Русские духовные стихи: вчера и сегодня

Как мы уже сообщали, 6 сентября состоится презентация аудиодиска духовных стихов «О святых и праведниках», записанного трио Варвара-Котова — Таисия Краснопевцева — Полина Терентьева. К этой презентации Полина Терентьева подготовила статью — вступление к диску, в котором подробно и красочно рассказывает о духовных стихах, размещенных на диске.

Русские духовные стихи: вчера и сегодня

Духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты. 

Если большинство народных песен (например, плясовая, трудовая, обрядовая, колыбельная, плач) исполняются при определённых обстоятельствах, то духовный стих, не звучавший за богослужением и в то же время не связанный с обыденной жизнью, мог исполняться в совершенно различных ситуациях.

И хотя в бытовании духовных стихов отсутствует строгая регламентация времени и места исполнения, можно выделить некоторые ситуации, в которых звучание их особенно уместно. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Поста, заменяя ими мирские песни.

На русском Севере, во время Четыредесятницы, женщины собирались вместе прясть и за работой пели духовные стихи. Так, вместе с умением прясть и ткать знание этих песнопений передавалось, как правило, по женской линии.

Конечно, стихи звучали на церковной трапезе (не случайно в XVIII-XIX столетиях возникает целый круг стихов и кантов на Двунадесятые праздники), они пелись на поминках, особенно в ХХ веке, когда церковное отпевание было порой просто недоступно. 

Духовные стихи пронизывали повседневную жизнь человека, поддерживая в ней Евангельский свет и христианское мироощущение. Эти песнопения как бы «переводили» подчас сложные церковнославянские богослужебные тексты, пересказывали содержание Писания более привычным языком, приобретая значение своеобразного народного катехизиса. 

Духовные стихи исполнялись людьми различных сословий: крестьянами и горожанами, монашествующими. Но были люди, для которых исполнение духовных стихов было профессиональным занятием — это «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского слова caligae — так называлась прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также и паломники.

Калики известны с XI века, они были паломниками, часто людьми церковными, исполнявшими духовные песни. О них сообщается, что это были люди богатырской силы, грамотные и часто небедные. Лишь значительно позднее образ калики трансформировался в калеку-нищего, исполняющего былины и духовные стихи и зарабатывавшего таким образом себе на пропитание.

Так калеки стали своеобразными преемниками традиции калик.

Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвящённые какому-либо празднику или событию, отражённому в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных мы посвятили этот диск.

Два сюжета на диске связаны с Божией Матерью. Один из них — традиционный стих «хождения Богоматери», а другой — довольно позднее повествование о Покрове Божией Матери («В древние-древние годы»).

Значительную часть диска занимают житийные духовные стихи, то есть песнопения, в которых излагается жизнеописание того или иного святого или какой-либо ключевой момент его жизни. Это стихи о Марии Египетской, св. Варваре, Алексии, человеке Божием, о св. Георгии (Егории), о Борисе и Глебе. Два стиха о св.

Георгии Победоносце, записанные на диске, рассказывают о мучениях святого. А стих «Как пришёл к нам Егорий» связан с крестьянским календарём: на праздник Святого впервые выпасали коров, поэтому в народном сознании ему приписывается роль хранителя домашнего скота.

Стихи о Василии Кесарийском и Николе чудотворце отличаются особым, не житийным содержанием.

Василий Великий, автор проповеди «На упивающихся» и слова «Како подобает воздержатися от пьянства», человек строгой жизни, представляется в стихе раскаявшимся пьяницей. Видимо, создатели стиха были твёрдо убеждены, что такие тексты могли быть написаны лишь на основании горького личного опыта. На диске записан лишь фрагмент стиха, который представлен в этнографической записи.

Стихи о Николе чудотворце выделяются тем, что среди них нет ни одного житийного стиха — чудеса Святителя затмили собой его жизнеописание. На диске представлен интересный и очень редкий пример стиха нищей братии с обращением к святому. В песнопении содержится просьба к Николе найти им подаятеля и покормителя, а христианину-приютителю дать всяческие блага в этой жизни и в грядущей.

Целый ряд стихов посвящён праведным женам: девице, по молитве которой был побеждён Смут — род нечистой силы; Аллилуевой жене — благочестивой женщине, само имя которой происходит от слова «Аллилуия».

В этом стихе причудливо сплетаются мотивы избиения младенцев при царе Ироде и образы старообрядческих «гарей» — массовых самосожжений во времена гонений. Стих подводит слушателя к мысли не бояться смерти ради Христа.

Стих «У купца была девица» также проникнут идеями, поддерживаемыми частью безпоповских старообрядческих общин о грешности брака, поскольку нет священников, которые могли бы совершить таинство венчания.

Стих «У купца была девица» (запад России)

О том, что переживает после смерти праведная душа, повествуется в стихе «На недельке пораненьку». Этот стих — один из редчайших примеров, когда душу утешают и «направляют» её в рай.

Подавляющее большинство стихов с подобным сюжетом имеют ярко выраженный «предупредительный» характер: в них рассказывается, как нерадивая душа попадает в ад, при этом перечисляются её согрешения. Таким образом, стихи эти должны побудить живых к праведной жизни.

Ряд песнопений на диске взят с этнографических записей. Однако текстов духовных стихов сохранилось гораздо больше, чем напевов. Поэтому мы обращаемся и к различным методикам реконструкции напева стиха.

Стихи «Святитель ты же наш отче да Никола» и «Аллилуева жена» были записаны небольшим фрагментом, а продолжение мы находили в тексте подобного содержания и близкого по ритмике. Некоторые стихи распеты заново по изданному тексту, к которому не было записи, так что напев стиха не сохранился совсем.

Такой метод мы применили к стихам о Марии Египетской и «Ты поитель-кормитель нищей братии».

Образ Алексия, человека Божия, отрёкшегося от богатства и избравшего путь странника-нищего, был очень близок носителям духовных стихов — каликам-перехожим. Для них святой был как бы образцом духовной жизни.

Утешение и поддержку находили они в его жизнеописании, поскольку в своей непростой жизни они испытывали те же лишения и невзгоды, что и он. Поэтому стих об Алексии был одним из самых любимых в репертуаре калик-перехожих и сохранился во многих текстовых версиях с различными напевами.

На нашем диске мы представляем триптих, в котором отражены основные фрагменты этого подробного повествования о жизни святого, сочетающий в себе три разных напева и три текстовых источника: мелодия казаков-некрасовцев и текст из собрания Киреевского (по: Бессонов П. А., «Калеки перехожие» вып. I, 1861 г., N29), мелодия духовного стиха дер.

Лобынщина Усвятского р-на Псковской обл. с продолжением текста Бессонова, украинская псальма, последние два куплета взяты из сборника «Кому повем печаль мою» (Верхокамье) и спеты на мотив псальмы.

Хочется привести вдохновенные слова, сказанные о духовных стихах собирателем и исполнителем И.Н. Заволоко:

Деды и прадеды наши, презрев блага земные, все искали: как душу спасти от мирской суеты и прельщений. Все искали Град-Китеж взыскуемый, все стремились, как путники странные, в свой небесный отеческий дом. Исстари повелось, что народ свои думки душевные в стихи, в песню слагал. Себя радовал.

А слагали эти песни калики убогие, что бродили по селам, в степях, по лесам, от цветущих степей докрай Севера, все бродили слепцы перехожие, правду Божию искали и тем людей поучали. (…) И любил же народ певунов перехожих! Соберутся вокруг, и все слушают. А певцы им поют про дела стародавние.

Как начали калики во Иерусалим нарежатися, как Христос дал им имя святое, чтоб его каждый час прославляли. Вот запели про время минувшее, как святые Борис-князь и Глеб были братом своим убиенны. Как Егорий святой на Руси в деле проповеди веры Христовой трудился.

(…) Отдыхает душа, мысли чище становятся, все мирское уносится прочь.  

Источник: https://ruvera.ru/articles/duhovnye_stihi_ispovedalnyiy_janr

Русские духовные стихи: вчера и сегодня, Музыкальный класс

Русские духовные стихи: вчера и сегодня

Часто мы слышим красивые гимны и песни, которые рассказывают нам о давних исторических и мифических событиях, описывают реальных и вымышленных персонажей. В литературном мире эти произведения называют духовными стихами и относят к разряду устного народного творчества.

  • История возникновения духовного стиха датируется временами Киевской Руси, поэтому форма его подачи на протяжении столетий часто видоизменялась.
  • Для того чтоб избежать недоразумений, литературные критики поделили русские духовные стихи на две группы:
  • Многие выделяют еще лиро-эпическую группу, но она больше тяготеет к лирическому направлению.
Читайте также:  Добрый вечер тоби…ноты и текст рождественской колядки

Первые заметки об эпических духовных стихах мы встречаем в культуре Киевской Руси, в летописях. Это были песни-поклонения богам природы, с помощью которых давние славяне благодарили за урожай, просили дождя и спасения во время разгула стихий. Популярными они также были во время празднования дня рождения бога солнца, и воскрешения всего живого от зимнего сна.

После принятия христианства языческие песни запретили исполнять – неповиновение указу грозило смертной казнью. Но вместо них начали рождаться другие произведения, которые воспевали мужество христиан и прославляли Бога. В их основу положены сюжеты с Библии и легенды о деяниях Христа.

Авторами большинства духовных стихов были не только священники, монахи и летописцы, но и простые люди.

С их помощью и родилось еще одно направление этого вида творчества — народный духовный эпос, в котором воспевались подвиги отважных рыцарей, битвы и походы, что увенчались победой с Божьей помощью.

Исполнителями таких стихов были старцы, бездомные калики, паломники по святым местам Царьграда, Иерусалима… В большинстве случаев, исполнители являлись и авторами своих произведений. Читали их под музыку лиры или кобзы громким возвышенным голосом.

Среди наиболее известных русских духовных стихов можно выделить легенды “Голубинной книги”, лирические истории о царевиче Иосафе, об Иосифе Прекрасном . По смыслу они очень напоминали былины, но отличались от них грустным исполнением и прославлением Господа.

Сегодня известны имена только нескольких давних поэтов-песенников: игумен Даниил, архиепископ Антоний, архиепископ Григорий Калека, монах Стефан Новгородец. Все эти люди занимали высокое положение в обществе, поэтому их имена и сохранились.

Рождение лирических духовных стихов припало на XVII-XVIII вв., и развивались они под влиянием русской литературы того времени.

Но, не смотря на то, что за основу всех произведений брался книжный источник (Библия, Евангелия, поучения князей, описания жизни святых, апокрифы) народный фольклор, в скором времени, заполнил и эту нишу.

Когда авторские варианты лирических духовных стихов попадали в народ, то через некоторое время, изменялись до неузнаваемости.

На развитие лирических духовных стихов оказала влияние литература давней Византии и Западной Европы. Среди наиболее ценных образцов этого литературного направления можно выделить лирику о Дмитрии Солунском, Страшном суде, Параскеве-Пятнице .

Уже с XVII века постепенно начинают выдвигаться и ученые-литературоведы, которые занимались изучением русских духовных стихов.

Они также собирали их в различных вариантах, чтобы хронологически упорядочить и сохранить для других поколений. Наиболее полным считается собрание духовных произведений А.П.

Бессонова «Калики перехожие» , которое увидело мир в 1861 году. Заслуживает внимания и гораздо более поздняя книга Г.П. Федотова «Стихи духовные» (1936 г.).

В наше время возродился интерес к данному виду литературной деятельности и в 2009 году, впервые за долгие десятилетия молчания, вышел новый сборник «Отзвуки Небес» , где были собраны произведения современной духовной литературы.

Рождение и становление русских духовных стихов началось сотни лет назад. На протяжении этого времени произведения менялись и трансформировались, но не потеряли свое главное предназначение – прославлять доброе, чистое и праведное в нашей жизни.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/russkie-duxovnye-stixi-vchera-i-segodnya-muzykalnyj-klass

Коллектив авторов — Русская духовная поэзия (сборник)

Здесь можно скачать бесплатно » Коллектив авторов — Русская духовная поэзия (сборник)» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы

Русские духовные стихи: вчера и сегодня

Описание и краткое содержание «Русская духовная поэзия (сборник)» читать бесплатно онлайн.

Русская религиозная поэзия кровно скована с православной церковью: на самой грани осязания, пороге золотого литургического сияния и влажной небесной тьмы. Восточному христианству свойственна яркая божественная влюбленность, вечно юное страдание о Вечности. То же – в русской поэзии. Все это сливается в слово: Умиление.

Этот сборник охватывает три века духовного пути русской поэзии: от святого Димитрия Ростовского до недавнего нашего современника Леонида Губанова.

Русская духовная поэзия (сборник)

Тайный путь русской поэзии

Ранний свет луча дневного

Озарил мой тайный путь.

Н. Языков

Тайна, конечно, и должна оставаться тайной. Хотя, с другой стороны, – «Всё тайное станет явным». Однако афишированная тайна оборачивается или срамом, или трагедией. Думается, евангельская мысль как раз трагична. Тайна была выведена на Голгофу и «обнародована».

Но почему разглашение тайны обязательно должно стать ее нарушением, почему не может быть своей тайны у целого народа, у целого человечества, у всей Вселенной? Быть и оставаться тайной? Может – и – есть. Но что такое вообще тайна? Целомудренное чудо.

Этим целомудренным чудом и определяется качество человека, народа, произведения искусства.

Весьма фривольные Рабле и Вийон – этим чудом обладают (хотя в жизни тот же Вийон по оставшимся свидетельствам был, как теперь говорят, «отморозок»), в «телесах» Рубенса и кошмарах Босха оно есть, даже в песенках ветреных и разбитных битлов оно тоже присутствует. А в иных весьма пуританских и «праведных» трактатах и виршах его отчего-то нет, это при всей искренности писавших…

С другой стороны, некоторые современные авторы полагают, что, чем «гаже» пишешь, тем ярче высвечиваешь «святую» сторону дела. Истоки этой наивности как раз в отсутствии представления о какой бы то ни было тайне.

А ведь никакой обратной пропорции здесь быть не может: карнавалу, конечно, природны святые очертания, но литургия от этого не меркнет, а только разгорается ярче в своей первозданности; и все-таки чистая литургия, конечно, стоит здесь во главе угла.

В чем же тогда тайна? Наверное, в покаянии. Я тут «темню» не по игривости и не по мнительности, а потому, что говорить о покаянии в третьем лице некорректно ни в церковном, ни вообще в моральном, аспекте.

Более того, человек, обличая себя, тоже ведь ставит себя, в известной степени, в третье лицо: «Ах, я такой-сякой!» – «Ах, он такой-сякой!» (тыча в себя пальцем). Самоуничижение – грех паче гордыни. Покаяние более обширно, таинственно и – просто. «Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог» (Г. Державин).

И требуется особая благодать на человеке, чтобы он мог высказать это в стихах, чтобы он, не разглашая суетно, смог передать драгоценную тайну читателю, вывести и его на Тайный путь поэзии, человеческой души.

Начинался тайный путь русской поэзии в молитвах. Невозможно поэтому определить его отправной пункт. Начало же того явления, которое и зовется собственно русской поэзией в современном понимании, традиционно полагается в 18 веке; зачинатели его Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков.

Можно, конечно, с этим не соглашаться и нежно вспоминать Симеона Полоцкого, или, если уж на то пошло, грезить о звёздно далеком (и звёздно же близком) авторе «Слова о полку». Мы этого делать здесь не станем. Мы, – в известной степени, может быть, условно, – начнем все-таки с века 18-го.

Русский классицизм неслучайно называется русским, как русское барокко тоже неслучайно… Вообще, думается, что жадное впитывание, празднично-тревожное глотание сторонних культурных традиций как раз свидетельствует об обострении национального сознания.

Это своего рода присвоение чужих богатств, деланье их своими кровными, это настоящая мужья любовь к полоненной, во всяком случае, всегда чуть насильно, слегка из-под палки приведенной в дом невесте. Такой очаровательной невестой стала для русича Европа. И начался бурный роман, началась поэзия и проза, тиранство и подкаблучничество.

Русское барокко, русский классицизм пропитан русским духом, пронизан его сквозьеловыми острыми лучами. Тут и нашлись новые, неслыханные дотоле слова нового русского стиха.

Но как этот новоявленный русский поэт заговорил о Боге? С огромной радостью, с той радостью, с какой ребенок вбегает утром в родительскую спальню рассказать о первом снеге.

Каким монашеским подвигом, какими веками сладчайшего праведного молчания накоплена эта детская радость! Слово рождалось, как Бог, и «Слово было у Бога». Ломоносов хвалит Господа с мощью шума деревьев, наката морских волн на берег и – замирает.

Василий Капнист – замирает, стискивает эту радость аскетично, но она изливается из его строк ровным притушенным золотым светом.

Иван Крылов, картежник, бывший за это дело и под судом, смеется над собой покаянно; сквозь смех, комично кругля глаза, говорит о Гневе Божием, но в этом смехе – священный ужас и опять она – радость веры. Державин, забавный и грузный, кряхтя, забирается на грозовое облако, но там, как капитан на капитанском мостике, расправляет плечи и говорит напрямую с Господом, что ему дозволяет ликующее дерзновение огромной веры.

Читайте также:  Виды музыкальных игр

Вся эта махина русского космоса, русского религиозного и национального сознания встретила ополчившуюся на нее ветреную возлюбленную на Бородинском поле. Любя, встретила. Ведь действительно, Франция была мечтой русского дворянина, соответственно, русского офицера.

И вот эта обожаемая Франция двинула полки на Россию, с чаемым призывом к свободе, равенству и братству, с протянутым праздником. Вся Европа побросала оружие перед этим прекрасным праздником. Но – не Россия.

Почему?! Шалишь! Равенство равенством, свобода свободой, но не тронь другую, тайную, свободу, не тронь потир чистой литургии своими хмельными устами! Прикрой свои обнаженные перси знаменем своей же революции! Ух, шаромыжники! Оловянные солдатики! Разметал вас по сугробам наш Дедушка Мороз! Взять благодарно чужое – это одно, а подчиниться, встать на колени, отдаться, это – нет! Вот и доказательство пронзительного обострения национального сознания.

Но праздник, хоть и развенчанный, все же не терпит, когда от него отворачиваются, и карает он одиночеством, которое надо выдержать, тогда придет другой вящий праздник. Однако одиночество вовсе не так прекрасно, как принято полагать, и ох как отличается оно от молитвенного келейного уединения.

Решили догнать прежний праздник, добежали за ним «бистро» аж до самого Парижа. И – оказались в комическом положении, ведь бежать за праздником – курам на смех. Недаром, по духовному масштабу человек 18 века, князь Михаил Кутузов не советовал идти в Париж. Догонять Наполеона, как обиженную любовницу.

Но – побежали.

Так вот. Одиночество. Да, пришло одиночество. Пушкин, Лермонтов оставили заплаканные жемчужины религиозного одиночества, пустынного созерцания волшебного ангельского неба.

Тютчев вместе с планетой летел в это небо с бешеной скоростью, похожей на покой… Некрасов старался разделить страдания – не то чтобы народа, а каждого из народа: хоть что-нибудь да разделить, поделить по-братски, как раньше делили победу, теперь он так делил страдания. И потекла музыка.

Дивная церковная музыка. Церковная музыка не только в храме, она в поэзии. Фет. Вечерние огни. Это ласковое мерцающее течение медленно поднесло к XX веку.

Страдания не поделили. Даже страдания не поделили. Русская поэзия ступила на широкую дорогу к Голгофе. У Блока эта дорога пролегала под окном. Но Блок так и не вышел из дома. Точнее, он выходил, чтобы на рассвете с полпути тенью вернуться и писать дома стихи.

Однажды он не вышел, кричал-кричал от чудовищной последней боли… Ахматова и Цветаева прихорошились и – пошли, взявшись неприметно за руки. Мандельштам по льду, Пастернак по óпали, Гумилев… Гумилев остановился перекреститься на церковь, и его отвели в сторону, навсегда.

Есенин всё распахивал дверь кабака, почему-то постоянно впереди шествия распахивал, навстречу, и – улыбался обиженно и нежно презрительным взглядам, дело в том, что он шел задами, подворотнями, его пускали с черного хода. Маяковский маршировал, хватаясь за сердце. Волошин останавливался перед морем. И пришли.

Ахматова сама превратилась в море, в небо, в воздух, мучительно она искала, во что бы еще превратиться, чтобы громче, на всю Вселенную, крикнуть о великой русской трагедии, огромной беде. И ее услышали все эпохи, и аргонавты испуганно оглянулись на ее голос.

…Году в 1964-м сын Бориса Пастернака Евгений пошел как-то проведать могилку отца. Глядит, а там спит какой-то мальчик: спит, нежно прижавшись к могилке. Мальчика этого звали Леонид Губанов.

Емельян Марков

Святитель

Димитрий Ростовский

Грешник:

Дай мне место, Магдалина,
У Христовых ног,
Чтобы их омыть слезами
Бедный грешник мог.
Ты уж плакала довольно,
Ты уж плачем усладилась,
Ты очистилась от скверны,
Ты любовью просветилась.
Я ж, несчастный, и доселе
Прокажен грехом,
Опоясан поношеньем
И покрыт стыдом…
Близкий к смерти, прихожу я
К милосердью Божья Сына, —
Так, у ног Его пречистых
Дай мне место, Магдалина!

Магдалина:

Милосердьем безпредельным
Наш Господь богат:
Всех Он любит, всех зовет Он,
Всех принять Он рад.
Пусть все люди соберутся, —
У Него не будет тесно, —
Так любовь Его обильна,
Дом велик Его Небесный!
Станем плакать лучше вместе
При Его ногах:
Есть всегдашняя услада
В плаче о грехах.

Источник: https://www.libfox.ru/622720-kollektiv-avtorov-russkaya-duhovnaya-poeziya-sbornik.html

Русский духовный стих — это… Что такое Русский духовный стих?

Русские духовные стихи: вчера и сегодня

Рукописный сборник псальм, Нижегородская область

Духовные сти́хи (пса́льмы, роспе́вцы) — народные песни религиозного содержания.

Первые дошедшие до нас записи относятся к XV веку, однако наибольшее распространение получили с XVII века По всей видимости, имеют смешанное происхождение — русское эпическо-былинное и европейское лирическо-песенное. В основном традиция псальм, внеслужебных религиозных песен пришла в Россию с Украины и из Польши в XVI веке.

Изначально исполнителями псальм были калики перехожие — паломники во Святую Землю, а позднее бродячие слепые певцы. Поскольку духовный стих несет в себе глубокое назидательное, учительное начало, то он, как замечает Ф. И.

 Буслаев, «изъят из общего ежедневного употребления и предоставлен как особая привилегия только тем лицам, которые тоже будучи изъяты из мелочных хлопот действительности, тем способнее были сохранить для народа назидательное содержание его религиозной поэзии».

Вплоть до XIX века бродячие певцы оставались основными творцами и исполнителями духовных стихов в Белоруссии, на Украине, в Болгарии и большинстве регионов России.

Но начиная с XVIII века псальмы получают широкое распространение в среде старообрядцев и сектантов — хлыстов, скопцов, молокан, духоборов, катакомбников и др. (В хлыстовстве и скопчестве духовные стихи обычно назывались «роспевцами».) В этой, более религиозной, среде духовные стихи начинают петься обычными людьми. Как пишет известный фольклорист С. Е. Никитина:

«В старообрядческой среде духовный стих переживает свое второе рождение.

Духовные стихи старообрядцев были поэтическим воплощением их истории и учения: осмысление никонианской реформы, разгром и закрытие монастырей, начиная с Соловецкого, „выгонки“ в отдаленные места, подвиги и мучения героев и страдальцев — протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Симеона Верхотурского и др.

, учение об антихристе, споры о браке, указание путей к спасению — все становилось предметом поэтического описания. Однако основная функция стиха у старообрядцев оставалась та же — они связывали мир христианской книги с миром народных представлений, толковали сложные тексты понятным языком.»

(В сектантстве, соответственно, бытовали псальмы о Даниле Филлиповиче, Кондратии Селиванове и других основателях толков.)

Хотя наибольшей популярностью псальмы пользовались среди староверов и сектантов, сами духовные стихи по большей части не были выраженно конфессиональными — одни и те же псальмы пелись православными, старообрядцами, хлыстами и баптистами — образуя основу «народного православия». Псальмы имели календарную привязку: это песни, которые можно петь в пост.

Духовные стихи делятся на два типа: «старшие» и «младшие».

«Старшие» — это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексее Человеке Божьем, о Феодоре Тироне, об Егории Храбром, князе Ефимьяне, о Богатом и Лазаре и т. д.), они близки к былинам. «Младшие», отражают влияние силлабического виршевого стиха, проникшего из Польши.

Как правило, псальмы — это песни грустные и покаянные. В них поется о смерти, расставании души с телом, тщете и мимолетности жизни. В XVII веке, когда в среде старообрядцев сложилось представление о воцарении антихриста, стали возникать стихи эсхатологического характера.

Один из главных исследователей псальм Г. П. Федотов писал, что тема Страшного суда образует один из самых мощных центров притяжения в народной поэзии.

(В XX веке среди катакомбников снова возникает много эсхатологических псальм — только приход антихриста в них связывается уже с революцией, разрушением церквей, коллективизацией, лагерями и т. д.)

На Севере России псальмы поются без аккомпанимента, на Украине — часто под «лиру», скрипку и т. д.

Собирание и исследование духовных стихов в советское время было очень затруднено по идеологическим причинам. В настоящее время традиция духовных стихов почти исчезла в крестьянской России, сохранившись лишь в старообрядческих и сектантских общинах. Наиболее полное собрание русских духовных стихов — «Калики перехожие» П. А.

 Бессонова (1861 — 63); наиболее современное богословское истолкование — книга «Стихи духовные» Г. П. Федотова (1935). Среди крупных современных собирателей и исследователей псальм можно назвать С. Е. Никитину.

К псальмам обращаются профессиональные исполнители: Жанна Бичевская, Иеромонах Роман, Леонид Федоров, Сергей Старостин, Псой Короленко, Ансамбль Покровского, «Казачий Круг», «Сирин».

  • Г. П. Федотов, Стихи духовные
  • Серафима Никитина, Духовные стихи и народная филология
  • Священноинок Симеон, Несколько мыслей о богословии народных духовных стихов
  • Л.Гаврюшина, Русские духовные стихи
  • С. Федорова, К вопросу об исполнителях духовных стихов (на материале севернорусских записей XX века)
  • Тина Георгиевская, Русские духовные стихи, исполнительство и бытование
  • Лев Игошев, «Вся пророчества совершаются…» (Старообрядческий духовный стих)
  • История и культура старообрядчества
  • В.Георгиевская, Русские духовные стихи, исполнительство и бытование
  • Духовные стихи — Викизнакние
  • Духовные стихи в архиве Карельского Научного Центра РАН
  • Духовные стихи Верхокамья
  • Духовные стихи Саратовского Поволжья и их сценическое воплощение
  • Духовные стихи в культуре коми-зырян
  • Духовные стихи старообрядцев-филипповцев Удмуртии
  • Духовные стихи старообрядцев Ржева
  • Духовные стихи из тетради семьи Юхарьевых, Нижегородская область
  • Духовные стихи на страничке православной матери
  • Псальмы Вологодской области MP3
  • Верхокамье — Старообрядческие псальмы Верхокамья MP3
  • Старообрядческие псальмы Урала и Алтая MP3
Читайте также:  Игра боем на гитаре для начинающих

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1130567

Старообрядческие духовные стихи: сборник

21 апреля 2009 г. Категория Духовные стихи 10939

Духовные стихи — это русские народные стихотворения-песнопения на христианские темы и сюжеты.

Как определила понятие духовного стиха лингвист и фольклорист С. Е. Никитина:

В старообрядческой среде духовный стих переживает свое второе рождение.

Духовные стихи старообрядцев были поэтическим воплощением их истории и учения: осмысление никонианской реформы, разгром и закрытие монастырей, начиная с Соловецкого, «выгонки» в отдаленные места, подвиги и мучения героев и страдальцев — протопопа Аввакума, боярыни Морозовой,… учение об антихристе,… указание путей к спасению… Однако основная функция стиха у старообрядцев оставалась та же — они связывали мир христианской книги с миром народных представлений, толковали сложные тексты понятным языком.

Содержание

Покаянная молитва
Пред образом Спасителя
Псалом 26-й
Пред крестом
Коль славен наш Господь
Предание о Христе
Се жених грядет
О Закхее
Памяти Аввакума
О последнем времени
Стих к Богу молитвенный
Гора Афон
Обращение к ангелу
Два ангела
Об Аввакуме
Совет брату
Смерть апостола Петра
Обращение к душе
Агарь
Жду гостя
Успокоение
Христос и самарянка
Боярыня Морозова
Не ропщи
Агница
Стих «Прости меня, святая келья…»
Смерть Авеля
Блудный сын
О душе
Пташка
Не унывай
Плач Адама
Житейское море
Цветочек
Печальный странник
Сокрушение о грехах
Скорбь мужа на могиле жены
Утешение из могилы
Крещение
Об отшельнике
Стих «Суетен будешь…»
Об Алексее божием человеке
Ты слышишь райские напевы
Житейское море №2
Об Иоасафе царевиче
Колыбельная песнь
Плач Израиля
Аввакум в изгнании
Плач пустынных жителей
Плач младенцев
Потоп
Стих «Умоляла мать родная»
Ода, выбранная из Иова
Утреннее размышление о Божием величестве
О Воскресении Христа
На Рожество Христово
Милосердный самарянин
О числах
Брачный
Жениху
Не осуждай
Гимн славянский
Взглянь грешник
Плачь Иосифа Прекрасного
Стих узника-невольника
Есть безумные на свете
Сон
Когда одолеют тебя испытанья
Ох за что мы переносим
О Содоме
Кант Благовещению
О блудном сыне
Плачь Богородицы
Крещению Господню
Плач Адамов
Стих о радости
О смерти
Младенец
У купца была девица
Слава, слава в вышних Богу
Стих Рожеству Христову («Составьте согласныя песни…»)
Новому лету
Праведное солнце

Старообрядческий стиховник

Слова: протоиерей Николай Гурьянов

Господи помилуй, Господи прости
Помоги мне Боже, Крест свой донести
Ты прошел с любовью свой тернистый путь

Ты нес крест безмолвно, надрывая грудь.

  • И за нас, Распятый, много Ты терпел,
    За врагов молился, за врагов скорбел.
    Я же слаб душею, телом также слаб
  • И страстей греховных, я преступный раб.
  • Я великий грешник на земном пути,
    Я ропщу и плачу, Господи прости.
    Помоги мне Боже, дай мне крепость сил
  • Чтоб свои я страсти в сердце погасил.
  • Помоги мне Боже щедрою рукой,
    Ниспосли терпенье, радость и покой,
    Грешник я великий на земном пути.
  • Господи помилуй, Господи прости.
  • Пред тобою, мой Бог, я затеплю свещу,
    О прощении грехов, я молиться хочу —
  • Боже, помилуй мя.
  • Твой Божественный лик, на иконе святой
    Всем прощенье сулит, и любовь и покой.
  • Боже, помилуй мя.
  • Ты страдал на Кресте, пролил кровь за людей
    Нас с Отцем примирил, Крестной смертью своей.
  • Боже, помилуй.
  • На поносном кресте, и в терновом венце
    Ты Отца умолял, за врагов при конце
  • Боже, слава Тебе.
  • Ты и нам завещал, не роптать на людей,
    Повелел забывать об обиде своей
  • Боже, слава Тебе.
  • Пред Тобою, мой Бог, ныне я предстою
    И с поникшей главой о прощенье молю
  • Боже, помилуй мя.
  • От соблазнов, грехов, отклони, сохрани,
    Духа злобы, вражды от меня отжени —
  • Боже, помилуй мя.
  • Из нужды, нищеты, мне исход укажи
    И в несчастье, беде Ты меня поддержи
  • Боже, помилуй мя.
  • И людям послужить, дай мне силу, Творец,
    Чтоб спокойной душой, встретить жизни конец.
  • Боже, помилуй мя.

Источник: https://altaistarover.ru/articles/dukhovnye-stihi/198-staroobryadcheskie-duhovnye-stihi

Духовные стихи

Духовные стихи — жанр русского фольклора, стихотворения-песни на религиозные темы и сюжеты (в основном за­им­ст­во­ван­ные из Биб­лии и жи­тий).

Су­ще­ст­ву­ют раз­ные точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни соз­да­ния духовных стихов.

Вы­ска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что жанр духовных стихов сло­жил­ся по­сле при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва на Ру­си, в X-XI веках, а воз­мож­но, да­же в язы­че­ские вре­ме­на (лишь позд­нее впи­тав хри­сти­ан­ские эле­мен­ты); со­глас­но другой точ­ке зре­ния, духовные стихи на­ча­ли соз­да­вать­ся не ра­нее XVII века. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но мне­ние, что фор­ми­ро­ва­ние жан­ра от­но­сит­ся к XV-XVII векам.

Духовные стихи сло­же­ны в основном то­ни­че­ским сти­хом, как и бы­ли­ны; язык мно­гих духовных стихов по­хож на бы­лин­ный. Духовные стихи с риф­мо­ван­ным рав­но­слож­ным (сил­ла­бическим) сти­хом, оче­вид­но, име­ют бо­лее позд­нее книж­ное про­ис­хо­ж­де­ние.

Из­вест­ны так­же духовные стихи, на­пи­сан­ные риф­мо­ван­ным сил­ла­бо-то­ническим сти­хом, ко­то­рые ис­пы­та­ли на се­бе влия­ние русской по­эзии XVIII-XIX веков. Ста­рин­ные духовные стихи на­зы­ва­лись «псаль­ма» (или «псал­ма») — по на­зва­нию псал­мов, вхо­див­ших в со­став Псал­ти­ри.

Бо­лее позд­ние сил­ла­бические и сил­ла­бо-то­нические духовные стихи име­но­ва­лись «кант» (или «кан­та», от латинского can­tus — «пес­ня»). Духовные стихи обыч­но ис­пол­ня­ли на яр­мар­ках, ба­зар­ных пло­ща­дях или у две­рей мо­на­стыр­ских хра­мов бро­дя­чие пев­цы (стран­ни­ки, па­лом­ни­ки).

Боль­шин­ст­во духовных стихов из­вест­но в за­пи­сях фольк­ло­ри­стов середины XIX — конца XX веков; они встре­ча­ют­ся так­же в ста­ро­об­рядческих ру­ко­пис­ных кни­гах и пе­чат­ных из­да­ни­ях.

Те­ма­ти­че­ски сре­ди духовных стихов вы­де­ля­ют­ся: сти­хи на вет­хо­за­вет­ные и но­во­за­вет­ные сю­же­ты; сти­хи о Бо­го­ро­ди­це, свя­тых и о со­бы­ти­ях хри­сти­ан­ской ис­то­рии; ду­хов­но-на­ста­ви­тель­ные; сти­хи эс­ха­то­ло­ги­че­ско­го со­дер­жа­ния, рас­ска­зы­ваю­щие о «по­след­нем вре­ме­ни»; сти­хи, по­свя­щён­ные смер­ти и по­гре­бе­нию че­ло­ве­ка. По сво­ей струк­ту­ре духовные стихи так­же мо­гут быть раз­де­ле­ны на не­сколь­ко ви­дов. Не­ко­то­рые из них не­сю­жет­ны и пред­став­ля­ют со­бой свое­об­раз­ные на­зи­да­ния или мо­ле­ния и ис­по­ве­ди. Ли­рические духовные стихи — ис­по­ве­ди-пла­чи, об­ла­даю­щие осо­бен­ной эмо­цио­наль­но­стью; в них на­хо­дят вы­ра­же­ние чув­ст­ва бо­го­ос­тав­лен­но­сти, без­утеш­ной скор­би, раз­лу­ки с ближ­ни­ми. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ли­рические духовные стихи на вет­хо­завет­ный сю­жет об Ио­си­фе Пре­крас­ном, про­дан­ном брать­я­ми в Еги­пет и раз­лу­чён­ном с от­цом Иа­ко­вом («Плач Ио­си­фа Пре­крас­но­го»).

Боль­шин­ст­во духовных стихов име­ют эпический ха­рак­тер, изо­бра­жая со­бы­тия из зем­ной жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы и Хри­ста, со­ше­ст­вие Хри­ста в ад и ос­во­бо­ж­де­ние умер­ших пра­вед­ни­ков от вла­сти ад­ских сил, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние Хри­ста, Страш­ный суд.

Опи­сы­ва­ют­ся так­же со­бы­тия из жиз­ни свя­тых и со­вер­шён­ные ими чу­де­са [духовные стихи о Ни­ко­лае Угод­ни­ке (Ни­ко­лае Мир­ли­кий­ском), об Алек­сии че­ло­ве­ке Бо­жи­ем, о Бо­ри­се и Гле­бе и др.].

Из­вест­ны духовные стихи, объ­яс­няю­щие про­ис­хо­ж­де­ние цер­ков­ных празд­ни­ков («Стих о две­на­дца­ти пят­ни­цах», «Дмит­ри­ев­ская суб­бо­та»), сти­хи прит­че­во­го ха­рак­те­ра, изо­бра­жаю­щие на­ка­за­ние Смер­тью гор­де­лив­ца («Стих об Ани­ке вои­не»), му­че­ние в аду жес­то­ко­го бо­га­ча и по­смерт­ную на­гра­ду пра­вед­но­му бед­ня­ку («Стих о бо­га­том и о Ла­за­ре»). Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет «Стих о Го­лу­би­ной кни­ге», по­ве­ст­вую­щий о со­кро­вен­ной сущ­но­сти, ис­ти­не ми­ра, за­клю­чён­ной в та­ин­ст­вен­ной Го­лу­би­ной кни­ге.

Струк­ту­ра духовных стихов обыч­но диа­ло­гич­на: че­ре­дую­щие­ся во­про­сы и от­ве­ты пер­со­на­жей при­зва­ны дра­ма­ти­зи­ро­вать дей­ст­вие, пе­ре­дать чув­ст­ва уча­ст­ни­ков, сло­вес­но обо­зна­чить кон­фликт и рас­крыть глу­бин­ный, ре­лигиозный смысл со­бы­тий.

Духовные стихи от­ра­жа­ют народную ве­ру, не сов­па­даю­щую с ор­то­док­саль­ным хри­сти­ан­ст­вом; многие мо­ти­вы духовных стихов вос­хо­дят к апок­ри­фам. Ре­ми­нис­цен­ции из духовных стихов встре­ча­ют­ся у русских пи­са­те­лей XIX-XX веков. (Н. А. Не­кра­сов, Н. С. Лес­ков, П. И.

Мель­ни­ков-Пе­чер­ский, Н. А. Клю­ев и др.).

Издания:

Ва­рен­цов В. Г. Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов. М., 1860;

Бес­со­нов П. А. Ка­ли­ки пе­ре­хо­жие. Сб. сти­хов и ис­сле­до­ва­ние. М., 1861–1863. Ч. 1–2;

Го­лу­би­ная кни­га. Рус­ские на­род­ные ду­хов­ные сти­хи XI–XIX вв. М., 1991;

Ду­хов­ные сти­хи. Кан­ты: (Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов Ни­же­го­род­ской об­лас­ти). М., 1999.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ве­се­лов­ский А. Н. Ра­зы­ска­ния в об­лас­ти рус­ских ду­хов­ных сти­хов. СПб., 1879–1891. Т. 1–6
  • Ар­хи­пов А. А. Го­лу­би­ная кни­га: Wort und Sache // Ме­ха­низ­мы куль­ту­ры. М., 1990
  • Фе­до­тов Г. П. Сти­хи ду­хов­ные: Рус­ская на­род­ная ве­ра по ду­хов­ным сти­хам. М., 1991

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/dukhovnyie_stikhi

Ссылка на основную публикацию