряда, входят и производные ступени. Количество их в каждой тональности различно.

В некоторых мажорных тональностях применяются только повышенные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество диезов. В других тональностях – пониженные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество бемолей.

Поэтому мажорные тональности, в обозначении которых имеются знаки альтерации, делятся на диезные и бемольные.

В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Знаки альтерации в этих тональностях пишутся при ключе и называются ключевыми знаками.

Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, являются родственными тональностями ввиду того, что в их составе шесть общих звуков. Родственной диезной тональностью До мажора является Соль мажор. Ее первая ступень находится чистой квинтой выше тоники До мажора.

Чистой квинтой выше Соль мажора находится тональность Ре мажор.

Далее, если брать за основу каждой новой гаммы пятую ступень предыдущей тональности, то постепенно мы получим все диезные мажорные тональности.

В каждой из них будет возникать новый ключевой знак – диез, приходящийся на VII ступень гаммы, и так последовательно до семи знаков. Тональность с семью знаками предельная, так как все звуки, входящие в нее, являются производными ступенями.

Все диезы пишутся при ключе в том порядке, в котором они прибавляются в тональностях, при условии расположения их по чистым квинтам вверх.

  • Расположение всех диезных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных диезных тональностей:
  • Соль мажор G-dur
  • Ре мажор D-dur
  • Ля мажор A-dur
  • Ми мажор E-dur
  • Си мажор H-dur
  • Фа# мажор Fis-dur
  • До# мажор Cis-dur
  • Порядок расположения бемольных мажорных тональностей на основе родства возникает таким же путем, но только вниз по чистым квинтам.

Родственной бемольной тональностью До мажору является Фа мажор. Первая ступень Фа мажора находится чистой квинтой ниже тоники До мажора и приходится на ее IV ступень.

  1. Далее, если последовательно строить чистую квинту вниз от тоники предыдущей тональности и брать ее за основу новой тональности, то постепенно мы получим все бемольные мажорные тональности.
  2. В каждой бемольной тональности новый ключевой знак – бемоль приходится на четвертую ступень гаммы.
  3. Расположение всех бемольных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных бемольных тональностей:
  4. Фа мажор F-dur
  5. Си бемоль мажор B-dur
  6. Ми бемоль мажор Es-dur
  7. Ля бемоль мажор As-dur
  8. Ре бемоль мажор Des-dur
  9. Соль бемоль мажор Ges-dur
  10. До бемоль мажор Ces-dur
  11. Мажорные тональности с пятью, шестью и семью диезами энгармонически равны каждая одной бемольной тональности, из числа тональностей от пяти до семи бемолей, и наоборот.
  12. Энгармонически равными тональностями являются тональности одинаковой высоты, но различного обозначения.
  13. Из числа употребляющихся в музыке мажорных тональностей энгармонически равны:
  14. Си мажор = До бемоль мажору
  15. Фа диез мажор = Соль бемоль мажору
  16. До диез мажор = Ре бемоль мажору



Источник: https://infopedia.su/1×9064.html

Ссылка на основную публикацию