Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем загружать ребёнку мозг, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Детский музыкальный педагог Наталия Бодина рассказывает, зачем на самом деле музыка нужна детям и как сделать занятия по-настоящему интересными.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.

О пользе музыки

Согласитесь, пока ребёнок маленький, мы вообще не можем знать, с чем он захочет связать свою жизнь, а польза музыкальных занятий научно доказана, да и я вижу эти подтверждения в своих учениках. У меня есть ребята, которых я начала знакомить с музыкой с трёх месяцев. Сейчас им 4 года — и это совершенно другие дети!

Учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют в каждом ребёнке.

Занятия дарят множество эмоций, побуждают воображать и фантазировать.

У грудных детей музыка формирует мир гармонии, наполненный звуками, чувствами, смыслами, любовью, благотворно воздействуя на мозг, побуждает их к развитию.

Расскажу на примере своего ученика. Николай Палыча привели ко мне на занятия, когда ему было 9 месяцев. Я раньше не работала с такими малышами и сказала маме об этом прямо. Но мы всё-таки решили попробовать.

И вот в первое же занятие, когда я играла ноктюрн Шопена, глаза у Коли засветились, как два огромных прожектора: его заворожил звук, он пытался понять, где источник. Потом Николай Палыч начал сверлить взглядом клавиши — и процесс пошёл, ребёнок увлекся.

Когда Коле исполнилось 1,5 года, он заинтересовался английским. Родители даже наняли ему в учителя носителя языка.

В 2,4 года у Николай Палыча проявился абсолютный слух: он стал узнавать ноты, чуть позже мальчику стали интересны цифры, он научился складывать, потом — буквы, слоги, к 2,5 годам он научился читать. Коля сам стремился к знаниям. Во всех своих учениках я вижу огромное желание делать что-то самостоятельно: читать, писать, рисовать, фантазировать.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Зачем нужна музыкальная школа

Музыкальная школа, как и общеобразовательная, нуждается в серьёзных переменах.

К сожалению, большинство педагогов в таких учебных заведениях лишены возможности быть по-настоящему внимательными к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Учителям нужно выполнять программу: подготовить ребят к сдаче технического зачёта, двух гамм, выучить с ними три этюда…

А ведь дети проходят через разные фазы развития, часто кажется, что мы стоим на одном месте: ученик закрыт для получения информации, ему интересно только петь песенки, отгадывать загадки и ребусы на занятиях. И прекрасно! Значит нужно дать ему эту возможность! Потому что если преподаватель относится с уважением к потребностям ребёнка, дальше произойдёт колоссальный скачок в его обучении!

Учитель должен понимать, что его задача, миссия — общаться с душой малыша и воспитывать её. Важно в первую очередь любить своего ученика, принимать его таким, какой он есть, быть чутким к его личности и гибким в процессе обучения.

Сначала любовь к ребёнку, а уже потом фа-диез и си-бемоль. Только в таком случае педагог может передать ему свой опыт.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Почему на занятиях интересно

Сольфеджио, музыкальная литература — это очень важные предметы, хотя многие считают их скучными. Ведь невозможно исполнять музыку, не разговаривая о творчестве композитора, не понимая, зачем нужны ноты, кто их придумал и для чего.

А пение нотами — чрезвычайно полезное занятие, поскольку оно развивает слух. Весь вопрос в том, как педагог преподнесёт это: увлекательно или занудно.

Нужно рассказать так, чтобы ребёнок сделал вывод сам: «Ого! Так Бах, оказывается, великий композитор! Я могу прикоснуться к его творчеству».

Научиться играть несколько произведений или разобрать ноты — это не цель музыкальных занятий, гораздо важнее сформировать особое сознание, особый мир, полный чувств, смыслов, красоты.

Вы только представьте, мы живем не на планете вражды и алчности, а на планете великого Моцарта, Баха, Чайковского — и можем стать частью этого прекрасного мира!

Михаил Семенович Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель

Однако это понимание идёт из семьи. Если родители видят ценность Великой Музыки, работать с ребёнком значительно проще: его не придётся заставлять, он сам будет впитывать информацию и творить!

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Какую музыку нужно и можно играть

Если малыш хочет научиться играть на инструменте для себя, чтобы музицировать дома, подбирать мелодии по слуху, играть в своё удовольствие и импровизировать, то, скорее всего, нет смысла идти в музыкальную школу. Там на него будут «давить» программой, чтобы он сидел за тетрадками не поднимая головы, что повлечёт за собой потерю интереса к музыке и инструменту.

Я считаю, что нужно играть ту музыку, которую ребёнок хочет слушать, которая созвучна его времени, его возрастным особенностям.

Такую свободу творчества могут дать только индивидуальные занятия с педагогом.

В моей практике есть очень талантливая девочка Вера, с прекрасным слухом и руками, но она наотрез отказалась продолжать ходить в музыкальную школу. И, встретившись со мной, сказала: «Если вы меня заставите играть фугу Баха, я с вами заниматься не буду!» Оказалось, что ей сейчас нравится один саундтрек к фильму.

Когда я предложила разучить эту мелодию, Вера очень удивилась: «Что, эту музыку тоже можно сыграть? Вы разрешаете?!». Именно с такими детьми после учёбы в музыкальной школе я часто сталкиваюсь. Я считаю, что педагогу нужно отталкиваться от желаний ребёнка, а не идти ему наперекор.

Играть то, что откликается в сердце, что нравится.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Как привить ребёнку любовь к музыке

В первую очередь нужно быть внимательным ко всему вокруг, потому что музыка живёт повсюду. Ищите её, когда гуляете с ребёнком: «Слышишь шелест листочков? Они разговаривают друг с другом. А посмотри, какое большое дерево, наверное, это их мама.

А может быть, есть музыка ветра? Как она звучит? Обрати внимание на звезды, они тоже разговаривают!» Попробуйте вместе озвучить то, что вы заметили или сыграйте это на инструментах, например, на шумовых: бубне, трещотках, маракасах, погремушках и так далее.

Расскажите малышу, что нотка «до» — красная, спросите, какие предметы такого же цвета есть вокруг? Мы с Николай Палычем так и общались: он приходил ко мне на занятие и говорил: «На тебе платье „соль“».

Нужно давать ребёнку как можно больше возможностей слышать и видеть. Для маленьких детей есть такие проекты, как «Бэби концерт», «Музыка с мамой», где можно послушать, как звучат инструменты, и прикоснуться к ним. Ваша задача — показать малышу всё разнообразие, которое есть в музыке, чтобы он сам смог выбрать то, что ему по душе, что вызывает у него самые яркие эмоции.

Можно включать детям самых радостных классиков — Моцарта и Гайдна. А ещё малыши любят яркую, ритмичную музыку и «острые» джазовые ритмы, под них можно играть во что-нибудь вместе с родителями.

Попробуйте сочинить с ребёнком сказку, наполните её звуками, используя музыкальные инструменты, например: «Вот зайчик проснулся, мы сделали на колокольчиках „дзынь!“, а потом он умылся — на трещётке потрещали».

Нужно идти из простого, из жизненного, говорить о том, что волнует детей сейчас.

Дети дают взрослым много подсказок. Если ваши сын или дочь говорят вам «Нет, не надо, не хочу!», лучше прислушаться. Помните, что амбиции родителей — очень тормозящий фактор.

Поэтому когда мама и папа при встрече говорят мне: «Мой ребёнок будет музыкантом» — это очень спорно.

Не нужно ограничивать себя чем-то одним, постарайтесь показать детям всю палитру интересных творческих занятий, которые бы могли его заинтересовать.

Редакция «О!» выражает благодарность «Рыбаков Фонд» за помощь в организации интервью.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9285

Как, зачем и когда нужно знакомить детей с классической музыкой

Почему так важно научить ребёнка слушать классическую музыку, какой именно должна быть правильная классика и как не ошибиться с выбором — об этом рассказывает мама, журналист и пресс-атташе Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Ирина Корнеевская. Чтобы вам было ещё легче, вы найдёте здесь список из 100 классических произведений, которые можно включать ребёнку с младенчества.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Информационная среда и информационная гигиена

Мы завалены информацией: без преувеличения, чтобы выжить, современному человеку нужно уметь ориентироваться в лавине разнообразных данных, выбирать нужное и, самое главное, отсеивать мусор, не тратя на него внимание и время.

И если ты сам за 25-35 лет как-то этому научился, сформировал предпочтения (свой «новостной рацион»), то становясь родителем, внезапно понимаешь, что теперь тебе нужно проделать всю эту работу заново. То есть совсем заново, буквально с нуля.

Оградить нового в этом мире человека от лишнего и окружить ценным с самого рождения и до тех пор, пока он не скажет тебе «я сам лучше знаю».

Многочисленные методики раннего развития призывают молодых родителей как можно раньше и интенсивнее начать развивать все органы чувств вашего малыша, иначе «будет поздно». От таких агрессивных призывов немедленно развить ребёнка родителю следует избавляться как от информационного мусора, но не стоит кидаться и в другую крайность.

На ближайшие полтора десятка лет вы для своего ребёнка — главный пример того, как следует жить, что ценить, чего избегать

Бросать его в пучину информации, не фильтруя этот поток, — безответственно. Задача родителя — создать благотворную среду для развития. Предложить материал и наблюдать, принимает его ребёнок или нет.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Одно из чувств ребёнка — слух. Новым для него является каждый звук окружающего мира, до восприятия музыки ещё далеко. Первые месяцы после рождения очень непросты для малыша. Известно, что новорождённый воспринимает мир как суп. Он ощущает себя и все окружающее как единое целое, он пока не знает, что такое «я»:

«Младенец ещё не делает различий между тем, что его органы чувств сообщают ему об окружении, а что — о его теле. Для младенца внешнее окружение и его тело — одно и то же.

То, что происходит снаружи, происходит и в его теле. И что чувствует его тело, чувствует всё и вся. Весь мир скучает, весь мир голоден, миру тепло, сыро или мир устал.

Всё есть одно единственное обонятельное-цветовое-звуковое впечатление».

Из книги «Капризничает? Значит, развивается!» Хетти Вандерейт, Франс Плой

Лично я скептически отношусь к совету включать классическую музыку младенцу первого полугодия жизни. На мой взгляд, от этого попросту мало проку. Более того, примерно до полугода у грудных детей нет избирательного внимания, разнообразные звуки младенца шокируют, так как сливаются. Из-за особенностей слуха мир грудных детей очень легко превращается в сумасшедшую какофонию.

Если вам всё же хочется включать малышу музыку с рождения, сделайте выбор в пользу колыбельных (и похожих на них произведений) в оркестровой обработке. Ну и петь колыбельные самому. Тут малышу и родной любимый голос, и музыка.

В младенчестве ребёнку нужно показать природу звукоизвлечения. Погремушка — шумит, колокольчик — звенит. Дудочка, ксилофон, барабан — базовый набор музыканта в пелёнках.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Итак, в погремушки гремим, в барабан стучим, под колыбельные засыпаем. Пришло время открыть для малыша сундук с сокровищами. В вашем распоряжении несколько веков созданной человечеством музыки. Есть из чего выбирать!

10 пластинок, которые нужно послушать с детьми

Но имеет ли значение жанр и эпоха прослушиваемой музыки? Рок или классика? Этно или электронная музыка? Музыка, которую в народе зовут «классикой», обладает более сложной музыкальной структурой.

Исследователи считают, что именно эта «комплексность» академической музыки и влияет на развитие участков мозга, отвечающих за решение пространственных задач. Это, безусловно, не значит, что другая музыка бесполезна.

Никогда не стоит забывать, что многовековое музыкальное наследие человечества не ограничивается европейской академической музыкой.

Что касается репертуара классических произведений для ребёнка, плюс в том, что предыдущие поколения произвели качественный отбор за нас

То есть, плохие образцы попросту не сохранились бы в памяти человечества на сотни (или даже десятки) лет. Осталось отобрать то, что не испугает малыша резкостью, громкостью, крайними регистрами.

При отборе музыки для ребёнка я бы также рекомендовала избегать всяческих «адаптированных» версий. Например, когда вместо струнного квартета звучит синтезаторный ксилофон.

Почему-то некоторым кажется, что ребёнку такая дешёвая подделка понравится больше богатых тёплых тембров живых инструментов или будет более «понятна».

Не бойтесь предлагать ребёнку оригиналы, думая, что он их не поймёт. Искусство не нуждается в адаптациях

В вопросе выбора композиторов и произведений для прослушивания малышами, первая мысль, которая приходит в голову, — больше всего для этих целей подойдут венские классики и романтики.

Их музыка многим кажется более доступной для понимания по сравнению, например, с ХХ веком, в котором и не каждый взрослый разберётся.

В 1993 году даже возникла теория о «Моцарт-эффекте»: якобы прослушивание его великой музыки с пелёнок помогает вырастить гения. Позже, в 1999-м, эту теорию опровергли.

В какой атмосфере выросли Моцарт, Бетховен и Паганини

На мой взгляд, доступные произведения можно найти практически во всех эпохах. И скажу даже больше, способ знакомства с музыкой по хронологии, который будет удобен многим взрослым, в случае с детьми совершенно необязателен. Ребёнок познаёт ту реальность, которая его окружает, — такой, какая она есть.

Например, по вашему мнению, ребёнку необходимо выучить сначала основные цвета: красный, жёлтый и синий, а уже потом перейти к второстепенным — оранжевому, зелёному и так далее. Вполне возможно, что ребёнок обратит своё внимание сначала на фиолетовый, потом на чёрный, а красный он поначалу и вовсе не запомнит.

И эта «непоследовательность» не помешает ему со временем выучить все цвета и не скажется негативно на его понимании цветовой палитры.

  • Итак, если мы считаем, что отбирать произведения для фонотеки малыша нужно не по хронологии, то каковы главные критерии?
  • 1. Жанр и состав исполнителей

Напомню о несовершенстве органов чувств младенца — ушей в частности. Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр, представляют для малыша страшный шум. Ему не по силам что-то расслышать в этом.

А медные духовые инструменты, ударные и вовсе заставят малыша вздрагивать.

Поначалу выбирайте камерный состав оркестра; ансамбли — квартеты, дуэты; произведения для фортепиано или других инструментов соло под аккомпанемент фортепиано.

Читайте также:  Музыкальные произведения чайковского для детей

Отложить на будущее стоит и крупные музыкальные формы, и серьёзные жанры. Симфонии, оратории, мессы и прочие оперы малыш вряд ли оценит. Стоит сделать выбор в пользу не слишком длинных пьес или подходящих по определённым нами параметрам отрывков крупных произведений.

2. Эмоциональная окраска произведения

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл заложены в большей мере в крупных произведениях. Ребёнок вряд ли сумеет сопереживать такой заряженной музыке — у него нет необходимого жизненного опыта и попросту его мозг ещё не созрел для восприятия такой сложной информации. Это слишком сильное воздействие на ребёнка, которого следует избегать.

3. Регистры, динамика

Этот пункт связан с предыдущим.

Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл, заложенные в крупных произведениях, как правило, достигаются использованием более сильных средств: звучанием в разных регистрах и использованием выразительной динамики.

Крайние регистры (очень низкие и очень высокие звуки) и контрастная динамика (фортиссимо, особенно внезапное, после пиано) — это слишком резкое звучание, оно сложно для восприятия маленькими ушами и попросту может испугать ребёнка.

4. Реакция ребёнка на музыку

Малейшее неудовольствие ребёнка в ответ на музыку должно стать для вас сигналом прекратить прослушивание этого произведения. Не нужно пытаться «дослушать», даже если осталось совсем немного. Мы резко против насилия по отношению к маленькому человеку даже в таком проявлении.

Музыка в вашей семье: влияние родителей на формирование музыкального вкуса ребёнка

Не нужно убеждать ребёнка в том, как полезно и приятно слушать классику, нужно самому получать от этого удовольствие. Всем опытным родителям давно известно, что ребёнок воспринимает не столько наши слова, сколько наш пример.

Если родитель говорит одно, а делает другое, то ребёнок сделает вывод из поступков, а не слов. Если мама методично по расписанию включает ребёнку Бетховена, а потом весело делает уборку под хиты группы «Блестящие», то вряд ли ребёнок сделает вывод, что классика — это хорошо, а попса — это мусор.

В первые годы жизни вы как никогда способны повлиять на формирование вкусов малыша.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Если вы ещё ожидаете ребёнка, это значит, что у вас впереди несколько прекрасных месяцев, когда вы можете посвятить себе максимум времени. Потом будет долгий период, когда вы не принадлежите себе, вы просто аппарат жизнеобеспечения для вашего беспомощного поначалу малыша.

Пока ребёнок внутри вас, для него чрезвычайно важно ваше эмоциональное состояние, поэтому более глубокое знакомство с классикой для вас — идеальная находка

Итак, как начать понимать и любить академическую музыку? К счастью, современность позволяет нам получить доступ ко всей необходимой информации, чтобы прокачать скилл. Главное — постепенно знакомиться с новыми произведениями и по возможности ходить на концерты.

Можно выбрать для себя подходящий метод: знакомиться со знаковыми произведениями наиболее известных композиторов по хронологии или выбрать более близких нам по времени и духу авторов начала ХХ века. Некоторые советуют целиком отдаться во власть эмоций и «слушать сердцем», соотнося музыку с вашими эмоциями и настроениями.

Любителям основательного подхода может понравиться изучение музыки с углублением в теорию. Завсегдатаи светских мероприятий могут ходить на симфонические концерты, оперы и балеты.

Что бы вы ни выбрали, помните, что любое академическое произведение требует большего внимания, чем песня современных исполнителей

Скорее всего, во время первого прослушивания, произведение покажется вам сложным и непонятным. Однако после нескольких повторов вы начнёте понимать его логику, слышать отдельные темы. Продолжайте слушать — и то, что, казалось, невозможно охватить, станет близким и понятным.

Фонотека вашего ребёнка

Составление списков вроде «100 книг, которые каждый должен прочитать к 30 годам» и «100 лучших картин всех времён и народов» — всегда дело неблагодарное.

Такой список выглядит, с одной стороны, глупо и банально, потому что часть упомянутого набила всем оскомину, и с другой стороны — не вызывает отклика, потому что ещё половина названий вам ни о чём не говорит.

Такие «универсальные» списки — это не про вас и ни про кого другого. Это солянка, получившаяся случайным образом.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Поэтому я выйду из этой ситуации следующим образом: в нашу сотню произведений для малыша я постараюсь включить наибольшее количество разных композиторов, чтобы у вас была возможность оценить разнообразие музыки, доступной слушателям, начинающих с самого что ни на есть нуля — маленьких детей. Вы сможете обратить внимание на композиторов, музыка которых привлечёт вас и позже самостоятельно познакомиться с другими их сочинениями. Этакая семейная методика погружения в классику. Мой выбор из 100 произведений — по ссылке ниже.

100 произведений академической музыки для детей

Кажется, что эта задача — разобраться в академической музыке с нуля — непосильна. Но если вы стремитесь к тому, чтобы классика играла важную роль в жизни вашего ребёнка, вы сами должны верить в музыку. Не заставляйте — ребёнка или себя — слушать классическую музыку. Это не работа, а целый мир, который откроется вам и станет источником прекрасных сильных эмоций.

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/1069234-record_library

Как научиться понимать классическую музыку

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?Какой смысл вкладывают заботливые мамы и папы в требование «понимать классическую музыку»? В чем это должно проявляться и как выражаться?

Может быть ребенок, слушая музыку, должен воображать какие-то совершенно определенные, возвышенные, кем-то ранее навязанные картины, испытывать сильные переживания, причем полностью совпадающие с теми, которые, например, вкладывал в свое произведение сам композитор или рекомендует музыкальный критик?

Требуя этого, родители заставляют детей притворяться, говорить то, что должно, что от них ожидают взрослые и что считается правильным думать и ощущать.

Может быть, понимать классическую музыку значит иметь внутреннюю потребность слушать ее в разные периоды жизни: и когда радость, и когда невзгоды. Находить в ней успокоение, ответы на возникающие вопросы. Когда классическая музыка как глоток воды для жаждущего.

Но как сделать классическую музыку необходимой для ребенка, любимой?

Прежде всего нужно самим чаще слушать классику. Она должна постоянно звучать в доме и в праздники, и в будни.

Нужно ли обсуждать услышанное произведение? Можно, но не обязательно. Если ребенку хочется поделиться своими мыслями, переживаниями, вызванными услышанным, то, конечно, но навязывать, требовать раскрыть душу недопустимо.

Интересно, конечно, прочитать содержание той или иной классической музыки и представлять (по-своему) это действо. Однако музыка может вызывать совершенно иное, личное наполнение услышанного.

Чаще включайте классическую музыку, соответствующую настроению ребенка. Она поможет ему понять себя, свои переживания, справиться с охватывающими эмоциями. Чем больше слушает, тем быстрее придет к пониманию ее.

Всем известно, что классическая музыка способствует интеллектуальному развитию ребенка, его эмоциональной гармонии, физическому здоровью. Дети, слушающие классику, лучше учатся, им легче дается наука. К тому же они более позитивны, жизнерадостны.

Если родителям хочется, чтобы ребенок не только любил слушать классические произведения, но и понимал, что двигало композитором на создание ее, то можно перед прослушиванием прочитать специальные книги, посетить лекции или прослушать их по интернету.

Где и когда создано произведение? Какое это было время? В чем своеобразие эпохи? Какие чувства переживал композитор в это время? Узнав такую информацию, ребенок более глубоко поймет замысел композитора.

Но это, скорее всего, этап, следующий за желанием слушать такую музыку.

Чаще ходите на концерты классической музыки, слушайте записи. Это поможет остановить суету будних дней, круговорот бесконечных дел, даст возможность подняться над насущными проблемами и увидеть их как бы со стороны.

Многие считают, что классическая музыка ни в коем случае не может быть фоном – обязательно необходимо серьезно сосредоточиться, настроиться на прослушивание.

А почему бы и нет? Почему после трудного учебного дня не включить вечером классику, занимаясь при этом какими-то будничными, прозаичными делами? Почему бы утром не собираться в школу под звуки классической музыки? Да, фон, но это лучше, чем фоном является неизменный телевизор. Классику можно слушать всегда, чем бы ребенок ни занимался, если душа жаждет чарующих целебных звуков.

Но не требуйте от ребенка штудировать толстые талмуды прежде чем он послушает музыку. Пусть он просто слушает, когда возникает потребность в этом, без всяких основательных подготовок, и получает эстетическое наслаждение.

Пусть его душа плачет, радуется, ликует, даже если он не сможет вам рассказать, что он чувствует, охваченный волшебными звуками.

Пусть он будет счастлив в эти минуты, пусть его душа, омытая целительными звуками, распахнется миру, людям.

Не требуйте все раскладывать по полочкам, не систематизируйте, не препарируйте каждый звук, не старайтесь контролировать любое движение души вашего любимого чада.

Не заставляйте непременно рассказывать, что он чувствует, не требуйте облекать свои видения и переживания, навеваемые чудными звуками, в слова и предложения.

Пусть он слушает для себя, а не для того, чтобы блеснуть своими глубокими знаниями и выложить всю информацию – где, когда написано, почему и что должен чувствовать человек, слушающий данное произведение.

Источник: https://prouchebu.com/nauchitsa_ponimat_klassik_muzik/

Консультация на тему: учите детей слушать классическую музыку | Социальная сеть работников образования

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

« УЧИТЕ  ДЕТЕЙ  СЛУШАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ»

    Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в  себе несметные богатства, но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

    Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности  попробуйте научить его любить и понимать музыку.   Учите его, учитесь вместе с ним!

   Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный  и прекрасный мир большого  музыкального искусства.

   Прежде всего,  помните о том, что  любое музыкальное произведение необходимо слушать,  не отвлекаясь ни на что  другое.

 Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого его завершения, охватывая слухом, звук за звуком, ничего не упуская из виду.

Главное, конечно, хотеть слушать! Музыка всегда наградит слушателя за  это, подарив  ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.  Лучше выбирать для слушания  небольшие произведения.

  Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи.

     Слушать вокальную музыку легче, ведь  текст сам подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

  В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной.  Для начала приобретите диски с записями известного сочинения Петра Ильича Чайковского  « Детский альбом».

   Композитор, словно художник кистью нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка.

Здесь и « Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», « Песня жаворонка», « Баба Яга» и другие.

  Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию  тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем  они с каждым разом все больше и больше нравятся. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом.

   Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где живет музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое  желание прикоснуться к красоте.

  Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.  

   И еще одно пожелание – не надо слушать  очень громкую музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунуться в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

И еще, чтобы  ребенку легче было  воспринять  классическую музыку , например произведения П .И. Чайковского «Детский альбом», можно перед слушанием прочитать небольшие  стихи.

  •                 Пьеса « Марш деревянных солдатиков»
  • Деревянные солдатики маршируют до зари,
  • Из всей   математики знают только « раз, два, три»
  •                      Пьеса «Баба Яга».
  • Нос крючком, зубы торчком, а в волосах ветер свищет.

Куда несется старая? На какие старые дела?

  1.                     Пьеса « Песня жаворонка».
  2. Вот жаворонок полевой к нам прилетел в поля.
  3. Поет у нас над головой, нам сердце веселя.
  4. Он незаметный в вышине поет о солнце и весне!
  5.                     Пьеса» Болезнь куклы»
  6. Тихо, тихо тишина – кукла бедная больна, кукла бедная больна,
Читайте также:  Музыкальные интервалы для любителей сканвордов

Просит музыку она. Дайте, что ей нравится и  она поправится.

  •                     Пьеса «Новая кукла».
  • Кукла вальс танцует старый, пара кружится за парой.
  • А юла ,юла, юла  себе пары не нашла.
  • Кто с юлой подружится, тот и сам закружится!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/08/uchite-detey-slushat-klassicheskuyu-muzyku

Конспект на тему : "Влияние классической музыки на музыкальное развитие ребенка"

  • Конспект на тему:
  • «Влияние классической музыки на музыкальное
  • развитие ребенка»

  Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. 

Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей.

Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным.

Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса на примерах мировых классических произведениях.

Одной из главной цели музыкального развития детей является  приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике (зарубежной, русской), формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование  творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей.

Слушая классическую музыку на занятиях, у них значительно изменяются особенности музыкального восприятия:

  • появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, лучше улавливают детали исполнения;
  • Начинают более увлеченно слушать классическую музыку;
  • Более глубокими и содержательными становятся  высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки,  активный словарь пополняются новыми словами;
  • Дети самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции;
  • Различают на слух и дают название музыкальным произведениям, называют автора музыки;
  • Определяют характер музыки, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике;
  • Различают и называют музыкальные инструменты;

•  Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора;

  • Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных;
  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к такой деятельности;
  • Дети преодолевают  трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки;
  • У детей расширяется кругозор через знакомство с классической музыкой; 

Медицинских исследования убедилась в том, что длительное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения на организм  детей оказывают только хорошо известные классические и народные мелодии.

Это произведения П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова, И.-С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л.Бетховена, Моцарта и др.

Построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике

(количество и соотношение длинных и коротких повторов).   Классическая музыка  оказывает огромное влияние на формирование творческого потенциала личности и формирование у детей музыкального вкуса.

Бессмысленно говорить о каком — либо воздействии классической  музыки на духовный мир детей и , если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях.

Слушая классическую музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.

Вот почему для творческого развития детей, играя им классическую музыку(это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), желательно не надо предварительно говорить название произведения , с тем,  чтобы они  сначала  определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название.

Исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.

Главное — будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к классической музыке и ее пониманию.  Ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Благодаря беседе о музыке, дети  пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор –это человек который сочиняет музыку.

Вальс –это танец, наездник –это человек, скачущий верхом на лошади, шарманка –это старинный музыкальный инструмент и т.д.

Все формы музыкальных занятий в  детском саду   способствуют  творческому развитию  т.е. вырабатывают в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.   Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дошкольники приобщаются к музыкальному искусству.

 Мало какие семьи дома слушают классическую музыку, как правило дети слушают лишь современную, эстрадную музыку. Вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо приобщать к шедеврам музыкального искусства. Давая слушать детям классическую музыку мы формируем основы музыкальной культуры.

Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.    Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общее развитие нравственно-эстетическое.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.  

     Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка времени , поэтому  на слушание необходимо отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты.

Очень важно соблюдать чувство меры. Многие зарубежные и советские композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей.

В своей работе с детьми я  использую музыкальные пьесы для детей таких композиторов как Чайковский, Шостакович, Прокофьев.

Классическая музыка для детей как музыкотерапия. Она помогает при снятии эмоционального напряжения, успокаивает: хорошо подойдут мелодии для флейты, скрипки и фортепиано, а также вальсы. «Ноктюрн соль -минор» Шопена, «Лунный свет» Дебюсси, Шестую симфонию Бетховена, «Колыбельную» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

Снимает тревожность и неуверенность: мелодии должны быть мажорными, но при этом не слишком быстрыми (темп ниже среднего). Подойдут мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

Уменьшает нервное возбуждение и раздражительность : здесь помогут Бах («Итальянский концерт», «Кантата №2»), Бетховен («Симфония ля-минор», «Лунная соната», ода «К радости»), симфонии Гайдна, «Утро» Грига, «Полонез» Огинского, «Хор Пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского.

Улучшает настроение : здесь помогут многие произведения Моцарта и Чайковского, «Менуэт» Генделя, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Времена года» и «Маленькая симфония» Вивальди, квинтет «Форель» и «Музыкальный момент» Шуберта.

Улучшит активность, поднимет жизненный тонус: воздействие ритмичных ,бодрящих мелодий. Можно порекомендовать «Марш оловянных солдатиков» из балета Чайковского «Щелкунчик», третью часть Шестой симфонии Чайковского, увертюру «Эгмонт» Бетховена, «Венгерскую рапсодию 2» Листа.

Конечно, классическая музыка для детей сложнее, чем современная, ведь четкий ритм и динамику современных мелодий воспринять гораздо легче, чем изысканную сложность классических произведений. Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.

Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.

Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.

У каждого человека есть свой путь, который помогает ему войти в мир классической музыки. Классическая музыка для детей — большой помощник в воспитании ребенка.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-na-temu-vliyanie-klassicheskoy-muziki-na-muzikalnoe-razvitie-rebenka-1194287.html

Как научиться понимать классическую музыку?

К основным понятиям можно отнести высоту звука, ритм и тембр. Из них, собственно, и складывается любая музыка. При этом можно сравнить музыку с произведениями изобразительного искусства следующим образом.

Ритм — это черно-белая графика, ритм плюс высота звука — графика как на плакате. А с добавлением разных тембров, звучащих последовательно или одновременно, мы уже получаем самую настоящую живопись.

Все описанные элементы совершенно понятны каждому человеку.

При этом самым популярным элементом является как раз ритм. По одной простой причине — все мы живем по каким-то ритмам, поэтому они нам и близки.

Далее по сложности следует сочетание ритма и высоты звучания. Эта комбинация формирует уже то, что называется мелодией. Это явление тоже нам совершено понятно и близко. Мелодия родилась из человеческой речи. И сегодня в китайском языке есть формальное понятие тона, высокого или низкого. И от него зависит смысл сказанного. В древне-китайском языке вообще было пять тонов, различных по высоте.

Понятие тембра нам тоже близко. Самым близким и понятным является тембр человеческого голоса. С самого раннего детства мы слышим голос матери, в том числе поющий колыбельную. Поэтому самым популярным жанром музыки является вокальный в различной форме и сопровождении.

А вот остальные тембры уже требуют определенной привычки. Поскольку нам навязывают поп-музыку, то и близки нам в основном электронные тембры гитар и синтезаторов. Рок-музыка и джаз еще добавляет некоторые акустические инструменты, такие как гитары, духовые, фортепиано.

Электронные тембры довольно плотные по сравнению с чистыми и прозрачными тембрами академических инструментов.

Начинаем учиться

Музыка влияет на нас путем воздействия на эмоции. Инструментом этого воздействия является ассоциация. При этом может быть даже передана и не только эмоциональная, но и событийная информация.

Ассоциации, которые рождает музыка, могут вызываться различными тембрами, ритмами и высотой звучания.

Например, быстрая танцевальная музыка при высоком звучании ассоциируется с радостью, весельем, а медленная низкая музыка — с похоронами.

В связи с методами воздействия на наше сознание музыку можно разделить на два направления. Это программная музыка и непрограммная.

Программная музыка обычно уже в своем названии несет какую-то программу. Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Любое симфоническое произведение, имеющее поясняющий текст (опера, балет, симфоническая поэма и др.), можно отнести к программной музыке. В хорошо написанном музыкальном сопровождении песен поп- и рок- музыки мы тоже можем найти такие ассоциации с текстом песни. То же относится и к романсам и народным песням.

В непрограммной музыке все сложнее. Она является более абстрактной. Но это дает больший простор воображению. В такой музыке надо следить за развитием тем. Здесь мы видим еще один важный элемент музыки крупных форм типа сонат или симфоний — тему.

Тема по своей природе является порождением нашей любви к мелодии. Только тема в симфоническом произведении может быть гораздо сложнее, чем народная песня. Тема может быть многоголосной и состоять как бы из разных мелодий.

Обычно венские классики, чтобы тема запоминалась и узнавалась, проводили тему в неизменном виде по разным инструментам и на разной высоте звучания. Еще они иногда к важной теме прикрепляли (обычно в начале) своеобразный позывной. Короткий, в несколько нот, яркий мелодический отрывок.

Такой позывной позволяет в гуще различных изменений легко узнавать, что пошла тема в развитии. Когда автор музыки хочет показать какое-то изменение в тексте, он меняет тембр звучания, добавляя или убирая какие-либо инструменты.

Пример применения тембра в темах и ассоциации

Для примера возьмем такое популярное произведение Сен-Санса как «Карнавал животных». Автор дает ему подзаголовок «Зоологическая фантазия». Это программное произведение представляет собой поочередно нескольких животных. Изначально произведение являлось сатирическим, и животные играли ту же роль, что и в баснях. Музыка сопровождается текстом чтеца, комментирующим происходящее.

Для каждого животного автором предлагается своя тема (каждая около двух минут). Используется ансамбль инструментов, но для каждой темы выбирается наиболее характерный инструмент (тембр), темп и мелодия.

Например, в теме «Курицы и петухи» кудахтанье изображается резкими звуками скрипки и фортепиано. Кукуреканье петуха изображается кларнетом (деревянный духовой инструмент). Это довольно прямая ассоциация. Такая же прямая ассоциация используется в виде двух звуков кларнета для изображения «Кукушки в глубине леса».

Тяжелая поступь слона изображается низкими неторопливыми звуками контрабаса. Это уже образная ассоциация. Большой инструмент с низким звуком ассоциируется с чем-то большим, а название нам подсказывает с чем. Треск костей «Ископаемых» изображается резкими звуками ксилофона.

Читайте также:  Виды барабанных палочек

Еще более удаленная ассоциация — плеск воды в номерах «Аквариум» и «Лебедь». В «Аквариуме» вода изображается переливами фортепиано и челесты, которая звучит как колокольчик.

Последний инструмент очень редко применяется в музыке, в основном для создания определенных звуковых эффектов.

В «Лебеде» волнующееся движение фортепиано изображает воду, а плавная мелодия виолончели изображает величавого лебедя.

Отдельно стоит номер «Пианисты». Это уже довольно сложная, напряженная тема. В ней два пианиста на фортепиано изображают собственно пианистов, играющих гаммы. А напряженность темы показывает нам то, как мы относимся к бесконечным гаммам соседа-пианиста.

В заключительном «Финале», представляющем собой хоровод всех представленных ранее животных, мы видим, как появляются старые темы в совершенно новой теме хоровода. Это наглядно показывает, как могут влиять темы друг на друга в развитии.

В крупных формах типа симфоний происходит примерно то же. Только развитие тем гораздо более сложное и продолжительное. Там тема может прорастать новыми ритмами. Автор может обновлять мелодию дополнительными украшениями.

Добавлю еще, что в симфониях и сонатах каждая часть довольно обособлена и темы, звучавшие в первой части, редко звучат в последней. В каждой части тем не много. До четырех. При этом основных только две. Они в чем-то должны контрастировать. Например, в темпе.

Небольшие произведения бывают однотемными.

Заключение

Конечно, крупные формы классической музыки, такие как сонаты, симфонии, концерты, поэмы и проч. гораздо сложнее рассмотренного «Карнавала животных». В них важным изобразительным элементом является такая вещь, как ладо-тональность.

Лад может нам указывать на грусть или веселье, а тональность показывает, насколько автор далеко ушел в своей разработке темы. Хотя эти понятия довольно специальны, тем не менее, хороший автор в своей музыке доводит до слушателя то, что хочет.

А плохого и слушать не надо.

Изучать классику лучше начинать с более простой и мелодичной музыки Вивальди, Корелли, Альбинони. Их концерты обычно по 10−15 минут.

Затем можно переходить к музыке венских композиторов, а потом уже к более насыщенной и романтичной немецкой, образной французской или реалистичной русской музыке второй половины 19 века.

Музыка конца 19 — начала 20 века самая сложная для восприятия. Но, конечно, не вся.

Удачи Вам в выборе и прослушивании хорошей музыки, как популярной, так и «серьезной». Вся она строится на одних законах.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/5716/

Растим талант или Зачем слушать классическую музыку

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей. Причем, не только у детей.

Так, в Германии на фермах и скотных дворах давно уже вывели формулу “музыка = надой”. И пользуются этим, совершенно не скрывая. А мы до сих пор не верим. Коровкам включают классическую музыку дважды, а то и трижды в день – утром, в обед и вечером. В общем, как и следует, настраивают на релаксацию при нервной работе.

В Голландии пошли еще дальше. Теперь музыка царит не только на фермах, но и внутри оранжерей. Оказывается, для стимуляции роста флоры наиболее лучшей является как раз классика: Шопен, Моцарт, Бах и Рахманинов. Это три-четыре кита музыки, на которых теперь и держится весь этот сложный бизнес мгновенной красоты – орхидеи, розы, тюльпаны и пр.

Так отчего же мы все еще в это не верим?
Ведь давно же известно, что музыка влияет на нас так же, как и слово. Это понял еще Пифагор, тот самый математик и философ, что и придумал ноты своим математическим путем.

Пифагор вывел ноты… математическими формулами и доказал, что в природе существует только семь нот не кратных и не являющихся продолжением друг друга. В общем, очень уж был умным. А искал Пифагор как раз гармонию. То есть соединить в одно цифру, музыку и слово, чтобы и получился универсальный язык.

И у него почти получилось – цифра и нота действительно заговорили на одном языке.

У каждой ведь ноты есть своя цифра, она четко идет после другой ноты и вычисляется сложнейшими формулами, на которые не хватит и школьной доски.

Именно из-за того, что ноты и цифры говорят на “одном” языке, музыку и принято считать “универсальной математикой”. Именно поэтому послания в космос посылаются не в виде формул, а в виде симфоний.

А космонавты во всем мире, как впрочем, и коровки из Германии, в обязательном порядке слушают классическую музыку трижды в день.

Так может, стоит поближе приглядеться к тому, что мы называем музыкой?
Итак, музыка. Она возникла как средство связи на большие расстояния. После, звуки барабана и бубна использовали для ритуальных танцев. Их ритм напоминал биение человеческого тела и вычислялся наиболее кропотливо.

Так, существовала “отдельная” музыка для детей, взрослых, и отдельно – для мужчин и женщин. Все это содержит в себе эмпирические исследования: так, сердце ребенка бьется быстрее, чем у взрослого, у мужчины сильнее, чем у женщины, а у многих женщин вообще “верхнее дыхание”. Это выяснили еще до нашей эры, еще до того, как научились нормально говорить. Вы это себе можете представить?

А теперь представьте, что вот это достижение – ритуальная музыка, просто налагается на струны или клавиши. И вот вам решения всех органных и скрипочных аккордов, что часто мы слышим в церквях. Получается, что музыку можно вычислить не только математически, но и физиологически.

Классическая музыка представляет собой… кривую работы нашего мозга. Да, именно так! И именно потому нам так легко воспринимать Рахманинова или Шопена. Мы можем заниматься своими делами и слушать музыку часами. Но только классическую музыку: романсы, джаз, инструментальная музыка и классика разных лет.

Что же касается тяжелой и альтернативной музыки – то тут как раз все наоборот. Формула такой музыки перевернута и забита дугами в три, а то и шесть раз сильнее нормального ритма. Это значит, наш мозг трижды, а может и в шесть раз сильнее устает.

“Формула успеха альтернативной музыки”в ее быстром ритме – на него “подсаживаются”. Это как в шаманском танце – чем сильнее бьют в бубен, тем сильнее кричат и быстрее танцуют. Это пик активности. И наш мозг подсаживается на эту “видимую” активность.

В действительности, в шаманских танцах всего один или два таких пика, после которых идет расслабление. В альтернативной новой музыке этого нет! Значит, мозг выгорает. А мы этого не замечаем и, перенасытившись, чувствуем себя потерянными и пустыми, от этого и депрессии и тяжелые мысли. Этим и объясняется то, что смертность среди взрослой аудитории альтернативной музыки всегда выше.

Почему? Взрослые не понимают, что альтернативная и рок музыка, не смотря на все ухищрения рекламистов и самих музыкантов – музыка для подростка. У подростков, так же как в пик шаманской пляски, диаграммы мозга рисуются в два, а то и три раза быстрее, кривее и ломанее.

То есть подростку требуется такая вот “подзарядка для мозгов” в виде альтернативной музыки. Именно такая музыка способна уловить его дисбаланс нервных частот, вызванный и избытком гормонов, и новообразований мозга и тела. Подростки любят рок. И пусть так и будет.

Но классическая музыка это не только путь к релаксации и хорошего настроения.

Так, в начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А.

Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм.

Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. И из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта.

По исследованиям Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса.

В своих сочинениях Моцарт использовал плавные тридцатисекундные переходы от “forte” (громко) к “piano” (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

Томатис ввел новый термин, для обозначения своего решения “музыка = творческие способности”. Томатис запатентовал и ввел в научную жизнь новый термин “Моцарт-Эффект”.

Эффект этот заключался в том, что дети, с раннего возраста слушавшие Моцарта – быстрее развивались и быстрее чем их одногодки, открывали в себе свои творческие способности. То есть – становились умнее, быстрее мыслили и были менее склонными к депрессиям и перепадам настроений.

“Моцарт-Эффект” или “эффект Моцарта” подтверждался многими психологическими лабораториями мира: Германии, Англии, Швеции и Израиля. Большинство из детей групп, в которых постоянно слушали музыку Моцарта, быстрее учились обращаться с предметами (ложка, тарелка, карандаш, краски, кисточка) и развивали поразительные творческие способности.

Многие дети начинали говорить стихами, придумывали новые языки, работали над математическими формулами.

Американские физиологи Шоу и Раушер поставили опыты на новорожденных крысах и убедились, что юные создания, слушавшие Моцарта, проходили лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Аналитическая школа всесторонне изучив “эффект Моцарта” пришла к следующему выводу: Амадей Моцарт, в возрасте трех лет вошел в коллективное бессознательное.

Этим и объясняется то, что он никогда не писал и не сочинял в черновиках. Моцарт писал сразу и только в “чистовом” виде.

Таким образом, его творения – “язык бессознательного”, а так же “символика и накопленный опыт коллективного бессознательного”.

То есть, другими словами, в творчестве Моцарта заключен некий язык, который нам всем хорошо знаком, но является он “тайным и непонятным”, а вот путем слушанья его и постоянного воспроизведения в памяти мы сами открываем в себе дремавшие и нераскрытые таланты. Такой вот “эффект”.

А в американском штате Джорджия даже выделили средства на покупку дисков серии “Моцарт-Эффект” для каждого новорожденного.

Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии – лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия.

Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях.

Музыкальные произведения он рекомендовал те же – классическую музыку Моцарта.

Теперь диски “эффект Моцарта” Томатиса есть даже в Украине на Петровке.

Сам Томатис разделяет диско-классы на категории: “дородовые”, “нежный возраст” (до 3 лет), и “взрослым”. Формула “Моцарт-Эффект” хранится учеными в строжайшей тайне и скорее всего связана не столько с отдельным звучанием каждой мелодии, сколько с их комбинациями.

Как психолог скажу, что лучше давать крохе слушать Моцарта “путем взросления” самих мелодий. То есть, не ленитесь и покопайтесь в биографии Амадея Моцарта.

Посмотрите, когда им было написано каждое из его произведений. И, давайте малышу по мере “адаптации”.

То есть вначале первую мелодию, ту, что Амадей написал первой или одной из первых, а когда малыш научиться “слушать” и любить ее – можете уже приступать к апробации других.

Логично – ведь малыш должен привыкнуть – это раз, а во вторых, если подумать о коллективном бессознательном, то, думаю, малышу сложно сразу осознать своим умишкой то, что писал Амадей в свои 20 и 25.

Потому – главное не переусердствуйте. Включайте по одной или по две мелодии каждый день. Повторяйте одну и ту же мелодию и утром и вечером. Без так называемых “скачек” сегодня это, а завтра – то. И тогда ваш малыша обязательно станет таким, каким вы его видите уже сегодня – талантливым и умненьким.

Источник: https://gorod.lv/novosti/105351-rastim_talant_ili_zachem_slushat_klassicheskuyu_muzyiku

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector