Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста?

Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста?Основой музыкального воспитания и развития детей раннего возраста является слушание – восприятие музыки. Особенность организации этого процесса в том, что нельзя включить музыку и уйти. Ребенку нужно узнать не только о чем поется в песенке, но и важна реакция взрослого на звучащую музыку. Если взрослый морщится, услышав классическую музыку, то и ребенок начинает присваивать негативное отношение взрослого к музыке. Необходимо помнить: отношение к музыкальному произведению взрослого становится опытом восприятия музыки для малыша! Поэтому, прежде чем научить ребенка, нужно научиться самим проявлять реакцию на звучащее произведение. То же самое происходит и на музыкальных занятиях, воспитатель – близкий человек для детей, пример и помощник.

Поэтому на музыкальных занятиях в ясельной группе проводником от музыке к ребенку является именно воспитатель и музыкальный руководитель. К тому же, ребенок раннего возраста является самым благодарным и внимательным слушателем и воспринимает все звуки набело, а значит переписать уже ничего нельзя.

Если в первые годы жизни ребенок  слышит от близких брань, крики, то это может стать для него нормой, и впечатления, полученные от слушания музыки в детском саду не смогут заменить тот самый первый жизненный опыт. Такие дети, как правило, негативно воспринимают то, что отличается от мира их семьи.

   

Еще одной особенностью работы с детьми этого возраста является исключения насилия в обучении ребенка танцевальным движениям, играм, хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Иногда приходится наблюдать как мама (бабушка) заставляет ребенка выполнять то или иное движение, которое предлагается, например, в музыкальных разминках.

Когда взрослый человек берет ножку малыша и начинает ставить ее на пятку (элемент танца «Гопачок»). Или рукой ребенка с погремушкой стучит по его ладошке, выполняя упражнение с погремушкой. Или наклоняясь близко к лицу ребенка, начинает демонстрировать ему, как нужно выполнять руками «фонарики».

Это не допустимо! Иначе такое насильственное воздействие может вызвать обратную реакцию! В детском саду воспитатель физически не может подойти к каждому ребенку и управлять им, и ребенок, наблюдая со стороны, что и как выполняет воспитатель и музыкальный руководитель, воспринимает это более осознанно.

Хотя не все дети могут воспроизвести, например, танцевальные движения сразу, должно пройти некоторое время, пока в коре головного мозга произойдет обработка и усвоение увиденного. Как только дома, в спокойной, привычной для малыша обстановке ему представится такая возможность, он обязательно повторит все, что увидел на музыкальном занятии в детском саду.

Встречаются дети, которые пассивны на музыкальных занятиях, а дома напротив, поют и танцуют. Это не повод для беспокойства родителей и педагогов. Если ребенок музыкален дома, то он обязательно проявится и в детском саду, это всего лишь вопрос времени.        Многократность повторения одного и того же материала, будь-то сказка, песенка, потешка, загадка, пляска и т.д.

– это еще одна особенность в работе с детьми раннего возраста. Если взрослые устают от повторений, то малыш чувствует себя вполне комфортно, повторяя знакомую песенку или пляску.

Исполнение понятного, доступного, очень хорошо усвоенного ребенком музыкально-художественного материала вызывает у малыша чувство полного удовлетворения, повышает веру в свои силы, дает ощущение причастности к миру окружающих его взрослых. И об этом должны помнить и педагоги, и родители.

         Для развития голоса и слуха малыша большое значение имеет интонационная выразительность речи окружающих их взрослых. Не даром, в старину, мама прижимала ребенка к груди и пела колыбельные песни. Певческий аппарат ребенка, как бы настраивался во сне и формировался. И для того, что бы ребенок чище и четче воспринимал, а в дальнейшем мог и воспроизвести песню, на занятиях в ясельной группе, большая часть песенного материала исполняется а капелла, аккомпанемент самый ненавязчивый, подключается после усвоения песенки детьми.    

    Руководствуясь этими принципами, родители и  педагоги детского сада могут создать благоприятную почву для взращивания талантливых, музыкально – творческих, чувствующих личностей.

Музыкальный руководитель Семенова Ю.Н.  

Источник: http://mbu128.ru/feed/com_content/108.html

Музыкальные занятия для детей 1-3 лет | Анна Новик

Что говорить родителям

У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.

  • Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
  • К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
  • Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
  • Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
  • Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
  • Наиболее частые вопросы касаются:
  • оптимального возраста для начала таких занятий
  • видов музыкальной деятельности
  • способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.

У всех ли детей есть музыкальный слух?

Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы —  тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.

Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.

С какого возраста?

К  годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.

Виды музыкальной деятельности

Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.

Способы развития музыкальных способностей

Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.

Плюсы музыкального развития в раннем возрасте

Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:

  • улучшается психоэмоциональное состояние
  • развивается слуховое восприятие
  • стимулируется развитие речи
  • развивается кратковременная память
  • увеличивается концентрация внимания
  • активизируются мыслительные процессы
  • совершенствуется координация движений
  • развивается музыкальный слух и голос
  • налаживается вокально-слуховая координация
  • формируются эстетические представления, музыкальный вкус.

Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.

А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?

Источник: https://bestbabyclub.ru/music/

Елькина Анджела Валентиновна » Музыкальные занятия в яслях

  • Музыкальные занятия в ясельной группе
  • Малыш пришел в детский сад совсем недавно, еще не привык к окружающей его обстановке, а тут уже начались занятии, да не простые, а музыкальные… В начале учебного года не только дети, но и педагог переживают так называемый адаптационный период, знакомятся друг с другом, присматриваются, музыкальный руководитель делает все возможное, что бы заинтересовать детей.

Дети только привыкли к своей группе, к атмосфере и обстановке, поэтому целесообразно первую неделю, две, проводить музыкальные занятия в группе, на «своей» территории дети лучше идут на контакт и период адаптации и знакомства проходит для них легко. Как известно, музыка — это самое доступное из всех видов искусств, для детей с самого раннего возраста, едва заслышав музыку, многие дети начинают пританцовывать, подпевать, одним словом откликаться на звучание музыки.

В ясельной группе музыкальная деятельность малышей в основном заключается в звукоподражании, звукоимитации, подпевании, а так же несложные музыкально – ритмические движения (хлопки, притопы, кружение), доступны и очень нравятся детям.

И, конечно же занятия проводятся в игровой, доступной для детей форме, с привлечением различных героев (птичка, зайчик, петушок и т. д.), которые «приходят» в гости на музыкальные занятия, делая их еще более интересными и запоминающимися.

Сентябрь

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические  движения: Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега. Ходить и бегать за воспитателем стайкой.Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием. «Марш» Тиличеевой«Ходим-бегаем» Тиличеевой  «Да-да-да» Тиличеевой   «Солнышко и дождик» Раухвергера
Восприятие музыкальных произведений: Учить детей слушать мелодию веселого, подвижного характера, откликаться на музыку веселую, плясовую. «Ладушки-ладошки» Иорданского
Пение: Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. «Погремушки» Александровой
Развлечение:

Октябрь

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические движения: Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы. «Сон» и пляска» Т. Бабаджан«Побегаем» ТиличеевойПляска» Приглашение» Жубинской «Догони нас, Мишка» Тиличеевой
Восприятие: Учить детей слушать музыку контрастного характера: спокойную и бодрую и т.д. «Баю-баю» Красев, «Праздничная» Попатенко.
Пение: Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. «Бобик» Попатенко«Зайка» обр. Лобачева.
Развлечение:
Читайте также:  Уроки гитары по скайпу, как проходят занятия и что для этого необходимо

Ноябрь

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические движения:  Учит начинать и заканчивать движение точно с началом и концом музыки. Добиваться свободных. Естественных движений рук, высокого подъема ног. Развивать внимание детей. Приобщать детей к элементарным игровым действиям. Вызвать у детей желание  играть в прятки.
  1. «Марш» Соколовский,              «Ножками затопали» Раухвергер, 
  2. Повторение плясок
  3.  «Вот как мы умеем» Тиличеевой                            

 «Где же наши ручки?» Ломова.

Восприятие:  Приобщать детей к слушанию простых песен.  «Серенькая кошечка» Витлин
Пение: Побуждать малышей включаться в исполнение песен, повторять нараспев последние слова каждого куплета. Повторение песен
«Птичка»  Попатенко, 
Развлечение:

Декабрь

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические  движения: Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми.  Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. «Прогулка и сон» (Марш и колыбельная»«Маленький хоровод» ук.н.м. обр. Раухвергера«Мышки и кот» муз. Лоншан-Друшкевичова, авт. Движений Бабаджан
Восприятие: Учить детей малышей слушать песню, понимать ее содержание. «Лошадка Раухвергер,                  «Зима» Красев,
Пение: Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. «Елка» Попатенко«Дед Мороз» Филиппенко
Развлечение: Привлекать детей к посильному участию в празднике. Способствовать формированию навыка перевоплощение в игровые образы. «В гостях у зайки»

Январь

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические движения: Развивать способность детей воспринимать  и  воспроизводить движения,  показываемые  взрослым (хлопать, топать, выполнять «пружинки»). Учить детей ориентироваться в игровой ситуации. Заканчивать движения с окончанием музыки. «Устали наши ножки» Ломова,«Вот как пляшут наши ножки» Арсеева«Прятки с погремушками» любая весёлая мелодия
Восприятие: Учить малышей слушать  веселые, подвижные песни, понимать их содержание. «Машина» Волков,
Пение: Развивать умение подпевать фразы в песне вместе с педагогом. «Паровоз» Филиппенко
Развлечение:

Февраль

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические движения: Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, менять свои движения с изменением характера музыки. Передавать танцевальный характер музыки. Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки. «Мы идем» Рустамова«Прогулка и пляска» две разнохарактерных мелодии«Певучая пляска» обр. Тиличеевой «Прятки» р.н.м. обр. Рустамова
Восприятие: Учить малышей слушать песни бодрого характера, понимать и эмоционально реагировать на их содержание. «Лошадка» Раухвергера
Пение: Вызвать активность детей при подпевании. «Самолет летит» Тиличеевой              «Пирожок» Тиличеева.
Развлечение: Развивать способность детей следить за действиями старших ребят. «Аты-баты, шли солдаты…»
Вид деятельности            Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические движения: Учить детей менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.Передавать танцевальный характер музыки, выполнять движения по тексту.Побуждать детей принимать активное участие в игровой ситуации. «Ноги и ножки» Агафонников,«Приседай» Роомэре«Догонялки» р.н.м. автор движений И. Плакида
Восприятие Внимательно слушать песни веселого, бодрого характера, понимать их содержание. «Солнышко» Иорданский
Пение Развивать умение подпевать фразы в песне, подражая протяжному пению взрослого. «Птичка» Попаnенко,              «Корова» Попатенко.
Развлечение: Развивать у детей умение следить за действиями сказочных персонажей. «Свою маму берегите,  дети!»

                                                                         Апрель

Вид деятельности Репертуар
Музыкально-ритмические движения: Выполнять тихие и громкие хлопки в соответствии с динамическими оттенками музыки. Выполнять простейшие движения с платочком.
Учить детей ходить за воспитателем и убегать от воспитателя.
«Ловкие ручки» Тиличеевой
«Березка» Рустамов «Ой, что за народ?» укр.н.м. автор движений Н.Лец, И. Плакида
Восприятие: Приобщать детей к слушанию песен изобразительного характера. «Дождик» обр. Фере,
Пение: Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя простейшие мелодии. «Корова» Попатенко,
«Петушок» сл. И муз. А. Матлиной
Развлечение:

Май

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
Музыкально-ритмические движения: Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей двигаться с флажками по кругу. Принимать активное участие в игровой ситуации. «Пружинки» р.н.м. обр. Агафонникова«Пляска с куклами» сл. И муз. Н. Граник«Зайчики и лисичка» Г. Финаровского
Восприятие: Учить детей слушать и различать по характеру контрастные пьесы. «В лесу» (медведь, зайка) Витлин
Пение: Учить детей петь протяжно, выразительно простые песенки, понимать их содержание. «Зайка» обр. Лобачева, «Кошка» Александров
Развлечение: Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. «Теремок».

Июнь

Вид деятельности Репертуар
Музыкально-ритмические движения:  «Игра с бубном» Раухвергер,«Калинка» р.н.м.
Восприятие: «В лесу»: «Кукушка», «Зайка», медведь» Витлин, другие знакомые пьесы по выбору педагога.
Пение «Жучка» Кукловская,«Буль-буль» Попатенко.
Развлечение:

.

Это сообщение было написано Воскресенье, Май 26th, 2013 в 22:56 в разделе Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Планирование муз. работы в ДОУ, Ранний возраст, теория и методика. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.

Источник: http://www.2099.ru/2013/05/26/muzykalnye-zanyatiya-v-yaslyakh/

Конспект музыкального занятия в группе раннего возраста «Маленькая птичка»

  • Конспект музыкального занятия в группе раннего возраста
  • «Маленькая птичка».
  • Цель занятия: развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
  • Программное содержание:
  1. Формировать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного характера.

  2. Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.

  3. Закреплять навыки игры на простейших музыкальных инструментах (колокольчиках).

  4. Развивать у детей динамический слух, умение слышать и различать тихую и громкую музыку.

  5. Закреплять танцевальные навыки: «пружинку», кружение вокруг себя, притопы.

Музыкальный репертуар: «Пение птиц» звуки живой природы; «Птичка» Е. Тиличеева; «Ой, летали птички» Е. Макшанцева; «Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеева; «Танец с колокольчиками» Е.Железнова.

  1. Ход занятия:
  2. Дети входят зал и садятся на стулья.
  3. Музыкальный руководитель приветствует детей: — Здравствуйте, дети! (дети здороваются)

— Посмотрите, какое красивое дерево стоит перед вами. Кто же сидит на ветках деревьев? (дети отвечают: птички). Давайте послушаем как поют птички в лесу.

Слушание «Пение птиц»

— Ребята, вы слышите — звучит тихая, спокойная, нежная музыка. Послушайте как красиво поют птички!

Воспитатель вносит птичку (би-ба-бо) и читает отрывок из стихотворения В.А. Жуковского «Птичка» :

  • Птичка летает,
  • Птичка играет,
  • Птичка поет:
  • Чик-чирик, чик-чирик!

— Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Как она поет? (дети отвечают: чик-чирик) Давайте мы с вами споем весёлую песенку про маленькую птичку.

Пение «Птичка» Е. Тиличеева

Воспитатель от имени птички хвалит детей за дружное пение: — Молодцы, ребята, как красиво песню обо мне спели! А теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Музыкальный руководитель: Ребята, птичка с нами хочет поиграть. Давайте и мы с вами превратимся в маленьких птичек, расправим свои крылышки и полетаем с нашей птичкой.

Музыкально – ритмическое упражнение «Ой, летали птички» Е. Макшанцева

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Как вы весело летали, крылышками махали, высоко прыгали, как настоящие птички.

Воспитатель (говорит от имени птички): Ребята, посмотрите, что же я вам принесла? (приносит детям красивую коробку) Как вы думаете что же там лежит? Вам интересно посмотреть?

  1. Воспитатель открывает коробку и достает колокольчики.
  2. Музыкальный руководитель (обращается к детям): Что же вам принесла птичка?
  3. Дети отвечают: колокольчики.
  4. Музыкальный руководитель: Послушайте, как звенит колокольчик. (Музыкальный руководитель показывает, как правильно необходимо взять колокольчик и показывает как правильно надо звенеть колокольчиком)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что колокольчики умеют звенеть тихо, а могут звенеть очень громко. Сейчас я каждому раздам колокольчики и мы с вами поиграем в игру тихо – громко.

Музыкально – дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеева

Воспитатель: Если музыка будет звучать тихо, то мы будем звенеть колокольчиком очень тихо – вот так (показывает, как необходимо звенеть). А если музыка будет звучать громко, то колокольчиком будем звенеть громко – громко (показывает, как громко звенит колокольчик). Но если музыка закончится, то колокольчик мы спрячем в ладошку, чтоб он больше не звенел.

Музыкальный руководитель (хвалит детей): Молодцы, ребята! Какие веселые были у вас колокольчики, как хорошо вы слушали музыку и были очень внимательные.

Воспитатель (говорит от имени птички): Ребята, а давайте с нашими звонкими колокольчиками теперь потанцуем. Выходите все ко мне. (Воспитатель предлагает детям выйти на середину зала и танцевать вместе с птичкой)

«Танец с колокольчиками» Е. Железнова

Воспитатель собирает у детей колокольчики и просит сесть на свои стульчики.

Музыкальный руководитель: Мне так понравилось, как вы танцевали вместе с птичкой. А вам понравилось? (ответы детей)

Звучит музыка «Пение птиц»

Музыкальный руководитель: Ребята, вы слышите – пение птиц? Нашей птичке пора возвращаться домой.

Воспитатель (от имени птички): Мне так понравилось быть у вас в гостях. Вы очень хорошо пели, танцевали, играли. Но мне пора возвращаться домой. До свиданья, ребята!

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте скажем нашей птичке до свиданья! (дети прощаются с птичкой)

Звучит музыка «Пение птиц», птичка улетает.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-muzikalnogo-zanyatiya-v-gruppe-rannego-vozrasta-malenkaya-ptichka-3239057.html

Музыкальное воспитание в детском саду ранний возраст

Задачи музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное воспитание относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной деятельности.

Музыкальное воспитание в детском саду – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека, которое включает целенаправленное формирование личности дошкольника в процессе активной музыкальной деятельности путём воздействия музыкального искусства. Формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

В раннем возрасте творческая активность ребёнка развивается во всех видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и танцах; подпевании попевок, песен. Впоследствии, по мере накопления песенно – танцевального опыта, дети будут учиться самостоятельно применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Музыкальный руководитель обогащает музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями,содействует возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

(2-3 ГОДА)

Дети раннего возраста имеют краткосрочную память, их познавательная деятельность сосредотачивается ис­ключительно в «данный момент». Ребенок видит и по­знает только то, что видит и ощущает. Он не учитывает и не осознает прошлое и будущее, не может опираться ни на чей опыт, поэтому играет, действует, живет «здесь и сейчас».

Ребенок может смеяться и сразу рассердить­ся, если кто-то засмеялся рядом, он может взять игрушку и попытаться забрать другую. Он не может самостоятель­но сделать осознанный выбор каких-то занятий, а дей­ствует сиюминутно, ситуативно. Малыши с трудом вос­принимают все новое (вспомним первые дни посещений дошкольного учреждения).

В то же время маленький ребенок открыт всему, что его окружает, и способен узнавать знакомые предметы, начи­нать действовать (бегать или пританцовывать) под знако­мую мелодию, поскольку для ребенка очень важен процесс восприятия и узнавания уже знакомого.

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радост­ную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движе­ния, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), разви­вать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкаль­ную память, слух. Формирование активности в музыкаль­ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется боль­шой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что проис­ходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег.

Происходят большие изменения в развитии речи и в ум­ственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате раз­вивается произвольное внимание.

Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо од­ном виде деятельности.

Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов му­зыкальной деятельности. Содержание музыкального заня­тия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным.

Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность, что особенно важно для детей с нарушением зрения.

На занятиях органично используются такие виды музыкаль­ной деятельности, как слушание музыки, музыкально-рит­мические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в со­вершенно другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс.

Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная де­ятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Для этого необходима тес­ная работа музыкального руководителя и воспитателя.

В определенные моменты воспитатель имеет возмож­ность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ла­дошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимны­ми моментами и ситуациями (умывание, одевание, сбо­ры на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкаль­ные минутки, используя интересные аранжировки мате­риала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Большое значение для малыша имеет взаимодействие (совместная деятельность) со взрослым, в частности с музыкальным руководителем и воспитателем.

Первоначальные занятия музыкальный руководитель проводит в группе: знакомится с детьми и просто с ними играет, рассматривает игрушки. Детям нужно привыкнуть к новой форме общения и новому человеку. В дальнейшем музыкальный руководитель приглашает детей «в гости», в музыкальный зал.

Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогаща­ет эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспи­танию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, за­поминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, из­менять движения с изменением характера мелодии, эмо­ционально откликаться на музыку.

Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное).

Выра­батывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках.

Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать нож­ками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музы­кально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бу­бен, погремуш-ка, колокольчик и др.).

Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны раз­личия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенно­стями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреж­дение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что есте­ственно в этом возрасте.

Поэтому нельзя предъявлять оди­наковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правиль­но организованной музыкальной деятельности являет­ся ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е.

проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методи­чески грамотно и исходить, прежде всего, от их педаго­гической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празд­ничную атмосферу.

Для них это просто веселая игра, в ко­торой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей.

Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполня­ют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.

Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнако­мых людей рядом всегда стресс.

  • Разделы музыкального занятия в 1-й младшей группе
  • Музыкально-ритмические движения.
  • Развитие чувства ритма.
  • Пальчиковые игры.
  • Слушание музыки.
  • Подпевание.
  • Пляски, игры.
  • Музыкально-ритмические движения
  • Задачи:
  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Развитие музыкального слуха.
  3. Формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки).
  4. Знакомство с элементами плясовых движений.
  5. Формирование умения соотносить движения с му­зыкой.
  6. Развитие элементарных пространственных представлений.

Развитие чувства ритма

Задачи:

  1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.
  2. Уметь маршировать и хлопать в ладоши.

Пальчиковые игры

Задачи:

1.Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

  1. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки.
  2. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки

Задачи:

1.Формирование эмоциональной отзывчивости на му­зыку.

2.Развитие представлений об окружающем мире.

3.Расширение словарного запаса.

Подпевание

Задачи:

  1. Расширение кругозора и словарного запаса.
  2. Формирование активного подпевания.
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.
  4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.

Пляски, игры

Задачи:

1.Формирование активности в играх, плясках.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование элементарных плясовых навыков.

4.Формирование коммуникативных отношений.

5.Развитие координации движений.

Выбор репертуара

Репертуар формируется следующим образом: сборник Н. Ветлугиной, И. Дзержинской, Л. Комисаровой «Музыка в детском саду» (песни, игры, пьесы), сборник И. Каплуновой, И.

Новоскольцевой «Ясельки», которые включают русские народные потешки, прибаутки, колыбельные, пьесы для слушания, в соответствии с возрастом, произведения композиторов – классиков детской песни: Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, М. Раухвергера, М. Красёва, Т. Попатенко, В. Карасёвой.

Используется музыкальный материал современных педагогов – композиторов, работающих в детских садах: Е. Гомоновой, Г. Вихарёвой, М. Картушиной.

Заключение

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в детском саду и в семье через знания о музыке, приобретение умений и навыков. Знания, умения и навыки способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

  1. Эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
  2. Развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, мы приобщаем его к музыкальной культуре, закладываем её основу.
  3. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей.
  4. Цель музыкального воспитания в детском саду: воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.
  5. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения.
  6. Список литературы:

dic.academic.ru›dic.nsf/enc_music/5235/Музыкальное воспитание

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста», соответствует ФГОС ДО, изд. 2-е, дополненное и переработанное, Спб, «Невская Нота»

                                        музыкальный руководитель МБДОУ № 201 Зайцева Ю.А.

Источник: http://mdou201.ucoz.ru/publ/muzykalnoe_vospitanie_v_detskom_sadu_rannij_vozrast/1-1-0-68

Малыши и музыка. Пение. Ясли. Младшая группа детского сада

Малыши и музыка. Пение. Ясли. Младшая группа детского сада

Виктория Александровна ПЕТРОВА

(Виктория Александровна Петрова — один из корифеев отечественной музыкальной педагогики, высокообразованный музыкант, глубоко преданный детям и делу творческий человек. Её хорошо знают и высоко ценят в музыкальном сообществе как уникального специалиста по музыкальному воспитанию детей раннего возраста, развивающего классическое направление Т.С. Бабаджан.

Виктория Александровна является автором книг «Музыкальные занятия с малышами» (1993), «Музыку — малышам» (2001), известной программы «Малыш» и целого ряда статей, посвящённых методике музыкального воспитания детей раннего возраста.)

Пение — одно из основных средств музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Как же поют наши любимые малыши?

«Совсем не поют! Стараюсь, стараюсь — ничего не получается. Может быть, вам и везёт, у вас такие хорошие дети… А мне не везёт, из года в год такой сложный подбор детей… Приходите, посмотрите сами», — говорит музыкальный руководитель Нина Сергеевна.

Идём в ясли-сад к Нине Сергеевне. И сразу — в группу. До начала занятия 15 минут. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель обращается к малышам: «Приведите себя в порядок! Скоро идём в зал, на нас все будут смотреть… Пришли гости».

И далее сплошным потоком: «Серёжа, что ты ищешь под стулом? Аня, только что завязала тебе бант, опять развязала! Боря, почему не сказал бабушке, чтобы пришила пуговицу? Антон, где у тебя носовой платок? На, держи хоть салфетку.

Зина, опять пришла в старых колготках? Посмотри на себя, они висят как гармошка!» И так далее без остановки 12 минут.

  • Осталось 3 минуты до занятия. Воспитатель переходит к «ценным» указаниям:
  • — Слушайте музыку внимательно, ничего подсказывать не буду!
  • — Пока вас не спросят, какая это музыка, не надо ничего про неё говорить!
  • — Галя, ты будешь плясать с Серёжей, смотри за ним!

— Гриша, не пляши по-цыгански! Не надо хлопать по ноге. Пляши как все!

— Когда будете плясать с погремушкой, не придумывайте ничего, а то кто начинает кружиться, кто топать, кто звенеть. Всё делать, как Галя. Она ничего не придумывает!

Указания продолжаются, время идёт, дети сидят…

Как же малыши устали сидеть! Сидеть и ждать, сидеть и покорно выслушивать нравоучения, чувствовать недовольство воспитателя, высказанное всем (и обо всём) и каждому персонально по очереди.

Часть малышей вяло всё терпит, глазки «потухли», на лицах безразличие, апатия. А часть ребятишек, наоборот, перевозбуждены: теребят свою одежду, раскачиваются, ёрзают на стульчиках, пощипывают, подталкивают сидящих рядом детей.

Серёжа ухитрился поцарапать Леночку, куснуть Юру.

Вот в таком физическом и эмоциональном состоянии идут на музыкальное занятие.

Время! Разрешили встать. Со словами воспитателя «Будьте хорошими!» дети пошли в зал. Часть группы медленно поднимается по лестнице (зал на втором этаже) и плетётся по длинному коридору, другая часть бежит с визгом и опасной скоростью. В зале детей встречает музыкальный руководитель Нина Сергеевна (далее — Н. С.

), она предлагает сесть на стулья и немного отдохнуть. Стулья стоят полукругом у фортепиано, почему-то по левую руку сидящего за фортепиано педагога.Сесть на стул — целое событие. Стулья высокие (для старших детей). Подрезать ножки у хохломских стульев не разрешили, и нашим деткам приходится на них влезать. Именно влезать! Наконец уселись.

Ножки малышей не достают до пола, висят.Н. С,: «Здравствуйте, детки! Будем петь». Играет песенку «Бобик» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой). Спрашивает детей: «Какая это песенка?». Дети молчат. Спрашивает ещё и ещё — ответа нет.Н. С.: «Вы же знаете! Мы третью неделю учим эту песенку… Давайте споём!» Но поют лишь музыкальный руководитель и воспитатель.

Галя еле шевелит губами, да Серёжа один раз «гавкнул» громко и от души.

H. С.: «Будем петь ещё». Звучит песня «Пришла зима» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи).

Опять вопрос — «Какая песенка?». Ответа не последовало. Всем предложили «петь дружно». Н, С. играет и поёт, воспитатель, держа перед собой шпаргалку со словами песни, подпевает. Дети не поют, не слушают, сидят безучастно.

Н. С.: «Будем учить новую песенку!». Показывает малышам игрушку-петушка, объясняет, где у петушка гребешок, где хвостик, где глазки, шпоры. Предлагает спеть: «Ку-ка-ре-ку!». Затем исполняет песню «Утро» (муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой), дети не проявляют к ней никакого интереса. Н. С.: «Хотите, я вам ещё спою?» — «Народ безмолвствует».

Н. С. смотрит на гостей — ждёт от них сочувствия и поддержки (дети не поют, а ведь она так «старается»!)

Поможем Н. С. и, возможно, другим музыкальным руководителям избежать ряда ошибок.

1. Итак, мы убедились, что подготовка детей к музыкальному занятию предваряет и определяет весь его ход и результат — вот почему нельзя оставлять без внимания, чем заняты дети до прихода в зал. Помощь воспитателю советами, конкретными предложениями в организации работы с детьми необходима!

2. Петь малыши должны стоя, а не сидя на стульях! Стоять детям надо у фортепиано с правой стороны клавиатуры, иначе они плохо слышат или совсем не слышат мелодию. А вот сидя на стульчиках малыши слушают:

— отдельные изобразительные пьесы, например, «Дождик», «Машина»;

— рассказы, иллюстрируемые музыкой, например, «Игрушки», автор материала Б. Грантовская;

— музыку в игровой форме, например, «Кто поёт песенку?», автор материала В. Петрова;

— песни в исполнении взрослых, рекомендованные для слушания малышами, например, «Ласковая песенка» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи) или «Вот уж зимушка проходит» (рус. нар. мел. в обр. П. Чайковского, сл. Т. Мираджи);

— музыку, исполняемую на различных музыкальных инструментах (флейте, детской арфе и др.).

Слушая музыку, дети сидят на стульчиках по правую руку музыкального руководителя.

3. Педагогу необходимо следовать всем обозначениям в нотном тексте (темп, динамические оттенки, штрихи, педаль) — нельзя ничего упускать! Так, потеря legato, особенно в песнях, вызывает у детей желание подговаривать, скандировать по слогам, а не петь.

Педаль должна быть чистой. Нельзя «размазывать» звук прямой педалью и передерживать её, смешивая тонику с доминантой. Следует играть с запаздывающей педалью, использовать левую педаль (или вообще не использовать педаль).

Аккомпанемент должен быть тот, который записан в нотах, а не свой, наскоро подобранный. Звучать он должен так, чтобы не заглушать мелодию.

Какую музыку слушали малыши на музыкальном занятии Н. С.?

Аккомпанемент песен заглушал мелодию; прямая и бесконечно звучащая педаль «размазывала» все звуки. И вообще, аккомпанемент был свой собственный, так как песни были транспонированы в другие тональности, удобные для голоса Н. С.

Неудивительно, что дети на занятии молчали — такое исполнение не могло им понравиться и никак не стимулировало их к подпеванию.

Далее вы более подробно прочтёте о пении, разучивании новой песни и сами ответите, почему дети Н. С. не поют, не отвечают на вопросы и не хотят слушать новую песню.

Как же поют малыши? Известно, что «большинство детей третьего года жизни исполняют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз» (Бабаджан Т. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967. — С. 53).

Практика работы с малышами показала, что к трём годам они точнее воспроизводят ритмический рисунок песни. Около половины детей группы с небольшими погрешностями исполняют всю выученную песню под музыкальное сопровождение.

Более одарённые дети к трём годам могут чисто спеть всю песенку без помощи взрослых и без музыкального сопровождения.

  1. Музыкальные руководители учат малышей внимательно слушать песню, стараются вызвать у них желание принять участие в звукоподражании, подговаривании, подпевании и пении.
  2. Детей учат:
  3. — петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова;
  4. — вместе начинать и заканчивать пение, петь не опережая и не вторя, выдерживать паузы, слушать вступление и заключение;
  5. — верно передавать общее направление мелодии и ритмический рисунок песни (это по силам детям первой младшей группы).

Не стоит ждать одинаковых успехов в пении у всех детей одной и той же группы

Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/muz-zanyatiya/2640-malyshi-i-muzyka-penie-yasli-mladshaya-gruppa-detskogo-sada.html

Ссылка на основную публикацию