Виды музыкального слуха: что к чему?

Виды музыкального слуха: что к чему?

На самом деле, о музыкальном слухе и о том, как его развить, мы говорили с Вами в одном из «Уроков пения» — «Как развить музыкальный слух». Но сегодня же мы просто поговорим о том, что такое музыкальный слух, у каких людей он присутствует и можно ли его развить (научиться ему)… Итак, поехали!

Многие люди испытывают что-то вроде чувства неполноценности, когда речь заходит о музыкально одаренных людях. «А мне медведь оба уха в детстве оттоптал!» — говорят они, ссылаясь на полнейшее отсутствие музыкального слуха.

Да, бытует мнение, что музыкальный слух — это чуть ли не нечто уникальное, Божья благодать.

И человек, которому этот самый «божий дар» достался — избранный счастливчик со способностями к пению, игре на музыкальных инструментах и даже к композиторству.

Виды музыкального слуха: что к чему?

Так что же такое музыкальный слух? Правда ли, что его наличие или отсутствие предопределяет музыкальные возможности человека с самого рождения на свет?

Музыкальный слух — это действительно совокупность способностей человека, без которых невозможно сочинительство, исполнение и должное восприятие музыки.

Любая человеческая способность не возникает просто так. Сначала появляется необходимость в ней. Так человек с четырех конечностей поднялся на ноги, чтобы освободить руки.

Вот и с музыкальным слухом похожая ситуация — способность эта в человеке зародилась очень давно, с тех самых пор, как у него появилась потребность в общении, сначала на уровне звукообмена, затем по средствам речи. Для того, чтобы человеческий ребенок научился разговаривать, он должен учиться различать звуки по силе, высоте и тембру, длительности — то есть, иметь музыкальный слух.

Виды музыкального слуха

Виды музыкального слуха: что к чему?

Выделяют виды музыкального слуха по свойствам::

Абсолютный слух — когда человек может распознать любую ноту на слух и тут же воспроизвести ее голосом безо всякой подготовки

• Относительный слух — это когда человек может видеть, точнее, слышать разницу между звуками разной высоты. Такой способности учат на дисциплине Сольфеджио.

Мелодический слух — когда человек способен понять строение услышанной мелодии и может воспроизвести ее голосом, а еще лучше записать нотами. Эту способность также развивают на занятиях.

Гармонический слух — когда человек может расслышать гармонические созвучия и их последовательность, затем записать их или воспроизвести голосом. Эту разновидность слуха развивают даже при полном отсутствии оного.

У кого есть музыкальный слух?

И это лишь некоторые из видов музыкального слуха, но уже по ним можно понять, что по большей части музыкальный слух это не подарок небес, а результат труда человека, тщательной работы над собой.

Виды музыкального слуха: что к чему?

Ежедневно любой из людей вынужден использовать свой музыкальный слух. Не будь его, как он узнает кого-то из близких или знакомых по голосу? Да и этого мало! Человек, даже маленький ребенок, способен безошибочно по звукам голоса определить целое море характеристик своего собеседника — его настроение, степень усталости или бодрости, часто даже состояние здоровья.

Полное отсутствие музыкального слуха также редко встречается, как и абсолютная слепота. Разумеется, у одного он отлично развит, а у другого — хуже. Но практически у всех музыкальный слух достигает того уровня, которого более чем достаточно, чтобы начать занятие музыкой.

Источник: https://muzykantam.net/stati-o-gitare/chto-takoe-muzykalnyi-sluh.php

Возможно ли отнести наличие музыкального слуха к уникальным способностям человека

Виды музыкального слуха: что к чему?

  • Музыкальный слух – это некий комплекс данных, которые требуются для создания, исполнения и активного восприятия музыки.
  • Музыкальный слух предполагает умение четко слышать каждый музыкальный элемент, разбираться в качестве музыкальных звуков, например, различать высоту, громкость или же тембр, разбираться в тонкостях функциональных связей элементов в готовом произведении.
  • Многие считают, что наличие хорошего музыкального слуха дано свыше, и что такой человек просто-напросто счастливчик, так как ему только и остается, что посвятить себя творчеству.
  • Часто люди оправдывают себя фразой про медведя, который наступил на ухо, когда разговор касается музыки.

Стоит разобраться, на самом ли деле музыкальный слух такая уникальная способность? Почему у некоторых он развит значительно лучше? Зачем он вообще нужен? Откуда он появился? Возможно, это и правда дар свыше?

Все человеческие способности возникли не на пустом месте. Любое умение — это результат наших потребностей. Например, ходить на двух ногах людям пришлось, когда появилась необходимость использовать руки в других целях.

То же произошло и с музыкальным слухом. Такая опция появилась, когда возникла потребность в общении именно с помощью звуков. Развитие музыкального слуха происходило совместно с развитием речи. Мы можем говорить, так как способны отличать звуки по силе, высоте, длительности, тембру, а это есть музыкальный слух.

Умение различать на слух любую ноту и воссоздавать ее без каких-либо настроек. Это имеет отношение не только ко звукам, исходящим от музыкальных инструментов, но и к различным звукам, окружающим нас в повседневной жизни.

Имеет одно, но очень весомое отличие от абсолютного слуха. Для того, чтобы определить или напеть ноту, обязательно нужна предварительная настройка, то есть необходимо воспроизвести на инструменте звук либо аккорд, на базе которого уже сложится звукоряд. Относительный слух можно развить в ходе обучения.

Мелодический слух

Умение не только слышать, но и разбираться в построении музыки, различать звуковысотность, ритмическую картину, направление движения, и конечно же воссоздавать мелодию с помощью голоса. На профессиональном уровне, еще и фиксировать нотами. Мелодический слух можно развить в процессе обучения.

Гармонический слух Умение различать звуки в их аккордовых созвучиях, воссоздавать их с помощью голоса или музыкального инструмента, в разложенном виде. Человек, обладающий гармоническим слухом, может быстро подобрать музыкальное сопровождение. Для этого ему даже не обязательно знать ноты. Гармонический слух можно развить даже при неимении исходных навыков.

Внутренний слух Умение внутренне представлять верное звукочастотное интонирование. Различают некоординированный и координированный с голосом внутренний слух.

Некоординированный — это способность подбирать мелодию на слух и слышать ошибки. Координированный с голосом – это высокий уровень, полученный благодаря урокам сольфеджио.

Он проявляется в умении работать с нотным текстом без использования каких-либо инструментов. Внутренний слух можно развить в ходе обучения.

Предслышание

Умение заранее спланировать с помощью внутреннего слуха следующий звук либо целую фразу.

Возможно ли выработать музыкальный слух

Музыкальный слух мы используем всегда. Он необходим для того, чтобы различать людей по голосу, по которому можно сделать вывод о некоторых качествах человека, например, по эмоциональному окрасу, можно судить о настроении человека.

Получается, что, если человек может самостоятельно говорить, у него есть музыкальный слух, и все разговоры об его отсутствии пустой звук.

Виды музыкального слуха: что к чему?

Конечно, для того чтобы петь необходимо иметь хороший слух, но этого недостаточно. Голосом нужно уметь управлять, а этому можно научиться. Если же Вы понимаете и слышите, что петь у Вас не особо получается, то к слуху претензий быть не должно, он есть!

Для того, чтобы развить слух, необходимо его постоянно тренировать (играть на инструменте, петь, слушать музыку). Это подтверждают труды Дмитрия Кабалевского, который доказал, что успехов в музыке может добиться по сути абсолютно любой человек.

За воспитание музыкального слуха отвечает сольфеджио, но более заметный результат появляется непосредственно в ходе занятия музыкой.

Действенным способом воспитания интонационного слуха являются дыхательные упражнения, танец. Музыкальный слух и его различные интерпретации изучают музыкальная психология, музыкальная акустика и психофизиология слуха.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что заниматься музыкой без сомнения можно практически каждому человеку, стоит только захотеть.

Источник: http://vizart.pro/installation/zvuk/vozmozhno_li_otnesti/

Музыкальный слух: факты и миф

Виды музыкального слуха: что к чему?

В разговорах о музыке многих людей посещает чувство неполноценности, при этом заявляя себе и другим, мол мне медведь на ухо наступил.

МИФ:
Мнение большинства людей сводиться к тому, что музыкальным слухом могут наделены только уникальные, одаренные и избранные  люди! Одним словом «Neo»  Так ли это в действительности?

Или снова очередной сложившийся миф через чур скромных или заинтересованных людей?

Виды музыкального слуха: что к чему?

Для начала разберемся с понятием термина — музыкальный слух.
Музыкальным слухом называется, способность человека полноценно и адекватно оценивать музыку для успешной творческой деятельности на личном и профессиональном поприще.

Подразумевается, что такие люди способны очень тонко воспринимать и даже психофизиологически чувствовать отдельные музыкальные элементы (звуки), их громкость, высоту и тембр. Обладают отличным чувством ритма.

ФАКТ-1:

На самом же деле существуют несколько разновидностей муз. слуха. В принципе, если вам очень интересно разобраться в точных их терминах и определениях, то можете прочитать об этом статью в Википедии, а моя статья больше о мотивации.

Самым-самым музыкальным слухом, является абсолютный. А самым слабым — архитектонический. Хоть там заумно все написано, но если перевести на обычный язык, то получается следующее. Если вы сможете сыграть в игру «Угадай мелодию», т.е.угадать хорошо знакомую вам песенку, но без слов, с разных моментов ее воспроизведения, то у вас есть музыкальный слух.  Вот и получается, что он практически у каждого есть, если конечно человек не глухой.

ФАКТ-2:
А теперь мысленно вернемся в свое детство:

Любая наша способность появилась и развивалась в зависимости от жизненных обстоятельств, как необходимо-важная для существования функция с определенным качеством. Мускулатура ног и рук успешно развивалась и продолжает развиваться, если этого требует окружающая среда и мы сами. Наша речь и мышление сформировались до степени необходимости выразить себя и понимать других, ну и т.д и т.п….

Отсюда следует, что музыкальный слух — это не такая уж и необходимая человеку функция. Без него каждый из нас может прожить всю жизнь без явных проблем для своей жизни, семьи и т.д… Вот поэтому, нам порой так трудно отыскать его в себе. И все таки, он есть практически у каждого из нас, только в разном виде (качестве).

ВЫВОД:

Если «обычный» человек очень захочет заниматься музыкой — развить в себе музыкальный слух и для этого погрузит себя в среду людей обладающих лучшим качеством муз.

слуха и будет регулярно заниматься практикой пения или игры на музыкальном инструменте, то его желание на 100% осуществимо. Просто кому-то нужно сделать 2 шага до ощутимых результатов, а кому-то 10.

Вот тут и открывается вся правда о мифе и реальности.

А по поводу постановки голоса можно добавить то, что данное  занятие сравнимо с уроками плавания, танцев, рисования, да и собственно, уроками гитары и т.д…

Стоит упомянуть о программах для развития слуха, на примере EarMaster v 4,5,6 . Читал о ней много позитивных отзывов в сети, что якобы действительно помогает. Единственный недостаток — требует ключ активации после истечения тестового периода.  Сам я ей не пользовался.

  • Надеюсь, что каждый прочитавший эту статью, не станет «сокрушаться» от моих ошибок орфографии , а обязательно заглянет в свою «книгу записанных желаний»  и при обнаружении пункта с названием «хочу хорошо петь или играть на музыкальном инструменте», станет смелее двигаться в направлении этой цели, а при первых же трудностях не станет сомневаться в том, что она  ему по плечу!
  • Успехов!
  • 10 СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩЕМУ ГИТАРИСТУ!

nagitaru.ru!

Источник: https://nagitaru.ru/muzyikalnyiy-sluh/

Музыкальный слух: что это такое и можно ли его развить?

Виды музыкального слуха: что к чему?

Любишь ли ты музыку так, как любим ее мы в редакции Men's Health? Наверняка да, и это прекрасно. Нам ведь с тобой давно известно, что:

  • музыка может облегчить физический труд, будь то гребля на галере или уход за огромным газоном;
  • в офисе прослушивание любимой музыки позволяет снизить усталость, которая накапливается за рабочее время, успокоить нервы и снять раздражительность;
  • музыка повышает энтузиазм и помогает расслабиться;
  • занятия музыкой помогают в изучении иностранных языков;
  • музыка укрепляет ум: как обнаружили итальянские ученые, быстрая музыка вызывает дополнительный прилив крови к мозгу по сравнению с более медленной или тишиной;
  • доказано, что музыка помогает бегунам и велосипедистам: первые ощущают, что тратят меньше усилий, а их выносливость повышается на 15%, а вторые используют меньше кислорода, когда крутят педали под музыку;
  • приятная музыка позволяет эффективно блокировать память о неудачах, повышая общую эффективность спортсмена;
  • и наконец, учеными отмечена эффективность музыки в снижении боли у онкологических больных, улучшении реакции их иммунной системы, снижении их тревожности и других психологических и физиологических симптомов. 
Читайте также:  Что можно поиграть на фортепиано? как восстановить навыки игры на фортепиано после большого перерыва?

А вспомни, как часто ты представлял себя на сцене с микрофоном, исполняющим хит любимой команды? Некоторые из нас прямо-таки бредят этим видением и стремятся использовать любую возможность, чтобы его воплотить.

Но, увы, как бы ни старались горе-вокалисты, как бы громко ни пытались голосить любимые строчки и в караоке, и в веселой компании, и даже наедине с самыми близкими людьми, максимум, что им достается, — это сочувственные взгляды, в которых ясно читается мольба: «Чувак, завязывай производить ртом эти душераздирающие звуки!» В особо тяжелых случаях барные вокализы заканчивались мордобоями, после которых редакционные певцы, потирая свежие синяки и ссадины, жаловались на вселенское непонимание и человеческую нечуткость. Чтобы им помочь, мы решили разобраться, можно ли вообще развить у себя музыкальный слух. Выяснилось, что очень даже можно!

Что вообще это такое?

Музыкальный слух — это возможность человека полноценно воспринимать музыкальную палитру произведения и всесторонне и адекватно ее оценивать, а также воспроизводить. Определить, насколько развит музыкальный слух у тебя, очень просто.

  • Выбери любимую композицию.
  • Прослушай ее один раз, а затем попробуй самостоятельно, а капелла (то есть без сопровождения), пропеть мелодию песни, удерживаясь при этом в ритме.
  • Соседи бешено застучали по водопроводной трубе? Извини, похоже, со слухом у тебя неважно. Погоди, или ты исполнял что-то из Napalm Death?

Но не расстраивайся. Музыкальный слух либо дается человеку от природы, либо его воспитывают со временем упорными тренировками. Как установили ученые, в слуховой зоне нашего мозга расположен пучок нервных окончаний, отвечающий за музыкальный слух. И если его регулярно и правильно стимулировать, то дело в итоге пойдет на лад.

Источник: https://mhealth.ru/life/knowledge/muzykalnyj-sluh-chto-eto-takoe-i-mozhno-li-ego-razvit/

Виды музыкального слуха и методы его развития

Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух – это способность слышать музыку и все процессы, происходящие в ней. Но все не так просто. Есть
понятие, как виды музыкального слуха. Основных всего два – абсолютный слух и относительный.

Под абсолютным слухом понимается способность определять только на слух высоту любой ноты без предварительной
подстройки с помощью инструмента. Абсолютный слух – врожденный дар, который не подлежит развитию, но обнаружить его
можно только при занятиях музыкой.

Относительный слух – способность определять звуковысотность нот с предварительной подстройкой по камертону или
другому инструменту. Такой слух способен развиваться вследствие упорных тренировок.

Но существуют и другие виды музыкального слуха и методы его развития:

  • Интонационный слух – способность слышать интонационные изменения в мелодике. Тренируется прослушиванием
    различных музыкальных отрывков;
  • Гармонический слух – способность хорошо слышать аккорды, сочетания интервалов и определять их на слух;
  • Ладовый слух помогает определять ладово-тональные функции в гармоническом контексте разных произведений и
    определять их «устойчивость» или «неустойчивость», направление «тяготения» и т. д.;
  • Полифонический слух позволяет слышать в структуре произведения движение одновременно нескольких мелодических
    линий. Частные уроки по академическому вокалу отлично помогают развить
    полифонический слух и все остальные разновидности. Академическая манера преподавания вокала – это первооснова
    правильного пения. Имея академическую постановку голоса, вы с легкостью освоите и все остальные манеры пения.
  • Ритмический слух обеспечивает более полное переживание музыки за счет активного восприятия ритмического рисунка.
  • Тембральный слух – способность чутко слышать малейшие изменения тембральной окраски исполняемого произведения.

Также существует виды музыкального слуха таблица, но суть не меняется – любой слух, за исключением абсолютного,
можно и нужно развивать.

Разновидности музыкального слуха очень хорошо стимулируют уроки джазового вокала.
Это происходит за счет сложной джазовой гармонии, в которой используется масса полутоновых переходов, постоянно
синкопированный ритм. Это невероятно полезный стиль для развития музыкальных способностей в целом.

Обучение вокалу в Москве сейчас доступно каждому. Музыкальное образование будет
полезно получить даже для себя, в рамках саморазвития. Да и что может быть приятнее, чем научиться управлять своими
исходными данными, голосом и слухом.

Источник: https://artvocal.ru/vidi-music-slyh.php

Музыкальный слух: наши заблуждения

Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Виды музыкального слуха: что к чему?

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

  • Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».
  • Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
  • — абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

— относительный слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

  1. — внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;
  2. — интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.
  3. Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000.

Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык — не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев.

Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот.

Таким образом, если язык человека музыкален — с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки.

Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне.

После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух — это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто.

Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить.

И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух — редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им.

Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом.

Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха — абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха — внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Источник: https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4534716/

Виды музыкального слуха: что к чему, Музыкальный класс

Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук.

Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

Читайте также:  Влияние классической музыки на человека

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

К чему была нужна эта преамбула? А к подтверждению того, что музыкальный слух – это инструмент уже обученного музыканта. А тем, кто отказывается заниматься музыкой под предлогом отсутствия слуха и изнасилования медведем, говорим прямо: музыкальный слух – не дефицитный товар, раздаётся каждому желающему!

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок.

Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность устойчивых и неустойчивых музыкальных ступеней, их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от типа певческого голоса или инструмента, на котором играешь).

Абсолютный и относительный слух не являются противоположностями. Они могут дополнять друг друга. Если человек обладает абсолютным слухом, но не занимается своим относительным, музыкантом он не станет, в то время как профессионально развитый относительный слух, как воспитываемый тип мышления, позволяет развить музыкальность любому человеку.

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический.

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека…

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

КОНЕЦ. По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, сольфеджио и гармония, полифония и оркестровка.

Источник: https://plusss48.ru/isskustvo-dlya-dushi/vidy-muzykalnogo-sluxa-chto-k-chemu-muzykalnyj-klass

Музыкальный слух — это… Что такое Музыкальный слух?

Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.

Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру, нюансировке и т.д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.

Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как музыкальная психология, музыкальная акустика, психоакустика, психофизиология слуха, нейропсихология восприятия.

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

  • абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука; этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются; для успешной профессиональной (любой музыкальной) деятельности присутствие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ его обладателям не даёт; по статистике, абсолютным слухом обладает один человек из десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков[1];
  • относительный (или интервальный) слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т. д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы, камертонная частота звучания которой составляет 440 Гц); относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов[1];
  • внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание;
  • интонационный слух[2] — способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов;
  • гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки;
  • ладовый слух — способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука (музыкальной ноты) в контексте той или иной музыкальной композиции;

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79723

Виды музыкального слуха: что к чему? Виды музыкального слуха

Музыкальный слух уникален не только тем, что в отличие от простого слуха является результатом работы мышления и памяти человека. Он, к тому же, представляет собой целую совокупность граней и подвидов, из которых самыми значимыми являются абсолютный, относительный и внутренний музыкальный слух. Но мало кто знает, что к нему также относятся еще восемь категорий.

Абсолютный музыкальный слух

Когда говорят о развитом музыкальном слухе, важном для композиторов, музыкантов и вокалистов, то почему-то думают, что речь идет именно об абсолютном слухе. Однако это не так.

Ведь абсолютный музыкальный слух
– это идеальная память человека на высоту и тембр услышанных звуков. Человек, обладающий этим видом слуха, имеет его от природы.

Для него услышать ноты – это все равно, что любому другому услышать алфавит.

Как показывает практика, наличие абсолютного слуха не гарантирует наличие хороших вокальных данных и предрасположенности к карьере музыканта. А иногда даже вредит, так как человек, обладающий таким талантом, расслабляется и забывает про развитие относительного музыкального слуха.

Относительный музыкальный слух

Именно этот вид слуха так важен музыкантам и вокалистам. Он, в отличие от абсолютного слуха, проявляется не как особенность памяти человека, а как особенное мышление, которое развивается со временем и которым обладают в той или иной мере все профессиональные музыканты.

Относительный или интервальный музыкальный слух позволяет услышать в произведении или его части звуковые отношения, а не только ноту, и определить их. Единственным недостатком этого вида слуха является именно его относительность, которая выражается лишь в приблизительном определении услышанного звука и высоты его звучания.

«Специализированные» виды музыкального слуха

Если относительный слух – это умение, которое развивается у каждого музыканта, то есть и те грани слуха, которые могут как получить свое постепенное развитие, так никогда и не быть освоенными на должном уровне. С интервальным слухом их роднит то, что их идентификация также относится к процессам мышления. И это еще восемь граней музыкального слуха:

  • ладовый,
  • ритмический,
  • интонационный,
  • гармонический,
  • полифонический,
  • тембральный,
  • фактурный,
  • архитектонический.

Кроме того, многие из них часто являются и самостоятельным талантом. Например, человек, который никогда не учился музыке, но который от природы одарен ритмическим слухом, легко может воспроизвести услышанный ритм.

Эти виды музыкального слуха между собой объединяет то, что часто они нужны для определенной узконаправленной музыкальной деятельности. Так, умение слышать и определять полифонию и ритм очень помогает композиторам. Хотя и в общей музыкальной практике все эти грани слуха также приносят много пользы.

Внутренний музыкальный слух

Посмотреть бегло на лист бумаги, испещренный нотами и напеть «увиденную» музыку может каждый, кто развивал в себе музыкальные таланты и хорошо знаком со звучанием нот.

Однако возможности внутреннего музыкально слуха
базируются не только на памяти, но и на воображении.

Именно благодаря воображению музыкант может «услышать» новые переходы, узнать, как будет звучать та же мелодия, но сыгранная в другом ритме или на другом инструменте, не прибегая при этом к проигрыванию мелодии в живую.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление ис­ключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Читайте также:  Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Скачать:

Предварительный просмотр:

  • Муниципальное бюджетное учереждение дополнительного образования
  • Муниципального образования город Ирбит
  • «Ирбитская музыкальная школа»
  • Методическое сообщение на тему:
  • Музыкальный слух –
  • направления и методы его развития

Разработчик: Головкина В.А.,

  1. преподаватель фортепиано
  2. Ирбит 2016
  3. Музыкальный слух –
  4. направления и методы его развития.
  5. «Антислуховая» педагогика – это движения по наименьшему сопротивлению, используя память рук и глаз».
  6. Б.Теплов

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха. Хорошо развитый слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможность чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки (при пении или при игре на инструменте).

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны.
Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Успешное развитие слуха зависит от многих факторов, но особенно — от своевременного, как можно более раннего, погружения в мир музыки. Создатель всемирной фирмы «Sony» Масара Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» говорит о необходимости правильного воспитания с самого раннего детства. Он предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что, то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи.

Опыт педагога-теоретика из Тамбова М.В. Кушнира также подтверждает опыт японского исследователя. Своего ребёнка он начал учить музыкальному языку с грудного возраста. С первых дней его сын имел возможность слушать классическую музыку, через тактильные ощущения воспринимал ритм.

Через несколько лет он мог спеть ту музыку, которую слышал в грудном возрасте. М.В. Кушнир убеждён, что у каждого ребёнка музыкальный багаж должен накапливаться с самого раннего детства, как это было в любой дворянской семье (пение колыбельных, музицирование). М.В.

Кушнир создал в своём классе музыкальный багаж искусственно.

Свойства и виды музыкального слуха.

Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Различают 2 разновидности музыкального слуха:

  1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или
    внешний музыкальный слух;
  2. Способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки —
    внутренний музыкальный слух
    или внутреннее слуховое представление.

Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно — восприятию явлений и предметов и представление их.

Музыкальный слух включает в себя несколько
видов:

  • звуковысотный,
  • мелодический,
  • полифонический,
  • гармонический,
  • тембро -динамический.
  • внутренний (музыкально-слуховые представления).

Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Мелодический, гармонический, темброво-динамический слух надо воспитывать и развивать. Существует ещё и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом.

Звуковысотный слух

По словам Теплова, «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты».

Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства.

Условия развития:

  • Настроенный инструмент даёт чувство стройности.
  • Вокал даёт чувство высоты (действенное средство). Подпевание — форма проявления слуховых представлений. Как метод самонаблюдения при выраженном сопении, гудении.

Методы:

  • унисон с инструментом;
  • дублирование голосом играемой мелодии во время игры (Щапов);

Источник: https://freeva.ru/characteristics-of-life/vidy-muzykalnogo-sluha-chto-k-chemu-vidy-muzykalnogo-sluha—/

Музыкальный слух и его типы

Музыкальный слух — это способность воспринимать, представлять и
осмысливать музыкальные впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух
— это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и
интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражения
идейно-образного содержания.

Типы музыкального слуха

Принято различать несколько типов и разновидностей музыкального слуха. Как
увидим ниже, различия между ними не всегда четко установлены и не все типы
могут быть безоговорочно приняты. Тем не менее, принято считать, что,
безусловно, существуют качественные различия музыкального слуха, и педагогу
нужно уметь в них разбираться.

По способу и характеру восприятия музыки различают слух абсолютный и
относительный.

Обычно наблюдаемый относительный слух проявляется в восприятии и
воспроизведении ладовых связей и интервальных отношений между звуками на основе
заданного тона или слуховой настройки в ладе и тональности.

Значительно реже встречающийся абсолютный слух — это способность
узнать и воспроизвести в интонировании высоту музыкальных звуков без сравнения
с каким-нибудь исходным звуком.

Проявление абсолютного звука состоит в быстром,
непосредственном узнавании и запоминании высоты тона, без опоры на интервальные
отношения и без внутреннего пения.

Наиболее активный вид абсолютного слуха
проявляется в способности не только узнавать музыкальные звуки в их абсолютной
высоте, но также воспроизводить их голосом.

Абсолютный и относительный слух как способности развились в соответствии с
двумя сторонами звуковысотных связей в музыкальном искусстве: с абсолютной
высотой звука (его местом в музыкально-звуковой системе, в музыкальном строе) и
с относительной высотой звука (его местом в звукоряде ладотональности).

Абсолютный слух значительно облегчает слуховую ориентировку в воспринимаемой
музыке. Музыканты, обладающие им, непосредственно узнают на слух тональность
произведения и легко следят за модуляционными сменами тональностей. Нетрудно
понять, насколько важно обладание абсолютным слухом для музыкантов таких
специальностей, как, например, специальность дирижера.

В классных условиях выработать абсолютный слух у лиц, не обладающих им, по-
видимому, не удается.

То, что принимается иной раз за результат выработки
абсолютного слуха, есть на самом деле умение использовать какой-то исходный
звук, внешнее или внутреннее напевание наиболее низкого звука диапазона своего
голоса или устойчивое запоминание одного звука (до, ля), закрепившиеся
благодаря многократному его повторению в различных упражнениях, и т.д.

Непосредственно функционирующий абсолютный слух, не выявленный в начале
общения с музыкой, может проявиться позднее только в том случае, если задатки
такой способности были свойственны от природы, но почему-либо были не
обнаружены ранее. В иных случаях действие так называемого «абсолютного
слуха» требует вспомогательных навыков и, следовательно, уже не является
абсолютным в подлинном смысле слова.

Среди музыкантов иногда можно встретить проявление абсолютного слуха только
по отношению к своему инструменту. Например, скрипач непосредственно узнает
звуки только скрипки, пианист — звуки и тональности только на фортепиано, певец
— звуки близкого ему по тембру голоса.

Очевидно, важную роль играют здесь
моторно-двигательные и тембровые ассоциации, устанавливаемые длительной
исполнительской практикой. (То, что считалось результатом выработки
абсолютного слуха по так наз. системе Э.

Жак-Далькроза (швейцарского
музыканта-педагога, автора системы , 1865-1950),
в свое время распространенной в России, очевидно, было мнимым абсолютным
слухом; по системе Э Вигнера (ум. 1933), применявшего свой метод в дореволюционные
годы, также, по всем данным, вырабатывался лишь эрзац абсолютного слуха.

Абсолютный слух, как сказано, весьма полезная в музыкальной практике
способность. Однако не следует представлять дело так, что наличие абсолютного
слуха само по себе свидетельствует о большой одаренности его nak`d`rek по
сравнению с другим, имеющим только относительный слух.

Нередко можно встретить
обладателя абсолютного слуха, который значительно слабее или менее глубоко
ориентируется в воспринимаемой музыке и в общем значительно менее музыкален,
чем другие, не имеющие этого преимущества, но зато владеющие слухом хорошо
организованным, хорошо развитым и правильно тренированным.

Поэтому было бы
неверно думать, что учащийся, обладающий абсолютным слухом, не должен работать
над его развитием. Это не так. Физиологические данные надо еще развить до
уровня музыкальной способности, добиться того, чтобы слух не только механически
регистрировал высоту отдельных звуков, но помагал бы осмысливать музыку.
Учащийся с абсолютным слухом нуждается в особых приемах обучения, однако он
должен пройти через все основные разделы работы, составляющие содержание
сольфеджио.)

Музыкальный слух элементарно проявляется непосредственно под воздействием
внешних звуковых впечатлений. Способность на основании воспринятых ранее
впечатлений, при содействии памяти и воображения, внутренне, мысленно
представлять и переживать звуки и звуковые образы принято называть внутренним
слухом
.

Даже элементарное проявление музыкального слуха сочетает в себе
внешнее впечатление и внутреннее слушание.

Тесное взаимодействие внешнего и
внутреннего слуха можно наблюдать в процессе слушания музыки, при чтении нот с
листа, когда внутренний слух как бы забегает вперед, предчувствует то звучание,
которое логически последует за реально звучащей в данный момент музыкой.

Внутренний слух может иметь разные степени произвольности. Слабо развитый
внутренний слух, находящийся в постоянной зависимости от внешнего слуха, не
может себя проявить без самопроверки во внешнем звучании; такой внутренний слух
нуждается в постоянной поддержке со стороны реальных звучаний. По мере развития
внутренний слух становится все более активным и самостоятельным.

Легко понять, какое значение имеет внутренний слух для композитора,
например.

Известны композиторы, лишенные внешнего слуха и тем не менее
продолжавшие создавать музыкальные произведения большой идейно-образной
насыщенности и фактурной сложности, опираясь на музыкальные представления,
приобретенные в прошлом извне, а в настоящем — целиком на активную деятельность
внутреннего слуха. Такие произведения, как Девятая симфония Бетховена, опера
«Либуше» и симфонический цикл «Моя родина» Сметаны,
представляют собой проявление активности одного только внутреннего слуха; оба
эти композитора, перестав воспринимать внешние звуки, не стали
«глухими» в плане воспроизведения внутренних звуковых музыкальных
представлений. Огромное мастерство и глубокое знание музыки и жизни позволили
им остаться великими творцами и после наступления глухоты для восприятий извне.
(Трагедия этих великих композиторов заключалась, следовательно, не в том,
что глухота мешала им сочинять музыку, а лишь в том, что глухота мешала им
общаться с окружающими, со слушателями и исполнителями их произведений. Гете
проник в существо страданий Бетховена, когда писал Цельтеру: (Ромен
Роллан. Гете и Бетховен, стр. 46)
.

Различают еще мелодический и гармонический слух. В данном
случае речь идет не о различных способностях, а о разном проявлении
музыкального слуха по отношению к мелодии и многоголосной фактуре: к гармонии,
полифонии.

В практике преподавания приходится встречать учащихся, которые легко
овладевают одногоголосием, но с трудом осваивают навыки слуховой ориентировки в
многоголосии как гармонического, так и полифонического склада.

Причиной такого
отставания гармонического слуха обычно оказывается просто плохое знание
гармонии и закономерностей многоголосия или ограниченность музыкально-слухового
опыта учащегося, то есть интонационного запаса его памяти, состоящего в
основном из одноголосной песенной музыки. Нередко обе причины совпадают.

Можно
наблюдать, как «мелодисты», по своему прежнему слуховому опыту, вначале
вовсе не ориентировавшиеся в простейшей гармонии, постепенно привыкая к
многоголосной музыке и усваивая закономерности гармонии и полифонии, в
последствии приспосабливают свой слух к полноценному восприятию многоголосия и
ансамблевому интонированию.

Нужно предупредить возможно неправильное мнение, что не следует якобы
приступать к занятиям по многоголосию до тех пор, пока мелодический слух
учащегося не достигнет некоторой степени усовершенствования.

На самом деле
именно работа над двухголосием и вообще ансамблевое сольфеджирование, как пение
в хоре, ускоряя и углубляя развитие всех сторон музыкальности учащегося, вместе
с тем содействует более чистому и выразительному интонированию также и
одноголосия.

Источник: http://www.studiodelphin.com/music/sluh.shtml

Источник: https://darmuz.ucoz.ru/publ/1-1-0-27

Ссылка на основную публикацию