Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японские национальные музыкальные инструменты известны и любимы жителями страны восходящего солнца.  Их и по сей день широко используют, например, в театрах кабуки (歌舞伎 かぶき Кабу́ки (яп. классический театр)) и бунраку (文楽 ぶんらく театр кукол «Бунра́ку»), многие современные исполнители и композиторы используют звучания старинных японских инструментов в своей музыке, а режиссеры в фильмах. Ни один мацури (祭り まつり праздник, празднество) не обходится без музыкального сопровождения, а обучение игре на некоторых музыкальных инструментах входит в образовательную программу будущих гейш.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Самый известный среди всех японских инструментов – это сямисэн (三味線 しゃみせん сямисэ́н (яп. широкораспространённый трёхструнный щипковый инструмент)). Аналог нашей русской балалайки. Этот инструмент имеет достаточно широкий тембральный диапазон, что обеспечивает ему широкое применение.

Сямисен изготавливается из дерева, имеет всего 3 струны, а его корпус обтягивается кожей. Играют на нём с помощью плектра. Изменяя размеры шейки, материал струн и плектра, можно варьировать тембр этого инструмента.

Благодаря этому существует огромное количество разновидностей этого инструмента.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Целое семейство японских флейт называют фуэ (笛 ふえ флейта; свирель; свисток; дудка). Они изготавливаются из бамбука и в зависимости от длины бамбуковых стеблей и расположения их между собой, насчитывается целое множество различных флейт. Например, флейта сё (笙 しょう губной орга́н) имеет семнадцать стволов разной длинны, а флейта сякухати (尺八 しゃくはち сякуха́ти (вид кларнета)) всего один.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Семейство японских барабанов – тайко (太鼓 たいこ барабан), имеют жёсткий бочкообразный корпус из дерева, к которому прикрепляется мембрана из кожи животного. Барабаны сильно разнятся по размерам: от небольших ручных, до барабанов высотой с рост человека.

  Существуют конечно и барабаны для широкого круга потребления, но, если придерживаться традиций, тайко изготавливают из цельного ствола дерева. Время изготовления барабана может достигать нескольких лет, а срок службы – столетия. Внутри корпуса барабана наносят разного вида резьбу, и от этого зависит звучание инструмента.

Много лет назад под звуки этих барабанов маршировали грозные воины, а сейчас они являются неотъемлемой частью празднеств и церемоний.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Ещё один традиционный японский инструмент – кото (琴 こと ко́то (яп. тринадцатиструнный муз. инструмент)), собрат русским гуслям и европейской арфе. Согласно мифологии, кото олицетворяет спящего дракона.

Это струнный инструмент (обычно 13 струн) с длинным резонирующим корпусом из дерева. Струны подпираются подвижными колками, которые обеспечивают инструменту множество вариантов настроек звучания.

Играют на инструменте тремя пальцами – большим указательным и средним, на которые надеваются специальные «ногти»-медиаторы.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

В Японии есть ещё одно интересное музыкальные приспособление – музыкальные колодцы суйкинкуцу (水琴窟 すいきんくつ яп. буквально пещера водного ко́то).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Не глубоко в землю зарывают перевернутый металлический или керамический кувшин, а в донышке делают отверстия. Над кувшином располагают воду.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Например, такие суйкинкуцу устанавливали рядом с рукомойниками, либо как элемент ландшафтного дизайна в японских садах. Вода проникает через отверстия в донышке кувшина и издает звуки, подобные колокольчику.

  • Сегодня, такие колодцы устанавливают во многих скверах в Японии, магазинчиках и даже в частных домах.

Источник: https://tensaigakkou.ru/yaponskie-tradicionnye-muzykalnye-instrumenty/

Некоторые японские народные музыкальные инструменты???? | Аниме Amino Amino

Всем доброго времени суток!

Все мы любим музыку, разных жанров, мотивов, исполнителей. Но думаю у каждого из нас особое место занимает традиционная инструментальная музыка.

Разумеется для воспроизведения данной музыки нужны музыкальные инструменты. Они также очень разнообразны и интересны. У каждого народа есть свои индивидуальные традиционные инструменты.

А как же дело обстоит в Японии?

Народные музыкальные инструменты в Японии использовали и используют для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения, их использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий.

Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы.

Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку и даже в современном искусстве.

  • ╭═════╩▓⟬✫⟭▓╩═════╮
  • Некоторые японские народные музыкальные инструменты
  • ╰═════╦▓⟬✫⟭▓╦════
  • Бива

Бива (яп. 琵琶) — национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Гакубива

Инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка.

Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см.

Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.

В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В XIX веке появилась последняя разновидность этого типа инструментов — тикудзэнбива.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Кото

Ко́то (яп. 琴) или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения.

Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»). На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки.

Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью.

Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сякухати

Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь».

Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн).

Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.

По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, яп.

都山流), основанная Накао Тозаном (1876—1956), кинко (кинко-рю, названная в честь основателя Куросава Кинко (1710—1771) яп. 琴古流), и мёан (мёан-рю, яп. 明暗流), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото.

Образовалась немедленно после разгона секты Фуке в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Одзаки Синрю (1820—1888).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сямисен

Сямисэ́н (яп. 三味線 букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов.

В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы.

Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (細棹) и используется в основном в музыке нагаута (長唄).

Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао (中棹) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (清元), токивадзу (常磐津), дзиута (地唄) и т. д.

На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в дзёрури (浄瑠璃).

Читайте также:  Русская хоровая музыка x-xvi веков

Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей.

Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута — почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака.

Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию.

С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Использование в современной музыке

Сямисэн из-за специфического звучания часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (примерно как в России балалайка). Так, сямисэн звучит в звуковом сопровождении аниме-сериала Naruto, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле New Age.

Интересные факты

:musical_score: В фильме «Затойчи» Такэси Китано прячет оружие для убийств в сямисэне.

:musical_score: В аниме «Shugo Chara» Фудзисаки Надэсико/Нагихико изменяет характер после звуков сямисэна — «чин, тон, сян».

:musical_score: В аниме/книге «Меланхолия Харухи Судзумии» Харухи Судзумия назвала кота «Сямисэн».

Тайко

Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. Тайко (яп. 太鼓) обозначает «большой барабан».

Вероятнее всего, эти барабаны были завезены из Китая или Кореи между III и IX веками, а после IX века изготавливались местными мастерами. Их использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они используется и по сегодняшний день как в народной, так и в классической музыке.

Барабаны Японии носят общее название тайко, по конструкции они делятся на две большие группы: бë-дайко (яп.

鋲太鼓 бё:дайко), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и cимэ-дайко (яп. 締め太鼓), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов.

Корпус барабана выдалбливают из цельного куска твёрдой древесины. На тайко играют палочками под названием бати (яп. 撥?).

К бё-дайко относятся о-дайко (яп. 大太鼓 о:дайко) и ко-дайко (яп. 鋲太鼓). С помощью шнуров настраиваются да-дайко, ни-дайко, какко, ута-дайко и цудзуми.

Под тем же названием известны музыкальные ансамбли барабанщиков, являющиеся национальным символом Японии.

Такую музыку надо слушать вживую. Да и вообще любую музыку, чтобы ощутить лучше, надо слушать вживую. Наверное, сейчас в каждом городе есть сайт типа афиша живой музыки в Москве или какой-то еще подобный портал, с которого можно следить за афишами и анонсами живых концертов.

Надо следить, потому что только побывав на живом выступлении можно точно сказать, какая музыка переживет годы или века, а какая не стоит внимания. Для исполнителей японской народной музыки могут предоставляться залы в филармониях и музыкальных учебных заведениях.

Посетив любой из таких концертов, можно понять, почему японская народная музыка не только до сих пор жива-здорова, активно и гармонично вписывается в современность, но и становится все более и более популярной.

На этом все, надеюсь, вам понравилась эта статья и вам было хоть немного, но интересно.

До скорых встреч!

Источник: https://aminoapps.com/c/russkii-anime/page/blog/nekotorye-iaponskie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/K0DM_vEHMuwLP8V6Y1nKLxE6e5KPdon73Z

Японские музыкальные инструменты — знакомимся с искусством страны

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна. Вы наверняка в этом не раз убеждались, когда видели фотографии цветущей сакуры или панорамы Фудзиямы, а может быть даже, когда садились за руль «Тойоты» или покупали новенький телевизор «Сони».

А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.

Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.

Музыкальные инструменты Японии можно разделить на 3 главных вида:

  • ударные;
  • духовые;
  • струнные.

Последние, в свою очередь, делятся на щипковые и смычковые.

Самый знаменитый

Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.

На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыСямисен

Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.

Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыПлектр для Сямисена

Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:

  • минье – сопровождение традиционных песен народа;
  • катаримоно – аккомпанемент рассказчику;
  • утамоно – специальный стиль для театра Кабуки.

Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.

Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:

Бива

Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.

Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыБива

Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:

  • гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
  • мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
  • хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
  • сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
  • тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.

Дайко 

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.

Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыДайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:

  • симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
  • бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.

Существует разновидность Дайко, которая называется цудзуми. Он имеет маленький размер и форму песочных часов.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыСякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля: 

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Кото

Японской музыке известен инструмент в виде арфы с помесью гуслей. Он был привезен в страну больше тысячелетия назад и назван кото.

Его можно назвать благородным, потому что на нем играли при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии обязан был уметь играть на нем. Для этого игру на инструменте даже включили в программу привилегированных школ.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыКото

Чтобы сыграть на кото, нужно использовать специальные накладки на ногти среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестрового выступления использовали большие кото размером до двух метров, и на нем могла быть всего одна струна. Для сольных выступлений выбирался вариант поменьше – метровый, семиструнный.

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыХитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Суйкинкуцу

Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.

Читайте также:  Виды музыкального слуха: что к чему?

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыПоющий колодец Суйкинкуцу

Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.

Заключение

Список поразительных музыкальных инструментов Японии можно продолжать бесконечно: муккури, биндзасара, гэккин, хорагай, коцудзуми…Может быть, вы тоже знаете какие-то? Тогда пишите в х, это будет интересно и нам, и читателям блога.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/yaponskie-muzykalnye-instrumenty

Национальная японская музыка и инструменты

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Страна Восходящего Солнца Япония имеет самобытную и неповторимую культуру. Наследие великой нации тесно связано с музыкой. Национальная японская музыка является таким же самобытным явлением, которое было обусловлено изолированностью страны.

Народ Японии всегда бережно и с уважением относится к памяткам культуры своей родины. Любая музыка невозможна без музыкальных инструментов. Музыкальная культура Японии имеет свой собственный неповторимый жанр. Это объясняет разнообразие инструментов, которые используются для создания музыкальных шедевров.

Известные музыкальные инструменты

Одним из наиболее известных японских музыкальных инструментов является сямисен, который является аналогом лютни. Он принадлежит к разряду трехструнных щипковых инструментов. Он произошел от сансина, который, в свою очередь, произошел от сансяня, родиной которого является Китай.

Японские музыка и танцы не обходятся без сямисена, который и на сегодняшний день почитается на Японских островах и часто используется в японском театре Бунраку и Кабуки. Важен, также, тот факт, что игра на сямисене входит в программу обучения для гейш — майко.

Фуе

 Национальная японская музыка, также, неразрывно связанна с флейтами. Музыкальный инструмент фуе принадлежит к семейству флейт, которые известны своим высоким звучанием. Их делают из бамбука. Эта флейта появилась из китайской свирели — «пайсяо«.

Самой известной флейтой из семейства фуе является сякухати, Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыкоторая используется как музыкальный инструмент дзен буддийских монахов. По легенде, сякухати изобрел обычный крестьянин. Когда он перевозил бамбук, то услышал дивную мелодию, которая исходила из бамбука когда в него дул ветер.

 Флейту фуэ, также как и сямисен, часто используют для аккомпанемента в театрах Банраку и Кабуки, и разного рода ансамблях. Отдельные из фуэ могут быть настроенными на западный лад, и таким образом становиться солирующими. Интересно, что ранее игра на фуэ была характерной только для японских бродячих монахов.

Суйкинкуцу

Еще одним инструментом, который представляет японскую культуру является суйкинкуцу. Он имеет форму перевернутого кувшина, сверху над которым течет вода.

Попадая во внутрь через определенные отверстия она заставляет инструмент издавать звук, который очень похож на звон колокольчика.

На этом инструменте играют перед чайной церемонией, а также используют в качестве атрибута традиционного японского сада.

Кстати говоря, чайная церемония для удобства может проходить именно в саду. Звук инструмента повергает человека в необъяснимое чувство релаксации, создает созерцательное настроение. Подобное состояние очень подходит для погружения в дзен, поскольку отдых в саду во время чайной церемонии является частью дзен традиций.

Тайко

Более понятным для нашего восприятия является инструмент тайко,Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры что в переводе на русский обозначает «барабан». Тайко прославился в военном деле, кстати говоря, также, как и его аналоги в других странах. Как говорится, в хрониках Гундзи Есю девять по девять ударов обозначало призыв к бою, а в свою очередь девять по три означало, что врага необходимо преследовать.

Необходимо учитывать, что во время выступления барабанщика, обращают внимание на эстетичность предлагаемого им представления, поскольку важны не только мелодия и ритм исполнения, но и внешний вид инструмента на котором воспроизводится мелодия.

Жанры японской музыки

 Народная музыка Японии прошла довольно долгий путь своего развития. У ее истоков были магические песни, позже на развитие и становление музыкального жанра повлияли конфуцианство и буддизм.

Таким образом, японская музыка, так или иначе, связанна с обрядами, традиционными праздниками, представлениями театра и прочими действиями.

Японская этническая музыка, слушать онлайн которую, в современном мире, можно в любое время суток и в любом месте стала важной частью культурного наследия страны.

Существуют два основных наиболее популярных вида национальной японской музыки.

  • Первый это сёмё, который представляет собой буддийские песнопения.
  • Второй — гагаку, который представляет собой оркестровую придворную музыку.

Но, также, существуют и такие жанры, которые не имеют древних корней. К ним принадлежат ясуги буси и энка.

Наиболее популярным жанром народных японских песен является ясуги буси, который назван в честь города Ясуги. Тематика жанра связанна с древней историей и мифо-поэтическими сказаниями.

Но ясуги буси это не только песни, но и танец додзё сукуи, а также искусство жонглирования под музыку дзени дайко, в котором как музыкальный инструмент используются стебли бамбука, которые наполнены монетами.

Энка, как жанр, возник сравнительно недавно, в послевоенное время. В нем народные японские мотивы переплетаются с джазовой и блюзовой музыкой.

Таким образом, японская музыка имеет свои национальные особенности, и, таким образом, отличается от других музыкальных жанров других стран.

Так, существуют музыкальные инструменты, которые называют как поющие колодцы, которые вы не увидите нигде на земле, разве что на Тибете.

Японская музыка характеризуется постоянно меняющимся темпом и ритмом. Часто в ней отсутствует размер. Японская музыка приближена к звукам природы, что делает ее еще более загадочной и необычной.

Видео: Японская музыка онлайн

Источник: http://www.jtheatre.info/natsional-naya-yaponskaya-muzy-ka-i-instrumenty/

Японские музыкальные инструменты

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыНа этот раз речь пойдёт не про японских исполнителей, а про традиционные музыкальные инструменты. Эта информация будет полезной и познавательной в первую очередь для тех, кто увлекается музыкой.

Бива — это национальный японский инструмент. Относится он к семейству под названием «лютни». Уже очень давно в стране Восходящего солнца стали широко известны две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Гакубива — это инструмент, имеющий грушевидную форму с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой. Эта головка в свою очередь имеет четыре колка для настройки четырех струн, сделанных из шёлка.

Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Размеры гакубива имеет следующие: длина — 122 см и ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см).

Чтобы сберечь деку от ударов плектра, поперёк её центральной части наклеивают широкую ленту из кожи, как правило чёрного цвета.

Позже появились и другие разновидности бива (сацумабива, сасабива, хэйкэбива). Чаще всего их использовали для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыКото — это японский щипковый музыкальный инструмент. Кото, вместе с флейтами сякухати и хаяси, барабаном цудзуми, а также лютней сямисэном, относится к традиционным музыкальным инструментам Японии. Внешне кото очень схож с нашими гуслями.

Играют на этом инструменте с помощью накладных ногтей-медиаторов. Они надеваются на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Непосредственно перед началом игры, с помощью струнных подставок (мостов) настраиваются лады и тональности. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыСякухати — это продольная бамбуковая флейта. В Японию она пришла из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

Сегодня существует около 20-ти разновидностей сякухати. Стандартная длина сякухати — 1,8 японских футов или 54,5 см. Своё японское название данный музыкальный инструмент получил, исходя именно из своей длины (по-японски «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь»).

Сякухати имеет особый, неповторимый звук. Исполнитель может по своему желанию менять звук, издаваемый фейтой, придавая мелодии необычность и завораживающее звучание. Данное свойство флейты использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Для того, чтобы извлечь звук, музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

На сегодня знакомство с традиционными японскими музыкальными инструментами закончено. А напоследок предлагаю насладиться их приятным звучанием.

Источник: http://viewout.ru/news/japonskie_muzykalnye_instrumenty/2013-03-03-283

Японская музыка — это… Что такое Японская музыка?

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Китагава Утамаро. «Цветы в Эдо»

Японская музыка (яп. 音楽 онгаку?) включает в себя множество различных жанров от момента возникновения Японии и до наших дней. Судя по традиционным инструментам (включая айнские), японская музыка в большинстве своём находила вдохновение в Китае. Тем не менее, Япония сумела создать свои оригинальные стили исполнения, которые заметно отличаются от материковых.

Раньше музыка была связана лишь с театральными представлениями, праздниками и обрядами, поэтому она не исполняется в виде обычных музыкальных выступлений. Хотя в наше время традиционные элементы используются исполнителями современных жанров.

Последние десятилетия основное влияние на японскую музыку оказывают западные страны (Европейские и США).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японка, играющая на кото. (1878)

Две старейшие формы традиционной японской музыки — это буддийские песнопения сёмё (яп. 声明?) и придворная оркестровая музыка гагаку (яп. 雅楽?) периодов Нара и Хэйан.

Читайте также:  Исполнительство – тонкости и нюансы

Гагаку является одним из видов классической музыки, представляемой перед императорском двором, начиная с периода Хэйан. Гагаку делится на кангэн (яп. 管弦?, «инструментальная музыка») и бугаку (яп. 舞楽?, «танец, сопровождаемый гагаку»).

К туземному репертуару относятся Кагураута (яп. 神楽歌?), адзумаасоби (яп. 東游?) и яматоута (яп. 大和歌?).

Тодаку (яп. 唐楽?) и комагаку (яп. 高麗楽?) пришли в Японию из Китая во эпоху Тан через Корейский полуостров.

На биве, имеющей форму лютни, играли странствующие сказители — бива-хоси, которыми зачастую становились увечные воины. Самым популярным сказанием, исполняемым с помощью бивы, была обширная «Повесть о доме Тайра», которая исполнялась по памяти.

мо:со: (яп. 盲僧?) — слепые монахи, странствовавшие в небольших группах, пели религиозные тексты, приносящие удачу. Помимо слепых монахов также странствовали и слепые женщины (годзэ (яп. 瞽女?)), играющие на кото или сямисэне.

Популяризация в нынешнее время

В середине 2000-х годов появляется много музыкантов, исполняющих японскую классическую музыку на классических инструментах: О:но Кэйсё, Kalafina, Атари Ко:сукэ и Asuka from Tenchigagaku («Асука из Тэнтигагаку»). Эти исполнители также предпочитают носить традиционную японскую одежду.

Angura kei

С 90-тых годов в «вижуал-кэй» начало зарождаться музыкальное движение, которое, в отличие от других японских рок- и электронных групп, культивировало японский подход к мелодике и лирике.

Так, группы фолк-метала и фолк-рока Onmyo-za (Оммё:дза) и Kagrra начали добавлять в свою музыку элементы японской национальной музыки и посвящать песни традиционным элементам японской культуры.

Большинство текстов группы Onmyo-za базируется на японской мифологии, в том числе на японском эпосе[1].

Гитарист группы Kagrra популяризировал на концертах группы национальный танец «кагура» (в честь него группа и получила название), называя само творчество группы термином «neo japanesque». А вокалист группы начал использовать в лирике группы старояпонский язык и первый из группы начал использовать в образе элементы традиционной японской одежды[2].

Впоследствии это подхватили группы электронной музыки — Adapter, Himitsu kessha Codomo A (Химицу кэсся Кодомо А) и STELLA (две группы, исполняющие электро-рок). Творчество этих групп представляло сыгранную на синтезаторах народную музыку либо рок-музыку с сильным влиянием японской мелодичности.

Современная музыка

Японская поп-музыка

Основная статья: J-Pop

Японская поп-музыка.

В более широком смысле обозначает и японскую рок-музыку (поэтому многие японские рок-музыканты причисляют часть своего творчества к J-Pop), но в основном используется только по отношению к японской поп-музыке.

Наряду с аниме и т.д стало одним из культовых элементов современной японской культуры. Одним из основных причин популяризации на западе стало использование J-Pop в аниме и другой японской экранной продукции.

Японская рок-музыка

Основная статья: J-Rock

Японская рок-музыка. Также делится на J-metal, J-punk и J-Ska.

Вижуал-кэй

Основная статья: Visual kei

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Гитарист вижуал-кэй-группы Dio

Производный жанр из японского рока и глэм-метала, который появился в середине 80-х годов благодаря группам X Japan, Seikima II и т. д. Одним из главных принципов направления являются большой упор на внешность исполнителей, которая основана на андрогинном идеале красоты. Другой особенностью жанра является разнообразие творчества групп.

Так, большинство групп добавляют в свою музыку элементы множество разных направлений и не придерживаются одного жанра в музыке. Большинство групп исполняют рок-музыку, но в нём также есть также развитая сцена электронной (Adapter, Blam Honey) и поп-музыки (T.M Revolution).

Но почти всегда в музыке таких групп есть электрогитара и другие элементы рок-музыки.

Японский нойз

Основная статья: Нойз#Japanoise (японойз, джапанойз)

Возникшая в начале 80-х японская нойз-сцена с её абсолютной музыкальной свободой — это такое же уникальное национальное явление, как аниме или суши. В Японии насчитывается несколько сотен нойз-музыкантов и коллективов, среди них: «Merzbow», Masonna, Aube, «Contagious Orgasm», «Melt-Banana», «Pain Jerk», «KK Null», «Ruins», «C.C.C.C.

», «Boredoms», «Killer Bug», «Government Alpha», «Diesel Guitar», «Incapacitants». Особое влияние японойз имеет в Америке.

Японойз — это очень радикальная субкультура, помешанная на садомазохизме, скатологии, половой анатомии, пытках, порнографии, футуристах и дадаистах, всевозможных уродствах и патологиях, а выступления японойз-музыкантов нередко сопровождаются насилием и заканчиваются погромами.

См. также

  • Ямада, Косаку (1896—1965) — основоположник японской композиторской школы.

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1348278

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры, Музыкальный класс

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

  • Японская народная музыка – это довольно самобытное явление благодаря изолированности островов Восходящего Солнца и бережному отношению населяющего их народа к своей культуре.
  • Рассмотрим сначала некоторые японские народные музыкальные инструменты, а затем характерные для музыкальной культуры этой страны жанры.

Сямисен является одним из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, это один из аналогов лютни. Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Возник он из сансина, который в свою очередь произошел от китайского сансяня (и происхождение интересное, и этимология названий занимательная).

Сямисен почитается и в нынешнее время на Японских островах: например, игра на этом инструменте часто используется в традиционном японском театре – Бунраку и Кабуки. Обучение игре на сямисене включено в майко – программу обучения искусству быть гейшей.

Фуэ – это семейство японских флейт с высоким звучанием (чаще всего), которые обычно делают из бамбука. Возникла эта флейта из китайской свирели «пайсяо». Самая известная из фуэ – сякухати , инструмент дзен-буддийских монахов. Считается, что сякухати изобрел один крестьянин, когда вез бамбук и услышал, как ветер выдувает мелодию в полых стеблях.

Часто фуэ, как и сямисен, используются для музыкального аккомпанемента к действиям театра Банраку или Кабуки, а также в различных ансамблях. Кроме того, некоторые из фуэ, настроенные на западный лад (как хроматические инструменты), могут быть солирующими. Изначально же игра на фуэ была только прерогативой бродячих японских монахов.

Суйкинкуцу – инструмент в виде перевернутого кувшина, над которым течет вода, попадая внутрь через отверстия, она заставляет его звучать. Звук суйкинкуцу чем-то похож на колокольчик.

Этот интересный инструмент часто используют как атрибут японского сада, играют на нем перед проведением чайной церемонии (которая может проходить в японском саду). Все дело в том, что звук данного инструмента очень медитативный и создает созерцательное настроение, которое идеально подходит для погружения в дзен, ведь пребывание в саду и чайная церемония являются частью дзен-традици.

Тайко – в переводе с японского на русский это слово означает «барабан». Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле. По крайней мере, так гласят хроники Гундзи Есю: если было девять по девять ударов, то это означало призыв союзника в бой, а девять по три знаменовало то, что врага нужно активно преследовать.

Важно: во время выступлений барабанщиков обращается внимание на эстетику самого представления. Внешний вид музыкального выступления в Японии не менее важен, чем составляющая мелодии или ритма.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями.

Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра – это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности, это ясуги буси и энка.

Ясуги буси – один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он назван в честь города Ясуги, где был создан в середине XIX века. Основной тематикой ясуги буси считают ключевые моменты местной древней истории, и мифопоэтические сказания о временах богов.

«Ясуги буси» – это и танец «додзё сукуи» (где в шуточной форме показана ловля рыбешек в иле), и искусство музыкального жонглирования «дзени дайко», где в качестве инструмента используются полые стебли бамбука, наполненные монетами.

Энка – это жанр, который зародился относительно недавно, всего-то в послевоенное время. В энке японские народные инструменты часто вплетаются в джазовую или блюзовую музыку (получается необычный микст), а ещё в ней происходит сочетание японской пентатоники с европейским минором.

Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран

В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты – поющие колодцы (суйкинкуцу). Такое вы едва ли встретите где-то ещё, правда музыкальные чаши есть и на Тибете, а больше?

В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.

Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/yaponskaya-narodnaya-muzyka-nacionalnye-instrumenty-i-zhanry-muzykalnyj-klass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector