Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Добрый день,  дорогие мои друзья!

В настоящее время так много людей имеют  страшное заболевание, которое является причиной всех болей и недугов.  Ему подвержены люди различных возрастов, кроме детей, которые еще полны оживления, любопытства и упоения жизнью.

Они еще волнуются при встрече с  новым, неизведанным и пока не знают что такое цинизм. Эта болезнь называется психосклероз. Любой вид склероза – это затвердевание чего-либо. Например, атеросклероз – это затвердевание артерий.

А психосклероз приводит к затвердеванию мыслей, умонастроения.  Теряется гибкость духа.

В такой ситуации, чтобы справиться с накопившимися  отравленными массами старых несчастий, не всегда достаточно только умственной  вентиляции, о которой говорили в предыдущей статье.

Чтобы любимая работа не стала рутинной обязанностью,  хобби не потеряло своей привлекательности, не стало тяготить общение с близкими людьми и друзьями, необходимо применить комплексную  «терапию», которая позволит восстановить прежний энтузиазм и интерес к жизни.

Как вернуть энтузиазм.

Способов  вернуть энтузиазм  достаточное множество. Есть из чего выбирать в соответствии со своими предпочтениями и вкусами с учетом сложности проблемы. Иногда достаточно прогулки, небольшой экскурсии на природу, хорошего шопинга или похода в театр, на концерт.

Но когда накатывает волна усталости, безразличия, раздражения, когда все болит, хотя по отдельности все в здоровом состоянии, то лучше остановиться.  Можно взять ручку и выплеснуть все на бумагу.

Но я не всегда люблю писать, тогда лучше побыть в тишине наедине с собой, отключившись, ни о чем не думая. Недавно познакомилась с медитациями по методу Сильва,  и мне понравилось медитировать.  Подробнее об этом напишу, когда будут более ощутимые результаты.

До этого к медитациям  прибегала только  изредка, практикуя шавасану или используя аудиозаписи Натальи Правдиной.

При этом начинаю читать все, на что не всегда хватает времени в повседневной жизни  – книги по психологии, хорошую художественную литературу, энциклопедии искусств. Все это позволяет отдохнуть, расслабиться, стряхнуть хандру, восстановить силы, появляется множество идей, энтузиазм и желание снова заниматься любимым делом, общаться и т.д.

От перепадов в настроении никуда не деться, особенно при больших Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?нагрузках. Но чтобы обезопасить себя от хандры, лучше соблюдать некоторую «технику безопасности».

Можно завести дневник благодарности, в который ежедневно записывать все, за что вы благодарны Вселенной, окружающим людям, любимому делу или увлечению.  Это очень эффективный способ поддерживать энтузиазм и желание продолжать свою деятельность в выбранном направлении.

Аналогичным образом можно делать записи своих ежедневных побед и достижений. Это не только удачные проекты или выступления, но и  завершение небольших дел, умение проявить сдержанность, находчивость в нестандартной ситуации. Каждый день должно быть отражено не менее пяти ваших личных побед – больших и маленьких, значимых только для вас.

Очень полезно во время выявить, что вас утомляет в той или иной деятельности. Проанализируйте, что именно оказывает негативное влияние на ваше желание, что убивает ваш энтузиазм. Это может быть процесс, а возможно и отношения, мучительные тревожные мысли.   Всегда можно внести изменения в процесс, сделать его более увлекательным.

Небольшая «живинка» позволить разгрузить мозг от скуки и монотонности.  Внесите элемент состязательности или развлечения. Для не очень любимых, неприятных  дел мы с внучкой когда-то придумали «рекламную паузу».  Этот прием я использую до сих пор. Правда подходит он больше для домашних дел, но работает безотказно, даже если сильно устала.

  Не забывайте поблагодарить себя за выполненную работу, хотя бы чашечкой кофе.

Если процесс  тормознулся, любимое занятие не радует, статья не пишется, то не мучайтесь угрызениями совести, не пытайтесь ругать себя и призывать к ответственности. Примите это как данность.

Ну, нет желания в данный момент. Все процессы в природе цикличны.  Некоторые спады вполне естественны. Займитесь чем-нибудь другим, есть возможность – отдохните.

  Новые силы дадут новую волну энтузиазма.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?Не стесняйтесь просить о помощи, особенно если объем работ большой и отложить выполнение нельзя. Не забывайте о том, что чужие обезьяны на шее тоже энтузиазма не добавляют.

Ежедневные процедуры, позволяющие поддерживать разум в светлом состоянии, должны стать хорошей привычкой. Как вернуть энтузиазм  зависит только от ваших предпочтений и желаний что-либо изменить в сложившейся ситуации: можете медитировать или молиться, выполнять упражнения по душевной вентиляции или использовать аффирмации, заниматься спортом или же просто гулять по любимым аллеям в парке.

Делайте все, что позволяет поддерживать огонь  энтузиазма, содержать разум в равновесии и получать удовольствие от своей деятельности, от самой жизни.

Источник: http://dobrovira57.ru/put-k-uspehu/kak-vernut-entuziazm

Обучение в музыкальной школе — стоит ли игра свеч

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Обучение в музыкальной школе

Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом.

О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала.

В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Музыкальная школа — сольфеджио

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи.

На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек.

Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Обучение в школе музыки

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея.

Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея.

Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

Источник: http://klementeena.ru/?p=1919

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы, Музыкальный класс

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Любому педагогу приятно работать с учеником, который заинтересован в своих успехах и стремится улучшать достигнутые результаты. Однако практически у каждого ребёнка наступает период, когда он хочет бросить занятия музыкой.

В подавляющем большинстве случаев подобное наблюдается на 4-5 годах обучения. Часто ситуация ухудшается и позицией родителей, которые с удовольствием свалят вину со своего чада на «некомпетентного» учителя.

Иногда стоит напомнить себе, что ученик – это далеко не взрослый в миниатюре. Он пока до конца не может осознать и оценить то, что с ним происходит. А происходит постепенное вливание во взрослую жизнь, которое неизбежно влечёт за собой определённые обязанности.

Читайте также:  Секрет гениальных скрипок страдивари

По большому счёту, до этого момента все с ребёнком играли, подстраиваясь под его желания и особо не нагружая. Теперь же начались требования. Увеличилась нагрузка и объём домашних заданий в общеобразовательной школе.

Добавились дополнительные уроки в школе музыкальной. Да и сама программа становится труднее. Надо больше времени проводить за инструментом.

От ученика ожидается улучшение техники игры, и репертуар произведений также усложняется.

Всё это внове для ребёнка и наваливается на него неожиданным грузом. И этот груз кажется ему неподъёмным. Вот и нарастает постепенно внутренний бунт. В зависимости от темперамента ученика он может принимать разные формы. От нерадивости в исполнении домашнего задания до прямого конфликта с преподавателем.

Чтобы предупредить конфликтные ситуации с родителями учеников в будущем, будет мудро с самого начала рассказать о том, что однажды юный музыкант заявит, что дальше учиться не хочет, ему всё наскучило, и он видеть инструмент не желает. Также заверьте их в том, что этот период кратковременен.

Да и вообще, на протяжении учёбы старайтесь поддерживать с ними живой контакт. Видя вашу заинтересованность, они будут более спокойны за своего ребёнка и не станут спешить ставить под сомнение вашу профессиональность в случае возникновения острого проблематичного периода.

Какие конкретные практические шаги могут помочь разжечь угасающий энтузиазм в ученике?

  1. Не игнорируйте начинающуюся апатию. По сути этим должны бы больше заниматься родители, однако реальность такова, что они с удовольствием предоставят вам выяснять настроение и состояние ребёнка.
  2. Заверьте ребёнка в том, что и другие прошли через такое же. Если это уместно, поделитесь собственным опытом или приведите в пример других учеников или даже музыкантов, которыми он восхищается.
  3. По возможности позволяйте ученику участвовать в подборе репертуара. Ведь разучивать произведения, которые понравились именно ему намного увлекательнее.
  4. Подчёркивайте то, чего он уже достиг и ободрите в том, что, приложив немного усилий, он добьётся ещё больших высот.
  5. И не забывайте отмечать не только моменты, которые необходимо исправить, но и те, которые у него получились хорошо.

Эти нехитрые действия сберегут нервы вам и поддержат вашего воспитанника.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-vernut-entuziazm-ucheniku-muzykalnoj-shkoly-muzykalnyj-klass

Как вернуть энтузиазм ученику школы?

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?     Как вернуть энтузиазм ученику школы?

Любому учителю приятно работать с учеником, который заинтересован в своих успехах и стремится улучшать достигнутые результаты. Однако практически у каждого ребёнка наступает период, когда он хочет бросить занятия музыкой. В подавляющем большинстве случаев подобное наблюдается на 4-5 годах обучения. Часто ситуация ухудшается и позицией родителей, которые с удовольствием свалят вину со своего чада на «некомпетентного» учителя.

ПОНЯТЬ РЕБЁНКА

 Иногда стоит напомнить себе, что ученик – это далеко не взрослый в миниатюре. Он пока до конца не может осознать и оценить то, что с ним происходит. А происходит постепенное вливание во взрослую жизнь, которое неизбежно влечёт за собой определённые обязанности.

По большому счёту, до этого момента все с ребёнком играли, подстраиваясь под его желания и особо не нагружая. Теперь же начались требования. Увеличилась нагрузка и объём домашних заданий в общеобразовательной школе. Добавились дополнительные уроки в школе искусств. Да и сама программа становится труднее.

Надо больше времени проводить за инструментом. От ученика ожидается улучшение техники игры, и репертуар произведений также усложняется. Всё это внове для ребёнка и наваливается на него неожиданным грузом. И этот груз кажется ему неподъёмным. Вот и нарастает постепенно внутренний бунт.

В зависимости от темперамента ученика он может принимать разные формы. От нерадивости в исполнении домашнего задания до прямого конфликта с преподавателем.

 КОНТАКТ С РОДИТЕЛЯМИ

Чтобы предупредить конфликтные ситуации с родителями учеников в будущем, будет мудро с самого начала рассказать о том, что однажды юный музыкант заявит, что дальше учиться не хочет, ему всё наскучило, и он видеть инструмент не желает.

Также заверьте их в том, что этот период кратковременен. Да и вообще, на протяжении учёбы старайтесь поддерживать с ними живой контакт.

Видя вашу заинтересованность, они будут более спокойны за своего ребёнка и не станут спешить ставить под сомнение вашу профессиональность в случае возникновения острого проблематичного периода.

ПОХВАЛА ОКРЫЛЯЕТ

 Какие конкретные практические шаги могут помочь разжечь угасающий энтузиазм в ученике? Не игнорируйте начинающуюся апатию. По сути этим должны бы больше заниматься родители, однако реальность такова, что они с удовольствием предоставят вам выяснять настроение и состояние ребёнка.

Заверьте ребёнка в том, что и другие прошли через такое же. Если это уместно, поделитесь собственным опытом или приведите в пример других учеников или даже музыкантов, которыми он восхищается. По возможности позволяйте ученику участвовать в подборе репертуара.

Ведь разучивать произведения, которые понравились именно ему намного увлекательнее. Подчёркивайте то, чего он уже достиг и ободрите в том, что, приложив немного усилий, он добьётся ещё больших высот.

И не забывайте отмечать не только моменты, которые необходимо исправить, но и те, которые у него получились хорошо. 

Источник: https://dshi2zhlobin.schools.by/pages/kak-vernut-entuziazm-ucheniku-shkoly

Преодоление сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы

  • Методическая разработка «Преодоление сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы».
  •      Целью работы является повышение профессионального уровня учащихся через овладения методами преодоления сценического волнения.
  •      В задачи моей разработки входит:

1.

Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка через воспитание концертно-исполнительских навыков.

2. Снятие эмоционального напряжения и повышение стрессоустойчивости не только до и во время эстрадных выступлений, но и в обыденной жизни посредством овладения определенными приёмами психофизической помощи.

3. Воспитание умения анализировать своё физическое и психическое самочувствие до, во время и после публичных выступлений.

У многих теоретиков музыкально-исполнительского искусства есть интересные моменты, связанные с вопросом преодоления сценического волнения, но наиболее развёрнуто и открыто к этой теме подходит Г.М. Коган. Интересны очерки Г.М.

Цыпина, анализирующего природу эстрадобоязни и пути решения этой проблемы. «Вопрос о том, как готовиться к публичному выступлению интересует многих педагогов и учащихся.

Дать общий рецепт очень трудно, учитывая разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств учеников» пишет Нейгауз.

     Удачное выступление складывается:

  1. Из уверенного знания концертной программы;
  2. Умения самому себе помочь овладеть приемами психологической помощи;
  3. Поддержки педагога, родителей.

     Эту схему можно дополнять на усмотрение преподавателя. Главное, дать понять и показать, что «всё в твоих руках и всё создаёшь ты сам».

     Если говорить о причинах волнения, мне хотелось бы остановиться на трудах Когана, цитаты из которых мы обсуждаем с учениками:

  • «Корень волнения – неотступные мысли о себе»;
  • «Если ты панически волнуешься за себя – значит, ты недостаточно взволнован той пьесой, которую играешь»;
  • «Сосредоточенность на том, что нужно сделать, на задачах, на исполняемом произведении – вернейшее средство забыть о себе».

     1. Поэтапность в достижении оптимального концертного состояния необходима для особо тревожных, нервничающих детей. Наиболее простой педагогической задачей является создание для учащегося благоприятных условий на репетициях и на сцене во время выступления.

     Цель этих действий — дать возможность ученику почувствовать себя на сцене «свободно», помочь ему адаптироваться, развить навыки хорошего самочувствия на сцене.

     Если выступление получилось неудачным, задача преподавателя найти какой-нибудь положительный момент, повысить самооценку учащегося. Если выступление удачное, то постараться его запомнить и перед выступлением вспоминать, погружаться в чувства удачи и успеха.

     2. Прием «Перенос значимости выступления на окружающих людей». То, что лучше апеллировать во время выступления не ко всей аудитории, а к какому-то одному, «своему» слушателю — иногда реальному, а иногда придуманному подчеркивали многие мастера сцены.

     Цель этого приёма – раскрыть значимость усилий выступающего для окружающих его людей.

     3. Приём «Три круга внимания Станиславского». К. Станиславский разделил пространство внимания на три круга: малый, средний и большой. Задача этого упражнения научиться удерживать своё внимание в каждом из кругов.

Первый — в этом пространстве существуют только музыка, исполнитель и инструмент. Второй круг — исполнитель, концертмейстер, педагог, всё, что находиться на сцене. Третий круг — весь зрительный зал.

Задача репетиций в данном случае — фиксировать ощущения в каждом круге, тренировать внимание в каждом из них.

     4. Один из самых распространенных приемов психологической подготовки — это всем известное «обыгрывание» концертной программы, делать это нужно как можно чаще, чтобы «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое приятным».

     5. К этому приему примыкает прием — игра перед воображаемой аудиторией, цель этого приема проверить степень внимания сценического волнения на качество исполнения.

     6. Следующий прием – «ролевая подготовка», смысл этого приёма заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед концертным выступлением начинает играть роль человека уверенного в себе, этот прием называется терапией при помощи образа.

     7. Следующий приём психологической подготовки — «Здесь и сейчас». Задача этого приёма — полное погружение в произведение с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль во время игры не посетила исполнителя. Такое погружение происходит при следующих упражнениях:

  • Пропевание без поддержки инструмента;
  • Пропевание вместе с инструментом;
  • Пропевание про себя;
  • Пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
  1.      В этом упражнении, рекомендованном Петрушиным, слуховые двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать в единстве.
  2.      Одна из задач упражнения — терпеливое проигрывание произведения от начала до конца с полным контролем каждого звука.
  3.      8. Освоение некоторых психофизических приемов, вполне доступных детям любого возраста, так же может помочь в овладении оптимальным концертным состоянием:
  • Нормализация дыхания;
  • Мышечная релаксация;
  • Словесно-образные внушения.
Читайте также:  Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

     Задача преподавателя — помочь ребёнку овладеть этими приемами, научить его контролировать своё состояние и уметь помочь себе в трудной ситуации.

     Один из приемов самовнушения «предсонное самовнушение» смысл приема заключается в том, что при расслабленных мышцах и спокойном ровном дыхании мысленно проигрывать ситуацию публичного выступления, во всех деталях представить обстановку, настроить себя на верный успех.

9. Приём «Выявление потенциальных ошибок». Для обнаружения возможных ошибок В.Петрушин предлагает несколько приемов:

  • Завязать глаза и в медленном темпе сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным.
  • Игра с помехами и отвлекающими факторами (включить телевизор).
  • Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения и начать играть в полную силу.
  • Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний и при учащении пульса начинать игру.

     Выявленные ошибки устраняются при проигрывании программы в медленном темпе.

     Психологи советуют для формирования большей целеустремленности и тщательной подготовки к выступлениям выражать письменно свои мысли.

     Вопросы для самоотчета перед выступлением В.А. Петрушина:

  1. Что вы чувствовали, думали и делали накануне вашего удачного выступления и перед самым выходом на сцену?
  2. Умеете ли вы целенаправленно создавать у себя оптимальное концертное состояние (ОКС) ?
  3. С помощью каких приемов вы этого достигаете?
  4. Кто из других людей помогает вам достичь ОКС?
  5. Как часто удается вам выступать в ОКС?
  6. За сколько времени до начала выступления вы чувствуете наступление ОКС?
  7. Является ли ваше ОКС устойчивым? От чего зависит?
  8. Возможно, наилучшее ОКС вы испытывали не на эстраде, но играя в классе, либо в кругу друзей? Опишите это состояние.
  9. Если вы редко испытывали ОКС или не испытывали его вовсе, помечайте, каким это состояние могло быть?

     На выступлениях учащихся своего класса преподаватель должен отличаться спокойствием, ровностью и твёрдостью, его поведение не должно выдавать внутреннего напряжения, ему следует вселять бодрость, энтузиазм в сердца своих учеников, для них быть своеобразным психотерапевтом.

     Преподавателю следует постоянно держать в поле внимания сильно волнующихся. Продумать для них облегченную программу выступлений: выступать в дуэте, в каком — либо ансамбле, поручать маленькое соло, просить переворачивать страницы, старших – вести концерт.

     «Вообще, выступая, надо верить в себя, в своё исполнение – иначе играть нельзя. Во время работы будьте суровы к себе, ищите и добивайтесь лучшего.

Но когда подготовка закончена, дата концерта назначена, играющий должен проникнуться убеждением, что его исполнение превосходно, не требует и не допускает никаких изменений и улучшений.

А после концерта отбросьте иллюзии и возьмитесь вновь за придирчивейшую работу над всем, что покажется вам неудовлетворительным в вашем исполнении» — Коган Г.М. «У врат мастерства».

     Список используемой литературы:

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Л., 1998г.
  2. Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (к вопросу об эстрадном волнении) М., 1991г.
  3. Григорьев В. Некоторые черты педагогической системы Д.Ф. Ойстраха. М., 1991г.
  4. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1969г.
  5. Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991г.
  6. Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. М., 1995г.
  7. Леви В.Л. Приручение страха. М., 2002г.
  8. Петрушин В.А. Музыкальная психология. М. 1997г.
  9. Петрушин В.А. Артистизм – это тренировка. М. 1971г.
  10. Струве Б.А. Первые концертные выступления детей и их методика. М., 1952г.
  11. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. С-Петербург, 2001г.
  12. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. М., 1998г.

Автор методической разработки

заведующая струнно-смычковым отделением

МАОУ ДОД «ДМШ № 8» Ракитина Т.Н.

Источник: http://dmsh8perm.ru/articles/152658

Статья "Взаимоотношения учителя и ученика в исполнительском классе музыкальной школы"

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

На протяжении длительного времени сложилась определённая методика обучения в исполнительском классе.

В её основе лежат важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний и навыков, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, воспитание самостоятельности учащихся, их творческой инициативы. Эти музыкально-дидактические принципы обучения общепризнанны, широко апробированы, и использование их даёт в целом положительные результаты.

Однако кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе к концу прошлого века, сказываются и на деятельности музыкальных классов. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, но время вносит в них свои коррективы.

На взаимоотношениях педагога и ученика отражается стремление сегодняшних учеников к большей самостоятельности, самоутверждению, независимости.

В связи с этим традиционные методы преподавания в той или иной мере изменяются, обновляются с учётом требований современности.

В течение долгого времени преобладающим был командно-установочный, директивный, авторитарный метод преподавания. Если говорить о художественно-эстетическом аспекте процесса обучения в исполнительских классах, то основной акцент делался скорее на решении просветительских задач, в то время как воспитательные цели оставались как бы на втором плане.

Особенность педагогики сегодняшнего дня – её гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, «диалогичность». Учащийся становится не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом.

Расширяется и спектр приёмов педагогического воздействия: от вышеназванных авторитарных, императивных – до демократичных, толерантных, либеральных.

Взаимоотношения учителя и ученика могут двух видов – предметно-ролевое и личностное.

При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой области. Деловая информация не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.

При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития.

«Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь всё, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы», – писала известный театральный режиссёр и педагог О.Л.Кнебель [4].

В этом случае учитель помогает ученику войти во всеобъемлющий мир культуры, формирует характер отношения к самому себе, искусству, другим людям, обществу в целом.

По мнению исследователей данной проблемы [6], личностному росту и художественному развитию учащегося-музыканта способствует именно демократический стиль общения, когда учитель признаёт право ученика на собственную точку зрения и не пытается её подавить своим авторитетом. Спорные вопросы решаются на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции.

  • Такой стиль взаимоотношений характеризуется следующими особенностями:
  • — признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;
  • — построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
  • — стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие достоинство насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;
  • — желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;
  • — умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.

В исполнительском классе важно неустанно заботиться о развитии творческой инициативы и воспитании самостоятельности учащегося. Это нашло своё отражение в крылатом выражении Г.Г.Нейгауза о том, что учитель должен учить так, чтобы как можно скорее стать ненужным своему ученику. А.Б.

Гольденвейзер подчеркивал: «Развитие самостоятельности учащихся должно начинаться как можно раньше. Очень вредной педагогической ошибкой я считаю «натаскивание» ученика, когда, проходя с ним какую-нибудь простенькую пьесу, от него стараются добиться всего на свете, выучивая каждый такт, каждую ноту.

Миллион делаемых при этом указаний в состоянии только запутать учащегося. Между тем, чем раньше освободить его от «помочей», тем лучше» [2]. П.А.

Хазанов справедливо отмечает: «Натаскивание – это не только стиль педагогической деятельности, не только комплекс определенных приёмов и способов преподавания; это своего рода позиция в музыкальной педагогике, в межличностных отношениях между учителем и учеником; это выражение некоего педагогического менталитета» [8].

Именно натаскивание формирует определённый профессиональный и психологический облик учащегося, для которого характерны отсутствие инициативы и творческая безликость, и создаёт наибольшие помехи в решении проблемы повышения эффективности самостоятельных занятий учащихся.

Преподаватель, исповедующий в своей работе принципы гуманизма и демократизма, строит свои отношения с учащимися на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения.

Для учителя с большой буквы главным объектом в работе является не столько музыкальное произведение, сколько личность учащегося и проблемы её развития. По мысли Г.Г.

Нейгауза, художественное развитие учащегося означает не только научить его «хорошо играть», но и сделать его «более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким…» [5].

Стиль взаимоотношений с учащимися юношеского возраста необходимо постоянно корректировать в соответствии с их психологическими качествами и свойствами, а также особенностями сложившейся на уроке ситуации. В этой связи должен использоваться широкий, многообразный спектр методов и приёмов учебно-воспитательной работы.

Читайте также:  Как подобрать аккорды к песне?

Особую значимость в этих условиях приобретает индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – всё это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса.

Задачи педагога в этом случае – не только передать ученику определённую сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого, универсального развития молодого музыканта.

Напротив, доминирование авторитарного стиля преподавания, игнорирование либерально-толерантных методов работы наносит серьёзный ущерб эмоциональному климату в исполнительском классе.

Главный смысл деятельности педагога в том и состоит, чтобы создать каждому из своих воспитанников ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения и поверить в себя. Так, А.С.

Белкин пишет: «С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [1].

Успех в учебной деятельности является одним из источников внутренних сил учащегося, который рождает энергию для преодоления трудностей, желание продолжать образование. На основе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы учебной деятельности, меняется уровень самооценки и самоуважения.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Учащиеся юношеского возраста подходят к своему успеху или неудаче аналитически, ищут их корни, пытаются (чаще всего стихийно) прогнозировать свои возможности. В основе ожидания успеха у них лежит стремление утвердить свою позицию, сделать заявку на будущее.

Поэтому по мере развития исполнительских и индивидуально-личностных качеств учащегося приоритет должен отдаваться именно поисково-творческим методам общения.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991. – С. 32.

  2. В классе А.Б.Гольденвейзера. Сборник статей Д.Д.Благой, Е.И.Гольденвейзер. – М., 1986. – С. 29.

  3. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки. – М., 1999.

  4. Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. – М., 1976. – С. 52.

  5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961. – С. 37.

  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997. – С. 301.

  7. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.

  8. Хазанов П.А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано): Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1996. – С. 12.

Источник: https://infourok.ru/statya-vzaimootnosheniya-uchitelya-i-uchenika-v-ispolnitelskom-klasse-muzikalnoy-shkoli-1047004.html

Доклад "Формирование мотивации учащихся детской музыкальной школы к обучению игре на гитаре"

Формирование мотивации учащихся детской музыкальной школы

к обучению игре на гитаре

В.В.Латунов

В настоящее время всё более возрастает интерес обучения игре на гитаре и увеличивается число желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной.

Большой приток учащихся в детскую музыкальную школу должен был бы вызвать рост уровня исполнительского мастерства. К сожалению, уровень игры остается невысоким.

В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игре на гитаре.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие группы. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая группа мотивов связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Под «мотивацией» мы понимаем совокупность побуждений к обучению игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников.

Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей.

Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения. Это связано с тем, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает гитару несерьезным инструментом.

Бытует мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому, большинство детей, приходящих в ДМШ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения.

Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинами.

Стоит также отметить, что в системе отечественного музыкального образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном отделе.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако, не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами.

Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Дети и родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки.

Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладениями навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными.

И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом.

Поскольку мотивация выступает особым «двигателем» в обучении, то ее специальное развитие рассматривается нами как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса.

Считаю, что задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо учитывать как внешние, так и внутренние мотивы, т.е. психологические особенности каждого учащегося.

Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль.

Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий.

Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика.

Кроме того, преподавателям-гитаристам необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары: предлагать им ходить на концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей, посещать концерты организованные ДМШ, а также знакомиться с видео- и аудио — записями выдающихся гитаристов.

Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей, сформировать верное представление о гитаре, как о классическом музыкальном инструменте.

Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.

Список литературы:

  1. Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка»

  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология.

  3. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.

  4. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.

  5. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.

  6. Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. — 2007.

  7. Самохина М. А. Научная методическая работа «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары».- Москва, 2005

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-formirovaniie-motivatsii-uchashchikhsia-dietskoi-muzykal-noi-shkoly-k-obuchieniiu-ighrie-na-ghitarie.html

Ссылка на основную публикацию