Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, обрядами, обычаями и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость».

По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое.

Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр — это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр – это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания.

Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.).

В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Что называют музыкальным фольклором?

Прежде чем разобрать жанры музыкального фольклора, необходимо понять, что относится к музыкальному народному искусству.

Музыкальный фольклор – это такое творчество народа, которое выражается в вокальной, инструментальной или вокально-инструментальной форме.

Обычно существует только в устной форме и передается от одного исполнителя другому.

Своему долгому сохранению в народе фольклор обязан даровитым и талантливым исполнителям, которые именуются у разных народов по-разному: гусляры, менестрели, ашуги, шпильманы, кобзари и т.д.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Итак, какие бывают жанры музыкального фольклора? Для начала скажем, что все жанры фольклора, связанные с музыкой, можно разделить по трем основным литературным родам: эпос (описание каких-либо событий, связанных с историей), драма (в произведение основное место занимает действие) и лирика (повествование основано на чувствах).

Также жанры фольклора делятся в зависимости от типа исполнения: сольное (одноголосое), ансамблевое, хоровое и оркестровое.

Многообразие музыкального фольклора

Невозможно перечислить все существующие жанры музыкального фольклора, так как их многообразие слишком велико. Связано это с тем, что появление нового типа танца, песни или рассказа уже считается отдельным жанром, например колыбельная, хоровод, частушка, веснянка, былина, коляда и т.д.

Основной причиной такого разнообразия народной музыки считается ее прямая связь с жизнью людей. Вся трудовая, религиозная и семейная жизнь народа сопровождается своими песнями, танцами и музыкой.

Поэтому вопрос «какие жанры музыкального фольклора существуют» не имеет окончательного ответа. Развивается жизнь, развивается и искусство.

Ярчайший пример этой связи – появление пролетарского жанра рабочей песни.

До этого мы рассматривали фольклор вообще, теперь поговорим о русском музыкальном искусстве. Доминирует здесь песня, однако из-за большого своего многообразия подразделяется на несколько видов, каждый из которых самостоятельно включен в жанры музыкального фольклора. Список видов русских песен довольно внушителен, но условно его можно разделись по тематической направленности.

Календарные и обрядовые песни

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Календарно-обрядовый фольклор является одним из самых древних жанров. И связано это с тем, что жизнь людей всегда была связана с природой, поэтому ее надо было задобрить. Так появилось множество праздников плодородия. На этих празднествах проводились обряды, сопровождающиеся танцами и песнями. Основная мысль подобных ритуалов – улучшить благосостояние крестьян.

Жанры русского музыкально фольклора включают и песни, исполняемые во время гаданий. Чаще всего гадали именно на Святки, которые начинались 25 декабря и заканчивались 6 января. Песни, звучащие в эти дни, называли подблюдные и исполняли по жребию. Считалось, что их текст в метафорической форме предсказывает будущее. Вот фрагмент одной из таких песен:

  • «Как идет мужик из Новагорода,
  • У того мужика обрита борода;
  • Он ни плут, ни вор, за спиной топор;
  • А к кому он придет, тому голову сорвет.
  • Кому вынется, тому сбудется;

А кому сбудется, не минутся. Слава!»

Какие бывают жанры музыкального фольклора, относящиеся к данному типу еще? Также к календарно-обрядовым песням относят песни, звучащие на свадьбах, похоронах, крестинах, во время родов. Здесь же можно назвать рекрутские песни, которые исполнялись, когда мужчин провожали на войну.

Самыми интересными являются свадебные обряды и связанные с ними песни. Делятся они на три этапа, которые могут длиться от нескольких недель до месяцев.

Начинается свадебный обряд со сватовства (сваты приходят к родителям невесты и просят ее руки), затем происходит сговор (окончательное соглашение родителей молодых на обряд) и завершается все непосредственно свадьбой.

Все эти этапы сопровождались песнями, отражающими то или иное событие и поясняющими действие ритуалов.

Трудовые и рабочие песни

Итак, какие есть жанры музыкального фольклора, кроме названных? Как было сказано выше, в фольклоре отражалась вся жизнь народа, в том числе и трудовая.

Часто такие песни служили для сохранения определенного рабочего ритма, синхронизации действий.

Примером может служить известная «Дубинушка», которую исполняли бурлаки во время работы: «И-эх-ма, бра-атцы, дюже жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем!»

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Что же касается рабочих, то эти песни являются продолжением традиции трудового фольклора, но своим формированием и развитием обязаны русскому пролетариату.

Жанры русского музыкального фольклора тесно связаны с историей страны и жизнью ее народа. Поэтому, когда в XVIII веке появились первые горнорудные заводы на Урале, стали появляться и первые трудовые песни.

В основном работали там каторжане, поэтому их фольклор во многом тюремно-каторжный и посвящен бесправию трудящихся, беззаконию и несправедливости властей, нечеловечески тяжелому труду. Однако постепенно недовольство разрасталось до порицания самой государственной системы.

И к концу XIX века в них стали отчетливо звучать революционные темы, а к XX – основой пролетарских песен стала борьба с самодержавием.

Однако рабочие песни постепенно отделяются от фольклора и становятся ближе к литературе. У этого явления есть несколько причин. Во-первых, сильное влияние оказали вошедшие в народный обиход, авторские революционные песни. Во-вторых, многие пролетарии стали получать образование. И, в-третьих, рабочие все больше и больше отдалялись от деревни. Все это сильно повлияло на жанр песни.

Частушки

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек — это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок — социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Источник: https://autogear.ru/article/172/198/janryi-muzyikalnogo-folklora-kakie-janryi-muzyikalnogo-folklora-suschestvuyut/

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен.

В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским».

В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д.

Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его. В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
Читайте также:  Нотная грамота для начинающих музыкантов

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Термин и краткая история

Песня — самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно — с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.

Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.

В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.

В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.

В дальнейшем одноголосие обросло с двух сторон новым звучанием, образуя дуэты, трио, квартеты и др.

Характерная черта песен — главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона. Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное.

Виды песен

Из единого музыкального ствола с каждым столетием разрасталось множество веток, тянущихся в совершенно разных направлениях.

Существуют 2 вида песни:

  • народная, или фольклорная;
  • авторская.

Главное их отличие друг от друга кроется в самих названиях. Искусство предполагает действие, а действие совершается субъектом или субъектами.

Определение первое

Народная песня относится к разновидности фольклора (устного народного творчества). У данного искусства нет одного-единственного создателя. Народная музыка — следствие вклада многочисленного состава людей. Песнь передавалась из уст в уста, приобретая новые нюансы, интонации, слова и даже иной смысл.

Традиционные произведения непосредственно были связаны с народом и их бытовой жизнью: труд, праздники и обряды.

Жанр русской народной песни отличается своей красотой и мелодичностью. Не зря даже за границей иностранцы распевают любимейшую всеми «Калинку-малинку».

Песнь встречается как одноголосного склада, так и многоголосного. Одна из характерных черт русской народной композиции — начало, которое запевает единственный солист либо ансамбль в унисон.

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

  • зимние — колядки («Уродилась коляда накануне Рождества»), щедровки («Добрый вечер, щедрый вечер»), овсени («Овсей, Овсей шел по дорожке»);
  • святочные — подблюдные;
  • масленичные («Ой, блины, мои блины»);
  • весенние — веснянки, пасхальные («Из-под лесу»);
  • летние — купальские.

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

  • рождение и пестование;
  • свадьба;
  • похороны (плачи и причитания);
  • колыбель.

Также существуют такие жанры народных песен:

  • трудовые — объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
  • шуточные — частушки, припевки, сатира;
  • хороводные и плясовые;
  • эпические(повествование) — былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
  • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
  • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) — бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

Одни из лучших песен жанра фольклора:

  • «Ой, мороз, мороз».
  • «Ой, то не вечер».
  • «Солдатушки».
  • «Пойду ль я, выйду ль я».
  • «Валенки».
  • «Тонкая рябина».
  • «Эй, ухнем».

Жанры композиторских песен

Написано неисчисляемое количество музыкальных композиций в различных песенных жанрах. О них мы поговорим ниже.

Авторская

К авторской композиции можно подобрать синоним — бардовская песня. В середине XX века бардовское творчество начинает селиться в разных странах.

Можно выделить несколько особенностей:

  • композитор, написавший песню, сам ее и воспроизводит;
  • помимо музыки, автор сочиняет еще и текст;
  • смысловая нагрузка стоит на переднем плане.

Предшественником авторской песни считается городской романс. С момента возникновения магнитофона в 1950-х годах происходит резкий рост бардовских песен.

Самые известные авторы жанра русской песни: Окуджава, Высоцкий, Новиков, Розенбаум, Старчик, Митяев, Соснора.

Гимн

Композиция несет в себе задачу восхвалять кого-либо или что-либо. Во всех странах он считается «главной песней» и занимает один пост из трех государственных символов страны (наряду с гербом и флагом).

Эстрадная

Данный вид песни относится к жанру, одному из самых популярных в настоящее время. Впервые термин зазвучал еще в начале XX столетия.

Основные черты:

  • важную роль играет ритм;
  • главный акцент на вокале;
  • композиция строится по определенной схеме — куплет и повторяющийся после него припев;
  • текстовая нагрузка часто не столь высока.

Ответвления песен поп-жанра:

  • европоп;
  • диско;
  • классик;
  • электро;
  • инди;
  • кантри;
  • латина;
  • дрим;
  • барокко;
  • соул;
  • блюз;
  • джэнгл;
  • бабблгам и еще множество других подразделов, разросшихся во все стороны.

Шансон

Во Франции термин был введен в обиход как песня в стиле кабаре (заведение для отдыха с небольшими концертными выступлениями).

Как жанр русской песни включает в себя собирательный образ из:

  • картежных песен;
  • блатных;
  • лирических песен, а также городского романса.

Рок

Является вторым видом (наряду с поп) востребованной музыки в настоящее время. Направление зародилось в начале XX века.

Включает в себя огромнейшее количество поджанров и их разновидностей. Только некоторые из них:

  • альтернатива;
  • арт;
  • бит;
  • гаражный;
  • глэм;
  • гранж;
  • инди;
  • математический;
  • инструментальный;
  • панк;
  • пост;
  • прогрессивный;
  • серф;
  • софт;
  • фолк;
  • хард;
  • поп-рок;
  • рэпкор, а также стоит подчеркнуть метал в качестве разновидности роковой музыки, со всеми вытекающими из него подвидами.

Джаз

Направление зародилось благодаря заслугам африканских ритмов и европейской гармонии. Оно включает в себя, помимо вокальных композиций, и чисто инструментальный вид.

Интересный факт: джазовый инструментальный и песенный жанры являются для восприятия самыми сложными видами музыки, которые требуют от головного мозга анализа гармонического построения. Виртуозы, несомненно, обладают высоким интеллектуальным уровнем, так как импровизация требует еще куда более глубокой работы.

Другие виды

Помимо вышеперечисленных, существует еще огромное количество песенных жанров:

  • блюз — афроамериканская светская музыка;
  • фолк — в нем соединяется фольклор с современными направлениями;
  • рэп — речитатив под ритмичный бит.

Мир полон вокального творчества, и каждый может найти для себя излюбленный жанр.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/muzyka/zhanry-muzykalnogo-folklora-chto-eto-takoe-i-kakie-oni-byvayut.html

Что такое фольклор и какие жанры он включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

  1. Лирические;
  2. Эпические;
  3. Драматические.

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Выделяют следующие их виды:

  1. исторические;
  2. любовные;
  3. свадебные;
  4. похоронные;
  5. трудовые;
  6. дорожные (ямщицкие);
  7. разбойничьи;
  8. шуточные.

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  1. Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  2. Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  3. Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  4. Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
    Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).
  5. Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  6. Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Читайте также:  Как создать музыкальную группу?

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.html

Жанровая классификация музыкального фольклора

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В народном творчестве жанр — это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио¬нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра¬диция, лирическая песня и пр. Однако в огромном массиве обрядового песен¬ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со¬ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто¬роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту¬пает се функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традицион¬ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей¬ствия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с.

быть неприуроченными. Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст¬рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь¬ные наигрыши. 1.

В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают: • обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.); • к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.

; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.); • сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб¬ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.). 2.

К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со¬провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при¬надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб¬лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави¬сит от образно-поэтического содержания песен. Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам Жанры, не приуроченные к чему-либо • обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.

) • семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные) •трудовые припевки •плачи (свадебные, похоронные, рекрутские) • духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши • эпические песни (былины, исто¬рические песни, баллады, духовные стихи) •плясовая песня • частушка • детский репертуар (загадки, сказ¬ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были¬ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона¬жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях). И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе¬ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика. Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели¬кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши. Сами исполнители очень четко разделяют пес¬ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко¬торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

  • ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
  • ФОЛЬКЛОРА
  • В народном творчестве жанр это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже
  • говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио­нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра­диция, лирическая песня и пр.

Однако в огромном массиве обрядового песен­ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со­ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто­роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту­пает се функциональное назначение в общинной жизни.

Как известно, традицион­ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей­ствия или обряда, т.е.

быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с. быть неприуроченными.

  1. Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст­рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь­ные наигрыши.
  2. 1. В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают:
  3. • обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.);

• к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.);

• сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша

идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб­ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.).

2. К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со­провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при­надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб­лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави­сит от образно-поэтического содержания песен.

Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам Жанры, не приуроченные к чему-либо
обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.)

  • • семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные)
  • •трудовые припевки
  • •плачи (свадебные, похоронные, рекрутские)
  • духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности)
  • хороводы и игры
  • лирическая песня
  • инструментальные
  • наигрыши
  1. • эпические песни (былины, исто­рические песни, баллады, духовные стихи)
  2. плясовая песня
  3. частушка
  4. детский репертуар (загадки, сказ­ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки)
  5. хороводы и игры
  6. лирическая песня
  7. инструментальные
  8. наигрыши

Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были­ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона­жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).

И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе­ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика.

Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели­кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши.

Сами исполнители очень четко разделяют пес­ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко­торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/zhanrovaia-klassifikatsiia-muzykal-nogho-fol-klora

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии «фольклор», «детский фольклор», выявим его сущность и жанровую специфику.

В энциклопедическом понятии «фольклор» рассматривается именно как синоним категории «народное творчество» и определяется как «художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства» [3; 6].

Читайте также:  Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение «народное» интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности.

При таком подходе традиционная народна культура и её звенья — фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие — теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности [19; 31].

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что «фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими» [23; 8].

На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории «жанр», понимание которой позволяет классифицировать фольклор.

В энциклопедическом словаре понятие «жанр» трактуется как «род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания» [3; 47].

Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.

В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции Санкт-Петербургской научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).

  • Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
  • календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;
  • свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);
  • причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);
  • хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);
  • частушки;
  • лирические песни;
  • эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);
  • сказки;
  • детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);
  • 10) материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни) [22].

Детский фольклор — неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой — собственно детское творчество.

Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов — ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко.

Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки.

С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической [18].

В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.

В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.

Пестушки (от «пестовать») — песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка.

Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку — ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову [18].

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Потешки — песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним — либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь.

В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты.

Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.

  1. Например (катают ребенка с подушек, как с горки) [9]:
  2. Качи, покачи, о синовы турачи!
  3. Кат, катышок, будет Юра женишок!
  4. Прибаутки — песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент:
  5. Говорят, говорят у нас так:
  6. Курочки на улочке «Ку-дах-тах-тах!»
  7. Гусыньки в луженьке «Га-га-га!»
  8. Индюшки у грушки «Шун-ды-бул-ды!»
  9. Как разновидность прибауток встречаются небылицы — перевертыши — песенки, чей сюжет нарочито изменен, «перевернут с ног на голову».
  10. Дети понимают несуразность текста, при этом само смещение реальных связей и отношений закрепляет у них подлинное понимание соотношения вещей и явлений. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности, смысловой «запутанности» таких небылиц:
  11. А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,
  12. Чтобы курочка бычка родила, поросеночек яичко снес.
  13. Фольклористами зафиксированы и напеваемые как взрослыми для детей, так и самими детьми загадки — одноэлементные напевы с текстом загадки [9].
  14. Заря заряница, красная девица,
  15. По полю ходила, ключи обронила.
  16. Месяц видал ни слова не сказал.
  17. Солнце видало ключи подобрало.
  18. Песенки — загадки и поныне активно сочиняются и исполняются детьми в традиционной манере, но с современной тематикой.

Сказки с песнями — особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество.

В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым.

По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня — это чаще всего речь одного из персонажей [9].

Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, — считалками, дразнилками, скороговорками.

Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях — наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.

Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.

  • Считалки (или жеребьевки) — песни, предшествующие игре, основная функция которых — регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию:
  • Косой заяц вырвал травку,
  • Положил ее на лавку,
  • Кто возьмет — тот вон пойдет!

Завершается считалка, как правило, обращением к выбывающему («Родион! Выйди вон!»)

Дразнилки — сатирические по содержанию. Насмешка над сверстниками — основная фабула любой дразнилки. Как и всякий другой жанр детского фольклора, дразнилки лаконичный по форме, их композиция типизирована: сначала они содержат собственно обращение к адресату дразнилки (его имя), затем — к нему рифмуется прозвище, после чего следует непосредственно дразнилка [9]:

  1. Райка балалайка,
  2. В доме не хозяйка.
  3. В огороде сидела
  4. Всю капусту поела.
  5. Мелодика дразнилок обычно несложная — одна и та же попевка повторяется несколько раз, либо мелодическое движение ограничивается «раскачиванием» на двух-трех звуках. Стих временной организации крепится к мелодии в этом случае самым простым способом: все ударные слоги противопоставлены по высоте безударным, интервал же между ступенями — произволен (от секунды до квинты):
  6. Андрей воробей, не шугай голубей.
  7. Голуби боятся, на крышу не садятся.
  8. Известна жанровая разновидность дразнилок — «птичьи» припевки, сатирическое содержание которых обращено к птицам (воробью, галке, сороке, сычу, вороне):
  9. Дрозд, дрозд, дрозд, деревянный нос.
  10. Деревянный нос, соломенный хвост.

Скороговорки — словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки — логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого — либо музыкального компонента в них второстепенно.

Включить материал по календарному фольклору.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д.

Собственно детский календарный фольклор — заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным.

К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора — один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу.

Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра.

По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен — их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен — пожеланий.

  • В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
  • В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
  • В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно — егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось — они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.

), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их.

Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени какк живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр — приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [62, c.63].

Таким образом, фольклор перед нами выступает как некая система взглядов, выработанных на протяжении многих сотен лет.

Источник: https://studbooks.net/1899591/pedagogika/sistema_zhanrov_muzykalnogo_folklora_harakteristika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector