Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые. Но не все ясно представляют себе, как создается и живет устнопоэтическое творчество народа, насколько велика его ценность, какова его история.

Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество еще не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые песни и сказки.

Люди издавна заметили, что песни облегчают работу, вносят в нее четкий ритм, с ней легче грести, грузить, валить деревья.

Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что его окружают добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, воздействовать на них заклинаниями и обрядовыми песнями, исполняемыми во время пахоты, свадьбы, похорон.

Теперь, когда человек победил природу, старинные обрядовые песни утеряли свое первоначальное значение и сохраняются в народе как лирические или игровые.

Героические песни рассказывали о подвигах воинов. Позднее певцы соединяли несколько песен в одну на основе какого-нибудь сюжета.

Так возникли знаменитые поэмы Гомера, так в средневековье сложили немецкую «Песнь о Нибелунгах», французскую «Песнь о Роланде», русские былины и исторические песни, калмыцкий «Джангар», киргизский «Манас» и многие другие.

В сказаниях и песнях нашли отражение и борьба с природой, и предания о том, как человек научился добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можем сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.

Живя в веках, фольклорные произведения обогащались чертами нового мировоззрения, иного быта. И в наше время продолжают жить обновленные древние сказки. А наряду с ними возникают новые песни, рассказы и т. п.

Фольклор народов мира – своеобразный исторический документ. Он раскрывает философию народа, его твердую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

Недаром герои русских сказок Иванушка-дурачок или Емеля, так же как персонажи народного театра – наш Петрушка или итальянский Пульчинелле, – одерживают победу над всеми своими недругами и даже над смертью.

Извечные идеи фольклора общи для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в национальных формах, складывавшихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.

Велико художественное, эстетическое значение фольклора. Богатство образов, разнообразие изобразительных средств, лаконизм и выразительность языка – отличительные качества народного творчества. Этим оно и привлекает внимание писателей, художников, композиторов.

Немецкий поэт Гёте на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», датский сказочник Андерсен рассказал детям и взрослым немало чудесных сказок. Постоянно обращались к фольклору русские писатели – А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. М. Горький, В. В. Маяковский и многие другие.

В течение веков фольклор жил только в устной передаче. В Европе его стали собирать и записывать около 300 лет назад, а изучать лишь в конце XVIII в.

За последние полтораста лет опубликованы такие замечательные книги, как сборник немецких сказок братьев Гримм, сборник русских народных сказок А. Н.

Афанасьева, бесчисленные издания песен разных народов, собрания загадок и пословиц, среди них – знаменитый сборник русских пословиц Владимира Даля. В наши дни издательства выпускают отдельными книгами сборники сказок, пословиц, поговорок и загадок многих народов мира.

Источник:

Русский фольклор

Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

Русский фольклор формировался в процессе образования древнерусской народности, а затем русской нации на основе традиций древних славянских племен и их исторических предшественников. До возникновения письменности и литературы на Руси фольклор был единственным видом художественного творчества, формой народной памяти, выражением народного мировоззрения.

Русский фольклор включает в свой состав прозаические и сти-хотворные жанры.

К прозаическим относятся сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы; к стихотворным — эпические песни (былины, исторические песни), сюжетные песни неэпического склада (баллады, романсы), обрядовые песни (колядки, подблюдные песни, песнянки и др.

), лирические песни и частушки. Русский фольклор почти не знал стихотворных жанров непесенного характера. Исключение составляют некоторая часть ритмизованных, иногда рифмованных пословиц и поговорок, прибаутки, присловья и т. п.

Несколько особняком стоят заговоры, причитания, стихотворные по форме, но отличающиеся особой манерой исполнения — протяжным речитативом. Специфической тематикой и своеобразием поэтических приемов выделяются духовные стихи.

Героическая и патриотическая тематика нашла высокое художественное воплощение в эпических песнях-былинах, складывавшихся в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием и возникновением национального государства. Для русских исторических песен характерна особая популярность сюжетов, связанных с крестьянскими антифеодальными восстаниями XVII — XVIII вв.

Жанры русского фольклора в разные исторические периоды получили большее или меньшее развитие. Исторические песни стали особенно активно развиваться в XVI в., рекрутские песни — с возникновением регулярной рекрутчины (начало XVIII в.), частушки — со второй половины XIX в. В XIX в.

Россия была одной из немногих стран Европы, где фольклор жил еще полноправной жизнью. Вместе с тем уже в первой половине XIX в. в губерниях Центральной России скудна былинная традиция, еще очень богатая на русском Севере, на Дону, в ряде регионов Сибири.

Читайте также:  Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Со второй половины века и особенно в советское время постепенно исчезают из народного репертуара многие виды обрядовой поэзии (песни, причитания, заговоры), духовные стихи и др.

Русскому фольклору свойственно не только жанровое многообразие, но и многослойность народнопоэтического репертуара каждой конкретной эпохи. Так, в середине XIX в.

в одних и тех же русских деревнях можно было услышать и древние заговоры, и аграрные заклинательные песни, восходящие к эпохе перехода восточнославянских племен к земледелию, и духовные стихи, занесенные на Русь вместе с христианством, т. е. не ранее X — XII вв.

, и былины, в которых отразились Киевская Русь XI — XII вв., а также борьба русских с татарами (XIII — XVI вв.), и песни о Степане Разине (XVII в.) и Емельяне Пугачеве (XVIII в.), о Крымской войне 1853 — 1856 гг. и т. д.

  • Они продолжали бытовать не в силу исторической инерции, а потому, что воспринимались обобщенно и актуализировались в сознании исполнителей и слушателей.
  • Важнейшей особенностью русского фольклора XVII — XIX вв.
  • была сформированность общенационального, особенно песенного, репертуара при сохранении локальных (областных) различий и вариантов, восходящих к периоду феодальной раздробленности, а также определявшихся своеобразным развитием отдельных областей на обширной территории расселения русских и бытовыми контактами с соседними (в том числе славянскими) народами.

Самые ранние записи отрывков из фольклорных текстов (заговоры, загадки, песни) найдены в берестяных грамотах; более или менее регулярное записывание русского фольклора началось со второй половины XVII в. Приемы научной записи вырабатывались в XVIII в., и в первой половине XIX в.

русские писатели, начиная от древнейших летописцев и автора «Слова о полку Игореве», опирались на русский фольклор, активно использовали его в своем творчестве.

Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей русской литературы, в освоении ею приемов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма.

  • Дни рождения
  • 1842 Родился Осман Хамди — турецкий живописец, известный археолог, а также основатель и директор Стамбульского Археологического Музея и Академии Искусств в Стамбуле.
  • 1899 Родился Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.
  • 1928 Родился Александр Александрович Формозов — советский и российский археолог, искусствовед и историограф, один из крупнейших специалистов по археологии каменного и бронзового веков; основатель историографии российской археологии.
  • 1951 Родилась Наталья Георгиевна Самойлович — специалист по археологии древнерусских городов, изучению раннесредневековой керамики.

Источник:

Фольклор русского народа. Малые жанры, их особенности, тематика

Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

Слово ʼʼфольклорʼʼ, которым часто обозначают понятие ʼʼустное народное творчествоʼʼ, произошло от соединœения двух английских слов: folk — ʼʼнародʼʼ и lore — ʼʼмудростьʼʼ. История фольклора уходит в глубокую древность.

Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме.

Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, ᴛ.ᴇ. нерасчлененность разных видов творчества.

Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением ʼʼавторскогоʼʼ фольклора можно говорить о современной истории.

Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определœенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ.

Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия.

Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни — праздники с их песнями, плясками, играми.

Устное народное творчество и народная педа­гогика. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей.

Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелœесть родной при роды, усваивает представления народа о красоте, морали, знако­мится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что принято называть духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям.

Такой вид народной педаго­гики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

Коллек­тивная нравственная мудрость и эстетическая интуиция выраба­тывали национальный идеал человека. Идеал данный гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Названия жанров детского фольклора, как правило, связаны с их бытовой функцией.

Все жанры делятся на две группы:

Читайте также:  О музыке слова и поэзии звуков: размышления

– Малые В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша. Пестушки и при­мыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ре­бенка, его первые игры.

Прибаутки предназначаются детям, кото­рые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры.

Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

– Крупные (песни, былины, сказки)

Колыбельные. В центре всœей ʼʼматеринской поэзииʼʼ — дитя. Им любуются, его холят и лелœеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребен­ка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбель­ная песня.

Здесь сказались врожденное материнское чувство и орга­нически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме всœе, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему.

Это ʼʼсеренький котокʼʼ, ʼʼкрасная рубашечкаʼʼ, ʼʼкусок пирога да стакан молокаʼʼ, ʼʼжурав­ликʼʼ.. Нередко колыбель­ная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри­стианской веры в Ангела-хранителя.

  1. Но самым главным в колы­бельной песне на всœе времена остаются поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подгото­вить к жизни и труду: Будешь жить-поживать, Не лениться работать!
  2. Баюшки-баю, JIюлюшки -люлю!
  3. Спи-поспи по ночам
  4. Да расти по часам
  5. Вырастешь большой
  6. Станешь в Питере ходить
  7. Сребро-золото носить

Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дрёмой. Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы.

Народная педагогика включала в колыбельную не только доб­рых помощников, но и злых, страшноватых, иногда не очень даже и понятных (к примеру, зловещего Буку). Всех их нужно было за­дабривать, заклинать, ʼʼотводитьʼʼ, чтобы не причиняли они вре­да маленькому, а должна быть, даже и помогали ему.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение.

Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много перено­сов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания.

Самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.

Пестушки (от слова ʼʼпестоватьʼʼ — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка.

Мать, распелœенав его или освободив от одежды, поглаживает тель­це, разгибает ручки и ножки, приговаривая, к примеру:

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки — ходунушки, А в ручки — хватунушки, А в роток — говорок. А в голову — разумок.

Пестушки сопровождают физические проце­дуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкрет­ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определœен их функциональностью. Пестушки лако­ничны. ʼʼСова летит, сова летитʼʼ, — говорят, к примеру, когда машут кистями рук ребенка.

ʼʼПтички полетели, на головку селиʼʼ, — ручки ребенка взлетают на головку. Не всœегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всœего парная. Организа­ция текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: ʼʼГуси лете­ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели…

Источник: https://shademark.ru/muz-instrumenty/zhanry-russkogo-folklora-vekovaya-mudrost-naroda-pronesennaya-skvoz-stoletiya.html

Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия, Музыкальный класс

Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

Русский фольклор – это творчество народа. В нем заключено мировоззрение тысяч людей, населяющих когда-то территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками.

Наследие нашего народа многогранно и разнопланово. Условно жанры русского фольклора подразделяются на две группы, включающие в себя множество видов: обрядовый и необрядовый фольклор.

Эта группа народных творений в свою очередь подразделяется на две категории:

  1. Календарный фольклор – отражение жизненного уклада: земледельческие работы, рождественские колядки, масленичные и купальские обряды. Посредством этого жанра русского фольклора наши предки обращались к матери-Земле и другим божествам, прося у нее защиты, хорошего урожая и благодати.
  2. Семейно-бытовой фольклор, который описывал порядок жизни каждого человека: создание семьи и рождение ребенка, службу в армии, смерть. Величальные песни, свадебные, похоронные и рекрутские причитания – на каждое событие существовал особенный обряд, который придавал особую торжественность и настрой.

Он представляет собой более многочисленную группу произведений народного творчества и включает 4 подвида:

  • театр Петрушки — уличные ироничные театрализованные представления в лице одного актера;
  • вертепная и религиозная драма – спектакли на тему Рождества Христова и других событий.
  • Былины: песни-сказания, повествующие о героях древности, защищавших свою Родину, их подвигах и доблести. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике – одна из известнейших. Колоритные герои, красочные эпитеты и мелодичный напев сказителя рисуют яркий образ русского богатыря, представителя свободолюбивого вольного народа. Наиболее известны два цикла русских былин: киевский цикл и новгородский цикл.
  • Исторические песни описывают реальные события, произошедшие в незапамятные времена. Ермак, Пугачев, Степан Разин, Иван Грозный, Борис Годунов – эти и многие другие великие люди и их дела вошли не только в историю, но и народное творчество.
  • Частушка – иронические четверостишия, четко оценивающие, а чаще высмеивающие жизненные ситуации или явления.
  • Лирические песни – отклики простого народа на события в политической и общественной жизни государства, взаимоотношения крестьянина и барина, нерушимые принципы жизненного уклада крестьян, народная мораль. Частые (плясовые) и протяжные, удалые и красивые мелодичные, все они глубоки по содержанию и эмоциональному накалу, заставляя откликаться даже самую черствую натуру.
Читайте также:  Русские народные инструменты: символичность, классификация, история в именах.

Ярчайший пример, знакомый каждому из нас с детства – волшебные сказки. Добро и зло, справедливость и подлость, подвиг и трусость – все переплетено здесь. И только чистое и открытое сердце главного героя способно побороть все невзгоды.

IV. Фольклор речевых ситуаций.

Весьма разноплановая группа. Здесь и пословицы, представляющие собой народные афоризмы, и загадки, развивающие мышление, и детский фольклор (потешки, пестушки, считалочки, скороговорки и другие виды детского фольклора), помогающий посредством игры и веселья лучшему развитию детей.

Это лишь малая часть того наследия, что оставили наши предки. Их творчество имеет великую культурную ценность. Неважно, к какому именно жанру русского фольклора относится конкретный шедевр. Все они объединены одной общей чертой – в каждом сконцентрированы принципы жизни: любовь, доброта и свобода. То, без чего не мыслимо само существование человека.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/zhanry-russkogo-folklora-vekovaya-mudrost-naroda-pronesennaya-skvoz-stoletiya-muzykalnyj-klass

Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия. Основные жанры русского фольклора

В
20 веке детский фольклор был представлен
произведениями устной народной
словесности, предназначенной для детей,
но исполнялись взрослыми людьми.
Большинство ученых детского фольклора
относят не только то, что бытует в детской
среде, но и поэзию пествования. Таким
образом детский фольклор представляет
собой спец.область народного творчества.

Он включает в себя целую систему
поэтических и музыкально поэтических
жанров фольклора. Основные приемы
этнопедагогики. В крестьянских семьях
не думали о воспитании. Навыки и приемы
передавались естественным путем – из
поколения в поколение. Основные
приемы воспитания в традиционной
культуре
:
1.Личный опыт.2.участие в жизни общины,
слушателя.3.

включение в обрядовую
жизнь.4.трудовые обязанности. 5.игра.
Жанры
детского фольклора.

1.Колыбельные. 2. Сказки докучные. 3.
Пестушки. Колыбельные
песни

– песни которыми убаюкивают детей. Цель
их перевести ребенка из состояния
бодрствования в состояние сна. Считалось
что во сне ребенок растет. Сон-дрема.

Характеристика: монотонность, повторение
напева, тихая динамика, единая ритмическая
форма. Текст наполнен шипящими. Функция
усыпление успокоение, воспитание.
Пестушки


помогали воспитать жизнерадостного
чел-ка, воспитывали в ребенке радость.
Потешки – особые забавы взрослых с
детьми, песенки, приговорки с использованием
частей тела.

Для развития творческих
способностей. Прибаутки

– смешной рассказ, придающий речи
юмористический оттенок. Не сопровождается
игрой.

Докучные сказки
используются вместо сказки. Бытуют
и в наши дни. Используются для развития выдержки, умеренности в желаниях,
чувства юмора у детей. Бытовой фольклор
– детские песни, заклички, приговорки,
дразнилки, страшилки. в них отразились
многообразие жизненных явлений. Заклички и приговорки. Бытование и сохранность текстов зависят от местных традиций.

В одних районах они почти не
применяются, в других сохраняются
отрывки, в третьих – бытуют в своей
древней форме. Широко бытуют заклички
– пародии: «Самолёт, самолёт, посади меня в полёт, а в полёте пусто,
выросла капуста». В процессе роста
дети неизбежно вступают в контакт с фауной.

Их интерес привлекают певчие птицы, ярко окрашенные насекомые,
дети ищут средства общения с ними.

Детская обрядовая поэзия. Со временем
изменились формы и методы воспитания. Религиозные обряды, праздничные
календарные песни не имеют уже
большого значения, а скорее – образное значение. Прозвища и дразнилки.
Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых.

Но они пошли
дальше, и создали рифмованные прозвища, которые в свою очередь дали начало дразнилкам. Некоторые дразнилки почти не отличаются от прозвищ, но прозвище прикрепляется к какому – либо лицу
в качестве устойчивого эпитета, а
дразнилка применяется только к случаю.

Всеобщая грамотность, знакомство с
профессиональным искусством, более
высокая речевая культура в 5 раз
сократило количество дразнилок о
внешности, вдвое больше стало дразнилок, характеризующих нравственный облик.

Из дразнилок исчезли тексты об
офицерах, попах, святых, нищете, то
есть всё то, что незнакомо современным детям.

Детские
сказки. Люди повседневно и повсеместно
читают сказки детям, мастерство сказывания
стало достоянием очень многих.

Страшилки.
Страшилки по сей день имеют значение.
Но включились элементы современной
атрибутики: телефон, рояль, механическая
кукла и д.р.

Фантастика для ребёнка – средство познания
окружающего мира с единством и борьбой противоположностей. Встреча с
необычным, таинственным, страшным,
преодоление страха, помогают
анализировать воспринятое органами
чувств, сохранять в любой ситуации
ясность ума, самообладание, способность действовать. 3. Потешный фольклор.

Назначение этих жанров – позабавить себя и
сверстников.

Словесные игры. О ценностях игр свидетельствует тот факт, что почти все известные в 19 в. игры сохраняются и в наши дни. Бытуют: «Испорченный телефон»,
«Барыня», «Красочки», «Садовник».
Выросло общее образование детей. Это сказалось и на игровом репертуаре.
Получила распространение географическая словесная игра «В города».

Источник: https://rufund.ru/hands/zhanry-russkogo-folklora-vekovaya-mudrost-naroda-pronesennaya-skvoz-stoletiya-osnovnye-zhanry-russk/

Ссылка на основную публикацию