Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?

Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?Академический концерт для учащихся музыкальной школы – это форма экзамена. Как любой день экзамена, день выступления на сцене всегда сопровождается особым состоянием и души, и тела.

Здесь присутствует и радость, и взволнованность, и творческий подъём, нередко и такое волнение, которое просто мешает достойному выступлению. Как же лучше организовать свой день, чтобы предстоящее мероприятие прошло успешно?

Во-первых, в день выступления я рекомендую освободить ребёнка от посещения общеобразовательной школы: в этот день для его психики будет достаточно нагрузки. Пусть лучше он с утра выспится как следует.

Однако, если академический концерт назначен с утра, то время просыпания надо определить таким образом, чтобы была возможность успеть спокойно позавтракать, привести себя в порядок, хорошо разыграться, настроиться и вовремя добраться до школы.

В день выступления у юного музыканта должно быть достаточно энергии. Поэтому пища, которую он принимает перед выступлением должна быть калорийной и энергетически насыщенной.

При этом она не должна быть объёмной, тяжёлой для желудка, чтобы не вызывать чувства сонливости и расслабленности. В этом смысле подходят такие продукты, как например: свежие овощи, фрукты, орехи, мёд, мюсли, яйца, какао, шоколад.

В день выступления не рекомендуется много заниматься и нагружать себя физически или эмоционально – лучше поберечь силы для сцены. Можно немного прогуляться в парке, если погода располагает к прогулкам.

Можно просто полежать или посидеть в кресле, продумывая своё предстоящее выступление в деталях. Смотреть телевизор не рекомендуется. Лучше избегать эмоциональных впечатлений, чтобы не «расплескать» то настроение, которое соответствует исполняемой музыке и на которое надо настраиваться с самого утра.

Не стоит в день концерта много работать за роялем. Немного разыграться всё же необходимо, чтобы привести игровой аппарат в хорошую форму. Сделать это лучше незадолго до выступления.

Цель разыгрывания – размять связки, обеспечить прилив крови к кистям рук, чтобы они не были холодными. Все знают, что недостаточно тёплые руки становятся малоподвижными, ими трудно решать на рояле технические задачи.

Многие предпочитают разыгрываться при помощи гамм. Лично мне такой способ разыгрывания не кажется наилучшим, так как он требует подвижности пальцев, но не даёт при этом на руки физическую нагрузку.

А именно физическая нагрузка вызывает прилив крови к кистям рук. Поэтому своим ученикам я обычно рекомендую разыгрываться при помощи игры четырёхзвучных аккордов на максимальной громкости.

Всего несколько минут игры громких аккордов – и руки становятся тёплыми. Помогает также питьё горячего чая или какао, заранее принесённого в термосе.

Одежда для исполнения академической классической музыки может быть нарядной, но она всегда должна чётко отражать половую принадлежность исполнителя. Юбка не должна быть слишком короткой. Из зала короткая юбка на пианистке производит неприятное впечатление.

Брюки на девушке за роялем выглядят нелепо, а джинсы – просто вульгарно. Абсолютно недопустимо концертное выступление за роялем в сапогах, кроссовках или кедах. Только концертные туфли.

И не стоит забывать о чистом носовом платочке. Руки от волнения иногда потеют, а играть влажными руками сложно, они скользят по клавиатуре.

Иногда яркое белое пятно носового платочка, положенного сбоку от клавиатуры отвлекает исполнителя. Я рекомендую класть его сверху на колки, если исполнение происходит за роялем, или на сиденье стула.

Часто приходится наблюдать, как ученики толпятся перед дверью зала, пытаясь услышать игру своих одноклассников. Их выступления бурно обсуждаются, комментируются. Почему-то среди детей «модно» рассказывать друг другу о том, как они не готовы к экзамену и как будут сейчас «лажаться».

Иногда они пытаются поддержать друг друга, рассказывая анекдоты. Могу сказать точно, что участвовать во всём этом – наилучший способ испортить себе выступление.

Если ученик, которого слушают через дверь, играет неудачно, это может вызвать страх и последующее повторение его ошибок. Если выступление удачное – страх возникнет от мысли о том, что ваша готовность к экзамену не настолько хороша.

Анекдоты тем более не полезны, поскольку уводят далеко от круга образов, которые в скором времени предстоит воплощать за роялем. В любом случае, лучше держаться подальше от этой толпы, дышащей волнением, поскольку оно (это волнение) необыкновенно заразно.

Просто отойдите в сторону и молча представьте в голове звучание первых тактов каждого произведения, обращая внимание на настроение и темп.

Это очень важно: правильно выбрать темп с самого начала, поскольку изменить его впоследствии бывает сложно. Неправильно выбранный темп меняет характер и усложняет выполнение технических задач.

Войдя в зал, спокойно подойдите к роялю, сядьте за него и мысленно скажите себе фразу: «Я здесь надолго». Не торопитесь начинать. Пусть пульс придёт в норму, а мысли – в порядок.

Восстановите в памяти первые такты первого произведения, войдите в нужное настроение и, главное, не торопитесь, пожалуйста! Пусть пройдёт столько времени, сколько нужно, чтобы улеглось волнение и вы могли заняться музыкой. Вас подождут.

Следующий шаг: направьте своё внимание на тот текст, который написан между строк, вспоминайте каждую мелочь, все детали вашей предшествовавшей работы.

Иногда в голове возникает предательский вопрос: «А какая там следующая нота?» Противоядие звучит так: «Я на этот вопрос себе не отвечаю» и сразу же, без малейшей паузы идёт продолжение: «А кстати, какой у меня сейчас нюанс, вилочка, штрих?»

Концертное выступление для пианиста – всего лишь вид работы. Постарайтесь сделать свою работу хорошо.
Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?
Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?

Источник: https://tatzilbert.ru/akademicheskiy-kontsert/

Тематический концерт как одна из форм стимулирования интереса учащихся к учебному процессу и художественной деятельности

Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?Работа педагога в ДМШ и ДШИ предполагает не только развитие творческих способностей ребёнка, его умения и навыков игры на инструменте, но и создание условий для широкого, универсального развития юного музыканта. Для достижения этой цели педагоги музыкальных школ находятся в постоянном поиске наиболее результативных путей, методов, приёмов стимулирования и мотивации учащихся к учебному процессу и художественной деятельности. Одним из самых результативных методов стимулирования учащихся к учёбе и творческому отношению к ней является проведение тематических концертов. Данная форма работы представляется интересной и перспективной, позволяющей соединить решение учебно-педагогических проблем с задачами музыкального просвещения.

Цель данной методической работы — показать коллегам, какой интересной, результативной может быть подобного рода деятельность, какой конечный результат она может принести.

Организация и проведение тематических концертов с одной стороны несёт познавательную функцию, а с другой стороны стимулирует процесс обучения.

Проведение такого мероприятия является интересной формой работы с детьми, которая расширяет их кругозор, формирует художественный вкус, расширяет их знания об исполнительских возможностях инструментов, на которых они играют. Такие концерты способствуют более эмоциональному, творческому восприятию музыки, более глубокому её пониманию.

Эта форма работы доставляет эстетическое наслаждение исполнителям, детям и их родителям. Примером подобной формы работы с детьми могут служить тематические концерты, посвящённые творчеству популярных российских композиторов, создающих музыку для русских народных инструментов.

В наше время, когда всё чаще звучат голоса о том, что русские народные инструменты устарели, и пора их сдать в музей, такие концерты приобретают особую значимость, так как они способствуют формированию национального самосознания учащихся, развитию духовности у детей.

Обычно в таких тематических концертах принимают участие дети не только из нашей школы, но и из других музыкальных школ и школ искусств Нижнего Новгорода, а так же студенты Нижегородского музыкального училища им.Балакирева и Нижегородской государственной консерватории им.Глинки.

Как показывает практика, после таких творческих вечеров с детьми становится заниматься значительно легче. Видя, насколько хорошо владеют инструментом их ровесники, благодаря своему трудолюбию, дети начинают относиться к занятиям по специальности более серьёзно, уделять больше времени занятиям на инструменте.

Их родители, слушая, как играют студенты музыкального училища и консерватории, также начинают активно включаться в процесс обучения. После таких концертов, у ребят ДМШ и ДШИ появляются свои кумиры из числа студентов музыкального училища и консерватории, наши ученики стараются быть похожими на них.

Поэтому, я считаю, что такая форма работы с детьми и их родителями является не только очень интересной, но и очень полезной. Полезна такая форма работы и для преподавателей. Слушая детей из разных школ, мы учимся друг у друга, набираемся опыта.

У преподавателей музыкального училища есть возможность выявить перспективных ребят для дальнейшего обучения.

Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?

Примером подобной формы работы с детьми и их родителями может служить тематический концерт, посвящённый творчеству современного известного российского композитора Евгения Петровича Дербенко.

Выбор темы неслучаен, поскольку Е. П.

 Дербенко успешно сочетает исполнительскую и композиторскую деятельность с многолетним продуктивным педагогическим трудом и может служить примером для любого педагога-народникa.

Ниже предлагается сценарий тематического вечера «Е. П. Дербенко: композитор, исполнитель, педагог», а также фрагменты концерта, где представлены учащиеся и преподаватели детских музыкальных школ Нижнего Новгорода, студенты музыкального училища им. М. А. Балакирева и Нижегородской консерватории им. М. И Глинки.

Е. Дербенко. Танго (в духе Пьяццоллы) для гармоники и фортепиано

Исполняют Татьяна Седова (класс преподавателя О. В. Фарисеевой) и преподаватель ДМШ №15 С. В. Муравьёва

Е. Дербенко.«Ливенский ковбой»

Исполняет ученик ДМШ №12 Артём Языков (класс преподавателя А. Б. Ворошилова)

Е. Дербенко. Гармонист играет твист

Исполняет студент НМУ им. М. А. Балакирева Олег Горячев (класс профессора Г. В. Мамайкова)

Е. Дербенко. Вальс

Исполняют студенты ННГК им. М. И. Глинки Наталья Захарова и Анастасия Разгуляева (класс профессора М. Ю. Котомина). Концертмейстер Мария Голикова

Е. Дербенко Провожание

Исполняют студенты НМУ им. М. А. Балакирева Иван Шаманин и Олег Горячев (класс преподавателя Д. С. Мехоношина)

Е. Дербенко. Игривая кадриль

Исполняют преподаватели ДМШ №15 А. Е. Черников и Д. Д. Карташов

Е. Дербенко. Падеспань

Исполняет студент ННГК им. М. И. Глинки Александр Лукашевич(класс профессора В. И. Голубничего)

Следует отметить, что формы проведения концерта внутри учебного заведения могут варьироваться в зависимости от представляемой темы, количества и профессионального уровня участников, сложности выбранного репертуара, возможности мультимедийного сопровождения и других особенностей в каждом конкретном случае. В этом плане тематический концерт представляется очень гибким и перспективным видом деятельности, предусматривающим отображение индивидуальности преподавателя, формирующего его содержание и, в то же время, учитывающим особенности каждого исполнителя.

Таким образом, автор считает тематический концерт как форму методической работы чрезвычайно полезной, продуктивной и перспективной в деле воспитания юных музыкантов.

Объединение в концерте учащихся детских музыкальных школ города, студентов музыкального колледжа и консерватории даёт возможность старшим продемонстрировать своё мастерство, младшим понять, к чему следует стремиться в освоении инструмента, педагогам объективно оценить свою деятельность и обменяться методическим и творческим опытом в живом общении.

Источник: https://www.musnotes.com/articles/Fariseeva-Derbenko/

Мой академический экзамен в музыкальной школе

У меня 16-го мая прошел академический  концерт по специальности, я занимаюсь гитарой, и мне очень нравится. Я себе расписала планирование, как я подготовлюсь к экзамену, потому, что я не успевала готовиться к экзамену, и мне папа предложил так сделать.

Мы расписали на 4 дня, что я буду субботу, воскресенье, понедельник и вторник целый день играть, но я во вторник на 9 мая решила отдохнуть и не играла, а гуляла. И папа мне сказал, что я, вместо того, чтобы в четверг и пятницу готовиться, пойду на вокал, раз я поступила не так, как запланировала, значит, и мой папа будет поступать тоже не по планированию.

Я не успевала учить, и из-за того, что я поступила не по планированию, я получила двойку, и очень расстроилась и огорчила своих родителей тем, что я хожу два года на музыку для того, чтобы по академическому концерту получить двойку.

Я ничего не чувствовала во время и после выступления, я знала, что нужно оттарабанить и уйти.

Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?

Я пересдала через 4 дня и получила четверку. Меня похвалила Марина Евгеньевна за то, что я собралась и выучила, а поругала за то, что я не сыграла так во вторник и из-за того, что 3 человека у Марины Евгеньевны сдали академический концерт на 2, ее вызывали к директору и очень сильно ругали.

Читайте также:  Как сделать голос красивым и приятным: советы

Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?

Марина Евгеньевна мой учитель по гитаре, она замечательный преподаватель, добрый, веселый и отзывчивый человек. Мне очень комфортно у нее заниматься, я иду в музыкальную школу с большим удовольствием.

Я поняла, что я в первый раз не сыграла из-за того, что я просто поленилась. На самом деле, я могла и лучше, я сама по своим возможностям знаю. У нас экзамен начался в 14:00, я играла три произведения, одно произведения я знала хорошо, а два других произведения плохо.

Марине Евгеньевне очень стало стыдно, что за ее 35 лет работы в музыкальной школе, у нее ни разу не было такого позора, это первый позор. И мне тоже очень стало стыдно, что из-за моей лени, должны ругать и отчитывать моего учителя, я все осознала, что нельзя подводить своих учителей.

Я поняла, что нужно делать дела качественно, а если тебе еще это дело и нравится, то тем более его надо делать еще в 100 раз лучше и я обязательно получу от этого результат.

Я подвела итоги и решила, что нужно много трудиться и работать, чтобы у меня вышло все так, как я планирую.

Наш концерт примерно длился часик, или минут 40, мне даже стало обидно, что я получила двойку не из-за кого-то, а только из-за себя, из-за своей лени и отсутствия бдительности. Мне очень нравится заниматься музыкой, я хочу виртуозно научиться играть на гитаре, сочинять собственные произведения. Упорством и трудолюбием можно придти к любым вершинам.

Музыка мне очень поднимает настроение, мне нравится играть на гитаре, это приносит мне удовольствие, я буду очень сильно рада тому, если я останусь дальше продолжать изучать мир музыки.

Вывод. Я решила изменить в себе лень, на трудолюбие,  быть трудолюбивой на самом деле нелегко. Мне мой экзамен не очень  понравился, я не подготовилась и получила двойку, но я все поняла и решила поменять отношение к себе и к Марине Евгеньевне, чтобы было все хорошо, все ходили с улыбкой и радостью.

    • Если понравилась статья, жми:

И оставляй комменты здесь:

Источник: http://nika.fishenko.ru/music/moj-akademicheskij-ekzamen-v-muzykalnoj-shkole.html

Роль концертных выступлений

Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта

Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?Публичное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального и артистического совершенствования. Ежедневно готовясь к музыкальным занятиям по специальности, к академическим концертам, конкурсам, экзаменам, публичным выступлениям каждый исполнитель проходит долгий и трудный путь от разучивания произведения до его конечного воплощения на сцене. Все это время любой музыкант, будь он учеником или уже зрелым гитаристом или аккордеонистом, работает над собой.

За годы учебы в музыкальной школе – а это 5-7 лет – отношения между преподавателем и учеником становятся почти родственными.

Именно на индивидуальных занятиях совместное переживание музыки часто бывает решающим для успехов ученика и способствует появлению у него желания самому исполнять ту или иную музыку. Пробуждение такой инициативы, стремления к исполнению можно считать первой маленькой победой в педагогической работе.

Возрастает значимость педагога, который помимо творческого наставничества, должен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки к концерту.

Нужно целенаправленно и последовательно формировать у своих воспитанников любовь к сцене, посредством привлечения их к концертному исполнительству.

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте, каждый учащийся ДШИ должен «почувствовать» сцену.

Академический концерт, как эффективный способ проверки успеваемости и как форма исполнительской практики, играют в воспитании юного музыканта большую роль. Экзамены – наиболее ответственный момент в обучении.

Они должны всесторонне выявить уровень подготовки обучаемого и его достижения за каждое полугодие и весь учебный год.

Успешность выступления на экзаменах и академических концертах зависит в первую очередь от старательной и систематической работы обучаемого на протяжении всего учебного года. Большое значение имеет и правильное руководство этой работой со стороны педагога.

На качество игры во время экзамена влияет также уровень приобретенных навыков игры перед слушателями. Поэтому подготовка к экзаменам, академическим концертам должна включать в себя организацию регулярных выступлений учеников в открытых концертах, т. е.

исполнительскую практику.

«Учащийся должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед свои педагогом, что вместе с тем это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение», — говорит об этом известный педагог А. Алексеев.

Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя, конечно же по-своему чрезвычайно различны и формы подготовки к концертным выступлениям и на вопрос: «Как себя вести перед концертом» — можно ответить словами замечательного педагога и пианиста К. И.Игумнова: «Нужно вести себя хорошо – не волноваться, не утомляться, не отвлекаться и не слишком много заниматься».

Очень ошибаются те педагоги, которые воспитание эстрадных навыков считают третьеразрядным делом. Разрыв между возможностями ученика и его навыками иногда приводит к большим неудачам на ответственных выступлениях, к паническому страху перед сценой, к психологическим травмам.

Работу по воспитанию сценичности следует начинать с самого начала. Именно в детском возрасте происходит интенсивный процесс формирования тех качеств, комплекс которых впоследствии станет основой личности музыканта. Заметно, что во время публичного выступления ребенок волнуется меньше, чем исполнитель старшего возраста.

Детская психика направлена, прежде всего, на выражение положительных эмоций. Вот эта положительная направленность психики обучающегося музыке является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры на инструменте, удовольствие от общения со слушателем.

Поэтому очень важно закрепить и развивать это чувство радости от выступления, сделать потребность своего ученика приносить радость людям.

Чтобы научиться хорошо играть на эстраде, необходимо как можно чаще выступать. Часто ученик отмечает: «Для себя уже играю, а для кого-нибудь другого еще не получается». Причина состоит в неумении сосредоточить внимание в присутствии посторонних людей.

Необходима специальная тренировка в игре для товарищей, на уроке по специальности в обстановке, приближенной к эстрадной, с полной эмоциональной отдачей. Эстрадную обстановку можно создать не только на эстраде, но и дома. Известно, что неоценимую пользу приносит работа с диктофоном, видеокамерой.

Шлифуя отдельное произведение или концертную программу в целом желательно неоднократно записать свое исполнение и затем проанализировать «оттиск».

Видеозапись как бы выполняет функцию законсервированного зала с публикой, заставляет исполнителя максимально сосредоточить свое внимание на исполняемом материале, формирует также психотехнику в условиях максимальной ответственности за качество игры. Упражнение может многократно повторяться.

Исполнителя, который впервые работает на запись, сначала раздражают мелкие дефекты собственной игры в записи. Но, преодолев технические трудности, он все больше обращает внимание на художественную сторону звучания и убеждает в несомненной эффективности такого метода совершенствования своей психотехники в домашних условиях.

После тщательной работы с записью играть становится легче и для себя и для слушателя и на концертной эстраде. Следует учитывать, что многие отрицательные черты исполнения, как например, ритмические неточности или темповая неустойчивость, оказываются выявлены достаточно рельефно.

Менее целесообразно практиковать такие целостные проигрывания несколько раз подряд, как известно, второй раз исполнить пьесу бывает легче, недостатков и шероховатостей при этом обычно оказывается меньше, что может породить чувство самоуверенности. Между тем на эстраде учащийся должен будет довольствоваться лишь однократным исполнением, гораздо полезнее поэтому после каждого исполнения возвращаться к детальной работе, чтобы вновь максимально мобилизовавшись, повторить подробную же проверку «на новом этапе».

Подпишитесь на рассылку Pandia.ru!

Рациональными могут оказаться занятия перед выступлениями в различной обстановке. Все это способствует развитию быстроты адаптации, артистической гибкости и уверенности – словом, тех свойств, обладая которыми, учащемуся все реже придется ссылаться на то, что «дома все выходило и получалось».

Работа по формированию у юного музыканта — исполнителя сценической устойчивости должна вестись с детских лет. Тот, кто часто успешно выступает в детские годы, обладает большей психологической устойчивостью, в дальнейшем проще справляются с эстрадным волнением.

  • Можно выделить следующие пути и способы по формированию у обучающихся сценической устойчивости:
  • а)  игра с завязанными глазами; в темной комнате (в медленном или среднем темпе сыграть произведение – дыхание ровное и не напряженное);
  • б)  игра с помехами и отвлекающими факторами (можно включить радио на среднюю громкость и если сыграть программу без труда, то сосредоточенности можно позавидовать);
  • в)  в моменты исполнения программы в трудном месте педагог произносит психотравмирующее слово «ошибка» — но ученик должен суметь не ошибиться;
  • г)  приседать, попрыгать раз 20, а затем проиграть концертную программу – это тоже самое, что бывает в момент выхода на эстраду.
  • Выявленные ошибки должны быть устранены проигрыванием программы в медленном темпе.

В нашей школе помимо академических концертов, экзаменов, зачетов каждый год проводятся различные конкурсы. Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Возможность участия в конкурсе является сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте.

Участие в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании. Конкурсы для детей в общем чрезвычайно полезны.

Они открывают таланты, являясь поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию и устремляют их усилия к конкретной цели, расширяют репертуар детей, укрепляют их нервную выносливость. Детские конкурсы – не только испытания для детей, но возможно даже в первую очередь и для преподавателей.

Если в школьном конкурсе могут участвовать почти все обучающиеся, то для межрайонных, областных и региональных конкурсов годится не всякий ребенок, и не каждому ребенку подготовка к конкурсу и участие в нем может пойти на пользу.

В нашей школе проходят концерты для родителей для родителей. Все обучающиеся должны выступать и приходить на концерт всей семьей. Это хороший стимул для учащихся, где каждый может почувствовать себя артистом, так как не каждый ребенок за все годы обучения принимает участие в каких-нибудь концертах для города, межрайонных и региональных конкурсах.

Являясь важной вехой в процессе обучения юного музыканта, развития его исполнительских навыков, каждое публичное выступление должно и помочь подытожить достигнутое, и наметить, и уточнить дальнейшие перспективы художественно-технического роста.

Читайте также:  Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста?

Пользу при этом оказывают не только этапы подготовки к выходу на эстраду – своего рода «школа мобилизации», нахождение рациональных методов и завершающий период работы, не только сам процесс выступления – проверка исполнительских самоощущений, совершение артистизма, но и подведение итогов, умение дать правильную оценку происшедшему, сделать полезные выводы на будущее.

Все это должно учитываться самим выступающим и принимающим особое, близкое участие в его судьбе педагогом, и, наконец, комиссией – при официальных отчетах и экзаменах.

И всегда нужно помнить о том, что и для учащегося – исполнителя, и для его педагога эстрадное выступление – это своего рода создание произведения искусства, за которое она они несут ответственность перед слушательской аудиторией.

Источник: http://dshifokino.ru/page-96.html

Академический концерт в музыкальной школе

Академический концерт – это основная форма контроля выполнения учениками музыкальной школы учебной программы по специальности.

  • На академическом концерте учащиеся демонстрируют свои успехи и достижения в освоении игры на музыкальном инструменте.
  • В первом семестре ученики сдают один академический концерт, во втором – два академконцерта.
  • После прослушивания учащихся преподаватели выставляют оценку
    за исполнение и дают методическую характеристику выступления, которая записывается в форме замечаний в книге протоколов контрольных мероприятий.
  • По этим замечаниям можно определить, продвигается ли ученик в обучении, совершенствуются ли его исполнительские навыки.

Академический концерт воспитывает волю учащегося, вырабатывает собранность и целеустремленность, развивает артистичность. Дети, прошедшие серьезную школу выступлений на академических концертах, не боятся публики, комфортно и свободно чувствуют себя в коллективе, не боятся быть на виду, они более уверенные, чем сверстники, не занимавшиеся в музыкальной школе.

Показать свои умения и достижения ученик может при правильном подборе программы. Произведения должны быть разноплановыми, яркими, интересными для исполнения. Как правило, на академконцерт выносятся два разнохарактерных произведения.

  1. В музыкальной школе основными разделами работы являются:
  2. Технический – гаммы, упражнения, этюды
    Пьесы технического плана
    Пьесы кантиленного характера
    Полифонические пьесы
  3. Крупная форма – сонатины, сонаты, вариации, концерты

Требования к программе академических концертов определяются ежегодно на методических совещаниях, а основные требования излагаются в учебных программах.

Когда ученику дают для выступления на академическом концерте одноплановые произведения, трудно оценить уровень достижений ученика.

Случается, что учащиеся играют произведения, которые успели выучить, а не запланированные в начале семестра. Бывает, ученик исполняет пьесы, которые ему нравятся, и которые у него получаются.

А какие-то формы у учащегося – нелюбимые, для него эти формы трудны и скучны. И поэтому ребенок развивается однопланово.

Задача преподавателя – дать возможность демонстрации учеником своего профессионального роста, а для этого необходимо разнообразить программу, воспитывать интерес ко всем формам музыкальных произведений.

Но это бывает сложно. И не всем преподавателям под силу увлечь заниматься за инструментом гаммами, арпеджио, упражнениями, этюдами. Детям нужно объяснить, что все формы работы очень важны и необходимы для развития определенных навыков: технических, исполнительских. Ведь задача музыкальной школы – воспитание эрудированного музыканта.

  • Исходя из этого, следует подчеркнуть:
  • — программа академического концерта определяется заранее
    — программа состоит из разнохарактерных произведений
    — подготовка к академическому концерту ведется последовательно на протяжении всего семестра
    — наряду с программой академконцерта ведется работа над всей остальной программой
  • — большое внимание необходимо уделять техническому развитию учащегося: гаммы, упражнения и этюды должны постоянно присутствовать как формы работы на уроке и в домашних заданиях.

Организационные формы академических концертов

Как же организовать академический концерт в музыкальной школе, и какие формы проведения академконцерта возможны?  

Многое зависит от контингента учащихся. Если школа многочисленная, то проще организовывать академконцерты одного отдела. Это могут быть концерты класса одного преподавателя; или концерты по ступеням обучения, например, выступление учащихся младших классов на одном концерте.

При первом варианте есть возможность оценить работу преподавателя в целом, определить профессиональный уровень преподавателя, охарактеризовать сильные и слабые стороны педагогических приемов, выявить правильность подхода к подбору программы, выявить положительный опыт работы преподавателя с целью использования его другими педагогами.

Для преподавателя эта форма проведения академического концерта представляет определенные сложности: необходимо подготовить к конкретной дате учащихся всего класса. Но у учащихся разные возможности, разные музыкальные данные.

Проще выставлять учащихся на академические концерты по мере их готовности. Для этого должен быть скользящий график и несколько дат проведения концертов.

Если академические концерты проводятся по определенным ступеням обучения, например, выступление учащихся вторых классов, то в таких концертах принимают участие ученики разных преподавателей.

Это дает возможность лучше узнать контингент учеников, сравнить работу преподавателей, определить объем учебного репертуара данных классов обучения, используемый каждым преподавателем; услышать репертуарные новинки и поделиться нотами с коллегами.

Такие формы проведения академических концертов дают возможность отобрать лучших исполнителей для выступлений во всевозможных концертах и мероприятиях.

Но есть и отрицательные моменты в таких формах – учащиеся слышат только выступления соответствующего класса и не могут сравнить уровни профессионального мастерства. Не слышат выступления старшеклассников, и не могут понять, к чему им нужно стремиться. Не слышат учащихся младших классов — в этом случае ребята могли бы зафиксировать свой рост и развитие своих способностей и возможностей.

Поэтому лучше проводить смешанные академические концерты отделений. Когда учащиеся разных преподавателей и разных классов готовятся к конкретной дате.

Таких сроков должно быть несколько, и учеников выставляют по мере их готовности. В смешанных академконцертах отделений ученики слышат выступления разных классов и разных преподавателей.

Они не ограничиваются только классом своего преподавателя и своей ступенью обучения.

Какая же форма более целесообразна для школы – решать только коллективу преподавателей.

Но суть одна – академический концерт – основная форма контроля успеваемости учащихся и проверки выполнения учебной программы.

Главное, чтобы вся работа преподавателя и ученика не сводилась только к подготовке программы академического концерта, что привело бы к одностороннему воспитанию – воспитанию исполнительскому.

Исполнительские качества должны базироваться на практических навыках, приобретаемых благодаря разнообразным формам музицирования, о которых нельзя забывать.

А это: гаммы, упражнения, аккомпанемент, чтение с листа, ансамблевое исполнение, игра по слуху…

И, если заниматься в основном только программой академического концерта, то явными будут пробелы по другим разделам работы, что отрицательно скажется и на выступлении ученика на академконцерте.

Такие пробелы станут постоянными у учащихся преподавателей, которые не работают систематически над упражнениями, дают ограниченное количество этюдов, а над остальной программой работают поверхностно, не уделяя должного внимания, или и вовсе забывают об этих произведениях.

И поэтому очень важно найти золотую середину в работе, контролировать выполнение учебной программы. Это должно быть обязательным как для преподавателя, так и для ученика. Помочь в этом могут контрольные уроки, на которых проверяется уровень готовности произведений, не выносимых на академические концерты.

Для того, чтобы поддержать естественное желание детей выступать, чтобы у них не было сценического страха, проводятся безоценочные академические концерты во втором полугодии, в марте месяце, на которых учащиеся выступают перед комиссией, но для своих родителей, друзей, родственников. На таких контрольных прослушиваниях дается словесная оценка и анализируется выступление ученика.

Сроки проведения академических концертов

Академические концерты отнимают много времени у детей. Они приходят заранее, репетируют, затем ждут своего выступления, дожидаются итогов обсуждения комиссией выступлений всех участников.

Нужно помнить о большой занятости учащихся, и поэтому сроки проведения должны быть продуманы. Выступление на академическом концерте засчитается за урок. Это позволит не проводить концерты в вечернее время.

А если есть возможность проводить эти мероприятия в первой половине дня, то лучше так и поступить – дети не устали после занятий в общеобразовательной школе и могут выступить более качественно.

Преподаватели смогут внимательно выслушать все выступления и дать объективную характеристику каждому ученику.

Для качественного планирования работы следует за каждым отделом закрепить конкретный день проведения академических концертов. Это даст возможность заместителю директора по учебной части присутствовать на всех академконцертах.

Советы родителям по подготовке ребенка к академическому концерту  –  читать

Оценивание выступления ученика на академическом концерте — читать

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/akademicheskij-koncert

Из опыта проведения открытых академических концертов

Из опыта проведения открытых академических концертов.

Автор Щелокова Валентина Васильевна преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №2 г.Брянск.

На нашем фортепианном отделе существует очень хорошая традиция — в первом полугодии вместо обычных академических концертов проводить открытые публичные, в которых принимают участие все ученики, кроме подготовительного и выпускного классов, независимо от их музыкальных способностей.

На таких концертах обязательно присутствие комиссии, которая оценивает выступление учащихся. Положительные моменты таких выступлений — это воспитание сценического поведения (выйти, поприветствовать публику и , исполнив свою программу, поблагодарить за внимание).

Это и воспитание в наших учащихся умения вести себя на таких мероприятиях — внимательно слушать исполнителя, не ходить во время исполнения, благодарить выступившего аплодисментами. И, что очень важно, это приобретение сценического опыта, которого так не хватает маленьким артистам.

И последнее — всем родителям очень приятно и важно увидеть результат труда своих детей именно на сцене. В таких концертах очень важна роль ведущего. Здесь не подходит сухое объявление программы. Названия концертов всегда дают ведущему возможность для импровизации.

Приведу примеры: «Радуга звуков», «Чудо музыки», «Музыки волшебный дар», и т. п. Хочу поделиться своим опытом проведения такого концерта. Обычно на них, кроме выступающих, присутствуют родные и близкие, друзья, одноклассники и, конечно, педагоги.

Первое, что должен сделать ведущий — это поприветствовать собравшихся, рассказать им о значимости таких выступлений. Не секрет, что маленькие артисты очень волнуются. Волнуются и переживают за них их родные и педагоги. Создание теплой, дружелюбной, родственной атмосферы — атмосферы домашнего музицирования, где все радуются творческим успехам детей — первая задача ведущего.

Необходимо установить диалог с детьми. Задавать им вопросы, на которые они с удовольствием отвечают. Это снимает психологическое напряжение и у выступающих, и у публики.

Один из концертов, который мне довелось проводить, назывался «Чудо музыки». В мир музыки, в мир волшебных звуков мы попадаем с самых первых дней жизни. И всю нашу жизнь она сопровождает нас, поддерживая, помогая, воспитывая. В ней есть все, что невозможно выразить словами.

Начать можно с того, что музыка состоит из семи нот — дети с удовольствием называют эти ноты. Обратить внимание, как их мало и какой безбрежный океан музыки существует, и рождается все новая и новая. Рассказать, что музыка, как и художники, может рисовать картины природы.

Сравнить художественные выразительные средства и музыкальные — в музыке все живет, находится в движении.

Детям интересно будет узнать, что музыкальная грамота, которой мы пользуемся, изобретена древнегреческим ученым и философом Пифагором, что в древности музыку изучали в школах как науку. То есть, обязательно наличие какой-то новой информации, расширяющей кругозор учащихся.

Программа концерта обычно складывается случайно. Концертов в полугодии несколько, и ученики выступают по мере готовности. Задача ведущего объединить все в единое целое, не обойти вниманием ни один номер.

Читайте также:  Как научиться правильно петь? советы вокалистки елизаветы боковой

Если в концерте звучат танцевальные пьесы — здесь уместен рассказ об их возникновении, особенностях. Название таких пьес, как Прелюдия, Элегия, Ноктюрн, Интермеццо необходимо объяснять. Надо давать небольшую информацию о композиторах, эпохе, в которой они жили, жанрах, стиле.

Не лишним будет введение поэтических строк о музыке и музыкантах.

Все эти небольшие рассказы о музыке, исполняемой детьми, общение с ними во время концерта, создают непринужденную и дружелюбную обстановку, в которой ученики чувствуют себя комфортно. Они способствуют более яркому исполнению выученных произведений.

В заключительном слове ведущий должен поблагодарить маленьких музыкантов и педагогов за их труд, поздравить родителей с успехами детей, поддержать тех, кому не все удалось.

В таких концертах очень важен эмоциональный настрой самого ведущего, его неравнодушие к маленьким артистам и исполняемой ими музыке. Рассказ о каждой пьесе должен быть не долгим и утомительным, а кратким, емким образным и запоминающимся.

Такие концерты развивают кругозор учащихся, дают им сценический опыт, воспитывают интерес и любовь к музыке.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/iz-opyta-proviedieniia-otkrytykh-akadiemichieskikh-kontsiertov.html

Сценарий концерта "Академический концерт"

  • Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
  • «Михайловская детская школа искусств»
  • СЦЕНАРИЙ
  • Академического
  • концерта
  • Подготовила: преподаватель по классу ОНИ

Бездетко Т.А.

2017г.

Сценарий Академического концерта

Вед: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на открытом академическом концерте нашей школы искусств! На академическом концерте учащиеся демонстрируют свои успехи и достижения в освоении игры на музыкальных инструментах .

Академический концерт воспитывает волю учащегося, вырабатывает собранность и целеустремленность, развивает артистичность.

Дети, прошедшие серьезную школу выступлений на академических концертах, не боятся публики, комфортно и свободно чувствуют себя в коллективе, не боятся быть на виду, они более уверенные, чем сверстники, не занимавшиеся в музыкальной школе.

Поэтому мы приглашаем Вас, дорогие друзья, разделить с нами это радостное событие и проникнуться красотой живого звучания музыки! Открывает наш концерт учащиеся хореографического отделения.

Молдавский танец «Хора»

Вед: В стенах нашей школы воспитываются не просто ученики, а настоящие музыканты, которые пробуют себя на разных концертных площадках.

Выступая на конкурсах разных уровней они защищают честь нашей школы, демонстрируют своё мастерство и мастерство своих педагогов. Мы гордимся ими и приятно представить их в сегодняшнем концерте. Перед вами выступит ученица IV кл.

, победитель Всероссийских, Международных и зональныхных конкурсов Макарина Вероника. В ее исполнении прозвучит пьеса С. Прокофьева «Утро».

  1.   Вед: Опускаешь на клавиши руки,
  2.  Волшебство совершается вдруг,
  3.   И рождаются чистые звуки
  4. Серебром,  рассыпаясь вокруг.

Играют учащиеся фортепианного отделения Дугина Вика, С. Майкапар «Маленькая сказка» Ю.Литовка «Пьеса» исполняет Зиборова Вероника

Фортепианная секция — особая страница в истории школы. На протяжении многих лет на ней трудятся люди, которые кропотливо, ювелирно воспитывают в наших детях чувство ритма, слух, прививают культуру и тактично ведут по лабиринтам музыкальной грамоты. Мудрые наставники дарят своим ученикам тепло, доброту, опыт, а главное — любовь к искусству музыки.

На сцене фортепианный дуэт: Макарина Вероника и Зиборова Вероника, исполнит пьесу Б. Калинферт «Путники в ночи»

Вед: Спасибо, музыка, за то, Что ты меня не оставляешь, Что ты лица не закрываешь, Себя не прячешь ни за что. Спасибо, музыка, за то, Что ты единственное чудо, Что ты душа, а не причуда, Спасибо, музыка, за то.

И.Неймарк «Весёлый почтальон» — исполняет учащаяся Дугина Виктория.

Вед: Следующий музыкальный номер связывает нас с другим видом искусства — кинематографом. Благодаря музыке кино обрело новую жизнь. По песням и мелодиям фильм узнается, запоминается и продолжает жить в памяти не одно поколение.

Музыку для фильмов, а также и для мультфильмов писали многие прославленные композиторы.

И сейчас мы услышим в исполнении ансамбля ложкарей известные русские народные песни и «попурри» из известных и любимых всеми мультфильмов (стих про ложки) .

Ложки разными бывают, И на них порой играют. Отбивают ритм такой. 

Сразу в пляс пойдет любой.

Ансамбль ложкарей исполнит: р.н.п. «Ах, вы сени» р.н.п. «Утушка луговая» «Попури» из детских мультфильмов

Вед: Звучит сеньор аккордеон, далёкий брат органа он. Он носит клавиши и кнопки, и нрав его совсем не робкий

Бобков Павел III кл. — участник Международных, Российских и Областных конкурсов исполнит : обр. А Онегина р.н.п. «В сыром бору тропина» А.Мирек «Австрийская полька»

Вед: Музыка – лукавая работа , чтобы сердце людям волновать. Мало пьесу выучить по нотам, надо научиться колдовать.

Сайтов Иван учащийся I класса исполнит р.н.п. «Я на горку шла» А.Моцарт Ария Дон -Жуана из оперы «Дон – Жуан»

Вед: Ученые доказали, что посредством музыки можно влиять на интел- лектуальное развитие человека, а также воздействовать на его эмоциональное самочувствие.Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. Играет фортепианный дуэт Г.Доницети «Баркаролла»- исполняют Дугина Вика и преподаватель Каменская И.В.

Вед: Ансамбль– это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.

Владимир Ушенин отмечает в «Школе ансамблевого музицирования баянистов – аккордеонистов», что совместное музицирование «позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость личного и музыкально –творческого общения» т. е. способствует более полному развитию юного музыканта.

Коллективное исполнительство как дуэт или трио баянистов (аккордеонистов) весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы.

бел.н.т. «Янка»- исполняют: учащийся IIIкл.Бобков Павел и преп. Бездетко Т.А. «Русская частушка»- исполняет трио аккордеонистов и шумовой оркестр.

Вед: Гимн Михайловской ДШИ – исполняет сводный хор (хормейстер Никоровская И.Н.)

Источник: https://infourok.ru/scenariy-koncerta-akademicheskiy-koncert-1718092.html

Музыкальные мероприятия — Сценарии — АсСоль

110 лет со дня рождения С. С. Прокофьева

  • 170 лет со дня рождения Э. Грига
  • 335 лет со дня рождения Антонио Вивальди
  • Бал во все времена
  • Бах — врата в музыкальный храм (классный час)
  • Большая музыка — маленькому музыканту
  • В гостях у картин
  • В гостях у сказки (с презентацией)
  • В едином порыве (концерт ансамблевой музыки)
  • Век старинный, век прекрасный

Великий хранитель тайны жизни (И.Гайдн)

  1. Величие русской музыки (классный час)
  2. Веселое путешествие (для младших школьников)
  3. Вечер дружбы (к юбилею В. Шаинского)

Вечер, посвященный 240-летию Л. В. Бетховена
Вечер, посвященный Сергею Рахманинову

  • Вечер романса
  • Вечер романтической музыки
  • Вечный солнечный свет в музыке (по произведениям В. Моцарта)
  • Взрослые и дети (Концерт к Дню музыки)
  • В мире музыкальных звуков
  • В мире музыки (игра)
  • В мире танца
  • Волшебное путешествие в мир музыкального смеха
  • В стране музыкальных инструментов
  • В стране музыкальных инструментов-2
  • В стране сказок и мультиков

Волшебство музыки Эдварда Грига

Встреча с музыкой. Жизненные правила для музыкантов

Герои любимых сказок в музыке

Гоголь в музыке и о музыке. К 200-летию со дня рождения
Группы музыкальных инструментов

  1. День музыки
  2. День музыки (классный час)
  3. Диалог вокруг рояля (сольный концерт)

Дорогами менестреля (концерт, посв. творчеству Н. Кошкина)

Жили-были Песня, Танец и Марш

Звучит нестареющий Моцарт
Здравствуй, Музыка! (для общеобразовательных школ)

Зима и музыка

Знакомство с русскими народными инструментами

И пушки грохотали, и музы не молчали

Игрушки на елке (по произведениям В. Ребикова)

Из истории баяна

Из нотной тетради Леопольда Моцарта

Инструменты нашей школы

Инструменты русского народного оркестра

  • История рождения волшебных звуков пианино
  • «История о трех поросятах» — Театрализованная музыкальная сказка 
    (PDF)
  • Камерная вокальная музыка эпохи классицизма

Камертон эпохи (к 100-летию Д. Шостаковича, 2006 г.)

  1. Камские ассамблеи 2008 (фестиваль)
  2. Камские ассамблеи 2011 (фестиваль)
  3. Концерт камерной музыки
  4. Концерт, посвященный 105-летию А. Хачатуряна

Концерт, посвященный 150-летию В. Андреева (2011г.)

Красивое страданье (вечер русского романса)

Лекция-концерт «Весна» (из цикла «Времена года в искусстве»)

Лекция-концерт пос. Петрову А.П.

Листая страницы классики…

  • Люблю музицировать!
  • Магия джаза
  • Маттео Каркасси 220 лет
  • Мелодии в танцевальных ритмах
  • Моя любимая музыка Музицирование (Сольфеджио за рамками урока)
  • Мой первый концерт (PDF)

Музыка в семье И. С. Баха

  1. Музыка из мультфильмов и кинофильмов в исполнении классической гитары​
  2. Музыка композиторов 17 – 18 вв.в репертуаре юных музыкантов
  3. Музыка 20 века
  4. Музыкальная академия
  5. Музыкальная викторина (для младших школьников)

Музыкальная гостиная, посвященная творчеству Н.Н.Добронравова

  • Музыкальные забавы (музыкально-театрализованное представление) (PDF)
  • Музыкальная капель (концерт, посвященный весне и музыке)
  • Музыкальная карусель
  • Музыкально-познавательная игра «Четыре шляпы»

Музыкальное путешествие по разным странам и континентам

  1. Музыкальные инструменты
  2. Музыкальный зоопарк
  3. Музыкальный ринг
  4. Музыка на все времена
  5. Музыка народов мира (концерт для общеобразовательных школ)

Музыкальная гостиная, посвященная Международному Дню музыки

Мы нарисуем этот мир (концерт)

Наполним музыкой сердца (Ю. Визбор)

Образы и жанры детской музыки в ХХ веке
П. И. Чайковский «Детский альбом»

Песенная карусель (конкурс) Полифония

Портреты композиторов. В. А. Гаврилин

  • Посвящение В. Андрееву
  • Посвящение Григу
  • Посвящение первоклассников в музыканты
  • По странам и континентам

По страницам фортепианных пьес Д.Кабалевского, Б.Шеломова

  1. Поэт фортепиано (к 175-летию со дня смерти Ф. Шопена)
  2. Поющие смычки (вечер скрипичной музыки)
  3. Праздник чести (PDF)
  4. Приглашение к вальсу
  5. Природа и музыка

Про Антошку, Чебурашку и композитора Владимира Шаинского

Путешествие в мир джаза

Путешествие в страну искусства

  • Путешествие в страну Весны
  • Путешествие по музыкальным эпохам. Вечер фортепианной музыки
  • Путешествие Антошки и его друзей (концерт для младших классов)
  • Растем с музыкой
  • Рождение джаза в России
  • Рождение фортепиано
  • Рояль — король инструментов
  • Русский сувенир (концерт отдела народных инструментов)
  • Северный Орфей (посвящается Э. Григу)
  • Семнадцать мгновений весны (сольный концерт)
  • Семья — это семь Я
  • «Сеньорита гитара» (по произведениям В. Козлова) (PDF)
  • Сергей Орехов и русская гитарная музыка (PDF)
  • Сказка в музыке
  • Сказка в музыке-2 (PDF)
  • Сказка в музыке — 3 (PDF)
  • Сказочный лес (академический концерт уч-ся первого класса
  • Современные композиторы — детям

Современные композиторы — детям. С. Слонимский. С. Баневич

Старинная музыка и танцы

Сценарий тематического концерта «Синема, Синема…»

  1. Старинный русский романс
  2. Такая разная песня Такие разные танцы
  3. Танцевальный калейдоскоп (для средних и младших классов ДМШ)

Творчество Баха, Гайдна, Моцарта Творчество Г.-Ф. Генделя

Творчество М. И. Глинки

  • Театрализованное открытие Детской филармонии
  • Тебе мое признание, музыка! (концерт русского романса)
  • Терем-квартет
  • Три кита в музыке
  • Фестиваль татарской музыки
  • Угадай мелодию (игра)
  • Умники и умницы (интеллектуальная игра) (PDF)
  • Учитель и его ученики (Музыка Чайковского)
  • Это было да во Музыкограде
  • Этюды об Этюдах
  • «Я слышу птичьи голоса»
  • Я, ты, он, она — искусство любящая семья!

Источник: http://as-sol.net/publ/scenarii/muzykalnye_meroprijatija/4-1-0-415

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector