Корнет – краткая история героя духового оркестра

Духовой оркестр — это, группа исполнителей на духовых и ударных инструментах, один из массовых исполнительских коллективов. Подобный состав характерен для военных оркестров. Используется во многих странах мира с древнейших времен. 

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Инструменты духового оркестра

Основная духовая группа

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: 

  • корнеты
  • флюгельгорны
  • эуфониумы
  • альты
  • тенора
  • баритоны
  • тубы

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: 

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Группа деревянных духовых инструментов:

лабиальные язычковые 

лингвальные язычковые 

  • кларнеты
  • саксофоны
  • гобои
  • фаготы

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Группа основных ударных инструментов:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Группа второстепенных ударных инструментов:

  • треугольник
  • бубен
  • литавры

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Используются также джазовые и латиноамериканские ударные:

  • ритм-тарелки
  • конго и бонго
  • том-томы
  • клавес
  • тартаруга
  • агого
  • маракасы
  • кастаньетты
  • пандейра и др. 

Основные группы оркестра, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени Адольфа Сакса, который изобрел их в 40-х годах XIX века. Саксгорны отличаются однородностью мензуры и формой.

Сначала семейство саксгорнов состояло из семи, а затем из девяти разновидностей: от сопранино до субконтрабаса. В музыкальной практике чаще называют три разновидности обычных медных духовых инструментов:

Корнет – краткая история героя духового оркестра Корнет – краткая история героя духового оркестра Корнет – краткая история героя духового оркестра

Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время эта группа обычно именуется — основной медной группой.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Деревянная группа

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов:

  • флейты
  • кларнеты (с их основными разновидностями)

в большом составе также:

Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты и кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон, например: мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх.

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты: 

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является звуковысотный фактор: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения.

Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

  • Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны и трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.
  • Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».
  • Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.
  • Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника и ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования и подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

  1. Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

  2. Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

  3. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.
  4. В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.
  5. Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi

Источник: http://tubastas.ru/orchestra/wind-band

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Пропустить и перейти к содержимому Корнет – краткая история героя духового оркестра

Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре. В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом.

Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона, в Средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.

Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника — деревянный корнет (цинк). Цинк — это немецкое название корнета.

Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе. А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого — восемнадцатого веков.

Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом.

До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента.

Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность.

Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки.

Корнет-а- пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля. Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями.

В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан.

К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи.

Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба».

Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши. Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время.

Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было.

У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции.

Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне. В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М.

Горький «Зрители».

Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии.

Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет — это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна.

Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать — это эхо — корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке. Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов.

Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо. Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо -корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания.

Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»). Изготавливались эти эхо — корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes».

Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо — корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.

Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета — труба в виде конуса с широким углублением.

На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание. У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции.

Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть.

Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра. Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации.

В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Музыкант выдувает воздух, и тот, накапливаясь посреди корпуса, начинает колебательные движения. Здесь и зарождается уникальный звук корнета.

При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации. Корнет является среднетональным инструментом.

Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче.

Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое. Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе.

Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер.

В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.

(1

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=799

Корнет

Корнет – краткая история героя духового оркестра

Корнет (итал. cornetto — рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons — рожок с пистонами) — духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами.

Устройство, применение

Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

Корнет — обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Происхождение, история

Корнет произошёл от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает большими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба.

Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»).

Один из самых знаменитых сольных номеров корнета — Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В ХХ веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Видео: Корнет на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Источник: https://eomi.ru/brass/cornet/

Духовой оркестр

Корнет – краткая история героя духового оркестра

  • Пьянящим звуком воздух городской
    Хмельно наполнен, как бокал вина,
    Давал концерт оркестр духовой,
  • И пели с ним и солнце, и весна…
  • Духовой оркестр — это группа музыкантов — исполнителей на медных и деревянных духовых и ударных инструментах.
  • Духовые оркестры давно завоевали сердца слушателей своей яркостью, динамизмом, зрелищностью, да и репертуар их легко узнаваем и понятен каждому — это марши, вальсы, переложения народных мелодий, эстрадных композиций.

*

Немножко истории

Еще в глубине Средневековья появились военные духовые оркестры — военные подразделения, исполнявшие духовую музыку, в русских войсках — с 14-го века.
Инструменты этих оркестров — трубы, бубны, литавры, барабаны (набаты).

Но настоящими оркестрами они, конечно, еще не были! О настоящих духовых оркестрах в современном понимании в Европе можно говорить с 17-го века, в России с конца 17-го — начала 18-го века, это были армейские полковые оркестры. В 17-м веке в военных оркестрах появились гобои, фаготы.

Но только с появлением в оркестрах в 18-м веке кларнета военная музыка стала мелодичной. В 19-м веке в военных оркестрах появились валторны и тромбоны.

Наполеоновские войны, когда потребовались большие духовые оркестры и для военных целей, и для народных торжеств, стали порой расцвета духовой музыки, это время появления гражданских духовых оркестров.

Духовые оркестры того времени играли либо военную музыку, в основном марши, либо садовую музыку для народных гуляний, чаще танцевальную. В то время композиторы не писали музыки для духовых оркестров, приходилось делать переложения симфонической музыки.

Если в опере требовались духовые инструменты, то, как правило, это был ансамбль (Банда) труб, тромбонов и валторн. Но в двух операх играл духовой оркестр в полном составе — в «Аиде» Верди и «Князе Игоре» Бородина (оркестровано Римским-Корсаковым).

Первым произведением, cозданным специально для духового оркестра, считается Сюита № 1 Густава Холста, написанная в 1909 году.

В 20-м веке музыку для духового оркестра писали уже многие композиторы.

Выступления военных духовых оркестров — это настоящий праздник — сверкающие медью трубы, нарядные мундиры, ритм ударных, красочное дефиле

На видеоролике ниже — полная запись плац-концерта курсантов московского музучилища в Александровском саду, концерт превосходный — впечатляет мастерство, красочность зрелища и озорство, задор молодых музыкантов, но учтите, концерт длится 20 минут!

Инструменты духового оркестра

  • Деревянные — флейта, гобой, кларнет, фагот, cаксофон.
  • Медные — труба, валторна, тромбон, туба, альт, тенор, баритон, корнет.
  • Ударные — малый барабан, большой барабан, тарелки, литавры, бубен и тамбурин, деревянная коробочка, треугольник, ксилофон и металлофон.

Эти три класса инструментов подразделяются на группы, но их мы рассматривать не будем, чтобы не утомлять читателя излишними подробностями.

Cостав современного духового оркестра:

Бывают духовые оркестры, состоящие из одних медных инструментов, и смешанные, состоящие из всех групп инструментов.
Современный духовой оркестр смешанного типа бывает трех основных видов:

  • малый — 20 исполнителей,
  • средний — 30 исполнителей,
  • большой 42–56 и более исполнителей.

В состав большого духового оркестра входят:

Деревянные инструменты — флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот).
Медные инструменты — валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, тубы.
Ударные инструменты.

В цикле очерков мы рассказали вам о нескольких инструментах медной группы — трубе, валторне, тубе и тромбоне, о деревянных инструментах -гобое, флейте, саксофоне, о лучших музыкантах-исполнителях на них.
Есть очерк о исполнителе соло на ударных Тарасове.

  1. Нет плохих и неинтересных инструментов — талантливые музыканты прекрасно играют на своем инструменте. Если вам не нравятся звуки какого-либо инструмента, не спешите делать выводы о том, что плох инструмент, возможно, вы слушали, как играют Дети Мухи, способные испортить впечатление от лучшего из инструментов…
  2. У инструментов, как у людей, разные судьбы, одним везет — для них пишут композиторы, им не приходится доказывать свое право солировать, другим это право приходится завоевывать, когда на этом инструменте играет большой Мастер, он талантом и трудолюбием завоевывают право своего инструмента на соло, как это право было завоевано для трубы Тимофеем Докшицером.
  3. Российская фортепианная и струнная школы давно славятся во всем мире, хуже было с духовыми, но сейчас многое изменилось!

Вот что говорит по этому поводу лучший гобоист России Алексей Уткин:
«Мы все-таки развиваемся! И наши духовики — уже наша гордость. Сейчас очень много российских исполнителей на духовых инструментах, прошедших стажировку у мэтров европейского и американского духового исполнительства, работают в лучших оркестрах мира, регулярно побеждают на международных конкурсах за рубежом».

  • В Москве традиционно в первых числах сентября на Красной площади бывает великолепное зрелище — фестиваль духовых оркестров мира «Спасская башня», мы посвятили фестивалю репортажи с эксклюзивными фото и видео.
  • В городском саду играет
    Духовой оркестр.
    На скамейке, где сидишь ты,
  • Нет свободных мест.

Эти строки из песни, написанной еще в 1947 (музыка М.Блантера, стихи А.Фатьянова) — примета ушедшего времени, грустно, но это так!

В наше время услышать духовой оркестр в парке — большая удача, зато есть великолепные фестивали, малые оркестры чаще радуют живой музыкой на корпоративных вечеринках, большие — в концертных залах.
Времена изменились, но духовые оркестры живы!

Валерия
31. 03. 2013

*Автор эпиграфа Виктор Д

Источник: http://korostishevsky.org/?p=3781

Классный час "Зарождение и развитие духового оркестра"

~~Зарождение и развитие духового оркестра   Бельков Юрий Александрович

      Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра,           его формированием и развитием.       Задачи: • 1.Формирование духовно-нравственной культуры учащихся,  высокой  гражданственности и патриотизма.                                                      • 2. Повышение интереса к профессии музыканта.

• 3.Формирование компетенций коллективного исполнения произведения. 

       Оборудование: компьютер, стенд            Оформление: фотографии выступлений учащихся класса.            Музыкальное оформление:                     1. Марш Радецкого (аудиозапись)                     2. Видеоклипы военного парада, из кинофильма «Весёлые ребята»

                    3. В. Рунов «Первомайский марш»

Ход классного часа

         Музыку часто сравнивают с морем,  говоря о ней: «Море звуков».

И правда, если проследить тече-ние всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музы-кальному морю, имя которому оркестр. Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок.

Попросту го-воря —  это «хор» музыкальных инструментов. Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.

Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это  площадка, на которой располагался  древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Как говорится, с бору по сосенке.

Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт.

Звали его уважительно – ко-рифей. А в наше время – это дирижёр.

  —  Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (ответы детей)

       Дирижёр с французского управлять, руководить. В средние века они назывались по-разному – ма-гистры, проценторы, канторы. Символом их высокого положения служил тяжёлый, искусно отделанный жезл. В конце средних веков этот жезл превратился в важного помощника дирижёра – батуту, прообраз дирижёрской палочки.

Правда, на палочку она была мало похожа – это была массивная, длиной около метра палка. Поначалу батутой отсчитывали ритм ударами. Прошло время и вместо батуты стали использовать свёрнутые в рулон ноты или даже носовой платок. Было время, когда дирижёр руководил оркестром, играя на скрипке или клавесине.

И вот в начале 19 века сложилось понятие дирижёра, близкое нашему. Но в то время он ещё стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому он стоял спиной к оркестру и руководил им, не видя музыкантов. Это, конечно, было неудобно. Революцию в этом деле совершили Ф.

Мендельсон и Р. Вагнер, впервые решившиеся повернуться во время концерта лицом к оркестру. — Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (ответы детей)           Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно.

         ( видеофрагмент из кинофильма «Весёлые ребята»)         

          Постепенно название площадки «орхестра», где располагались хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов. В настоящее время оркестром мы называем коллектив музыкантов с раз-личными инструментами, назначение  которого – исполнять музыкальные произведения, созданные для оркестра.

  • — Ребята, а какие виды оркестров вы знаете? (ответы детей)
  • Существуют оркестры  симфонические, камерные, духовые, оркестры народных инструментов и дру-гие.

         Сегодня мы познакомимся с историей зарождения духового оркестра.         1-й ученик:  Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Раз-личными  сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага.

А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей — необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача — лишь воинский символ.

Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».          2-й ученик:  Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований.

Духовые оркестры  создавались, главным образом, для использования в войсках, с це-лью игры в походах и в военных церемониалах.

         В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получив-шие название полков Преображенского и Семёновского.

В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой служ-бы.

С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.

        Духовой  оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая.         Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:

корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы.  Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

        Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент военного парада на Красной площади в Мо-скве.

                        А сейчас проведём небольшую  викторину.     1. В каком веке появились первые оркестры?     2. Что означает слово орхестра?     3. Как звали первого дирижёра?     4. Что означает слово дирижёр?     5. Назовите фамилии композиторов, которые повернули дирижёра лицом к оркестру.     6. Какие существуют оркестры?     7. С какой целью были созданы духовые оркестры?

        О том, как разнообразна духовая музыка, какое место она занимает в нашей жизни, очень ярко го-ворит стихотворение  Бориса Слуцкого.

Духовые оркестры на дачных курзалах И на вдаль провожающих войско вокзалах, Громыхайте, трубите, тяните своё! Выдавайте по пуду мажора на брата, И по пуду минора, если боль и утрата. Выдавайте, что надо, но только своё. Ваши трубы из той же, что каски пожарных, Меди вылиты, тем же пожаром  горят.

Духовые оркестры! Гремите в казармах, Предваряйте и возглавляйте парад! Бейте марши, тяжёлые словно арбузы! Сыпьте вальсы весёлой и щедрой рукой! Басовитая, мужеподобная муза Пусть не лучше, так громче Будет всякой другой. Духовое стоит где-то рядом с душевным. Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным.

Выжимайте, как штангу тяжёлоатлеты Тонны музыки плавно вздыматься должны. Космонавтам играйте в минуту отлёта

  1. И встречайте солдат, что вернулись с войны.
  2.         И в завершении  нашего классного часа духовой оркестр школы исполнит

 «Первомайский марш» композитора В.Рунова.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/klassnyi-chas-zarozhdieniie-i-razvitiie-dukhovogho-orkiestra

Магазин музыкальных инструментов Мьюзик-Стор: начинающим и профи!

Интернет-магазин музыкальных инструментов Мьюзик-Стор предлагает поможет выбрать и купить полный спектр музыкальных инструментов и аксессуаров от ведущих мировых производителей:

— Саксофоны, флейты, кларнеты, гитары, духовые, струнные, клавишные, ударные, народные инструменты. Звуковое, проекционное и сценическое оборудование. Микрофоны

Доступные цены. Доставка по России и странам СНГ. Гарантия качества.

Политика нашей компании: лучшие музыкальные инструменты по лучшим ценам!

Мы предлагаем реальные цены. Не является секретом, что на многих сайтах наличие и цены не меняются годами. Мы регулярно обновляем базу и поддерживаем актуальное наличие товара.

Офис нашей компании находится в центре Москвы, недалеко от метро Белорусская.

Вы можете заказать доставку товара или приехать к нам в магазин. Мы так же высылаем музыкальные товары по России и странам СНГ проверенными курьерскими службами экспресс доставки или транспортными компаниями.

Все музыкальные инструменты проходят предпродажную подготовку и тестируются на предмет возможного брака. Покупая у нас музыкальные товары, Вы получаете абсолютную гарантию качества, оптимальное соотношение цена-качество и высококачественный сервис в виде быстрой и удобной доставки и профессиональных консультаций.

В нашем каталоге вы можете выбрать:

— Maxtone, Mercury (USA), Brahner, Vibra (France), Trevor James, Buffet (France), Selmer (USA), Selmer (France), Amati, Roy, Benson, Yupiter, Yamaha, Yanagisawa,P. Mauriat, Pearl, Senkyo, Миадзава и др.

— Ephony, Brahner, Strunal (Cremona), Grand, Karl Heinlich, Hora (Румыния) и др.

  • Гитары (Классические, акустические, электро, электро-акустика, бас, детские):

— Hohner, Adams, Ephony, Amati, Almires, Strunal (Cremona), Colombo, Gibson, Fender, Сlevan, Yamaha, Cuenca (Испания), Manuel, Rodriguez, Caballero (Испания), Martinez (Испания)  и др.

— Brahner, Ludwig, Maxtone, Sabian, Casio, Rolland, Yamaha и др.

  • Клавишные (Синтезаторы, пианино, рояли, цифровые пианино, рабочие станции и др.):

— Yamaha, Casio, Roland, Ritmuller, Weber, W.Hoffmann (C.Bechstein), Petrof, C.Bechstein

  • Если в наличии нет интересующего вас инструмента, мы закажем его и доставим в кратчайшие сроки.
  • Работает комиссионный отдел музыкальных инструментов, в котором вы можете купить бу инструменты по доступной цене.
  • Все инструменты для вашего удобства отсортированы по категориям, вы легко разберетесь в многообразии представленных в нашем интернет-магазине товаров.
  • Менеджеры магазина являются профессиональными музыкантами, заказать музыкальный инструмент или получить консультация вы можете по телефону в Москве:
  • +7 (495) 212-11-06
  • Адрес нашего офиса и шоу-рум магазина музыкальных инструментов:

Москва, м. Белорусская, 3-я улица Ямского Поля, д. 2, корпус 13

Более подробную информацию о времени работы и схеме проезда вы найдете на странице Контакты

Для педагогов, дилеров и постоянных покупателей предоставляются скидки. Возможны и для других категорий покупателей (студентов, пенсионеров и т.д. по взаимной договоренности).

Распродажа! Акции, скидки, подарки для всех!

  1. У вас есть уникальная возможность купить товары в нашем магазине по сниженным ценам.
  2. Получить подарки или бонусы при покупке.
  3. Огромный ассортимент товаров по сниженным ценам!
  4. Специальные предложения для постоянных покупателей, педагогов, студентов и пенсионеров.
  5. Скидки и подарки для всех!
  6. Подробности акции, сроки и дополнительные условия уточняйте по контактным телефонам или мейл.

Источник: http://musik-store.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=118:2014-01-14-08-04-40&catid=5:articles&Itemid=12

Краткая история симфонического оркестра

На протяжении всей своей истории, тысячи и тысячи лет, человечество создавало музыкальные инструменты и объединяло их в различные комбинации. Но только около четырехсот лет назад эти комбинации инструментов сложились в форму уже близкую к форме современного оркестра.

В старину, когда музыканты собирались для игры, они использовали любые инструменты какие были вокруг. Если было три исполнителя на лютне, два на арфе и на флейте, так они и играли. К началу 16-го века, эпоха известная как Возрождение, слово «ансамбль» использовалось для обозначения группы музыкантов, иногда и певцов, которые вместе исполняли музыку или «в ансамбле».  

Композиторы раннего Возрождения обычно не уточняли для какого инструмента они писали партию. Это означало, что партии могли исполняться на любом доступном инструменте.

Но в начале 17-го века в Италии композитор Клаудио Монтеверди выбрал, какие инструменты должны сопровождать его оперу «Орфей» (1607 г.

), и точно указал для каких инструментов написаны партии: пятнадцать виол различных размеров, две скрипки, четыре флейты (две больших и две средних), два гобоя, два корнета (маленькие деревянные трубы), четыре трубы, пять тромбонов, арфа, два клавесина и три маленьких органа. 

Как видно, «оркестр эпохи Возрождения» Монтеверди уже был похож на то, каким в нашем представлении должен быть оркестр: инструменты организованы по группам, много смычковых струнных инструментов, большое разнообразие. 

В следующем столетии (до 1700, время И.С.Баха) оркестр развивался еще больше. Семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель и бас) заменяло виолы, в оркестре эпохи Барокко семейство скрипок было гораздо более представительным, чем виолы в оркестре эпохи Возрождения.

Музыкальное лидерство в оркестре Барокко принадлежало клавишным инструментам, музыканты, игравшие на клавесине или иногда на органе, действовали как лидеры. Когда И.С.Бах работал с оркестром, он сидел за органом или клавесином и руководил оркестром со своего места.

В эпоху Барокко музыкальный дирижер иногда стоя руководил оркестром, но это ещё не было тем дирижированием, которое мы знаем сейчас. Жан-Батист Люлли, отвечавший за музыку при дворе французского короля в 1600 гг., привык отбивать длинным шестом об пол ритм для своих музыкантов, но однажды он случайно поранил свою ногу, развилась гангрена, и он умер! 

В следующем 19-м столетии, времени Гайдна и Бетховена, произошли еще более глубокие изменения в оркестре. Струнные смычковые инструменты стали более важными, чем когда-либо, а клавишные инструменты наоборот ушли в тень.

Композиторы начали писать уже для конкретного музыкального инструмента. Это подразумевало знание голоса каждого инструмента, понимание, какая музыка будет лучше звучать и легче исполняться на выбранном инструменте.

Композиторы стали более свободными и даже авантюрными в комбинировании инструментов для получения более богатых и различных звуков и оттенков.

Первый скрипач (или концертмейстер) руководил исполнением оркестра со своего стула, но иногда ему приходилось давать указания жестами и он, для того, чтобы его было лучше видно, вначале использовал обычный лист белой бумаги, скатанный в трубочку. Это привело к появлению современной дирижерской палочки. В начале 1800-ых композиторы-дирижёры, такие как Карл Мария фон Вебер и Феликс Мендельсон, первыми стали руководить музыкантами, стоя на подиуме в центре перед оркестром. Поскольку оркестры становились все больше и больше, не все музыканты могли видеть и следовать за концертмейстером. К концу 19-го века оркестр достиг размеров и пропорций, которые мы знаем сегодня и даже превышали современные. Некоторые композиторы, например Берлиоз, стали сочинять музыку только для таких огромных оркестров.  

Дизайн, конструкция и качество музыкальных инструментов постоянно улучшались, создавались новые музыкальные инструменты, находившие свое место в оркестре, такие как пикколо (малая флейта) и труба.

Многие композиторы, в том числе Берлиоз, Верди, Вагнер, Малер и Рихард Штраус, стали дирижерами.

Их эксперименты с оркестровкой (искусство распределения музыкального материала между инструментами оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента) показали путь к 20-ому столетию. 

Вагнер пошел ещё дальше, он разработал и изготовил басовую трубу (труба Вагнера), совмещающую элементы горна и трубы, чтобы ввести новый, особый звук в свою бессмертную оперу «Кольцо Нибелунга».

Он же первым из дирижеров повернулся спиной к зрителям, чтобы полнее контролировать оркестр. В одной из своих симфоний Штраус написал партию для альпийского рожка, деревянного народного инструмента 12 футов длиной. Сейчас альпийский рожок заменяют трубой.

Арнольд Шёнберг создал своё произведение «Песни Гурре» (Gurrelieder) для оркестра со 150 инструментами. 

20 век был столетием свободы и новых экспериментов с оркестром. Дирижеры стали полностью индивидуальными персонами и среди них восходили свои суперзвезды. Ответственность возросла многократно, но и признание зрителей тоже. Основа оркестра была такой, как она сформировалась в конце 19-го столетия, и композиторы иногда добавляли или удаляли инструменты, в зависимости от эффекта, который они желали получить. Иногда это была чрезвычайно расширенная группа ударных инструментов или деревянных и медных духовых инструментов. Но состав оркестра закрепился и в основном остаётся постоянным: большая группа смычковых инструментов и небольшие группы духовых, ударных, арф и клавишных инструментов.

После стольких лет это все еще работает!

Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkaya-istoriya-simfonicheskogo-orkestra.html

Духовой оркестр

Духовой оркестр, как показывает его название, состоит из одних «духовых» инструментов и представляет собою полную противоположность «струнному» оркестру, состоящему только из одних смычковых инструментов. Но теперь даже и в этом, казалось-бы, вполне объясняющем суть дела названии есть не мало различий.

Так, например, духовым оркестром в тесном значении слова называется большой или малый смешанный оркестр, составленный из медных духовых инструментов, деревянных духовых и ударных. Просто медным оркестром„ могущим быть так-же «большим» или «малым», называется такой оркестр, в состав которого входят только одни медные духовые инструменты и ударные.

Впрочем, ударные инструменты в «малый медный оркестр», строго говоря, могут и не входить.

Что-же представляет собою «малый медный» духовой оркестр? Его основой является семейство саксхорнов, или флюгелъхорнов — медных духовых инструментов с вентильным механизмом. Эти инструменты в симфонической музыке появляются чрезвычайно редко и, в сущности, представляют собою «собственность» всякого духового оркестра, где часто не очень удачно называются «широко-мензурными» инструментами.

Заказать инструментовку для оркестра

Как известно из истории инструментов, всё семейство «саксхорнов было преобразовано Адольфом Саксом из старинных бюгельхорнов посредством замены клапанов вентильным механизмом.

Все саксхорны имеют коническое сечение, обладают очень ровным звуком и представляют собою полное семейство из семи разновидностей от сопранино до контрабаса включительно. Самое название «саксхорн» было дано этим усовершенствованным инструментам Саксом.

Но это наименование отнюдь не было принято повсеместно и в основном до сих пор сохранилось лишь во Франции. В Бельгии и Англии эти инструменты удержали за собой старое их название — бюгельхорнов. В Германии их зовут флюгельхорнами, а в Италии — фликорнами.

В России эти инструменты первоначально назывались «флюгельхорнами», а спустя некоторое время без достаточных на то оснований их переименовали в «саксхорны».

Итак, это семейство инструментов, иногда с ударными или без них, образует так называемый «малый медный оркестр». Он звучит вполне складно, но немного крикливо и жёстко.

В армии этим составом оркестра пользуются обычно в качестве «оркестра по уставу» и при всяком удобном случае стараются расширить его возможности.

В количественном отношении состав такого «малого медного оркестра» обычно колеблется в пределах десяти, тринадцати или шестнадцати инструментов.

Как уже легко можно было понять из только что сказанного, «малый медный духовой оркестр» представляет собою наименьшую оркестровую единицу и состоит только из инструментов семейства саксхорнов и ударных.

Эти последние в таком составе оркестра представлены обычно малым барабаном и тарелками с большим барабаном, на которых чаще всего играет один исполнитель.

Медная группа малого духового оркестра составлена, как правило, из пяти или, если быть особенно точным, то из шести видов,— корнетов, альтов, теноров, баритона и басов, из которых «второй бас» нередко называется контрабасом.

Все инструменты этого семейства строятся в строго установленных размерах, что совершенно исключает какую-бы то ни было искусственную перемену строя. Это значит, что все инструменты семейства не знакомы ни с дополнительными кулисами, ни, тем более, с кронами.

Итак, первый участник малого медного оркестра — корнет в Si b. На Западе его называют иначе, хотя смысл остаётся неизменным. Объём этого инструмента вполне соответствует современной хроматической трубе и в действительном звучании охватывает две с половиной октавы — от mi малой октавы до si b второй.

Этот инструмент обладает нежной, бархатистой и весьма поэтичной звучностью, значительно менее резкой и избитой, чем корнет-а-пистон, с которым он имеет несчастье быть сходным.

Именно в этом досадном обстоятельстве и скрывается причина того, почему малоосведомленные руководители духовых оркестров изгнали его оттуда и заменили столь обычным для них «пистоном».

Если-бы дирижёры малого духового оркестра подходили к делу более рассудительно, то они, несомненно, могли-бы пользоваться наравне с подлинным корнетом и корнет-а-пистоном. В этом случае, корнет-а-пистон мог-бы завоевать себе почётное место в оркестре и отнюдь не меньшее, чем то, какое он занимает там сейчас.

При таких условиях в оркестре была-бы не одна «звуковая краска», а две — одинаково ценные и богатые, и тогда корнет-а-пистон блистал-бы ещё своим немного открытым звуком.

Но, к сожалению, во многих современных духовых оркестрах корнет-сопрано в Si b, заменили даже не общеизвестным корнетом с пистонами, а самыми обычными «малыми» трубами в Si b. Такая в меру произвольная и малоудачная замена крайне опростила и обеднила звучание духового оркестра именно в этой его части. Она совершенно уничтожила различие в звуковых достоинствах труб и корнетов, выполняющих в оркестре столь различные обязанности,— «фанфарные» у труб и «певучие» у корнетов.

Вторым участником малого медного оркестра оказывается альт в Mi b или точнее — альтхорн в Mi b, звучащий большой секстой ниже написанного.

Он всё ещё несправедливо считается худшим представителем семейства —самым ленивым, убогим и совершенно неспособным к чему-нибудь более значительному и толковому.

Он имеет меньший объём — две полные октавы — от lа большой до lа первой, а три добавочные ступени вверху — si b, si bekar первой и do второй октавы в действительном звучании—возможны, но немного трудны для извлечения.

Источник: https://domifa.ru/dukhovoj-orkestr/224-dukhovoj-orkestr

Ссылка на основную публикацию