Простые аккорды для пианино

Знание строения трезвучий и их «взятия» на клавиатуре фортепиано (равно как и любого другого клавишного инструмента) полезно для любого музыканта. Такая информация пригодится не только для исполнения или сочинения музыки, но и во время активной работы с проектами в рабочей станции в Piano Roll.

Сегодня мы решили рассказать о базовых вещах, которые так или иначе остаются за пределами знаний простых музыкантов. Ниже представлены самые популярные аккорды в современной музыке (вне зависимости от вида инструмента) для пианино и клавишных инструментов.

В качестве тоники (основы) используется звук До, хотя каждый из аккордов транспонируется в любую тональность. Трезвучия сопровождаются схемой аккорда на клавиатуре фортепиано с обозначением звуков.

Септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как для построения минорных аккордов достаточно воспользоваться соответствующей схемой и добавить к ней нужные звуки.

Основные аккорды

Мажор (C)

Простые аккорды для пианиноСхема аккорда До мажор (С).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2016/12/C.mp3

Минор (Cm)

Простые аккорды для пианиноСхема аккорда До минор (Cm).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Аккорды с задержанием

Аккордом с задержанием называется трезвучие или септаккорд, в котором третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвертую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.

Характерной чертой sus-аккордов является факт того, что из-за отсутствия терции в составе трезвучия такой аккорд нельзя однозначно отнести ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.

Мажорный аккорд с задержанием (Csus2)

Простые аккорды для пианиноСхема аккорда До мажор с задержанием на II ступень (Csus2).

Аккорд состоит из трех основных звуков:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Мажорный аккорд с задержанием (Csus4)

Простые аккорды для пианиноСхема аккорда До мажор с задержанием на IV ступень (Csus4).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пауэр-аккорд (C5)

Простые аккорды для пианиноСхема пауэр-аккорда До (C5).

Аккорд состоит из двух звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Септаккорды

Септаккордом называют аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

Простые аккорды для пианиноСхема большого мажорного септаккорда До (Cmaj7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си (B) — большая септима (VII ступень).

Малый минорный септаккорд (Cm7)

Простые аккорды для пианиноСхема малого минорного септаккорда До (Cm7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Малый мажорный септаккорд (C7)

Простые аккорды для пианиноСхема малого мажорного септаккорда До (C7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Уменьшенный септаккорд (Cdim7)

Простые аккорды для пианиноСхема уменьшенного септаккорда До (Cdim7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
  • Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).

Аккорды с добавленными ступенями

Аккорды с добавленными ступенями — это такой вид трезвучия или септаккорда, к которому была добавлена дополнительная ступень.

Мажорное трезвучие с дополнительной IX ступенью (Cadd9)

Простые аккорды для пианиноСхема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) IX ступенью (Cadd9).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорное трезвучие с добавленной XIII ступенью (Cadd13)

Схема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) XIII ступенью (Cadd13).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • A (Ля) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).

Секстаккорды

В классической музыкальной теории (то есть речь идет не только про аккорды для пианино и клавишных, но и для всех музыкальных инструментов) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в современной музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырехзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты, то есть шестой (VI) ступени.

Мажорный секстаккорд (C6)

Схема мажорного секстаккорда До (C6).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень).

Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (C6/9)

Схема мажорного секстаккорда с добавленной IX ступенью или секстаккорда с добавленной ноной (C6/9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Аккорды с надстройками

Помимо более привычных аккордов, состоящих из трех и четырех звуков, существуют аккорды, в чей состав входит пять и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путем последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.

К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени.

Следует заметить и всегда помнить о том, что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу.

Говоря более простым языком, минорный септаккорд всегда остается минорным, вне зависимости от появившихся в его структуре надстроек. То же самое относится и к мажорным аккордам.

Мажорный нонаккорд (C9)

Схема мажорного нонаккорда До (C9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорный ундецимаккорд (C11)

Схема мажорного ундецимаккорда До (C11).

Аккорд состоит из шести звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень).

Мажорный терцдецимаккорд (C13)

Схема мажорного терцдецимаккорда До (C13).

Аккорд состоит из семи звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень);
  • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).

Источник: https://samesound.ru/c/musictheory/72956-common-chords-on-piano-and-keys

Изучаем и играем аккорды на фортепиано

Изучаем и играем аккорды на фортепиано

Простые аккорды для пианино

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразных понятий. Существуют основополагающие музыкальные термины, составляющие не только теоретический, но и практический фундамент.

Понимание термина «аккорд», умение быстро находить и строить подобного рода музыкальные конструкции – вот, что необходимо для быстрого и уверенного изучения музыки. Научиться различать и строить аккорды при игре на фортепиано поможет данная статья.

Читайте также:  Как вести себя в филармонии? 10 простых правил для «чайников»

В ней вы найдете теорию, включающую в себя такие разделы, как разновидности аккордов, их обращения, таблицу аккордов в тональности, а также наглядный материал для лучшего усвоения информации.

Что такое аккорд и какие разновидности аккордов существуют

Аккорд – это одновременное звучание 3 и более звуков различной высоты. Практически ни одно музыкальное произведение, начиная с 17 веков не обходится без применения аккордовой фактуры.

Простые аккорды для пианино

На данный момент времени по количеству звуков различают:

  • Трезвучие
  • Септаккорд
  • Нонаккорд

Каждая разновидность имеет различную конструкцию.

Трезвучие

Трезвучие состоит из трех звуков, расположенных по терциям. В зависимости от сочетания между собой больших и малых терций существует 4 типа трезвучий.

Название Строение Нотный пример Сокращение
Мажорное б3+м3 Простые аккорды для пианино Б53
Минорное м3+б3 Простые аккорды для пианино М53
Увеличенное б3+б3 Простые аккорды для пианино Ув53
Уменьшенное м3+м3 Простые аккорды для пианино Ум53

Каждый звук в аккорде, в данном случае в трезвучии, имеет собственное название:

  • Нижний – прима
  • Средний – терция
  • Верхний – квинта

Простые аккорды для пианино

Септаккорд включает в себя 4 звука, интервалом между которыми является терция.

Название Строение Нотный пример Сокращение Как запомнить
Большой увеличенный б3+б3+м3 Простые аккорды для пианино Був7 Ув53+м3
Большой мажорный б3+м3+б3 ББ7 Б53 +б3
Большой минорный м3+б3+б3 Бм7 М53+б3
Малый мажорный б3+м3+м3 мБ7 Б53+м3
Малый минорный м3+б3+м3 мм7 М53+м3
Уменьшенный м3+м3+б3 Ум7 Ум53+б3
Дважды уменьшенный м3+м3+м3 2ум7 Ум53+м3

Важно запомнить, что название составное: так первое прилагательное обозначает, какая септима большая или малая в основе или какую терцию необходимо достроить, а второе прилагательное показывает, какое трезвучие в основе. Также, как и у трезвучия каждый звук имеет собственное название, первые три полностью совпадают с именованиями в трезвучии, а последний звук называется септимой.

Простые аккорды для пианино

Нонаккорд имеет в конструкции 5 звуков. В данном случае к предшествующим названиям добавляется нона. В музыкальной практике чаще всего используется нонаккорд без квинтового тона.

Простые аккорды для пианино

Обращение трезвучий

Обращение трезвучий – это использование аккордовых нот в другой последовательности. Обращение образуется при переносе нижней ноты аккорда на верх. Так если взять мажорное трезвучие от ноты «до», то получится аккорд: до, ми, соль. Нижняя нота аккорда – это до, переносим ее на октаву выше и получаем первое обращение.

Так были использованы все аккордовые ноты, но изменилась их последовательность: ми, соль, до. Теперь нижней нотой становится «ми». Переносим ее на октаву вверх. Получается аккорд: соль, до, ми – это второе обращение.

Если мы снова перенесем нижнюю ноту, которой является «соль», тогда мы вернемся к исходному аккорду, то есть к трезвучию: до, ми, соль. 

Трезвучия имеют 2 обращения, каждое из которых имеет собственное название:

  • Секстаккорд – это первое обращение трезвучия, название тесно связано с конструкцией, ведь в основе этого аккорда лежит интервал секста. Нижним звуком является терция, а верхним – прима. В сокращении аккорд имеет следующий вид: T6, если изначально – это тоническое трезвучие. Аналогично от субдоминаты и доминанты – S6 и D6.
  • Квартсекстаккорд — это второе обращение трезвучие, название также исходит из конструкции – внутри сексты располагается кварта. Нижним аккордовым звуком является квинта, а верхним терция. В сокращении имеет следующий вид: T64, если изначально трезвучие строилось на первой ступени в тональности. 

В таблице указано строение аккорда, в скобках написано сокращенное обозначение.

Трезвучие Секстаккорд Квартсекстаккорд
Мажорное б3+м3 (Б53) м3+ч4 (Б6) ч4+б3 (Б64)
Минорное м3+б3 (М53) б3+ч4 (М6) ч4+м3 (М64)
Увеличенное б3+б3(Ув53) б3+ум.4 (Ув6) ум.4+б3 (Ув64)
Уменьшенное м3+м3 (Ум53) м3+ув.4 (Ум6) ув.4 + м3 (Ум64)

Обращение септаккордов

Принцип обращения септаккордов полностью повторяет обращение трезвучий. Необходимо перенести нижнюю ноту на октаву выше. Если мы возьмем септаккорд: соль, си, ре, фа и перенесем приму, то получится следующий аккорд: си, ре, фа, соль – это первое обращение.

У септаккорда три обращения, каждое из которых имеет собственное обозначение:

  • Квинтсекстаккорд представляет собой первое обращение. Строится на терцовом тоне. Главным отличительным признаком можно назвать образованную секунду, располагающуюся вверху аккорда. Сокращенно обозначается цифрами 56, после названия, например, мБ56
  • Терцквартаккорд – это второе обращение. Строится на квинтовом тоне аккорда. Опознавательный знак – это секунда в середине аккорда. В сокращении обозначается цифрами 43 – мБ43
  • Секундаккорд является третьим обращением. Строится на септиме. Секунда располагается в основании аккорда. Обозначается цифрой 2, например, мБ2

Каждое из обращений имеет собственное строение в зависимости от вида, в таблице можно посмотреть, как строить определенный аккорд.

Название Септаккорд Квинтсекстаккод Терцквартаккод Секундаккорд
Був7 Ув53+м3 Б53+м2 м3+м2+б3 м2+Ув53
ББ7 Б53 +б3 М53+м2 б3+м2+б3 м2+Б53
Бм7 М53+б3 Ув53+м2 б3+м2+м3 м2+М53
мБ7 Б53+м3 Ум53+б2 м3+б2+б3 б2+Б53
мм7 М53+м3 Б53+б2 м3+б2+м3 б2+М53
Ум7 Ум53+б3 М53+б2 б3+б2+м3 б2+Ум53
2ум7 Ум53+м3 Ум53+ув2 м3+ув2+м3 ув2+Ум53

Аккорды в тональности

Все пройденные аккорды можно легко найти в тональности, так как они располагаются на определенных ступенях. Талица поможет быстро ориентироваться и строить необходимый по звучанию аккорд, находясь в конкретной тональности.

Мажорные тональности

Название аккорда вне тональности Название аккорда в тональности Нотный пример в тональности C-dur
Б53 T53, S53, D53
М53 II53, III53, VI53
Ум53 VII53
Ув53 VI53 (гарм. dur)
Був7 VI7 (гарм. dur)
ББ7 T7
Бм7 S7 (гарм. dur)
мБ7 D7
мм7 II7
Ум7 VII7 и II7 гарм.
2ум7 VII7 (гарм. dur)

Минорные тональности

Название аккорда вне тональности Название аккорда в тональности Нотный пример в тональности a-moll
Б53 III53, VI53, VII53
М53 T53, S53, D53
Ум53 II53
Ув53 III53 (гарм. moll)
Був7 III7 (гарм. moll)
ББ7 III7
мБ7 D7 (гарм. moll)
мм7 s7
Ум7 II7
2ум7 VII7 (гарм. moll)

Что такое цифровки?

Цифровка представляет собой логичную последовательность аккордов, которые расположены в соответствии со всеми известными правилами гармонии. При постоянной игре цифровок вырабатываются следующие положительные для музыканта навыки:

  • Повышение точности гармонического слуха
  • Улучшение техники чтения с листа
  • Совершенствование теоретических знаний.

 Приведенная ниже таблица не только помогает лучше находить различные аккорды по ступеням, но и помогает при игре или написании цифровок.

Ступень I II III IV V VI VII
Мажор T53, II2, S64, T7 II53, D43, VII65, II7 T6, III53 S53, II6, II65, D2, S7, VII43. T64, D53, D7, D9-5 VI53, II43, VII2, S6. VII53, VII7, T2, D6, D65.
Минор t53, II2, s64, t7 II53, D43, VII65, II7 t6, III53 s53, II6, II65, D2, S7, VII43. t64, D53, D7, D9-5 VI53, II43, VII2, S6. VII53, VII7, t2, D6, D65.

Пример цифровок:

  1. T53 – S64 – D6 – T53
  2. T53 – S6 – D – T6
  • Цифровки лучше играть в разных тональностях, это улучшает эффективность занятий.
  • Другие разновидности аккордов
  • Кроме трезвучий и септаккордов существуют другие разновидности аккордов, с которыми мы сейчас ознакомимся:
  • SUS4 представляет собой аккорд с задержанием. Особенностью данной музыкальной конструкции является то, что в обычном трезвучии терция повышается на секунду, в результате чего трезвучие: до, ми, соль превращается в аккорд: до, фа, соль. Он не имеет определенного наклонения, в результате чего в музыке создается напряжение.
  • SUS2 также является трезвучием, имеющим задержание. Единственное в отличии от предыдущего варианта, в SUS2 терцовый тон понижается на большую секунду, в результате чего аккорд не имеет определенного наклонения. Из трезвучия: до, ми, соль получается: до, ре соль.
  • Трезвучие с пониженной квинтой часто используется в джазовой музыке для создания колористического эффекта.
  • Кластер представляет собой аккорд, расположенный по секундам. Особенно часто встречается в современной классической музыке.

Изучение аккордов не ограничивается теорией. Больше играйте, слушайте и запоминайте их звучание. Надеемся, что статья была полезной для прочтения. Читайте другие статьи, посвященные теории музыки и совершенствуйте собственные музыкальные способности.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также:  Музыкальные интервалы для любителей сканвордов

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/izuchaem-i-igraem-akkordy-na-fortepiano

Волшебные клавиши

Простые аккорды для пианино

В данной статье вы найдете ноты для пианино(фортепиано) для начинающих. Любимые детские песенки, популярные народные.

Ноты для фортепиано для начинающих

Два веселых гуся

Простые аккорды для пианино

 Как под горкой, под горой

Простые аккорды для пианино

В траве сидел кузнечик

Простые аккорды для пианино

Елочка

Простые аккорды для пианино

Ноты песен для начинающих

Валенки

Простые аккорды для пианино

Виновата ли я

Простые аккорды для пианино

Вдоль по Питерской

Простые аккорды для пианино

Катюша

Простые аккорды для пианино

Вот кто-то с горочки спустился

Простые аккорды для пианино

  • Голубой вагон
  • Еще ноты:
  • Подмосковные вечера
  • Синий платочек
  • Тонкая рябина
  • Ноты для фортепиано
  • Главная

Источник: http://romanovaelena.ru/noty-dlya-fortepiano-dlya-nachinayushhix

Построение аккордов на фортепиано в тональности (Урок 5)

Простые аккорды для пианиноЗдравствуйте, дорогие друзья! Ну вот и настало время почувствовать себя маленькими композиторами и освоить построение аккордов. Я надеюсь, что музыкальный нотный алфавит вы уже осилили.

Обычно следующим этапом обучения игры на фортепиано является зубрежка, которая приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляясь в компании друзей, конечно, могут сыграть довольно трудные произведения, но… при наличии нот.

Подумайте, кто из вас, собираясь в гости, думает о таких вещах, как ноты? Я думаю, никто, ну или очень немногие :-). Заканчивается все это тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.

Метод «обезьянничества» – да-да, я намеренно употребляю это слово, потому что оно отражает суть самой бездумной зубрежки – эффективен только поначалу, особенно при заучивании простых пьес и для тех учеников, у которых много терпения.

Когда же дело доходит до более сложных произведений, то приходится твердить одно и то же часами. Это вполне годится для тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, ведь им нужно в точности выучить каждую ноту великих мастеров.

Но для тех, кто хочет просто для развлечения играть любимые мелодии, это слишком тяжело и абсолютно не нужно.

Вам не нужно играть произведения любимой группы точно так, как они написаны, будто вы играете пьесу Шопена. Вообще-то, почти все авторы популярной музыки даже не пишут сами фортепианные переложения.

Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я прямо сейчас покажу вам, как это делается.

  • Если простую песню вроде темы из к/ф «Крестный отец» опубликовать с аккомпанементом фортепиано, как издают великие хиты прошлого и современности, она могла бы выглядеть так:
  • Простые аккорды для пианино
  • Способов аранжировки темы может быть бесконечно много, один ничуть не хуже другого, среди них можно выбрать любой на ваш вкус. Есть и такой:
  • Простые аккорды для пианино

Обычное фортепианное переложение даже простой темы, похожее на приведенное выше, выглядит достаточно запутанным. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на нотной странице.

Первую строчку называют вокальной партией, потому что ею пользуются певцы, которым нужно знать только мелодию и слова. Эту мелодию вы будете играть правой рукой. А для левой руки над вокальной партией пишут буквенное обозначение аккордов сопровождения. Вот им этот урок и будет посвящен.

Аккорд — это соединение трех или более тонов, которые звучат одновременно; причем расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчинены определенной закономерности.

Если одновременно звучат два тона, их не считают аккордом — это просто интервал.

С другой стороны, если вы ладонью или кулаком нажмете сразу на несколько клавиш фортепиано, то их звучание тоже нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подчинены никакой осмысленной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)

Построение аккордов: трезвучия

Начнем с построения простых аккордов из трех нот, которые называют также трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.

Трезвучие строится от нижней ноты, которая называется основным тоном, последовательным соединением двух терций. Напомню, что интервал терция бывает большой и малой и составляет соответственно 1,5 и 2 тона. В зависимости от того, из каких терций состоит аккорд и определяется его вид.

  1. Сначала напомню вам, как ноты обозначаются буквами:
  2. Простые аккорды для пианино
  3.  А теперь посмотрим, как различаются аккорды.

Мажорное трезвучие состоит из большой, потом малой терции (б3+м3), обозначается в буквенном написании большой латинской буквой (C, D, E, F и т.д.): Простые аккорды для пианино

Минорное трезвучие – из малой, а потом большой терции (м3+б3), обозначается большой латинской буквой с маленькой буковкой «m» (минор) (Cm, Dm, Em и т.д.):

Простые аккорды для пианино

Уменьшенное трезвучие строится из двух малых терций (м3+м3), обозначается большой латинской буквой и «dim» (Cdim, Ddim и т.д.):

  • Простые аккорды для пианино
  • Увеличенное трезвучие строится из двух больших терций (б3+б3), обозначается, как правило, большой латинской буквой с +5 (С+5 ):
  • Простые аккорды для пианино

Основные и неосновные аккорды

Если вы еще окончательно не запутались, сообщу еще одну важную информацию, касающуюся аккордов.

Они разделяются на основные и неосновные. На первое время нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых пишется сопровождение большинства популярных песен.

Основными аккордами считаются те, которые строятся на основных или – другими словами – главных ступенях тональности. Такими ступенями считаются 1, 4, и 5 ступени.

  1. Соответственно неосновные аккорды строятся на всех остальных ступенях.
  2. Зная тональность песни или пьесы, вам не придется каждый раз по-новой высчитывать количество тонов в трезвучии, будет достаточным знать, какие знаки есть при ключе, и можно смело играть аккорды, не задумываясь об их строении.
  3. Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна

Таблица аккордов:

Простые аккорды для пианино

Примеры построения аккордов на фортепиано

Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.

Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.

Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:

Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.

Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.

В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.

Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).

Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.

Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому.

Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете.

Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.

Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их.

Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано.

Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.

Читайте также:  Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)

Время приступать к практике

Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.

Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.

Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.

Я надеюсь, у вас все получится

(14

Источник: https://ProPianino.ru/akkordy-chast-1

Ноты для пианино для начинающих

25-04-2018

Простые аккорды для пианино

И вот вы купили в музыкальном магазине самые простые ноты для пианино или скачали их в интернете, но ничего там не поняли. Черные кружочки, какие-то еще значки, расположенные на линиях, выглядят китайской грамотой. Приплыли. Красивая песня выглядит сложно и скучно. Как же читать эту запись?

Как читать ноты для пианино

Научиться понимать, где какой звук и как читать ноты для пианино, несколько проще, чем на гитаре, например. Сейчас вы это увидите. Но для начала вникнем в основы.

Перед вами пять строк с изящным символом слева. Строки — это нотоносец, на котором располагаются все музыкальные значки.

Простые аккорды для пианино

Символ слева называется скрипичным ключом, он пишется всегда в начале нотоносца и указывает на высоту звуков, которые есть в песне. Грубо говоря, если используется скрипичный ключ, то клавиши мы будем нажимать в основном где-то посередине всей клавиатуры, или в среднем регистре. Ключей в музыке четыре, но сейчас не будем в эту тему углубляться.

Теперь нужно понять, как читать сами ноты. Попробуем запомнить их так, чтобы символы для записи проассоциировались с нужными клавишами. На клавиатуре звуки расположены по порядку До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си (как называются ноты для пианино, вы, скорее всего, знаете с детства). О черных клавишах пока забыли.

«До» первой октавы пишется на приписанной к нотоносцу нижней строчке (их дописывают для более низких звуков). Первая октава на самом деле не совсем первая, находится строго посередине пианино. Нашли «До».

Простые аккорды для пианино

Теперь все остальные по такому же принципу:

Простые аккорды для пианино

Если вам будет очень сложно понять на первых порах, где искать какой звук, сделайте для своих клавиш наклейки с подсказками, которые потом можно легко оторвать. Они не нужны будут вам больше, когда вы выучите пару простых песенок.

Черные клавиши и знаки альтерации

Ноты для игры на пианино для начинающих обычно не содержат произведений с большим количеством знаков альтерации. Тем не менее, иногда вам такие знаки все же будут попадаться, и нужно знать, что они обозначают.

Черные клавиши издают звук, который находится по высоте между звуками соседних клавиш. На письме повышенные ноты обозначают такими знаками альтерации, как диез или бемоль. Ре-диез будет на полтона выше Ре, Ля-бемоль — на полтора ниже Ля.

Простые аккорды для пианино

Бекар отменяет действие знаков альтерации. Здесь мы играли два раза Соль-диез, потом два раза просто Соль:

Простые аккорды для пианино

Вот мы и освоили клавиатуру! Пора браться за песни. Кстати, чтобы лучше разобраться в инструменте, почитайте статью и узнайте, что лучше: пианино или синтезатор.

В нотной записи есть много нюансов, например, размер такта (две цифры возле ключа), ноты разной длительности, сильные и слабые доли, ритм и темп, паузы и многое другое.

Не стремитесь вникнуть во все сразу, с непривычки получится каша в голове.

Лучше найти для начала простые ноты для пианино для начинающих, которые можно сразу сыграть, не прерываясь постоянно на чтение громоздкой теории при каждом непонятном моменте. Изучайте все постепенно, с толком, с чувством, с расстановкой.

Простые ноты для пианино для начинающих

Давайте попробуем понять, как учить ноты для пианино. Для начинающих не нужно браться за сложносочиненные произведения классиков, да и понравившиеся современные композиции дадутся с трудом.

Это вгонит в уныние, и продолжительная возня с поиском каждой клавиши и путающимися пальцами отобьет желание играть вообще.

«Жили-были два гуся» из детских альбомов для дошкольников музыкалки взрослому могут быть скучны, однако не отбрасывайте их.

Детские песни — прекрасные упражнения для того, чтобы набить руку на первом этапе и понять, как играть без ошибок. Потом вы уже легко перейдете к разбору песен, которые вам нравятся, и поймете их без труда. Останется только сыграть.

Обучение с преподавателем хорошо тем, что он неоднократно показывает, как надо играть, и сможет вас поправить.

Но вы можете стать учителем сами себе, если вы скачаете ноты для пианино для начинающих вместе с аудиозаписями.

Так вы прослушаете мелодию в целом и выделите логические части: где начало, развитие, какой кусок более эмоционален. У вас появится некая картинка в голове с вашими собственными ассоциациями.

Когда вы пытаетесь разбирать самостоятельно композицию с листа, то извлекаете разобщенные звуки, которые в мелодию не складываются. Зато за аудиозаписью вы сможете повторять и поправлять себя. Потом вы через какое-то время вникнете в теорию и разберетесь, как самостоятельно считывать с листа ритм и темп.

Как выучить ноты на пианино

Конечно, хочется уметь играть что-то наизусть без костыля в виде листка с нотами. И самому приятно, и близкие похвалят за прогресс. Чтобы нас, разобравшихся во всех нотных перипетиях, наконец уже похвалили за прогресс, придется попотеть над разучиванием. Изучение нот на пианино для начинающих лучше всего превратить в игру.

Вы ведь учили стихи в школе или играли в игру на запоминание, когда сначала надо нажать красную кнопку, затем красную и синюю, красную-синюю-зеленую и так далее, увеличивая последовательность? Принцип примерно тот же.

Возьмем, к примеру, такие легкие ноты для пианино для начинающих:

Простые аккорды для пианино

Здесь подписаны слова, что, во-первых, дает понять, как делить запись на логические части, во-вторых, поможет вам запоминать песню, если вы будете напевать во время игры.

Итак, как выучить ноты на пианино наизусть:

  1. Разберите запись, поймите, как песня играется в целом, пусть пальцы привыкнут;
  2. Сыграйте первый такт, затем повторите то же самое без подглядываний;
  3. Теперь играйте первый и второй такт, то есть запомнить нужно четыре ноты подряд. Повторяйте увеличившийся кусок наизусть, пока не получится;
  4. Третий такт по размеру, как первые два, поэтому выучите его весь отдельно, а потом играйте три такта подряд.
  5. Запоминаем четвертый такт, сыграли все вместе. Ура, вы выучили целую строку!
  6. Тем же способом можно выучить и все следующие строки по очереди, разбираясь с каждой отдельно, а затем играя их подряд.

Не бойтесь нотной записи! Если вы усвоили чтение один раз, то больше его никогда не забудете. Учим ноты на пианино и наслаждаемся игрой!

Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/noty-dlya-pianino-dlya-nachinayushhikh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector