Как научить ребенка слушать музыку?

Как научить ребенка слушать музыку?Представьте картинку: концертный зал имени Чайковского, на сцене играют гениальные музыканты. Яркое освещение сцены, приглушенный свет в зале, тихий шепот зрителей, и вдруг все замирает… Наступает полная тишина, дирижер взмахивает волшебной палочкой, и начинается магия звуков… В четвёртом ряду сидит очаровательная женщина и ее муж… Женщина закрыла глаза, на ее лице легкая улыбка и наслаждение музыкальной гармонией… В тишине раздается мирное сопение — это муж нашей очаровательной героини. Его глаза тоже закрыты, но не в музыкальном экстазе, а в крепком сне.

Разные виды восприятия музыки

Почему же так происходит? Почему одни люди слушают музыку и искренне наслаждаются ее звучанием, а для других это только скучное фоновое наполнение?

В обрисованной мною картинке женщина находится в состоянии активного слушания музыки, а мужчина — пассивного. Думаю, что здесь все понятно. Пассивное слушание — когда вы слушаете музыку просто фоном.

И, если при этом спросить вас, что звучало 5 минут назад по радио, то вряд ли вы вспомните.

Активное слушание — это когда вы концентрируете свое внимание на звуке, ваш мозг анализирует информацию, подключаются ваши эмоции.

Но методы музыкальной терапии действуют не только на наше сознание, но и на подсознание, и даже на наше тело на клеточном уровне. Так что пассивное прослушивание тоже полезно. Поэтому мужчина, спящий в зале Консерватории, — это тоже неплохо.

Полезна хорошая фоновая музыка и нашим детям, когда музыка просто звучит фоном во время игры. Есть особенности, как и какую фоновую музыку слушать с детьми, но сегодня статья все же о другом.

Для активного способа восприятия музыки не достаточно включить музыку фоном. Главный критерий — вы не просто слушаете, но и слышите музыку в состоянии «здесь и сейчас».

И ваш мозг и внутренний слух расшифровывает закодированную в звуках информацию. Можно сказать, что активное слушание музыкальных произведений — это состояние осознанности и даже своеобразной медитации.

Но важно научить ребенка слушать музыку.

Как же научиться слушать музыку активно?

Как научить ребенка слушать музыку?

Как остановить бегущую волну наших мыслей и полностью погрузиться в волшебные звуки? Как при прослушивании не летать в облаках, в постоянно бегущих мыслях, заботах и проблемах: о вчерашней ссоре со свекровью, о курсе доллара или о том, что приготовить на обед?

Сегодня я хочу рассказать вам о десяти способах концентрации внимания на музыкальном произведении, прежде всего, для нас, взрослых. Ведь перед тем, как учить ребенка слушать музыку, очень важно научиться делать это самим.

Вы можете 100 раз говорить детям, что полезно слушать классическую музыку, можете иметь дома богатейшую фонотеку записей, но самое лучшее для маленьких музыкантов — это пример родителей, которые не поучают музыкой, а получают от нее настоящее наслаждение.

И здорово, когда взрослые могут музыкально развиваться вместе с ребенком.

В этой статье я только описываю способы активного слушания. Если вы хотите узнать, как это делается на практике, то я приглашаю вас на наши курсы. Прежде всего, на курс «Как научиться слушать и понимать музыку» (http://shop.maria-sharo.com/product/klassika/). В нём я подробно рассказываю и показываю, как использовать приемы активного слушания.

На своих курсах я даю уже полностью разработанные сценарии и музыкальные произведения для прослушивания. Но, опираясь на описанные мною ниже способы, вы можете попробовать самостоятельно научить ребенка слушать музыку, придумывать различные игры с мелодиями и звуками.

10 способов активного слушания музыки

Способ № 1. Отгадываем

Перед тем, как слушать классическую музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы.

А могут быть и очень простые — сколько раз прозвучали тарелки, когда музыка носила веселый или грустный характер.

 Конечно, вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при внимательном прослушивании музыкального отрывка.

Способ № 2. Сравниваем

Я очень люблю этот способ в играх с моим ребенком. Заключается он в следующем: я пою или играю на фортепиано знакомую ему мелодию и в какой-то момент ее чуть-чуть меняю. Задача ребенка ― услышать это изменение. Можно сравнивать самые разные характеристики: громкость, высоту звука, исполнение разными инструментами и так далее.

Способ № 3. Сюжеты и образы

Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор, когда пишет, закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. Иногда они явные, композитор четко прописывает свои идеи, а иногда мы можем только догадываться, какое послание через века направил нам великий творец.

  • С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка, а для взрослых образы могут лишь немного отличаться оттенками.
  • Способ № 4. Фантазируем
  • Этот способ, с одной стороны, сложнее первых вариантов, потому что в нем нет готовых образов, но, с другой стороны, он очень интересный и активно развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга.

Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Это не так просто сделать, как кажется. Нужно отпустить блоки, дать волю фантазии и воображению, но это навык, который можно постепенно нарабатывать. А вот малыши как раз очень легко включаются в такую игру.

Способ № 5. Визуальная картинка

Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому.

В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем за происходящим.

В проектах Дома музыки я сочиняю специальные музыкальные сказки и делаю простые мультфильмы, которые очень нравятся малышам.

Способ № 6. Нарисуем музыку

Этот способ также будет связан с фантазией и визуальной картинкой, но в нем мы выступаем не просто наблюдателями, а творцами. Включаем музыку — и рисуем!

Способ № 7. Увлекательная история

Это метод я часто использую на “Музыкальной среде” Дома музыки.

Я рассказываю не только о музыкальном произведении, но и о том, что происходило в жизни композитора в то время, когда он писал свое творение.

Это могут быть какие-то интересные малоизвестные факты, которые помогают посмотреть на произведение под другим, непривычным углом зрения и достичь нужного результата — концентрации внимания.

Способ № 8. Эмоции и музыка

Как научиться слушать музыку, пропуская ее через сердце? Когда мы осознанно слушаем какую-то мелодию, подключаются наши эмоции, мы сопереживаем тому, что зашифровал композитор в нотах и как это воплотил в жизнь исполнитель произведения.

Возьмите лист бумаги, включите какую-либо музыку и запишите эмоции, которые у вас возникают: восторг, напряжение, порыв, смятение, а может быть, тревога или сарказм? Понаблюдайте за своими чувствами как бы со стороны и зафиксируйте их в словах.

Способ № 9. Движемся и чувствуем музыку телом

Это один из самых лучших способов активного слушания с малышами — движение! Мы подключаем наше тело, танец и через него соединяемся с музыкой.

Совместные танцевальные импровизации облегчают восприятие музыки детьми. Такие упражнения для развития музыкального слуха у детей можно использовать снова и снова, подбирая разные мелодии на вкус вашего малыша.

Способ № 10. Исполнение

Слушать музыку для детей и взрослых — это замечательное занятие. Но еще лучше попробовать ее исполнить! На мой взгляд, это самый эффективный из методов активного слушания.

Если вы когда-либо пели какую-то песню или играли на музыкальном инструменте, учили наизусть, разбирали каждую фразу, то вы были не просто слушателем, а исполнителем.

После того как вы решите перейти снова от роли исполнителя к слушателю, степень погружения в музыку будет максимальной. Вы словно придете в гости к близкому другу.

  1. Итак, мы с вами разобрали 10 способов активного прослушивания музыки. Знаете ли вы, что человек усваивает:
  2. * 10 % того, что слышит
  3. * 50 % того, что видит
  4. * 70 % того, что проговаривает
  5. * 90 % того, что делает сам.

Вначале мы с вами только слушали музыку. Потом мы подключили и внутренний взгляд — фантазию, визуальные картинки. А после мы с вами проговорили и прописали, что мы чувствовали, и это уже 70% эффективного освоения информации. Два заключительных, самых активных, способа слушания являются наиболее эффективными в восприятии музыкальных произведений.

Какие же из этих способов можно использовать при обучении активному слушанию малышей? Да практически все! Восприятие музыки детьми, конечно, зависит от возраста, образы должны быть простыми и понятными для ребенка, музыкальные отрывки должны быть короткими (максимум 1 минута), предварительно нужно подробно объяснить и показать, что нужно делать.

Шаг за шагом развиваем в себе слушателя

Как научить ребенка слушать музыку?

Вот для примера: вы бывали в компаниях, в которых говорили на языке, который вы не знали? Первый вариант — это когда они просто говорят что-то, и у вас в голове от речи такой ровный шумовой фон. Второй — вы не понимаете, но вслушиваетесь в звучание слов, интонацию, какие звуки есть. Третий вариант — когда вы не просто слушаете звуки языка, но можете понять и его содержание. Здесь тоже может быть несколько стадий — вы можете выхватывать из текста какие-то отдельные слова и додумывать содержание, а можете и четко понимать значение каждого слова, время, в котором оно используется. И уже высший пилотаж, когда вы можете понимать иностранный язык «между слов», какие-то приколы, шутки, игру слов и т. д.

Вот примерно то же самое происходит и с музыкой. Уровень глубины слушания зависит от того, насколько вам знаком ее язык и как часто вы совершаете увлекательные путешествия в мир различных мелодий! И самое главное, что совершенно любой человек может научиться воспринимать музыку очень глубоко.

Теперь вы знаете немало вариантов, как научиться слушать музыку самому и научить этому своего малыша. Подробно о каждом способе мы говорим на курсе «Как научиться слушать и понимать музыку». Будем рады вас видеть!

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро

Источник: https://maria-sharo.com/kak-slushat-muzyiku/

Как научить ребенка слушать музыку

Как научить ребенка слушать музыку?

«Музыка – могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребенка.
Развивая чуткость ребенка к музыке,

мы облагораживаем его мысли, стремления».

В. Сухомлинский

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом,- угроза духовного оскудения  личности, опасность утраты нравственных  ориентиров.

В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, необходимость воспитания в детях потребности в активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности. Всё начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е.

связанная с приобщением к искусству.  Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром.

Влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления огромно.

Читайте также:  Уроки гитары по скайпу, как проходят занятия и что для этого необходимо

Неслучайно и одним из направлений  воспитания дошкольника является художественно — эстетическое направление (ФГОС ДО), эмоциональное развитие ребенка (развитие эмоциональной отзывчивости) .

  В наибольшей степени  это касается музыки, которая  по своей природе, по самому своему содержанию является, как отмечает   В.В.Медушевский, «моделью человеческих эмоций».

Есть интересные наблюдения психологов, которые отмечают, что особенность развития эмоциональности заключается в том, что эмоциональность может развиваться  у ребёнка до 7 лет ( в отличии от математических и др.

способностей, которые даны изначально ребёнку от рождения) и развитие эмоциональной отзывчивости ребенка  — залог его гармоничных отношений в семье, в социуме (т.к. это умение сопереживать, сочувствовать, умение разделять горе и радость).

И  в этом смысле развитие эмоциональной отзывчивости у детей – невероятно важная задача, значение которой трудно переоценить.

Как научить ребёнка слушать и слышать музыку?

— Обращать внимание на все звуки, что нас окружают: журчит ручеёк, звенит капель, поют птицы. Всё это изображает и музыка.  И ещё многое-многое другое: и радость, и веселье, и горе, и утрату, и сомнение, и мечту…

Пусть музыка откликнется на те  чувства, что близки детям. Это и «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, и «Баба Яга» Чайковского, и «Жаворонок» М.И. Глинки и, и «Петя и волк» С.Прокофьева др. («Детский альбом» Чайковского, «Карнавал животных»,  Сен-санса, «Времена года» Чайковского и др. «Классическая музыка для детей», музыка Зимы, Весны, вальс цветов, игрушки в музыке).

Важным моментом восприятия музыки является правильный, «в унисорн» настрой детей на соответствующее настроение музыки. Ведь если ребёнок очень акьтивен. Эмоционально возбуждён, он не сможет воспринять произведение умиротворённое, тихое, нежное, спокойное – колыбельную, осеннюю песнь, мелодию лебедя и т.д. и наоборот…

Настраивая на восприятие музыкального произведения, можно использовать поэтические текст, беседу, иллюстрации, но не заострять на них особое внимание, а использовать лишь фоном для создания необходимой атмосферы доверительного восприятия музыки.

Слушая музыку, нужно обращать внимание детей на то, с помощью каких средств композитор передал свои чувства?..

(Какие инструменты звучали и почему, какие были акценты в музыке, тембры, части, использованы другие выразительные средства…) После неоднократного восприятия музыкального произведения можно предложить детям  попытаться «нарисовать музыку», передать характер музыки в движении («Вальс цветов»), показать репродукции картин художников, прослушать произведения на данную тему других композиторов,  поэтов, писателей.

Сейчас существует множество видеоматериалов на различные темы, где изоряд гармонично дополняется музыкой. Дети с удовольствием воспринимают этот материал, обогащая свои зрительные и слуховые представления. Однако, если говорить о наиболее глубоком проникновении в музыкальный образ, то «стерильность» восприятия только лишь музыки наиболее ценна.

Хотелось бы, чтобы жизнь наших детей была наполнена в полной мере всеми её радостями. В том числе и многообразием и богатством мира звуков, чувств, музыки. И мы с вами им в этом помочь.

Агалакова С.А. муз. руководитель

Источник: http://2.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai/2016/03/kak-nauchit-rebenka-slushat-muzyku/

Как научиться слушать и слышать своего ребёнка

Как научить ребенка слушать музыку?

«Почему я всё время должна тебя учить, как жить?!» — бросает своему сыну мама. Действительно, а почему? И дело совсем не в том, что эту обязанность нужно переложить на плечи государственных учреждений (детский сад — школа — университет), а в том, что «учить жить» — заведомо ложная конструкция.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как бы банально ни звучало, но жизнь — это не математика, и два плюс два иногда может равняться пяти, а иногда и шести с половиной. Конечно, никто не отменял рационального подхода, и причинно-следственные связи — это то, на чём строятся общественные отношения.

Вернёмся к ситуации с возмущённой мамой. Что стало причиной её негодования? Знакомьтесь, Костя Синицын, 15 лет. Сегодня он вернулся домой в три часа ночи, из-за чего проспал важную олимпиаду по литературе, к которой готовился последние два месяца.

Логичный вывод его мамы, Татьяны Владимировны: «Гулять по ночам с друзьями нельзя, почему я всё время должна тебя учить как жить?!» Сыну, ясное дело, учиться жизни не хочется абсолютно, а если мы примем во внимание ситуацию предшествовавших разговору 24 часов, то он просто хочет спать.

Конфликт исчерпан ещё до его начала с минусовым результатом.

Кажется, что учить надо как раз не подростка, а его родителей

В последнее время мировая практика по детской психологии и наставничеству приводит примеры, когда даже маленьким детям объясняют связь между действием и его последствиями.

Объясните ребёнку в игре, откуда и каким образом берутся деньги, и тогда он поймёт, что новая игрушка — это не спущенная с неба ценность, а вполне себе осязаемая, исчисляемая усилиями мамы и папы и временем.

С подростком тоже можно попробовать поговорить.

Представим следующий диалог между Костей и его мамой:

— Сильно расстроился, что проспал? — спрашивает мама, используя закрытый вопрос для начала беседы, чтобы Костя не дал заднего хода сразу, боясь, что ему предстоит долгий и серьёзный разговор.

— Да, мам, — честно отвечает Костя. Ему, между прочим, самому нерадостно, что он проспал важный этап, к которому так долго готовился.

— Ну ничего страшного, это не последняя олимпиада, а знаний тебе хватит, чтобы написать другую, — поддерживает мама. — А почему проспал?

— Потому что поздно вернулся, — коротко замечает Костя.

— А почему именно ты поздно вернулся? — уточняет мама.

— Потому что не рассчитал время, собираясь вернуться в 11. Но мы встретили Женю и Сашу, и прогулка затянулась.

— Понятно, — соглашается Татьяна Владимировна, не упоминая про Женю и Сашу. — Сейчас-то нормально себя чувствуешь?

— Вполне, только голова болит сильно.

— А зачем решил пойти гулять вчера? — вполне законно уточняет мама.

— Потому что у меня уже эти Лермонтовы, Пушкины и Маяковские в голове перепутались, сил никаких не было, — жалуется Константин.

— Ну ясное дело! Столько заниматься без отдыха нельзя… — мама останавливается и задумывается.

— Угу…

— Быть может, тогда в следующий раз составишь график? Я тут такую классную книжку по тайм-менеджменту нашла! — предлагает мама.

— Можно попробовать, — хмыкает подросток.

— Отлично! Значит, сегодня вечером, если у тебя есть время, составим график в виде ментальной карты, — подводит итог Татьяна Владимировна.

После такого разговора подростку ясно, что его не обвиняют, а сочувствуют, не ругают, а предлагают решение проблемы. А мама понимает, что сын не лентяй, а просто не совсем удачно систематизировал время.

То, что мы сейчас описали, метод активного слушания — техника, которая позволяет более точно понять психологическое состояние собеседника с помощью особых приёмов.

Эффективность метода уже была проверена на примере пар наставников и их наставляемых — подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Активное слушание помогает решить многие проблемы, характерные для переходного возраста.

Например, нестабильное настроение, связанное с эмоциональными перепадами и гормональными взрывами, деидеализация родителей и непрекращающийся поиск новых ролей.

Принципы активного слушания:

  • хотеть услышать, что говорит вам подросток;
  • хотеть помочь подростку;
  • принимать чувства подростка;
  • искренне верить, что подросток может управлять своими эмоциями, анализировать себя и своё поведение;
  • понимать, что эмоции — непостоянные.

7 приёмов активного слушания:

  • Молчание.
  • Невербальное сопровождение. Вы внимательно смотрите на собеседника, киваете в ответ, показывая своё одобрение.
  • Эхо — повторение части высказывания собеседника. Но лучше не злоупотреблять этим приёмом, чтобы собеседник не чувствовал дискомфорта.
  • Фразы «я слушаю», «понятно», «так, так…», «хорошо».
  • Парафраз и уточнение типа «Правильно ли я вас понял?», «Можно уточнить», «То есть ты считаешь, что?..».
  • Вопросы.
  • Подведение итогов разговора.

Любая успешная коммуникация строится на простом принципе диалога, а диалог — это не обмен монологами. Чтобы услышать ответ на вопрос, его нужно не только задать, но и быть готовым услышать.

Источник: https://mel.fm/blog/rusinov-yevgeny/97810-kak-nauchitsya-slushat-i-slyshat-svoyego-rebenka

Консультация по теме: Как научить детей слушать музыку | Социальная сеть работников образования

 «Как научить детей слушать музыку!»

Выбирать музыку нужно соответственно возрасту ребенка. Для раннего возраста подойдут ритмичные песни, вместе с которыми можно жестикулировать. Для детей старшего возраста подойдет музыка со вставками, имитирующими голоса животных.

А после двух лет можно слушать просто песни со словами. Большинству детей нравятся народные песни, классическая музыка необходима с самого раннего детства.

Во время прослушивания музыки ребенок будет эмоционально реагировать, а с определенного возраста двигаться в такт или даже танцевать.

Первый музыкальный инструмент – это погремушка. С ее помощью ребенок учится извлекать звук самостоятельно. Это позволит ребенку сопоставить звук и движение. Нужно предлагать ребенку погремушки с разным звучанием. При этом ребенка лучше не отвлекать, чтобы он мог полностью сосредоточиться на игре.

Затем можно экспериментировать, предложить ребенку перкуссию или мини-синтезатор. А можно просто предложить ребенку деревянную ложку и целую барабанную установку из кастрюль и коробок. Можно подарить обычный барабан и тарелки, а в старшем возрасте духовой инструмент.

Первое время трубу может заменить свисток, ведь духовые инструменты помогают правильному развитию дыхания и укрепляют легкие ребенка. Если дома есть фортепиано или гитара, нужно позволять малышу играть на них, возможно, в это время он проявит большой интерес к музыке.

В любом случае, обучать игре на музыкально инструменте можно лишь с 6 лет.

Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие. Известно, что дети откликаются на музыку в первые же месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается.

Какая мать не баюкает своего маленького звуками колыбельных песен. А вот кое-кто из родителей заметил, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная. Они ставят на проигрывателе именно эти пластинки, когда нужно ребенка успокоить, уложить спать.

Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы («гроза грохочет», «солдаты идут»).

Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом — это они подражают певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно. Обратите внимание на то, как слышит, как воспринимает музыку ваш ребенок.

Составлять домашний музыкальный репертуар имеет смысл, только исходя из сегодняшних возможностей ребенка, из того уровня, которого он достиг в понимании музыки. Разумеется, возможности эти вы будете развивать, а уровень повышать. Но, прежде всего, нужна трезвая оценка того, что есть. Композитор и критик Б.Асафьев говорил: «Если музыка не услышана – не надо браться за анализ.

Услышать — это понять». Конечно, говорил он эти слова применительно к взрослым людям, но они с полным основанием могут быть отнесены и к самым меленьким. Попытайтесь растолковать малышу, то, что он слышит и что переживает, — т.е. проанализируйте музыку (пусть это совсем несложные детские пьески или танцевальные мелодии).

Но при этом надо соблюдать два условия: во-первых, надо убедиться, что ребенок музыку слышит, что она производит на него какое-то впечатление (какое?), а во-вторых, и вам должна нравится та музыка, о которой Вы говорите с ребенком, Вы должны ее слышать, понимать. Ведь объяснить музыку очень трудно, тем более если у вас нет специального музыкального образования.

В прочем, и специалисты не всегда находят верные слова, когда пытаются выразить свое впечатление от музыки. Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: » Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Детская полька » М.

Глинки, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.

В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Кабалевского и «Колыбельную» Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая.

Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках.

Читайте также:  Mузыкальная археология: самые интересные находки

Только не подсказывайте что ему рисовать, — воображение у пятилетнего развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком.

Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселойНовый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов». Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Вот маршируют бодро и весело оловянные солдатики, а вот вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы».

Постарайтесь, чтобы ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребенка всякое желание слушать пластинки.

Призовите на помощь игру.

Вы рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его маршировать по столу в такт музыке.

Вы поставили на проигрыватель пластинку с танцевальной мелодией – хлопайте в ладоши, отбивая такт, попробуйте изобразить ритм в движениях, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать.

Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. (Пётр Ильич Чайковский).

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/15/kak-nauchit-detey-slushat-muzyku

Что слушать с ребёнком, советы по музыкальному образованию

Музыка играет важную роль в формировании психики и нервной системы ребенка. Влияя на развитие эстетического вкуса, формируя умение выражать свои эмоции через мелодию, танец, пение, создавая комфортную атмосферу в отношениях между детьми и взрослыми, музыка открывает перед ребенком новый мир.

Когда начинать знакомство ребенка с музыкой

Знакомство с музыкой можно начинать еще во время беременности.

Подмечено, что будущие мамы, которые отдают предпочтение классической музыке, чувствуют себя лучше, спокойнее, уравновешеннее, чем женщины, избегающие такое времяпровождение.

Хорошо, если во время беременности вы найдете 10-15 минут в день, чтобы насладиться музыкальным произведением. Ваше хорошее настроение создаст комфортные условия для развития вашего будущего ребенка.

После рождения первый раз можно включить в комнате ребенка музыку уже на следующий день. Рекомендуется выбрать для прослушивания спокойную классическую композицию на 5-10 минут во время бодрствования малыша.

Немалую роль в музыкальном развитии играет пение мамы и других взрослых. Различные колыбельные, детские песенки развивают слух ребенка, создают комфортную атмосферу.

Дальнейшее знакомство с музыкой происходит через ежедневное прослушивание классических и детских произведений.

В 6 месяцев можно купить ребенку набор игрушечных или настоящих инструментов для развития умения различать звуки.

Хорошо предлагать занятия на развитие умения различать звучания разных предметов, предлагать создавать собственные музыкальные “произведения” крышками от кастрюль, погремушками.

К 12-ти месяцам, когда ребенок научится ходить можно начинать учить малыша танцевать. Простые движения в такт мелодии хорошо способствуют развитию координации, слуха, вестибулярного аппарата.

С появлением первых слов в речи ребенка, предложите ему подпевать, заканчивать знакомые песенки. Постепенно видя, как вы с увлечением слушаете, поете, танцуете под музыку ребенок будет приобщаться к этому виду искусства, формировать собственный вкус.

Ближе к 3-м годам дети начинают проявлять интерес к определенным направлениям музыки, просить включать любимые композиции. Рекомендуется прислушиваться к мнению сына или дочки, позволять ему слушать то, что нравится. Вместе с появлением интереса к определенному жанру хорошо показывать и рассказывать, какие инструменты существуют, как они звучат.

В 4-5 лет познакомьте сына или дочку с известными композиторами, их произведениями. Научите малыша рассуждать над эмоциями, которые чувствовал автор при написании мелодии, придумывать сюжет, подходящий для звучания.

В 5-6 лет можно посетить концерт или оперу, познакомив ребенка с профессией музыканта, певца.

Музыкальное развитие ребенка зависит от желания взрослых приобщить своего сына или дочку к искусству. Не нужно читать длинных и скучных лекций по музыкальной литературе, просто научите кроху чувствовать мелодию и выражать с ее помощью свой внутренний мир.

Мы подготовили для вас подборку произведений для прослушивания вместе с детьми. Вы можете воспользоваться предложенными списками или составить свой, соответствующий вашим вкусам и предпочтениям.

Что предложить послушать ребенку из классической музыки:

  1. А. Вивальди “Времена года”.
  2. В. А. Моцарт:
  • Соната №11;
  • Alla Turka;
  • “Маленькая ночная серенада”;
  • “Симфония №40”;
  • “Марш жрецов из “Волшебной флейты”;
  • “Турецкий марш”.
  • “Щелкунчик”;
  • “Лебединое озеро”;
  • “Детский альбом”.
  • “К Элизе”;
  • “Ода к радости”;
  • “Лунная соната”;
  • “Симфония №5 до минор”;
  • “Патетическая соната”.
  • Ave Maria;
  • «Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки»;
  • «Третий из шести музыкальных моментов».
  1. И. Альбенис «Испанская сюита».
  2. И.С. Бах:
  • «Прелюдия и фуга №1 до мажор»;
  • «Прелюдия №1».
  1. А.П.

    Бородин «Князь Игорь».

  2. И. Брамс:
  • «Венгерский танец №1»;
  • «Симфония №3».
  1. Ж. Бизе «Кармен».
  2. К. Дебюсси «Маленькая сюита».
  3. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

Список классических произведений для прослушивания маленькими детьми можно продолжать бесконечно. Главное, при составлении сборника руководствоваться собственными музыкальными вкусами и создать собственный неповторимый список для развития малыша.

Что предложить послушать ребенку из детских песен:

  • “Кто пасется на лугу?” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 5”);
  • “Два веселых гуся” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 2”);
  • “Антошка”(из м/ф “Антошка”);
  • “В траве сидел кузнечик”;
  • “Облака” (из м/ф “Трям, Здравствуйте”);
  • “Чунга-чанга” (из м/ф “Катерок”);
  • “Голубой вагон”( из м/ф “Чебурашка”);
  • “Песенка Львенка и Черепахи” (из м/ф “Как Львенок и Черепаха пели песню”);
  • “Улыбка” (из м/ф “Крошка Енот”);
  • “Песенка о лете” (из м/ф “Дед Мороз и Лето”);
  • “Песня Чебурашки” (из м/ф “Чебурашка”).

Вы можете дополнить этот список своими любимыми песнями из мультфильмов. Главное, петь их ребенку с душой и радостью, во время прослушивания улыбаться и подпевать.

Какие звуки природы включать ребенку для прослушивания

Музыкальное развитие — умение различать и понимать разные звуки, окружающие ребенка, способность чувствовать красоту окружающего мира. Кроме классических произведений и детских песен, включайте иногда и звуки с разных уголков мира, природные явления. Во время прослушивания определенного звукового ряда объясняйте, что слышит малыш, кто или что издает такое звучание.

Советы родителям, занимающихся музыкальным образованием детей

Развитие музыкальных способностей детей напрямую зависит от отношения взрослых к музыке. Наполните ваш дом любовью и уважением к классическим композициям, детскими песенками  и малыш с радостью будет знакомиться с этим видом творчества.

Чтобы знакомство проходило легко и весело, помните про несколько простых правил:

  • Отношение взрослых к музыке — пример для ребенка. Если вы не любите и не слушаете с удовольствием предложенные малышу композиции, то ему они не будут интересны.
  • Погружайтесь в мир музыки вместе с сыном или дочкой. Не стесняйтесь своих эмоций, чувств, говорите о них прямо. Покажите, как через музыку можно открывать свой внутренний мир, расскажите, как вы воспринимаете мелодию, как вы видите замысел композитора.
  • Смейтесь, удивляйтесь, грустите вместе с малышом.
  • Учите различать разные звуки на простых предметах. Дайте ребенку постучать об пол, потрясти всевозможные предметы, предложите поиграть на музыкальных инструментах самостоятельно и вместе с вами.
  • Покажите, как нужно слушать музыку, полностью погружаться в процесс. Идеально создать ритуал прослушивания музыки, когда в определенное время вся семья собирается вместе, чтобы послушать и потанцевать;
  • Не упускайте возможность развивать познания о музыке, она позволит улучшить восприятие ребенка, понять многие сложные дисциплины быстрее, легче;
  • Не заставляйте сына или дочку заниматься или слушать музыку, если ребенок не хочет. Но и не откладывайте на потом занятия, если чадо их жаждет. Будьте терпеливы и снисходительны к своему малышу. Не стоит расстраиваться, если пока у него есть огрехи и ошибки в исполнении. Занимаясь с радостью и интересом, ваша кроха постепенно освоит все возможности, которые ему даны природой.
  • Не думайте, что у вашего чада нет слуха, голоса или пластичности. Каждое из этих умений тренируется и приобретается через занятия и любовь.

Музыкальное образование — длительный процесс, который сочетает большое количество разнообразных знаний и умений.

Ваше желание вырастить доброго, умного и отзывчивого человека можно воплотить в жизнь только постоянной работой над самосовершенствованием.

Если вы будете развивать себя в музыкальном плане, то ваш малыш с радостью будет повторять за вами и обязательно освоит все необходимые знания.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/muzyka/chto-slushat-s-rebyonkom/

❶ Как научиться слушать музыку

Вам понадобится

  • — записи музыкальных произведений разных жанров, в том числе для детей.
  • — плеер;
  • — компьютер с колонками и проигрывателем;
  • — Интернет.

Инструкция

Подберите записи. Оставьте в покое произведения-однодневки, которыми переполнены музыкальные магазины и Интернет. Подберите подходящую классику, старую эстраду, народную музыку. Может быть, когда-нибудь вам понравится и джаз, но для его восприятия необходима некоторая подготовка, поэтому оставьте его на будущее. Если вы не знаете, что выбрать для первого прослушивания, проконсультируйтесь с преподавателем музлитературы в ближайшей музыкальной школе. Можно поспрашивать и в Интернете. Форумов и блогов, посвященных разным музыкальным направлениям, во «всемирной паутине» немало, и желающие помочь начинающему добрым советом там всегда найдутся. Начните с классических произведений для детей. Существует немало сборников пьес для детей. Как правило, они и выпускаются отдельными альбомами. «Детские альбомы» Чайковского и Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Альбом для юношества» Шумана могут вам очень помочь. Каждая пьеса в них имеет название, позволяющее представить сюжет. Найдите разные варианты этих пьес. Например, «Детский альбом» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского довольно популярны как в фортепианном, так и в оркестровом варианте.

Выделите для прослушивания время. Лучше всего это делать вечером, когда все дела уже сделаны и ничто не отвлекает. Сядьте в кресло или на диван. Поставьте запись небольшой пьесы и послушайте ее от начала до конца.

Начать лучше с одной пьесы. Можно прослушать ее в нескольких вариантах. Например, взяв тот же «Детский альбом» в исполнении разных пианистов, попробуйте определить, чем же одно исполнение отличается от другого.

Потом сравните фортепианное исполнение с оркестровым.

Прослушайте несколько вокальных произведений. Многие оперные певцы исполняют и академическую музыку, и народные песни. Начните с народных. Найдите разные варианты исполнения — например, оперным певцом и фолк-группой. Прослушайте их и сравните. Постепенно переходите к более длинным и сложным произведениям.

Слушайте произведения, не имеющие конкретных названий. Поищите информацию о жанрах и стилях. Прочитайте, что такое ноктюрн, соната, прелюдия и т. д. Найдите произведения одного и того же жанра, написанные разными композиторами. Прослушайте и постарайтесь определить, в какую эпоху написано то или иное произведение и какие характерные черты своего времени оно отражает.

Посещайте концерты. Если вы раньше не увлекались классикой, то к первому походу в филармонию нужно подготовиться. В афишах обычно указывается программа. Выберите ту, где есть хотя бы несколько знакомых вам произведений. Очень полезно немного узнать и об исполнителе. Поищите его сайт в Интернете. Возможно, там окажутся и некоторые записи.

Обратите внимание

Желательно, чтобы аппаратура, на которой вы слушаете записи, была хорошего качества.

Источники:

  • как научить детей слушать музыку

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-78417-kak-nauchitsya-slushat-muzyku

Рисова Т.Л. Как научить детей слушать музыку

Сегодня реально не существует людей, которые в той или иной форме не были вовлечены в сферу массовой музыкальной культуры.  Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, кино, периодическая печать, видео – распространяют на многомиллионную аудиторию зрителей, слушателей, читателей определённого рода музыкальную продукцию и информацию о ней.

  Эта продукция, которую по привычке мы продолжаем называть «музыкой», в большинстве своих образцов существенно отличается от подлинного музыкального искусства.

Различия заключаются не столько в сфере художественной, сколько в способах воздействия такого рода музыкальных явлений на психику человека и в очень тесной зависимости их от идеологических тенденций, господствующих в обществе.

Массовая музыкальная культура прочно вошла в повседневную жизнь каждого человека.

Но в одних случаях личность в состоянии понять и оценить, каковы художественные достоинства «музыки», щедро тиражируемой СМК, каковы её возможности по утолению духовного голода, столь острого в современной культуре в целом – и выстроить в своём сознании барьер, препятствующий воздействию массовой музыкальной культуры на человека. Но подавляющее большинство людей этого сделать не могут: они не понимают опасности, заключающейся в подмене подлинных художественных ценностей ценностями мнимыми. Наиболее беззащитными перед массовой музыкальной культурой оказываются дети.

Наша задача – познакомить детей с лучшими образцами классической музыки, доступной их возрасту; научить их слушать и понимать музыку, воспитать потребность в контакте с музыкой, которая способна обогатить духовный мир ребёнка, воспитать эстетический вкус.

Знакомство с классической музыкой необходимо начинать с программных произведений, доступных для детей данного возраста. Это прежде всего пьесы П.И.Чайковского из «Детского альбома», Р.Шумана из «Альбома для юношества», Д.Шостаковича, Д.Кабалевского и др.

Слушанию музыки должна предшествовать вступительная беседа. Ребёнка необходимо настроить на восприятие произведения, заинтересовать. Это может быть краткий рассказ о композиторе или о музыкальном произведении. Во время звучания музыки ребёнка ничто не должно отвлекать.

После прослушивания необходимо узнать эмоциональное впечатление от прослушанной музыки, поговорить с ним о характере и настроении, об образе произведения.

Но это знакомство не может быть закончено, если ребёнок повторно не прослушал и не закрепил в соей памяти данное произведение.

Знакомство с такого рода произведениями возможно и в домашних условиях, а так же на детских филармонических концертах.

Важное место в воспитании культуры дошкольников занимает посещение музыкальных театров.

Множество замечательных музыкальных спектаклей, доступных и интересных детям, можно увидеть в оперных театрах, детском музыкальном театре «Зазеркалье», в Театре музыкальной комедии и на других сценических площадках Санкт — Петербурга. Раннее приобщение детей к оперной и балетной классике оставляет яркие и глубокие впечатления на всю жизнь.

Но и здесь необходима предварительная подготовка к восприятию уже масштабных музыкальных форм. Нужно заранее познакомить ребёнка с содержанием (либретто) спектакля, обратить внимание на то, как музыка выражает чувства и настроение героев. После спектакля у ребёнка появится потребность поделиться своими впечатлениями.

Т.о., приобщая детей к лучшим образцам классической музыки, мы воспитываем музыкальную культуру и развиваем эстетический вкус, которые помогут вашему ребёнку понять и оценить, каковы художественные достоинства его окружающей музыки.

Источник: http://detsad15.com/risova-t-l-kak-nauchit-detej-slushat-muzyku

«Учим ребенка слушать музыку» — консультация для родителей

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.

Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых.

Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми.

В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми.

А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.

Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией.

Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке.

Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка.

Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе.

В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься.

Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.

Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками: дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку.

Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления.

Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Источник: https://muzruk.net/2011/10/uchim-rebenka-slushat-muzyku-konsultaciya-dlya-roditelej/

Дети и музыка. Как научить ребенка слушать музыку?

С чего начинается знакомство ребенка с миром музыки? С маминых колыбельных, прослушивания детских песенок и музыкальных сказок, с попыток музицирования на игрушечных инструментах. Ясно одно – такое стремление ребенка нужно всячески поощрять, ведь это всегда положительные эмоции, а значит, полезно для здоровья и общего развития малыша.

Не отбей охоту!

Обычно родители хотят, чтобы их дети слушали музыку, исполняли ее, пели, но, с другой стороны, это естественное желание порождает в них целый ряд сомнений. А есть ли у их ребенка слух, музыкальные и певческие способности? Не пропадет ли у него желание заниматься музыкой через пару занятий? И что самое ужасное – свои сомнения мы не стесняемся озвучивать детям.

Но ведь даже если твой сын или дочь не станут известными композиторами, певцами или исполнителями, умение слушать музыку, петь и играть на музыкальных инструментах значительно обогатит их жизнь.

Преподаватели музыки утверждают, что ребенок, который занимается музыкой, сильно отличается от своих ровесников.

Такие дети более чуткие, талантливые, умеют видеть и слышать прекрасное, лучше понимают других.

Главное, что ты должна усвоить, – это то, что музыкальные способности в ребенке нужно развивать независимо от того, есть у него музыкальный талант или нет. Причем очень важно все делать вовремя, не забегая вперед.

Первые шаги

Не будем терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из основных разделов музыкального воспитания. До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд.

Например, можно спеть крохе маленькую песенку с «ля-ля-ля» вместо слов. Из классической музыки для прослушивания подойдут миниатюрные пьесы Моцарта для клавира. Детки 2-3 лет охотно слушают пьесы с ярко выраженным изобразительным характером.

Например, «Птички» Г. Фрида, «Медведь» Д. Шостаковича…

Как слушать музыку? Непременное условие – тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать ребенка. Лучше, если ты сядешь рядом с ним и тоже будешь внимательно слушать музыку. Хорошо развивает малыша разучивание детских песен и движение под музыку.

Учимся серьезно

Готовность ребенка к серьезному обучению музыке сугубо индивидуальна. Но некоторые специалисты утверждают, что существуют два периода, когда дети проявляют особый интерес к игре на музыкальном инструменте: это 8-10 лет и совершеннолетие.

В первый период этот интерес может быть сильным, но не обязательно длительным. Он идеален для проверки возможностей ребенка в освоении избранного им музыкального инструмента.

А если случится так, что ребенок, сделавший определенные успехи в музыке в возрасте восьми-десяти лет, вдруг прервет занятия на какой-то период, особо расстраиваться не стоит.

Заложен определенный фундамент, который необходим ему для того времени, когда он снова захочет вернуться к музыке.

Часто подростки вообще забрасывают занятия в музыкальной школе и начинают интересоваться только определенным направлением музыки. Родителям, которые придерживаются консервативных взглядов, следует проявить особый такт.

Советуем прочитать

Татьяна Аптулаева. Я мама первый год. Издательство «Эксмо». Продолжение бестселлера «Я скоро стану мамой». Как ясно из названия, эта книга посвящена первому году материнства.

В это время мама часто пребывает в растерянности, так как со всех сторон поступают противоречивые рекомендации, что еще больше усложняет ее жизнь. Поэтому основная задача, которую поставил себе автор, – с помощью книги облегчить жизнь мамы в этот сложный год.

В книге рассмотрены все вопросы, которые могут волновать женщину. Причем автор постарался осветить их так, чтобы мама легко могла сделать выбор из разнообразных позиций. При этом книга соответствует современным научным медицинским подходам.

В ней соблюден баланс между жесткими требованиями к медицинской части информации, подробными описаниями и доступностью изложения материала. Эта энциклопедия непременно станет твоей помощницей в течение всего первого года после рождения ребенка.

Источник: https://tvoymalysh.com.ua/view/7540

Ссылка на основную публикацию