Армянский музыкальный фольклор

x

Check Also

Как научиться петь, если нет слуха, или, Что делать, если «медведь на ухо наступил»? Бывает так, что человек очень хочет научиться петь, но окружающие, часто незнающие, люди говорят ему, что ничего не выйдет, потому что слуха у него якобы нет.

Армянский музыкальный фольклор

Как играть на скрипке: основные техники игры Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.

Армянский музыкальный фольклор

Кроссворд по жизни и творчеству Моцарта Доброго времени суток, дорогие друзья! Представляю новый музыкальный кроссворд «Жизнь и творчество Вольфганга Амадея Моцарта». Моцарт – гений музыки, прожил совсем немного (1756-1791), всего 35 лет, но всё что он успел сделать за своё пребывание на Земле, просто потрясает Вселенную.

Армянский музыкальный фольклор

Рейтинг фирм-производителей фортепиано Говорят, гениальный Рихтер не любил выбирать рояль перед своим выступлением. Его игра была блестящей вне зависимости от бренда фортепиано.

Армянский музыкальный фольклор

Музыкальная эксцентрика Музыкальная эксцентрика – ёмкое, яркое и очень любопытное художественное явление. Под ним понимают исполнение музыки на различных предметах, которые применяются в качестве музыкальных инструментов.

Армянский музыкальный фольклор

Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами! Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Армянский музыкальный фольклор

Учитесь в музыкальной школе Почему не следует упускать возможность поучиться в музыкальной школе? Наверное, у каждого из нас есть знакомые, которые когда-то ходили в музыкальную школу и по разным причинам бросили занятия, так и не окончив курс.

Армянский музыкальный фольклор

Самые известные марши Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Армянский музыкальный фольклор

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка. Все слышали о Пифагоре и его теореме, но далеко не все знают о том, что это был великий мудрец, который повлиял на древнегреческую и древнеримскую культуру, оставив неизгладимый след в мировой истории.

Армянский музыкальный фольклор

Как быстро выучить стихотворение? Знания о том, как быстро выучить стихотворение могут пригодиться не только школьнику или студенту, но и любому человеку. В принципе, на всём протяжении жизни приходиться что-то запоминать, заучивать.

Армянский музыкальный фольклор

Что такое знаменный распев: значение, история, виды Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси.

Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др.

Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.

Как стать регентом церковного хора? Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят сольфеджио и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.

Любимые блюда композиторов: кулинарные симфонии… Никогда не знаешь, где тебя караулит вдохновение. В осеннем парке, в кабинете или у плиты на кухне.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом.

Простые аккорды для фортепиано Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/armyanskij-muzykalnyj-folklor-muzykalnyj-klass

Армянское музыкальное искусство

  Об зарождении музыкального искусства повествуют древнейшие археологические находки, а Армянский музыкальный фольклортакже наскальные рисунки с изображением ритуальных сцен, сопровождающихся танцами.

Уже в III тысячелетии до н. э. начинают формироваться этнические особенности армянской музыки, появляются музыкальные народные инструменты, из которых пандир, тмбук (барабан), флейта, кнар (лира) и труба.

  Музыкальное искусство формируется на Армянском нагорье в XX—XVIII вв. до н. э под воздействием культур народов Передней и Малой Азии. О древнейших музыкальных ритуалах повествуют хеттские источники XIV в. до н.

э.

Во времена урартского владычества армяне поближе ознакомились с ассиро-вавилонской культурой. В Кармир блуре была найдена пара бронзовых бубнов, что свидетельствует о том, что на Армянском нагорье уже в VII веке до н.э были знакомы с ближневосточными музыкальными инструментами. При Урартском (Ванском) царстве музыкальное искусство получило свои развитие в ритуальном и народном направлениях.

Армянский музыкальный фольклор

В III в. до н. э. вскормленная на ближневосточных традициях армянское музыкальное искусство сближается с эллинской цивилизацией. В армянской среде находит распространение свирели с пятью отверстиями.  При Тигране II Великом и Артавазде II проживают подъем военные, ритуальные, в частности – свадебные песни, значимую роль играют эпические прологи.

Используются ударные, духовые и струнные инструменты, распространённые в Передней Азии и Средиземноморье. В эллинистическую эпоху армянская народная музыка представлялась сословиями гусляров, гусанов, песноводов, танцовщиц, а ритуальная –жрецами — солистами, хорами жриц и разных групп. Музыка широко использовалась также в театральных действах.

Сведения в области инструментальной музыки и армянской музыкальной инструментарий очень скудны, тем не менее до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов, а также их наименования.

Так, к числу духовой группы относились: сринг — тип флейты, ехджерапох — рог, пох — труба медная, к ударной группе относились: тмбук — барабан, к струнной группе: бамбирн— инструмент с плектром, пандир, кнар — тип лиры, джнар — разновидность кнара, вин — разновидность кнара.

Армянский музыкальный фольклор

Благодаря созданию национального алфавита армянская музыка достигает уровня обновлённого и обогащённого искусства, опирающегося уже на профессиональный и литературный язык. Пройдя через период реформации и усовершенствования, оно выходит на путь дальнейшего развития и становления.

Создатели армянского алфавита Месроп Маштоц и Саак Партев, поставив в основе церковного песнопения национальные мотивы, стали прародителями армянского самостоятельного духовного песнопения.  С конца IV века в высших школах было введено обучение песнетворчеству и пению.

В то же время армянское духовенство относилась негативно к прежнему языческому музыкальному наследию.

Армянский музыкальный фольклор

Армянский музыкальный фольклорЗначительного развития армянская музыка достигает в эпоху развитого феодализма, в X—XIII столетиях. Этому способствует восстановление в середине IX века армянской национальной государственности. В X веке создается новое направление профессиональной монодической музыки — таг. Таги являлись крупными светскими или духовными вокальными пьесами драматического или эпического, а также — лирического-созерцательного характера. Эти произведения своими истоками восходили в гусанское, а также крестьянское музыкальное творчество. Наиболее видные авторы тагов — Григор Нарекаци (X в.), Хачатур Таронаци (XII в.) и другие. Гуманистические идеи армянского Возрождения, отражены как в творчестве тагов так и в эпосе «Сасунци Давид», который окончательно складывается к IX—X векам. Основное развитие музыкальной культуры Армении X—XI веков связана именно с творчеством тагов.  Система музыкальной нотописи усовершенствуется в XI веке с появлением «хазов манрусума». Она позволяла более точно фиксировать мелодию. Создаются собрания песен «Хазгирк», которые являлись также своеобразными учебными пособиями. Большую роль в развитии древнеармянской музыки сыграл Нерсес Шнорали (XII в.), написавший многочисленные песни, таги и шараканы. Шнорали завершает создание шаракноца и патарага (литургия). Ованес Имастасер (XI—XII вв.), Ованес Ерзнкаци Плуз (XIII в.) и др. в своих трудах рассматривают темы музыкально-эстетического характера. Аракел Сюнеци, Акоп Крымеци пишут о музыкальных инструментах своего времени. Большую ценность представляют сохранившиеся слова исторических песен, созданных в армянском царстве Киликии (о пленстве сына царя Хетума I Левона и т. д.). С XIV века светские таги значительно оттесняют шараканы и другие духовные произведения. Армянский музыкальный фольклорСборники средневековых песен — Шаракноц, Гандзаран, Манрусмунк и Тагаран. Уже в 1620 году Хачгруз Кафаеци составил первый сборник армянских народных песен («Песенник Хачатура Кафаеци»). Начиная с XVI века, после раздела Армении между Турцией и Ираном усиливаются социальные мотивы и превалируют песни скорби.

Армянский музыкальный фольклор

С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записывать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами). Наибольшая заслуга в этой области принадлежит Комитасу, издавшему более 2000 народных песен.

В последней четверти XIX века Кара-Мурза в разных концах Закавказья и юга России создает более 90 армянских народных хоров, чем распространяет в армянском быту многоголосье. К началу XX века относится творчество кеманчиста Саши Оганезашвили (Александра Аршаковича Оганяна).

В период Возрождения (XVII–XVIII вв.) армянское музыкальное искусство смогло не только возродить утраченные средневековые традиции, но и найти стимул для дальнейшего развития по европейскому пути.

Начинается возрождение городского народного песнопения, а романтические тенденции светской музыки приводят даже к воссозданию дохристианских ценностей. Возрождаются древние гимны, ритуальное песнопение, военные песни и пляски.

Как в Восточной, так и в Западной Армении и в целом в Турции возрождается армянская музыкально-общественная жизнь

Армянский музыкальный фольклор Амбарцум Лимонджян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись, схожую с европейской, что дает новое дыхание не только для сохранения армянского средневекового музыкального наследия, но и для нового взлета. Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки, в частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки. Новый подъём музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловленный, в том числе, национально-освободительными идеями.  Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества. Никогайос Ташчян (1878), Венецианские мхитаристы (1882) и др. создают учебники по теории музыки и музыкальной грамоте. Важным культурным достижением времени становится появление армянской музыкальной периодики. Ещё в 1857 году Габриэль Еранян и А. Ованнисян издают музыкальный журнал «Кнар аревелян» («Восточная лира»), который с 1861 года издается под новым названием «Кнар айкакан» («Армянская лира»). С 1879 года выходит журнал «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е. Тынтесяна. Во многих крупных армянских периодических изданиях печатаются статьи по вопросам музыки. Важную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли Лазаревский институт, а также школа Нерсесян и Геворкская семинария, в некоторой степени и училище при отделении Русского музыкального общества в Тифлисе. С середины XIX века формируется и концертная жизнь. Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты окончившие как русские, так и западные консерватории. Армянский музыкальный фольклорТогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е. Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова также инструментальная музыка. С 1860-гг. продолжают создаваться песни патриотического содержания. Именно во второй половине XIX столетия возникает новая национальная композиторская школа.

 Историческое значение имело создание Тиграном Чухаджяном в 1868 году первой армянской национальной оперы «Аршак II». В 1891 году Чухаджян создает оперу «Земире», в 1897 году — «Индиана». В 1870-гг.

он создает 3 оперетты, среди которых наиболее популярной становится «Леблебиджи» (1875).

Вместе с Серовбе Бенкляным Чухаджян организует первую на Ближнем Востоке постоянно действующую профессиональную опереточную труппу.

Читайте также:  Какие бывают аккорды

Армянский музыкальный фольклор

 Многие армянские композиторы, музыканты, дирижёры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира. С установлением же в Восточной Армении советской власти армянское музыкальное искусство ощущает на себе прямое идеологическое воздействие, подгоняясь под требование господствующего строя.

 В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию.

В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижёров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. В 1930-е гг. в Армении были открыты ряд новых музыкально-учебных заведений.

В 1932 в Ереване была создана Армянская филармония. Также важное историческое значение имело открытие в 1933 г. Армянского театра оперы и балета, и основание годом раньше Союза композиторов Советской Армении. В 1930-гг.

начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна.  В развитии армянской музыки своё значение сыграла Великая Отечественная война. В эти годы создаются значительные песни, воспевающие героизм народа. Известность получили массовые и эстрадные песни и марши.

В послевоенные годы музыкальная жизнь Армении развивалась сложными и достаточно многообразными путями. Качественно высокого уровня достигло исполнительное искусство.

Несмотря на идеологическое давление, армянская музыка не только сохраняет свои традиции и самобытность, но и завоёвывает международные площадки разного уровня. Создаются джазовые, эстрадные и другие произведения.

Расцветают музыкальные ансамбли и учебные заведения.

Подготовил —  Баграт Мовсесян

Источник: https://ostarmenia.com/ru/armenianmusic-ru/

Армянский музыкальный фольклор

Армянский музыкальный фольклорАрмянская музыкальный фольклор или  народная музыка известна ещё с древних времен. В армянском фольклоре применение свадебных, обрядовых, застольных, трудовых, колыбельных, бытовых, игровых и других песен получило большое распространение среди народа. В армянском музыкальном фольклоре большое место занимают крестьянские песни «оровелы» и песни «пандухтов». В разных районах Армении одну и ту же песню исполняли по-разному.

Армянская народная музыка начала формироваться с XII века до н. э. вместе с языком этой древней нации. Артефактами, которые свидетельствуют, что музыка здесь начала развиваться со II тыс. до н. э. являются музыкальные инструменты, найденные археологами.

Великий Комитас

Научная фольклористика армянского народа, армянская народная музыка тесно связана с именем великого композитора, этнографа, фольклориста, музыковеда, певца, хормейстера и флейтиста – бессмертного Комитаса. Очистив армянскую музыку от инородных элементов, он впервые всему миру представил  самобытную музыку армян.

Он собрал, обработал, записал много народных песен. Среди них такая известная песня как «Антуни» (песнь странника), где он представляет образ мученика – пандухта (скитальца), который оторван от родины и обретает смерть на чужой земле. «Крунк» – другая популярная песня, великолепный образец народной музыки.

Ашуги, гусаны

Армянский фольклор очень богат знаменитыми представителями народной музыки, ашугами (певцы-поэты), гусанами (армянские народные певцы). Одним из таких представителей является Саят-Нова. Армянский народ называет его «Царём песнопений».

 У него был прекрасный голос. В творчестве армянского поэта и музыканта социальная и любовная лирика занимает одно из центральных мест. Песни Саят-Новы исполняют знаменитые певцы, Шарль и Седа  Азнавур, Татевик Оганесян и многие другие.

Великолепные образцы армянской музыки сочинили ашуги и гусаны XIX-XX веков. К ним относятся Аваси, Шерам, Дживани, гусан Шаэн и другие.

Теорией и историей армянской народной музыки занимался советский композитор, музыковед, фольклорист С. А. Меликян. Более 1 тыс. армянских народных песен записал великий композитор.

Народные музыкальные инструменты

Всемирно известный армянский музыкант, Дживан Гаспарян, виртуозно играя на дудуке, армянский фольклор распространил  на весь мир. Он  познакомил все человечество с прекрасным народным, музыкальным инструментом – армянским дудуком, который  изготовлен из абрикосового дерева. Музыкант  покорил и покоряет мир исполнениями армянских народных песен.

Чувства, переживания и эмоции армянского народа лучше музыки дудука ничто не может передать.  Музыка дудука – это  шедевр устного наследия человечества. Так признал ЮНЕСКО. Другими народными музыкальными инструментами являются дхол (ударный инструмент), бамбир, кемани, кеман (смычковые инструменты). Знаменитый ашуг Дживани играл на кемане.

  • Армянский фольклор большое влияние оказал также  на развитие духовной и классической музыки.
  • Слушайте армянскую народную музыку, и вы получите колоссальное удовольствие.

Армянский музыкальный фольклор

Источник: https://music-education.ru/armyanskij-muzykalnyj-folklor/

Музыка армян

Армянский музыкальный фольклор

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые главный армянский инструмент упоминается в письменных памятниках государства Урарту. Таким образом, его история насчитывает не меньше трёх тысяч лет. Другие источники указывают на то, что появление дудука относится ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте под названием циранапох («трубка из абрикосового дерева» в переводе с армянского). Наконец, дудук изображен на многих средневековых армянских рукописях.

Наиболее ранние инструменты, предшествовавшие нынешнему дудуку, делались из костей животных и тростника. Сегодня дудук изготавливается исключительно из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать.

Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как настоящий армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на человеческий голос.

Процесс сушки материала занимает полтора года. На токарном станке заготовке придают цилиндрическую форму и сверлят в ней отверстие. Когда все готово, мастер делает строй, чтобы ноты правильно звучали. Затем начисто обрабатывается сквозное отверстие и сверяется звук новорожденного дудука с камертоном. На готовый инструмент варпет (мастер) ставит свое клеймо.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий.

На лицевой стороне инструмента имеется семь звуковых отверстий и ещё одно — на обратной стороне. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор звука.

Диапазон инструмента всего одна октава, но он способен воспроизводить самые сложные мелодии в самых разных жанрах — от лирической до танцевальной музыки.

Дудук редко звучит один. Как правило, одновременно выступают два дудукиста. Один ведет сольную партию — играет мелодию, а другой — так называемый дамкаш — создает солисту фон.

Он добивается этого особым способом беспрерывного звукоизвлечения, вызывая специфическое остинатное звучание главных ступеней тональности, в которой звучит мелодия.

Иными словами, дудкист-солист и дамкаш звучат как единое целое — как один инструмент, воспроизводящий двухголосное произведение. Для исполнения танцевальной музыки к двум дудукам, как правило, присоединяется ударный инструмент дхол.

Дудук как ни один другой инструмент способен выразить душу армянского народа. Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его плакать. А знаменитейший армянский дудукист Дживан Гаспарян как-то обронил: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных и похоронных церемониях.

Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре. Эти тенденции не прошли мимо внимания экспертов ЮНЕСКО: в 2005 году музыку, исполняемую на армянском дудуке, объявили шедевром нематериального культурного наследия человечества.

Несомненно, Дживан Гаспарян, будучи главным популяризатором армянской музыки, сыграл в этом признании ключевую роль.

Маэстро взял в руки дудук в 6 лет. Об игре Гаспаряна ходят легенды. Как-то дядя Дживан, как его принято называть в Армении, давал концерт в городе Фрезно в США. В зале, естественно, было много армян.

В конце выступления старик, потерявший во время геноцида армян родителей, попросил исполнить для него старую мелодию. Дживан Гаспарян рассказал об этом так: «Я играл. Смотрю, старика нет уже. Он скончался. Газеты назвали меня дудукист-убийца».

А Уильям Сароян сказал: «Это счастливая смерть. Я тоже хотел бы так умереть…».

Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов. Первой картиной с участием дудука стала «Последнее искушение Христа». Среди других известных фильмов — «Ворон», «Зена — королева воинов», «Гладиатор», «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи».

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых, не считая Гаспаряна, являются Людвиг Гарибян (Լյուդվիգ Ղարիբյան), Сергей Карапетян (Սերգեյ Կարապետյան), Мкртич Малхасян (Մկրտիչ Մալխասյան), Ваче Овсепян (Վաչե Հովսեփյան) и, конечно, Геворг Дабагян (Գեվորգ Դաբաղյան). Доцент Ереванской государственной консерватории Геворг Дабагян известен в Армении, пожалуй, не меньше, чем Дживан Гаспарян. Музыкант записал несколько дисков и саундтрек к фильму Атома Эгояна «Арарат».

…Тот, кто ни разу не слышал, как звучит дудук, не поймет, почему за ним охотится большинство самых крупных режиссеров. Этому миниатюрному инструменту по силам отразить все нюансы жизни и натуры человека. Послушайте сами.

Армянская народная музыка — это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний — от радостных до печальных.

Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки. Исследователи говорят о сотне армянских музыкальных инструментов.

Мы расскажем о наиболее востребованных сегодня.

Оркестр армянских народных инструментов характеризуется наличием практически всех групп: струнной, духовой, ударной. Королём армянского фолка считается оригинальный духовой инструмент — дудук,

Главным инструментом группы ударных является дхол. Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Дхол предположительно появился в связи с культом поклонения древней богине Анаит (3000-2000 гг. до н. э.). В оркестре (ансамбле) дхол выполняет ритмическую функцию.

Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает особый колорит звучания армянских народных инструментов. Другой ударный — давул — используется в качестве сопровождения к духовым инструментам, выполняя ту же функцию, что дхол. Давул — это большой двусторонний барабан с мембранам из овечьей и козлиной кожи.

Источник: http://goldmuseum.ru/narody-rossii/armyane/muzika-arm/

Культура Армении — Музыка

Армянский музыкальный фольклор

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья — прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные — тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные — барабан.

Читайте также:  Виды народных танцев: колоритные танцы мира

От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п.

Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.

С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты. Городская народная песня и инструментальная музыка разви­ваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур.

Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, бытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры.

С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.

В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».

Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись.

XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов — Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.

Армянский дудук 

Сегодня трудно представить музыку Армении без печального и глубокого звучания дудука, древнего национального духового инструмента.

Исторические корни дудука, который в Армении также называют циранапох, восходят к временам армянского царя Тиграна Великого (95-55 гг. до н.э.). Дудук изготавливают из абрикосового дерева.

Он бывает трех размеров: 28 см, 33 см и 40 см. Число игровых отверстий инструмента различно: на лицевой стороне семь или восемь на обратной стороне одно или два – для большого пальца.

Дудук очаровывает своим тёплым и слегка приглушённым звуком, мягким и бархатистым тембром. 

В мировой, без всякого преувеличения, популяризации этого музыкального инструмента огромная заслуга знаменитого армянского музыканта Дживана Гапаряна, композитора и мастера игры на дудуке.

Профессор Ереванской государственной консерватории Гапарян создал особую школу игры на дудуке, который нередко называют армянской флейтой или армянским габоем. Гапарян воспитал много учеников в разных странах мира.

Мировую известность Дживан Гапарян и звучание дудука приобрели после выхода на экраны фильма «Гладиатор», в котором звучат несколько композиций, исполненных на дудуке.

Дудук, который звучал у армян при рождении и крещении, на свадьбах и похоронах, вошёл сегодня в музыкальный мейнстрим и звучит на альбомах Пола Маккартни, Питера Гэбриела, Брайана Мэй, Стинга и Лайонела Ричи, в фильмах «Страсти Христовы», «Код да Винчи» и телесериале «Игра Престолов».

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 

Источник: https://www.advantour.com/rus/armenia/culture/music.htm

Народное творчество (Фольклор) — Армянские праздники

Здесь можно скачать бесплатно » Народное творчество (Фольклор) — Армянские праздники» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство 15cb65ee-5506-11e7-aec0-0cc47a5453d6. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы

Армянский музыкальный фольклор

Описание и краткое содержание «Армянские праздники» читать бесплатно онлайн.

Всего в Армении свыше 70 праздников, не считая специфических – местнохристианских. Имеются и экзотические праздники, свойственные исключительно Армении, такие, например, как Всенародный праздник вина или Дни памяти Ованеса Туманяна. Эта книга посвящена описанию национальных праздников Армении.

Рассматриваются истоки этих праздников, их исторические, религиозные, нравственные корни.

Каждый праздник имеет свою, неповторимую историю и связанный с ним круг легенд и обрядов, как скажем, праздник влюбленных Суб Саркис, или героический праздник Вардананк, день поражения армянского войска в битве с персидскими завоевателями, который одновременно стал и днем величайшей народной победы и отступления иноземных захватчиков. Эта книге не сможет оставить равнодушным никого – каждый из описанных в ней праздников имеет многолетнюю, зачастую многовековую историю, и заслуживает того, чтобы ее вспоминали, сидя за праздничным столом.

Республика Армения

Армянские праздники

После Цахказарда, наконец приходит Аваг Шабат – Страстная неделя, где каждый час наполнен глубоким смыслом. В дни страстной недели люди как бы на себе переживают последние часы земной жизни Христа, предшествующие его чудесному Воскресению.

Уже с понедельника повсюду идет работа. Ведь создав землю, Бог вверил ее заботам людей. И вот идет великое обновление – очищаются дома, дворы, улицы, вывозится мусор, скопившийся за зиму. В понедельник обычно пшеницу везут в мельницу. На очагах стоят котлы, все должно быть вымыто и сверкать чистотой.

Вторник – день, когда тянут жребий «глупого и мудрого», люди загадывают желание.

Среда называется «долой зло», продолжается очищение, многие совершают паломничество к святым местам, чтобы избавиться от мучающих хворей и неудач.

Затем наступает праведный и свободный от всякого зла – четверг. В этот день мужчины сажают деревья, потому что, высаженные именно в этот день в почву, они бывают особенно плодоносны. А женщины в старину в этот день сбивали масло из накопившихся за Великий пост (в это время нельзя есть молочное) сливок и мацун.

Девушки днем идут в горы или на поля собирать зелень, в Армении люди собирали более 400 видов съедобных трав. В этот день собирают бархатную зелень душистой мяты, одаривают всех (нубар), особенно тех , кто в этот день не мог выйти в поле. В четверг красят пасхальные яйца. В церкви совершается омовение ног.

Это последний урок смиренного служения, который дал Учитель своим апостолам во время Тайной вечери.

В канун Пасхи принята такая забава. Во время ночного богослужения в церкви гасят свечи, а мальчишки в темноте незаметно пришивают друг к другу одежду рядом стоящих людей.

Обычно большим праздникам предшествует великий труд, и все народные праздники – это своеобразное награда за выполнение долга и насущных дел.

Пятница и суббота проходят в предпраздничном ожидании. Яйца красят в разные цвета. Дети перед сном признаются во всех скрытых грехах , получают прощение, и твердо верят, что Иисус обязательно поможет, в первую очередь более нуждающимся , «ибо завтра его Воскресение, день чудесного возвращения к жизни».

Аманор – Армянский Новый Год – в этот праздник представьте, приятный запах выпекаемого хлеба, который распространился по всему дому. Наконец, наступает торжественный момент, когда мать достает из печи новогодний хлеб. Хлеб выпечен прекрасно. Домочадцы с облегчением вздыхают – значит, новый год будет благополучным. А если бы тесто не поднялось или хлеб выпекся плохо…

Ни один Новый год в Армении не обходится без гаданий. Люди непременно желают знать, что ожидает их в будущем. Ко многим волшебным ритуалам прибегают они в эти дни. Булочки, выпеченные в виде разных инструментов, домашних животных; люди стараются заколдовать зло, застраховаться на пороге Нового года, отдалить от себя все напасти.

На Новый год армяне стараются возвратить все долги, простить ближнего и получить от него прощение. И, самое главное, встретить Новый год обновленным, чтобы вместе со старым годом ушли тяжелые ноши.

Каждая случайность и событие этого дня многозначительны – к добру это случилось или нет. В очаге заново разводят огонь, одеваются во все новое, на огонь ставят свежую воду. Наступает ночь 31 декабря. В полночь 1 января наступает Новый год.

Кто же поет под окном? Дети, юноши и девушки приходят с поздравлениями, добрыми пожеланиями, поют песни, получают подарки. Все родственники и соседи стараются обязательно сходить друг к другу в гости с подарками, сладостями и поздравить друг друга.

На столах изобилие, о чем люди заботились с лета. Будь добр к людям, новый год!

6 января армяне празднуют Рождество и Крещение. Накануне, во время вечери, в доме перед каждым членом семьи зажигают свечи, принесенные из церкви. У людей приподнятое настроение, ведь с рождением Иисуса в жизнь вошли чудеса.

«Ангел предупредил магов, чтобы они нe возвращались в Иерусалим. По его совету Святое Семейство отправилось в Египет. Праведные спаслись».

И тут в вечерний час раздается стук в дверь, приходят друзья, которых одаривают подарками за песни благовещения. Весть о рождении Иисуса объявляется в песнях, и все мелкое, недостойное отступает на задний план, задумываются великие дела, ибо каждый чувствует: благодаря могуществу веры каждому достанется доля чуда.

Очень древний обычай, связанный с рождестовм, – бросать предмет в воду, задумав одновременно что-то важное. Благословенна вода, которая в своем потоке уносит всякое зло и грязь, очищая землю и людей.

Этот обряд вспоминают люди, когда 6 января осуществляется Джурорнек – церемония благословения воды. Есть ли что-либо более заветное, чем крест? В этот день в воду бросают крест. Эта церемония напоминает людям, что их крестил Григор Лусаворич (Григорий Просветитель).

И также вновь утверждается, что вода в стране дорога и священна.

Две недели длится Барекендан, за которым следуют семь недель Великого поста, когда много запретов и строгих требований.

Но сегодня приходит Барекендан, ряженый в маске, который жалит своими острыми шутками, высмеивая известного всем Скупердяя, Обжору, мнимо благочестивого Лицемера, который в обычные дни делает замечание молодым.

Все мы знаем замечательную сказку Ованеса Туманяна, «Барекендан», и вместе с ним от души смеемся над поступками глупых людей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник: https://www.libfox.ru/668888-narodnoe-tvorchestvo-folklor-armyanskie-prazdniki.html

Музыка

Античность и Средневековье

В III в. до н. э. уже было сформировано качественное своеобразие армянской музыки.

Исторические сведения о языческих обрядах древних армян, в частности, об искусстве гохтанских певцов, гусанов (армянские народные певцы) и випасанов (сказителей), приведены в трудах древенармянских историков V века Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бузанда.

Из песен дохристианской Армении сохранились отрывки стихотворных текстов песен, повествующих об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам, о царе Арташесе и т. д., которые исполнялись под музыкальное сопровождение.

Хоренаци, описывая истории из древнеармянской мифологии, пишет: «То же в точности говорится и в песнях достойных перечисления, заботливо сохраняемых, как я слышал, жителями изобилующей вином области Голтн. Среди них имеются песни, рассказывающие об Арташесе и его сыновьях и упоминающие также потомков Аждахака, называя их иносказательно драконородными, ибо Аждахак на нашем языке означает дракона…».

Хоренаци упоминает музыкальный инструмент пандир, которым были исполнены древнеармянские песни: «Мы собственными ушами слышали пение этой (песни) в сопровождении пандира.» — пишет он, рассказывая о древнеармянском боге-драконоборце Ваагне.

Не менее богатые сведения о музыке древней Армении передает Павстос Бузанд (V век). Он, в частности, упоминает об инструменталистах, играющих на барабанах, срингах, кнарах и трубах.

Читайте также:  Музыкальные произведения чайковского для детей

Сведения в области инструментальной музыки очень скудны, тем не менее, до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов, а также их наименования.

Так, к числу духовой группы относились: сринг — тип флейты, ехджерапох — рог, пох — труба медная, к ударной группе относились: тмбук — барабан, к струнной группе: бамбирн — инструмент с плектром, пандир, кнар — тип лиры, джнар — разновидность кнара, вин — разновидность кнара, дудук. 

После 301 года, когда Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной религии, создаются основы для развития музыки армянской христианской церкви. Армянская христианская музыка, наряду с арамейской, еврейской, каппадокийской, лежит в основе общехристианской музыкальной культуры, представляя огромный исторической интерес.

С конца IV века в высших школах Армении было введено обучение песнетворчеству и пению, о чём сообщает Агатангехос. В то же время, армянское духовенство относилась негативно к прежнему языческому музыкальному наследию. Так, например, в 365 году Аштишатский собор вынес постановление, запрещающее исполнение песни-плача во время погребального шествия.

Уже в V—VII веках появились новые и более сложные формы армянской народной музыки, расширение круга её интонаций и обновление тематики было исторически обусловлено появлением раннего феодализма. Прежнее искусство гусанов продолжает своё развитие, несмотря на гонения церкви.

Хотя армянская профессиональная музыка находилась в ведении церкви, она, в то же время, испытывала сильное влияние народного творчества. Огромную роль для развития церковной музыки сыграло создание в 406 году армянского алфавита.

В армянских школах (вардапетаран) преподавалась теория музыки, сочинение и пение.

Именно в V—VI веках были созданы первые духовные песни (гимнография), его первые авторы — Месроп Маштоц, Саак Партев, Иоанн Мандакуни, Степанос Сюнеци (старший), Комитас Ахцеци и др. Первоначальными простейшими формами профессиональной монодической музыки были мелодии псалмов, созданные на основе музыкальной традиции языческого культа.

Позднее развивались кцурды, в дальнейшем ставшие шараканами (духовное песнопение, гимнография). Армянская духовная музыка эпохи заимствовала интонационный строй крестьянской песни. Первые музыкальные произведения — шараканы, появившиеся в V веке отличаются ясностью содержания и лаконичностью формы, их мелодии и тексты просты, в основном малообъемны.

В том же столетии систематизируются гласы.

Значительного развития армянская музыка достигает в эпоху развитого феодализма, в X—XIII столетиях. Этому способствует восстановление в середине IX века армянской национальной государственности.

В X веке создается новое направление профессиональной монодической музыки — таг.

Таги являлись крупными светскими или духовными вокальными пьесами драматического или эпического, а также лирическо-созерцательного характера.

В X столетии Анания Нарекаци пишет работу «О знании гласов», посвященную истории музыки. Система музыкальной нотописи усовершенствуется в XI веке с появлением «хазов манрусума». Она позволяла более точно фиксировать мелодию.

Создаются собрания песен «Хазгирк», которые являлись также своеобразными учебными пособиями. Большую роль в развитии древнеармянской музыки сыграл Нерсес Шнорали (XII в.), написавший многочисленные песни, таги и шараканы. Шнорали завершает создание шаракноца и патарага (литургия).

Древнеармянская музыкальная нотация

Согласно автору V века Лазару Парпеци, армяне изначально использовали буквы алфавита для фиксации музыки. Древнеармянская музыкальная нотация — хазы, возникла в VIII—IX веках. Инициатором их создания, предположительно, являлся Степанос Сюнеци. С XII века развивалась также в Киликии, где Нерсес Шнорали, Григор Хул (XII в.), Геворг Скевраци (XIII в.) и др.

совершенствовали технологию системы хазов и исполнительского истолкования её знаков. Известно более чем 40 основных и до 30вспомогательных, а также множество производных знаков. Хазы разделяются на три основных категории. Сохранилось огромное количество объёмистых рукописных томов, содержащих хазовые записи средневековых светских и духовных произведений.

Известны рукописи с экфонетической нотацией с IX века.

XVII—XVIII века

В эту эпоху увеличивается количество музыкантов и музыкантов-исполнителей. В то же время армянские учёные XVII—XVIII столетий продолжают изучать музыкальное наследие средневековых рукописей и манускриптов.

Видными музыкальными теоретиками того времени были Аветик Пагтасарян, Зенне-Погос, Хачатур Эрзрумци и Мхитар Себастаци.

Вместе с изучением древнеармянской музыки Григор дпир Гапаскалян (автор четырёх музыковедческих трудов) пытается создать новую систему хазов.

Ашугское искусство, возникшее в середине XVI века, является синтезом музыкальной и литературной (поэзия) культуры. Ашуги — народные певцы-поэты, игравшие значительную роль в истории армянской музыки. Осоновное развитие ашугского искусства начинается с XVII века. Видные армянские ашуги XVII—XVIII веков — Эгаз, Гул Арутин, Багер сын Лазаря, и др.

Ашугская музыка основана на многовековых традициях народного творчества. Усвоив традиции средневековых тагасацов, армянские ашуги создавали оригинальные напевы для своих произведений. Уже со второй половины XIX столетия эти напевы были записаны европейской музыкальной нотацией.

Тексты этих песен посвящены любовным, социальным, сатирическим и другим темам.

XIX — начало XX веков

Народная музыка

Крупнейшие армянские ашуги конца XIX-го, начала XX века — Дживани, Ширин, Шерам, Аваси. С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записывать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами).

Классическая музыка

Амбарцум Лимонджян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись[37]. Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки, в частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки.

Новый подъём музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловленный в том числе национально-освободительными идеями. Как в Восточной, так и в Западной Армении, и в целом в Турции, возрождается армянская музыкально-общественная жизнь.

Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества.

Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты, окончившие как русские, так и западные консерватории. Тогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е.

Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова — также инструментальная музыка. С 1860-гг. продолжают создаваться песни патриотического содержания. Именно во второй половине XIX столетия возникает новая национальная композиторская школа.

Историческое значение имело создание Тиграном Чухаджяном в 1868 году первой армянской национальной оперы «Аршак II». В 1891 году Чухаджян создает оперу «Земире», в 1897 году — «Индиана». В 1870-гг.

он создает 3 оперетты, среди которых наиболее популярной становится «Леблебиджи» (1875).

Вместе с Серовбе Бенкляным Чухаджян организует первую на Ближнем Востоке постоянно действующую профессиональную опереточную труппу.

С 1880-гг. в армянской классической музыке начинается новое движение по сбору и обработке древних народных песен профессиональными композиторами. Среди этих композиторов были Макар Екмалян, Христофор Кара-Мурза и Никогайос Тигранян.

С этого периода начинает свою деятельность один из наиболее важных деятелей в истории армянской музыки — Комитас, который сыграл ключевую роль в новом возрождении национально-самобытного музыкального стиля. Его многосторонняя деятельность определила путь дальнейшего развития всей армянской музыки последующих столетий.

Творчеством Александра Спендиарова начинается новая история армянской симфонии и вокально-симфонической музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симф. картина «Три пальмы» — 1905, и др.).

В 1919 году в Тифлисе была создана Общество теоретиков армянской музыки.

В этот период бурно развивалось вокальное творчество.

На различных сценах России и Европы выступали певцы Надежда Папаян, Тигран Налбандян, Арменак Шахмурадян (солист Гранд оперы), Маргарита Бабаян, Беглар Амирджан, Константин, Ованес, Егине, Нунэ и Мария Коргановы.

Плодотворную музыкальную деятельность развивали пианисты Степан Элмасян, Карл Микули, сестры Адамян, дирижёр Александр Асланов (в 1912—1918 гг. руководил оркестром Мариинского театра), скрипачи Давид Давтян и Ованес (Иван) Налбандян.

Многие армянские композиторы, музыканты, дирижёры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира.

XX век

В конце 1920 года в Республике Армения устанавливается советская власть. В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию.

В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижёров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. Тогда же в Александрополе с участием лучших музыкантов республики были поставлены русские и западноевропейские оперы и оперетты.

Несколько армянских студентов Московской консерватории в 1925 году основали квартет, который позже был назван именем Комитаса.

В 1930-гг. начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна. Созданные в 1930-х, начале 1940-гг.

1-я симфония (1934), концерт для фортепиано с оркестром (1936), симфоническая поэма с хором (1938), первый армянский балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940), становятся выдающимися произведениями не только армянской, но и мировой музыки.

В 1930-е гг. создаются произведения для различных инструментов в камерно-инструментальном жанре, среди них пьесы для скрипки А. Хачатуряна, квартеты А. Степаняна и др. Значительное развитие получает романс.

В этом жанре важное значение имело произведение А. Исаакяна. Продолжает своё развитие также массовая песня, где завоёвывают популярность М. Мирзаян, К. Закарян, М. Мазманяна, B. Тальяна и др. Большую популярность получают хоровые обработки народных песен А. К. Кочаряном и др.

В дальнейшем развитии армянской музыки своё значение сыграла Великая Отечественная война. В эти годы создаются песни, воспевающие героизм народа. Известность получили массовые и эстрадные песни и марши А. Хачатуряна, Г. Егиазаряна, М. Мирзаяна, А. Айвазяна, A. Мерангуляна, Е. Сагаруни, К. О.

Закаряна и др. В классическом-симфоническом жанре была написана 2-я симфония А. Хачатуряна, 1-я симфония А. Степаняна, поэма «Армения» Г. Егиазаряна, произведения Т. Тер-Мартиросяна и др. В оперном жанре — оперы «Давид-бек» А. Тиграняна, «Намус» Л. Ходжа-Эйнатова, в балетном жанре — «Гаянэ» А.

Хачатуряна и т. д.

Источник: http://all-armenia.com/kultura-armenii/muzyika.html

Ссылка на основную публикацию